aracs.ru

День славянской письменности для дошкольников. Сценарий праздника «День славянской письменности. Сценарий праздника ко Дню славянской письменности и культуры в детском саду

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы, посвященное Дню славянской письменности.

« О России петь - что весну встречать»

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в

которой мы живем, уважение к народным традициям.

Звучит праздничный колокольный перезвон.

1- ведущий :

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

2-ведущий : Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и

культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия - создателей

славянской азбуки. Они решили собрать все буквы, расположить

их в определенном порядке и записать в своей книге.

Книгу решили назвать « Азбука» по названию первых двух букв

«Аз» и « Буки». Так родилась азбука. , а порядок расположения

В России праздник был возрожден в1985

присвоен статус государственного. Было время, когда люди не

1-ведущий : Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные

сообщения, когда не было букв? (ребята отвечают)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось,

как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень

давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов еще

не было.А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды

люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам

и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки.

Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили

когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно

нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.

Но дорога оказалась долгой.

2-ведущий: 10 лет назад в Москве в честь создателей Азбуки был открыт

памятник Кириллу и Мефодию, а сами они стали считаться

Звучит веселая музыка. Появляется Буквовешка.

Ведущий: Здравствуйте, вы кто?

Буквовешка: Здравствуйте, я Буквовешка! Я знаю все про буквы и пришел

к вам на праздник Дня славянской письменности, чтобы

поиграть с вами, познакомить вас с буквами.

Ведущий: Спасибо, Буквовешка, мы с удовольствием с тобой поиграем., ну

а буквы наши дети уже знают.

Буквовешка: Интересно! Я хочу проверить!

Проводится игра « Буква и слово»

Буквовешка показывает букву, дети называют ее и придумывают на эту букву слово.

Буквовешка: Надо же. И вправду знают буквы. Но у меня есть задание

потрудней. Угадайте, какую букву я не дописал?

Проводится игра «Недописанная буква»

Буквовешка показывает букву, у которой не хватает одного или несколько

Элементов. Дети называют варианты названия букв. Буквовешка хвалит детей.

Ведущий: Ну теперь ты убедился, что наши дети знают все буквы в

алфавите? И я предлагаю спеть всем вместе песню про

Исполняется песня « Алфавит» муз. Р. Паулса.

Буквовешка показывает буквы по порядку, дети называют, взрослые поют.

Буквовешка: Вы правильно назвали все 33 буквы. Но в древнем алфавите,

его называли кириллицей, буквы имели другие названия.

1-ребенок : Помним мы с детства знакомые звуки,

Вот это вот Аз, а это вот Буки,

Кириллу с Мефодием слава и честь,

За то, что славянская письменность есть.

2-ребенок : И ценит весь мир нашу культуру,

Читает взахлеб нашу литературу,

Пусть годы проходят, проходят века,

Культура славянская будет всегда!

Буквовешка : Правильно, ребята! Мы очень гордимся нашей письменностью.

Каждая буква неповторима и имеет свое имя: веди, люди,

буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать

людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро»,

« живете», « люди», «покой».

Слушайте и запоминайте названия некоторых букв:

А- «аз» , Б - «буки», В - «веди», Г - «глаголь» , Д - «добро». А

теперь повторите.

Проводится игра «Назови буквы кириллицы»

Буквовешка называет букву современного алфавита, дети дают ее старое название.

1- ведущий : Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать

стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных

пещерах можно было увидеть множество изображений птиц,

зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией,

или рисуночным письмом.

2-ведущий: Ребята, а сейчас, в современной жизни, используются где-

либо пиктограммы, то есть рисунок - письмо?

(Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы городов, государств)

(ребята отвечают )

Конкурс « Нарисуй пословицу»

(Ребятам раздаются карточки с пословицами. Нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать ее)

Аз, буки и веди, страшат, как медведи.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Азбука - к мудрости ступенька.

Буквовешка: Ох и устал я что-то.

1-ведущий: А ты сядь, отдохни. А наши девочки - красавицы тебе

исполнят танец. Да не какой-нибудь, а славянский!

