aracs.ru

Научно просветительная деятельность музея. Научно-просветительская работа музея. Основные направления учетно-хранительской деятельности


Экскурсия является основной формой культурно-просвети­тельной деятельности музея. Кроме нее, музей как культурный и научный центр проводит и другую культурно-просветитель­ную работу на основе своего фондового собрания. В ходе ее фор­мируется музейная аудитория, круг друзей музея, возникаютраз-личные формы работы. Традиционно используются лекции, способные, при проявленном к ним интересе общественности, перерасти в длительные лектории, создаются кружки и клубы, объединяющие вокруг музея заинтересованных людей. Наибо­лее распространены кружки и клубы коллекционеров, краеве­дов, видящих в музее центр для удовлетворения своих интере­сов и потребностей. Работа лекториев, кружков, клубов при пра­вильной их организации может удовлетворять интересы музея и при проведении им поисково-фондовой работы, расширении тематики экспозиций и выставок.

Большую роль в культурно-просветительной работе играют контакты музея со школой. Формы работы могут быть самыми разнообразными - уроки, оказание методической помощи, участие школьников в музейных мероприятиях, кружках и клу­бах. В последнее время музей и школы перешли к педагогике со­трудничества. Большую роль в привлечении школьников в му-

зеи играет современная концепция гуманизации и гуманитари­зации образования. Музей выступает как центр образования культурой, передающий культурный опыт от поколения к поко­лению, образующий и воспитывающий всей своей деятельнос­тью. Особое внимание необходимо уделять участию школьни­ков в посильной им работе музея, участию в экскурсионной и лекционной, фондовой и выставочной работе. Это позволяет им самореализовываться как личностям. Вместо механического соединения музея и школы возникает творческое содружество. Оно может проявляться и в создании школьных музеев, в поис­ково-фондовой работе. Польза от этого может быть обоюдной. В результате общения музея и школы создается единая музей-но-образовательная среда, формирующая личности школьни­ков и способствующая развитию музея.

Музей, ища возможности расширения своей деятельности, устанавливая контакты с общественностью, все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают му­зейные праздники: фольклорные и военно-исторические, ли­тературные и профессиональные, календарные. Праздники организуются на основе музейных собраний, памятников исто­рии и культуры, входящих в состав музеев. Краеведческие му­зеи, используя праздники, объединяют вокруг себя культурные силы тех мест, где они расположены. Хорошо известны празд­нования на поле Бородина в Бородинском военно-историчес­ком музее-заповеднике, дни, посвященные памяти А.С. Пуш­кина в Михайловском и А.А. Блока в Шахматове, фольклорные праздники в музеях-заповедниках, таких как Коломенское. Новшеством для жителей Суздаля стал проведенный в 2001 г. Владимиро-Суздальским музеем-заповедником Праздник огур­ца, восстанавливающий традиции местного огородничества. В связи с ежегодным празднованием в Вязниках Владимирской области посвященного А.И. Фатьянову праздника песни здесь был образован Музей песни, ставший основой песенного твор­чества целого района. Проводимые музеями праздники, будучи массовыми, способствуют восстановлению культурных тради­ций, приобщению к ним общественности, расширению музей­ной аудитории, развитию музеев как хранителей и пропагандис­тов этих традиций. Особое значение для воспитания и образова­ния подрастающего поколения, его социализации имеют детские музейные праздники. Особо торжественной стала подготовка

к ежегодному Дню музея 18 мая. В этот день музеи России бес­платно открывают двери для всех желающих. Проводят массо­вые мероприятия, участвуют в различных общественных начи­наниях. Связь общества и музеев укрепляется.

Особой формой работы музеев стало проведение в них кон­цертов, спектаклей, театрализованных действий. Широко из­вестны проводимые в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Декабрьские вечера» - цикл концертов классической музыки. В последнее время музеи широко практикуют ролевые игры, в которых воссоздается историческая обстановка, а участники в соответствующих одеж­дах и обстановке становятся на время ее участниками собы­тий прошлого. Происходит включение в историческую среду, способствующее более полному ее познанию. Определенную роль в приобщении людей к музейной деятельности, расши­рении музейной аудитории играют передвижные музеи. В их возможности проникнуть даже в такие уголки, жители кото­рых по тем или иным причинам не могут выбраться в стацио­нарные музеи. В 1980-х гг. при Владимиро-Суздальском музее-заповеднике действовал передвижной голографический музей, знакомивший с голографическими изображениями историко-культурных памятников жителей Владимирской области. В условиях финансовых трудностей использование передвиж­ных музеев, помимо их культурно-просветительного значения, дает музеям при правильной организации работы дополнитель­ный доход.

Ещё одной формой культурно-просветительной работы музеев является их издательская деятельность. При этом не­обходимо учитывать:

Потребности потребителей музейной печатной продукции;

Ее внешний вид;

Конкурентоспособность с другими аналогичными изда­ниями;

Наиболее выгодные места продаж;

При рациональном, продуманном подходе к издательской де­ятельности музей от реализации своей печатной продукции может иметьдополнительныйдоход.Кмузейным изданиям относятся:

Публикации итогов научной деятельности музеев;

Издание документов, публикаций об экспонатах, храня­щихся в музее;

Издание региональной полиграфической продукции в музеях;

Издание газет и журналов, освещающих музейную про­блематику;

Издание художественных книг о музеях;

Издание сувенирной продукции, значков и грамот, марок и конвертов, календарей и плакатов.

Вся эта продукция вводит музеи в кни гоиздательский и кни­готорговый мир России, способствует распространению знаний о них. Этой же цели служат подготовленные научными сотруд­никами музея или на основе подготовленных ими пресс-рели­зов, пресс-справок и пресс-пакетов публикации в газетах и жур­налах, выступления на радио, кино-, теле^-, видеофильмы. Яв­ляясь одной из форм культурно-просветительной работы, они несут о музеях и рекламную информацию.

Вопросы и задания

1. Что такое культурно-просветительная работа музея? В чем ее зна­чение? В каких формах она осуществляется?

2. В каких формах осуществляется контакт музея и школы? Какую роль он играет в социокультурной функции музея?

4. Принимаете ли вы участие в музейных праздниках? Постарайтесь принять и описать свое мнение о них.

Заключение

Музеи в современном мире играют роль хранителей и трансформаторов общественной памяти. Создаваемая ими модель реального мира способствует передаче культурного наследия от поколения к поколению. Музеи, таким образом, выступают как социокультурное явление, способствующее как социализации отдельной личности, так и аккультурации всего общества в целом.

Деятельность музеев достаточно объемна. Она начинается с определения на основе сохранившихся памятников истории и культуры своего профиля. Следующим этапом становится собирание и сохранение исторической общественной памяти, воплощенной в музейных предметах. На их основе создается модель реального мира в виде экспозиций и выставок. Обще­ние с ними способствует культурному, в широком понимании этого слова, воспитанию, социализации как отдельных лично­стей, так и всего общества. Проводимые музеем культурно-просветительные мероприятия, расширяя состав музейной аудитории, вовлекают в сферу его воздействия широкие слои общества. Современный мир не может обойтись без музея как социокультурного института.

В этих условиях возрастает общественная роль музейных работников, музееведов, среди которых основными являются хранители, экспозиционеры и экскурсоводы. О них так ска­зал председатель Международного комитета по музеологии ИКОМ Питер Ван Менш: «Призвание, требующее специаль­ных знаний и часто длительной и интенсивной подготовки, включающей обучение умениям и методам, а также лежащим в их основе научным, или историческим принципам, поддер­живающее организационно или путем создания мнения высо­кие стандарты деятельности и ее результатов и обязывающее своих членов к постоянному совершенствованию и к выпол­нению работы, имеющей своей главной целью служение об­ществу» (Музейное дело. Музей-Культура-Общество. - М.. 1992. С. 234). В этом служении обществу- высокое призва­ние Музея и Музееведа.

Вопросы для подготовки к итоговому зачету

1. Что такое музееведение?

2. Какие причины и обстоятельства вызвали появление му­зеев?

3. Почему музей рассматривается как социокультурное яв­ление?

