aracs.ru

Где жил толстой алексей константинович. Последние годы. Близкое окружение юного Толстого

Алексей Константинович Толстой родился в 1817 году в знатной дворянской семье в Санкт-Петербурге. Вскоре после рождения ребенка семья Толстых распалась и мать вместе с сыном уехала на Украину. Детство маленького Алексея прошло в Черниговской губернии.

Алексей получил великолепное домашнее образование. Значительное влияние на характер и мировоззрение мальчика оказал его родной дядя А. А. Петровский, который был довольно известным писателем того времени и активным сторонником декабристов. Именно он стал прототипом в романе «Война и мир» при создании образа Пьера. Некоторые сказки дядя специально сочинял для своего племянника, например, дошедшая до наших дней сказка «Черная курица». Под влиянием дяди Алексей начал интересоваться и заниматься литературой.

А. К. Толстой по праву рождения являлся частью аристократической среды, но в детстве произошло событие, которое еще более поставило мальчика в особое положение. В возрасте 10 лет Алексей попал в число приглашенных для игр с будущим наследником России императором Александром II, с которым у него возникли в дальнейшем дружеские, тесные отношения. В более взрослом возрасте преимущества положения в качестве друга царя использовались А. К. Толстым, но не в личных целях. Так, Толстой делал все возможное для освобождения Тараса Шевченко из ссылки, высказывался в защиту Чернышева.

В 1834 году А. К. Толстой становится студентом в московском архиве Министерства Внутренних дел. В 1835 году Толстой с успехом сдает экзамен в университете и получает заслуженный чин. Дальнейшие годы его жизни с 1837 по 1840 связаны с дипломатической миссией России в Германии. В этот период жизни А. К. Толстой вел бурную жизнь известного светского человека, в которой присутствовали шутки и розыгрыши на грани дозволенного. Все проказы А. К. Толстого с легкостью сходили ему с рук лишь благодаря покровительству Александра II.

Значительное время А. К. Толстой посвящает в эти годы литературному творчеству. В 1841 году под литературной маской Краснорогский выходит его первая публикация фантастической повести «Упырь». В 1854 А. К. Толстой берет себе новый псевдоним и его стихи появляются в «Современнике» под авторством Козьмы Пруткова. Этот псевдоним был придуман в годы молодости А. К. Толстого совместно с его братьями как образ не очень умного и самовлюбленного бюрократа.

Личная жизнь молодого Толстого складывалась непросто. В 1850 году он влюбляется в жену полковника, руководившего конной гвардией. Развитию отношений сильно препятствовал муж, который длительное время не давал согласия на развод. Категорически против брака была и мать Толстого, которая с неприязнью относилась к невесте сына. Долгое время молодые не могли официально оформить брак, который был заключен только в 1863 году.

С 1860 по 1870 годы А. К. Толстой много времени проводил за границей. В эти годы активно печатаются его литературные работы в известнейших журналах того времени, таких как «Русский вестник», «Современник», «Вестник Европы». В 1861 году выходит в свет его поэма «Дон Жуан». Дальнейшие годы связаны с работой над текстами исторической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В эти годы А. К. Толстой работает над переводами трудов Гейне, Гете, Байрона. В 1867 году выходит собрание стихотворений А. К. Толстого, которое стало последней публикацией писателя в годы его жизни.

Последние годы жизни А. К. Толстой провел уединенно в своей усадьбе Красный Рог, мучаясь приступами астмы и сильнейшими головными болями. Эти годы связаны с серьезным ухудшением финансового состояния писателя, что еще более способствовало развитию заболеваний. Для облегчения физических страданий А. К. Толстой вынужден был принимать морфий, передозировка которого стала причиной его смерти.

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ

Даты жизни : 5 сентября 1817 – 10 октября 1875
Место рождения : Санкт-Петербург
Русский писатель, поэт, драматург, сатирик
Известные произведения : «Князь Серебряный», «Смерть Иоанна Грозного», «Средь шумного бала, случайно…»

