aracs.ru

Мастер — класс «формирование культуры, техники речи и развитие творческих способностей дошкольников через театральные игры и упражнения. Рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему: Программа театрального кружка в ДОУ

Утверждена

Введена в действие приказом

№ ___ от ______________2014 г.

Заведующая ______ Тишина А. В.

Образовательная программа

театрального кружка

«СКАЗКА»

2014- 2015 г. г.

Рассмотрена и принята на заседании

педагогического совета МБДОУ № 16

протокол № 1 от 28.08.2014 г.

Руководитель: Салеева Елена Николаевна

I .Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка_______________________________3_____

1.2. Цели и задачи кружка ________________________________3_____

1.3. Основные методы и приёмы___________________________4______

1.4.Мониторинг уровня театрального развития _______________4_____

II .Содержательный раздел

2.1.Перспективный план работы кружка _____________________7_____

III . Организационный раздел

3.1.Организация кружковой деятельности______________________17____

3.2. Материально-технические условия реализации программы_______18______

3.2.Список литературы ______________________________18___________

I . Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Театр- как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильной модели поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками.

Современная педагогика из дидактической стала развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги- практики начинают осознавать и видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей интересов. В этом плане невозможно переоценить роль развития речи. Этот процесс предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

Использование детьми разнообразных средств выразительности речи- важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Такую привычку можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Поэтому в нашем МБДОУ был организован театральный кружок «Сказка». Можно уверенно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать, сопереживать.

Занятия в театральном кружке содействуют развитию социальной уверенности воспитанников, формированию позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребёнка.

1.2 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Создавать условия для развития творческой активности детей, развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях, пластическую выразительность и музыкальность. Воспитывать культуру поведения в театре.

Задачи:

    Развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, быстроты реакций, выдержку.

    Умение детей согласовывать свои действия с партнёрами.

    Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции.

    Умение применять на практике полученные знания.

    Выявление и развитие индивидуальных способностей детей.

1.3 Методы и приемы работы


1.Восприятие музыки.

2.Музыкально- ритмические движения.

3.Выразительное чтение.

4.Слушание музыкального произведения и создание его пластического образа.

5.Игровые виды деятельности.

6.Беседа.

7.Участие в постановке спектакля.

1.4 СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности театрального кружка определяется с помощью мониторинга. Основу её составляет диагностическая таблица, помогающая определить уровень усвоения ребёнком знаний и оценить их по трехбалльной шкале по критериям.

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Высокий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(2 балла)

Низкий уровень

(1 балл)

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и деятельности. Знает правила поведения в театре.

Интересуется театрализованной деятельностью. Знает правила поведения в театре.

Не проявляет интереса к театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре.

Называет различные виды театра, знает их различия. Может охарактеризовать театральные профессии.

Использует свои знания в театрализованной деятельности.

Затрудняется назвать виды театра.

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА

Высокий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(2 балла)

Низкий уровень

(1 балл)

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё высказывание.

Понимает главную идею литературного произведения.

Понимает содержание произведения.

Даёт подробные словесные характеристики главным и второстепенным героям.

Даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев.

Различает главных и второстепенных героев.

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета.

Затрудняется выделить единицы сюжета.

Умеет пересказать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно- образные средства выразительности речи.

В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения).

Пересказывает произведение с помощью педагога.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ РАЗВИТИЕ

Высокий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(2 балла)

Низкий уровень

(1 балл)

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства выразительности.

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу. Требуется помощь в выразительности.

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Высокий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(2 балла)

Низкий уровень

(1 балл)

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности.

Не проявляет инициативу, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Высокий уровень (18-21 балл).

Средний уровень (11- 17 баллов).

Низкий уровень (7- 10 баллов).

По результатам мониторинга заполняется протокол.

II . Содержательный раздел

2.1 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «СКАЗКА»

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

«Здравствуй, театр!» Дать детям возможность окунуться в мир

фантазии, воображения. Познакомить с

театральным искусством.

    Вводная беседа «Театр-это радость!

    Игры: «Угадай, что я делал», «Найди

    предмет»

А. В. Щеткин

стр. 15

________________________________________________________

2 неделя

Театральная игра «Сказка, приходи» Вспомнить с детьми сказку

С. Я. Маршака «Теремок»

Развивать внимание, память, воображение.

