aracs.ru

Органы государственной власти и управления в XIX веке


К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие – внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не было объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров и Совет министров. Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.

В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала давать сбои.

Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 человек населения. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.

Традиционно важным государственным институтом в России являлась армия. К началу XX века, численность армии превысила 900 тыс. человек. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существовала развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространяла единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был высокопрофессионален.

В организации жизни страны значительную роль играло местное самоуправление. Законодательно оно было закреплено в 60-е гг. XIX в. в форме земств. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан. В сферу их компетенции входили здравоохранение, дорожное строительство, статистика, агрономия, народное образование и страховое дело. К началу века в земствах происходит усиление дворянства. Над земствами усиливалась бюрократическая опека. Аналогом земств в городах было городское самоуправление, для участия в котором существовал обязательный имущественный ценз. В сельской местности многое определялось «миром», т. е. сельскими сходами, решавшими местные вопросы. «Мир» был следствием существования крестьянской общины.

Система законов, действовавшая в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Квалификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношения работодателей и наемных работников, купля-продажа земли.

Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась.

Так, 26 февраля 1903 г. в императорском Манифесте говорилось об убежденности «хранить вековые устои российской державы», подавлять «смуту». Также провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и идти по пути ослабления «сословной неравноправности» крестьян, т. е. большинства населения страны. Таким образом, казалось, что спокойное развитие страны на основе привычного уклада жизни будет продолжаться бесконечно. Подобные ощущения наиболее полно выразил еще в 1897 г, государственный секретарь, впоследствии министр внутренних дел В. К. Плеве: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй», «имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий». Исполнительные структуры не были готовы к глубоким рыночным преобразованиям, на пороге которых стояла Россия.

Местное самоуправление в России в начале XX века

Городовое положение, принятое в 1892 г., действовало вплоть до 1917 г. В отношении избирательных прав горожан данное Положение совершило шаг назад: хотя отменялись избирательные разряды, но сделано это было лишь за ненадобностью: круг самих избирателей был резко сужен, а позиции крупной буржуазии еще больше усилились. Избирательного права лишались квартиронаниматели, таким образом, почти вся городская интеллигенция не могла принять участия в выборах. Из состава избирателей исключались купцы и домовладельцы иудейского вероисповедания, священнослужители христианских конфессий, владельцы винных лавок и питейных домов.

Все сколько-нибудь важные постановления городской думы должны были утверждаться губернатором или министром внутренних дел. В эту категорию попадали и постановления по вопросам о городском бюджете и сверхсметных расходах, о переложении натуральных повинностей в денежные, о муниципализации предприятий, об отчуждении городского имущества, о займах и поручительствах, о размерах платы за пользование городскими предприятиями, о планировке города. Губернатор был вправе приостанавливать исполнение думского постановления, если усмотрит, что оно не соответствует общим государственным пользам и нуждам, либо явно нарушает интересы местного населения.

В отличие от всех других городов, в Москве в соответствии с Городовым положением городской голова назначался императором по представлению министра внутренних дел. Городская дума избирала лишь двух кандидатов на этот пост. Члены московской городской управы, как и других городах империи, утверждались в должности правительственной администрацией: товарищ городского головы – министром внутренних дел, остальные члены – губернатором. Все члены городской управы считались состоящими на госслужбе. Чины им не присваивались, но они пользовались теми же правами, что и чиновники соответствующих классов.

Независимо от усиления правительственного надзора и опеки над городским самоуправлением, его функции множились, в находящиеся в ведении органов самоуправления городское хозяйство расширялось и усложнялось. В связи с этим возникает необходимость в работе органов самоуправления широкого круга специалистов. Городская дума вправе назначать таких должностных лиц и создавать исполнительные комиссии.

Развитие исполнительных органов городского самоуправления имело и обратную сторону: этот процесс приводил к возникновению противоречия между думой и управой, тем более что служебная карьера членов и служащих управы зависела не от думы, а от местной администрации. После избрания членов управы дума не могла их сместить.

