aracs.ru

Итоги правления петра 1 кратко таблица. Политические реформы Петра I

Удобная навигация по статье:

Реформы государственного управления императора Петра 1

Петровскими реформами центрального управления историки называют масштабные преобразования государственного аппарата, которые произошли в период правления Петра Первого. Основными нововведениями правителя считаются создание Правительствующего Сената, а также полной замены системы приказов Коллегиями, формирование царской Тайной Канцелярии Святейшего Синода.

Во время становления Петра на трон в качестве ключевого поста государственного управления выступали дворяне, которые получали свой чин по праву фамилии и происхождения. Пришедший к власти Пётр понимал, что устоявшаяся система правления – одно из слабых звеньев. Что именно она тормозит страну в её развитии.

Путешествие по Европе с 1697 по 1698 год царя в составе Великого Посольства позволило ему ознакомиться с системой административных органов в европейских государствах. На основе них он решает провести преобразования в России.

С началом петровской власти Боярская дума стала терять свою власть и впоследствии превратилась в рядовое бюрократическое ведомство. С 1701 года вся её работа была делегирована новому органу под названием «Консилия министров», которая представляла собой совет начальников самых важных правительственных органов. При этом, в её состав входило немало тех же бояр.

За два года до этого создаётся Ближняя канцелярия, контролирующая финансовые операции каждого приказа и принимающая административные решения. Все царские советники были обязаны подписывать важнейшие документы и регистрировать эти события в специальной книге именных указов.

Учреждение Сената

Второго марта 1711 года Петром Первым формируется так называемый Правительствующий Сенат, являющийся наивысшим органом административной, судебной и законодательной власти. На этот орган царь возлагал все свои обязанности на время своего отсутствия, ведь частые поездки из-за Северной войны не могли стать причиной остановки развития государства. При этом, данный управленческий орган был полностью подчинён царской воле и имел коллегиальную структуру, члены которой отбирались лично Петром. Двадцать второго февраля 1711 года была создана новая дополнительная должность фискала, который должен был осуществлять дополнительный надзор во время отсутствия царя за чиновниками.

Формирование и развитие коллегий происходит в период с 1718 по 1726 год. В них царь видел орган, способный заменить устаревшую систему медлительных приказов, которые, по большей части, лишь дублировали функции друг друга.

Появляясь, коллегии полностью поглощали приказы, а в период с 1718 по 1720 год президенты образованных Коллегий даже являются сенаторами и лично заседают в Сенате. Необходимо отметить, что впоследствии в Сенате остались лишь основные Коллегии:

  • Иностранных дел;
  • Адмиралтейства;
  • Военная.

Формированием вышеописанной системы коллегий завершается процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата России. Разграничение ведомственных функций, а также общие нормы деятельности, регулирующиеся Генеральным регламентом – основное отличие обновлённого петровского аппарата от прежней системы управления.

Генеральный регламент

Царским указом от девятого мая 1718 года президентам трёх коллегий было поручено начать разработку документа под названием Генеральный Регламент, который бы являлся системой делопроизводства и имел в своей основе шведский устав. Данная система впоследствии стала называться «коллежской». Фактически регламентом утверждался коллегиальный способ обсуждения и решения дел, а также организацию делопроизводства и регулирование отношений с органами самоуправления и Сенатом.

Десятого марта 1720 года данный документ был одобрен и подписан правителем России Петром Первым. Устав включал в себя введение, а также пятьдесят шесть глав с общими принципами работы аппарате каждого государственного учреждения и разные приложения для толкования новых иностранных слов, которые были в тексте Генерального Регламента.

Святейший Синод

Перед окончанием Северной войны Пётр Первый начинает планировать свои церковные преобразования. Он приказывает епископу Феофану Прокоповичу начать разработку Духовного регламента и пятого февраля 1721 года царь одобряет и подписывает учреждение Духовной коллегии, которая впоследствии станет называться «Святейший Правительствующий Синод».

