aracs.ru

Формы трудовой деятельности: физический и умственный труд. Формы и виды труда. Виды разделения труда

Труд: физический и умственный. В настоящее время физический труд на производстве не играет существенной роли, однако общепризнанной признается физическая классификация трудовой деятельности, согласно которой труд подразделяется на:

  • требующие значительной мышечной активности;
  • групповые формы труда (конвейер);
  • механизированные формы труда;
  • формы интеллектуального труда;

ФТ требующие значительной мышечной активности. Характеризуется большими энергетическими затратами (более 250 Ккал). Преимущества: развитие мышечной системы, стимулирование обменных процессов. Недостатки: социальная неэффективность (низкая производительность), необходимость высокого напряжения физических сил и потребность в длительном отдыхе (50/50).

Групповые ФТ. Человек выполняет одну и те же определённую операцию. Особенностью данной ФТ является дробление трудового процесса на операции с заданным ритмом, строгой последовательностью операций и автоматической подачей объекта труда к рабочему месту. Недостатком является монотонность рабочего процесса, что приводит к преждевременной усталости, быстрому нервному истощению, снижением возбудимости анализаторов.

Механизированные ФТ. Энергетические затраты незначительны (150-200 Ккал.). Особенностью является изменение мышечных нагрузок, изменения программы действия.

Полуавтоматический труд – человек выключается из процесса непосредственной обработки объекта труда. (подает материал, пускает механизм, достает готовую продукцию). Недостатком является монотонность, повышенный темп и утрата творческого начала.

Автоматический труд – недостатком является такое функциональное состояние как оперативное ожидание. Человек ничего не делает, а только наблюдает. Недостатком является срочность необходимого действия, ответственность предстоящей работы.

Интеллектуальная (умственная) ФТ. Этот труд представлен как профессиями относящимися к сфере материального производства так и вне его. Характеризуется необходимостью переработки большого объема информации, мобилизации памяти и внимания, частой стрессовой ситуации. Энергозатраты небольшие менее 150 Ккал. Для данной ФТ характерна гипокинезия - значительное снижение двигательной активности человека приводящей к снижению двигательной активности и повышению эмоционального напряжения, что приводит к сердечной патологии у лиц умственного труда. Формы умственного труда подразделяются на:

  • операторский;
  • управленческий;
  • творческий;
  • мед. работников и преподавателей;
  • учащихся и студентов.

Операторский труд. В условиях современного механизированного производства основные становятся функции контроля за машиной технологического процесса. Недостатками являются большая ответственность лица и большое эмоциональное напряжение.

Управленческий труд. Недостатками являются чрезмерный рост объема информации, возрастание дефицита времени для её переработки, повышение личной ответственности за принятое решение и возникновение конфликтных ситуаций.

Творческий труд. Наиболее сложная форма трудовой деятельности требующая значительного объема памяти, внимания, что увеличивает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателей и мед. работников отличается постоянным контактом с людьми, частым дефицитом времени и информации для принятия правильного решения.

Труд студентов и учащихся. Недостатками являются напряжение основных психических функций и наличие стрессовых ситуаций.

Работоспособность.

1,4 фазы – врабатываемость (в зависимости от профессии от нескольких минут (физ. труд) до 2-2.5 часов (умств. труд))

2,5 фазы – фазы высокой работоспособности.

7 фаза – конечный порыв.

Билет 1. 2. Надзор за состоянием ОТ.

В настоящее время сущ-т 2 вида надзора: предупредительный и текущий. Предупред. – это надзор за тем, чтобы соблюдение треб-й по по ОТ, относящие к устр-ву и борудование предпр-й, установку машин или произ-му процессу, оно обеспечено еще до начала эксплуатации новой машины, до внедрения нов-го технологического процесса. Этот надзор связан с провед-м экспертизы пока комиссия не убедится в безопасности машины для окружающих людей и окруж-й среды, данные машина допущена не будет. текущий надзор - это надзор ежедневный, систематический, за соблюд-м БТ в период жизнедеятельности предприятия в целом. Билет 1. 3. Основные мероприятия по борьбе с пылью на производстве следующие:

Совершенствование технологического процесса, полностью устраняющего образование пыли;

Полная герметизация аппаратуры, оборудования, элеваторов, транспортёров;

Механизация ручных процессов дробления, размола, просева, фасовки, погрузки и др.;

Замена технологических процессов с применением сухих материалов процессами с применением увлажненных материалов (например мокрая шлифовка взамен сухой);

