aracs.ru

Финно-угорские народы: история и культура. Финно-угорские языки. Финно-угорские народы — Энциклопедия

Если обратить внимание на карту РФ, то можно обнаружить в бассейнах Волги и Камы названия рек, где встречаются слоги «га» и «ва». Это подтверждает, что здесь проживали финно-угорские племена. В их языке такие слоги означают «река». Несмотря на то, что они имели довольно-таки широкий ареал распространения, многие историки до сих пор не могут точно сказать, каков был их образ жизни.

Описание финно-угорских племен

Поскольку на значительной части России проживали финно-угорские племена, названия их весьма разнообразны. Их можно разделить на пять основных групп:

  1. Карелы, проживающие в республике Карелия. Они общаются на нескольких диалектах, но основной язык - финский. Также знают и русский.
  2. Лопари или саамы, проживающие на территории Северной Скандинавии. Ранее их численность была намного больше, но со временем их оттесняли к северу, в результате чего плохие условия для жизни начали неуклонно уменьшать количественный состав народа.
  3. Мордва и марийцы, проживающие на территории Мордовии, а также во многих российских областях. Из всех групп именно эта считается быстро обрусевшей, народности сразу приняли христианскую веру и соответствующий язык.
  4. Коми и удмурты, населяющие республику Коми. Эта группа - наиболее образованная, по уровню грамотности им не было равных вплоть до революции.
  5. Венгры, ханты и манси, проживающие на Северном Урале и низовьях Оби. Но изначально столицей этой народности считались берега Дуная.

Таким образом, финно-угорские племена на протяжении всей своей истории шли в одном строю с русскими. А, значит, их культуры переплетались, они учились новому друг от друга.

Откуда взялись финно-угры?

Говоря о том, где селились финно-угорские племена, углубимся в вопрос возникновения народности. Дело в том, что место их проживания охватывает большие территории, но точных данных о том, где все начиналось, нет.

Считается, что они представляют собой исконных В IV-III тысячелетии до н. э. они занимали не только российские территории полностью, но и распространились в Европу. Существует двоякое мнение о том, почему племена отправились на Запад. Во-первых, это могла быть обычная миграция. Во-вторых, допускается возможность их оттеснения со стороны завоевателей.

Второй вариант историки считают более вероятным, так как во II тысячелетии до н. э. на территорию России стали проникать племена из Турции, Индии, Малой Азии и так далее. Однако точно можно сказать то, что финно-угры сыграли далеко не последнюю роль в формировании славянской народности.

Дославянское население

Коренным населением русской земли до славян считаются финно-угорские и балтские племена. Осваивать эти территории они начали VI тысяч лет назад. Постепенно перешли на запад Уральских гор, затем - на Восточно-Европейскую равнину, а после достигли побережья Балтийского моря. Однако родиной этих народностей всегда считался Урал.

К сожалению, большая часть финно-угорских племен не сохранилась до сегодняшнего дня. Сегодняшняя их численность минимальна. Но точно можно сказать то, что потомки такой обширной и многочисленной в прошлом народности проживают на территории всей планеты.

Ареал обитания

Расселение финно-угорских племен нельзя назвать однозначным. Это обусловлено тем, что процесс начался на но впоследствии захватил и другие территории. В большей степени их привлекали север и запад.

К I тысячелетию фактически всю территорию Прибалтики заняли финно-угорские племена. Место расселения не является единственным, так как некоторые группы народности отправились в сторону Северной Скандинавии.

Но раскопки показывают, что все эти народы имели много общего со славянами, начиная от ведения хозяйства, религии и заканчивая внешностью. Следовательно, хоть и большая часть племен ушла на север, некоторые из них остались на территории современной России.

Первые встречи с русскими

В XVI-XVIII веках русские переселенцы начали устремляться на те территории, где проживали финно-угорские племена. Список военных стычек был минимальным, поскольку по большей части заселение осуществлялось вполне мирным путем. Лишь изредка присоединение новых земель к Российскому государству встречало сопротивление. Наиболее агрессивными были марийцы.

Религия, письменность и язык русичей довольно-таки быстро начали вытеснять местную культуру. Но и со стороны финно-угров некоторые слова и диалекты вошли в язык. К примеру, часть российских фамилий, вроде Шукшин, Пияшева и другие, не имеют ничего общего с нашей культурой. Они восходят к названию племени «шукша», а имя «Пияш» вообще является дохристианским. Таким образом, соединение двух культур проходит гармонично, дополняя друг друга.

Колонизация

Древние финно-угорские племена проживали на больших территориях, что и послужило причиной их вытеснения. Нельзя не отметить того, что далеко не все из них могли защититься от вооруженных колонизаторов. Но этого и не нужно было делать, поскольку многие земли присоединялись к Руси быстро и без сопротивления.

Однако те места, где обитали финно-угорские племена, привлекали не только русских. Тюрки также были заинтересованы в расширении своих территорий. Поэтому часть народности принимала не христианскую, а мусульманскую веру.

Следует отметить, что, несмотря на то что финно-угры буквально растворялись в тех культурах, которые появлялись на их землях, они сохранили свой антропологический тип. Это голубые глаза, светлые волосы и широкое лицо. Также из их языка были заимствованы многие слова, например, тундра или килька.

Хозяйство

По сути, нельзя выделить какие-либо особенности хозяйственной деятельности, которую вели финно-угорские племена. Занятия их по большей части составляли оленеводство, рыболовство и охота. Лишь некоторые из племенных подгрупп имели отличия.

К примеру, марийцы, которые негативно отнеслись к вхождению в состав Российского государства, сопротивлялись вплоть до революции. Это негативно отразилось на их Они не могли торговать, а также мало кто из них мог вести ремесленническую деятельность. Проживание в селах и деревнях вынуждало зарабатывать на жизнь только посредством скотоводства и земледелия.

Подгруппа коми, которую отличает образованность, могла по-другому зарабатывать деньги. Среди них встречалось много купцов и предпринимателей, что позволяло отказаться от тяжелого труда.

Религия

Православие было вероисповеданием большей части народностей, которые составляли финно-угорские племена. Религия некоторых из них отличается достаточно сильно по причине того, что во время колонизации территорий часть была завоевана тюрками. Поэтому отдельные поселения были вынуждены обратиться к мусульманству и исламу.

Но православие исповедуют далеко не все финно-угорские племена. Список народностей, которые обратились к другим вероисповеданиям, минимален, но все-таки он имеет место.