Каждый член данного органа был обязан лично присягнуть в верности царю. Одиннадцатого мая 1722 года появляется должность обер-прокурора, контролирующая деятельность Синода и докладывающая все новости правителю.

Создав Синод, государь ввёл церковь в механизм государства, фактически уподобив её одному из многих на тот момент существующих административных учреждений, наделённого определёнными функциями и обязанностями.

Схема управления государством при Петре I


Таблица: реформы Петра I в сфере государственного управления

Дата реформы Содержание реформы
1704 год Была упразднена Боярская дума
1711 год Был учрежден Сенат (законодательные, контрольно-финансовые функции)
1700-1720 гг. Упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода
1708-1710 гг. Реформа местного самоуправления. Создание губерний
1714-1722 гг. Создание прокуратуры, введение должности фискалов
1718-1721 гг. Замена приказов коллегиями
1722 год. Изменение системы престолонаследия (теперь монарх сам назначал себе преемника)
1721 год. Провозглашение России империей

Схема: местное самоуправления после реформ управления Петра I

Видео-лекция: Реформы Петра I в сфере управления

Тест по теме: Реформы государственного управления императора Петра 1

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: Реформы управления Петра I “

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

    Задание 1 из 4

    1 .

    В каком году Петром 1 был сформирован правительственный сенат?

    Правильно

    Неправильно

  1. Задание 2 из 4

Социальные (сословные) реформы Петра I – кратко

В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей.

Служилое сословие, дворяне , после реформ Петра I стали исполнять воинскую повинность не с набираемыми ими самими местными ополчениями, а в регулярных полках. Службу дворяне теперь (в теории) начинали с тех же нижних чинов, что и простонародье. Выходцы из недворянских сословий наравне с дворянами могли дослуживаться до самых высоких званий. Порядок прохождения служебных степеней определялся со времён реформ Петра I уже не родовитостью и не обычаями вроде местничества , а изданной в 1722 «Табелью о рангах ». Она установила 14 чинов армейской и штатской службы.

Для подготовки к службе Петр I ещё и обязал дворян проходить первоначальное обучение грамоте, цифири и геометрии. Дворянин, не выдержавший установленного экзамена, лишался права жениться и получать офицерский чин.

Надо отметить, что помещичье сословие и после реформ Петра I всё же имело довольно важные служебные преимущество перед людьми незнатными. Поступавшие на военную службу дворяне, как правило, причислялись не к обычным армейским полкам, а к привилегированным гвардейским – Преображенскому и Семеновскому, квартировавшим в Петербурге.

Главнейшая перемена в социальном положении крестьян была связана с податной реформой Петра I. Она была проведена в 1718 г. и заменила прежний подворный (с каждого крестьянского двора) способ налогообложения подушным (с души). По результатам переписи 1718 вводилась подушная подать .

Эта чисто финансовая, на первый взгляд, реформа имела, однако, и важное социальное содержание. Новую подушную подать было велено одинаково взимать не только с крестьян, но и с прежде не плативших государственных налогов частновладельческих холопов . Это предписание Петра I сблизило социальное положение крестьянства с бесправным холопским. Оно предопределило эволюцию взгляда на крепостных к концу XVIII века не как на государевых тяглых людей (которыми они считались раньше), а как на полных господских рабов .

Города : реформы Петра I имели целью устроить городское управление по европейским образцам. В 1699 Петр I предоставил русским городам право самоуправления в лице выборных бурмистров , которые должны были составлять ратушу . Горожане теперь разделялись на «регулярных» и «нерегулярных», а также на гильдии и цехи по роду занятий. К концу правления Петра I ратуши были преобразованы в магистраты , которые имели больше прав, нежели ратуши, но избирались менее демократичным способом – лишь из «первостатейных» граждан. Во главе всех магистратов стоял (с 1720) столичный Главный магистрат, считавшийся особой коллегией .

