aracs.ru

Библейская тема в изобразительном искусстве. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейская тема в изобразительном искусстве Урок по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского Выполнила учитель изобразительного искусства МБОУ СШ №10 г. Павлово, Нижегородской области Игнатьева Татьяна Николаевна

Крамской Иван Николаевич Год рождения: 27 мая 1837 Дата смерти: 24 марта 1887 Христос в пустыне Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. В конце зимы 1863-1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин - он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей.

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека

Христос для Крамского был самым главным нравственным идеалом в его жизни, совершенством мироздания, перед образом которого преклонялся весь человеческий мир. В 1869 году Крамской решился поехать за границу, и воочию увидеть, творчества тамошних художников, как самые знаменитые европейские мастера изображали бога в своих полотнах, он часто посещал Дрезденскую галерею и подолгу любовался образом Сикстинской Мадонны. Искушение Христа Хуан де Фландес. XVI век

В течении долгих десяти лет Крамской вынашивал желание написать картину «Христос в пустыне», им было сделано много набросков, но все они не устраивали его. Первый вариант картины (1867) Голова Христа (этюд)

Когда картина была закончена, она была выставлена на выставке художников передвижников. Реакция общества на картину была разная, одни поговаривали, что Христос в картине выглядит без черт святости, другие утверждали, что бога нельзя изображать в каких либо затруднительных ситуациях и только прогрессивная часть общества отнеслась к картине положительно, увидев в картине разительные перемены в написании Христа в искушении, ранее не виданные ими. Образ Христа в картине Крамского совпадает с признаками обычного человека имеющего земной облик, облик человека в противостоянии самому себе и миру рода человеческого.

Никола́й Никола́евич Ге Родился в 1831 году умер в 1894 году Николай Ге работал над этим полотном в 1861-1863 годах в Италии, во Флоренции. Его увлекала история христианства, библейские сюжеты. В картине «Тайная вечеря» ценители живописи прослеживают целую историю – борьбы добра и зла, трагедию и предательство. Тайная вечеря

На картине изображена тайная вечеря - описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них - Иуда Искариот - предаст его.

Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Считается, что «любимым Евангелием Ге» было Евангелие от Иоанна, в котором события, связанные с тайной вечерей, были описаны так

В правой части полотна находится тёмный силуэт уходящего Иуды. Изображённый против света, он как бы противопоставлен тем, кто остаётся в освещённом помещении. Это имеет символическое значение: «Чёрное дело измены воплощает тёмная фигура освещённого со спины Иуды. Свет же объединяет группу единомышленников». Из остающихся апостолов слева стоит Иоанн, а справа - Пётр, которые, «чуть наклонившись к центру, образуют своеобразную „арку“ над полулежащим Христом». За ними, в глубине помещения, сидят остальные апостолы. Иисус Христос выделен не только композиционно, но и своей глубокой задумчивостью, которая «контрастирует с волнением окружающих: с демонстративно уходящим Иудой, со вскочившим Петром, с испуганно привставшим Иоанном и встревоженно переговаривающимися учениками». Он глубоко переживает крушение идеалов и горечь разочарования, понимая, что его ученик безвозвратно отказывается от его заветов. Бездействие Христа - знак не только глубокой печали и покорности судьбе, но и «осознанной жертвенности».

Используемые ресурсы https://ru.wikipedia.org


7 класс

Урок – конференция

5. Андрей Рублёв «Троица».

Ход урока:

Организация класса.

Уч. Изо.

УЧ ПК:

Уч. Изо:

УЧ. ПК : Беседа.10 заповедей

Уч. Изо:

Ученик

Уч. Изо : «Тайная Вечеря»

Ученик:

Ученик:

Ученик:

Уч. Изо

Ученик:

Уч. Изо

Учитель ПК: о сюжете, о содержании.

Уч. Изо:

Уч. ПК. (по сюжету).

Ученик (по сюжету)

Уч. Изо

Уч. Изо

Уч. Пк

Ученик:

Уч. Изо:

Ученик:

Уч. Изо

Уч. ПК

Уч. Изо:

Уч. Изо:

Ученик: (о жизни художника).

Ученик:

Уч. ПК

Вопрос детям:

А что такое «канон»?

