aracs.ru

Современный конструктивизм в архитектуре. Конструктивизм в архитектуре

Опубликовано: Ноябрь 26, 2007

КОНСТРУКТИВИЗМ (лат. - построение) - направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской АРХИТЕКТУРЕ , живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х-нач. 30-х гг.; основной установкой конструктивизма было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы: геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве и архитектуре.

Конструктивизм - это стиль архитектуры Советского Союза периода 1920х и начала 1930х годов. Этот стиль сочетает продвинутую технологию, инженерные системы и явную коммунистическую социальную направленность. Хотя этот стиль был разделен на несколько соперничающих между собой направлений, было создано много интересных проектов, часть из которых была реализована. В начале 1930х этот стиль вышел из моды у властьпридержащих. Конструктивизм оказал большое влияние на дальнейшее развитие архитектуры.

Дом чекиста (Нижний Новгород) - характерный пример, © сайт

Термин «конструктивизм»

Конструктивизм в архитектуру пришел из более широкого направления конструктивистского искусства, которое само вышло из русского футуризма. Конструктивистское искусство пыталось применить трехмерное кубистское видение к абсолютно абстрактным беспредметным конструкциям с кинетическим элементом. После революции 1917 года всё внимание было обращено к новым социальным требованиям и промышленным задачам нового времени. Выделилось два четких направления: первое - в реалистическом манифесте Антуана Певзнера и Наума Габо, посвященного пространству и ритму, а второе - представляло борьбу в комиссариате Просвещения между теми, кто отстаивал чистое искусство и продактивистами (практики конструктивизма), такими как Александр Родченко, Варвара Степанова и Владимир Татлин, группой социально-ориентированных художников, которые считали, что искусство должно участвовать и в промышленном производстве. Прикладной конструктивизм.

Раскол произошел в 1922 году, когда Певзнер и Габо эмигрировали. Теперь движение развивалось с социально утилитарной направленностью. Большинство продактивистов добилось поддержки Пролеткульта и журнала «ЛЕФ» (Левый фронт искусств) и позже стало доминантом в архитектурной группе ОСА.

Революция в архитектуре

Первый и самый известный конструктивистский проект был представлен в 1919 году для Коминтерна в Санкт-Петербурге футуристом Владимиром Татлином. Этот проект часто называют Талинской башней. И хотя он так и остался нереализованным, материалы -стекло и сталь - и его футуристический характер и политическая подоплёка (движение его внутренних объемов символизировали революцию и диалектику) задали тон всем проектам 1920х годов.

Другой известный проект в стиле конструктивизм- это Ленинская трибуна (автор Эль Лисицкий (1920) в виде движущегося подиума для спикера. Во время гражданской войны сформировалась группа УНОВИС (Утвердители нового искусства) во главе с Казимиром Малевичем и Лисицким. Создатели супрематизма строили утопические города. Составляющие конструктивизма четко прослеживаются в западных хай-тек проектах, например, Густава Эйфеля и небоскрёбах Нью Йорка и Чикаго.

АСНОВА и рационализм

Непосредственно сразу после гражданской войны казна СССР была пуста и строить новые дома было не на что. И тем не менее, в 1921 году появилась советская авангардная школа Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские), которую возглавлял архитектор Николай Ладовский, который организовал АСНОВА (ассоциация новых архитекторов). Методы обучения были фантастическими; использовались элементы психологии формы (гештальт-психологии), проводились смелые эксперименты с формой (например, стеклянный подвесной ресторан Симбирчева). Среди архитекторов входящих в эту ассоциацию были: Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Кринский и молодой Бертольд Любеткин.

Рабочий клуб им. Зуева, 1927.

Проекты 1923 –1935 годов, например, горизонтальные небоскребы Лисицкого и Марта Штама, павильоны Константина Мельникова, демонстрируют оригинальность и амбиции этой группы. Мельников спроектировал Советский павильон на Парижской выставке изобразительных искусств 1925 года, где он пропагандировал новый стиль. Его комнаты были спроектированы Родченко. Другой пример конструктивизма можно увидеть в фильме «Аэлита» (1924), где экстерьеры и интерьеры Александра Экстера смоделированы в угловой геометрической форме. Государственный магазин Моссельпром 1924 года также построен в раннем модернистском стиле для нового поколения покупателей Новой экономической политики; Мосторг архитекторов братьев Весниных, построен тремя годами позже. Современные офисы для общественности были также популярны, например, головной офис «Известия». Он был построен в 1926-1927 годах Григорием Бархиным.

