aracs.ru

Степень развития материальной и духовной культуры. Материальная культура

Культуру как целостную систему принято делить на две формы: материальную и духовную, что соответствует двум основным видам производства - материальному и духовному. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, т.е. сфера сознания - наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.д. Сюда следует отнести отношения людей между собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности.

Уже говорилось, что культурообразующая деятельность может быть двух видов: творческой и репродуктивной. Первая создает новые культурные ценности, вторая - лишь воспроизводит и тиражирует их. Иногда такого рода деятельность, направленную на механическое повторение продуктов чужих ума и чувства, также относят к духовному производству. Это неверно, ибо оно не просто тиражирование идей или произведений искусства, а их создание, обогащение культуры усилиями человека-творца. Так, учитель или университетский профессор, бездумно повторяющий чужие мысли и не вносящий в них ничего своего, будет занят не творческим, а репродуктивным трудом, равно как печатание огромным тиражом на конфетных обертках картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» - отнюдь не духовное производство и не духовная культура.

Именно поэтому, когда сравнивают различные эпохи человеческой истории или страны по уровню культуры, то за основной Критерий принимают прежде всего не количественную сторону существующей там художественной или научной продукции, а ее национальную неповторимость и качественные характеристики. Ныне легко можно представить страну, «впитавшую» и использовавшую многие достижения других народов, но не давшую миру ничего «своего» и ничего нового. «Массовая культура» - яркий пример того, как стремление к подражательству и количеству за счет оригинальности и качества лишает культуру национального лица и превращает в свою противоположность - антикультуру.

Деление культуры на материальную и духовную лишь на первый взгляд кажется достаточно четким и бесспорным. Более внимательный подход к проблеме вызывает ряд вопросов: куда, например, отнести высокохудожественные предметы обихода, шедевры архитектуры или одежды? К материальной или духовной сфере относятся производственные отношения и культура труда - важнейшие слагаемые всякого промышленного производства? Многие исследователи относят их к материальной культуре.

Поэтому к разграничению двух ипостасей культуры возможен и другой подход: первая связана с творческим преобразованием окружающей природы в вещественные продукты человеческого труда, т.е. во все то, что имеет материальную субстанцию, но создано не природой или Богом, а гением человека и его трудовой деятельностью. В этом случае сферой материальной культуры станет вся «очеловеченная» часть объективно существующего мира, «вторая Вселенная», которую можно увидеть, пощупать или хотя бы ощутить. В этом последнем случае запах духов, например, будет принципиально отличаться от запаха розы, ибо духи созданы человеком.

В отличие от понимаемой таким образом материальной культуры ее чисто духовные проявления не имеют субстанции и связаны прежде всего не с преобразованием окружающей среды в вещественные предметы, а с преобразованием внутреннего мира, «души» человека или целого народа и его социального бытия. Несколько упрощая и схематизируя вопрос, можно сказать, что духовная культура - это идея, а материальная культура - ее опредмеченное воплощение. В реальной жизни духовная и материальная культуры практически неразделимы. Так, книга или картина, с одной стороны, материальны, с другой - духовны, поскольку имеют определенное идейное, нравственное и эстетическое содержание. Даже музыка материализуется в ногах. Иными словами, нет предмета чисто материальной культуры, каким бы примитивным он ни казался, который не имел бы «духовного» элемента, как не может быть неспособного материализоваться продукта духовной культуры. Однако легко себе представить, что при отсутствии письменности способна существовать нематериализованная духовная культура в виде фольклора, передаваемого из поколения в поколение. Неразрывное единство духовного и материального начал в культуре при определяющей роли первого ярко выражено даже в знаменитой марксистской формуле: «идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами».

Говоря о единстве материальной и духовной культуры и в то же время не отрицая их различной природы, нельзя не задаться вопросом: как проявляется это единство на разных этапах развития человечества? Становится ли оно более органическим, тесным и продуктивным или, наоборот, материальная и духовная жизнь человека (и общества) обособляются одна от другой? Иными словами, усиливается ли деление общества на «жрецов» и «производителей», на людей культуры и лю- дей-винтиков, на личностей и индивидов? Или другой, связанный с этим вопрос: усиливаются ли возможности человека по осуществлению возникающих у него идей, т.е. возможности их превращения в «материальную силу»? Думается, ответ может быть только один: по мере развития общества, его демократизации, роста технических возможностей тиражирования и передачи во времени и пространстве продуктов культуры единство в ней материального и духовного начал становится все более ощутимым и приносит впечатляющие плоды. Сейчас уже нет такого противостояния между «жрецами» и простыми смертными, как это было в давние эпохи; таких жестоких схваток между наукой и религией, как в недавнем прошлом; такого резкого деления на духовную «элиту» и анонимную массу, как наблюдалось в начале XX в. Повсеместно, по крайней мере в наиболее цивилизованных странах, растет число личностей за счет массы индивидов, производителей культуры за счет ее пассивных потребителей.

