aracs.ru

Современные белорусские композиторы. Выдающиеся белорусские композиторы (опера, балет, симфоническая музыка, инструментальная и вокальная музыка)

Музыкальне творчестоВ XIX столетии стал пробуждаться интерес общества к белорусскому народномумузыкальному творчеству. Это выразилось в собирании, публикации и изучении, а также композиторской обработке и концертной пропаганде белорусской народной музыки. Использование белорусских народно-песенных тем и интонаций встречается в творчестве Ф. Шопена, С. Монюшки, М. Римского-Корсакова, А. Абрамовича и др.

Большую роль в музыкальной жизни белорусских земель сыграл польский композитор, уроженец Беларуси Станислав Монюшка. Музыкальное образование он получил в Минске под руководством Д. Стефановича. В 40-е годы XIX века композитор создал ряд комических опер по написанным В. Дуниным-Марцинкевичем либретто «Рекрутский набор», «Состязание музыкантов», «Идиллия». Венцом творчества С. Монюшки стала опера «Крестьянка» («Галька»), поставленная в Минске в 1852 году. От момента постановки оперы и до начала XX века в Беларуси не появилось больше ни одного серьезного произведения такого жанра, авторами музыки и либретто которого являлись бы белорусы.

На музыкальную жизнь Беларуси XIX столетия большое влияние оказали также польские композиторы М. Карлович и Л. Роговский, включавшие в свои произведения народные белорусские мелодии. Среди выходцев Беларуси значительный вклад в развитие национальной профессиональной музыки внесли А. Абрамович и И. Шадурский. Первому из названных композиторов принадлежит музыкальное произведение в восьми частях «Белорусская свадьба», кадриль «Шесть пор года», фортепьянные фантазии, вариации, вальсы и т.д.

Михаил Ельский (1831-1904) – выдающийся деятель музыкального искусства Беларуси второй половины ХIХ–начала ХХ вв., прославленный скрипач, талантливый композитор, публицист, фольклорист и музыкально-общественный деятель. Ученик В. Банькевича и А. Вьетана, М. Ельский ранее всего прославился как скрипач-виртуоз. В его репертуаре была широко представлена скрипичные произведения И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, К. Липиньского, Л. Шпора и др. Современники отмечали в его игре не только исключительную технику, но также глубокую музыкальность. Музыкально-публицистическая деятельность М. Ельского была связана с польской газетой “Ruch Muzyczny”, в которой появилось большинство его статей и очерков по вопросам скрипичной музыки. Помимо исполнительской и композиторской деятельности М. Ельский занимался собиранием, изучением и аранжировкой белорусского фольклора, а также выступил в числе организаторов Минского музыкального общества (1880) – первой на территории Беларуси музыкально-общественной организации. Музыкальное наследие М. Ельского достаточно обширно и разнообразно. Оно включает около 100 сочинений, в том числе два скрипичных концерта, серию фантазий, вариации, полонезы, концертные мазурки и др.

Наполеон Орда родился в 1807 году в деревне Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (ныне Ивановский район Брестской области). После подавления восстания в 1831 году Наполеон Орда, опасаясь репрессий, был вынужден выехать за границу. Находясь в эмиграции, он много путешествовал по Европе, жил в Австрии, Швейцарии, Италии, а в сентябре 1833 года получил статус эмигранта во Франции и остался в Париже.

Живя во французской столице, Наполеон Орда познакомился со многими выдающимися деятелями европейской культуры, среди которых были литераторы Адам Мицкевич и Иван Сергеевич Тургенев, Оноре де Бальзак и Стендаль, композиторы Фредерик Шопен, Ференц Лист, Джакомо Россини, Джузеппе Верди, Гектор Берлиоз. Атмосфера Парижа с его бурной культурной жизнью оказала влияние на развитие многогранных способностей молодого человека. Здесь он окончательно определил для себя приоритеты в творчестве - занятия музыкой и живописью.

Свое музыкальное мастерство Орда совершенствовал у Фредерика Шопена и достиг в этом направлении основательных успехов. Как композитор он создал более 20 полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов, полек, серенад, а также романсов и песен. Его произведения выделяются мелодичностью, драматизмом, виртуозным стилем и лиричностью. Они звучали со сцен Франции, Германии, Польши, России. С 1847 года Наполеон Орда работал директором Итальянской оперы в Париже и помимо сочинения, занимался преподаванием музыки.

ыдающимся результатом его многолетнего педагогического и исследовательского труда стала "Грамматика музыки", вышедшая в свет в Варшаве в 1873 году. Много десятилетий она считалась одним из лучших пособий по теории музыки. Наполеон Орда получил известность и как литератор. Он писал статьи про выдающихся людей и интересные места. В 1839 году он стал членом Польского историко-литературного товарищества. обладая прекрасными данными музыканта и музыкального педагога, Орда все же отдавал предпочтение изобразительному искусству. Художественное образование он получил в студии мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара. Сферой его художественного интереса стала археология и архитектура. Первые циклы рисунков появились после путешествия художника по Франции и Рейнской области, совершенного в 1840-1842 годах. Потом были циклы по Испании, Португалии, Алжиру. В свободное время Наполеон Орда много путешествовал по Беларуси, Литве, Польше, Украине. В поездках он делал зарисовки архитектурных и исторических памятников, городов и местечек, мест, связанных с жизнью и деятельностью известных людей. В Беларуси Наполеон Орда сделал около 200 зарисовок. Он уделил особое внимание отображению усадеб и памятных мест, связанных с именами таких известных деятелей культуры, как Адам Мицкевич, Станислав Монюшко, Владислав Сырокомля и многие другие.

    Музыкальная культура Беларуси начала XX века. Роль музыки в театре И. Буйницкого.

Начало XX века - расцвет белорусской музыкальной культуры и образования: открываются музыкальные школы и народные консерватории, создаётся театр оперы и балета. В современной Беларуси работают Национальный академический театр оперы, Национальный академический театр балета, Государственный музыкальный театр, Государственный академический народный оркестр имени И. Жиновича, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы, Государственный академический народный хор имени Г. Цитовича, Академический хор Белорусского радио и телевидения, Симфонический оркестр оркестр Белорусского телевидения и радио, Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки, Государственный ансамбль танца и другие.

Театральную деятельность Игнат Буйницкий начал с проведения белорусских вечеринок в своем имении, в которых принимали участие поливачивские парни и девушки. В 1907 году Игнат Терентьевич вместе с дочерьми Вандой и Еленой, а также со своими близкими друзьями создал в фольварке Поливачи любительский коллектив. Особенностью выступлений было то, что со сцены звучал белорусский язык, исполнялись знакомые простым людям народные танцы. Коллектив Игната Буйницкого начал приобретать популярность, и сельских артистов пригласили принять участие в первой публичной белорусской вечеринке, которая состоялась в 12 февраля 1910 года в Вильнюсе. Выступление труппы прошло настолько успешно, что Игнат Терентьевич решил создать профессиональный театр. В 1910-1913 годах труппа гастролирует не только по Белоруссии, но и в Вильнюсе, Санкт-Петербурге, Варшаве.

Выступления труппы строились оригинально: сначала читались стихи, после шёл собственно спектакль, затем хор исполнял народные белорусские песни, а в финале на сцене появлялись танцоры. Игнат Буйницкий сам ставил пьесы, зачастую играл в них. Деятельность театра поддерживали прогрессивные деятели белорусской культуры: Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля, Элиза Ожешко, Тётка (последняя часто сама выступала в театре Игната Буйницкого). Состоятельные поклонники дарили Буйницкому золотые перстни. Выпускались открытки с его изображением

Фрагмент конверта

В репертуар входило более десятка танцев («Лявониха», «Юрка», «Воробей», «Метелица», «Мельник», «Антошка», «Кочан», «Черёмуха», «Полька» и другие). Исполнять народные песни помогал композитор Л. Роговский и хормейстер труппы Я. Феоктистов. Среди этих песен «Дуда-веселуха», «Ах ты дуй», «Подушечка», «За горами, за лесами», «Ох ты дуб», «Прилетели гуси». Ставились известные пьесы белорусских и украинских драматургов: М. Крапивницкого «По ревизии» и «Пошились в дурни», Э. Ожешко «Хам» и «В зимний вечер», К. Каганца «Модный шляхтич».

Деятельность театра обеспечивалась доходами от имения Поливачи. В 1913 году появились материальные трудности, к тому же на театр оказывали давление царские власти, поэтому труппу пришлось распустить. Несмотря на все сложности, в 1914 году Игнат Буйницкий пытается воссоздать театр, но на сей раз мешает война.

В 1917 году Буйницкий был одним из инициаторов создания «Первого товарищества белорусской драмы и комедии» в Минске, на базе которого возник Национальный академический театр имени Янки Купалы.

