aracs.ru

Презентация - Религиозные праздники и повседневный быт в XVI в. Жизнь русской крестьянки в xvi—xvii веках

Здесь выложины сведения об обустройстве дома, одежде и еде крестьян.

Знание народного быта, традиций, обычаев даёт нам возможность сохранить историческую память, обрести те корни, которые будут питать новые поколения россиян.

Крестьянское жилище – это двор, где сооружались жилые и хозяйственные постройки, сад и огород.

Крыши зданий были соломенные или деревянные, часто на крышах приделывались деревянные фигуры голов разных птиц и животных.

Сами здания строились из дерева, в основном из сосны и ели. Дм а в прямом смысле рубились топором, но позже стали известны и пилы.

Для возведения даже самых крупных построек не сооружали специального фундамента. Зато вместо него, по углам и серединам стен закладывались опоры – пни, крупные валуны.

Основными постройками крестьянского двора были: «изба да клеть», горница, повалушки, сенник, амбар, сарай. Изба – общее жилое строение. Горница – чистое и светлое строение, надстроенное над нижним, и здесь спали и принимали гостей. Повалушки и сенник – холодные кладовые, летом были жилыми помещениями.

Важнейшим компонентом крестьянского дома была русская печь. В ней пекли хлеб, готовили еду, мылись, а на верхней стене спали.

Главным украшением дома были образа (иконы). Образа ставили в верхнем углу покоев и закрывали занавеской – застенком.

Настенные картины и зеркала были запрещены православной церковью. Только маленькие зеркальца привозились из-за границы и были составляющими женского туалета.

В домашнем устройстве у русских был заметен обычай всё укрывать и покрывать. Полы были застелены коврами, рогожами, войлоками, скамьи и лавки – полавочниками, столы – скатертями.

Дома освещались свечами и лучинами.

Дома бедных и богатых людей носили одинаковые названия, структуры, отличались только размерами и степенью убранства.

По крою одежда была одинакова как у царей, так и у крестьян.

Мужские рубахи были белых или красных цветов, шились они из льняной и холщовой ткани. Рубахи низко подпоясывались ремешками слабым узелком.

Одежда, в которой ходили дома, называлась зипуном. Это было узкое, недлинное платье белого цвета.

Женская одежда была похожа на мужскую, только была длиннее. На длинную рубаху одевался летник. Спереди у него был разрез, который застёгивался на пуговицы вплоть до самого горла.

Все женщины носили серьги и головные уборы.

Верхняя одежда у крестьян была тулуп. На детей тулупы перешивались.

Из обуви у крестьян были лапти, башмаки из прутьев лозы и кожаные подошвы, которые привязывались к ноге ремнями.

Крестьянская кухня была русская, национальная. Лучшая повариха считалась та, которая знала, как готовится у других хозяек. Изменения в кушанья вводились незаметно. Блюда были просты и неразнообразны.

По обычаю русских свято сохранять посты стол делился на две части: скоромный и постный, а по припасам кушанья разделялись на пять: рыбный, мясной, мучной, молочный и растительный.

К мучнистым относились ржаной хлеб – глава стола, различные пироги, караваи, запеканки, калачи; к рыбным – уха, запечённые блюда; к мясным – гарниры, скоромные супы, паштеты и многие другие.

Напитки были такие: водка, вино, соки, морсы, березовец, квас, чай.

Сладости были натуральные: свежие плоды, плоды приготовленные в патоке.

Надеюсь, что мой маленький вклад в пропаганду народной культуры и быта отчасти будет способствовать тому, что эта культура сохранится, знание её укрепит ум и душу подрастающих граждан и патриотов нашего Отечества.

Урок. Культура и повседневная жизнь
народов России XVI в.

Цели и задачи: познакомить с особенностями развития куль­туры народов России XVI в., достижениями в духовной и матери­альной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особен­ностей развития российской культуры в XVI в.; на­зывать литературные произведения и памятники культуры XVI в.; метапредметные УУД- I) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регуля­тивные: осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) по­знавательные: работать с разными источниками информации; личностные УУД: формировать и развивать познава­тельный интерес к изучению духовной и материальной культуры России;

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в группах.

Тип урока: урок рефлексии.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, обра­зование, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития человечества. Культура выражается в создаваемых людьми духовных и мате­риальных ценностях.

