aracs.ru

Презентация на тему стиль классицизм. Классицизм в художественной культуре и живописи. Классицизм в искусстве

Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII — XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Живопись.

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен , в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Холоднорассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена , которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом , во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр , при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.

Скульптура .

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон . Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы , черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос .

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

П оздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном , проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

Архитектура.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци . Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра . Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы- палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак- Анж Габриэль) и церковь Сен- Сюльпис , а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези . В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Француз Жак- Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен- Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен -Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш ).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио . Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим (« неогрек »), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко.

Литература .

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало ), комедия (Мольер 1622—1673).

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп , сделавшие основной формой английской поэзии александрины . Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон , Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла , историка Гиббона и актёра Гаррика .

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

В России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер ), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749—1832) и Ф. Шиллера (1759—1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.

(классицизм)

Слайд 1

Теория литературы 8 класс
Классицизм как литературное направление

Слайд 3

Классицизм
Направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.

Слайд 4

КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров
Низкие
басня
комедия
песня
трагедия ода
Высокие

Слайд 5

К высоким жанрам относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи, мифологические или библейские герои. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля. В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо.
Высокие жанры

Слайд 6

Низкие жанры рассказывают о частной повседневной жизни простых людей: буржуа, мещан, крестьян, слуг. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле. Для каждого жанра определялся языковой стиль, соответственно высокий или низкий.
Низкие жанры

Слайд 7

Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны". Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые "типические образы". Герои - носители одной добродетели или одного порока.
Герои

Слайд 8

Характерные черты классицизма
значительность тем и сюжетов; нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении; надуманные образы, схематические характеры; назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных; использование языка, мало понятного простому народу; обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам; общенациональная, гражданская направленность; установление иерархии жанров.

Слайд 9

Система амплуа. Принцип трех единств: единство времени; единство места; единство действия.
Особенности классицистической пьесы

Слайд 10

подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, места, действия Все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии.
Правило «трех единств»:

Слайд 11

Западноевропейская литература: П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»), Ж. Расин (трагедии «Федра», «Митридат»), Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»), Ж.Мольер (комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»), Н. Буало (трактат в стихах «Поэтическое искусство»), Ж. Лафонтен («Басни»).
Представители классицизма
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778)
Пьер КОРНЕЛЬ (1606-1684)
Мольер (Жан Батист Поклен) (1622-1673)
ЖАН де ЛАФОНТЕН (1621-1695)

Слайд 12


Представители классицизма

М.В.ЛОМОНО́СОВ (1711- 1765)


Слайд 13

Денис Иванович Фонвизин
(Фон-Визин, фон Ви́зен, 3 апреля 1745, Москва - 1 декабря 1792, Санкт-Петербург) - русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.

Слайд 14

9 класс
РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

Слайд 15

По ходу лекции заполните таблицу
Вопросы Ответы
1. Где и когда сложился классицизм? Черты классицизма
2. Иерархия жанров
3. Принципы русского классицизма
4. Основные отличия русского классицизма от европейского

Слайд 16

Классицизм
Классицизм - европейское культурно-эстетическое направление и стиль XVII - начала XIX в. в литературе и искусстве, которые ориентировались на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию как на художественный образец. Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII веке. Высшая точка его развития при­шлась на конец XVIII века - время царствования Людовика XIV. Получил распространение в Европе.

Слайд 17

Отличительные черты классицизма:
1) правило «трех единств»: единство действия, единство времени, единство места; 2) деление на «высокие» и «низкие» жанры: «высокий»(трагедия, ода) и «низкий» (комедия, басня); 3) противопоставление долга чувству, требование жертвовать личными интересами ради общественного блага.

Слайд 18

Писатели клас­сицизма считали, что произведение искусства нужно создавать по определён­ным правилам, обязательным для всех. Считалось, например, невозможным смешивать высокие и низкие жанры. Поэтому литературные жанры строго раз­граничивали.