Правда, распространение культуры и рост числа культурных людей идет не без внутренних противоречий. Ведь «опрсдмеченная» духовная культура служит обычно удовлетворению определенных материальных потребностей ее обладателя, часто даже не представляющего себе духовного содержания того или иного принадлежащего ему предмета. Достаточно вообразить себе особняк какого-нибудь безграмотного нувориша, набитый полотнами великих художников, или ценнейшую библиотеку современного мещанина, за всю жизнь не раскрывшего ни одной книги. Ведь многие люди копят произведения искусства и литературы не из-за их эстетической ценности, а из-за их рыночной стоимости. К счастью, культура живет и дышит за счет миллионов бессребреников, прежде всего в среде интеллигенции, с убогими углами или пустыми квартирами, но хранящих в своем сердце и памяти духовные богатства всего мира! Говоря о духовной культуре того или иного народа в определенный момент его истории, не следует прямо связывать се ни с уровнем жизни данного общества, ни с его материальным производством, ибо существует такое понятие, как культурное наследие. Культура США отнюдь не богаче, чем русская, французская или итальянская, за которой до сих пор ощущается величие Древнего Рима. Это лишний раз доказывает, что подлинная культура в отличие от машинной цивилизации не складывается в одночасье, а является продуктом весьма длительного развития.

На самом деле вопрос достаточно сложный, и в свое время при изучении социологии я провел не одну ночь, когда пытался разобраться. В общем, постараюсь изложить то, что я усвоил и, надеюсь, это кому-нибудь пригодится. :)

Что такое материальная культура

В это понятие входят те предметы, что были созданы искусственным путем для удовлетворения социальных и природных потребностей человека. Например, это может быть одежда или оружие, украшения или само жилище. Все это входит в понятие материальной культуры определенного народа. В широком смысле к этому относятся следующие элементы:

  • предметы - приборы или дороги, предметы искусства и жилища;
  • технологии - поскольку являются материальным отображением мысли;
  • техническая культура - сюда относят навыки или определенные умения, что передаются последующим поколениям.

Что такое духовная культура

Она не нашла отображение в предметах - ей подвластны не вещи, а все, что связано с чувствами и интеллектом. К ней относятся:

  • идеальные формы - например, язык или общепринятые устои. Порой сюда относят образование;
  • субъективные формы - в этом случае речь идет о знаниях, которыми обладают отдельные представители народа;
  • интегрирующие формы - в это понятие включают различные элементы как личного характера, так и общественного сознания, например, легенды.

Взаимосвязь духовного и материального

Естественно, что обе формы не могут не взаимодействовать, более того, они тесно переплетены множеством взаимосвязей. Например, мысли архитектора, то есть духовная составляющая находит отпечаток в материальном - здания. При этом материальный объект - красивое здание, находит выражение в чувствах и эмоциях - духовном.


Особый интерес вызывает факт отображения духовного в материальном - вещи, которые получают статус объекта культуры после обработки человеческими руками. При этом они относятся как к материальному, так и к духовному, обладая кроме практической пользы еще и неким духовным смыслом. Это характерно для первобытного общества, когда вещи символизировали духов либо хранили информацию в виде гравированного текста.

Кто есть человек? Животное или нечто иное? Подобные вопросы мучают людей, наверное, с момента появления первого Homo Sapiens. Раньше ученые утверждали, что мы относимся к высшим разумным животным. Однако сегодня бытует другая точка зрения, которая прочно обосновалась в учебниках, энциклопедиях и научных трудах, где слово «животное» заменили слова «существо» и «субъект»:

«Человек - живое разумное общественное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.»

Однако у нас другая тема, которую в этой формулировке мы специально выделили и подчеркнули, – это культура. Светлые умы человечества до сих пор спорят, есть ли ее зачатки (о какой-то развитой культуре говорить не приходится) у некоторых видов животных. Но с любой точки зрения человеческая культура – это нечто совершенно особое, и никакие интеллектуалы из животного мира планеты не имеют ничего похожего. Более того, у человеческой цивилизации существует два типа культуры – духовная и материальная. И несмотря на то, что оба направления объединены одним словом, суть их совершенно разная, но при этом они глубоко интегрированы друг в друга.