Алексей Константинович Толстой - классик русской литературы, один из крупнейших наших поэтов второй половины XIX столетия, блестящий драматург, переводчик, создатель великолепной любовной лирики, непревзойдённый до сих пор поэт-сатирик, писавший свои произведения, как под своим настоящим именем, так и под именем придуманного Толстым вместе с братьями Жемчужниковыми Козьмы Пруткова. А ещё Толстой - классик отечественной «страшной литературы», его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики. Произведения Алексея Константиновича Толстого знакомы нам со школьной скамьи. Но вот о жизни самого писателя, как ни парадоксально, известно немного. Дело в том, что большая часть архивов писателя погибла при пожарах, а значительная часть переписки была уничтожена после смерти Толстого его женой. Исследователям творчества писателя приходилось восстанавливать факты его жизни буквально по крупинкам. А надо сказать, что жизнь Алексей Константинович прожил очень интересную.
Будущий писатель родился в семье графа Константина Петровича Толстого, банковского советника и Анны Алексеевны урождённой Перовской, побочной дочери графа Алексея Кирилловича Разумовского. Отец добился для неё и братьев дворянского титула и фамилии «Перовские», а также дал основательное образование.
Дядей со стороны отца был известный скульптор и вице-президент Академии художеств – граф Фёдор Петрович Толстой.
Дяди со стороны матери – известный в те времена писатель Алексей Алексеевич Перовский (известный нам под псевдонимом Антон Погорельский), а также ставший позднее министров внутренних дел Лев Алексеевич Перовский и будущий генерал-губернатор Оренбурга – Василий Алексеевич Перовский.
Когда мальчику было всего 6 недель, брак его родителей распался, и Анна Алексеевна увезла сына на Украину в имение своего брата Алексея. Практически, дядя стал главным воспитателем Алексея Константиновича. Знаменитую сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Погорельский написал специально для Алёши Толстого.
Поскольку Погорельский был известным беллетристом, то и в племяннике с ранних лет сумел воспитать любовь к книгам и литературному творчеству. Именно Алексей Алексеевич послужил впоследствии для Льва Толстого прототипом для создания образа Пьера Безухова в романе «Война и мир».
В 1810 году Перовский привозит сестру и племянника в Петербург. Здесь в течение десяти лет он поддерживает дружеские связи с известными литераторами: А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, К.Ф. Рылеевым и другими. К литературным обсуждениям с интересом прислушивается и племянник.
Вскоре после приезда стараниями Жуковского Алексея приводят товарищем для игр будущему российскому императору Александру II, которому на то время было тоже восемь лет. Мальчики сошлись характерами и сохранили добрые отношения на всю жизнь. Впоследствии супруга императора также ценила личность и талант Толстого.
В 1827 году Алексей Константинович вместе с мамой и дядей отправляются в Германию, где посещают Гёте. Свои детские впечатления и подарок великого писателя (обломок бивня мамонта) Толстой сохранит на долгие годы. В 1831 году по «коммерческим» делам Перовский едет в Италию, куда также берёт сестру с племянником. Алексей настолько «влюбляется» в эту страну, её произведения искусства и исторические памятники, что после возвращения в Россию долгое время тоскует о великих итальянских городах. В это время в своих дневниках он называет Италию «потерянным раем».
Получив хорошее домашнее образование, Толстой в марте 1834 года поступает «студентом» в Московский главный архив министерства иностранных дел. Здесь его интерес к истории получает ещё большее развитие. Служба не особенно обременяет Толстого – в архиве он занят всего два дня в неделю. Остальное же время посвящает светской жизни. Но посещая балы и вечеринки, он уделяет время и другим занятиям – Толстой начинает серьёзно заниматься литературой.
В следующем году он пишет свои первые стихотворения, которые были одобрены Жуковским и даже Пушкиным.
В 1836 году Толстой берёт четырёхмесячный отпуск, чтобы сопроводить тяжело больного Перовского на лечение в Ниццу. Но по дороге, в варшавской гостинице» Перовский умирает. После смерти Перовского Толстой получает по завещанию всё его крупное состояние.
В конце 1836 г. Толстой переведён в департамент министерства иностранных дел и вскоре назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Впрочем, служба была, по сути, простой формальностью и хотя во Франкфурт Толстой съездил (где впервые увиделся с Гоголем), большую часть своего времени он, как и всякий молодой светский человек, проводит в развлечениях.
В 1838-39 годах Толстой проживает в Германии, Италии и Франции. Здесь он пишет свои первые рассказы (на французском языке) – «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (1839). Правда, рассказы эти будут опубликованы только после смерти автора. Эти произведения Толстого - яркие образцы мистики (кстати, интерес к потустороннему миру сохранится у писателя и в зрелом возрасте: известно, что он читал книги по спиритизму, посещал сеансы гастролировавшего в России английского спирита Юма).
В 1840 году Алексей Константинович получает звание коллежского секретаря. С декабря месяца Толстого переводят во II Отделение императорской канцелярии в Петербурге. Вернувшись в Россию, Толстой продолжает жить «светской жизнью»: приударяет за барышнями на петербургских балах, с шиком тратит деньги, охотится в своём имении Красный Рог в Черниговской губернии, перешедшем ему по наследству от Алексея Перовского. Охота становится для Толстого страстным увлечением, он неоднократно с риском для жизни ходил с рогатиной на медведя. Вообще, Алексей Константинович отличался удивительной физической силой - закручивал винтом серебряные вилки и ложки, разгибал подковы.
В 1841 году Алексей Константинович впервые выступает в печати как писатель – издаётся его книга «Упырь. Сочинения Краснорогского» (псевдоним был взят от названия имения Красный Рог). Виссарион Григорьевич Белинский отметил это произведение, как творение ещё очень молодого, но очень перспективного дарования.
С 1842 по 1846 Толстой успешно двигается по карьерной лестнице, получая всё более высокие звания. В эти годы он пробует себя в жанре поэзии (стихотворение «Серебрянка» в «Листке для светских людей») и прозы (рассказ «Артемий Семёнович Бервенковский, фрагмент «Амена» из ненаписанного романа «Стебеловский»), пишет очерки о Киргизии.
В 1847-49 годах начинает писать баллады из русской истории, планирует создать роман «Князь Серебряный».
Все эти годы Алексей Константинович ведёт жизнь, типичную для светского человека: не утруждает себя службой, часто путешествует, участвует в светских развлечениях и флиртует с барышнями. Он красив, умён и полон сил.
