aracs.ru

Презентация - верования народов ханты и манси. Презентация на тему: Обрядовые праздники славян и коренных жителей Западной Сибири – хантов и манси

Ханты-Мансийский автономный округ обладает значительным ресурсным потенциалом. Из возобновляемых природных ресурсов здесь велики запасы леса, рыбы, диких животных, дикоросов. Именно эти факторы способствовали развитию таких традиционных видов промыслов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, как добыча, переработка рыбы, охотничий промысел, оленеводство, сбор и переработка дикорастущих плодов, грибов и орехов, народно-хозяйственные промыслы, сувенирное производство. Названные виды промыслов составляют основу жизнеобеспечения и традиционного образа жизни коренного национального населения.


Традиционное хозяйство хантов и манси конца XIX и начала XX веков сохранило многие свои черты до настоящего времени. Большая часть коренного населения ведет типично таежный образ жизни. Это полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге автономного округа. В зависимости от местных географических условий на первый план выступал один из названных видов занятий. У жителей бассейна Оби и ее притоков основным занятием является рыболовство, а в верховьях рек занимаются главным образом охотой. Практикуется сезонная рыбная ловля на Оби. Наиболее древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки.


Область распространения того или иного вида хозяйствования зависит от климатической зоны и привязана к природным ресурсам. Оленеводство наибольшее развитие получило в Березовском, Белоярском Сургутском, Нижневартовском и Ханты-Мансийском районах. В оленеводстве заняты преимущественно представители коренных малочисленных народов Севера. Само сохранение и развитие оленеводства рассматривается в настоящее время с точки зрения сохранения культуры и быта аборигенов.


Хозяйство саами, как и других народов тундровой зоны, было основано на оленеводстве в сочетании с рыболовством главным образом (озерным и морским) и охотой 1. Летом они отпускали оленей на свободу и собирали их с пастбищ осенью, но затем стали постоянно сопровождать стада. 1 Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную коробку с плоской крыше и одним окном; временное летнее жилище - шалаш из колье и досок в виде усеченной пирамиды. Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов; под влиянием русских у мужчин стали распространяться ситцевые рубахи, а у женщин - кофты и пестрые юбки. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин - кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу; в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью - пимы - сапоги из оленьего меха.


Саами были обращены в православие; но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования, в частности, они поклонялись камням человекообразной формы. Ханты и манси, народы угорской языковой подгруппы, являются ближайшими родственниками венгров, переселившихся с XIII в. с Южного Приуралья на запад. Традиционное хозяйство хантов и манси в прошлом было основано на рыболовстве и охоте; довольно существенную роль играл сбор кедрового ореха. В целом такой же тип хозяйства характерен для их соседей - селькупов, а также для кетов - небольшой народности, живущей по среднему течению Енисея.


Материальная культура хантов и манси характеризуется сочетанием разнообразных по своему составу элементов. Летним жилищем им раньше служил берестяной чум, зимним - четырехугольная юрта срубного типа, сходная с алтайской (те и другие отапливались камельком), а у некоторых групп хантов - землянка. Зимняя одежда, особенно у северных групп, состояла из малицы (одевалась мехом внутрь) и парки (мехом наружу). Женщины носили сходную с рубахой народов Поволжья длинную туникообразную рубашку с вышивкой. Была распространена также халатообразная верхняя одежда, запахивающаяся налево, с поясом.


В транспортных целях северные группы этих народов использовали оленей, большинство же хантов и манси - ездовых собак. Основа питания хантов и манси - рыба. Некоторые группы их знали земледелие, держали коров, лошадей, что влияло на традиционную пищу. До вхождения в состав России и некоторое время после этого основу общественного строя хантов и манси составляли патриархально-родовые отношения, переходящие к классовым. Ханты и манси были обращены в православие, но сохранили прежние промысловые культы и шаманизм. В фольклоре, как и у соседних народов, преобладали героические сказания о богатырях, которые исполнялись под аккомпанемент щипковых инструментов. Высокое развитие получило изготовление предметов утвари из дерева и бересты.