В деревнях действовало волостное самоуправление. Волостной сход составляли все хозяева на определенной территории, т.е. имевшие земельный удел. Надел переходил по наследству. Волостной сход избирал волостных старшин. Выборы в сельской местности опирались на волостные сходы, которые выдвигали депутатов в земские органы власти и выборщиков, избиравших депутатов Госдумы.

Ограничение самодержавия в России в начале XX века

Самодержавная власть предпринимает первую попытку реально сформировать высшее представительное учреждение России. При этом предполагалось максимально ограничить и урезать влияние этого учреждения на государственную политику. В первом проекте (6 августа 1905 г.) компетенция Государственной думы сводилась к сугубо совещательной функции. Выборы в Думу планировались многоступенчатые, сословно-куриальные. Женщины, рабочие, студенты, военные избирательных прав не имели. Из-за бойкота интеллигенции и революционных событий октября 1905 г. выборы в Думу не были проведены.

Четвертый период охватывает время с 17 октября 1905 г. по 3 июля 1907 г. В октябре 1905 г. в России началась Всероссийская октябрьская политическая стачка. Прекратили работу тысячи предприятий, железная дорога, телеграф и телефон. В докладе царю С. Ю. Витте отмечал, что Россия переросла форму существующего строя и стремится к правовому строю на основе гражданской свободы. Николай II был вынужден сделать ряд серьезных уступок оппозиции. Манифестом 17 октября 1905 г. он даровал народу демократические свободы и законодательную Государственную думу. Был преобразован Государственный совет, который стал верхней палатой законодательного учреждения и получил право вето на решения Думы, являясь, таким образом, ее реальным противовесом в законотворческом процессе.

Создание первого народного представительства положило начало сотрудничеству власти и общественности. Согласно новому положению о выборах избирательные права получили рабочие и была создана, в дополнение к землевладельческой, городской, крестьянской куриям, четвертая рабочая курия. После октябрьского манифеста необычайно быстро оформилась многопартийная система, причем все партии, начиная от правых до левых, были критически настроены по отношению к царской власти. Правые выступали против ограничения верховной власти, левым было недостаточно тех уступок, которые сделала власть, и они требовали свержения самодержавия.

Весной 1906 г. Россия получила Основные законы в новой редакции. Формально, с точки зрения закона, в России была установлена ограниченная монархия, т.к. в соответствии со ст. 86 никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думой, однако фактически в России и после октября продолжала существовать абсолютная монархия. За царем сохранялся целый ряд приоритетных прав: глава государства, главнокомандующий армией и флотом, глава исполнительной власти, а также право созыва и роспуска народного представительства и право издания указов в промежутке между думскими сессиями. Государственная дума не имела права пересмотра Основных законов, ограничивались и ее бюджетные права. Новый строй представлял собой странное смешение строя конституционного с абсолютизмом.



К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие – внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не было объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров и Совет министров. Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.

В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала давать сбои.

Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 человек населения. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.

Раздел III. Государственное управление в

первой половине XX века.

ЩЕЧОК СЛАЙДА

Революция имела в себе несколько направлений:

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Вооружённые восстания (Моряков на броненосце Потёмкин, Декабрьское вооружённое восстание в Москве)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Крестьянские волнения – крестьяне стали захватывать помещичьи земли и распределять их между собой, убивать помещиков

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Политические убийства

Политические убийства

Всего с 1901 по 1911 г. жертвами революционного террора стали около 17 тысяч человек (из них 9 тысяч приходятся непосредственно на период революции 1905-1907 гг.). В 1907 году каждый день в среднем погибало до 18 человек. По данным полиции, только с февраля 1905 г. по май 1906 года было убито: генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников - 8, вице-губернаторов и советников губернских правлений - 5, полицеймейстеров, уездных начальников и исправников - 21, жандармских офицеров - 8, генералов (строевых) - 4, офицеров (строевых) - 7, приставов и их помощников - 79, околоточных надзирателей - 125, городовых - 346, урядников - 57, стражников - 257, жандармских нижних чинов - 55, агентов охраны - 18, гражданских чинов - 85, духовных лиц - 12, сельских властей - 52, землевладельцев - 51, фабрикантов и старших служащих на фабриках - 54, банкиров и крупных торговцев - 29.

