aracs.ru

Что такое мечеть, значение, зарождение в исламе и правила посещения. Самые значимые мечети в мусульманском мире

Главная страницадополнительные атрибутыКак нам известно основные черты мечети определились уже в конце 7 века.
Мечеть состоит из таких частей:

1 Минарет - большинство мечетей имеет один или несколько минаретов (от арабского - манара, буквально -маяк) -башня при мечети, с которой муэдзин провозглашает азан - призыв к молитве.
У мечети может быть несколько минаретов.Существует два основных типа минаретов - круглые и прямоугольные в сечении.Минареты украшали поясами узорчатой кирпичной кладки, резьбой по камню, лентами орнаментов и надписей.

2 Еще одной составной частью мечети являются палаты.

3 В молитвенном помещении находится михраб- важнейший элемент любой мечети. Священная ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу,перекрытая аркой (или куполом) и вставленная в раму. Обычно сверху михраб имеет стрельчатое завершение, отмечающее точку на " оси ислама" .Михраб должен быть ярко освещен (естественным светом, через окна в куполе перед ним или искусственным светом, лампой, свисающей до центра ниши). К нише обращаются лицом молящиеся мусульмане,перед ней стоит имам,руководящий коллективной молитвой,около нее ставится минбар.

4 Минбар,мимбар -возвышение с ведущими к нему ступенями, нечто вроде кафедры, с которой читаются проповеди в мечети. Минбар устанавливается справа от михраба,имеет вид трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом- порталом.

5 Дакка (дикка) - платформа. Дакка есть во всех больших мечетях. Она находится у минбара.К платформе (Дакке) ведет лестница. Эта платформа используется как место для муэдзина, который возглашает второй и третий призывы к молитве уже внутри мечети.

6 Kursi и Kur .
В мечетях обычно есть kursi , то есть деревянная кафедра со столом и местом. Стол был для Корана (Kur). А место для kass - читателя Корана.
Коран очень скоро получил свое определенное место в мечети, подобно Библии в церкви. Согласно одной традиции Юфман имел несколько копий Корана. Мечети же имели и много других копий.
Но Коран не был единственной реликвией, которая хранилась в мечетях. Также части тел святых хранились и почитались в мечетях:
Труп Моисея (в Куфе), сандалии Пророка (в Хевроне) , его плащ, волосы от бороды Пророка (в Иерусалиме) и много других вещей. Эти реликвии часто хранились в больших ценных гробницах.Голова Хусейна была захоронена в tabut в его мечети в Каире.
С другой стороны все идолы и изображения были удалены из мечетей.

7 Ковры.
Пол мечети и ее двор обычно устилаются циновками или коврами.
Ковры используются,для того чтобы улучшить внутренний вид мечетей.
Был заказан ковер специально для Пророка, на котором были написаны хадифы.
Разные группы,которые часто посещают мечеть, имели свои места на особенных циновках. У разных групп циновки были различные.
На праздники мечети были украшены особенно роскошными коврами.

Мечеть (по-арабски - مسجد масджид) означает место поклонения. Предполагается, что прототипом ранних арабских храмов стал дом пророка Мухаммада (САС) в Мадине , где собирались его сподвижники- первые мусульмане. У этого дома был окруженный стенами двор с навесом, покрытый пальмовыми листьями. Когда ислам овладел умами сотен тысяч и миллионов людей, потребовались молитвенные дома, которые вмещали бы большое количество верующих. Большинство ранних арабских мечетей представляет собой огромный двор, окруженный мощными стенами; часть этого двора имеет перекрытие - аналог навеса. Таким образом, получалась как бы многократно увеличенная копия двора дома пророка (САС). Посреди двора мечети сооружался бассейн для омовения или фонтан, вдоль стен шли крытые галереи, крыша которых держалась на колоннах или столбах, и таким же способом поддерживалась кровля над перекрытой частью двора. Она служила молитвенным залом, здесь колонны, составленные в стройные ряды, были размещены столь часто, что образовывали как бы некий лес, уходящий во все стороны и уводящий взгляд в беспредельность.