Тема урока: «Культура и повседневная жизнь народов России XVI в.».

План урока

    Особенности развития культуры России в XVI в,

    Просвещение.

    Начало книгопечатания.

    Летописание. Исторические произведения.

    Публицистика. Светская литература.

    Архитектура.

    Изобразительное искусство.

    Музыкальная культура.

    Религиозные праздники и повседневный быт.

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

    На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Проблемный вопрос

    Почему формирование единого государства повлияло на развитие культуры?

Работа по теме урока

1.Особенности развития культуры России в XVI в.

Под влиянием каких факторов могла сформироваться куль­тура России в XVI в.? с.101 учебника

(Ученики высказывают предположения, учитель фиксирует ключевые моменты и помогает ученикам составить перечень.)

Запись в тетради

Факторы, повлиявшие на особенности развития культуры России в XVI в.:

1)создание единого многонационального государства;

2)культурные достижения всех народов, вошедших в состав России;

3)развитие культурных контактов со странами Европы и Азии; Особенно успешно они разви­вались с Италией. В Россию приезжали рабо­тать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие глубокий след в развитии русской культуры.

4)влияние Русской православной церкви.

Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи та­ким образцом служило творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка.

2.Просвещение

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир ду­ховной и повседневной культуры народов России XVI в. Я буду выступать в роли экскурсовода, а вы - внимательных слушателей. Чтобы воспользоваться полученными знаниями, вам необходимо в ходе экскурсии делать заметки в тетради. В конце экскурсии мы проверим ваши записи.

В XVI в. происходит распространение грамотности не толь­ко в среде знати и духовенства, но и посадских людей. Об этом свидетельствуют различные вещественные исторические источ­ники: пометки ремесленников на изделиях (например, имена заказчиков на сапогах), цифры на венцах домов (разметка при строительстве), имена владельцев на бочках и других хозяйствен­ных предметах.

Стоглавый собор 1551 г. обсудил вопрос о необходимости борьбы с невежеством и распространения в народе просвещения. Духовенство решило увеличить число школ при монастырях и при церквях.

Обучение велось, как правило, при монастырях. Детей учили «и писати, и пети, и чести [считать]». Среди знати и зажиточных горожан было распространено домашнее обучение. К детям при­глашали учителей - «мастеров грамоты».

В XVI в. появились первые «азбуковники» - краткие слова­ри, в которых содержались элементарные сведения по грамма­тике, арифметике, истории, географии.

Во второй половине XVI в. был издан и учебник по арифметике - «Книга, рекомая по-гречески Арифметикой, а по-немецки Алгоризмой, а по-русски цифирной счетной мудростью». В этом и других пособиях XVI в. по ариф­метике рассматривалось сложение, вычитание, умножение, де­ление и действия с дробями. Примеры приводились в основном из области торговли.

Широкое хождение имели труды Максима Грека по граммати­ке, которые содержали образцы филологического разбора текста.

С развитием торговли, дипломатических и культурных связей с другими странами появилась потребность в людях, знающих иностранные языки. При Борисе Годунове несколько знатных от­прысков, готовясь к дипломатической карьере, обучались в Лон­доне, Любеке и во Франции.

Однако круг образованных людей в стране был очень мал. Основное население России - крестьяне - не имели ни средств, ни условий для получения образования и расширения своих знаний.

О значительном интересе к религиозной, научной и художе­ственной литературе говорят большие собрания книг на русском, греческом, латинском и других языках, которые хранились в биб­лиотеках светских феодалов и монастырей.

3. Начало книгопечатания

А теперь познакомимся с историей книгопечатания в России.

В Древней Руси книги были рукописными. Использовался дорогой пергамент, а также береста и позднее - бумага. В доку­ментах вырабатывался особый тип письма - скоропись.

В середине XVI в. появились писцы-профессионалы. Они составляли послания и прошения для неграмотных заказчиков, выполняли функции нотариуса. Поскольку эти писцы работали на городских площадях, то их называли «площадными» писцами.

На Стоглавом соборе 1551 г. было заявлено, что рукописные богослужебные книги «вконец испорчены от преписующих». Их надлежало заменить изданиями качественными. Это можно было добиться только путем промышленного книгопроизводства.