На родине Буйницкого установлен памятник (1976, скульптор И. Миско)

    Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы (В. Золоторева, Н. Чуркина, Н. Аладов, Е. Тикоцкий, А. Богатырева и др.)

Василий Андреевич Золотарёв русский и советский композитор и педагог. Преподаватель МГК имени П. И. Чайковского. Заслуженный артист РСФСР. Народный артист БССР. Лауреат Сталинской премии второй степени.

Родился 1873 в Таганроге (ныне Ростовская область). Окончил Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, получив в классе профессора П. А. Краснокутского специальность скрипача. Композиторскую специальность приобрел в Петербургской консерватории, где встретил «великих учителей» М. А. Балакирева, А. К. Лядова,Н. А. Римского-Корсакова, о которых позже опубликовал воспоминания. Затем начал преподавание в Придворной капелле. Класс В. А. Золотарёва здесь окончили А. В. Богатырёв, М. С. Вайнберг, Б. Д. Гибалин, К. Ф. Данькевич, М. И. Паверман.

В 1905 году он покинул С.-Петербург, некоторое время работал в Московской консерватории. В 1918 году, будучи профессором, уехал преподавать в Ростове-на-Дону, затем в Краснодаре и Одессе. С середины 1920-х годов В. А. Золотарёв преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко.

В 1933 году В. А. Золотарёв переехал в Минск, где по 1941 год преподавал в Белорусской консерватории. Здесь он написал симфонию «Белоруссия» (1934).

У него учились Л. А. Половинкин, А. Г. Свечников, М. Е. Крошнер, Д. А. Лукас, В. В. Оловников и др.

В. А. Золотарёв написал 3 оперы, среди которых выделяется опера «Декабристы», балет «Князь-озеро» (1949), 7 симфоний (1902-1962), 3 концерта, 6 струнных квартетов, кантаты, хоры, романсы.

В. А. Золотарёв умер 1964 года в Москве.

Чуркин Николай Николаевич. Родился в 1869 году В 1892 окончил Тбилисское музыкальное училище по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова. Работал музыкальным педагогом (1892‒ 1914) в Баку, Каунасе, Вильнюсе. С 1914 ‒ в Белоруссии, с 1935 ‒ в Минске. Собирал музыкальный фольклор, в том числе белорусский (свыше 3000 записей; многие включены в сборнике белорусских народных песен и танцев, изданном в 1910, 1949, 1959). Перу Ч. принадлежат первые опыты создания белорусской советской оперы («Освобождение труда», 1922); он является основоположником национального жанрового симфонизма (симфониетта «Белорусские картинки», 1925). В числе сочинений Ч. также детская радиоопера «Рукавичка» (1940), музыкальная комедия «Песня Березины» (1947), пьесы для симфонического и духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерно-инструментальные ансамбли (в т. ч. 11 квартетов), хоры и песни на слова советских поэтов и др. Награжден 3 орденами, а также медалями.Список основных произведений: 2 Оперы «Освобождение труда» ,«Рукавичка» 2 Музыкальные комедии: «Кок-сагыз»,«Песня Березины» Для симфонического оркестра: Три симфониетты (1925, 1949, 1955). Две сюиты (1940, 1951). Сюита «Памяти Великой Отечественной войны» (1944). Танцевальная сюита (1950). Две миниааюры (1936). Вальс «Зялёны дубочак» (1950). Полька для двух ксилофонов и оркестра (1950).Для духового оркестра: Сюита в 4-х частях. Марш на три грузинские народные темы (1889). Торжественный марш (1900). Марш, посвященный 30-летию БССР (1948). Для оркестра белорусских народных инструментов. Три сюиты (1945, 1951, 1955). Сюита «Мары аб Палессі» (1953). Увертюра «Памяти Янки Купалы» (1952). Вальс «Перепелочка» (1950). Полька «Партызанка» (1950). Три сюиты для секстета домр (1945, 1950, 1952). «Голубец» (1949). Рапсодия (1952).Камерные инструментальные произведения: 11 струнных квартетов (1928, 1928, 1933, 1935, 1945, 1954, 1961, 1961, 1962, 1962, 1963). Для фортепиано: 10 пьес для младших классов музыкальных школ (1957). Мазурка (1960). Для скрипки с ф-но: Соната (1953). Рондо (1960). Песня без слов (1961). Две пьесы («Цярэшка» i «Калыханка», 1957).Для хора:

«Посевная» – сл. А. Прокофьева. «Косарь» – сл. А. Кольцова. «Мороз-воевода» – сл. Н. Некрасова. «Што па садзіку» – сл. народные (запись Н. Гомолки). «Калгасны марш», «Карагод» – сл. А. Ушакова. «Камсамольцам», «Закліканне вясны», «Прывет вам, племя маладое» – сл. Я. Коласа. «Жніўная», «Песня аб Радзіме» – сл. А. Русака.и др.

Для голоса с фортепиано «Кто говорит, что умер Ленин» (баллада) – сл. А. Акопяна. «Калгасная» – сл. П. Бровки. «Ты прыйдзі», «Над ракою у спакоі», «Ты з Заходняй, я з Усходняй», «За сахой, бараной», «Зайшло ужо сонейка», «Як у лесе зацвіталі», «Нашаму святу», «Я – калгасніца», «Як я полем iдy» – сл. Я. Купалы и др.

Музыка к драматическим спектаклям

Обработки

Сборники, учебные пособия, записи

Три сборника белорусских народных песен и танцев (1910, 1949, 1959), «Нотная азбука», «Некоторые советы изучающим пение», «Пособие для классного пения», «Самоучитель для семиструнной гитары». Записи более 3 000 грузинских, армянских, азербайджанских, таджикских, белорусских, литовских, польских народных песен и танцев

Никола́й Ильи́ч Ала́дов белорусский советский композитор, педагог. Народный артист БССР. В 1910 году окончил обучение в Петербургской консерватории экстерном. С 1923 преподает в Государственном институте музыкальной культуры в Москве. В Минске с 1924 года, один из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 ее ректор, профессор.

В годы войны, с 1941 по 1944, преподавал в Саратовской консерватории.

Именем Н. Аладова названа музыкальная школа в Минске, установлена мемориальная доска. Один из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

Автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний, вокальных циклов на стихи Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка, других музыкальных произведений.

Анатолий Васильевич Богатырё́в белорусский советский композитор и педагог. Народный артист БССР (1968). Лауреат Сталинской премии второй степени. Основатель белорусской национальной композиторской школы. Профессор (1960).

А. В. Богатырёв родился 1913 года в Витебске. Окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 году, класс В. А. Золотарёва. С 1948 года преподаватель Белорусской академии музыки, затем её ректор. В 1938-1949 годах председатель правления СК БССР. Депутат ВС БССР (1938-1959).

А. В. Богатырёв умер 2003 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Среди произведений А. В. Богатырёва

Активная деятельность белорусских композиторов, музыкантов начиналась задолго до возникновения объединившего их творческого союза. В 1919 году появились песни Г.Пукста, в Бобруйске писал музыку Е.Тикоцкий. Через несколько лет в Мстиславле самодеятельные певцы и музыканты ставят первую белорусскую оперу на революционную тему: "Освобождение труда" Н.Чуркина. 20-е годы ознаменовались началом творческого пути Н.Аладова, написавшего романсы на стихи Купалы... Эти люди стали гордостью белорусского музыкального искусства. Особенно плодотворными были 30-е годы, когда за короткий срок в республике создаются хоровая капелла, филармония, Белорусская государственная консерватория, успевшая до войны сделать пять выпусков исполнительских факультетов и два (1937 и 1941) - композиторского.

Постановление ЦК ВКП (б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932) оно способствовало сплочению разобщенных сил, возникновению творческих союзов, том числе и Союза композиторов Беларуси.

А начинался он с секции при союзе писателей: Протокол №. от 2.07.1933 г. "Аб стварэннi аўтаномнай сэкцыi кампазiтараў пры Аргкамiтэце Саюза пiсьменнiкаў. Афармленне гэтай сэкцыi ўскласцi на тт. Дунца i Лынькова".

В 1934 году состоялась I Всебелорусская конференция композиторов, в соответствии с решением которой композиторская секция при СПБ переименована в Оргкомитет Союза композиторов Белоруссии (с 1938 года Союз советских композиторов Белоруссии). До 1992 года эта общественная организация входила составной частью в Союз композиторов СССР; с 1999 года она стала Белорусским союзом композиторов. Как было записано в Уставе: "мэта стварэння Саюза кампазiтараў - садзейнiчаць стварэнню высокамастацкiх твораў, творчаму росту кампазiтараў, стварэнню матэрыяльных i бытавых умоў для творчасцi". Воплощению этих целей в жизнь все 8 председателей БСК придавали первостепенное значение на протяжении всей его 70-летней истории.

