aracs.ru

Регулирование внешней торговли. Тема: Государственное регулирование внешней торговли России

Современные государства связаны между собой системой международных экономических отношений. Первой формой таких связей в истории была внешняя торговля, которая в настоящее время выступает в качестве одного из определяющих факторов экономического развития государств.

Без внешней торговли невозможно эффективно интегрироваться в мировую экономику, найти свое место в системе международного разделения труда. На современном этапе внешняя торговля является важным фактором, который формирует структуру, определяет векторы развития и придает устойчивость российской экономике и Единому экономическому пространству ТС.

Любое государство, которое регулирует свою внешнюю торговлю, придерживается определенных принципов. Россия в этом вопросе должна исходить из собственных социально-экономических интересов. При этом они не должны противоречить интересам других государств, входящих вместе с ней в Таможенный союз, ЕврАзЭС и СНГ. Учитывая, что Таможенный союз является не самой высокой формой экономической интеграции, объединяющий только три страны, Российская Федерация должна придерживаться следующих принципов регулирования внешней торговли:
- защита прав и законных интересов не только российских субъектов внешнеэкономической деятельности, но и субъектов других государств ТС на едином экономическом пространстве этого союза;
- поддержание в рамках ТС принципа равенства отношений со всеми участниками внешнеторговой деятельности, а также с третьими странами;
- единство таможенной территории стран ТС и реализация принципа солидарной внешнеторговой политики в отношении третьих стран, не входящих в этот союз;
- выполнение обязательств Российской Федерации в рамках Таможенного союза и по международным договорам. Реализация прав, закрепленных этими договорами, решениями Комиссии ТС, а с января 2012 г. – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК);
- обязательное согласование планируемых мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности РФ с другими странами ТС с использованием механизма принятия решений, предусмотренного нормативно-правовыми актами этого союза; гласность в разработке, принятии и осуществлении этих мер, обоснованность и объективность их применения;
- исключение неоправданного вмешательства государства во внешнеторговую деятельность и ущерба экономикам стран-участниц ТС, а также макроэкономике Единого экономического пространства ТС;
- обеспечение права на обжалование в административном, судебном или ином правомерном порядке незаконных действий субъектов внешнеэкономической деятельности;
- единство системы применяемых методов государственного регулирования на Единой таможенной территории и Едином экономическом пространстве;
- последовательное обеспечение для всех стран ТС единого режима наибольшего благоприятствования в торговле с третьими странами.

Национальные системы регулирования внешнеэкономической деятельности стран ТС способны оказывать воздействие на социальное и экономическое состояние Единой таможенной территории. Однако объединение государств в форме Таможенного союза предполагает совместную согласованную деятельность только в определенном экономическом пространстве. Она ограничена, во-первых, рамками беспошлинной торговли товарами и услугами внутри ТС и, во-вторых, единой системой таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли с третьими странами . Вне этого пространства государства ведут национальную политику защиты своих интересов в тех областях, на которые не распространяется юрисдикция ТС.

За пределами компетенции ТС государства продолжают использовать свои методы и формы регулирования экономических процессов, влияющих в том числе и на принятие решений в области внешней торговли. Однако по мере трансформации ТС до более высоких уровней интеграции, например, до единого экономического пространства и социально-экономического союза, будут расширяться области, в которых можно будет проводить единую социально-экономическую политику.

В настоящее время вне рамок ТС остаются различные сферы и отрасли экономики, которые государство регулирует через госзаказы, национальную бюджетную, налоговую, страховую, банковскую и отчасти таможенную деятельность. Вне связи с другими странами Таможенного союза РФ использует национальные программы экономического развития, индикативное планирование, экономическое прогнозирование, систему государственного контроля и другие инструменты регулирования экономики.

Процессы регулирования внешней торговли и других областей экономики государства тесно взаимосвязаны. Они не должны противоречить социально-экономическим интересам государств, входящих в ТС, и вызывать отрицательные внешние эффекты по отношению к ним. Цели и задачи регулирования внешней торговли ТС подчинены решению общих стратегических задач во внешнеэкономической сфере и задач в области развития экономической интеграции. Тем самым будут создаваться условия перехода на более высокие ступени интеграции, например, к Единому экономическому пространству (ЕЭП) с общим рынком не только товаров, но и капитала, рабочей силы, услуг, а затем и Социально-экономическому союзу, предусматривающему проведение единой политики в социальной сфере союзных государств.

Средства и методы, применяемые для достижения намеченных стратегических целей, выбираются исходя из конкретных экономических и политических условий. Основными целями государственного регулирования внешней торговли России после создания ТС и вступления в ВТО можно назвать :
- проведение более энергичной структурной перестройки экономики и товарной структуры внешнеторгового оборота с учетом расширяющегося потенциала внешнеторговых связей России в аспекте ее вступления в ТС и членства в ВТО;
- создание таких благоприятных условий участия хозяйствующих субъектов в международном производстве, которые обеспечат им максимальный доступ к прогрессивным технологиям и без ограничений на мировые товарные рынки с учетом вновь открывающихся возможностей в связи с вступления в ВТО;
- защита национальных внешнеторговых и иных интересов, интересов единого внутреннего рынка ТС от конкуренции со стороны третьих стран и их союзов с использованием мер, которые не противоречат уставу ВТО, законодательству ТС и международным договорам;
- создание и поддержание благоприятных условий в области взаимоотношений с другими государствами, международными организациями и зарубежными партнерами. В современных условиях в международных экономических отношениях проявляются некоторые отличительные особенности. Так, во внешнеэкономической политике отдельных стран и интеграционных союзов государств усилилось противоречие между двумя основными трендами в их взаимоотношениях. С одной стороны, наблюдается коллективное стремление гармонизировать и консолидировать международные экономические, в том числе внешнеторговые отношения, а с другой – обостряется конкуренция между ними на мировых товарных рынках. Соперниками в конкурентной борьбе за ресурсы и рынки становятся новые формирующиеся экономические центры, такие, как Китай и Индия; союзы государств, например, БРИК; а также страны, выступающие с единых позиций, отвечающих их общим геополитическим интересам, этническим и религиозным взглядам.