Иван IV сделал выбор в пользу развития собственного книго­печатания, а не пошел путем «размещения заказов» в иноземных типографиях либо привлечения иностранных специалистов для создания собственной печати. По веления царя Ивана и с благо­словения митрополита Макария в Москве был построен Печат­ный двор.

После окончания строительства началась организация самой типографии, конструирование и изготовление печатного стан­ка, отливка шрифта и т. п. Иван Федоров делал многочисленные пробы и добился успеха - научился отливать добротные литеры, набирать их и делать оттиски на бумаге. Создавая форму своих печатных букв, он опирался на традиции русской письменности и русской рукописной книги.

Работа над первой русской печатной книгой - «Апостолом» - заняла почти год (с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г.). В 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили «Часословец» - небольшого формата книгу, предназначенную для обучения грамоте.

После отъезда из страны Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которых «зависть и ненависть... от земли и отчества и от рода нашего изгна и в ины страны незнаемы пресели», на Печатном дворе трудились Никифор Тарасиев, Андроник Тимофеев-Невежа и др.

В центре Москвы в 1909 г. был установлен памятник русскому первопечатнику.

4. Летописание. Исторические произведения

В XVI в. русское летописание достигло вершины своего разви­тия. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата. Летописное дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др. Всё это нашло своё отражение в многотомном Лицевом летописном своде, в котором описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами - лицами (около 16 тыс.).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили ис­торические Повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. ("Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков)

В «Казанской истории», посвященной взятию Казани, пред­ставлен идеализированный портрет Ивана IV: «И жил лишь воинскими заботами и обучал ратному делу, и почитал добрых конников и храбрых стрелков, и заботил­ся о них с воеводами, и всю жизнь свою советовался с мудрыми советниками своими, и стремился к тому, чтобы избавить землю свою от нашествия поганых и от частого разорения; кроме того, пытался он и старался всякую неправду, и бесчестье, и неправед­ный суд, и посулы, и подкупы, и разбой, и грабеж вывести по всей своей земле и насеять в людях и взрастить правду и благочестие». «Казанская история»-настоящий гимн самодержавному правлению в России.

5. Публицистика. Светская литература

Познакомимся с публицистикой и светской литературой XVI в.

В «Сказании о князьях владимирских» неизвестный автор излагает легенду о происхождении великих князей от брата рим­ского императора Августа по имени Прус. Этот памятник русской литературы XVI в. нередко использовался в политических целях.

В основе этого произведения лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут своё происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.

Иван Пересветов, автор публицистических памфлетов «Ска­зание о царе Константине» и «Сказание о Магмете-салтане» свя­зывал благосостояние страны с «грозным» и «мудрым» царем, который, опираясь на «воинников», вводит в своем государстве «правду». Для Пересветова идеал государственного устройства - самодержавная власть, опира­ющаяся на дворянство.

Для русской публицистики XVI в. характерна одна новая чер­та: в сознание общества вошла мысль о том, что забота о благе населения - главная обязанность государя. Появилась идея от­ветственности государя перед народом. Эта идея была настолько сильна, что сам царь вступает в полемику со своими идейными противниками и заботится об идеологическом истолковании сво­ей политики (например, переписка Ивана IV с князем А. Курб­ским). Свои взгляды А. М. Курбский выразил в «Истории о великом князе московском» и посланиях Ивану Грозному. Он считал наилучшим вариантом государственной власти такую форму, когда монарх правит вместе с выбор­ным органом, представляющим все слои населения. Иван IV в ответных по­сланиях отстаивал идею божественного происхождения самодержавной вла­сти и её неограниченный характер.

В XVI в. значительно расширился круг литературных произведений раз­личных жанров. Особое место в русской литературе того времени занимал «Хронограф» - сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. Он рассматривает российскую историю как часть всемирной истории.

В первой половине XVI в. круг людей, близких к митрополиту Мака­рию, создал знаменитые Четьи минеи («чтения ежемесячные»). «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церков­ных книг, которые использовались при богослужении. Минеи - сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их ре­комендуется читать. Четьи минеи вобрали в себя и сгруппировали все кни­ги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.

В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно, оставил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. Домострой содержал наставле­ния по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. И хотя Сильвестр посвятил этот сборник свое­му сыну Анфиму, прежде всего он адресовал его молодому царю Ивану IV, который только что обзавёлся собственной семьёй и нуждался в наставлени­ях, тем более что рос государь сиротой. Одной из главных идей Домостроя была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе.