Этот тип мечети получил название дворовой, или колонной мечети .Мечети Дамаска, Каира, Кайруана и Кордовы составляют созвездии знаменитых колонных мечетей арабского мира, дошедших до нашего времени. Одна из древнейших построек такого рода была возведена в IX веке в Фустате (древний Каир). Инициатором ее сооружения был египетский наместник Ахмад ибн Тулун. Стена, окружавшая двор, здесь была очень мощной - на случай нападения врагов. Перекрытая часть двора примыкала к стене, обращенной к Мекке, священному городу мусульман.
Изнутри на этой стене находится михраб - ниша, завершавшаяся стрельчатой аркой. Заметим, что в любом мусульманском храме главная стена обращена к Мекке и имеет один или несколько михрабов.

В подавляющем большинстве случаев рядом со зданием мечети возвышается один или несколько минаретов.
Минарет - это башня, с верхней площадки которой специальный служитель звонким голосом созывает правоверных на молитву. Этих служителей называют у арабов муэдзинами, в Средней Азии - азанчи.

Следует отметить, что культовая архитектура всегда выражает определенные идеи, понятия, присущие тому или иному типу религиозного миропонимания. Так, в исламе огромное значение придается понятиям "джамал", "джалал" и "сыфат". Первое из них означает совершенную, божественную красоту, оно находило воплощение в куполе мечети (если таковой имелся). Джалал по-арабски значит божественное величие, возвышенное начали бытия. Оно олицетворялось в минаретах. Наконец, сыфат - божественное имя, божественное слово - выражали письмена, надписи на стенах мечети, прежде всего рядом с михрабной нишей пли внутри нее.

По типу дворовой мечети в начале VIII века при халифе Валиде 1 была сооружена знаменитая мечеть в Дамаске . Ее называют по-разному: мечеть Валида, большая мечеть Омеиядов. При ее постройке было использовано старинное здание христианского храма. В частности, здесь до сих пор находятся его стройные колонны с коринфскими капителями. Мечеть Валида имеет большой внутренний двор и молитвенный зал, южная стена которого снабжена несколькими михрабами. Здание щедро украшено инкрустациями из мрамора, мозаикой и позолотой, что ошеломляло простых арабов, еще недавно знавших только шатры и скромные городские дома.

Главной мечетью мусульманского мира является мечеть в Мекке , построенная также по типу дворовой. В центре двора находится храм Кааба. В числе важнейших заповедей ислама - стремление для каждого верующего хотя бы раз в жизни, по возможности, посетить мечеть Каабы, совершить хадж - паломничество в Мекку.

Особняком среди ранних арабских мечетей стоит еще одна знаменитая постройка - мечеть Омара в Иерусалиме , возведенная и конце VII столетия.

Ее другое название - Куббат ас-Сахра, что значит "купол скалы". Дело в том, что это центрально-купольное здание, не имеющее традиционного большого двора, возведено над скалой. Некогда здесь стоял храм библейского царя Соломона, поэтому оно считается святыней не только у мусульман, но также у христиан и иудеев. Праведный халиф Омар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) воздвиг здесь мечеть, так как по некоторым признакам он полагал, что именно отсюда пророк Мухаммад (САС) совершил вознесение*.

Внутри мечеть украшена цветными мозаиками: вазы и растения на золотом фоне. Этот узор из синих, зеленых, красных и золотых кубиков смальты кажется невиданным изделием из драгоценных камней. Архитектура мечети и ее декор указывал на сильное влияние византийского искусства.

* Внимание! К сожалению, многие постоянно путают мечеть Куббат ас-Сахра, или мечеть Омара, с мечетью аль-Акса
в переводе- "отдаленная").

