aracs.ru

Православная икона жировицкая божья матерь. Икона Жировицкой Божьей Матери: о чем молятся. Монастырь под властью униатов

20 мая (7 мая по старому стилю)
Пред иконой Пресвятой Богородицы Жировицкая молятся при гонениях на Православие, при сомнениях, об избавлении от пожаров, при всякой немощи телесной.


Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкой»

О, Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей, или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего, и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно пред­стоя пред пречистым Твоим об­разом, моления моя приношу Ти. Не лиши мя всесильнаго хода­тайства Твоего в день скорби моея, и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отврати, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Ми­лостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо о себе молю Тя, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во бла­гости соблюди, и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве, и сохрани их здра­вы, долгоденствующи, право пра­вящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога Сына твоего ревность и бдение о ду­шах врученнаго им стада словеснаго, и дух разума и благоче­стия, чистоты и правды божественныя им ниспосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нели­цеприятие, всем же притекаю­щим к Тебе дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кро­вом Твоея благостыни, и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междо­усобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любве и мире пребывающе, тихое и безмятеж­ное житие поживут, и благ веч­ных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на небеси во веки. Аминь.


Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкая»

Тропарь, глас 5

Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставления испроси, помыслами благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних во обители Жировицкой прославила еси.

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ЖИРОВИЦКОЮ"


Кондак 1
Избранной от всех родов Царице и Владычице похвальныя песни принесем, яко Ходатаице и Заступнице рода христианскаго. Ты же, яко благая, Предстательница пред Господом умоли Сына Твоего и Бога нашего, даровати нам наследие благ вечных, да радующеся о тебе взываем: , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Икос 1
Архангел Гавриил, с небес посланный к тебе, Дево чистая веща Ти: , Благодатная Господь с Тобою! Мы же благадатиею Божиею чрез тебе озареннии, восхвалим Тя песньми сицевыми: , предъизбранная прежде веков Советом Божиим; , Агнице, родившая Агнца Божия, вземлющаго грехи мира. , сокровищнице спасения нашего, превысшая сил Ангельских; , Отроковице пренепорочная и Матерь Света. , горо несекомая, источник воды живыя источившая; , Раю цветоносный, Божественное Древо жизни произрастившая. , Богообрадованная Мати, радость небу и земли родившая; , силою Всевышняго осененная, Божественный клас, Спасителя миру, прозябшая. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 2
Видя верныя чада Твоя в бедах житейских унывающия и помощи небесныя от Тебе требующия, Ты, Богомати, надеждо христианом, чудесным явлением на древе святыя Твоея иконы насельником веси Жировицкия, исполнила еси радостию и веселием скорбныя сердца их, да вси благодарственно вопиют в Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разумом не уразумев тайны чудеснаго явления на древе иконы Твоея, Пречистая Владычице, скры болярин Солтан в ковчеге явленный Тобою пречестный образ Твой. Ты же, Дево Богородице, сугубым явлением на том же древе иконы сея вразумила еси его, да вси познают дар милосердия людем Тобою ниспосылаемый, и в веселии возопиют: , Кладезю неисчерпаемыя радости; , цвете благоуханный неизреченный сладости. , аки древом жизни, верныя духовно услаждающая; , богатство невесомое всем чтущим ю подавающая. , благодати Твоея и милости заблуждших не лишающая: , покровом Твоим всех притекающих к иконе Твоей осеняющая. , гласу моления всех скорбящих послушная; , Мати милосердия, неоскудная. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 3
Силою вразумления о явлении чудотворныя иконы Твоея просвещенный, позна болярин Солтан, яко икона сия во утешение страждущим Тобою свыше ниспослана бысть, и, слезно моляся о неразумии своем, воздвиже храм на месте явления ея, да вси людие, молитвы в нем Богу вознося, воздают непрестанную о Тебе хвалу: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи богатство милосердия неизреченное, не отринула еси промышлением избранных Твоих, в скорби велицей сущих. Егда бо храм, идеже бе иконы Твоя пречестная, огню предадеся, Ты, Всеблагая, Утешительнице, сохранши ю от огня неврежденною, паки явила на камени близ храма, огнем сожженнаго. Людие же, узреши таковое чудо, воспеша Ти хвалебную песнь сицевую: , Купино неопалимая, неопально во огни пречестный Твой образ сохраншая; , скорбныя люди Твоя чудотворныя иконы не лишившая. , кровом крылу Твоею христиан покрывающая; , предстательством Твоим святыни Твоя охраняющая. , на камени пречестный Твой образ паки явившая; , вразумлением Твоим на камени веры стопы наша утвердившая. , яко стену нерушимую нашего прибежища Тебе стяжахом; , яко благомощную Покровитсльницу Тя познахом. , Премилосерд-ная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 4
Бурею страстей и искушений одержимии вернии Твои, моляшеся пред чудотворною иконою Твоею, покой и душевную радость обретают. Ты бо, Дево чистая, христиан Путеводительница, правому пути их наставлявши и смысл бытия земнаго познати пособствуеши, да вси богокрасною песнию восхваляют Бога, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавшие людие, яко явленная Тобою икона даром чудес преизбыточествует, с верою и упованием на милосердие Твое к ней притекают и богатством щедрот Твоих обогатившеся, воспевают Ти хвалу таковую: , Мати милосердия, море щедрот христианом изливающая; , радость всему миру приносящая. , священное прибежище верных; , Подательнице благ вечных. , Усладителънице горестей наших; , крепкое востание всех падших. , изнемогающих Заступнице и укрепление; , в страданиях наших присное утешение. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 5
Боготечней звезде, с востока возсиявшей, подобна была еси, Пресвятая Дево, егда в лучезарнем сиянии во образе жены красоты неизреченныя явилася еси детем, указуя место явления пречестныя иконы Твоея, чудесно Тобою от огня сохраненныя. Не лишила еси и малых сих Твоея благостыни, поучая их о великом милосердии Твоем, да, подражающе детем израилевым, восклицавшим Христу: Осанна, воспоют о Тебе хвалу Богу. Аллилуиа.

Икос 5
Видевши странное и преславное чудо иконою Твоею являемое, Пречистая, егда девица некая Ирина, в болезни сущая, подвигшися на поклонение святыне Твоей, на пути умре, и егда иноцы начата совершати чин погребения ея пред иконою Твоею, воскресе, вси людии со трепетом восклицаху: , Слово жизни плотию родившая; , молитвами Твоими мертвую рабу Твою воскресившая. , ковчеже жизни нашея, от потопа смертнаго нас сохраняющая; , разуме пресветлый, сладости жизни вечныя познание нам дарующий. , иконою Твоею источники чудес великих нам являющая; , тьму лютых обстояний от почитающих ю отгоняющая. , знаменьми непостижимыми молящихся Ти ободряющая; , матерними щедротами всех прибегающих к Тебе посещающая. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 6
Проповедницы благостыни Твоея явившася вси притекающии к цельбоносней иконе Твоей, Владычице. Не отринула бо еси никогоже из них, в теплей молитве руце свои к ней простирающих, да, познавши силу дара чудеснаго Тобою в ней являемого, возопиют Богу благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиявшим лучем светозарным путь жития благонравственнаго озаряющим, явися всечестная обитель Жировицкая, под кровом святыни Твоея, Богомати, воздвигнутая. Сей бо дом подвигов иноческих, и училище божественнаго разумения юношам, освети землю Литовскую лучами истиннаго боговедения, да вси Тебе, ума Божественного Насадительницу, тако воспоют в песнях достохвальных: , Богородительнице света непостижимаго; , заре Солнца незаходимаго. , лествице, к небеси возводящая; , немудрых разумом Божественным умудряющая. , училище благочестия в стране нашей Насадительнице; , в познании учений Христовых премудрая Руководительнице. , душ верных благодатно питающая; , верныя млеком премудрости насыщающая. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 7
Хотящи воздати поклонение иконе Твоей, многими чудесы просиявшей, посещаху обитель Жировицкую не токмо худороднии, но и царие земнии, припадающе к Пречистому Твоему образу, Владычице, и, чающе от Тебе великия и богатыя милости, приношаху Ти песнь хвалебную и Богови воспеваху: Аллилуиа.