Во внешнеэкономической политике усилилась конкуренция между двумя ее традиционными направлениями: политикой протекционизма и политикой либерализации внешнеэкономической деятельности. Современный протекционизм ориентируется на применение разнообразных методов нетарифного воздействия на внешнюю торговлю. Количество таких методов постоянно возрастает, появляются новые их виды, а традиционные методы постоянно совершенствуются. Их использование трудно проконтролировать международным организациям и государствам. Протекционизм становится более индикативным (избирательным) и коллективным (блоковым), противостоять которому отдельным странам становится все труднее.

Протекционизм в настоящее время отличается еще и тем, что более отчетливо проявляется его направленность по двум векторам. С одной стороны, это эффективный инструмент защиты национального предпринимательства и внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что можно рассматривать как пассивный аспект протекционизма. С другой стороны, государственный протекционизм чаще и целенаправленнее стали использовать для поддержания национального бизнеса в его экспансии на внешних товарных рынках.

Либерализация внешнеторговой деятельности в период преодоления последствий мирового экономического кризиса больше проявляется внутри блоковых объединений государств, нежели вне этих блоков. Отдельные развитые государства больше декларируют политику свободной торговли, а на деле придерживаются политики избирательного или коллективного протекционизма с использованием механизма финансовых и экономических санкций.

В традиционном понимании процесс либерализации внешнеэкономической деятельности связывается с расширением открытости экономик отдельных государств и их интеграционных союзов. Однако, несмотря на декларируемую свободу торговли со стороны экономически развитых стран, они, часто совместными усилиями, выстраивают сложную и коллективную систему ее регулирования, которая преследует не только экономические цели, но одновременно нацелена на решение задач геополитического, военного и ресурсного характера, которые, как правило, публично не декларируются.

Усиление государственного регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических отношений между странами и их союзами оправдано, если оно направлено на развитие международной торговли, преодоление последствий мирового экономического кризиса, недопущение нового кризиса и защиту внутреннего производства, если ему угрожают зарубежные конкуренты.

В России национальная система регулирования внешней торговли имеет следующие уровни: общегосударственный уровень, на котором формируется политика в этой сфере, предоставляются лицензии и квоты, осуществляется контроль над экспортом и импортом, делаются государственные экспортные заказы; уровень отраслей экономики, на котором государственная система регулирования внешней торговли создает благоприятные условия экспортным отраслям и производствам. Предусматривается также проведение контроля над экспортом стратегических товаров, защита предприятий, нуждающихся в государственной поддержке; уровень регионов и муниципальных образований, предприятия которых поставляют продукцию на экспорт.

К системе государственного регулирования внешней торговли России подключены международные организации и институты, наднациональные органы управления ТС. Они осуществляют разработку рекомендаций; гармонизируют административные и таможенные процедуры, применяемые в международной торговле; совершенствуют правила и типовые документы; осуществляют контроль над порядком и выполнением согласованных обязательств и требований, принятых в мировой практике.

Современная система регулирования внешней торговли России должна соответствовать новым условиям внешнеэкономической деятельности, которые формируются образованием ТС и ее вступлением в ВТО. Ближайшая цель этой системы – оказать субъектам внешнеторговой деятельности содействие в их стремлении выйти на мировые товарные рынки, относительно свободные от нетарифных и иных ограничений. Вступление России в ВТО и формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) являются шагами в этом направлении.

Примечания:
1. Киреев А.П. Международная экономика. Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М., 2006. 416 с.

В современное время любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей.

Внешнеэкономическая политика государства, включает: внешнеторговую и валютную политику, регулирование международной миграции капитала, самодеятельного населения, услуг, результатов НИОКР, меры по повышению национальной конкурентоспособности и развития долгосрочного международного экономического сотрудничества.

Цели внешнеэкономического регулирования в сочетании с инструментами и механизмами их осуществления, направленные на внешнеэкономические связи во всем их многообразии, являются внешнеэкономической политикой (ВЭП) .

Основными целями ВЭП любого государства является поддержка отечественной экономики и ее конкурентоспособности на международном уровне, поддержка национальной валюты, внешнеэкономическая безопасность, обеспечение страны необходимыми ресурсами, а также товарами для нормального развития общества и государства, капиталом, рабочей силой, новейшими технологиями в сфере науки, охраны окружающей среды. Конечной целью ВЭП всегда являлось обеспечение экономического роста страны за счет расширения и оптимизации внешнеэкономических связей.

Внешнеторговая политика (ВТП) -- это регулирование государством экспортных и импортных операций, сальдо торгового баланса.

В соответствии с ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (статья 4) . Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и другие.

Все многообразие средств государственного регулирования ВЭД можно сгруппировать в три основных блока (или направления).

Первый из них -- это меры общего характер. Это регулирование всей национальной экономики, ее конъюнктурных состояний и качественно-структурного развития. Это меры антимонопольной политики, пресечение недобросовестной конкуренции, разработка и реализация государственных экономических программ, стимулирование научно-технического развития, создание необходимой нормативной базы и институциональной структуры. Меры такого рода создают общеэкономический базис ВЭД .

Второй блок -- это специальные инструменты и механизмы, стимулирующие или сдерживающие соответствующие виды ВЭД. Рассмотрим более подробно механизм внешнеторгового регулирования, который включает несколько основных элементов: таможенно-тарифное регулирование нетарифное регулирование (квоты и лицензирование), конвертируемость валюты и политику обменного курса.

Таможенно-тарифное регулирование. Таможенно-тарифное регулирование (установление экспортных и импортных пошлин) - главный инструмент внешнеторговой политики, призванный защитить отдельные отрасли от иностранной конкуренции и нейтрализовать преимущества иностранных фирм. Основной инструмент таможенно-тарифного регулирования -- таможенные пошлины. Пошлина -- это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе (вывозе) товара. Протекционизм -- защита отечественных производителей -- традиционно является главной функцией пошлин.

Пошлины также могут вводиться с целью получения дохода. Фискальные пошлины, призванные пополнять доход государственного бюджета, как правило, невелики и устанавливаются в отношении изделий, которые не производятся в стране.

В зависимости от направления движения товаров пошлина может быть ввозной (импортной), вывозной (экспортной) и транзитной и взимается за перемещение товара через таможенную территорию. Развитые страны в основном используют импортные пошлины. Экспортные пошлины в настоящее время встречаются в отдельных развивающихся странах и рассматриваются как временная мера для предотвращения нехватки товара внутри страны и истощения ресурсов, а также пополнения казны. В России экспортные пошлины -- временная мера и взимаются при вывозе некоторых ведущих товаров российского экспорта (нефть, руды ряда металлов, углеводороды, пшеница, рыба, целлюлоза, удобрения).