Обе эти мечети расположены на одной территории, совсем близко друг от друга. Возможно, причиной этой путаницы послужили размеры мечетей - аль-Акса маленькая и менее заметная, чем большая и яркая Куббат ас-Сахра. Однако третьей святыней ислама является мечеть аль-Акса, а не Куббат ас-Сахра, согласно хадису Пророка (САС): "Не устремляйтесь в своих путешествиях кроме как к трем мечетям: Заповедная мечеть (т.е. мекканская), эта моя мечеть (т.е.мединская),и мечеть аль-Акса" . Именно в эту мечеть был перенесен Посланник Аллаха (САС)- "Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети (Мекканская мечеть) в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение" . (Коран, сура "ночной перенос":1). Согласно хадису аль Бухари, именно в этой мечети пророк Мухаммад (САС) совершил молитву вместе с другими пророками. Что касается места вознесения Пророка (СААС), точных указаний и свидетельств об этом нет, однако халиф Умар ибн Хаттаб(да будет доволен им Аллах) полагал, что вознесение было совершено с некого возвышенного места вблизи мечети аль-Акса. Будучи в Иерусалиме, он тщательно обследовал эту территорию, а затем приказал построить мечеть над некой выступающей частью скалы, это и есть мечеть аль-Акса (15г.хиджры, или 637 г.).Что же касается мечети Куббат ас-Сахра, ("купол скалы"), то она была построена в 76 г. хиджры / 691 г. х.э., по приказу омейядского правителя Абдель Малика ибн Мирвана. Эту мечеть также называют мечетью Умара, т.к праведный халиф сделал два раката молитвы на этом месте.

В мусульманском мире существуют три главные мечети: Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине и Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме.

Все эти мечети очень важны для мусульман, и каждая из них имеет свое определенное значение.

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть)

Мечеть Аль-Харам - главный мусульманский храм, расположенный в Саудовской Аравии, в Мекке. Во внутреннем дворе этой мечети находится Кааба.

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть) во время Хаджа

Кааба - святыня ислама, представляющая собой каменное сооружение кубической формы во внутреннем дворе, в центре Священной мечети (аль-Месджед аль-Харам) в Мекке. Это главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом». Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина - 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов.

Для отделки двери использовано почти триста килограмм чистейшего золота

В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба. Черный камень - самый известный священный метеорит, природа которого до сих пор неизвестна. Камень очень хрупкий, но при этом плавает в воде. После того, как Черный камень похитили в 930 году, то при возвращении в Мекку его подлинность установили именно по свойству не тонуть в воде. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило - в результате Черный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня 16 на 20 сантиметров. Считается, что Черный камень Аллах послал Адаму и Еве как знак прощения.

До сих пор семь осколков Камня удерживает на месте большая серебряная оправа, огибающая угол Каабы и скрывающая в себе его большую часть, оставляя паломникам лишь небольшое отверстие для поцелуев и прикосновений.

Губернатор Мекки принц Халед Аль-Фейсал у Черного Камня во время традиционного мытья Каабы

Кааба имеет особое значение в мусульманских обрядах. В направлении Каабы мусульмане всего мира во время молитвы обращаются лицом. Вокруг этого сооружения во время хаджа верующие мусульмане совершают обряд таваф - ритуальный семикратный обход Каабы против часовой стрелки. В ходе этого обряда совершается поклонение иракскому и йеменскому углам Каабы, при котором паломники прикасаются руками, целуют эту постройку и молятся около нее. По мусульманской традиции в Каабу помещен камень, который Бог даровал Адаму после грехопадения и изгнания из рая, когда первый человек осознал свой грех и раскаялся в нем. Другая легенда повествует, что камень - это ангел-хранитель Адама, который был превращен в камень за то, что недоглядел и допустил грехопадение вверенного его охране первого человека. По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены - Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева - неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма. Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным. Время постройки Каабы и ее строители неизвестны. По преданию, Каабу построил первый человек - Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман. На нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол. В восстановлении Каабы Ибрагиму помогал архангел Гавриил (Джебраил). От него Ибрагим и Исмаил узнали, что возведенный ими храм является точной копией того храма, в котором молился Адам. Для народов и племен Аравийского полуострова Кааба традиционно была священным сооружением задолго до возникновения ислама. Кааба была главным святилищем Хиджаза - исторической области на юго-западе Аравийского полуострова. Арабы с древнейших времен верили, что Кааба - дом Бога, и совершали к нему паломничества.

