aracs.ru

Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века (А. Островский «Гроза»). Черты социально-бытовой драмы и высокой трагедии в пьесе А. Н. Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы

Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

I. Вступление

Введение в пьесу второстепенных персонажей, изображе­ние бытового фона и пейзажа дают возможность автору рас­ширить рамки изображаемого, показать ту среду, в которой развертывается действие, создать в произведении определен­ный эмоциональный колорит.

II. Главная часть

1. Второстепенные персонажи:

а) Дикой. Он не принимает непосредственного участия в сюжете пьесы. Функция этого персонажа — с максимальной наглядностью воплотить черты «жестоких нравов» города Ка­линова, дать читателю и зрителю представление о воинст­вующем самодурстве;

б) странница Феклуша. Ее рассказы показывают все неве­жество обитателей города, их ханжество и активное неприятие всего нового;

в) Кулигин. Роль этого персонажа приблизительно такая же, хотя сам Кулигин полностью противоположен Феклуше. Кулигин представляет в пьесе науку и просвещение. В его идеях, впрочем, нет ничего особенно нового, но даже и эти идеи (например, громоотвод) встречают непонимание и пре­зрение. Кроме того, Кулигин — человек гораздо более воз­вышенных мыслей, чем окружающая его среда (чувствует природу, читает стихи и т.п.). Именно он высказывает мыс­ли, близкие к авторским (особенно после самоубийства Ка­терины).

г) Кудряш и Варвара. Эта пара персонажей тесно связана с мотивом свободы, как внешней, так и внутренней. В силу оп­ределенных обстоятельств и особенностей характера они сумели противопоставить собственную независимость произ­волу самодуров. Однако связывать с ними сколько-нибудь серьезные надежды на изменения в мире самодуров нельзя: они живут одним днем, совершенно не заботясь о будущем.

2. Бытовой фон. Отчасти он связан с такими второсте­пенными персонажами, как Дикой и Феклуша. Другой спо­соб ввести бытовой фон в пьесу и одновременно расширить рамки изображаемого — рассказы персонажей (Кулигина, Бориса, Дикого и др.), из которых мы узнаем о чертах «жес­токих нравов» обитателей города. Бытовой фон выявляет в пьесе атмосферу самодурства, невежества, грубости и произ­вола. Он создает у читателя и зрителя впечатление жизни за­стойной, противной любому свободному слову и свободе во­обще; бытовой фон усугубляет трагизм положения главной героини.

3. Противоположную функцию выполняет в пьесе пей­заж. Действие разворачивается в приволжском городке, а Волга издавна связывалась в сознании русского человека со свободой, с волей. Именно в Волге находит Катерина свое­образное и единственно возможное для нее освобождение. О красоте волжской природы не раз говорит Кулигин, но его никто не понимает. Таким образом, природа выступает кон­трастом по отношению к «жестоким нравам» жизни города Калинова.

4. Несколько более сложен образ грозы. Если для того же Кулигина это явление природы, которым он искренне восхищается, то для остальных гроза — это проявление Божьего гнева. Так чувствует и Катерина; с грозой связано ее покаяние.