Петр I. Портрет кисти П. Делароша, 1838

Военная реформа Петра I – кратко

Административные и государственные реформы Петра I – кратко

Финансовые реформы Петра I – кратко

Экономические реформы Петра I – кратко

Подобно большинству европейских деятелей второй половины XVII – начала XVIII века Петр I следовал в экономической политике принципам меркантилизма . Применяя их к жизни, он всячески старался развивать промышленность, строил заводы на государственные средства, путём широких льгот поощрял такое строительство частными предпринимателями, приписывал к фабрикам и мануфактурам крепостных крестьян. К концу царствования Петра I в России было уже 233 завода.

Во внешней торговле меркантилистская политика Петра I привела к строгому протекционизму (вводились высокие пошлины на ввозные изделия, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами). Широко применялось государственное регулирование экономики. Петр I способствовал прокладке каналов, дорог и других путей сообщения, разведке полезных ископаемых. Мощный толчок российской экономике дала разработка минеральных богатств Урала.

Церковная реформа Петра I – кратко

В результате церковной реформы Петра I русская церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. После смерти патриарха Адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха, и российское духовенство потом не имело его до собора 1917. Вместо этого царём был назначен «местоблюститель патриаршего престола» – украинец Стефан Яворский .

Такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного управления, разработанная при деятельном участии Феофана Прокоповича . По этой церковной реформе Петра I патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом . Её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти.

В 1701 земельные владения церкви были переданы в управление светского Монастырского приказа. После синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. Под строгий государственный контроль Петр I поставил и монастыри.

Представляем вашему вниманию фрагмент главы «Петровская историческая трансформация России» из монографии «История России. Учебник для учителя » .

Традиционная модель Московского царства, которую наследовал Пётр I от своих предшественников, практически пошла на слом под напором петровского модернизационного процесса, оставив, пожалуй, только свою прежнюю базисную основу - крепостническую модель хозяйствования. Пётр I, однако, основательно укрепил её и парадоксальным образом соединил с элементами буржуазных отношений. Противоречия, возникшие в ходе этого процесса, существенно снижали государственную стабильность, усиливая опасность большой гражданской войны. Харизматическая личность Петра I, его пассионарный характер абсолютного монарха сочетались с жесткими, автосубъектными методами разрешения этих противоречий.

Петровские реформы затронули практически все сферы жизни государства и социума: хозяйственную систему, систему управления, социальные отношения, культуру. Пётр I, идя на радикальный разрыв с традициями прошлого (с русским духовным православным космосом), однозначно определил для России направление её развития по пути вестернизации, выбрав в качестве объекта для подражания страны европейского протестантского круга, совершенно не утруждая себя при этом поисками новой духовной опоры своим революционным преобразованиям. Его идеологическая парадигма была по сути дела сколком с западноевропейских идей естественного права (Гуго Гроций, Гоббс, Пуффендорф).


Но главное, что сделал Пётр I, заключалось в абсолютизации государственной власти, освобождении её от всех религиозно-нравственных норм.

Целью такого государства становится достижение на земле «всеобщего блага». Политизированная властью эта идея, появившаяся в идеологии русского абсолютизма, была заимствована Петром I из лютеранства. Этому должна подчиняться и церковь как часть государственного идеологического аппарата. На деле это была попытка внедрить в России протестантскую систему абсолютного государства, которая была рождена историческим процессом, совершенно противоположным отечественной истории.

Западноевропейская история указывает истоки этого процесса. Доминантой истории Западной Европы было постоянное соперничество светской и духовной власти, пап и светских государей за политическое лидерство на континенте. Этот процесс породил Реформацию и её детище – протестантизм с множеством сект, из которых, собственно и вырос политический плюрализм западноевропейского парламентаризма. Во главе реформационных движений становились в своих государственных рамках светские монархи которые, естественно, подчиняли государству церковь. Власть светская становилась абсолютной, обрастая громадным бюрократическим аппаратом. Пётр I был горячим поклонником такого механизма власти. Таким образом, в российской истории властных отношений с Петра I наступил резкий надлом.