В 1850 году Толстой едет «с проверкой» в Калужскую губернию. Поездку свою он называет даже «изгнанием», но именно здесь впервые читает свои стихи и главы из романа «Князь Серебряный» на публике – в доме губернатора, в присутствии Николая Васильевича Гоголя. В этом же году писатель приобретает имение Пустынька недалеко от Петербурга.
В 1850 году Толстой вместе со своим двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым, скрывшись за псевдонимами «Y» и «Z» отправили на цензуру комедию в одном действии «Фантазия». Цензор хотя и внёс в произведение поправки, но в целом ничего предосудительного в нём не нашёл. Премьера пьесы состоялась 8 января 1851 года в Александрийском театре и закончилась грандиознейшим скандалом, после которого постановка была запрещена: публика совершенно не поняла новаторства пьесы, пародийности абсурдных диалогов и монологов, присутствовавший на премьере император Николай I покинул зал, не дожидаясь окончания представления.
Но судьба практически сразу «вознаграждает» новоявленного драматурга за неприятность – на маскарадном балу он знакомится с умной, красивой и волевой женщиной – Софьей Андреевной Миллер (женой конногвардейского полковника, урождённой Бахметьевой), которая в 1863 году станет его женой. После начала романа с Толстым она сразу уезжает от мужа в имение брата, но категоричное нежелание матери Алексея Константиновича видеть её своей невесткой и препятствование со стороны мужа, не дававшего ей развод, приводит двух любящих людей к браку только через 12 лет после знакомства.
В 1852 году Толстой, «используя служебное положение» успешно хлопочет о смягчении участи И.С. Тургенева, арестованного за статью в память о Гоголе.
Через два года писатель «выходит» со своими произведениями в «Современник». Здесь печатаются его стихотворения о природе («Колокольчики мои» и др.), начинает выходить цикл сатирической юмористической поэзии под псевдонимом «Козьма Прутков», который Толстой пишет совместно с братьями Жемчужниковыми. В этом же году Алексей Константинович знакомится с Львом Николаевичем Толстым.
Во время крымской войны в 1855 году Толстой хочет организовать особое добровольное ополчение. Но когда это ему не удаётся, поступает в «стрелковый полк Императорской фамилии». До фронта военных действий добраться они не успели, но зимой 1855-56 годов большая часть полка была «выкошена» тифом. Не избежал этой болезни и Толстой. Ухаживать за ним приехала Софья Андреевна, а Александру II лично каждый день посылали телеграммы о состоянии здоровья Алексея Константиновича.
После коронации Александра II (1856), на которой Толстой был почётным гостем, император произвёл своего «старого друга» в подполковники и назначил флигель-адьютантом.
В следующем году умерли два близких для писателя человека – его мать и дядя, Василий Алексеевич. На похороны матери Алексей Константинович приглашает своего отца. С этого времени он начинает высылать ему пенсию, примерно около 4 тысяч рублей в год. В это же время он селит любимую женщину с её родными в своём имении Пустынька под Петербургом.
В январе 1858 Толстой возвращается в Петербург. В этом году в «Русской Беседе», издаваемой славянофилами публикуется его поэма «Грешница», а в следующем – «Иоанн Дамаскин».
Император жалует Толстому орден Святого Станислава 2-й степени.
С 1859 года Алексея Константиновича увольняют в бессрочный отпуск от обязанностей флигель-адьютанта и он поселяется в одном из своих имений – Погорельцы. Писатель вступает в Общество любителей российской словесности, начинает работать над поэмой «Дон Жуан».
С 1860 года в течение десяти лет большую часть времени Толстой проводит в Европе, лишь иногда приезжая в Россию.
В 1861 году он празднует вместе со своими крестьянами в Красном Роге освобождение их от крепостного права. Осенью пишет Александру II прошение об отставке. 28 сентября получает положительный ответ и почётную, ни к чему не обязывающую должность егермейстера с оставлением в чине статского советника.
До половины января 1862 года писатель с огромным успехом читает на собраниях у императрицы свой новый роман «Князь Серебряный». По окончании чтений получает от государыни ценный подарок (массивный золотой брелок в форме книги с памятными записями). В этом же году в «Русском вестнике» публикуется его поэма «Дон Жуан» и роман «Князь Серебряный». К зиме писатель уезжает в Германию.
В апреле следующего года после долгих лет ожидания они венчаются с Софьей Михайловной в православной церкви Дрездена. Супруга возвращается на родину, а Толстой остаётся на лечение.
Первой слушательницей его нового произведения снова становится императрица. В июле 1864 года в Швальбахе он читает государыне и её свите «Смерть Иоанна Грозного». В начале 1866 года трагедия печатается в журнале «Отечественные записки». 1867 – с большим успехом ставится на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. В 1868 – благодаря замечательному переводу поэтессы Каролины Павловой её видят зрители придворного театра герцога Веймарского. В этом же году Толстой пишет пародийную «Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева» в стихах. В 83 строфы писатель умудрился вместить историю Руси с 860 по 1868 год. Произведение было напечатано уже после смерти Толстого.
После преобразования «Вестника Европы» в общелитературный журнал Алексей Константинович часто печатает в нём свои произведения. Здесь выходят его былины и стихотворения, вторая и третья части трилогии об Иване Грозном (1868, 1870), автобиографическая повесть в стихах «Портрет» и стихотворный рассказ «Дракон».
Здоровье Толстого всё ухудшается. Его мучает астма и страшные невралгические головные боли. С 1871 по весну 1873 года писатель ездит на лечение в Германию и Италию. Ему становится несколько легче. В 1873 году он даже отдаёт в печать новую поэму «Сон Попова». В декабре его избирают членом-корреспондентом Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности.
В следующем году писателю становится хуже. Он лечится и в России, и за границей. В конце концов, ему прописывают морфин, что становится началом конца. Развивается зависимость от морфина. 28 сентября (10 октября) 1875 года во время сильнейшего приступа головной боли Алексей Константинович вводит себе слишком большую дозу морфия, что приводит к смерти.
Умер он в своём имении Красный Рог (сейчас – Почепский район Брянской области), здесь же и был похоронен.
В селе Красный Рог, что в пятидесяти километрах от Брянска, находится бывшая усадьба известнейшего в России поэта, прозаика и драматурга Алексея Толстого. Здесь он провел свои последние годы жизни, здесь и похоронен. В настоящее время здесь находится Музей-усадьба Алексея Толстого .