Исполняется хоровод под звуки славянской музыки.

Буквовешка: Да, славно девочки танцуют! Вижу вы не только буквы

Знаете, но еще и танцуете! А в школу вы идете? Тогда

Специально для вас я приготовил школьный кроссворд.

Отгадайте загадки, впишите ответы в горизонтальные клеточки,

И узнаете название самой первой школьной книги.

Вносится мольберт с нарисованной сеткой кроссворда и цветные маркеры.

Буквовешка : Итак, первый вопрос.

Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она,

Сеет, сеет семена.

Не на поле, не на грядке-

На листах твоей тетрадки.

(ручка)

Хоть я и не прачка, друзья,

Стираю старательно я.

(резинка)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква З.

С виду черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

(буквы)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква Б.

Заливается звонок,

Начинается …

(урок)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква У.

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

(линейка)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква К.

Стоит дом, кто в него войдет,

Тот ум приобретет!

(школа)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква А.

1-ведущий: Вот спасибо тебе, Буквоведушка! Многому ты научил наших

ребят! Очень интересно с тобой, но наш праздник подходит

2-ведущий: Братья Кирилл и Мефодий –гордость всего славянского

Мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце,

Разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит

Земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед

Господом, и всем нужна грамота. Россия гордилась и будет

Гордится своей письменностью!

1-ребенок: О России петь - что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

2-ребенок: О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать..

3-ребенок : О России петь - что тоску забыть.

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

1-ведущий: На Руси всегда была традиция отмечать праздники

танцами и песнями. Громче музыка играй, громче песню

Исполняется русская народная песня « Земелюшка - чернозем»

2-ведущий: На этом наш праздник, посвященный Дню письменности,

заканчивается. Спасибо за внимание.

Праздник Дня славянской письменности и культуры в старшей группе детского сада

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

Познакомить со старославянским алфавитом;

Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему

Миру;

Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(Демонстрация наскальных рисунков)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(Демонстрация наскальных символов-букв)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)

Ввы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

(Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

(Изображение первых книг)

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

(Изображение: Берестяные грамоты)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

(Изображение:. АЗБУКА)

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.

  • Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
  • Идти в науку – терпеть муку.
  • Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
  • Без муки нет и науки.
  • Ничего не мыслить – век киснуть.

Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.

(Изображение:Памятники Кириллу и Мефодию)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.

В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

(38 слайд. Святые Кирилл и Мефодий)

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.

"Праздник

славянской письменности и культуры"

подготовительная к школе группа

Родные братья славяне, знатного происхождения. Они составили азбуку перевели с греческого на славянский язык священные и церковные книги, ввели у славян богослужение на их родном языке: претерпели за это много гонений от римских католиков. Св. Кирилл скончался в 869 г. в Риме, а св. Мефодий в 885 г. в сане архиепископа Моравского.

Праздник славянской письменности и культуры

Для детей шести-семи лет

Звучит веселый колокольный звон (грамзапись). Дети подготовительных к школе групп с цветами и ветками спокойным шагом змейкой идут по залу, останавливаются лицом к гостям, помахивают ветками и цветами. (Построение врассыпную)

Воспитатели в старинных русских костюмах входят в зал. встают позади детей.

1-й воспитатель.

Пo широкой Руси пашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За груды свои прославляются.

2-й воспитатель.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии.

В Польше, Чехии и Словакии.

3-й воспитатель.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

4-й воспитатель.

Все народы, что пишут кириллицей.

Что зовутся издревле славянскими.

Славят подвиг первоучителей.

Христианских своих просветителей.

Дети выполняют упражнение с цветами и ветками на музыку

В. Моцарта (Дошкольное воспитание.- 1995.- №4.- С. 116).

Вновь звучит колокольный звон. Выходят дети старшей группы с ветками и цветами.

1-й воспитатель.

Русоволосые и сероглазые.

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне.

Скажи re, кто вы? Дети. Мы - славяне!

2-й воспитатель.

Своею статью все пригожие.

Все разные и все похожие.

Зоветесь ныне россияне.