В этой статье мы постараемся выяснить,чем отличается духовная культура от материальной. Кстати, оба понятия включают в себя ряд подвидов, если так можно выразиться (художественная, массовая, техническая и т. д. культуры), которые в свою очередь могут состоять из десятков субкультур. Но наша задача состоит в том, чтобы разобраться с глобальными вопросами, а не тонуть в деталях. Для начала давайте определимся со смыслом, вложенным в это слово.

А вообще, что такое культура?!

Действительно, что означает это понятие? Почему оно является одним из главных и неотъемлемых признаков человеческой цивилизации? Есть множество пространных ответов на данный вопрос. Попробуем ответить и мы – только проще и своими словами:

«Культурой называют деятельность общества людей либо отдельного человека, которая приводит к духовному и (или) материальному изменению жизни как конкретного человеческого сообщества, так и целых народов. Созданные культурные ценности всегда влияют в той или иной мере на развитие человеческой общины, какими бы они ни казались незначительными на первый взгляд».

Кто-то посчитает наше определение неглубоким и неполным, но эта статья и не претендует на статус монографии. Желающих разобраться в данном вопросе более основательно отсылаем в электронные и обычные библиотеки, где есть масса серьезнейших трактатов на эту тему.

Материальная культура

Само понятие материальной культуры очень просто и даже незамысловато. Его можно выразить одной фразой:

«Все, что создал человек своими руками, можно назвать материальной культурой ».

Холодильник, детская игрушка, Собор Парижской Богоматери, операционная система Windows – все это продукты материальной культуры. Мы не будем описывать даже основных представителей данного типа культуры. Тема эта огромна и неисчерпаема. Скажем только, что с развитием человечества список материальных ценностей растет безостановочно. В нем уже есть вещи, которые нельзя пощупать руками, однако их все же относят к материальным явлениям. Например, технологические процессы, которые нематериальны, но в результате их использования возникают вполне реальные физические предметы. Коротко суммируем вышесказанное.

  • Вещи, предметы, созданные человеком. Основная и самая древняя область материальной культуры. Как уже говорилось, все, что можно взять в руки, ощутить его вес, плотность, относится к этой сфере.
  • Техническая культура. Здесь подразумеваются наши умения, навыки, приобретенный опыт и сноровка, которые нужны при работе по созданию материальных объектов.
  • Технологические процессы. Как и предыдущий пункт, технологии не относятся к овеществленным продуктам. Это системы, этапы создания вещей, а также их использования.

Духовная культура

Что такое «духовная культура»? Ответ заключен в самом словосочетании:

«Все то, что создано человеком, но невозможно потрогать руками, и есть духовное».

И в этом главное отличие духовной культуры от материальной. Можно привести огромное количество примеров такой культуры: песни, наука, языки, поэзия, моральные ценности, высокие чувства и эмоции… И еще, и еще…

Духовная культура – это сложнейшая субстанция, состоящая из сотен и тысяч элементов-кирпичиков. Идеология, менталитет целых народов основаны на такой культуре. Мировоззрение, отношение к себе, к окружающим, к жизни связаны у человека именно с духовной культурой. Тема эта бескрайняя как в ширину, так и в глубину. Поэтому приведем несколько общепринятых постулатов, можно сказать, фундамент, на котором построен многоэтажный дом.

  • Общечеловеческая духовная культура. К ней относятся наука, общие моральные устои, богатство языка и т. п. элементы. Эта культура не зависит от отдельного человека или сообщества людей. Даже отдельно взятая страна не сможет изменить сущность общечеловеческих ценностей. Недавний пример (по меркам истории) – Германия времен Гитлера. Одна из ведущих стран, внесшая огромный вклад в мировую культуру, в одночасье отринула значительную часть накопленных человечеством духовных традиций и богатств. Итог всем известен – он печален, но закономерен.
  • Духовность отдельно взятого человека. Воспитание, знания, полученные в учебных заведениях, самообразование и т. д. – все это можно отнести к средствам индивидуального духовного обогащения. На основе этих составляющих формируется конкретная личность со своими взглядами на жизнь, любовь, семью, поведением в различных ситуациях… У большинства зрелых (речь не о возрасте, а о духовной составляющей) людей есть свое мировоззрение, исходя из которого они и живут.
  • Совместный формат культуры. Он объединяет два предыдущих пункта. Духовность отдельной личности невозможна без общечеловеческой культуры. Связующих элементов между культурой одного индивидуума и общей культурой множество. Это и религия, и философия, и научные знания, которые использует талантливый ученый в своих изысканиях.

