aracs.ru

Школьная энциклопедия. Батальная живопись

Батальный жанр в искусстве существует с древнейших времён – человечество постоянно воевало и продолжает воевать до сих пор.

Изображения битв и походов находят на рельефах Древнего Востока, на фронтонах зданий, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, на вазах Древней Греции и т.д.

Значение термина

Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». То есть батальный жанр посвящён военной тематике. Это могут быть сцены сражений, военных походов, героических подвигов – современных или прошлых лет и веков.
Если художник не только показывает сцену битвы, но и раскрывает смысл происходящего, приводит зрителя к осознанию значения того или иного исторического события, то такую картину можно отнести не только к батальному, но и к историческому жанру.
Если же на картине мы видим изображение быта и жизни военных или моряков, то батальный жанр здесь сочетается с бытовым.
Батальный жанр может включать элементы других жанров: портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

История батального жанра

Возрождение

В эпоху Возрождения изображения битв мы видим на полотнах Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Тициана, Тинторетто, на фресках Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари» (1503-1506)
Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 г. между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом. Д. Вазари так писал об этой картине: «...выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя...».

Формирование батального жанра

В XVI в. начинает формироваться батальный жанр в живописи. Вообще, что такое жанр? Это исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. И хотя само понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, жанровые различия существовали с тех пор, как человек начал рисовать. Формирование жанра как системы началось именно в XVI в.

Тинторетто «Битва при Заре» (около 1585). Венеция, дворец Дожей
Тинторетто ввёл в картину массу людей, вовлечённых в битву.
Глубоко осмысливал военные события испанский художник Д. Веласкес .

Д. Веласкес «Сдача Бреды» (1634)
Эту картину можно отнести и к батальному, и к историческому жанру, а также назвать её психологической, потому что на ней психологически точно показаны чувства победителей и побеждённых.
Сюжет картины: губернатор Юстин Нассауский передаёт ключи от города главнокомандующему испанскими войсками Амброзио Спиноле 5 июня 625 г., это всего лишь сцена передачи ключа от крепости Бреда. Почему же картина относится к батальному жанру? Но этому моменту предшествовала многомесячная осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. 80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами. Амброзио Спинола, использовав паузу в войне, осадил крепость. С военной точки зрения осада Бреды была бесполезной, но с точки зрения политики имела большой эффект. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. И вот наступила развязка: ключи от Бреды передаются победителям.
Разбитые голландцы и их предводитель поставлены в унизительное положение и вызывают сочувствие. Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах. Но он старается принять случившееся с достоинством. Победитель выше побеждённого, вся его фигура выражает снисхождение, он успокаивающе похлопывает по плечу своего противника, он почтительно уважителен. Лошади на этой картине как бы подчёркивают особенности своих хозяев: спокойная скромная лошадь принадлежит побеждённому, а грациозная игривая лошадь Спинолы – под стать победителю.

Русский батальный жанр

В XVIII в. появились произведения русского батального жанра. И здесь прежде всего хочется вспомнить работу В.М. Ломоносова «Полтавская баталия», хотя она принадлежит к мозаичной живописи.

«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург (1762-1764)
Полта́вская би́тва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе.
10 июля в честь победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении считается Днём воинской славы России.
Русский батальный жанр всегда проникнут особым духом патриотизма и стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов.
Война с Наполеоном отразилась в творчестве многих художников, т.к. в ней проявились все лучшие качества русских людей: бесстрашие, самопожертвование, патриотизм.

Ф. Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»
Панораму «Бородинская битва» художник написал к 100-летию Отечественной войны 1812 г. по заказу императора Николая II. Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова.

Франц Алексе́евич Рубо́ (1856-1928) – русский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Он является основоположником отечественной школы панорамной живописи, автором почти 200 монументальных полотен.

Ф. Рубо «Осада ереванской крепости русскими войсками в 1827 г.»
Наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников. Вот ещё одна картина, изображающая сцену войны.

Б. Виллевальде «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году» (1884). Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Богда́н (Го́тфрид) Па́влович Виллева́льде (1818-1903) – русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств. Любимой темой его творчества была Отечественная война 1812, он хорошо изучил эпоху Наполеона и возвращался к этой теме постоянно. Его работы отличаются мягким юмором, умением изображать живые военно-бытовые сцены.

Б. Виллевальде «Встреча офицеров русской гвардейской кавалерии с жителями одного из европейских городов»
Виллевальде был руководителем баталического класса Академии художеств до реформы её в 90-х годах XIX в., его отличному преподавательству обязаны своим художественным развитием почти все наши новейшие баталисты.

Никола́й Дми́триевич Дми́триев-Оренбу́ргский (1837-1898) – русский батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств. Он создал целый цикл картин о Русско-турецкой войне (1877-1878 гг.).

