aracs.ru

Методическая разработка по музыке на тему: О.Радынова Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры. Парциальная программа музыкального воспитания «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Парциальная программа музыкального воспитания «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова

2 слайд

Описание слайда:

Программа «Музыкальные шедевры» 1999 года. Автор программы Ольга Петровна Радынова. Цель программы - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа «Музыкальные шедевры» ориентирована на возраст детей от трех до семи лет.

3 слайд

Описание слайда:

Основные задачи программы: - накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей; - вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства; - развивать музыкальное мышление детей; - развивать творческое воображение; - побуждать детей выражать свои музыкальные впечатлен в исполнительской, творческой деятельности; - вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте; - побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной) поддерживать проявления оценочного отношения.

4 слайд

Описание слайда:

Основной принцип построения программы - тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям. Принципы построения программы

5 слайд

Описание слайда:

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определенное эмоциональное содержание. Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского. Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Четвертая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках. Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра.

6 слайд

Описание слайда:

Концентрический, спиралевидный принцип программы позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального и общего развития ребенка, побуждает обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, известных понятий, закреплению сформированных в различных видах музыкальной и художественной деятельности умений навыков, способствует творческому их применению.

7 слайд

Описание слайда:

Одним из основных принципов программы «Музыкальные шедевры» является принцип контрастного сопоставления репертуара. В каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями. Такие сопоставления рождают проблемную познавательно-оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, заостряют внимание. Изучение репертуара в сравнениях способствует осознанности восприятия, постижению семантики музыкального языка.

8 слайд

Описание слайда:

Принцип адаптивности. Этот принцип допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учет опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми времени, необходимого для достижения музыкального и общего развития ребенка. Кроме того, принцип адаптивности программы крайне важен в связи с особенностями выбора методов и приемов обучения в разных возрастных группах (в случае применения одного и того же репертуара), а также форм организации музыкальной деятельности детей.

9 слайд

Описание слайда:

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слушания» музыки.

10 слайд

Описание слайда:

Методы и приемы музыкального воспитания Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трех методов применяется с нарастанием проблемной: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке.

11 слайд

Описание слайда:

Особые методы, разработанные О.П. Радыновой Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных особенностей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов.

12 слайд

Описание слайда:

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребенка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

13 слайд

Описание слайда:

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

14 слайд

Описание слайда:

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному. Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта ее восприятия.

15 слайд

Описание слайда:

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность крайне важно для ребенка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки. Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты. Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста.

16 слайд

Описание слайда:

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений. Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия, выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.

17 слайд

Описание слайда:

В брошюре дается описание учебно-методического комплекта «Музыкальные шедевры», содержащего программу, методические рекомендации, систему занятий для всех возрастных групп детского сада, бесед-концертов, развлечений.
Предлагаемые конспекты сюжетных, тематических занятий, познавательных развлечений объединяют разные виды музыкальной деятельности - слушание музыки, игры, танцы, игру на музыкальных инструментах, пение.
Система формирования основ музыкальной культуры дошкольников прошла широкую экспериментальную апробацию и показала высокую эффективность. Она способствует развитию эмоций, мышления, воображения, интереса к музыке, вкуса, представлений о красоте, творческому развитию детей. Может быть использована в работе с детьми младшего школьного возраста.
Для педагогов и родителей.

.
Эффективно применение гибкой, синкретичной, вариативной структуры занятий различных видов, а также других форм приобщения ребенка к музыке в семье и повседневной жизни детского сада, объединяющих различные виды музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли игры, сказки, сюжетности, способствующих эмоциональной увлеченности детей музыкой и осознанности ее восприятия, проявлениям образного мышления и воображения, творческой активности, музыкально-эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса к музыке, основ вкуса, идеальных представлений о красоте).

Занятия - основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня развития музыкальной культуры детей. Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Развитие образной речи детей предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Авторская программа
Введение
Содержание программы «Музыкальные шедевры»
Принципы построения программы «Музыкальные шедевры»
Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей
Формы организации музыкальной деятельности детей
Критерии оценки уровня сформированности основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах
Тематический план:
1 тема: «Музыка выражает настроение, чувства, характер людей»
2 тема: «Песня, танец, марш»
3 тема: «Музыка рассказывает о животных и птицах»
4 тема: «Природа и музыка»
5 тема: «Сказка в музыке»
6 тема: «Музыкальные инструменты и игрушки»
Раздел II. Методические рекомендации
Обоснование содержания программы. Основные понятия
Методы, приемы, методика формирования основ музыкальной культуры детей
Формы организации музыкальной деятельности детей
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплект по музыкальному развитию детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры»
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Музыкальные шедевры, Авторская программа и методические рекомендации, Радынова О.П., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Российская академия музыки им. Гнесиных, 1971 год, по специальности фортепиано. квалификация солист, педагог, ансамблист

Тема кандидатской диссертации

Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультов дошкольного воспитания пединститутов (на материале музыкальной специализации) 13.00.01 - теория и история педагогики

Тема докторской диссертации

Формировнание основ музыкальной культуры у дошкольников

Курсы текущего учебного года

курс "Музыкально-театрализованная деятельность дошкольников"
уровень: бакалавриат
направление:
курс:

Лекционный курс "Теория и методика музыкального воспитания детей"
уровень: бакалавриат
направление:
курс: очное и 3 очно-заочное

Спецкурс "Культурологические основы художественного образования"
уровень: магистратура

Публикации

1. программа Музыкальные шедевры: Программа музыкального развития дошкольников, методические рекомендации и конспекты занятий в пяти частях. ТЦ «Сфера» Москва 2014г.

