aracs.ru

Ссср в 20 30 годы основные проблемы. Внешняя политика ссср накануне войны

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик, предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.

Распад Российской Империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.

Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92 % всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. Не составило сложности насадить советскую власть в провозгласивших свою независимость Грузии, Армении и Азербайджане.

С 1920 по 1921 гг. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Легко прошла советизация Белоруссии.

В Украине не обошлось без борьбы с прокиевским курсом. Тяжело шел процесс утверждения советской власти в среднеазиатских Советских народных республиках - Бухарской и Хорезмской. Там продолжали сопротивление отряды местной вооруженной оппозиции.

Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», дабы объединение республик в единое целое не стало созданием новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и Украине.

Компартия оказалась той реальной властью, которая благодаря своей безупречной организации, и иерархичной подчиненности создала структуру управления огромной страной.

Мощными факторами объединения республик послужили единство и жесткость репрессивных органов.

Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК. Рассматривались автономный, федеративный и конфедерационный варианты построения единого государства.

План декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР предлагал нарком по делам национальностей Сталин. Однако комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.

Ленин ясно понимал, что единая партия и единая репрессивная система - верная гарантия целостности государства. Ленинский проект мог привлечь в союз и другие народы, а не отпугнуть их, как вариант Сталина.

30 декабря 1922 г. на 1 Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.

В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в дек. 1991 г.

В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.

Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

31 января 1924 г. 2 Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятием конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.

С принятием Конституции СССР 1924 г. и союзных конституций продолжился процесс национально-государственного строительства. В 1924 году ЦК ВКП (б) решил упразднить Туркестанскую АССР и «независимые» Хорезм и Бухару. Образованы две союзные республики:

Узбекская СССР и Туркменская СССР;

Две автономных республики: Таджикская в составе Узбекской СССР и Киргизская в составе РСФСР (с 1926 года - автономная);

Автономная Каракиргизская область в составе РСФСР.

В 1924 г. в составе УССР была образована Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской СССР - Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением. В 1924 г. была ликвидирована Горная республика, из которой выделился ряд автономных областей.

Политическая и идеологическая доминанта в процессе национально-государственного строительства создавала фундамент для будущих национально-этнических конфликтов конца 80-х годов ХХ века.

Конституция СССР 1936 г. закрепила в составе Союза 11 союзных республик. При этом ЗСФСР была разделена на три самостоятельных республики (Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР). В состав СССР вошли Таджикская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР (1936).

5 декабря 1936 г. на VIII Чрезвычайном съезде Советов СССР была принята новая Конституция СССР. В составе Союза теперь было 11 союзных республик, а также автономные республики и автономные области. Высшим органом власти стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Он состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей. Решения принимались, если за них проголосовали обе палаты (каждая в отдельности). Закреплялось главенство законодательной власти над исполнительной и судебной.

Cсущностью новой экономической политики было использование некоторых поспешно отмененных рыночных методов и принципов в целях стабилизации экономики, но с неизменным сохранением и ужесточением идеологической незыблемости существующего порядка.

В качестве основных шагов НЭПа проведены: Либерализация экономики; Замена продразверстки натуральным налогом, а потом и денежным налогом; Разрешение аренды и концессии предприятий; Развитие кооперативов; Реформа в промышленности (тресты, синдикаты); Перестройка системы управления промышленности; Создание центрального органа планирования – Госплана; Денежная оплата труда; частная торговля создание бирж; Финансовая реформа Сокольникова 1922-1924 гг. (сокращение госрасходов + формирование бездефицитного бюджета; единая отчетность; налоговая политика: единый с/х налог, промысловый налог, подоходный (основной и прогрессивный), косвенные налоги; разделение гос. и местных бюджетов; введение твердой свободно-конвертируемой валюты – червонца; восстановление Госбанка)

Однако противоречие между рыночными методами и мягко говоря нерыночной идеологии следовали коренные противоречия, приведшие к сворачиванию НЭПа. Процесс свертывания происходил постепенно. 15 съезд РКП (Б) начинает подводить итог: вопрос в направлении развития экономики. 1927 – четкая тенденция к изменению политического курса. Этот курс сдвигается резко влево: усиление роли соц. элементов в деревнях – ограничение деятельности кулаков и нэпманов путем значит. повышения налогов, поощрит. меры в отношении беднейшего крестьянства. Глубокие разногласия во мнениях. Сталин и Молотов – как можно больше брать из деревни и вкладывать в индустрию. 15 съезд не принял конкретной программы.

Критическим и ключевым моментом стал жестокий кризис хлебозаготовок в январе 1928 г. Причинами которому послужили: обострившиеся диспропорции обмена между промышленностью и с/х сектором экономики, низкие цены – это в итоге привело к снижение поставок за рубежи уменьшению валютной выручки. Несмотря на хороший урожай крестьяне поставили только 300 млн. пудов вместо 430.

Для выхода из кризиса Сталин и Молотов хотели прибегнуть к продразверстке. Сталин едет в Сибирь и по регионам, дающим зерно. В деревню были направлены люди, занимающиеся конфискацией земли (кто найдет зерно, получит часть). 1928 – закрытие рынков, невозможность продать зерно. На след. год кр-не уменьшили посевы зерна.