Приведем гипотетический пример. Гениальный фармацевт, чье открытие в медицине спасло миллионы людей, не родился с готовой формулой, рецептом в голове. Он долго и упорно учился, постигал опыт, накопленный не одним поколением известных и неизвестных медиков. Результатом стало создание чудо-лекарства, победившего ранее неизлечимую болезнь. Из подобных примеров (не только в науке) состоит практически вся наша история.

Сравнение

Таблицу различий между двумя типами культур можно было бы и не составлять, так как это различие, по большому счету, всего одно. Но оно настолько существенно, что мы все-таки решили показать его более наглядно.

Заключение

Сколько существует человечество, столько и идет развитие его культурного богатства, причем мы говорим сейчас о культуре в целом. И как бы ни спорили ученые мужи, культурологи и всевозможные идеологи,в чем разница между духовной и материальной культурой, нужно четко понимать, что это две сущности, которые за тысячелетия существования человеческой цивилизации настолько тесно переплелись и срослись, что уже невозможно представить их отдельно, в отрыве от общего развития общечеловеческой истории.

Приведем простой пример. Книга – одно из величайших изобретений в истории нашей цивилизации. Сама по себе книга является предметом материальной культуры. Однако то, что в ней написано, безусловно, относится к духовному миру человека. Читая ее, он держит в руках вполне материальный предмет, имеющий вес, размер, плотность. И в то же время человек может испытывать сильнейшие эмоции от прочитанного – страдать и сопереживать вместе с виртуальными персонажами книги. Это и есть ярчайший показатель соединения, казалось бы, совершенно разных типов культур.

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

Собственно предметный мир, созданный человеком, - здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств - компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия - не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это - научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.

Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени - искусство.

Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура - идеи, замыслы художника - может воплощаться в материальных вещах - книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом - от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге - культурного развития любого общества.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга - бесспорный предмет духовной культуры - может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы - знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака - деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги - всеобщий рыночный эквивалент - можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

5. Культура – одна из важнейших характеристик специфики человеческой жизнедеятельности. Каждый индивид представляет собой сложную биосоциальную систему, функционирующую за счет взаимодействия с окружающей средой, что необходимо человеку для его нормального функционирования, жизнедеятельности и развития.

Большинство потребностей человека удовлетворяется посредством труда. А процесс труда всегда осуществляется при непосредственном участии и направляющем воздействии сознания человека, его мышления, знаний, чувств, воли. Система человеческой культуры – это мир вещей, предметов, а теперь и природной среды, созданных человеком для удовлетворения его потребностей. Значит культура - это "опредмеченный" мир человеческой духовности.

Культура есть продукт человеческой деятельности, а деятельность есть способ бытия человека в мире. Результаты человеческого труда постоянно накапливаются, и потому система культуры исторически развивается и обогащается многими поколениями людей. Все достигнутое человечеством в правовой, политической, государственной деятельности, в системах образования, медицинского, бытового и других видов обслуживания, в науке и технике, искусстве, религии, философии – все это принадлежит миру человеческой культуры:

· поля и фермы, промышленные (фабрики, заводы и т.п.) и гражданские (жилые дома, учреждения и др.) постройки, транспортные коммуникации (дороги, трубопроводы, мосты и т.д.), линии связи и т.д.;

· политические, правовые, образовательные и другие учреждения;

· научные знания, художественные образы, религиозные доктрины и философские системы, культура семьи

На Земле непросто найти такое место, которое бы в той или иной мере не было освоено человеческим трудом, которое не затронули бы деятельные руки человека, на котором не было бы печати человеческого духа.

Мир культуры окружает каждого. Каждый человек как бы погружен в море вещей, предметов человеческой культуры. Более того, индивид становится человеком постольку, поскольку он усваивает формы деятельности по производству и использованию предметов культуры (выработанные предыдущими поколениями людей). В семье, в школе, в высшем учебном заведении, на работе, в общении с другими людьми мы осваиваем систему предметных форм культуры, "распредмечиваем" их для себя. Только на этом пути человек изменяет сам себя, развивает свой внутренний духовный мир, свои знания, интересы, мораль, навыки, умения, мировоззрение, ценности, потребности и др. Чем выше степень освоения человеком достижений культуры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие.

Культура появилась одновременно с самим человеком, и первыми культуральными явлениями стали орудия труда, созданные нашими далекими предками.