Икос 7
Дивное воистину промышление явила еси. Владычице, верным Твоим, егда бо обитель Жировицкая лестно и насилием от православия отгорожена бысть, заступлением Твоим паки вдадеся людем православным. Сего ради вси правыя веры поклонницы, притекли к пречистому Образу Твоему с веселием воспеша: , в скорбных обстояниях надежное наше прибежище; , ищущим спасения тихое пристанище. , со апостолы веры Христовы Насадительнице; , глубины слова Божия премудрая Учительнице. , светильник Трисолнечнаго Света, истиною нас озаряющий; , столпе огненный, путь правыя веры нам пока-зующий. , от пагубных учений наше охранение; , душевредных учений посрамление. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 8
Странная и преславная чудеса познаша в Тебе, Богомати, вернии Твои, яко не токмо иконою Твоею благодатная дары им являеши, но и водам источника, на месте явления Твоея иконы проистекшаго, дар недуги исцеляти подаеши, да вси, великую и богатую милость, от Тебе восприимше, воспоют хвалебную песнь Богови: Аллилуиа.

Икос 8
Вси к покрову твоему прибегающии, не отходят от Тебе тощи и не услышаны; Ты бо, Богомати, скорби матерния при кресте Сына Твоего восприявшая, веси тяготу скорбей наших. Темже к Тебе, Мати, в скорби искушенней, яко общницы скорби и страданий Сына Твоего, тако взываем: , ненадеянных надеяние; , скорбных утешение. , печали наша утолящая; , всему миру радость дарующая. , в бедах сущим руку помощи скоро подавающая; , матернюю любовь и милосердие нам являющая.
, Твоими молитвами пред Богом наша Заступница; , в напастех превеликая защитнице. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 9
Вся ангельская воинства Тебе, Богомати, яко высшую небес и чистую светлостей солнечных, величает: Бога бо зачала еси плотию и Света светов родила еси. Темже и мы, земнороднии, яко честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, величаюше Тя, воспоим о Тебе Богови: Аллилуиа.

Икос 9
Витийство всякое земнородных не довлеет к прославлению иконы Тобою явленныя, от нея же, яко от приснотекущего источника, притекающии обилие благ почерпают. Темже, недоумевающе восхвалити Тя по достоянию, яко первоисточницу благ сих, со умилением сердца взываем сице: , Домостроительнице нашего спасения, житие наше земное добре устрояющая; , Путеводительнице, к небесному отечеству нас возводящая. , благих виновная, благ вечных грешников не лишающая; , Предстательнице наша пред Богом, праведный гнев Божий на милость претворяющая. , суетная мира сего презирати нас научающая; , прозрением ума нашего к любви божественней нас привлекающая. , от всех бед скорое избавление; , отчаянных надежное спасение. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 10
Спастися хотящим нам, и под кров Твой прибегающим, буди, Пресвятая Дево, Помощница неоскудная. Сохрани нас от бед и напастей, наипаче же отчаяния и падения греховнаго, да приспевая в добродетелех Христовых, с радостию о предивнем Твоем заступлении благодарственно вопием: Аллилуиа.

Икос 10
Стеною крепкою Церкви Православней была еси, Пресвятая Дево, во дни тяжких испытаний ея; тем же молим Тя: заступи, покрой и соблюди ю и во дни наши лукавы от враг злокозненных, возстающих на ню, да вси радостно о Тебе возопием: , Церкве Христовы ограждение и православия поборнице; , яко заступлением Твоим Церковь светло красуется. , яко отступницы веры праотеческия Тобою вразумляются: , яко Тобою козни врагов православия посрамляются. , яко вразумлением Твоим истинная вера в стране нашей насаждается; , яко пышущая на ню злоба вражия утишается. , твердое православия укрепление; , еретичествующих посрамление. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и нерадостное заступление.

Кондак 11
Пение всякое не довлеет восхвалити по достоянию щедроты Твоя, Пречистая, людем Тобою явленныя. Несть бо разума, могуща познати глубину милосердия Твоего, ни слова, во еже достойно воспети Тя. Обаче, благая сущи, приими и наша убогая хваления, да и мы, величие Твое прославляюще, воспоем о Тебе песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светозарным лучем помощи благодатныя, пречистому образу Твоему присущая озари, Владычице, путь жития нашего прискорбный, да вси от бед, скорбей и лютых напастей, Тобою избавленнии, возможем право стояти в законе Господни, благодаряще Тя и поюще сице: , чудесы, иконою Твоею являемыя, яко омофором нас покрывающая; , бесчисленныя щедроты всем подавающая. , страсти наша и помыслы плотския утишающая; , всякия болезни наша телесныя и душевныя исцеляющая. , Твоим ходатайством от всех бед избавляющая; , в скорбех и печалех скоро нас утешающая. , вдов заступление и сирых призрение; , юных исправление и старцев утешение. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 12
Благодать с небесе от Бога испроси нам, Владычице, к пречистому образу Твоему притекающим, и Тебе, Матерь Света, в песнях величающим, да, осеняеми покровом Твоим, во всяком благочестии и чистоте поживем и Престолу Царя Славы неосужденно предстати сподобимся, поюще о Тебе хвалебную песнь: Аллилуиа.

Радуйся , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 13
О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, ангельскими чинми на небеси песнословимая, приими и от нас, недостойных раб Твоих, сие моление, в похвалу Ти приносимое, и от падений греховных нас избавляющи, наследниками Царствия Небеснаго соделай, да с Тобою во веки поем Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Явление иконы Божьей Матери ЖИРОВИЦКАЯ произошло в 1470 году в местечке Жировицы Гродненского уезда (ныне – Белоруссия). В лесу, принадлежащем православному литовскому вельможе Александру Солтану, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший в виде пламени сквозь ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи отнесли её к своему господину. Однако вельможа не придал особого значения рассказу пастухов, но образ взял и запер его в ларец.
На следующий день у Александра Солтона собрались гости, и хозяин решил показать им находку, но иконы в ларце не оказалось. Через некоторое время пастухи опять нашли образ Богородицы на том же месте и опять принесли его своему господину. На этот раз Александр отнёсся к иконе с большим благоговением, нежели прежде, и дал обет на месте явления иконы Богородицы соорудить храм. Скоро небольшой деревянный храм был сооружен, и в него перенесли икону Пресвятой Богородицы.
В начале XVI столетия в церкви внезапно случился пожар. Несмотря на усилия жителей потушить огонь, спасти храм не удалось. Все решили, что в огне погибла и икона Божьей Матери. Но однажды малолетние дети увидели на горе, у подножия которой находился сгоревший храм, сидящую на камне Деву в лучезарном сиянии. Дети поспешили известить об увиденном своих домашних. Принимая сказанное детьми за Божественное откровение, все отправились на гору и, подойдя к камню, увидели на нём горящую свечу и Жировицкую икону Пресвятой Богородицы, нисколько не пострадавшую от пожара. Вскоре жители выстроили новый каменный храм и поставили в нём чудотворный образ.
Впоследствии около храма возник мужской монастырь. Ныне чудотворная Жировицкая икона Божией Матери находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого мужского монастыря в Белоруссии.

