aracs.ru

Живопись на библейские темы в изобразительном искусстве. Библейские темы в изобразительном искусстве. Библейские сюжеты в живописи

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейские темы в изобразительном искусстве методический комплекс

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейские темы в изобразительном искусстве 1 урок.

БИБЛИЯ – живой источник и для взрослых, и для детей. Открой библейские истории и вспомни некоторые из них, воплощенные в великих произведениях искусства…

Икона Богоматерь Белозерская Первая треть XIII в. Канон иконописный (греч. - правило) - свод правил, приемов, символов, принятых в иконографии для изображения того или иного образа. Икона (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «о́браз», «изображение») - священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

В православных храмах везде можно увидеть изображения святых и сюжеты из Библии… Вспомни и объясни какое изображение называют фреской, в чем ее отличие от иконы? Богоматерь Владимирская Спас «Троица»

Православные иконописцы и художники Западной Европы по-разному видели и изображали Библейских героев: Дай объяснение термину «канон». Каким образом он связан с иконографией? Для чего необходима икона и для чего нужна картина? Богоматерь Одигитрия Дионисий 1502 г. Сикстинская мадонна Рафаэль 1512-1513 гг. Мадонна Литта Леонардо да Винчи 1490-1491 гг.

Было время, когда не было ни дней ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на них. По одному слову Господа Бога явились земля, солнце и всё-всё в мире… Сотворение мира И.Айвазовский Бог Саваоф В.Васнецов Из цикла «Сотворение мира» М.Чюрлёнис Вспомни и назови, известные тебе, Библейские предания.

Райский сад. Адам и Ева… Определи, какое настроение стремятся передать художники, изображая райский сад. Адам и Ева. Лукас Карнах Старший Райский сад. В.Васнецов Роспись во Владимирском соборе в Киеве

Всемирный потоп и Ноев ковчег… Объясни, к каким видам изобразительного искусства можно отнести эти картины. Почему? Ноев ковчег Г. Доре Ноев ковчег Э.Хикс Всемирный потоп. И.Айвазовский

Вавилонская башня… Определи, цветовые гаммы, в которых выполнены представленные работы? Вавилонская башня П.Брейгель старший Рисунок. Средние века Разрушение Вавилонской башни Ван Клеве

Отечество наше хранят святые, просиявшие в земле русской… Установи соответствие: «вид ИЗО» - «произведение искусства» Юность Сергия Радонежского М.Нестеров Петр и Феврония Матрона Московская Федор Ушаков Ксения Петербургская ОТВЕТЫ: живопись иконопись скульптура фотография иллюстрация

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейские темы в изобразительном искусстве Практическое задание

Создайте эскиз композиции на темы Библейских преданий: Райский сад Всемирный потоп Вавилонская башня З А Д А Н И Е:

1.Наметить карандашом контуры гор и воды. Горка - это один из элементов пейзажа в иконописи. 2.Исходя из выбранного сюжета, намечаем тонкими линиями карандаша окружение: деревья, кустики, воду, архитектуру, башню или Ноев ковчег. 3.Намечаем людей и животных. Практическая работа

3. Закрасить фон краской желтой с белой гуашью, можно немного добавить охры. 4.Обвести краской контуры гор и воды. 5.Сразу на листе, без палитры, подобрать и закрасить цвет горок желтым с красным, добавляя немного черного. Первый слой красок, наложенный на рисунок (Роскрыш). 4 . Изображение воды закрасить синим с небольшим количеством белого. Практическая работа

5.Синими и белыми линиями прорисовать волны на воде. Волны в иконописи изображаются в виде чешуйчатых бугорков и спиралей, а с XVIII в. известны усложненные изображения в виде сочетаний волнообразных линий со спиралями и даже в виде языков пламени. 6. Черным цветом добавляя желтую и, если необходимо, красную краску, наметить деревья, закрасить их. Практическая работа

7. Завершаем работу прорабатывая детали Практическая работа


«Библеские темы в изобразительном искусстве»

Стержневая основа урока :

Тип урока: комбинированный

Урок изобразительного искусства в 7 классе

по рабочей программы

(на основе программы Б.М. Неменского).