Н. Дмитриев-Оренбургский «Бой под Плевной 27 августа 1877 года» (1883)
Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842-1904) – русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Выпускник Морского кадетского корпуса, он всю жизнь был связан с армией: был в Самарканде во время его осады бухарцами; был в действующей русской армии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., где получил тяжёлое ранение. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России», серия «Варвары». Цикл «Наполеон в России» включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции.

В. Верещагин «Перед Москвой в ожидании депутации бояр»

В. Верещагин «Наполеон на Бородинских высотах» (1897)

В. Верещагин «Конец Бородинского боя»
Одной из самых известных работ батального жанра вообще и работ художника является картина «Апофеоз войны».

В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Холст, масло, 127 х 197 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».
Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. По другой версии, эта картина была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.
Почему эту картину относят к батальному жанру, хотя на ней не изображены сцены битв, даже люди не присутствуют на полотне?
Это картина-аллегория, картина-протест против войн. Война – это всегда смерть и опустошение. Пирамида из человеческих черепов изображена Верещагиным на фоне разрушенного города и обугленных деревьев. Всё уничтожено, остались одни во́роны, но и им уже нечем поживиться здесь. Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть. Известный русский художественный критик В. Стасов считал, что этой картиной Верещагин выступает в роли историка и судьи человечества.

Митрофан Борисович Греков (1882-1934) – советский художник-баталист русского казачьего происхождения.
«Трубачи Первой конной» – самое известное его произведение.

М. Греков «Трубачи Первой конной»

По его идее 29 ноября 1934 г. была создана Студия военных художников, впоследствии названная его именем. Студия военных художников им. М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов). Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела. Их объединяет идея служения своим искусством Отечеству, воссозданию в художественных образах знаменательных страниц доблести и славы русского оружия, истории армии и народа. В основе их деятельности – метод реализма.
Вот картина члена этой студии.

Андрей Вениаминович Сибирский «После задания. Ханкала. Чечня» (1998). Холст, масло. 130 х 200 см
Пётр Александрович Кривоно́гов (1910-1967) – советский живописец-баталист. В 1939 г. он был призван в армию. Великую Отечественную войну прошёл в действующих войсках от Москвы до Берлина. Наиболее известные его произведения – о Великой Отечественной войне.

П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости» (1951)
В батальном жанре работали и непрофессиональные художники. Например, русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов на протяжении всей своей короткой жизни увлекался рисованием и живописью, брал уроки живописи у П. Е. Заболотского, который написал маслом два портрета Лермонтова (в 1837 и 1840 гг.).

М.Ю. Лермонтов «Автопортрет» (1837-1838). Бумага, акварель. Литературный музей (Москва)
Одной из любимых тем Лермонтова-художника была военная тема. Лучшие его работы связаны с Кавказом и исполнены в духе романтической живописи.

М.Ю. Лермонтов «Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 г.». Картон, масло. 65,8 × 79,3 см

(от франц. bataille - битва)

жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого; Б. ж. присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Б. ж. с историческим жанром (См. Исторический жанр). Деятельность художников-баталистов, постоянно связанная с жизнью армии и флота, способствовала расширению рамок Б. ж., дополняемого сценами военного быта (в походах, казармах, лагерях), которые одновременно относятся и к бытовому жанру (См. Бытовой жанр), а также обобщёнными образами воинов, фронтовыми зарисовками и т.д. Прогрессивная тенденция в развитии Б. ж. 19-20 вв. связана с реалистичным раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств.

Формирование Б. ж. относится к 16-17 вв., но изображения битв известны в искусстве с древнейших времён. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В древнегреческой вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравственный образец воинская доблесть мифических героев; уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием (римская мозаичная копия эллинистического образца 4-3 вв. до н. э.). Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на тканях («Ковёр из Байё» со сценами завоевания нормандцами Англии, около 1073-83), в европейских и восточных книжных миниатюрах («Лицевой летописный свод», Москва, 16 в.), иногда на иконах; многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, индийских росписях, японских живописи. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа - 15 в.); героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц, и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504-06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе; Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537-38), а Тинторетто - неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634-35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. ван де Велде в Голландии). В 18 в. условным официальным баталиям противостояли правдивые изображения тягот походной и лагерной жизни (А. Ватто во Франции), а позднее - картины американских живописцев (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. - картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Историзм и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, показавшего и драматически страстное напряжение массовых битв, и жестокость завоевателей, и воодушевление борцов за свободу. Освободительными движениями навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, Я. Чермака в Чехии, Дж. Якшича в Сербии и др. Во Франции романтическая легенда о Наполеоне окрашивает полужанровые картины Н. Т. Шарле и О. Раффе. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Берне) националистические концепции и ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционных условных композиций с полководцем в центре (В. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839-43) создать народно-героическую эпопею. Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф.Тимма на темы Крымской войны 1853-56.