Их этого Сталин сделал выводы о необходимости скорейшего свертывания НЭПа, и началу жестокой экспулаутации крестьян, т.к. они не желают добровольно сотрудничать с государством.

Несмотря на мнение оппозиции (Бухарин, Молотов), что кризис произошел из-за ущербности планирования, ошибки ценообразования, и теперь необходимо изменить курс за счет уступок крестьянству: открытие рынков, закупки хлеба за границей. Ноябрь 1928 – пленум ЦК осуждает правый уклон, отказывается от оппозиционных взглядов (Бухарин, Рыков, Томский).

Таким образом в силу коренных противоречий НЭПа (использование большинства рыночных элементов для построения плановой социалистической экономики, и отсутствие политических изменений в присутствие экономических) в 1928 году НЭП был практически свернут, в силу:

Хлебозаготов. Кризисы

Образование адм.-ком. сист.

Выгодно опр.влиятельным силам страны (бюрокр.аппарату, кот.имел собств. интересы, отличн. от интересов раб. и кр-ян.

Не произошло накопления капитала, кот. сов. власть хотела вложить в индустриализацию

НЭП был выгоден населению, но не выгоден гос-ву.

С 1929 отмена НЭПа. В нач. 30-ых вытеснение частн. капитала, налоговая реформа.

Анализируя общественно-политическую жизнь остановимся на ключевых процессах.

Первая группа включала формальное усиление власти закона. а на деле создание особого совещания в ОГПУ с правом внесудебного преследования. Закрытие легально издававшихся оппозиционных газет и журналов и прекращение существования самих этих партий и движений, проведение публичных и закрытых процессов против оппозиционных лидеров. Создание сеть секретных сотрудников (доносчиков) для контроля за политическими настроениями в обществе. Особое внимание уделялось интеллигенции, предпринимателям и кулакам. Создание замкнутого круга для политических ссыльных с целью невозможности возврата их в прежние места.

Вторая группа касалась общественных организаций неполитического характера. Здесь двойственные тенденции. С одной стороны происходила демократизация, но с другой усиление роли профсоюзов в обществе сопровождалось одновременным подчинением их партии и государству. Усиление гос. контроля за кооперативным движением устанавливало контроль над их финансами, «во благо государства.» Под контролем партии создавались всевозможные общественные, культурно-просветительские кружки и общества. Отдельно стоял вопрос церкви, которую большевики уже давно хотели подчинить или уничтожить. В полной мере использовалась полтика кнута и пряника, включавшая и конфискацию, и закрытие церквей. Церковь была вынуждена сдавать свои антибольшевистские позиции, но это её не спасло и в 25 году не было допущено проведение выбора патриарха, а в июле 27 9 архиереев подписали «Декларацию» призывающую отойти от дел всех священнослужителей не принявших новые порядки. Сила и власть церкви оказалась подорванной.

Третья группа касалась таких вопросов, как высылка ученых, особенно гуманитариев, под предлогом ненаучности, контрреволюционности, и т.п. гонения на старых и иностранных специалистов различных сфер деятельности. Пересмотру подвергались курсы истории, экономики, и других наук.

Такова была жизнь в эти годы. Ухудшался быт и ужесточались порядки. Народ становился лишь средством в достижении «великих» целей.

Основными направлениями внешней политики Советского государства и компартии в 20е года стало

(2) сотрудничество с зарубежными странами в деле восстановления советской экономики,

(3) распространение коммунистического движения в мире.

В рамках этого направления проходило подписание договоров с приграничными странами в 20-21 гг., положивших начало широкому международному признанию СССР. Главным вопросом и ресурсом для переговоров был вопрос о долгах царского и временного правительства. После ряда уступок сделанных в пользу мелких держателей и согласия вести переговоры деятели западных стран в первую очередь английский премьер-министр Ллойд-Джордж собрали международную конференцию в Генуе (1922), пригласив Россию. Главной задачей поставленной перед Советской делегацией было установление экономических и торговых отношений с западом, однако жесткость позиции в отношении национализированной собственности. монополии на внешнюю торговлю и долгов (признание долгов и концессии в обмен возмещение ущерба от интервенции, оцененного членом делегации М. Литвиновым в 35-50 млрд. зол. рублей) Конференция не дала практических результатов, но послужила катализатором для последовавшего за ней отказа от совместных претензий и признания Германией.

Следом за конференцией в Генуе следовала гаагская, где советская сторона представила список предприятий для концессий, но ультиматум запада относительно долгов и национализированной собственности привел к прерывания переговоров российской стороной.

В 22 году в Генуе же было внесено первое предложение советской стороны о всеобщем разоружении, а после его отвержения СССР предложил своим западным соседям Прибалтийским странам, Польше и Финляндии провести конференцию в Москве для обсуждения вопросов сокращения армий, но закончилось только договором о ненападении. Эта конференция имела важное пропагандистское значение, как и встреча Лиги наций во время IV сессии в ноябре 27, когда СССР выдвинул программу всеобщего и полного разоружения, встреченное отказом.

Что касается международного признания СССР, то после договора с Германией процесс пошел быстро в 24 – Великобритания (взаимные финансовые претензии отложены на неопределенный срок), Италия, Норвегия, Швеция, Мексика, Китаем. 1924 года вошел как год широкого дипломатического признания. В 25 году были установлены отношения еще с 12 странами, - можно было говорить о прорыве международной изоляции, причем большая часть стран активно искала тесного сотрудничества с Россией. Только США формально отклоняли советские предложения о нормализации отношений.

