aracs.ru

Необычные традиции и обычаи, которые существуют только в европе. Рождественские традиции западной европы

В результате проведенных исследований было установлено, что в данное время на территории современной Европы проживает 87 народов, из них 33 являются основной нацией для своих государств, 54 - этническое меньшинство в странах, где они проживают, их количество составляет 106 миллионов человек.

Всего в Европе проживает около 827 миллионов человек, эта цифра каждый год неуклонно растет за счет эмигрантов из стран Ближнего Востока и приезжающих сюда на работу и учебу большого количества людей изо всех уголков нашей планеты. Наиболее многочисленными европейскими народами считаются русская нация (130 миллионов человек), немецкая (82 миллиона), французская (65 миллионов), британская (58 миллионов), итальянская (59 миллионов), испанская (46 миллионов), польская (47 миллионов), украинская (45 миллионов). Также жителями Европы являются такие еврейские группы как караимы, ашкенази, роминиоты, мизрахим, сефарды, общая их численность - около 2-х миллионов человек, цыгане - 5 миллионов человек, ениши («белые цыгане») - 2,5 тысячи человек.

Несмотря на то, что страны Европы имеют пестрый этнический состав, можно скзать что они в принципе прошли единый путь исторического развития и их традиции и обычаи сформировались в едином культурном пространстве. Большинство стран было создано на обломках некогда великой Римской империи, простиравшейся от владений германских племен на западе, до границ на востоке, где жили галлы, от берегов Британии на севере и южных границ на Севере Африки.

Культура и традиции народов Северной Европы

Согласно данным ООН к странам Северной Европы относятся такие государства как Великобритания, Ирландия, Исландия, Дания, Литва, Латвия, Эстония, Норвегия, Финляндия, Швеция. Наиболее многочисленными народами, проживающими на территории этих стран и составляющие более 90 % населения, являются англичане, ирландцы, датчане, шведы, норвежцы и финны. В своем большинстве народы Северной Европы являются представителями северной группы европеоидной расы. Это люди со светлой кожей и волосами, глаза у них чаще всего серые или голубые. Религия - протестанство. Жители североевропейского региона принадлежат к двум языковым группам: индоевропейской и уральской (финно-угорская и германская группа)

(Английские школьники начальных классов )

Англичане живут в стране под названием Великобритания или как её еще называют Туманный Альбион, их культура и традиции имеют многовековую историю. Их принято считать немного чопорными, сдержанными и холоднокровными, на самом деле они очень дружелюбны и покладисты, просто они очень ценят свое личное пространство и для них них неприемлемы поцелуи и объятия при встрече, как например у французов. Они очень уважают спорт (футбол, гольф, крикет, тенис), свято чтут «файв о клок» (пять-шесть часов вечера - время пить традиционный английский чай, желательно с молоком), на завтрак предпочитают овсянку и поговорка «мой дом - моя крепость» как раз про таких «отчаянных» домоседов, какими они и являются. Англичане весьма консервативны и не очень приветствуют перемены, поэтому с большим уважением относятся к правящей королеве Елизавете II и другим членам королевской семьи.

(Ирландец со своей игрушкой )

Ирландцы известны широкой общественности рыжим цветом волос и бороды, изумрудной зеленью национального цвета, празднованием Дня Святого Патрика, верой в мифического гнома Лепрекона, исполняющего желания, вспыльчивым характером и завораживающей красоте ирландских народных танцев, исполняющихся под джигу, рил и хорнпайп.

(Принц Федерик и принцесса Мэри, Дания )

Датчане отличаются особым гостеприимством и верностью к старинным обычаям и традициям. Главная особенность их менталитета - умение отстраняться от внешних проблем и забот и полностью погружаться в домашний уют и покой. От других северных народов, имеющих спокойный и меланхоличный нрав, их отличает большая темпераментность. Они как никто другой ценят свободу и права личности. Один из самых популярных праздников - День святого Ханса (у нас Ивана-Купала), на острове Зеландия ежегодно проходит популярный Фестиваль викингов.

(Шведский стол на Дне Рождения )

По характеру шведы в основном сдержанные, молчаливые люди, очень законопослушные, скромные, бережливые и замкнутые люди. Еще они очень любят природу, отличаются гостеприимством и толерантностью. Большинство их обычаев связано со сменой времен года, зимой они встречают Святую Люсию, летом отмечают на лоне природы Мидсоммар (языческий праздник солнцеворота).

(Представительница коренного Саами в Норвегии )

Предками норвежцев были храбрые и гордые викинги, тяжела жизнь которых была полностью посвящена борьбе за выживание в суровых условиях северного климата и в окружении других диких племен. Именно поэтому культура норвежцев пропитана духом здорового образа жизни, они приветствуют спорт на природе, ценят трудолюбие, честность, простоту в быту и порядочность в человеческих отношениях. Их любимые праздники - Рождество, День святого Канута, День летнего солнцестояния.

(Финны и их гордость - олень )

Финны отличаются весьма консервативными взглядами и очень чтят свои традиции и обычаи, их считают очень сдержанными, совершенно лишенными эмоций и очень медлительными, а для них молчаливость и обстоятельность - признак аристократизма и хорошего вкуса. Они очень вежливы, корректны и ценят пунктуальность, любят природу и собак, рыбалку, лыжи и париться в финских саунах, где они восстанавливают физические и моральные силы.

Культура и традиции народов Западной Европы

В странах Западной Европы наиболее многочисленными народностями, здесь проживающими, являются немцы, французы, итальянцы и испанцы.

(Во французском кафе )

Французы отличаются сдержанностью и вежливым обращением, они очень воспитаны и правила этикета для них не пустой звук. Опаздывать для них - норма жизни, французы - большие гурманы и знатоки хороших вин, которые там пьют даже дети.

(Немцы на празднике-фестивале )

Немцы отличаются особой пунктуальностью, аккуратностью и педантичностью, они редко бурно выражают на людях эмоции и чувства, зато в глубине души очень сентиментальны и романтичны. Большинство немцев - ревностные католики и отмечают праздник Первого причастия, имеющий для них очень большое значение. Германия знаменита своими пивными фестивалями, например такими как Мюнхенский октоуберфест, на котором ежегодно туристы выпивают миллионы галлонов знаменитого пенного напитка и съедают тысячи жареных сосисок.

Итальянцы и сдержанность - два несовместимых понятия, они эмоциональны, веселы и открыты, они обожают бурные любовные страсти, пылкие ухаживания, серенады под окнами и пышные свадебные торжества (по итальянски матримоньо). Итальянцы исповедуют католичество, почти каждый поселок и деревня имеет своего собственного святого покровителя, в домах обязательно наличие распятия.