Слайд 19

КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров
Низкие
басня
комедия
песня
трагедия ода
Высокие
В поэзии - ода, в прозе - торжественная речь, в драматургии - трагедия.
Самые высокие жанры
Комическое могло проявиться только в «низких» жанрах: басне, эпиграмме, комедии.

Слайд 20

Высокие Низкие
В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также присутствуют мифологические и библейские сю­жеты. Время классицизма - время просвещённо­го абсолютизма: очень важна идея служения го­сударству, гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкрет­ные названия часто заменялись родовыми (напри­мер, вместо волк - зверь). Трагедия, эпопея, ода В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Допу­скалось использование прозы или разностопных стихов, бытовых де­талей, разговорного стиля речи. Французские классицисты: драма­турги Корнель, Расин, Мольер, бас­нописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало, Вольтер. Комедия, сатира, басня
Иерархия жанров

Слайд 21

Черты
Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая ор­ганизованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Слайд 22

У каждого жанра су­ществовали характерные для него темы, образы и, конечно, стиль. Например, в трагедии действующими лицами обычно выступали цари, князья, государ­ственные деятели. Лишь высокие героические чувства должны были здесь при­влекать читателей и зрителей. Основное содержание классицистической траге­дии - конфликт между долгом и страстью, между общественным и личным. В драматическом произведении предписывалось соблюдать три единства: един­ство времени, места и действия. События пьесы должны были развертываться лишь в течение одних суток, в одном и том же месте. Главную интригу нельзя было осложнять другими, дополнительными. Разум провозглашался высшим началом в человеке. Страсть признавалась губительной, если она противоре­чит разуму. Герои в литературе классицизма чаще всего чётко разделялись на положительных и отрицательных. В характере каждого героя подчёркивалось преимущественно какое-то одно, самое главное качество. Классицизм привнёс в литературу новые принципы - чёткость, простоту, строгость форм.

Слайд 23

Русский классицизм
Основные признаки русского классицизма: следование образам и формам античного искусства; чёткое деление героев на положительных и отрицательных; сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня - герой-любовник, второй любовник; в конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торже­ствует; соблюдается принцип трёх единств: времени, места, действия.
идеалы ан­тичности
идеалы собственной русской православной культуры
Простор и рациона­лизм - вот две опорные точки русского классицизма.

Слайд 24

Первый писатель-классицист в России – Антиох Дмитрие­вич Кантемир.
Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir; 10 сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы - 31 марта 1744, Париж) - русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского - Ломоносова). Отмечают, что его творчество сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения. Младший сын молдавского господаря (правителя) Дмитрия Константиновича Кантемира и Кассандры Кантакузен. Родился в Константинополе (Стамбуле). Дмитрий Кантемир был союзником Петра по неудачной турецкой кампании и лишился на родине своих владений. В 1711 году семья Кантемира переехала в Россию, где его отец получил княжеский титул.

Слайд 25

В 1729 году появляется его первая сатира - «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст - после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.
Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.
Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 - за границей. В них, следуя традиции просвещения, он поучает, «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: все, что я пишу, - пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может». Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только в 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.

Слайд 26

Русская литература: М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), Г. Державин (ода «Фелица»), А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»), Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»), Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).
Представители классицизма
Яков Борисович КНЯЖНИН (1740 -1791)
М.В.ЛОМОНО́СОВ (1711- 1765)
Александр Петрович Сумаро́ков (1717-1777)
Гаврила Державин (1743 - 1816)

Слайд 27

История возникновения русского классицизма (по В. И. Фёдорову)
1-й период: литература петровского времени; она носит переходный харак­тер; основная особенность - интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской - 1689-1725 гг.) - предпосылки возникновения классицизма. 2-й период: 1730-1750 гг.- эти года характеризуются формированием клас­сицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой русского языка. 3-й период: 1760-1770 гг.- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет са­тиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма. 4-й период: 1775-1800 гг., последняя четверть века - начало кризиса класси­цизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций.