[Жировичская] (празд. 7мая), чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; совр. Слонимский р-н Гродненской обл., Белоруссия), находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мон-ре (Минская епархия), принадлежит к числу главных из сохраненных святынь и исторических реликвий Белоруссии. Почитается православными, католиками и униатами.

Сказание о явлении иконы, которое сложилось, вероятно, во 2-й пол. XVI в. и было литературно оформлено жировицким иером. Феодосием (Боровиком) (Borowik. 1622), имеет сходные черты с повествованиями о явлениях Купятицкой, Леснинской, Рышковской, Пюхтицкой и др. чудотворных Богородичных икон. Ж. и. была явлена в лесу, в кроне цветущей дикой груши, стоящей под горой у источника. Пастухи, обнаружившие икону по исходящему от нее сиянию, отнесли образ владельцу этой местности, литов. подскарбию правосл. вероисповедания Солтану, к-рый спрятал его в ларец, откуда икона исчезла и вновь была явлена пастухам на том же дереве. Солтан построил на месте 2-кратного явления иконы церковь и поместил там Ж. и., украсив ее драгоценной ризой. Рядом с храмом впоследствии возникло поселение.

В одной из рукописных версий «Гистории» иером. Феодосия (Боровика), опубликованной П. Н. Жуковичем (Жукович. 1912), явление Ж. и. отнесено к кон. XV в., ко времени правления вел. кн. Литовского Казимира IV. В источниках XVII-XVIII вв. явление Ж. и. относят к 1473, 1480, 1549, 1576 гг. Церковная традиция соотносит это событие с 1470 г.; такая датировка, впервые приведенная в публикации каноника И. Нарди (Nardi. 1728), закрепилась в изданиях XIX-XX вв. Однако исторически наиболее достоверна предложенная в XVIII в. польск. историком И. Стебельским дата события 1494 г.; отождествление основателя правосл. церкви в Жировичах с личностью земского подскарбия Александра Юрьевича, родоначальника белорус. шляхетской династии Солтанов, совершившего паломничество в Палестину и служившего при дворах европ. монархов, не имеет достаточных оснований. Имение Жировичи было пожаловано грамотой от 20 марта 1493 г. вел. кн. Литовским Александром Ягеллончиком сыну Александра Юрьевича Солтана, «маршалку господарскому Ивашке Солтану Александровичу» († ок. 1495), к-рый построил в Жировичах церковь. Ее существование подтверждается копией документа 1516 г., хранящейся в архиве Литовской метрики (АЗР. 1848. Т. 3: . С. 252),- жалобы сына Ивашки Солтана Александровича, Александра, на жену своего опекуна Литавора Хрептовича; среди имущества перечислены ценности, забранные пани Хрептович из ризницы церкви в Жировичах. Высказывалось мнение (Mironowicz. 1991), что явление Ж. и. произошло в 1514 г., подобные гипотезы выдвигались со 2-й пол. XIX в. на основе несостоятельных попыток отождествления личности Александра Солтана с еп. Иосифом (Солтаном), бывшим в 1509-1519 гг. митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси (в Вильно), к-рый в действительности принадлежал к другому роду.

Сказание повествует, что спустя нек-рое время после постройки деревянная церковь в Жировичах сгорела, а чудотворная икона исчезла. Возвращавшиеся из школы дети увидели неподалеку от пепелища сидящую на камне и окруженную сиянием Деву. Приведя родных и священника, вместо Нее они обнаружили на камне невредимую Ж. и. и горевшую перед ней свечу. Камень, на к-ром, по преданию, произошло обретение после пожара Ж. и., имеет углубление, напоминающее след стопы и ладони. Полагали, что частички камня, названного «Стопа Богородицы», обладают целебными свойствами, помогают роженицам. В наст. время камень находится в алтаре ц. в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери, построенной в Жировицком мон-ре в 1672 г. (по др. сведениям, в 1769).

Обретение Ж. и. после пожара произошло, как предполагали, в 1520 г. или в 1560 г. Последнюю дату нельзя считать убедительной, поскольку строительство новой деревянной церкви в Жировичах на месте сгоревшей началось, вероятно, при жизни надворного маршалка литов. Александра Солтановича (ок. † 1554), 2-го после его отца, Солтана Александровича, владельца Жировичей. Синодик Жировицкого мон-ря, составленный в сер. XVIII в. на основе более раннего текста, называет А. Солтана «первым фундатором, при котором чудо сие показано в Жировицах» (Добрянский. 1882). Аргументом в пользу того, что обретение Ж. и. на пепелище произошло ранее 1560 г., может служить находившаяся в XVIII в. в числе ее украшений вотивная подвеска кор. Боны, выехавшей из Польши в Италию в 1556 г.

В 1555 г. владельцем Жировичей стал сын Александра Солтановича, надворный маршалок литовский с 1572 г. Иван Александрович Солтан († ок. 1577). Предположительно он начал строительство каменной церкви в Жировичах. Архивные документы 1572, 1575 и 1587 гг. подтверждают существование правосл. церкви в Жировичах и принадлежавшего ей монастырского надела. Возможно, в это время при церкви жили правосл. епископ (Турово-Пинский или Брестский) и монахи. В архивных документах 1580 г. описано чудо Ж. и.- воскрешение девушки Раины из белорус. правосл. шляхетского рода Войнов. Девушка тяжело заболела, и ей было видение, что исцеление наступит, если она совершит паломничество в Жировичи и посвятит себя служению Божией Матери. Когда родители везли Раину из Минска в Жировичи, она умерла. На 4-й день, после того как гроб с телом девушки простоял в церкви в Жировичах, она встала из него совершенно здоровой. Полагают, что чудо, о котором воскрешенная свидетельствовала перед Стефаном Баторием в Гродно, произошло ок. 1558 г. Достоверность ее рассказа подтвердили великий гетман и канцлер литовский Лев Сапега, Виленский католический еп. Бенедикт (Война), смоленский и мстиславский каштелян Иван Мелешко и Дорота Войнянка, сестра Раины. Их свидетельства занесены в дела королевской канцелярии, Раина Войнянка была утверждена королевским указом игуменией православного пинского Варваринского монастыря. Многочисленные случаи исцелений от Ж. и. были записаны в XVII-XIX вв., фиксируются они и в настоящее время.

В 1-й пол. XVII в. Ж. и. была хорошо известна в среде верующих. Основанный в 1613 г. в Жировичах василианский монастырь стал одним из главных мариальных санктуариев Великого княжества Литовского. Благотворителями обители были совладельцы Жировичей Иван Мелешко и Доминик Солтан. В 1616 г. вел. канцлер литов. Лев Сапега в числе богатых даров мон-рю пожертвовал и драгоценные украшения для Ж. и.