В своё время Иосиф Волоцкий самого царя включал в систему Божьего тягла, в которой «царь подзаконен и только в пределах Закона Божьего и заповедей обладает он своей властью. А несправедливому или «строптивому» царю вовсе и не подобает повиноваться». И далее этот церковный иерарх заключал: «Царь злочестивый, не заботящийся о пастве, - не царь, но мучитель».

Напротив, западный абсолютизм, родившийся в борьбе против церкви, как раз отрицает за ней всякое право быть «совестью» государства, сжимает её в тесные рамки «обслуживания духовных». Причём сам же абсолютизм определяет и эти нужды и как их обслуживать. Георгий Флоровский назвал Петра I создателем «полицейского государства», в котором роль личности сужена до «винтика» в государственной машине, только и необходимой для удовлетворения «политико-технических задач и целей». Всё население российского государства без исключения было привлечено Петром I к государственному «тяглу». «Новизна Петровской реформы, - считает Г.Флоровский,- не в западничестве, но в секуляризации. Именно в этом реформа Петра была не только поворотом, но и переворотом», при этом «изменяется самочувствие и самоопределение власти.

Государственная власть самоутверждается в своём самодавлении, утверждает свою суверенную самодостаточность».

Не случайно Николай Бердяев сравнивал Петра I с Лениным, переворот петровский с переворотом большевистским: «Та же грубость, насилие, навязанность сверху народу известных принципов, та же прерывность органического развития, отрицание традиций, тот же этатизм, гипертрофия государства, то же создание привилегированного бюрократического слоя, тот же централизм, то же резко и радикально изменить тип цивилизации».

Характерной в этой связи является церковная реформа Петра I. В 1700г. после смерти патриарха Адриана были запрещены выборы нового патриарха (патриаршим местоблюстителем стал митрополит Стефан Яворский), а в 1721г. патриаршество было ликвидировано. Синодальная реформа 1721г. стала решающим шагом на пути победы государства над церковью. Было ликвидировано патриаршество с Поместными соборами.

Вместо этого создан Священный Синод, учреждённый по принципу коллегий, членство в котором не было постоянным (членов Синода назначал и увольнял император); для надзора за решениями Синода была введена должность Обер-прокурора из светских лиц (как правило, первоначально это были гвардейские офицеры); хотя Синод был официально признан равным патриарху (что было подтверждено всеми вселенскими патриархами), реально он выступал орудием имперского управления церковными делами (как Сенат-светскими); собственных полномочий Синод не имел, дела на рассмотрение ему поручал император. Члены Синода давали клятву императору, который считался верховным судьёй. Эта формула была отменена только в 1901 г. В «Духовном регламенте», изданном Петром I, разъяснялись политико-идеологические причины церковной реформы.

Вслед за рассуждениями о преимуществах «соборного духовного правления» перед властью «единого высочайшего пастыря» недвусмысленно говорилось о том, что власть подобного «пастыря» чревата для самодержавного монарха, как это уже не раз бывало в истории, начиная с юстинианских времён в Византийской империи и кончая совсем недавними «и у нас бывшими замахами», весьма сходными с теократическими претензиями римских пап. Автор «Духовного регламента» архиепископ Ф.Прокопович прямо заявил в Регламенте, что наличие наряду с царём «правителя духовного» даёт повод последнему «помышлять», будто он «есть то второй государь, самодержцу равносильный», даже «больший». Но такое мнение опасно вдвойне: во-первых, им могут воспользоваться «коварные» люди, в том числе и духовные, и, во-вторых, оно якобы может породить в народе надежду на «помощь к бунтам своим» от духовного чина.

В эту схему хорошо укладываются мероприятия, направленные на разрушение канонической церковной иерархии. Устранение представителей церкви от участия в государственных делах, в том числе исключение патриарха из Царской думы; прекращение прав «печалования» патриарха, то есть права вступаться за опальных и обиженных; вмешательство царя в дела патриарха (прежде всего в церковные назначения), подрыв авторитета церкви (создание «всешутейшего сумасброднейшего и пьянейшего собора») и лишение её части собственности.

