aracs.ru

Значение толстой федор петрович в краткой биографической энциклопедии. Русские художники. Толстой Федор Петрович

    Толстой Фёдор Петрович - (1783 1873). русский скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Посещал (с 1804) петербургскую АХ, где учился у И. П. Прокофьева; преподавал там же (с 1825; вице президент в 1828 59, товарищ (заместитель) президента в 1859 68). В… … Художественная энциклопедия

    Толстой Фёдор Петрович ( - Толстой Фёдор Петрович (1783—1873), граф, скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Окончил Морской корпус (1802). В 1804 оставил военную службу; начал посещать классы при АХ, почетный член АХ с 1809, преподавал там же с 1825 (вице… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Толстой Фёдор Петрович - (1783 1873), граф, скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Окончил Морской корпус (1802). В 1804 оставил военную службу; начал посещать классы при АХ, почетный член АХ с 1809, преподавал там же с 1825 (вице президент в 1828 59,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Толстой Фёдор Петрович - (1783 1873), граф, медальер, скульптор, живописец и график, вице президент (1828 59), товарищ президента (1859 68) Петербургской АХ. В его произведениях, проникнутых поэтическим восприятием античности, принципы классицизма получили новое, близкое … Энциклопедический словарь

    Толстой Фёдор Петрович - … Википедия

    Толстой, Фёдор - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Толстой. Толстой, Фёдор: Толстой, Фёдор Андреевич (1758 1849) сенатор, тайный советник, двоюродный дед Л. Н. Толстого и библиофил. Толстой, Фёдор Иванович (Американец; 1782… … Википедия

    Литке, Фёдор Петрович - У этого термина существуют и другие значения, см. Литке. Фёдор Петрович Литке Friedrich Benjamin von Lütke … Википедия

    Литке Фёдор Петрович - Фёдор Петрович Литке Род деятельности: мореплаватель Дата рождения: 17 (28) сентября 1797(17970928) … Википедия

Федор Петрович Толстой

ТОЛСТОЙ Федор (10.02.1783-13.04.1873), граф, русский медальер, скульптор, художник. Участвовал в оформлении храма Христа Спасителя. Рисунки к поэме И. Ф. Богдановича “Душенька”. Один из руководителей Петербургской Академии художеств.

Федор Петрович Толстой был одним из известнейших деятелей русского искусства. Как и многие представители этой фамилии, он был человеком исключительно одаренным и уже с раннего детства продемонстрировал удивительные способности и склонность к живописи.

Однако карьеру свою он начал в качестве военного. Первое время он служил кадетом в морском корпусе. Вскоре Толстой, по-видимому, понял, что занимается не своим делом, и в 1804 году, уже в звании мичмана, вышел в отставку. Он решил сделать живопись своей профессией и стал посещать занятия в Академии художеств. Его работы привлекли к себе внимание высших кругов, и император Александр 1 определил его на службу в Эрмитаж, а позже - в монетный департамент, где Толстой работал медальером.

Затем он поступил на Службу в Академию художеств. Начав работать здесь преподавателем в 1825 году, Толстой уже спустя три года занимал должность вице-президента. За годы деятельности в академии Федор Петрович заслужил звание профессора медальерного искусства и скульптуры. Он был большим авторитетом в своей области. В честь пятидесятилетия деятельности Толстого на ниве российского искусства была выбита медаль с его изображением.

Федор Петрович Толстой оставил замечательный след в истории Отечества. Этот исключительно одаренный художник всячески способствовал развитию молодых талантов. Среди его творений огромное количество настоящих шедевров, относящихся к классике мировой живописи. Толстой участвовал в оформлении московского храма Христа Спасителя. В числе его работ множество великолепных иллюстраций к собраниям сочинений известных авторов. Графский род Толстых, давший России не одного достойнейшего представителя, не пресекся и по сей день.

