aracs.ru

Почему комедию Фонвизина «Недоросль» называют «комедией воспитания»? Почему комедию обличающую крепостное право, называют комедией воспитания? по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Почему комедия поднимает вопросы воспитания


Комедия известного драматурга XVIII века Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» была написана в 1782 году. Это время в культуре было названо эпохой Просвещения, когда цель искусства состояла в воспитательно-нравственном воздействии на человека. Деятели искусства стремились пробудить в человеке желание развиваться и самосовершенствоваться. Они творили в рамках литературного направления классицизм, который считал целью литературы воздействие на разум человека для того, чтобы исправить его пороки и воспитать добродетели.

Главными проблемами комедии «Недоросль» являлось жестокое отношение помещиков к своим крепостным и воспитание молодого поколения.

Еще одним важным вопросом произведения стало, как метко назвал его В. Г. Белинский, «дикое невежество старого поколения». Но все же данную комедию принято считать комедией воспитания. Это объясняется тесной связью первых двух проблем. Соединяясь в единое целое, проблема воспитания и проблема невежества становятся причиной злонравия героев произведения. Дикие помещики бессердечны, деспотичны, они не желают признавать за крестьянином какие-либо права на равенство с «благородными» людьми. Так, например, крепостная нянька Еремеевна служит Простаковой вот уже сорок лет, но вместо благодарности и вознаграждения за свою преданную службу получает «по пяти рублей в год», да в придачу к ним еще «по пяти пощечин на день».

Злонравие героев комедии, по мнению Д.И. Фонвизина, кроется в полнейшем невежестве помещиков, «в собственном их развращении». Безграмотными были и Простаковы, и Скотинин, дядя Вавила Фалалеич тоже слышать не желал о грамоте. Дети видели пренебрежительное отношение отцов к науке и сами не хотели учиться. Житейской философией невежественного дворянства оставалось желание нажить да сохранить достаток, а без науки многие века люди жили и далее жить будут. К сожалению, такие дворяне воспитывают молодое поколение.

Основная идея комедии Фонвизина заключается в создании истинного, идеального воспитания. Эта проблема рассматривается на примере воспитания Митрофана и изображения поведения его учителей. Кутейкин, Цыфиркин и Вральман – три учителя, которые обучают Митрофанушку грамоте. Один из них дьячок, другой – отставной сержант, а третий бывший кучер. Сами они необразованны и ничему не могут научить недоросля. Да и сама госпожа Простакова не требовала от учителей результата. Обучение сына – это с ее стороны лишь дань моде.

Фонвизин в своей комедии утверждал, что важной составляющей воспитания, кроме развития ума, является также и развитие нравственных чувств. Мысли об истинном воспитании автор вкладывает в уста своего героя-резонёра Стародума во время его беседы с Софьей. Стародум высказывает свое мнение, исследуя причины проблем воспитания в самой государственной власти. Герой говорит о том, что государю необходимы просвещённые поданные, а сам он, со своей стороны, обязан заботиться о собственной нравственности и своем хорошем воспитании.

Драматург ратовал за расцвет просвещения в России, он полагал, что достойными руководителями страны могут стать только дворяне, которые воспитаны в строгих гражданских правилах.

Тема воспитания в «Недоросле» тесно связана с глобальными проблемами XVIII века. По мысли Фонвизина, только идеальное воспитание станет источником распространения нравственности в обществе, а помещики, благодаря этому самому воспитанию, станут относиться к крестьянам гуманно и по-человечески.

С данной точки зрения комедия «Недоросль» была для современников автора назидательной и поучительной, она стала настоящим руководством по воспитанию молодого поколения, показывая, как не надо воспитывать.

Обновлено: 2012-07-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Две главные проблемы в комедии «Недоросль»

Комедия "Недоросль" вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным ранее, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос содержания "Недоросля" питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия. Таковыми являются сатира и публицистика.

Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности своего духовного убожества.

Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая тут же на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая в своих взглядах на жизнь скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина, в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,- это страстные публицистические выступления, содержащие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов автора.

Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе "Недоросля". Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума, с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, "погребено с их предками", в сообщаемых им наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества - он ищет причины этого упадка.

Заключительная реплика Стародума, которой завершается "Недоросль": "Вот злонравия достойные плоды!" - в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, то есть к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступали положительные персонажи, мир Простаковых и Скотининых представал зловещей реализацией торжества злонравия.

Другая проблема "Недоросля" - это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла - духовной деградации дворянства.

Значительная часть драматического действия в "Недоросле" в той или иной мере спроецирована на решение проблемы воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и подавляющая часть нравоучений Стародума. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в IV действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотиииных. Вынесение этого приговора обеспечивается не только изнутри, за счет самораскрытия невежества Мнтрофана, но и благодаря демонстрации тут же на сцене примеров иного воспитания. Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном.

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество былэ пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения крепостническим злоупотреблениям звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которой был Д. И. Фонвизин.

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, между жизнью только для себя и долгом перед государством разрешался всегда в пользу последнего. Таким образом, создавался тип человека, творящего добро, - идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире. Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны.

Писатели, говорил Фонвизин, «...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии « », - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благоотечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и равнодушия к общественным интересам. Подобное воспитание сразу отбирало у него цель и смысл жизни. И учителя тут не смогут помочь (учитель - лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой) у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, погонять голубей да жениться.

То же самое происходит в придворной жизни. Придворная жизнь - большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся», дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они «...не оставляют двора... двор им полезен», «...чины нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие. Но автор не оставляет надежды на то, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые" Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над всей российской жизнью. А вот как сформулировал драматург жизненные «...правила, которым следовать должны...» настоящие дворяне:

  • «...Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
  • «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».
  • «Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».
  • «...Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».
  • «Одно почтение должно быть лестно человеку- душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».
  • «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия... По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».
  • «...Что такое должность? Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство... погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю».

Комедия «Недоросль», написанная Фонвизиным в 1781 году, стала главным произведением автора и высшим достижением отечественной драматургии 18 века.

Основная задача Фонвизина — изображение современных нравов как результата сложившейся в обществе системы взаимоотношения людей.

Главной темой комедии стало злонравие крепостников, понимаемое автором как социальное зло. В пьесе опосредованно отразился основной конфликт современности — произвол помещиков, поддерживаемых верховной властью, и бесправие крепостных крестьян. Но центральным конфликтом произведения становится столкновение дворян просвещенных и непросвещенных. Поэтому основным предметом изображения в своей комедии Фонвизин делает не дворянство само по себе, а в тесной связи с крепостным сословием, которым оно управляет, и верховной властью.

комедии становится разложение русского дворянства как правящего сословия страны. С первой же сцены комедии автор представляет зрителю мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главная фигура этого мира — госпожа Простакова. Она полновластная хозяйка своего мира, от её ничем не ограниченного произвола зависит судьба её рабов — старухи Еремеевны, Тришки, девки Палашки, крестьян, обеспечивающих её благосостояние. Простакова простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на мужа, Софью, Скотинина — на всех, в ком не встречает отпора.

По мысли Фонвизина, рабство не только убивает все человеческие чувства в крестьянах и холопах, но и развращает самих крепостников, которые утрачивают честь, достоинство, человечность и сами превращаются в рабов своих страстей и пороков.

Главная мысль Фонвизина заключается в том, что деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.

Не менее важной проблемой является проблема воспитания. Фонвизин считает, что она имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись — уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.

В комедии Фонвизина было дано не только глубокое изображение общественного зла, но и развернуто представлены характеры положительных персонажей — Правдина, Стародума и Милона.

Особая роль в комедии отведена Правдину. Находясь с самого начала в доме Простаковой, наблюдая всё её беззаконие, Правдин выступает в финале вершителем справедливого возмездия. Сама его фамилия говорит об идеальности тех нравственных норм, которые он воплощает.