За это время ССР участвовал в 3 конфликтах. Первый произошел с Англией по поводу антианглийской пропаганды и расстрела английского шпиона (1920 г.), имевший место весною 23 г., закончился дипломатическим путем. Следующее обострение произошло в 27 г. и тоже с Англией. Разрыв продолжался вплоть до 29 г. А в конце десятилетия произошел конфликт на КВЖД с Китаем, сто привело к разрыв в 29 г. (20 августа)дипломатических отношений.

Суммируя итоги советской внешней политики в 20е гг. получаем:

СССР успешно прорвал мировую изоляцию и установил выгодное сотрудничество;

было установлено тесно сотрудничество с Германией;

задачи достижения мировой революции были провалены.

Одной из главных причин индустриализации надо назвать отставание от европейских государств, и все что с этим связано (военная и экономическая мощь).

Курс на развитие экономики выражался в следующих задачах;

реконструкция тяжелой промышленности и военного производства;

Становление молодого Советского государства проходило достаточно сложно и долго. Во многом обусловлено это было тем, что международное сообщество не слишком-то торопилось признавать его. В таких условиях внешняя политика СССР в 20-30 годы 20 столетия отличалась жесткостью и последовательностью, так как необходимо было решить немало проблем.

Основные задачи, стоявшие перед дипломатами

Как мы и говорили, основной задачей была нормализация отношений с другими странами. Но СССР в 20-30 годы предполагала также экспорт революционных идей в другие государства. Впрочем, романтические идеалы революции были быстро охлаждены действительностью. Осознав нереальность некоторых идей, правительство новоиспеченной страны быстро переключилось на более реальные задачи.

Первые достижения

В самом начале ХХ века произошло действительно знаменательное событие: СССР добился полного снятия торговой блокады, которая очень болезненно ударяла по экономике страны, и без того сильно ослабленной. Весьма важную роль сыграл Декрет о концессиях, который был издан 23 ноября 1920 года.

В принципе, сразу после подписания всех торговых соглашений с Великобританией, кайзеровской Германией и прочими странами, дипломаты фактически добились неофициального признания СССР во всем мире. Официальное же растянулось с 1924-го по Особенно удачным выдался именно 1924-й, когда удалось возобновить отношения более чем с тремя десятками иностранных государств.

Вот такой была внешняя политика СССР в 20-30 годы. Кратко говоря, удалось переориентировать хозяйство на промышленное направление, так как страна начала получать в достаточном количестве сырье и технологии.

Первыми министрами иностранных дел, благодаря которым и стал возможен такой прорыв, были Чичерин и Литвинов. Эти блестящие дипломаты, которые получили свое образование еще в царской России, стали настоящим «путеводным мостом» между молодым СССР и остальным миром. Ими велась внешняя политика СССР в 20-30 годы 20 века.

Именно они добились подписания торгового соглашения с Англией, а также другими европейскими державами. Соответственно, именно им Советский Союз обязан снятием торгово-экономической блокады, которая препятствовала нормальному развитию страны.

Новое ухудшение отношений

Но внешняя политика СССР в 20-30 годы знала не только победы. Приблизительно в начале тридцатых годов начался новый виток ухудшения отношений с западным миром. На сей раз предлогом стало то обстоятельство, что правительство СССР официально поддержало национальное движение в Китае. С Англией же отношения были практически разорваны из-за того, что страна с сочувствием относилась к бастующим английским рабочим. Дошло до того, что лидеры Ватикана в открытую стали призывать к «Крестовому походу» против Советского Союза.

Неудивительно, что в 20-30-е гг. XX в. отличалась крайней осторожностью: нельзя было дать ни малейшего повода для агрессии.

Отношения с нацистской Германией

Не стоит предполагать, будто советское руководство вело какую-то неадекватную, несоразмерную времени политику. Как раз-таки правительство СССР отличалось в те годы редкостным здравомыслием. Так, сразу после 1933 года, когда в Германии к единоличной власти пришла партия национал-социалистов, именно Советский Союз начал активно настаивать на создании коллективной европейской системы безопасности. Все усилия дипломатов были традиционно проигнорированы лидерами европейских держав.

Попытка остановки гитлеровской агрессии

В 1934 году произошло другое событие, которого долго ждала страна. СССР наконец-то был принят в Лигу Наций, являвшуюся предком ООН. Уже в 1935 году был заключен союзнический договор с Францией, который предусматривал дружескую взаимопомощь в случае нападения на кого-то из союзников. Гитлер сразу ответил захватом Рейнской области. Уже в 1936 году начался процесс фактической агрессии Рейха в отношении Италии и Испании.

Разумеется, политические силы в стране понимали, чем все это грозит, а потому внешняя политика СССР в 20-30-е годы стала снова претерпевать серьезные изменения. Началась отправка техники и специалистов для противоборства с гитлеровцами. Так ознаменовалось шествие фашизма по Европе, причем лидеры европейских держав этому практически и не противились.

Дальнейшее обострение обстановки

Опасения советских политиков полностью подтвердились, когда в 1938 году Гитлер произвел «аншлюс» Австрии. В сентябре того же года прошла Мюнхенская конференция, на которой присутствовали представители Германии, Великобритании и других стран.