Благодаря этой святыне прославилась Мекка - ныне это священный город ислама, расположенный в семидесяти километрах от побережья Красного моря, в очень засушливой и непригодной для земледелия области. Единственный фактор, сделавший эти места привлекательными для поселения там людей, - источник пресной воды - Замзам. Удачным оказалось и расположение Мекки на торговых путях региона. Появление источника, по местной легенде, произошло чудесным образом - Бог сотворил его ради патриарха Авраама (Ибрагима) и его сына Исмаила - родоначальника арабских племен. Одним из семи святых мест считали ее сабейцы Персии и Халедонии. Остальными их святынями считались: Марс - вершина горы в Исфахане; Мандусан в Индии; Hay Бахар в Балхе; Дом Гамдана в Сане; Каусан в Фергане, Хорасан; Дом в Верхнем Китае. Многие из сабейцев верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим известным строением в ту эпоху. Персы также совершали паломничество к Каабе, полагая, что там обитает дух Тормоз. Уважительно относились к этой святыне и евреи. Они поклонялись там единому Богу. С не меньшим почтением приходили к Каабе и христиане. Однако со временем Кааба стала исключительно мусульманской святыней. Идолов, почитаемых язычниками, в 630 году уничтожил пророк Мухаммед, родившийся в Мекке и бывший, согласно Корану, потомком пророка Авраама (Ибрагима). Он оставил лишь находившиеся там изображения Девы Марии и Иисуса. Их изображения были там нанесены не случайно: в Мекке проживали христиане, а кроме них - иудеи, а также ханифы - праведные последователи веры в единого Бога, не входившие ни в одну из религиозных общин. Пророк не только не стал отменять паломничества к святыне, но и сам почтительно приложился посохом к Каабе. Во втором году после хиджры, или по более привычному нам календарю - в 623-624 годах нашей эры, пророк Мухаммед установил, что мусульмане должны совершать молитву, повернувшись в сторону Каабы. До того они молились, повернувшись к Иерусалиму. К Каабе в Мекку потянулись мусульманские паломники. Они верят, что святыня - это прообраз небесной Каабы, вокруг которой ангелы также совершают таваф. Святое место подверглось разрушению и в 930 году, когда карматы, шиитские сектанты-исмаилиты из Бахрейна, похитили Черный камень, который возвратили на свое место лишь спустя 21 год. После этого случая возникли некоторые сомнения по поводу его подлинности, однако их развеял следственный эксперимент: камень бросили в воду и удостоверились, что он не тонет. Но приключения Черного камня на этом не закончились: в 1050 году халиф Египта выслал в Мекку своего человека с заданием уничтожить святыню. Да и потом два раза Каабу охватывал пожар, а в 1626-м - потоп. В результате всех этих бедствий камень разбился на 15 частей. В наше время они скреплены цементом и вставлены в серебряный оклад. Почтение к Каабе выражается и в укутывании реликвии специальным покрывалом - кисвой. Оно ежегодно обновляется. Верхнюю его часть украшают вышитые золотом изречения из Корана; на изготовление кисвы расходуется 875 квадратных метров материи. Первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем, тубба (король) Йемена Абу Бакр Асад. Его преемники продолжили этот обычай. Использовались различные виды тканей. Традиция укрывать Каабу претерпела существенные изменения: первоначально, до паломничества в Мекку Аббасидского халифа Аль-Махди в 160 году после хиджры, покрывала на сооружение надевали просто друг на друга. После того как покрывало изнашивалось, сверху водружали новое. Однако служители Запретной Мечети высказали правителю Халифата свои опасения, что здание может просто не выдержать веса нагроможденных одно на другое покрывал. Халиф согласился с их мнением и повелел укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. С тех пор это правило соблюдается неукоснительно. Изнутри строение тоже украшено занавесями. За всем этим порядком следит семья Бени Шейбе. Святыня бывает открыта для посещения лишь во время церемонии омовения Каабы, а случается это лишь дважды в год: за две недели до начала священного месяца Рамадан и в течение двух недель после хаджа. От сына Авраама Исмаила Каабу унаследовало южное арабское племя джурхумитов, пользовавшееся поддержкой вавилонян. А в III веке нашей эры их вытеснило другое южное арабское племя Бану Хузаа. От отчаяния джурхумиты, оставляя Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты Каабу восстановили, и с середины III века до нашей эры Кааба становится пантеоном арабских племен. Вождем хузаитов в то время был Амр ибн Люхей, ставший властелином Мекки и покровителем Каабы. Вопреки первоначальному монотеизму Авраама-Ибрагима и его сына Исмаила, он поставил в Каабе идолов и призвал людей поклоняться им. Первого поставленного им идола - Хубала - он привез из Сирии. Курайшиты - еще одно арабское племя, жившее в районе Мекки и происходившее от Аднана, одного из потомков Исмаила, и его жены, дочери вождя хузаитов, изгнавшее хузаитов из Мекки и получившее контроль над городом и храмом около 440-450 года. Из этого племени и происходил прославивший Каабу на весь мир пророк Мухаммед. До его проповеди Кааба была центром многочисленных религиозных культов. В центре Каабы стоял идол Хубала - божества племени курайш. Он считался повелителем небес, властелином грозы и дождя. Со временем там поставили еще 360 идолов языческих богов, которым поклонялись арабы. Возле них приносили жертвы и гадали. На этом месте строго воспрещались ссоры и кровопролития. Интересно, что среди персонажей языческих культов были изображения Авраама (Ибрагима) и Исмаила с пророческими стрелами в руках; Исы (Иисуса) и Мариам с младенцем (Девы Марии). Как видим, каждый находил в этом месте что-то близкое своей вере. Паломники прибывали в Мекку регулярно. Дважды в год на местную ярмарку съезжалось множество народу. Кааба была известна и почитаема и далеко за пределами Аравийского полуострова. Чтили ее хинду, согласно верованиям которых дух Сивы, третьего лица Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный камень.