(Оживленный уличный буфет Испании )

Коренные испанцы постоянно громко и быстро разговаривают, жестикулируют и проявляют бурные эмоции. Они обладают горячим темпераментом, их везде «много», они шумны, доброжелательны и открыты для общения. Их культура пронизана чувствами и эмоциями, танцы и музыка страстны и чувственны. Испанцы любят погулять, отдохнуть во время летней двухчасовой сисесты, поболеть за тореадоров на корриде, покидаться помидорами на ежегодной Битве томатов на празднике Томатина. Испанцы очень религиозны и религиозные праздники у них проходят очень пышно и помпезно.

Культура и традиции народов Восточной Европы

На территории Восточной Европы проживают предки восточных славян, наиболее многочисленными этническими группами являются русские, украинцы и белорусы.

Русский народ отличает широта и глубина души, щедрость, гостеприимство и уважение к родной культуре, имеющей многовековые корни. Его праздники, обычаи и традиции тесно связаны как с православием, так и с язычеством. Его главные праздники Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Ивана Купала, Покрова и т.д.

(Украинский хлопец с дивчиной )

Украинцы дорожат семейными ценностями, чтут и уважают обычаи и традиции своих предков, которые очень красочны и ярки, верят в значение и силу оберегов (специально изготовленных предметов, защищающих от злых духов) и используют их в различных сферах своей жизни. Это трудолюбивый народ с самобытной культурой, в его обычаях смешано православие и язычество, что делает их очень интересными и красочными.

Белорусы - гостеприимная и открытая нация, любящая свою уникальную природу и уважающая свои традиции, для них важно вежливое отношение к людям, уважение к страшим. В традициях и обычаях белорусов также как у всех потомков восточных славян наблюдается смесь православия и христианства, самые известные из них - Каляды, Деды, Дожинки, Гуканне вясны.

Культура и традиции народов Центральной Европы

К народам, проживающим на территории Центральной Европы, относятся поляки, чехи, венгры, словаки, молдаване, румыне, сербы, хорваты и т.д.

(Поляки на национальном празднике )

Поляки очень религиозны и консервативны, вместе с тем открыты для общения и гостеприимны. Они отличаются веселым нравом, приветливостью и имеют собственную точку зрения на любой вопрос. Все возрастные категории поляков каждый день посещают костел и превыше всего почитают Деву Марию. Религиозные праздники отмечают с особым размахом и торжеством.

(Праздник пятилепестковой розы в Чехии )

Чехи гостеприимны и доброжелательны, они всегда приветливы, улыбчивы и вежливы, чтят свои традиции и обычаи, хранят и любят народный фольклор, любят национальные танцы и музыку. Национальный чешский напиток - пиво, ему посвящено много традиций и обрядов.

(Венгерские танцы )

Характер венгров отличается значительной долей практичности и жизнелюбия, сочетающегося с глубокой духовностью и романтическими порывами. Они очень любят танцы и музыку, устраивают пышные народные празднества и ярмарки с богатой сувенирной продукцией, бережно хранят свои традиции, обычаи и праздники (Рождество, Пасху, День Святого Иштвана и День Венгерской революции).

Семинар 1.

Искусство и религия античного мира

(2 часа)

1. Искусство Крито-микенского периода.

2. Искусство Гомеровского периода.

3. Искусство классической Греции.

4. Эллинистическое искусство.

5. Искусство Древнего Рима. Республика и империя.

Семинар 2.

Искусство средневековой западной цивилизации

(2 часа)

1. Раннесредневековое искусство (V – X вв.).

2. Искусство романского периода (XI – первая половина XII вв.). Романский стиль (1050-1150 гг.); рейнско-романский стиль (1200-1250 гг.); поздний рейнско-романский стиль (1250-1300 гг.).

3. Готика (вторая половина XII вв. – XV вв.). Ранняя готика (1223-1314 гг.); высокая готика (1314-1422 гг.); поздняя («пламенеющая») готика (1422-1453 гг.).

Семинар 3.

Культура и искусство Востока

(2 часа)

1. Древний и средневековый Китай. Культура, искусство, религия.

2. Древняя и средневековая Япония. Культура, искусство, религия.

3. Древняя и средневековая Индия. Культура, искусство, религия.

Семинар 4.

Французский Ренессанс и северное Возрождение

(2 часа)

1. Нидерландское Возрождение. Гумберт и Ян ван Эйки. Гуго ванн дер Гус. Ганс Мамлинг. Босх. Питер Брейгель Старший.

2. Немецкое Возрождение. Альбрехт Дюрер. Ганс Гольбейн Младший.

3. Французское Возрождение. Жан Фуке. Жан и Франсуа Клуэ. Жан Гужон. Жермен Пилон.

Семинар 5.

Музыка в истории западноевропейской цивилизации

(2 часа)

1. Музыкальное искусство Европы эпохи Ренессанса и церковь. Джованни Пьерлуиджи де Палестрина.

2. Музыка эпохи барокко. Джироламо Фрескобальди. Жан Батист Люлли. Антонио Вивальди. Георг Фридрих Гендель. Иоганн Себастьян Бах.

3. Классическая музыка Европы второй половины XVIII века. Вольфганг Амадей Моцарт. Людвиг ван Бетховен.

4. Классическая музыка Европы XIX века. Ференц Лист. Иоганн Штраус.

5. Оперное искусство Европы. Композиторы. Оперы. Исполнители. Либретисты. Джоакино Россини. Рихард Вагнер. Жорж Бизе. Джузеппе Верди. Джакомо Пуччини.

Семинар 6-7.

Театр и кино в европейской культуре XVII-ХХ вв.



(4 часа)

1. Европейский театр XVII-XVIII вв.: пьесы, авторы, актеры. Театральная традиция и драматургия. Изменения в театре Европы XIX в. Демократизация театра.

2. Зарождение кинематографа в Европе – от искусства к индустрии (1896-1918).

Братья Огюст и Луи Люмьеры. Первые киностудии Франции и Германии. Жорж Мельес и новаторство в кино.

3. Киноискусство Европы в межвоенный и военный периоды (1918-1945).

4. Современный кинематограф Европы: жанры, студии, актеры, режиссеры. Кинофестивали Европы и их роль в киноиндустрии.

Просмотр кинофильма.

Семинар 8.

История костюма и его роль в истории европейской цивилизации (2 часа)

1. Изменение костюма аристократии от средневековья к новому времени.

2. Внешний облик простонародья в средние века и новое время.

3. История профессионального костюма. Духовенство, военные, медики и др.