    Показ спектакля по пьесе С. Я. Маршака

«Теремок»

К.Ю. Белая

«Разноцветные игры» стр. 63

А. В. Щеткин

«Театральная деятельность в детском саду»

стр. 16

__________________________________________________

3 неделя

Работа над инсценировкой «Ушки-неслушки» Расширять творческие возможности детей, обогащать их жизненный опыт.

Пробуждать умение сострадать, стремление помогать близким.

    Чтение пьесы «Ушки- неслушки»

    Беседа по пьесе.

Н. Б. Караваева «Ушки- неслушки»

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском

саду» стр. 18

4 неделя

Работа над инсценировкой «Ушки- неслушки» Выучить с детьми

текст, совершенствовать внимание,

память.

    Работа над техникой речи.

    Репетиция.

артикуляционная гимнастика, №8, 2006.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Работа над инсценировкой «Коза- огороду гроза» Разучить с

детьми текст, обращать внимание на

работу артикуляционного аппарата,

1. Упр. Для губ, языка, мышц лица.

2. Работа над текстом.

в детском саду» стр.22

Журнал «Ребёнок в детском саду», №2, 2007.

2 неделя

Работа над инсценировкой «Коза- огороду гроза» Совершенствовать память, внимание, воображение. Работа над техникой речи.

1. Эпизоды (репетиция)

2.Репетиция песен.

3.Импровизационная игра «Вновь все овощи

собрались»

стр. 20

Журнал «Музыкальный руководитель»

6, 2004, №5, 2007, №4, 2009.

3 неделя

Культура и техника речи. Формировать произношение, быстроту и чёткость проговаривания слов и фраз.

1. Организационный момент.

2. Работа над скороговорками.

3. Репетиция инсценировки «Коза- огороду

гроза»

А. В. Щеткин «Театральная деятельност

в детском саду» стр.27

Сборник скороговорок.

__________________________________________________________

4 неделя

Театральная игра. Учить детей импровизировать игры- драматизации на тему известных сказок.

    Организационный момент.

    Инсценирование сказки С. Аксакова

«Аленький цветочек»

А. В. Щеткин «Театральная деятельность

в детском саду», стр. 61

С. Аксаков «Аленький цветочек

__________________________________________________________

НОЯБРЬ

1 неделя

    Познакомить детей с муз. произведениями

отрывки из которых будут звучать в

инсценировках.

    Работа над эпизодом «Сказочные герои»

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»

стр. 24

__________________________________________________________

2 неделя

Работа над инсценировкой к Новому году «Сказочные герои»

    Прослушивание муз. произведений.

Журнал «Музыкальная палитра» № 2, 2007.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр. 25

__________________________________________________________

3 неделя

Работа над инсценировкой к Новому году «Сказочные герои»

    Репетиция эпизода «Снеговик и звери»

    Репетиция песен и танцев.

    Работа над выразительностью речи.

Журнал «Музыкальный руководитель» № 8, 2009.

4 неделя

Работа над инсценировкой к Новому году.

1. Репетиция эпизода «Волшебный лес»

2.Повторение песен и танцев.

3.Работа над техникой речи.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр. 28

Журнал «Музыкальный руководитель» №8,

__________________________________________________________

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Работа над инсценировкой к новому году»Снеговик и звери»

Продолжать работу над инсценировкой.

    Упражнение на дыхание, артикуляцию.

2. Репетиция.

__________________________________________________________

2 неделя

Работа над инсценировками к Новому году.

1. Заключительная репетиция эпизода

«Сказочные герои»

2. Репетиция эпизода «Снеговик и звери»

3. Подведение итогов.

А. Михайленко «Снеговик и звери»

Журнал «Музыкальная палитра» № 5, 2006.

__________________________________________________________

3 неделя

Культура и техника речи. Учить детей коллективно сочинять сказку.

    Организационный момент.

    Сочинение сказки «Хитрая лиса»

    Работа со скороговорками и стихами.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность

в детском саду», стр. 60.

4 неделя

Выступление детей театрального кружка на Новогоднем

празднике с инсценировками: «Сказочные герои», «Снеговик

и звери», «Волшебный лес»

_________________________________________________________

ЯНВАРЬ

2 неделя

Ритмопластика. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений.

    Организационный момент.

    Упр. «Не ошибитесь

    Упр. «Это ты?»