В зависимости от способа исчисления ставок пошлин выделяют - адвалорные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров, специфические, начисляемые в установленном денежном размере за физическую единицу облагаемого товара (за 1 кг, 1л или 1 шт.), и комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Таможенным кодексом РФ (2005 г.) На один и тот же товар действует несколько различных тарифов: с высокой средней и низкой ставкой пошлин. Предельные ставки таможенных пошлин (50% базовой ставки) применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует (на условиях взаимности) режим наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), установленный законодательными органами. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера. На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое .

Наиболее высокие пошлины устанавливаются на готовые изделия. Например, в странах ЕС кожаное сырье и хлопок ввозятся беспошлинно, а обувь и ткани облагаются пошлиной в 20-22%.

Таможенный тариф -- это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. Для этого создан Совет таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), членом которого с 1992г. является и Россия. Товары в таможенном тарифе РФ классифицируются в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД, разработанной на основе так называемой Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой торговле, и Комбинированной тарифно-статистической номенклатурой Европейского сообщества (КН ЕС).

Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяются различные тарифные льготы, так называемые тарифные преференции (возврат ранее уплаченных пошлин, освобождение от их оплаты, снижение ставки и др.).

Возможен и беспошлинный ввоз. Так, от пошлины освобождаются валюта РФ, иностранная валюта, ценные бумаги в соответствии с законами РФ; товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности, и т. п. Освобождается от обложения таможенной пошлиной экспорт товаров для государственных нужд (включая поставки нефти, газового конденсата и продуктов их переработки, осуществляемые предприятиями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству).

В отдельных случаях устанавливаются так называемые специальные пошлины, призванные защитить отечественные товары от конкуренции с дешевыми импортными товарами. Например, антидемпинговая пошлина применяется в случае ввоза в Россию иностранных товаров по ценам более низким, чем их стоимость в стране вывоза. Компенсационные пошлины вводятся в случае ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии .

Нетарифные меры регулирования. Помимо таможенных пошлин в мире существует более 50 различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся различные налоги и сборы, регламентирование внешней торговли путем ее количественного ограничения (квотирование) или полного запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров, административно-бюрократические проволочки и т. п.

Внешнеторговая квота -- это количественное или стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет четко ограничить объем импорта (экспорта).

Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены какого-либо товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. При неограниченных масштабах экспорта может возникнуть нехватка данного товара на внутреннем рынке. В России квотирование экспорта обусловлено международными обязательствами страны. Для выполнения международных обязательств России осуществляется квотирование экспорта карбида кремния, нитрата аммония, нитей и пряжи, тканей, одежды, одеял, пледов, кухонного и постельного белья, прочих готовых текстильных изделий, необработанного алюминия. Внешнеторговые операции с отдельными видами товаров (например, вывоз квотируемых товаров, товаров мирного и военного назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов) осуществляется на основе лицензии -- письменного разрешения на вывоз (ввоз) указанного товара в установленный срок. Поскольку торговые операции с этими товарами затрагивают не только экономические, но и другие национальные интересы (безопасность, защита окружающей среды, сохранение культурного достояния и т. д.), торговая сделка нуждается в одобрении соответствующих государственных органов. Лицензия выдается на определенное время и оформляется только на один вид товаров.

К нетарифным ограничениям импорта относятся и технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов (по санитарным, радиационным и другим показателям), отраслевых норм и технических предписаний. Подобные процедуры могут серьезно осложнить сбыт ряда товаров .

Барьером на пути импорта товаров могут стать различные обязательные требования к маркировке и этикетированию товара. В последнее время одним из новых требований, предъявляемым к импортируемым товарам, становится возможность облегченной утилизации последних, в частности путем вторичной переработки. В связи с этим возникла и получает распространение специальная экомаркировка на упаковке так называемых «экологически дружественных» товаров в виде определенных символов (зеленый дельфин, голубой ангел, белый лебедь и др.), играющая к тому же роль рекламы. В последнее время экомаркировка в большинстве стран стала влиять на определение импортных пошлин, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности аналогичных немаркированных товаров.

Конвертируемость национальной валюты и политика обменного курса. Это важные составляющие регулирования внешней торговли. Так, значительное понижение обменного курса стимулирует расширение экспортного сектора, ограничивает импорт и может позволить избежать трудностей с платежным балансом.

Третий блок -- прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД. Активно стимулируя экспорт, государство решает несколько задач. Во-первых, содействие экспорту способствует расширению спроса на продукцию национального производства. Во-вторых, экспорт обеспечивает поступление валюты, чтобы импортировать необходимые товары, новые технологии и информацию, которые не производятся в данной стране. В-третьих, увеличение валютных поступлений обеспечивает погашение национального долга, стабилизацию национальной валюты.

Меры, принимаемые государственными органами по стимулированию экспорта и его национальных производителей, носят самый разнообразный характер.

Основную роль играют экономические инструменты -- кредитные и финансовые.

Кредитные средства в целях форсирования экспорта используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на более благоприятных условиях по сравнению с действующими на внутреннем или международном рынке, и страхования экспортных операций, преимущественно экспортных кредитов, что позволяет частным банкам предоставлять их на более благоприятных условиях.

Активная роль государства в предоставлении долгосрочных и среднесрочных кредитов объясняется тем, что коммерческие банки неохотно идут на финансирование, связанное с длительным вложением средств и большим риском.

В основе расширения государственной системы страхования экспорта лежит политическая и экономическая неустойчивость. Эта система в какой-то мере гарантирует компании от рисков, связанных с неплатежеспособностью покупателей, инфляционным ростом цен .

Назначение государственного страхования экспорта заключается в том, чтобы максимально обезопасить и удешевить вывоз товаров, а, следовательно, стимулировать внешнеэкономическую деятельность компаний.

Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую, а иногда и производственную деятельность.

Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться на рынок, увеличить объем продаж, вытеснить конкурентов. Для борьбы с этим явлением во многих странах разработано антидемпинговое законодательство. Нормы этого законодательства применяются в тех случаях, когда демпинг угрожает причинить ущерб торговле на внутреннем рынке. В этом случае страна-импортер имеет право облагать конкретный товар помимо обычной пошлины и антидемпинговой, минимизируя тем самым разницу цен по отношению к отечественным аналогам.