Удмурты приняли православие, однако это не стало причиной следования христианским традициям. Многие из них крестились только для того, чтобы русская знать оставила их в покое. Основной же их религией является язычество. Они поклоняются божествам и духам. Многие из народности коми сохранили прежнюю веру и остались старообрядцами.

Ханты и манси также не воспринимали христианство в качестве своей основной религии. Они обращались к старой вере, и даже не пытались скрыть этого, крещение было для них чуждым. Но из-за того, что они проживали далеко от русских князей, принудить их к принятию православия никто не мог. Вероятно, по этой причине старая вера оставалась для ханты и манси единственной, о которой они знали. Им попросту не с чем было сравнивать.

Письменность

К сожалению, к финно-угорским племенам относятся те группы людей, которые считали передачу письменной информации греховной. В результате этого любые литературные источники попросту исключаются. Передача информации в письменной форме запрещается.

Однако было доступно использование иероглифов. Оно началось в IV тысячелетии до н. э. и продолжалось до XIV века. Только тогда митрополит Пермский присвоил племени коми собственное письмо. Вполне вероятно, что именно поэтому они и стали более образованными, чем их братья по крови.

Финно-угорские племена, в отличие от славян, не имели конкретного языка. Каждое поселение использовало свой диалект. Зачастую в рамках одной народности люди не могли друг друга понять. Вероятно, это также стало причиной отсутствия письменности.

Словесность и языки

Все финно-угорские племена, названия которых невозможно пересчитать ввиду их большой численности, говорили на своих диалектах. Более того, даже одна народность нередко без переводчика не могла понять своего кровного соседа. Но, вопреки бытующему мнению, самые распространенные языки никуда не девались.

На территории современной России можно встретить где в школах преподают на двух языках - русском и родном - том, на котором много тысяч лет назад говорили предки. Так, например, в Мордовии наблюдается изучение русского и

До правления Петра I современная Россия не отличалась тем, чтобы принуждать все население говорить исключительно на русском. Его использовали только в больших городах или крупных административных заведениях (налоговые и так далее). Русский язык проникал в села и небольшие населенные пункты постепенно, сначала с его помощью объяснялись только с помещиками и приставами.

Основной же словесности считались мокшанский, мерянский и марийский языки. Причем на них разговаривали даже с извозчиками, торговцами на рынке и так далее. То есть различным людям, занимающимся предпринимательской деятельностью, было попросту невыгодно не знать диалектов своих клиентов.

Заключение

Литература тоже обогащалась за счет культуры этой народности. Финно-угры всегда хоронили умерших в дубовых гробах. Их нужно было сторожить. Роль охранников на себя брали коты, в которых, по поверьям, вселялась душа волхва или колдуна племени. А также на дуб вешали цепи, если он предназначался для скорого спила и обработки. Соответственно, даже такой великий русский классик, как Пушкин, не смог отказаться от финно-угорской культуры. И, вероятно, его ученый кот представляет собой никого иного, как шамана, пришедшего из загробного мира.

Финно-угорские языки являются родственными современным финскому и венгерскому. Народы, говорящие на них, составляют финно-угорскую этноязыковую группу. Их происхождение, территория расселения, общность и различие во внешних чертах, культуре, религии и традициях - предметы глобальных исследований в области истории, антропологии, географии, лингвистики и ряда других наук. Вкратце осветить эту тему постарается данная обзорная статья.

Народы, входящие в финно-угорскую этноязыковую группу

Основываясь на степени близости языков, исследователи разделяют финно-угорские народы на пять подгрупп.

Основу первой, прибалтийско-финской, составляют финны и эстонцы - народы, обладающие собственными государствами. Проживают они также и на территории России. Сету - небольшая группа эстонцев - расселена в Псковской области. Самый многочисленный из прибалтийско-финских народов России - карелы. В быту они употребляют три автохтонных диалекта, в то время как литературным языком у них считается финский. Кроме того, к этой же подгруппе относятся вепсы и ижорцы - маленькие народы, сохранившие свои языки, а также водь (их осталось менее ста человек, собственный язык утрачен) и ливы.

Вторая - саамская (или лопарская) подгруппа. Основная часть народов, давших ей название, расселена в Скандинавии. В России саамы проживают на Кольском полуострове. Исследователи предполагают, что в давние времена эти народы занимали более значительную территорию, однако впоследствии были оттеснены севернее. Тогда же произошло замещение их собственного языка одним из финских наречий.

В третью подгруппу, составляющую финно-угорские народы - волжско-финскую - входят марийцы и мордва. Марийцы - основная часть Марий Эл, живут они также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии и ещё ряде российских областей. У них выделяют два литературных языка (с чем, однако, согласны не все исследователи). Мордва - автохтонное население республики Мордовия; в то же время значительная часть мордвинов расселена по всей России. В составе этого народа - две этнографические группы, каждая со своим литературным письменным языком.

Четвёртая подгруппа называется пермской. Она включает а также удмуртов. Ещё до октября 1917 года по уровню грамотности (правда, на русском языке) коми приближались к самым образованным народам России - евреям и русским немцам. Что касается удмуртов, то их диалект сохранился по большей части в сёлах Удмуртской республики. Жители же городов, как правило, забывают и коренной язык, и обычаи.

К пятой, угорской, подгруппе относятся венгры, ханты и манси. Хотя низовья Оби и северный Урал отделяет от венгерского государства на Дунае множество километров, эти народы на самом деле являются самыми ближайшими родственниками. Ханты и манси относятся к малым народам Севера.

Исчезнувшие финно-угорские племена

К финно-угорским народам относились и племена, упоминания о которых в настоящее время сохранились лишь в летописях. Так, народ меря обитал в междуречье Волги и Оки в первом тысячелетии нашей эры - существует теория, что он впоследствии слился с восточными славянами.

То же самое произошло и с муромой. Это - ещё более древний народ финно-угорской этноязыковой группы, некогда населявший бассейн Оки.

Давно исчезнувшие финские племена, проживавшие вдоль и Северной Двины, исследователи называют чудью (согласно одной из гипотез, они были предками современных эстонцев).

Общность языков и культуры

Объявив финно-угорские языки единой группой, исследователи подчёркивают эту общность как главный фактор, объединяющий народы, говорящие на них. Однако уральские этносы, несмотря на сходство в структуре их языков, всё же понимают друг друга далеко не всегда. Так, финн, безусловно, сумеет объясниться с эстонцем, эрзянин - с мокшанином, а удмурт - с коми. Однако народы этой группы, территориально отдалённые друг от друга, должны приложить довольно много усилий, чтобы выявить в своих языках общие черты, которые помогли бы им вести разговор.