4. Что такое музей?

5. Как изменялось значение музеев в общественной жизни по мере развития человечества?

6. Какие функции музея определяют его социокультурное значение?

7. Какие причины вызвали появление музеев в России?

8. Почему в эпоху Петра I появились условия для создания в России первых музеев?

9. Чем характеризуется XVIII в. в истории отечественных музеев?

10. Что представляли собой первые отечественные музеи? Какое влияние они оказали на дальнейшее развитие российс­ких музеев?

11. Что явилось причиной массового создания отечествен­ных музеев в первой половине XIX в.? Какие музеи, повлияв­шие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в это время?

12. Как проявилась в развитии российских музеев первой половины XIX в. российская национальная идея?

13. Какие разновидности музеев появились в России в пер­вой половине XIX в.?

14. Какие принципы музейной работы появились в музеях России в первой половине XIX в.?

15. Как влияло социально-экономическое и общественно-политическое развитие России второй половины XIX в. на раз­витие музеев?

16. Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в России во второй половине XIX в.?

17. В чем проявилась роль купечества в развитии отечествен­ных музеев во второй половине XIX в.?

18. Какие музеи были открыты в Росси и в начале XIX в. ? Какое влияние они оказали на создание первых советских музеев?

19. В чем состояло участие российской общественности в развитии музейного дела в начале XX в.?

20. Как проходила ломка старой и создание новой музей­ной системы после Октября 1917 г.?

21. Какие музеи были созданы в период золотого века со­ветского краеведения? Какую роль в жизни общества они иг­рали?

22. Как проявлялись в развитии музеев слова А.В. Луначар­ского: «Музей - грандиозная памятная книга человечества»?

23. Какие принципы музейной работы появились в музеях в первые годы советской власти?

24. Как общественно-политические условия тоталитарно­го развития СССР повлияли на развитие музеев? В чем это про­явилось?

25. Как проявлялись в развитии музеев слова А.А. Вольте­ра: «Музей - плацдарм для организации коллективного мыш­ления масс»?

26. Что положительного и что отрицательного было в раз­витии отечественных музеев в эпоху тоталитаризма? Как это проявляется в развитии современных музеев?

27. Какие музеи характерны для тоталитарной эпохи? Ка­кие принципы музейной работы в них осуществлялись?

28. Как развивались музеи страны в годы Великой Отече­ственной войны? *

29. В каких условиях развивались музеи страны в постто­талитарный период? Как освобождение российского общества от тоталитаризма сказалось в развитии музеев?

30. Какие музеи развивались в стране в посттоталитарный период? Какое влияние они оказали на создание музейной сети современной России?

31. Какую роль играли музеи-заповедники в развитии му­зейной сети? Почему они явились новым этапом ее развития?

32. Какие причины вызвали необходимость музейных ре­форм 1990-х гг.?

33. В чем состоит суть музейной реформы 1990-х гг.? В чем ее значение для развития музеев?

34. Что представляет собой музейная сеть современной России?

35. Какие современные виды музеев являются наиболее перспективными для дальнейшего развития музейной сис­темы?

36. В чем проявляется социокультурная роль современных российских музеев?

37. Какие московские музеи имеют общероссийское значе­ние? Дайте их характеристику.

38. Какие московские музеи отражают историю и жизне­деятельность современной Москвы? Дайте их характерис­тику.

39. В чем состоит значение московских музеев в развитии общероссийской музейной системы?

40.-Что представляет собой Музейный фонд РФ? Из каких частей он состоит?

41. Какую роль в Музейном фонде РФ играют его государ­ственная и негосударственная части и каковы их взаимоотно­шения?

42. Что такое музейный предмет? Каковы условия его бы­тования?

43. Какие системы музейной классификации существуют? Дайте их характеристику.

44. Какую научно-исследовательскую работу проводят му­зеи? Какую роль она играет в развитии науки?

45. Как организуется научно-исследовательская работа му­зея? Какие научные проблемы при этом решаются?

46. Что является научными публикациями музея? Как по ним определяется эффективность работы музея?

47. Что такое фонды музея? Дайте их характеристику.

48. Из каких частей состоят музейные фонды? Как они вза­имодействуют?

49. Что такое вещь музейного значения - музейный пред­мет - экспонат? При каких условиях происходит это превра­щение?

50. Как происходит комплектование музейных фондов?

51. Как организуются и проводятся полевые экспедиции? В чем состоит их значение для работы музея?

52. Что такое фондово-закупочная комиссия? Дайте харак­теристику ее работы.

53. Как организуется и проводится фондовый учет музей­ных предметов?

54. Что такое фондовая документация? Что в нее входит? Как она оформляется?

55. Что такое учетная документация? Что в нее входит? Как она оформляется?

56. Как оформляется юридическое закрепление музейных предметов за музеем?

57. Каковы общие условия хранения музейных предметов в фондах музея?

58. Каковы общие условия хранения экспонатов в экспо­зициях и на выставках?

59. Какой режим является оптимальным для хранения в фондах музейных предметов?

60. Как обеспечить сохранность экспонатов в экспозициях и на выставках?,

61. Что такое экспозиционно-выставочная работа музеев? Дайте ее обобщенную характеристику.

62. Что такое музейная экспозиция? Каковы условия ее бы­тования?

63. Какие работы предполагает создание музейных экспо­зиций и выставок? Дайте их характеристику.

64. Какую роль играют экспозиции и выставки в осуществ­лении музеем своей социокультурной функции?

65. Что входит в понятие научного проектирования экспо­зиции? Какие работы оно предполагает?

66. Что входит в понятие художественного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает?

67. Какова роль музейной экскурсии в работе музея? Дайте ее характеристику.

68. Как правильно подготовить и провести музейную экс­курсию?

69. Какую культурно-просветительную работу проводят музеи? Определите ее основные направления.

70. Как правильно подготовить и провести рекламную кам­панию деятельности музея?

Самарский Городской Публичный Музей изначально задумывался как «учреждение, которое образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития общества» 1 7 . Подготовительной комиссией , которая была создана Самарской Городской Думой для выработки предложений к юбилею царствования Александра Второго, Музей был признан таким учреждением, которое к тому же отвечало потребностям самарского общества.

В том же докладе Подготовительной Комиссии подчеркивалось, что музеи являются одним из действенных средств народного образования и признаются одним из лучших способов проведения необходимых и полезных знаний в народную массу.

Поэтому Самарский Музей рассматривался не просто как хранилище эстетических и научных образцов и технического опыта, но прежде всего Музей и музейное собрание рассматривалось как первоисточник знаний, используемый для образования и удовлетворения любознательности. То есть, как определила Подготовительная Комиссия, Самарский Музей должен был «иметь образовательный характер и вместе с тем служить средством изучения Самарского края в отношении естественном, сельскохозяйственном, промышленном, техническом, историческом и археологическом». 1 8

Эти цели культурно-просветительского характера были отражены в проектах П.В.Алабина в 1880 г. и 1886 г. В проекте 1886 г. эти цели были раскрыты гораздо шире и глубже, Как уже упоминалось, Самарский Городской Публичный Музей имел т.н. «специальную цель» - «наглядное ознакомление с Самарским краем в отношении: антропологическом, историческом, географическом, с его живым и растительным миром , сельским хозяйством и промышленностью (заводской, ремесленной, фабричной, кустарной)». Кроме того, перед Музеем ставилась задача - «развивать эстетический вкус в своих посетителях не только выставленными произведениями искусства, но и образцами и моделями действующих и изобретаемых орудий и, служащих для облегчения труда». 1 9

Поэтому можно сказать, что основной деятельностью Самарского Музея подразумевалась прежде всего культурно-просветительская деятельность, а коллекция, формированием которой Музей занимался в течении всего своего существования, явилась средством этой деятельности. Основным же методом культурно-просветительской деятельности Самарского Музея явилась экспозиция музейных предметов.

Естественно, что культурно-просветительская деятельность музеев на экспозиции музейных предметов не ограничивается.