    Гимнастические упр. под музыку.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность

в детском саду», стр. 87

А.И. Буренина «Ритмическая мозайка»

__________________________________________________________

3 неделя

Театральная игра. Развивать мимику и жесты, фантазию, наблюдательность и память детей.

1. Организационный момент.

2. Игра «Выбери себе профессию»

3. Подведение итогов.

М. Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» стр. 91

__________________________________________________________

4 неделя

Основы театральной культуры. Познакомить детей с правилами поведения в театре.

    Организационный момент.

    Театральная игра: «Сегодня мы идём в театр»

А. В. Щеткин «Театральная деятельность

в детском саду», стр. 71

__________________________________________________________

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Музыкально- пластические импровизации. Учить детей передавать в пластических, свободных образах характер и настроение муз. произведений.

1. Упр. «Деревья в серебре»

2. Упр. «Бабочки»

3. Упр. «Утро»

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр. 40

Журнал «Ребёнок в детском саду»

А. И. Буренина «Ритмическая мозайка»

__________________________________________________________

2 неделя

Культура и техника речи. Скороговорки. Формировать правильное произношение, артикуляцию. Учить детей быстро и чётко проговаривать труднопроизносимые слова.

    Игра «Хи-хи-хи, ха-ха-ха»

    Работа со скороговорками.

    Подведение итогов.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр. 80

Журнал «Ребёнок в детском саду», №2, 2005.

__________________________________________________________

3 неделя

Репетиция над сценками к 8 Марта: «Дружная семейка», «Сватовство» Развивать дикцию, память, внимание, воображение.

    Чтение пьес А. Рубана «Дружная семейка» и

Э. Фишера «Сватовство».

2. Беседа, распределение ролей.

А. Рубан «Дружная семейка»

Э. Фишер «Сватовство»

__________________________________________________________

4 неделя

Репетиция над сценками к 8 Марта «Дружная семейка», «Сватовство». Развивать память, внимание, согласованность действий детей.

    Работа над техникой речи:

игра «Испорченный телефон»

    Репетиция.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в

детском саду», стр. 44

МАРТ

1 неделя

Работа над спектаклем «Звонкий ручеёк». Развивать воображение, память, фантазию детей.

    Чтение пьесы.

    Беседа о прочитаном.

    Выбор ролей.

2 неделя

Работа над спектаклем «Звонкий ручеёк».

1. Работа над техникой речи.

2. Репетиция эпизода «Колокольчики»

3. Подведение итогов.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр. 52.

Журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2008.

3 неделя

Работа над спектаклем «Звонкий ручеёк». Создать положительный эмоциональный настрой. Закрепить понятие «рифма»

    Знакомство с рифмой.

    репетиция эпизода «Весна потерялась»

    Подведение итогов.

Журнал «Музыкальный руководитель», № 2, 2008.

К. Ю. Белая «Разноцветные игры»

__________________________________________________________

4 неделя

Работа над спектаклем «Звонкий ручеёк». Продолжать работу над поэтическим текстом. Добиваться плавности и пластичности в передаче образов героев.

    Игра «Тень»

    Работа над спектаклем.

Журнал «Музыкальный руководитель», № 2, 2008

А. И. Буренина «Ритмическая мозайка»

__________________________________________________________

АПРЕЛЬ

1 неделя

Эмоции. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (страх, грусть, радость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.

    Упр. на гласные и согласные звуки.

    Игра «Зеркало»

    Игра «Это ты?»

М. Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» стр. 97.

Журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2006.

__________________________________________________________

2 неделя

Эмоции. Изображать эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

    Рассматривание репродукций, картин.

    Игры: «Угадай эмоцию»

«Испорченный телефон»

А. В. Щеткин «Театральные деятельность в детском саду», 53.

Выставка картин художников.

3 неделя

Репетиция пьесы «Золотой ключик» на новый лад. Начать работу над поэтическим текстом, добиваться чёткого произношения слов героев.

1. Игра «Тень»

2. Работа над пьесой.

3. Беседа о предлагаемых обстоятельствах.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр.48

А. И. Буренина «Ритмическая мозайка», стр. 90.

__________________________________________________________

4 неделя

Репетиция пьесы «Золотой ключик» на новый лад. Развивать внимание, эмоциональную память, наблюдательность. Добиваться чёткого произношения слов.

    Работа над техникой речи (дыхательная гимнастика)

    Работа над пьесой.

А. Михайленко «Золотой ключик»

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», стр.50

__________________________________________________________

МАЙ

1 неделя

Репетиция пьесы «Золотой ключик» на новый лад. Совершенствовать элементы актёрской игры, память, внимание, фантазию.