2. учебник Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (учебник для студентов высших учебных заведений) Рецензия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена о рекомендации данного учебного издания к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы ВПО по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» по специальностям 050703 – дошкольная педагогика и психология и 050707 – педагогика и методика дошкольного образования, Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. В соавторстве с Комиссаровой Л. Н. Изд-во «Феникс +» Дубна 2014г. Издание второе, исправленное и дополненное. ISBN 978 -5 -9279 -0190 -6

3. примерная основная программа развития Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». (Примерная основная программа развития дошкольников «Диалог», раздел «Музыка»), Издательство «Дрофа+», 2014. ISBN 978 -5- 358-13449-2.

4. статья Музыкально-культурное развитие дошкольников. Содержание и методы. Сб.статей Международной научно-практической конференции «Роль науки в развитии общества» 17 апреля 2014 , том 1, с. 163-166. ISBN 978-5-906-763-03-7

5. статья Музыкальное воспитание детей: проблемы преемственности. Журнал. «Управление дошкольным образовательным учреждением» №8, 2014.

6. статья Интервью журналу «Управление дошкольным образовательным учреждением» (гость номера). Управление дошкольным образовательным учреждением» 2013. №1.

7. Методическое пособие Советы для родителей. Программа «Успех». Просвещение. Москва, 2012.

8. Методическое пособие Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов. Программа «Успех» с CD диском(мастер класс). Просвещение. Москва, 2012.

9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Диалог». Раздел «Музыка». Дрофа. Москва 2013 г.

10. Программно-методический комплекс Праздничные утренники и музыкальные досуги в детском саду с 3 CD-дисками. Дрофа. Москва 2013.

11. Аудио-пособие на 2 СD-дисках к программе: «Музыкальные шедевры» Музыкальная игра-сказка «Золушка». Москва. 2013.

12. Статья Технология формирования основ музыкальной и общей культуры детей раннего и дошкольного возраста. Журнал Наука и школа № 2 2013 г.

13. Статья Любовь к музыке воспитывается с детства. Журнал «Искусство в школе» № 4 2013 г.

14. Статья Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей. Журнал “Справочник музыкального руководителя” № 6 2012.

15. статья Музыкально-художественная деятельность в детском саду. Современные проблемы и решения. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 0 (пилотный выпуск) Март 2012 г. М.: ЗАО «МЦФЭР»

16. статья Путешествие березового листочка – осенний праздник. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 3 сентябрь 2012 г. М.: ЗАО «МЦФЭР»

17. статья Как Морозец дедушке помогал – рекомендации к проведению музыкального досуга. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 3 сентябрь 2012 г. М.: ЗАО «МЦФЭР»

18. Материалы к интернет-семинару Образовательная область «Музыка» в свете ФГТ. Журнал «Справочник музыкального руководителя» М.: ЗАО «МЦФЭР» , 2012 г.

Повышение квалификации

Академия ФГОУ "Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования" по теме "Развитие профессиональной культуры преподавателя ВУЗа" 2013 год в объёме 72 часа
Академия ФГОУ "Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования" по теме "медаобразование в профессиональной подготовке педагога-музыканта" 2011 год в объёме 72 часа
Академия ФГОУ "Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования" по программе "Теоретико-методологические основы современного художественного образования" 2009 год в объёме 216 часов

Государственные и ведомственные награды

Отраслевая награда министерства образования и науки РФ "Почётный работник высшего профессионального образования" от 26 февраля 2006 года

Достижения и поощрения

Диплом лауреата конкурса университета на лучшую научную работу за учебное пособие для студентов "Оценка знаний студентов по дисциплинам предметной подготовки", 2005 год
Диплом за участие в конкурсе посвящённом 140-летию МПГУ в номинации "Лучшее методическое обеспечение преподаваемой дисциплины", 2012 год
Диплом за участие в конкурсе учебно-методических работ в номинации "Лучший учебник" - учебник "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста", 2012 год
Автор программы музыкального развития детей "Музыкальные шедевры" с полным методическим обеспечением
Соавтор примерной основной программы дошкольного образования "Диалог"

Скачать по дискам можно здесь:
Радынова "Музыкальные Шедевры". Для специалистов и любителей классической музыки в целом. Приятного прослушивания.