Первым "вожаком" белорусских композиторов стал заслуженный артист БССР Исаак Любан, еще в 1929 году создавший первую в Белоруссии песню на партизанскую тематику - "Песню дукорских партизан". В предвоенные годы широкой известностью пользовалась его песня "Бывайце здаровы, жывiце багата". Во время Великой Отечественной войны Любан, как и другие деятели культуры, пошел добровольцем в армию, окончил курсы политруков и вскоре уже воевал на Западном фронте в должности комиссара стрелкового батальона. Никто из бойцов и не подозревал, что их политрук - автор песни, которую все прекрасно знали и любили. Композитору хотелось написать песню о будущей победе, хотя была еще весна 1942 года. Еще не было ни Сталинграда, ни Курской дуги, но уже была великая битва под Москвой. Семнадцать вариантов текстов, предложенных однополчанами, пришлось отвергнуть, и лишь восемнадцатый понравился всем. Слова припева: "Выпьем за Родину, выпьем за Сталина!" - знал, без преувеличения, каждый. Соавторы этих стихов - бывший шахтер, рядовой батальона Матвей Косенко и профессиональный поэт, сотрудник армейской газеты Арсений Тарковский. В мае 1942 года песня "Наш тост" была исполнена в Москве на концерте мастеров белорусского искусства и имела большой успех. Пела ее народная артистка СССР Лариса Александровская.

С белорусской музыкой народы Советского Союза познакомились еще раньше, во время первой Декады литературы и искусства Белоруссии в Москве (1940 год). Исполненные на ней оперы: "Мiхась Падгорны" Е.Тикоцкого, "Кветка шчасця" А.Туренкова, "У пушчах Палесся" А.Богатырева, балет "Салавей" М.Крошнера стали свидетельством высокого уровня белорусской советской музыкальной культуры (А.Богатырев получил Сталинскую премию за свою оперу). Сегодня трудно представить, чтобы в один год прозвучало столько крупных произведений, можно сказать, явлений в музыкальной жизни республики. Еще раньше, в 39-м, они были поставлены на сцене белорусского оперного театра. Говоря о традициях, как не вспомнить Василия Золотарева, ученика Балакирева и Римского-Корсакова, привнесшего в белорусскую музыку "нотки" русской, петербургской школы. Его балеты "Князь-озеро", "Повесть о любви", симфония "Белоруссия" вошли в золотой фонд белорусской музыкальной культуры. У него учились Подковыров, Оловников, Богатырев, ставший впоследствии вторым председателем правления союза композиторов. Анатолий Васильевич Богатырев - основатель современной белорусской композиторской школы, чье творчество охватывает практически все музыкальные жанры. Продолжая традиции классической музыки, в том числе русской, он - глубоко национальный композитор. В трудные военные и послевоенные годы он, возглавляя союз композиторов, повлиял на формирование многих творцов своими камерными ансамблями, а также жизнеутверждающими хорами, кантатами "Ленинградцы", "Беларускiм партызанам".

В 1943 году в Москве возобновил деятельность Союз композиторов Белоруссии, сумевший за короткий срок собрать большинство оставшихся в живых композиторов. В 1944 году после освобождения столицы Белоруссии композиторы, артисты оперного театра, вернулись в Минск. Тикоцкий привез оперу "Алеся" ("Девушка из Полесья"), ставшую, можно сказать, музыкальным символом Беларуси. Он писал ее в Горьком, в бомбоубежище. Минск был в руинах, не сохранились залы, инструменты, ноты, самое ценное восстанавливали по памяти. К своему первому послевоенному съезду в 1947 году союз композиторов подошел с заметными успехами. В этом году была поставлена первая национальная послевоенная опера (и первая белорусская опера на исторический сюжет) "Кастусь Калиновский" Д.Лукаса.

Начали проводиться знаменитые еженедельные "музыкальные среды" с прослушиванием новых сочинений, возобновлялась концертная деятельность. Сменивший А.Богатырева на посту председателя правления союза композиторов в 1949 году Н.Аладов, получивший образование в Петербурге, был одним из организаторов и преподавателей Белорусской консерватории. Автором более 260 музыкальных произведений, среди которых: опера "Андрей Костеня", музыкальная комедия "Тарас на Парнасе". Он заложил основы художественной обработки народных песен, многих жанров профессионального музыкального искусства.

Е.Тикоцкий возглавлял союз композиторов на протяжении 13 лет (с 1950 по 1963). В это время союз пополнился молодыми выпускниками Белорусской государственной консерватории. Среди них Г.Вагнер, Ю.Семеняко, Е.Глебов, Д.Смольский, И.Лученок, С.Кортес, Г.Сурус. Активизируется собирание и изучение записей фольклора, народных песен. Признание получают труды Г.Ширмы, Г.Цитовича, Л.Мухаринской. К важнейшим достижениям в жанре вокальной музыки следует отнести создание Государственного гимна БССР (сентябрь 1955 года) композитором Н.Соколовским (прославившимся известной песней "Неман") и автором текста М.Климковичем.

В последующие годы дело Е.Тикоцкого на посту "предводителей" союза достойно продолжили Д.Каминский, Г.Ширма, Ю.Семеняко. Союз стал высокопрофессиональной творческой организацией (пожалуй, единственным его членом с незаконченным высшим образованием был Владимир Мулявин - необычайно одаренный музыкант и композитор, вступление которого в союз единодушно поддержали и в Минске, и в Москве).

С 1980 года в БСК началась эпоха И.Лученка, возглавляющего его и поныне. Союз организует республиканские и международные музыкальные фестивали, проводит многочисленные концерты и встречи со слушателями, активно участвует в декадах белорусского искусства и Днях белорусской культуры в России, Украине, Литве, Узбекистане. Работают многочисленные комиссии: пропаганды белорусской, военно-патриотической музыки, музыкально-эстетического воспитания детей и юношества, музыковедения и критики, этномузыковедения и фольклора. Издается музыкальная литература, грамзаписи. Композиторы активно ездят в творческие командировки для сбора материалов к новым произведениям. Труднее стало все это осуществлять после "перестройки", когда государство уже не могло оказывать творческому союзу такую поддержку, как прежде.

Сегодня БСК и Белорусский республиканский союз молодежи возрождают лучшие традиции этой многолетней дружбы. К примеру, совместно проводят благотворительную акцию "Чернобыльский шлях - дорога жизни". При поддержке БСК возобновляет свою работу республиканский центр творческой и научной молодежи. За прошедшие годы создана профессиональная композиторская школа.

Белорусская музыкальная культура XX век – время начала нового этапа в развитии профессиональной белорусской музыки.

На протяжении ряда столетий в Беларуси закладывались основы профессиональной музыкальной культуры.

Первый этап (20-40-е гг.). Формирование национальной композиторской школы.

Начальная ступень развития профессиональной музыки в Беларуси связана с социальной, политической обстановкой в те годы. Революции 1905,1907 и 1917 годов явились толчком к возрастающей волне национального самосознания. Широко распространяется идея «белорусизации» культуры, происходит внедрение
белорусского языка в учебники, газеты, журналы.

Обновляется и обстановка, в которой теперь звучит музыка. Возникает множество музыкальных кружков, обществ, самодеятельных хоров, частных музыкальных школ и училищ.

1932 год – открытие Белорусской государственной консерватории в Минске. Первые ее выпускники-композиторы: А. Богатырев, М. Крошнер, П. Подковыров, В. Оловников, Л. Абелиович.

Музыкальное искусство этого периода ориентировано на русскую классику.

Основные жанры – опера, симфония, камерно-инструментальная, хоровая и сольная песня, обработки народных песен.

Появление национальной композиторской школы в лице этих композиторов является признаком роста культурного самосознания Беларуси.

Второй этап (кон.40-нач. 60-х гг.). Период закрепления достигнутого профессионального уровня.

Великая отечественная война прервала стремительное восхождение и укрепление композиторской школы Беларуси. В 1941 году консерватория закрылась, а
возобновила работу только через 11 лет.

Несмотря на всю тревожность военной обстановки, музыкальная жизнь в Беларуси продолжала существовать.

В творчестве белорусских композиторов в этом периоде на первое место выходит патриотическая тема борьбы народа против фашизма. Особое место заняла тема партизанского движения Беларуси, ставшего грозной силой в тылу врага.

После успешного окончания войны, общественная жизнь, как и культурная, стала возобновляться. Ожили концертные залы, театры, музыкальные учебные заведения. Активизировалась деятельность союза композиторов, куда теперь вошли молодые выпускники консерватории – Г. Вагнер, Э. Тырманд, Ю. Семеняко, Е. Глебов, Д. Смольский.
Расширяется диапазон жанров – появился жанр инструментального концерты для цимбал, контрабаса.

В 1950-х большое внимание в музыке сосредоточено на отображении современных сюжетов и образов, связанных с жизнью и бытом простого человека.

Третий этап (1960-70-е гг.). Усиление творческой активности композиторов.

Это время обновления традиций белорусской музыки.