Развитие реализма во 2-й половине 19 - начале 20 вв. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологических начал в Б. ж., внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Во Франции реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали Э. Детай и А. Нёвиль; но в больших композициях и Панорамах сохранялась ходульность официальной концепции. В России в связи с развитием пейзажной и жанровой живописи расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К. Н. Филиппов, П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов), отразившая под влиянием демократического движения тяготы солдатской жизни и повседневный героизм русского солдата. Особенно сильно и всесторонне, с бесстрашной правдивостью показал суровые будни войны В. В. Верещагин, обличавший милитаризм, бездушную жестокость завоевателей и запечатлевший мужество и страдания народа. Верещагин решительно ломал традиционные схемы Б. ж. и в батально-исторических картинах, так же как Передвижники - И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса. Реализм передвижников повлиял и на академическую Б. ж., особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902-04; «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий.

В 20 в. социальные и национально-освободительные революции, небывало разрушительные войны радикально изменили сложившиеся принципы Б. ж. В буржуазных странах традиционные батальные композиции приобрели преимущественно шовинистический смысл, особенно в странах фашистской диктатуры, где в бездушных ложно монументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, немецкий художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х. К. Ороско, протестуя против империалистических войн и насилия, создали ярко эмоциональные символические образы народной трагедии. У многих художников военные сцены окрашены настроениями мрачного отчаяния, а зачастую несут печать экспрессионизма или сюрреализма.

В советском искусстве Б. ж. получил беспримерно широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Отправляясь от реалистических традиций Б. ж., советские баталисты выдвинули на первый план героический образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Советский Б. ж. формировался в графике периода Гражданской войны 1918-20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца; новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников (См. Студия военных художников) имени М. Б. Грекова (П. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др.), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Для советского Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы (См. Диорама)), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. Борьба с империалистической реакцией и фашизмом породила в искусстве социалистических государств и в прогрессивном искусстве капиталистических стран стремление возродить и переосмыслить реалистическое наследие Б. ж. - в изображениях антифашистских и революционных битв (К. Дуниковский в Польше, Дж. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Салим в Ираке), истории освободительной борьбы народов (М. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике).

Лит.: Садовень В. В., Русские художники баталисты XVIII-XIX веков, М., 1955: Бродский В., Советская батальная живопись, Л.-М., 1950; Alexandre A., Histoire de la peinture militaire en France, P., 1890.

А. М. Комаров .

  • - ЖАНР - определенный вид литературного произведения...

    Словарь литературных терминов

  • - исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе: 1) принадлежности произведения к тому или иному литературному роду...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений и военных походов современности или прошлого...

    Большая Советская энциклопедия

  • - БАТАЛЬНЫЙ жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни...

    Большой энциклопедический словарь

  • - бата́льный прил. 1. соотн. с сущ. баталия 1., связанный с ним 2. Изображающий сражения, битвы и другие военные события...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - БОН ЖАНР * bon genre. 1. Хороший тон. Ср. Bon ton. - Мои отношения к Прасковье Алексеевне вы знаете? Она сама губернаторше ни ботонностью и ничем не уступит, такая comme il faut и bon genre, что чудо! И. Аксаков в его письмах 2 168. 2...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - БАТА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое. Изображающий войну. Батальная живопись. Батальные сцены...

    Толковый словарь Ожегова

  • - БАТА́ЛЬНЫЙ, батальная, батальное. Изображающий военные сцены...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - бат"...

    Русский орфографический словарь

  • - БАТАЛЬНЫЙ ая, ое. bataille f. 1. устар. Отн. к баталиям, связанный с ними. БАС-2. Офицерам обучать прилежно солдат скорострельной пальбе, т. е. называемому батальному огню. 1787. Суворов. СВИМ 4 7...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - ДЕ ЖАНР * de genre. То же, что жанровая картина. Обращаясь к картинам de genre, укажем на замечательнейшия из них. БДЧ 1850 104 3 85. Что же касается до рода, так называемого de genre, то кто превзошел его <брюллова>...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - бата́льный изображающий военные сюжеты, напр, б-ая живопись...
  • - безостановочная пальба...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"Батальный жанр" в книгах

«Низкий» жанр

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

«Низкий» жанр 1980 год. Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов. В городе Ереване.Меня пригласили с «Местом встречи». Фильм уже два раза прошел по Центральному телевидению; страна вымирала, все сидели у телевизоров. «Ну, - думаю, - обязательно что-нибудь дадут! Не