Фролова Л.Г., учитель ИЗО, МБУО СОШ № 20 п. Сулук Хабаровский край


Цель урока:

Задачи урока:

  • Метапредметные

Формирование способностей анализировать библейские сюжеты сквозь призму восприятия современной истории

  • Личностные

Воспитание способностей ориентироваться в своей жизнедеятельности на высшие ценности, заложенные в библейских сюжетах.


Задачи

Результат

  • Познание смысловых понятий, концептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отраженных в произведениях изобразительного искусства художников: Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи,
  • Знать смыслы, концептуальные идеи, заложенные в библейских сюжетах

Рубенса, Джотто, Боттичели.

По деятельности:

По деятельности:

  • овладение
  • уметь
  • умениями читать заложенную идею

в художественном произведении сообразную замыслу художника;

Анализировать и проводить самоанализ выполненного эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

- умениями создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

Навыками анализа и самоанализа эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)


  • Метод целостности (направленный на вычленение обобщающих уроков, задача которых не просто повторение, а создание целостности, единства изучавшейся в четверти).
  • Метод единства восприятия и созидания (просмотр, прослушивания, практическая деятельность).

Зрительный ряд :

авторская презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» содержащим иллюстрации великих художников, короткометражный фильм «Пресвятая Богородице, спаси нас», детские рисунки, книги (на каждую парту): «Основы композиции».

Музыкальный ряд:

«Пресвятая Богородице, спаси нас» Оборудование урока: интерактивная доска, мультимдийный проектор, карандаши, бумага, акварель, гуашь, кисти.


Драматургия

/Структурообразующие элементы урока/

  • Завязка (актуализация знаний, выход на проблему урока) - 8 мин.
  • Кульминация (выход на тему урока) -10мин.
  • Развязка (выполнение самостоятельной работы) - 20 мин.
  • Эпилог (подведение итогов урока) - 5 мин.
  • Последствие (объяснения домашнего задания) - 2 мин.

  • Готовность ученика к сотрудничеству с учителем.
  • Отношение к учебно-творческой деятельности.
  • Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.

Архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом

Иоанн Златоуст - христианский святой, почитаемый в лике святителей. Скончался 14 сентября 407 года…

«Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрую».

Иоанн Златоуст


«Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.

Андрей Рублёв «Троица». 1420г


Рассмотрите и проанализируйте….

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

«Владимирская икона

Божией Матери»

Фрагмент


Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б.Пастернак

«Сикстинская мадонна» Рафаэль 1512-1513 гг.


Леонардо да Винчи.

Автопортрет.

Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Лучшие произведения Леонардо да Винчи на этот сюжет – «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») – жемчужины коллекции Эрмитажа.

«…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Назарет, к Деве…имя же Деве: Мария»

Леонардо да Винчи

«Мадонна Бенуа»


Все эти художника обращались к евангельским сюжетам в своём творчестве. Как пример "Поклонение волхвов" - один из важных и часто изображаемых в христианском искусстве сюжетов.

Рубенс Питер Пауль

(1577–1640)

Леонардо да Винчи.

Родился в1452г

Портрет Джотто 1266/1267 - 1337), итальянский живописец

кисти Паоло Уччелло. Около 1450 года

Рафаэль Санти

( 1430-1520) «Автопортрет»

Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »

(1606 – 1669)


Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул И тот оглянулся: с порога на Деву, как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б. Пастернак

«Поклонение волхвов»

Рубенс Питер Пауль (1577-1640 )


Джотто ди Бондоне. «Поклонение волхвов» (1304-1306).

Падуя. Капелла Скровеньи.


Рафаэль Санти. Поклонение Волхвов

1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека.


Нидерландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »

(1606 – 1669)

«Поклонение

волхвов»


Леонардо да Винчи.

Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочётов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали её как знак появления на свет необыкновенного младенца…

«Поклонение волхвов» (1472-1477 ) (галерея Уффици, Флоренция, доска, масло, 246х243 см.)


в правом нижнем углу на зрителя смотрит закутанный в рыжий плащ сам Боттичелли. Традиция изображать себя среди участников сцены из Священного Писания была широко распространена в эпоху Возрождения.

«Поклонение волхвов»

художник Сандро Боттичелли

1474-1475 годы. Галерея Уффици, Флоренция.

. Около 1475. Дерево, темпера. 111х134



Критерии оценки детского рисунка:

  • Отношение ребенка к уроку.
  • Композиционное расположение изображаемого проекта на листе. Возникновение замысла. Поиск решения (эскизы, наброски).
  • Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.
  • Качество детской продукции непосредственность, идея.