Плодотворное развитие белорусской музыки 60-70-х гг. – результат не только обращений к современной тематике, но и влияние лучших традиций мировой многонациональной музыки.

Четвертый этап (1980-90-е гг.). Сохранение и развитие предшествующих традиций.

Много интересного было создано композиторами в этот период. Конец 20 столетия – это появление новых талантливых имен композиторов – выпускников Белорусской академии музыки (так с 1995 г. стала называться Белорусская консерватория).
Среди них – А. Бондаренко, В. Копытько, В. Кузнецов, Л. Мурашко, Е. Поплавский, В. Солтан и др.

Симфония главенствующее место в творчестве белор. композиторов. Ее особенности – глубокое содержание, своеобразные выразительные средства и техника письма, философская трактовка.

Развиваются и иные симфонические жанры – поэма, сюита, эскиз.

Николай Ильич Аладов (1890-1972)

Белорусский советский композитор, педагог. В 1910 г. окончил Петербургскую консерваторию экстерном. Преподавал в Государственном институте музыкальной культуры в Москве.

В Минске являлся одним из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 гг. являлся ее ректором, профессор.

В годы войны (1941-1944) преподавал в Саратовской консерватории.

Н.И. Аладов является одним из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

Он автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний и других произведений. Создал вокальные циклы на стихи белорусских поэтов Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка.

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Советский белорусский композитор.

Е. К. Тикоцкий родился в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями.

В 1915 г. ушёл на фронт. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся его первые контакты с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение - симфония, написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, она стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. Затем был ряд театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и композитор. Здесь Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 г. он пишет одно из самых известных своих сочинений – оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого - «Алеся», она была поставлена в 1944 г., после освобождения Минска от фашистских захватчиков.

Тикоцкий является одним из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, созданные в классической и романтической манере, наполнены народными мотивами. Он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX в. Создал, кроме двух указанных опер, также оперу «Анна Громова», оперетту «Кухня святости», 6 симфоний, фортепьянное трио, сонату-симфонию для фортепьяно и другие произведения.

Анатолий Васильевич Богатырёв (1913-2003)

Белорусский советский композитор и педагог, основатель белорусской национальной композиторской школы, профессор.

Родился в Витебске, окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 г. С 1948 г. преподавал в Белорусской академии музыки.

22.Обзор жанров оперы и балета в Беларуси (советский период).

В середине 20-х гг. уже можно было говорить о первых успехах белорусского советского музыкального искусства. Наряду с фольклором и самодеятельностью развивалось профессиональное творчество, росло мастерство исполнителей. Они работали в разных по уровню музыкальных, хоровых и танцевальных коллективах. Подготовку специалистов в области музыки в то время осуществляли Минский, Витебский и Гомельский музыкальные техникумы. В Витебске, Гомеле и Бобруйске действовали народные консерватории. Оперный и балетный классы, а также музыкальные коллективы Минского музыкального техникума послужили базой для создания Белорусской студии оперы и балета, симфонического оркестра Белорусского радиоцентра, оркестра народных инструментов филармонии. В 1924 г. в Могилеве была поставлена первая белорусская советская опера «Освобождение труда» Н. Чуркина.

В 1932 г. открылась Белорусская консерватория, в 1933 г. был создан Государственный театр оперы и балета БССР, в 1937 г. начала работать Белорусская государственная филармония, в 1938 г. на сцену вышел ансамбль песни и танца Белорусского военного округа.

Первой хореографической постановкой театра оперы и балета стал «Красный мак» Р. Глиэра – профессора Московской консерватории. В 1939 г. был поставлен первый белорусский советский балет «Соловей» М. Крошнера. Ведущими артистами балетной сцены стали П. Засецкий, 3. Васильева, С. Дречин. В 40-е гг. на оперной сцене блистали народные артисты БССР Р. Млодек, М. Денисов, И. Болотин.

В 1938 г. композиторы объединились в Союз советских композиторов БССР. Росту музыкальной культуры в республике способствовало расширение сети музыкальных заведений и концертных залов. В 30-е гг. были написаны оперы «Тарас на Парнасе» Н. Аладовым, «В пущах Полесья» А. Богатыревым, «Цветок счастья» А. Туренковым.

Белорусские советские композиторы осваивали сложные музыкальные жанры, такие, как вокально-симфоническая поэма (Н. Аладов), инструментальный концерт (А. Клумов, Г. Столов), симфония (В. Золотарев), кантата (А. Богатырев, П. Подковыров). Их многогранное творчество опиралось на знакомые народные мелодии, впитывало богатый опыт музыкального фольклора. Это способствовало популяризации профессионального музыкального искусства Беларуси. Некоторые из композиторов выступили в качестве кропотливых исследователей данного опыта, изучали и записывали яркие образцы народной музыки, ездили по республике с экспедициями. Например, много сделали по сбору, стилистической обработке и пропаганде западнобелорусского музыкального фольклора Г. Ширма, А. Гриневич.

В годы военного лихолетья главное место в творчестве белорусских музыкантов занимала героико-патриотическая тема. Написанные в это время произведения ярко отразили музыкальные тенденции эпохи в ее переломный момент. Композиторы осваивали разные музыкальные жанры. Первую оперу на тему партизанской борьбы «Алеся» создал Е. Тикоцкий. Она была написана на либретто Петруся Бровки в 1941 г. Театральная премьера состоялась в Минске в конце 1944 г. и стала общественно значимым событием. Театральная публика благожелательно приняла оперы А. Туренкова («Купалле»), Н. Щеглова («Лесное озеро», «Всеслав Чародей») и других композиторов, черпавших вдохновение в исторических глубинах белорусского мелоса.

В 50-е гг. в развитии белорусской музыки наметился новый этап, который характеризовался более глубоким освоением действительности и уходом от иллюстративности. Были написаны оперы «Маринка» Г. Пукстом (1955), «Надежда Дурова» A. Богатыревым (1956), «Ясный рассвет» А. Туренковым (1958), пополнившие репертуар Белорусского государственного театра оперы и балета. Партии национальных героинь блестяще исполняла народная артистка СССР Л.П. Александровская. В дальнейшем оперная сцена принесла успех замечательным вокалистам 3. Бабию, С. Данилюк, Т. Шимко, Н. Ткаченко. В симфоническом жанре в эти и последующие годы успешно работали Н. Аладов, Е. Глебов, Г. Вагнер.

В 60–80-е гг. Ю. Семеняко написал отличавшиеся особой мелодичностью оперы «Колючая роза» и «Зорка Венера». Существенный вклад в развитие оперного искусства внесли произведения «Джордано Бруно» С. Кортеса, «Седая легенда» С. Смольского, «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Новая зямля» Ю. Семеняки. Белорусские композиторы сочиняли музыку и для балета (Е. Глебов, Г. Вагнер и др.). В 1973 г. во главе балетной труппы ГАБДТ стал В. Елизарьев, главные партии блестяще исполняли Ю. Троян, Л. Бржозовская.

Важным событием в музыкальной жизни республики было открытие в 1971 г. Государственного театра музыкальной комедии БССР. Театр не только осваивал традиционный классический репертуар, но и ставил произведения белорусских авторов. Уже в первые годы на его сцене шли спектакли «Поет жаворонок» и «Паулшка» К). Семеняки, «Несцерка» Р. Су- руса. Среди исполнителей особой популярностью пользовались Н. Гайда, B. Фоменко, Ю. Лозовский.

В песенном жанре плодотворно работали популярные композиторы И. Лученок, Э. Ханок, В. Будник, В. Иванов, Л. Захлевный. Республику прославили вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» (с 1969, худ. рук. В. Мулявин), «Сябры» (с 1974, худ. рук. А. Ярмоленко), «Верасы» (с 1974, худ. рук. В. Раинчик), а также талантливые эстрадные певцы – Ю. Антонов, В. Вуячич, Я. Евдокимов, Т. Раевская. Блестяще показал себя на сцене знаменитый фольклорно-хореографический ансамбль «Хорошки» (с 1974 г., худ. рук. В. Гаева), пользовался успехом хореографический ансамбль «Чаровницы».

23.Деятельность музыкальных учреждений Беларуси: Театра оперы и балета, Театра музыкальной комедии, Филармонии, Академии музыки.

Театр оперы и балета

Среди постановщиков спектаклей Большого театра Беларуси – выдающиеся мастера балетного и оперного искусства – Н.Долгушин, А.Лиепа, В.Васильев, Н.Кунингас, П.Карталов, представители фондов Дж.Баланчина и И.Килиана. В период с 2009 по февраль 2014 в театре осуществилось 40 премьер. На сегодня репертуар включает 71 спектаклей. Постановки театра неизменно становятся лауреатами почетных государственных и международных премий.