Жанр

Из книги Ближний взгляд.Тексты этих лет автора Юрский Сергей Юрьевич

Жанр Нельзя сказать, что никогда ничего подобного не было на телевидении раньше. И все-таки жанр этих фильмов был особенный. Во-первых, УРОВЕНЬ ВСЕХ составляющих, во-вторых, ПОСТОЯНСТВО выхода и появления фильмов на экране, и в-третьих (это главное), СООТНОШЕНИЕ

ЖАНР

Из книги Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа автора Сухих Игорь Николаевич

ЖАНР Михаил Бахтин говорил о памяти жанра. У этого жанра короткая память: ему не исполнилось и ста лет. Книге «Пушкин в жизни» (1926–1927) В. В. Вересаев дал подзаголовок «Систематический свод подлинных свидетельств современников». Так появился биографический монтаж, жанр в

«Рваный» жанр

Из книги История русского шансона автора Кравчинский Максим Эдуардович

«Рваный» жанр В 1882 году Владимир Иванович Немирович-Данченко, родной брат будущего основателя МХТа, написал песню «Умирающий»: Отворите окно… отворите!.. Мне недолго осталося жить; Хоть теперь на свободу пустите, Не мешайте страдать и любить! Горлом кровь показалась…

Особый жанр

Из книги автора

Особый жанр Артистические байки – особый жанр. Занимательные истории, передаваясь из уст в уста, со временем обрастают новыми деталями и превращаются в отточенный анекдот. И уже не знаешь – было это на самом деле или нет, а если было, то, порой выясняется, иногда с

Как начинается жанр

Из книги Чертов мост, или Моя жизнь как пылинка Истории: (записки неунывающего) автора Симуков Алексей Дмитриевич

Как начинается жанр Приведу пример: к моему больному сыну ходила массажистка. Все, что было связано с моей жизнью, с ним, с ней, было миром стены, к которой я стоял лицом, - обычным, знакомым мне миром… Но как-то, кончив сеанс, массажистка вздохнула и сказала: «Бегу к своему

Новый жанр

Из книги Изнанка экрана автора Марягин Леонид

Новый жанр А. Довженко смотрел фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и после красно-черного эпизода плясок опричников изрек:- Опера.Его сосед по просмотровому залу напомнил:- Вы это уже говорили по поводу «Александра Невского».- То была опера днем, а это - опера

ЛЮБОВЬ КАК ЖАНР

Из книги Отрывки из Ничего автора Ванталов Борис

ЛЮБОВЬ КАК ЖАНР Одна знакомая рассказывала недавно несколько часов о несчастной любви.То есть любовь была взаимной, страстной, но в силу целого ряда обстоятельств не могла увенчаться браком.Оба действующих лица романа по сию пору понимают, что упустили главную удачу

Жанр

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Жанр Одновременно с расцветом барочного искусства, в Венеции же зародилась та форма живописи, которая должна была с течением времени сделаться доминирующей во всей Европе. Мы говорим о бытовой живописи, более известной под уродливым наименованием жанровой. Черты

Жанр

Из книги Паралогии [Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000 годов] автора Липовецкий Марк Наумович

Жанр Иногда спрашиваешь себя: «А как-нибудь еще возможно?», и кажется в тот момент, что вроде бы и возможно. Л. Рубинштейн, «Элегия» «Поэзия на карточках», картотека или «каталог» как жанр был придуман Рубинштейном, разумеется, в докомпьютерные времена. Оговорка эта - на

Барбой Юрий

9. Жанр Мы согласились с М.М. Бахтиным, что художественные произведения - это высказывания, и что в каждой сфере есть свои устойчивые типы таких высказываний. Бахтина нетрудно понять так, что жанры и являются этими типами. Так оно и есть, только надо принять во внимание, что

Жанр

Из книги Введение в Новый Завет Том II автора Браун Рэймонд

Жанр В предыдущем разделе я намеренно говорил несколько неопределенно о том, что «к форме письма было адаптировано произведение другого литературного жанра» (§1) и - о «вдохновляющем изложении некоторых аспектов учения Павла» (§3). Сходство с письмом здесь минимальное,

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР В КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ НА ПРОТЯЖЕНИЕ IV ВЕКОВ. (XVIII – XXI вв)

2 слайд

Описание слайда:

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: батальный жанр в русской живописи XIII – XXIвеков. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

3 слайд

Описание слайда:

ВВЕДЕНИЕ Кто, хоть однажды видел картину В.В. Верещагина написанную еще в 1872 году, «Апофеоз войны», наверняка, запомнит ее на всю жизнь. Груда черепов – почти правильной формы «пирамида ужаса». Сегодня то тут, то там пылают факелы сражений. Объединяет их одно – смерть человека. Художник пытался предостеречь людей, заставить их содрогнуться от ужаса, созерцая эти страшные атрибуты войны. Эта картина – призыв уберечь уникальность, неповторимость каждой человеческой жизни. Почему картины, созданные многими сотнями лет тому назад, не утратили своей актуальности и воспринимаются как современные? Это важно понять для того, что бы ответить на вопросы, касающиеся нравственного патриотического воспитания человека XXI века, формирования его мировоззрения. Герои баталистов – солдаты, простые люди. «Это всё тот же народ, только…носящий мундир и ружьё» – писал В.В. Стасов. Картины о войне – это судьба одного человека и всего человечества. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛЬ: РАССМОТРЕТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ БАТАЛЬНОГО ЖАНРА ЧЕТЫРЕХ ВЕКОВ, ОБРАТИВ ВНИМАНИЕ НА НЕСУЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРОЕ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В КАРТИНАХ. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

6 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ: 1. Найти как можно больше сведений о живописи военных времен. 2. Выявить определяющие черты формирования батального жанра в отечественной художественной культуре. 3.Осмыслить эстетические аспекты батального жанра художников, которые оставили яркий отпечаток в истории четырех веков (XIII – XXI вв). 4.Исследовать особенности картин батального жанра в творчестве художников XVIII – XXI вв. 5.Раскрыть современное восприятие художественных картин батального жанра и показать в научно – практической работе смысл полезного воздействия на учащихся, в изучении данного материала. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

7 слайд

Описание слайда:

ГЕПОТЕЗА: «Если картина передает правдивое историческое содержание, то она может служить источником нравственного патриотического воспитания человека, носителем общечеловеческих ценностей». copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

8 слайд

Описание слайда:

Научная новизна состоит в том, что совокупность полученных результатов и выводов содержит решение проблем, касающихся нравственных основ формирования личности современного человека. Батальные полотна рассматриваются как источник гражданского патриотического воспитания подрастающего поколения. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

9 слайд

Описание слайда:

ИСТОКИ РУССКОГО БАТАЛЬНОГО ЖАНРА И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Батальный жанр - это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. Формирование батального жанра началось в XVI веке. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Реализм – это правдивое отражение объективной действительности. В России активное развитие батального жанра начинается со времен побед Петра I и его полководцев. Зародился русский патриотический батальный жанр еще в XVIII веке. Это картины «Куликовская битва», мозаика мастерской М.В. Ломоносова «Полтавская битва» и др. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания народа. Великая Отечественная война 1941 – горе сблизило все народы, которые проживали в России. В списке баталистов четырех веков есть известные и не очень известные художники. Это Никитин И.Н., Верещагин, А.А. Дейнека Л.И. Шакинько, А. Хомутинников, молодые современные художники. Разные работы, разные судьбы, но целостность восприятия их творчества проявляется сразу же, как только мы обращаемся к историческому рассмотрению материала. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

10 слайд

Описание слайда:

Картины батального жанра на фоне четырёх веков В чем отличается творчество современных баталистов от искусства прошлых лет? Ведь изображения военноначальников, военных походов, сражения известны давным–давно. Даже иконопись не обошла своим вниманием военные сражения. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

11 слайд

Описание слайда:

XVIII век Одна из первых полотен «Куликовская битва» (1720 – е годы) приписывается И.Никитину. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

12 слайд

Описание слайда:

XIX век В XIX веке художники баталисты глубоко осознавали свою великую гражданственность. Само название говорит нам о содержании этого произведения - «Бородинская битва окончена». Эту картину Верещагин нарисовал в период с 1899 по 1900 года. Художник создает гармоничную картину, но для этого ему пришлось изучить военные карты, гравюры, рисунки, и прочую литературу. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

13 слайд

Описание слайда:

XX век Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Не сгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом в картине «Оборона Севастополя». copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

14 слайд

Описание слайда:

Нарисовать войну берется не каждый Мало у кого выходит отразить всю боль военного времени. Афганская война……. Художник - Леонид Исидорович Шакинко, картина «Старший лейтенант П.В. Довнар» copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

15 слайд

Описание слайда:

«Не сбывшаяся мечта юных «афганцев»» copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

16 слайд

Описание слайда:

«Источник» Источник – символ жизни? Может быть,… ясно лишь одно, картина очень глубокая…… copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

17 слайд

Описание слайда:

«Матерь Вера, Надежда, Любовь» В этой картине передана вся горечь, вся боль, все отчаяние Афганской войны… copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

18 слайд

Описание слайда:

«Бабушка ВЕРА» картина художника Анатолия Хомутинникова copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

19 слайд

Описание слайда:

XXI век Мы жители XXI века. Тема войны до сих пор актуальна. Сейчас идет война на Украине. У художников батального жанра вновь и вновь появляются темы для создания новых исторических полотен. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

