aracs.ru

О чем писал астафьев в своих произведениях. Виктор астафьев - писатель, верный своей деревне. Испытания взрослой жизнью

«Свобода слова – то, в чем больше всего нуждается арабский мир», так озаглавлена последняя статья Джамаля Хашогги в Washington Post. Редактор его колонки обозначила, что получила текст от переводчика на следующий день после исчезновения Хашогги. Около двух недель Карен Аттия полагала, что журналист выйдет на связь, тогда они бы совместно отредактировали колонку. Однако, по словам редактора, этого уже не произойдет.

В тексте Хашогги, ссылаясь на доклад Фридом Хаус, утверждает, что только одна арабская страна может называться действительно свободной, и это – Тунис. На втором месте Иордания, Марокко и Кувейт. А все остальные государства арабского мира «несвободные». «И людей, живущих в этих странах, не информируют вовсе или дезинформируют». По мнению Хашогги в большинстве арабских стран существует только официальная повестка. Также автор упоминает, что на Арабскую весну 2011 года возлагали большие надежды, но сохранился статус-кво. «Есть несколько «оазисов», где продолжают поддерживать дух Арабской Весны. Правительство Катара поддерживает освещение мировых новостей, в отличие от своего соседа, который предпринимает усилия для контроля над информацией, чтобы сохранить «старый арабский порядок». Под соседом автор, скорее всего, подразумевает Саудовскую Аравию, учитывая что сухопутная граница у Катара есть только с саудитами.

Главное проблемой Хашогги обозначил отсутствие свободы слова в СМИ и жесткую цензуру в арабских медиа.

«Даже в Тунисе или Кувейте СМИ в основном освещают внутренние вопросы, а не те проблемы, с которыми сталкивается Арабский мир в целом. Они опасаются предоставлять платформу журналистам из Саудовской Аравии, Египта, Йемена. Даже Ливан, жемчужина арабского мира, в вопросах свободы прессы стала жертвой влияния Хезболлы»

По мнению Джамаля Хашогги, своего рода «железные занавес» опустился над Арабским миром. Но сделали это не внешние игроки, а внутренние силы..

Если обратиться к предыдущим колонкам журналиста на сайте Washington Post, то можно заметить, что последний текст был в меньшей степени посвящен критике только Эр-Рияда, а затрагивает несколько стран и общие, на взгляд автора, для региона проблемы.

Между тем, генеральный консул Саудовской Аравии в Турции был освобожден от своей должности. Ранее он покинул Стамбул и вылетел на родину.

Президент США Дональд Трамп в четверг, 18 октября, собрался встретиться с госсекретарем Майком Помпео, после того как последний посетил Турцию и Саудовскую Аравию. Помпео встретился с властями двух стран и обсудил ситуацию с предполагаемым убийством журналиста в саудовском консульстве в Стамбуле.

В адрес Вашингтона все чаще звучат упреки о том, что Белый дом недостаточно решителен и жесток по отношению к Эр-Рияду. Однако Трамп настаивает, что не пытается «прикрыть» саудитов, а намерен «узнать, что действительно происходит».

"Почему я стал писать? Потому что ничего другого покалеченный на войне я делать не умел и не мог. Решил себе таким образом зарабатывать на жизнь. И это дело, писательство, выполнять по-русски добросовестно…" - говорил Виктор Астафьев. 1 мая автору произведений о Великой Отечественной войне и сибирской деревне, ставшему классиком еще при жизни, исполнилось бы 85 лет.

Самостоятельная жизнь без подготовки

"Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка", - говорил писатель.

Он появился на свет в крестьянской семье 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска. Он был еще ребенком, когда в Енисее утонула его 29-летняя мать.

"В 34-м году выловили утопленницу мать и пикетчик у нее, распухшей от воды, почерневшей, отрезал палец с обручальным кольцом. Отпилил складником", - приводит воспоминания Астафьева "Столичные новости" . Писатель постоянно возвращался мыслями к своей матери: говорил, что "доживает мамин век", сам не думая прожить больше пятидесяти.

В 1978 году за книгу "Царь-рыба" писатель удостоен Государственной премии СССР, за повести "Перевал", "Последний поклон", "Кража", "Пастух и пастушка" удостоен Государственной премии РСФСР имени М. Горького, в 1991 году за повесть "Зрячий посох" - Государственной премии СССР, в 1995-м за роман "Прокляты и убиты" - Государственной премии России.