    Ритмопластика.

    Репетиция на импровизированном тексте

эпизода.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», стр. 69.

А. И. Буренина «Ритмическая мозайка»

__________________________________________________________

2 неделя

Театральная игра «Морское путешествие». Дать детям возможность представить себя в образе матросов. Развивать фантазию и воображение.

    Беседа о профессии моряка.

    Разучивание песни «Бескозырка белая»

    Игра «Морское путешествие»

А. В. Щеткин «Театральная деятельность

в детском саду»,стр.71.

3 неделя

Ритмопластика. Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук.

    Беседа на тему: «Руки - главный орган

движения»

    Упр. для рук «Волна» и «Плавники».

    Упр. «Утро»

М. Д. Маханёва «Театральные занятия в детском

саду», стр. 84.

__________________________________________________________

4 неделя

Разыгрывание этюдов. Познакомить детей с понятием «этюд». Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

1. Беседа на тему: «Что такое этюд?»

2. Работа над этюдом «Утешение»

3. Разыгрывание этюдов на основные эмоции:

радость, гнев, грусть, удивление.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр.28

Использование различных муз. произведений (по выбору).

III . Организационный раздел

3.1 Организация кружковой деятельности

Программа кружка подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В кружок отбираются дети по желанию родителей. Занятия проводятся в музыкальном зале, два раза в неделю, продолжительностью 30 минут. Оптимальное количество детей-12 человек.

Важно чередование различных видов деятельности на занятиях, присутствие игровых форм, что позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомление детей.

На каждом занятии (независимо от темпа) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; слушание музыки.

При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на группы:

1. Солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития музыкальных способностей, а также дети с вокальными, театральными данными или перспективой их развития.

2. Актёрская группа: основные действующие лица на сцене.

Все эти малые группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую.

Итогом деятельности детей является их участие в постановке спектакля.

3.2Материально-технические условия реализации программы

Наличие музыкального зала;

Костюмы и декорации;

Аудио-и видеотехника;

Библиотека изданий по предмету;

Фонотека;

Наглядные и демонстрационные пособия.

3.3.Список литературы

1. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М., 2007.

2. Бодраченко И. В. Театрализованные музыкальные

Представления для детей дошкольного возраста.- М., 2006.

3. Гринер В. А. Ритм в искусстве актёра.- М., 1992. 4. Гаврилюк Л. А. Музыкальные игры и упражнения.-М., 2008.

5. Бердышева Т. М. Сюрпризные моменты.- Волгоград, 2011.

6. Глухих И. С. Играем вместе с музыкой.- М., 2010.

7.Маханёва М. Д. Театральные занятия в детском саду.- СПб.,

2000.

8. Прасолова Е. Е. Театр- это здорово!- М., 2009.

9. Ерух А. С. Вместе весело играть.- СПб., 2012.

10. Мерзлякова С. А. Театрализованные игры- путь к детскому

творчеству.- М., 2005.

11. Шильгави В.П. Начнём с игры.- Л., 1980.

12. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства.- М.,

1993.

13. Погорелова Г. С. Музыкально- игровая гимнастика.- М., 2001

14. Никитина А. Б. Театр, где играют дети.- СПб., 1999.

15. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду.- М.,

мария горбушина
Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «Театральные ступеньки» в старшей группе «Солнышко»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр – это волшебный мир , в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее . Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству , что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) .

Участвуя в процессе , ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т . д., а так же координировать свои функции.

Цель программы .

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.

Воспитание любви к театру и театральной деятельности . Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность .

Задачи программы .

1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности , создание необходимых условий для ее проведения.

2. Развитие речи детей с помощью кукольного театра : обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Закрепление представлений об окружающих предметах ; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам .

5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.

7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле .

8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.

9. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.

10. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами .

11. Развитие желания выступать перед родителями , сотрудниками детского театра .

Программа составлена с учетом ФГОС по разделам :

Речевое развитие.

Дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности .

Дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки, при этом развивается чёткая дикция,

обогащается словарь,

Художественно – эстетическое развитие.

Дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля, рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей. А так дети знакомятся с музыкой к очередному представлению, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, музыкально-ритмические композиции и танцы, разучивают песни.

Социально – коммуникативное развитие.

Дети знакомятся не только с содержанием сказки, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений.

