aracs.ru

Духовные искания андрея болконского и пьера безухова. Общие и отличительные черты в характерах андрея болконского и пьера безухова (л. н. толстой. «война и мир») Что общего между пьером и андреем болконским

Пьер Безухов и Андрей Болконский - два воплощения одного авторского идеала

Роман Толстого «Война и мир» познакомил нас со многими героями, обладающими лучшими человеческими качествами, благородными, целеустремленными, добросердечными ревнивцами высоких нравственных идеалов. И прежде всего к ним относятся Пьер Безухое и Андрей Болконский. Каждый из них представляет собой яркую личность, обладает привлекательными индивидуальными чертами характера. Но вместе с тем в них много общего и оба они являются воплощением одного авторского идеала - человека, способного глубоко мыслить и в результате этого нравственно развиваться и духовно совершенствоваться, совершать поистине героические поступки.
Изображая своих героев, автор вовсе не приукрашивал и не идеализировал их: он наделил Пьера и Андрея противоречивыми чертами, достоинствами и недостатками. В их образе он представил обычных людей, способных быть и сильными, и слабыми в отдельные моменты своей жизни, но умеющих преодолеть внутреннюю борьбу и самостоятельно возвыситься над ложью и обыденностью, духовно возродиться и найти свое призвание в жизни. Их пути - разные, но вместе с тем в них много общего. И, в частности, сходство заключается в их душевных мытарствах, в борьбе. У Пьера - с собственной слабостью характера, трусостью, излишней доверчивостью и идейным бездорожьем. У Андрея Болконского-с гордостью, надменностью, честолюбием и призрачными устремлениями к славе.
Пьер Безухов - один из центральных, наиболее привлекательных героев романа. Его образ, как и образ Андрея Болконского, изображен в постоянной динамике. Писатель делает акцент на почти детской доверчивости, доброте и искренности помыслов своего героя, и поначалу Пьер представлен растерянным, пассивным, абсолютно бездеятельным молодым человеком. Пьер очевидно не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, присутствующих в салоне Шерер. Кроме того, Безухое равнодушен к деньгам и роскоши, он бескорыстен и, несмотря ни на что, остро чувствует границу между невинными шутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь.
В переломные минуты жизни проявляются сильная воля и самые лучшие стороны характера Пьера, и тогда он способен на многое. Кто бы мог подумать, что Пьер Безухов, этот мягкий и безвольный человек, впоследствии должен предстать организатором тайного общества «независимых и свободных людей» и в дальнейшем будет обвинять царя в бездействии, резко критиковать общественный строй, реакцию и аракчеевщину и вести за собой огромные массы людей?
Как и Пьер, Андрей Болконский с первых строк выделяется из общей толпы действующих лиц романа тем, что он неуютно чувствует себя в светской среде. Он ощущает собственное важное предназначение. Он предстает как культурный, образованный, цельный человек - один из лучших представителей дворянского общества той эпохи. Особенно поражает его любовь к труду, стремление к полезной, активной деятельности. Андрея тяготит спокойная семейная жизнь и занятия пустыми общественными делами, его душа рвется к чему-то значительному, он мечтает о великих подвигах, «о своем Тулоне», о славе. Именно с этой целью Болконский решает идти на войну с Наполеоном и объясняет Пьеру причину своего решения такими словами: «Жизнь, которую я веду здесь, - не по мне».
Но ему суждено разочароваться в своем кумире Наполеоне, пережить смерть жены и чудом самому остаться в живых после битвы, а кроме того, пережить настоящую любовь к Наташе и смириться с ее потерей. После всего этого Андрей теряет веру в себя, чтобы потом снова обрести смысл в жизни и воспрять духом. Оказавшись снова в центре военных событий, но уже не в поисках славы и подвига, Андрей меняется внешне и внутренне. Защищая семью, Болконский желает уничтожить врага всего русского народа и ощущает свою пользу и нужность.
Так, освободившись от уплетающей лжи светского общества и попав в сложные военные условия, оказавшись в среде простых русских солдат, Пьер и Андрей начинают чувствовать вкус жизни, обретают душевное спокойствие. Пройдя тяжелый путь ошибок и собственных заблуждений, эти два героя находят самих себя, сохраняя при этом свою природную сущность и не поддаваясь влиянию общества.

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь.

Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.

Путь к себе Андрея Болконского

Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение.