В 2009 году в театре была создана Музыкальная гостиная, впоследствии переименованная в Камерный зал им. Л.П.Александровской. Концерты вокальной и инструментальной музыки разных эпох и стилей и одноактные классические и современные оперные спектакли, осуществленные в рамках проекта "Музыкальные вечера в Большом" на сцене Камерного зала, относятся к наиболее значимым творческим событиям белорусского оперного театра. С 2012 года в театре открылся проект "Вечера современного балета на Малой сцене", в рамках которого прошли премьеры экспериментальных спектаклей молодых хореографов О.Костель ("Метаморфозы" на музыку И.С. Баха), Ю.Дятко и К.Кузнецова ("Зал ожидания" О.Ходоско).

Подтверждается и высокий международный престиж белорусского театра – с большим успехом в последние годы прошли гастроли балета в Египте, ОАЭ, Италии, Мексике, Китае, Корее, Литве, Испании, Франции (Париж), Германии, Австрии, Швейцарии. Возобновленные после долгого перерыва гастроли в Европе свидетельствуют о высоком профессиональном статусе коллектива.

"Гордостью и подлинным национальным достоянием, визитной карточкой государства и одним из символов его независимости" назвал театр Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. В 2014 году Большому театру Беларуси была вручена памятная медаль «Пять континентов» за вклад в мировую культуру и по случаю 60-летия членства Республики Беларусь в ЮНЕСКО.

Белорусский государственный академический музыкальный театр

Создан в 1970 году. До 2000 года именовался «Государственный театр музыкальной комедии Республики Беларусь». Свой первый театральный сезон открыл 17 января 1971 года спектаклем «Поёт Жаворонок» белорусского композитора Ю.Семеняко.

За период своей творческой деятельности театр осуществил более ста постановок, многие из которых своей неординарностью привлекли к себе внимание самой взыскательной критики и театральной общественности.

Сегодняшний репертуар театра отличается широтой творческого диапазона и жанровым разнообразием. На его афише широко представлены классическая оперетта, мюзикл, музыкальная комедия, комическая опера, рок-опера, балет, спектакли для детей, разноплановые концертные программы.

Коллектив театра обладает большим творческим потенциалом, имеет в своём составе много ярких актёрских индивидуальностей – выдающихся мастеров сцены, чьи имена составляют гордость белорусского театрального искусства, и одарённую молодёжь, высокопрофессиональный симфонический оркестр, прекрасный хоровой коллектив, замечательную балетную труппу, что позволяет успешно решать самые сложные художественные задачи.

Картинка Творческое кредо театра – уважение традиций музыкального искусства и смелость эксперимента. Для воплощения этих идей театр сотрудничает со многими известными композиторами и драматургами, приглашает для создания спектаклей талантливых постановщиков.

О спектаклях театра много говорят, спорят, пишут, он является одним из самых популярных и посещаемых театров Минска.

Филармония

Белорусская государственная филармония начинала свой путь в 30-е годы ХХ столетия, поначалу не имея даже своего помещения, в неприспособленных для репетиций условиях, лишённых акустического минимума, так необходимого для создания новых музыкальных коллективов. Первый главный дирижёр симфонического оркестра Белгосфилармонии знаменитый педагог и музыкант Илья Мусин вспоминает: «Концертным залом филармонии служило помещение клуба. Неуютное, пустое фойе, столь же непривлекательный зал. Вместо эстрады - типичная клубная сцена с тряпичными порталами. Акустика отвратительная. Неудивительно, что это помещение не способствовало привлечению слушателей». Но жизнь не стояла на месте, и бурное время требовало перемен, меняло стереотипы и систему ценностей. Столичная публика заполняла неуютные залы и жаждала музыки Бетховена, Брамса, Чайковского, Глазунова; с увлечением и искренним удивлением слушала в исполнении первых филармонических коллективов белорусские народные песни, танцы, произведения первых белорусских советских композиторов. Декады белорусского искусства, регулярно проводимые в республике и за её пределами, стали несомненным свидетельством профессионального восхождения художественных коллективов и солистов новой концертной организации. Оркестр народных инструментов, хоровая капелла, артисты симфонического оркестра и ансамбля песни и танца имели успех в концертных залах Москвы, Ленинграда, Железноводска; тепло были встречены гастрольные выступления в Крыму и на Кавказе. За успехи в развитии белорусского музыкального искусства Белорусская государственная филармония Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1940 года была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Художественные коллективы, ансамбли и солисты филармонии получившие обустроенные репетиционные помещения, постоянное место для проведения концертов, были полны творческих задумок и планов на будущее. Но Великая Отечественная война поставила новые задачи: «Основным занятием филармонии ближайшего периода считать создание концертной бригады для обслуживания Красной армии. Художественным руководителем назначить заслуженного артиста БССР М.Бергера. Возложить на него обязанности концертмейстера» «Духовным резервом армии» считала себя прифронтовая концертная бригада белорусской филармонии. Виртуоз-пианист становился виртуозом-баянистом, солисты-вокалисты, артисты-чтецы сочиняли куплеты, жанровые сатирические интермедии для фронтовой аудитории. Л.Александровская, И.Болотин, Р.Млодек, А.Николаева, С.Дречин тайными лесными тропами добирались до линии фронта, к партизанам. Война диктовала новые приказы, но не смогла заставить замолчать трепещущее сердце и звонкий голос великого народа. Первый послевоенный концертный сезон открылся 21 сентября 1946 года. За пультом стояла незабываемо экспрессивная, необычная, темпераментная Татьяна Коломийцева. С фронта, из эвакуации возвращались музыканты. Кто-то и не вернулся. Заново собиралась филармоническая библиотека, бережно собранная до войны и утраченная во время оккупации. Заново создавался цимбальный оркестр: И.Жинович, художественный руководитель оркестра, занялся реконструкцией народных цимбал, желая расширить концертный диапазон своего оркестра, открыл классы цимбал в консерватории, сделал немало аранжировок оркестровых произведений. Каждый концертный сезон имеет свою особенность и свой облик. Однако, неизменными остаются приоритеты: серьёзная музыка, просветительская деятельность, возрождение культурных традиций, исполнение произведений разных стилевых направлений и национальных композиторских школ. Это всегда было главным для разных поколений музыкантов и организаторов концертной деятельности - В.Дубровского, Е.Тикоцкого, В.Катаева, Ю.Ефимова, А.Богатырёва, Г.Загороднего, Н.Шевчука, В.Буконя, В.Ратобыльского. После того, как в Минске построили здание филармонии с залом на 930 мест, появилась возможность существенно увеличить количество концертов, расширить их тематику. Торжественное открытие концертного зала современной филармонии состоялось в апреле 1963 года. Чуть позднее прозвучал первый органный концерт, который открыл новую страницу в истории органного исполнительства в Беларуси. Дебют Минского камерного оркестра, появление ансамбля старинной музыки «Кантабиле», фольклорно-хореографических ансамблей «Хорошки» и «Купалинка» украсили и потрясли культурную среду республики. А «Минская весна» и «Белорусская музыкальная осень» - фестивали, которые ежегодно обогащают репертуарный контекст филармонической жизни, - стали кульминациями концертного сезона страны. «Новейшая» история белорусской филармонии обозначена её капитальной реконструкцией в 2004 году. От прежней филармонии остался только фундамент здания. Интерьер филармонии отвечает самым современным стандартам и технологиям. Улучшение качества звучания потребовало сокращения количества мест в зале. Теперь, вместо прежних 930, он рассчитан на 690 мест. Вместе с этим, был открыт в здании филармонии другой, Малый зал на 190 мест, который носит имя Григория Ширмы.

Академия музыки

В декабре 2012 года Белорусская государственная академия музыки отметила 80-летний юбилей. Основанная в 1932 году, Академия музыки (до 1992 года – Белорусская государственная консерватория им. А.В. Луначарского) является крупным центром белорусского музыкального исполнительского искусства, музыковедения и педагогики*. В 2000 года Академии музыки присвоен статус ведущего высшего учебного заведения национальной системы образования в области музыкального искусства.

В состав Академии входят пять факультетов, двадцать две кафедры, оперная студия, кабинет традиционных музыкальных культур, Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки, и др. Более половины научных и творческих сотрудников Академии отмечены почетными званиями, более 70% имеют ученые степени и ученые звания. Выпускники Академии ведут активную исполнительскую и педагогическую деятельность в нашей стране, успешно работают в странах дальнего и ближнего зарубежья.

История Белорусской государственной академии музыки неразрывно связана с историей всей музыкальной культуры Беларуси XX столетия. Именно в Академии музыки сформировалась национальная композиторская школа, у истоков которой стоял ученик Н.А. Римского-Корсакова – профессор Василий Золотарёв. Первыми выпускниками класса композиции были Анатолий Богатырёв, Петр Подковыров, Василий Ефимов, Михаил Крошнер. С Академией связана творческая деятельность композиторов Николая Аладова, Владимира Оловникова, Евгения Глебова, Игоря Лученка, Дмитрия Смольского, Андрея Мдивани, Галины Гореловой, Вячеслава Кузнецова. Лучшие традиции белорусской эстрады развиваются выпускниками Академии музыки – композиторами Василием Раинчиком, Ядвигой Поплавской, Олегом Елисеенковым.