Материальная культура селькупов и кетов была весьма сходна с культурой некоторых групп хантов и манси. В хозяйстве кетов более видную роль играла охота; в отличие от хантов и манси они почти не практиковали подледный лов рыбы. Летом они кочевали в больших крытых лодках, пользуясь парусом и веслами. По уровню своего социально-культурного развития они несколько отставали от хантов и манси. Это выразилось, в частности, в сильном развитии у селькупов шаманизма, а также большем сохранении тотемизма (почитание каких-либо животных). Особенно был распространен культ медведя: убив его, они устраивали праздник, лишь длившийся несколько дней. Материальная культура ненцев, а также энцев и нгасан, была приспособлена к кочевому быту. Жилищем служил конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагался открытый очаг, который позже стали заменять железной печкой.


Традиционное хозяйство эвенов и эвенков издавна основывалось на охоте с использованием в качестве транспортного средства вьючных и верховых оленей 4. Охота на копытных животных (лося и оленей) и на птицу давало им пищу, а на пушных зверей - товары для обмена или торговли. Эвенки и эвены подразделяются на ряд диалектных и этнографических групп. Летом обычно перекочевывали к рекам и занимались рыболовством, причем часть рыбы заготавливали впрок. Зимой они уходили вглубь тайги - в районы своих охотничьих угодий, где они промышляли, разбившись на мелкие группы. 4


Кочевому быту эвенов и эвенков соответствовало их основное жилище - конический чум, крытый оленьими шкурами (без шерсти) или берестой; лишь южные группы эвенов и эвенков в конце XIX в. стали переходить к полуоседлости и оседлости и жить в избах русского типа. В местах промыслов эвенки устраивали свайные амбары и лабазы на столбах. Зимой для передвижения пользовались оригинальными широкими лыжами, а также санями - волокушами. Традиционная одежда представляла собой своего рода кафтан из оленьего меха с несходящимися спереди полами; промежуток между ними занимал нагрудник, у женщин - более короткий и широкий с богатой вышивкой.


В целом у всех перечисленных народов был очень сильно развит шаманизм, сочетавшийся с родовыми культами. Ни один из этих народов не имел письменности. Основную роль в хозяйстве ительменов (камчадалов), как и у народов, живших по Амуру, играло рыболовство. Ловили главным образом рыбу лососевых пород, которая шла на икрометание в реки. Рыба заготавливалась впрок- ее вялили (такая рыба называлась юкола) или квасили в ямах. Подсобную роль в хозяйстве играл сбор съедобных растений и охота. Эскимосы и алеуты являются типичными охотниками на морского зверя(тюленей, моржей, китов). Этот же вид хозяйства преобладал у береговых чукчей и коряков. В месте с тем существовали оленные чукчи и коряки, которые подобно ненцам, занимались оленеводством мясного типа и кочевали по тундре. Главным транспортным средством у всех оседлых групп этих народов были упряжки собак.


Шаманство - одна из самых древних форм религиозной практики человечества 27. Центральной фигурой в ней является шаман - посредник между миром людей и миром духов. Многие более поздние религии также знают посредников - жрецов, священников. Шаман отличается от них тем, что он священнодействует с помощью духов, более того - его избирают сами духи. У многих народов существует поверье, что человек сопротивляется подобному выбору, не хочет возлагать на себя трудную обязанность быть шаманом. В XIX веке научные гипотезы представляли шаманство как одну из самых ранних религий. Однако известный русский ученый С. А. Токарев более точно назвал его не религией, а формой религии. Слишком сильно различается практика шаманства у разных народов, чтобы можно было считать его одной религией. Даже понятие сибирское шаманство включает в себя очень разные явления. 27


Создаются особо охраняемые территории (заповедники, заказники и т.п.), с которых вытесняются коренные народности. Издаются Красные, Белые Книги и прочие книги, где статус неприкосновенности получают особи растительного и животного мира. Все это, бесспорно, необходимая и нужная работа. Но это выглядит кощунственно по отношению к коренным народам, особенно к малочисленным. Сейчас нужны Книги учета (или помощи) этим народам. его (то есть традиционного) шамана.