Драма А.П. Чехова «Три сестры», написанная в 1900 году, - это произведение новаторской чеховской драматургии, построенное по иным драматическим канонам, чем классические пьесы XIX века. Ушло в прошлое классическое единство места, времени и действия, нет конфликта драмы в его привычном понимании. Герои не представляют собой противопоставленные лагеря, как прежде Чацкий - фамусовское общество, Катерина - «темное царство». Эти люди, скорее, объединены своими взаимоотношениями, представляя собой близкое дружественное сообщество. Помимо главных героинь - сестер Прозоровых - и их брата Андрея, в пьесе действует множество второстепенных персонажей - людей, так или иначе связанных с этой семьей. Это доктор Иван Романович Чебутыкин, живущий в доме Прозоровых, учитель гимназии Кулыгин - муж Маши, часто бывающие в доме офицеры. Все эти люди хорошо относятся к Прозоровым. Чебутыкину скоро шестьдесят, он знает их с детства, хорошо относился к их отцу, «любил покойницу маму». Он любит дарить «девочкам» подарки, преподнося их с торжественным видом, как сюрпризы, о которых все знают, но делают вид, что не догадываются. Он критически относится к себе самому, обвиняя себя в отсутствии знаний, в том, что не читает. Сестры знают, что доктор страдает запоями, и стараются уберечь его от пагубного недуга, но им это не всегда удается. Когда у доктора умерла пациентка, он чувствует себя виноватым, невежей, и «стало на душе криво, гадко, мерзко… пошел запил…». Учитель Кулыгин, муж Маши, тоже добрый человек, но он, вероятно, в силу своей профессии постоянно произносит общеизвестные истины, поучает, оценивает героев, ставя им баллы «за поведение». Маша не любит мужа: раньше он казался ей «самым умным человеком», а «теперь не то», и ее тяготит муж, его коллеги, у которых она обязана бывать и где ей скучно. Также в дом Прозоровых часто приходят офицеры, знавшие покойного отца. Барон Тузенбах, считающий себя русским человеком, несмотря на немецкую фамилию, собирается выйти в отставку и работать. Он ухаживает за Ириной, как и его соперник, штабс-капитан Соленый, - человек с претензиями, самолюбивый и пошлый. Соленый считает, что он похож на Лермонтова и у него «характер Лермонтова». Но на самом деле он слишком мелочен и завистлив, чтобы это было так. Он обожает спорить, совершенно не слыша своего собеседника, привлекая к себе внимание тем, что всем говорит гадости. Даже Наташа считает его грубым, невоспитанным человеком за те дерзости, что он говорит ей о ее ребенке. Соленый обещает убить Тузенбаха на дуэли и в конце концов осуществляет свое намерение, цинично декламируя лермонтовские стихи. Также в доме Прозоровых часто бывают офицеры Федотик и Родэ, принося в этот дом веселье - играют на гитаре, снимают фотографии, делают мелкие подарки. Дом Прозоровых гостеприимен, и в нем находят теплый прием все приходящие. Что объединяет этих людей? Не только общение и досуг, но и общая тема пьесы - противостояние героев течению времени. Все герои о чем-то мечтают, но их мечты не могут осуществиться, они чего-то ждут и никак не могут дождаться. Как не уедут сестры в Москву, так не выйдет в отставку и не начнет работать Тузенбах, не обретет счастья Вершинин, не находит его ни Кулыгин, чувствующий беспокойство за Машу и ее нелюбовь, нет спокойной умиротворенной старости у доктора, а только усталость и равнодушие. В мире Прозоровых все не осуществляется, и то, что это подтверждается даже на примере второстепенных героев, - доказательство позиции автора, показывающего бессилие и растерянность человека перед жизнью. Однако в пьесе действуют и герои, которые не ждут чего-то, а активно добиваются своего. Сестрам противопоставлена Наташа, Тузенбаху и Вершинину - Соленый, воплощение активно действующего зла. Пьеса не кончается оптимистично, в ней разомкнутый финал, оставляющий, однако, слабую надежду на лучшее: «Если бы знать…» Второстепенные персонажи, играя свою роль в воплощении авторской идеи, показывают еще одну особенность чеховского видения мира: разобщенность людей. Несмотря на их близкие взаимоотношения, люди не слышат друг друга. Наиболее показательно это звучит в споре Чебутыкина и Соленого о том, что черемша это не мясо, а чехартма - жаркое из баранины. Герои спорят каждый о своем, не слыша друг друга, проявляя своего рода психологическую глухоту. Такая разобщенность людей, живущих и общающихся в одном кругу, тоже важная характеристика чеховского мироощущения, критически оценивающего несовершенство в мире человеческих взаимоо