В начале книги это человек, мечтающий о славе, всенародной любви и подвигах. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно», ̶ говорит он. Его идеалом является великий Наполеон. Чтобы походить на своего кумира, гордый и честолюбивый князь становится военным, совершает подвиги. Прозрение приходит внезапно. Раненый Андрей Болконский, увидев высокое небо Аустерлица, осознаёт, что его цели были пустыми и никчёмными.

Оставив службу и вернувшись, Князь Андрей стремится исправить свои ошибки. Злая судьба решает иначе. После смерти жены в жизни Болконского наступает период депрессии и уныния. Разговор с Пьером заставляет его по-другому взглянуть на жизнь.

Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.

Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.

Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.

Простое счастье Пьера Безухова

Путь исканий Болконского и Безухова описывается на протяжении всего романа. Автор не сразу приводит героев к заветной цели. Непросто обретение счастья далось и Пьеру.

Молодой граф Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением сердца.

В первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют совершать необдуманные поступки.

Пьер Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном, пытается найти свою жизненную дорогу. Путём проб и ошибок герой добивается желанной цели.

Одним из главных заблуждений неопытного Пьера стала женитьба на обольстительной Элен Курагиной. Боль, обиду, досаду чувствует обманутый Пьер вследствие этого брака. Лишившись семьи, потеряв надежду на личное счастье, Пьер пытается найти себя в масонстве. Он искренне верит, что его активная деятельность будет полезна обществу. Идеи братства, равенства, справедливости вдохновляют молодого человека. Он пытается воплотить их в жизнь: облегчает участь крестьян, отдаёт распоряжение о строительстве бесплатных школ и больниц. «И только теперь, когда я…стараюсь жить для других, только теперь я понял всё счастье жизни», ̶ говорит он другу. Но его приказы остаются невыполненными, братья масоны оказываются лживыми и корыстолюбивыми.

В романе «Война и мир» Болконскому и Пьеру постоянно приходится начинать всё заново.

Перелом для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения.

Задумав убить Наполеона, Пьер Безухов совершает ряд легкомысленных поступков и попадает в плен к французам. Месяцы, проведённые в неволе, полностью изменяют мировоззрение графа. Под влиянием простого мужика Платона Каратаева он понимает, что смысл жизни человека в удовлетворении простых потребностей. «Человек должен быть счастлив»,‒ считает вернувшийся из плена Пьер.

Разобравшись в себе, Пьер Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный путь, обретает настоящую любовь и семью.

Общая цель

Закончить сочинение на тему «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова» хочется словами автора: «Спокойствие ̶ это душевная подлость». Дорогие писателю герои не знают покоя, находятся в поиске правильного жизненного пути. Желание честно и достойно выполнить долг и принести пользу обществу объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова, делает их таких разных по характеру похожими.

Тест по произведению

С главными героями романа «Война и мир» писатель знакомит нас буквально на первых страницах произведе­ния. И Андрей Болконский, и Пьер Безухов еще совсем молоды. При первой их встрече князю Андрею 26 лет, а Пьеру нет и 20 лет. Своей непохожестью оба героя рез­ко выделяются среди гостей, которые собрались в салоне петербургской придворной дамы Анны Шерер. Князь Андрей, например, говорит Пьеру: «Эта жизнь не по мне». Тем самым он показывает, что тяготится необходи­мостью сохранять связи с лицемерным, лживым и амо­ральным светским обществом. Лишь с появлением в ве­ликосветском салоне Пьера Безухова на сумрачном лице Андрея Болконского возникла вдруг добрая улыбка. Дру­желюбие и радостный блеск в его глазах воодушевили Пьера, придали ему бодрости и уверенности в себе. В то же время жизнелюбие и оптимизм Пьера не раз зажи­гали потухший блеск в глазах князя Андрея, его стрем­ление к полноценной счастливой жизни и борьбе в тя­желые дни.

Андрей Болконский и Пьер Безухов составляли кон­траст по характеру и внешнему облику, и Л. Толстой подчеркивает эту несхожесть своих героев: «Пьер по на­ружности составлял резкую противоположность князю Андрею. В сравнении с тонкими, твердыми и определен­ными чертами князя Андрея, черты Пьера казались осо­бенно пухлы, крупны и неопределенны».

Однако Андрея Болконского и Пьера Безухова сближает их стремление к познанию правды. Они оба всеми силами стараются освободиться от влияния того общества, к которому принадлежат по рождению (осо­бенно князь Андрей). Обоими героями владеет нравст­венный поиск, верность своим убеждениям, умение «быть, а не казаться». Князь Андрей мечтает о личной славе, о любви людской, которую хочет завоевать, со­вершив воинский подвиг; Пьер сосредоточен на своем нравственном становлении, но поначалу ведет рассеян­ный образ жизни светского молодого человека.

