aracs.ru

Обычай примеры из истории. Обычаи и традиции в регулировании общественных отношений. Чем важны семейные традиции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Социальные нормы общества в своем комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей

Актуальность. В системе социальных норм и в регулировании общественных отношений все более заметную роль начинают играть традиции, обычаи и обряды. Они являются действенными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни людей.

Все это говорит о том, что необходимо обстоятельное научное исследование проблемы традиций и обычаев, выяснение роли в жизни общества, характера и форм их взаимосвязи между собой и с другими социальными нормами, в том числе правовыми. Только с 60-годов XX века заметно повысилась активность ее исследования в философской литературе. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли А.К. Алиев, Р.М. Магомедов, М.М. Муминов, В.И. Новиков, Б.С. Саламов, Н.С. Сарсенбаев, И В. Суханов, И.М. Сушков, А. Чотонов и др.

Поскольку социальная ценность и значимость обрядов, традиций и обычаев определяется главным образом тем, что они выступают в качестве регуляторов общественных отношений, необходимы специальные самостоятельные исследования их нормативного характера.

Целью данной работы является рассмотрение роли обычаев, традиций и обрядов в вопросе регулирования общественных отношений.

1. Социальные нормы общества (понятие, назначение, разновидности)

Уяснение понятия социальной нормы поможет раскрыть ее сущность как регулятора общественных отношений, выяснить ее социальное назначение и роль в жизни общества, а это неразрывно связано с более общей и сложной проблемой - управлением обществом. Управление социальными процессами присуще обществу на всех этапах его развития. Оно обеспечивает необходимые условия нормального функционирования всего общественного организма. Отсюда вытекает не только научный, но и практический интерес к формам, средствам и методам управления делами общества.

При рассмотрении весьма сложных вопросов социального управлений мы исходим из коренного положения, сущность которого заключается в том, что вся социальная жизнь людей, их повседневные многообразные общественные связи и отношения предопределяются объективными законами общественного развития, действующими независимо от воли и сознания людей. Однако в отличие от законов природы законы общественного развития проявляются лишь через сознательное поведение людей, выступают как законы их жизнедеятельности, находят свое конкретное проявление в волевых поступках людей. Степенью познания этих объективных законов и определяется социальная ценность поступков людей, поскольку сами по себе законы общественного развития не выступают непосредственными регуляторами отношений между людьми, а проявляются в различных социальных нормах, отражающих потребности и интересы людей и воздействующих на их поведение. Социальные нормы проникают во все сферы жизни общества и нормативно регулируют общественные отношения. В этом заключается их основная социальная ценность и назначение.

Исследование того или иного явления начинается обычно с уяснения той смысловой нагрузки, какую вкладывает исследователь в рассматриваемые им категории.

В нашей литературе пока еще нет общепринятой терминологии, имеют место различные толкования, в особенности при раскрытии таких понятий, как «норма», «традиция», «обычай», «обряд». Разнобой же в терминологии при исследовании любого явления затрудняет его познание. Г.В. Плеханов в свое время отмечал, что во всяком сколько-нибудь точном исследовании, каков бы ни был его предмет, необходимо держаться строго определенной терминологии. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 248

Норма - это обязательное общепринятое правило поведения людей. В области социальной жизни понятием «норма» передается требование определенного поведения людей в обществе, в их отношениях друг с другом, с обществом, с окружающими их предметами и явлениями природы.

При формулировании общего понятия социальной нормы было бы неправомерным специфические признаки, присущие отдельным видам социальных норм, распространять на все их виды, особенно если речь идет о таких признаках, которыми они как раз и отличаются друг от друга. Известно, что социальные нормы не всегда возникают в результате установления соответствующими компетентными органами. Это является специфическим признаком лишь норм права и норм общественных организаций, что нельзя полностью отнести к таким видам социальных норм, как традиции, обычаи, мораль, нормы эстетического поведения, которые формируются иными путями.

При выявлении способов образования норм традиций и обычаев, правил эстетического поведения и многих норм морали не следует упускать из виду того, что эти нормы не являются результатом специального нормотворческого процесса, а возникают в большинстве случаев на основе фактических отношений людей, постепенно складываются в их сознании, поэтому не выступают сразу в готовом виде в качестве регуляторов поведения людей. До того как приобрести свойство регулятора они. проходят своеобразные ступени общественного признания как правила поведения. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. С.77

Социальная норма - это общее, обязательное правило социально-значимого поведения, установленное соответствующими компетентными органами или сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между людьми. Оно выражает их волю, обусловленную материальным развитием общества, обеспечивается различными средствами реализации, имеет своим назначением целенаправленное регулирование общественных отношений.