ОСА (организация современных архитекторов)

Более холодный и более технологичный стиль конструктивизма появился в 1923-24 году, как пример, проект офисного здания братьев Весниных для Ленинградской правды. В 1925 году была основана Алексей Весниным и Моисеем Гинзбургом группа ОСА, которая была связана с Вхутемасом. Эта группа имела много общего с веймаровским немецким функционализмом (проекты зданий Эрнста Мея). Жилые дома (дома коммуны) заменили здания совместного проживания девятнадцатого века. Термин «социальный конденсатор» описывал их цели, в основе которых лежали идеи Ленина.

Дома совместного проживания, например, дом коммуны текстильного института Ивана Николаева (ул. Орджоникидзе, Москва, 1929-1931) и многоквартирный дом Госстраха, построенный Гинзбургом, и дом Наркомфина, построенный также по его проекту. Многоквартирные дома в конструктивистском стиле строились в Харькове, Москве, Ленинграде и др. городах. Гинзбург спроектировал правительственное здание в Алма-Ате. Братья Веснины – школу киноактёра в Москве. Гинзбург критиковал идею строительства зданий нового общества на старых принципах: отношение к домам совместного проживания такое же, как к буржуазным апартаментам. Конструктивистский подход – максимально учитывать все изменения повседневной жизни… наша цель - совместная работа с пролетариатом по созданию нового образа жизни. ОСА издавала журнал СА (современная архитектура) с 1926 по 1930 год. Рационалист Ладовский спроектировал свой собственный оригинальный дом совместного проживания в 1929 году. Экстравагантный проект: деревня чекистов в Сердловске (сегодня Екатеринбург) спроектированная Антоновым, Соколовым и Тумбасовым. Жилой комплекс в виде серпа и молота был спроектирован для членов ЧК, сегодня – это гостиница .

Ежедневность и утопия


Конструктивизм в Архитектуре Москвы

Конструктивисткий рабочий посёлок - ул. Короленко - Колодезная улица (ВАО Москва)
фото: @ сайт

Конструктивистский комплекс общежитий Б.Пироговская, 5 - Конструктивизм в архитектуре Москвы

По поводу этого направления В. Маяковский написал, что новое слово «конструктивизм» впервые «прилетело» из России, а не из Франции. Поэт был прав в высказывании, и подтверждение этому советский лозунг «мы наш, мы новый мир построим».

История конструктивизма

Это авангардное направление впервые появилось в 20 — 30 годах ХХ века в СССР и как нельзя лучше соответствовало экономическому и политическому положению в государстве.
Появилось новое общество людей с совершенно другим взглядом на окружающую действительность, отрицающее все, что было раньше.
Те годы были временем отказа от всего буржуазного, провозглашение и поиск новых форм, использование современных строительных и отделочных материалов. Отныне отрицалось «чистое» искусство, оно должно было стать на службу производству и человеку. Последователи этого направления продвигали идеи утилитаризма или иначе «производственного искусства». Художники и архитекторы должны были создавать полезные и удобные для людей вещи.

Архитекторы и идейные вдохновители конструктивизма ставили перед собой задачу в увеличении роли архитектуры, отказе от украшательства и переизбытка декора, улучшении функциональности простых конструкций. Важна была динамика строения, его вертикальные и горизонтальные поверхности, свободный план здания.
Яркими представителями стали строения Дворцов культуры и клубов.


Особенности стиля конструктивизм в интерьере

Основные характеристики конструктивизма в интерьере – сдержанность форм и функциональность помещений.
Стиль довольно строгий, не терпящий «украшательств» и всевозможных излишеств. Все детали интерьера должны работать как единое «чистое» пространство практически не имеющее разделения на .
Многим это направление покажется скучным. Четкие правила компоновки и цветовых решений, никаких мягких форм и дополнительных элементов. Даже декоративный текстиль или ваза на столе смотрятся «чужими» в этом стиле интерьера.
Но любимый молодыми и динамичными людьми , произошел и впитал в себя идеи именно конструктивизма. Более того, также использует некоторые аналогичные приемы создания гармоничного пространства.