Следует упомянуть, что 15 ноября 1886 года (через два дня после официального открытия Самарского Городского Публичного Музея) был издан «Проект нормального устава губернских земских естественноисторических музеев, выработанный Санкт-петербургским обществом Естествоиспытателей», в котором содержались задачи и основные виды деятельности естественноисторических музеев.

Научные задачи Музея, состоявшие в естественноисторическом изучении края и распространения соответствующих знаний среди местного населения достигались:


  • путем научных исследований по геологии, минералогии, зоологии и другим наукам; результаты исследований (коллекции почв, руд, полезных ископаемых , минералов, карт, планов, моделей местностей и т.п.), помещались в музее.

  • «ознакомление публики наглядным путем с предметами музея»;

  • «публичные чтения»;

  • «печатанье и распространение дешевых брошюр о предметах музея «и вообще по естественной истории края».
Существовали также практические задачи музея, которые заключались в следующем:

  • «возможное содействие к разрешению разных сельскохозяйственных вопросов»;

  • «таковое же содействие к разрешению вопросов, относящихся к промышленности края»;

  • «разрешение вопросов, имеющих отношение к народной школе (снабжение земских училищ местными естественноисторическими коллекциями, организация экскурсий с сельскими учителями для ознакомления их с местной флорой, фауной, горными породами, почвами)». 2 0
Таким образом , задачи народного образования и проведения необходимых и полезных сведений в народную массу решались с помощью наглядного ознакомления с коллекцией музея, с помощью чтения публичных лекций и распространения литературы о предметах музейной коллекции; а также с помощью практической деятельности – содействия в разрешении сельскохозяйственных вопросов, вопросов, связанных с промышленностью и вопросов народного образования.

О всех видах культурно-просветительской деятельности самарского городского Публичного Музея можно судить в основном только по отчетам, которые выпускались администрацией до 1914 г.

Очевидно , что задачи культурно-просветительской деятельности начали решаться Самарским Музеем только со времени открытия его для посещений.

Официальное открытие Музея состоялось в мае 1899 г. – через 13 лет после основания и через 19 лет после начала формирования коллекции. «После окончания работ по расстановке коллекции.... в день Святой Троицы (24 мая 1899 года), после молебна» Музей был открыт. 2 1

Администрация публиковала подробные списки всех посетителей музея. Причем информация о посещениях появляется только в отчетах 1900 - 1914 годов.

Та часть отчета, где печаталась информация о посетителях имела определенную структуру: называлось общее число посетителей , затем – количество местных платных и количество приезжих платных посетителей, затем – общее число бесплатных посетителей. Кроме того, печатался особый список бесплатных посетителей. Здесь же следует отметить, что количество бесплатных посетителей намного превосходило количество платных (например, в отчетах за 1904 года соответственно 1099 и 721 , в отчёте за 1905 год – 1511 и 699).

В среднем музей в год посещало 2-3 тысячи человек (от 4978 человек в 1903 года до 2240 в 1905 году).

Что касается особых списков бесплатных посетителей – перечислялись только учащиеся. Ежегодно Музей посещали ученицы Первой и Второй Женской Гимназии, ученицы Гимназии Хардиной Н.А. и ученицы Гимназии сестер Харитоновых, ученики Самарского реального училища, ученики Епархиального училища, а также учащиеся различных приходских школ, земских школ, Самарских смешанных училищ. Кроме того, Музей почти каждый год посещали учащиеся из училищ, школ, гимназий из многих российских городов. В частности – кадеты Сибирского корпуса (в 1904 и в 1905 годах), ученики Тульского и Московского коммерческих училищ, учащиеся из Оренбурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Твери, Костромы, Красноярска, Казани, Орла и многих других русских городов. В числе бесплатных посетителей Музей посещали также и студенты.

При этом в каждом годовом отчете указывалась конкретная цифра – сколько учеников из каждой школы, училища и гимназии посетили Музей в данный год.

Поэтому можно сказать, что Самарский Городской Публичный Музей отличался достаточно приличной посещаемостью. Довольно значительную долю составили посещения учащихся – около трети всех посетителей. В данном случае Музей выполнил свою прямую функцию – культурно-просветительскую.

Из всех перечисленных ранее видов культурно-просветительской деятельности первое место принадлежит экспозиции, иными словами, - постоянно действующей выставке всех имеющихся в музейной коллекции предметов. О ней можно судить по самим отчетам о посещении Музея.

Что касается содержания этой экспозиции, то она представила из себя всё то, что собрано в музее за данный период. Наиболее наглядное представление о содержании экспозиции ко времени открытия Музея для посещений дает «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее», составленный Н.М. Федоровым и изданный в 1898 г. Это ни что иное , как каталог экспонатов и коллекций Музея. Все перечисляемые в этом «Указателе...» предметы распределялись не просто по отделам, а ещё и по комнатам и витринам. Так как Музей имел только две комнаты, то в каждой размещалось по несколько отделов. То есть пролистав «Указатель...» можно было получить представление и об экспозиции Музея.

Экспозиция, которая предполагала осмотр и ознакомление со всеми экспонатами и коллекциями Музея, имела свою положительную сторону. Сам по себе осмотр всего, что есть в Музее давал достаточно полное представление о Самарском крае, его животном и растительном мире, геологии, минералогии, этнографии, археологии, истории.

В частности самым богатым в Самарском Публичном Музее был минералогический отдел, перечисление экспонатов которого в «Указателе...» Н.М.Федорова заняло 18 страниц. Разнообразным был также археологическо-исторический отдел, обладающий многими ценными предметами, экспонаты этого отдела (мечи, копья, наконечники стрел, металлическое зеркало, кресты, образа, фигурки идолов и т.п.) располагались в трех витринах. Богатым был также сельскохозяйственный отдел, который содержал в основном образцы семян различных растений и располагался в двух витринах. Большой интерес представили также и художественный отдел Музея, где были собраны произведения искусства не только самарских художников , но и известных русских мастеров.

С 1904 года в Самарском Публичном Музее начал формироваться новый отдел: было начато комплектование коллекции по теме «Русско-Японская война». Это означало, что все предметы так или иначе связанные с тематикой Русско-Японской войны, распределялись не по соответствующим отделам, а собирались в т.н. Русско-Японский отдел.

Точно также в Музее в 1914 г. начал формироваться отдел «Россия в Первой Мировой войне». Таким образом , можно сказать, что Музей не имея возможности для проведения тематических выставок шёл по пути создания дополнительных тематических отделов, которые по замыслу не должны были расформировываться, а должны были существовать наравне с уже действующими отделами.

То есть, в дореволюционный период комплектование фондов и экспонирование музейной коллекции было единым целым. Иными словами – демонстрация всей собранной Музеем коллекции. При этом посетители на экспозиции могли наглядно знакомиться со всеми предметами, которыми на данный момент обладал Музей.

Доподлинно известно также и о еще одном виде культурно-просветительской деятельности – «печатанье и распространение дешевых брошюр о предметах Музея и вообще по естественной истории края».

Пожалуй, такой литературой можно назвать ежегодные отчеты, публикуемые администрацией Самарского Городского Публичного Музея. Они действительно содержали информацию о предметах Музея, но лишь о тех, которые поступили в отчетном году. В этой связи следует особо выделить отчеты за 1902 – 1903 годов, которые были изданы одной брошюрой. Помимо подробных списков подаренных и приобретенных предметов здесь содержится небольшое введение, где отмечены самой администрацией особо ценные для Музея приобретения, сделанные в 1902 – 1903 годах.

В частности, по отделу археологии и истории «Музею удалось приобрести довольно редкую рукописную книгу под заглавием «История скифская», сочинения Андрея Лызлова», в конце отчёта «прилагались.... в виде особой библиографической заметки» сведения об авторе и о судьбе книги.

В том же отделе «особо выделялась записка И.С. Тургенева на имя неизвестного лица», в отчете была дана тачная копия этой записки.

Кроме того, отмечались приобретения для зоологического отдела – это чучела птиц «местно живущих, или бывающих здесь временно».

Были отмечены также ценные пополнения в виде гербария, список которого был дан в приложении. Особо отмечалось, что «при той скудости ботанических сведений о Самаре и Самарской губернии , какая наблюдается в специальной литературе. Список этот имел известное значение».