В этом определении, по нашему мнению, отражены общие признаки, присущие всем социальным нормам, действующим в обществе.

Дальнейшее развитие общества, раскол его на противоположные классы усложняют весь строй его организации, вызывают необходимость строго регламентировать жизнедеятельность общественного организма с его многообразными связями и отношениями. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 251

В обществе право является основным, но не единственным средствам нормативного регулирования общественных отношений. Вместе с правовыми нормами и в тесной связи с ними действуют и другие социальные нормы, активно влияющие на различные сферы общественной и личной жизни людей. Сущность и особенности права, его место и роль в общественной жизни могут быть правильно поняты лишь постольку, поскольку правовые нормы рассматриваются как взаимодействующая составная часть общей системы социальных норм.

2. Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества

Как было указано выше, право не является единственным средством нормативного регулирования общественных отношений. В тесной связи с правом поведение людей в их повседневной общественной и личной жизни регулируют и другие социальные нормы, в том числе традиции, обычаи, обряды.

В юридической литературе проблема сущности традиций и обычаев, их значения как социальных регуляторов разработана недостаточно глубоко. Причинами этого, по нашему мнению, являются, во-первых, недооценка их роли в общественной жизни, во-вторых, то, что многие авторы высказывались против выделения обычаев в особый вид социальных норм, в-третьих, неизученность пограничной с ними проблемы - общественной психологии, хотя без уяснения общественной психологии «нельзя сделать ни шагу в истории, литературе, искусстве, философии и прочее...». Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 256 .

В последние годы заметно возрос интерес к проблеме традиций и обычаев со стороны государственных органов, представителей различных отраслей общественных и гуманитарных наук.

Изучение появившейся по этому вопросу литературы показывает разнообразие взглядов о понятии обычаев, их месте в системе социальных нормой роли в жизни общества. Одни авторы отождествляют понятия «традиция», «обычай», другие указывают на недопустимость такого отождествления и выделяют в них отличительные признаки. Одни ученые считают обычаи самостоятельным видом правил, другие - всего лишь формой, проявления различных норм.

Причинами этих разногласий, по нашему мнению является, с одной стороны, отсутствие ясности в самом понятии «традиция» и «обычай», с другой - различия в критериях, которые берутся за основу отдельными авторами при анализе этих сложных явлений социальной жизни. Вместе с тем в обществе существуют и действуют многочисленно народные, национальные, профессиональные, местные и другие традиции и обычаи, которыми руководствуются люди в своей повседневной общественной и личной жизни. Это вызывает необходимость обстоятельного исследования проблемы традиций и обычаев.

При этом следовало бы: а) сформулировать научное определение самого понятия «традиция» и «обычай», выяснить то общее, что характерно для этих социальных явлений и таковы особенности, присущие им; б) выявить, обобщить и систематизировать известные, действующие в обществе традиции и обычаи; в) изучить и обобщить отношение государственных органов и общественных организаций к различным традициям и обычаям; г) выявить и определить место и роль в жизни общества старых традиции и обычаев, являющихся вредными пережитками прошлого; д) изучить и обобщить формы и методы борьбы с традициями и обычаями такого рода; е) проанализировать условия, механизм и закономерности возникновения и формирования новых традиций и обычаев, пути и формы их утверждения в жизни российского общества; ж) перспективы их развития вместе с другими социалистическими нормами в единые правила коммунистического общежития. В одной работе и усилиями одного автора все эти вопросы с одинаковой полнотой рассмотреть вряд ли удастся, да мы и не ставим перед собой такой задачи в данном случае.

Заслуживает внимания механизм воздействия традиций и обычаев на общественные отношения. При его выяснении необходим анализ нормы, которая, как и в праве, в традициях и обычаях составляет основное ядро механизма воздействия на общественные отношения, хотя и не обладает такой степенью детализации поведения людей. Особенно это относится к нормам традиций. В этой связи возникает вопрос о функциях традиций и обычаев. В литературе этот вопрос до сих пор еще не разработан, хотя именно в функциях проявляется сущность и социальное назначение традиций и обычаев. В данном случае, ограничиваясь лишь постановкой этого вопроса, мы считаем, что традиции и обычаи выполняют, в частности, такие основные функции: а) регулируют общественные отношения; б) аккумулируют и передают опыт людей. Дальнейшее исследование этих вопросов может привести к выделению и других функций этих социальных норм, в частности, есть смысл говорить о воспитательной функции традиций и обычаев.