А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых героев, новый тип отношений людей. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как “Бесприданница”, “Поздняя любовь”, “Лес”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Свои люди - сочтемся” и, конечно, “Гроза”.
Пьеса “Гроза” была названа А. Н. Добролюбовым самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий...”. Действительно, пьеса переносит нас в маленький волжский городок Калинов, который не был бы ничем примечателен, если бы в глубине его патриархальности не возникли бы проблемы, которые можно отнести к ряду проблем общечеловеческих. Духота - вот главное, что определяет атмосферу города. И драматург очень точно передает нам состояние души людей, вынужденных провести свою жизнь в этой атмосфере.
Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета “самодуров”.
Дикой и Кабанова - люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их “самодурами”, так как главный закон для всех - их воля. Не случайно они относятся друг к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха - в своей семье.
Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме и хитрости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Варвара прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной “грозой”. Ложь для нее - норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: “Ну а без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.
Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. “Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится...” - говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием “купеческого заведения”. Он тоже приспособился к самодурству Дикого. Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.
В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают “темное царство”, но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.
Пару составляют и двое мужчин, с которыми была связана судьба Катерины. Их можно с уверенностью назвать истинными жертвами “темного царства”. Так муж Катерины Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, лишь искал утешения в вине да в тех коротких поездках, когда хоть на время мог вырваться из-под гнета матери.
Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению А. Н. Добролюбова, “на безлюдье”, ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что более образованный да, как и Катерина, не всю жизнь провел в Калинове. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь. Катерина с горечью говорит о том, что Борис, в отличие от нее, свободен. Но свобода его - разве что в отсутствии жены.
Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но здесь уже уместно говорить об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать “идеологом” “темного царства”. Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает “самодурам” держать людей в постоянном страхе. Калинов же для нее - благословенная Богом земля. Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель, - полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение “темного царства”: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить...” Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: “Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться”.
Кулигин, пожалуй, единственный, кто понимает главную героиню, не случайно именно он произносит обвинительные слова в финале пьесы, держа на руках тело мертвой Катерины. Но и он не способен на борьбу, так как тоже приспособился к “темному царству”, смирился с такой жизнью.
И наконец, последний персонаж - полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает гибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины. Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, ибо она понимает, что всю жить лгать и смирять себя - грех больший, чем самоубийство.
Второстепенные персонажи, как уже было сказано, - это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое действующее лицо в пьесе, каждый образ - деталь, позволяющая автору как можно точнее передать обстановку “темного царства” и неготовность большинства людей к борьбе.

А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых героев, новый тип отношений людей. Его перу принадлежат приблизительно 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как "Бесприданница", "Поздняя любовь", "Лес", "На всякого мудреца довольно простоты", "Свои люди - сочтемся" и, конечно, "Гроза".

Пьеса "Гроза" была названа А. Н. Добролюбовым самым решительным произведением, так как "взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий...". Действительно, пьеса переносит нас в маленький волжский город Калинов, который не был бы ничем примечателен, если бы в глубине его патриархальности не возникли бы проблемы, которые можно отнести к ряду проблем общечеловеческих. Духота - вот главное, что определяет атмосферу города. И драматург очень точно сообщает нам состояние души людей, вынужденных провести свою жизнь в этой атмосфере.
Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении выйти из-под гнета "самодуров".

Дикой и Кабанова - люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их "самодурами", так как основополагающий закон для всех - их свобода. Не случайно они относятся приятель к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха - в своей семье.

Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она основополагающий оппонент героини. Главное ее правило: "Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было". Варваре не откажешь в уме и хитрости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что "девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят". Варвара прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной "грозой". Ложь для нее - норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: "Ну а без этого нельзя... У нас весь жилище на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, охота обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.

Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он один в городе Калинове, кто может ответить Дикому. "Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится..." - говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием "купеческого заведения". Он тоже приспособился к самодурству Дикого. Больше того, можно более того предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.

В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают "темное царство", но означает ли тот самый побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

Пару составляют и двое мужчин, с которыми была связана судьба Катерины. Их можно с уверенностью назвать истинными жертвами "темного царства". Так муж Катерины Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к своей жене. Особенно ослепительно это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, лишь искал утешения в вине да в тех коротких поездках, когда хоть на пора мог выйти из-под гнета матери.

Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а суть человеческая ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению А. Н. Добролюбова, "на безлюдье", ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что более образованный да, как и Катерина, не всю жизнь провел в Калинове. Безволие Бориса, его охота получить свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь. Катерина с горечью говорит о том, что Борис, в отличие от нее, свободен. Но свобода его - разве что в отсутствии жены.

Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но тут уже уместно вещать об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать "идеологом" "темного царства". Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает "самодурам" удерживать людей в постоянном страхе. Калинов же для нее - благословенная Богом почва. Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный мотор, - полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение "темного царства": "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого финансы, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше финансов нажить..." Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: "Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться".

Кулигин, пожалуй, один, кто понимает главную героиню, не случайно как раз он произносит обвинительные слова в финале пьесы, держа на руках тело мертвой Катерины. Но и он не способен на борьбу, так как тоже приспособился к "темному царству", смирился с такой жизнью.

И наконец, последний персонаж - полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает погибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины. Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, потому что она понимает, что всю существовать лгать и смирять себя - проступок больший, чем самоубийство.

Второстепенные персонажи, как уже было сказано, - это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое действующее лицо в пьесе, всякий образ - безделица, позволяющая автору как можно точнее передать обстановку "темного царства" и неготовность большинства людей к борьбе.

/ / / Роль второстепенных персонажей в пьесе Островского «Гроза»

Из-под пера А.Н. Островского вышло около 60 пьес, которые прославили имя автора и сделали его вечным в памяти русской литературы. Одной из самых решительных и откровенных является пьеса « », в которой мы наблюдаем за миром самодуров и за их беспредельными поступками, которые, в конечном итоге, приводят к трагическим последствиям.

Действие разворачивается в самом обыкновенном городке Калинов. Но то, что в нем происходит, привлекает наше внимание. Мы, читатели, наблюдаем за той удушливой обстановкой, в которой оказались жители Калинова. На них ежедневно воздействуют жестокие купцы со все дозволенным статусом.

В пьесе достаточно много второстепенных образов. Они помогают автору раскрыть типы взаимоотношений между людьми того времени, раскрыть черты характера главных героев. Условно, можно поделить героев на пары, которые чем-то похожи.

Очень похожи между собой (Кабаниха) и Дикой. Они властные люди, им никто не смеет перечить. Дикой главенствует в городке Калинов, а Кабаниха в своей усадьбе. Обе персоны уважительно друг к другу относятся, ведь считают себя похожими и одинаковыми.

Дочь Кабановой, является подругой Катерины. Девушки всегда поведывают друг другу тайны. Варвара научилась и приспособилась к жизни в доме своей матушки. И главным ее умением стало вранье. В своей речи она прямо заявляет, что без этого прожить в их семье никак нельзя. Повадками и характером она похожа на свою матушку. Ей равен и другой персонаж - Иван Кудряш. Он бойкий и резвый, он задиристый и хвастливый. В чем-то он напоминает нам самого Дикого. Парочка Кудряш и Варвара в конечном итоге убегают из города. Но смогут ли они стать другими людьми и освободиться от принципов самодурства? Это известно только автору.

Есть в пьесе два похожих мужских образа. Это муж Катерины – Тихон и ее возлюбленный Борис. Их обоих можно считать слабыми и бесхарактерными. не мог защитить Катерину от постоянных угнетений Кабанихи и безмолвно подчинялся воле своей матушки. А Борис не смог забрать девушку с собой в Сибирь, и тем самым, спасти ее от самоубийства. Он был полностью зависим от своего дяди Дикого. Оба персонажа просто не заслуживают внимания, а тем более любви Катерины.

Странница Феклуша и также стоят в паре, только это совершенно противоположные образы. Феклуша является приверженцем «темного царства». Она всегда выступает на защиту самодуров. Кулигин же, противостоит образам Дикого, Кабанихи и прочим похожим персонам. Именно он смог высказать обвинительную речь в сторону Марфы Кабановой после смерти Катерины.

Благодаря такому разнообразию второстепенных персонажей, мы видим на их фоне судьбу главной героини Катерины, которая не имеет равных в этой пьесе. Только она смогла нанести непоправимый удар по «темному царству» и выразить откровенный протест жестокости, черствости и беспределу.

Загрузка...