Таким образом , отчеты 1902 – 1903 годов помимо перечисления приобретенных предметов содержали познавательную информацию, особенно та часть введения, где кратко описывалось географическое положение Самарского края как перекрестка дорог для перелетных птиц». 2 2

Среди подобной литературы можно выделить также и «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее Н.М. Федорова – помимо перечня музейных предметов, он содержал также небольшой рассказ по истории создания музея в Самаре.

Наибольшее познавательное значение имела небольшая брошюра, которая была выпущена музейной администрацией в 1901 году и носила название «Самарский Городской публичный Музей. Краткие указания для собирания различных коллекций». Это было обращение администрации Музея с просьбой помочь в пополнении собираемой коллекции. Само оно заняло не более полутора страниц. Наибольший интерес представляют указания по собиранию тех или иных коллекций для каждого отдела Музея, при этом по каждому отделу в брошюре содержалась задача данного отдела и подробнейшие указания на что прежде всего следует обратить внимание, каким образом собирать предметы и коллекции, что требуется для Музея прежде всего. В частности в разделе «Указания по ботанике» содержались подробнейшие инструкции по сбору и сохранению образцов различных растений, а также по формированию гербариев, в книге они заняли около пяти страниц.

В разделе «Указания по зоологии» имелись инструкции и способы «собирания и переноски в Музей найденных остатков древних животных» (шкурки, отдельные части скелета и т.п.).

Что касается другого вида культурно-просветительской деятельности – «публичных чтений по предметам , соответствующим задачам музея», - то таковыми можно назвать устные объяснения «которые могли бы быть даваемы специалистами по различным предметам при обозрении Музея группами посетителей, преимущественно учащимися в учебных заведениях». 2 4

Формы научно-просветительской деятельности

музея

Свою научно-просветительскую деятельность музей осуществляет через различные формы, которые сложились в результате систематически проводимой научно-исследовательской работы (А.В. Бакушинский, М.С. Коган, И.М. Коссова, К.Г. Левыкин, М.В. Потапова, Н.Д. Рева, Н.И. Романова, С.Т. Шацкий, К.Г. Хедбер и др.). Передача информации может проходить через: экскурсии (Т.А. Кудрина, Н.Д. Рева); музейные уроки и индивидуальные письменные задания (Е.И. Иванова, В.С. Моисеева); кружки и клубы (И.М. Коссова); лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы (М.Н. Грачев, А.И. Михайловская); университеты культуры (К.Г. Левыкин, К.Г. Хедбет). Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться:

    по месту проведения;

    по характеру содержания;

    по целевому назначению;

    по составу экскурсионной группы.

Музейная экскурсия

Экскурсия внутри музея экскурсии обзорные экскурсии научно-просвети-тельские

экскурсии для студентов

Экскурсия на открытом воздухе экскурсии тематические экскурсии учебные

экскурсии для учащихся

экскурсии для специалистов одной профессии
экскурсии для других социальных групп
Обзорные экскурсии, как правило предполагают ознакомление с достаточно широким кругом вопросов и просмотром большого количества музейных помещений. Тематические экскурсии могут быть сквозными, целенаправленными и обобщающими. Обзорные экскурсии характеризуются тем, что в отведенное время посетителям предлагается познакомиться с целым рядом исторических событий, уяснить закономерности развития общества, искусства и т.п. Экскурсии целенаправленные , наоборот, предполагают ознакомление с отдельным периодом и событием, направлением в искусстве или этапом научно-технического прогресса. Экскурсии на которых даются характеристики периодам в развитии культуры, науки, искусства, общества и т.п. называют обобщающими . Научно-просветительские экскурсии решают задачу культурного просвещения посетителей, а учебные более углубленного изучения какой-либо темы. Учеными исследователями (Т.А. Кудрина, Н.Д. Рева) выделяются этапы подготовки и проведения музейной экскурсии:

    Определение темы и содержания экскурсии.

    Составление плана экскурсии. При этом продумываются маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения.

    Целенаправленный показ экспозиций или собственно экскурсия.

    Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

Структура экскурсии имеет три части: вводную, основную и заключительную. Перед осмотром экспозиций музея экскурсовод определяет тему и задачи экскурсии и подводит посетителей к пониманию основного содержания. Очень важно во вводной части дать установку на восприятие как вербального, так и визуального материала. Это позволит повысить образовательную эффективность экскурсии. Важность установки на восприятие экспозиций художественных музеев подчеркивалась М.С. Коган, М.Н. Потаповой, Н.Д. Рева, Б.М. Тепловым, Б.П. Юсовым и др. Установка перед экскурсией важна не только в художественных музеях, но и в музеях других видов. Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода, зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации посетителей, к которым относятся эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания и многое другое. Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии. В связи с этим следует отметить, что по мнению Н.Д. Рева, наибольшей эффективностью обладает цикловая система экскурсий, которая позволяет полностью реализовать принципы непрерывности и преемственности в педагогическом взаимодействии экскурсант – экскурсовод. Таким образом, единичные экскурсии не могут полноценно решать задачи приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать принцип концентричности, который характеризуется тем, что каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложному последующему этапу. Несомненно, экскурсия, является ведущей формой музейной работы, а необходимость рассмотреть столь подробно ее классификацию, структуру, этапы подготовки была продиктована тем, что в процессе приобщения дошкольников к собраниям музеев воспитателям дошкольного образовательного учреждения, родителям, домашним педагогам, семейным воспитателям во вмогом придется полагаться на себя и свои знания. Интересной формой ознакомления детей с экспозициями музея можно считать музейные уроки или занятия . Урок (занятие) в музее проводится с целью усвоения детьми знаний по определенной теме. При этом музейные предметы выступают как источники получения знаний. В ходе урока (занятия) педагог широко использует игровые приемы: воображаемые путешествия во времени, игры-имитации; эскизы вещественных источников для последующего творческого воссоздания и т.п. В рамках урока (занятия) могут проводиться музейные викторины, конкурсы, олимпиады . Вместе с тем, мероприятия являются составной частью работы музейного клуба. И.М. Коссова утверждает, что клубы являются наиболее перспективной формой приобщения населения к культурно-историческим, научно-техническим достижениям человечества. В соответствии с содержанием работы выделяют три вида клубов: комплексные, проблемные (тематические), юных музееведов. Клуб – это самодеятельная организация, членов которой объединяет общность интересов. В клубе могут проводиться секционные занятия и общие мероприятия. В секциях ведется обсуждение теоретических вопросов, готовятся экскурсоводы, совершенствуются навыки в каком-либо виде деятельности. Массовые мероприятия включают в себя не только лекции, олимпиады, викторины, но и научные конференции, встречи с интересными людьми, развивающие уроки, так называемые «дни» вечера и музейные праздники. Многие из перечисленных форм клубной работы носят интегрированный характер и содержат элементы театрализации, музыку, хореографию, научные опыты и т.п. Следует отметить, что театр по сути своей является интегрированным искусством, вбирающим в себя музыку, хореографию, речь, изобразительное искусство (декорации, бутафорию, костюмы и др.). Поэтому целесообразно использовать театрализацию как обобщающее занятие. Это позволит закрепить материал в яркой художественной форме. Подготовка инсценировок позволит стимулировать познавательную потребность ребенка.

Музейные праздники – это комплексная форма работы, включающая элементы театрализации, экскурсии, музыкально-литературные композиции, викторины и пр.

Некоторые музеи создают специальные экспозиции для детей. В них экспонаты развешиваются на уровне глаз ребёнка, размещаются элементы национальной одежды, которую дети могут примерить, расставляются разнообразные вещи, которые можно трогать, заводить, перемещать и т.п. На таких специальных экспозициях дети перед началом осмотра получают задания, а по окончании «отчитываются» о результатах его выполнения. Например, в Архангельском краеведческом музее перед Рождеством была оформлена тематическая экспозиция В целом, следует учитывать, что вся научно-просветительская деятельность строится поэтапно. При этом, каждый предыдущий этап обеспечивает понимание последующего материала. Выбор формы музейной работы зависит от содержания информации, предлагаемой для усвоения; возраста аудитории; особенностей музейных предметов и экспозиций.