Сурмина И.О., Усова Ю.В. Самые знаменитые династии России. Москва, "Вече", 2001

ТОЛСТОЙ Федор Петрович, гр. (10.2.1783 - 13.4.1873). Надворный советник, художник-медальер.
Отец - генерал-майор гр. Петр Андреевич Толстой, мать - Елизавета Егоровна Барбо де Марии. Воспитывался в Полоцком иезуитском коллегиуме и Морском кадетском корпусе, куда поступил 26.6.1798, гардемарин - 26.5.1800, мичман гребного флота - 28.6.1802, адъютант товарища министра морских сил вице-адмирала П.В. Чичагова - 23.6.1804, уволен от службы лейтенантом - 13.10.1804 и решил стать профессиональным художником. Определен на службу в Эрмитаж - 1806, а затем и в Монетный двор медальером - 1810, почетный член Академии художеств - 1809, преподаватель медальерного класса Академии - 1825. Почетный член Вольного общества любителей российской словесности - 6.5.1818.
Член Союза спасения и Союза благоденствия (член и председатель Коренного совета, участник петербургского совещания 1820). Высочайше повелено оставить без внимания.
Вице-президент Академии художеств - 28.11.1828, знакомый А.С. Пушкина, упомянувшего его в «Евгении Онегине», профессор медальерного искусства - 1842, скульптуры - 1843, тайный советник - 5.12.1846. Мемуарист. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Жены: первая - с 1810 Анна Федоровна Дудина (1792 - 1835); дочери: Елизавета (1811-1836) и Мария (3.10.1817 - 22.7.1898), писательница, жена беллетриста П.П. Каменского; вторая - Анастасия Ивановна Иванова; дочери: Екатерина (1843-1913), жена доктора Э.А. Юнге, и Ольга, жена статского советника А.А. Дмитриева. Мария и Екатерина оставили воспоминания.

ГАРФ, ф. 48, оп. 1, д. 232.

Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/

Федор Петрович Толстой - один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века - родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус. Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой поступок. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась жизнь, полная лишений и трудностей.

В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у профессора И. П. Прокофьева, здесь же он подружился с О. А. Кипренским, советами которого руководствовался в рисовании гипсов.

Художник с увлечением копирует античные статуи, изучает древнюю историю, нравы и обычаи людей далекого прошлого. Искренняя и глубокая любовь к античному искусству, зародившаяся еще в юности, в дальнейшем пройдет через весь его творческий путь. Исключительным талантом и трудолюбием Толстой быстро добивается успехов. Первые работы художника - рисунки и барельефы на античные темы. Так, в 1806 году он исполнил рисунки «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», «Суд Париса», «Борьба Геракла» и другие (ГРМ). За восковой барельеф «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» (1809, Гос. Эрмитаж) Ф. П. Толстой избирается почетным членом Академии художеств.

Медальерное дело, скульптура и графика, а позднее живопись и декорационное искусство - почти в каждой области художественного творчества проявил себя этот самобытный и яркий мастер. Его ранние работы, горельефы из розового воска - «Мальчик под покрывалом», «Купающиеся дети» (оба 1808-1809, Калининская областная картинная галерея), «Душенька» (1808-1809, Гос. Эрмитаж) - свидетельствуют о большом профессионализме. Красотой линий, плавностью очертаний, мягкостью и выразительностью лепки отличается фигура Душеньки. Знание натуры, великолепное владение секретами восковой техники отмечали современники в его горельефах.

Совершенно особое место в творчестве раннего периода занимают восковые портреты - небольшие по размерам профильные изображения, выполненные в невысоком рельефе из светлого, желтого и розового воска на черной доске или стекле. Если в ранних портретных барельефах скульптор стремится к выражению напряженной внутренней жизни своих персонажей (портрет А. Ф. Дудиной, портреты братьев), то в поздних он идет по линии обобщения и типизации образов, проявляя большую свободу в использовании художественных средств (портреты К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др.).

Начало работы художника как медальера связано целиком с Петербургским Монетным двором, куда в 1810 году он получил назначение. Медаль, по его мнению, должна быть ясной и доходчивой, «чтобы каждый мог понять сразу, по какому поводу она выбита».