Диск 1

1. А. Гречанинов. В разлуке
2. М. Глиика. Ноктюрн «Разлука».
3. П. Чайковский. Новая кукла.
4. Г. Свиридов. Попрыгунья.
5. Г. Свиридов. Упрямец.
6. Р. Шуман. Просящий ребенок.
7. Г. Свиридов. Ласковая просьба.
8. А. Гречанинов. Материнские ласки.
9. Ж.-Ф. Рамо. Радость.
10. Ж.-Ф. Рамо. Резвушка.
11. Ж.-Ф. Рамо. Злюка.
12. Р. Шуман. Первая утрата.
13. М. Мусоргский. Слеза.
14. Р. Шуман. Веселый крестьянин.
15. Р. Шуман. Смелый наездник.
16. Р. Шуман. Всадник.
17. А. Гречанинов. Верхом на палочке.
18. Р. Шуман. Горелки.
19. Ж. Бизе. Волчок.
20. Э. Вилла-Лобос. Петрушка.
21. К. Дебюсси. Маленький негритенок.
22. Р. Шуман. Грезы.
23. Г. Форе. Мечты.
24. Р. Шуман. Порыв.
25. Ж. Масне. Размышление.
26. П. Чайковский. Размышление.
27. Р. Шуман. Воспоминания.
28. Э. Григ. Воспоминания.
29.-30. И.С.Бах. Шутка. Сюита №2 для камерного оркестра. (Два варианта исполнения).
31. А. Корелли. Шутка.
32. Д. Кабалевский. Шутка.
33. П. Чайковский. Юмореска.
34.-35. А. Дворжак. Юмореска. (Два варианта исполнения).
36. Р. Щедрин. Юмореска
37. С. Прокофьев. Сарказм.
38. А. Лядов. Первое скерцо.
39. П. Чайковский. Скерцо.
40. С. Прокофьев. Юмористическое скерцо.
41. Ф. Шуберт. Скерцо.
42. X. Глюк. Мелодия.
43. П. Чайковский. Мелодия.
44. Э. Григ. Мелодия.
45. А. Рубинштейн. Мелодия.
46. А. Дворжак. Цыганская мелодия
47. Ф. Шуберт. Венгерская мелодия.

Диск 2
Тема «Настроения, чувства в музыке»
(окончание)

1. П. Чайковский. Ноктюрн.
2. Ф. Шопен. Ноктюрн си бемоль минор.
3. Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор.
4. С. Рахманинов. Музыкальный момент ми-бемоль минор.
5. И. С.Бах. Прелюдия.
6. Ф. Шопен. Прелюдия.
7. С. Прокофьев. Прелюдия. 8-11. Шопен. Четыре этюда.
12. Р. Шуман. Пьеска..
13. Ф. Шуберт. Пьеса..
14. Дж.-Б. Перголези. Андантино.
15. Л. Бетховен. Элизе.
16. И.С. Бах. Рондо из Партиты до минор.
17. В.А. Моцарт. Рондо (Маленькая ночная серенада).
18. В.А. Моцарт. Рондо ля минор.
19. В.А. Моцарт. Турецкое рондо.
20-22. И. Гайдн. Соната ре мажор №50, 1-я,2-я,3-я части.
23. Л. Бетховен. Соната № 17, 3-я часть.
24-27. В.А. Моцарт. Симфония № 40 соль минор, 1 -я часть, 2-4 части во фрагментах.
28. Л. Бетховен. Симфония №5, 1-я часть (фрагмент).
29. П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1, 1-я часть (фрагмент).
30. Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, 1-я часть.
31. Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром, 1-я часть.

Диск 3
Тема "Песня, танец, марш»
ПЕСНЯ

1. Вдоль по Питерской - рус. нар. песня.
2. Дубинушка - рус. нар. песня.
3. Метелица - рус. нар. песня.
4. А. Алябьев, ел. П.Беранже. Нищая.
5. А. Гурилев, ел. И.Макарова. Однозвучно гремит колокольчик.
6. Я. Пригожий, ел. М.Языкова. Ночь светла.
7. П. Булахов, ел. А.Толстого. Колокольчики мои.
8. М. Блантер, ел. М.Исаковского. Катюша.
9. М. Глинка. Камаринская.
10.-11. Н. Римский-Корсаков. Увертюра на русские темы: Величальная, Плясовая.
12. А. Лядов. Каляда-Маляда.
13. А. Лядов. Плясовая.
14. А. Лядов. Колыбельная.
15. Г. Свиридов. Колыбельная.
16. Г. Форе. Колыбельная песня.
17. А. Лядов. Хороводная.
18. П. Чайковский. Русская песня.
19. И. Стравинский. Русская песня.
20. Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя («Садко»).
21. П. Чайковский. Песня без слов.
22. Ф. Мендельсон. Песня без слов «Венецианского гандольера»
23. Э. Григ. Песня Сольвейг (Пер Гюнт).
24. Ф. Шуберт. Аве, Мария.
25. И.С. Бах. Прелюдия до мажор. (ХТК, т.1).
26. Ш. Гуно. Аве, Мария.
27. И.С. Бах. Ария из сюиты для камерного оркестра №3.
28. Э. Григ. Ариетта.
29.-30. С. Рахманинов. Вокализ. (Два варианта исполнения).
31. Л. Бстховен. Романс.
32. Р. Шуман. Маленький романс.
33. Н. Сарасате. Андалузский романс.
34. Г. Свиридов. Романс.
35. И. Гайдн. Серенада.
36.-37. Ф. Шуберт. Серенада. (Два варианта исполнения).
38. П. Чайковский. Меланхолическая серенада.
39. А. Бородин. Ноктюрн.
40. Д. Россини-О.Респиги. Ноктюрн.
41. А. Вивальди. Сицилиана.
42. П. Чайковский. Анданте кантабиле. (Из струнного квартета №1 ре мажор).