Задание на самостоятельную работу

  • на тетрадном листке выполнить эскиз;
  • перенести эскиз на лист;
  • уточнить композицию.


Рефлексия

До конца урока осталось 5 минут.

Проводим мини выставку на промежуточном этапе т.к на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Заканчивается урок музыкальным короткометражным фильмом «Пресвятая Богородице, спаси нас».


  • подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;
  • на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему


Для своего рисунка . выбрала один из самых грустных сюжетов Библии - молитву..




Работы по библейским сюжетам. .



Рисунки на рождественскую тему .



Темы , сюжеты - деревенская жизнь, семья, библейские истории, любимые ангелы...







uh.ru 3D рисунки на асфальте.


Кто сердца не питал, кто не был восхищён

Сей книгой...

В. А. Жуковский

Библия — сокровищница духовного и культурного наследия — оказала огромное влияние на развитие всей мировой культуры. Созданная в период с XII в. до н. э. по начато II в. н. э., она до сих пор остаётся одной из любимых и читаемых книг.

Библия — произведение, состоящее из множества книг, написанных в разные времена и разными автора-ми. Поэтому становится понятным перевод её назва-ния с греческого: «Biblia» — «книги». Основную часть Библии составляют Ветхий и Новый Завет .

Что же так привлекает людей в Библии? Прежде всего — идеалы добра, справедливости, самоотвержен-ного служения людям и вера в ценность человеческой личности. На протяжении двух тысячелетий многие свои помыслы и идеалы человечество связывало с лич-ностью Иисуса Христа. В него искренне верили, свято чтили его поучения и заветы. Его слушали и восхваля-ли. Молились на него...

Бессмертный облик Христа стремились запечатлеть в произведениях искусства величайшие мастера. Труд-но сосчитать, сколько творений художников самых разных эпох посвящено библейским сюжетам и обра-зам. Росписи в римских катакомбах, византийские ико-ны и мозаики, искусство сурового Средневековья и торжественного Возрождения... Микеланджело и Эль Греко, Дюрер и Андрей Рублёв, Рембрандт и Рубенс... Перечень имён величайших художников мира можно бы-ло бы продолжать точно так же, как и список компози-торов, создавших музыкальные произведения на темы Священного Писания: И. С. Бах, Ф. Й. Гайдн, В. А. Мо-царт, Л. ван Бетховен, П. И. Чайковский, С. В. Рахма-нинов...

То же можно сказать и о мировой литературе . Редко кто из художников и писателей прямо или косвенно не обращался к сюжетам и образам Библии. Поэтов она привлекала образностью, богатством и красотой худо-жественного слова. В этом ряду Данте Алигьери, И. В. Гёте и Дж. Г. Байрон, А. С. Пушкин, Б. Л. Пастер-нак и И. А. Бродский... Материал с сайта

Начиная с XX столетия к страницам Библии обра-тился и мировой кинематограф .

Произведения искусства, созданные на библейские сюжеты, никогда не были простой иллюстрацией Свя-щенного Писания. В них заключены духовное содержа-ние и глубокий нравственный смысл. К сожалению, сюжеты, заимствованные из библейской мифологии, се-годня известны далеко не каждому человеку. Это объяс-няется прежде всего тем, что христианское искусство глубоко символично и строго канонизировано религией, поэтому разобраться в нём непросто. Это обстоятельство не всегда в наши дни позволяет по достоинству оценить то или иное произведение искусства.

Урок изобразительного искусства в 7 классе

(рабочая программа на основе программы Б.М. Неменского).

Фролова Л.Г., учитель ИЗО, МБУО СОШ № 20 п. Сулук.

Тема четверти: «Великие темы жизни»

Цель :

воспитание эмоционально-отзывчивой личности на основе ознакомления великих произведений искусств.

Тема урока: Библейские темы в изобразительном искусстве.

Стержневая основа урока:

Тип урока: комбинированный.

Оформление доски:

Словарные слова:

Библия - важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности.

Нимб символ святости.

Евангелие откровение.

Религиозная живопись мозаика, фреска, икона – пришла на Русь из Византии вместе с принятием христианства.

Фреска изображение на стене.

Икона «образ».