«Сочинение поручаемых мне медалей, - писал Ф. П. Толстой, - я полагал производить в античном греческом виде, как лучшем в изящных искусствах, строго соблюдая верность обычаев, костюмов, местности и страны того времени и тех лиц, при которых совершилось долженствующее быть изображенным на медали известное событие...»

В 1809 году появляется первая медаль «В память просветительной деятельности Чацкого», исполненная в лучших традициях классицизма, а в 1813-1817 годах - медали, среди которых и наградная медаль воспитанникам Академии художеств. Все они отличаются классической строгостью композиции, красотой контуров, плавностью ритмов и точностью рисунка. Долго и упорно работая в области медальерного искусства, Толстой создал учение о том, «чему и как должен учиться тот, кто желает быть художником-медальером, а не медальером-мастеровым».

Подлинную славу и известность художник снискал после создания серии медальонов на темы Отечественной войны 1812 года. «Я русский и горжусь сим именем, - писал Ф. П. Толстой в дни Отечественной войны, - желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее... я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней... может и посредственный талант так одушевить, что он вниидет во врата грядущих времен... я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского».

Важно отметить, что эту работу, продолжавшуюся более двадцати лет, художник делал не по заказу или просьбе высокопоставленных лиц, а исключительно из искренних патриотических побуждений. Знаменитейшие военные действия он увековечил не портретами генералов, а фигурами, символически изображающими русское войско и народное ополчение. Он тщательно изучил подробности сражений, читал записи военных специалистов, беседовал с ветеранами войны. Сохранившиеся рисунки и эскизы дают. возможность проследить творческий процесс работы над каждой композицией и убеждают в том, что лаконизм и выразительность художественного языка достигнуты художником ценой больших исканий, настойчивым и упорным трудом. Ему удалось добиться того, что «всякий, смотря на готовую медаль, мог узнать, не прибегая к подписи, на какой случай она выбита».

Медальоны Толстого очень разнообразны по сюжетам и решениям. Основное место в них занимают крупнейшие битвы и сражения Отечественной войны. Сама действительность определяла характер сюжетов и композиций медальонов, давала направление творческой мысли художника. Глубокая и тесная связь с реальной жизнью наполняла работы Толстого взволнованным и искренним чувством.

Медальоны Толстого приобрели широкую известность не только в России, но и за границей. Он был избран членом почти всех европейских академий художеств. Расцвет творчества художника совпал с периодом его наиболее интенсивной политической и гражданской деятельности. Подобно многим передовым людям своего времени, Толстой мечтал о широких преобразованиях, об изменении социальных порядков. В 1816 году он был вовлечен в движение масонов, позднее участвовал в организации так называемых «ланкастерских школ», целью которых было распространение грамотности среди населения.

Общественная деятельность подготовила Толстого к вступлению в 1818 году в тайное общество - Союз Благоденствия, где он был не рядовым участником, а одним из руководителей - председателем Коренного Совета. Толстой не пошел до конца за декабристами, однако сохранил свои убеждения, смелость и широту взглядов. Об этом свидетельствуют поданные Николаю 1 в 1826 году две записки Толстого, в которых он мужественно выступает в защиту достоинства человеческой личности, обрушивается с резкой критикой бессмысленной муштры и палочной дисциплины в армии, гневно осуждает крепостное право и бюрократический произвол. Художник принимал самое активное участие в освобождении Т. Г. Шевченко, добиваясь его амнистии.

Напряженная общественная деятельность не помешала художнику заниматься любимым искусством. В 1816 году он исполнил из воска четыре барельефа к «Одиссее» Гомера (ГТГ). Эти барельефы представляют наиболее ценную часть скульптурного наследия художника. Тонкое понимание и знание античности, глубокое проникновение в мир пленившей его древнегреческой жизни помогли художнику воскресить страницы далекой истории во всем поэтическом очаровании и жизненной убедительности.