Устройство специальной пылеудаляющей вентиляции от мест образования пыли;

Изоляция особо пылящих устройств от участков других работ;

Тщательная, систематическая уборка помещения влажным способом или с применением пылесосов;

Обеспечение рабочих противопылевой спецодеждой, респираторами, шлемами, очками;

Создание на предприятиях и стройках условий для выполнения работающими мероприятий личной гигиены (устройство гардеробной, умывален, душевых, помещений для обеспыливания спецодежды, респираторных, комнат гигиены и др.);

Профессиональный отбор лиц для работы в цехах, где имеет место запыления воздуха, предварительный и периодический их медицинский осмотр;

Установление особого режима работы и отдыха (периодические перерывы, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и др.).

Компании должна быть ориентирована на достижение максимального эффекта при минимальных потерях. При плановом ведении на основе соответствующих расчетов она требует физического движения различных грузов внутри и за пределами предприятия. Рассмотрим далее, как осуществляется организация производственной деятельности.

Общая характеристика

Производственно-финансовая деятельность представлена в виде сложной и многогранной структуры. Она находится в состоянии непрерывного развития и изменения. В этой связи первоначальный анализ производственной деятельности фирмы должен базироваться на общих показателях выполнения плана. Руководство на предприятии строится по принципу единоначалия. Права, которые принадлежат компании, реализует ее директор. В предусмотренных в законодательстве обстоятельствах руководство осуществляется совместно с профсоюзным комитетом.

Особенности

Производственная деятельность - это процесс, охватывающий технологию, технику, специфику операций, внедряемых на предприятии. Для оценки показателей работы компании используются установленные руководством средства контроля. Функционирование компании сопровождается различными расходами той или иной значимости. Учет затрат осуществляется в соответствии с принятым планом счетов. Реализация этой задачи возможна двумя способами. Первый считается традиционным для российской хозяйственной сферы. Он предусматривает расчет себестоимости изделий посредством группировки затрат на косвенные и прямые. Последние относят на исходную цену продукции непосредственным образом. распределяют по видам изделий в соответствии с методикой, принятой на предприятии.

Дополнительные задачи

Производственная деятельность - это сфера, в рамках которой осуществляется не только непосредственный выпуск товара. К ней также относят оплату новых предметов труда, сырья, материалов и прочего. За счет этих процессов обеспечивается непрерывная производственная деятельность. Это, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на прибыль компании. Оплата сырья и прочих необходимых предметов возможна при наличии соответствующих оборотных фондов. Они состоят из денег, средств в расчетных операциях и продукции.

Взаимодействия внутри предприятия

Производственная деятельность - это работа, которая требует серьезного и стабильного обеспечения. Функционирование и выполнение задач должностными лицами компании регламентируется соответствующими нормативными документами. В их числе, в частности, различные инструкции и рекомендации. управления - контроля над процессом переработки материалов в продукцию - тесно связаны с другими административными задачами. На промышленном предприятии устанавливаются достаточно сложные взаимоотношения между подразделениями разного уровня.

Особенности руководства

Управление и деятельности осуществляются начальником. В его ведении находится соответствующий диспетчерский отдел. В задачи этого подразделения входят:

  • Разработка планов производства.
  • Контроль над исполнением поставленных задач.
  • Своевременное обеспечение цехов материалами.

Производственными подразделениями, осуществляющими те или иные операции, руководят начальники, которым, в свою очередь, подчиняется инженерно-технический персонал. Директор всего предприятия контролирует работу через главного инженера. Ему подчиняются цеха, техническое и другие подразделения, непосредственно участвующие в выпуске продукции.

Основные задачи

В рамках производственной деятельности выполняется несколько важнейших функций. Среди них:

  1. Маркетинг.
  2. Сбыт.
  3. Финансовое обеспечение.
  4. Выпуск продукции.
  5. Материально-техническое обеспечение.
  6. Управление.
  7. Кадровое и инновационное обеспечение.

Из всех этих задач основной считается производство. Следующим по важности выступает сбыт.

Планирование и прогнозирование

Эти мероприятия связаны с оценкой и предвидением предстоящих действий. Прогнозирование способствует определению тенденций и направлений развития процессов, возможного срока наступления определенных событий. Например, это может быть расчет времени выполнения задач. С помощью планирования устанавливается и обеспечивается динамическое, целенаправленное и пропорциональное развитие производственной работы компании.