Баллады и стихотворения

«Василий Шибанов» (1840)
«Бунт в Ватикане» (1864)

«Благовест» (1840)
«Илья Муромец» (1871)
«Канут» (1872)
«Край ты мой, родимый край...»
"Князь Михайло Репнин"
"Где гнутся над омутом лозы..."

Поэмы

«Грешница» (1858)
«Иоанн Дамаскин» (1859)
«Алхимик» (1867)
«Сон Попова» (1873)
«Портрет» (1874)
«Дракон» (1875)

Драматургия

«Фантазия» (1850; первая постановка в Александринском театре в 1851 году)
"Дон Жуан» (1862)
«Смерть Иоанна Грозного» (1865; первая постановка в Александринском театре в 1867 году). Трагедия экранизирована в 1991 году.
«Царь Фёдор Иоаннович» (1868; первая постановка в 1898 году в театре Литературно- художественного общества)
«Царь Борис» (1870; первая постановка в 1881 году в Московском театре Бренко)
«Посадник» (1871; первая постановка в 1877 году в Александринском театре)

Проза

«Упырь» (1841), повесть неоднократно экранизировалась
«Волчий приёмыш» (1843)
«Амена» (1846)
«Князь Серебряный» (1862), роман дважды экранизирован

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

Алексей Константинович Толстой //Хронос. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/tolstoi_ak.php

Толстой Алексей Константинович: Собрание сочинений //Lib.ru/Классика. – Режим доступа:

Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября н.с.) 1817 года в Петербурге. Граф, русский прозаик, поэт, драматург.

С материнской стороны происходил из рода Разумовских (прадед – последний украинский гетман Кирилл Разумовский; дед – министр народного просвещения при Александре I – А.К. Разумовский). Отец – граф К.П. Толсто, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и ее брата – писателя А.А. Перовского, поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого.

В 1834 году поступил в Московский архив министерства иностранных дел. Затем был на дипломатической службе. В 1843 году получил звание камер-юнкера. В конце 30-х – начале 40-х годов Толстой написал фантастические повести в стиле готического романа и романтической прозы - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (на франц. яз.). Первая публикация – повесть «Упырь» (1841 г ., под псевд. Краснорогский) – сочувственно встречена В.Г. Белинским. В 40-е годы А. Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861 ), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов, напечатанных позднее (в 50-60-е годы ); многие из них приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы», «Курган», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и другие).

