aracs.ru

Деятельность как трудовая. Трудовая деятельность это определение

Основные виды трудовой деятельности представлены на рисунке.

Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.

Физический труд выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую . Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей , при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной , при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активностигипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Трудовую деятельность можно, прежде всего, разделить на физический и умственный труд.

Физический труд - выполнение человеком энергетических функций в системе «человек - орудие труда» - требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую астатическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы, стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) - региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется, прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы - сердечнососудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности - гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечнососудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность - ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций - подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны: операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций - памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

1. Основные понятия и проблемы организации трудовых процессов

Трудовой процесс - совокупность действий работников по целесообразному изменению предмета труда.

К основным характеристикам трудового процесса можно отнести полезность результатов, затраты времени работников, величину доходов работников, степень их удовлетворенности выполняемой работой.

Содержание трудового процесса определяется совокупностью действий и движений работника (группы работников), необходимых для выполнения работы по всем стадиям: получение задания, информационная и материальная подготовка работы; непосредственное трудовое участие в процессе преобразования предметов труда в соответствии с применяемой технологией, сдача выполненной работы 1 .

Выделяют следующие общие этапы трудового процесса:

Анализ ситуации (проблемы, замысла, плана работы, задания и т. п.);

Осмысление технологии выполнения работы, возможности воздействий факторов внешней среды, прогнозирование результатов процесса;

Подготовка рабочего места и обеспечение его всем необходимым

для нормальной работы: материальными ресурсами, рабочей силой, ин-

формацией, оснасткой и т. д.;

Выполнение работы - непосредственный трудовой процесс;

Оформление результатов работы;

Сдача и реализация (внедрение, использование) работы;

Стимулирование хороших результатов работы.

Трудовые процессы, осуществляемые на промышленных предприятиях,

относятся к сфере материального производства и могут быть классифицированы по таким факторам, как характер труда, субстанция (сущность) предмета труда, цель трудовых процессов, их роль или место в производственном процессе, периодичность выполнения, уровень механизации и др.

К физическим трудовым процессам относятся процессы труда, требующие затрат физической (мускульной) энергии, например, перемещение грузов вручную, складирование предметов и готовых изделий, установка инструмента, вращение рукоятки машины и др.

Умственные трудовые процессы связаны, как правило, с умственной деятельностью работника и заключаются в анализе ситуации, формулировании проблемы, определении приемов работы и т. д.

Чувственные трудовые операции - это процессы, воспринимаемые органами чувств: видимый, слышимый, осязаемый, обоняемый, воспринимаемый на вкус. К ним можно отнести контроль пульта управления, изменения температуры, оценка шума и вибрации на рабочем месте, контроль освещенности и др.

Смешанные (интегральные) трудовые процессы по характеру труда представляют собой совокупность физических, умственных и чувственных процессов, требуемых для выполнения конкретных работ (например, вождение транспортного средства, обработка деталей на станках с ЧПУ).

Вещественные трудовые процессы связаны с выпуском конкретной продукции или изготовлением конкретных изделий, виртуальные - с информационным обслуживанием работников предприятия (получение информации через Интернет). Документированные трудовые процессы обусловлены созданием нематериальных активов (разработка ноу-хау, компьютерной программы, проекта новой продукции и др.).

Организация трудового процесса - органическое соединение в пространстве и во времени, по количеству и качеству предметов труда, средств труда и основного труда для получения материально-вещественного результата труда. При этом организаторы производства и специалисты предприятия должны четко определить: что производить, как производить, кто будет задействован в производстве, а также где, когда, в какие сроки и с какими результатами должен идти трудовой процесс.

При организации любого трудового процесса необходимо соблюдать определенные принципы:

1. Оптимальное содержание трудового процесса . В состав трудового процесса должны быть включены определенные приемы труда в рациональной последовательности и оптимальном сочетании, чтобы обеспечить равномерную загрузку рабочего, благоприятное для него сочетание умственной и физической нагрузок, ритмичность трудового процесса. Это достигается путем оптимизации разделения труда, проектированием оборудования и оснастки с учетом требований эргономики, правильного нормирования, обеспечивающего оптимальную интенсивность и ритмичность труда.Пашуто В.М. Указ. соч. - С. 80-81.