Вот какое определение традициям даёт И.В. Суханов: Традиции - это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических). Суханов И.В.. Обычаи, традиции и преемственность поколений. 5-е издание (переработанное). - М.: Феникс, 2008. С. 58 Существует множество видов традиций, например автор книги «Обычаи, традиции и преемственность поколений», И.В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как процесс воспроизводства у новых поколений советских людей тех морально-политических качеств, которые были выработаны российскими рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений считает И.В.Суханов. И мы вполне согласны с этим мнением, ведь наши предки не зря передавали традиции, скажем, землепашества, из поколения в поколение, чтобы сыновья не повторяли ошибок сделанных отцами, но мы почему-то считаем, что по традиции мы должны всё делать так, как делали наши предки, и это глубоко неправильное мнение. Между тем предыдущему поколению трудно передать весь социально накопленный опыт, ведь деятельность связанная с традициями настолько многогранна, что поколение старается направлять развитие в русле этих традиций, а не следуя в точности по стопам отцов. То есть традиция не детально регламентирует поведение в конкретных ситуациях, а решает задачу через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения данного класса, общества, поведения в той или иной сфере общественной или личной жизни. Отсюда мы видим, что традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Таким образом, традиции передают, закрепляют и поддерживают разнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений. Традиции выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.

Свою основную функцию регулятора поведения людей в различных сферах их общественной и личной жизни норма традиции и обычая выполняет, главным образом, путем воздействия на эмоциональную психологическую сторону человека с помощью таких дополнительных средств, как обряды, музыка, песня, художественные образы и иные наглядно-эмоциональные компоненты. Это можно проследить на обрядовой стороне трудовых и семейно-бытовых традиций и обычаев. Обряд посвящения в сан рабочего, хлебороба прививает вступающим на самостоятельный трудовой путь взгляд на себя как на преемников, наследников и продолжателей славных трудовых традиций и дел старших, приучает молодежь видеть в своем созидательном труде продолжение трудового героизма своих отцов и дедов.

Особенно яркая художественная обрядность присуща обычаям и традициям сферы бытовых и семейно-брачных отношений, где эти нормы наиболее глубоко проникают в сознание и психологию людей.

3. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиций, обычаев и обрядов

При исследовании проблемы исторических судеб и перспектив развития права, традиций, обычаев и обрядов приходится отмечать, что в российской юридической, социологической, философской литературе до последнего времени почти не проводилось экономическое обоснование перерастания права и других социальных норм в правила демократического общества, не учитывались перспективы развития того или иного вида социальных норм в связи с изменениями в экономике нашей страны за последние десятилетия.

Экономические связи людей, отношения собственности определяют, в конечном счете, изменения, происходящие в государственно-правовой надстройке, во взглядах людей и учреждениях данной эпохи.

Прогрессивные традиции и обычаи прошлого, воспринятые советским обществом и развитые дальше, а также сложившиеся новые традиции и обычаи, ставшие общепризнанными нормами поведения основательно отражают наиболее устойчивые связи и отношения общества.

Применительно к праву, как системе норм, регулирующих общественные отношения, можно выделить и проследить такие, в частности, основные пути и направления его развития. Алиев А. К. Труды по социологии. 3-е издание: переработанное и дополненное. - М.: Инфа-М, 2007. С.205

Прежде всего, следует учесть изменения в характере правотворчества. В его процессе происходят изменения в способах формирования правовых норм, связанные с расширением демократизма этого процесса, вовлечением широких народных масс и их организаций в правотворчество, которое по своему социальному содержанию все больше превращается в общенародное правотворчество. При этом происходят тесное взаимодействие представительной и непосредственной демократии, государственных органов и общественных организаций, последнее отражается на росте совместных актов, принимаемых государственными органами и общественными организациями. Саламов Б.С. Социология. - М.: НОРМА-М, 2007. С.160

Демократизация правотворческого процесса и правового регулирования развивающихся общественных отношений находит свое отражение также и в том, что российское общество и государство все больше учитывают и используют формы опосредствования социальных связей и отношений, основанные на инициативе их участников. Широкое развитие и применение получают моральные стимулы. В интенсивный оборот нормативного регулирования поведения людей и формирования их сознания вовлекаются традиции, обычаи и другие неправовые нормы, происходит смещение, а иногда и замена одного вида ответственности другим, например, уголовно-правовой ответственности - административной.