Вероятные ошибки

На практике известны случаи, когда результаты производственной деятельности были крайне низкими. Это обусловливается разными причинами. К основным ошибкам руководства можно отнести:

  • Неверное применение системы планирования и организации производственного процесса.
  • Недостаточно четкое формирование фонда оплаты труда.

Вследствие этого освоение мощностей происходит на предприятии крайне медленно, повышается количество бракованных изделий, завышается себестоимость и трудоемкость продукции. В некоторых случаях те формы организации системы зарплаты, труда и производства, которые характерны для поточно-массовых или автоматизированных и аппаратурных процессов, фактически безосновательно переносятся на предприятия, занимающиеся серийным выпуском изделий. Имеют место в практике и обратные ситуации.

Текущее планирование и оценка

Они состоят в исследовании возможностей реализации выпущенной продукции, оценке действующих мощностей, установлении поставщиков, определении условий, в соответствии с которыми предприятие может стабильно получать необходимые ему ресурсы. Потенциал и текущее состояние компании оцениваются на базе квалифицированного аудита, тщательной инвентаризации фондов, проверки квалификации сотрудников и так далее.

Итоги работы

Оценка результатов деятельности фирмы позволяет установить соответствие выпущенных изделий требованиям и стандартам, действующим на рынке. Полученные показатели дают возможность исследовать соотношение между товарами конкурентов и собственными продуктами, изготовленными на предприятии, по ценам и качественным характеристикам. неразрывно связана с требованиями и условиями, существующими за пределами компании. Взаимодействие предприятия с внешними факторами воплощается на входе в виде затрат и на выходе в форме передаваемых потребителям изделий. Финансовые итоги работы выражены в чистой прибыли. Она представлена в виде разницы между выручкой и расходами на изготовление изделий и их последующую реализацию. В составе финансового итога ключевое место занимают такие виды накоплений, как налог с оборота и прибыль.

Все виды труда можно разделить на две группы: физическая, где преобладает мышечная деятельность, и умственная, где доминирует мыслительная деятельность. Такое разделение достаточно условно, поскольку ни один из видов труда не может происходить без деятельности ЦНС. Но такое разделение необходим, поскольку эти два вида труда имеют свои особенности. Существует такая классификация трудовой деятельности:
1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этих форм становится все меньше, поскольку они связаны с тяжелым физическим трудом (землекопы, лесорубы, косари и т.д.). У представителей этих профессий полностью или частично отсутствует механизация производственного процесса. Названы профессии требуют значительных энергетических затрат. Хотя такая физический труд и развивает мышечную систему человека, она вызывает ряд негативных последствий. Основной из них - социальная неэффективность физического труда. Для достижения определенной производительности требуется значительное напряжение физических сил человека.
2. Механизированные формы труда - это многочисленные профессии во всех отраслях производства. Характерные черты механизированных форм труда связаны со снижением мышечного компонента в работе и усложнением программы действий. Механизация переводит мышечную активность с проксимальных звеньев на дистальные, уменьшая роль крупных мышц в пользу мелких, задача которых состоит преимущественно в развитии точных и быстрых движений.
Осложнения программы действий при механизированных формах труда связано с приобретением специальных знаний и двигательных навыков.
3. Групповые формы работы (конвейер). Основой высокой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, освобождение работника от вспомогательных операций, синхронизация работы всех ее участников. Эта форма работы отличается монотонностью однообразных трудовых процессов. Величину такта - интервал времени между операциями - можно принять за меру монотонности. В связи с этим высокая нагрузка приходится на нервную систему, эмоциональную сферу. Поскольку на конвейере работают люди с различными свойствами нервной системы, то создаются дополнительные нагрузки на нее.
4. Формы труда, связанные с полуавтоматическим или автоматическим производством. В этих формах работы механизация производственного процесса выражена в большей степени. Человек не дополняет механизм, а руководит им, обеспечивает его бесперебойную работу. Основной особенностью деятельности работника является готовность к действию и связанная с ней срочность реакции. Такое функциональное состояние назвали «оперативным покоем» (А. А. Ухтомский, 1927). Эта трудовая доминанта направлена на дальнейшую деятельность, Уровень «оперативного покоя» бывает разным в зависимости от ответственности будущей работы, отношение к ней, срочности действий, индивидуальных свойств рабочего. Сохранение состояния «оперативного покоя» - большая нервная работа.
5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением. Различают два основных рабочих ритмы. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, в других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию. Сложные формы - деятельность диспетчеров на производстве или транспорте.
6. Формы интеллектуального труда. С физиологической точки зрения интеллектуальная деятельность основывается на сложной работе ЦНС, в которой формируется соответствующая программа действий. Интеллектуальный труд очень разнообразна, и программы могут быть разные по качеству и сложности. С одной стороны, это постоянная, простая программа действий, что создает монотонный стереотип (телеграфисты, счетоводы и др.)., А с другой - переменная, сложная программа действий, которой придерживается талантливый ученый, выдающийся конструктор (творческая работа).