Материалы и отделка

Плюсами стиля можно назвать небольшие финансовые затраты при создании интерьера и доступность материалов любому потребителю. Эти факторы часто являются решающими, особенно если вы, прежде всего, цените удобство и не любите загромождать помещение лишними вещами.
Конструктивизму не свойственно украшательство, присущее другим популярным стилям, таким как: , и

Конструктивизм позволяет реализовывать смелые идеи не за счет помпезных форм и дорогих обстановок, а за счет игры с пространством, использованию новейших строительных и отделочных материалов.

Потолок и стены не нужно украшать, зачастую это бетонные основания и окрашенная штукатурка, базовый цвет — белый.
Пол чаще всего из дерева, если плитка, то однотонная, предпочтительно серого, белого или черного цвета.

стиля конструктивизм чистые, без оттенков: черный, белый, красный, синий и желтый. Именно из их сочетания выполняются акценты и подчеркиваются функциональные зоны в помещении. Интересно, что подобный стиль интерьера редко встретишь в частных домах. Он скорее дань урбанизации, неотъемлемая часть строений из бетона.

Весь интерьер должен создавать иллюзию чистого, открытого и светлого пространства. Это достигается за счет минимального количества вещей и грамотного зонирования.


Конструктивизм в интерьере подразумевает наличие практичной, функциональной и удобной мебели. Чем меньше места занимает мебель, тем лучше, ведь конструктивизм требует больше пространства.

Следует выбирать мебель без лишнего декора, также приветствуются простые формы и монотонный окрас. Зато за счет однотонности мебели можно расставить нужные акценты и разнообразить цветовую гамму комнаты.

Фото-примеры:

Освещение

Исходя из концепции самого стиля, помещения должны быть хорошо освещены естественным светом.
Для поддержания светлого, открытого пространства используются многоуровневые варианты подсветки. Светильники простых и сложных геометрических форм в соответствующем стиле из простого стекла, металла, пластика располагаются так, чтобы еще больше выделить зоны в квартире, например, зону отдыха в гостиной или барную стойку на кухне.

Для большего проникновения естественного освещения, окна драпируют шторами из легкого текстиля. Также используются жалюзи или рольшторы.

Аксессуары

Совсем без аксессуаров даже в не обойтись. Согласитесь, и на качественно окрашенные белые стены устанешь смотреть, поэтому яркие постеры, абстрактная живопись и фото в строгих рамах будут весьма кстати.

Однотонный или с геометрическими принтами текстиль, смягчит строгость обстановки. Благодаря тяге стиля к сочным, чистым цветам, грамотное их сочетание при создании интерьера, станет дополнительным украшением жилища.


В данных интерьерах комбинация конструкционных материалов, например, металлическое основание столика со стеклянной столешницей и оригинальная консоль геометрической формы под теле-видео аппаратуру, могут стать яркими акцентами.

В нашем суматошном мире стиль конструктивизм в интерьере по-прежнему остается актуальным как в чистом виде, так и в миксе разных направлений. От переизбытка информации иногда хочется расслабиться и оказаться в простой, ненавязчивой, практичной обстановке.