Следует также иметь в виду изменения, происходящие в самих правовых нормах и приводящие к постепенной утрате последними свойств и признаков юридического характера, постепенного сближения их по своему содержанию и мотивам соблюдения с неправовыми нормами. В процессе этих преобразований субъективные права и обязанности органически объединяются в единые правила поведения людей, субъективное право по своему содержанию, мотивам осуществления, отношению к ним участников общественных связей все теснее переплетается с моральной обязанностью. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. С.39

Правовые нормы, общества неуклонно совершенствуются, постепенно утрачивают присущие им юридические признаки.

Сближение и взаимопроникновение права и морали, морали и традиций, традиций и норм общественных организаций, традиций и обычаев и т. д. имеет место и при нормотворчестве и при реализации норм во всех сферах жизни нашего общества.

Обычаи, традиции и обряды, как правила поведения известны людям с глубочайшей древности. Они возникали на заре человеческого общества, сопутствуют всем этапам его развития и развиваются вместе с ним.

Заключение

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи - это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате их многократного повторения становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но, тем не менее, не являются нейтральными.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны, или могут быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Что же касается традиций и обрядов, то, не смотря на свою устойчивость, консерватизм, они разрушаются. В процессе развития общества традиция дополняется другими средствами воспроизводства и подвергается целостности и устойчивости культуры (идеология, право, религия, политика и другими формами духовностей).

Список использованной литературы

1. Алиев А.К. Труды по социологии. 3-е издание: переработанное и дополненное. - М.: Инфа-М, 2007. - 450с.

2. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории.- М.: Изд-во МГУ, 2005. - 389с.

3. Бережнов А.Г. Социология и культурология. - М.: Инфа-М, 2006. - 350с.

4. Варисов М. С. и Карапетян Л. Н. Национальные традиции и пережитки прошлого. - М., 2008. - 190с.

5. Василевич Г. А. Социология: Учебник. - М.: Интерпресс, 2005. - 402с.

6. Драч Г.В. Культурология. - Ростов-на-Дону, 2006 г.

7. Ерасов Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание третье. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 591 с.

8. Коган Л.Н. Социология культуры. - М., 2005. - 300с.

9. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. - 300с.

10. Никонов К.М. Социология. - М.: Инфа, 2006. - 280с.

11. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. - 360с.

12. Саламов Б.С. Социология. - М.: НОРМА-М, 2007. - 377с.

13. Сальников В.П. Социальная правовая культура. 3-е издание, переработанное и дополненное) - Саратов. Изд-во СПУ, 2007г.

14. Спиркин А.Г. Социология: курс лекций. - М.: ПРИМ, 2006. - 170с.

15. Суханов И.В.. Обычаи, традиции и преемственность поколений. 5-е издание (переработанное). - М.: Феникс, 2008. - 475с.

Подобные документы

    Роль традиций и обычаев в системе социальных норм и общественных отношений. Изучение теоретических положений теории государства и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора. Тенденции современного развития права.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2015

    Социальные нормы советского общества (понятие, назначение, разновидности). Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиции и обычаев.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2002

    Понятие социальных норм, их виды, формы, признаки и классификация. Взаимодействие права с нормами религии, обычаев, а также с технико-юридическими нормами. Значение и место социальных норм в обществе. Соотношение права, религии, обычаев и морали.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Место и роль правовых норм в регулировании социальной жизни общества. Различие между правом и нравственностью по Л.И. Петражицкому. Виды обычаев и традиций в юридической науке. Основные виды санкций. Общерегулятивные, конкретно-регулятивные нормы.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Значение социальных норм при регулировании отношений между людьми, их основные виды. Роль обычаев в управлении общественной жизнью, их связь с правом и другими социальными нормами. Суть норм обычного права. Примеры правовых обычаев в законодательстве РФ.

    реферат , добавлен 28.02.2010

    Понятие социального регулирования. Виды социальных норм. Соотношение социальных норм и норм права. Значение и роль правовых норм в социальном регулировании. Понятие и признаки правовой нормы, отличающие ее от иных социальных норм. Виды правовых норм.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2015

    Понятие и признаки социальных норм. Характеристика социальной нормы как регулятора общественных отношений. Место права в системе нормативного регулирования. Соотношение социальной и технической нормы. Моральные, правовые, корпоративные нормы и обычаи.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2014

    Характеристика экономических, политических и религиозных норм. Исследование основных отличий права от морали. Анализ роли обычаев и традиций в жизни общества. Описания правил поведения, регулирующих трудовые, служебные и иные отношения внутри организаций.