Помимо медальонов и барельефов, Толстой создал несколько скульптур. В 1822 году мастером была выполнена «Голова Морфея» (терракота, ГРМ), в 1839 году «Бюст Николая I» (мрамор, ГРМ), в 1848 году «Голова Христа» (гипс, ГРМ; мрамор, ГТГ). В 1849 году за заслуги в области скульптуры Совет Академии художеств утвердил его в должности профессора.

Большое место в творческом наследии художника занимают и иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька». Тринадцать лет продолжалась работа над рисунками (1820-1833, ГТГ), по которым впоследствии были созданы резцовые гравюры. В этих листах проявилось блестящее мастерство Толстого в использовании линии, характерное для всего творчества художника. Линия, контур явились для него основным средством художественной выразительности. В его руках линия упруга, точна, она то усиливается, то приближается и исчезает, создается полнейшее ощущение объемности, материальности фигур и предметов. Различный характер линий дает художнику возможность с предельным лаконизмом решать пластические и пространственные задачи.

Иллюстрации Ф. П. Толстого к «Душеньке» - венец графического мастерства художника. В них отразились лучшие стороны его рисовального искусства - виртуозность и точность рисунка, легкость линейных ритмов и их музыкальность, красота контуров.

Толстой известен также как сочинитель балетов и опер, как художник-декоратор. В 1838 году он выполнил декорации, эскизы театральных костюмов и большое количество рисунков, фиксирующих различные танцевальные па, к балету «Эолова арфа», а в 1848 году - к балету «Эхо».

Скульптуру, медальерное дело и графику Толстой считал самым важным своим занятием. Им он отдавал все творческие силы и время. В редкие свободные от основной работы часы художник вырезал из черной бумаги различные силуэты. Независимый от официальных господствующих вкусов, не связанный требованиями заказчиков и Академии, Толстой выполнял силуэты для себя и своих друзей. Здесь особенно ярко сказались его реалистические устремления, интерес к окружающей жизни. Написал Толстой и несколько картин: "Семейный портрет" (1830, ГРМ), "За шитьем. В комнатах" (ГТГ), "Варвик" (1853, не сохранилась) и "Вид чади Марковиль в Финляндии" (1855, ГТГ).

Умер Федор Петрович Толстой 13 апреля 1873 года в возрасте девяноста лет. Большую, наполненную трудом жизнь прожил этот замечательный художник. Он оставил о себе яркую память. Его произведения, созданные более ста лет назад, живут и в наше время, радуя зрителей замечательным мастерством.

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Толстой и Пушкин

Толстой Федор Петрович (1783-1873). Предпринимая в 1825 году издание своих стихотворений, Пушкин собирался заказать к нему виньетку и писал брату и П. А. Плетневу: «Что, если б волшебная кисть Толстого...» В это же время поэт упомянул в четвертой главе «Евгения Онегина» о «чудотворной кисти» художника.

В первой половине XIX столетия имя Толстого - скульптора и медальера, живописца и рисовальщика - пользовалось большой популярностью в русском обществе. Широко известны его сюита медальонов с аллегорическими изображениями сцен на сюжеты Отечественной войны

1812 года и серия классических рисунков к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька». Сюита была известна Пушкину по изданию «Собрание разных изображений с медалей, представляющих воинские действия, происходившие в 1812, 1813 и 1814 годах» (СПб., 1818).

Толстой сочувствовал декабристскому движению и даже состоял председателем коренной думы Союза благоденствия. За непринадлежность к позднейшим тайным обществам был «оставлен без внимания».

Круг знакомых художника был широк - он включал не только товарищей по профессии, но и ученых, писателей, общественных деятелей.

В салоне А. Н. Оленина, как вспоминал позднее Толстой, он «познакомился и очень хорошо сошелся с Гнедичем, Крыловым, Жуковским, Пушкиным и Плетневым» (1817-1820). Встречался он с Пушкиным также в 1831 году в Царском Селе и в 1833 году в Петербурге на похоронах Гнедича.

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 97.

Далее читайте:

Участники наполеоновских войн (биографический справочник).

Иллюстрации:

Толстой Ф.П. Рисунок 1859 года.