Тем не менее, период правления Петра I стал временем судьбоносных для России геополитических территориальных приращений.

Наконец то, что после многих десятилетий неудачных войн за выход к Балтийскому побережью Россия, благодаря победоносному итогу Северной войны (военные действия против Швеции продолжались 21 год), получила вожделенный выход к Балтийскому морю, включив в свой состав Прибалтику. Геополитическое влияние России в мире после победы в Северной войне резко возросло. Россия становится империей со статусом мировой державы.

Россия в петровское время выстроила новую модель организации своих вооружённых сил. Основным организационным нововведением явилось создание регулярной армии и военно-морского флота. Хозяйственно - инфраструктурное обустройство российской территории определяло, как об этом было сказано выше, сохранение и укрепление крепостного строя. Мощным фактором этого процесса было тотальное государственное вмешательство во все сферы жизни социума, что привело к усилению централизации власти и бюрократизации всей системы управления.

Государственные преобразования системы управления российским государством начались ещё до Северной войны. Ещё в 1694г. прекратилось пожалование в думские чины, а в 1699г. была создана Ближняя канцелярия. По мере усиления абсолютизма Боярская дума, как узко сословный орган, утрачивала своё значение. Сведения об её заседаниях обрываются в 1704г. Функции Думы на первых порах стала выполнять Консилия министров-совет начальников важнейших правительственных ведомств. А в 1711г. Консилию сменил Сенат, при котором были введены должности обер-фискала и фискалов в целях негласного надзора за деятельностью госаппарата. Как высший орган управленияСенат сосредоточил в своих руках судебные, административные, законосовещательные функции, а также ведение дел коллегий и губерний.

В основе реформы государственных органов лежали принципы камерализма – учения о бюрократическом управлении, предполагавшем функциональность и коллегиальность управления, чёткую регламентацию обязанностей чиновников и специализацию канцелярского труда, единообразие штатов и жалования. В 1717-1721гг. произошла постепенная замена 44 приказов 11 коллегиями во главе с президентами. В 1718г. был принят «Реестр коллегиям», определивший их штатные расписания. На правах коллегий действовали созданный в 1720г. Главный магистрат и образованный в 1721г. Священный Синод. Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом коллегий 1720г., согласно которому каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, четырёх-пяти советников и четырёх асессоров. При Сенате была введенадолжность генерал-прокурора (П.И. Ягужинский), а в коллегиях – должности прокуроров для гласного надзора за деятельностью последних.

Областная реформа 1708-1710гг. образовала институт генерал-губернаторов и губернаторов.

Было создано 8 губерний и губернаторы заменили упразднённые областные приказы. К 1719г. структура областной администрации изменилась. Вместо губернии основной единицей административного управления стала провинция (50 провинций во главе с воеводами). Губернии сохранялись, но во власти губернатора оставалось только управление губернским городом и командование войсками, а по остальным вопросам воеводы сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.

Проведённая в 1699-1700гг. реформа городского управления привела к введению постов бургомистров, а в Москве – к созданию Ратуши (Бурмистерской палаты), выполнявшей функции казначейства. Городское самоуправление, не подчиняющееся воеводам на местах и приказам в центре, оплачивалось двойным окладным сбором (на местах земские избы). Из-за сопротивления городов двойному обложению правительство отказалось от этой меры, но объявило реформу обязательной в целях сбора налогов без затрат со стороны центра. В ходе второй городской реформы были созданы городские магистраты.

Особое место в государственном аппарате занимал Преображенский приказ, созданный ещё в конце XVII вв. для управления хозяйственными делами царской резиденции и получивший права политического сыска (просуществовал до 1729г). В 1717г. были образованы Майорские розыскные канцелярии, члены которых по Указу 1721г. менялись ежемесячно и подчинялись лично царю. На основе этих органов в ходе следствия по делу царевича Алексея в I7I8г. была учреждена Тайная канцелярия, которая при Екатерине II передала эстафету Тайной экспедиции Сената.