    презентация , добавлен 04.02.2014

    Исследование понятия и классификации социальных норм. Анализ взглядов ученых на соотношение права и морали. Отличительные особенности права и морали. Определение правовой презумпции и аксиомы. Роль обычаев в регуляции различных сторон общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Анализ понятия, природы и правового значения обычая делового оборота – правила поведения, не предусмотренного законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Сфера применения обычаев делового оборота и правовых обычаев.

Исходя из статистических данных, больше всего на территории Российской Федерации проживает русских. Россияне, как и несколько сотен лет назад, продолжают отмечать такие языческие праздники, как Пасха, Рождество, Масленица и Крещение. Каждый праздник окутан своими традициями, например, на Пасху принято печь куличи и красить яйца, а Рождество не обходится без гаданий.

Масленицу в старину считали праздником поминовения умерших, именно поэтому в этот день пекли блины. Следует заметить, что этот праздник отмечали целую неделю и каждый день был посвящен каким-то ритуалам, например, в понедельник все дружно делали из соломы чучело, а в воскресенье торжественно его сжигали. В настоящее время принято печь блины на протяжении всей масленичной недели.

Наряду с прочими обычаями, огромный интерес вызывают свадебные традиции. Среди русских свадебных обрядов следует выделить проведение девичника. В старину невеста в этот день вместе со своими подругами и родственниками женского пола ходила в баню. Женщины пели песни и расчесывали ей волосы. В настоящее время появилась традиция отмечать не только девичник, но и мальчишник.

На втором месте по численности людей, проживающих на территории страны, находятся татары. Они также имеют свои религиозные праздники, например, рамадан, который длится месяц. В течении 30 дней в светлое время суток мусульманам запрещено есть, пить, развлекаться, курить, материться. В это время они должны работать, молиться и думать о благих делах.

Свадебные обряды татар не менее интересны. Жених, решив жениться на девушке, должен предложить родителям любимой калым. Мало того, при подготовке к свадьбы он обязан дарить ее родственникам подарки, тем самым задабривая их. Свадебный пир у мусульман проходит в доме невесты, причем жених и его близкие должны выплатить выкуп за возможность пиршествовать в этом доме. Мусульманская свадьба длится несколько дней.

На территории России проживает очень много украинцев, которые чтят обычаи предков и поддерживают духовную преемственность. Они, также как и русские, отмечают православные праздники. Рождество у украинцев не проходит без традиции колядования, когда дети ходят по домам, поют песни, желают благосостояния и получают в знак благодарности сладости и монеты.

Среди украинцев по сей день очень популярно венчание. В старину в этот день молодой человек отправлялся за своей невестой в ее дом, платил выкуп и только после этого вел под венец. В конце праздничного обеда он расплетал ей косу и повязывал косынку в знак того, что она теперь замужем.

Малоизвестные жители России и их традиции

На территории нашей страны проживают редкие и малоизвестные народы, например, водлозеры. Встретить их можно в Карелии в городе Пудож. Они чтут славянские обряды и верят в мифологию. Жители этой национальности прирожденные охотники. Прежде чем заходить в лес, они задабривают лешего, оставляя ему одно убитое животное.

Также в России можно встретить малоизвестных арчинцев. Проживают они в Дагестане, исповедуют ислам. Народ имеет свои национальные традиции, которые поражают современных русских людей. Например, если в семье арчинцев умирает муж, жена должна 40 дней сидеть дома, не выходя на улицу. Мало того, всю свою оставшуюся жизнь она должна ходить в черном и не смотреть на других мужчин.

Арчинцы – очень гостеприимны, свадьбы у них проводят пышно и весело. Подарки молодоженам дарят только женщины, мужчины же должны принести на пиршество тушу барана или внушительную сумму денег.

На территории страны проживают русскоустьинцы, которые отличились своим необычным «шаркающим» произношением. В настоящее время их говор практически вытеснен русским литературным языком. Люди этой национальности очень любят рассказывать сказки, исполнять песни, и ни один их праздник не обходится без творческих вечеров и ярких костюмов. У русскоустьинцев есть традиционное блюдо – строганина, для приготовления которой используется рыба, пойманная подледным способом. Истинный северянин никогда не подаст гостям снулую рыбу.

Редкие народы России и их религиозные традиции

Некоторые национальности находятся на грани исчезновения, например, ханты и манси. Эти две народности очень близки по языку и культуре. Проживают они на севере Западной Сибири, чаще всего их называют обскими уграми. Люди этой национальности стойко сохраняют традиционные обычаи и верования. На протяжении всей жизни у хантов и манси очень много запретов. Они очень трепетно относятся к земле, которую запрещено «ранить» острыми предметами. Имеются у них участки, по которым даже нельзя ходить.