В начале 50-х годов А. Толстой сблизился И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым и др. писателями. С 1854 года печатает в «Современнике» стихи и литературные пародии. В сотрудничестве со своими двоюродными братьями А.М. и В.М. Жемчужниковыми в отделе «Литературный ералаш» «Современника», в «Свистке» публиковал сатирико-пародийные произведения за подписью Козьма Прутков; творчество вымышленного ими автора стало пародийным зеркалом отживающих литературных явлений и вместе с тем создавало сатирический тип николаевского бюрократа, претендующего на роль законодателя художественного вкуса.

Отойдя с 1857 года от участия в «Современнике», Толстой стал печататься в «Русской беседе», а в 60-70-х гг . – главным образом в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы». В эти годы он отстаивал принципы т.н. «чистого искусства», независимого от политических идей. В 1861 году А. Толстой ушел со службы, которой очень тяготился, и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862 ), роман «Князь Серебряный» (1863 ), историческую трилогию – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866 ), «Царь Федор Иоаннович» (1868) , «Царь Борис» (1870 ).

В 1867 году вышло первое собрание стихотворений Алексея Толстого. В последнее десятилетие писал баллады («Змей Тугарин», 1868 ; «Песня о Гаральде и Ярославне», 1869 ; «Роман Галицкий», 1870 ; «Илья Муромец», 1871 и др.), стихотворения политической сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», опубл. 1883; «Сон Попова», опубл. 1882 и др.), поэмы («Портрет», 1874 ; «Дракон», 1875 ), лирические стихи.

Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А. Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 года скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

Творчество Алексея Толстого проникнуто мотивов, философских идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам философии истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края – эти особенности Толстого как человека и как мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров.

Политические идеалы А. Толстого были своеобразны. Сам он считал, что стоит вне враждующих лагерей современного русского общества. Он ненавидел политический гнет, презирал носителей ретроградных взглядов и беспринципных политиков-бюрократов, но не доверял и людям революционных убеждений, находил их деятельность вредной для общества. Обращаясь к истории и размышляя о судьбах страны, толстой отрицал прогрессивность развития русской монархической государственности, объединения Руси вокруг Московского княжества. Бюрократизация государственного аппарата, неограниченность единодержавия царей представлялась Толстому результатом воздействия татарского ига на политический строй Руси. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород. Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя рыцарственной аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой, - таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси. Баллады, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией.

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (24.08.1817-28.09.1875), русский прозаик, поэт, драматург. Детство провел в Черниговской губ. в имении своего дяди Алексея Перовского (известного в литературе под псевд. Антона Погорельского), поощрявшего рано пробудившиеся у мальчика литературные интересы.

В 1834 Толстой выдержал экзамен в университете и был зачислен “студентом” в Московский архив министерства иностранных дел. В 1837 был прикомандирован к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, в 1840 возвратился в Россию и был назначен чиновником в канцелярию по законодательству.

Впервые в печати Толстой выступил с фантастической повестью “Упырь”. В 1840-е Толстой писал много, но напечатал лишь одно стихотворение, все же написанное в это время появилось в печати значительно позже.

В 1850-е Толстой вместе с своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создает образ Козьмы Пруткова, от имени которого они выступают с литературными пародиями и сатирами. С 1854 стали появляться в “Современнике” лирические стихи Толстого и прутковские сатиры. Эти годы были самыми плодотворными в творчестве писателя. Выйдя в 1861 в отставку, он жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губ., изредка наезжая в столицы. Творчество Толстого многожанрово. В 1867 вышел первый сборник его стихотворений. В 60-е им написаны роман “Князь Серебряный”, драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир.

Последние годы жизни Толстой тяжело страдал от расстройства нервов, облегчая боль приемами морфия. Умер он в имении Красный Рог в Черниговской губ.

Творчество Толстого, проникнутое любовью к здоровой земной жизни, русской природе и родине, отразило движение русской литературы от романтизма к реализму, достижения которого сказались в ясности и точности изображения природы, в верности и глубине раскрытия душевных переживаний, в сатирическом обличении крепостничества.

К.П. Брюллов . Портрет графа А.К. Толстого. 1836.