Само сооружение много раз перестраивалось. Впервые - при втором праведном халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В период династии Омейадов халиф Абд аль-Малик реставрировал постройку, расширил пределы Священной мечети, он также установил арки, украшенные мозаикой, которые были специально привезены из Сирии и Египта. В период правления Аббасидов по указанию халифа Абу Джафар аль-Мансура мечеть была дополнительно расширена и по ее периметру возведена галерея. Территорию вокруг Каабы основательно перестроил и османский султан Абд аль-Маджид. А в недавнем прошлом, в 1981 году, пространство вокруг реликвии реконструировал король Саудовской Аравии Фахд ибн Абд аль-Азиз. Ныне территория мечети Месджед аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193 000 квадратных метров. Одновременно ее могут посетить 130 000 мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с надстройками в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров. Что представляет собой Черный камень, вмонтированный в сооружение, неизвестно до сих пор. Одни ученые считают его очень крупным метеоритом. Это мнение оспаривают веским доводом, что камень не может быть железным метеоритом, исходя из его трещин, не может он быть и каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Другие исследователи склонны видеть в камне большой кусок неизвестной вулканической породы: потухшими вулканами богата каменистая Аравия. Известно, что это не базальт и не агат. Однако и высказываемое мнение, что камень не является метеоритом, подвергается серьезной критике. В 1980 году исследовательница Элизабет Томсен высказала предположение, что Черный камень имеет ударную природу - это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом. Он происходит из кратера Вабар, находящегося в 1800 километрах от Мекки, в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из этого кратера представляет собой застывшее пористое стекло, оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Однако столь стройная теория имеет свое слабое место: вывод, сделанный учеными по результатам нескольких измерений, говорит о возрасте кратера, составляющем лишь несколько веков. Путаницу вносят данные других измерений, позволяющие предположить, что кратеру около 6400 лет. Кратеров в Вабаре на самом деле три. Они разбросаны на площади около 500 на 1000 метров и имеют диаметры 116,64 и 11 метров. Это место кочевники-бедуины называют аль-Хадида - железные предметы. На площади в половину квадратного километра лежат множество обломков черного стекла, белых камней из спекшегося песка и железных кусков, частично засыпанные песком. У железных камней из окрестностей кратеров Вабар гладкая поверхность, покрытая черным налетом. Самый большой кусок железа и никеля из найденных там учеными весит 2200 килограммов и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда. Гладкий камень конусообразной формы, по-видимому, является куском метеорита, упавшим на землю и развалившимся на несколько фрагментов. Священная книга мусульман - Коран содержит рассказ о царе города Убара по имени Аад. Он насмехался над пророком Аллаха. За свою нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесенным ураганом. Этой историей заинтересовался английский исследователь Гарри Филби. Местом, наиболее вероятным для расположения погибшего города, он счел Пустой квартал. Однако вместо руин - произведений рук человека он нашел в том месте обломки метеорита. По следам, оставленным этим событием, было установлено, что энергия, выделившаяся при падении метеорита, была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, что сравнимо со взрывом в Хиросиме. Известны и другие места падения метеоритов, вызывавших даже еще более мощные удары, однако случай с Вабаром имеет важную особенность. Метеорит упал в открытое песчаное место, сухое и достаточно изолированное, что представляет собой идеальное естественное хранилище. Там его легко было обнаружить как кочевникам древности, так и современным ученым. Последние пока что не могут дать окончательного ответа на загадку Черного камня.