2. Параллельность работы оборудования и человека . При организации трудового процесса необходимо предусматривать одновременную работу человека и машины, т. е. подготовительно-заключительная работа, обслуживание рабочих мест, часть вспомогательных трудовых операций должны выполняться во время работы оборудования.

3. Экономия движения . На основе рациональной конструкции оборудования и оснастки, оптимальной планировки рабочих мест должно быть обеспечено выполнение трудового процесса возможно меньшим количеством простых и коротких движений при постоянном расположении предметов труда и инструмента.

4. Ритмичность и автоматизм движений. Ритмичность при выполнении трудовых операций предполагает продуманную, хорошо освоенную, привычную последовательность приемов и движений на основе приблизительного равенства затрат энергии и труда на протяжении смены и в каждый отрезок времени. Автоматизм обусловлен частой повторяемостью одних и тех же приемов и движений в течение отрезка времени или смены, что позволяет концентрировать внимание на быстром, эффективном и качественном их выполнении.

5. Оптимальная интенсивность труда. Организация трудового процесса предусматривает чередование мышечных и нервных нагрузок на рабочего, перемену видов его деятельности в течение смены, удобство выполнения работы и минимальное влияние на организм производственной среды. Все это обусловлено физиологическими и экономическими исследованиями уровня напряженности труда и степени загрузки рабочего, обеспечивающими устойчивую производительность труда при оптимальной величине нервного и физического напряжения.

2. Методы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени

Сочетание трудовых движений, действий, приемов и комплекса приемов формирует метод труда.

Метод труда - способ выполнения операции, предусматривающий последовательность, структуру и технику выполнения составляющих ее элементов.

Для изучения трудового процесса с целью его организации и нормирования анализируют и проектируют методы труда. Рациональным считается метод, обеспечивающий выработку продукции высокого качества при наименьших затратах рабочего времени и минимальном мышечном и нервном напряжении работающего. Затраты рабочего времени на операции зависят не только от характера расположения их в операции. Приемы, входящие в состав операции, могут выполняться последовательно, параллельно и параллельно-последовательно.

При последовательном выполнении приемов каждый из них начинают осуществлять после окончания предыдущего. Продолжительность операции (tоп) определяется как сумма продолжительности всех приемов, входящих в состав операции:

tоп = t1 + t2 + t3,

где t1, t2 и t3 - соответственно длительность первого, второго и третьего приема.

Такое расположение характерно для ручных и машинно-ручных операций без разделения труда внутри операции.

При параллельном осуществлении все приемы выполняются одновременно. В этом случае происходит полное совмещение приемов во времени (полное перекрытие), поэтому длительность операции равна наиболее продолжительному приему: tоп = t3. Такое расположение приемов характерно для аппаратурных, автоматических и в некоторых случаях для машинно-механизированных операций, а также для операций, где труд разделяется по приемам работы.

При параллельно-последовательном расположении приемов часть из них выполняют параллельно, а часть последовательно или некоторые из приемов начинают несколько раньше окончания предыдущего приема.

В этом случае появляется частичное совмещение приемов по времени (частичное перекрывание), поэтому продолжительность операции равна сумме продолжительности всех приемов за исключением перекрытого времени:

tоп = t1 + t2 + t3 - (a + b),

где a и b - время частично перекрываемых приемов.

Такая последовательность приемов имеет место тогда, когда, отсутствует синхронизация труда рабочих, выполняющих отдельные операции.

Наименьшая продолжительность операции достигается при параллельном расположении приемов. Поэтому при анализе и проектировании методов труда изыскивают возможности для максимального совмещения выполнения приемов по времени. Это достигается, прежде всего, механизацией процессов труда, изменениями в организации рабочего места, способствующими включению в работу рук и ног рабочего, а также разделением труда при выполнении работы.