Издревле кто вы?

Дети. Мы - славяне.

3-й воспитатель.

Мы чтим березы белоствольные.

Мы любим песни наши вольные,

Зовемся Любы. Ольги, Ани.

Надежды, Веры...

Дети. Мы - славяне.

Снова звучит колокольный звон. Дети ставят цветы в вазы перед картиной с изображением святых Кирилла и Мефодия и встают вместе с воспитателями широким полукругом у центральной стены зала. Девочки с ветками перестраиваются в четыре круга по четыре человека в каждом и опускаются на одно колено, спиной друг к другу.

Звучит мелодия песни «Россия - Родина моя" В. Мурадели. Девочки исполняют упражнение с ветками. Остальные дети поют, чуть-чуть покачиваясь в такт музыке. В конце упражнения девочки ставят ветки в вазы, все дети садятся на места

1-й воспитатель (с большим свитком в руках). Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки, расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы. раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Долго речь они русскую слушали, а потом ее стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку.

Раскрывает свиток и показывает его всем детям. Звучит фрагмент хора «Славься» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин».

1-й воспитатель. Как называется эта азбука, дети? Дети. Кириллица!

1-й воспитатель. А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей) Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы! Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Дети называют известные им буквы.)

1-й воспитатель. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука! (Читает отдельные буквы). Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покои». Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной азбуки.

Двое детей берут в руки листы с изображением букв кириллицы и прячутся за книгой. Звучит фрагмент хора «Славься» М Глинки. В

дальнейшем эта музыка сопровождает появление каждой буквы. Выбегает ребенок, держа перед собой лист с нарисованной буквой.

1-й ребенок.

Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Дети отвечают) Правильно, меня зовут «аз»! Назовите слова, которые начинаются с меня. (Дети отвечают)

2-й ребенок (выбегает из книги).

А теперь угадайте, как меня зовут? (Дети отвечают) Верно. Меня зовут «буки». Вспомните, сколько хороших, вкусных слов начинается с моей буквы! Назовите их! (Дети называют)

1-й и 2-й ребенок Дети, назовите нас по порядку!

Дети. Аз, буки.

Воспитатель. Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так говорят: сначала аз и буки, а потом и науки. С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит еще одна буква (Выбегает ребенок из книги.) Представьтесь, пожалуйста.

3-й ребенок.

Здравствуете, Дети. Меня зовут буква «веди». Я все знаю, про все ведаю!

Воспитатель.

Ну тогда слушай мою загадку Тает снежок

Ожил лужок.

Лень прибывает.

Когда это бывает?

Ребенок Весной!

Воспитатель. Давайте послушаем песню «Вот и весна» в исполнении солистов нашего детского сада!

Выходят дети. Воспитатель дает им маракасы, на которых они играют, когда звучат вступление, проигрыши и заключение (приложение 2).

Воспитатель. Продолжим знакомство со славянской азбукой. (Выходит еще один ребенок)

4-й ребенок.

Здравствуйте, дети! Я букса «глаголь».

Воспитатель. Какое красивое у тебя имя! А что оно значит? Как вы
думаете, ребята? (Ответы детей бывают разные, например, они могут
назвать и «глаголики» любимое печенье, и «глагол» - часть речи)
Глаголить - значит «говорить». Но прежде, чем говорить, надо

хорошенько... подумать. В народе говорит: «Молвишь, не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая (глаголь), надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ.

Гигант по морю синему

Не торопясь плывет,

Громадное животное

С названьем... кашалот!

Исполняется песня Р. Паулса «Кашалотик» (Дошкольное воспитание.- 1994 Ns 12 С. 107), в конце которой дети пляшут свободно, кто в парах, кто по одному, кроме тех детей, которые играют на

маракасах.

Воспитатель. (смотрите, к нам спешит еще одна буква.

5-й ребенок. Добрый день, дети! Меня зовут буква «добро».

Воспитатель. Какое у тебя доброе имя! А ведь доброта - это лучшая черта характера человека.

Ребенок.

Доктора не боитесь, дети,

Смело к доктору идет.