Уч. Изо

Уч. Пк

Ученик: (о ветхозаветной «Троице»).

Ученик: (о «Троице» Рублёва).

Уч. Изо

Уч. Пк:

Уч. Изо

(ответы уч-ся).

Красный – радость, восторг;

Синий – подавленность;

До свидания!

Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве».

Урок – конференция

Цель: Дать понятия смысла изображения библейских сюжетов, как особого языка в христианском изобразительном искусстве средних веков. Раскрытие сущности современных и вечных человеческих отношений и ценностей.

Рассматриваемые произведения на экране:

1. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»

2. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

3. Рембрандт Ван Рейн «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Отречение апостола Перта», «Жертвоприношение Исаака», «Возвращение блудного сына», «Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии».

4. Александр Иванов «Явление Христа народу».

5. Андрей Рублёв «Троица».

Просмотр «Видеодиалога с Богом».

Ход урока:

Организация класса.

Уч. Изо. Ребята, сегодня мы с вами подготовили удивительный материал для обсуждения и познания истинных человеческих ценностей.

Разглядывая полотна художников, вслушиваясь в стихи и музыку, вы не всегда догадываетесь, что с вами говорит Библия, что именно её рассказы, её слово вдохновило кисть живописца и перо поэта. И когда старшие втолковывают вам, как подобает, а как не гоже поступать честному человеку, то самим подчас невдомёк, что их поучение заимствованы у Библии.

УЧ ПК: В течение двух тысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях, притчах.

Библия дошла до нас сквозь толщу веков. Её запрещали, но она уцелела. Понадобилось 18 столетий, чтобы составить Библию. Над ней работали свыше 30 авторов. Было написано 66 книг Библии на разных языках людьми, жившими в разное время.

Из каких частей состоит Библия?

Уч. Изо: Для европейского искусства, для картин, мозаик, фресок, библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру.

Библейские темы господствовали в искусстве в период Возрождения в 17 – 18 веках. Они не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Через библейские сюжеты в изобразительном искусстве можно выразить разные сложные человеческие чувства. Великие художники мира отражали в своих картинах библейские сюжеты, тем самым воспитывая своих современников по законам жизни взятых из заповедей Всевышнего.

УЧ. ПК : Беседа.10 заповедей

Уч. Изо: Одной из самых выдающихся картин эпохи Возрождения является картина «Сикстинская Мадонна», написанная Рафаэлем Санти. (1483 – 1520) г.р.

Ученик : В 1515 – 1519 годах Рафаэль создаёт для церкви Святого Сикста в Пьяченце образ Мадонны с Младенцем, названной «Сикстинская Мадонна».

В центре полотна изображена как бы сходящая с неба Дева Мария, несущая младенца Христа. Ей указывает путь святой папа Сикст, а святая Варвара благоговейно преклоняет перед ней колени.

Внизу два ангелочка, забыв о своих играх, задумчиво глядят вверх. Не сразу обращаешь внимание, что фон картины на самом деле состоит из множества ликов – это сонм небожителей взирает на происходящее. А происходит вот что: Дева Мария сходит на землю, чтобы отдать своего Сына в жертву за людей. В её душе происходит борьба: она понимает, что без этой жертвы мир не может быть спасён, и в то же время не может расстаться со своим любимым сыном. Художник выразил это в движении её рук: правой рукой она прижимает к себе Младенца, не желая с ним расставаться, а левой словно отдаёт миру. В чуть приподнятых бровях Мадонны, в широко раскрытых глазах есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. У младенца выражение лица не по- детски серьёзное. Он тоже знает свою судьбу, знает, кто он и зачем явился в этот мир. Дева Мария на картине Рафаэля является воплощением материнской любви и христианской жертвенности и милосердия. Рафаэль невероятным образом достигает зыбкого равновесия между телесным и духовным. Фигура Девы Марии одновременно и легка и весома: она обладает статичностью иконы и в то же время движется вперёд, к людям.

Совершенство картины – в сочетании её духовных и художественных достоинств. Это сделало её одним из наиболее прославленных шедевров мировой живописи. Хранится она в Дрезденской картинной галерее в Германии.