Слайд 28

Русский классицизм
Ломоносов вместе с Тредиаковским, Сумароковым, Фонвизиным и другими значительными писателями создал русский классицизм. В России классицизм носил иной характер, чем на Западе. В нашей культуре не было устойчивой традиции индивидуализма, сложившейся в Западной Европе во время и после эпохи Возрождения. Поэтому классицизм в России смягчал остроту конфликта. Во французской литературе конфликт, например, долга и страсти был непримирим и разрешался трагично, тогда как в русской литературе тот же конфликт мог завершаться примирением ума и страстей или счастливым финалом. Иной была и иерархия жанров. Как известно, главным родом французской литературы была драма, а центральным, наиболее высоким жанром - трагедия. В России на первое место вышел лирический род, а в нем - торжественная, похвальная ода или высокая сатира, близкая философской или нравоучительной оде. Державин даже назвал свое теоретическое сочинение «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», поставив тем самым знак равенства между лирикой и одой.

Слайд 29

Реформы в русском классицизме
Первый этап:
Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (1735).
Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах россий­ского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» (1739).
Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактиче­ском послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эписто­лы (в первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединённые им под названием «Наставление хотящим быти писателем» (1748).
Второй этап:
Третий этап:

Слайд 30

Прочитайте стихотворение В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Рос­сии», которое стало классикой нового русского стихосложения.

Слайд 31

Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Ибо все днесь мне ее доброты Мыслить умом есть много охоты. Россия-мати! Свет мой безмерный! Позволь то, чадо прошу твой верный, Ах, как сидишь ты на троне красно! Небо Российску ты Солнце ясно! Красят иных все златые скиптры, И драгоценна порфира, митры; Ты собой скипетр твой украсила, И лицем светлым венец почтила. О благородстве твоем высоком Кто бы не ведал в свете широком? Прямое сама вся благородство: Божие ты, ей! светло изводство. В тебе вся вера благочестивым, К тебе примесу нет нечестивым; В тебе не будет веры двойныя, К тебе не смеют приступить злые. Твои все люди суть православны И храбростию повсюду славны; Чада достойны таковой мати, Везде готовы за тебя стати. Чем ты, Россия, не изобильна? Где ты, Россия, не была сильна? Сокровище всех добр ты едина, Всегда богата, славе причина. Коль в тебе звезды все здравьем блещут! И Россияне коль громко плещут: Виват Россия! виват драгая! Виват надежда! виват благая. Скончу на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Сто мне языков надобно б было Прославить все то, что в тебе мило! 1728

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Описание слайда:

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил. В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил. Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин). В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств - сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллера (1759-1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.

Описание слайда:

Музыка Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции. Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого

Классицизм Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII XIX веков. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное, в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства


Живопись Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции. Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.




В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784)Холодно рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности. В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784)Холодно рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.


Клод Лоррен. Полдень или 1661 г. Государственный Эрмитаж,СанктПетербург




Литература Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин) Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин) Вольтер (Франсуа – Мари Аруэ)


ФОНВИЗИН Денис Иванович (3 (14) апреля 1744 (1745?), Москва - 1 (12) декабря 1792, Петербург) Р усский писатель, просветитель. В комедии «Бригадир» (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии «Недоросль» (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. «Записки первого путешествия» (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы. Р усский писатель, просветитель. В комедии «Бригадир» (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии «Недоросль» (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. «Записки первого путешествия» (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.


Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля (Сид, Гораций, Никомед), которого называли отцом французской классической трагедии и Ж.Расина (Андромаха, Ифигения, Федра, Гофолия). Своим творчеством эти авторы при жизни вызвали горячие споры по поводу неполного соблюдения регламентированных классицизмом правил, но возможно, именно отступления сделали произведения Корнеля и Расина бессмертными. О французском классицизме в его лучших образцах А.И.Герцен писал: «…мир, имеющий свои пределы, свою ограниченность, но и имеющий свою силу, свою энергию и высокое изящество…». Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля (Сид, Гораций, Никомед), которого называли отцом французской классической трагедии и Ж.Расина (Андромаха, Ифигения, Федра, Гофолия). Своим творчеством эти авторы при жизни вызвали горячие споры по поводу неполного соблюдения регламентированных классицизмом правил, но возможно, именно отступления сделали произведения Корнеля и Расина бессмертными. О французском классицизме в его лучших образцах А.И.Герцен писал: «…мир, имеющий свои пределы, свою ограниченность, но и имеющий свою силу, свою энергию и высокое изящество…».