а) землевладельческую (в неё входили все владевшие более 150 десятина ми земли)

б) городская (мещане, ремесленники, купцы, торговцы);

в) крестьянская курия

г) рабочая курия.

3. Выборы были косвенными (т. е. избиратели голосовали не за кандидатов, а за коллегию выборщиков)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Землевладельцы избирали выборщиков от губернии, которые избирали депутатов Государственной Думы; (две ступени)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Горожане избирали выборщиков от городов, выборщики от городов избирали выборщиков от губерний, которые избирали депутатов ГД (три ступени)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Крестьяне избирали волостных выборщиков, волостные избирали уездных, уездные – губернских, губернские избирали депутатов Государственной Думы (четыре ступени).

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Рабочие избирали съезд уполномоченных, они избирали губернских выборщиков, которые избирали депутатов ГД).

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Дума избиралась на 5 лет, возглавлялась председателем, которого избирали на один год император имел право её досрочного роспуска. Депутаты ГД могли распределятся по фракциям – партийным группам.

Компетенция Государственной Думы:

1. Рассмотрение и принятие законов (эти полномочия были ограничены, т. к. в промежутках между сессиями император имел право издавать указы, имеющие законодательную силу, которые потом должны быть утверждены ГД)

3. Депутатские группы имели право обращения с запросом к министрам и главе правительства

За всю предреволюционную историю в России работало четыре состава Государственных Дум:

Первая Дума проработала всего 72 дня (с 27 апреля по 8 июля 1906 г) – большинство в ней принадлежало кадетам и трудовикам (представителям крестьянства), главным вопросом, который обсуждался там, был аграрный. Депутаты ГД предложили насильственно изъять помещичьи земли, но правительство выступило резко против этого. Дума была распущено из-за своей революционности.

Вторая Дума проработала 102 дня (с 20 февраля по 3 июня 1907 г.) – в ней принимали участие социал-демократы, большинство опять было у кадетов и октябристов, была также распущена из-за своей революционности (формальный предлог – обвинение депутатов социал-демократов в подготовке мятежа, Столыпин потребовал лишить их депутатской неприкосновенности, Дума отказалась и за это была распущена).

Правительственным кругам стало ясно, что крестьянство перестало быть опорой самодержавной власти (это был первый звоночек – крестьянам нужна была земля, а кто там у власти их уже не волновало).

3 июня 1907 г. был издан новый избирательный закон с одновременным роспуском ГД (увеличивалось представительство помещиков и одновременно уменьшалось представительство крестьян).

Третья Дума – единственная, которая проработала полный срок (с ноября 1907 до июнь 1912 гг.) большинство было у правых монархических партий и октябристов. В целом Дума поддержала реформу Столыпина аграрную.

Четвёртая Дума (ноябрь 1912 – февраль 1917 гг.), она была распущена, об этом поговорим немного позже.

Государственный Совет – превратился в верхнюю палату Российского парламента, половина его членов назначалась царём, другая половина избиралась от земств,

дворянских обществ,

торгово-промышленных комитетов,

духовенства,

университетов,

члены его избирались на 9 лет, каждые три года Государственный Совет должен обновляться на 1/3.

Главная задача Гос. Совета – одобрение законов, принятых Государственной Думой.

Процедура принятия законов состояла из следующих этапов:

(КАЖДЫЙ РАЗ ПО ЩЕЛЧКУ)

Особое совещание по топливу – распределяло топливо между потребителями, осуществляла реквизицию топлива (принудительный выкуп по фиксированным ценам)

Особое совещание по продовольствию – проведение реквизиции продуктов.

Особое совещание по перевозкам – имело право принудительного использования транспорта по снабжению армии и флота

Совет министров – высший правительственный орган, учрежденный в 1861 году. Состоял из министров, главноуправляющих ведомств, председателей Государственного совета и Комитета министров, лиц, назначаемых царем. Создан для обсуждения дел общегосударственного характера, материалов и годовых отчетов о деятельности министерств и ведомств.

Заседания Совета министров были нерегулярными, и с конца 1882 до января 1905 года Совет министров не собирался.