В 1629 г. в Жировичах началось строительство новой каменной Успенской ц., ремонт и достройка к-рой были проведены в 70-80-х гг. XVII в. В XVII-XVIII вв. стараниями жировицких монахов издавались книги и гравюры, прославлявшие Ж. и. В 1623 г. в Вильно была издана в переводе со старобелорус. на польск. язык «Гистория» иером. Феодосия (Боровика), в 1625-1629 гг. было осуществлено 3 ее переиздания. До сер. XVII в. вышло 8 печатных изданий, прославлявших Ж. и. (в т. ч. 2 панегирика о поклонении чудотворному образу в Жировичах королей Владислава IV и Яна Казимира), в XVIII в.- 5 книг и большое число гравюр для паломников. Начиная с кор. Владислава IV, совершившего паломничество (9-10 дек. 1644) к чудотворному образу Божией Матери в Жировичи, сложилась традиция приезжать на поклонение Ж. и. накануне важных событий Речи Посполитой: кор. Ян Казимир совершил паломничество в 1651 г., отправляясь в поход против Богдана Хмельницкого, кор. Ян III Собеский - 29 апр. 1683 г., накануне битвы с турками под Веной. В XVIII в. Август II Сас и Станислав Август Понятовский совершали поездки в Жировичи для поклонения Ж. и.

Полагали, что заступничеством Ж. и., вывезенной монахами в 1660 г. в близлежащий Бытенский Успенский мон-рь, Жировицкая обитель была спасена от разорения во время русско-польск. войны (1654-1667).

Сведения о Ж. и. включены в сборник архиеп. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» и в изданную в Мюнхене в этот период энциклопедию чудотворных икон и скульптур Девы Марии католич. мира, в к-рой использованы сведения о наиболее почитаемых в Великом княжестве Литовском иконах Божией Матери, собранные ректором Виленской иезуитской академии А. Кояловичем. Оба издания способствовали прославлению Ж. и. в православной Левобережной Украине, в России, в католич. Европе. В 1715-1716 гг. сведения о Ж. и. вместе с подписанной на польском языке гравюрой Д. Петцольдта включены в рукописный свод Богородичных икон «Солнце Пресветлое», составленный сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71 и ГИМ. Муз. 39).

В 1-й трети XVIII в. Ж. и. почиталась во всей Речи Посполитой. Этому способствовало обнаружение (15 авг. 1718) под осыпавшейся штукатуркой фресковой копии Ж. и. в притворе рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха, переданной (1639) папой Урбаном VIII василианам русской провинции для их резиденции. Высказывалось предположение, что фреска исполнена в XVII в. кем-то из монахов-василиан, прибывших в Рим из Великого княжества Литовского. Первыми насельниками миссии при рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха стали прибывшие 15 июля 1639 г. из Жировичей монахи Иосафат (Исаакович) и Филипп (Феодосий?) (Боровик) (Kulczynski. 1732). Запечатленный на фреске образ прославился чудесами исцелений и почитается под именем «Мадонна дель Пасколо» (итал. Пасколо - Жировичи, житница). В 1719 г. фреска была отреставрирована Л. Г. да Кава, учеником рим. худож. В. Ломберти, выполнена ее живописная копия и послана в Жировичи (исчезла, вероятно, во время первой мировой войны). Получивший от рим. образа исцеление Михаил Загорский, подстолий мстиславский, пожертвовал серебряную ризу и венцы. 13 сент. 1730 г. состоялось перенесение фрески в главный алтарь придела во имя Жировицкой иконы Божией Матери ц. во имя мучеников Сергия и Вакха.

В 1726 г. постановлением папского капитула, исследовавшего более 200 чудес Ж. и., утверждено решение о ее коронации, которая состоялась 8 сент. 1730 г. В течение 8 дней в Жировицком монастыре шли торжественные богослужения, в те дни причастились ок. 140 тыс. чел., при коронации присутствовало 38 тыс. верующих. По дороге из Слонима в Жировичи на средства магнатских фамилий Великого княжества Литовского, духовенства и мещан было установлено 7 триумфальных арок. Успенский храм декорировали 7 большими овальными живописными композициями с изображением чудес Ж. и. 2 золотые короны, изготовленные в Риме трудами прокуратора ордена василиан Бенедикта Трулевича и освященные папой Бенедиктом XIII, возложил на икону униат. Киевский митр. Афанасий Шептицкий в сослужении епископов Владимирско-Брестского Феофила Годембы-Годебского и Турово-Пинского Георгия Булгака. Расходы, связанные с коронацией, взяла на себя кнг. Анна Радзивилл, мать папского посла, доставившего короны для Ж. и.

В 1839 г. Жировицкий мон-рь перешел к правосл. Церкви. Ж. и. находилась в это время в местном чине иконостаса Успенского собора, справа от царских врат. Среди чудес Ж. и., описанных в XIX в., особо отмечалось спасение Жировицкого мон-ря от пожаров 7 марта 1836 г., 3 нояб. 1854 г., 10 апр. 1863 г. Во 2-й пол. XIX в. были установлены службы Ж. и. с молебном Божией Матери, акафистом и коленопреклоненной молитвой 7 марта, 10 апр., 3 нояб. В воскресные дни и в дни, посвященные памяти Божией Матери, в мон-ре после вечерни соборно совершали акафистное служение перед Ж. и. Праздничные службы, посвященные Ж. и., проходят в дни Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Сретения, памяти вмч. Георгия, Рождества св. Иоанна Крестителя, Покрова. В XIX в. на Покров сходилось до 30 тыс. паломников из Минской, Гродненской, Ковенской, Виленской, Подольской губерний и Подляшья (Ярашэвич. 2001).

В 1915 г. Ж. и. в серебряном окладе и с др. ценностями была эвакуирована в Москву, в собор Покрова Пресв. Богородицы на Рву , после его закрытия - в Екатерины великомученицы мужской монастырь в г. Видное Московской обл. В янв. 1922 г. стараниями жировицкого архим. Тихона (Шарапова) Ж. и. была возвращена в Жировичи (по преданию, он вывез ее в банке с вареньем), но уже без оклада. Монахи Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры выполнили для Ж. и. киот (1922), в к-ром образ хранился до 2008 г., пока не получил новый киот. В 1938 г. с Ж. и. совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Зап. Белоруссии, собранные средства шли на ремонт Успенской ц. Жировицкого мон-ря. Несмотря на гонения польск. и советских властей в 20-70-х гг. XX в., паломничества к Ж. и. не прекращались.

С сер. 80-х гг. XX в. ежегодно 20 мая на поклонение чудотворному образу приходят тысячи паломников, им раздают воду из источника, у к-рого произошло явление Ж. и. (в наст. время источник выведен в склеп Успенского собора Жировицкого мон-ря). 20 мая 1994 г. торжественно праздновали 500-летие явления Ж. и. С тех пор этот праздник отмечается при совпадении с днями Вознесения Господня или отдания Пасхи. После поздней литургии образ износится крестным ходом из Успенского собора к Явленской ц., где под открытым небом совершается молебен с акафистом Божией Матери. С 2000 г. 7 марта, 10 апр. и 3 нояб. (дни спасения обители от пожаров) к рядовым службам добавляется канон перед Ж. и. и поется великое славословие (кроме случаев, когда 7 марта и 10 апр. совпадают с периодом Великого поста, со Страстной или Светлой седмицами). В нач. XXI в. восстановлен обычай обносить Ж. и. крестным ходом вокруг селения, как правило, это бывает 21 мая.

В теплое время года Ж. и. находится в местном чине иконостаса Успенского собора Жировицкого мон-ря, слева от царских врат. В день памяти Казанской иконы Божией Матери (4 нояб.) после соборного акафиста перед Ж. и. образ переносится в нижнюю Никольскую ц., под левый клирос, где пребывает зимой, на его место в Успенском храме ставится копия в киоте, которая была выполнена из змеевика по размеру оригинала в 1994 г. свящ. Андреем Льяновым. В ризнице мон-ря находится живописная копия Ж. и. XIX в. в окладе XVII в. (предположительно времени коронации иконы). Более 30 лет с сер. 50-х гг. XX в. звездообразный ковчег с Ж. и. располагался в Никольском храме на ветвях дерева (смонтировано семинаристами под рук. иером. Иоанна (Снычёва) (впосл. митрополит С.-Петербургский и Ладожский)); сейчас он помещается в деревянном резном киоте.