В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков. Комедии Ж-Б.Мольера являются вершиной комедий классицизма. В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков. Комедии Ж-Б.Мольера являются вершиной комедий классицизма.


Скульптура Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос. Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов в виде Марса, а Полина Боргезе в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы.


Антонио Канова. Амур и Психея (, Париж, Лувр) Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).


Архитектура Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.




Музыка Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции. Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции. Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты и симфонии. Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты и симфонии.


Йозеф Гайдн Вольфганг Амадей Моцарт Самыми яркими композиторами классицизма были великие австрийцы - Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт.


Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку - но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста. Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку - но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста. Моцарт - гениальнейший композитор всех времен и народов. Прожив короткую жизнь, он оставил невероятно музыкальное наследие - 41 симфонию. Самым большим его достижением считаются его оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург, некоторые из его самых прекрасных опер - "Дон Жуан", "Женитьба Фигаро", "Волшебная флейта". Моцарт - гениальнейший композитор всех времен и народов. Прожив короткую жизнь, он оставил невероятно музыкальное наследие - 41 симфонию. Самым большим его достижением считаются его оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург, некоторые из его самых прекрасных опер - "Дон Жуан", "Женитьба Фигаро", "Волшебная флейта". Моцарт


Людвиг ван Бетховен В конце восемнадцатого столетия всходит еще одна звезда классической музыки - Людвиг Ван Бетховен, композитор, который начал сочинять музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна. Он в конечном счете перерос это, и буквально расколол классический стиль, отмечая зарю новой эпохи, известной как Романтический период в музыке. Людвиг Ван Бетховен Людвиг Ван Бетховен


Рост свободы общества привел к появлению первых публичных концертов. В главных городах Европы образовываются музыкальные общества и оркестры. В период классицизма появляется струнный квартет состоящий из двух скрипок, альта и виолончели, значительно расширяется состав оркестра. Произошли коренные изменения в оркестрах, не осталось потребности в клавесине или органе, как в основных музыкальных инструментах, духовые инструменты - кларнет, флейта, труба и др. напротив заняли свое место в оркестре и создали новый, особенный звук. В период классицизма появляется струнный квартет состоящий из двух скрипок, альта и виолончели, значительно расширяется состав оркестра. Одним из первых композиторов использовавших симфонический формат был сын И.С.Баха - Карл Филипп Эммануил Бах.




В эту же эпоху было создано пианино, или фортепьяно (правильное название). Это позволило музыкантам-клавишникам исполнять музыку в различных вариациях как мягко (piano) так и более громко (forte), в зависимости от используемых клавиш. Наиболее важными из сольных произведений классического периода были сонаты, они создавались для любого сольного инструмента, но в первую очередь для игры на фортепьяно. Как симфонии, сонаты стали способом объединения множества различных типов инструментальной музыки в один тип.


Справка: Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем. Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.


Йозеф Гайдн


Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 1 апреля 1732 года в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (). Родители, серьёзно увлекавшиеся пением и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 отправили его к родственникам в город Хайнбург-на- Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 г. Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре. В 1749 у Йозефа стал ломаться голос и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 1 апреля 1732 года в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (). Родители, серьёзно увлекавшиеся пением и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 отправили его к родственникам в город Хайнбург-на- Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 г. Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре. В 1749 у Йозефа стал ломаться голос и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции.1 апреля1732 годаРорау1737Хайнбург-на- Дунае Никола Порпоры1 апреля1732 годаРорау1737Хайнбург-на- Дунае Никола Порпоры Детство