Аль-Набави (Мечеть Пророка)

Аль-Набави (Мечеть Пророка) - вторая по значимости мусульманская мечеть (после Запретной мечети), расположенная в Саудовской Аравии, в Медине. Под Зеленым куполом мечети Аль-Набави расположена могила пророка основателя мусульманства - Мухаммеда. Первые два мусульманских халифа Абу-Бакр и Умар также похоронены в мечети.

Мечеть Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине

Зелёный купол (Купол Пророка)

Могила пророка Мухаммада. Рядом с ней погребены два первых халифа, Абу Бакр и Умар, а с другой стороны находится ещё один участок, похожий на пустую могилу. Многие исламские ученые и исследователи Корана считают, что это место под могилу зарезервировано для пророка Исы (Иисуса), который вернётся на Землю, чтобы убить Даджаля (Антихриста), а затем будет править возрожденным Халифатом 40 лет

Первая мечеть на этом месте была построена еще при жизни Мухаммеда, который сам принимал участие в строительстве. Планировка этого здания была принята для других мечетей всего мира. Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, ему явился архангел Джабраил и призвал к служению. Мухаммед начал свои проповеди в Мекке, стремясь отвратить арабов от языческого многобожия и обратить их в истинную веру. В 622 году из-за сильного давления религиозных деятелей Мекки, Мухаммед был вынужден бежать в город Ясриб, расположенный в нескольких сотнях километров. В Ясрибе (который затем переименовали в Медину) ему удалось организовать первую мусульманскую общину. Уже через несколько лет мусульманское движении так разрослось, что Мухаммед смог создать большое войско, которое в 630 году без боя захватило Мекку. Таким образом образовалось первое мусульманское государство.

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть)

Мечеть аль-Акса (араб. المسجد الاقصى‎‎ — крайняя мечеть) — мусульманский храм в Старом городе Иерусалима на Храмовой горе. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Ислам связывает с этим местом исра (ночное перемещение пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим) и мирадж (вознесение). На месте мечети аль-Акса пророк Мухаммад совершил в качестве имама молитву со всеми пророками, посланными до него.

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме

Заложенная в 636 году халифом Омаром на месте разрушенного римлянами иудейского храма, мечеть Аль-Акса была существенно расширена и перестроена при халифе Абд Аль-Малике в 693 году. При халифе Абд Аль-Малике недалеко от Аль-Аксы была построена еще одна мечеть, получившая название Куббат Ас-Сахра (Купол Скалы). В наше время нередко мечеть Купол Скалы путают с мечетью Аль-Акса.

Мечеть Куббат Ас-Сахра (Купол скалы)

Часто огромный золотой купол расположенной рядом мечети Куббат ас-Сахра («Купол скалы») путают с более скромным куполом мечети Аль-Акса, называя упомянутый золотой купол Куббат ас-Сахра куполом «Мечети Омара». Но именно Аль-Акса имеет своим вторым именем название «Мечеть Омара» в честь своего основателя халифа Умара (Омара) и является историческим центром из двух мечетей на Храмовой горе, а не мечеть Куббат ас-Сахра, которая, тем не менее, в архитектурном плане является центром комплекса.