Никого уже не удивило, что по ее итогам Судетская область Чехословакии была единогласно отдана под власть Советский Союз оказался едва ли не единственной страной, которая в открытую осудила факт неприкрытой агрессии Гитлера. Всего через год под его властью оказывается не только вся Чехословакия, но и Польша.

Положение осложнялось тем, что и на Дальнем Востоке ситуация непрерывно ухудшалась. В 1938 и 1939 годах части РККА вступили в огневой контакт с японской Это были знаменитые Хасанское и Халкин-Гольское сражения. Также боевые действия велись на монгольской территории. Микадо считал, что наследник царской России в лице СССР сохранил все слабости своего предшественника, но сильно просчитался: Япония потерпела поражение, будучи вынуждена пойти на значительные территориальные уступки.

Дипломатические отношения с Германией

После того как Сталин не менее трех раз пытался договориться о создании злосчастной европейской системы безопасности, руководство СССР было вынуждено налаживать дипломатические отношения с нацистской Германией. В настоящее время западные историки наперебой пытаются убедить мир в агрессивных намерениях Советского Союза, но его истинная цель была простой. Страна пыталась обезопасить свои рубежи от нападения, вынужденно договариваясь с вероятным противником.

Договоры с Рейхом

В середине 1939 года был подписан Пакт Молотова-Риббентропа. По условиям секретной части документа Германия получала Западную Польшу, а СССР доставались Финляндия, Прибалтика, Восточная Польша, большая часть нынешней Украины. Нормализовавшиеся до того отношения с Англией и Францией были полностью испорчены.

В конце сентября политиками СССР и Германии подписывается договор о дружбе и границах. Как лучше понять цели, которые преследовала внешняя политика СССР в 20-30 годы? Таблица, которую мы приводим ниже, поможет вам в этом.

Название этапа, годы

Основная характеристика

Первичный этап, 1922-1933 годы. Постоянные попытки прорыва международной блокады.

В основном вся политика сосредотачивалась на том, чтобы поднять престиж СССР в глазах западных стран. Отношения с Германией на тот период были скорее дружественными, так как с ее помощью руководство страны надеялось противостоять Англии и Франции.

«Эра пацифизма», 1933-1939 годы.

Советская внешняя политика начала масштабную переориентацию, взяв курс на установление нормальных отношений с лидерами западных держав. Отношение к Гитлеру - настороженное, неоднократные попытки создания европейской системы безопасности.

Третий этап, кризис международных отношений, 1939-1940 годы.

Потерпев неудачу в попытках нормально договориться с Францией и Англией, политики СССР начали новое сближение с Германией. Международные отношения резко ухудшились после Зимней войны 1939 года в Финляндии.

Вот чем характеризовалась внешняя политика СССР в 20-30 годы.


Образование союзного государства

Декларация прав народов России, провозглашавшая равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств, являлась после Октябрьской революции и победы большевиков одним из первых декретов новой власти.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, вошедшая составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918 г.), оформила законодательно федеративный принцип, как и право народов свободно решить вопрос о своем вхождении в Советскую Федерацию. Согласно принципу о праве наций на самоопределение советское правительство признало государственную независимость Финляндии, был подписан декрет об отказе от договоров о предыдущих разделах Польши.

Воспользовавшись своим правом на самоопределение вплоть до отделения в годы Гражданской войны, многие народы бывшей Российской империи создали собственные национально-государственные образования, хотя не все из них были устойчивыми. После окончания Гражданской войны начался процесс движения к объединению, которое привело в результате к образованию новой российской государственности – СССР.

Образование СССР:

1) актом, который учреждал Союз ССР, стал Договор, который заключили четыре республики: РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация;

2) 30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей этих республик (I съезд Советов Союза СCP) утвердил Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР);

3) основы государственного устройства СССР закрепила Конституция СССР, которая была принята в 1924 г. В соответствии с Конституцией СССР закреплялось федеративное устройство (И.В. Сталин первоначально предлагал план автономизации) и право свободного выхода из СССР.

СССР в 20-30-е гг. XX в.

Историки считают, что «военный коммунизм» не исчерпывался экономической и социальной сферами. Это была целостная система, имевшая свои опорные точки в политике, в идеологии, в культуре, нравственности, психологии. В программе РКП(б), принятой VIII съездом в марте 1919 г., политика «военного коммунизма» была теоретически осмыслена как непосредственный переход к коммунистическому обществу. «Военный коммунизм», с одной стороны, позволил подчинить контролю «воюющей партии» все ресурсы, превратить страну в единый военный лагерь и в конечном счете победить в Гражданской войне. С другой стороны, он не создавал стимулов для экономического роста, порождал недовольство практически всех слоев населения, создавал иллюзорную веру в насилие как всемогущий рычаг решения всех проблем, стоящих перед страной. С окончанием войны военно-коммунистические методы исчерпали себя. Понято это было не сразу: еще в ноябре-декабре 1920 г. были приняты декреты о национализации мелкой промышленности, об отмене платы за продукты питания и топливо, коммунальные услуги.