Диск 4
Тема - «Песня, танец, марш».
ТАНЕЦ.

1. И.С.Бах. Алеманда из английской сюиты ля минор.
2. И.С.Бах. Бурре из английской сюиты ля минор.
3. И.С.Бах. Менуэт из сюита №2 для камерного оркестра.
4. Г. Персел. Менуэт из сюиты.
5. Л. Боккерини. Менуэт-рондо.
6. Л. Боккерини. Менуэт.
7. В. А.Моцарт. Менуэт.
8. Л. Бетховен. Менуэт.
9. Э. Григ. Бабушкин менуэт.
10. Ж. Бизе. Менуэт. (Арлезианка. Сюита №2).
11. Г. Свиридов. Старинный танец.
12. И.С. Бах. Гавот из Сюиты для оркестра №3.
13. С. Прокофьев. Гавот.
14. С. Прокофьев. Гавот из Классической симфонии.
15. Л. Бетховен. Экосез.
16. А. Гречанинов. Вальс.
17. П. Чайковский. Вальс. (Детский альбом).
18. П. Чайковский. Вальс. (Серенада для струнного оркестра).
19. П. Чайковский. Сентиментальный вальс.
20. П. Чайковский Вальс (Из оперы «Евгений Онегин»).
21. М. Глинка. Вальс-фантазия.
22. Р. Шуман. Немецкий вальс.(«Карнавал», инструментовка М.Равеля).
23. И. Брамс. Вальс.
24. Ф. Шуберт. Вальс.
25. Ф. Шуберт. Лендлер.
26. Ф. Шопен. Вальс №19.
27. Ф. Шопен. Вальс №17.
28. Ф. Шопен. Вальс №6.
29. Ф. Шопен. Вальс №7.
30. Ф. Шопен. Вальс №11.
31-34. Ш.Гуно. Балетная музыка из оперы «Фауст»:
31. Вальс,
32. Аллегретто,
33. Модерато,
34. Вальс.
35-36. Ф. Крейслер. Вальс «Муки любви». (Два варианта исполнения).
37. И. Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае».
38. И. Штраус. Королевский вальс.
39. С. Прокофьев. Вальс.
40. Г. Свиридов. Вальс.

Диск 5
Тема «Песня, танец, марш».
ТАНЕЦ (окончание)

1. П. Чайковский. Полька.
2. М. Глинка. Первоначальная полька.
3. И. Штраус. Полька.
4. И. Штраус. Полька-галоп «Трик-трак».
5. И. Штраус. Полька-пиццикато.
6. Ф. Таррега. Полька Розита.
7. А. Алябьев. Мазурка.
8. А. Гречанинов. Мазурка.
9. П. Чайковский. Мазурка.
10. Ф. Шопен. Мазурка си бемоль минор.
11-16. Д. Россини-О.Респиги. Волшебный магазин игрушек:
11. Тарантелла,
12. Мазурка,
13. Казачий танец,
14. Шутливый танец,
15. Медленный вальс,
16. Галоп.
17. Ж. Бизе. Галоп.
18. И.С. Бах. Полонез.(Сюита №2 для камерного оркестра).
19. А. Лядов. Полонез. (Памяти Пушкина).
20. П. Чайковский. Полонез. (Из оперы «Евгений Онегин»).
21. Г. Венявский. Полонез.
22. Ф. Шопен. Полонез ля мажор.
23. Р. Шуман. Фантастический танец.
24. Э. Григ. Танец Анитры. (Пер Гюнт).
25.-26. И. Брамс. Два Венгерских танца - №1, №5.
27.-28. А. Дворжак. Два Славянских танца.
29. М. Глинка. Арагонская хота.
30. М. Глинка. Воспоминания о летней ночи в Мадриде.
31. М. Равель. Болеро.
32-33. Э. Гранадос. Испанский танец. (Два варианта исполнения).
34. И. Альбенис. Танго.

Диск 6
Тема «Песня. Танец, марш».
МАРШ

1. П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
2. Р. Шуман. Марш.
3. П. Чайковский. Маленький марш (Из сюиты №1 ре минор).
4. Н. Римский-Корсаков. Марш из оперы «Сказка о царе Салтане».
5. М. Мусоргский. «Картинки с выставки» Богатырские ворота.
6. С. Прокофьев. Марш.
7. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».
8. С. Прокофьев. «Монтекки и Капулетти».
9. Г. Свиридов. Военный марш.
10. Г. Персел. Рондо из сюиты.
11. Л. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №5, 1-я часть (фрагмент).
12. Л. Бетховен. 7-я симфония, 2-я часть (фрагмент).
13-14. Р. Шуман. Марш Давидсбюндлеров («Карнавал». Два варианта исполнения).
15-17. Ф. Шуберт. Три марша.
18. Д. Верди. Марш из оперы "Аида".
19. Д. Россини. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль».
20. Д. Россини. Марш из увертюры к опере «Сорока-воровка».
21. Д. Россини-О.Респиги. Марш. («Волшебный магазин игрушек»).
22. Ж. Бизе. «Детские игры». Марш.
23. Ж. Бизе. «Кармен сюита». Увертюра.
24. Ж. Бизе. «Арлезианка». Сюита №2. Фарандола.
25. И. Штраус. Марш (Вступление к Королевскому вальсу).
26. И. Штраус. Радецки марш.
27. И. Штаус. Входной марш из оперетты "Цыганский барон».
28. Г. Берлиоз. Венгерский марш №3.