Знакомьтесь

Ханты и манси


Кто является коренными малочисленными народами Ханты-Мансийского автономного округа?

Ханты и манси - два родственных народа.

Какие предметы быта ты уже знаешь?

лабаз

вешало

Нянь- кер

нарты

облас

Усадьба. Обские ханты


Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Что вы знаете об этом названии?

Так раньше называлась территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жителей.


Языки хантов и манси лингвисты относят к угорским (югорским); в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно -угорскую группу уральской языковой семьи.



Многообразие природных условий определили типы хозяйства хантов и манси, в нем ведущая роль принадлежала либо охоте, либо рыболовству в зависимости от территории проживания (оленеводство, кедровые и ягодные промыслы имели подсобное значение ).


Большая часть хантов и манси ведёт полуоседлый образ жизни. А кто занимается оленеводством, то им характерен кочевой образ жизни. За семьёй Ханты и манси закреплено промысловые угодья. Они включают в себя территорию, необходимую для рыболовства и охоты, а также зимние и летние оленьи пастбища.


Каждая семья имеет стационарные жилища (зимнее и летнее - срубные) и временные (каркасные, чаще переносные).


Сколько домов имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум . Любая постройка для человека или животного называется кат, хот (хант.).


Заглянем в дом к среднеобскому ханты. Расскажите что вы видите?

чувал

Изба среднеобского ханты


На охоте и в пути часто пользуются простейшими типами «домов». Например, зимой делают снежную нору – согым . Снег на стоянке сбрасывается в одну кучу, и в ней с боку выкапывается проход. Спальные места, т. е. просто землю, покрывают еловыми ветками. Ветки пихты мягче, но их не то, что стелить - даже рубить нельзя; считается, что это дерево злого духа.


Из чего сделаны предметы домашнего обихода?

бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха и ровдуги (оленьей кожи).

нарты

лыжи

хорей

тынзянь

бубны

хинт

Лук и стрелы

маска

люлька

корневатик

туесок


Ханты считают, что до появления зубов у младенца его плоть является предметом вожделения всевозможной нечисти. Её стремятся захватить духи леса, воды. Без люльки ребёнок беззащитен. Его нельзя класть на голый пол или землю, иначе в него немедленно проникнут нижние духи. Для отпугивания нечисти ханты кладут в люльку нож, точильный камень и спички. Манси добавляют к этому кусок хрусталя - «чистого камня».

Люлек у малыша бывает две: дневная и ночная. В первой он видит свет, во второй - темноту; в первой он больше играет, во второй - спит. На спинке дневной и у изголовья ночной люльки изображена тетерка-олэм - птица сна.



Что употребляют в пищу ханты и манси?

Какие блюда вы знаете?

Из чего ханты делают прочный клей?

Из чешуи. А из кишок, после многочасового варения на огне, делают средство, которым смягчают шкуры при обработки.

Рыбу ( хул ) , мясо оленя и лося, мясо птицы

Уха, расстегай, строганина, патанка, варка, юкола

«Уборка сушёной рыбы»


Из чего хантыйские и мансийские мастерицы шьют одежду?

из оленьего меха,

птичьих шкурок,

пушнины, овчины,

ровдуги (оленьей кожи),

сукна,

крапивного и льняного холста,

хлопчатобумажной ткани.

Из шерстяных нитей плетут пояса и подвязки для обуви, а на иглах вяжут носки.

Одно из достоинств одежды северных народов - это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта.


Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси являются платья на кокетке (ернас ) и суконные халаты (нуй-сах ) прямого покроя, без воротника;

Мужчины носят рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса (матерчатые, кожаные, плетёные ) , к которым подвешивают мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями.


Зимой традиционной женской одеждой у хантов и манси является оленья шуба с меховой мозаикой (сах ). Кроят её из четырёх оленьих шкур и делают двухслойной. Мех может быть как снаружи, так и внутри.

Мужская меховая шуба (малица) из шкуры оленя и куртка парка из оленьих ушей.


Верхняя одежда мужчин глухого покроя, не имеет разреза шьётся из сукна или оленьих шкур с капюшоном. Различают три вида: малица, гусь (кумыш), парка

Малица шьется и надевается мехом внутрь , к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица имеет капюшон – сава , рукавицы – нгоба (их шьют из любых шкурок мехом наружу). Малица подпоясывается поясом – ни (его делают из кожи)

малица


Гусь (кумыш) и парка шьется и надевается мехом наружу.

Парка куртка из оленьих ушей – нарядная одежда, а кумыш надевается в дорогу поверх малицы.


Летнюю короткую обувь няра шьют из оленьих, лосиных камусов или кожи. К ним пришивали длинные голенища из ткани или ровдуги (кожи);

У девушки в розовом платье, ноги обуты в кожаные чирки с вязаными носками.


А зимнюю обувь кисы шьют из очень износоустойчивых полосок с оленьих ног (камусов ). Мех на подошву берут со лба. А чтобы подошва не промокала, её пропитывают жиром. Под коленкими их кисы перевязывают, чтобы не попадал снег.

Мужские кисы от женских отличает только орнамент.


Женский головной убор – платок и меховой капор сава. Он шьется отдельно в отличие от мужской одежды он не скрепляется с шубой. Украшали одежду орнаментом из мозаики.


Пошив одежды лежал целиком на женщине. Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. При изготовлении одежды мастерицы использовали белый, красный, зелёный, жёлтый, синий цвета. Каждый цвет имеет своё обозначение.

Цвет снега

Цвет тайги

Цвет рек, воды, неба

Цвет жизни

Цвет огня



Ханты считают, что одежда готова и её можно надевать, когда она украшена орнаментом.

Хант на олене

Заячьи уши

рога лося самца

рог дикого оленя


В далекие времена узоры на бытовых изделиях

служили не только украшением. Они придавали

вещам свойства оберегов и играли роль магической

защиты самого предмета и его владельца.

Орнаментом украшали прежде всего ворот, рукава,

подол, т.е. все отверстия, через которые все болезни

и злые силы могут проникнуть внутрь. В настоящее

время орнаменты служат больше украшением, чем

оберегом.






У девочек - игольницы, люльки, швейные принадлежности для детской кукольной одежды, скребки для ее изготовления или изготовления детской утвари из бересты. Кукол девочки одевали и обшивали. Куклы (акань ) у ханты не имели лица: фигура с лицом - это уже изображение духа. Он же требует соответственной заботы и почестей, не получая их, может и навредить.


викторина

Назови вещи, изображённые на рисунке

нуй-сак

ернас

нарс- юх

санквылтап

носки, варежки

няры

арфа или

топ- сапль- юх

чирки


Презентация на тему: Обрядовые праздники славян и коренных жителей Западной Сибири – хантов и манси













1 из 12

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Новый год Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января, по некоторым данным 1 декабря, 1 марта). Сначала в домах гасили все огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения. В первые дни Нового года старались одеться во всё новое, угощали друг друга, ходили в гости, поскольку верили, что, как встретишь праздник – таков будет и весь будущий год.

№ слайда 3

Описание слайда:

Масленица Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи весны. Масленица длилась целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажжённые колёса, жгли костры – всё это символизировало солнце, набирающее силу. В последний день праздника устраивал проводы Масленицы – соломенной куклы в женском костюме, которую сначала славили, а потом разрывали или сжигали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым.