В 1997 году писатель получил Международную Пушкинскую премию, в 1998 году - премию "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда. В 1994 году "за выдающийся вклад в отечественную литературу" ему присудили независимую премию "Триумф".

В 1989 году за выдающуюся писательскую деятельность Астафьеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1999 году наградили орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Произведения Виктора Астафьева переведены на многие языки. Литературоведы отмечают, что его произведения очень трудны для перевода .

Бесстрашный солдат литературы

В 1953 году в Перми вышла его первая книжка рассказов для детей - "До будущей весны", в 1955-м - "Огоньки". В 1956-м издается книга "Васюткино озеро", в 1957-м - "Дядя Кузя, куры, лиса и кот".

В 1958 году увидел свет его роман "Тают снега", появились остропроблемные, психологически углубленные произведения. Как сообщается на сайте телеканала "Культура ", уже для первых рассказов Астафьева характерно внимание к "маленьким людям" - сибирским староверам ("Стародуб", 1959), детдомовцам 1930-х годов ("Кража", 1966) и т. д.

В автобиографичный цикл "Последний поклон" (1968-1975) вошли рассказы и повести, посвященные судьбам людей, встреченным писателем времена своего детства и юности. В центре внимания писателя - жизнь современной сибирской деревни с лирическим повествованием о народном характере.

Поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания в 1976 году одного из самых значительных его произведений "Царь-рыба". Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления - духовное оскудение человека. Другая - одна из главных тем деревенской прозы - противопоставление городского и деревенского человека.

В 70-е годы сибирский писатель вновь обращается к теме своего детства, рождаются новые главы к "Последнему поклону". В 1978-1982 годы Астафьев пишет повесть "Зрячий посох", изданный только в 1988 году.

В 1969 год по 1979-й Астафьев жил в Вологде. С переездом в родное село под Красноярском в 1980 году у Астафьева начался новый плодотворный период творчества. При этом во многих его произведениях усиливается пессимизм, мир предстает перед глазами "во зле и страдании", полным порока и преступности, как, например, в романе "Печальный детектив" (1985) или рассказе "Людочка" (1989).

С сентября 1994-го по январь 1995-го мастер слова работает над новой повестью о войне "Так хочется жить", а в 1995-1996 годах пишет - тоже "военную" - повесть "Обертон", в 1997 году он завершает повесть "Веселый солдат", начатую в 1987 году.

В последние годы Астафьев написал роман "Прокляты и убиты" (1995), повесть "Так хочется жить" (1995), в которых еще более жестко, чем в произведениях 70-х, показывает лицо войны.

Творчество Астафьева в одинаковой степени принадлежит двум направлениям современной литературы того времени. "Окопная правда" фронтовика, который без прикрас рисует тяжелый труд солдат и называет истинную цену победы и войны - войны как трагедии. В своих интервью Астафьев неоднократно подчеркивал, что не может писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом.

С другой стороны, творчество Астафьева знаменует начало так называемой деревенской прозы, открывавшей истинную картину коллективизации и губительных последствиях Советской власти для сибирской деревни.

Виктор Астафьев умер на 78-м году жизни 29 ноября 2001 года в родном селе Овсянка Красноярского края. На церемонию прощания в Красноярск прилетели многие видные деятели культуры и науки. Возглавил комиссию по организации похорон писателя лично Александр Лебедь , бывший в то время губернатором Красноярского края.

Согласно завещанию Астафьева , траурная процессия сделала краткие остановки у родительского дома писателя в Овсянке, а затем и у дома на улице Пустынной, где жил сам писатель. После отпевания в деревенской часовне Виктор Астафьев был похоронен на местном кладбище.

Недавно ему посмертно была присуждена премия Солженицына со следующей формулировкой: "Виктору Петровичу Астафьеву - писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Недавно увидели свет две новые книги Леонида Подольского с говорящими названиями: роман «Идентичность» и сборник прозы «Судьба».

О том, насколько судьба человека зависит от его самоидентификации, и о творческой связи между книгами, процессом их создания писатель делится в своём интервью на книжном портале PRO-BOOKS.

«Связь, конечно, существует. Иногда - прямая, иногда - косвенная, причем очень непросто определить, что в этой связке «судьба - самоидентификация», первично. И я вам сейчас не дам ответ, лучше отошлю к роману. В самом деле, если бы на этот нелегкий вопрос можно было ответить в нескольких словах, зачем бы тогда писать роман? Литература - не физика, не математика, она редко дает окончательные ответы, она всегда субъективна, литература по большей части ставит вопросы, а найти на них ответы должен читатель. Ведь настоящее чтение - это не поглощение информации, это сопереживание, а может быть, и сотворчество.