Особенности умственного труда

Умственным считается работа, связанная с приемом и переработкой информации. Она требует участия сенсорных систем, внимания, памяти, активизации мышления, эмоциональной сферы. характеризуется большим напряжением деятельности ЦНС, особенно второй сигнальной системы, но действительно умственная (творческая) деятельность вовсе не исключает возможности физических напряжений, даже крупных.
Основные виды умственного труда:
1. Работа оператора - группа профессий, связанная с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами (операторы-наблюдатели, операторы-исполнители, операторы-технологи и др.).. Для исследования этих профессий, очень распространены в современном производстве, виннк даже новый раздел науки - инженерная психология, изучающая функции человека в автоматизированных системах.
2. Управленческий труд - руководители предприятий, учреждений, преподаватели. В этой группе доминируют факторы, обусловленные ростом объема информации, в частности, дефицитом времени для ее переработки, повышением социального значения и личной ответственностью за принятие решений. Современному руководителю необходимы большое количество различных качеств (политических, организаторских, деловых, профессиональных, личных), широкий круг знаний (экономики, управления, техники, технологии, психологии), наличие определенных навыков (педагога, воспитателя). Для данной формы работы характерны нестандартность решений, нерегулярность нагрузки, возможность конфликтных ситуаций.
3. Творческая работа - одна из сложнейших форм деятельности человека, ибо она требует многолетней подготовки, высокой квалификации. Это научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, конструкторы. Для их работы характерны создания новых алгоритмов деятельности (чаще, чем у представителей других профессий), значительный объем памяти, пристальное внимание, что повышает уровень нервно-эмоционального напряжения. Кроме того, нерегламентированных график деятельности.
4. Труд медицинских работников. При всем разнообразии специальностей врача и среднего медицинского работника в них есть общие черты, связанные с постоянными контактами с людьми, преимущественно больными, повышенной ответственностью, часто - дефицитом информации для принятия правильного решения.
5. Труд учащихся и студентов. Учебный процесс требует напряжения основных психических функций - памяти, внимания (особенно ее концентрации и устойчивости), восприятия. Обучение часто сопровождается стрессовыми ситуациями (экзамены, зачеты).

Формы деятельности человека и их физиологиче-ские характеристики

Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижно-сти нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональ-ной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инже-нерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.

Физиология труда - раздел гигиены труда, посвященный изу-чению изменения функционального состояния организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомен-даций по организации трудового процесса.

Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный . Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха.

Механизированная форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Конвейнерный труд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский - подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;

2) управленческий - характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

3) творческий труд - требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии. повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

4) труд преподавателей и медицинских работников - это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению;

5) труд учащихся и студентов - подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации (на экзаменах, зачетах).

Энергетические затраты человека при различных формах деятельности.

Уровень энергозатрат человека при различных формах деятельности служит критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеет большое значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа, при этом учитывается объем потребления

кислорода и выделенного углекислого газа. С увеличением тяжести труда значительно возрастают потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы (при физическом труде), и эмоциональным (при умственном труде), когда имеет место информационная перегрузка.

Физический труд характеризуется большой нагрузкой на организм, требующей преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, а также оказывает влияние на функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), стимулирует обменные процессы. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы составляют 4000 - 6000 ккал в сутки, а при механизированной форме труда энергетические затраты составляют 3000 - 4000 ккал.

При очень тяже-лой работе непрерывно нарастает потребление кислорода, и может возникнуть кислородная задолженность, когда в организме накапли-ваются неокисленные продукты обмена. Рост обмена веществ и рас-хода энергии приводит к повышению теплообразования, температуры тела на 1-1,5°С. Таким образом, энергозатраты являются критерием физической тяжести труда.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500- 3000 ккал в сутки. Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 - 10 % уровень основного обмена; стоя- на 10-25%, при вынужденной неудобной позе - на 40-50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% - при чтении лекций, на 90-100% - у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большому утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Умственная работа связана с нервным напряжением, которое за-висит от значимости, опасности и ответственности работы. При нерв-ном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, из-менение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно "вхо-дить" в работу, соблюдать ритм, систематичность.