Андрей Болконский и Пьер Безухов — передовые представители дворянской среды, из которой после Оте­чественной войны 1812 г. вышли декабристы. Правда, князь Андрей так и не дождался изгнания Наполеона из России и победоносного окончания войны. Но у читателя не остается никакого сомнения в том, что он обязательно был бы среди тех, кто в декабре 1825 г. вышел на Се­натскую площадь. Да, Пьер и князь Андрей идут по жизни каждый своим путем и достигают разных ре­зультатов. Вот почему князь Андрей говорит Пьеру: «Ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь… А я испытал противоположное. Я жил для славы… жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь».

Однако душевные метания и поиски главной цели в жизни приводят князя Андрея и Пьера к единому ре­зультату — постижению роли народа в истории. Воен­ная служба Андрея Болконского и частная деятельность Пьера Безухова приобретают смысл и значение лишь тогда, когда они в решающие для России дни связывают свою судьбу с судьбой русского народа.

В дружеских отношениях Андрея Болконского и Пьера Безухова роль старшего и по возрасту, и по ми­ровоззрению сначала принадлежала князю Андрею. Но в последующих событиях Пьер как бы выступает на первый план, становится ведущим в дружеском ду­эте. Несмотря на это, Пьер продолжал смотреть на князя Андрея как на старшего товарища, всегда с большим вниманием относился к его высказываниям. Л. Толстой замечает, что «Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь

Взаимоотношения Андрея Болконского и Пьера Бе­зухова являются образцом неизменной и требователь­ной дружбы, пронесенной через самые разные испыта­ния. Но Л. Толстой не идеализировал своих героев. И князь Андрей, и Пьер показаны великим русским пи­сателем с позиций исторической правды — людьми своего времени и своей среды, со многими присущими им недостатками. Достаточно вспомнить о стремлении к славе и аристократических предрассудках князя Ан­дрея или о буйной молодости Пьера.


Пушкин и Герцен возникновение декабристского движения объясняли влиянием политических идей Французской революции на лучших представителей дворянства, которые не могли смириться с общественной отсталостью России и крепостным правом. Но великому реалисту Льву Николаевичу Толстому этого мало. Он решил проследить, при каких обстоятельствах в эпоху 1805-1824 гг. в человеке из аристократической среды пробудились та совесть, то понимание долга и чести, которые привели его к разрыву со своим окружением. Раскрытие в этом плане облика декабристов и было одной из задач «Войны и мира», как исторического романа. Толстой художественно решает её в образах двух героев, двух друзей-противоположностей – князя Андрея Болконского и графа Пьера Безухова.

Знакомство читателя с этими центральными персонажами эпопеи происходит на вечере у Анны Шерер. Очевидно, что и Пьеру, и Андрею не по себе среди тщеславных вертлявых особ: князю это общество давно наскучило, графу даже не успело надоесть – просто не понравилось.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Посмотрим, как Толстой описывает обоих героев. Сначала появляется Пьер. Он неуклюж в словах и жестах, рассеян и неповоротлив. Недаром в его адрес звучат определения вроде «медведя». Вместе с тем видно, что автор не смеется над его «медвежестью». Напротив, своего героя он описывает с большой теплотой, даже с любовью, отчего сразу проникаешься симпатией к этому толстому, простоватому и очень милому графу. Князь Андрей – полный антипод Пьера. Он изыскан в манерах, сдержан и несколько суховат. Но, несмотря на столь явные отличия героев друг от друга, писатель делает их друзьями. Только увидев Безухова в салоне Шерер среди наскучивших лиц, князь Андрей оживляется.

Дело в том, что князь Болконский глубоко неудовлетворён тем образом жизни, который ему приходится вести. Многое в его поведении и облике – усталый взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей – выражало его разочарование в светском обществе. Ему нерадостно знать о том, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. Он говорил:

Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожетсво – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти.

Только со своим другом Пьером Андрей естественен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться:

Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне

Молодой граф, который только начинает светскую жизнь, еще не может отказать себе в кутежах и прочих удовольствиях дворянской жизни. Однако после череды уроков такой жизни (к примеру, поспешной женитьбы на красавице Элен) он, как и князь Болконский, начинает ненавидеть своё окружение.