Роман «Идентичность» в первую очередь о поиске и обретении идентичности или о самоидентификации, но не только. Меня огорчает, когда критика выделяет в основном одну тему: об идентичности, об антисемитизме в СССР, об эмиграции. На самом деле роман значительно шире. «Идентичность» - это, конечно, еврейский роман, даже в некотором роде «еврейская энциклопедия», но почти в такой же степени это и «русский» роман, в котором перемешаны любовь и боль о России. Это естественно, ведь еврейская (ашканазская) и русская история и вообще жизнь очень тесно, порой трагически переплетены. Недаром Александр Солженицын не так давно написал свою знаменитую книгу «Двести лет вместе».

Создание литературного произведения - это всегда процесс самовыражения, проявления своего творческого «я», мыслей, чувств, эмоций, даже, может быть, подсознательных комплексов, прикрытых сверху сюжетом и фабулой, придуманным - вот это глубинное, внутреннее, тонкими нитями-нейронами связывает все мои произведения, в них - моя биография, моя память, мое мироощущение и жизненный опыт. Очевидно, что это исключительно внутренняя, психо-эмоциональная связь. Вероятно, лингвистический и прочий анализ выявил бы общие черты, употребление слов, повторы, возвращения к каким-то исходным точкам, нечто личностное, хотя писал я разные свои произведения (в книге «Судьба» шестнадцать повестей и рассказов) в очень разное время, в разной обстановке и сам, наверное, сильно изменился за те десятилетия, что прошли между первыми и последними из этих произведений. И еще, конечно, обе книги и все эти повести, рассказы и романы объединяет общность темы, ведь я пишу о России, о ее нелегкой, сложной, противоречивой судьбе, о свободе и о несвободе, о справедливости и о несправедливости".

А также рассказывает, насколько книги связаны с его жизнью и автобиографией:

«Моё ощущение: я пишу биографию страны, России, ее историю и, параллельно, собственную свою биографию. Но художественная биография очень сильно отличается от анкеты. Мои главные герои Леонид Вишневецкий (роман «Идентичность»), Игорь Белогородский (роман «Распад»), который должен выйти из печати в начале 2019 года), Игорь Полтавский (в неопубликованном пока романе «Инвестком», и он же в романе «Финансист», над которым я сейчас работаю) не просто в какой-то мере похожи на меня, у нас совпадают многие биографические моменты, прежде всего возраст, а это значит, что мои герои видят то же, что и я, живут той же, или очень похожей жизнью. Но литература - это особое зеркало, в котором перемешаны реальное и вымышленное, воображаемое, так что биографические совпадения отнюдь не означают тождество. Некоторые биографические совпадения есть и во многих моих рассказах («Воспоминание», «Дурочка и Сизиф», «Московские каникулы»), но и там, где нет прямых совпадений, присутствуют мой опыт, воспоминания о прошедшем, мироощущение, взгляд. Очевидно, что когда вам стукнет 70 лет, вам всегда будет что вспомнить и что рассказать. Нужно только облечь свои воспоминания, свой опыт и мысли в художественную форму.

Медякова Ольга Владимировна

Тема урока : Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Класс : 5

Цель: Систематизировать и обобщить знания по изученному произведению.

Задачи:

1. Создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком.

2. Активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.

3. Развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста.

4. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Планируемые результаты:

Предметные – давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы; выявлять художественную идею рассказа, состоящую в утверждении необходимости содружества человека и природы, умения быть настойчивым и действенным в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы сложных ситуациях.

Метапредметные УУД:

познавательные – умение извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков;

регулятивные – умение соотносить свои знания с целью, комментировать полученную информацию, уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

коммуникативные – умение планировать учебное сотрудничество в коллективе, оценивать действия одноклассников;

личностные – формирование личностных ценностей на основе оценки содержания художественного произведения, поступков литературного героя.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал, географическая карта.

Прилагаемые медиаматериалы: презентация, фонозапись «Пение птиц», музыка Э. Грига «Утреннее настроение».

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

1. Курдюмова Т.Ф. Литература. Учебник-хрестоматия для учащихся 5 класса. ООО «Дрофа», 2012г.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе для 5 класса. – М.: ВАКО, 2014г.

3. «И открой в себе память». Вып. 2. Воспоминания о В.П. Астафьеве жителей Овсянки и Дивногорска: материалы к биографии писателя. Красноярск, 2006г.