Языковое родство финно-угров прежде всего прослеживается в сходстве лингвистических конструкций. Это существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения народов. Несмотря на различие культур, данное обстоятельство способствует возникновению между этими этносами взаимопонимания.

Одновременно своеобразная психология, обусловленная мыслительным процессом на этих языках, обогащает общечеловеческую культуру их уникальным видением мира. Так, в отличие от индоевропейца, представитель финно-угорского народа склонен с исключительным уважением относиться к природе. Финно-угорская культура во многом также способствовала стремлению этих народов мирно приспособиться к соседям - как правило, они предпочитали не воевать, а мигрировать, сохраняя свою самобытность.

Также характерная черта народов данной группы - открытость к этнокультурному взаимообмену. В поиске путей укрепления взаимоотношений с родственными народностями они поддерживают культурные контакты со всеми теми, кто их окружает. В основном финно-уграм удалось сохранить свои языки, основные культурные элементы. Связь с этническими традициями в этой области прослеживается у них в национальных песнях, танцах, музыке, традиционных блюдах, одежде. Также до наших дней дошли многие элементы их старинных обрядов: свадебных, похоронных, поминальных.

Краткая история финно-угров

Происхождение и ранняя история финно-угорских народов до сего времени остаются предметом научных дискуссий. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.

В ту эпоху, называемую финно-угорской, их племена контактировали с индоиранцами, что нашло отражение в мифах и языках. Между третьим и вторым тысячелетиями до н. э. отделились друг от друга угорская и финно-пермская ветви. Среди народов последней, расселившихся в западном направлении, постепенно выделились и обособились самостоятельные подгруппы языков (прибалтийско-финская, волжско-финская, пермская). В результате перехода автохтонного населения Крайнего Севера на одно из финно-угорских наречий образовались саамы.

Угорская группа языков распалась к середине I тысячелетия до н. э. Разделение прибалтийско-финской произошло в начале нашей эры. Пермская просуществовала несколько дольше - до восьмого столетия. Большую роль в ходе обособленного развития этих языков играли контакты финно-угорских племён с балтийскими, иранскими, славянскими, тюркскими, германскими народами.

Территория расселения

Финно-угорские народы в наши дни преимущественно проживают в Северо-Западной Европе. Географически они расселены на огромной территории от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, нижнего и среднего Притоболья. Венгры - единственный народ финно-угорской этноязыковой группы, образовавший своё государство в стороне от других родственных им племён - в Карпато-Дунайской области.

Численность финно-угров

Общая численность народов, разговаривающих на уральских языках (к ним относятся финно-угорские вместе с самодийскими), составляет 23-24 миллиона человек. Самыми многочисленными представителями являются венгры. Их в мире более 15 миллионов человек. За ними следуют финны и эстонцы (5 и 1 миллион человек, соответственно). Большинство прочих финно-угорских этносов проживает в современной России.

Финно-угорские этносы на территории России

Русские переселенцы массово устремились на земли финно-угров в XVI-XVIII столетиях. Чаще всего процесс расселения их в этих краях происходил мирно, однако некоторые коренные народы (например, марийцы) долго и ожесточённо сопротивлялись присоединению своего края к Российскому государству.

Христианская религия, письменность, городская культура, привнесённые русскими, со временем стали вытеснять местные верования и наречия. Люди переезжали в города, переселялись на сибирские и алтайские земли - туда, где основным и общим был русский язык. Впрочем, и он (в особенности его северный диалект) впитал много финно-угорских слов - заметнее всего это в области топонимов и названий явлений природы.

Местами финно-угорские народы России смешались с тюрками, приняв мусульманство. Однако значительная их часть всё же была ассимилирована русскими. Поэтому данные народы нигде не составляют большинства - даже в тех республиках, которые носят их имя.

Тем не менее, согласно переписи населения в 2002 году, в России встречаются очень значительные по численности финно-угорские группы. Это мордва (843 тысячи человек), удмурты (почти 637 тысяч), марийцы (604 тысячи), коми-зыряне (293 тысячи), коми-пермяки (125 тысяч), карелы (93 тысячи). Численность некоторых народов не превышает тридцати тысяч человек: ханты, манси, вепсы. Ижорцы насчитывают 327 человек, а народ водь - только 73 человека. Живут в России также венгры, финны, эстонцы, саамы.

Развитие финно-угорской культуры в России

Всего в России проживает шестнадцать финно-угорских народов. Пять из них имеют свои национально-государственные образования, а два - национально-территориальные. Прочие же расселены дисперсно по всей стране.

В России уделяется значительное внимание сохранению самобытных культурных традиций населяющих её На общегосударственном и местном уровне разрабатываются программы, при поддержке которых изучается культура финно-угорских народов, их обычаи и диалекты.

Так, саамский, хантыйский, мансийский преподают в начальных классах, а коми, марийский, удмуртский, мордовский языки - в средних школах тех регионов, где проживают большие группы соответствующих этносов. Существуют специальные законы о культуре, о языках (Марий Эл, Коми). Так, в Республике Карелия действует закон об образовании, закрепляющий право вепсов и карелов обучаться на своём родном языке. Приоритет развития культурных традиций этих народов определяет Закон о культуре.

Также в республиках Марий Эл, Удмуртии, Коми, Мордовии, в Ханты-Мансийском АО существуют собственные концепции и программы национального развития. Создан и действует Фонд развития культур финно-угорских народов (на территории республики Марий Эл).

Финно-угорские народы: внешность

Предки нынешних финно-угров произошли в результате смешения палеоевропейских и палеоазиатских племён. Поэтому во внешности всех народов данной группы присутствуют как европеоидные, так и монголоидные черты. Некоторые учёные даже выдвигали теорию о существовании самостоятельной расы - уральской, являющейся "промежуточной" между европейцами и азиатами, однако эта версия имеет мало сторонников.