Чудотворная Ж. и. (5,7×4,1×0,8 см) подобна камее или нагрудной иконке. Образ Богоматери с Младенцем дан в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине с небольшим сужением кверху, оборот иконы гладкий. Яшма оттенков зеленого и темно-красного, или гематитового (пурпурного), цветов, оптическое смешение к-рых создает впечатление охристого цвета. Уже в 1621 г. отмечалось, что изображение на Ж. и. сильно стерто, сглажено. В наст. время оно трудноразличимо: прочитываются лишь общий контур и нек-рые детали. Икона подвергалась реставрации: расколовшаяся на части, она была склеена воском, его следы, видимые по линии стыка сколов, ошибочно принимали за 3-й оттенок цвета яшмы (Kulczynski. 1732). На поверхности камня видны следы термической деструкции кварцевых зерен. Надпись: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую», замеченная в XVII в. и вошедшая в иконографию Ж. и., на этом образе не сохранилась. Возможно, она размещалась на ободке утраченного металлического обрамления Ж. и. Несмотря на необычную овальную форму, Ж. и. типологически соотносима с произведениями белорус. мелкой пластики XIII-XV вв.: каменными и резными по кости иконками, созданными под влиянием визант. традиции в Полоцке, Турове, Новогрудке, Минске, Гродно (Городне). К их числу принадлежит и более поздняя каменная Леснинская чудотворная икона Божией Матери.

Ж. и. относится к иконографическому типу «Умиление», к изводу, наиболее близкому к иконографии Феодоровской иконы Божией Матери; по сравнению с ними письмо Ж. и. отличает большая экспрессия в передаче движения фигур. Богоматерь, представленная почти поколенно с Младенцем Христом на правой руке, держит левую руку у груди, Ее непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к головке Сына. Младенец в коротком хитоне, к-рый оставляет открытыми согнутые колени, прильнул к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута. Нимбы имеют эллипсовидную форму; угадывается крещатый рисунок нимба Младенца, динамичные складки на мафории Божией Матери; различимы традиц. греч. буквы в обозначении Их имен.

Первое графическое воспроизведение Ж. и., помещенное в переиздании книги иером. Феодосия (Боровика) (1628), в наибольшей степени соответствовало иконографии оригинала. Надпись: «Честнейшую Херувим…» - на гравюре отсутствует. Ренессансный орнамент фона гравюры, возможно, воспроизводил рисунок 1-го серебряного оклада Ж. и. Описания XVIII и XIX вв. дают представление о 2-м киоте в стиле барокко, утраченном после 1915 г. Золотой овальный, закрытый хрусталем киот, осыпанный по периметру в один ряд мелкими бриллиантами, был вмонтирован в серебряную позолоченную пластину (округлой формы?) весом 2 фунта 1 лот. Над образом находилось 2 маленьких венца, также осыпанных бриллиантами. Выше - большая корона с золотой филигранью, над ней медный глобус, покрытый эмалью, с 17 крупными жемчужинами. Вокруг Ж. и. были размещены 16 серебряных вотивных табличек, 7 медалей с надписями, медаль в память коронования иконы, неск. серебряных ножек и сердец, серебряные пластинки с изображением Сурдегской иконы Божией Матери и Ж. и. Это обрамление было размещено на большой деревянной доске, обложенной серебром и украшенной позолотой: в чеканном рельефе вверху представлена сцена коронования Пресв. Троицей Божией Матери, Которая стоит на серпе полумесяца. По сторонам чудотворного образа - 2 святителя; ниже - праведные Иоаким и Иосиф Обручник. Композиция несохранившегося барочного оклада-обрамления Ж. и. сходна с решением гравюры на меди, выполненной в 1682 г. в Вильно Л. Тарасевичем по рис. П. Бацевича. На последней вверху изображена «Троица Новозаветная» на облаках, посередине в овале с кириллической надписью: «Честнейшую Херувим…» - Ж. и., воспроизведенная в меру чудотворного образа. Икону поддерживают 2 ангела с пальмовыми ветвями в руках, внизу - апостолы Петр (с ключами и моделью храма, напоминающего Явленскую ц. в Жировичах, что указует, вероятно, на церковь в Лидде, где Божия Матерь впервые явила людям Свой нерукотворный образ) и Павел (с мечом в левой руке). Внизу гравюры - плат с надписью по-польски: «Изображение в натуральную величину чудотворного образа Нашей Девы Марии Жировицкой».

В 1713-1714 гг. Г. П. Тепчегорским была выполнена гравюра Ж. и., это изображение стало 1-м среди воспроизведений Ж. и. в составе гравюр и живописных икон свода чудотворных образов Божией Матери, созданных в России в кон. XVIII-XIX в.

Среди гравированных воспроизведений Ж. и. XVIII - нач. XIX в. известны белорус. лубок (ГМИИ) с изображением поклонения явленной на грушевом дереве Ж. и. пастухов и шляхтича А. Солтана; изданная в Италии металлогравюра с текстом молитвы Мадонне дель Пасколо (Ягеллонская б-ка Краковского ун-та).

В XVII в. появились живописные списки Ж. и. Среди них - икона работы Никиты Иванова Павловца (1669, СПГИАХМЗ) и почитаемая чудотворной в Карпатах Городищенская икона, на ней в левом нижнем углу под овалом с традиц. молитвенным текстом, обрамляющим образ, имеется погрудное изображение донатора (замок-музей в Ланьцуте, Польша). Предположительно прототипом для создания этих икон послужила упомянутая фреска в рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха (возможно, отсутствующие в росписи надпись на церковнославянском: «Честнейшую Херувим…» - и изображения ангелов утрачены при реставрации в 1719). Этот образ украшен серебряным чеканным позолоченным окладом (1730), серебряными коронами (на фоне - позолоченные металлические греч. буквы имен Спасителя и Богоматери и чеканные звезды) и обрамлен стукковой рамой в стиле барокко (1730). Одна из его ранних живописных копий (1719) предположительно находится в наст. время в главном алтаре Андреевского костела г. Слонима и почитается чудотворной. Икона написана на холсте овальной формы, по краю к-рого проходит кириллическая надпись: «Честнейшую Херувим…», окружена многочисленными табличками, коронами и др. драгоценными подношениями. О непонимании воспроизводимого церковнослав. текста молитвы свидетельствуют мн. ошибки, неточности в написании букв. С этой иконы неизвестным белорус. художником 1-й пол. XVIII в. был сделан список, чтимый в Успенской ц. с. Бытень. На ней развернутый текст начала молитвы «Достойно есть» воспроизведен без ошибок, над головами Богоматери и Младенца добавлены изображения корон. При живописном воспроизведении Ж. и. цвета одеяний не имели жесткой регламентации. На иконах из Слонима и Бытеня в соответствии с католической традицией Божия Матерь представлена в одеянии 3 цветов - красном платье, синем мафории и белом (светло-розовом) повое, Младенец - в коротком золотисто-охристом хитоне.