Кризис 1920-1921гг. имел всесторонний характер: экономическая разруха (промышленность, по некоторым показателям отброшенная к уровню 1861 г., бездействующий транспорт, сократившиеся наполовину посевные площади, измеряемая тысячами процентов в год инфляция, развалившаяся финансовая система) дополнялась социальной катастрофой (падение уровня жизни, деклассирование, высокая смертность, голод) и политическим напряжением (недоверие к советской власти, усиление антибольшевистских настроений).

Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии (антоновщина) и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами политических свобод, переизбрания Советов, отстранения большевиков от власти. Кризис не был лишь следствием войны.

Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой экономической политике (нэп). Принципиально цели не изменились - переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы этого перехода были отчасти пересмотрены. Нэп включал в себя ряд мер:

· замена продразверстки меньшим по размеру продналогом;

· допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства;

· денационализация мелкой и средней промышленности при сохранении за государством так называемых командных высот (металлургия, транспорт, топливная промышленность, нефтедобыча и др.);

· объединение крупных предприятий в тресты, работавшие на основе хозрасчета и подчиненные Высшему совету народного хозяйства;

· отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации, внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции;

· разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания (с ограничениями), поощрение кооперации; допущение иностранного капитала (концессии, аренда);

· воссоздание банковской и налоговой систем;

· проведение денежной реформы на основе ограничения эмиссии, вытеснения совзнаков и введения устойчивой валюты - червонца.

Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения. Вместе с тем успехи нэпа не следует преувеличивать. Нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов: сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленных товаров (осень 1924, осень 1925), хлебозаготовок (зима 1927/1928).

Самым главным было противоречие между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму - обществу, свободному от частной собственности. Официально о конце нэпа было объявлено в декабре 1929 г.

Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом.

Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных организаций, то они были не более чем «приводными ремнями» от партии к массам. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой - понятные, простые - внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей. Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. На Сталине замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - «тройки», Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой, «Большой террор» унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.

Символом эпохи можно считать принятую в 1936 г. Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. СССР характеризовался сак социалистическое государство рабочих и крестьян. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.



May 21st, 2017

Новая экономическая политика, провозглашенная X съездом РКП (б), представляла собой целую систему мер, направленных на создание условий для возрождения экономики России. Эти меры разрабатывались уже в ходе объявленной новой экономической политики, которую можно представить в виде ряда последовательно осуществляемых этапов. Главные усилия требовалось направить против разрастающегося продовольственного кризиса, ликвидировать который можно было только путем подъема сельского хозяйства. В условиях отсутствия у государства средств для этого необходимо было раскрепостить производителя, дать ему стимулы для развития производства. Именно на это было направлено центральное мероприятие нэпа - замена продразверстки продналогом. Размеры налога был значительно меньше разверстки, он носил прогрессивный характер, т.е. уменьшался в том случае, если крестьянин заботился об увеличении производства, и позволял крестьянину свободно распоряжаться излишками продуктов, которые у него оставались после сдачи налога.

В 1922 г. меры помощи крестьянству были усилены. Продналог был сокращен на 10% по сравнению с предыдущим годом, но самое главное: было объявлено о том, что крестьянин был свободен в выборе форм землепользования и даже разрешались наем рабочей силы и аренда земли. Крестьянство России уже осознало преимущество новой политики, к этому добавились благоприятные погодные условия, которые позволили вырастить и собрать хороший урожай. Он был самым значительным за все годы, прошедшие после Октябрьской революции. В результате после сдачи государству налога у крестьянина образовались излишки, которыми он мог распоряжаться свободно.

Однако следовало создать условия для свободной реализации продукции сельского хозяйства. Этому должна была содействовать коммерческая и финансовая стороны новой экономической политики. О свободе частной торговли было объявлено одновременно с переходом от разверстки к продналогу. Но в выступлении В.И. Ленина на Х съезде партии свободная торговля понималась лишь как продуктообмен между городом и деревней, в пределах местного хозяйственного оборота. При этом преимущество отдавалось обмену через кооперативы, а не через рынок. Крестьянству такой обмен показался невыгодным, и Ленин уже осенью 1921 г. признал, что товарообмен между городом и деревней сорвался и вылился в куплю-продажу по ценам «черного рынка». Пришлось пойти на снятие ограниченной свободной торговли, поощрить розничную торговлю и поставить частника в равные условия в торговле с государством и кооперативами.

В свою очередь, свободная торговля потребовала порядка в финансовой системе государства, которая в начале 20-х гг. существовала лишь номинально, ибо в концепции большевиков о создании социалистического государства, кроме национализации банков, финансам не уделялось никакого места.

Даже введение нэпа не предусматривало мер по наведению порядка в сфере финансов, ибо товарообмен мог осуществляться без денег. Государственный бюджет составлялся формально, также формально утверждались сметы предприятий и учреждений. Все расходы покрывались путем печатания ничем не обеспеченных бумажных денег, поэтому размеры инфляции были бесконтрольными. Уже 1921 г. государство вынуждено было предпринять ряд шагов, направленных на реабилитацию денег. Было разрешено частным лицам и организациям держать в сберегательных кассах любые суммы денег и без ограничений пользоваться своими вкладами. Затем государство прекратило бесконтрольно финансировать промышленные предприятия, часть из которых была переведена на хозрасчет, часть - была сдана в аренду. Эти предприятия должны были платить налоги в госбюджет, чем покрывалась определенная часть государственных доходов. Был утвержден статус Государственного банка, который также переходил на принципы хозрасчета, был заинтересован в получении доходов от кредитования промышленности, сельского хозяйства и торговли. Наконец, были приняты меры по стабилизации российской валюты, которые осуществлялись в 1922 - 1924 гг. и получили название финансовой реформы. Ее творцами считаются нарком финансов Г. Сокольников, директор Государственного банка большевик Шейман и член правления банка бывший министр царского правительства при С.Ю. Витте Н.Н. Кутлер.