Диск 7
Тема «Музыка рассказывает о животных и птицах»

К.Сен-Санс."Карнавал животных".
1. Вступление и Королевский марш льва.
2. Куры и петухи.
3. Птичник.
4. Лебедь.
5. Антилопы.
6. Слон.
7. Длинноухие персонажи.
8. Кенгуру.
9. Аквариум. Ю.Ф.Шуберт. Форель.
П.Сен-Санс. «Карнавал животных».
Кукушка в чаще леса.
12-13. Л.К. Дакен. Кукушка. (Два варианта исполнения)
14. И. Штаус. Французская полька «В Крапфенвальде».
15. А. Алябьев. Соловей. (Обр.ФЛиста). 16.П.Чайковский. Песнь жаворонка.(«Времена года»,
инструментовка А.Гаука).
17. П. Чайковский. Песня жаворонка. (Детский альбом).
18. М. Глинка. Жаворонок. (Обр. М.Балакирева).
19-20. М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. (Два варианта исполнения).
21. АЛядов. Былина о птицах.
22. Ж.-Ф. Рамо. Пение птиц.
23 М. Равель. Печальные птицы.
24. Э. Григ. Птичка.
25. Ф. Куперен. Бабочки.
26. Э. Григ. Бабочка.
27. Н. Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Крик петушка.
28. С. Прокофьев. Кузнечики и стрекозы. («Золушка»).
29. С. Прокофьев. Шествие кузнечиков.
30. А. Лядов. Я с комариком плясала.
31. Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля.

Тема «Природа и музыка».

32. Э. Григ. Утро. (Пер Гюнт).
33. С. Прокофьев. Утро.
34. П. Чайковский. Зимнее утро.
35. И. Штраус. Утренние листки. Вальс.
36. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
37. Э. Григ. Летний вечер.
38. С. Прокофьев. Вечер.
39. С. Прокофьев. Ходит месяц над лугами.
40. Р. Шуман. Вечером.
41. Р. Шуман. Ночью.
42. Н. Римский -Корсаков. Ночь. (Рождественская сюита).
43. К. Дебюсси. Лунный свет.

Диск 8
Тема «Природа и музыка» (окончание)

1-3. А. Вивальди. "Времена года". Зима. 1-я, 2-я, 3-я части.
4-5. П. Чайковский. 1-я симфония «Зимние грезы»,
1 -я, 2-я части (фрагменты).
6. Р. Шуман. Зима 1.
7-8. Р. Шуман. Зима 2. (Два варианта исполнения).
9-10. Р. Шуман. Дед Мороз. (Два варианта исполнения).
11. П. Чайковский. На тройке.
12. Г. Свиридов. Тройка.
13. С. Прокофьев. Фея Зимы из балета «Золушка».
14 -15. А. Вивальди. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром, 1-я, 3-я части.
16. П. Чайковский. Подснежник.
17. Ф. Мендельсон. Песня без слов «Весенняя».
18. Э. Григ. Весной.
19. Э Григ. Ноктюрн.
20. С. Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка».
21. Р. Шуман. Май, милый май!
22-23. А. Вивальди. "Времена года". Лето. 2-я, 3-я части.
24. Л. Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я ч. Гроза.
25. Г. Свиридов. Дождик.
26. С. Прокофьев. Дождь и радуга.
27. Р. Шуман. Цветы.
28. А. Лядов. Волшебное озеро.
29. М. Глинка. Баркарола.
30. Ф. Лист. Фонтаны виллы Д,Эсте.
31. Э. Григ. Ручеек.
32. А. Аренский. Лесной ручей.
33. Н. Римский-Корсаков. Море. («Садко», симфоническая картина).
34. М. Равель. Лодка в океане.
35. М. Равель. Игра воды.
36-37. А. Вивальди."Времена года". Осень.2-я,3-я части.
38. П. Чайковский. Осенняя песня.
39. Г. Свиридов. «Весна и осень».
40. С. Прокофьев. Фея Осени из балета «Золушка».