Основными формами налоговых льгот для предприятий-экспортеров являются установление различного рода компенсаций, расширение круга товаров, на которые распространяется льготный режим налогообложения, отсрочка уплаты налогов. Компаниям, экспортирующим продукцию, государство разрешает создавать не облагаемые налогом денежные фонды.

Субсидирование экспорта осуществляется в основном в определенных секторах международной торговли. Оно используется, в первую очередь, для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных товаров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов (суда, авиационная техника и др.).

Государство вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности компаний, способствуя мероприятиям по совершенствованию технологии производства, созданию рациональной структуры производственных мощностей. Для снижения неблагоприятного влияния высоких издержек производства на уровень цен правительство использует субсидирование. В конечном счете эта форма государственной поддержки иногда оборачивается против пользующихся ею компаний. Фирмы-экспортеры заранее рассчитывают свои издержки с учетом предоставляемых им правительственных льгот. Уменьшение масштабов субсидирования приводит к снижению конкурентоспособности компаний. Компании становятся зависимыми от поддержки правительства и неспособными к ведению конкурентной борьбы без этой опоры, а невозможность получить в нужный момент субсидию становится равносильно банкротству.

Желая способствовать экспорту, государственные органы оказывают экспортерам помощь в выявлении перспективных рынков, предоставлении различной информации, организации торговых выставок и ярмарок в других странах.

К внешнеэкономическим связям относятся различные международные хозяйственные, политические и торговые отношения, такие как обмен товарами, кооперация и специализация производства, оказание технического и экономического содействия, сотрудничество в научно-технической сфере, создание разных форм. Такие отношения становятся возможными в результате развития товарного производства.

Государственное регулирование внешней торговли представляет собой деятельность, направленную на регулирование и развитие отношений экономического характера с другими странами. Основными направлениями этой деятельности являются протекционизм и либерализм. Они проводятся не только в сфере оптовой торговли, но также осуществляется и государственное регулирование

Протекционизм, как направлен на защиту национального рынка от конкуренции зарубежных товаров или даже захват новых внешних рынков. Либерализм является противоположной по направленности политикой, целью которой является снижение барьеров, сдерживающих развитие внешнеэкономических связей и создание условий для свободной торговли.

Государственное регулирование внешней торговли в виде протекционизма и либерализма практически никогда не существует в чистом виде. Как правило, государство проводит экономическую политику, выбирая такие методы, которые необходимы для решения конкретных проблем, решаемых в стране на определенной стадии развития.

Государственное регулирование внешней торговли России обусловлено рядом причин, поскольку оно направлено на решение проблем экономического, социального и политического плана в масштабах всего государства. Поэтому государство, не смотря на все выгоды не должно допускать бесконтрольного потока товаров и услуг.

Государственное регулирование внешней торговли необходимо для контроля занятости населения; защиты новых отраслей; недопущения нарушений в денежном обороте; контроля цен на товары международного обмена; обеспечения обороноспособности, правопорядка в стране; охраны экологии, жизни и здоровья населения; обеспечения жизнеспособности международных организаций.

Внешнеэкономические связи контролируют высшие законодательные органы государства: национальные собрания, парламенты, конгрессы. Они определяют направления внешнеэкономической политики и издают законы в области внешнеэкономических отношений, ратифицируют договоры и соглашения международного уровня.

Государственное регулирование внешней торговли осуществляют правительственные органы: ведомства и министерства. При этом используются разные экономические и административные методы.

К административным методам относятся издание законодательных актов (таможенные кодексы, акционерные законодательства и т.п.). К экономическим методам относятся такие методы влияния на экономику, которые создают наилучшие условия для развития внешнеэкономических отношений и сбалансированности платежей. К таким методам относится прямое финансирование производства экспортной направленности (дотаций из бюджета), субсидирование на научно-исследовательские и конструкторские разработки, косвенное финансирование через банки, которым государство выделяет особые дотации для снижения кредитных ставок экспортерам; снижение пошлин, уплачиваемых при закупках сырья; снижение налогов для экспортеров.

В России монополия государства на внешнеэкономические связи обеспечивает их развитие под влиянием не отдельных субъектов хозяйствования, а центрального правительства. Внешнеэкономическая деятельность в РФ осуществляется по принципу единства как части внешней политики государства, единства контроля за ее проведением, приоритета экономических мер, равенства участников, единства таможенной территории, защиты государства, прав и интересов всех участников внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с законом о регулировании внешней торговли в РФ таможенного кодекса и других нормативных актов, методы государственного регулирования внешней торговли делятся на экономические и административные.

При регулировании государство может руководствоваться финансовыми сображениями, защита национального производства, регулирование интенсивности и наполняем ости внешнеторговых оборотов.

Экономические методы делятся на пошлины, таможенные тарифы, пограничные сборы, импортные депозиты. Таможенные пошлины наиболее традиционный и наиболее эффективный инструмент регулирования экспорта и импорта. Таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные, а так же антидемпинговые и компенсационные. Таможенные пошлины устанавливаются в специфических, адвалорных и комбинированных ставках.

Административные методы делятся на количественные ограничения, прямые запреты, специальные требования, таможенные методы и процедуры.

Прямые запреты делятся на эмбарго и блокаду. Эмбарго может устанавливать как на всю торговлю со страной, так и на отдельный вид товара. Причины возникновения прямых запретов: политические (бойкот), экономические(защита рынка, охрана здоровья), религиозные, экологические, морально-этические.

Количественные запреты делятся на: квотирование, лицензирование и добровольное самоограничение. Количественные ограничения используются для предотвращения чрезмерной конкуренции или поддержания стабильности цен, экономических ресурсов, а так же для создания условий необходимых для получения адекватных торгово-политических уступок. Квотирование – установление лимитов ввоза и вывозы. Квоты могут быть индивидуальные, глобальные, тарифные, сезонные. При лицензировании осуществляется не только количественные ограничения, но и контроль за деятельностью организаций, получивших лицензии. Лицензии делятся на разовые и генеральные. Максимальный срок, на который выдается лицензия – один год. Добровольное ограничение это способ, при котором отказ от действий компенсируется со стороны государства каким-либо способом. Специальные требования могут распространяться на упаковку, экологические требования, требования фитосанитарного контроля, стандартизация и сертификация и т.д.