Общечеловеческие - нравственные ценности, такие как: Добро, Зло, Любовь, сострадание, Жертвенность.

Воздушная перспектива - изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя, в следствии увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом. Волхвы - маги, волшебники, чародеи и провидцы, постигшие самые сокровенные тайны мироздания, владеющие тайной Сотворения вселенной и тайной Времени, тайной Философского камня, Панацеей, тайной долголетия и бессмертия, обладающие могуществом.

Тема урока: «Библейские темы в изобразительном искусстве».



Показательные рисунки

Обратные стороны доски

Задание на самостоятельную работу:

    перенести эскиз на лист;

    уточнить композицию.

Домашнее задание:

    подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;

    на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему

    Слайд:2

    Слайд:2

Цель урока : познание содержательной сути библейских сюжетов в изобразительном искусстве как стержневой основы формирования духовных ценностей.

Задачи урока:

    Метапредметные

формирование способностей анализировать библейские сюжеты сквозь призму восприятия современной истории.

    Личностные

воспитание способностей ориентироваться в своей жизнедеятельности на высшие ценности, заложенные в библейских сюжетах.

    Слайд:3

Задачи по содержанию

Результаты по содержанию

    Познание смысловых понятий, концептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отраженных в произведениях изобразительного искусства художников:Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рубенса, Джотто, Боттичели и т.д.

    Знать смыслы, концептуальные идеи, заложенные в библейских сюжетах

Задачи по способу действия

    в художественном произведении сообразную замыслу художника;

    Умениямисоздавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

    Навыками анализа и самоанализа эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

Результат по способу действия

Создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

Анализировать и проводить самоанализ выполненного эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

    Слайд:4

Методы работы на уроке:

    метод целостности - (направленный на вычленение обобщающих уроков, задача которых не просто повторение, а создание целостности, единства изучавшейся в четверти).

    метод единства восприятия и созидания - (просмотр, прослушивания, практическая деятельность).

Слайд:5

Зрительный ряд :

авторская презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» содержащим иллюстрации великих художников, короткометражный фильм «Пресвятая Богородице, спаси нас», детские рисунки, книги (на каждую парту): « Основы композиции».

Музыкальный ряд: «Пресвятая Богородице, спаси нас»
Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карандаши, бумага, акварель, гуашь, кисти.

Слайд:6

ДРАМОТУРГИЯ

/Структурообразующие элементы урока/

    Завязка (актуализация знаний, выход на проблему урока) - 8 мин.

    Кульминация (выход на тему урока) - 10 мин.

    Развязка (выполнение самостоятельной работы) - 20 мин.

    Эпилог (подведение итогов урока) - 5 мин.

    Последствие (объяснения домашнего задания) - 2 мин.

Слайд:7

Критерии оценки деятельности учащихся на уроке:

    Готовность ученика к сотрудничеству с учителем.

    Отношение к учебно-творческой деятельности.

    Индивидуально-общественная значимость результатов и продукта изобразительной деятельности (умение анализировать работы и давать им оценки).

ЗАВЯЗКА

Задача – выход на проблему урока. Осуществляется путём создания ситуации эмоционального состояния. Для придания эмоционального настроя к уроку, звучит музыка «Пресвятая Богородице, спаси нас». После захода детей в класс убавляется громкость её звучания.

Затем в форме диалога проводится беседа, направленная на активизацию познавательной деятельности детей, делается акцент на имеющийся субъективный опыт обучающихся.

Слайд:8

Учитель : Ребята! Многие века библия привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из неё сюжеты для своих творений.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о библейских темах в живописи, и вам надо будет изобразить наиболее интересный сюжет из библии.

Но вначале мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев и мы как бы отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы ещё раз убедиться в нетленности этой удивительной книги, а заодно повторить некоторые её сюжеты.

Вы уже знаете, что люди почитали Библию с древнейших времен. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не всё поймешь в искусстве прошлых веков.

Задачи путешествия помогут нам осуществить “искусствоведы”, а “знатоками” Библии может выступить каждый из вас.

Начнем наше знакомство с миром живописи с иконописи.

Перед вами древнейшая русская икона, самая почитаемая на Руси.

Слайд: 9

Учитель:

В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.

Слайд: 10

Учитель :

Перед вами «Владимирская икона Божией Матери» была написана евангелистом Лукою.