Портрет специалиста готов ого к ведению

музейной работы с дошкольниками

Проблемы, возникающие в процессе приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре, не могут быть решены без взрослого, владеющего комплексом знаний и умений, которые в конечном счете и обеспечат успешность этой работы. Многочисленные исследования (Жидкова Е.В., Пидкасистый Т.И., Семенушкина Л.Т. и др.) показывают, что перечень знаний, умений и навыков, необходимых человеку для реализации профессиональной деятельности, сотавляет профессиограмму, т.е. своего рода паспорт специалиста. Профессиограмма имеет важное практическое значение, поскольку, во-первых, показывает пути совершенствования профессиональной подготовки специалиста; во-вторых, помогает при постановке целей и задач самовоспитания и самообразования. Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости определения круга знаний и умений, позволяющих наиболее успешно осуществлять работу по приобщению дошкольников к музейной культуре. Это тем более важно, что в настоящее время образовательные учреждения, точно так же как и учреждения культуры, к которым относится музей, активно ищут пути взаимодействия. Однако, ни музейные работники, ни педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют специальной подготовки для того, чтобы оптимизировать процесс ознакомления детей с музейными коллекциями. На основе работ Абдулиной О.А., Бакушинского А.В., Григорьевой Г.Г., Князевой О.А., Конуховой Е.Н., Кульчинской Н.Л., Михеевой А.П., Пантелеевой Л.В., Панкратовой Т.Н., Рева Н.Д., Чумаловой Т.В. и др. была составлена профессиограмма специалиста, подготовленного к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с музейной культурой. В профессиограмме можно выделить три блока знаний и умений:

    Общепедагогические знания и умения.

    Научно-методические знания и умения.

    Специальные знания и умения.

Профессиограмма специалиста,

готового к ведению музейной работы с дошкольниками

1.

Общепедагогические

знания и умения

    задач культурно-просветительской деятельности музеев и воспитательно-образовательных задач детского сада;

    основ музейной педагогики;

    особенностей восприятия детьми предметов материальной культуры;особенностей влияния музейной культуры на развитие личности ребенка дошкольника

    создаавть условия для проявления интереса к музейной культуре;выбирать педагогически целесообразные формы и методы приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре;предвидеть трудности, предстоящей музейной работы и проектировать пути их преодоления;координировать работу дошкольного образовательного учреждения и музея
2.

Научно-методические знания

    классификация музеев и особенностей их работы;

    требования отбора музейных экспозиций и экспонатов, предназначенных для восприятия в ходе экскурсионной и других форм работы с дошкольниками;

    методов, приемов и форм оптимизации процессов восприятия музейных экспозиций детьми дошкольного возраста

    намечать близкие и далекие цели развития интереса к музейной культуре;отбирать необходимый искусствоведческий, этнографический и другой материал для более полного понимания идеи музейной экспозиции детьми дошкольного возраста;организовывать и проводить педагогическую и музейно-педагогическую работу с дошкольниками
3. Специальные знания и умения
    особенности экспозиционной работы;особенности организации музейных экскурсий и других форм работы с детьми дошкольного возраста;этапов проведения работы по приобщению дошкольников к музейной культуре
    формировать как передвижные, так и стационарные экспозиции в дошкольных образовательных учреждениях;проводить музейные экскурсии и другие формы работы с детьми дошкольного возраста;отбирать, разрабатывать и использовать разнообразные игровые формы работы по приобщению детей к музейной культуре
В таблице определены те знания и умения, которые являются профессионально значимыми как для педагогов дошкольных образовательных учреждений (или других специалистов, работающих с дошкольниками: гувернанток, домашних педагогов и пр.), так и для работников музея. Понятно, что не только воспитатели детских садов должны знать особенности музейной работы, но и экскурсоводам, экспозиционерам, музейным педагогам необходимо разбираться в специфике работы с детьми дошкольного возраста. Предложенная профессиограмма позволяет определить направления взаимодействия двух учреждений: детского сада и музея. Для того чтобы выяснить степень готовности специалистов дошкольных образовательных учреждений и музея к ведению совместной работы необходимо: Во-первых – изучить представления педагогов детсада о музее и формах его функционирования; Во-вторых – изучить представления сотрудников музея об особенностях работы с дошкольниками. Воспитателям может быть предложна анкета, состоящая из 14 вопросов.

Начало научной работы и просветительской деятельности были заложены с самого начала существования Музея его создателем, профессором московского университета Иваном Владимировичем Цветаевым. Музей задумывался как центр художественного образования широкой публики и предполагал ведение просветительной работы. Сам подбор коллекции слепков, отличающийся уникальной полнотой и продуманностью состава экспозиции, является своеобразной энциклопедией классического искусства. Кроме того, Музей был теснейшим образом связан с научным сообществом Москвы, поскольку создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательный и публичный музей.

  • Научная работа

      По замыслу основателя Музея И.В. Цветаева, в гипсовых слепках, макетах, живописных и гальванокопиях по единой научной программе были представлены основные этапы истории искусства классических народов с древности до Нового времени. Таким образом, история Музея и история кафедры искусствоведения переплелись настолько тесно, что имена великих основателей зафиксированы и в музейных, и в университетских анналах: это И.В. Цветаев, В.К. Мальмберг, Б.А. Тураев, Н.И. Романов, А.А. Губер, В.Н. Лазарев, Б.Р. Виппер и многие другие. Большинство сотрудников — выпускники кафедры истории искусства, проводившие немало часов на занятиях и семинарах в Музее. Большинство университетских преподавателей в разное время были музейными сотрудниками.

      Поскольку основу музейного собрания составляли слепки, научная деятельность представлялась его создателям прежде всего как «просветительская». Однако незадолго до открытия в Музей поступили коллекция памятников Древнего Египта В.С. Голенищева, коллекция итальянской живописи XIII-XV веков М.С. Щекина и нумизматическая коллекция. Эти собрания подлинников оказались в центре научных интересов сотрудников Музея. Уже с 1912 года начали публиковаться отдельные памятники из этих собраний. В 1912-1913 годах вышли в свет четыре выпуска «Памятников Государственного музея изящных искусств», которые были посвящены произведениям древнеегипетского искусства из собрания Музея. Авторами статей были известные ученые, основоположники науки об искусстве Древнего мира Б.А. Тураев, В.К. Мальмберг, М.И. Ростовцев, Б.В. Фармаковский. В последующие годы появились публикации, посвященные памятникам античности, авторами которых были В.Д. Блаватский, Л.П. Харко, Н.М. Лосева.

      В апреле 1923 года Наркомпрос принял решение об устройстве в Москве центрального Музея старой западной живописи на основе западноевропейского собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев с размещением его в здании Музея изящных искусств. В 1924 году в музей поступили картины из бывших собраний Г.А. Брокара, Д.И. Щукина, а также произведения из Государственного музейного фонда. Значительная часть картин была передана из музеев Ленинграда. Это позволило научному коллективу Музея во главе с директором, профессором Н.И. Романовым, создать первую научную экспозицию картинной галереи, которая открылась 10 ноября 1924 года.

      Благодаря реорганизации Музея в начале 1920-х годов изменилась и значительно расширилась направленность научной деятельности, появились публикации и издания, посвященные живописным собраниям Музея, научные интересы сотрудников сместились к изобразительному искусству Нового и Новейшего времени.

      Среди новых периодических научных изданий следует отметить сборник «Жизнь музея», начавший выходить в 1925 году. С 1939 года стали издаваться «Труды Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» под редакцией В.Н. Лазарева. По сравнению с издаваемыми 1910-1920-х годах «Памятниками Государственного музея изящных искусств», посвященных искусству Древнего мира, «Труды» представляли новый тип научного сборника, в котором в соответствии с расширением состава музейных коллекций была выработана четкая структура и очередность в содержании: «Западноевропейское искусство», «Искусство античного мира», «Искусство Древнего Востока». Таким образом, в основу был положен критерий приоритета, определявший значимость и ценность фондов, составляющих собрание Музея и направления его деятельности.