Белорусская исполнительская школа получила широкое признание. Среди преподавателей Академии – известные белорусские исполнители: дирижер Михаил Дриневский, пианисты Игорь Оловников, Юрий Гильдюк, исполнители на народных инструментах Евгений Гладков, Галина Осмоловская, Николай Севрюков, вокалисты Тамара Нижникова, Ирина Шикунова, Людмила Колос, исполнители на духовых инструментах Владимир Будкевич, Геннадий Забара и многие другие. Ряд воспитанников Академии музыки удостоен звания лауреата международных исполнительских конкурсов**.

Значительную роль в концертной жизни Академии и республики играют художественные коллективы: симфонические оркестры, камерный оркестр, оркестр духовых инструментов, оркестры русских и белорусских народных инструментов, академический концертный хор, ансамбли духовых инструментов «Интрада» и «Сиринкс», которые ведут активную гастрольную деятельность. Творческие студенческие коллективы Академии получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

Музыкальное искусство Белоруссии сформировалось на основе национальной музыкальной культуры. И сейчас оно продолжает развиваться в русле сохранения национальной музыки, классической традиции, а также популярных в мире стилейи направлений.

Краткий экскурс в историю белорусской музыки

В Киевской Руси, а позже в Белоруссии была очень развита церковная богослужебная музыка. В XV в. формируется местный тип «знаменного распева» (основной вид древнерусского богослужебного пения. Его название происходит от невменных знаков (знамён), использовавшихся для его записи. К XVII в. складывается партесное пение в церковной православной музыке. Партесное пение – тип западнорусской многоголосной вокальной музыки, получивший распространение в православном богослужении в XVII в. и первой половине XVIII в. Количество голосов – от 3 до 12, может достигать и 48. Белорусские музыкальные памятники той эпохи – сборники произведений «Полоцкая тетрадь» и «Куранты».

Среди народных белорусских инструментов наибольшее распространение получили дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка и цимбалы.

Жалейка – духовой язычковый музыкальный инструмент, любимый славянскими народами, он дожил до наших дней в своем первозданном виде - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Рогоз – высокие болотные травы. Жалейка Известна также под названием «жаломейка», «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда» и т. п.

В. Тропинин «Мальчик с жалейкой»

Цимбалы - струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.

Цимбалы

Светская музыка эпохи барокко первоначально звучала в крупных дворянских имениях, а с XVII в. начала развиваться и в белорусских городах. В XVII-XVIII вв. центрами светской белорусской музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы польско-литовских магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов того времени – Голланд, Ванжура и др.

Расцвет белорусской культуры и музыки начинается с конца XIX в.: открываются белорусские музыкальные школы, народные консерватории, театры. Во второй половине XX в. начинается новая волна расцвета белорусской культуры и музыки: сочинения известного пианиста и композитора XIX в. А.И. Абрамовича основаны на белорусских мелодиях.

В 1927 г. был основан Государственный симфонический оркестр БССР, в 1930 г. – Государственный народный оркестр БССР, в 1933г. – Белорусская студия оперы и балета, в 1932 г. – Белорусская консерватория, в 1937 г. –Белорусская филармония, в 1938 г. – Союз Композиторов БССР. В 1940 г. был организован Белорусский ансамбль песни и танца под pyководством Г.Р. Ширмы.

Ведущими музыкальными коллективами Белоруссии в настоящее время являются Президентский оркестр Республики Беларусь, Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки под управлением М. Финберга, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И. Цитовича. Конечно, невозможно не вспомнить и такие музыкальные коллективы, как вокальная группа «Чистый голос», вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», вокально-инструментальный ансамбль «Сябры» и другие популярные музыкальные коллективы, но наша статья посвящена классической музыке, поэтому другие темы мы развивать в ней не будем.

Ежегодно в Белоруссии проводятся более 30 международных, республиканских и региональных музыкальных фестивалей: «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер», джазовый фестиваль, фестивали камерной музыки «Музы Несвижа», фестиваль старинной и современной музыки в Полоцке и другие. Самым известным белорусским музыкальным фестивалем является «Славянский базар в Витебске».

Наполеон Орда (1807-1883)

Белорусский литератор и композитор, музыкант, художник, педагог.

Родился в родовом поместье Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (ныне Ивановский район Брестской области).

Окончил школу в Свислочи, затем поступил в Виленский университет, где изучал математику. За участие в деятельности нелегального студенческого общества «Зоряне» был арестован. После подавления польского восстания, в котором он участвовал, в 1833 г. переехал в Париж. Там подружился с Адамом Мицкевичем, Фредериком Шопеном. Брал уроки композиции и игры на фортепиано у него и у Ференца Листа. Также брал уроки рисования в студии Ф. Жерара. В путешествиях по Франции, Австрии, Шотландии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии, Северной Африке рисовал пейзажи, главным образом городские виды.

Умер Наполеон Орда в Варшаве. Согласно завещанию, его похоронили в Янове (теперь Иваново Брестской области) в фамильном склепе.

Станислав Монюшко (1819-1872)

Белорусский и польский композитор, автор песен, оперетт, балетов, опер; творец белорусской и польской национальной оперы, классик вокальной лирики.

Родился в Минской губернии. Его отец, Чеслав Монюшко, капитан полка литовских конных стрелков, завершил свою военную карьеру адъютантом при штабе маршала Мюрата и обосновался здесь после русской кампании Наполеона.

Музыке Станислав Монюшко учился у матери. Позднее совершенствовался в игре на органе в Варшаве, композиции – в Минске, в хоровом дирижировании – в Берлине. Служил органистом.

В ранний период творчества писал водевили, музыкальные комедии, комические оперы. Автор оркестровых сочинений (фантастическая увертюра «Сказка», посвященная Даргомыжскому (1848); увертюры «Каин» (1856), «Военная» (1857) и другие).

Написал более 15 опер, опера «Галька» - самая известная. Премьера оперы «Сельская идиллия» (либретто В. Дунина-Марцинкевича) состоялась в Минском городском театре в феврале 1852 г.

Николай Ильич Аладов (1890-1972)


Белорусский советский композитор, педагог. В 1910 г. окончил Петербургскую консерваторию экстерном. Преподавал в Государственном институте музыкальной культуры в Москве.

В Минске являлся одним из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 гг. являлся ее ректором, профессор.

В годы войны (1941-1944) преподавал в Саратовской консерватории.

Н.И. Аладов является одним из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

Он автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний и других произведений. Создал вокальные циклы на стихи белорусских поэтов Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка.

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Советский белорусский композитор.

Е. К. Тикоцкий родился в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями.

Его музыкальное образование ограничилось двумя годами частных уроков фортепиано и теории музыки, композиции он обучался самостоятельно. Начал сочинять в возрасте 14 лет, консультируясь у своего друга, учившегося в Петербургской консерватории. По настоянию отца Тикоцкий в 1914 г. поступил в Петроградский университет, где изучал физику и математику.

В 1915 г. ушёл на фронт. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся его первые контакты с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение - симфония, написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, она стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. Затем был ряд театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и композитор. Здесь Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 г. он пишет одно из самых известных своих сочинений – оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого - «Алеся», она была поставлена в 1944 г., после освобождения Минска от фашистских захватчиков.

Тикоцкий является одним из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, созданные в классической и романтической манере, наполнены народными мотивами. Он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX в. Создал, кроме двух указанных опер, также оперу «Анна Громова», оперетту «Кухня святости», 6 симфоний, фортепьянное трио, сонату-симфонию для фортепьяно и другие произведения.

Исаак Исаакович Любан (1906-1975)

Родился в Могилёвской губернии. Окончил музыкальный техникум в Минске по классу композиции. Работал художественным руководителем Белорусского радио, в 1937-1941 гг. – художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Белорусской филармонии. Участник Великой Отечественной войны. С 1945г. жил в Москве.

Является автором сюиты «Граница в песнях» (сл. П. Бровки, П. Глебки, И. Шаповалова), пьес для цимбал и баяна, песен для хора, солистов и вокальных ансамблей, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам (в том числе к кинофильму «Часы остановились в полночь», 1958).

Анатолий Васильевич Богатырёв (1913-2003)

Белорусский советский композитор и педагог, основатель белорусской национальной композиторской школы, профессор.

Родился в Витебске, окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 г. С 1948 г. преподавал в Белорусской академии музыки.

А.В. Богатырёв является автором двух опер: «В пущах Полесья» (по повести Я. Коласа «Дрыгва», постановка 1939 г.) и «Надежда Дурова», которую поставил в 1946 г. Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества.

Пётр Петрович Подковыров (1910-1977)

Советский белорусский композитор. Окончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции, где долгие годы преподавал.