Разделитесь на четыре группы. Каждая группа, работая с фрагментом «Домостроя» (в переводе), представит нам одну из сторон семейного уклада и ответит на вопросы.

Вторая группа - отношения детей с родителями.

Третья группа - взаимоотношения мужа и жены.

Четвертая группа - представления о праведной жизни.


для первой группы

Как воспитывать своих детей
в поучениях разных и в страхе Божьем

Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по де­тям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобрав­шись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем в добром наставлении, и на­учены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, - такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут - добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по Божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж...

Вопросы по тексту

    Какова взаимосвязь между родителями и детьми?

Что вам кажется справедливым в этом документе?

Какие положения «Домостроя» вы отвергаете? Ответ аргу­ментируйте.

Фрагмент исторического документа
для второй группы

Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследу­ют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителе й или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьет отца или мать - тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послуш­ные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней если прогневят отца или досадят матери.

Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не уко­ряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно», - этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служите им, тогда и сами от Бога на­граду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.

Вопросы по тексту

    Как дети должны относиться к своим родителям?

    Как вы относитесь к данным наставлениям?

    Представляются ли они вам справедливыми? Ответ аргументируйте.

Фрагмент исторического документа
для третьей группы

Из Похвалы мужьям

Если подарит кому-то Бог жену хорошую - дороже это камня мно­гоценного.

Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую - только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего.

Как мужу воспитывать свою жену...

Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным на­ставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано. Да убоится жена мужа своего...

Вопросы по текстам

    Согласны ли вы с такой трактовкой?

    Какие правила взаимоотношения мужа и жены вам пред­ставляются справедливыми?

    С какими правилами вы не согласны? Ответ аргументируйте.

Фрагмент исторического документа
для четвертой группы

О праведной жизни

Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сер­дечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие. Вот такая - от правед­ных трудов и благих плодов - милостыня приятна Богу, и молитву их Бог услышит, и грехи отпустит, и вечной жизнью наградит.

Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и производят, и пашут - без покражи, разбоя и грабежа, без поклепов и лжи, клеветы и обманов; пусть торгуют и промышляют нажитым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю, исполняют дела свои добрые по христианскому закону и по заповедям Господним: угодит в сем мире - вечную жизнь заслужит.

Вопросы по тексту

    Какие доводы приводит?

    Согласны ли вы с его выводами? Ответ аргументируйте.

6. Архитектура

Познакомимся с русским зодчеством XVI в.

Объединение русских земель и стабилизация государственной власти привели к массовому строительству городов, крепостей монастырей и храмов. Росло мастерство русских строителей. На строительство Мо­сковского Кремля и храмов собирают лучших мастеров: пскови­чей, тверичей, ростовцев. Они работают здесь рядом с приглашен­ными из Италии инженерами и архитекторами.

Вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, боярские и купеческие усадьбы. Именно в XVI в. сложилась ха­рактерная для Москвы радиальная застройка. Появился Китай- город, защищавший прилегающие к Красной площади слобо­ды, Белый город (Бульварное кольцо), Земляной город (Садовое кольцо). Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы - Ар­хангельского собора - и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. С тер­ритории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торгов­цы. Здесь появляются торговые и дипломати­ческие представительства иностранных госу­дарств, а также официальные государственные учреждения - Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

В церковной архитектуре XVI в. преобладал шатровый стиль. Шедевром этого стиля стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения Ивана IV.

В честь взятия Казани был сооружен Покровский собор. (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродиво­го, погребённого у его стен.) Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея хра­ма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатёр храма объединяет в единое целое красоч­ное разнообразие восьми отдельных его главок.

Он состоит из восьми несимметричных разновеликих столпообраз­ных храмов, окружающих находящуюся в центре церковь Покрова Богородицы с высоким шатром, увенчанным маленькой маков­кой. С этим собором связано несколько легенд. Одна из них гово­рит, что царь, подивившись красоте собора, велел выколоть глаза зодчим, чтобы они не могли больше построить такой же.

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей.

Обошел его царь -

От подвалов и служб
До креста.

И, окинувши взором
Его узорчатые башни,

«Лепота!» - молвил царь.

И ответили все: «Лепота!»

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:
«Можем!