Конструктивизм в интерьере — фото





Значительных успехов в 20 – 30-х годов 20 века достигла архитектура. Бурный рост городов, промышленности, развитие транспорта приходят в резкое противоречие с не соответствующей новым требованиям планировкой старых городов, с их узкими извилистыми улицами. Необходимость разрешить осложнившуюся проблему транспортного обслуживания и обеспечить нормальные санитарные и жилищные условия населению, порождают градостроительные проекты и новые формы расселения людей. Они характеризуются стремлением смягчить в городах социальные контрасты и устранить чрезмерную концентрацию населения. Вокруг больших городов в некоторых странах возникают города-сады с индивидуальными жилыми домами, промышленные города, рабочие поселки и т. д. со строго функциональным расчленением территории. Внимание архитекторов привлекли задачи не только промышленного, но и массового жилищного строительства, разработка жилых комплексов с экономными типовыми квартирами, рассчитанными на среднюю и низкооплачиваемую категорию людей. Больше внимания уделяется проектированию районов, архитектурному оформлению ландшафтов. Разрабатываются универсальная классификация улиц и принципы их сочетания, создаются сети городских магистралей, независимых от переходных улиц и рассекающих город на ряд обособленных пространств. В проектировании городов нового типа и крупных промышленных предприятий все более утверждаются принципы функционально-конструктивной системы, зародившейся на рубеже 19-20 веков. Этот стиль в архитектуре получил название конструктивизма. Провозвестником нового этапа в развитии архитектуры стала Эйфелева башня (высота 312 м), возведенная из сборных стальных частей к Всемирной парижской выставке 1889 года по проекту инженера Густава Эйфеля в знак вступления в новую эру машинного века. Лишенная утилитарного значения, ажурная башня легко и плавно взлетает к небу, воплощая мощь техники. Ее динамичная вертикаль играет важную роль в силуэте города. Грандиозная арка основания башни как бы объединяет виднеющиеся сквозь нее далекие перспективы городского ландшафта. Это сооружение оказало стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие архитектуры.

Эйфелева башня
1889, Густав Эйфель
Париж, Франция


Музей археологии
1929-1933 годы
Торонто, Канада


Дом культуры имени Русакова,
1928 год, К.С. Мельников,
Москва, Россия

Развитие американского города, его лицо определили многоэтажные небоскребы Нью-Йорка, Чикаго и др. К началу 20 века архитекторы так называемой чикагской школы, возникшей в конце 19 века, разработали проекты небоскребов с нависающими стенами. Американские города, например Нью-Йорк, сохраняют резкий контраст между небоскребами (конторское здание «Эмпайр Стэйт Билдинг», начала 1930-х годов, в 102 этажа, высотой 407 м и Рокфеллер-центр, в 72 этажа, высотой 384 м, 1931–1947 годы) и множеством других различных по масштабам зданий. В истории русского конструктивизма профессиональные архитекторы проектировали всевозможные модульные конструкции жилых единиц, соединяющиеся между собой в большие комплексы, движущиеся по наружным стенам лифты и т.д.

Корифеем русского (советского) конструктивизма считается Константин Мельников. Начав с постройки российских павильонов на Международных выставках в стиле традиционной деревянной архитектуры, благодаря которым он приобрел международную известность, Мельников переходит к проектированию очень актуальных построек нового (революционного) типа и назначения – рабочих клубов. Клуб имени Русакова, построенный им в 1927-1928 годах, не имеет ничего общего ни с архитектурой предшествующего столетия, ни с архитектурой модерна. Здесь чисто геометрические бетонные конструкции организованы в некую структуру, форма которой определена ее назначением. Последнее замечание относится практически ко всей архитектуре модерна и 20 века и определяется как функционализм. В архитектуре конструктивизма функционализм приводит к созданию динамичных сооружений, состоящих из достаточно простых формальных элементов, совершенно лишенных привычного архитектурного декора, соединенных в соответствии с организацией внутреннего пространства и работой основных конструкций. Язык архитектурных форм, таким образом "очищается" от всего необязательного, декоративного, неконструктивного. Это язык нового мира, порвавшего со своим прошлым. Рождающийся архитектурный образ ясно передает динамику художественных процессов и жизни в постреволюционной России, упоение современными техническими возможностями.

Конструктивизм - авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, художественном конструировании, литературе, фотографии, оформительском и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - начале 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

В СССР конструктивизм возник сразу после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства . Идея нового направления заключалась в отказе от «искусства ради искусства» и подчинение его производству.

Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические качества таких материалов, как металл, дерево, стекло.

Наибольшее влияние на становление конструктивизма оказало «производственное искусство», призывающее «сознательно творить полезные вещи» и культивирующее образ нового гармоничного человека, пользующегося удобными вещами и живущего в благоустроенном городе. «Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесен именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

На формирование конструктивизма повлияли также футуризм (культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим), супрематизм (лишенные изобразительного смысла комбинации геометрических очертаний), кубизм (подчеркнуто геометризированные условные формы), пуризм (стремление к первозданной чистоте и отсутствию заимствований) и другие новаторские течения 1910-х годов.