Культура это единое, сложное, комплексное явление человеческой природы, которое условно (по степени преобладания духовной или материальной составляющих) часто делят на гуманитарную и естественнонаучную культуры.

Вряд ли сегодня кто-либо сможет описать все разнообразие культурных ценностей, достигнутых и достигаемых человечеством. Можно выделить лишь некоторые наиболее значимые области культуры человека на сегодняшний день. Подобное деление условно, спорно и во многом зависит от взглядов конкретного человека. Гуманитарная культура.

Гуманитарная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир можно вообразить в сознании. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный исключительно субъективным (личностным) сознанием человека и общества. Это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.

Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п. Но исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.

Большое значение в гуманитарных сферах имеют телеологические или финалистские объяснения, цель которых – раскрытие мотивов и намерений в деятельности людей. Интерес к подобным объяснениям усилился в последнее время, он был обусловлен результатами, полученными в синергетике, экологии и других естественных науках. Но еще большее значение в гуманитарных сферах имеет исследовательский метод, связанный с истолкованием, который обычно называют герменевтическим.

6. Культура выступает как важный фактор социальных обновлений общества . Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Современные западные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации. По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентаций, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи.

Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в период общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны.

В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной оптимально организованной и социально эффективной деятельности.

7. Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.

В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.


Похожая информация.


Культура – это деятельность человека по созданию разного рода ценностей, а также – результат такой деятельности. В общем смысле к этому понятию можно отнести все, сотворенное человеком. Однако говоря о материальной и духовной культуре, подразумевают разные понятия: все вышеперечисленное относится к первой категории, а вторая вбирает в себя идеи, образы, традиции, обычаи, и теории.

Особенности материальной культуры и ее отличия от духовной

Материальная культура конкретного народа включает в себя традиционную одежду, продукты, оружие, жилище, украшения, различные приспособления. Материальная культура в широком смысле включает в себя два основных элемента:

  1. Предметы, создаваемые руками человека (архитектура, приборы, бытовые элементы). В данном случае культура является актом приспособления человека к среде, а среды – к человеку. Современная информационная культура строится на основе различных устройств: телефонов, интернета, телевидения.
  2. Технологии, создаваемые человеком. Технологии относятся к материальной культуре, а не к духовной, потому, что имеют реальное живое воплощение. Например, технология «тач» нашла применение в телефонах, планшетах и ноутбуках нового поколения.
  3. Навыки и умения – это не просто теоретические знания, это их реальное воплощение. Именно потому, что они имеют физический образ, они и занесены в эту категорию. В этом можно узреть духовно-материальную культуру, но правильнее говорить просто о материальной, как о конкретном воплощении навыка.

Соответственно все элементы культуры, которые не подходят под описание материального вида, можно отнести к духовному.

Духовная культура и ее взаимосвязь с материальной

Главное различие духовной и материальной культуры заключается в том, что одна из них не имеет точного физического облика, а другая – имеет. Духовная культура находится не в нашем мире, а в области интеллектуальной деятельности, чувств и самовыражения.

Изначально идеальной формой духовной культуры выступала мифология. Мифы регулировали разного рода отношения, объясняли устройство мира, могли служить нормативным ориентиром. Позднее их роль заняла религия, а дальше к ней добавились философия и искусство.

Считается, что идеальная форма культуры не может быть связана с конкретным мнением – это научные знания, нормы морали, язык. В эту же категорию можно включить образовательную деятельность и объективные СМИ.

Впрочем, духовная культура в субъективном смысле также существует – это внутренний багаж человека, представленный его мнением, моральными устоями, знаниями, поведением, религиозными представлениями.

Интересно и то, что духовная культура способна плавно перетекать в материальную – идея скульптора воплотится и станет объектом материальной культуры. Впрочем, и материальная культура переходит в духовную: читая книги, рассуждая о их смысле, человек переводит реальную материальную культуру в субъективную духовную.

Материальная и духовная культура России

Культура России, как и любой другой страны, насчитывает много веков. Поскольку государство многонационально, местная культура многолика, ее сложно было бы подвести под один общий знаменатель.

Более того, каждый конкретный период времени ознаменован своими объектами культуры – в древности это были летописи, быт, национальные костюмы, затем – многочисленные картины, книги, памятники, стихи. Сейчас, в наши дни, культура по прежнему сохраняет в себе многие обычаи, традиции и другие части культуры прошлого, но многое заимствуется и у других стран. Это общий для многих стран 21 века процесс.

Загрузка...