Толстой Ф.П. Народное ополчение. Медальон. 1816 г. (ГРМ).

Пелагея - Не уходи.

Русский художник, медальер Федор Петрович Толстой и его работы.

Среди его работ можно встретить натуралистические зарисовки...
Алтея.


Ветка винограда.

Ветка крыжовника.

Герань.

Нарцисс.

Стрекоза.

Цветок кавалерская звезда.

Натюрморты...
Букет цветов, бабочка и птичка. 1820.

Ветка сирени и канарейка.

Интерьеры...
В комнатах.

В комнате за шитьем.

Семейный портрет.

Виды городов...
Вид Бергена.

Франценсбад. С дороги в Егер.

И их жителей...
Париж. Типы.

Жанровая живопись...
Возвращение.

Душенька любуется собою в зеркало. 1821.

У окна. Лунная ночь.

Медали...

Силуэты...
Наполеон на поле боя.

Наполеон у костра.

Мифология...
Нептун.

Пастораль.

Пир женихов Пенелопы.

Рыцарь Лебедя.

Портрет с семьей.

Фёдор Толстой родился в семье графа П. А. Толстого, начальника Кригс-комиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника.
В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И.П.Прокофьева.В 1809 г. создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 г. получил назначение в Петербургский Монетный двор.После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны. Ф. Толстой становится известнейшим российским медальером, его серия из 21 медали-медальона, посвященная войне 1812 года, принесла создателю заслуженное признание.
В 1818 г. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета).В восстании декабристов не участвовал.
В 1849 г. Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.
Умер Фёдор Петрович Толстой 13 (25) апреля 1873, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Пожалуйста не путайте с Фёдором Ивановичем Толстым - «Американцем»

Спасибо Катерине ака catherine_catt за добавление фрагмента из "Записок" Ф.П.Толстого.
"В назначенное время я явился в кабинет ее величества, где она с тою же ласкою, как в первый раз, изволила меня принять и показала полученную коллекцию, которая ей очень нравилась. Эта коллекция состояла из восемнадцати разных цветков, писанных гвашевыми красками на грунтованной сероватого цвета бумаге, красиво расположенных и с французским шиком выполненных. Осматривая эту коллекцию и отдавая должную справедливость искусству парижского художника владеть гвашевыми красками, я сказал: "Мне кажется, что в принятой этим артистом манере изображать цветки видно более желание блестнуть эффектом и выставить свой вкус, нежели со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению, отчего в этих так различных цветках с первого рисунка показывается какое-то будто бы сходство между собою, несмотря на их различные формы и колера". На это императрица сказала мне: "Попробуйте вы нарисовать какой-нибудь цветок и покажите мне". Не рисовав никогда цветов, я принял это предложение.
Вернувшись домой, я нашел в нашем крошечном садике куст довольно красивых светло-лиловых цветков о шести ли¬стках15. Сорвав небольшую ветку с двумя цветками и зеленью, я тот же час принялся ее срисовывать, но не акварелью, и не гвашью, и не на грунтованной бумаге, хотя тоже диковатого тона, приготовленной в Англии. Водяные краски, которые я употребляю для моих рисунков, почти все состоят из чистых природных корпусных красок, то есть различных охр, земель и химически добываемых из металлов и некоторых руд, и действую ими по принятому мною особому способу, который оказался особенно удобен для рисовки цветов и фруктов.
Через день рисунок был готов, и я отнес его императрице, которая, увидев его, очень хвалила и сказала мне, что она на¬ходит в моем цветке более жизни и верности с натурою. Та¬кое заключение ее величества об моем в первый раз написан¬ном с натуры цветке меня несказанно обрадовало, и я теперь в свободное время от сурьезных занятий буду писать цветы и фрукты.
С этих пор я начал писать по одиночке и группами разных сортов цветки, фрукты и ягоды, бразильских чудных форм и цветов бабочек, стрекоз, жучков (которых у меня большая коллекция), ярких колеров одноцветных, так и с металлическими отблесками, точно фольга разных цветов, или испещренных красивыми узорами из разных колеров. Так же и птичек Нового Света с их перышками ярких блестящих цветов, то одноколерных, то испещренных разными цветами, то с металлическим блеском цветной фольги, а иные местами блестят точно ярко раскалены уголья.
Впоследствии я сделал очень много рисунков во всех этих родах для императрицы Елизаветы Алексеевны, сделал ей несколько и больших рисунков, на которых были сгруппированы вместе цветы, фрукты, птички, бабочки, стрекозы и жучки. Ей же нарисовал я коллекцию бабочек из десяти экземпляров, между которыми есть несколько и с металлическими отливами. Императрице Марии Федоровне нарисовал коллекцию стрекоз в 12 экземплярах. Я рисовал как в этом роде, так и в других родах много рисунков в альбомы дам и кавалеров и не для одной царской фамилии."