В 1922 году из печати вышла книга Алексея Гана «Конструктивизм», где впервые был официально обозначен одноименный термин. В книге делался акцент на индустриальной составляющей культуры новой России.

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов - братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных, начавших свой творческий путь в эпоху модерна. Впервые Веснины громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Представленный ими проект выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Еще одним известным проектом Весниных стало здание московского отделения газеты «Ленинградская правда» на Страстной площади. На участке площадью 36 кв. метров архитекторы разместили 6 этажное здание, включавшее в себя не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений). Веснины пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был теоретик архитектуры первой половины XX века Моисей Гинзбург. Вместе они организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты того времени . Общество пропагандировало использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства.
Основной теоретической концепцией зрелого конструктивизма (1926-1928 гг.) стал функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов путем создания их рационального плана и оборудования. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объемно-планировочная структура (форма соответствует функции). Функциональный метод был направлен против стилизаторского отношения к конструктивизму - превращения его из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. В частности, за несоблюдение функционального метода критике подвергся Григорий Бархин, автор проекта дома «Известий».

В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями известного французского архитектора, художника и дизайнера Ле Корбюзье, который неоднократно приезжал в Россию и общался и сотрудничал с членами ОСА: братьями Пантелеймоном и Ильей Голосовыми, Михаилом Барщом, Владимиром Владимировым. По проекту француза на ул. Кирова (ныне Мясницкая) было построено здание Центросоюза (впоследствии здесь разместился Госкомстат).

Особой фигурой в истории конструктивизма считается ученик Александра Веснина - Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Ле Корбюзье называл молодого архитектора «поэтом и надеждой русского конструктивизма», однако утопические, устремленные в будущее проекты Леонидова не нашли практического применения.

Наряду с представителями других архитектурных течений, конструктивисты вели поиски новых приемов планировки населенных мест и принципов расселения, выдвигали проекты перестройки быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома Советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д.).

Наиболее известными московскими постройками в стиле конструктивизм являются: «Дом на набережной» (1927-1931 гг., арх. Борис Иофан, ул. Серафимовича, д. 2), Клуб им. Русакова (1927-1929 гг., арх. Константин Мельников, ул. Стромынка, д. 6), Дом культуры им. Зуева (1928-1928 гг., арх. Илья Голосов, ул. Лесная, д. 18), здание Наркомзема (1929-1933 гг., арх. Алексей Щусев, ул. Садовая-Спасская, д. 11/1), Комбинат газеты «Правда» (1931-1937, арх. Пантелеймон Голосов, ул. Правды, д. 24), Дом Госторга (1927 г., арх. Борис Великовский, ул. Мясницкая, д. 47), здание Центросоюза (1929-1936, арх. Ле Корбюзье, ул. Мясницкая, д. 39), Дом «Известий» (1925-1927 гг., арх. Григорий и Михаил Бархины, Тверская ул., д. 18), здание Кожсиндиката (1927 г., арх. Голубев, Чистопрудный б-р, д. 12А), Московский планетарий (1928-1929 гг., арх. Михаил Барщ и Михаил Синявский, ул. Садово-Кудринская, д. 5), Дом Наркомфина (1932, арх. Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис, Новинский б-р., д. 25).

В Санкт-Петербурге фрагменты конструктивистской застройки имеются в районе проспекта Стачек, на Тракторной улице в районе фабрики «Красное Знамя» (Петроградская сторона). Ленинградский конструктивизм создавался усилиями архитекторов Александра Гегелло, Николая Демкова, Евгения Левинсона, Александра Никольского, Якова Чернихова, Игоря Явейна.

В Харькове (Украина) ярчайшим представителем стиля конструктивизм является здание Госпрома (ныне - Дом украинской промышленности), построенного в 1925-1928 гг. на площади Дзержинского (ныне площадь Свободы) по проекту ленинградских архитекторов Сергея Серафимова, Самуила Кравца и Марка Фельгера при участии инженера Павла Роттерта.

В Минске (Белоруссия) наиболее известным памятником конструктивизма является Дом правительства , построенный в 1934-1939 гг. на Площади Ленина (ныне Площадь Независимости) по проекту архитектора Иосифа Лангбарда.