Диск 9
Тема «Сказка в музыке»
.
1. П. Чайковский. Нянина сказка.
2. С. Прокофьев. Сказочка.
3. П. Чайковский. Баба Яга.
4. А. Лядов. Баба Яга.
5-6. М. Мусоргский. Баба яга. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
7. А. Лядов. Кикимора.
8. Э. Григ. В пещере горного короля.
9. Г. Свиридов. Колдун.
10. М. Мусоргский. Старый замок. «Картинки с выставки».
11. Э. Григ. Шествие гномов.
12-13. М. Мусоргский. Гном. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
14. М. Глинка. Марш Черномора.
15-17. Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане».
Три чуда:
15. Белка,
16. 33 Богатыря,
17. Царевна-Лебедь.
18. Н. Римский-Корсаков. Море и корабль (из симфонической сюиты «Шехерезада»).
19. С. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка»,
20. Бой часов.
21-28. П. Чайковский «Щелкунчик».
21. Марш,
22. Испанский танец. Шоколад,
23. Арабский танец. Кофе,
24. Китайский танец. Чай,
25. Русский танец. Трепак,
26. Фея Драже,
27. Вальс цветов,
28. Адажио. (Мари и Принц).
29-31. П. Чайковский «Спящая красавица».
29. Интродукция. (Тема Феи Каробос и тема Феи Сирени),
30. Синяя птица,
31. Вальс.
32-39. П. Чайковский «Лебединое озеро».
32. Лебеди,
33. Вальс,
34. Танец маленьких лебедей,
35. Испанский танец,
36. Мазурка,
37. Русский танец,
38. Неаполитанский танец,
39. Танец пастушков.

Диск 10
Тема «Музыкальные инструменты».
Подражание музыкальным инструментам и игрушкам

1. Ж.-Ф. Рамо. Тамбурин.
2. Г. Свиридов. Парень с гармошкой.
3. А. Гречанинов. На гармонике.
4. П. Чайковский. Камаринская.
5. И. Стравинский. Русская.. (Из балета "Петрушка»).
6. И. Стравинский. Масленица. (Из балета «Петрушка).
7. П. Чайковский. Шарманщик поет.
8. А. Лядов. Музыкальная табакерка.
9. А. Даргомыжский. Табакерочный вальс.
10. Г. Свиридов. Музыкальный ящик.
11. Праздничные пасхальные звоны колоколов Троицкой Сергиевой Лавры.
12. Колокола Ростовского кремля: Праздничный звон,
13. Свадебный звон,
14. Красный звон.
15. А.Бородин. В монастыре.
16-17. М. Мусоргский. Богатырские ворота. (Два варианта исполнения).
18. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
19. С. Рахманинов. Фортепианный концерт N2, 1-я часть.
20. Г. Свиридов. Звонили звоны.
21. Н. Паганини. Кампанелла.
22. Э. Григ. Колокольный звон.
23. М. Равель. Долина звонов.
Музыкальные инструменты.

24-54. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»1.
Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Трек 24.
На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. Трек 25.
«Все вокруг спокойно», - весело закричала она Пете. Трек 26.
Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. Трек 27.
Увидев утку, птичка слетела на траву, села рядом с уткой и пожала плечами. «Какая же ты птица, если ты летать не умеешь!» - сказала она. На что утка ответила: «Какая же ты птица, если ты плавать не умеешь!» - и плюхнулась в лужу. Трек 28.
Они еще долго спорили - утка плавая по луже, птичка прыгая по берегу. Трек 29.
Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадется кошка. Трек 30.
1 Текст сказки не записан на диске, а приводится в данном разделе для удобства ее использования (текст читает педагог, а дети могут произносить отдельные реплики при инсценировке сказки).
Кошка подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я ее сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. Трек 31.
«Берегись!» - крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи сердито закрякала на кошку. Трек 32.
Кошка ходила вокруг дерева и думала: «Стоит ли лезть так высоко? Пока влезешь, птичка все равно улетит».Трек 33.
Вышел дедушка. Он сердился, что Петя ушел за калитку. Трек 34.
Места опасные. Если из лесу придет волк, что тогда? Но Петя не придал никакого значения словам дедушки и заявил, что не боится волков. Трек 35.
Но дедушка взял Петю за руку. Увел домой и крепко запер калитку. Трек 36.
И действительно, не успел Петя уйти, как из лесу показался огромный серый волк. Трек 37.
Кошка быстро полезла на дерево. Трек 38.
Утка закрякала и бросилась вон из лужи. Но как она не старалась, волк бежал быстрее. Вот он ближе... ближе... вот он нагнал ее, схватил... и проглотил. Трек 39.
Теперь картина была такая: кошка сидела на одной ветке, птичка на другой, подальше от кошки. А волк ходил вокруг дерева и смотрел на них жадными глазами. Трек 40.
Между тем Петя, который остался стоять за запертой калиткой и видел все происходящее, нисколько не испугался. Он побежал домой, взял толстую веревку и влез на высокий каменный забор. Одна из веток дерева, вокруг которого ходил волк, простиралась до этого забора. И ухватившись за нее, Петя ловко перелез на дерево. Трек 41.
Петя сказал птичке: «Лети вниз и кружись вокруг морды волка, только осторожно, чтобы он тебя не сцапал». Трек 42.
Птичка почти задевала крыльями морду волка, и волк сердито прыгал за ней во все стороны. Ах, как птичка раздражала волка!
Как он хотел схватить ее! Но птичка была ловкая, и волк ничего не мог с ней поделать. Трек 43.
Петя же сделав на веревке петлю, осторожно спустил ее вниз, накинул волку на хвост. Трек 44.
И затянул петлю. Трек 45.
Волк почувствовал, что его поймали, и в бешенстве стал прыгать, стараясь вырваться. Петя привязал другой конец веревки к дереву. От прыжков волка петля только туже затягивалась на его хвосте. Трек 46.
В это время из лесу показались охотники. Они шли по следам волка и стреляли из ружей. Трек 47.
Но Петя сказал с дерева: «Не стоит стрелять, мы с птичкой уже поймали волка! Помогите отвести его в зоологический сад». Трек 48.
Представьте себе торжественное шествие: впереди шел Петя. Трек 49.
За ним охотники вели волка. Трек 50.
Позади шел дедушка с кошкой. Трек 51.
Дедушка недовольно качал головой: «Ну а если бы Петя не поймал волка? Что тогда? Трек 52.
Наверху летела птичка и весело чирикала: «Вот какие мы с Петей! Вот кого мы поймали!». Трек 53.
А в животе волка жалобно крякала утка, но почуяв безопасность, она решительно выпрыгнула из пасти волка и побежала прочь. Трек 54.