Таможенные методы и процедуры – порядок таможенного оформления грузов, проведение досмотра оформление документов. Цель - усложнение и препятствование проникновению товаров или еще чего-нибудь в страну или из страны.

19. Система органов, регулирующих внешнюю торговлю в рф.

В Росси существуют следующие эшелоны регулирования: мировые порядки, региональные торговые группировки, регулирование в рамках содружества государств, федеральные уровень, региональный, субфедеральный. С другой стороны регулированием занимается президент, законодательные органы, которые включают думу, совет федерации, правительство.

На ряду со всем этим регулированием занимаются министерства и ведомства, правительственные агентства.

Прямым регулированием занимается министерство торговли, которое сейчас включает министерство внешнеэкономических связей, ГТК, министерство по налогам и сбором, ЦБ, Минфин, МИД – эти организации подготавливают и представляют на рассмотрение законодательной власти нормативные документы, приводят в соответствие с мировым законодательство национальное законодательство, контролируют деятельность организаций занимающихся внешней торговле.

Но нельзя ограничить список организаций занимающихся регулированием международной торговли только вышеперечисленным списком. На самом деле список намного шире и организации представленные там относятся только косвенно к регулированию международной торговли, но играют не последнюю роль в ее регулировании. Эти организации в основном занимаются построением нетарифных барьеров. К ним можно отнести Минкультуры минздпавоохранения, МЧС России, ФАПСИ, ФСБ, Гохран, различные другие организации и комиссии и т.д.

Вопрос: нормативно-правовая база регулирования внешней торговли

Нормативно-правовая база – нормативные документы федеральные законы, постановления приказы распоряжения письма и др. документы изданные уполномоченными официальными органами, зарегистрированные в Минюсте и имеющие юридическую силу.

В РФ сложилась следующая нормативная база – ФЗ О государственном регулировании внешней торговли в РФ, таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе, постановления правительства, приказы и письма ГТК, распоряжения и постановления Центрального Банка..

Основными законами являются закон о государственном регулировании, таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе, закон о валютном регулировании.

ФЗ О государственном регулировании Внешней торговли основной целью провозглашает защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны. Он определяет внешнеторговую политику как составную часть внешней политики, приоритет экономических мер по регулированию внешней торговли над государственными, равенство участников внешнеторговой деятельности и их не дискриминацию. Закон исключает неоправданное вмешательство государственных органов и самого государства во внешнюю торговлю, нанесение ущерба ее участникам. Основывается на соблюдении норм и принципов международного права и участия России в межгосударственных союзах и зонах свободной торговли.

Закон разграничивает компетенции российской федерации и субъектов федерации в области внешней торговли. Он устанавливает исключительные компетенции РФ и совместного ведения

Таможенный кодекс, – систематизированный единый законодательный акт, определяющий правовые, экономические и организационные основы таможенной деятельности РФ и направленный на защиту экономического суверенитета и безопасности, интеграцию России в хозяйственные международные связи.

Закон о таможенном тарифе – устанавливает порядок определения ставок таможенных пошлин, виды этих ставок, меры оперативного регулирования внешней торговли с помощью сезонных и особых пошлин, устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров и страны их происхождения, а так же предоставление тарифных льгот.

Листая страницы мировой истории, легко убедиться в том, что международная торговля никогда не развивалась без вмешательства государства. Ещё до нашей эры, в Древней Греции, Египте и других государствах, торговля с «заморскими» странами осуществлялась под пристальным вниманием правящих кругов.

Именно купцы открывали новые сухопутные и морские пути, открывали для торговли новые рынки. Своё политическое влияние государства расширяли параллельно с развитием экономических связей, а точнее - сначала устанавливались торговые отношения, а позднее более могущественная в экономическом плане держава устанавливала своё политическое господство над менее могущественной страной.

В XX в. вмешательство государств во внешнюю торговлю не только не уменьшилось, а, наоборот, еще более усилилось. К этому их подталкивали суровые обстоятельства. В годы Первой мировой войны правительства воюющих стран стали регулировать потребление сырья промышленностью и продовольствии населением и в связи с этим стали жестко регулировать экспортно-импортные операции своих субъектов хозяйственной деятельности. В годы Великой депрессии 1929--1933 гг. правительства многих стран, в том числе и промышленно развитых, в целях обеспечения развития своих национальных экономик применяли целый ряд мер, чтобы поощрить экспорт отечественных предприятий и ограничить импорт иностранных товаров. После окончания Второй мировой войны страны прибегли к системе коллективного регулирования мировой торговли. В 1947г. ими была создана всемирная организация -- Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которая начала функционировать с 1 января 1948 г. Она должна была регулировать таможенно-тарифные вопросы внешнеэкономических связей во всемирном масштабе. Однако, несмотря на функционирование коллективной организации, индивидуальное регулирование внешней торговли отдельными странами не прекратилось, а лишь обрело иные формы.

Государственное регулирование международной торговли имеет разные масштабы:

во-первых, оно может быть односторонним, когда правительство одной страны без согласования или консультаций с торговыми партнерами прибегает к государственному регулированию внешней торговли. Мера эта связана с крайне тяжелым экономическим положением, с большим дефицитом государственного бюджета, а также с отрицательных сальдо платежного баланса. Объемно в ответ на этот шаг правительства стран--партнеров применяют аналогичные акции, что может привести к осложнению их политических отношений со страной--инициатором индивидуального государственного регулирования внешней торговли.

Во-вторых, государственное регулирование бывает двусторонним. Это происходит в том случае когда две страны на основе взаимной договоренности согласовывают технические требования к упаковке, маркировке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и других показателей товарного производства.

В-третьих, государственное регулирование внешней торговли может быть и многосторонним. Именно таким оно является в том случае, когда в роли субъекта регулирования выступает упомянутое выше Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Кроме того, оно является многосторонним в рамках многочисленных интеграционных группировок -- Европейского союза. Североамериканской ассоциации свободной торговли и прочих международных экономических объединений. Следует подчеркнуть, что роль государства при регулировании внешнеэкономических связей не сводится к воздействию на отдельные заключаемые контракты бизнесменами или фирмами, а проявляется в осуществлении определенной внешнеторговой политики. Так вот, в зависимости от масштабов вмешательства в международную торговлю торговая политика государства бывает протекционистской и фритредерской.