Мы видим, что Болконский и Безухов – люди действия. Объединяет Андрея и Пьера принцип, который обозначил еще в молодости сам Лев Толстой: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». Они находятся в постоянном поиске смысла жизни. Им хочется докопаться до сути и смысла своего бытия. Имеющие и деньги, и положение они не желают довольствоваться малым. Между тем, в их судьбе много различного. Например, пока Андрей Болконский ищет славу на войне, Пьер Безухов кутит с Курагиным. Болконский не задумывается о судьбе простого русского человека в силу собственного тщеславия, Безухов же, увлекшись идеями масонства, пытается переустроить быт крестьян. При этом оба персонажа из этих событий извлекают горький, но всё же опыт.

Жизнь то и дело подкидывает героям эпопеи новые и новые испытания. Но самым значительным для каждого из них становится война. Изначально искавший на полях сражений славы, Андрей Болконский после столкновения со смертью лицом к лицу уж по-другому воспринимает войну. Он понимает, что фронт – это не то место, где нужно думать об орденах. Он становится проще и ближе к народу, почувствовав на себе, что на войне, перед лицом смерти, все равны. Именно ему предстоит передать свой опыт графу Пьеру, который решился наблюдать за Бородинским сражением.

Охваченный новыми думами о войне, потрясенный происходящим на поле кровавой битвы, Безухов из праздного наблюдателя становится активным участником битвы. В этом сражении погибает его друг Болконский, так и не сумевший воплотить в жизнь пришедшее к нему понимание того, что личное счастье – в счастье других людей. Эту идею надлежит исполнить Пьеру Безухову. Он, как и его старший товарищ, князь Болконский, становится ближе к простому народу. Важную роль в становлении повзрослевшего графа играет солдат Апшеронского полка Платон Каратаев, с которым Пьер знакомится в плену.

С войны Безухов возвращается другим человеком: возмужавшим, опалённым ветром смерти, но таким же добрым и честным. Он словно вобрал в себя всё лучшее от прежнего себя и прежнего Болконского. Женитьба на Наташе Ростовой становится счастливым финалом эпопеи, которого могло и не быть, если бы не бесконечные поиски двух таких разных и вместе с тем похожих героев – князя Болконского и Пьера Безухова.

Как известно, первоначально Л.Н.Толстой задумал роман о декабристе, который возвращается с каторги в пореформенную Россию. Но писатель решил рассказать и о восстании декабристов, чтобы выявить причины этого события для судьбы родины. Однако это событие потребовало от него также обращения к истокам декабризма — отечественной войне 1812 года.

Сам писатель говорил, что для него было невозможно рассказывать о времени русских побед, не обратившись к эпохе «срама и поражений» — войне 1805-1807 годов. Так появился роман «Война и мир». Как видно из этой истории, в романе изначально был один герой — Пьер Безухов.

Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир»

Образ Андрея Болконского появился из сцены гибели молодого офицера на поле Аустрелица. Итак, в «Войне и мире» два положительных героя, которые близки автору и во многом осмысляют события так, как осмыслял их автор.

Князь Андрей появляется на страницах романа уже сложившимся человеком: он офицер, ведет светскую жизнь, женат, но

«та жизнь, которую он ведет не по нему».

Этим он объясняет причину своего желания ехать на войну. Мы почти ничего не знаем о детстве героя, но, зная его отца, старого князя Болконского, мы можем с уверенностью сказать, что воспитание князя Андрея было суровым, он, скорее всего, не знал ласк матери. Но в то же время от отца он унаследовал огромное чувство долга, патриотизм, верность данному слову, отвращение к фальши и лжи.

О детстве Пьера мы тоже знаем мало. На его судьбу накладывает отпечаток то, что он незаконорожденный сын крупного екатерининского вельможи. Пьер возвращается из-за границы, где он и воспитывался. Заграничное воспитание заложило в него гуманистический подход к проблемам человечества. Мы знакомимся с героями на вечере Анны Павловны Шерер. И Пьер, и Андрей выделяются из всех присутствующих на вечере:

  • Андрей — тем, что ему откровенно скучно, он только выполняет обязанность светского человека,
  • а Пьер — тем, что наивно нарушает установленный порядок искренностью и естественностью. Пьер плохо знает жизнь и плохо разбирается в людях.

Мир героев Толстого — это мир патриархального дворянства. Позицию лучших представителей дворянской интеллигенции и пытается понять писатель.

И для Пьера, и для Андрея характерны:

  • мучительные раздумья о цели жизни,
  • раздумья о судьбе родины,
  • благородство, искренность,
  • осознание единства своей судьбы и судьбы народа и родины.

Отношение писателя к войне выражает князь Андрей в разговоре с Пьером перед Бородинским сражением:

«Война — самое гадкое дело на свете».