№ слайда 4

Описание слайда:

Живин день Первого мая, заполночь начинается весенний славянский праздник - Живин день. Жива - богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жён. В Живин день женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через огонь, очищаясь от наваждений после долгой зимы. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну. Славяне в этот день убирали лентами молодую берёзу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

№ слайда 5

Описание слайда:

Иван Купала 21 или 22 июня – в день летнего солнцеворота – праздновали Ивана Купалу, который был божеством изобилия, земных плодов. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Коляда Коляда – зимний праздник солнца, отмечающий поворот солнца с зимы на лето. Отмечался славянами 21 декабря, в день зимнего солнцестояния – самый короткий день года. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания. В день зимнего солнцеворота в дома приносили снопы и куклы и пели песни-колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках – караваях и пирогах. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой – это древний символ изобилия.

№ слайда 8

Описание слайда:

Родогощь (Таусень) Родогощь (Таусень) - это великий праздник у славян. Он знаменует сбор урожая, солнце становится не таким тёплым, а деревья начинают готовиться к зиме, сбрасывая свои наряды. К этому празднику печётся определённый ритуальный медовый пирог. В древние времена этот пирог был ростом с человека, за ним прятался жрец и задавал вопрос - видно его или нет. Если жрецу отвечают что его видно - то он желает всем собрать на следующий год ещё больше урожая чтобы испечь ещё больший пирог. Далее происходил зачин - гадали на будущий год, ворожили над чашей с вином. Потом начинался пир горой. Когда наступала темнота - разжигали огонь и прыгали через него для очищения, а жрецы ходят по углям.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Обычаи, связанные с отношением к природе. Большую роль в жизни хантов и манси играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озёр, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды – приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам – хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

№ слайда 11

Описание слайда:

Вороний день Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда ещё лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей. Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Вороний день имеет интересную примету: если ворона садится на высокое дерево, год будет благополучным. Во время праздника участники проводят обряд бескровного жертовоприношения духам – на праздничный стол ставят блюдо со строганиной. А на деревьях в качестве дара духам развешивают сушки, символизирующие солнце. Каждый участник праздника может загадать желание и завязать ленточку на ветке березы – для исполнения добрых пожеланий.

№ слайда 12

Описание слайда:

Медвежий праздник Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. Он олицетворяет справедливость, хозяина тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды. Шкуру медведя свёртывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и её вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.

Наша Родина-Россия

Наша Родина – Россия. Герб России - красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан

Наша Родина – Россия. Герб России - красный
геральдический щит с золотым двуглавым
орлом, поднявшим вверх распущенные
крылья. Орел увенчан двумя малыми
коронами и над ними одной большой короной,
соединенными лентой. В правой лапе орла скипетр, в левой -держава. На груди орла,
в красном щите, - серебряный всадник в синем
плаще на серебряном коне, поражающий
серебряным копьём черного опрокинутого
навзничь змея.
Россия- это очень большая страна, в которой
живет много людей разных национальностей.
Россия большая и необъятная страна, она
простирается с запада на восток и с севера на
юг. В России много озер и больших рек, таких
как – Волга, Енисей, Обь, Иртыш, Дон

Столица нашей родины - город Москва

Столица нашей родины город Москва

Разнообразен растительный и животный мир нашей России

Округ в котором мы живем называется Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. История нашего округа началась очень давно. Древнее названи

Округ в котором мы живем называется ХантыМансийский автономный округ – Югра. История
нашего округа началась очень давно. Древнее название
нашего округа – ЮГРА («уг» - вода, «ра» - народ).
Большие города нашего округа - Сургут, Нефтеюганск,
Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Когалым, Мегион,
Нягань, Покачи.
На гербе изображена фигура птицы, символ "Кат ухуп
вой" (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого
(синего, голубого) и зеленого щита. Птица изображена в
виде парно расположенных, совмещенных хвостами
мифических птиц. Своими крыльями птицы
поддерживают восходящее солнце,
Корона, выполненная в форме рогов олицетворяет
основное занятие коренного населения - оленеводство.
Хвойные ветви являются символом флоры региона.
Синий цвет символизирует красоту и величие, зелёный
цвет обозначает жизнь, белый цвет обозначает снега.