Необходимо в итоге подчеркнуть тот факт, что вся новая, созданная Петром I система госаппарата, была им полностью скопирована со шведских и прусских образцов. Иначе и быть не могло. С одной стороны, в условиях длительной тяжёлой войны у царя не было иного выбора, как воспользоваться готовой западноевропейской моделью государственного управления, которая, по его мнению, идеально работала в странах европейского протестантского ареала, и которая, как ему казалась, будучи внедрённой в совершенно иное ментальное пространство России, позволила дать достойный «ответ» на «вызов» Европы (выиграть Северную войну). С другой стороны, менталитет самого Петра I был изначально из-за совокупности различных обстоятельств, с самого его детства ориентирован на приверженность западноевропейским ценностям и игнорирование русских духовных православных традиций, которым были так верны его предшественники, его отец Алексей Михайлович и его брат Фёдор Алексеевич.

Трудно в этой связи согласиться с тем, что петровские реформы – это был единственный возможный путь исторического движения страны и антитеза отсталости.

Одним из соображений является то, что созданный императором госаппарат, по меньшей мере, нуждался в серьёзной реконструкции, свидетельствовали размеры коррупции, как ржавчина разъедавшая тело государственного управления. Действительно, коррупция среди высших чинов достигла таких размеров, что Пётр I был вынужден пойти на крайние меры. Пытан и публично бит кнутом вице-губернатор Петербурга Я.Н.Римский – Корсаков, казнён за казнокрадство сибирский губернатор князь М.П.Гагарин, умер во время следствия архангельский вице-губернатор А.А.Курбатов, подвергнуты пытке сенаторы князь Г.И.Волконский (управляющий Тульским оружейным заводом) и В.А. Апухтин (управляющий Монетным двором). Изобличающие материалы были собраны на генерал-адмирала Ф.М.Апраксина, князя Я.П.Долгорукова, комиссара над санкт-петербургскими строениями У.А. Синявина. Был дан ход и делу А.Д.Меньшикова, но он был прощён благодаря заступничеству Екатерины Алексеевны.

Таким образом, административная модель развивалась при Петре I в направлении её унификации. Применительно к разным слоям российского народонаселения это подразумевало жёсткую регламентацию, например, ликвидацию стрелецкой и казацкой вольницы, регламентацию ясачных отношений с малыми народностями российских окраин и т. д. Это привело к резкой поляризации социальных страт. На фоне окончательного закрепощения крестьянского населения, громадного строительства и длительной Северной войны происходит ухудшение демографических показателей. Традиционная модель естественного воспроизводства населения, характеризуемая в прошлом высокой степенью рождаемости, в петровское время начала сдавать сбои из-за большой убыли мужского населения. Однако позднее положение выправилось. По 1-ой ревизии 1722г. население российского государства насчитывало 14 млн. По второй ревизии в 1742г. было уже 16млн.

Основные нововведения в модели госуправления заключались в появлении новых структур высшей и местной власти. Еще одно направление институциональных изменений увязывалось с церковной и судебной реформами. В итоге административных реформ в России было завершено создание абсолютной монархии. Именно при Петре I произошло создание огромного дорогостоящего государственного аппарата: в 1704г. военные расходы составляли 40%, дворцовые - 4,4%, дипломатические - 2,1%, церковные - 0,8%, на просвещение, медицину и почту-0,5%, а затраты на госаппарат - 37,2%. Можно считать, что в это время период «служилой бюрократии» сменился временем «дворянской бюрократии». В 1721г. Пётр I принял титул императора с наименованием «Великий», а в 1722г. был опубликован Указ о престолонаследии, который обосновал право царствующей особы назначать наследника по своему усмотрению. В 1724 короны официально удостоили сорокалетнюю супругу Петра I Екатерину.