Толстой Федор Петрович (Tolstoy Fedor Petrovich) – русский живописец, скульптор, медальер, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области отечественного искусства. Родился в графской семье в 1783 году. Первоначальное образование получил в доме родителей в Санкт-Петербурге и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность к рисованию. В раннем детстве Толстой был отправлен для дальнейшего обучения и воспитания в Полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние на него оказал генерал иезуитского ордена Гавриил Грубер, известный любитель живописи, наук и искусств. Далее Федор Толстой поступил в Морской кадетский корпус, по окончании которого в 1802 году был удостоен звания мичмана и отправлен для прохождения службы на Балтийский флот.

Семейный портрет


За шитьем


В комнатах

Однако, вскоре после начала службы Толстой выходит в 1804 году в отставку, теряя при этом перспективу военной и государственной карьеры, что было совершенно не свойственно для представителей аристократических кругов того времени. Страстным желанием молодого графа было обучение искусству в Академии художеств. Решившись учиться ваянию и медальерному искусству, Толстой стал посещать классы Академии в качестве вольноприходящего ученика. Усердная работа в академических классах и изучение литературы и истории быстро развили дарование молодого художника, так что уже в 1806 году он обратил на себя внимание императора Александра I, который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 году в монетный департамент медальером. В том же году Академия художеств избрала его в свои почетные члены.

В 1825 Федор Петрович Толстой был утвержден в должности преподавателя медальерного класса Академии, в 1828 году назначен ее вице-президентом, в 1842 возведен в звание профессора медальерного искусства, а через год после того – и в звание профессора скульптуры. Должность вице-президента Толстой занимал до последовавшего в 1859 году преобразования Академии, после чего состоял до конца своей жизни товарищем президента. В 1854 году торжественно праздновалось пятидесятилетие его художественной деятельности, и по этому случаю была выбита медаль в его честь.


Лунная ночь у окна


Рыцарь Лебедя


Возвращение

В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посту вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников. Он был горячий поклонник Древней Греции, которую с юных лет изучал в ее истории и художественных произведениях.

В своих работах Толстой стремился приблизиться к красоте и благородству эллинских памятников скульптуры и рисунков на вазах, но при этом, когда дело шло об изображении русских и религиозных сюжетов, умел находить для них соответствующие им формы и типы. Композиция у него – строго обдуманная, рисунок – правильный, техническое исполнение – добросовестное и умелое. Современные нам ценители искусства найдут, что от большинства произведений графа Толстого на античные темы веет холодом; но в свою пору эти произведения сильно нравились публике, как более оригинальные и изящные чем то, что выходило перед тем из-под резца, карандаша и кисти псевдоклассиков нашей академической школы.