4. История костюма европейцев в буржуазную эпоху. XIX – начало ХХ вв. Влияние промышленной революции на изменения в костюме европейцев.

5. История домов моды XIX –ХХ в.

6. Изменения внешнего облика европейцев в ХХ в.

Семинар 9.

Национальные традиции и праздники европейских народов

(2 часа)

1. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники стран Западной Европы: возникновение, изменение, региональные и конфессиональные особенности (Англия, Франция, Германия, Испания, Италия).

2. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники стран Востока: возникновение, изменение, региональные и конфессиональные особенности (Индия, Китай, Япония и др.).

3. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники народов Америки (северо-американские, мезо-американские, южно-американские – исторические и современные).

Список литературы:

История мировых цивилизаций:

Бобров И.В., Галкин В.Т., Дрябина Л.А., Еманов А.Г., Кондратьев С.В. История мировых цивилизаций: В 2-х ч. Тюмень, 2001.

Древние цивилизации / Под.ред. Г.М. Бонгард – Левина: В 2-х т. М.: Мысль, 1989.

Еманов А.Г., Галкин В.Т., Дрябина Л.А., История мировых цивилизаций: (Доиндустриальная эпоха). Тюмень, 2002.

Моисеева Л.А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону, 2000.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. М., 1998.

Макарова Е.И., Малышева Е.М., Петрунина О.Е. История мировых цивилизаций: Учеб. пособ. для семинар. занятий. М.: Унив. гуманит. лицей, 2000.

Матюшин Г.Н. Тайны цивилизаций: История Древнего мира. М., 2002.

Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995.

Островский А.В. История цивилизации: Учеб. М.: Михайлов, 2000.

Очерки по истории мировых цивилизаций: Учеб. пособ. Сургут, 2000. Ч. 1.

Панова И.А., Столяров А.А. Исторический мир цивилизаций: Учеб. пособ. Уфа: Вост. ун-т, 2000.

Панова И.А., Столяров А.А. Цивилизации: Исторические судьбы: Учеб. пособ. М., 2001.

Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учеб. пособ. Брянск: Курсив, 1998.

Сенилов Г.Н. История цивилизации: Краткий справ. М.: Монолит, 1998.

Современные теории цивилизаций: Реф. сб. / Отв. ред. М.М.Наринский. М.: ИВИ РАН,1995.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

Тойнби А.Дж. Цивилизации перед судом истории. М.: Прогресс,1995.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс,1996.

Фергюссон А. Опыт истории гражданского общества. М.,2000.

Хоцей А. Теория общества: В 3-х т. Казань,2000.

Цивилизации: В 2-х вып. М.: ИВИ РАН,1992.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект-Пресс,1999.

Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

Культура и искусство:

Абеляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Пьер. История моих бедствий. – М., 1992.

Авеста в русских переводах (1861 – 1966). – Спб., 1997.

Авеста / Пер. И. Стеблин-Каменского. – М., 1992.

Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. – М., 1993.

Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. – М., 1979.

Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. – М., 1998.

Античная литература / Под ред. П.А. Тахо-Годи. – М., 1986.

Античная лирика. – М., 1968.

Аврелий Августин. Исповедь. – М., 1991.

Аммиан Марцеллин. Римская история. – СПб., 1996.

Античная культура: Словарь-справочник. – М., 1995.

Апулей. Золотой осел. – М., 1956.

Аполлодор. – Мифологическая библиотека. – М., 1993.

Аретино П. Комедия о придворных нравах // Комедии итальянского Возрождения / Пер. с итал. – М., 1965.

Аристенет. Любовные письма // Византийская любовная проза: Аристенет «Любовные письма». Евматий Макремволит «Повесть об Исминии и Исмине». – М.; Л., 1965.

Атлас чудес света: Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов. – М., 1995.

Ашвагхоша. Жизнь Будды // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. – М., 1976.

Бадж Уоллис. Египетская религия. Египетская магия. – М., 1995.

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. – М., 1995.

Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения. – М., 1990.

Бидерманн Г. Энциклопедия символов / Пер. с нем. – М., 1996.

Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980.

Белянский А.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. – М., 1970.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб., 1995.

Боккаччо Дж. Декамерон. Жизнь Данте // Боккаччо Джованни. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. / Пер. с итал. – М., 1996.

Брант. Корабль дураков. Эразм. Похвала глупости. Разговоры запросто. Письма темных людей. Гуттен. Диалоги / Пер. с нем. и лат. – М., 1971.

Бурхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М., 1996.

Брук К. Возрождение XII в. // Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. – М., 1988.

Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992.

Боннар А. Культура Древнего Рима. – М., 1985. Т. 1.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 2000.

Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. СПб., 2001.

Бонгард-Левин Г. Калидаса и его судьба в России // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Буддизм: Словарь. – М., 1992.

Брагинский И.С. Иранская литература // Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973.

Ванслов В.В. Эстетика романтизма. – М., 1968.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. / Пер. А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. – М., 1994.

Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. – М., 1993.

Васильев А.А. История средних веков. – М., 1994.

Васильев Л.С. Древний Китай. – М., 2000.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 2001.

Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. Книга VI. – М., 2001.

Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. – М., 1979.

Вергилий. Энеида // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1971.

Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. – М., 1981.

Виноградова Н.А, Каптерева П., Стародуб Т.X. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. / Под ред. Т.X. Стародуб. – М., 1997.

Геродот. История. Л., 1972.

Гомер. Илиада. Одиссея. Изд. Любое.

Грейвс Р. – Мифы древней Греции. – М., 1992.

Григулевич И.Р. История инквизиции (ХШ – ХХ вв.). – М., 1970.

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. В 4 ч. – Тверь, 1993.

Грин Р.Л. Приключения короля Артура и рыцарей Круглого Стола. – М., 1981.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. – СПб., 1995.

Данте А. Божественная Комедия. – М., 1968.

Дао Дэ Цзин. – Дубна, 1994.

Дао Дэ Цзин // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.

Древний Египет. Сказания. Притчи. – М., 2000.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1996.

Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск, 1994.

Дройзен И. История эллинизма. В 3-х т. – Ростов-на-Дону, 1995.

Еврипид. – Медея. // Еврипид. Трагедии: В 2 т. – М., 1980.

Евангелие детства// Апокрифы древних христиан. – М., 1989.

Евангелие от Матфея // Библия. – М., 1990.

Европейская поэзия XVII века. – М., 1997.

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995,

Замаровский В. Их величества пирамиды. – М., 1986.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.

Ибн Араби. Геммы мудрости // Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. – М., 1993.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1979.

История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. – М., 2001.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузишина. – М., 1979.

История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. – М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. – М., 1981.