Быстрый подъем сельского хозяйства, оживление торговли и меры по укреплению финансовой системы позволили перейти к мерам по стабилизации положения в промышленности, от судьбы которой зависела судьба рабочего класс и всего Советского государства. Промышленная политика была сформулирована не сразу, так как подъем промышленности зависел от положения дел в других отраслях народного хозяйства, прежде всего в аграрном секторе. Кроме того, поднять всю промышленность сразу было не по силам государству и пришлось наметить ряд приоритетов, с которых следовало начинать. Они были сформулированы в выступлении В.И.Ленина на XI конференции РКП (б) в мае 1921 г. и заключались в следующем: поддержка мелких и средних предприятий при участии частного и акционерного капиталов; переориентирование производственных программ части крупных предприятий на выпуск продукции широкого потребления и крестьянского назначения; перевод всей крупной промышленности на хозрасчет при расширении самостоятельности и инициативы каждого предприятия. Эти положения легли в основу промышленной политики, которая стала осуществляться поэтапно.

Новая экономическая политика входила в жизнь постепенно, по-разному проявляла себя в различных отраслях народного хозяйства и вызывала острую критику и со стороны части рабочего класса, сосредоточенной прежде всего на крупных промышленных предприятиях, судьба которых должна была решаться в последнюю очередь, и со стороны части руководства партии большевиков, которые не хотели «поступаться принципами». В результате новая экономическая политика прошла через серию острых социально-политических и экономических кризисов, которые держали в напряжении всю страну в 20-е гг. Первый кризис пришелся уже на 1922 г., когда еще не были видны успехи в стабилизации народного хозяйства, зато проявились некоторые негативные моменты нэпа: усилилась роль частного капитала, особенно в торговле, появился термин «нэпман», наблюдалось оживление буржуазной идеологии. Часть большевистского руководства стала открыто высказывать недовольство нэпом, и ее творец В.И. Ленин вынужден был на XI съезде партии заявить о том, что отступление в смысле уступок капитализму закончилось и нужно поставить частный капитал в надлежащие рамки и регулировать его.

Однако успехи в аграрном секторе в 1922-1923 гг. несколько снизили остроту противостояния в руководстве и дали нэпу внутренние импульсы для развития. В 1923 г. сказалась диспропорция в развитии сельского хозяйства, которая уже в течение двух лет наращивала темпы, и в промышленности, которая еще только начала выходить из кризиса. Конкретным проявлением этой диспропорции стал «кризис цен», или «ножницы цен». В условиях, когда сельскохозяйственное производство составляло уже 70% от уровня 1913 г., а крупное промышленное производство - лишь 39%, цены на сельхозпродукты резко снизились, а цены на промтовары продолжали оставаться высокими. На этих «ножницах» деревня теряла 500 млн. руб., или половину своего платежеспособного спроса.

Обсуждение «кризиса цен» вылилось в партийную открытую дискуссию, и выход был найден в результате применения чисто экономических мер. Цены на промтовары упали, а хороший урожай в сельском хозяйстве позволил промышленности обрести широкий и емкий рынок для сбыта своих товаров.

В 1924 г. начался новый «кризис цен», однако вызванный уже другими причинами. Крестьяне, собрав хороший урожай, решили не сдавать его (хлеб) государству по твердым ценам, а сбыть его на рынке, на котором частные торговцы давали крестьянам хорошую цену. К концу 1924 г. цены на сельхозпродукты резко повысились и основная прибыль пошла в руки наиболее зажиточных крестьян - держателей хлеба. В партии вновь вспыхнула дискуссия о «кризисе цен», которая носила уже более острый характер, поскольку руководители партии раскололись на сторонников продолжения поощрения развития аграрного сектора и дальнейших уступок крестьянству и очень влиятельной силы, которая настаивала на усилении внимания к развитию тяжелой промышленности. И хотя формально победили сторонники первой точки зрения и из данного кризиса тоже вышли экономическими методами, но это была их последняя победа. Кроме того, были приняты поспешные меры по ограничению частника на рынке, что привело к его дезорганизации и недовольству трудящихся масс.

В середине 20-х гг. успехи нэпа в возрождении российской экономики были очевидны. Особенно они сказались в области сельского хозяйства, которое практически восстановило уровень довоенного производства. Государственные закупки хлеба у крестьян в 1925 г. составили 8,9 млн. т. В деревне накапливались средства для развития промышленности в результате переплаты крестьян за промышленные товары, которые продолжали продаваться по завышенным ценам. Окрепла финансовая система Советского государства. Золотой червонец, повсеместно введенный в марте 1924 г., стал стабильной национальной валютой, довольно популярной на мировом рынке. Проведение жесткой кредитной и налоговой политики, выгодная продажа хлеба позволили Советскому государству получить большую прибыль. Темпы роста промышленного производства в 1922 - 1927 гг. в среднем составляли 30 - 40%, а сельского хозяйства - 12 - 14%.