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его
Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в суздальских землях
И в землях рязанских
И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

(Дмитрий Кедрин. «Зодчие»)

Была создана Оружейная палата, где хранилось дорогое ору­жие, золотая и серебряная посуда, царские одежды, царские ре­галии.

7. Изобразительное искусство

(Во время рассказа учитель демонстрирует репродукцию ико­ны «Церковь воинствующая» из Успенского собора Московского кремля.)

Стоглавый собор 155I г. призвал копировать старых визан­тийских живописцев и Андрея Рублева. Церковь и государство жестко контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение ико­нописные подлинники (сборники образцов), в которых устанав­ливалась иконография основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.

В 1553-1554 гг. было разрешено изображать исторические сюжеты и лица царей и бояр.

Правительство Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию в искусстве своих политических идей. Об этом сви­детельствует икона-картина «Благословенно воинство Небесного Царя» («Церковь воинствующая»), происходящая из Успенского собора Московского Кремля. Призванная увековечить покорение Казанского ханства, она мало напоминает традиционный моленный образ. Возвращение русского войска из Казани в Москву иконописец представил как результат покровительства небесных сил.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV - начала XVI в. был знатный князь, ставший монахом, - Дионисий. Он на­писал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утончённым ри­сунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торже­ственной праздничности, светлой радо­сти.

8. Музыкальная культура

(Во время рассказа учитель демонстрирует изображения му­зыкальных инструментов.)

В XVI в. происходит окончательное оформление особенностей церковного пения, появляются певческие школы. Как отмечают исследователи, в Москве был создан хор, состоящий из лучших отборных мастеров певческого искусства, которые именовались государевыми певчими дьяками.

Кроме государевых певчих дьяков, существовали еще и патриаршие певчие дьяки. Они участвовали в богослужениях, на кото­рых присутствовал патриарх и царь. Главной особенностью церковной музыки являлась многораспевность.

Самыми популярными струнными инструментами были гус­ли (русский народ),

С развитием отношений с другими странами происходит знакомство с западноевропейской музыкальной культурой. В Россию в начале XVI в. стали проникать и западноевропейские музыкаль­ные инструменты - органы, клавесины, клавикорды.

9. Религиозные праздники и повседневный быт

Среди религиозных праздников одним из самых почитаемых была Пасха. Праздники, как правило, сопровождались общественными пи­рами - братчинами. По празд­никам устраивались уличные представления скоморохов, а также проводились игры и забавы - как военные, так и мирные (напри­мер, взятие снежного города, борьба и кулачный бой, городки, че­харда и т. п.). Любимым развлечением царей и знати была охота.

Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался обыч­но лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещал­ся. Развод («распуст») разрешался лишь в исключительных случаях и часто с условием пострижения в монахи одного из супругов.

Власть главы семьи была практически неограниченной. Он распоряжался имущества и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых он мог выдать замуж или женить против воли.

Трудовой день в крестьянских семьях начинался рано. Обя­зательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. По­сле обеда следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев), затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

Основу русского женского костюма по-прежнему составляла длинная рубаха, поверх которой надевали летник с длинными ши­рокими рукавами (эти рукава назывались накапками). В зависи­мости от социального статуса запястья рукавов рубахи и накапки, а также подол летника могли расшиваться как простыми нитя­ми или тесемками, так и золотом, жемчугом. Женский опашень шили, как правило, из сукна красных цветов; рукава были длины до пят, но пониже плеча были проймы, сквозь которые легко про­ходили руки, а остальная часть рукава висела.

В торжественных случаях женщины надевали на себя сверх обыкновенного наряда богатую мантию, называемую подволо­кою. Она делалась из шелковой материи и использовалась лишь боярынями. Из верхней одежды распространены были шубы, которые в зависимости от покроя носили названия однорядок охабней, ферязей.

Замужняя женщина боялась, чтобы кто-либо из членов семей­ства, исключая мужа, увидел ее волосы. Необходимо отметить, что для этого существовало достаточное количество головных уборов: волосники, убрусы, кики, кокошники.

Как женщины, так и девицы носили серьги. Как только де­вочка начинала ходить, мать прокалывала ей уши и втыкала в них серьги или кольца. Самая обычная форма серег была продолго­ватой. Бедные женщины носили серьги медные, более зажиточ­ные - серебряные и позолоченные, богатые - золотые, украшен­ные алмазами и другими камнями. На руках женщины носили зарукавья или браслеты, а на пальцах - перстни и кольца.