Сумел вывести Российское государство из тени - благодаря его реформам Россия стала одной из ведущих держав на арене мировой жизни. Произошло это после внедрения изменений, которые касались практически всех сторон жизни (особенно повлияли

В первую очередь коснулись преобразования центрального управления. В результате Боярская дума была упразднена и заменена Ближней канцелярией, которая в 1708 году была переименована в Консилиум министров.

Следующим пунктом в списке реформ было создание (в 1711 году), который стал самым высшим правительственным учреждением. Он принимал участие в законодательных, распорядительных и судебных делах.

Реформы Петра Первого 1718-1720-х гг. упразднили громоздкие и неповоротливые законы и ввели коллегии - изначально их было 11: Коллегия иностранных дел, ведавшая делами внешней политики; Воинская коллегия, которая управляла всеми сухопутными силами страны; Адмиралтейств-коллегия, распоряжавшаяся морским флотом; Берг-коллегия занималась горнозаводской промышленностью; Юстиц-коллегия подчинила себе гражданский и уголовный суд и т.п.

Также был немаловажен который подписал в 1714 году Петр Первый. Реформы были таковы: согласно этому документу поместья дворян отныне были равны боярским вотчинам, и введение этого указа направлялось на уничтожение границ между родовой и дворянской знатью. Более того, теперь не было никакой разницы между боярской и дворянской землей. Чуть позже, в 1722 году, Петр принял Табель о рангах, который окончательно стер границы между новой и старой аристократией и полностью уравнял их.

В 1708 году для укрепления аппарата власти и повышения его влияния была введена Областная реформа: страну разделили на восемь губерний. Логическим ее завершением стала управления: появлялось все больше и больше городов, а соответственно, росло население страны (к окончанию правления Петра Первого в крупных городках проживало в среднем 350 тысяч человек). Да и состав городского населения был сложным: основной частью были мелкие ремесленники, посадский люд, торговцы и предприниматели.

При Петре Первом полностью завершился процесс преобразование церкви - реформы Петра Первого превратили ее в важное государственное учреждение, подчиненное органам высшей светской власти. После смерти патриарха Адриана царь запретил проводить выборы нового патриарха, ссылаясь на неожиданно начавшуюся Северную войну. Во главе патриаршеского престола был назначен После Северной войны Петр упразднил патриаршество совсем. Управление всеми церковными делами и вопросами было поручено Духовной коллегии, после переименовано в Святейший правительственный синод, что полностью превратило церковь в мощную опору российского абсолютизма.

Но великие преобразования и реформы Петра Первого принесли с собой множество проблем, основными из которых стали ужесточение крепостного права и развитие бюрократизма.

Сословные (социальные) реформы Петра I – хронологическая таблица

1714 – Указ 23 марта 1714 «О единонаследии»: запрет дробления дворянских имений, они должны целиком передаваться одному наследнику. Этот же указ устраняет разницу между поместьями и вотчинами, которые отныне наследуются одинаково. Указы об обязательном обучении детей дворян, дьяков и подьячих. Запрет производить в офицеры дворян, не служивших рядовыми в гвардии.

1718 – Отмена холопства и состояния вольных гулящих людей посредством распространения податной и рекрутской повинности на оба эти состояния.

1721 – Разрешение «купецким людям» приобретать населённые имения к фабрикам. Указ о получении потомственного дворянства недворянами, дослужившимися в армии до обер-офицерского чина.

1722 – Составление ревизских сказок с равным занесением в них крепостных, холопов и лиц «промежуточных» свободных состояний: все они теперь уравниваются в социальном положении, как единое сословие. «Табель о рангах» ставит бюрократическую иерархию, принцип заслуги и выслуги на место аристократической иерархии породы.

Петр I. Портрет кисти Ж. М. Наттье, 1717

Административные реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Введение городского самоуправления: учреждение городских ратуш из выборных бурмистров и центральной Бурмистерской палаты в Москве.

1703 – Основание Петербурга.

1708 – Раздел России на восемь губерний.