Финно-угры неоднородны в антропологическом отношении. Однако характерными "уральскими" чертами в той или иной мере обладает любой представитель финно-угорского народа. Это, как правило, средний рост, очень светлый цвет волос, широкое лицо, негустая борода. Но проявляются эти особенности по-разному. Так, мордвины-эрзя - рослые, обладатели светлых волос и голубых глаз. Мордвины-мокша - напротив, ниже ростом, широкоскулые, с более тёмными волосами. У удмуртов и марийцев нередко встречаются характерные "монгольские" глаза с особой складкой у внутреннего угла глаза - эпикантусом, очень широкие лица, жидкая борода. Но при этом волосы у них, как правило, светлые и рыжие, а глаза - голубые либо серые, что характерно для европейцев, но никак не монголоидов. "Монгольская складка" встречается также у ижорцев, води, карел и даже эстонцев. Коми выглядят по-разному. Там, где бывают смешанные браки с ненцами, представители этого народа раскосы и черноволосы. Другие коми, напротив, скорее походят на скандинавов, однако более широколицы.

Финно-угорская традиционная кухня в России

Большая часть блюд традиционных кухонь финно-угорского и Зауралья, по сути, не сохранилась либо была существенно искажена. Однако этнографам удаётся проследить некоторые общие закономерности.

Основным продуктом питания финно-угров была рыба. Её не только обрабатывали по-разному (жарили, вялили, варили, квасили, сушили, ели сырой), но и готовили каждый вид своим способом, который лучше передавал бы вкус.

До появления огнестрельного оружия основным способом охоты в лесу были силки. Ловили преимущественно лесную птицу (тетеревов, глухарей) и мелкого зверя, в основном зайца. Мясо и птицу тушили, варили и пекли, значительно реже - жарили.

Из овощей использовали репу и редьку, из пряных трав - растущие в лесу жеруху, борщевик, хрен, лук, молодую сныть. Западные финно-угорские народы практически не употребляли грибы; в то же время для восточных они составляли существенную часть пищевого рациона. Древнейшие виды зерна, известные этим народам - ячмень и пшеница (полба). Из них готовили каши, горячие кисели, а также начинку для домашних колбас.

Современный кулинарный репертуар финно-угров содержит очень мало национальных черт, поскольку испытал сильное влияние русской, башкирской, татарской, чувашской и других кухонь. Однако почти у каждого народа сохранилось одно или два традиционных, ритуальных либо праздничных блюда, которые дошли до наших дней. В сумме они позволяют составить общее представление о финно-угорской кулинарии.

Финно-угорские народы: религия

Большинство финно-угров исповедуют христианскую веру. Финны, эстонцы и западные саамы относятся к лютеранам. Среди венгров преобладают католики, хотя можно встретить также кальвинистов и лютеран.

Финно-угры, живущие в - преимущественно православные христиане. Однако удмурты и марийцы местами сумели сохранить древнюю (анимистическую) религию, а самодийские народы и жители Сибири - шаманизм.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Финно-угры , их место в истории русской нации и государства Российского – это вопрос академический. Однако, в последние двадцать лет на уровне жёлтой прессы вопрос с финнами и уграми взялись обсуждать делитанты. Я не отношу себя к специалистам в части антропологии, однако в состоянии определить основные проблемные стыковые точки, которые не позволяют украинцам и россиянам найти общий язык и придерживаться нити дискуссии.

Основными проблемами в вопросе с историей финно-угров, стоящими на пути к взаимопониманию, есть следующие

Низкий уровень образования в эпоху интернета . К сожалению, основная масса людей не стремятся к познанию академической (научной ) части вопроса славян (включая их внешность, украшения, мифы, сказки, религию и культуру ) в истории России. Увы, но читать академическую литературу сложно из-за способа изложения материала. И это так! Читать же жёлтую прессу на тему " славян " (или подобную) с громкими антиукраинскими фразами и крайними высказываниями очень просто и, что самое главное, запоминается легко и быстро! К сожалению! Более того, наличие доступа к интернет не помогает решить вопрос, а даже наоборот – усложняет. Захватывающие перспективы "заткнуть" рот оппоненту на форуме и перемешать всё в одну кучу перевешивает здравый смысл и – понеслась собственная мифология и зомбирование по поводу финно-угров…

Нежелание власти идти навстречу людям. Властям России такая позиция российских граждан крайне выгодня: никаких трат со стороны России на издание и агитацию академической литературы; жёлтую прессу издают не за счет государства , естественно, и она распространяется молниеносно. Множество такой литературы по теме финно-угров (и не только) было издано еще в прошлом-позапрошлом веке и сегодня новомодные умники ничего нового по этому вопросу не придумали, а ретранслируют те старые источники, даже не удосуживаясь их пересмотреть на предмет наличия опровержений. К тому же, управлять тупыми и озлобленными намного проще – покажи пальцем и скажи: "Фас!".

В итоге выплывает следующая проблема: ищет себя и не может найти (либо боится). Однако, Россию в своё время уже "нашёл" Карамзин . С тех пор та история Карамзина повлияла в некоторой степени на другого российского историка – Ключевского. Так и повелось с тех пор – перетекают основные выгодные положения истории Российского государства Карамзина из одного учебника в другой, забыв о населении и прировняв его к государству, что крайне неверно! По сути, история Карамзина стала первой заказной политической версией истории России , после чего история перешла из плоскости науки в плоскость политики. Возможно, что в России историей как наукой вообще никто до Карамзина не занимался. В противном случае Карамзину не пришлось бы писать её под заказ Царя.

Что может помочь в решении вопроса о финно-угорских народах?

Разделить вопросы языка и ДНК. Так получается, что по ДНК (корни, род) население России действительно состояло по большей части из финно-угров (читаем ниже ). Однако, кто сказал, что финно-угры не могут освоить славянский язык и, будучи по сути финно-уграми, говорить по-руссски и бить себя кулаком в грудь?

Начитавшись об украинцах всякой всячины времен царя Гороха, россияне, почему-то, обвиняют украинцев в нелюбви к угро-финнам. Мы (украинцы) не проявляем к финно-уграм нелюбовь . Мы выступаем против того, что сами россияне проявляют к финно-уграм нелюбовь, пытаясь откреститься от родства с ними. В результате, россияне пытаются отректись от большой части самих себя , а эту часть заполнить , к которой не имеют отношения. Я не говорю, что россияне не имеют ничего общего с , но ведь россияне ставят вопрос таким образом , что мы (украинцы) остаёмся не у дел. В итоге, сами россияне своим поведением и необразованностью вызывают негатив со стороны украинцев, обзывая . Ребята, украинцы не могут по определению! Вопрос в том, почему россияне открещиваются от своей части финно-угорского наследия???