2 западнополесские иконы сер. XVIII в.- одна создана иконописцем Томашем Маковским для Пречистенской ц. в дер. Дивин (МДБК), другая датирована 1751 г. (НХМ) - выполнены в технике резьбы по левкасу. Написаны лики и кисти рук, ножки Младенца. Одежды Божией Матери и Младенца выполнены в невысоком рельефе, к-рый посеребрен и позолочен. Характерная для иконографии Ж. и. овальная обводка на обеих копиях иконы отсутствует. На происходящей из с. Верхов на Волыни иконе (1745, не сохр.) из собрания Волынского церковного древлехранилища изображены Ж. и. в облаках и под ними коленопреклоненные донаторы - ткач Вербский с супругой и дочерью.

Среди живописных списков Ж. и., прославленных чудесами и получивших собственные имена,- Ляданская и Раковская иконы Божией Матери. Ляданская чудотворная икона, созданная не позднее 1-й трети XVIII в., была семейной реликвией литов. мечника Игнатия Завиши и его жены Марцибеллы (в девичестве Огиньской), помещена ими в основанный (1732) на их средства василианский Благовещенский мон-рь в Лядах близ Минска. Др. список Ж. и. находится в правосл. Преображенской ц. (1793) мест. Раков под Минском; икона упоминается как чудотворная уже в архивных описаниях церкви кон. XVIII - нач. XIX в. Она выполнена на холсте в живописной манере, по иконографии близка к спискам Ж. и., восходящим к фреске из Рима; расположенный по овалу текст написан латиницей, его буквы вырезаны из серебряной пластины.

Значительное число живописных списков Ж. и. XVIII-XIX вв. находится в храмах Белоруссии и Подляшья - в гродненском в честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре , в церквах деревень Черняны, Заболоть, Милейчице (выполнена в 1851 иконописцем из г. Кобрина Теодором Василевичем).

В 1871 г. в Москве А. Морозовым была отпечатана литография, на которой изображение Ж. и. обрамлено по овалу венком цветов. Оно стало основой для мн. живописных списков и цветных печатных воспроизведений Ж. и. в наст. время (напр., икона в манере рус. академической иконописи XIX в. в Софрино, исполненная по заказу архим. Стефана (Корзуна; ныне архиепископ Пинский и Лунинецкий)). На них мафорий Богоматери традиц. для восточнохрист. иконописи цвета (пурпурно-красный, коричневый), может быть написан золотом или иметь белый цвет. Совр. белорусские иконописцы привносят в свои интерпретации извода Ж. и. иконографические черты образов «Богоматерь Феодоровская» и «Богоматерь Владимирская», изображают Младенца в длинном золотисто-красном хитоне, покрытом лучами ассиста. Таковы икона письма архим. Зинона (Теодора) в Жировицком мон-ре, списки Ж. и. в храмах Минска, Белостока, др. городов и сел Белоруссии и Польши.

В расширенном изводе изображение Ж. и. представлено в сиянии на грушевом дереве: несохранившееся панно 1730 г., написанное к коронации Ж. и.; гравюра 1742 г. в рукописном списке братии Жировицкого монастыря. Сюжет поклонения пастухов обретенной на грушевом дереве Ж. и. помещен на клейме царских врат посл. трети XVIII в. в Явленской ц. Жировицкого мон-ря, в музее к-рого хранится находившаяся ранее в иконостасе Успенской ц. икона с изображением коленопреклоненных перед явленным на груше образом святителей - небесных покровителей униат. иерархов: митр. Иосифа Вельямина Рутского и архиеп. Иосафата Кунцевича. Иконы XIX и XX вв. с изображением поклонения пастухов явленной на груше Ж. и. есть во многих церквах Белоруссии. Менее распространен встречающийся на белорусских иконах XIX-XX вв. сюжет явления Ж. и. после пожара с изображением восседающей на камне в сиянии света Богоматери с чудотворной Ж. и. в руках: уже упомянутое живописное панно 1730 г.; роспись кон. 50-х гг. XX в. в Успенском храме в Жировичах, выполненная белорусским художником-самоучкой В. Ковальчуком по благословению жировицкого архим. Антония (Мельникова).

С нач. 90-х гг. XX в. в честь Ж. и. освящены церкви и часовни в Витебске при доме инвалидов, в г. Берёзовка Гродненской обл., в дер. Лапичи Осиповичского р-на Могилёвской обл. (Белорусский Экзархат).

О существовании чинопоследований в честь Ж. и. в униат. период сведений нет. Ныне поется тропарь Ж. и. «Помощи от Тебе требующия...», восходит к 1-й четв. ХХ в. Его начальные слова ориентированы на 1-й тропарь 8-й песни молебного канона 8-го гласа «Многими содержимь напастьми...», тропарь поется на 2-й глас. Особый тропарь («Пред святою Твоею иконою...») полностью повторяет тропарь Почаевской иконе Божией Матери и, как полагают, введен в употребление архим. Тихоном (Шараповым) в нач. 20-х гг. XX в., когда почитание Почаевской иконы стало доминировать среди правосл. населения Польши. По отношению к Ж. и. этот тропарь имеет нек-рую несообразность (упоминание об «агарянских нашествиях»). Величание Ж. и. составлено по образцу величания Почаевской иконе Божией Матери. Начальные слова кондака 4-го гласа «Величия Твоя кто исповесть...» повторяют седален по 3-й песни канона из службы чудотворной иконе Божией Матери «Неопалимая Купина», которая была составлена в нач. ХIX в. архим. Фотием (Спасским). Нек-рые части службы Ж. и. уподоблены текстам службы иконе Божией Матери «Неопалимая Купина». Автором большинства богослужебных текстов в честь Ж. и. и акафиста ей считают прот. Константина Зноско. К церковному употреблению их благословил митр. Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский) в кон. 20-х гг. XX в. Служба в честь явления Ж. и., текст к-рой вошел в богослужебные Минеи Московской Патриархии, отредактирована в сер. 80-х гг. XX в., при митр. Филарете (Вахромееве).

Ж. и. посвящены стихотворные произведения, богословские, филологические, краеведческие и искусствоведческие исследования.

Ист.: Главная церковная и ризничная опись Жировицкого Успенского второклассного монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2745.

Ист.: Borowik Th. Historia abo Powieść zgodliwa przez pewne podanie ludzi wiary godnych, o obrazie przeczystey Panny Mariey Zyrowickim cudotwornym... W powiećie Słonimskim, y o rozmaitych cudách... pilnie zebrana y... to drugi ráz w druk podána. Wilno, 1622, 1628 (рус. пер.: Гисторыя або Повесть людей розных веры годных о образе чудотворном Пренайсветлейшое Девы Марии Жировицком в повете Слонимском… собраная през многогрешного о. Феодосия // ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 245-249); Dubieniecki J. Historia de imagine B. V. Mariae Żyrovicensi. Wilno, 1653; Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое, з новыми звездами сотворенное. Львов, 1665. Л. 104б-129а; Drews J. Methodus peregrinationis menstruae Marianae ad imagines Deiparae Virginis. Vilnae, ; Nardi I. Relazya historyczna o zjawieniu obrazu Najsw. Panny Zyrowickiej pod rzadem Bened. Urlewicza. Suprasl, 1728; Kulczynski I. Il diaspro prodigioso di tre colori ovvero Narrazione istorica della tre immagini miracolose della Beata Vergine Maria la prima in Zyrowice in Lituania, la secondo in Pascolo di Roma e la terza copia della seconda parimente in Zyrowice detta da; quei popoli Romana. R., 1732.