Уч. Изо : «Тайная Вечеря»

К «Тайной Вечере» обращались многие художники. Леонардо да Винчи – гений человеческого разума. 1452 – 1519 г.р. создал свою фреску по заказу герцога Людовика Моро, который правил Миланом. Фреска изображена в трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие.

Леонардо выбрал момент, когда Христос говорит своим ученикам:

Ученик: «Воистину говорю вам – один из вас предаст меня…»

Ученик: «У Леонарда да Винчи все фигуры композиции расположены на одной линии – лицом к зрителю. Христос изображён без ореола, нимба, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах. Игрой лиц и движением выражают они своё душевное беспокойство.

«Тайная Вечеря» - одно из величайших творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагична из – за людского варварства. Вся композиция «Тайная Вечеря» пронизана движением, которое породили слова Христа. Это высший накал чувств человеческих отношений. Иисус Христос – центр всей композиции, центр водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонарда идеал человеческой красоты, ничего не выдаёт в нём божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трагичен, но он остаётся человеком.

От центра ИИСУСА Христа движение растекается по фигурам апостолов вширь. Одиннадцать апостолов были написаны с обычных людей, которых Леонардо встречал в Милане и его окрестностях. Прообраз Христа неизвестен. Иуду мастер искал среди преступников, когда же служитель церкви, выразил недовольство по поводу проволочки, уязвлённый Леонардо предложил священнику стать моделью для написании Иуды.

Фреска «Тайная Вечеря» оказала огромное влияние на живописную технику художников последующих поколений.

Ученик: (Рассказать о вандализме над фреской)

Уч. Изо : В истории изобразительного искусства прошлых веков гениальный голландский художник Рембрандт Ван Рейн почти 100 лет, пожалуй, более, чем кто – либо другой, сумел глубоко волнующе, правдиво раскрыть неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека. В его создание библейские герои служат ярким олицетворением прекрасных человеческих качеств. Это видно из его полотен «Святое семейство».

Ученик: На протяжении 40 – х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Одно из лучших решений этой темы – эрмитажная картина «Святое семейство» созданная художником в 1645 году. Евангельская тема рождает у зрителей множество ассоциаций с повседневной народной жизнью, современной Рембрандту. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора. Комната окутана полумраком из разных источников мягко впивается свет, трепетно скользя по лицу Марии, освещая колыбель, придавая изображённому оттенок одухотворённости. Слегка пошевельнулся во сне ребёнок, и женщина, повинуясь тонкому материнскому инстинкту, отрывается от чтения. Приподнимает полон и озабоченно смотрит на малыша. Она сама чуткость, сама настороженность. По существу, большая человечность и проникновенность картины создаётся лишь одним её взглядом.

Светлая возвышенность запечатлённого мгновения сказывается и в том, что к матери и мальчику неслышно спускаются ангелы.

Уч. Изо : Продолжением темы является картина Рембрандта «Поклонение Волхвов».

Учитель ПК: о сюжете, о содержании.

Вопросы ученикам по картине: Что является главным зрительным центром? В каком колорите написана картина?

Как использует художник световой эффект (силуэт)?

Уч. Изо: Рембрандт посвятил много своих шедевров библейской теме. Мы видим «Отречение апостола Петра». Здесь изображён тот момент, когда …

Уч. ПК. (по сюжету).

Ученик (по сюжету)

Уч. Изо (композиция) «Приношение в жертву Исаака».

Уч. Изо : Мы познакомились с манерой письма Рембрандта с композиционным строем его картин. Для сравнения посмотрите на картину Брейгеля «Шествие на Голгофу». Изображение людской толпы, в которой еле рассматривается главное событие. Фигура сгорбленная под тяжестью креста Спасителя почти теряется среди множества людей.

Но вернёмся к картине Рембрандта «Снятие с креста».

Уч. Пк : о сюжете, когда сняли тело, куда положили.