По мнению исследователей, в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок, среди которых объявление квартиры "материальной формой мелкобуржуазной идеологии", схематизм в организации быта в некоторых проектах домов-коммун, недоучет природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма.

В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране и в искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом как буржуазные. На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришел сталинский неоклассицизм.

Конструктивисты оказались в опале. Многие из них оказались забыты или репрессированы.

По мнению некоторых ученых, в СССР в 1932-1936 гг. имел место «переходный стиль», названный условно «постконструктивизм».

Стремительный технологический прогресс начала прошлого века породил новейшие направления в искусстве и, как следствие, тенденцию к разрушению традиционных канонов, поиску иных форм и эстетических принципов. Это наиболее ярко выразились в авангардизме — комплексе художественных явлений первой трети 20-го века. Одним из многочисленных авангардных течений стал стиль конструктивизм, возникший в молодой советской державе 1920 - 1930 годов. Его также называют «индустриальным» или «строительным» искусством.

Области влияния и распространения

Конструктивизм в живописи выражен слишком слабо, направление, в основном, связывают с архитектурой, в которой простые геометрические формы и предельная функциональность применены наиболее характерно. Но принципы конструктивизма, всеобъемлюще и быстро распространяясь, также оказали значительное влияние на графический, промышленный дизайн, фотографию, театр, кино, танец, моду, художественную литературу и музыку того периода.

Советский конструктивизм оказал существенное влияние на современные творческие движения 20-го века и не только в пределах большевистской страны. Последствия его влияния прослеживаются в основных тенденциях немецкой школы дизайна Баухауса и голландского художественного движения Де Стейла, в творчестве мастеров Европы и Латинской Америки.

Возникновение термина

Определение «строительное искусство» впервые было применено в качестве саркастического выражения Казимиром Малевичем в 1917 году для описания работы Александра Родченко. Термин «конструктивизм» придуман скульпторами Антуаном Певснером и Наумом Габо. Последний разработал промышленный, угловой стиль работы, а своей геометрической абстракцией он был чем-то обязан супрематизму Малевича. Впервые термин появляется в «Реалистическом манифесте» Н. Габо (1920), затем в качестве названия книги Алексея Гана (1922).

Рождение и развитие движения

Конструктивизм среди множества стилей и направлений в изобразительном искусстве формировался на базе русского футуризма, в частности, под влиянием так называемых «Контр-рельефов» (разнофактурные коллажи из различных материалов) Владимира Татлина, выставленных в 1915 году. Он был (как и Казимир Малевич) одним из пионеров геометрического абстрактного искусства, основателем авангардного супрематического движения.

Концепцию нового направления разработала в московском институте художественной культуры (ИНХУК) в период 1920 - 1922 годов первая рабочая группа конструктивистов. Любовь Попова, Александр Веснин, Родченко, Варвара Степанова, Алексей Ган, Борис Арватов и во главе с первым председателем группы Василием Кандинским проработали теоретическое определение конструктивизма как неразрывного сочетания основных элементов индустриальной культуры (конструкций, фактуры и конкретных материальных свойств объекта с его пространственным положением).

Принципы и особенности

Согласно конструктивизму, искусство — средство, исключительно предназначенное для художественного проектирования повседневно-утилитарных, практически применимых объектов. Выразительная лаконичная форма произведений, лишенная всяческих «красивостей» и «украшательств», должна быть максимально функциональной и разработанной для удобного применения ее в массовом производстве (отсюда термин «производственное искусство»).

Беспредметность чувственно-эмоциональных форм Кандинского или рационально-отвлеченная геометрия Малевича переосмысливались конструктивистами и преобразовывались в реально существующие пространственные объекты. Так появился новый дизайн рабочей одежды, тканевых рисунков, мебели, посуды и других предметов широкого потребления, родился характерный советских времен.