Чтение стихотворения М. А. Волошина «Владимирская Богоматерь» (отрывок).

Не на троне - на Её руке,

Левой ручкой, обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует… Немею -

Нет ни сил, ни слов на языке…

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Чем пленил поэта образ Богоматери? Что он подчеркивает в её облике? Что вы чувствуете? В чём суть её образа?

Ответ на заданные вопросы:

Тип иконы – «Умиление» - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона символизирует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. К типу «Умиление» относятся иконы Владимирской Божией Матери, Донской, Ярославской и других.

Учитель:

Дева Мария с младенцем – одна из самых интересных тем в творчестве многих художников мира. В многочисленных своих Мадоннах они воплощали свое представление о земной женской красоте. Но в то же время они показывали на своих полотнах Богоматерь с младенцем Иисусом.

Слайд: 11

Учитель:

Представления о самых светлых и возвышенных идеалах женской красоты, образе матери воплотил в своей картине «Сикстинская Мадонна» великий художник Рафаэль. Основным содержанием этой картины становится тема светлой материнской любви.

Она идёт хвалам внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

В.А.Жуковский.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. «Сикстинская мадонна» давно уже вошла в наше сознание как символ жертвенной любви во имя спасения человечества. Поёт сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклонённый Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и её сыну. Композиция поражает величавой монументальностью и гениальной простотой. Мария медленно сходит на землю… Она только что сделала шаг навстречу людям. Взгляд Марии лучистый, глаза широко и доверчиво открыты. Они светятся нежностью и добротой. Мадонна держит на руках младенца – самое дорогое, что есть у нее в этом мире. Она несет его людям, прекрасно понимая, какая трагическая судьба уготована ему.

Слайд: 12 Учитель: «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. (Эрмитаж).Есть второе название у этой картины – “Мадонна с цветком”. Название “Мадонна Бенуа” эта картина получила по имени ее последней владелицы Марии Александровны Бенуа (дочери купца из Астрахани Сапожникова Л.П.), которая продала ее Эрмитажу в 1914г. Это не обычная флорентийка изображена на картине. Во-первых, над головами матери и ребенка нимбы – символы святости; во-вторых, на картине автор использует четырехкратное перекрещивание: ноги матери и младенца, их руки, их взгляды и цветок - крестоцвет, к которому тянется ребенок, - символ крестных мучений Христа. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии. Две крупные фигуры заполняют все пространство картины, лишь за окном в темной стене видно чистое холодное голубое небо. Запечатлен конкретный момент: мать, сама еще ласковая и живая девочка, протягивает, улыбаясь, своему ребенку цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно рассматривает незнакомый предмет. Цветок связывает обе фигуры между собой.Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи маслом. «Мадонна с цветком» исполнена именно в этой, тогда еще редкой технике.

Слайд: 13 Учитель: В каждом веке есть художники, которые не только по-настоящему понимали искусство, но и сумели спроецировать это понимание на время и общество: Джотто, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рембрандт и многие другие великие художники - вот главное, что их объединяет.

Слайд: 14

Учитель:

В экспозиции Государственного Эрмитажа хранится небольшая по размеру картина Рембрандта на традиционный библейский сюжет - «Поклонение волхвов.

Слайд: 15

Учитель:

Картина художника Джотто ди Бондоне «Поклонение волхвов» (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Слайд: 16

Учитель:

Картина художника Рафаэля Санти «Поклонение Волхвов» 1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека.

Слайд: 17

Учитель:

Картина художника Рембрандта «Поклонение волхвов».

Слайд: 18

Учитель:

Картина художника Леонардо да Винчи «Поклонение Волхвов» (1472-1477).

Одна из самых популярных живописных работ на Рождественскую тему. Леонардо не закончил ее. «Поклонение волхвов» - важная веха для эпохи Возрождения, практически прорыв. Почему? Дело в том, что Леонардо да Винчи использовал здесь приемы, которые позволяют зрителю испытать ощущение присутствия, почувствовать себя среди волхвов.

Слайд: 19

Учитель:

Показательна для творчества Боттичелли картина «Поклонение волхвов». Галерея Уффици, Флоренция. Около 1475. Дерево, темпера. 111х134.