Дары природы нашего округа

Наш Ханты-Мансийский автономный округ- ЮГРА

Коренные жители нашего округа

Коренными жителями нашего края, являются народы ханты и манси) - Ханты живут на берегах рек, Летом живут в берестяных чумах, зимой в землянка

Коренными жителями нашего края, являются народы ханты и
манси)
- Ханты живут на берегах рек, Летом живут в берестяных чумах,
зимой в землянках и избушках. Основное средство передвижения
по реке – это лодки, а в зимнее время, оленьи упряжки. Олени у
коренных жителей – это домашние животные, они очень
красивые, гордые и выносливые. Они очень быстро бегают,
поэтому люди приручили их. Их используют как транспорт. Для
этого оленей запрягают в сани (нарты).
В упряжку запрягают сразу несколько оленей.
Управляет упряжкой погонщик (каюр). Олень – очень сильное
животное, может долго бежать и не устанет.
Его тонкие ноги не проваливаются в снег. Мех оленей
используется для пошива одежды, из него строят жилища –
юрты. А оленьим жиро люди смазывают руки и лицо, чтобы не
отморозить.
Олень для северного человека – очень хороший помощник

Постройки коренных жителей

МУЗЕЙ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

Национальная одежда

В нашем городе Пыть-Ях, есть краеведческий музей коренных народов Севера. Там находится много вещей коренных народов нашего округа Это и по

В нашем городе Пыть-Ях, есть краеведческий музей
коренных народов Севера. Там находится много вещей
коренных народов нашего округа
Это и посуда из древесной коры. Берестяная чаша,
которую ханты используют для поднятия теста, а это короб
из пихтовой коры (туесок), в нем хранят рыбий жир.
Собирают лесные ягоды.
Рядом мы видим игольницу, обратите внимание, какой
орнамент изображен на ней (медведь).
Ведь у коренных народов севера, медведь – это
священное животное, и поэтому его очень часто
изображают на разных предметах быта.

«Акань – хантыйская кукла

Акань» - хантыйская кукла. Это такие самодельные куклы, сшитые из ткани, сукна или меха. Раньше эти куклы ханты дарили своим родственникам и

Акань» - хантыйская кукла. Это такие
самодельные куклы, сшитые из ткани, сукна
или меха. Раньше эти куклы ханты дарили
своим родственникам и сами получали в
подарки. На лице у акань непринято было
делать глаза, нос, рот, так как кукла
считалась священной. По поверью в такую
куклу мог вселиться злой дух

Предметы быта

Коренные народы севера очень любят украшать предметы своего быта разными орнаментами, вышивкой из бисера, пуговиц, тесьмы. Посмотрите, как

Коренные народы севера очень любят
украшать предметы своего быта
разными орнаментами, вышивкой из
бисера, пуговиц, тесьмы. Посмотрите,
какие красивые сумочки, украшения
для головы из бисера

Птица глухарь-символ коренных народов
нашего края, символ г.ПытьЯх

Ненцы Ненцы -один из самых крупных самодийских народов. Самоназвание ненэць - "человек" было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи "Повесть временных лет", относящейся к началу XII в. Основная пища - мясо оленей (в любом виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду -миски, чашки, ложки - изготовляли сами.


Ненцы Тундровые (>90%) Лесные Колвинцы 90%) Лесные Колвинцы"> 90%) Лесные Колвинцы"> 90%) Лесные Колвинцы" title="Ненцы Тундровые (>90%) Лесные Колвинцы"> title="Ненцы Тундровые (>90%) Лесные Колвинцы">


Оленеводство Национальные особенности: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.