Душенька в зеркале любуется собой


Пастораль


Франценсбад, с дороги в Егер

Талант Толстого ярче всего выказался в работах по медальерной части, каковы двадцать медальонов с аллегорическими изображениями событий Отечественной войны 1812–1814 годов, двенадцать подобных же медальонов в память Персидской и Турецкой войн 1826–1829 годов, медали: поднесенная Виленским университетом графу Ф. Чапскому, от Санкт-Петербургского ополчения принцу Александру Вюртембергскому, в память избрания великого князя Николая Павловича в канцлеры Абоского университета, на кончину императора Александра I, на усмирение венгерского восстания, в память герцога Максимилиана Лейхтенбергского и множество других. К работам того же рода относятся прекрасно вылепленные графом Толстым и им же самим вырезанные в металле четыре барельефа с сюжетами из Одиссеи Гомера. По части собственно скульптуры важнейшие произведения графа – сочиненные и моделированные им четыре главных и восемь побочных входных дверей московского Храма Спасителя с орнаментами и колоссальными круглыми фигурами и бюстами различных святых, поясное изваяние Христа, бюст Морфея в венке из лупинов, бюст императора Николая I в славянских доспехах и царской порфире и статуя нимфы, льющей воду из кувшина в петергофском дворцовом парке.

21 февраля 1783 - 25 апреля 1873

русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель стиля классицизма

Биография

Фёдор Толстой родился в семье графа П. А. Толстого, начальника Кригс-комиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника.

В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И. П. Прокофьева.

В 1809 г. создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 г. получил назначение в Петербургский Монетный двор.

После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны.

В 1818 г. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета).

В восстании декабристов не участвовал.

В 1849 г. Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.

Умер Фёдор Петрович Толстой 13 (25) апреля 1873, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Семья

  • Жена с 1810 Анна Фёдоровна Дудина (1792-1835)
    • дочь Елизавета (1811-1836), умерла от скоротечной чахотки.
    • дочь Мария (3 октября 1817 Петербург? 22 июля 1898 Петербург) - писательница, жена беллетриста П. П. Каменского .
  • Вторая жена, Анастасия Ивановна Иванова (1816, Петербург - 1.11.1889, Петербург). (Вместе с мужем добивалась освобождения Тараса Шевченко)
    • дочь Екатерина (24.11.1843, Петербург - 20.01.1913, Москва), художница, мемуаристка, основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве. Муж Юнге Эдуард Андреевич (1832-1898), врач-окулист, профессор.
    • дочь Ольга (1849 Петербург?25.10.1869 Одесса), жена статского советника А. А. Дмитриева.
  • Автопортрет
  • Толстой с первой женой и дочерьми
  • Анастасия Ивановна,
    2-я жена

Произведения

  • «Мальчик под покрывалом»,
  • «Купающиеся дети» (оба 1808-1809, Калининская областная картинная галерея),
  • «Душенька» (1808-09, Эрмитаж)
  • портрет А. Ф. Дудиной
  • «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» (1809, Эрмитаж)
  • «Голова Морфея» (терракота, ГРМ),
  • «Бюст Николая I » (1839, мрамор, ГРМ),
  • «Голова Христа» (1848, гипс, ГРМ; мрамор, ГТГ).
  • Народное ополчение. (1816, ГРМ)
  • «Ягоды красной и белой смородины» (1818, бумага коричневая, гуашь, ГТГ).
  • «Семейный портрет» (1830, ГРМ),
  • «За шитьём. В комнатах» (ГТГ),
  • «Варвик» (1853, не сохранилась)
  • «Вид чади Марковиль в Финляндии » (1855, ГТГ).
  • «Цветы, фрукты, птицы, насекомые»

Литературные сочинения

Некоторые способности к литературе для образованного человека XIX столетия - вещь естественная и повсеместная. А поэтому нет ничего удивительного, что подобные сочинения, авторства Ф.П. Толстого, были обнаружены и опубликованы. Среди них, Обзор собственной деятельности, относящийся более к деловой документальной хронике, и традиционные для своего времени довольно любопытные Мемуары. Приводим оба эти произведения:

Библиография

  • Мроз Е. К., Ф. П. Толстой. 1783-1873, М. - Л., 1946.

Две миниатюры Федора Толстого "Птичка" и "Смородина", упоминаемые его дочерью Каменской-Толстой М.Ф. в "Воспоминаниях" находятся в Иркутском Художественном музее, а 17 медалей в Иркутском доме-музее декабриста Волконского.

Загрузка...