      В 1948 году, в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) в Музей поступили произведения французских художников, импрессионистов и постимпрессионистов из собраний московских коллекционеров И.А. Морозова и С.И. Щукина, а также графическое собрание и архив, что нашло отражение в научно-исследовательской деятельности сотрудников.

      С приходом в музей В.Р. Виппера, занимавшего с 1944 года пост заместителя директора по научной работе, направленность исследований смещается от публикации отдельных памятников к созданию полных каталогов (каталогов-резоне) отдельных коллекций музейного собрания. Эта работа по систематизации и публикации фондов Музея продолжается и сегодня.

      Одновременно Музей всегда был открыт для самых разных научных контактов. С самого начала 1960-х годов, благодаря инициативам директора Музея И.А. Антоновой, научные, творческие и партнерские связи ГМИИ им. А.С. Пушкина чрезвычайно расширились. Необычайно многогранной стала выставочная деятельность, которая теперь выстраивается в соответствии с научной тематикой. При формировании концепций выставок кураторы, как правило, стремятся выделить и акцентировать в экспозиции определенную проблематику истории искусства, благодаря чему выставочные каталоги нередко приобретают характер монографических научных исследований.

      Расширяя свои научные связи, Музей активно сотрудничает с кафедрой теории и истории искусства Московского университета, со Всесоюзным научно-исследовательским институтом искусствознания, Академией художеств и Академией наук. В Музее проводятся совместные научные конференции, ведется подготовка различных тематических сборников по искусствознанию.

      С 1968 года в Музее регулярно проводятся «Випперовские чтения», которые за короткий срок приобрели огромный авторитет среди искусствоведов. Одновременно в Музее ежегодно проходит Отчетная научная сессия, на которой сотрудники освещают наиболее важные аспекты научно-исследовательской, хранительской и реставрационной работы, проделанной за год.

      В 1985 году по инициативе крупнейшего коллекционера и искусствоведа И.С. Зильберштейна и директора ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антоновой на правах научного отдела был создан Музей Личных коллекций, официально открытый в 1994 году. Фонды Музея Личных коллекций составляют собрания, переданные в дар частными коллекционерами.

      Одним из главных направлений научной деятельности Музея является изучение истории коллекционирования в России, в рамках которого организуются многочисленные выставки, сопровождающиеся научными каталогами, среди которых наиболее значимыми являются исследования о коллекциях И.С. Зильберштейна, кн. Голицыных, А. Брокара, П.Д. Эттингера. Фундаментальное издание «Эра Румянцевского музея», касающееся становления музейного дела в стране, вышло в свет в связи с предстоящим 100-летним юбилеем ГМИИ.

      В 2006 году состоялась первая конференция «Зильберштейновские чтения», посвященная 100-летию И.С. Зильберштейна. В 2009 году чтения прошли второй раз, они были посвящены 175-летию со дня рождения С.М. Третьякова. Тематикой конференций «Зильберштейновские чтения» становятся проблемы коллекционирования в России и за рубежом, круг обсуждаемых вопросов весьма широк и касается исторических, архивных, атрибуционных и юридических аспектов.

      Помимо названных выше постоянных научных сессий, в Музее регулярно проводятся конференции, посвященные выставочной, экспозиционной, археологической и просветительской деятельности, а также конференции, связанные с отдельными искусствоведческими проблемами.

      С 1927 года регулярно проводятся археологические экспедиции, что является одним из важнейших направлений научно-исследовательской работы ГМИИ им. А.С. Пушкина. Первые раскопки начали проводить сотрудники музея В.Д. Блаватский, Н.М. Лосева, М.М. Кобылина, Л.П. Харко. Они приняли участие в составе экспедиции Государственной академии истории материальной культуры (теперь Институт археологии РАН). Сотрудники Музея обследовали античные поселения Таманского полуострова, в том числе Фанагорию, крупнейший центр Азиатского Боспора. В 1944 году в Музее был создан специальный Отдел археологических раскопок и экспедиций, который до 1947 года возглавлял В.Д. Блаватский. Основными задачами нового отдела стали исследования крупнейших античных центров Северного Причерноморья — Пантикапея (современная Керчь) и Фанагории, а также Неаполя Скифского близ Симферополя. Летом 1945 года объединенная экспедиция Музея и Института истории материальной культуры выезжает в Керчь; с 1958 года и по сей день ГМИИ им. А.С.Пушкина ведет эти работы самостоятельно, сначала под руководством И.Д. Марченко (1959-1976), а затем В.П. Толстикова (с 1977 года). В течение пяти лет, с 1946 года, еще одна экспедиция Музея, возглавляемая П.Н. Шульцем, исследовала богатейший мавзолей Неаполя Скифского.

      Помимо археологических работ в Крыму и на Таманском полуострове, в течение двадцати лет (1951-1970 года) сотрудники Отдела Древнего Востока принимали активное участие в раскопках урартской крепости Эребуни на холме Аринберд в Ереване. Работы велись совместно с Институтом археологии Академии наук Армянской ССР и Отделом охраны памятников при Государственном комитете Совета министров Армянской ССР по делам строительства. Общее руководство проектом осуществлялось К.Л. Оганесяном, научным консультантом был академик Б.Б. Пиотровский. Начальником экспедиции до 1959 года была Н.М. Лосева, позднее С.И. Ходжаш.

      Таким образом, археологические исследования ведутся Музеем в общей сложности уже более 80 лет. Результатом этих изысканий стали многочисленные публикации и научные конференции; кроме того, найденные памятники древнего и античного искусства — скульптура, керамика, предметы нумизматики, произведения декоративно-прикладного искусства, артефакты культуры и быта древних народов пополнили фонды Музея и вошли в основную экспозицию.

      В части научно-просветительской работы сотрудники Музея также ведут большую работу. Особое внимание уделяется теме «музей и юный зритель». Учитывая тот факт, что Музей создавался И.В. Цветаевым именно в расчете на просветительство, особое значение приобретает экскурсионная, лекционная и популяризационная работа. В 2005 году был открыт Центр эстетического воспитания для детей и юношества «Мусейон». Это событие явилось ярким примером того, насколько серьезно с точки зрения методологии осуществляется научная популяризация в Музее.

      В Центре функционируют кружки, мастерские и секции, в которых научные сотрудники преподают историю мирового искусства на основе музейных и выставочных экспозиций, в мастерских опытные художники обучают детей различным техникам изобразительного искусства. Кроме того, в Центре разрабатываются образовательные программы для различных возрастных групп, а также для детей с ограниченными возможностями.

      В Музее ведется подготовка и издание книг, альбомов и буклетов, ориентированных на детскую аудиторию. Такие издания выходят тематическими сериями и помогают школьникам всех возрастных групп знакомиться с историей, видами и жанрами, материалами и техниками изобразительного искусства.

      В 1996 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина в статусе отдела был организован Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева, который разместился в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) на улице Чаянова (открыт 30 мая 1997 года). Его экспозицию составляют гипсовые слепки, которые не вошли в основную экспозицию Музея или их дублетные экземпляры. Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева продолжает научно-просветительскую деятельность, которая изначальная предназначалась Музею на Волхонке. Таким образом, идея И.В. Цветаева об «учебном музее для учащихся и студентов» обрела свое новое воплощение.

      В Отделе рукописей Музея хранится документация по его истории, научное и эпистолярное наследие И.В. Цветаева, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции в разное время поступили в ГМИИ. В последние годы интенсивно ведется научная обработка фондов архива, вышли в свет и готовятся к публикации многотомная переписка И.В. Цветаева с Г. Треем и с Ю.С. Нечаевым-Мальцовым.