У этого народа есть любимый праздник, который называется медвежьим. Медведь, согласно приданиям, это сын верховного божества Торума. Несмотря на это, мужчины охотятся на этих животных. В день праздника они пытаются искупить свою вину, проводя некоторые обряды. Шкуру зверя сворачивают, а голову и лапу украшают кольцами и лентами, затем все это укладывают в переднем углу дома. Далее участники праздника одевают маски, танцуют и едят медвежье мясо всю ночь.

Северные жители страны и их обычаи

На территории Чукотки крепко обосновались эскимосы. Согласно переписи 2010 года, в России проживает около 1800 человек этой национальности. Этот народ не затронуло христианство, они верят в духов и явления природы. Среди них есть шаманы, которые изгоняют злых духов и выполняют функцию лекарей. Эскимосы утверждают, что дождь – это слезы умерших, а северное сияние – игра упокоенных детей. Согласно теории народа, всё вокруг имеет душу и умеет восстанавливаться, именно с целью восстановления они выбрасывают часть туши убитого животного.

У эскимосов есть погребальный обряд. Умершего одевают в новую одежду, накрывают оленьими шкурами и стягивают ремнями. Выносят его через заранее проделанный ход, который потом заделывают. Тело умершего уносят в тундру, обкладывают камнями, разрезанными вещами и сломанными предметами. Сейчас эту традицию постепенно вытесняют современные похоронные обряды.

На Камчатке и Чукотском полуострове по сей день проживают коряки, которые считаются заядлыми охотниками. Именно поэтому их праздники тесно связаны с животными, например, весной они отмечают праздник рогов, а осенью – день забоя оленей. Люди этой национальности стараются подрожать животным, причем это прослеживается даже в танцах и песнях.

Коряки чтят свадебные обряды своих предков. В старину мужчина, чтобы завоевать расположение женщины, должен был пройти несколько испытаний. Сначала он вынужден был работать несколько дней во дворе своего будущего тестя, тем самым показывая свои навыки и умения. Затем ему говорили догнать свою возлюбленную и дотронуться до ее тела. Обряд этот был некой реконструкцией охоты.

Не менее интересен был погребальный обряд коряков. Тело умершего сжигали на костре, причем в огонь отправлялись необходимые вещи (луки, стрелы) и подарки умершим родственникам. Люди считали, что в благодарность усопшие помогут убить хорошего зверя. К смерти коряки готовились заранее, например, одежду шили в то время, когда человек был еще жив, но последние стяжки делали только после смерти.

На самом деле в России проживает очень много народов, чьи традиции и обряды считаются дикими для современного русского человека. Тем не менее, каждая культура интересна и необычна по своему.

В современном мире человеку довольно часто приходится сталкиваться в различных ситуациях с неким неписанным порядком поведения. Зачастую такую ситуацию называют обычаем. Однако сам термин достаточно многозначен и сложен.

Возникновение обычаев

Так что такое обычай? Крайне важную роль обычаи народов разных стран мира сыграли в развитии всего человеческого общества. Они возникли еще в «до письменный период». Тогда они были главным регулятором жизни общины. В тот период люди не всегда осознавали рациональную связь своих поступков с результатами, поэтому для выживания им необходимо было усвоить правильный алгоритм действий. В дальнейшем этот алгоритм преобразовывался, за счет чего и появились определенные нормы поведения, которые дошли до нашего времени. Такие древние обычаи существуют в каждой стране. Их чтут, уважают и соблюдают.

Развитие значимости обычаев

По мере развития общества и появления письменности, обычаи сохранили свои регулирующие функции. На протяжении многих веков существовало полное равноправие между письменным правом и так называемым «обычным правом», которое было заложено традициями предков и передавалось устно. Данное «обычное право» могло дополнять письменные тексты законов, но также могло и противоречить им. Поэтому очень часто сложившийся обычай легко становился источником для дополнения письменного законодательства. Так русские обычаи легли в основу написания средневекового сборника законов под названием «Русская правда».

Значение обычаев в современной жизни

В наши дни обычаи по-прежнему играют важную роль в современном обществе. Старинные обычаи сохранились в повседневной жизни людей абсолютно в разных видах и сферах деятельности. Например, ношение народных костюмов или празднование традиционных праздников.

Даже в сфере политики можно найти обычаи. Так в некоторых странах, в случае возникновения определенных обстоятельств, политический деятель обязан покинуть занимаемый пост, даже если это не указывается в законодательстве. Именно обычаи сформировали современные порядки в обществе и отношения между людьми.