Рационализация методов и приемов труда заключается в анализе каждой операции или работы для упразднения лишних операций, устранения лишних движений, действий и приемов, а также для проектирования оптимальной последовательности выполнения операций с учетом совмещения во времени работы различных органов тела работающего. Она включает совершенствование организации рабочих мест, условий труда и обучения рабочих рациональным приемам и методам работы.

Изучение затрат рабочего времени и времени использования оборудования осуществляют непосредственно на каждом рабочем месте посредством наблюдений (аналитически-исследовательским методом) с целью:

Выявления структуры затрат рабочего времени, устранения потерь

и его непроизводительных затрат путем более полного использования возможностей оборудования, технологии, организации труда и производства;

Оценки применяемых приемов и методов труда;

Определения оптимального варианта содержания и последовательности выполнения отдельных элементов операций;

Расчета норм и нормативов;

Установления причин невыполнения или значительного перевыполнения норм.

Все методы изучения затрат рабочего времени можно разделить на две группы:

1) методы непосредственного наблюдения;

2) метод моментных наблюдений.

К методам прямого наблюдения относятся:

Хронометраж;

Фотография рабочего дня;

Самофотография рабочего дня;

Фотохронометраж.

Хронометраж - способ изучения затрат времени на выполнение циклически повторяющихся ручных и машинно-ручных элементов операции. Он применяется для проектирования рациональных состава и структуры операции, установления их нормальной продолжительности и разработки на этой основе нормативов, используемых при расчете технически обоснованных норм времени. Хронометраж используется для проверки норм, установленных расчетным путем, преимущественно в массовом и крупносерийном производстве, а также контроля уровня выполнения норм времени и корректировки этих норм. Кроме того, хронометражем пользуются при изучении передовых методов работы с целью их распространения.

Хронометраж может быть непрерывным и выборочным. При непрерывном измеряют все приемы операции в их технологической последовательности в течение оперативного времени; при выборочном хронометраже за время выполнения операции измеряют лишь отдельные приемы независимо от их последовательности, но так, что бы в конечном счете была определена продолжительность всех приемов операции.

Хронометраж состоит из следующих этапов:

Подготовка к наблюдению;

Наблюдение;

Обработка хронометражных наблюдений;

Анализ результатов, выводы, установление норм и проектирование

нормативов оперативного времени.

Подготовка к проведению хронометражного наблюдения заключается в выборе объекта наблюдения, расчленении операции на составляющие элементы, определении фиксажных точек, установлении количества необходимых замеров, обеспечении соответствующих организационно-технических условий для работы на рабочем месте. Под фиксажной точкой подразумевается момент совпадения окончания последнего движения предыдущего приема (комплекса) с началом первого движения последующего приема операции. Установление фиксажных точек необходимо для правильного измерения продолжительности приемов.

Необходимое число замеров устанавливается для каждого элемента операции, оно зависит от требуемой точности данных. Для получения наиболее достоверных данных нужно сделать больше наблюдений.

трудовой занятость заработный плата

3. Регулируемые заработные платы в условиях кризиса

Отношения между работником и работодателем регулируются трудовым договором (ст. 57 Трудового кодекса РФ). В трудовой договор обязательно должно быть включено условие об оплате труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса РФ условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Таким образом, работодатель не вправе снизить заработную плату сотрудника по собственному желанию в одностороннем порядке.

Однако из этого правила есть исключение. Согласно статье 74 Трудового кодекса РФ одностороннее изменение условий трудового договора (в том числе и оплаты труда) возможно в случае, если эти условия не могут быть сохранены работодателем по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). Добавим, что изменять можно любые обязательные и дополнительные условия трудового договора (ст. 57 Трудового кодекса РФ), кроме трудовой функции. Трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15 Трудового кодекса РФ).

Обратите внимание: трудовое законодательство не раскрывает, что считать изменением организационных или технологических условий труда.