55. А. Вивальди. Концерт для мандолины с оркестром до мажор, 1-я часть.
56. А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром.
57. А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром.
58. А. Вивальди. Концерт для двух скрипок с оркестром.
59. А. Вивальди. Концерт для трех скрипок с оркестром.
60. А. Вивальди. Концерт для двух виолончелей с оркестром.
61. А. Вивальди. Концерт для струнных инструментов.
62. А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром.
63. А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром
64. А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром.
65. А. Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром.
66. А. Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром.
67. А. Вивальди. Концерт для фагота с оркестром.
68. В.А. Моцарт. Концерт для флейты, арфы и оркестра до мажор, 1-я часть.
69. В.А. Моцарт. Концерт для валторны с оркестром ре мажор, 2-я часть.
70. И.С. Бах. Органная хоральная прелюдия ми бемоль мажор.
71. И.С. Бах. Фуга ля минор для органа.
72. И.С. Бах. Токката ре минор для органа.
73. К. Сен-Санс. Симфония «Орган».


Программа «Музыкальные шедевры»

Технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Задачи:

Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки

Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)

Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти задачи едины для всех возрастных групп

Методическое обоснование

Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.

Основная цель программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)

Задачи программы, а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп:


  • Расширять знания о музыке

  • Вызывать и поддерживать интерес к музыке

  • Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте

  • Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение.
Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны.

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах » даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема « Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема « Музыкальные инструменты и игрушки » знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.


  • слушание знакомых музыкальных произведений;

  • музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее;

  • игры–сказки;

  • звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования;

  • тематические музыкальные вечера;

  • беседы –концерты;

  • театральные постановки;

  • праздничные утренники.
Праздничные даты могут отмечаться поразному (тематические или комплексные занятия, развлечения), а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)
Методические рекомендации

Звучащее учебное пособие О.П.Радыновой «Слушаем музыку» является основным аудиопособием - фонохрестоматией - к авторской программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры». Оно представляет собой новое переработанное и дополненное издание аудиопособия «Слушаем музыку» на семи аудиокассетах. В этом учебном пособии собраны и систематизированы для детей доступные им музыкальные произведения из сокровищницы мирового музыкального наследия всех эпох по шести темам.

Доступность их возрасту определяется, прежде всего, соответствием эмоционального содержания музыки (выраженных в произведении чувств, настроений) эмоциональному и жизненному опыту ребенка. Так новорожденным, детям раннего возраста, жизненный и эмоциональный опыт которых очень мал, рекомендуется слушать произведения светлой гаммы чувств (спокойные, нежные, веселые, шутливые, немного грустные). В этом возрасте очень важно, чтобы музыка вызывала положительные эмоции - радости, успокоения. Громкая, тревожная музыка негативно воздействует на эмоциональное состояние маленьких детей, поэтому эти произведения не соответствуют их психофизиологическим возможностям. Об этом писал великий русский физиолог В.М.Бехтерев. По его наблюдениям одни музыкальные произведения вызывают у младенцев радость и успокоение, а другие - плач и раздражение. Чтобы привить детям любовь к музыке, важно учитывать их возможности. Необходимо, чтобы музыка вызывала желание повторного общения с ней. Постепенно, по мере взросления ребенка, круг выраженных в музыке эмоций расширяется.

Для детей крайне важно проявление отношения к звучащей музыке взрослого (педагога, родителей). Равнодушное отношение взрослого снижает реакции на музыку детей. И, наоборот, при активно положительном отношении взрослого к музыке, его сотворчестве с ребенком (движения, рисование, негромкие пояснения характера музыки, игра на музыкальном инструменте в такт звучания, в соответствии с характером произведения, внимание, выражение глаз, мимика и пр.) повышают заинтересованность в слушании музыки у детей.

Вторым условием доступности музыкальных произведений детям разного возраста является продолжительность звучания произведения (фрагмента). Внимание ребенка неустойчиво, непродолжительно, что необходимо учитывать. Важно не дожидаться утомления, рассеянности внимания ребенка, а закончить звучание фрагмента до этого. Просьбы ребенка повторить произведение или продолжить слушание свидетельствуют о рождающихся положительных оценках, что очень важно. Основы музыкальной и общей культуры детей закладываются и формируются, начиная с раннего детства при накоплении опыта восприятия музыки разных эпох, подобно

музыкальных произведении детям определенного возраста. Однако каждое произведение не закреплено за одним возрастом, а предполагает вариативное его применение в разных возрастных группах (длина фрагмента, активность детей, особенности пояснений музыки, количество занятий, включение разных видов музыкальной и художественной деятельности и пр.).