Отсутствие информации порождает слухи и выдумки . В вопросе с финно-угорским наследием на территории России дело обстоит аналогично. активно противится заполнению белых пятен в своей финно-угорской истории и это "вынуждает" украинцев (даёт все основания и повод) заполнять эти белые пятна за россиян, излагая при этом, естественно, своё видение вопроса . Но за это всю ответственность несут сами россияне – не молчите! Сами активно анализируйте (а не выдумывайте) и тем самым вы лишите своих оппонентов агрументов. Кто мешает?

Дополнительно по теме финно-угров …

По удачному сравнению академика Ореста Борисовича Ткаченко, всемирно известного меряниста (дисциплина в финно-угроведении, занимающаяся изучение народа мери): "У русского народа, по материнской линии связанного со славянской прародиной, отцом был финн. По отцовской линии русские восходят к финно-уграм " . Это объяснение делает понятными множество культурных фактов в жизни и развитии русской нации. В конце концов и Московская Русь, и Новгород развивались именно на землях заселенных финно-угорскими племенами чуди, мери и мещеры, а также на мордовских, вепсских, водьско-ижорских, карельских и пермских территориях.

Славяне не ассимилировали финские племен а. Это финно-угры адаптировались под новый язык и приняли часть византийской духовной культуры. Поэтому, у русских есть возможность выбора. Осознать свою укорененность на этой земле, разглядеть в предках не только и не столько славян, ощутить, что культура российского народа базируется на финно-угорской основе .

Кто такие финно-угры (литература по теме)

Финно-угры – этно-языковая общность народов, насчитывающая более 20 миллионов человек. Все финно-угорские народы являются коренными на своих территориях . Предки финно-угров жили в Восточной Европе и на Урале еще со времен неолита (новый каменный век). От Балтийского моря до Западной Сибири, от лесостепей Русской равнины до побережья Северного Ледовитого Океана – исконные земли финно-угорских и близких к ним самодийских народов.

В языковом отношении финно-угры делятся на несколько подгрупп. Пермско-финскую подгруппу составляют коми , удмурты и бесермяне . Волжско-финскую группу: мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы . К прибалто-финнам относятся: финны , финны-ингерманландцы , эстонцы , сету , квены в Норвегии, загадочная водь , ижорцы , карелы , вепсы и потомки мери . К отдельной угорской группе принадлежат ханты , манси и венгры . Потомки средневековой мещеры и муромы, скорее всего, относятся к волжским финнам.

В антропологическом отношении финно-угорские народы неоднородны. Некоторые ученые выделяют особую уральскую расу, переходную между европеоидами и монголоидами . Всем народам финно-угорской группы присущи как европеоидные, так и монголоидные признаки. Обские угры (ханты и манси), часть марийцев, мордвы обладают более выраженными монголоидными чертами. У остальных, этих черт либо поровну, либо европеоидная составляющая доминирует. Но это не свидетельствует в пользу индоевропейского происхождения финно-угров, следует отличать индоевропейские антропологические черты от языковой индоевропейской общности.

Финно-угров по всему свету объединяет общая материальная и духовная культура. Все настоящие финно-угры живут в гармонии с природой, с окружающим их миром и с соседними народами. Только финно-угорские народы и в начале третьего тысячелетия сохранили в Европе в наиболее полном объеме традиционную культуру, в том числе, как это не парадоксально и русскую. Впрочем, этот парадокс объясним. В отличии от многих народов, финно-угорские стараются сохранить в своей культуре как можно больше обычаев и традиций, включая и (возможно в России этим и объясняется довольно большое количество сохранившихся древних традиций и элементов времён Руси ).

Карело-финский эпос "Калевала" сохранили для истории беломорские карелы, а не урбанизированные финны; почти все русские древнейшие сказки, былины и легенды (эпический фольклор – самый древний из всех форм устной народной культуры) были записаны этнографами в конце 19 века в районах проживания карел, вепсов и потомков финно-угорских народов в Архангельской губернии. Большинство памятников древнерусского деревянного зодчества достались нам в наследство из финно-угорских земель. Несколько лет назад записан и восстановлен эпос эрзянского народа "Масторава", что само по себе уникально.

Духовная жизнь финно-угра невозможна без народных верований. Даже давно крещенные народы сохранили у себя огромный пласт культуры, связанный с дохристианскими верованиями. А некоторые, как марийцы, до сих пор придерживаются, в основном, традиционной веры. Не надо путать эти верования с язычеством. Марийцы, эрзяне, часть удмуртов, обские угры имеют национальные религии.

Финно-угорский вопрос – это без сомнения и русский вопрос. Вопрос этнической идентификации великорусского этноса. На всех территориях Русской равнины, где теперь проживают русские, раньше проживали финно-угры. Большая проблема, каков был характер славянской колонизации. Ведь русские сохраняют одну и ту же материальную и духовную традиционную культуру именно с финно-угорскими народами, а не с южными славянами или тюрками. Психологические особенности населения, его национальный характер, особенно на севере, северо-западе и северо-востоке Европейской части России (самой коренной части России) у русских и финно-угров тоже общие.

Надеюсь, что изложенная выше информация по теме финно-угров и России поможет найти проблемные места в истории России и понять в каком направлении следует строить саму историю России, отложив в сторону политику.

Также по теме:

  • Криза національної та етнічної ідентичності як діагноз
  • Басни о правильных и неправильных нациях. Рождение наций.
  • Національність: як визначити національність людини (дитини) в наш час
  • Переламні моменти формування української нації: традиції, Іван Франко
  • Лист до молоді Івана Франка "Одвертий лист до галицької української молоді"
  • Життя нації. Використання топонімів Русь, Московія, Україна, Росія
  • Російська та українська історіографії. Політика та історія як наука - як відрізнити?
  • Право наций на самоопределение. Башкирский опыт в Российской Федерации
  • В Украине сформировалась настоящая государствообразующая нация и в ней нет места избирателям Крыма и Донбасса
  • Стратегия развития Украины - почему в Украине отсутствует стратегия государственного развития?
  • Российская дружба и её долговечность как некий коммерческий проект
  • Финно-угорский народ и русская культура. Финно-угры в крови россиян
  • Россия переписывает историю соседних народов и государств - почему?
  • Наслідки Бірюлєво - гастарбайтер в Росії – опора Росії
  • В Сочі робітникам не платять зарплату по три місяці - досвід Романа Кузнецова
  • Беспорядки в Бирюлево - передел рынка земли и политическое рейдерство против овощной базы