Каждый человек когда-либо в своей жизни сталкивался с такими понятиями, как традиция, обычай или обряд. Их смысловое значение уходит корнями глубоко в древность, и со временем, их историческая суть и ценность сильно изменились. Определенные ритуалы являются неотъемлемым атрибутом жизни людей, а мы, не задумываясь, следуем обычаям и традициям, вряд ли отличая одно от другого. Наша статья поможет разобраться, в чем между ними разница.

Обычай – это способ поведения в обществе, основанный на привычке, который воспроизводится в социальной группе или в обществе, и является логичным для всех членов. Значение этого слова несет в себе религиозный, культурный и правовой порядок, который может иметь даже принудительный характер. Когда речь идет об обычаях, подразумевается передача из поколения в поколение обрядов, ритуалов, праздников, правил поведения на похоронах или свадьбах.


Если мы говорим о передаче основ поведения и устройства общества как такового, то подразумевается такое понятие, как традиция. Отличием традиции от обычая считается его национальная привязка: к традициям можно отнести общепринятую национальную одежду, а вот атрибут к этой одежде, добавленный какой-то группой общества, будет носить уже понятие обычая. Существуют семейные, общественные, народные традиции, которые могут оказывать на человека как положительное, так и отрицательное влияние.


Примеры обычаев и традиций

Для наглядности хотелось бы привести несколько примеров национальных обычаев и традиций:

  • Самым известным обычаем является празднование Нового Года и Дня Рождения, а традицией – на Новый Год ставить и наряжать елку, а на день рождения - дарить подарки.
  • Празднование Великой Пасхи – еще один старый христианский обычай. Традиционным на Пасху считается печь куличи и красить яйца.
  • В Таиланде, по обычаю, отмечают Лой Кратонг – день духа воды, который приходит
  • в полнолуние. Традицией этого праздника считается пускать по реке лодочки со свечами, цветами и монетками.
  • В США считается обычаем отмечать праздник Хэллоуин. По традиции в этот день из тыквы вырезают различные физиономии, а внутрь овоща помещают горящие свечи.
  • Интересной традицией празднования именин в Дании является вывешивание флага на окне.

Совет

Если вы планируете поездку в азиатские страны, помните, что там существует обычай на праздники подавать «беш бармак». Чтобы не обидеть гостеприимных хозяев дома, это блюдо едят только руками, а перевод его так и звучит – «пять пальцев».

Вопреки нашим традиционным и общепринятым понятиям, в других странах существует много странных и нелогических для нашего понимания обычаев. Вразрез с привычным рукопожатием, которым мы привыкли обмениваться при встрече, японцы приседают, у некоторых аборигенов принято тереться носами, в Замбези делают реверанс и хлопают в ладоши, а кенийцы попросту плюют во встречного. По традиции вежливости у нас принято спрашивать «как дела?», китайцы задают вопрос «ел ли ты?», ирландец высказывает пожелание «будь весел», в Зулу тебе просто сообщат «я тебя вижу».


Для чего нужны традиции

Традиции, обычаи, обряды имеются в каждой семье, которые очень ценны для воспитания добрых, порядочных людей. Например, утром, когда просыпаются родные люди, желают доброго утра друг другу, а на ночь желают спокойной ночи.

Под словом семья подразумевается кровная связь между родными, которых связывает быт, взаимосвязь, ответственность. Они всегда готовы помочь морально и материально своим родным, прийти на помощь, поддержать, порадоваться, погрустить.

Семейные традиции это манеры поведения, принципы, установленные в семье, привычки, которые ребенок будет выполнять в дальнейшем развитии и научит им своих детей.

Семейные праздники и традиции в семье могут позволить:

  1. Влияют на развитие ребенка, стабильности, помогают детям разглядеть в родителях друзей, с которыми можно весело провести время.
  2. Сближают родственников между собой, позволяют вместе провести время отдыха, радоваться жизни.
  3. Помогают стать полноценной семьей в обществе, получить культурное обогащение.

Человек, проживающий в семье, где присутствуют традиции, обычаи, будет окружен лаской и вниманием.