По закону 19 октября 1905 года Совет министров был преобразован и превратился в постоянное высшее правительственное учреждение для:

Объединения действий министров и главноуправляющих ведомств по вопросам законодательства и высшего государственного управления;

Предварительного рассмотрения проектов законоположений перед внесением их в Государственную думу и Государственный совет;

Обсуждения предложений по общему устройству министерств;

Утверждения уставов акционерных обществ.

С апреля 1906 года компетенция Совета министров расширилась. Он получил право, в случае прекращения заседаний Государственного совета и Государственной думы, обсуждать законопроекты и передавать их на утверждение императору.

Комитет министров был упразднен в апреле 1906 года и его дела распределены между Советом министров и Государственным советом.

В 1906 году проведена реформа Государственного совета. Его деятельность была приспособлена к деятельности Государственной думы, и по правовому статусу Государственный совет стал второй, высшей парламентской палатой. Он стал состоять не только из членов по назначению императора, но и из равного числа членов по выбору. Выборы проводились не населением, а по специальному списку дворянскими обществами, губернскими земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, Академией наук и университетами.

Государственный совет имел равные права с Государственной думой, но мог не утвердить любой законопроект, принятый думским большинством.

После Февраля 1917 года высшим органом государственного управления стало Временное правительство.

Тема 5. Представительные органы власти

Земский собор

Земский собор – это центральное общегосударственное сословно-представительное учреждение середины XVI–XVII веков.

Сам термин «Земский собор» был введен в научный оборот историком С.М. Соловьевым и с середины XIX века в различных источниках этот орган, в основном, так и назывался. До этого времени встречалось другое определение – «Собор всея земли».

Собор состоял из двух палат:

Верхняя: царь, Боярская Дума, Освященный собор (верхи духовенства);

Нижняя: выборные лица от служилого сословия, купечества, ремесленников, иногда и черносошных крестьян.

Нормы представительства, периодичность созыва, сроки работы определены не были. Техника созыва собора выглядела следующим образом. Инициатива созыва, как правило, принадлежала правительству, которое рассылало воеводам особые призывные грамоты с предложением выбирать людей на очередной Земский собор. Воеводы доводили эти грамоты до населения. Избиратели (в основном, дворяне и посадские люди) выбирали депутатов, которых в то время называли выборными, составляли об этом протокол, скрепленный подписями. Но очень часто, из-за срочности решения определенных вопросов, собрать представителей с мест было сложно, и на собор созывали тех, кто ближе, в первую очередь столичное дворянство.

По способу созыва известны следующие группы Земских соборов :

Соборы, созываемые царем по своей инициативе (эта группа была преобладающей);

Соборы, созываемые царем, но по инициативе сословий;

Соборы, созываемые сословиями в отсутствие царя или против него;

По существу рассматриваемых вопросов соборы были:

Законодательные;

Военные, решающие важные стратегические вопросы;

Совещательные;

Избирающие на царство.

Соборы собирались чаще всего в одной из палат Кремля – Грановитой или Столовой. Дьяк зачитывал письмо – повестку дня собора. Решения собора оформлялись в специальный соборный акт.

Государственная дума

В начале XX века из-за событий Первой русской революции (1905–1907 годы) в России вводится система представительных учреждений.

Государственная дума – это представительное законодательное учреждение с ограниченными правами.

11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу. Выборы строились по куриальной системе (курия – это группа населения).

Курии:

Выборы были: не всеобщими (исключались женщины, мужчины до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств); не равными (один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи – в городской, на 30 тысяч – в крестьянской, на 90 тысяч – в рабочей); не прямыми (двух, а для рабочих и крестьян – трех- и четырехстепенные).

3 июня 1907 года был издан текст нового избирательного закона, урезавшего избирательные права подданных российской империи. Единая городская курия была разделена на первую и вторую, где в первую вошли представители крупной и средней торговой и промышленной буржуазии, богатые чиновники, владельцы крупной недвижимости, а во вторую – мелкая буржуазия. В рабочей курии было выделено 6 наиболее крупных промышленных губерний и рабочим только этих территорий давалось право выбирать своих депутатов. В других районах рабочие участвовали во второй городской курии, но если только соответствовали определенному имущественному цензу. Сократилось число выборщиков от крестьян и представителей национальных окраин.