В Первой половине I тысячелетия н. э. известное развитие переживают и финно-угорские племена, жившие в бассейнах Оки и Камы. У античных авторов финно-угорские племена упоминаются под именем фенов (Тацит) или финнов (Птолемей), а возможно и эстиев (Тацит), хотя наименование «эстии» могло в это время относиться и к прибалтийским племенам. Первое упоминание отдельных финно-угорских племен Восточной Европы встречается у готского историка Иордана, который приписывает «царю готов» Германариху победы над мордвой («морденс»), мерей («меренс») и другими племенами Археологические данные позволяют проследить судьбу финно-угорских племен и на более ранних этапах их развития. Так, они показывают, что в первой половине I тысячелетия н. э. у финно-угорских племен железо окончательно вытеснило бронзу, из которой изготовлялись теперь только ювелирные изделия - пряжки нагрудные бляхи, фибулы, браслеты, подвески, ожерелья, характерные женские голов ные уборы с венчиками и подвесками в виде колокольчиков, оканчивающиеся спиралью серьги. Оружие, из которого наиболее употребительны были копья дротики, топоры и сходные с римскими мечи, изготовлялось из железа или снабжалось железными частями: наконечниками и т. д. Вместе с тем многие предметы, в частности стрелы, попрежнему выделывались из кости. Как и раньше, большую роль играла охота на пушных зверей, мех которых шел на вывоз.

К концу первой половины I тысячелетия усиливаются торговые связи прикамских племен с Ираном и Восточной Римской империей. В Прикамье, особенно в районе Соликамска и Кунгура, часто встречаются украшенные высокохудожественными изображениями серебряные позднеантичные и сасанидские блюда, поступавшие сюда в обмен на меха и, невидимому, находившие применение для нужд культа. В бассейне Оки продолжает возрастать роль коневодства. В могилах мужчин, а иногда и женщин, находят конскую сбрую, откуда можно заключить, что лошади теперь уже служили и для верховой езды. Вместе с тем сохранившиеся в могилах остатки шерстяных тканей говорят о развитии овцеводства, а остатки льняных материй, находки серпов н мотыг - о том, что финно-угорским племенам было знакомо и земледелие.

Имущественное неравенство было уже довольно значительным. Наряду с бедными могилами, где найдены только ножи или вовсе не обнаружено никаких вещей, встречаются богатые погребения с большим количеством украшений, оружия и т. п. Особенно много ювелирных изделий встречается в женских могилах. Однако имущественное неравенство, повидимому, еще не привело к разложению родового строя, так как в руках отдельных лиц скапливались лишь предметы личного обихода. О длительном сохранении прежних форм жизни свидетельствует сходство финноугорских городищ первых веков нашей эры с более ранними. Так, пьяноборская культура на Каме, сменившая ананьинскую, отличается от нее лишь стилем бронзовых изделий и преобладанием железа.

Значительный интерес представляют памятники культа и произведения искусства. Для последнего характерны бронзовые рельефные подвески, изображающие оленей, орлов с человеческим лицом на груди, ящеров, семиголовых лосей, людей, а также маленькие бронзовые и свинцовые идолы в виде птиц, зверей и людей. Около 2 тыс. таких фигурок найдено в 20 км от города Молотова, вниз по Каме, где, повидимому, существовало святилище бога, которому их приносили в жертву. Там же обнаружено огромное количество костей различных жертвенных животных, около 2 тыс. костяных и железных наконечников стрел и около 15 тыс. стеклянных золоченых бус. Другой памятник культа - пещера на реке Чусовой, где найдено несколько тысяч костяных и железных наконечников стрел. Археологи считают, что в этом месте в связи с какими-то религиозными обрядами происходили состязания лучников.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Финно-угорские племена

История племен, населявших Волго-Окский и Камский бас сейны в I тысячелетии дон. э., отличается значительным своеобразием. По сообщению Геродота, в этой части лесной полосы жили будины, тиссагеты и иирки. Отмечая отличие этих племен от скифов и савроматов, он указывает, что их главным занятием была охота, доставлявшая не только пищу, но и меха для одежды. Особо отмечает Геродот конную охоту иирков с помощью собак. Сведения древнего историка подтверждаются археологическими источниками, указывающими, что в жизни изучаемых племен охота действительно занимала большое место. Однако население Волго-Окского и Камского бассейнов не ограничивалось только теми племенами, о которых упоминает Геродот. Приводимые им названия могут быть отнесены только к южным племенам этой группы - непосредственным соседям скифов и савроматов. Более подробные сведения об этих племенах стали проникать в античную историографию только на рубеже нашей эры. На них, вероятно, опирался Тацит, когда описывал жизнь рассматриваемых племен, называя их фенами (финнами). Основным занятием финно-угорских племен на обширной территории их расселения следует считать скотоводство и охоту. Подсечное земледелие играло второстепенную роль. Характерной особенностью производства у этих племен было то, что наряду с железными орудиями, вошедшими в употребление приблизительно с VII в. до н. э., здесь еще очень долго применялись орудия из кости. Эти черты типичны для так называемых дьяковской (междуречье Оки и Волги), городецкой (к юго-востоку от Оки) и ананьинской (Прикамье) археологических культур.

Юго-западные соседи финно-угорских племен, славяне, на протяжении I тысячелетия н. э. значительно продвинулись в область расселения финских племен. Это движение вызвало перемещения части финно-угорских племен, как показывает анализ многочисленных финских названий рек в средней части Европейской России. Рассматриваемые процессы происходили медленно и не нарушили культурных традиций финских племен. Это позволяет связать ряд локальных археологических культур с финно-угорскими племенами, известными уже по русским летописям и другим письменным источникам. Потомками племен дьяковской археологической культуры, вероятно, были племена меря, мурома, потомками племен городецкой культуры - мордва, а происхождение летописных черемисов и чуди восходит к племенам, создавшим ананьинскую археологическую культуру.

Многие интересные черты быта финских племен были детально исследованы археологами. Показателен древнейший способ получения железа в Волго-Окском бассейне: железную руду плавили в глиняных сосудах, стоявших посреди открытых костров. Этот процесс, отмеченный в поселениях IX-VIII вв., характерен для начальной ступени развития металлургии; в дальнейшем появились печи. Многочисленные изделия из бронзы и железа и качество их изготовления позволяют предполагать, что уже в первой половине I тысячелетия до н. э. у финно-угорских племен Восточной Европы началось превращение отраслей домашнего производства в ремесла, например литейное и кузнечное. Из других производств следует отметить высокое развитие ткачества. Развитие скотоводства и начинающееся выделение ремесла, в первую очередь металлургии и металлообработки, вели к повышению производительности труда, что в свою очередь способствовало зарождению имущественного неравенства. Все же накопление имущества внутри родовых общин Волго-Окского бассейна происходило довольно медленно; в силу этого вплоть до середины I тысячелетия до н. э. родовые поселки были укреплены сравнительно слабо. Лишь в последующие века городища дьяковской культуры укрепляются мощными валами и рвами.