20 слайд

Описание слайда:

Мне снится календарь без черных дат. И что однажды прекратились битвы… Военный БОГ, храни своих солдат! Пусть их спасут надежды и молитвы! copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

21 слайд

Описание слайда:

Заключение Изучив картины батального жанра художников, на протяжение четырех веков, можно сделать вывод: если картины передают правдивое историческое содержание и вызывают чувство сопереживания, гордости, сострадания, ненависти к войне, а это показал опрос моих сверстников, то они являются носителем общечеловеческих ценностей и могут служить источником патриотического воспитания человека. Наша гипотеза нашла подтверждение. Художники разных веков продолжают традиции мастеров прошлых столетий в изображении батальных сцен. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

22 слайд

Описание слайда:

Анализ проделанной работы позволяет нам выявить пути передачи правды о войне. 1.Все лучшие баталисты сами были активными участниками военных действий. Это дает им возможность показать войну масштабно, во всех ее проявлениях. 2.Используя приёмы выбора колорита, композиции, пейзажа, они добиваются создания необходимой для восприятия атмосферы и настроения. 3. Обращение к теме народного героизма, вызывает чувство уважения и доверия, как к авторам картин, так и к их героям. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (от итальянского battaglia - битва), изображение битвы, войны, военного быта в искусстве. Батальный жанр при воссоздании военных эпизодов прошлых или мифологических событий смыкается с историческим жанром и с мифологическим жанром; иногда сближается с бытовым жанром и портретом (образ полководца на фоне сражения), нередко содержит элементы пейзажа (в том числе марины), анималистического жанра (конница, боевые слоны и т.п.) и натюрморта (доспехи, трофеи и др.).

Самые ранние изображения сражений - в наскальных росписях эпохи неолита. Войны Древнего Востока запечатлены в многочисленных рельефах и росписях. В древнеегипетских храмах и гробницах изображались фараон-полководец, осады городов, шествия пленных и так далее. Подобные сюжеты культивируются и в искусстве Междуречья («Битва на верблюдах», рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, середина 7 века до нашей эры, Британский музей, Лондон). В древнегреческом искусстве воспевается воинская доблесть мифологических персонажей (амазономахия, кентавромахия, титаномахия), героев и реальных полководцев (смотри описания батальных картин у Плиния Старшего; «Битва Александра с Дарием», римская мозаичная копия 2 века до нашей эры с эллинистического образца 4-3 веков до нашей эры, Национальный музей, Неаполь). Специфическая разновидность батального жанра в искусстве Древнего Рима - батальные рельефы триумфальных арок и колонн (арка Тита, 81 год нашей эры; колонна Траяна, начало 2 века; обе - в Риме).

В средневековом искусстве батальный жанр представлен в европейской книжной миниатюре и ковроткачестве (так называемый Ковёр из Байё со сценами битвы при Гастингсе, около 1080 года), скульптуре погребальных сооружений Китая, японской графике, индийской живописи, иранской миниатюре. В живописи итальянского Возрождения батальный жанр развивается с середины 15 века в творчестве П. Уччелло и Пьеро делла Франчески. Мастера Высокого Возрождения в батальном жанре создают идеальные героические образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-е годы), в том числе полководцев на фоне битвы («Карл V в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548 год, Прадо, Мадрид); Тинторетто в батальном жанре привлекала возможность изобразить большие массы людей («Битва при Заре», около 1585 года, Дворец дожей, Венеция). Своеобразное звучание батальный жанр получил в искусстве Северного Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 год, Старая пинакотека, Мюнхен) сражение показано на фоне космического пейзажа; П. Брейгель Старший использовал батальный жанр для аллегорического отображения испанского террора в картине «Триумф смерти» (1562-63 годы, Прадо).

В 17-18 веках в рамках батального жанра трактуются библейские и мифологические сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, около 1625 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург, и др.). Батальный сюжет раскрывается как историческое событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634-35 годы) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 год; обе — в Прадо). П. П. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений батального жанра («Битва греков с амазонками», около 1618 года, Старая пинакотека, Мюнхен; аллегорическая картина «Последствия войны», около 1637-38 годов, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в искусстве барокко (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции). Сцены военного быта у фламандских живописцев (Д. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты, играющие в карты или кости, - аллегория превратностей судьбы). Острое трагическое звучание батальный жанр получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632-33 годы).