Однако можно предположить, что к технологическим причинам относится изменение методов (их совокупности) и режимов процесса изготовления продукции (оказания услуг, выполнения работ), а также изменение технологического оборудования, оснастки, автоматизации и механизации производства, влияющих на изменение методов (процесса, режимов, материалов и т.д.) изготовления продукции (оказания услуг, выполнения работ). Как правило, такие изменения приводят к сокращению материальных и трудовых затрат.

К изменениям организационного характера в обобщенном виде относятся:- упорядочение структурных связей между подразделениями, основание (создание) новых подразделений, объединение старых (например, путем реорганизации: создания новых звеньев структуры, ликвидации старых образований, слияния подразделений с преобразованием их функциональных обязанностей и т.д.);- совершенствование организационных условий управления производственным процессом. Это, прежде всего, действия работодателя по организации планомерного изменения структуры предприятия (учреждения, организации) в целом, ее реструктурирования, уточнения связей и взаимосвязей деятельности подразделений и работников, совершенствование внутренней четкости и дисциплины в производственно-трудовых отношениях между службами и работниками.

С этой целью при создании новых служб и структурных подразделений ликвидируются неэффективные подразделения и сокращаются рабочие места, вводятся изменения в горизонтальное взаимодействие служб (иных структур работодателя) и в вертикальное подчинение и взаимодействие служб для налаживания иной более рациональной системы производственных отношений и т.п.

При сокращении зарплаты сотрудникам на 25 процентов вы должны будете соблюсти определенную законом процедуру. В частности, о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения, если иное не предусмотрено законом (ст. 73 Трудового кодекса РФ).

При этом, «…работодатель обязан, в частности, представить доказательства…, изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств… изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным» (пункт 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 17.03.2004 г.).

Если работник не согласен работать в новых условиях, вы обязаны в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у вас работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом вы обязаны предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у вас в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Хочется обратить внимание, что если работник не давал своего письменного согласия на новые условия оплаты труда, заработная плата должна ему выплачиваться в прежнем размере как минимум еще два месяца. В противном случае, после первой выплаты заработной платы не в полном размере, работник может обратиться с жалобой в федеральную инспекцию труда или в суд с иском о взыскании с работодателя невыплаченной части заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату (ст. 236 Трудового кодекса РФ) и компенсации морального вреда.

В психологической литературе деятельность классифицируют на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность или труд является основным видом деятельности. В чем же сущность трудовой деятельности? Определяя сущность труда, К. Маркс писал:

"Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой". В процессе труда "люди, вооруженные средствами труда, своей целесообразной деятельностью изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей".

Рассматривая физиологическую сущность труда, К. Маркс характеризовал ее следующим образом. "Как бы различны ни были отдельные виды полезного, труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это функции человеческого организма и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.

Подчеркивая специфичность труда человека, К. Маркс писал: "Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально, Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. И это подчинение не есть единичный акт. Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил".

Таким образом, трудовая деятельность выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенном (как процесс, в котором "человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда"); физиологическом (как "функции человеческого организма"), психологическом (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т. д.). В психологическом исследовании последний аспект, несомненно, играет ведущую роль.

Исходя из понимания трудовой деятельности как процесса активного изменения предметов природы в целях приспособления их для удовлетворения потребностей человека как процесса создания потребительных стоимостей, предмет психологии при изучении трудовой деятельности можно определить как психические процессы и психологические факторы, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность личности, а также свойства личности, через которые эта активность, реализуется. При этом главное значение, в отличие от аналитического изучения психических функций и процессов, должно приобрести исследование взаимодействия и взаимосодействия функций и процессов в контексте конкретной деятельности в плане достижения конкретного результата.

Лидия Новоселова
Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность - это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов . О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судить по наличию этих компонентой (рис. 12) . Трудовая деятельность подчиняется определенной логике, разнимается и определенной последовательности и в соответствии с нею ставятся и решаются конкретные задачи. И если в трудовой деятельности отсутствуют какие-либо компоненты , значит, труд как самостоятельная деятельность пока не сложился .

Компоненты трудовой деятельности :

3. Средства

4. Результат

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности , или заинтересовывающий момент. Именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы то, ради чего и кого она выполняется.