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. – М., 1999.

Идрис Шах. Суфии. Харьков, 1993.

Ирмияева Т.Ю История мусульманского мира от халифата до блистательной Порты. – Пермь, 2000.

Ислам. Краткий справочник. – 2-е изд. – М., 1986.

История и культура Китая. – М., 1976.

Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лифшиц Н.А., Зернов Б.А., Воронихияа Л.Н., Некрасова Е/Л. Искусство XVIII века. – М., 1977.

Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. – М., 1989.

Калидаса. Шакунтала // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Книга тысячи и одной ночи: В 8 т. Т. 5. – М., 1959.

Керрам К. Боги. Гробницы. Ученые. – СПб., 1994.

Карсавин Л.П. – Монашество в средние века. – М., 1992.

Кенигсбергер Г. Средневековая Европа 400 – 1500 годы. – М., 2001.

Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. – М., 1982.

Кремер С.Н. История начинается в Шумере. – М., 1965.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. – Спб., 1999.

Ксенофан. Насмешливая поэма // Хрестоматия по античной литературе. – М., 1965.

Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М., 1993.

Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. – 2-е изд. – М., 1986.

Культура Византии. – М., 1984.

Культура Византии: вторая половина VII-XII в. – М., 1989.

Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура. – М., 1978.

Кузнецова И.А. Французская живопись XVI – первая половина XIX века. – М., 1992.

Кун Н.А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. – М., 1992.

Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазановой. – М., 1996.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

Лилли С. Люди, машины, история / Пер. с англ. В.А. Алексеева. – М., 1970.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

Луньюй // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Лонг. Дафнис и Хлоя // Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний.

Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М., 1971.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.

Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Никколо. Избранные сочинения / Пер. с итал. – М., 1982.

Маннеринг Д. Рембрандт. – М., 1997.

Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / Сост., автор вступ. ст. и коммент. О.Ф. Кудрявцев. – М., 1996.

Мец А. – Мусульманский Ренессанс. – М., 1996.

Монтескье Ш.Л. О духе законов // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Муратов П.П. Образы Италии. В 3-х т. – М., 1993.

Мобянь // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1. – М., 1969.

Мо-цзы // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Низами. Пять поэм. – М., 1968.

Никулин Н. Немецкая и австрийская живопись XV – XVIII веков. СПб., 1992.

Немировский А.И. – Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.

Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. – М., 1990.

Овидий. Любовные элегии // Овидий. Любовные элегии. – Метаморфозы. Скорбные элегии. – М., 1983.

Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М., 1969.

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. – М., 1990.

Петроний Арбитр. Сатирикон. – М.; Л., 1924.

Петрарка Фр. Сонеты, избранные канцоны, секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. – М., 1984.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М., 1991.

Плиний Старший. Естествознание // Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. – М., 1994.

Платон. Пир // Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 2. – М., 1970.

Плутарх. Ликург // Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. Т.1. – М., 1987.

Плутарх. Исида и Осирис. Киев, 1996.

Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973.

Поэзия вагантов. – М., 1975.

Популярная история живописи. Западня Европа / Авт.-сост. Г.В. Дятлева, С.А. Хворостухина, О.В. Семенова. – М., 2001.

Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. – М., 1986.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. – М., 1974.

Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. – М., 1975.

Радхакришнан С. Индийская философия. – М., 1993.

Руа Ж.Ж. История рыцарства. – М., 1996.

Ревалд Дж. История импрессионизма. – М., 1994.

Ригведа: Мандалы I – VI / Пер. Т.Я. Елизаренковой. – М., 1989.

Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. – СПб., 1997.

Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о происхождении и основания неравенства между людьми // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – Л., 1976.

Сатирикон. Апулей. Золотой осел. – М., 1969.

Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. – М., 1988.

Сенека. Эдип // Сенека. Письма к Луцилию. Трагедии. – М., 1986.

Сидихменов В.Я. Китай: Страницы прошлого. – Смоленск, 2000.

Снорри Стурлусон. Сага об Олаве Трюггвасоне // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1. – М., 1961.

Секреты живописи старых мастеров. – М., 1989.

Словарь искусств / Пер. с англ. – М., 1996.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). – М., 1972.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. – Мифы древней Индии. – М., 1982.

Теренций. Комедии. – М., 1985.

Тит Ливии. История Рима от основания города. – М., 1989.

Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. – М., 1981.

Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство Средних веков: Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь. Украина и Белоруссия. – М., 1975.

Томмазо Кампанелла. Город-Солнце // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1976.

Турчин В.В. Эпоха романтизма. – М., 1978.

Фукидид. История. – М., 1993.

Хайям Омар Рубаи. – Ташкент, 1982.

Хрестоматия по исламу. – М., 1994.

Шекспир У. Гамлет // Шекспир У. Трагедии / Пер. с англ. – М. Лозинского. – Ереван, 1986.

Шмитт. Г. Рембрандт. – М., 1991.

Шпренгер Я., Г. Инститорис. – Молот ведьм / Пер. с лат. Н. Цветкова. – М., 1990.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993.

Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1966.

Хук С. Г. – Мифология Ближнего Востока. – М., 1991.

Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. – М., 1988.

Хрестоматия по античной литературе / Сост. Н.Ф. Дератани, Н.А. Лимофеева. – М., 1965.

Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2 / Ред. кол. С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М., 1995.

Удальцова Э. В. Византийская культура. – М., 1988.

Упанишады. В 3 т. / Пер. А.Я. Сыркина. – М., 1992.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.

Юань Кэ. – Мифы древнего Китая. – М., 1987.

Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяолинь. Китайская культура. – Пекин, 2004.

Музыка:

100 опер. История создания. Сюжет. Музыка. издание 8-е. Л., 1987.

Всеобщая история искусств. Т.2. М., 1960.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998.

Друскин М.С. История зарубежной музыки. М.. 1963.

Зубарева Л.А. История развития музыки. М.. 2006.

История зарубежной музыки. М., 2005.

Коротков С.А. История современной музыки. М., 1996.

Ливанова Т. История западно-европейской музыки. В 2-х т. М., 1982.

Театр:

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.. 1967.

Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: эпоха Романтизма. М., 1980.

Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М.. 1988.

Брехт Б. Об экспериментальном театре. «Малый Органон» для театра. Собр. соч. в 5-ти т. М., 1965.

Гольдони К. Мемуары. М., 1933.

Золя Э. Натурализм в театре. Собр. соч. в 26-ти т. Т. 26. М., 1966.

История западноевропейского театра. В 8-ми т. М., 1956-1988.

Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

Коклен-старший. Искусство актера. Л., 1937.