Более сложна картина социального строя обитателей Прикамья. Инвентарь погребений ясно указывает на наличие имущественного расслоения среди местных жителей. Некоторые захоронения, датируемые концом I тысячелетия, позволили археологам высказать предположение о появлении какой-то неполноправной категории населения, возможно рабов из числа военнопленных. О положении племенной аристократии в середине I тысячелетия до н. э. свидетельствует один из ярких памятников Ананьинского могильника (близ Елабуги) - надгробие из камня с рельефным изображением воина, вооруженного кинжалом и боевым молотом и украшенного гривной. Богатый инвентарь в могиле под этой плитой содержал кинжал и молот, сделанные из железа, и серебряную гривну. Погребенный воин был, несомненно, одним из родовых вождей.Обособление родовой знати особенно усилилось ко II-I вв. до н. э. Следует, однако, отметить, что в это время родовая знать была, вероятно, сравнительно немногочисленна, так как низкая производительность труда еще сильно ограничивала число членов общества, живших за счет чужого труда.

Неполное определение ↓

40 000
250-400

Археологическая культура Язык Религия

Фи́нно-уго́рские наро́ды (фи́нно-у́гры ) - языковая общность народов , говорящих на финно-угорских языках , живущих в Западной Сибири , Центральной , Северной и Восточной Европе .

Классификация и численность

Финно-угорские народы разделены на две группы: финскую и угорскую.

Общую численность финно-угорских народов оценивают в 25 миллионов человек. Из них венгров около 14 миллионов, финнов 5 миллионов, эстонцев около 1 миллиона, мордвы 843 тысячи, удмуртов 637 тысяч, марийцев 614 тысяч.

Финно-пермская группа

Прибалтийско-финская подгруппа

  • Финны (суоми) - 6 000 000: 4 800 000 - в Финляндии , 300 000 - в Швеции , 300 000 чел - в США , 50 чел - в Казахстане.
    • Ингерманландцы - 32 231: 20 300 - в России , 10 639 - в Эстонии .
    • Квены - 10 000 - 60 000 - в Норвегии .
  • Эстонцы - 1 050 000: 920 000 - в Эстонии (), 39 763 - в Финляндии (), 28 113 - в России (2002), 25 509 - в Швеции (), 25 000 - США ().
    • Выру - 74 000 в Эстонии .
    • Сету - 10 000: 10 000 - в Эстонии , 214 - в России (2010).
  • Карелы - 120 000: 93 344 - в России (2002), 20 000 - в Финляндии .
  • Вепсы - 8 240 человек в России (2002).
  • Ижорцы - 700 человек: 327 человек - в России (2002).
  • Ливы - 250-400 человек (в Латвии).
  • Водь - 100 человек: 73 - в России (2002).

Саамская подгруппа

  • Саамы - 30 000-70 000: 40 000 - в Норвегии , 20 000 - в Швеции , 6 500 - в Финляндии , 1,8 тысяч человек - в России (2010).

Волжско-финская подгруппа

  • Мордва - 744 237 в России (2010)
    • Мокшане - 49 624 в России (2002)
    • Эрзяне - 84 407 в России (2002)
  • Марийцы - 547 605 в России (2010)

Пермская подгруппа

  • Удмурты - 636 906 в России (2002).
    • Бесермяне - 3 122 в России (2002).
  • Коми-зыряне - 293 406 в России (2002).
    • Коми-ижемцы - 15 607 в России (2002).
  • Коми-пермяки - 125 235 в России (2002).
    • Коми-язьвинцы - 5 000 в России.

Угорская группа

Дунайская подгруппа

  • Венгры - 14 500 000: 9 416 015 - в Венгрии (), 1 563 081 - в США (), 1 433 073 - в Румынии (), 520 528 - в Словакии (), 315 510 - в Канаде (), 293 299 - в Сербии (), 156 600 - на Украине ().
    • Ясы (средневековый аланский народ , ассимилированный венграми)

Обская подгруппа

  • Ханты - 28 678 человек в России (2002).
  • Манси - 11 432 человек в России (2002).

Классификация государственно-территориальных образований

Современные независимые финно-угорские государства

Современные финно-угорские национальные автономии

Румыния Россия

Археология

  • Черкаскульская культура - культура бронзового века на юге Урала и Западной Сибири
  • Межовская культура - культура бронзового века в Зауралье и Западной Сибири
  • Ананьинская культура - культура железного века в Среднем Поволжье
  • Пьяноборская культура - культура железного века в Поволжье и Приуралье
  • Бахмутинская культура и Прикамье
  • Дьяковская культура - культура железного века в Центральной России
  • Городецкая культура - культура железного века в Южной России и Поволжье
  • Караякуповская культура - культура железного века на Южном Урале
  • Кушнаренковская культура - культура железного века на Южном Урале
  • Мазунинская культура - культура железного века в Прикамье и на нижнем течении реки Белой
  • Саргатская культура - культура железного века в Западной Сибири

История

Языковедческий анализ показывает наличие непосредственных контактов населения индоиранской группы с населением финно-угорской языковой группы . В. Н. Чернецов указывают на наличие многих иранских черт в языке, фольклоре и обрядах более позднего угорского населения Западной Сибири (хантов и манси).

Генетика

Согласно новейшим генетическим данным, племена, распространившие гаплогруппу N , мигрировали из Южной Сибири .