Храмовая платформа

Мусульманские храмы именуются мечетями, а строятся они по определенным правилам. Во-1-х, здание должно быть нацелено строго на Восток, другими словами на святое для всех мусульман место - Мекку. Во-2-х, неотклонимым элементом хоть какой мечети является минарет - высочайшая и узенькая пристройка в большинстве случаев цилиндрической либо прямоугольной формы. Таких строительных частей в мечети может быть от 1-го до 9. Конкретно из этого помещения муэдзин призывает верующих к молитве.

Фактически все мусульманские храмы оборудованы двором. Тут по традиции должен быть устроен фонтан, колодец либо хоть какое приспособление, созданное для омовений. Согласно мусульманским обычаям, заходить запятанным на молитву в храм нельзя. Во дворе также находятся хозяйственные постройки. Медресе отличается от мечети тем, что во дворе могут быть оборудованы помещения для семинаристов. Современные храмы, конечно, имеют довольно умеренную архитектуру. Но если поглядеть на старенькые прекрасные мусульманские мечети, можно увидеть, что ранее дворы нередко обносили колоннами, даже устраивали по периметру галереи.
Здание мечети венчает купол, увенчанный полумесяцем.

Это особенности мусульманского храма в плане внешнего вида. Снутри же здание делится в наше время на две половины - мужскую и женскую. На восточной стенке молитвенной комнаты в неотклонимом порядке устраивается михраб - особая ниша. Справа от него размещается особенная кафедра, с которой имам читает свои проповеди верующим. Во время молитвы люди в возрасте стоят к нему поближе всего. За ними - люди среднего возраста. И в самых последних рядах - молодежь.

Изображения людей и животных в исламе запрещены. Потому, конечно, никаких икон в молитвенной комнате или где-нибудь еще как бы нет. В наше время стенки обычно украшаются арабскими письменами - строчками из Корана. Очень нередко для дизайна мечетей употребляются также фрактальные либо растительные орнаменты. Они могут быть выполнены как снаружи строения, так и изнутри. Мусульманские храмы отделываются обычно в обычных голубом и красноватом цветах. Не считая того, в орнаментах можно нередко следить вкрапления белоснежного и золотистого.

Восхитительным примером исламской архитектуры можно считать, например, Тадж-Махал в Агре. Это очень прекрасное здание, которое считается общемировой жемчужиной культуры. Построен этот мусульманский храм, фото которого вы сможете созидать в самом верху странички, Шахом Джахадом в честь собственной супруги. Даму звали Мумтаз-Махал (отсюда и немного переиначенное заглавие храма), а погибла она при родах. В храме имеются две гробницы - супруги шаха и его собственная.

На втором фото – мечеть Султана Ахмета, находящаяся в Стамбуле. Отличительной особенностью турецких мусульманских храмов можно именовать необыкновенную форму купола - более пологую, чем в мечетях других государств. На третьей фото – мечеть Султана Ахмета изнутри. Достаточно нередко мусульмане приспосабливали под собственные храмы церкви покоренных народов. Примером тому может служить самый весомый монумент раннехристианской культуры – София Константинопольская, к которой турками были пристроены минареты.

Таким макаром, отличительной особенностью таких построек, как мусульманские храмы, можно именовать купол и наличие двора. Не считая того, неотклонимыми строительными элементами являются минареты, михраб и кафедра.

Мечеть шейха Зайеда - третья по величине самая большая мечеть в мире. Названа в честь «отца-основателя» ОАЭ — шейха Зайеда бин Султана Аль Нахайяна. Роскошная конструкция поражает своей величественностью и роскошью даже неискушенного зрителя, ведь над дизайном и подборкой материалов трудились лучшие мастера своего дела из Италии, Германии, Марокко, Индии, Турции, Ирана, Китая, Греции и ОАЭ…


На строительство было потрачено более 600 миллионов евро.