Наполеоновские войны питали батальный жанр 1-й половины 19 века: патетические картины А. Гро и Ж. Л. Давида, посвящённые Наполеону; романтичные образы Т. Жерико, О. Верне, поляка П. Михаловского, немецких художников П. Хесса, А. Адама и Ф. Крюгера. Героическое сопротивление испанцев французской интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-20 годы). Один из главных мастеров французского романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830 год, Лувр, Париж), в позднеромантичной живописи батальный жанр сближается с историзмом (Я. Матейко). Развитие реализма во 2-й половине 19 - начале 20 веков привело к усилению жанровых мотивов в батальном жанре (А. фон Менцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США). Франко-прусская война 1870-71 годов получила реалистическое отображение в картинах Э. Детая и А. Нёвиля; события мексиканской истории - в творчестве Э. Мане. Батальный жанр процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье).

В конце 19 - начале 20 веков тема войны получила мистико-символическую трактовку (Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Кубин, О. Дикс). С батальным жанром связаны антивоенные по сути произведения П. Пикассо («Герника», 1937 год, Центр искусств королевы Софии, Мадрид) и С. Дали («Предчувствие гражданской войны», 1936 год, Музей искусств, Филадельфия). Батальный жанр в нацистской Германии был ориентирован на стилистику позднего романтизма, культивировал пафосную героику. В батальном жанре 2-й половины 20 века преобладала историческая и антивоенная тематика.

В искусстве России батальный жанр появляется в средневековой книжной миниатюре, иконописи. В 18 веке западноевропейские баталисты привлекаются в Россию для прославления побед Петра I («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж, и др.). В батальном жанре работали мастера гравюры (А. Ф. Зубов) и мозаики (М. В. Ломоносов). С основанием петербургской Академии Художеств батальный жанр преподаётся в двух классах - батальном и историческом. Исторические живописцы создают портреты полководцев (Г. И. Угрюмов), изображают подвиги героев (А. И. Иванов). К документальной точности тяготеют А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу; аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года - в рельефах Ф. П. Толстого. Романтичную версию исторического батального жанра создал К. П. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839-43 годы, ГТГ), морских баталий - И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Вне академической традиции - работы М. Н. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. Орловского, произведения Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова на темы кавказской войны. Бытовой элемент привнёс в батальный жанр П. О. Ковалевский, в реалистическом духе трактовались исторические темы у В. И. Сурикова, И. М. Прянишникова, А. Д. Кившенко. Большую роль в развитии батального жанра в русском искусстве сыграли обличительные произведения В. В. Верещагина. С батальным жанром связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902-04 годы, Севастополь; «Бородино», 1911 год, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода.

В советский период батальный жанр претворился в графике периода Гражданской войны 1918-1922 годов (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. Особое значение для развития советского батального жанра имеет творчество М. Б. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934 год, ГТГ). Великая Отечественная война стала главной темой батального жанра 1940-х годов и 2-й половины 20 века. Наиболее значителен вклад мастеров Студии военных художников имени М. Б. Грекова; серии фронтовых зарисовок и графические циклы создали Н. И. Дормидонтов, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис. Событиям войны посвящены работы Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Г. Г. Нисского, Я. Д. Ромаса, Ф. С. Богородского, В. Н. Яковлева и др. В русском искусстве с середины 20 века возрождается интерес к историко-батальным темам: Куликовской битве (М. И. Авилов, А. П. Бубнов, И. С. Глазунов, С. Н. Присекин), Отечественной войне 1812 года (Н. П. Ульянов).

С батальным жанром связаны памятники героям и полководцам, военные мемориалы и тому подобное — произведения архитектуры и скульптуры, содержащие военную атрибутику (смотри Арматура), украшенные рельефами со сценами сражений и побед.

Лит.: Тугендхольд Я. Проблема войны в мировом искусстве. М., 1916; Садовень В. В. Русские художники-баталисты XVIII-ХIХ века М., 1955; Hodgson Р. The war illustrators. L., 1977; Зайцев Е. В. Художественная летопись Великой Отечественной. М., 1986; Мир и война глазами художников. (Кат. выставки). Б. м., 1988; Hale J.R. Artists and warfare in the Renaissance. New Haven, 1990.

Батальная живопись бата́льная жи́вопись

(баталистика) (от франц. bataille – битва), жанр живописи, посвящённый военной тематике: войнам, сражениям и сценам воинского быта. Художников, работающих в батальном жанре, называют баталистами. Изображение будней солдат и офицеров относится одновременно к бытовому жанру («Бивуаки» А. Ватто и П. А. Федотова ). Баталистика является разделом исторической живописи , круг сюжетов которой составляют важные события в жизни народов (такими событиями часто становятся сражения и воинские подвиги). Соприкасается также с портретным жанром: правители всех времён желали представать победителями на поле битвы. Наряду с прославлением воинских подвигов и побед, с эпохи Возрождения наметилось второе направление в батальной живописи: произведения, создававшиеся как протест против войны, осуждавшие её бесчеловечность; акцент в них сделан на страданиях, горе, ужасах, которые несёт с собой война (офорты Ж. Калло, Ф. Гойи ; «Апофеоз войны» В. В. Верещагина , 1871; «Война» О. Дикса, 1929-32; «Герника» П. Пикассо , 1937).