Молодцова М.М. Комедия дель арте. История и современная судьба. Л., 1990.

Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-ХХ вв. М., 1974.

Театральная энциклопедия в5-ти т. М., 1961-1967.

Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2-х т. М.. 1955.

Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.

Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Сб. научных трудов. Л., 1991.

Кинематограф:

Абрамов Н. Экспрессионизм в киноискусстве/ В сб. “Экспрессионизм”. – М., 1966.
Божович В.И. О “Новой волне” во французском кино/ Вопросы киноискусства, в.8. – М., 1964.
Божович В. Современные западные кинорежиссеры. – М.: Наука, 1972.

Власов М. Виды и жанры киноискусства. М., 1976.

Добротворский С. Кино на ощупь. СПб., 2001.
Жанкола Ж.-П. Кино Франции (1958-1978).Пятая республика. – М.,1984.
Звезды немого кино. – М.: Искусство, 1968.
История зарубежного кино (1945-2000). – М.: Прогресс-Традиция.
Карцева Е. Вестерн: эволюция жанра. – М., 1975.
Кино Великобритании/Сборник статей. – М.: Искусство, 1970. – 358с., 32 л. ил.
Кино Италии: Неореализм/ Пер. с итал., сост. и комм. Г.Д. Богемского. – М.: Искусство, 1989.
Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. / Пер. с фр. Т.В.Ивановой и Л.М. Завьяловой; предисловие С.И.Юткевича. – М.: Прогресс, 1981.
Колодяжная И., Трутко И. История зарубежного кино. 1929-1945гг. – М.: Искусство, 1970.
Комаров С.История зарубежного кино. Немое кино. – М.:Искусство, 1965.
Комики мирового экрана/ Общ.ред. Р.Юренева. – М., 1966.
Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера / Пер. с англ. – М.: Искусство, 1977.
Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. – Л.: Искусство, 1975.
Маркулан Я. Киномелодрама. Фильм ужасов. – Л.: Искусство, 1978.

Митта А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому. М., ЭКСМО-Пресс, 2002.

Садуль Ж. Всеобщая история кино: В 6 –ти т. М.. 1959-1980.

Режиссерская энциклопедия кино Европы. – М.: Материк, НИИ киноискусства, 2002.

Теплиц Е. История киноискусства. В 4-т. М.. 1968-1974.

Повседневная жизнь:

Учебные пособия:

Чикалов Р.А., Чикалова И.Р. Новая история стран Европы и США. 1815-1918 гг. М., 2005.

Художественная литература:

Бальзак О. де. Собрание сочинений.

Бронте Ш. Джейн Эйр.

Гарди Т. Сочинения.

Гольдони К. Комедии.

Готье Т. Сочинения.

Дидро Д. Сочинения.

Диккенс Ч. Собрание сочинений.

Дэфо Д. Радости и горести знаменитой Молль Флендерс.

Золя Э. Собрание сочинений.

Кальдерон П. Сочинения.

Конан Дойль А. Приключения Шерлока Холмса.

Ларошфуко Ш. Афоризмы.

Лакло, Ш. де. Опасные связи.

Лесаж А.-Р. Хромой бес. Жиль Блас.

Лопе де Вега. Пьесы.

Манн Т. Будденброки. История гибели одного семейства.

Мольер Ж.-Б. Пьесы.

Монтескье Ш.-Л. Сочинения.

Моэм С. Театр. Пироги и пиво. Сочинения.

Тирсо де Молина. Пьесы.

Теккерей У. Ярмарка тщеславия.

Остен Дж. Собрание сочинений.

Санд Ж. Собрание сочинений.

Сталь Ж. де. Сочинения.

Стендаль. Пармская обитель. Красное и черное. Сочинения.

Уальд О. Портрет Дриана Грея.

Шамфор. Афоризмы и анекдоты.

Флобер Г. Сочинения.

Эллиот Д. Сочинения.

И другие…

Историография:

Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789-1918. М., 2011

Айзенштат М. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. Х1Х века. М., 1998.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Бадентер Р. Свободные и равные: эмансипация евреев во времена французской революции. 1789-1791. М., 1997.

Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959.

Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. М., 2001.

Бовуар С. Второй пол. М, 1997.

Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001.

Брион М. Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта. М., 2004.

Бродель Ф. Что такое Франция? Т. 1-2. М., 1994.

Бродель Ф. Материальная цивилизация. М., 1989.

Брун Р. История костюма: от древности до нового времени. М., 1995.

Будур Н. История костюма. М., 2002.

Васильченко А.В. Мода и фашизм. 1933-1945. М., 2009.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2000

Вейс Г. История цивилизации. Архитектура. Вооружение. Одежда. Утварь М., 1998.

Глаголева Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. М., 2014.

Григорьева Т.С. Культура повседневности. Т. 2. Частная жизнь и нравы от средневековья до наших дней. М., 2006.

Гордин Я. А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 1996.

Гордиенко М.П., Смирнов П.М. От повозки до автомобиля. Алма-Ата, 1990.

Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. М., 2000.

Декруазетт Ф. Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони. М., 2004.

Дефурно М. Повседневная жизнь Испании золотого века. М., 2004.

Диттрич Т. Повседневная жизнь викторианской Англии. М., 2004.

Европейское искусство XIX в. М., 1975.

Европейские монархи в прошлом и настоящем. М., 2001

Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972.

Ермилова Д.Ю. История домов моды. М., 2003.

Женщина в обществе: мифы и реалии. М., 2001.

Заблудовский П.Е. История медицины. М., 1953.

Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности //Известия Уральского государственного университета. 2005, № 35. С. 28.

Зелдин Т. Все о французах. ХХ век. М., 1989.

Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М., 1997.

Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И, Феминология и гендерная политика. М., 2007

Зюмтор М. Повседневная жизнь Нидерландов при Рембрандте. М., 2003.

Иванов А.Ю. Повседневная жизнь французов при Наполеоне. М., 2013.

История медицины. М., 1981.

История зарубежной музыки. М., 1989.

Карпова Е.С. Медицина в республике Святого Марка в XVIII в. По материалам Венецианской прессы //Новая и новейшая история. 2003. №1. С.210.

Келли К. Королевская семья Англии. Т.1-2. М., 1999.

Кертман Л.И. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М., 1987.

Комбо И. История Парижа. М., 2002.

Комиссаржевский В.П. История костюма. М., 1997.

Коути Е. Женщины викторианской Англии. М., 2013

Коути Е. Недобрая старая Англия. М., 2012.

Кузьмин М.К. История медицины. М., 1978.

Клаут Х. История Лондона. М., 2002.

Королева Т.В. Женское движение в годы Великой Французской революции. //Метаморфозы истории. Псков, 1999.