Протекционизм представляет такую государственную политику, которая направлена на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных предпринимателей посредством применения тарифных и нетарифных методов. Протекционизм имеет своей задачей создать наиболее благоприятные условия для развития отечественного производства и национального рынка. Ее решение достигается установлением высокого уровня таможенного налога на импортируемые товары. С другой стороны, протекционизм предполагает поощрение экспорта отечественный товаров, повышение их конкурентоспособности на внешнем рынке с целью увеличения сбыта, а также завоевания новых рынков. Соотношение импортного и экспортного аспектов протекционизма изменяется в зависимости от международной экономической и политической ситуации, а также от отношения между отдельными странами или группами стран. В настоящее время специалисты различают несколько основных видов протекционизма во внешнеэкономических отношениях:

  • - селективный протекционизм, который применяется против отдельных стран или отдельных товаров;
  • - отраслевой протекционизм, который защищает определённые отрасли народного хозяйства;
  • - коллективный протекционизм, который представляет собой комплекс экономических мер, применяемых группой стран по отношению к стране, не являющейся частью этой группы;
  • - скрытый протекционизм, который представляет собой комплекс внутренних экономических мер.

Что касается фритредерства (свободы торговли), то оно предполагает незначительный уровень таможенных обложений и подразумевает всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на национальный рынок страны. Фритредерство -- это политика весьма ограниченного государственного вмешательства во внешнюю торговлю страны, которая осуществляется на основе игры свободных рыночных сил спроса и предложения. Некоторые авторы выделяют еще одну разновидность протекционизма -- умеренный протекционизм. На наш взгляд, такое решение является некорректным. В самом деле, селективный, отраслевой, коллективный и скрытый и есть не что иное, как разновидности умеренного, или частичного, протекционизма. Если же говорить о совершенно полном протекционизме, то он, несомненно, тождествен внешнеэкономической монополии. Видимо, поэтому полный протекционизм и не принято выделять в качестве самостоятельной экономической категории.

Следует оказать, что протекционизм и фритредерство никогда не достигали полного господства во внешнеэкономической деятельности большинства стран мира. Можно с достаточной определенностью подчеркнуть, что между этими двумя видами или направлениями внешнеэкономической политики шло постоянной «перетягивание каната». В отдельные исторические отрезки времени внешнеторговая политика склонялась то в одну, то в другую сторону.

За последние полвека специалистами отмечается как минимум три периода, в которые преобладала та или иная внешнеторговая политика:

  • - до 70-х годов большинство государств мира переходили от протекционизма к свободной торговле;
  • - до 90-х годов отмечалась тенденция к отделению друг от друга, к созданию тарифных барьеров и других ограничительных мероприятий;
  • - в 90-х годах был снова взят курс на развитие свободной торговли.

И вот, в 2014 году, можно определённо отметить - вектор развития внешнеэкономических отношений между мировыми державами снова кардинально меняется. Планета на грани новой «холодной войны» и проявления коллективного протекционизма, направленного против России и её союзников.

Во все времена перед правительствами стран стояла задача в области внешней торговли - с одной стороны, это помощь национальным экспортёрам (поддержка их конкурентоспособности на мировом рынке), с другой стороны - ограничение импорта. И не важно, какой курс выбирает правительство - протекционизм или фритредерство, при любом варианте они пускают в ход самые разные инструменты для достижения этой основной задачи. Инструменты делятся на две основные группы - тарифные меры и нетарифные мероприятия, о которых стоит поговорить чуть подробнее.

Первая группа инструментов по своему содержанию относится к экономическим регуляторам внешней торговли и представляет собой особый комплекс мероприятий, направленных на использование ценового фактора воздействия на внешнеторговые операции государства.

Таможенный тариф -- это систематизированный перечень товаров, пропускаемых через границу данного государства и облагаемых пошлинами. Таможенный тариф включает наименование облагаемых товаров, ставки на единицу обложения, список беспошлинно пропускаемость товаров и товаров, запрещенных к вывозу, ввозу и транзиту через национальные, границы государств. Таможенный тариф используется в целях защиты национальных предприятий от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для стимулирования развития определенных секторов национальной экономики, укрепления торговых и платежных балансов страны, повышения доходов государственного бюджета, противодействия дискриминационной политики иностранного государства и других целей. Центральным звеном таможенно-тарифной системы являются пошлины. Таможенные пошлины -- это денежный сбор, взимаемый таможенными органами при импорте иди экспорте товаров и являющийся условием осуществления экспортно-импортных операций. На протяжении нескольких тысячелетий, в связи с развитием внешней торговли государств, таможенные пошлины стали инструментом, выполняющим следующие функции:

  • - фискальную функцию, т.к. таможенные пошлины воздействуют как на импортные, так и на экспортные операции, при этом являются одной из существенных статей доходной части государственного бюджета;
  • - протекционистскую функцию, т.к. при помощи импортных пошлин государство защищает национальных предпринимателей от иностранных конкурентов; при этом государство может не только устанавливать, но и отменять импортные пошлины в случае, если на национальном рынке отсутствуют или имеются в недостаточном количестве отечественные аналоги предлагаемых другими государствами товаров;
  • - балансировочную функцию, т.к. экспортные пошлины устанавливаются в том размере, который позволяет поднять цены на поставляемые товары до такого предела, при котором они превышают цены на отечественные аналоги.

В настоящее время таможенные пошлины продолжают выступать в роли эффективного инструмента защиты национальной, в том числе и экономической, безопасности, обороноспособности и международного престижа страны. Этим фактором аргументируют свою позицию защитники существования таможенной системы. К тому же ещё одним аргументом в их пользу выступает то обстоятельство, что таможенные пошлины защищают молодые, инновационные отрасли национального хозяйства. В качестве временной меры, для защиты новых производств от воздействия иностранных конкурентов, таможенные пошлины жизненно необходимы. В дальнейшем, когда новая отрасль укрепила свои позиции, для её дальнейшего успешного функционирования и развития таможенные функции могут снижаться или отменяться совсем.