Не менее важное значение имеет Стародум — «друг честных людей». Если Правдин еще питает иллюзии относительно просвещенного характера правления Екатерины, то Стародум давно знает истинную цену её либерализма. Именно Стародум объясняет и Правдину, и зрителю, что наивная вера русского общества в «просвещенную» императрицу бессмысленна: Екатерина утвердила в России деспотический характер правления, в результате её политики в стране безнаказанно хозяйничают Простаковы и Скотинины.

Знаменателен финал комедии: Простаковых ждет заслуженное наказание — приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зритель убежден в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают и будут впредь осторожнее.

Заключительная сцена, в которой Простакову, лишенную власти, покидает даже её любимый сын, свидетельствует о том, что порочный человек сам своими поступками готовит себе справедливое наказание.

Художественное своеобразие «Недоросля» определяется тем, что Фонвизин, формально оставаясь в рамках классицизма, сделал определенный шаг в направлении к реализму. Впервые в истории русской драмаутргии любовная интрига была отодвинута на второй план и приобрела второстепенное значение.

В результате «Недоросль» становится новаторским произведением, сатирико-политической комедией, в которой в художественном единстве переплелись бытовые, политические и этические линии.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Обсуждение закрыто.

Комедия была написана Денисом Фонвизиным в 1782 году. Это был век, проходивший под эгидой Просвещения. Активные деятели видели истинное искусство в его нравственно-воспитательном проявлении. Они пытались достучаться до общества, призывая к пробуждению в людях стремления к саморазвитию, усовершенствованию личности. Классицизм – одно из направлений в литературе, в рамках которого авторы воздействовали на разумное начало в человеке, призывали к исправлению пороков, воспитывали в людях добродетельные качества.

Фонвизин затрагивает в пьесе такие актуальные для его современности проблемы, как отношение дворян к крепостным и воспитание юного поколения. И хотя вопиющей проблемой является первая, ключевой стала вторая, поэтому пьеса названа «комедией воспитания». Это объясняется тем, что автор считает воспитательную проблему причиной появления второй – злонравия невежественных крепостников.

Не получив должного образования и нравственного воспитания, дворяне становились бессердечными деспотами, которые не признавали никаких прав за своими крепостными. Такими являются в комедии Простакова и ее брат Скотинин, таким станет и . Показательным является отношение семейства к няньке Еремеевне, которая 40 лет верой и правдой им служит, но получает за это лишь пощечины. Причина злонравия героев в их невежестве и нежелании чему-то обучаться. Исходит все из семьи: не знал грамоты отец Простаковой и Скотинина – не знают ее и они. Более того, герои считают, что разные там науки попросту бесполезны. Важно лишь «достаточек нажить и сохранить». Эту приземленную философскую позицию они передадут новому поколению, представителем которого является Митрофан. Он не хочет учиться, не только потому что ленив, но и потому что видит негативный пример своей семьи.

Основная идея комедии в вопросе о настоящем, идеальном воспитании. Он рассматривается писателем при помощи описания воспитания Митрофана. Для него нанимают платных учителей. Грамоте обучает дячок, арифметике учит Цыфиркин, а овладеть французским языком помогает Адам Адамыч Вральман. Но вот Митрофану за несколько лет так ничему и не удалось научиться.

Во-первых, хоть и хотела дать образование сыну, но не показывала на своем примере его важность. Во-вторых, учителя не были на самом деле компетентными. Дяк сам знал грамоту только по нескольким книгам, Адам Вральман не перегружал ученика знаниями, объясняя это тем, что нельзя перегружать ребенка, нужно давать свободу. И только Цыфиркин чувствовал свою ответственность и даже не хотел брать плату, потому что ничему так и не научил.

Писатель считал, что в вопросах воспитания важно не только развития ума, но и нравственных чувств. Свое отношение к воспитанию автор выражает наиболее полно через героя Стародума. Он говорит Софье, что заботиться воспитанием молодого поколения должна, прежде всего, государственная власть, от нее должны исходить инициативы, так как это было при царе Петре.

Комедия воспитания Дениса Фонвизина имела большое влияние на его современников и остается поучительной для нас.

Загрузка...