На первый взгляд она не отличается от работ других художников на тот же сюжет. Может быть, здесь только больше торжественности и праздничности, характерные для почерка Боттичелли. Рассеянный свет позволяет ему тонко моделировать объемы, успокаивает яркость одежд и лишь иногда вспыхивает яркими бликами на металлических предметах и золотом шитье. Удивительно тонко написаны лица и фигуры персонажей Но если внимательно присмотреться к картине, то естественно возникает вопрос: почему художник столь явно старался обратить внимание на отдельные фигуры? Почему на первом плане изобразил молодого человека, опирающегося на меч, неуместный в сцене «Поклонения»? Если рассмотреть структуру композиции, станет ясно, что она построена в виде треугольника и вершиной его является группа Марии с младенцем. Но в неглубоком пространстве картины, замкнутом скалой и остатками стен, взгляд зрителя переносится с небольших по размеру центральных фигур к группе пышно разодетых волхвов. Таким образом, смысловой центр композиции смещен, а основной сюжет отодвинут на второй план.

Рефлексия (сравнение)

Учитель: Сейчас продемонстрирую вам картины великих художников, а вы подумайте и скажите, объединяет эти картины по смыслу?

Ответ на заданный вопрос:

Все эти художника обращались к евангельским сюжетам в своём творчестве. Как пример "Поклонение волхвов" - один из важных и часто изображаемых в христианском искусстве сюжетов.

Учитель:

Чем отличается икона от картины?

Ответ на заданный вопрос:

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Икона - откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца - мировоззрение Церкви. Икона - вне времени, она - символ инобытия в нашем мире. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона - творение соборное; иконописание - не самовыражение, а служение и личные эмоции не должны иметь места.

Картина - средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона - средство для общения с Богом и святыми Его.
- Итак, отличие первое. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные", как правило, удлиненные пропорции фигур.

Второе отличие стилистики иконы от реалистической картины - это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы.

(на основе картины «Поклонение волхвов» художника Леонардо о композиционном решении картины).

Итак, центральная группа заключена в треугольник, вершина которого – точка пересечения диагоналей квадрата. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. И здесь художник столкнулся со следующей проблемой – по отношению к коленопреклоненным фигурам волхвов у края картины Мария с младенцем расположены глубже в пространстве. По законам перспективного сокращения мадонна с младенцем должна быть меньше фигур волхвов. Но это привело бы к потере значительности смыслового центра композиции, как и произошло в «Поклонении» Боттичелли. Сократить расстояние между персонажами нельзя – иначе коленопреклоненным фигурам стало бы тесно в отведенном пространстве.
Леонардо прибегнул к неожиданному решению. Чтобы сохранить монументальность центральной группы Марии с младенцем, художник написал их крупнее, чем волхвов. Тем самым он добился наиболее цельного восприятия группы первого плана и в то же время ясного прочтения каждой отдельной фигуры. Решая эту задачу, Леонардо применил результаты своих исследований бинокулярности человеческого зрения, то есть способности воспринимать изображения двумя глазами одновременно. Эти новые в то время приемы использованы столь тактично, что сцена кажутся вполне естественной и пропорциональные нарушения в ней не столь заметны.

КУЛЬМИНАЦИЯ

Выход на тему урока, используются методы: связи искусства с жизнью, общения с живым искусством, мотивации познавательной деятельности.

Учитель: А теперь приступайте к работе, но имейте ввиду, что вам предстоит выполнить свои работы по таким критериям:

(Подведение итогов урока и анализ деятельности детей на уроке по

следующим критериям).

Слайд: 21

Критерии оценки детского рисунка:

    Отношение ребёнка к уроку.

    Композиционное расположение изображаемого проекта на листе. Возникновение замысла. Поиск решения (эскизы, наброски).

    Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.

    Качество детской продукции непосредственность, идея.

РАЗВЯЗКА

Самостоятельная работа учащихся - 20 мин.

Создайте эскиз композиции на темы Библейские сюжеты:

    Поклонение волхвов

    Образ божьей Богоматери

Обучающиеся приступают к работе. Проходя между рядами, оказываю необходимую помощь, предупреждая возможные ошибки тем, кто совсем не может справиться с заданием. Ребята работают, используя учебник «Основы композиции».

Используются методы: активизации имеющихся знаний по декоративно-прикладному искусству, мотивации познавательной деятельности, связи искусства с жизнью, перевода изученной темы на новый уровень.