4. Заболоцкий Н.А. Стихотворения. М: Советская Россия, 1985г.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990г.

6. https :// xmuzic . me / q / ls 68 wrTQ 5 cmR _3 qE 2 ZKCs 8 eD 66 HpR 6 jSpeSnzbbe /

7. https :// my - hit . fm /григ-утреннее-настроение

8. http :// www . youtube . com / watch ? v = rGvaKqk -4 ss

9. testedu.ru/test/literature/5-klass/astafev-vasyutkino-ozero.html

Портал «Образовательные тесты»

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Работа по теме урока.

4. Физразминка.

5. Итог урока.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1 – заставка)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Я хочу, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Надеюсь, что вам будет интересно на уроке.

II. Актуализация знаний, пробуждение интереса к теме.

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами. Для этого вам предстоит разгадать ребус, который состоит из двух частей.

Первая часть ребуса: (Слайд 2)

Действительно, это тайга. (Слайд 3)

Вторая часть ребуса: (Слайд 4)

Вы правы: это главный герой рассказа В.П. Астафьева “Васюткино озеро” – Васютка. (Слайд 5)

Маленькой песчинке легко затеряться в океане. Так же легко человеку заблудиться в тайге и погибнуть. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется ”. Как вы понимаете это высказывание? (Слайд 6)

Что же помогло герою рассказа Астафьева выжить, не погибнуть в тайге? Об этом мы и поговорим сегодня на уроке. (Слайд 7)

Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?» Давайте проверим по словарю, что означает слово «поединок».

(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)

Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока. (Васютка и тайга, человек и природа.)

О чём можно порассуждать на этом уроке? (Природа – друг или враг? Спасение Васютки – чудо или закономерность? Какие уроки дает природа герою и читателю?)

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: «Человек и природа в рассказе

В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (Слайд 8)

Ребята, откройте свои тетради, запишите дату и тему урока.

Эпиграфом урока служат слова В. П. Астафьева: «Природа – не только источник жизни. Она воспитатель души». (Слайд 9)

Итак, мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным сибирским писателем В. П. Астафьевым и с главным героем рассказа Васюткой.

III . Работа по теме урока

В.П. Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое - то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это - творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Вы уже знакомы с рассказом этого писателя, сегодня заключительный урок по произведению. И мы вновь обращаемся к страницам автобиографического произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро», попытаемся выявить авторскую идею, определить взаимосвязь между человеком и природой.

Первый привал

Какова история создания рассказа «Васюткино озеро»? Почему рассказ «Васюткино озеро» можно назвать автобиографичным? (Сообщение учащегося)

Виктор Петрович Астафьев говорил: «Я твёрдо знаю – заставили писать меня книги и жизнь». Думал он, думал, и вышло, что ему надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и о прочей родне. Они были интересны ему и любимы им такими, какие они есть на самом деле. В основе рассказа «Васюткино озеро» лежит история его собственной жизни, т. е автор поставил героя в ситуацию, в которой оказался он сам.

Второй привал

Вопросы по содержанию рассказа в форме разгадывания кроссворда. (Раздаточный материал)

Что помогло Васютке выжить в трудных условиях?

(Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя)

Вывод: человек и природа находятся в неразрывной связи.

Итак, знание законов тайги помогли мальчику выжить: в лесу он нашел и пищу, и кров, и тепло. Можно сказать, что природа – это открытая книга! Но открывается она не всем, нужно уметь её читать. Итак, природа – это открытая книга!

Давайте запишем этот важный вывод в тетрадь, все интересные и важные мысли по ходу урока мы будем записывать в тетрадь. (Дети по ходу урока записывают в тетрадь основные выводы.)

А как вы думаете, можно назвать природу величественным храмом? Что такое храм?

(Работа со словарём: храм - святое место, куда приходят люди очищать душу.)

Вот и Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается, становится мудрее. Действительно, красота природы подобна великолепию храма. Так писал об этом французский поэт Шарль Бодлер: (читает учитель)

Природа – некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Итак, запишем ещё одну важную мысль: Природа – это величественный храм.

В.П. Астафьев называет тайгу ласково - «кормилица». Как вы думаете, почему? (Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива, нужно её изучать, уважать и следовать её законам). Давайте запишем наш следующий вывод: Природа – это мать, кормилица.

Музыкальная физразминка.

Третий привал

Расскажите о тайге как о природной зоне России. Покажите на географической карте.