Дети учатся согласовывать свои действия с партнёрами, а также оценивать действия других детей и сравнивать со своими.

Реализация работы по программе :

Программа реализуется через кружковую работу (подгрупповая , индивидуальная) .

А так же работу с родителями , где проводятся совместные театрализованные представления , праздники, кукольные театры , костюмов к спектаклю, выступление музыкального руководителя на собрании, совместное оформление музыкального зала к спектаклям и праздникам, анкетирование, оформление фотостенда для родителей.

Организация работы по программе :

Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 25 минут во вторую половину дня. Численность детей в кружке – 10 человек Возраст детей 5 – 6 лет.

Принципы проведения театрализованной деятельности :

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения) ;

Доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному) ;

Проблемность – направленная на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Структура программы :

Часть 1. Вводная

Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу .

Основные виды работы – чтение сказок , рассказов, стихов, просмотр спектаклей в дошкольном учреждении и беседа по увиденному, просмотр иллюстраций, видеоматериалов.

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

Элементы театрализованной деятельности : сказкотерапия с элементами импровизации, разыгрывание этюдов, стихотворений, потешек, сказок, небольших рассказов с использованием мимики и пантомимики.

А так же игры на развитие воображения, внимание, памяти, восприятия, мышления, этюды на выражение основных эмоций.

Часть 3. Завершающая

Цель театрализованной деятельности – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций.

Планируемые результаты :

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства .

2. Использование необходимых актерских навыков : свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра , литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем : обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

Литература :

1. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа

«Театр – Творчество – дети » (развитие творческих способностей)

2. Буренина А. И. «Театр всевозможного » :

От игры до спектакля СПб., 2002

3. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников »

М.: Просвещение, 1991

4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду . Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями.

М.: Школьная Пресса, 2003

5. Касаткина Е. И., Реутская Н. А. и др.

«Театрализованные игры в детском саду » Издательство ВИРО, 2000

6. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких » - М; 2009г.

7. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду » - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

8. И. М. Петрова «Театр на столе » - Детство – пресс, 2006г.

Актуальность программы:
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи - это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
Направленность программы:
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.
Новизна программы:
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ве¬дущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на¬правлением. Для эстетического развития личности ребенка ог¬ромное значение имеет разнообразная художественная деятель¬ность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является форми¬рование у детей эстетических интересов, потребностей, эстети¬ческого вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творче¬ских способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по те¬атрализованной деятельности, которые проводит педагог допол¬нительного образования.
Занятия театральной деятельностью помогают развить ин¬тересы и способности ребенка; способствуют общему разви¬тию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов дей¬ствия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формирова¬нию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретатель¬ность, способность к импровизации. Занятия театральной де¬ятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потреб¬ностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые посто¬янно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстриро¬вать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершен¬ствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых зада¬ний в образах животных и персонажей из сказок помогает луч¬ше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ре¬бятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование программы позволяет стимули¬ровать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональ¬ным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начи¬нает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть тер¬пимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружа¬ющими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрали-зованной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обяза-тельного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным про¬граммам, описанным в литературе.
Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Создать условия для совместной театрализованной деятельно¬сти детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участи¬ем детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.).
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз-личных видов.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане пере-живания и воплощения образа, а также их исполнительские уме-ния.
Ознакомить детей всех возрастных групп с различными вида¬ми театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их теат-ральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терми¬нологии.
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи кружка:
1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.
2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.
5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.
6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.
7. Поощрять инициативу, творчество.
8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Формы работы.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. Художественно – эстетическое:

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, ми¬микой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарак¬терное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и по¬нять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрация¬ми, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать раз¬ными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использова¬нием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализо¬ванных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повсе¬дневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями об¬щественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театра-лизованных игр и упражнений.

Взаимодействие с родителями и специалистами:
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Ожидаемые результаты:
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
Установлен тесный контакт с родителями.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
2 младшая группа
Умеют действовать согласованно. Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.