Происходившие в стране изменения постепенно сказывались на городском быте. Более сильным становилось иностранное влияние. Появилась мода на тюбетейки. Все чаще стали встре­чаться мужчины без бороды. Обеспокоенное духовенство на Сто­главом соборе призвало православный народ соблюдать родные обычаи и не поддаваться «богомерзкой новизне». Особенно рьяно церковь выступила против брадобрития, утверждая, что обычай этот идет от еретиков, а наличие бороды отличает русского пра­вославного человека от еретика-латинянина.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Вот и завершилась наша виртуальная экскурсия в мир духов­ной и бытовой культуры XVI в.

Домашнее задание

    Как было организовано обучение в школах в XVI в.?

    Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания?

    В каком литературном произведении XVI в. русская история рассматривается как часть всемирной?

    Назовите главную идею Домостроя. Актуальны ли его идеи в современной жизни?

    Как укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи?




Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы - всё это намного улучшило жильё, сделало его более теплым Появление сеней даже в конце XVI века стало типичным для крестьянских дворов далеко не всех областей России(В северных районах)







Делая вывод о жилищах крестьян можно сказать, что XVI век - время распространения построек для скота Они ставились отдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это время можно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, а на них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела к образованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу - хлева и загоны для скота, вверху - повить, сарай, где хранят сено, инвентарь, здесь же ставится клеть).














Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели.Много употреблялись в пищу овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы


По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба у зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах – землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.


Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз.(четвертый брак категорически запрещался) Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой – когда не было сельскохозяйственных работ Расторжение брака было весьма затруднительным Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга





Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев). затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.


После праздника Рождества начинается удивительное время - святки, девушки собирались погадать. А на улице веселая кутерьма - ребятишки ходили колядовали.Рождествасвятки После крещения веселье затихало, но не на долго. Перед В еликим постом – великий праздник: Широкая Масленица! Проводы зимы повелось отмечать еще с языческих времен. В еликим Широкая Главное блюдо на столе – золотые блины: символ солнца. Масленица


Характеризуется Увеличением грамотности населения 15% крестьян; Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Сохранились и рукописные традиции. Появляются «белые печи» взамен «курным» (у крестьян «курные печи» остаются вплоть до XIX) В XVII шло усвоение западноевропейского опыта С XVII века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью Расторжение осуществлялось только с условием пострижения в монахи одного из супругов Появление металлической посуды(самовар) Литература XVII века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. Уже не встречаются в ней различного рода "хождений" в святые места, святых поучений, даже сочинений типа "Домостроя


В тяжелых условиях средневековья культура XVI- XVIIв. достигла больших успехов в различных областях. Отмечен рост грамотности среди различных слоев населения. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление естественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории. Появляются новые жанры в русской литературе: сатирические сказки, жизнеописания, стихи, переводится иностранная литература. В архитектуре наблюдается отход от строгих церковных правил, возрождаются традиции древнерусской архитектуры: закомары, аркатурный пояс, каменная резьба. Основным видом живописи продолжала оставаться иконопись. Впервые в русской живописи появляется жанр портрета.

На развитие культуры в 16 веке огромное влияние оказывала церковь. Но также, наряду с церковными догматами и учениями значительную роль играли языческие традиции, которые еще не успели ассимилироваться с жизни русского общества и играли значительную роль в повседневной жизни.

Развитие литературы

В 16 веке еще больше начинает развиваться фольклорный жанр литературы. В культуру общества входят исторические песни, в которых воспевались значительные для народа события либо выдающиеся личности.

Значительным прорывом в развитии литературы также можно считать возникновение публицистики как литературного жанра. Писатели в своих произведениях начинают между строк выражать свое мнение о государственном строе России, о том, какие ошибки допускают цари в управлении государством.

В середине 16 века было создано публицистическое произведение «Беседа Валаамских старцев », в котором автор выступает против вторжения политики церкви в светскую жизнь.

Традиции летописи вытесняют историко-литературные сочинения. Альтернативой «Послания Владимира Мономаха детям » становится произведение монаха Сильвестра «Домострой »: автор дает советы, как правильно воспитывать детей и обращаться с женой, каким образом вести домашнее хозяйство.