- На с. 158 найдите и зачитайте описание тайги со слов «Тайга… Тайга» (чтение под фонозапись «Пение птиц» ). Как рисует тайгу автор? Какие изобразительные средства использует? Для чего? (Передает состояние главного героя, находим описание тайги в тексте) (Слайд 10)

- Почему тайга показалась мальчику «молчаливой», «равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море?

Сделаем выводы: что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя? (Картины природы - описание тайги) Итак, природа в произведении - это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.

Древний китайский философ Сюнь-цзы сказал: «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…» (Слайд 11) Подумайте над этими мудрыми словами! Какой можно сделать вывод? Что такое природа по отношению к человеку? Совершенно верно, природа – это не враг, природа - учитель и друг . Это ещё один важный вывод.

Покажите на карте реку Енисей. Расскажите, что вы о ней знаете. (Сообщение учащегося)

Давайте найдем в тексте встречу Васютки с Енисеем и зачитаем этот эпизод. (Сначала мальчик радуется, прыгает от счастья, хватает жадными глотками воду, но потом берёт себя в руки) (Слайд 12)

Как обращается мальчик к Енисею? («Енисеюшко, славный, хороший…» (олицетворение) - для мальчика он словно добрый старый друг). Выход к Енисею означает спасение.

Почему отражение в Енисее удивило Васютку? Главный герой изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за пять неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Выход к Енисею Васютке подсказало озеро, которое он нашёл в лесу. А как вы считаете, можно ли сказать, что Васюткино озеро – «озеро надежды»?

У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.

( Чтение стихотворения на фоне музыки Э. Грига «Утреннее настроение»)

В асюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Значит, можно сделать ещё один вывод. Природа – это зеркало души человека . (Слайд 13)

Четвертый привал

- Предлагаю вам познакомиться с памятками «Советы идущему в лес» (Слайд 14) и «Если ты заблудился в лесу» (Слайд 15)

VI. Итоги урока

- Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

- В чем проявляется умение выжить? (Быть смелым, сильным духом, знать законы природы, не забывать заветы и традиции отцов и дедов)

1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.

Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. «С памятью – к памяти».

2. В.П. Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.

Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге, переживали, отчаивались, радовались. Помните, чтобы не заблудиться, мальчик оставлял затеси – зарубки на деревьях, указывающие путь людям? Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.

Послушайте стихотворение «Зарубки на сердце».

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!

V . Рефлексия

Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки? (слайд 16)

Опорные конструкции для рефлексивного анализа:

Мне было страшно, когда Васютка …

Я переживал, потому что …

Если бы я оказался в такой ситуации …

Меня восхищает в Васютке …

А ведь Васютка мог…

Сумел ли Васютка добраться до своего берега Успеха? А мы? Оцените работу. (Приём светофора: зелёный – 5, жёлтый – 4, красный - 3)

VI . Домашнее задание (слайд 17)

Написать Васютке письмо о том, чему вы у него научились.

Цель урока : познакомить с основными этапами жизни и творчества Астафьева; выявить своеобразие тематики творчества, особенности звучания темы взаимоотношения человека и природы: развивать навыки анализа прозаического текста.

Ход урока. За что судьба даровала мне счастье? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой?
В. Астафьев (из статьи «Сопричастный всему живому»)

I. Вступительное слово.

Писатель и время... Как вы думаете, в чем связь этих понятий?

Эти два понятия тесно переплетены. Настоящий писатель умеет выразить свое время: у него отзывчивое сердце, он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и себе в этом мире. Таков был и Виктор Петрович Астафьев (1924-2001).

Музыкой неистребимой любви к родине звучит каждая строка, написанная Виктором Астафьевым. В основе его прозы то, что он сам пережил, перестрадал, передумал. А пережил он столько, что хватило бы, пожалуй, не на одну жизнь.

II. Жизненный и творческий путь Астафьева .

Учитель. Детство Виктора Астафьева - труднее не придумать. Мальчику было всего семь лет, когда утонула в Енисее мать. Памяти матери он посвятил повесть «Перевал». А много позднее, став уже известным писателем, он скажет о маме, Лидии Ильиничне, с горькой сыновней любовью.

Ученик. «Если бы мне дано было повторить жизнь - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я попросил бы у своей судьбы - оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь...
Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, - он пережил свою мать...»

Учитель. Виктор Астафьев воспитывался бабушкой. Её в первую очередь посвящена книга «Последний поклон» - воспоминания писателя о детстве и отрочестве. Астафьевская бабушка Катерина Ивановна несет столько тепла, света внуку, что, уже став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.

Побывал Виктор Петрович и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное, от сиротства.