Толстой Алексей Константинович (24.08.1817-28.09.1875), писатель, поэт, драматург. Родился в Петербурге. С материнской стороны происходил из рода Разумовских (прадед - последний малороссийский гетман Кирилл Разумовский; дед - министр народного просвещения при Александре I - А. К. Разумовский ). Отец - гр. К. П. Толстой, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и ее брата - писателя А. А. Перовского (см.: А. Погорельский), поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого. В 1834 поступил в Московский архив Министерства иностранных дел. Затем был на дипломатической службе. В 1843 получил звание камер-юнкера. В к. 30-х - н. 40-х Толстой написал фантастические повести в стиле готического романа и романтической прозы - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (на фр. яз.). Первая публикация - повесть «Упырь» (1841, под псевд. Краснорогский). В 40-е Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов, напечатанных позднее (в 50-60-е); многие из них приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы», «Курган», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др.). В н. 50-х Толстой сблизился с И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым и др. писателями. С 1854 печатает в «Современнике» стихи и литературные пародии. В сотрудничестве со своими двоюродными братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми в отделе «Литературный ералаш» «Современника», в «Свистке» публиковал сатирико-пародийные произведения за подписью Козьма Прутков; творчество вымышленного ими автора стало пародийным зеркалом отживающих литературных явлений и вместе с тем создавало сатирический тип бюрократа, претендующего на роль законодателя художественного вкуса.

Отойдя с 1857 от участия в «Современнике», Толстой стал печататься в «Русской беседе», а в 60-70-х - гл. обр. в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы». В эти годы он отстаивал принципы т. н. «чистого искусства», независимого от политических, в т. ч. «прогрессивных» идей. В 1861 Толстой ушел со службы, которой очень тяготился, и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений Толстого. В последнее десятилетие писал баллады («Змей Тугарин», 1868, «Песня о Гаральде и Ярославне», 1869, «Роман Галицкий», 1870, «Илья Муромец», 1871 и др.), стихотворные политические сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», опубл. 1883; «Сон Попова», опубл. 1882, и др.), поэмы («Портрет», 1874; «Дракон», 1875), лирические стихи.

Творчество Толстого проникнуто единством мотивов, философских идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам философии истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края - эти особенности Толстого как человека и мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру русского народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород. Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой, - таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси. Баллады, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Канут» и др. образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления (напр., кн. Владимир Киевский). По системе художественных средств эти баллады близки некоторым лирическим стихотворениям Толстого («Благовест», «Коль любить, так без рассудку», «Край ты мой, родимый край» и др.).

Баллады Толстого, рисующие эпоху укрепления русской государственности, пронизаны драматическим началом. Сюжетами многих из них послужили события из истории царствования Ивана Грозного, который представлялся поэту наиболее ярким выразителем принципа неограниченного самовластия и полного поглощения личности государством. «Драматические» баллады более традиционны по форме, чем «лирические», относящиеся преимущественно к к. 60-х - н. 70-х. Однако и в них Толстой проявил себя как оригинальный поэт, видоизменяющий поэтическую структуру жанра. Так, в балладе «Василий Шибанов» Толстой пересматривает героическую ситуацию спора свободолюбивого подданного с царем, получившую признание под влиянием творчества Ф. Шиллера. Передавая обличение Ивана Грозного Курбским, Толстой подчеркивает в участниках драматического конфликта - царе и мятежном боярине - общие черты: гордость, бесчеловечность, неблагодарность. Способность же к самопожертвованию, готовность пострадать за слова правды автор видит в простом человеке, которого сильные мира сего приносят в жертву своему спору: безвестный раб одерживает нравственную победу над царем и своим подвигом восстанавливает торжество подлинно человеческого величия над мнимым. «Василий Шибанов», как и др. «драматические» баллады Толстого, по своей тематике и сложности психологических характеристик героев, по этическому подходу поэта к историческим событиям примыкает к произведениям Толстого крупных жанров.

В романе «Князь Серебряный» Толстой рисует жестокие столкновения сильных людей в обстановке разнузданного самовластья и показывает пагубное влияние произвола на личность самого монарха и его окружение. В романе показано, как, удаляясь от развращенного придворного круга, а иногда и скрываясь от преследований или социального угнетения, одаренные люди из разных слоев общества «творят историю», защищают родину от вторжения внешних врагов, открывают и осваивают новые земли (князь Серебряный, Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Митька и др.). Стиль романа связан с традициями исторического романа и повести 30-х, в т. ч. с традициями, идущими от повестей Н. В. Гоголя «Страшная месть» и «Тарас Бульба».

В драматической трилогии Толстой изобразил русскую жизнь к. XVI - н. XVII в. Решение историко-философских проблем и в этих пьесах для него важнее, чем точное воспроизведение исторических фактов. Он рисует трагедию трех царствований, изображая трех самодержцев: одержимого идеей божественного происхождения своей власти Ивана Грозного, мягкосердечного Федора и мудрого правителя - «гениального честолюбца» Бориса Годунова.

Особое значение Толстой придавал созданию индивидуальных, своеобразных и ярких характеров исторических лиц. Крупным достижением явился образ царя Федора, свидетельствующий об усвоении писателем принципов психологического реализма в 60-е. Постановкой трагедии «Царь Федор Иоаннович» был открыт в 1898 Московский Художественный театр.