Толстой проводит каждого из героев мучительной дорогой поисков истины. Принципиально важно, что писатель не боится показать ошибки и провалы героев.

Жизненный путь князя Андрея

  • отвращение к светской жизни (» … эта жизнь — не по мне», характеристика автора: » Он все читал, все знал, обо всем имел понятие»)
  • война 1805-1807 гг., мечты о славе («Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими»)
  • небо Аустерлица («Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…»)
  • жизнь в Лысых горах, воспитание сына (Жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя)
  • возрождение к жизни: разговор с Пьером на пароме, ночь в Отрадном, дуб (» Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»)
  • сближение и разрыв со Сперанским — любовь к Наташе и разрыв с нею — («Я простить не могу»)
  • отечественная война 1812 года, единение с народом, ранение, поиски вечности, прощение врагов (Курагина) — любовь к («Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде») — открытие вечности.

Важнейшее, что выносит читатель из судьбы Андрея Болконского, — познание истины требует от человека отказа от индивидуализма и эгоизма, истина же, по Толстому, в прощении и примирении с жизнью.

Пути Андрея и Пьера постоянно пересекаются, но интересно, что герои почти никогда не находятся в одной точке: периоды подъема у Пьера почти всегда совпадают с периодами спада у князя Андрея.

Путь духовных исканий Пьера Безухова

Посмотрим на путь духовных исканий Пьера Безухова. Женитьба на Элен — первое жизненное испытание Пьера. Здесь проявилось не только незнание жизни, неумение противостоять давлению, но и внутреннее чувство, что в том, что произошло что-то неестественное. Дуэль с Долоховым — переломный этап в жизни Пьера: он в свою очередь понимает, что та жизнь, которую он ведет, не по нему

(» … свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь»)

Но причину в том, что произошло герой Пьера видит прежде всего. Вину он берет на себя. В этот момент и происходит его встреча с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Безухов начинает видеть смысл жизни в необходимости делать людям добро. Но Пьер еще не знает жизни, поэтому так легко его обмануть, как обманывают его приказчики и управляющие в его имениях. Он еще не может отличить правду от лжи. Разочарование в масонстве приходит к герою, когда он сталкивается с представителями высшего света в масонской ложе и понимает, что для них масонство — только возможность сделать карьеру, получить выгоду. Примечательно, что любовь к Наташе приходит к Пьеру тогда, когда Наташа совершила ужасную ошибку, встретив Анатоля Курагина. Любовь делает человека лучше, чище.

Любовь Пьера к Наташе, вначале безнадежная, возрождает героя к поискам истины. Бородинское сражение переворачивает его жизнь, как и жизнь многих русских людей. Безухов хочет быть простым солдатом,

«скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего мира».

Наивное желание убить Наполеона, принести себя в жертву, спасение девочки, плен, расстрел, потеря веры в жизнь встреча с Платоном Каратаевым — этапы духовного становления Пьера в романе «Война и мир» стремительно меняются. Герой учится у Платона умению жить в любых обстоятельствах, принимать жизнь, ощущать себя частицей огромного мира

(«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»).

Примечательно, что после плена Пьер обрел умение общаться с людьми и понимать их, его уже невозможно обмануть, ему внутренне присуще понимание хорошего и плохого. Встреча с Наташей, взаимное чувство любви возрождает Безухова, дает ему счастье. В эпилоге романа Пьер увлечен идеями радикальных изменений общественного устройства России — он будущий декабрист.

Раскрытие характеров Пьера и Андрея в романе

Особо следует отметить, что образы Пьера и Андрея не дублируют друг друга: перед нами два разных человека, два разных характера. Появление в романе не единственного положительного героя дает Толстому возможность показать, что поиски смысла жизни, духовные искания были свойственны лучшим дворянам России.

Характер героев Толстого раскрывается:

  • в столкновении с другими персонажами (сцена объяснения Пьера и Элен),
  • в монологах героев (размышления князя Андрея по дороге в Отрадное),
  • психологического состояния героя («О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых не мог разрешить и не мог перестать задавать себе»- о Пьере),
  • на духовное и душевное состояние героя (небо Аустерлица, дуб по дороге в Отрадное).

Вся жизнь писателя Толстого была направлена на постижение Истины. Таковы и любимые его герои — Пьер и Андрей, которые как бы задают читателю высокую планку постижения смысла жизни, заставляют мучительно переживать падения и взлеты, постигать жизнь и самого себя.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь
Загрузка...