Которн Н. Интимная жизнь английских королей и королев: откровенное и нелицеприятное изложение фактов и жизни монархов от Генриха VIII до наших дней. М., 1999.

Крейг Г. Немцы. М., 1999.

Креспель Ж.- П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. 1900-1910. М., 2000.

Креспель Ж. – П. Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху. 1905 – 1930. М., 2000.

Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII в. М., 2003.

Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1990.

Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. М., 2003.

Ленотр Ж. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции. М.. 2012.

Ливен Д. Аристократия в Европе 1815-1914. СПб., 2000.

Любарт М.Г. Семья во французском обществе XVIII- начала ХХ века. М., 2005

Мартен – Фюжье А. Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж». 1815-1848. М., 1998.

Матвеев В.А. Страсть власти власть страсти: историческое повествование о нравах королевского двора Англии XVI-XX вв. М., 1997.

Мировая художественная культура. М., 2001.

Митфорд Н. Придворная жизнь в эпоху абсолютизма. Смоленск, 2003.

Мишель Д. Ватель и рождение гастрономии. М., 2002.

Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М., 2003.

Монтанари М. Голод и изобилие. История питания в Европе. М., 2009.

Нанн Дж. История костюма. 1200-2000. М., 2003.

Нобилитет в истории Старой Европы. СПб., 2009.

Носик Б.М. Прогулки вокруг Парижа, или Французский остров сокровищ. М., 2003.

Оггер Г. Магнаты. М., 1991.

Оливова В. Люди и игры: у истоков современного спорта. М., 1984.

Павлов Н.В. История современной Германии. М., 2003.

Паке Д. История красоты. М., 2003

Пархоменко И.Т. , Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. М., 2002.

Павловская А.В. Англия и англичане. М., 2004.

Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А. История костюма. Стили и направления. М., 2004.

Пикард. Л. Викторианский Лондон. М., 2007.

Полторацкая Н.И. Большое приключение благовоспитанной девицы: книги воспоминаний Симоны де Бовуар. СПБ., 1992.

Попов Н.В. Династические браки и «брачная дипломатия» в Западной Европе XVII - XVIII вв. //Новая и новейшая история. 1998. №6; 2000. №2,3; 2001. №6.

Религия и культура. СПб., 2000.

Репина П.П. Женщины и мужчины в истории. Новая картина европейского прошлого. М., 2002.

Соболев Д.А. История самолетов: начальный период. М., 1995.

Соболев Д.А. Рождение самолета: первые проекты и конструкции. М., 1998.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика.

Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989.

Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории. М., 1959.

Трессидер Дж. Словарь символов. М., 2001.

Трунский Ю.Г. Французская деревня XIX-XX вв. М., 1986.

Уилсон К. Чай с Джейн Остин. М.. 2013.

Уоллер М. Лондон. 1700. Смоленск, 2003.

Урланис Б.Ц. История военных потерь. Войны и народонаселение Европы 17-ХХ вв. СПб., 1994.

Успенская В.И. Женские салоны в Европе XVII – XVIII вв. //Женщины. История. Общество. М., 2003. С. 171.

Федорова Е.В. Париж. Века и люди от основания города до Эйфелевой башни. М., 2000.

Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.

«Философия и жизнь», № 1, 4, 11. 1991.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха ренессанса. М., 1993.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1994.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

Хобсбаум Э. Век революций. 1789-1848. Ростов-на-Дону, 1999.

Хобсбаум Э. Век капитала. 1848-1875. Ростов-на-Дону, 1999.

Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914. Ростов-на-Дону, 1999.

Хэрольд Р. Костюмы народов мира. М., 2002.

Шоу Б. О музыке. М., 2000.

Чернов С. Бейкер-стрит и окрестности. М., 2013.

Чхартишвили Г. Кладбищенские истории. М., 2004.

Шерр И. Германия: История цивилизации за 2000 лет. Минск, 2005.

Шиферер Б. Женщины Вены в европейской культуре (1750-1950). СПб., 1996.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. М., 2005.

Шоню П. Цивилизация Просвещения. М., 2008.

Элиас Н. Придворное общество. Исследования по социологии короля и придворной аристократии. М., 2002

Янсон Х.В. Основы истории искусств. СПб., 1996.

Энциклопедии:

Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб., 1997.

Энциклопедия карточных игр. М., 1995.

Энциклопедия смерти. М., 1993.

Многие из туристов, решая поехать на отдых в новую европейскую страну, совершенно не знают о том, что обычаи и традиции в Европе в корне отличаются от российских стандартов. В каждой стране, к примеру, есть собственные правила этикета и нарушение их может, как минимум заставить туриста краснеть за своё поведение, поэтому лучше заранее познакомиться с традициями народов Европы перед тем, как отправиться в путешествие.

В этой статье хотелось бы остановиться на этикете в Европе, а также на свадебных и кулинарных традициях Старого света.

Традиции и обычаи народов Европы. Этикет

Понятие этикета вошло в широкое употребление в 17 веке. Во времена правления французского короля Людовика XIV перед одним их приёмов, всем гостям были розданы карточки, в которых были написаны некоторые правила поведения на этом самом приёме. Именно этикет, как традиция западной Европы получила быстрое распространение в других странах континента, а затем и всего мира.

В западноевропейских странах этикет развивался под большим влиянием традиционных обычаев. Различные слои общества, предрассудки и суеверия, религиозные обряды обуславливали развитие этикета в те времена.

В настоящее время многие считают, что современный этикет унаследовал только лучшее из обычаев и традиций Европы, передаваясь из поколения в поколение. И если уж некоторые нормы поведения сохранились в неизменном виде и до сегодняшнего дня, то, наверное, не нужно спорить с народной мудростью.

Однако не стоит забывать и о том, что некоторые требования, касающиеся этикета, являются довольно условными и напрямую зависят от времени, места и обстоятельств.

К примеру, можно вспомнить, что всего несколько столетий назад мужчина мог носить шпагу, кинжал или саблю на левом боку, а если рядом с ним шла женщина, то она естественно, чтобы не задевать оружие шла справа от него. Теперь таких помех нет (разве, что в семьях, где мужчина военный), но традиция сохранилась.

Свадебные традиции в Европе

В современной Европе за длительный период её развития традиции и обычаи стран перемешались между собой. Это во многом касается и подготовки и проведения свадебных торжеств.

Некоторые из свадебных традиций Европы хорошо знакомы жителям России, но другие могут стать для нас настоящим откровением.

К примеру, в Венгрии, невеста должна снять туфельки и поставить их посредине комнаты, а тот, кто захочет пригласить её потанцевать должен бросить в туфли монет. Этот же обычай распространён и на свадьбах в Португалии.