Напишите отзыв о статье "Финно-угорские народы"

Примечания

Литература

  • Бонгард-Левин Г. М. , Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М., 2000.
  • Бернштам Т. А. Христианизация в этнокультурных процессах финно-угорских народов Европейского Севера и Поволжья (сравнительное обобщение) // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы. Сборник научных трудов Гос. музея этнографии народов СССР. - Л., 1990. - С. 133-140.
  • Мировоззрение финно-угорских народов. М., 1990.
  • Напольских В. В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: УдмИИЯЛ, 1997.
  • Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000.
  • Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997.
  • Хелимский Е. А. Компаративистика, уралистика: Лекции и статьи. М .: Языки русской культуры, 2000.
  • Федянович Т. Л. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Поволжья. М., 1997.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Финно-угорские народы

Чернышев сидел с книгой французского романа у окна первой комнаты. Комната эта, вероятно, была прежде залой; в ней еще стоял орган, на который навалены были какие то ковры, и в одном углу стояла складная кровать адъютанта Бенигсена. Этот адъютант был тут. Он, видно, замученный пирушкой или делом, сидел на свернутой постеле и дремал. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет. Из первой двери слышались голоса разговаривающих по немецки и изредка по французски. Там, в бывшей гостиной, были собраны, по желанию государя, не военный совет (государь любил неопределенность), но некоторые лица, которых мнение о предстоящих затруднениях он желал знать. Это не был военный совет, но как бы совет избранных для уяснения некоторых вопросов лично для государя. На этот полусовет были приглашены: шведский генерал Армфельд, генерал адъютант Вольцоген, Винцингероде, которого Наполеон называл беглым французским подданным, Мишо, Толь, вовсе не военный человек – граф Штейн и, наконец, сам Пфуль, который, как слышал князь Андрей, был la cheville ouvriere [основою] всего дела. Князь Андрей имел случай хорошо рассмотреть его, так как Пфуль вскоре после него приехал и прошел в гостиную, остановившись на минуту поговорить с Чернышевым.
Пфуль с первого взгляда, в своем русском генеральском дурно сшитом мундире, который нескладно, как на наряженном, сидел на нем, показался князю Андрею как будто знакомым, хотя он никогда не видал его. В нем был и Вейротер, и Мак, и Шмидт, и много других немецких теоретиков генералов, которых князю Андрею удалось видеть в 1805 м году; но он был типичнее всех их. Такого немца теоретика, соединявшего в себе все, что было в тех немцах, еще никогда не видал князь Андрей.
Пфуль был невысок ростом, очень худ, но ширококост, грубого, здорового сложения, с широким тазом и костлявыми лопатками. Лицо у него было очень морщинисто, с глубоко вставленными глазами. Волоса его спереди у висков, очевидно, торопливо были приглажены щеткой, сзади наивно торчали кисточками. Он, беспокойно и сердито оглядываясь, вошел в комнату, как будто он всего боялся в большой комнате, куда он вошел. Он, неловким движением придерживая шпагу, обратился к Чернышеву, спрашивая по немецки, где государь. Ему, видно, как можно скорее хотелось пройти комнаты, окончить поклоны и приветствия и сесть за дело перед картой, где он чувствовал себя на месте. Он поспешно кивал головой на слова Чернышева и иронически улыбался, слушая его слова о том, что государь осматривает укрепления, которые он, сам Пфуль, заложил по своей теории. Он что то басисто и круто, как говорят самоуверенные немцы, проворчал про себя: Dummkopf… или: zu Grunde die ganze Geschichte… или: s"wird was gescheites d"raus werden… [глупости… к черту все дело… (нем.) ] Князь Андрей не расслышал и хотел пройти, но Чернышев познакомил князя Андрея с Пфулем, заметив, что князь Андрей приехал из Турции, где так счастливо кончена война. Пфуль чуть взглянул не столько на князя Андрея, сколько через него, и проговорил смеясь: «Da muss ein schoner taktischcr Krieg gewesen sein». [«То то, должно быть, правильно тактическая была война.» (нем.) ] – И, засмеявшись презрительно, прошел в комнату, из которой слышались голоса.
Видно, Пфуль, уже всегда готовый на ироническое раздражение, нынче был особенно возбужден тем, что осмелились без него осматривать его лагерь и судить о нем. Князь Андрей по одному короткому этому свиданию с Пфулем благодаря своим аустерлицким воспоминаниям составил себе ясную характеристику этого человека. Пфуль был один из тех безнадежно, неизменно, до мученичества самоуверенных людей, которыми только бывают немцы, и именно потому, что только немцы бывают самоуверенными на основании отвлеченной идеи – науки, то есть мнимого знания совершенной истины. Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что все, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что нибудь. Немец самоуверен хуже всех, и тверже всех, и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина. Таков, очевидно, был Пфуль. У него была наука – теория облического движения, выведенная им из истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей военной истории, казалось ему бессмыслицей, варварством, безобразным столкновением, в котором с обеих сторон было сделано столько ошибок, что войны эти не могли быть названы войнами: они не подходили под теорию и не могли служить предметом науки.
В 1806 м году Пфуль был одним из составителей плана войны, кончившейся Иеной и Ауерштетом; но в исходе этой войны он не видел ни малейшего доказательства неправильности своей теории. Напротив, сделанные отступления от его теории, по его понятиям, были единственной причиной всей неудачи, и он с свойственной ему радостной иронией говорил: «Ich sagte ja, daji die ganze Geschichte zum Teufel gehen wird». [Ведь я же говорил, что все дело пойдет к черту (нем.) ] Пфуль был один из тех теоретиков, которые так любят свою теорию, что забывают цель теории – приложение ее к практике; он в любви к теории ненавидел всякую практику и знать ее не хотел. Он даже радовался неуспеху, потому что неуспех, происходивший от отступления в практике от теории, доказывал ему только справедливость его теории.
Он сказал несколько слов с князем Андреем и Чернышевым о настоящей войне с выражением человека, который знает вперед, что все будет скверно и что даже не недоволен этим. Торчавшие на затылке непричесанные кисточки волос и торопливо прилизанные височки особенно красноречиво подтверждали это.
Он прошел в другую комнату, и оттуда тотчас же послышались басистые и ворчливые звуки его голоса.

Не успел князь Андрей проводить глазами Пфуля, как в комнату поспешно вошел граф Бенигсен и, кивнув головой Болконскому, не останавливаясь, прошел в кабинет, отдавая какие то приказания своему адъютанту. Государь ехал за ним, и Бенигсен поспешил вперед, чтобы приготовить кое что и успеть встретить государя. Чернышев и князь Андрей вышли на крыльцо. Государь с усталым видом слезал с лошади. Маркиз Паулучи что то говорил государю. Государь, склонив голову налево, с недовольным видом слушал Паулучи, говорившего с особенным жаром. Государь тронулся вперед, видимо, желая окончить разговор, но раскрасневшийся, взволнованный итальянец, забывая приличия, шел за ним, продолжая говорить:
– Quant a celui qui a conseille ce camp, le camp de Drissa, [Что же касается того, кто присоветовал Дрисский лагерь,] – говорил Паулучи, в то время как государь, входя на ступеньки и заметив князя Андрея, вглядывался в незнакомое ему лицо.

Загрузка...