      Музей располагает обширной научной библиотекой, которая открылась летом 1912 года. В основу библиотечного фонда легло книжное собрание Кабинета изящных искусств и классических древностей при историко-филологическом факультете Московского университета. Фонд комплектовался в соответствии с общим развитием науки об искусстве и с учетом университетского курса. Библиотека включала в себя различные издания по изобразительному искусству, в том числе фотографии и диапозитивы, а также журналы, освещающие современные проблемы науки об искусстве того времени; некоторые из них комплектуются научной библиотекой ГМИИ и сегодня. Кроме того, фонды пополнялись личными библиотеками сотрудников Музея. В настоящее время научная библиотека располагает почти двухсоттысячным фондом книг и журналов и продолжает пополняться как отечественными, так и зарубежными изданиями.

      В преддверии 100-летнего юбилея Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 2012 году научная деятельность Музея стала еще более активной, были подготовлены к изданию каталоги-резоне, монографии и исследования, снабженные подробным научным аппаратом. Одновременно в связи с расширением экспозиционных площадей сотрудники Музея разрабатывали научные экспозиции для тех коллекций, которые будут размещены в новых музейных пространствах, что позволит по-новому оценить масштаб собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

  • Просветительская деятельность

      Начиная с первых лет существования Музея, его просветительную деятельность отличает демократичность, обращенность к самой широкой аудитории, что получило особое значение в первые годы после революции, когда основной аудиторией Музея стали рабочие, красноармейцы, студенты и школьники.

      В 20-е годы ХХ века складывались основные формы работы музея с публикой — общедоступные экскурсии на материале экспозиции и выездные лекции в сопровождении репродукционного материала. Среди сотрудников Музея, читавших в эти годы лекции и проводивших экскурсии, были крупнейшие ученые и музейные специалисты В.Н. Лазарев, В.И. Авдиев, В.Д. Блаватский, А.В. Бакушинский; «лектора-руководители» А.В. Живаго, А.Н. Замятина, Н.М. Лосева и другие. В 20-е годы тематика лекций и экскурсий носила по большей части историко-культурный характер, например «Памятники быта Древнего Египта», «Типы атлетов в греческой скульптуре» и т.п.

      С 30-х годов, после создания картинной галереи и расширения коллекции подлинников, в Музее складывалась методология популяризации искусства, в которой ведущее место принадлежит искусствознанию. Появилсиь циклы углубленных экскурсий по залам Музея. В 30-е годы был организован методический совет, в который входили крупнейшие ученые В. Н. Лазарев, В. И. Авдиев, В.В. Павлов, А.А. Сидоров, руководивший всей научно-просветительской работой Музея. К этому же времени относится организация первых публичных лекций по архитектуре и творчеству крупнейших мастеров мирового и советского искусства. К чтению лекций были привлечены видные представители советской архитектуры И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, И.А. Фомин, также известные искусствоведы М.В. Алпатов, В.Н. Лазарев, А.В. Бакушинский и др. Лекционная деятельность Музея не прекращалась и во время войны, когда осенью и зимой 1941-1942 годов в доме ученых было прочитано 19 лекций по истории мирового искусства. Лекции читались и в госпиталях.

      В середине 1950-х-60-е годы происходило окончательное формирование системы музейной художественной популяризации искусства, многие из форм которой родились именно в стенах ГМИИ им. А.С. Пушкина. Сложились новые виды цикловых экскурсий не только исторического типа, но и так называемого теоретического. Например, цикл экскурсий «Беседы о живописи» знакомил зрителей с основными эстетическими категориями искусства, с разнообразными возможностями его художественного языка.

      В 1954 году при Музее открылся постоянно действующий публичный лекторий, существующий до наших дней. В сотрудничестве со Всесоюзным обществом «Знание» научные сотрудники Музея выезжали с циклами лекций во многие города нашей страны — в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток, Украину, в прибалтийские республики. Большое число выездных лекций читалось в лекториях Москвы и ее окрестностей — в школах, высших учебных заведениях, Домах культуры.

      За время существования музейного лектория в нем прочитаны десятки разнообразных циклов лекций, сотни лекций, подчас уникальных, на темы, связанные с историей развития мирового искусства. В лектории Музея выступают не только научные сотрудники отдела популяризации и других научных отделов Музея, но и приглашенные специалисты, российские и зарубежные ученые.

      Уже более 50 лет в Музее существуют кружки и клубы для школьников и дошкольников. Работа с детьми, истоки которой восходят еще к 20-м годам ХХ века, особенно бурно развивается на протяжении последних десятилетий. В настоящее время это направление просветительской работы выделилось в самостоятельный отдел — Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», который открылся в отдельном здании 17 января 2006 года. В центре предусмотрены удобные, специально оборудованные помещения для проведения кружковых занятий, а также компьютерный класс, искусствоведческая библиотека для учащихся и учителей. Детям предоставляется возможность самим поработать в художественных мастерских — живописной, графической, керамической. Учащиеся могут выступать на настоящей сцене в прекрасно оборудованном зале, устраивать музыкальные вечера в камерном салоне, отдыхать в уютном арт-кафе центра.

      В «Мусейоне» регулярно проводятся выставки детского рисунка, а также творчества профессиональных художников; драматические представления и музыкальные концерты детских и профессиональных коллективов; встречи с художниками. Среди основных направлений работы центра старейшими являются изостудия для дошкольников и младших школьников, клубы любителей искусств (КЛИ) и юных искусствоведов (КЮИ), кружки для дошкольников и младших школьников — «Семейные группы» и «Беседы об искусстве».

      Большую роль в научно-просветительной работе Музея играет оснащение экспозиции и временных выставок справочными материалами — экспликациями и развернутым этикетажем.

      Музей постоянно выпускает каталоги временных выставок, путеводители по залам постоянной экспозиции во всех своих зданиях и специальные издания, рассчитанные на школьников и учителей из серии «В помощь школе» по отдельным залам и разделам экспозиции.

  • О памятниках в ГМИИ им. А.С. Пушкина, перемещённых на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны

      В 1945 в ГМИИ им. А.С. Пушкина поступили на хранение памятники из музеев Германии, доставленные в СССР как частичное возмещение непоправимого ущерба, причинённого в годы войны. Вывоз воинами Советской Армии из разгромленной фашистской Германии культурных и художественных ценностей в обстановке царившего в то время в стране хаоса и безвластия и передача их в государственные хранилища, обеспечившие их сохранность, бесспорно явился актом спасения этих ценностей от уничтожения и разграбления. Начиная с 1949 года, Советский Союз осуществил целую серию передач в ГДР ценностей, вывезенных из Германии. Заключительный «Протокол о состоявшейся передаче Правительством СССР Правительству ГДР культурных ценностей, спасённых Советской Армией» от 29 июля 1960 года зафиксировал 1 571 995 предметов и 121 ящик книг, фоноархивов и нотных тетрадей, свыше 3 млн. архивных дел. ГМИИ им. А.С. Пушкина, в частности, передал в ГДР 354 271 художественное произведение.

      Порядок работы с перемещенными ценностями на современном этапе определен правительством Российской Федерации на основании Федерального закона от 15.04.1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) .

      Пушкинский музей, в полной мере осознавая сложность и значимость вопросов, связанных с проблемой перемещенных ценностей в целом и конкретными предметами, хранящимися в ГМИИ, на протяжении всего послевоенного времени ведет работу по сохранности, изучению, атрибуции, реставрации этих памятников.