Особенности исторического мышления Толстого сказались и в политических сатирах. За анекдотическим сюжетом «Сна Попова» скрывалась едкая насмешка поэта над либералами. Полемика с нигилистами отразилась в стихах «Порой веселой мая…», «Против течения» и др. В «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» Толстой подверг беспощадному осмеянию исторические явления, которые, как он считал, мешали жить национальной России. Интимной лирике Толстого, в отличие от его драматургии и баллад, чужда приподнятость тона. Его лирические стихотворения просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений Толстого положены на музыку русскими композиторами; романсы на его слова писали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, С. И. Танеев и др.

Алексей Константинович Толстой - русский писатель-классик, один из создателей Козьмы Пруткова и автор повестей, поэм, стихотворений и сатирических заметок. Пусть он не так известен, как его однофамилец Лев Николаевич (который, к слову, являлся троюродным братом Алексея Константиновича), но его жизнью и творчеством стоит познакомиться. Многие факты об А. К. Толстом очень занимательны, но известны очень узкому кругу читателей. Алексей Константинович Толстой – интересные факты.

А. К. Толстой родился 5 сентября 1817 года в Петербурге в семье банковского советника и побочной дочери графа А. К. Разумовскго. Родители мальчика разошлись почти сразу после его рождения, через 6 недель, и он уехал с матерью в Черниговскую губернию, на Украину. Толстого воспитывал дядя по материнской линии, А. А. Перовский, он же Антоний Погорельский. Дядя очень любил племянника, не случайно именно ему он посвятил сказку «Черная курица, или Подземные жители», главного героя которой зовут Алеша.

У Толстого также был знаменитый дядя со стороны отца - Федор Павлович Толстой, известный скульптор и вице-президент Академии художеств. Но все же интересом к искусству и связям в творческих кругах Толстой обязан в первую очередь А. А. Перовскому.

Толстой получил хорошее домашнее образование, но кроме этого его кругозор расширялся в путешествиях, например, в 14 лет он с матерью путешествовал по Италии, о чем позже вспоминал в своем дневнике, называя страну «потерянным раем». В 10 лет Толстой был в Германии, где виделся с Гете. Эту встречу он, конечно, запомнил на всю жизнь, а подарок Гете (обломок бивня мамонта) хранил на протяжении долгих лет.

С детства А. К. Толстой был близок к будущему императору Александру II (Толстого привели товарищем для игр будущему правителю, так как мальчики были одного возраста, восьми лет). В более взрослом возрасте его отношения с царской семьей также оставались хорошими. В частности, Толстой был почетным гостем на коронации Александра II. Однако от службы Толстой уклонялся и в конце концов подал в отставку, чтобы заниматься тем, что приносит ему удовольствие - литературой.

Расположение властей к писателю зачастую спасало других литераторов. Так, например, А. К. Толстой хлопотал о смягчении наказания И. С. Тургенева, осужденного за статью в память Н. В. Гоголя, и, поскольку Толстой имел репутацию человека «благонадежного», наказание смягчили, за что Тургенев был безмерно благодарен.

Увлечения

Домашнее образование Толстого логично продолжилось в Московском главном архиве министерства иностранных дел, куда он поступил «студентом». Во время обучения возрос интерес юноши к истории. Это было даже не совсем обучение, скорее служба, которая, правда, не была в тягость Толстому, так как он бывал на ней только дважды в неделю. Вне архива писатель много времени проводит на балах и вечеринках, сел светскую жизнь, но в то же время начиная всерьез заниматься литературной деятельностью.

С 1836 Толстой, сдав экзамен, от Московского университета получает образование за границей: в Германии, Италии и Франции. Здесь он много общается с творческими людьми, пишет, ищет свой стиль.

А. К. Толстой был известен как человек, одаренный необыкновенной физической силой. Говорили, что он мог загнуть подкову и кочергу, порвать целую колоду карт и перебросить гирю через здание усадьбы.

Толстой увлекался охотой на вальдшнепов. Это увлечение Толстого отражено и на портрете кисти Брюллова: на полотне литератор изображен в охотничьей одежде и с ружьем. Кроме этого, последняя должность Толстого - егермейстер Императорского двора. Это была должность почетная, но ни к чему не обязывающая, что подходило Толстому, мечтавшему заниматься литературой и не отвлекаться на службу.

А. К. Толстой очень хотел принять участие в Крымской войне, в частности, обороне Севастополя, он даже на собственные деньги собрал отряд добровольцев, снабдив их снаряжением. Но планам Толстого не суждено было сбыться: когда он с отрядом был в Одессе, началась эпидемия тифа и полк пришлось расформировать. В это время писатель заболел тифом, долго находился в шаге от смерти, но смог вылечиться от этой страшной болезни.