На свадьбах в Румынии молодожёнов осыпают пшеном, орехами или лепестками роз.

Невеста в Словакии должна подарить своему избраннику кольцо и шелковую рубашку, расшитую золотыми нитками. А жених в ответ должен подарить ей кольцо из серебра, меховую шапку, чётки и пояс верности.

В Норвегии жених и невеста обязательно садят две елки, а в Швейцарии – сосну.

На немецких свадьбах перед церемонией друзья и родственники невесты бьют возле её дома посуду, а французскин новобрачные в знак счастья и любви пьют вино из кубка.

Праздничный банкет в Голландии обычно проводят перед самой церемонией бракосочетания.

Английские невесты закалывают на своём свадебном платье подкову или булаву счастья.

Головы невест в Финляндии обязательно должны быть украшены короной.

Перед началом свадьбы в Швеции невеста кладёт себе в туфли две монеты, которые ей дали родители – мать золотую, а отец – серебряную.

Каждая такая свадебная традиция в странах Европы уникальна, и что самое приятное – они даже через долгие годы не теряют актуальности и живут в памяти современных европейцев.

Кулинарные традиции народов Европы

Кулинарные традиции Европыне являются самыми древними в мире, однако врождённое предприимчивость и любопытство её жителей сделали кухню континента чрезвычайно сложной и разнообразной.

Кулинарные традиции народов Европы– это удивительные рецепты национальных блюд разных стран. Это скорее собирательное понятие, ведь каждая страна может гордиться собственными кулинарными особенностями и традициями.

В Центральной Европе преобладают польские и венгерские блюда. Коронные рецепты – это приготовление гуляша, штруделей, овощного супа с укропом и др.

Блюда Восточной Европы, крайне разнообразны. Обычаи приготовления пищи передались современным жителям ещё от кочевников, которые много столетий назад заселили эти земли.

В Западной Европе выделяют французскую кухню, повара которой знают толк в овощах и хорошем вине. Соседи французов – немцы не представляют своей жизни без картофеля, мяса и пива.

Кухня Северной Европы крайне разнообразна. От пива с жаренным картофелем или рыбой до крем-брюле и помадки в шоколаде.

Особенно можно выделить рецепты утки в оранжевом соусе и куриного егеря.

Отличительной особенностьююжно-европейской кухни является добавление во многие блюда вина, которое к тому же в обязательном порядке подаётся на стол перед трапезой.

Современная европейская культура

В заключение, статьи необходимо отметить, что, начиная со второй половины 20 века, в Европе возникло понятие массовой культуры – характерным явлением в 20 веке, которое было вызвано массовым потреблением и производством.

Массовая культура стремительно охватила разные сферы жизни, и наиболее полно проявилось в молодёжной субкультуре (например, рок музыка и др.).

Произошло заметное её усиление благодаря СМИ, повышению уровня грамотности населения и развитию информационных технологий.

Открывать для себя что-то новое, черпать идеи, перенимать опыт всегда интересно. Предлагаем узнать некоторые детские обычаи и «фишки» европейских стран.

Создатели концепт — стора для детей MushRoom. otherchildren привозят из Европы не только предметы гардероба малышей, но и интересные факты, знания и бесценный опыт. Сегодня мы узнаем о традициях и обычаях, связанных с детьми в разных странах.

1. Дания. The dummy tree.

В 1920 году датчане придумали ритуал прощания малышей с соской. Чтобы детки не грустили и безболезненно расставались с пустышкой, родители часто устраивают настоящий праздник взросления: поход в зоопарк, пикник, аттракционы. В конце праздника «маленький взрослый» торжественно прощается с «малышовским» аксессуаром, подвешивая его на специальное «сосочное дерево». Иногда к этому прилагается трогательная записка: «Дорогая соска, спасибо тебе, что ты мне так хорошо служила, но я уже большой мальчик\девочка, и теперь о тебе будет заботиться дерево».


А ночью приходит сосочная фея, которая вместо добровольно отданной соски приносит малышу подарок под подушку. Очень милый и трепетный ритуал, без всякого воровства пресловутой пустышки собачками, котами и прочими зверьми.

2. Германия. Schultüte


Немецкие первоклашки идут в школу не с привычным нам букетом для учительницы, а с так называемым «кульком первоклассника». Эта традиция появилась в Германии в XIX веке, и до сих пор начало учебного года невозможно представить без школьников, радостно несущих свои конусообразные подарки.

Считается, что малыша ждет долгий и ответственный учебный путь, и родители хотят немного подсластить ребенку это событие.

Раньше «кулёк первоклассника» наполняли исключительно сладостями, но теперь родители собирают в подарок все, что понравится их чаду: сладости, школьные принадлежности, игрушки и другие приятные детям мелочи. Первоклашки торжественно фотографируются со своими Schultüte, и потом открывают их в классе или дома. Главное, не перестараться, чтобы подарок не весил больше малыша:)

3. Франция. Doudou

Для французских малышей знакомство с миром начинается с мамы, папы и «дуду». Это мягкий платочек с головой игрушки. Подобное существует во многих странах мира, но именно французы уделяют «дуду» особое внимание. Когда ребенок появляется на свет, ему сразу же кладут в ручку личную игрушку-платочек. Считается, что «дуду» одна на всю жизнь, поэтому родители покупают сразу несколько штук на случай потери. Малыш с рождения сосет и теребит свою тряпочку, которая помогает ему в последующих адаптационных периодах. Без «дуду» даже могут не принять в сад.

Воспитатели уверены, что без нее ребенок может хуже переносить тоску по дому. Часто можно встретить уже подросших ребятишек, таскающих за собой повсюду затертые игрушки-платочки, как их личный символ дома и тепла. И иногда замена неприглядной старой «дуду» на новую, точно такую же, превращается для родителей в непростую задачу.

4. Италия. Battesimo.

Итальянцы темпераментны и экспрессивны, а еще суеверны и очень чтят традиции. Особое отношение в Италии к детским религиозным обрядам. Один из самых важных — крестины малышей. Детей принято крестить во всех католических странах, но именно итальянцы превращают это событие в настоящий праздник для всех поколений семьи: торжественный, красивый, запоминающийся.

Крестины в Италии — маленькая (а иногда и большая) свадьба.