Ученик. «Пришла осень. Затем зима. Кончились мои рыбацкие дни. Я оказался в детдоме, и все мне хотелось кому-нибудь рассказать о «моем озере». В этом году преподавать литературу и русский язык нам начал Игнатий Дмитриевич Рождественский... Он часто заставлял нас писать сочинения на «вольные» темы. В одном из школьных сочинений я написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро... Игнатий Дмитриевич признал мое сочинение лучшим и поместил его в рукописный школьный журнал.

Много лет спустя я вспомнил о своем школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».

Учитель. Трудные судьбы детдомовцев, «вольных людей», как они себя называют, проходят перед глазами читателей в повести Виктора Астафьева «Кража». Тут любят и калечат друг друга в не по-детски злобных драках, надеются и отчаиваются, видят счастливые сны и ворочаются в бессоннице, читают умные книжки и слушают анекдоты; тут красивая песня соседствует с пошлым блатным куплетом...

Не под силу воспитателю Валериану Ивановичу заменить детдомовцам отца, мать, семью. Наверное, поэтому кричит его душа, страдающая от ежедневного соприкосновения с чужой, - нет, для него не чужой - ребячьей болью: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети - любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!». В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в великой душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева.

Ученик. «Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапины, до белого шрама на верхней губе - учился когда-то ходить, упал, рассек губу о ребро половицы.

Первый в жизни шрам.

Сколько потом их будет на теле и в душе?..

Сквозь все это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату - ответную любовь».

Звучит фрагмент песни «Священная война».

Учитель. Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание - рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне.

1-й ученик. «Сколько раз погибал я в мучительных снах! И все-таки воскресал и воскресал. На смену жутко гудящему огню, гремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пестрые поляны в цветах; шумливая березовая роща; тихий кедрач на мшиной горе; вспененная потоком река...»
«И все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени и, сплющенная, окаменелая, но не утратившая запаха гари и крови, клубится она во мне».

2-й ученик. «О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон... боится мое сердце... трудно мне писать о войне, хотя «во мне» книга о войне, о «моей войне», идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».

Учитель. Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки», «Звездопада», повести «Где-то гремит война», рассказов «Ясным ли днем», «Жизнь прожить...».

В более позднем романе «Прокляты и убиты» (1994) Астафьев снова обращается к теме своих произведений прошлых лет - человек и война.

Ученик. «Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, - «неправильная», непохожая на войну тех, кто сражался на ней в ста километрах от передовой. А она очень разнообразна... Там люди убивали людей - это страшно, это античеловечно: «Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты».

Звучит фрагмент песни «Не рубите, мужики, не рубите» в исполнении группы «Любэ».

Учитель. Есть проблемы, которые вечно сопровождают человеческое бытие. Одна из них - взаимоотношения человека и природы. «Нам не привыкать к потерям, - писал Сергей Залыгин, - но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, - после этого терять уже будет нечего».

Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы. Событием в жизни нашей литературы стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией. В ней автор предупреждает, что возмездием за истребление природы становится разрушение природы человека, посягнувшего на живой мир.

1-й ученик.
Никогда
Ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Все равно не вернешься обратно,
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад невозможно.
Н. Новиков

2-й ученик. «Переменилась моя родная Сибирь. Все те чет, все изменяется. Свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?
…Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы... Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни».

Учитель. Так родилась замечательная книга рассказов «Затеси». Затесь - это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Это мета, по которой люди искали в тайге тропы, дороги.

Затесь - это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нем «сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно...» «Затеси», собранные в книгу с таким названием, писались почти четверть века.

Художественное чтение учениками миниатюр из книги «Затеси», «Тоска», «Хвостик».

Виктор Петрович Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. В ноябре 2001 года перестало биться сердце этого удивительного художника слова. Остались его книги, а в руках мудрого читателя они становятся живым словом автора:

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты,
Дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
Н. Заболоцкий


III. Тематика творчества Виктора Астафьева.

Работа с учебником.

Прочитайте статью в учебнике «Виктор Петрович Астафьев», с. 351-354, запишите в форме плана основные темы творчества этого писателя.

IV. Работа с текстом романа «Царь-рыба».

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

1. Природа и человек.

2. Мифологические мотивы и их роль в романе.

3. Повествование в рассказах - жанр этой книги.

4. Трагичность судьбы таежных поселков, разделивших судьбу распутинской Матеры.

Данные вопросы могут быть предложены для предварительной домашней подготовки в группах.

V. Итог урока.

Загрузка...