Ученик: Ночь. Скорбная тишина. Молчаливая толпа людей окружила огромный крест, на котором распят Христос. Они пришли на Голгофу отдать последний долг своему учителю. При холодном свете факелов они снимают с креста его мёртвое тело. Один из мужчин, взобравшись по приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которых Христос распят на перекладине; другие принимают на руки его сползающее вниз тело; женщины готовят ложе для останков, расстилая на земле большую, тяжелую ткань. Всё совершается неторопливо, в почтительном и пе5чальном безмолвии. Различны переживания собравшихся: одни лица выражают горькое отчаяние, другие мужественную скорбь, третьи – благоговейный ужас, но каждый из присутствующих людей глубоко проникнут значительностью событий. Безгранична скорбь старика. Принимающего мёртвого Христа. Он держит Его с заметным усилием, но очень бережно. Осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу. Изнемогает от горя Мария. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших её людей. Мертвенно бледно её измождённое лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть протянутой вперёд руки. Картина захватывает глубокой проникновенностью, и жизненной правдой.

Уч. Изо: Не менее правдоподобным дан сюжет большой человеческой трагедии. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире с мольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын.

Ученик: (притча о блудном сыне).

Ученик: В картине «Возвращение блудного сына», изображён полный стыда и раскаяния сын. Он стоит на коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, в стоптанных сандалиях, демонстрирует зрителю огрубевшие пятки. Впервые за много лет, ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу, спрятал лицо у него на груди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивление, ни восхищение не выражает старик; он давно простил сына и давно ждал этой встречи. Полуслепой, на ощупь, он нежно склонил голову над сыном, опустив на спину свои старческие руки. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть немой укор и горестную смиренность.

Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание. Но все же в этой встрече больше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокий след в жизни того и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточно обратить внимание на выражение лица, горестно наклонённ6ую голову, сгорбленную фигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать.

Уч. Изо : Многие художники 17 века изображали блудного сына во время кутежа или за карточным столом, намекая на тщетность мирских удовольствий. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в своей картине. Для того, чтобы создать этот шедевр, ему пришлось пройти долгий путь потерь любимых, славы, богатства и признания – и оканчивать свою жизнь в нищете и забвении. Его последняя картина как бы итог мудрых раздумий о мире и о людях.

Уч. ПК : А вот ещё один сюжет по заповеди: «Не прелюбодействуй». «Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии». Автор картины Рембрандт.

Уч. Изо: о композиции этой картины…(можно привлечь для беседы детей).

Уч. Изо: На следующем слайде мы видим картину «Явление Христа народу» русского художника Александра Иванова.

Ученик: (о жизни художника).

Ученик: (о картине «Явление Христа народу»).

Уч. ПК : На протяжении веков иконы были единственными предметами живописи на Руси и являются отдельным жанром в изобразительном искусстве. Иконопись появилась в 10 веке, когда Русь приняла от Византии новую религию – Христианство.

Вопрос детям: - В каком году произошло Крещение Руси? А каким богам поклонялись до принятия христианства?

К этому времени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической системой изображения.

А что такое «канон»?

Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианского вероучения и богослужения. Таким образом Русь получила икону как одну из «оснований» новой религии.

Уч. Изо : Изображая события из жизни Христа, Марии, апостолов, иконописцы находили мотивы, задевающие душу каждого человека, старались выразить своё представление о добре и зле. Иконописец в своей работе не мог сам придумать сюжет, но мог добавить кое – какие детали, изменить цветовые отношения. Самым известными у нас на Руси являются иконописцы: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Чёрный, Андрей Рублёв. Рассмотрим знаменитую Рублёвскую «Тройцу», ставшую как бы символом новой Руси.

Уч. Пк : Существует Ветхозаветная «Троица» и «Троица», написанная Андреем Рублёвым. Андрей Рублёв «Троицу» написал по сюжету ветхозаветной «Троицы», где изображаются Авраам, Сарра, слуга, убивающий ягнёнка, дом их, гора, мамврийский дуб.

Ученик: (о ветхозаветной «Троице»).

Ученик: (о «Троице» Рублёва).

Уч. Изо : Несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях, художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность.

Уч. Пк: Мы обязаны, должны знать все заповеди Божьи, чтобы жить праведно, быть добрее, с чистыми помыслами в душе и поступали с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами так же.

А сейчас для раздумья вы посмотрите «Видеодиалог с Богом».

Уч. Изо : Ребята, мы заканчиваем нашу конференцию. Вы были активны, хорошо подготовили свои выступления, большое вам «Спасибо» за это и за урок в целом. И нам хотелось бы узнать, какой вывод каждый для себя сделал, какими нравственными качествами должен обладать человек.