Мечеть снаружи насчитывает 1096 колон и 96 колон в основном молельном зале, украшенном более 20 тысячами мраморных панелей ручной работы, инкрустированных полудрагоценными камнями, включая лазуриты, красные агаты, аметисты и жемчуг. Более того, прекрасные минареты, возвышающиеся на 107 метров, поставлены в четырех углах мечети.



Главный купол мечети весом в 1000 тонн считается самым большим храмовым куполом в мире:


Искусственные озера, занимающие общую площадь 7874 квадратных метра и каналы, украшенные темным кафелем, окружают мечеть, тогда как двор мечети площадью 17000 квадратных метров украшен цветной мозаикой. Бассейны отражают живописный вид мечети, который становится еще более великолепным в ночное время.



Дизайн интерьера, производящий глубокое впечатление, дополняет восхитительный внешний вид мечети. Итальянский белый мрамор и мозаичный цветочный дизайн украшает зал для моления, а интерьер стен мечети украшен золотой мозаикой достоинством 24 карата. Основной зал для молитв устилает самый большой в мире ковер! Сшит этот шедевр площадью 5627 квадратных метров и весом 45 тонн из 15 огромных кусков, которые доставили в мечеть аж на двух самолетах, а стоимость уникального изделия объявлена в 6 миллионов долларов… На создание ковра-гиганта ушло почти два года. Изделие хранит тепло рук тысячи иранских рукодельниц, которые трудились под неусыпным контролем 50 экспертов. Совершать молитву могут одновременно до 40.000 человек.



Люстры из хрусталя Сваровски своими размерами и уникальностью затмевают все представления о дороговизне как таковой…






Размахом роскоши поражают даже комнаты для омовения…



Стена Кибла, с другой стороны, имеет высоту 23 и ширину 50 метров и искусно украшена таким образом, чтобы не отвлекать молящихся. 99 имен (качеств) Аллаха представлены на стене Кибла с использованием традиционной каллиграфии Куфи с мастерски сделанной подсветкой, выполненной с использованием волокнисто-оптического освещения. Золото достоинством 24 карата, позолота и мозаичное золотое стекло также были использованы для мехраба (ниши в центре стены Кибла) и полумесяцев, украшающих верхушки куполов.




Мечеть насчитывает 80 панелей Изник – искуссно украшенной керамической плитки, популярной в 16 столетии, украшающей имперские и религиозные здания в Стамбуле. Традиционно ручной работы, дизайн каждой плитки был разработан турецким каллиграфом Отманом Ага. Три каллиграфических стиля – Насхи, Тулот и Куфи были использованы в мечети и выполнены Мохаммедом Мехди (ОАЭ), Фаруком Хаддадом (Сирия) и Мохаммедом Алламом (Иордания).

Из книги «Пророчества о приближении конца света»:

Восемнадцатый признак: украшение мечетей и свитков Корана
Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Судный час не настанет до тех пор, пока люди не начнут хвалиться друг перед другом мечетями» (Ахмад).

Абу ад-Дарда рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если вы станете украшать мечети и разукрашивать коранические свитки, то вас постигнет погибель» (аль-Хаким и ат-Тирмизи).

Ибн Аббас сказал: «Вы будете украшать мечети, как это делают иудеи и христиане» (аль-Бухари).

Когда Умар приводил в порядок мечеть Пророка в Медине, он велел: «Защити людей от дождя, но избегай красных и желтых цветов, дабы не искушать людей».

Аль-Мунави писал: «Шариат предостерегает от украшения мечетей и разукрашивания коранических свитков, потому что красивые узоры занимают человеческие сердца, мешают сосредоточиться, отвлекают от размышлений и не позволяют человеку ощущать себя перед всевышним Аллахом. Богословы шафиитского толка считают, что украшать мечети и даже Каабу золотом и серебром строго запрещено, а другими украшениям – нежелательно».

Аль-Мехди сказал: «Что касается разукрашивания Заповедной мечети в Мекке и мечети Пророка в Медине, то это было сделано без согласия мусульманских богословов. А если они промолчали, то их молчание не означает согласия с этим поступком. Мечети были разукрашены несправедливыми правителями, которые не стали испрашивать разрешения у праведных богословов».

Загрузка...