Лит.: Николай (Редутто), архим. О Жировицкой чудотворной иконе Божией Матери и о Жировицкой обители // Литовские ЕВ. 1863. № 3. С. 83-100; Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковно-слав. и рус. Вильна, 1882. С. 187; Паевский Л. C., свящ. Древнее сказание о Жировицах и о чудотворном образе Жировицкой Богоматери. Гродна, 1897; Диковский Н. Р., прот. Коронование Жировицкой иконы Богоматери. Гродна, 1902; РИБ. 1903. Т. 20: Литовская метрика. С. 871-872; Жукович П. Н. Неизданное рус. сказание о Жировицкой иконе Божией Матери: В связи с историей рус. дворянского рода Солтанов Жировицких // ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 175-244; Минея (МП). Май. Ч. 1. 1987. С. 283-296; Пуцко В. Жыровiцкi рэльеф // Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi. Мiнск, 1989. № 2. С. 23-24; Kempfi A. O Żyrowicach i żyrowickim wizerunku Matki Bożej // W drodze. Poznań, 1989. N 5; Mironowicz A. Jozafat Dubieniecki: Historia cudownego obrazu żyrowickiego // Rocznik Teologiczny. Warsz., 1991. Т. 33. N 1. S. 195-215; Ярашэвiч А. А. Жыровiцкi абраз Мацi Божай // Рэлiгiя i царква на Беларусi: Энцыкл. даведнiк. Мiнск, 2001. С. 113, 470-471; Приходы и мон-ри Белорусской Православной Церкви: Справ. Минск, 2001; Chomik P. Kult ikon Matki Bożej w wielkim księstwie litewskim w XVI-XVIII wieku. Białystok, 2003. S. 49-58; Попов В. В. Явление чудотворной иконы Божией Матери «Жировичская» по письменным источникам XVI-XVIII вв. // Минские ЕВ. 2004. № 1. С. 59-62.

Прот. Георгий Соколов,С. Ф. Евтушик, Ю. А. Пискун

20 мая - день празднования Жировицкой иконы Божией Матери. Это одна из самых необыкновенных по истории обретения святынь православных христиан.

Икона явилась в 1470 г. в Литовском княжестве в месте Жировичи Гродненского края (ныне Белоруссия). В лесу, который принадлежал православному знатному литовцу Александру Солтану, пастухи увидели на грушевом дереве икону Богородицы в лучезарном сиянии.

Как только свет стал ослабевать, пастухи взяли икону и отнесли к Александру Солтану. Он запер образ в ларец, но на следущий день икона исчезла и появилась на том же месте в лесу. Солтан посчитал это знамением и на месте явления святыни построил храм.

Через несколько лет храм сгорел. Несмотря на все усилия, никто не смог вытащить икону из огня. Все думали, что чудотворный образ погиб в пламени. Однажды дети, гулявшие у подножия горы, где ранее был сгоревший храм, увидели пребывающую в сиянии Деву. Они испугались и побежали домой рассказать родителям. Взрослые вместе со священником отправились к указанному месту. Подойдя, они увидели там на камне горящую свечу, а рядом с ней - икону Богородицы, не пострадавшую от пожара. Обретенную икону жители Жировиц перенесли в дом священника. Очень быстро на прежнем месте был выстроен новый храм.

В середине XVI в. при этом храме возник монастырь. Монахи ревностно отстаивали Православие от католиков и униатов.

В 1613 г. монастырь захватили униаты. Святой образ в то время пользовался почитанием как со стороны униатов, так и католиков. В 1839 г. монастырь был возвращен православным.

Чудотворный образ вырезан на полудрагоценном камне - яшме, его размер - 43х56 мм. На всех списках Жировицкой иконы по окружности нимбов Богородицы и младенца Иисуса изображен венок из прекрасных цветов.

Икона Божией Матери "Жировицкая"

Начиная со дня явления святыни и до наших дней, благодатная помощь от этого образа Божией Матери никогда не ослабевала. Существует множество письменных и устных свидетельств о сотворенных чудесах.

На месте явления иконы и рядом с ним находятся источники, которые считаются чудотворными, и было немало случаев, когда люди, находившиеся в трудных ситуациях или тяжело болевшие, получали здесь помощь, душевное и телесное исцеление.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Чудотворная икона Божьей Матери почитается в православном мире как символ исцеления и наставления на путь истинный. Многие верующие отмечают ее великую помощь в обретении здоровья даже при сильных недугах.

История иконы

Появление иконы датировано 1470 годом. В Беларуси, в местечке под названием Жировичи, крестьяне обнаружили в глухом лесу образ Девы Марии, который отнесли своему хозяину. Тот решил спрятать находку у себя, но на следующий день случилось непредвиденное: икона вновь оказалась в лесу. Князь Александр Солтан увидел в этом Божественное знамение и повелел на месте нахождения иконы возвести храм. Через несколько лет произошло несчастье, и храм выгорел дотла, однако лик Богоматери остался нетронутым, что снова поразило людей. Икону обнаружили стоящей на камне рядом с горящей свечой. С этих пор Жировицкая икона Богородицы почитается ежегодно 20 мая по новому стилю.

Где находится икона

Икону во время Первой мировой войны перевезли в Москву, где она находилась до начала двадцатых годов, а затем вновь вернули в обитель. Сейчас святой образ находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого монастыря Минской епархии.

Описание иконы

На иконе изображена Божия Матерь с Младенцем Иисусом на руках. Он написан прильнувшим к материнской щеке, нежно обнимающим Деву Марию за шею. Подлинная икона выполнена на яшмовом камне.

О чем молятся Жировицкой иконе Божией Матери

Православные христиане обращаются к лику Богоматери за помощью:

  • при болезнях , недугах врожденный и приобретенных;
  • для защиты от пожара и других стихийных бедствий;
  • от потери памяти;
  • об обретении и истинной веры и наставлении на праведный путь;
  • для избавления от вредных привычек;
  • когда встают перед сложным выбором.

По свидетельствам очевидцев, Жировицкая икона исцелила мальчика, который был на пороге смерти, однако его мать, желая вернуть чадо, неистово молилась лику Святой, и мальчик чудесным образом выжил. Помогли молитвы и крестьянке, которая была больна чахоткой. Через молитвы к иконе было даровано множество исцелений, о которых говорят не иначе как о чудесах. Помогла икона и роженице, над которой читали молитвы в надежде на благополучный исход, и очередное чудо исцеления двух угасающих жизней дошло до наших времен, передаваемое устно и письменно. Помогла Богоматерь и священнослужителю, которому грозила скорая погибель из-за тяжелого недуга.

Молитвы иконе

Каждый может обратиться к Богоматери с искренней просьбой. Молитвы, идущие от самого сердца, обязательно будут услышаны.

«О премилостивая Дева Богородица! Позволь прикоснуться к благодати Твоей, не оставь нас, Божьих рабов, без благословения. К Тебе во скорбях своих обращаемся да мечтаем о скором исцелении недугов наших. Ты, чей свет указывает путь истинный на земле нашей грешной, чудеса творишь и лечишь души наши и тела. Коленопреклонно молим Тебя, Матушка, избави нас от страхов и смятения, не дай проискам диавольским завладеть нашим разумом, да позволь жить праведно, на Господа уповая. Не лишай нас слова доброго, пред Богом за нас произнесенного. К заступничеству взываю от козней людских, завистников неверных и печалей мирских. Осени своим знамением нас да избави от напасти стихийной, от воды большой да от пожарищ, от ветра сильного да от засухи, дабы не страдали мы от потерь, голода и холода. Твоя сила неисчерпаема, как и неисчерпаема милость Твоя. Аминь».