Ещё одним важнейшим аргументом в пользу этой системы является её положительная роль в сохранении уровня занятости внутри страны. Отсутствие таможенных пошлин или слишком низкий их уровень неизбежно ведёт к тому, что национальный рынок занимают товары, производимые иностранными конкурентами, имеющие более высокое качество и низкую себестоимость. Как следствие, это повлечёт за собой банкротство национальных предприятий, всплеск безработицы и дополнительную нагрузку на бюджет страны в связи с ростом выплат пособий по безработице.

Ну и не менее важным аргументом в пользу таможенной системы является тот факт, что таможенные пошлины являются серьёзным источником поступления бюджетных доходов. В странах, где ощущаются значительные трудности со сбором внутренних налогов, а это, как правило, страны с активно развивающейся налоговой системой, собрать таможенные пошлины гораздо легче, чем получить налог на прибыль. Поэтому в этих государствах доходы от таможенных пошлин позиционируются, как правило, в качестве дополнительных доходов для покрытия дефицита государственного бюджета.

Тем не менее, не смотря на все достоинства таможенной системы, в настоящее время встречаются её противники, которые в доказательство своей позиции приводят свои аргументы.

  • 1. Таможенные пошлины приводят к обострению межгосударственных отношений. В самом деле, результатом сокращения импорта под влиянием тарифных или нетарифных ограничений внешней Торговли может стать уменьшение ее экспорта в качестве ответной меры экономического партнера, что приведет к уменьшению занятости, а также уменьшению совокупного спроса. В итоге между странами партнерами могут обостриться межгосударственные отношения до такой степени, что между ними начнутся серьезные противоречия, которые могут зашиться торговыми войнами, приводящими к глубоким отрицательным последствиям для обеих сторон. 2. Пошлины замедляют экономический рост и приводят к увеличению налогового времени для потребителей, так как они из-за применения пошлин вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. В результате этого часть доходов потребителей перераспределяется в пользу государства, а их располагаемый доход снижается.
  • 3. Импортные товары косвенно подрывают отечественный экспорт и тем самым осложняют проблему платежного баланса страны. По мнению данной, группы специалистов, импортные пошлины сокращают импорт и увеличивают чистый экспорт страны, содействуют повышению уровня обменного курса национальной валюты. А это последнее обстоятельство стимулирует импорт и сдерживает экспорт. Итогом подобной ситуации является ухудшение состояния платежного баланса, что сказывается буквально на всей экономической ситуации в стране.
  • 4. Импортные пошлины ведут к сокращению общего уровня занятости в стране. Беря под защиту рабочие места в отраслях, производящих конкурирующие с импортом товары, импортные пошлины в то же время приводят к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах национальной экономики.

Таможенные тарифы являются хотя и важнейшим, но лишь одним из экономических методов регулирования внешнеторговых операций. Помимо таможенных пошлин в роли экономических регуляторов внешней торговли применяются также такие методы, как субсидии, кредитование и демпинг. Экспортные субсидии -- это льготы экономического порядка, которые предоставляются государством своим экспортерам для расширенного вывоза товаров за границу. Получая государственные прямые субсидии в виде выплаты дотаций при выходе предпринимателя на внешний рынок или косвенные в виде льготного налогообложения или страхования, экспортеры могут продавать свой товар на внешнем рынке по более низкой цене чем на внутреннем рынке или по сравнению с экспортерами других стран на внешнем рынке. Экспортные субсидии часто выступают в виде субсидированных кредитов, которые государственные банки предоставляют национальным экспортерам под процент ниже рыночного. Они могут выступать также в форме так называемых связанных кредитов, т.е. государственных кредитов иностранным импортерам при обязательной закупке товаров только у фирм страны, которая предоставляет такой кредит. Нередко применяется и такой вид субсидирования экспорта, как демпинг, т.е. поставка товара на зарубежные рынки по ценам, которые ниже цен внутри страны происхождения товара. Для борьбы с умышленным демпингом страны применяют антидемпинговые пошлины. В числе экономических методов регулирования внешней торговли находятся и международные картели -- монополистические объединения экспортеров, которые контролируют объемы производства и ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен.

Внешнеэкономическая политика государства - это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала (политического, экономического, военного, социального, экологического и т.п.) и эффективного участия в мировой экономике. Внешнеэкономическая политика государства во многом зависит от состояния его платёжного баланса. государственный внешний торговля

Внешнеэкономической политики РФ устанавливает и регулирует отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которая охватывает международный обмен товарами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами, их права, обязанности, ответственность регламентируются Законом РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ).

Внешнеторговая политика включает: экспортную и импортную. Экспортная политика направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных российских товаров, услуг и стимулирование производства этих товаров. Для стимулирования экспортно-способных производств используются государственные заказы, бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и т.д.

Импортная внешнеторговая политика направлена на регулирование ввоза в РФ иностранных товаров, услуг. Импортная внешнеторговая политика в своих действиях учитывает роль импорта в отечественной экономике. Импорт может рассматриваться как традиционный источник доходов государства, а также и как антимонопольный рычаг и конкурентообразующий элемент производства отечественного товара.

Внешняя инвестиционная политика представляет собой комплекс мер по привлечению и использованию иностранных инвестиций на территории РФ и регулированию вывоза российских инвестиций за рубеж.

Инвестиции - это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли. Главную роль в инвестициях играет капитал, т.е. деньги, предназначенные для извлечения дохода.

Капитал может прямо вкладываться в создание предприятия с целью получения прав на управление и прибыль (прямые инвестиции), может вкладываться в покупку ценных бумаг (портфельные инвестиции), может быть отдан в кредит под проценты (кредитный капитал).

Внешняя инвестиционная политика включает в себя политику импорта и экспорта российских инвестиций.

Политика импорта иностранных инвестиций в РФ направлена на решение нескольких задач:

  • - увеличение объёма отечественного производства товаров и услуг на уровне международных стандартов;
  • - привлечение в РФ передовой технологии, опыта, ноу-хау, и т.п.;
  • - увеличение занятости населения и сокращения на этой основе уровня безработицы;
  • - увеличение совокупного общественного продукта и национального дохода.

Политика экспорта российских инвестиций направлена на решение таких задач как:

  • - продвижение российских экспортных товаров (услуг) на зарубежные рынки;
  • - развитие зарубежного производства для извлечения прибыли и для обеспечения гарантированного снабжения российского рынка импортными товарами (полуфабрикаты, запчасти и др.);
  • - укрепление банковской сферы и повышение эффективности валютных операций.