Средняя группа
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Старшая группа
Готовность действовать согласованно, включаясь одновре¬менно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдо¬хе, не прерывать дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический сти¬хотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужны¬ми интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные груп¬пы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, со¬единяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Находить оправдание заданной позе.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на за¬данную тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скорого¬ворок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3-4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7-10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Содержание программы.
Содержание программы включает восемь основных блоков, представленных в таблице. Перечислим их.
Блок 1 – основы кукловождения.
Блок 2 – основы кукольного театра.
Блок 3 – основы актерского мастерства.
Блок 4 – основные принципы драматизации.
Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 – театральная азбука.
Блок 7 – проведение праздников.
Блок 8 – проведение досугов и развлечений.
Следует отметить, что блоки 1 , 5 , 8 реализуются на одном – двух занятиях в месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки 3 , 4 – на каждом занятии; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте) ; блок 1 реализуется 1 раз в квартал.

альфия пронина

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в нашей группе я веду театральный кружок «Сказка».

Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Актуальность . Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа).

Новизна. В программе систематизирован материал, описанный в литературе.

Цель: Развивать коммуникативно- творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения,учить

имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи,интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра.

8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Программа предполагает проведение два занятия в месяц во второй половине дня-15:45-16:05. Продолжительность занятия: 20 мин.

Деятельность проводится в форме игры:

Игровые упражнения;

Игра-драматизация;

Сюжетно-ролевая игра.

Ожидаемый результат:

Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).

Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).

Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Формы подведения итогов:

Театрализованные представления;

Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.

Перспективно-тематический план:

Сентябрь

1. Теоретическое Тема. Знакомство с понятием театр: кукольный театр «Репка», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий).

Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

2. Теоретическое Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

Октябрь

1. Практическое Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

2. Теоретическое Тема. Просмотр кукольного театра «Репка» (вместе с родителями).

Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.


Ноябрь

1. Теоретическое Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

2. Практическое Тема. Ритмопластика.

Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

Декабрь

1. Практическое Тема. Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

2. Практическое Тема. Психогимнастика.

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.


Январь

1. Практическое Тема. Чтение русской народной сказки «Репка». Работа над речью (интонация, выразительность).

Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

2. Практическое Тема. Инсценировка р. н. с. «Репка».

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Февраль

1. Практическое Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».

Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

2. Практическое Тема. Техника речи.

Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.

Март

1. Теоретическое Тема. Чтение р. н. с. «Лиса и журавль».

Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Игровые упражнения.

2. Практическое Тема. Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль»

Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Апрель

1. Теоретическое Тема. Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

2. Практическое Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.


1. Практическое Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».

Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

2. Практическое Тема. Показ спектакля по сказке «Теремок» (для родителей).

Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

Список используемой литературы

1. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.

2. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.

3. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.

4. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8,9,11/96г., № 2,5,6,7,9,11/98г., №5,6,10,12/97г., № 10,11/99г., № 11/2000г., № 1,2,4/2001г.

5. Журналы «Ребенок в детском саду»: № 1,2,3,4/2001г.

6. Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г.

7. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.

8. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.

9. Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.

10. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.

11. Л. М. Шипицына «Азбука общения»,Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.

12. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.

13. М. Д. Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.

МБДОУ детский сад №5 «Ласточка» Выполнила: Александрова Р.Р. воспитатель высшей квалификационной категории п. Параньга 2015

Цель. Познакомить педагогов с разными подходами к формированию культуры и техники речи дошкольников (через систему специально подобранных театральных игр и упражнений для детей старшей и подготовительной групп) . Передать педагогам опыт проведения игр.

1. Вступительная часть.

Наблюдая изо дня в день как общаются дети в детском саду, и анализируя различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные (здесь выделяются дети, которые испытывают трудности в общении) , я пришла к выводу, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым, уязвленным. А это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающим, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. У многих детей (именно нашего района в условиях многоязычия) наблюдается зажатость речевого аппарата, невыразительность монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Наши дети стеснительны, скованны и не уверенны в себе. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, которые развивают дыхание, освобождают мышцы речевого аппарата, формируют четкую дикцию и подвижность голоса. Заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой невозможно, т.к. в этом возрасте еще окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера (когда будут выступать на сцене) должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. В общении детей друг с другом возникают ситуации, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательного отношения друг к другу. Важно вовремя уделить этим проблемам пристальное внимание. И сегодня желательно построить нашу встречу таким образом, чтобы все, о чем мы здесь будем говорить, вы могли прочувствовать сначала с позиции ребенка, а затем с позиции взрослого.

В чем заключается сущность театральной игры?

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Для театральных игр характерны следующие задачи:

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;

Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

Запомнить слова героев спектаклей;

Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству;

Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;

Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;

Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова;

Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

Пополнять словарный запас ребенка.

Приветствие «Давайте поздороваемся» .