Юность Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F- dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 г. ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759). Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F- dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 г. ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759) В 1759 композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Под началом Гайдна оказывается небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонии. В 1760 Гайдн женится на Марии-Анне Келлер. Супруги никогда не расставались, но детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. В 1759 композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Под началом Гайдна оказывается небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонии. В 1760 Гайдн женится на Марии-Анне Келлер. Супруги никогда не расставались, но детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел Вскоре фон Морцин начинает испытывать финансовые трудности и заканчивает деятельность своего музыкального проекта. Вскоре фон Морцин начинает испытывать финансовые трудности и заканчивает деятельность своего музыкального проекта.


Снова свободный музыкант В 1790 году умирает Николаус Эстерхази, а его преемник, князь Антон, не будучи любителем музыки, распускает оркестр. В 1791 г. Гайдн получает контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работает в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна. Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года».1790 году1791 Проезжая через Бонн в 1792 г., он знакомится с молодым Бетховеном и берет его в ученики. Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях «Сотворение мира» (1798 г.) и «Времена года» (1801 г.). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма.Бонн Бетховеном


Служба у Эстерхази В 1761 году в жизни Гайдна происходит судьбоносное событие его берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро- Венгрии. В обязанности капельмейстера входит сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер. В 1761 году в жизни Гайдна происходит судьбоносное событие его берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро- Венгрии. В обязанности капельмейстера входит сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.1761 годуЭстерхази1761 годуЭстерхази За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочиняет большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочиняет большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.1781 годуМоцартом1781 годуМоцартом


Последние годы жизни Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802 г.) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1803 г.). Последние наброски относятся к 1806 г., после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802 г.) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1803 г.). Последние наброски относятся к 1806 г., после этой даты Гайдн уже не писал ничего Скончался великий композитор в Вене 31 мая 1809 г. Скончался великий композитор в Вене 31 мая 1809 г.31 мая мая 1809 В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий. В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий.кратер Список сочинений Камерная музыка Камерная музыка 12 сонат для скрипки и фортепиано 12 сонат для скрипки и фортепиано 77 струнных квартетов 77 струнных квартетов 6 дуэтов для скрипки и альта 6 дуэтов для скрипки и альта 30 трио для струнных инструментов 30 трио для струнных инструментов Около 35 трио для фортепиано, скрипки и виолончели Около 35 трио для фортепиано, скрипки и виолончели 55 опер 55 опер


Вокальные произведения 24 оперы 24 оперы Избранные: Избранные: «Истинное постоянство» «Истинное постоянство» «Орфей и Эвридика» «Орфей и Эвридика» «Асмодей, или новый хромой бес» «Асмодей, или новый хромой бес» «Аптекарь» «Аптекарь» «Неожиданная встреча» «Неожиданная встреча» Оратории Оратории «Сотворение мира» «Сотворение мира» «Времена года» «Времена года» Четырнадцать месс Четырнадцать месс


Концерты Девять концертов для скрипки с оркестром Девять концертов для скрипки с оркестром Шесть концертов для виолончели с оркестром Шесть концертов для виолончели с оркестром 16 концертов для других инструментов (в том числе для контрабаса, баритона, флейты, валторны) 16 концертов для других инструментов (в том числе для контрабаса, баритона, флейты, валторны) 20 концертов для фортепиано с оркестром 20 концертов для фортепиано с оркестром


Симфоническая музыка «Прощальная симфония» «Прощальная симфония» Оксфордская симфония Оксфордская симфония 6 Парижских симфоний 6 Парижских симфоний 12 Лондонских симфоний 12 Лондонских симфоний (Всего 104 симфонии) (Всего 104 симфонии) 66 дивертисментов и кассаций 66 дивертисментов и кассаций Для фортепиано Для фортепиано Фантазии, вариации Фантазии, вариации 33 сонаты для фортепиано 33 сонаты для фортепиано

Загрузка...