Валютная политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государствам и международными валютно-финансовыми организациями. На уровне государства - это политика по целенаправленному использованию валютных средств. Сферой действия валютной политики является непосредственно валютный рынок и рынок драгоценных металлов и камней. Задачей текущей валютной политики является обеспечение нормального функционирования государственной системы, поддержания равновесия платёжных балансов.

Текущая валютная политика подразделяется на дисконтную и девизную. Валютная дисконтная политика представляет собой систему экономических и организационных мер по использованию учётной ставки процента для регулирования движения инвестиций и сбалансирования платёжных обязательств, ориентированной корректировки валютного курса. Эта политика проявляется в воздействии на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, объём денежной массы, миграцию краткосрочных инвестиций.

Валютная девизная политика - система регулирования валютного курса покупкой и продажей валюты с помощью валютной интервенции и валютных ограничений. Валютная интервенция - целевая операция ЦБ РФ по купле-продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты определёнными пределами повышения, понижения. Валютные ограничения регламентируют операции с национальной и иностранной валютой, золотом и т.д. Основными методами долгосрочной валютной политики являются межгосударственные переговоры и соглашения, прежде всего в рамках МВФ.

Под квотированием понимается регулирование объёма товаров в количественном или стоимостном выражении, который разрешается для ввоза или вывоза с территории страны в определённый период времени. Квоты применяются как инструмент регулирования импорта продукции компаний, конкурирующих с национальными производителями, так и в качестве карательной меры - в ответ на дискриминационные действия других государств.

Как и пошлины, квоты разделяются на экспортные и импортные. Всемирная торговая организация, в которую входят многие экономически развитые страны мира, определяет на основе принятых совместно международных стабилизационных соглашений долю каждой страны, участвующей в процессе, в общем экспорте товаров. А правительство конкретной страны устанавливает свою внутреннюю экспортную квоту для ограничения вывоза товаров, являющихся дефицитными на внутреннем рынке. Соответственно, импортные квоты направлены на защиту интересов национальных производителей, для урегулирования спроса и предложения внутри страны. К примеру, государство снижает квоту давнего партнёра по поставке куриного мяса в связи с тем, что заключило торговые договора с новым производителем и во избежание неконтролируемого роста предложения на внутреннем рынке, оно идёт на сознательное перераспределение квоты - при сохранении общего количества поставок в страну, доля поставок конкретного государства снижается. Или наоборот, увеличивается, если государство отказывается от поставок из третьей страны, а сохранить предложение на рынке крайне необходимо.

Система квотирования имеет ряд преимуществ перед таможенным тарифом, т.к. квота даёт твёрдую гарантию того, что импорт будет находиться на заданном уровне, потому что она лишает конкурентов возможности увеличивать поставки на рынок конкретной страны за счёт снижения цен. К тому же, система квот является более гибкой и оперативной мерой регулирования внешнеторговой политики по сравнению с таможенной системой. Одним из важнейших обстоятельств в пользу применения квот является избирательность системы, т.к. при распределении квот государство имеет широкие возможности для поддержки, как конкретных предприятий, так и стран-партнёров. Данное обстоятельство является основополагающим для формирования различных экономических союзов между странами.

Распределение квот тесно связано с ещё одним видом государственного регулирования внешней торговли - лицензированием. Лицензирование позиционируется как специальный документ, выдаваемый участникам рынка специальными государственными органами, дающий им право экспортировать или импортировать продукцию. Лицензии имеют разные формы, связанные со спецификой внешнеторговых отношений. Различают разовую, генеральную, глобальную и автоматическую лицензии.

Само название подсказывает, что разовая лицензия позволяет определённой компании совершить одну сделку, связанную с ввозом или вывозом продукции, сроком до одного года. Генеральная лицензия также выдаётся на срок до одного года, но в отличие от разовой, не ограничивает количество сделок. Глобальная лицензия ориентирована на то, чтобы разрешить компании вывезти или ввезти продукцию в любую страну мира в течение оговоренного срока без ограничения количества и стоимости этой продукции. В случае, если законодательством предусмотрена выдача лицензии сразу же после подачи компанией заявки, данный вид разрешения носит название автоматической лицензии.

Внешнеэкономические отношения регулируются также путём создания всевозможных барьеров на пути предпринимателей - речь идёт о технических нормах (продукция должна соответствовать принятым в государстве ГОСТам), о внешнем виде и форме продукции, о соблюдении норм санитарного и ветеринарного контроля. При желании эти барьеры могут стать серьёзным препятствием для свободных поставок определённой продукции и могут использоваться государством в качестве эффективного карательного инструмента по отношению к той или иной стране.

Одной из мер урегулирования внешней торговли является режим наибольшего благоприятствования, т.е. специальное правило, принятое в рамках той или иной торговой организации (например, ВТО). Если две страны предоставили друг другу в рамках этого договора определённые права, преимущества и льготы, то этими условиями должна пользоваться любая из тех стран, которые также входят в состав этой торговой организации. Режим наибольшего благоприятствования является одним из важнейших условий существования международных торговых организаций и рассматривается как основа функционирования бездискриминационного режима во внешнеторговых отношениях.

Кроме режима наибольшего благоприятствования стоит отметить также национальный режим, который заключается в том, что одна страна предоставляет компаниям других стран режим функционирования на своей территории не менее благоприятный, чем режим, установленный для своих предпринимателей. Национальный режим устанавливается между отдельными странами - участницами международных торговых отношений.

Ещё одной формой государственного ограничения внешней торговли, применяемой, как правило, в политических целях, является эмбарго. Экономическое эмбарго представляет собой полный запрет государством ввоза в свою страну или вывоза в другую страну товаров, услуг и различных ценностей. Например, США в середине ХХ века, после социалистической революции Фиделя Кастро, ввела эмбарго против Кубы. На протяжении нескольких десятилетий молодая республика была лишена свободных торговых отношений с могущественным соседом, что могло уничтожить её в экономическом плане, если бы не поддержка Советского Союза. Соединённые Штаты стремились повлиять на внутреннюю и внешнюю политику Кубы, но страна выстояла. И только в 2014 году, в связи с обострением политических отношений западных стран с Россией, США отменили эмбарго, направленное против Кубы, в расчёте на смену политического и экономического курсов этой страны.

Загрузка...