Образование и наука на Руси в XVI веке

В 16 веке грамотность русского населении, независимо от общественного положения составляла примерно 15%. Более того, дети крестьян были значительно более образованными, чем дети городских жителей.

Обучение детей проводилось в частных школах при церквях и монастырях. Однако самой важной наукой оставалась церковная грамота, он вытесняла на второй план арифметику и грамматику.

Важнейшим прорывом в науке и образовании стало начало книгопечатания. В Росси открывались первые типографии. Первыми печатными книгами были Священное писание и апостол.

Благодаря профессионализму отца книгопечатанья России Ивана Федорова, книги не только печатались, но еще и существенно редактировались: он делал свои точные переводы Библии и других книг на русский язык.

К сожалению, книгопечатания не сделало книги более доступными для простых людей, так как печаталась в основном литература для служителей церкви. Многие светские книги по-прежнему переписывали от руки.

Быт и культура русского населения в XVI веке

Быт русского населения в 16 веке зависел в первую очередь от материального благосостояния. Пища в то время была достаточно простой, но многообразной: блины, караваи, кисель, овощи и каши.

Сравнительно недорогое по тем временам мясо солили в дубовых кадках и держали впрок. Также особой любовью пользовались блюда из рыбы, которую употребляли во всех возможных вариациях: соленную, сушенную и вяленную.

Напитки были представлены безалкогольными морсами и компотами. Слабоалкогольные напитки по вкусовым качествам очень напоминали современное пиво, их делали на основе меда и хмеля.

В 16 веке строго соблюдались посты, помимо основных четырех постов, люди отказывались от скоромной пищи по средам и пятницам.

Семейные отношения

Семейные отношения строились на основе полного подчинения главе семейству. За непослушания жены или детей обычной практикой того времени были телесные наказания. Телесные наказания применялись даже к боярским женам и детям.

В брак молодые люди вступали преимущественно по воле родителей. Особенно распространенным это было среди бояр, которые путем брачных союзов своих детей пытались приумножить свое благосостояние и укрепить положения в обществе. Крестьянской молодежи предоставлялось право собственного выбора будущего супруга.

Слайд 1

Религиозные праздники и повседневный быт в XVI в.

Слайд 2

Русские люди искренне исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Самым почитаемым праздником была Пасха.Этот праздник посвящался Воскресению Иисуса Христа и праздновался весной.Начинался он крестным ходом.Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи и творожная Пасха.

Слайд 3

Однако помимо церковных праздников в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались двенадцать дней между Рождеством и Крещением. И если церковь призывала проводить эти «святые дни» в молитвах и песнопениях, то по языческим традициям они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами (у древних римлян - январские «календы», отсюда - русская «коляда»). Мужчины переодевались в женскую одежду, женщины - в мужскую, некоторые наряжались животными. В таком виде они ходили по улицам из дома в дом с песнями, шумом и криками. Православная церковь боролась с этими языческими обычаями. Так, Стоглавый собор в 1551 году строго запретил «эллинское беснование, игры и плескания, празднование календы и переодевание».

Слайд 4

К тому же суровые природные условия и связанная с ними сверхнапряжённая страда, результаты которой не всегда соответствовали затраченным усилиям, горький опыт неурожайных лет погружали русского крестьянина в мир суеверий, примет, обрядов. Стремясь всеми силами обеспечить устойчивость своего хозяйства, земледельцы не только изучали и обобщали особенности погодных условий в местности своего проживания, но и пытались их прогнозировать.

Слайд 5

У мусульманских народов России главными торжествами были праздник разговения и праздник жертвоприношения. Мусульмане – сунниты так же праздновали день рождения пророка Мухаммеда.

Слайд 6

Многие особеннности повседневного быта народов зависели от условий места проживания. Для карел, живших на берегах рек и озёр, основным видом транспорта являлись двухколёсные кочевые лодки – «шитики».

Слайд 7

Основной рацион этого народа составляли рыба, каши, пироги.

Слайд 8

Так выглядели жилища карел.

Слайд 9

Основу питания мордвы составляла растительная пища – кислый хлеб,каши,пироги,блины из гречихи и пшена.

Слайд 10

По праздникам мордвины ели блюда из мяса.

Загрузка...