Однако, несмотря на значительные темпы в развитии, положение в промышленности и особенно в тяжелой выглядело не слишком хорошим. Промышленное производство к середине 20-х гг. еще значительно отставало от довоенного уровня. Трудности в промышленном развитии вызвали огромную безработицу, которая в 1923-1924 гг. превысила 1 млн. человек. Главным образом безработица ударяла по молодежи, которая составляла не более 20% занятых на производстве. Эти перекосы в развитии народного хозяйства стали рассматриваться частью руководства как подрыв социальной базы Советской власти.

Вот эти две причины: эйфория от реально имеющихся в экономике успехов и трудности в осуществлении промышленной политики обусловили начало поворота в осуществлении нэпа, который пришелся на вторую половину 20-х гг. Уже на 1925-26 хоз. год советское правительство наметило огромный экспорт хлеба для закупки иностранной техники для переоборудования отечественной промышленности. Кроме того, предусматривались меры по укреплению централизованного руководства экономикой и по укреплению госсектора в народном хозяйстве. Такая политика натолкнулась на новые хозяйственные трудности. В 1925 г. сократился объем хлебозаготовок и правительство вынуждено было отказаться от своих планов. Снизились вложения в промышленность, сократился импорт, и деревня вновь ощутила дефицит промышленных товаров. Было принято решение повысить сельхозналог на кулаков и одновременно продумать систему государственных мер регулирования цен. Эти меры носили уже административный, а не хозяйственный характер.

Несмотря на принятые меры, государственные заготовки хлеба не только не росли, но даже сокращались. В 1926 г. было заготовлено 11,6 млн. т зерна, в 1927 г. - 11, а в 1928 г. - 10,9. Между тем промышленность требовала увеличения капиталовложений. В 1927 г. объем промышленного производства впервые превзошел довоенный уровень. Началось новое промышленное строительство. В 1926 г. в стране было построено 4 крупных электростанции и пущено 7 новых шахт, а в 1927 г. - еще 14 электростанций и среди них Днепрогэс и 16 шахт. Деньги на промышленность изыскивали путем эмиссии, которая в 1926-1928 гг. составила 1,3-1,4 млрд. руб.; путем повышения цен; путем экспорта зерна, который в 1928 г. составил 89 тыс. т.; путем изыскивания средств внутри самой промышленности - уже в 1925 г. собственные накопления крупной промышленности покрывали 41,5% всех ее расходов.

Однако все эти источники не могли покрыть дефицита средств для финансирования промышленности в условиях, когда темпы ее развития стали увеличиваться. Судьба промышленности находилась в руках крестьянина, которого нужно было вновь заставить отдавать все, что он произвел, государству. От методов решения вопроса о взаимоотношениях между городом и деревней зависела судьба нэпа.

Между тем положение дел в сельском хозяйстве и деревне было непростым. С одной стороны, подъем промышленности, введение твердой валюты стимулировали восстановление сельского хозяйства. Посевные площади стали постепенно увеличиваться: в 1923 г. достигли 91,7 млн. га, что составило 99,3% к уровню 1913 г. В 1925 г. валовой сбор зерновых почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор за 1909-1913 гг. К 1927 г. довоенный уровень был почти достигнут в животноводстве. Однако рост крупного товарного крестьянского хозяйства сдерживала налоговая политика. В 1922-1923 гг. было освобождено от сельхозналога 3%, в 1923-1924 гг. - 14%, в 1925-1926 гг. - 25%, в 1927 г. - 35% беднейших крестьянских хозяйств. Зажиточные же крестьяне и кулаки, составившие в 1923-1924 гг. 9,6% крестьянских дворов, выплатили 29,2% суммы налога. В дальнейшем удельный вес этой группы в налогообложении еще больше возрос. В результате темпы дробления крестьянских хозяйств были в 20-е гг. в два раза выше, чем до революции, со всеми вытекавшими отсюда негативными последствиями для развития производства и особенно его товарности. Разделяя хозяйства, зажиточные слои деревни пытались ускользнуть из-под налогового пресса. Низкая товарность крестьянских хозяйств сдерживала, а затем приводила к заниженным объемам экспорта сельскохозяйственных продуктов, а следовательно импорта, столь необходимого для модернизации оборудования страны.

Уже на XV съезде ВКП (б) в декабре 1927 г. в выступлении И.В. Сталина подчеркивалась необходимость постепенного, но неуклонного объединения индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные хозяйственные коллективы. Кризис в хлебозаготовках зимой 1928 г. сыграл важную роль в переходе к иному варианту развития страны. После своей поездки в Сибирь в январе 1928 г. И.В. Сталин стал сторонником применения чрезвычайных мер при проведении хлебозаготовок: применения соответствующих статей уголовного кодекса, насильственного изъятия зерна у крестьян.