Семья

А. К. Толстой был женат. Жену свою он увидел в 1850 году на балу и влюбился, хотя не видел даже ее лица. Ей и посвящено знаменитой стихотворение «Средь шумного бала случайно…» (1851): «Мне стан твой понравился тонкий… И весь твой задумчивый вид…». Мать Толстого была категорически против брака, родные Софьи тоже недолюбливали Толстого, очевидно, из-за того, что Софья Андреевна Толстая (Миллер) на момент встречи была замужем. Пара смогла оформить брак (вероятно, гражданський, а не венчание) 12 лет спустя в Дрездене, когда муж Софьи дал ей развод. Своих детей у пары не было, но они вместе воспитывали Андрея, племянника Толстого.

Софья Андреевна была очень образованной женщиной, знала 10 иностранных языков и часто цитировала стихи в оригинале, особенно любила Гете.

Алексей Константинович был знаком с Львом Николаевичем Толстым, который приходится ему троюродным братом.

Мировоззрение

После 1860 года, получив увольнение от службы, Толстой большую часть времени проводит в Европе, занимаясь литературой. В 1861, во время выхода приказа об отмене крепостного права, писатель был в России и праздновал это событие вместе с крестьянами. Он был противником жестоких реформ, репрессий и угнетения любого человека, поэтому радовался освобождению крестьян от зависимости.

Алексей Константинович был религиозным человеком, что отражалось и в его мировоззрении, и в общении с людьми, и в трепетном отношении к молитвам.

Как ни странно, творчество А. К. Толстого очень нравилось Владимиру Ленину.

А любимым историческим периодом Толстого в истории России были времена Киевской Руси.

Последние несколько лет жизни А. К. Толстой страдал от мигрени. Он пытался заглушить боль популярным тогда морфием, но приобрел от него зависимость, от которой страдал еще больше. Причиной смерти писателя стала передозировка этого наркотика. Он умер в своем имении «Красный рог», где и был похоронен. Наследницей осталась его жена, Софья Андреевна, так как детей у супругов не было.

На протяжении всей жизни писатель пытался ответить на вопрос: «В чем есть смысл жизни?» и только ближе к смерти он пришел к выводу, что человек живет ради добра.

Литературное творчество

А. К. Толстой начал «марать бумагу», как он сам выражался, довольно рано, в 6 лет. Первые стихотворения были вдохновлены лучшими русскими поэтами и, хоть по смыслу и были наивны, отличались правильной стихотворной структурой.

Литературная карьера А. К. Толстого началась с страшных новелл, написанных по-французски, таких как «Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет». «Упырь» (1841) был дебютом Толстого в печати как писателя под псевдонимом Красногорский. Это произведение отметил Белинский, заметив, что Толстой — «еще молодой, но очень перспективный писатель».

Дальнейшее его творчество разнообразно и состоит из текстов разных жанров. Последнее произведение Толстого - поэма «Дракон». Это мистификация, то есть автор выдавал ее за перевод итальянской поэмы XV века. Позже было доказано, что подлинника как такого нет, но стиль поэмы выдержан - она близка к «Божественной комедии» Данте.

Наиболее популярным при жизни Толстого был роман «Князь Серебряный». Его уже тогда поставили на сцене и выпустили переделанным для того, чтобы его могли читать простые люди. На сегодняшний день роман переиздан более ста раз.

Первые серьезные стихотворения Толстого появляются в 1835 году и получают одобрение таких писателей, как Пушкин и Жуковский. Это, кончено, не могло не радовать начинающего поэта.

В 1850 году А. К. Толстой впервые читает свои стихотворения, да не где-нибудь, а в присутствии Н. В. Гоголя.

Стихотворения Толстого любимы не только обыкновенными читателями, но и композиторами. Их тексты положены на музыку, существует более 200 песен и романсов, некоторые из которых настолько популярны, что публика и не думает, кто является их автором.

А. К. Толстой проявил себя и в драматургии. Его пьеса «Фантазия», поставленная в 1851 году, получилась скандальной, Николая I запретил ее показывать по цензурным соображениям. Зато трагедия «Смерть Иоанна Грозного» очень понравилась императрице, а ее постановка в Александрийском театре имела огромный успех. В этом же году трагедия была переведена на немецкий (перевод Каролины Павловой) и и стала известна и довольно популярна в Германии.

А. К. Толстой жил во время противостояния славянофилов и западников, себя он называл убежденным западником.

А. К. Толстой - один из создателей Козьмы Пруткова. Козьма - это вымышленный персонаж, якобы представитель народа, под именем которого печаталось множество афоризмов, например «Зри в корень», «В глубине всякой груди есть своя змея». Над этим образом Толстой работал совместно со своими двоюродными братьями, Александром и Алексеем Жемчужниковыми. Сборник афоризмов Козьмы Пруткова печатался в «Современнике» и пользовался большой популярностью.

Загрузка...