Мышечная работа влияет на сердечно-сосудистую систему, уве-личивая кровоток с 3-5 л/мин до 20-40 л/мин для обеспечения газообмена. При этом возрастает число сокращений сердца до 140-180 в мин. и кровяное давление до 180-200 мм рт.ст.

Увеличение интенсивности работы сопровождается ростом воздухообмена (с 5-8 л/мин до 100 л/мин), частотой дыхания (с 10-20 до 30-40 в мин) и долей использования кислорода (с 3-4% до 4-8%). Последнее обуславливается усилием диффузии С*2 в легкие.

Под действием мышечной работы меняется морфологический состав крови, ее физико-химические свойства: растет число эритро-цитов, содержание гемоглобина, усиливается процесс регенерации эритроцитов, увеличивается число лейкоцитов. Эти изменения свиде-тельствуют об усилении функции кроветворных органов. Определен-ные изменения при физической работе происходят в эндокринных функциях (повышение содержание в крови адреналина и др.), что способствует мобилизации энергетических ресурсов организма.

Методы оценки тяжести труда

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. При физическом труде оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы. При умственном труде оно может быть эмоциональным.

Физическая тяжесть труда - это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения.

Мышечная работа включает статистическую и динамическую.

Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с принятием человеком рабочей позы. Работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10-25% рабочего времени - работа средней тяжести.

Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект.

Динамическая работа подразделяется:

общая - выполняется более чем 2/3 массы скелетной мускулатуры,

региональная - выполняется мускулатурой плечевого пояса или верхних конечностей,

локальная выполняется при участии менее 1/3 скелетных мышц.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. При оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т. д.

Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.

Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомства.

Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Способы повышения эффективности трудовой деятельности

Эффективность трудовой деятельности человека в большой степени зависит от предметов и орудий труда, работоспособности организма, организации рабочего места, гигиенических факторов производственной среды.

Работоспособность - величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности она изменяется во времени. При этом различают три основные фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности: фаза нарастающей способности (фаза врабатывания, 1,5-2,5часа); фаза высокой устойчивой работоспособности (2-2,5 часа);Фаза снижения работоспособности. После обеденного перерыва фазы изменения работоспособности повторяются.

Важными элементами повышения эффективности труда являются:
1) совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения, так как при этом возрастают мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы;

2) правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, что обеспечивает наиболее эффективный трудовойпроцесс, уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний.

Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда, а неправильная поза приводит к возникновению статической усталости, снижению качества и скорости выполняемой работы, снижению реакции на опасности.

При организации производственного процесса следует учитывать антропометрические и психофизические особенности человека, его возможности в отношении величины усилий, темпа и ритма выполняемых операций, а также анатомо-физиологические различия между мужчинами и женщинами.

Периодическое чередование работы и отдыха способствует высокой устойчивости работоспособности. На производстве различают две формы чередования труда и отдыха: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и ведение кратковременных регламентированных перерывов, причем оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых и пунктов раздачи пищи. Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке.

В историческом аспекте в трудовой деятельности человека можно выделить три основных этапа: ручной труд, механизированный и автоматизированный. В течение длительного времени, почти до начала XX века, функции человека, относительно техники, оставались, в основном, энергетическими, то есть человек использовал, как правило, свою мускульную силу. Для такого труда характерны сложные двигательные процессы, которые требовали значительных затрат физической силы, высокой координации движений, ловкости. Оптимизация взаимодействия техники и человека сводилось только к учету анатомических и физиологических особенностей последнего. С появлением в начале XX века новых видов техники (автомобиль, самолет и др.) возникла необходимость учитывать психологические возможности человека, такие как скорость реакции, особенности памяти и внимания, эмоциональное состояние и др. Широкое внедрение автоматизированных систем управления, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов вызвали изменения в профессиональной структуре труда, обусловленные появлением операторской деятельности. Особенности операторской деятельности значительно изменили труд человека. Увеличилась напряженность труда, так как перед оператором ставится задача управлять все большим количеством объектов и параметров. Человек имеет дело не с прямым наблюдением, а с информационным отображением. Растут требования к точности, скорости и надежности действий человека, к скорости психологических процессов Трудовая деятельность сопровождается значительными расходами нервно-эмоциональной и умственной энергии. Компьютеризация и роботизация, с одной стороны, расширили возможности человека, а с другой, в значительной степени изменили требования к его деятельности. Уже не нужен примитивный труд с использованием монотонных физических операций, с шаблонной умственной деятельностью. Увеличилась потребность в творческом высококвалифицированном труде. Усложнилась проблема согласования условий труда, конструкции оборудования с психологическими и физиологическими возможностями человека. Таким образом, ручной, механизированный и автоматизированный труд отличаются величиной физической нагрузки и нервно-эмоционального напряжения, которые влияют на физическое и психическое состояние человека.