Исполняется песня «Как лечили бегемота» (муз. М. Матвеева, ел. Е. Ружанцева.).

Четверо детей:

бегемот - мальчик с перевязанной щекой, скрипач-кузнечик в

зеленом фраке и два доктора в белых шапочках - инсценируют песню. Остальные дети имитируют игру на скрипке и подпевают вторую часть припева.

Воспитатель. Из «Азбуки» к нам идет новая гостья!

6-й ребенок

Здравствуйте, дети, я буква «люди»!

Люди, вы в ладу живите.

Ласку и любовь несите.

Лягушонок - да и тот

Без любви не подрастет!

Дети старшей группой исполняют песенку лягушат и инсценируют её (по выбору музыкального руководителя).

Дети старшей группы уходят из зала.

Воспитатель. Знакомьтесь, к вам идет новая буква.

7-й ребенок. Здравствуйте, дети, меня зовут «мыслете». Воспитатель. Какая мудрая буква к нам явилась!

1-й ребенок.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки,

Мастера там на все руки

Шить, варить и рисовать.

Чисто петь и танцевать!

Воспитатель. Танцевать и мы любим и приглашаем всех ребят на танец «Сударушка» (Музыка и движение. Сост. С. Бекина и др.- А/. 1983). Воспитатель.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них -

Буква рычащая.

8-й ребенок Здравствуйте, дети, я буква «рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я начало слова «Русь».

Воспитатели и дети водят хоровод под русскую народную песню «На

горе - то калина», играют в народную игру по выбору детей (см. сборник игр «Раз. два, три. четыре, пять, мы идем с тобой играть»). Воспитатель.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата. Значит, будет жить она.

Девочки-солистки запевают русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько». Мальчики играют в проигрыше на ложках, трещотках.

Воспитатель. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарит нам славянскую азбуку. 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

Двое детей выносят плакат с изображением алфавита.

1-й ребенок

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна.

Музыкой звучит она.

2-й ребенок.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Вес дети встают врассыпную и исполняют песню «Алфавит» (муз. Р. Паулса, ел. И. Резника Дошкольное воспитание.- 1994.- № 3. С. 92).


День славянской письменности и культуры в ДОУ

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.
Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом. (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
-Как называется наша страна, где мы с вами живем? (ответы детей)
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
А это значит, что славяне – славный народ.
Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.(Слайд 2)

По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие на паровозе в прошлое, что бы узнать, как развивалась письменность.
Дети садятся в «поезд» и под песню едут на станцию. (Слайд 3)
1 станция. «Первобытная». Наскальные символы – буквы, иероглифы. Рисование угольком.
Слайд 4 .Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Слайд 5 .Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

Слайд 6 . Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.
Слайд 7 - Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Практическая деятельность воспитанников. Рисование.) на 2х мольбертах 2 команды, отправить команде послание в виде наскальных надписей, к примеру идём на охоту, или убили мамонта.
Дети садятся в поезд и едут дальше. (Слайд 8)
Слайд 9 . 2 станция. «Историческая». Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица
Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!
Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием.(Слайд 10) Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло очень давно.
Педагог показывает кириллицу - славянскую азбуку, подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д. (Слайд 11)
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.
А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
В ту пору книги писали от руки песцы, одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, по этому люди стали думать, как бы упростить этот процесс. (Слайд 12)
А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Заглавные буквы были красиво украшены.(Слайд 13)
Предложить детям вырезать заглавные резные буквы.
Отправляемся на следующую станцию. (Слайд 14)