Особый аскетизм в изобразительных средствах выражения выделяет это направление среди похожих стилей, но во многом обобщает его с рационализмом. Помимо теоретической идеологии, конструктивизм отличают такие внешние свойства:

  1. Немногочисленная тональная гамма в пределах синего, красного, желтого, зеленого, черного, серого и белого. Цвета не обязательно были локально-чистыми, нередко использовались их оттеночные приглушенные варианты, но не более 3-4 одновременно.
  2. Формы и линии выразительные, простые, немногочисленные, ограничивались вертикальным, горизонтальным, диагональным направлением или формой правильного круга.
  3. Контуры объектов создают впечатление монолитной конструкции.
  4. Присутствует, так называемая, «машинная» эстетика, которая отображает графические или пространственные инженерные идеи, механизмы, детали, орудия труда.

«Искусство строительства и продуктивизма» Татлина

Ключевой точкой направления стала модель Владимира Татлина, предложенная для строительства памятника Третьему Интернационалу (1919 - 1920 гг.). В конструкции должна была сочетаться эстетика машины с динамическими компонентами, отмечающими такие технологии, как прожекторы и проекционные экраны.

В это время работа Габо и Певснера над «Реалистичным манифестом», утверждающим духовное ядро ​​ движения, подходила к концу. Габо публично критиковал проект Татлина, говоря: «Либо создавайте функциональные дома и мосты, либо создавайте чистое искусство, а ни то и другое одновременно». Идея возведения памятников, не имеющих практической пользы, расходилась с утилитарно-адаптируемой версией конструктивизма. Но при этом конструкция Татлина полностью отображала новое прогрессивное представление о форме, используемых материалах и технологичности творения. Это вызвало серьезные споры и противоречия среди членов московской группы в 1920 году.

Художники Германии провозгласили работу Татлина революционной в интернациональном, а не только советском изобразительном искусстве. Чертежи и фотографии модели были опубликованы в журнале Taut Fruhlicht. Татлинская башня стала началом обмена творческими идеями «строительного искусства» между Москвой и Берлином. Памятник планировали возвести в Ленинграде, но замысел так и не был осуществлен из-за нехватки денег в послереволюционный период. Все же, образ Татлинской башни остался своего рода символом конструктивизма и мирового авангарда.

Талантливый художник-самоучка, родоначальник движения, Татлин был первым конструктивистом, попытавшимся предложить свои дизайнерские способности промышленному производству: проекты экономной печи, спецодежды, мебели. Надо заметить, что это были весьма утопические идеи, как его башня и летающая машина «letatlin», над которой он работал до 1930-х годов.

Конструктивизм в живописи

Сама идея движения, исключающая чистое искусство и какие-либо «красивости» уже отрицала живопись как вид творчества, не способный служить утилитарным нуждам народа. Новый художник провозглашался инженером, создающим вещи, обязанные влиять на сознание и образ жизни человека. Постулат «…не украшать картинами стены, а красить их…» означал тупик станковой живописи — элемента буржуазной эстетики.

Художники-конструктивисты реализовывали свой потенциал в плакатах, дизайнерских проектах производственных изделий, оформлении общественных помещений, эскизах тканей, одежды, костюмов и декораций для театра и кино. Некоторые, подобно Родченко, нашли себя в искусстве фотографии. Другие, как Попова в своем цикле «Простанственно-силовых построений», утверждали, что их живописные полотна — промежуточный этап на пути к инженерному дизайну.

Не воплощаясь полноценно в живописи, конструктивизм способствовал развитию искусства коллажа и пространственно-геометрической инсталляции. Идейным источником послужили «контррельефы» Татлина и «проуны» Эль Лисицкого. Работы, по существу, как и станковая живопись, не имели практического применения, но походили на фантастические инженерные разработки и смотрелись в техногенном духе того времени.

"Проуны"

Разработанные к началу двадцатых годов художником и архитектором Эль Лисицким, так называемые, проекты нового искусства («проуны») представляли собой абстрактно-геометрические композиции, выполненные в живописной, графической форме в виде аппликаций и трехмерных архитектоник. Многие художники (не только конструктивисты) в своей живописи 20 годов изображали подобные «проуны», которые так и остались абстрактными изображениями. Но многие произведения Лисицкого позднее были осуществлены в проектах мебельного, интерьерного, театрального дизайна или нашли воплощение в качестве декоративно-пространственных установок.