Любая искренняя молитва и чистые помыслы способны сотворить чудеса. Просить о помощи Жировицкую икону Богородицы может каждый верующий. 20 мая, в день празднования, молитвы имеют особую силу и способны исцелить каждого страждущего от недугов, болезней и пагубных пристрастий. Желаем вам мира и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

19.05.2017 05:07

Икона «Всех Скорбящих Радость» - одна из самых популярных и почитаемых икон Богоматери. Правильные молитвы, ...

Чудотворный список обладает достаточным почетом в христианском мире и считается символом божественного исцеления и наставления на истинный путь. Верующие находят в образе Божией Матери помощь в избавлении от самых страшных недугов.

На месте чудесного появления святыни образован Жировицкий храм, а 20 мая празднуется день этого списка.

История появления образа

Образ появился в 1470 г. около деревни Жировичи, что в Белоруссии.

Маленькие пастушки, гуляя в лесу, узрели необычайно яркий свет, излучаемый сквозь крону грушевого дерева. Когда они приблизились, перед очами детей предстала Жировицкая икона Божией Матери. Ребята благоговейно взяли святыню и передали её своему хозяину по фамилии Солтан, который запер образ в ларец. На другой день иконы не было обнаружено. Через время список был найден в том же лесу, а хозяин окрестности дал клятву соорудить на месте появления монастырь в честь Пресвятой Девы Марии.

  • Вокруг деревянной постройки образовали поселение и учредили приход. В 1560 г. храм Богородицы сгорел, и всем людям показалось, что святыню не удастся спасти. Однако через некоторое время сельские мальчишки увидели на месте пожара прекрасную женщину, которая держала в руках ту самую святыню. Образ поместили в недавно построенный каменный храм.
  • Слава Жировицкой иконы Божией Матери возрастает в XVIII в. В Риме намеревались открыть подобие этого списка. Во время ремонта в резиденции была найдена фреска-копия, написанная на стене. Она обладала чудотворной силой и исцелила стольника из города Мстислав.
  • В 1726 г. приняли решение о коронации иконы, так как исследователи обнаружили более 200 эпизодов содеянных ею чудес. На протяжении недели в Жировицком монастыре проходили торжественные служения в эту честь. На празднике причастилось 140 000 человек.
  • Прославляя образ, духовенство отдавало распоряжение о строительстве триумфальных арок по дороге к родному месту святого списка. Изображениями чудес, совершенных иконой, украшали Успенский храм.
  • Во время действий Первой мировой святой образ был переправлен в московский собор Богородицы. В родной дом список вернулся в 1922 г. после увещеваний архимандрита Тихона. В этом же году для образа Богородицы соорудили киот (украшенный шкафчик).

Что важно знать о православии:

На заметку! Икона Жировицкой Девы Марии долгое время почиталась Католической Церковью, несмотря на то, что берет свое происхождение в православных местах. Перед образом совершал моления последний польский король Станислав.

Икона Божией Матери Жировицкая

Месторасположение и особенности иконографии

Сегодня святыня находится в белорусском Успенском соборе. На территории мужского монастыря располагаются открытые целебные источники, где православные черпают воду для очищения тел и сознания. Духовенство отмечает святость камней, на которых обнаруживались образы Богородицы.

Паломничество к святому изображению не прекращается в течение нескольких веков.

Важно! Празднование в честь славного образа ежегодно проводится 20 мая. В этот день число верующих прихожан у монастыря достигает большого количества. Священнослужители каждый год устраивают торжественный ход с иконою, молебнами и песнопениями.

Святыня имеет небольшие размеры и овальную форму с малым сужением кверху, вырезана на полудрагоценной яшме. На списке изображена Божья Матерь и Младенец Иисус. Яшма имеет смесь зеленых и темно-красных оттенков, что создает оптическое впечатление охры. Эта святыня подвергалась реставрации и была склеена при помощи воска. На образе существовала надпись, прославляющая ангелов, но не сохранилась.

  • На святыне изображена Богоматерь с маленьким Христом, ее левая рука расположена на груди.
  • Голова Девы - непокрыта и чрезмерно склонена в правую сторону.
  • Младенец одет в короткую рубашку (хитон), поэтому его согнутые колени оголены. Христос прильнул к Матери, голова его запрокинута, а правая рука направляется к Марии.
  • Нимбы выполнены в форме эллипса, мафория (верхняя одежда) Богородицы обладает динамичными складками.
  • На святыне различают традиционные для вида иконографии греческие буквы имен Матери и Сына.

Жировицкая икона - единственная среди белорусских списков, которая выполнялась на камне в плоском рельефе. Святыню относят к типу «Умиление» (Елеуса), который передает идею божественного заступничества.

На заметку! В 2013 г. белорусскими учеными была сделана голографическая копия этой святыни. Работы начались с разрешения авторитетных епископов Свято-Успенского монастыря деревни Жировичи.

Жировицкая Богоматерь

Исцеления перед святыней

С XVIII века по наши дни было написано множество трудов, характеризующих чудодейственную деятельность списка. В изданиях находятся искусствоведческие труды и богословские рассуждения. Авторы описывают большое количество случаев божественного исцеления перед образом Богородицы.

Читайте о других иконах:

Молитвы святому изображению Жировицкой иконы Божией Матери неоднократно помогали избавиться от бесплодия, победить хронические недуги и исправить врожденные аномалии.

  • Части камня из монастыря сохранили жизнь умирающей роженице и ее новорожденного ребенка.
  • Молитвы родственников больной чахоткой способствовали полному выздоровлению несчастной.
  • Летописям известен случай исцеления мальчика, над которым исполняли отходное песнопение. Мать ребенка горячо просила о спасении у изображения Девы Марии.
  • Жировицкая икона Божией Матери помогла крестьянину, который страдал иммунной патологией, не мог двигаться и практически потерял физические силы. Мысленно пообещав молиться ей, если обретет здоровье, он сразу же избавился от болезни.
  • К умирающей от неизлечимой болезни девушке во сне явилась Дева Мария, указывающая на смиренное моление перед образом. Несчастная велела привести её в Жировицкий монастырь, но умерла по пути. Погребение проводили на святом месте, но время процессии случилось чудо: девушка встала и отправилась преклонять колена перед святыней. Вскоре исцелившаяся постриглась в монахини и провела в храме остаток своих дней.
  • Иеромонах Николай продолжительное время мучился аневризмом. Болезнь дошла до ступени, где медицина уже не знает средств исцеления. Молясь образу Девы, иеромонах стал поправляться и в этот же день полностью избавился от недуга, хотя ранее уже готовился отойти в мир иной.
  • Во время причастия перед изображением Жировицкой Богоматери был зафиксирован случай избавления от дефекта речи у одной девушки. Её ротовая полость имела аномальное строение с самого рождения.
  • Бабушка полностью исцелилась от ревматизма после того, как ее больные суставы были помазаны елейным маслом из лампады, стоящей у святыни.
  • Девочка с серьезным заболеванием глаз исцелилась, испив воду из источника на территории монастыря. Медицина же настаивала на проведении оперативного вмешательства.
  • Искренне молящаяся мать сумела получить благословение от Богородицы, спасшей её умирающего сына. У ребенка обнаружили кисту мозга. Его состояние улучшилось после первого приезда в храм, а после пятого - новообразование совершенно исчезло.
  • Во время службы пожилая женщина получила исцеления от запущенного радикулита.

Значение Жировицкой иконы Божией Матери для всего христианского мира очень велико. Чудесным образом появившись в лесу перед двумя пастушками, она обрела Небесную славу и божественным образом исцеляла уже отчаявшихся людей от страшных недугов.

Загрузка...