I тип мотивации (решаем проблему игрушек)

Этот тип мотивации называется игровой, он строится по следующей схеме :

1. Вы рассказываете, что у какой-либо игрушки случилась беда, проблема и она нуждается в помощи. А добрые и умелые дети, конечно, помогут игрушке.

2. Вы обращаетесь к детям, согласны ли они помочь. Важно услышать согласие - это и есть готовность к трудовой деятельности .

3. Вы предлагаете детям научить их это делать.

4. Во время работы желательно, чтобы у каждого ребенка был свой подопечный, которому он помогает.

5. Эти игрушки вы используете для оценивания работы ребенка.

6. После работы пусть дети поиграют со своими персонажами, для которых они делали эту работу.

II тип мотивации (мотивация общения)

Построен на желании ребенка чувствовать свою значимость в условиях помощи взрослому.

1. Вы сообщаете детям, чем собираетесь заняться, вам будет сложно одному, потом предлагаете принять участие в этом деле.

2. Даете всем посильное задание, показываете, как его выполнять. В процессе деятельности выражаете детям свою признательность.

3. В конце деятельности говорите о том , что пришли к результату путем совместных усилий.

III тип мотивации (личная заинтересованность)

Создание этой мотивации осуществляется по следующей схеме.

1. Вы показываете детям предмет, расхваливаете его достоинства и интересуетесь, хотят ли дети иметь такой же.

2. Дождавшись утвердительного ответа, убеждаете, что они могут это сделать сами, показываете, как это делать.

3. Сделанная вещь поступает в полное распоряжение ребенка.

Цель - это то, к чему надо стремиться. Труд детей организуется взрослым, а цель придает определенную направленность деятельности ребенка , организует его на результат труда . Чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке целей.

Иногда цель может поставить и ребенок, и если она непосильна, то ребенок не увидит результата свое го труда и потеряет интерес к деятельности . Поэтому взрослый должен контролировать цель и выбирать посильные задания для детей.

Умение ставить цель самостоятельно формируется постепенно на основе достижения ребенком целей, которые ставит сначала педагог. Взрослый учит ребенка, где он может проявлять инициативу.

Средства - то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. К средствам относятся навыки и умения, умение планировать работу и самоконтроль.

Навыки и умения - важнейшее средство для достижения поставленной цели, осуществления самой деятельности . По мере образования навыков уменьшается количество необходимых упражнений, повышается точность выполнения действий. На процесс становления навыков большое влияние оказывает инструкция взрослого. Наблюдения показывают, что процесс овладения навыками является механическим и приобретает эмоциональную окраску, если ребенок настроен к деятельности . А настрой определяет мотив деятельности .

К средствам относится и умение планировать свою деятельность . «Чем выше умение планировать свою работу, тем осознаннее, целенаправленнее, рациональнее, точнее и результативнее действуют, тем больше возможностей для проявления творчества и инициативы. При отсутствии планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, бесцельно затрачивает силы, полученный результат его часто не удовлетворяет.

Планирование - сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Детям дошкольного возраста этими умениями овладеть нелегко. Этому учат индивидуально. С приобретением опыта индивидуального планирования качественно меняется планирование коллективного труда .

С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т. е, самоконтроль. «Самоконтроль - сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения поставленной цели и существующих правил при выполнении трудовых заданий ».

Самоконтроль обеспечивает процесс управления собственным поведением и определяет уровень произвольного поведения ребенка в процессе трудовой деятельности . Л развитие произвольного поведения формирует у ребенка такие качества, как инициатива, творчество, саморегуляция.

Результат - показатель завершения работы. Для детей младшего возраста важен не результат, а сама деятельность , осуществляемая со взрослым. Чтобы результат стал значимым, в процессе оценки нужно отмечать не только качество того, что сделано, но и сам процесс работы, меру приложения сил.

Результат – это фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду .

Старшим дошкольникам небезразлично, каков результат труда . Поэтому взрослому надо быть осторожным в оценках результата труда , так как иногда ребенок старается, а результат у него получается не тот, какой бы он хотел получить.