Искусство на службе агитации

В середине 1920 - 1930 годов установился особый стиль плакатов советских времен, который впоследствии выделился в отдельный раздел дизайна. Он охватывал театральные и киноафиши, торгово-промышленную рекламу. Последователи движения, подхватив изречение Маяковского, называли себя «рекламными конструкторами». В этот же период сформировался характер как одного из механизмов влияния на сознание народных масс.

Конструктивисты впервые применили в России приемы коллажа для плаката, совместив рисунок, фотографию и элементы типографской продукции. Шрифт, а также тщательно продуманное размещение текста играли особую художественную роль и часто походили на лаконичный графический орнамент. Разработанные в те годы художественные методы плакатного дизайна остались базовыми на протяжении всего советского периода.

Прогрессивное фотоискусство Родченко

Несоответствие утилитарных идей конструктивизма в живописи противопоставлялось воплощению их в фотографии — реальному отражению самой жизни. Шедеврами этого вида искусства признаны уникальные работы многогранного художника Александра Родченко.

Не жалея расходных материалов, он каждый объект или действие стремился запечатлеть в разных условиях и с нескольких ракурсов. Впечатленный фотомонтажом немецких дадаистов, он был первым, кто применил подобную технику в России. Его дебютный, опубликованный в 1923 году, фотомонтаж иллюстрировал стихотворение Маяковского «Об этом». В 1924 году Родченко создал то, что, вероятно, является его самым известным плакатным фотомонтажом, — рекламу издательства «Ленгиз», иногда называемого «Книги».

Он произвел революцию в композиции: натура снята ним потрясающе живописно и нередко напоминает ритмичный графический узор или абстракцию. Вместе с тем, его изображения невероятно динамичны, обобщенно их можно охарактеризовать лозунгом: «Время, вперед!». Работы Родченко поражали еще и тем, что часто натура снималась в довольно непривычных ракурсах, для чего фотографу иногда приходилось занимать просто головокружительные положения.

Новаторские снимки Родченко остались классическим образцом для следующих поколений фотографов и вдохновили многих творцов дизайна. К примеру, американская концептуальная художница Барбара Крюгер успехом своих многочисленных работ обязана Родченко. А вариации его фотопортрета Лилии Брик и плаката «Шестая часть мира» стали основой для обложек музыкальных альбомов зарубежных панк и рок-групп.

Русский конструктивизм в мировом искусстве

Некоторые конструктивисты преподавали или читали лекции в школе Баухауза, где были приняты и развиты некоторые из методов преподавания ВХУТЕМАСа. Через Германию стилевые принципы «эмигрировали» в Австрию, Голландию, Венгрию и другие страны Европы. В 1930 — 1940 годах один из лидеров мирового авангарда, Наум Габо основал в Англии вариант конструктивизма, который утвердился после Первой мировой войны в британской архитектуре, дизайне и различных областях художественного творчества.

Создатель конструктивистского движения в Эквадоре Мануэль Рендон Семинари и художник из Уругвая Хоакин Торрес Гарсия сыграли важную роль для распространения стиля в европейских, африканских, латиноамериканских странах. Конструктивизм в живописи выражен в работах латиноамериканских современных творцов: Освальдо Витери, Карлоса Мерида, Тео Константе, Энрике Табара, Анибаля Виллака и других не менее известных мастеров. В Австралии также творили последователи конструктивизма, известнейшим из которых был художник Джордж Джонсон.

Мастер графического дизайна Невилл Броди воспроизвел в 1980-х годах стиль на основе конструктивистских советских плакатов, это вызвало живейший интерес у ценителей современного искусства. Ник Филлипс и Айан Андерсон в 1986 году создали в английском Шеффилде знаменитую студию графического дизайна The Designers Republic, основанную на конструктивистских идеях. Эта сильная компания и сегодня остается преуспевающей, особенно в направлении музыкальных логотипов и обложек альбомов.

С начала тридцатых годов, когда любые прогрессивные и авангардные направления были запрещены в советской стране, конструктивизм продолжал развиваться и влиять на мировое искусство за рубежом. Утратив идейную основу, стиль стал фундаментом для других направлений, и его элементы по сей день прослеживаются в современном художественном творчестве, дизайне и архитектуре.

Загрузка...