3 станция. «Музыкально - игровая». Народные игры. (Слайд 15)
Воспитатель: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.
Проводится музыкальная игра «Передай платок» по выбору
У кого остался платочек становится в круг и танцует, остальные повторяют.
Песня «У моей России»
Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы.
А мы с вами отправляемся на следующую станцию. (Слайд 16)
4 Станция «Сказочно - загадкино" (Слайд 17)
1) 33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)
2)Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)
3)Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь)
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
Пословицы, ЧИТАЮТ ДЕТИ
Ум без книги, как птица без крыльев.
Что писано пером, не вырубишь топором.
Не красна птица пером, красна умом.
Хорошую книгу читать не в тягость.
Испокон века растит человека.
Золото добывают из земли, а знания с книги.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.
- Какие вы сказки знаете? А давайте проверим? (Слайд 18)
1)Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
2)Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
3)Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
4) В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
5)Исполнила три желания,
Но старику в наказание
За старухины три ошибки
Все обратно взяла (Золотая рыбка)...
6) Бабка старая, бабка древняя,
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга)...
Мы путешествовали из прошлого в настоящее и узнали как сложно создавалась книга, над её созданием трудилось очень много людей, она наш верный друг, и многому нас учит, по этому давайте будем беречь книгу.
Вот ребята, и закончилось наше сказочное путешествие, я предлагаю сесть на свои места и отправиться обратно в детский сад. (Слайд 19)
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать. (Слайд 20)

Сценарий праздника славянской письменности и культуры в подготовительной к школе группе детского сада.

Программные задачи: Познакомить детей со славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием; дать представление о славянской азбуке – кириллице; развивать речь, мышление, любознательность; воспитывать любовь к родному языку, к слову.

Зал украшен славянскими буквами, предметами русской старины

(перо, чернильница, настольная лампа или свеча)

Ход мероприятия.

Звучит колокольный звон.

1 чтец:
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли:

Ведущий . Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Создали братья азбуку для славян.

Раздается колокольный звон.

2-й чтец
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

3-й чтец.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

4-й чтец.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

5-й чтец.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Все . Мы - славяне!

Ведущий Название букв напоминали людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой". Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки. Входят буквы.

Аз . Здравствуйте, дети! Правильно, меня зовут "Аз".

Буки . Меня зовут "Буки".

Ведущий . Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки".

Веди . Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.

Глаголь. Я буква "Глаголь".

Глаголить - значит говорить.

Добро . Меня зовут "Добро".

Доброта - лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.

Люди . Я - буква "Люди".

Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.

Дети исполняют песню о дружбе.

Игра «Собери слова»

(дети делятся на две команды и собирают слова мир, мама)

Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки.
Мастера там на все руки.
Шить, варить и рисовать,
Звонко петь и танцевать.

Танец с буквами.

Ведущий: Славянские буквы изменились и на смену им пришёл русский алфавит

(выходят русские буквы)

Буква А:

Всем известна буква А.

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Буква О:

Буква О - луна и солнце,

В доме круглое оконце,

И часы и колесо-

И это, кажется, не все.

Буква Б:

Веселый толстый клоун

Играет на трубе.

На этого пузатого

Похожа буква Б.

Буква В:

В - буква очень важная,

Воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

Ведущий: А сейчас отгадайте загадки.

Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает.(буквы)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

А называется строй...
алфавит

Самая первая, самая важная Эта буква в алфавите главная Айболита если встретишь, Тут же скажешь букву..

Все барашки букву знают, Только чуточку смягчают. Известно мне да и тебе, Что эта буква - буква.. б.

Волку, волчонку и волчице
Немножко нужно подучиться.
Они совсем не знают, вот беда!
С какой же буквы начались их имена? в

Иволга Иглой Играла,

Укололась, плакать стала.

Плачет иволга: «И-и»,

Плачет только буквой... («и»)

Есть она в любом кармане,
Есть она в любом кармане,

В сумке, в комнате, в руке,

Есть в кастрюле, есть в стакане,

И две целых в кошельке.

Без нее не даст корова

Нам парного молока.

Здесь загадано не слово,а всего лишь буква А


Ведущий: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата, -
Значит, будет жить она.

Девочки исполняют песню про буквы

Ведущий.
Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок -
Сказки русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!
Песня «Азбука»

Дети выносят плакаты с изображением алфавита.

6чтец.
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.

7 чтец.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!

8 чтец.
Мы Отчизне верно служим,
Ты - один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!

9 чтец.
Ждет тебя за труд награда -
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.

10 чтец.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!

16 чтец.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

Песня «Азбука к нам пришла»

Загрузка...