Слайд: 22

Задание на самостоятельную работу

    на тетрадном листке выполнить эскиз;

    перенести эскиз на лист;

    уточнить композицию.

Слайд: 23

Примерные эскизы композиций на библейскую тему

ЭПИЛОГ

Выход на оценку и самооценку выполненного этапа работы

Слайд: 24

Рефлексия

За 5 минут до конца урока детям предложено по представленным критериям оценки выполняемых учебно-творческих работ, провести минивыставку всех получившихся работ и провести анализ и оценку этих работ по выполнению этапов и их последовательности.

Проводим мини выставку на промежуточном этапе т.к на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Используются методы стимулирования адекватной самооценки.

(До конца урока осталось 2 мин.).

ПОСЛЕСЛОВИЕ – выдача и анализ домашнего задания .

Слайд: 25

Домашнее задание:

    подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;

    на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему;

    на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Слайд: 26

Примерно так, на следующем уроке, должны быть завершены творческие работы учащихся.

Заканчивается урок музыкальнымкороткометражным фильмом «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Русский художник, музыкант и деятель театра Василий Поленов долго не решался обратиться в творчестве к Библейской теме. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему "Христос и грешница".

И он сдержал слово. После создания этой картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием "Из жизни Христа", которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. Поленов для это даже совершает путешествие через Константинополь, Афины, Смирну, Каир и Порт-Саид в Иерусалим.

Генрих Семирадский

Выдающийся художник-портретист Генрих Семирадский, хоть и был по происхождению поляком, с юности чувствовал органическую связь с русской культурой. Возможно этому способствовала учеба в харьковской гимназии, где рисование преподавал ученик Карла Брюллова Дмитрий Безперчий.

Семирадский привнес в свои полотна на библейские сюжеты живописность, что сделало их яркими, запоминающимися, живыми.

Деталь: Принимал участие в росписи храма Христа Спасителя.

Александр Иванов

"Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого", - писал о знаменитом живописце Николай Гоголь.

Александр Иванов - автор картины "Явление Христа народу", которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. Иванов также делал акварельные эскизы к росписям "Храма человечества", но почти никому их не показывал. Только после смерти художника эти рисунки стали известны. В историю искусства этот цикл вошел под называнием "библейские эскизы". Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались.

Николай Ге

Картина Ге "Тайная вечеря" потрясла Россию, как когда-то "Последний день Помпеи" Карла Брюллова. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" сообщила: "Тайная вечеря» поражает оригинальностью на общем фоне сухих плодов академической выправки", а члены Академии Художеств, непротив, долго не могли определиться в суждениях.

В "Тайной вечере" Ге трактует традиционный религиозный сюжет как трагическое противостояние героя, жертвующего собой ради блага человечества, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя. В образе Иуды у Ге нет ничего частного, только общее. Иуда – собирательный образ, человек "без лица".

Деталь: К евангельским сюжетам Николай Ге впервые обратился под влиянием Александра Иванова

Илья Репин

Cчитается, что никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как-будто бы "живыми" портретами.

Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме. Он даже отправился в качестве паломника на Святую Землю, чтобы увидеть самому те места, где ходил и проповедовал Христос. "Я почти ничего не писал там - некогда, хотелось больше видеть... Написал образ русскую церковь - голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим…" Позже он говорил: "всюду живая Библия", "так грандиозно я почувствовал Бога живого", "Боже! Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия".

Иван Крамской

Свое полотно "Воскрешение дочери Иаира" Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. В начале 1860 года он делает первый набросок, и только в 1867 году - первый вариант картины, который его не удовлетворил. Чтобы увидеть все, что сделано в этом роде, Крамской совершает путешествие по Европе с обязательным посещением лучших музеев мира. уезжает в Германию. Он ходит по картинным галереям Вены, Антверпена и Парижа, знакомится с новым искусством, и позже совершает поездку в Крым - в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале так похожие на палестинскик пустыни.

Марк Шагал

Автор знаменитого "Библейское послание" Марк Шагал с детства любил Библию, считаяее необыкновенным источником поэзии. Так как он происходил из еврейской семьи, то довольно рано началпостигать азы образования в школе при синагоге. Спустя много лет, уже взрослым человеком, Шагал в своем творчестве пытался осмыслить не только Ветхий, но и Новый завет, тяготеет к пониманию фигуры Христа.

Загрузка...