Раскроем подробнее содержание каждой из шести тем, представленных на десяти CD дисках.

Первая тема - «Настроения, чувства в музыке» (Диски 1 и

включает в себя произведения, в которых настроения, характер человека, выраженные в музыке, являются названиями пьес (Злюка, Радость, Ласковая просьба, Порыв, Мечты, Грезы, Слеза, Разлука, Шутка), а также не программные произведения (пьеса, этюд, прелюдия и др.). Это помогает детям осознать, что различить настроения и прочувствовать их - самое главное для того, чтобы понять, о чем хочет поведать нам композитор. Ведь в любой музыке - как программной (Кукушка, Грустный дождик, Колдун), так и не программной (соната, музыкальный момент, концерт) выражены чувства, которые мы переживаем. Поэтому музыка трогает нас, заставляет волноваться, радоваться, грустить, как в жизни.

Важно давать детям с раннего детства представления о том, что музыка не обязательно изображает какие либо явления - пение птиц, шум ветра, но всегда выражает настроения, чувства - как в произведениях с яркой изобразительностью, так и без нее. Поэтому первая тема является стержневой, ведущей, важнейшей для понимания детьми основ содержания любого музыкального произведения, сущности музыки как вида искусства, передающего настроения, переживания, чувства человека, и их смену, рождающую некую «чувственную программу» музыкального произведения (образующую музыкальную форму). Все остальные темы изучаются в опоре на первую. Поэтому первая тема в программе является сквозной.

Вторая тема - «Песня, танец, марш» (Диски 3-6)

способствует установлению преемственности с программой Д.Б.Кабалевского.

В дошкольном возрасте дети накапливают ценностный опыт восприятия и различения первичных музыкальных жанров, опыт музыкальной деятельности (пение, ритмопластика, музыкально- ритмические движения), позволяющей закрепить в их сознании представления о жанровых признаках музыки. Постепенно дети могут различать черты простейших, знакомых им жанров в более обобщенной форме. Тогда у них рождаются понятия «песенность», «танцевальность», «маршевость» музыки разных композиторов. Эта идея Д.Б.Кабалевского - вести детей от простых, знакомых им жанров к более сложным представлениям о музыке очень плодотворна.

В теме «Песня» (Диск 3) записаны народные песни, романсы, произведения песенных жанров инструментальной музыки (романс, песня без слов, серенада, ария, ариетта, ноктюрн).

В теме «Танец» (Диски 4 и 5) представлены различные жанры танцевальной музыки разных эпох (старинные танцы - алеманда, буре, а также менуэты, гавоты, полонезы, вальсы, польки, мазурки и другие танцы). Эта тема предполагает активное использование музыкально-ритмических движений, танцевальных, ритмопластических импровизаций, обучение детей ритмопластическим навыкам и умениям. Любым музыкально-ритмическим движениям можно обучать детей на подлинно художественных произведениях, воспитывая не только двигательные навыки, но и умения воспринимать музыку. Движения как наиболее привлекательная для детей деятельность, являющаяся потребностью, - незаменимое средство формирования основ музыкальной культуры.

В теме «Марш» (Диск 6) записаны не только марши, но и произведения, в которых маршевая основа явно присутствует. Иногда черты маршевости сочетаются с танцевальностыо, что позволяет усложнить беседу о музыке, находить выразительные

движения, передающие жанровые черты и характер произведения.

Третья тема - «Музыка рассказывает о животных и пт ицах» (Диск 7), четвертая - «Природа и музыка» (Диски 7 и 8) и пятая - «Сказка в музыке» (Диск 9) ярко изобразительны. Они включают в себя коллекции произведений с одним (или близким) названием, например две разные «Бабочки», несколько произведений с названием «Осень», три разных образа Бабы яги и пр. Различение опенков настроений в пьесах с одинаковыми или близкими названиями помогает вслушиваться в музыку, находить выразительные движения, тембры инструментов, передающие образ, способствует проявлениям творчества детей в различных видах художественной деятельности (рисование, создание декораций к музыкальным сказкам, выразительных ритмопластических образов, сочинение песенок героев и пр.)

Эти темы способствуют развитию образной речи детей, словаря эмоций, умений находить яркие характеристики музыкальных образов в слове, движениях, пантомиме, ритмопластических и певческих импровизациях, инсценировках. На этих темах легко проводить параллели между разными видами искусств - сравнивать музыкальные образы с образами поэзии, живописи, находить черты сходства и различия в средствах выразительности, языке.

Шестая тема - «Музыкальные инструменты и игрушки» (Диск 10) включает в себя два раздела. Первый - это подражание тембрам музыкальных инструментов , имитация звучания колокольчиков, колоколов, тамбурина, гармоники, музыкальных табакерок, шарманки на фортепиано или в оркестре.

Второй раздел включает в себя произведения с солирующими инструментами. Его открывает симфоническая сказка С.Прокофьева

«Петя и волк», в которой образно и ярко представлены тембры инструментов симфонического оркестра.

Загрузка...