1711 – Учреждение сената – нового высшего распорядительного органа России. Учреждение фискальной системы во главе с обер-фискалом для контроля за всеми отраслями администрации. Начало соединения уездов в провинции.

1713 – Введение на местах ландратов (дворянских советов при губернаторах, губернатор – лишь председатель их).

1714 – Перенос русской столицы в Петербург.

1718 – Учреждение (взамен старых московских приказов) коллегий (1718-1719) – новых высших административных органов по отраслям дел.

Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник третьей четверти XVIII века. По гравюре Е. Г. Внукова с рисунка М. И. Махаева

1719 – Введение нового областного деления (11 губерний, разделённых на провинции, уезды и дистрикты), в которое входят и земли, отвоеванные у Швеции. Упразднение ландратов, перенесение дворянского самоуправления из губернии в уезд. Учреждение уездных земских канцелярий и выборных земских комиссаров при них.

1720 – Преобразование городского самоуправления: учреждение городских магистратов и Главного магистрата. Магистраты получают более широкие права по сравнению с прежними ратушами, но избираются менее демократично: лишь из «первостатейных» горожан.

Финансовые реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Введение гербовой бумаги (с особым налогом на неё).

1701 – Новые налоги: «драгунские» и «корабельные» деньги (для содержания кавалерии и флота). Первая широкая перечеканка монеты с уменьшением содержания в ней драгметалла.

1704 – Введение налога на бани. Установление казённых монополий на соль и дубовые гробы.

1705 – Введение «бородовой» подати.

1718 – Уничтожение большинства казённых монополий. Указ о переписи (первой ревизии) населения с целью подготовки к введению подушной подати.

1722 – Завершение первой ревизии и введение по её результатам подушной подати.

Экономические реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Основание казённых железоделательных заводов в Верхотурском уезде на Урале, отданных потом во владение туляку Н. Демидову.

1701 – Начало работ по устройству водного сообщения Дона с Окой через реку Упу.

1702 – Постройка канала, установившего водное сообщение между верховьями Волги и Невой (1702-1706).

1703 – Строительство чугуноплавильного и железоделательного завода на Онежском озере, из которого затем вырастает город Петрозаводск.

1717 – Отмена принудительных наборов рабочих для постройки Петербурга.

1718 – Начало строительства Ладожского канала.

1723 – Основание Екатеринбурга – города для управления обширным уральским горнозаводским округом.

Военные реформы Петра I – хронологическая таблица

1683-1685 – Набор для царевича Петра «потешных солдат », из которых позже образуются два первых регулярных гвардейских полка: Преображенский и Семёновский.

1694 – «Кожуховские походы» потешных солдат Петра I.

1697 – Указ о постройке «кумпанствами», во главе крупными светскими и духовными землевладельцами пятидесяти кораблей для Азовского похода (первая попытка создания сильного русского флота).

1698 – Уничтожение стрелецкого войска после подавления третьего бунта стрельцов .

1699 – Указ о наборе трёх первых рекрутских дивизий.

1703 – Верфь в Лодейном поле спускает на воду 6 фрегатов: первая русская эскадра на Балтийском море.

1708 – Введение нового порядка службы казаков после подавления восстания Булавина : установление для них обязательной военной повинности России вместо прежних договорных отношений.

1712 – Роспись содержания полков по губерниям.

1715 – Установление постоянной нормы рекрутского призыва.

Церковные реформы Петра I – хронологическая таблица

1700 – Смерть патриарха Адриана и запрет выбирать ему преемника.

1701 – Восстановление Монастырского приказа – передача церковных имений в управление светской администрации.

1714 – Дозволение старообрядцам открыто исповедовать свою веру при условии платежа двойного оклада.

1720 – Закрытие Монастырского приказа и возврат духовенству недвижимых имуществ.

1721 – Учреждение (на место прежнего единоличного патриаршества) Священного Синода – органа для коллегиального управления церковными делами, который, к тому же, тесно зависит от светской власти .

Загрузка...