Итальянцам присущ культ семьи, поэтому поздравить малыша собираются все родственники. Во многих семьях существует традиция передавать наряд для крещения новорожденного по наследству. Это реликвия, которая хранится у старшего поколения и преподносится маленькому итальянцу в день крещения. Длинная рубашка и чепчик торжественно украшают героя торжества и потом снова отправляются ждать семейного пополнения. Все гости получают традиционные для Италии бонборьерки (мешочки с конфетами и маленьким сувениром) — атрибут многих праздников еще со времен древнего Рима. Обряд крестин заканчивается семейным банкетом, где новоиспеченный католик получает подарки от всей семьи.

Одной из отличительных особенностей европейских детских садов является выход группы за пределы сада. В общественном транспорте и на улицах в будние дни можно увидеть малышей-дошкольников, направляющихся в парк, музей, зоопарк, на выставку в сопровождении воспитателей.

Выглядит это так: детки идут парами, держась за ручку, часто они одеты в яркие «опознавательные» жилеты или держатся за общую веревочку, один воспитатель возглавляет колонну, второй замыкает. Такие «вылазки» входят в программу дошкольного обучения и направлены на расширение кругозора малышей. Подобным мероприятиям способствуют многочисленные познавательные программы, специально созданные научными и выставочными организациями для самых маленьких. Даже простая прогулка в городской парк превращается в маленькое обучающее путешествие: детям рассказывают на практике про правила поведения пешеходов и пассажиров транспорта, учат вести себя организовано и внимательно на улицах города.

С каждым годом интерес к европейским государствам со стороны иностранцев растет с огромной скоростью. В большинстве случаев, эта привлекательность носит туристический характер. Покорить неприступные горные вершины, понежиться в солнечных лучах на курортных пляжах, окунуться в голубую бездну морей и океанов, увидеть красоту величественных архитектурных сооружений или просто отдохнуть в роскошных апартаментах – вот главные цели, преследуемые туристами со всего мира. Невольно возникает вопрос: «А как же знакомство с культурными традициями европейских стран?» Ведь именно они являются пластом культуры народов Европы. Давайте разберемся с самыми популярными из них.

Зарождение традиций и обычаев народов Европы. Европейский этикет

Правила и нормы поведения существуют еще с древних времен, однако само слово «этикет» появилось во Франции и получило своё распространение по Европе, а затем и всему миру только в 17 веке. Началось всё с приёмов в королевских дворах, которые сопровождались раздачей так называемых «этикеток» - карточек с определенными правилами поведения для гостей.

На современный этикет западноевропейских государств огромное влияние оказали устоявшиеся народные традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение. К ним можно отнести разного рода предания, легенды, культовые обряды и поверья. Общение между собой в политических, торговых или других целях обусловило смешение в европейских странах культурных традиций, что, в свою очередь, позволило выявить основные правила хорошего тона народов Европы. Среди них - деликатное отношение и уважение к обычаям и традициям каждой страны без сравнений или критики со своей стороны, знание и умелое пользование титулами собеседников, обращение по именам к лицам, участвующим с вами в беседе и другие. Наиболее популярными европейскими культурными традициями на сегодня являются свадебные обычаи и кулинарное искусство.

Европейские свадебные традиции

Большинство обычаев, связанных с подготовкой и проведением свадебного торжества, хорошо нам знакомы, однако есть такие, которые могут стать для вас настоящим открытием.

Например, в Португалии и Венгрии существует определенное правило приглашения невесты на танец. Желающему потанцевать с молодой необходимо попасть монеткой в одну из её туфель, предварительно поставленных в центр свадебного зала.

Обычай посыпки молодоженов лепестками роз, являющийся символом легкой и счастливой жизни, появился в Великобритании и влился в свадебную культуру практически всех стран мира. Стараясь сделать данную традицию более уникальной, каждая из стран внесла в неё свою «изюминку». Так, на румынских свадебных обрядах, наряду с лепестками роз также присутствуют пшено и орехи.

В Словацкой Республике существует традиция обмена подарками между будущими супругами. Невеста дарит своему возлюбленному кольцо и рубашку из шёлка, расшитую золотыми нитками. Ответом жениха должны выступать серебряное кольцо, меховая шапка, чётки и пояс верности с тремя ключами.

На норвежских и швейцарских свадьбах обязательным обычаем является высадка деревьев: двух елей и одной сосны соответственно.

Начало церемонии в Германии сопровождается битьём друзьями и родственниками невесты посуды в её доме, в Нидерландах - праздничным банкетом, а во Франции – распитием молодоженами вина из кубков, символизирующим счастье и любовь.

Помимо традиций, связанных непосредственно с процедурой бракосочетания, огромное внимание уделяется дополнению свадебных образов будущих супругов. Так, для английских невест очень важным является наличие на свадебном платье подковы или булавки, являющееся знаком счастливого замужества, а на головах финских молодых должна присутствовать корона.

Особенность свадебных традиции европейского общества заключается в уникальности каждой из них, а также популярности среди современных европейцев.

Европейские кулинарные традиции

Традиционная европейская кухня собрана из удивительных кулинарных рецептов национальных блюд народов Европы. При этом, каждое европейское государство может похвастаться индивидуальными кулинарными шедеврами.

На территории Центральной Европы наибольшей популярностью пользуются блюда польской и венгерской кухни, коронными рецептами которых являются гуляш, штрудель, овощной суп с укропом.

Восточноевропейская кухня складывалась под влиянием обычаев приготовления пищи кочевыми народами, населяющими данную территорию в былые времена. Самые известные среди кулинарных блюд Восточной Европы – борщ, вареники, пироги.

Особое место на кулинарной арене Западной Европы занимает французская кухня, являющаяся примером для подражания многие стран по всему миру. Особенностью кулинарных шедевров Франции служит использование вин и специй практически в любом блюде. В отличие от французов, их соседи - немцы – предпочитают употреблять в пищу картофель, мясо и пиво.

Кулинарные традиции Северной Европы крайне разнообразны. Наиболее распространенными блюдами кухни европейских северян являются крем-брюле, помадка в шоколаде, утка в оранжевом соусе и куриный егерь.

Южноевропейская кухня во многом схожа с западноевропейской, в особенности, с французской. Здесь также является популярным добавлять в большинство блюд вина, но при этом, еще и отдельно подавать его в обязательном порядке на стол перед началом трапезы.

Приобщение к современной европейской культуре

Помимо свадебных и кулинарных обычаев, современная европейская культура содержит огромное количество разнообразных традиций, связанных со всеми сферами деятельности человека. Познакомиться с ними поближе, приобщиться или даже стать их неотъемлемой частью может любой иностранец, получивший паспорт Европейского союза. Наибольшим спросом в оформлении европейского гражданства пользуется Румыния. Получить гражданство Румынии – наиболее быстрый и дешевый способ интеграции в европейское общество на сегодня.

Загрузка...