Автор оперы «Павел Корчагин» (по роману Н. Островского «Как закалялась сталь»), кантаты для солистов, хора и симфонического оркестра «Пионерский костёр мира» (слова Э. Огнецвет, 1951), кантаты «Баллада о четырех заложниках» (слова А. Кулешова, 1954), 3 симфоний, многочисленных произведений для фортепьяно, гобоя, флейты, кларнета. Писал музыку к драматическим спектаклям, делал обработки белорусских народных песен.

Лев Моисеевич Абелиович (1912-1985)


Белорусский советский композитор. Учился у известных композиторов В. А. Золотарёва и Н. Я. Мясковского.

Создал 4 симфонии, концерта для фортепиано с оркестром, фортепианный цикл «Фрески», вокализ памяти Д. Шостаковича. Он является автором вокальных циклов, хоров, песен, романсов, музыки к радиоспектаклям. Писал музыку на стихи белорусских поэтов Я. Коласа, М. Танка, А. Мицкевича, М. Богдановича.

Генрих Матусович Вагнер (1922-2000)


Родился в Польше. С 1939 г. жил в Минске. Окончил Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) по классу фортепиано и композиции. Работал концертмейстером Белорусского радио, преподавателем на кафедре музыкального воспитания в Минском педагогическом институте.

Создал вокально-симфонические поэмы «Вечно живые» (1959) и «Героям Бреста» (1975).

Написал 3симфонии, концерты с оркестром: для фортепиано (1964, 1977, 1981), для виолончели (1975), для клавесина (1982), для скрипки (1985) и для цимбал с оркестром народных инструментов (1985).

Ким Дмитриевич Тесаков (р. 1936)

Окончил Гомельское музыкальное училище и Новосибирскую консерваторию (класс композиции). В 1966-1968 гг. преподавал в Белорусской консерватории и Музыкальном училище в Минске. В 1969-1971 гг. был заведующим редакцией музыкальной литературы издательства «Беларусь». С 1972 г. - преподаватель средней специальной музыкальной школы при Белорусской консерватории.

Музыке К. Тесакова свойственны масштабность, образно-драматургическое обобщение, философская глубина. Он опирается в творчестве на народно-песенные традиции. Является разработчиком оригинального жанра радиооперы («Багряная заря» по мотивам романов И. Мележа «Люди на болоте» и «Дыхание грозы», 1978); «Полынь – трава горькая» по мотивам повести А. Осипенко «Жито», 1987).

К.Тесаков является автором 3 ораторий, 2 кантат, 2 симфоний, концертов для цимбал и оркестра, произведений для скрипки, виолончели и фортепьяно, для кларнета и фортепьяно, для гобоя и фортепьяно, для трубы и фортепьяно, а также произведений для хора, циклов романсов на стихи Г. Вяткина, музыки к 7 драматическим спектаклям, музыки к кинофильмам.

Дмитрий Брониславович Смольский (р. 1937)

Советский и белорусский композитор, музыкальный педагог.

Родился в Минске в семье белорусского музыканта Бронислава Смольского. Пишет музыку с 12 лет. Окончил Белорусскую консерваторию по классу композиции А. В. Богатырёва, там же аспирантуру. Преподавал в Музыкальном училище в Могилёве, в Белорусской консерватории.

Автор опер «Седая легенда» (1978), «Франциск Скорина» (1980), оратории для чтеца, солистов, хора и симфонического оркестра «Моя Родина» (1970), 4 симфоний, концертов для фортепьяно, цимбал и камерного оркестра, многочисленных песен, музыки к спектаклям и кинофильмам.

Виктор Николаевич Копытько (р. 1956)


Композитор и музыкальный деятель. Музыкант разносторонних направлений, автор опер, симфонических, камерных и хоровых сочинений, музыки для театра и кино. Особенностью творчества В. Копытько является синтез языковых принципов и композиционных техник разных эпох, их обобщение в собственном индивидуальном авторском стиле. Его музыка звучит в концертах и на музыкальных фестивалях в различных странах мира.

Родился в Минске в семье музыкантов (мать – профессиональная пианистка, отец – любитель). Учился в средней специальной музыкальной школы-одиннадцатилетке при Белорусской государственной консерватории, а затем в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Основные сочинения В.Н. Копытько: оперы «Девочка, наступившая на хлеб» (опера-притча по Г. Х. Андерсену. Либретто Ю. Борисова и В. Копытько при участии В. Котовой (1980-81). Опера поставлена на Ленинградском телевидении в 1983 г. Посвящена Бенджамину Бриттену ;

«Его Жёны» (опера-бурлеск по мотивам Антоши Чехонте и другим мотивам. Либретто Ю. Борисова и В. Копытько (1988 г., окончательная версия – 2005 г.; оперу поставил Национальный академический театр оперы Республики Беларусь с заглавием «Синяя Борода и Его Жёны»). Посвящение: «Моему сыну Даниилу» .

Сочинения для оркестра: Маленькая Симфония для 15 исполнителей в 5-ти частях (1985), «Играем Чехова», сюита для малого симфонического оркестра в 5-ти частях (1987), «Адажио для Адольфа», пьеса для камерного оркестра (1989), Три Интермеццо для камерного оркестра или инструментального ансамбля (1994, 2002), «Променад», пьеса для струнного оркестра с солирующей флейтой (2010), Lento per Leni для струнного оркестра (2010-2011).

Кроме этого, им написано огромное количество пьес для фортепьяно, для сольных голосов и камерного оркестра, камерная инструментальная музыка, камерная вокальная музыка, произведения для хора, музыка к кинофильмам, мультфильмам, драматическим и кукольным спектаклям и многое другое.

Евгений Александрович Глебов (1929-2000)

Советский белорусский композитор. Из семьи священников. Родился в Смоленской области. С юных лет его привлекала музыка. Самостоятельно научился играть на мандолине, гитаре, балалайке и уже в юные годы стал сочинять различные музыкальные произведения (песни, романсы, пьесы). Но по профессии был далёк от музыки. Во время учебы в Рославльском железнодорожном техникуме руководил студенческим хором и оркестром. Работая в Могилёве, подружился со студентами Могилёвского музыкального училища и стал изучать основы музыки. Пытался поступить в музыкальное училище, но директор, узнав, что Глебов не знает нот и никогда не сталкивался с музыкальной грамотой, отказал по причине профнепригодности. Но, будучи настойчивым, поступил в консерваторию в Минске. Учился успешно, хотя ему было трудно, в том числе и материально. После окончания консерватории в 1956 г. Евгений Глебов стал преподавателем теоретических дисциплин в Минском музыкальном училище, совмещая педагогическую и творческую деятельность с работой заведующего музыкальной частью и дирижера в Театре юного зрителя. С 1971 г. вел класс композиции в Белорусской государственной консерватории. Евгений Глебов подготовил более 40 учеников. Известные его ученики – Леонид Захлевный, Ядвига Поплавская, Василий Раинчик, Эдуард Ханок, Вячеслав Кузнецов, Владимир Кондрусевич, Дмитрий Долгалев.

Е. Глебов работал в различных жанрах, но наиболее известны его симфонические сочинения и балеты. Стиль композитора формировался под влиянием Д. Д. Шостаковича и отчасти раннего И. Ф. Стравинского. Его произведения отличаются глубокой полифонией, тематическим развитием, оригинальной оркестровкой. Опера Глебова «Мастер и Маргарита» считается классикой белорусской музыкальной литературы.

Константин Евгеньевич Яськов (р. 1981)

Родился в городе Ветка Гомельской области. Белорусский композитор, преподаватель музыкальных дисциплин в Белорусском государственном университете культуры и искусств и Институте современных знаний. Ранее преподавал на кафедре композиции Белорусской государственной академии музыки. Организатор Международного фестиваля современной академической музыки «Диалоги», один из основателей и председатель Ассоциации молодых белорусских композиторов.

Музыкальное образование по классу «фортепиано» и «композиции» получил в Гродненском музыкальном училище.

Автор оркестровых произведений Prophet, музыка для 19 струнных инструментов и альта на поэму Михася Башлакова «Лилия на темной воде» (2006); «Adagio» для симфонического оркестра (2007); «Lulla.by» для струнного оркестра (2010); «Сны Замкавай гары» для оркестра и цимбал. Автор камерных, хоровых, вокальных произведений, а также научных публикаций.

Невозможно не упомянуть в данной статье и таких известных белорусских композиторов, как Игорь Михайлович Лученок, Владимир Георгиевич Мулявин, Владимир Владимирович Оловников, Эдуард Семёнович Ханок, которые работали в различных музыкальных жанрах, но преимущественно и наиболее плодотворно – в песенном.