Сцены сражений появляются уже в первобытных наскальных росписях. Битвы и военные походы изображали в античных фресках и мозаиках («Битва Александра Македонского с Дарием» из Помпей , копия древнегреческой мозаики 4–3 вв. до н. э.), в средневековых книжных миниатюрах, на коврах (ковёр из Байё, Франция, 11 в.). Подлинный расцвет жанра начинается в эпоху Возрождения, когда возрос интерес к истории, и появилось стремление прославить величие подвига и совершившего его героя, показать ожесточение схватки (фреска «Битва при Сан Романо» П. Уччелло , сер. 1450 х гг.; картоны «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи , 1503-06, и «Битва при Кашине» Микеланджело , 1504-06, и др.). В 17 в. тема прославления доблести героев сочеталась с интересом к человеческой психологии. В «Сдаче Бреды» Д. Веласкеса (1634) благородство и чувство собственного достоинства подчёркнуто и в победителях, и в побеждённых; тонко показаны оттенки чувств. К батальному жанру обращались «малые голландцы» , и прежде всего Ф. Вауверман: небольшие, яркие эпизоды сражений полны динамики и меткой наблюдательности, хотя и лишены масштабности. Представители романтизма создавали драматические полотна, полные страстного негодования против жестокости завоевателей и горячего сочувствия к борцам за освобождение («Резня на острове Хиос» Э. Делакруа , 1826, посвящённая борьбе Греции против турецкого ига). Надежды и разочарования наполеоновской эпохи отразились в полотнах Т. Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812; «Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814).


В России сцены сражений встречаются уже в иконах («Битва суздальцев с новгородцами», 15 в.; «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани Иваном Грозным, 1552-53) и в книжной миниатюре («Сказание о Мамаевом побоище», 17 в.). В 18 в. гравюры на темы сражений Северной войны создавал А. Ф. Зубов , мозаики – М. В. Ломоносов («Полтавская баталия», 1762-64). Жанр переживает расцвет во второй пол. 19 в. В монументальных полотнах эпопеях В. И. Сурикова («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899) героем представал весь народ. Морские сражения писали И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Выдающимся баталистом был В. В. Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях. В картинах Туркестанской (1871-74) и Балканской (1877-80 е гг.) серий представлена не героика побед, а неприкрашенная правда о войне. В 20 в. традиции батального жанра в России продолжили М. Б. Греков и мастер панорам Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902-04; «Бородинская битва», 1911). Особое место в советской баталистике занимает тема Великой Отечественной войны (А. А. Дейнека , С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Кукрыниксы ).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "батальная живопись" в других словарях:

    Военно исторический род живописи (сражения, походы, всяк. рода смотры, парады, встречи и пр.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ изображение различных моментов морских и сухопутных… … Словарь иностранных слов русского языка

    Батальная живопись - БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. См. Живопись батальная … Военная энциклопедия

    Живопись батальная - ЖИВОПИСЬ БАТАЛЬНАЯ. Живопись и скульптура интересовались войною съ самаго своего возникновенія. Барельефы Ниневіи, памятники Египта знакомятъ насъ съ воен. сценами сѣдой древности. Греко рим. скульптура въ безчисл. храмахъ, въ барельефахъ… … Военная энциклопедия

    ЖИВОПИСЬ, живописи, мн. нет, жен. (книжн.). Искусство изображать предметы красками. Брать уроки живописи. || собир. Произведения этого искусства. Живопись на стенах потрескалась. Голландская, итальянская живопись. || Манера изображения, как… … Толковый словарь Ушакова

    Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд … Википедия

    И; ж. 1. Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок. Масляная, акварельная ж. Ж. маслом. Портретная, пейзажная ж. Жанровая, батальная ж. Заниматься живописью. Интересоваться живописью. Уроки… … Энциклопедический словарь

    Искусство изображать предметы на какой либо поверхности (стены, доски, холста) красками, с ближайшей целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    живопись - и; ж. 1) а) Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок. Масляная, акварельная жи/вопись. Жи/вопись маслом. Портретная, пейзажная жи/вопись. Жанровая, батальная жи/вопись. Заниматься живописью … Словарь многих выражений

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

    XII. Архитектура и изобразительное искусство = Древнейший период … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Боевая летопись России. Александр Аверьянов. Батальная живопись , Кибовский А.В.. Батальный жанр занимает особое место в изобразительном искусстве. Этот вид живописи является одним из самых сложных для художника. Приступая к работе, мастер должен решить не только…
Загрузка...