Трудовая деятельность сложна в содержании и в период ее формирования не все структурные компоненты обнаруживают себя .

Основой жизнедеятельности человека является целенаправленная профессиональная деятельность. Именно на работе человек проводит большую часть времени. Кто-то делает это ради собственного удовлетворения и получения удовольствия, другие - для материального обеспечения себя и своей семьи.

Теория: основные термины, определение понятия "труд"

Труд- направление человеческой деятельности, признаками которой являются целесообразность и созидание.

Характер труда - это качественные характеристики трудовой деятельности, которые объединяют несколько видов труда в группу по определенным признакам.

Формы трудовой деятельности - совокупность видов трудовых операций, выполнение которых требует энергетических затрат, использования механизированного или автоматизированного оборудования и станков.

Классификация трудовой и характеристики труда

На самом деле классификаций труда существует огромное множество. Это объясняется тем, что труд представляет собой сложное мультиаспектное социально-экономическое явление.

В зависимости от содержания труд разделяется на:

В зависимости от характера выделяют такие виды труда:

  • Конкретную и абстрактную трудовую деятельность. Конкретный труд - это труд отдельно взятого работника, который преобразует предмет природы с целью придания ему полезности и создания потребительской стоимости. Позволяет определить производительность труда на уровне предприятия, сопоставить отдельно взятых отраслей и Абстрактный труд - соразмерный конкретный труд, где качественное разнообразие множества функциональных видов трудовой деятельности отходит на второй план. Создает стоимость товарной продукции.
  • Самостоятельный труд и коллективный. Виды самостоятельного труда включают абсолютно все виды трудовой деятельности, которую осуществляет конкретный человек-работник либо определенное предприятие. Коллективный труд - труд группы работников, персонала предприятия, отдельного его департамента.
  • Частную и общественную трудовую деятельность. Общественный труд всегда состоит из частного, поскольку последнему свойственен общественный характер.
  • Наемный и самонаемный виды труда. Наемная трудовая деятельность осуществляется на основании заключения между работодателем и работником контракта. Самонаемный труд подразумевает самостоятельное создание предприятия и организацию производственного процесса, когда собственник производства сам себя обеспечивает рабочим местом.

В зависимости от результатов трудовой деятельности бывает:

  • Живой и прошлый труд. Живой труд - работа человека, которую он осуществляет в данный момент времени. Результаты прошлой трудовой деятельности отражаются в предметах и средствах труда, которые до этого были созданы другими трудящимися и представляют собой продукты производственного предназначения.
  • Производительный труд и непроизводительный. Главное отличие - форма создаваемого блага. По итогам производительной трудовой деятельности создаются натурально-вещественные блага, а по итогам непроизводительного труда - блага социальной и духовной направленности, представляющие собой ценность и полезность для общественности.

В зависимости от используемых в трудовой деятельности средств труда выделяют:

В зависимости от условий труда бывает:

  • Стационарный и передвижной труд. Включает все виды труда, которые обусловлены спецификой технологического процесса и разновидностями производимого товара.
  • Легкая, средняя и тяжелая трудовая деятельность. Зависит от уровня физической нагрузки, которую получает работник при осуществлении тех или иных функций.
  • Свободный труд и регламентированный. Находится в зависимости от специфических условий трудовой деятельности и стилистики управления предприятием.

В зависимости от используемых методов привлечения людей выделяется:

Основные формы труда

Особенности умственной работы

Умственный труд - деятельность, требующая приема и переработки информационных данных, осуществление чего происходит благодаря активизации мыслительного процесса. Для умственной трудовой деятельности характерным является сильное напряжение деятельности центральной нервной системы. Также не исключены случаи, когда для успешного осуществления умственной работы необходимы физические нагрузки.

Работники Кто они?

К умственно трудящимся относятся управленцы, операторы, работники творческих профессий, медицинские работники, учащиеся и студенты.

Управленческий труд выполняют руководители организаций, предприятий, преподаватели. Особенность: минимальное количество времени для переработки информации.