(ответы уч-ся).

А сейчас, уходя с урока, изобразите свой знак, выбрав тот цвет, который соответствует в данный момент вашему настроению (на столе разложены кружочки обозначающие ваше настроение) и прикрепите на доску.

Красный – радость, восторг;

Синий – подавленность;

Зеленый – узнали много нового и интересного.

До свидания!


…о Б и б л и и: «Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, мудрою». Иоанн Златоуст …о Б и б л и и: «Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, мудрою». Иоанн Златоуст В наше сложное время каждый человек пытается сохранить покой и мир в своём доме, оградить близких от зла и агрессии…




Вспомни и объясни какое изображение называют фреской, в чем ее отличие от иконы? В православных храмах всюду можно увидеть изображения святых и сюжеты из Библии… Фреска Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения в Новгороде Богоматерь Владимирская Спас Троица Андрей Рублев


Православные иконописцы и художники Западной Европы по-разному видели и изображали Библейских героев: Дай объяснение термину «канон». Каким образом он связан с иконографией? Для чего необходима икона и для чего нужна картина? Богоматерь Одигитрия Дионисий 1502 г. С Сикстинская мадонна Рафаэль гг. Мадонна Литта Леонардо да Винчи гг.


Было время, когда не было ни дней ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на них. По одному слову Господа Бога явились земля, солнце и всё-всё в мире… Сотворение мира И.Айвазовский Бог Саваоф В.Васнецов Из цикла «Сотворение мира» М.Чюрлёнис Вспомни и назови, известные тебе, Библейские предания.














Отечество наше хранят святые, просиявшие в земле русской… Установи соответствие: «вид ИЗО» - «произведение искусства» Юность Сергия Радонежского М.Нестеров А.Невский. Петр и Феврония Серафим Саровский Матрона Московская Федор Ушаков Ксения Петербургская ОТВЕТЫ: живопись иконопись скульптура фотография иллюстрация ОТВЕТЫ: живопись иконопись скульптура фотография иллюстрация




З А Д А Н И Е: Создайте эскиз композиции на темы Библейских преданий: Райский сад Всемирный потоп Вавилонская башня Блудный сын и другие ветхозаветные предания; Благовещение Рождество Святое семейство Ангел Хранитель Жизнь и подвиги святых, просиявших в земле русской Дорога к храму




Символика цвета в христианстве. Росписи храма Христа Спасителя… символ радости, блаженства, Божественной энергии, вечности. Ему тождественен желтый цвет. обозначает небо обозначает небо и вечность цвет чистоты и славы Христа, означает самого Бога золотой синий голубой белый




Символика цвета в христианстве. Росписи храма Христа Спасителя… обозначает юность и цветение знак сокровенной Божественной тайны З А Д А Н И Е: Запомни значение цвета в христианстве Выполняя рисунок на Библейскую тему, примени знания о символике цвета. обозначает юность и цветение знак сокровенной Божественной тайны З А Д А Н И Е: Запомни значение цвета в христианстве Выполняя рисунок на Библейскую тему, примени знания о символике цвета.


Работы учащихся 7 классов нашей школы, участвовавшие в городских, региональных и всероссийских православных конкурсах: Рисунки с конкурсов: «Красота Божьего мира» и «Гренадеры, вперед!» Рождество Ксения Петербургская Петр и Феврония Сергий Радонежский Дмитрий Донской Захарчук Н. 7в Данилова Е. 7а Мусатова Ю. 7а Кудрявцава Д. 7а Осокина Е. 7б Благословение Сергия Дорога к храму Графкова Н. 7б Данилова Е. 7а Богоматерь – защитница родной земли. Мусатова Ю, Семенова А. 7а


Победители епархиального этапа конкурса «Красота Божьего мира – 2010 года»: Любимый храм Крикова П. 3б Благословение. Салтыкова Е. 8а Награждение Алаевой В. в Успенском кафедральном соборе г.Ярославля года Крещение. Алаева В. 6в


Спасибо за внимание! В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ: Детская Библия Ресурсы Интернет Автор презентации: Фомичёва Ольга Анатольевна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МОУ СОШ 12 г.Рыбинска Ярославской области В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ: Детская Библия Ресурсы Интернет Автор презентации: Фомичёва Ольга Анатольевна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МОУ СОШ 12 г.Рыбинска Ярославской области

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Райский сад. Ноев ковчег.

Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков.

Иконопись.

Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате изучения этой темы, на уроках изобразительного искусства, ребята должны познакомиться с особым языком изображения "в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы.

В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию на предложенную тему. Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому пути (как им кажется), предлагая детям нарисовать икону, считая, что с таким «простым!> заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, свой взгляд на то, как выглядят персонажи. В иконописи сюжеты ограниченны, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских, и из неверующих семей, а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», создающего самостоятельно композицию на заданный сюжет, или в роли начинающего ученика в дружине иконописцев.

Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прописями» (контурный рисунок, выполненный на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый). Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы. Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин

«Сотворение мира", «Райский сад с древом жизни", «Всемирный потоп" и «Бегство израильтян из Египта через Красное море».

В качестве примера можно показать иллюстрации Библии знаменитого мариниста И.К Айвазовского. Теме «Портрет" была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом классе можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (Вавилонская башня), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства. Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру иллюстрации «Притчи о блудном сыне» Рембрандта и Босха.Знакомство с библейскими темами необходимо начать с беседы. В том случае, если учитель сам плохо ориентируется в библейских сюжетах, провести ее помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре.

Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как,

Изгнание из рая>, "Всемирный потоп», "Вавилонская башня», «Благовещение», «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря, . Иероним Босх. «Блудный сын» «Полдень в Иерусалиме», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью Kpeста», « Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские темы западноевропейских и русских художников надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть известными, такими, как "Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как "Голгофа» Н. Ге; "Благовещение», «Осмеяние» и «Благовещение» Гелия Коржева.

Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина это предмет эстетического наслаждения, а икона это и предмет эстетического наслаждения, и предмет молитвенного почитания.

Практическая работа на тему «райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня».

Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как библейская история, библейская археология, библейская география, библейская геология.

Практическая работа на тему «Иллюстрации Библии» может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель «шаг за шагом»на доске объясняет этапы работы. Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, выполненный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции, выполненные начинающими иконописцами.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Райский сад. Ноев ковчег.

Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков.

Иконопись.

Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате изучения этой темы, на уроках изобразительного искусства, ребята должны познакомиться с особым языком изображения "в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы.

В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию на предложенную тему. Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому пути (как им кажется), предлагая детям нарисовать икону, считая, что с таким «простым!> заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, свой взгляд на то, как выглядят персонажи. В иконописи сюжеты ограниченны, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских, и из неверующих семей, а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», создающего самостоятельно композицию на заданный сюжет, или в роли начинающего ученика в дружине иконописцев.

Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прописями» (контурный рисунок, выполненный на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый). Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы. Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин

«Сотворение мира", «Райский сад с древом жизни", «Всемирный потоп" и «Бегство израильтян из Египта через Красное море».

В качестве примера можно показать иллюстрации Библии знаменитого мариниста И.К Айвазовского. Теме «Портрет" была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом классе можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (Вавилонская башня), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства. Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру иллюстрации «Притчи о блудном сыне» Рембрандта и Босха.Знакомство с библейскими темами необходимо начать с беседы. В том случае, если учитель сам плохо ориентируется в библейских сюжетах, провести ее помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре.

Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как,

Изгнание из рая>, "Всемирный потоп», "Вавилонская башня», «Благовещение», «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря, . Иероним Босх. «Блудный сын» «Полдень в Иерусалиме», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью Kpeста», « Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские темы западноевропейских и русских художников надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть известными, такими, как "Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как "Голгофа» Н. Ге; "Благовещение», «Осмеяние» и «Благовещение» Гелия Коржева.

Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина это предмет эстетического наслаждения, а икона это и предмет эстетического наслаждения, и предмет молитвенного почитания.

Практическая работа на тему «райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня».

Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как библейская история, библейская археология, библейская география, библейская геология.

Практическая работа на тему «Иллюстрации Библии» может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель «шаг за шагом»на доске объясняет этапы работы. Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, выполненный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции, выполненные начинающими иконописцами.

Загрузка...