Рассмотрим, какие бывают семейные традиции в семье, примеры:

Название Особенность
День рождения, семейный праздник С помощью этого обычая дети, родители получат море удовольствия, прекрасного настроения от общения в кругу семьи.
Домашние хлопоты, уборка Ребенок с маленьких лет привыкает к порядку, чувствует себя полноценным членом семьи.
Детские игры Благодаря развивающимся играм ребенок начинает привыкать, любить родителей, учится навыкам, сохраняет доверительные и теплые отношения.
Семейные обеды Обычай помогает всем присутствующим дома, объединиться за одним столом, принимать гостей, обсуждать семейные проблемы родных, близких.
Семейный совет Кровные родственники семьи проводят заседания, где обсуждаются разные вопросы. Воспитание детей, поощрения, меры наказания.
Приветствия, прощания Различные хвалебные слова, поцелуи, объятия, знаки внимания детям со стороны родителей и близких.
Дни памяти и совместные прогулки Вспоминают и поминают ушедших родных, дни отдыха на природе, походы в цирк, кино, магазины помогают насытить свою жизнь разнообразной.

Люди, на протяжении жизни используют сложившиеся обычаи, обряды, передающиеся по наследству. В обрядах показываются обычаи семьи, проведение праздников, свадеб, различных торжеств. С помощью обрядов появились национальные песни, танцы.

Сколько в мире имеется семей, столько традиций, которые бывают увлекательные и интересные:

  1. Поход на рыбалку с ночевкой . Ночлег в палатке, вареная уха на костре принесут детям много новых положительных эмоций.
  2. Семейное приготовление обеда . При приготовлении любого блюда всем раздается задание. Это принесет кучу веселья, радостных эмоций.
  3. Дни рождения . Проснувшись утром, члену семьи говорят подсказку, по которой он ищет подарок.
  4. Путешествия к морю . Совместный сбор чемоданов, поездка на отдых, загар, купание. Это объединит, сблизит семью, подарит прекрасные впечатления.
  5. Делать своими руками подарки без какого-то повода, признаваться в любви.
  6. Всей семьей испечь пирог для детского сада на любой праздник, доставит много удовольствия.
  7. Сказка на ночь . Может читать не только мама, с папой по очереди. Затем пожелать детям приятных снов, заключить в объятия и поцеловать. Даже маленький ребенок почувствует, что он окружен заботой, вниманием, любовью родителей.
  8. Устраивать дома сценки , спектакли, пение песен, рассказывание стихов. Дружная семья будет довольна от этих мероприятий, особенно дети.
  9. Встречать рождество и новый год в новых местах, чтобы ребятишки надолго запомнили каждый год.

Новые традиции и обычаи

При появлении новой семьи, не всегда семейные традиции совпадают у супругов. У одного семейные праздники отмечались в широком семейном кругу, где присутствовали все родственники.

У невесты, наоборот, в тесном кругу. Из-за этого могут возникнуть разногласия и ссоры. Чтобы прийти к правильному итогу, можно придумать новые традиции, уставы в семье, при наличии желания и согласия.

Для этого необходимо выполнить шаги:

  • придумать новую семейную традицию, где будут участвовать все члены семьи;
  • первой проявить интерес к начинанию;
  • не следует слишком много придумывать обычаев ежедневно;
  • повторить традицию несколько раз, для закрепления и запоминания.

Семейные традиции разных стран

В отдельных странах, как правило, имеются свои уставы, порядки, обычаи, традиции. В Великобритании принято воспитывать детей в строгости, сдерживать эмоции.

Глядя со стороны, можно свидетельствовать, что они не любят своих детей. Наоборот, у них принято так отдавать родительскую любовь, что отличается от воспитания в России.

В Японии мать сидит с ребенком в декретном отпуске до достижения его 6 летнего возраста. Она не кричит на него, потакает, выполняет его капризы. В школе, наоборот детей воспитывают в строгости, приучают к порядку. В доме могут проживать несколько поколений.

В Германии имеется обычай в позднем возрасте заводить браки. Принято сначала сделать карьеру, после чего к 30 годам разрешается жениться, обзаводиться детьми.

В Италии , все родственники, даже дальние считаются одной семьей. Они часто собираются за общим столом, чтобы обсудить проблемы каждого.

Во Франции мать отдает больше внимания карьере. Родив ребенка, сидит с ним маленький период, после отдает его в детский сад на воспитание, а сама выходит на работу.

В Мексике, считается, что узаконивать отношения не является главной причиной для создания семьи. Часто молодожены живут гражданским браком, не регистрируя отношения.

В современной России существуют трудовые традиции семьи, которые могут передаваться из поколения в поколение. С помощью них, родня сближается, сохраняя семейное дело. Имеются минусы таких обычаев. Некоторым членам семьи могут быть семейные профессии чужды, непонятны, неинтересны.

Полезное видео

    Похожие записи
Загрузка...