К творческим профессиям относятся артисты, художники, писатели, композиторы, конструкторы. Творческий труд - самая сложная разновидность умственного труда.

Медицинский персонал также считается интеллектуальным, но только те специальности, которые подразумевают постоянный контакт с людьми - пациентами, а выполнение работы требует повышенной ответственности, где решение нужно принимать в кратчайшие сроки, присутствует дефицит фактора времени.

Научный труд учащихся школ и вузов требует активации памяти, внимания и восприятия.

Физическая трудовая деятельность

Физический труд осуществляется за счет определенных физических нагрузок. Характерная особенность - взаимодействие человека-работника со средствами труда. При физической трудовой деятельности человек является частью технологического процесса и исполнителем тех или иных функций в трудовом процессе.

Умственная и физическая трудовая деятельность: физиологические различия

Умственная и физическая трудовая деятельность связаны между собой и взаимозависимы. Любой умственный труд требует определенных энергетических затрат, так же как и физический невозможен без активизации информационной составляющей. Например, все виды ручного труда требуют от человека активизации как умственных процессов, так и физической активности. Разница состоит в том, что при физической трудовой деятельности доминирует расход энергии, а при интеллектуальной - работа мозга.

Умственная деятельность приводит в действие большую численность нервных элементов, нежели физическая, поскольку умственный труд сложен, квалифицирован, обширен и многогранен.

Физические утомления более ощутимы от физической активности, чем от умственного труда. Кроме того, при наступлении усталости физические работы можно прекратить, умственную деятельность остановить же нельзя.

Профессии физического труда

На сегодняшний день физический труд более востребован, а умелым рабочим трудоустроиться гораздо легче, чем «интеллектуалам». Нехватка рабочих рук обуславливает относительно высокие ставки за выполнение работ, требующих физических усилий. Кроме того, если тяжелые физические работы выполняются в неблагоприятных для здоровья человека условиях, предусмотрена повышенная оплата на законодательном уровне.

Легким физическим трудом занимаются: производственные работники, управляющие автоматизированным процессом, обслуживающий персонал, швеи, агрономы, ветеринарные работники, медсестры, санитары, продавцы промышленных товаров, инструкторы физкультуры, тренеры спортивных секций и т.д.

К профессиям с физическими нагрузками средней тяжести относятся: станочник деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности, слесарь, наладчик, врач-хирург, химик, текстильщик, водитель, работник пищевой промышленности, обслуживающий персонал в коммунально-бытовой сфере и в области общественного питания, продавец товаров производственного предназначения, железнодорожник, машинист подъемного транспорта.

К профессиям с тяжелыми физическими нагрузками относятся: строитель, практически все виды сельскохозяйственного труда, механизатор, горнорабочий поверхностный, работник нефтяной, газовой, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, металлург, литейщик и др.

К профессиям с физическим трудом повышенной степени тяжести относятся: горнорабочий подземный, сталевар, раздельщик древесины, каменщик, бетонщик, землекоп, грузчик немеханизированного труда, работник в сфере производства стройматериалов (немеханизированного труда).

Функции труда

Труд выполняет следующие функции:

  • участвует в воспроизводстве благ (является одним из производственных факторов), направленных на удовлетворение человеческих потребностей;
  • формирует общественное богатство;
  • способствует развитию общества;
  • обуславливает развитие научно-технического прогресса и культуры;
  • участвует в формировании человека;
  • выступает в качестве способа самореализации и самовыражения индивидуума.

Роль труда в жизни человека

«Труд из обезьяны сделал человека» - знакомая фраза, не так ли? Именно в этой фразе скрывается глубокий смысл, который отражает величайшую роль труда в жизни каждого из нас.

Трудовая деятельность позволяет человеку стать личностью, а личности - реализоваться. Труд - гарант развития, получения новых знаний, навыков и опыта.

Что происходит дальше? Человек самосовершенствуется, приобретает знания, опыт, опираясь на которые создает новые товары, услуги, культурные ценности, провоцируя научно-технический прогресс, вызывая новые потребности и полностью их удовлетворяя.

Загрузка...