Приветствие играет очень большую роль в нашей жизни, ведь именно с этого начинается общение между людьми. Приветом человек показывает свое отношение к другим людям. И от того, насколько удачно он это сделает, зависит, как сложится их дальнейший разговор. Поздороваемся как в Китае (встречая друга, прижимают руки самому себе) , в Индии (складывают руки вместе и прижимают их к груди) , в Японии (кланяются) , дикари в джунглях обнюхивают друг друга, жители Крайнего Севера трутся носами; в России, Англии, Америке –пожимают друг другу руки (первой при рукопожатии должен подавать руку женщина – мужчине, старший – младшему) . А как здороваются собачки (трутся носами) , медведи (трутся спинками) .

II Основная часть.

За основу я взяла систему игр, разработанную известным детским педагогом Э.Г. Чуриловой (программа «Арт – фантазия» ) .

Мы должны помощь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, дикция) , научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонация, сила голоса, темп речи, логическое ударение) , а также развивать воображение, т.е. умение представить то, о чем говорится.

1. Прежде всего детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. «ИГРА СО СВЕЧОЙ» (на развитие правильного речевого дыхания)

(Сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только плавно «танцевать пламя» . Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем) .

Веселые пятачки к сказке «Три поросенка» : а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов; б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево; в)пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Заканчивая упражнения, предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как волк.

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избежать этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

А) Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди; Б) «Удивленный бегемот» : отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

В) Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау» , подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться;

Г) Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена) .

3. После решения этих задач больше внимания можно уделить работе над дикцией, силой голоса, темпом речи, диапазоном звучания. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Для того, чтобы детям было понятно, о чем идет речь, можно предложить игру «ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ» или ЗАБАВНЫЕ СТИХИ». Они тренируют четкое произношение согласных на конце слова и могут сочиняться вместе с детьми, подбирать рифму к словам.

«Сабан – туй»

Ся – ся – ся – все на праздник собираются,

Ем – ем – ем – на машине едем,

Ит – ит – ит – солнце ярко светит,

Им – им – им – праздник весело проводим.

4. Сточки зрения исполнительской деятельности детей очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе.

ИГРА «ФРАЗА ПО КРУГУ» (сидя по кругу, произносят одну и туже фразу «Мы поедем на экскурсию» или скороговорку «Три сороки – тараторки тараторили на горке» с различной интонацией) ; цель – обработка интонации.

Надо стремиться, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

5. Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность.

«Сшила Саша Сашке шапку»

Произносить скороговорку, выделяя разные слова: «Сшила Саша Сашке шапку» и т.д.

Когда дети поймут, что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их.

6. Есть еще творческие игры со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми на превращения и действия с воображаемыми предметами.

«РАССКАЖИ СКАЗКУ ОТ ИМЕНИ ГЕРОЯ» или «МОЯ СКАЗКА» (Нужно не только рассказать сказку от имени своего героя, но и показать, изобразить походку, позу, мимику, жест сказочного героя) . Например, сказка Ш.Перро «Красная Шапочка» .

«Похожий хвостик»

Цель: учить детей, подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово (например, даётся слово «ватрушка» , подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, петрушка) . Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела).

7. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело.

Сейчас мы с вами попробуем разыграть сказку. Герои сказки не скажут ни слова, все исполнят молча. Такая игра называется пантомима – игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела. Сказка «Зайчик и ежик» . Ярко светит солнце (начинает изо всех сил «ярко светить» - разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте) . Неожиданно подул ветер (выбегает и усиленно дует на Солнце) . На солнце набежала маленькая тучка (выбегает и заслоняет Солнце) . Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки (изображают деревья) . К дереву подбежал зайчик (появляется Зайчик) . Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко (выходит Ежик, у него в руках бутофорское яблоко) . Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег (Снежинки исполняют танец) . Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика (Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика) . Но вот снова выглянуло солнце (Тучка убегает от Солнца) . Оно засветило ярко – ярко (Солнце «направляет лучи» на Снежинок) . И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.

4. Заключительная часть. Театр в детском саду – явление в наше время не редкое. Это интересно и полезно не только для детей, но и для самих взрослых деятельность. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения – это умение слышать друг друга в доброжелательной атмосфере, развивается дыхание и свобода речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, способность творчески относиться к любому делу. А самое главное помогаем детям преодолеть стеснительность и поверить в себя.

Загрузка...