Итоги новой экономической политики нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, ее воздействие на экономику следует признать благоприятным. В 20-е гг. удалось восстановить народное хозяйство и даже превзойти довоенный уровень исключительно за счет внутренних резервов. Успехи в возрождении сельского хозяйства позволили накормить население страны, а в 1927-28 гг. СССР обогнал дореволюционную Россию по уровню потребления пищевых продуктов: горожане и особенно крестьяне стали лучше, чем до революции, питаться. Так, потребление хлеба на душу населения крестьянами возросло в 1928 г. до 250 кг (до 1921 г. - 217), мяса - 25 кг (до 1917 г. - 12 кг). Национальный доход в это время увеличивался на 18% в год и к 1928 г. на 10% в пересчете на душу населения превысил уровень 1913 г. И это было не простое количественное увеличение. За 1924 - 1928 гг., когда промышленность не просто восстанавливалась, а перешла к расширенному воспроизводству, при росте численности рабочей силы на 10% в год прирост промышленной продукции составил 30% ежегодно, что свидетельствовало о быстром росте производительности труда. Крепкая национальная валюта советской страны позволила использовать для возрождения экономики экспортно-импортные операции, хотя их масштабы были незначительными из-за неуступчивости обеих сторон. Росло материальное благополучие населения. В 1925-1926 гг. средняя продолжительность рабочего дня для промышленных рабочих составила 7,4 часа. Удельный вес работавших сверхурочно постепенно сокращался с 23,1% в 1923 г. до 18% в 1928 г. Все рабочие и служащие имели право на ежегодный очередной отпуск не менее двух недель. Годы нэпа характеризуются повышением реальной заработной платы рабочих, которая в 1925-1926 гг. в среднем по промышленности составляла 93,7% довоенного уровня.

С другой стороны, осуществление нэпа проходило трудно и сопровождалось целым рядом негативных моментов. Главный из них был связан с непропорциональным развитием основных отраслей народного хозяйства страны. Успехи в восстановлении сельского хозяйства и явное отставание темпов возрождения промышленности вели нэп через полосу экономических кризисов, решить которые только хозяйственными методами было чрезвычайно трудно. В деревне шла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что приводило к росту напряженности между различными полюсами. В городе на протяжении всех 20-х гг. увеличивалась безработица, которая к концу нэпа составила более 2 млн. человек. Безработица порождала нездоровый климат в городе. Финансовая система окрепла лишь на некоторое время. Уже во второй половине 20-х гг. в связи с активным финансированием тяжелой индустрии было нарушено рыночное равновесие, началась инфляция, что подорвало финансово-кредитную систему. Однако главное противоречие, которое привело к краху новой экономической политики, лежало не в сфере экономики, которая могла развиваться на принципах нэпа и дальше, а между экономикой и политической системой, рассчитанной на использование административно-командных методов управления. Это противоречие стало непримиримым в конце 20-х гг., и политическая система разрешила его путем свертывания нэпа.

Необходимо подчеркнуть, что в конкретных условиях существования СССР на рубеже 20-х - 30-х гг., в ситуации, когда страна была окружена кольцом враждебных государств, когда для решения качественно новой и сверхтяжелой задачи модернизации страны с целью решительного, а самое главное, быстрого преодоления отсталости СССР не мог рассчитывать на приток иностранного капитала (обязательное условие индустриализации - пример Франции, США, царской России и других стран), а возможности нэпа были весьма ограниченными.

В то же время следует отметить и то обстоятельство, что ленинский нэп, как писал известный американский историк У. Дэвис, дал миру три элемента экономики будущего: государственное регулирование, смешанную экономику и частное предпринимательство. Пример сегодняшнего Китая, который успешно решает задачи своего экономического развития на принципах неонэпа, свидетельствует о большом историческом значении экономической политики большевиков 20-х гг.

Внутрипартийная борьба

Как уже было отмечено, новая экономическая политика порождала ряд серьезных противоречий. Немалая их доля носила политический характер, ибо «частное возрождение капитализма» осуществлялось партией, становление которой происходило не на путях компромисса с капиталом, а в жесткой и беспощадной борьбе с ним. Значительная часть коммунистов, а также значительные слои населения воспринимали нэп как возвращение к частной собственности, а вместе с ней - к социальной несправедливости, неравенству. Практически не приняла новый курс «Рабочая оппозиция», имевшая достаточно широкую опору в партии и рабочем классе. Ее лидеры А. Шляпников и В. Медведев открыто заявляли, что нэп несовместим с принципами диктатуры пролетариата и противоречит духу и букве партийной программы. Они считали, что плодами победы рабочего класса воспользовались крестьянство, буржуазия и городское мещанство, тогда как пролетарии вновь превратились в эксплуатируемые слои общества. Против нэпа выступала «Рабочая группа» во главе с А. Мясниковым, расшифровывая эту аббревиатуру как «новая эксплуатация пролетариата». Партийное руководство не могло сбрасывать со счетов и прогнозы русской эмиграции о развитии Советского государства на путях нэпа. В начале 20-х гг. появилось «сменовеховство», идеологи которого, в частности Н.Устрялов, призвали эмиграцию помириться с Советской властью и отказаться от активной борьбы с ней, ибо «революционная Россия превращается по своему социальному существу в «буржуазную», собственническую страну». Подобные оценки перекликались с оценками нэпа внутри большевистской партии, в которой значительные слои коммунистов связывали возможность реставрации капитализма с частнособственнической психологией крестьянства, способного при благоприятных условиях стать массовой опорой контрреволюции. Многие партийцы полагали, что нэп не продвигал вперед, а отбрасывал назад, консервируя рутину и отсталость страны.


Загрузка...