Народное музыкальное искусство Белоруссии соприкасается с народной музыкой русского и украинского народа, западных и южных славян, значительная группа старинных песен связана с календарными обрядами, существовавшими у земледельческих народов. Распространены колядки, щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, косарские, осенние песни. Многообразны песни семейно-обрядового цикла: свадебные, крестинные, колыбельные, причитания. Широко представлены хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни. Лирические песни разделяются на жанрово-тематические группы: любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, чумацкие, песни крестьянской вольницы. В развитии белорусского музыкального фольклора большую роль сыграла русская революционная рабочая песня начала 20 в. Она оказала влияние на мелодику белорусской народной песни. Некоторые народные песни созданы на слова белорусских поэтов (М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, К. Буйло). При Советской власти появились новые народные песни, развивающие традиции дореволюционных песен и черпающие содержание из современной жизни. Многие песни созданы самодеятельными композиторами и народными хоровыми коллективами (хоры сёл Большое Подлесье, Озёрщина, Присынки и др.). Старинные народные белорусские песни в своей основе одноголосны. Для них характерна волнообразная мелодика сжатого диапазона с постепенным движением и скачками, развитая орнаментика, гибкость ритмики, разнообразие исполнительских приёмов. Наиболее характерны чётные размеры, разнообразная метрика. Встречаются сложные и сметанные такты. Многоголосие в народной песне Белоруссии начало развиваться в 80-е гг. 19 в. Основная мелодия проводится в нижнем голосе, а в верхнем (т. н. "подводке") - сольная импровизация. Встречаются 3-голосные созвучия. Песни в быту исполняются без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, которые поются под аккомпанемент гармоники (баяна). Ряд белорусских народных песен использован в произведениях русских и польских композиторов-классиков: в "Большой фантазии" Шопена, Первой симфонии Глазунова, операх "Снегурочка" и "Млада" Римского-Корсакова, "Литовской рапсодии", "Трёх симфонических песнях" Карловича, операх Монюшко (уроженца Белоруссии) и других.

Белорусские композиторы.

У. Г. Мулявін (1941-2003)

Нарадзіўся ў гор. Свярдлоўску (1941), памер - 2003 г., г. Мінск.

Закончыў Свярдлоўскае музычнае вучылішча па класу гітары (1952).

Народны артыст Беларусі (1979).

Заслужаны дзеяч культуры Рэспублікі Польшча (1991).

Член СК Беларусі (1986).

Асноуныя творы: опера-прытча «Песня пра долю»,музычны спектакль «На ўвесь голас»,вакальны цыкл «Я - не паэта», песенна-інструментальная кампазіцыя «Ванька - Встанька», «Праз ўсю вайну», «Вянок Багдановічу», песні, апрацоўкі беларускіх народных песень, музыка да драматычных спектакляў, кінафільмаў.

У. У. Алоўнікаў (1919-1996) Нарадзіўся ў гор. Бабруйску (1919).

Закончыў Беларускую дзяржаўную кансерваторыю па класу кампазіцыі прафесара В. А. Залатарова (1941).

Заслужаны артыст Беларусі (1955).

Заслужаны дзеяч мастацтваў Беларусі (1957).

Народны артыст Беларусі (1970).

Прафесар (1980).

Член СК Беларусі (1940).

Памёр у Минску (1996).

Уладзімір Алоўнікаў адносіцца да плеяды кампазітараў, якія вызначалі мастацкае аблічча беларускай песні ў пасляваенны перыяд. Творчасці кампазітара ўласдіва змястоўнасць, актуальнасць тэм. У яго творах адчуваюцца магутныя традыцыі рускай кампазітарскай школы, якія У. Алоўнікаў успрыняў ад свайго настаўніка В. А. Залатарова - вучня М. А. Рымскага-Корсакава і М. А. Балакірава. У той жа час У. Алоўнікаў - глыбока нацыянальны мастак. Яго музыка, шчырая і душэўная, стрыманая і строгая, мужная і праўдзівая, атрымала водгук у слухачоў, увайшла ў рэпертуар прафесійных і самадзейных калектываў.

Яўген Паплаўскі

Яўген Паплаўскі нарадзіўся 20 верасня 1959 года ў мястэчку Поразава Гродзенскай вобласці. Скончыў Беларускую кансерваторыю (Беларускую дзяржаўную акадэмію музыкі) па класу Ігара Лучанка і Дзмітрыя Смольскага ў 1986 годзе. Стажыраваўся пад кіраўніцтвам Сяргея Сланімскага ў Санкт-Пецярбургскай кансерваторыі і тамсама браў удзел у майстар-класах Тон дэ Леюва.

У 1991 годзе па яго ініцыятыве быў арганізаваны ў Мінску Міжнародны фестываль сучаснай камернай музыкі, які праводзіўся кожныя два гады да 1995.

3 1997 па 1999 атрымліваў стыпендыю Польскага Урада, на падставе чаго працаваў у Гданьску ў Акадэміі музыкі імя Ст. Манюшкі над творам для сімфанічнага аркестра «Барбара Радзівіл» і Студыі электраакустычнай музыкі Акадэміі музыкі ў Кракаве над уласным творчым праектам. Удзельнічаў у летніх курсах Аcanthe 2000 / Ircam.

Тикоцкий Евгений Карлович

Биография:

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Евгений Карлович Тикоцкий родился 26 декабря 1893 года в Петербурге. Способности к музыке проявились у него очень рано. Однако, закончив в 1911 году реальное училище, он по настоянию отца поступил на естественное отделение психоневрологического института в Петербурге, выговорив себе право заниматься одновременно и в музыкальном училище. Первое знакомство с музыкально-теоретическими основами, а также искренняя дружба с композитором В. Дешевовым вызвали у Е. Тикоцкого желание сочинять. Он начинает писать небольшие пьесы для фортепиано, пробует гармонизовать русские народные песни, более года работает над своей юношеской симфонией. В феврале 1915 года Е. Тикоцкого призывают в армию, и он попадает на фронт. Летом 1919 года вступает в ряды Красной Армии, осенью в составе Восьмой дивизии принимает участие в освобождении Белоруссии от белополяков.

Чуркин Николай Николаевич

Биография:

Николай Николаевич Чуркин (1869-1964)

Николай Николаевич Чуркин, отдавший служению музыке восемь десятков лет, родился 22 мая 1869 года в небольшом местечке Джелал-Оглы на юге Тифлисской губернии (теперь город Степанован Армянской ССР). В 1881 году его приняли в Тифлисскую военно-фельдшерскую школу. При школе был духовой оркестр, хор, класс рисования, увлекавшие мальчика гораздо больше, чем будущая медицинская карьера. И когда в 1885 году Н. Чуркин закончил школу, его оставили воспитателем и руководителем школьного духового оркестра. В 1888 году Н. Чуркин поступает в класс композиции М. Ипполитова-Иванова Тифлисского музыкального училища.

Зарицкий Эдуард Борисович

Композитор.

В 1964 окончил Минское муз. училище, в 1970-Белорус. конс. по кл. композиции А. В. Богатырева.

С 1970 работает в Белорус. филармонии (дирижер-консультант).Соч.: кантата (для сопрано, хора и орк.) - Красная площадь (сл. Б. Штормова, 1970); для орк. - симфония (1969), Вариации (1968); для гобоя с орк. - концерт (1970); для ф-п. - 6 прелюдий (1965), Вариации (1967), Фуга на две темы (1968); для влч. и ф-п. - соната (1968); для флейты и ф-п. - Рондо (1966); для цимбал и ф-п. - концертино (1971); для голоса и ф-п. - вок. циклы на сл. А. Вертинского (1971), на сл. Л. Хьюза (1967); обр. белорус. нар. песен.

Лученок Игорь Михайлович

Год рождения: 1938

Биография:

Игорь Михайлович Лученок (р. 1937)

Закончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции профессора А.В. Богатырева (1961), ассистентуру-стажировку Ленинградкой консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова под руководством профессора В.Н. Салманова (1965), аспирантуру Белорусской государственной консерватории под руководством профессора Т.Н. Хренникова. Лауреат премии Ленинского комсомола БССР (1969), лауреат премии Всесоюзного Ленинского комсомола (1972), заслуженный деятель искусств БССР (1973), лауреат Государственной премии БССР (1976). Народный артист БССР (1982). Народный артист СССР (1987).

Дзмітрый Браніслававіч СМОЛЬСКІ

Нарадзіўся ў гор. Мінску (1937)

Закончыў Беларускую дзяржаўную кансерваторыю по класу кампазіцыі прафесара А. В. Багатырова (1960), аспірантуру пад кіраўніцтвам прафесара Маскоўскай кансерваторыі М. І. Пяйко (1967).

Лаўрэат прэміі Ленінскага камсамола Беларусі (1972).

Заслужаны дзеяч мастацтваў Беларусі (1975).

Лаўрэат Дзяржаўнай прэміі Беларусі (1980).

Прафесар (1986).

Народны артыст Беларусі (1987).

Член СК Беларусі (1961).

Загрузка...