Ханты Ханты являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.


Письменность После революции для хантов была разработана письменность, на их языке были изданы книги, но в то же время Советское правительство вынуждало хантов расстаться с кочевым образом жизни и обратиться к созданию рыболовецких, охотничьих и оленеводческих кооперативов. Общины, желавшие сохранить традиционный уклад, преследовались в административном порядке год. Дети ханты получили первую книгу на родном языке, составленную П.Е. Хатанзеевым.


Нефтяные месторождения Освоение нефтяных месторождений в советский период наносило серьезный экологический ущерб территории традиционного расселения хантов. Выступая в защиту своих земель, ханты принимали участие в экологических группах протеста, появившихся в период перестройки.


Из возобновляемых природных ресурсов велики запасы леса, рыбы, диких животных, дикоросов. Именно эти факторы способствовали развитию промыслов коренных малочисленных народов Севера, как добыча, переработка рыбы, охотничий промысел, оленеводство, сбор и переработка дикорастущих плодов, грибов и орехов, народно-хозяйственные промыслы, сувенирное производство.


Большая часть коренного населения ведет типично таежный образ жизни. Это полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге автономного округа. Наиболее древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки.




Шаманы Среди коренных жителей встречались и шаманы. Как правило, шаманы в своей практике использовали знания физиологии и анатомии человека. При этом главным фактором являлось гипнотическое внушение, применяемое шаманами в различных формах, способствующее выздоровлению человека(улучшению его самочувствия).


Рождение и смерть человека, смена времен года, все виды хозяйственной деятельности сопровождались у лесных ненцев выполнением специальных обрядов. Для этого шаман выбирал специальное место, считавшееся священным: возле камня необычной формы, на вершине сопки или на берегу озера. Посещать священные места без надобности категорически запрещалось.


Коренные жители использовали животных в качестве лекарственного сырья. Например, свежее мясо оленей или кровь только что убитых животных, которые лесные ненцы употребляют без термической обработки, оказались прекрасным противоцинготным средством из-за большого содержания в них аскорбиновой кислоты и других витаминов. В качестве лекарственных средств нашли применение также внутренние органы животных, жир, желчь.


Охота Она являлась важнейшим видом хозяйственной деятельности человека, который обеспечивал его пищей, одеждой и всем необходимым для жизни. Люди, которые его ведут, заинтересованы не только в добывании животных, но и в том, чтобы сохранить поголовье, необходимое для воспроизводства. (Характерно жителям Приобья – ханты и манси).






Народная гигиена К важнейшему разделу традиционной медицины следует отнести народную гигиену и методы профилактики заболеваний. Так, лесные ненцы надевают традиционную меховую одежду, сшитую мехом внутрь, прямо на голое тело. Благодаря особенностям кроя тепло концентрируется внутри и греет область спины, груди, плеч, а за счет вырезов для головы и прорезей для рук регулируется тепловой режим внутри одежды.


Мех оленя, из которого сшита одежда лесных ненцев, обладает особыми свойствами: при контакте с кожей он хорошо впитывает влагу, во время движения мех постоянно массирует кожу, способствуя кровообращению. Волос оленя внутри полый, благодаря чему мех надежно держит тепло: даже грудных детей ненцы заворачивают в оленьи шкуры.


Голод Если остякам не удавалось запастись нужным количеством рыбы на зиму, их ожидал страшный голод. Такое было не редкость. Во время великого голода гг. жители Сургутского уезда «ели человечину, и собаки и детишки у них померли, и от того великого голоду многие ясачные люди, пометав женишок и детишек, разбрелись безызвестно»


В таких природно- климатических условиях, в которых жили приобские остяки, о земледелии не могло быть и речи. Хлеб они получали от русских. В отличие от остяков, у вогулов развивалось бортничество и скотоводство, в некоторых районах, даже хлебопашеством.


Загрузка...