Предметами ведения Государственной думы были:

Законодательные предложения, требовавшие издания законов и актов;

Рассмотрение государственного бюджета;

Отчеты государственного контролера по исполнению бюджета;

Дела о постройке железных дорог за счет казны, об учреждении акционерных обществ;

Дела, рассматриваемые по высочайшему повелению.

Принятые Государственной думой законопроекты получали силу закона после обсуждения и одобрения Государственным советом и утверждения императором.

Дума не могла возбуждать дела об отмене или изменении Основных государственных законов, вмешиваться в расходы двора и секретные расходы военного ведомства.

Государственная дума избиралась сроком на 5 лет, но до его истечения могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва Думы нового состава.

Всего в России состоялось четыре думских созыва:

Вопрос 34. Государственное управление в Российской империи в начале XX века

К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 ᴦ. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Далее рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. В случае если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие – внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 ᴦ. в России не было объединœенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров и Совет министров. В случае если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 ᴦ. вовсœе бездействовал.

В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала давать сбои.

Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 человек населœения. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.

Судебное устройство в целом основывалось на судебной реформе 60-х гᴦ. XIX в. В стране функционировал суд присяжных. Важно заметить, что для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон. Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции.

Традиционно важным государственным институтом в России являлась армия. К началу XX века, численность армии превысила 900 тыс. человек. В стране действовала всœеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существовала развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространяла единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителœей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был высокопрофессионален.

В организации жизни страны значительную роль играло местное самоуправление. Законодательно оно было закреплено в 60-е гᴦ. XIX в. в форме земств. Οʜᴎ избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан. В сферу их компетенции входили здравоохранение, дорожное строительство, статистика, агрономия, народное образование и страховое дело. К началу века в земствах происходит усиление дворянства. Над земствами усиливалась бюрократическая опека. Аналогом земств в городах было городское самоуправление, для участия в котором существовал обязательный имущественный ценз. В сельской местности многое определялось ʼʼмиромʼʼ, т. е. сельскими сходами, решавшими местные вопросы. ʼʼМирʼʼ был следствием существования крестьянской общины.

Система законов, действовавшая в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Квалификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. При этом в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношения работодателœей и наемных работников, купля-продажа земли.

Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась.

Так, 26 февраля 1903 ᴦ. в императорском Манифесте говорилось об убежденности ʼʼхранить вековые устои российской державыʼʼ, подавлять ʼʼсмутуʼʼ. Также провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и идти по пути ослабления ʼʼсословной неравноправностиʼʼ крестьян, т. е. большинства населœения страны. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, казалось, что спокойное развитие страны на базе привычного уклада жизни будет продолжаться бесконечно. Подобные ощущения наиболее полно выразил еще в 1897 г, государственный секретарь, впоследствии министр внутренних дел В. К. Плеве: ʼʼРоссия имеет свою отдельную историю и специальный стройʼʼ, ʼʼимеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословийʼʼ. Исполнительные структуры не были готовы к глубоким рыночным преобразованиям, на пороге которых стояла Россия.

Вопрос 34. Государственное управление в Российской империи в начале XX века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 34. Государственное управление в Российской империи в начале XX века" 2017, 2018.

  • - ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО США НАЧАЛА XX в.

    Градостроительство начала XX в. Лекция 2 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЗАПАДНЫХ СТРАН В XX в. На пороге XXI века мы предлагаем позитивное видение устойчиво развивающихся населенных пунктов, надежду на наше общее будущее и призыв подключиться к... .


  • - Скульптура XX века

    В 20-х гг., с переходом к мирной жизни, скульптура успешно развивается. Одним из известнейших скульпторов этого периода был Н. А. Андреев. Он создал ряд монументов для московских улиц и площадей. Его памятник драматургу А. Н. Островскому стал частью Театральной площади.... .


  • - Україна наприкінці XX – на початку XXI ст.

    ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ 6 Українська РСР другій половині 40-х – першій половині 80-х років XX ст. Самостійна робота до теми 9. Україна в роки Другої світової війни (1939-1945 рр.). Самостійна робота до теми 8. ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ... .


  • - XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД Блеск кометы Рекомендуемые критерии оценки Возможное...

  • Загрузка...