      Широко и всесторонне освещена как в специализированных, так и популярных изданиях масштабная реставрационная работа над спасением произведений Дрезденской галереи, начавшаяся весной 1945 года и завершившаяся в 1955 году выставкой «Шедевры Дрезденской картинной галереи» (выставку посетили 1 200 000 чел.), после чего, как известно, шедевры Дрезденской галереи были возвращены в ГДР. Впоследствии произведения из Дрезденской галереи и других немецких музеев, в которые были возвращены ценности, неоднократно показывались на выставках в Пушкинском музее:

      1958 год - Произведения искусства из ГДР. Живопись, графика, скульптура и прикладное искусство.
      1975 год - Сокровища Дрезденской галереи.
      1984 год - Спасенные шедевры мирового искусства из Дрезденской картинной галереи и сокровищницы «Грюне Гевельбес».
      2006 год - Антонелло да Мессина (1430-1479). «Святой Себастьян» из собрания Дрезденской картинной галереи.
      2009 год - «Дрезден-Москва. Продолжение традиции: Шедевры Дрезденской картинной галереи в ГМИИ». Выставка одной картины. Андреа Мантенья. Святое Семейство. 1495-1500.
      2015 год - Никола Пуссен «Царство Флоры». К 60-летию «Выставки картин Дрезденской галереи» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

      Кроме того, результаты исследовательской и реставрационной работы сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина, связанные с темой перемещенных ценностей, были представлены широкой публике на следующих выставках:

      1985 год - ГМИИ им. А.С. Пушкина в годы Великой Отечественной войны. Дрезденская галерея в Москве. На материале архива ГМИИ.
      1995 год - К 50-летию Победы над фашистской Германией: «Дважды спасенные». Произведения европейской живописи XIV-XIX веков, перемещенные на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны.
      1995 год - Документы свидетельствуют... К 50-летию Великой Победы. 1941-1958.
      1995 год - Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кёнигса.
      1996 год - Сокровища Трои. Из раскопок Генриха Шлимана.
      2005 год - Археология войны. Возвращение из небытия. Реставрация и восстановление античных памятников, перемещенных в результате Великой Отечественной войны.
      2007 год - Эпоха Меровингов - Европа без границ.
      2014 год - Искусство Древнего Кипра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
      2014 год - От Ренессанса до Барокко. Итальянская живопись из фондов ГМИИ.
      2015 год - К 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Хранители. Война и мир в музее. ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1941-1955 годах.

      Научное осмысление наследия из так называемого особого фонда зафиксировано в каталогах выставок, в частности, в последнее время широкий резонанс получили двухтомное издание «Искусство Древнего Кипра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» (2014 г., научный коллектив под руководством доктора искусствоведения Л.И. Акимовой), каталоге-резоне «От Ренессанса до Барокко. Итальянская живопись из фондов ГМИИ» (2014 г., автор - доктор искусствоведения В.Э. Маркова).

      Пушкинский музей открыт к научному диалогу с партнёрами. Вместе с другими российскими музеями сотрудники принимают участие в подготовке российско-немецкого выставочного проекта «Железный век: Европа без границ». Это продолжение работы, начавшейся с участием ГМИИ в проекте России и Германии «Бронзовый век: Европа без границ», который был реализован в 2013 - 2014 гг. на площадках Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Государственного Исторического музея в Москве.

      С 2015 года в рамках долгосрочного сотрудничества в контакте с немецкими учёными сотрудники ГМИИ приступили к работе над изучением, реставрацией и планируемой экспозиции скульптур, происходящих из Музея кайзера Фридриха (ныне Музей Боде) в Берлине. Речь идёт о работе над произведениями таких скульпторов как Донателло, Никколо и Джованни Пизано, Тино ди Камаино, Андреа дель Верроккьо, Луки делла Роббиа, Мино да Фьезоле и некоторых других. Предполагается, что результат подобной совместной деятельности будет представлен на большой итоговой выставке, которую со временем планируется включить в обновленную постоянную экспозицию Пушкинского музея.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Функц М: экспозиционно-выставочная; экскурсионная; научно-исследовательская и образовательная. Культ-образоват деятельность - одно из основных направлений деятельности М, теоретической основой которой является музейная педагогика - обучение регионал. истории средствами музейного предмета образоват деят-ти. Формы культ-образовательной деятельности М разнообразны: экскурсии (обзорные, тематич, историч, архитектурно-градостроит); музейные уроки; научные конференции.

Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественно-научные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Исторические музеи делятся на:

Общеисторические музеи (широкого профиля); (Государственный Исторический музей в Москве);

Археологические музеи; (археологический музей-заповедник «Танаис»);

Этнографические музеи; (Российский этнографический музей в Петербурге);

Военно-исторические музеи; (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Москве);

Музеи политической истории; (Музей политической истории России в Петербурге);

Музеи истории религии; (Музей истории религии в Петербурге);

Историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; (Музей городского быта «Старый Владимир»);

Монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; (Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда);

Прочие исторические музеи; (Музей истории Москвы, Музей истории политической полиции России XIX–XX вв. в Петербурге).

Художественные музеи делятся на:

Музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); (Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве);

Музеи декоративно-прикладного искусства; (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве);

Музеи народного искусства; (Музей народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров);

Монографические; (Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.);

Прочие художественные музеи.

Естественно-научные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие.

Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля . Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.

Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли , созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области – «Новый Иерусалим».

Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, изобретение акваланга в 1940-х гг. положило начало возникновению подводной археологии. Результаты подводных раскопок в сочетании с разработкой новых технологий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы – музеев подводной археологии. В их собраниях – остовы и фрагменты кораблей, грузы и разнообразные предметы, поднятые с морских глубин. Наибольшей известностью среди музеев этой профильной группы пользуются музей «Васа» в Стокгольме, где экспонируется шведский военный корабль XVII в.

Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные.

Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов. Примером этого типа музеев может служить Научный музей Института мозга Российской академии медицинских наук или, например, Музей внеземного вещества в составе Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук (Москва).

К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии в Петербурге.

Главное назначение учебных музеев – обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах – Музей лесоводства им. Г.Ф. Морозова Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.

Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания – в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.

Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев – музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников , например, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Особую типологическую группу образуют и мемориальные музеи , создающиеся с целью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Мемориальность иногда ошибочно смешивают с профилем музея, хотя она никак не связана с характеристиками профильной классификации.

Понятие «мемориальный музей» за время своего существования претерпело существенную эволюцию. Исходя из этимологии слова, к мемориальным музеям в 1920-х – начале 1960-х гг. относили все музеи, посвященные выдающимся деятелям и историческим событиям, даже те их них, которые создавались в местах, не связанных с этими людьми и событиями, и которые не имели в своих экспозициях мемориальных предметов. Позже усилиями исследователей

A.M. Разгона и С.А. Каспаринской в понятие «мемориальный музей» стал вкладываться иной смысл. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Такое понимание мемориального музея, необходимыми критериями которого являются мемориальное здание или место, коллекция мемориальных предметов и мемориально-бытовая экспозиция, закрепило «Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому посвящен.

Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.

Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.

В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак.

По принадлежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры РФ. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства. Их примером могут служить: Зоологический музей Московского университета им. М.В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и профессионального образования; Центральный музей железнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург); Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург). Существенная часть ведомственных музеев находится в ведении Российской академии наук: 51 музей по данным на 1998 г. Среди них есть музеи, пользующиеся мировой известностью – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера», Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Литературный музей (Пушкинский дом).

К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» использовался термин «народный музей». Традиция создания общественных музеев стала складываться в России на рубеже XIX–XX вв.; большой размах музейное строительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведческого движения и работой по созданию «летописей» фабрик и заводов. Однако в 1941 г. лишь около 10 общественных музеев сохраняли свой статус. Современная сеть общественных музеев начала формироваться со второй половины 1950-х гг., и по состоянию на 1 янв. 1990 г. в ней насчитывалось 4373 музея, действующих на территории 26 республик, краев и областей России.

В н. 1990-х гг. изменения в общественно-политической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных музеев. Закрылись музеи революционной славы, комсомольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы; музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие музеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам – музеи А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, B.C. Высоцкого. В 1994 г. органы культуры курировали деятельность около1000 общественных музеев.

В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев , то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. В начале 1990-х гг. музеи такого рода были созданы в Москве (Музей природы), Ярославле (Музей русской старины), Иркутске (Минералогический музей) и других городах.

В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый частный художественный музей – Русский национальный музей искусств. В его фондах представлены произведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы приобретать выдающиеся работы, музей занимается активной выставочной деятельностью и регулярно проводит аукционы, на которых выставляет отдельные предметы из своего собрания. За счет продажи вполне достойных, но не вписывающихся в концепцию музея произведений, он имеет возможность постоянно обновлять и совершенствовать коллекции. Средства, полученные на аукционных торгах, позволяют делать ценные приобретения, некоторые из которых достойны крупнейших государственных музейных собраний.

Загрузка...