Жизнь урбанизированного человека неразрывно связана со следующими видами деятельности: труд в различных отраслях экономики, пребывание в городской среде, использование средств транспорта, деятельность в быту, активный и пассивный отдых.

Многообразие форм трудовой деятельности человека подразделяют на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.

В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:

    механизированные формы труда. Особенностью механизированных форм труда являются изменение характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;

    - формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который цели
    ком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию механизма: подача материала для обработки, пуск в ход механизма, извлечение готовой продукции. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

    - групповые формы труда - конвейер. Эти формы труда характеризуются дроблением технологического процесса на отдельные операции, заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. С сокращением времени выполнения операций возрастает монотонность труда и упрощается его содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;

    - формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих
    формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;

    - формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы), так и вне его (врачи, преподаватели, писатели и др.). Интеллектуальный труд характеризуется, как правило, необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых ситуаций.

    Энергия, необходимая человеку для совершения различных видов работы, высвобождается в его организме в процессах окислительно-восстановительного распада углеводов, белков, жиров и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах могут протекать как с участием кислорода (аэробное окисление), так и без участия кислорода (анаэробное окисление). Анаэробное окисление характеризуется меньшим количеством высвобождаемой энергии и имеет ограниченное значение у высших организмов.

    При аэробном окислении 1 г жира в организме высвобождается 38,94, а при окислении 1 г белка или 1 г углеводов - 17,16 кДж энергии. Высвобожденная энергия частично расходуется на совершение полезной работы, а частично (до 60 %) рассеивается в виде теплоты в живых тканях, нагревая тело человека.

    Совокупность химических реакций в организме, необходимых для жизнедеятельности, называется обменом веществ. Для характеристик суммарного энергетического обмена используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.

    Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12…16 ч после приема пищи и положении лежа). Расход энергии в этих условиях составляет 87,5 Вт для человека массой 75 кг.

    При изменении положения тела либо при совершении любой работы энергетические затраты повышаются по сравнению с основным обменом. Дополнительные затраты энергии зависят от рабочей позы тела, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов. В положении сидя за счет работы мышц туловища затраты энергии превышают на 5…10 % уровень основного обмена, в положении стоя - на 10…15, при вынужденной неудобной позе - на 40…50 %.

    Энергозатраты при мышечной работе зависят от ее напряженности и продолжительности. Так, при легкой сидячей работе они составляют 116,4…125, при легкой физической работе - 408…583, при тяжелой физической работе - 583…875 Вт.

    При интенсивной интеллектуальной работе потребности мозга в энергии составляют 15-..20 % основного обмена (масса мозга составляет около 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48, при выступлении с публичной лекцией - на 94, у операторов вычислительных машин - на 60…100 %.

    Таблица 1

    Суточные энергозатраты человека в зависимости от вида его деятельности

    Вид деятельности

    Суточные энергозатраты, МДж

    Работники умственного труда (врачи, педагоги, диспетчеры и др.)

    10,5 … 11,7

    Работники механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры, продавцы, рабочие, обслуживающие автоматы)

    11,3 … 12,5

    Работники, выполняющие работу средней тяжести (станочники, шоферы, хирурги, полиграфисты, литейщики, сельскохозяйственные рабочие и др.)

    12,5 … 15,5

    Работники, выполняющие тяжелую работу (лесорубы, грузчики, горнорабочие, металлурги)

    16,3 … 18

    Перейдем к характеристике условий труда.

    2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

    Условия труда в целом оцениваются по четырем классам (рис. 1):








    Рис. 1. Классы условий труда

    1-й класс - оптимальные (комфортные) условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). Для остальных факторов условно оптимальными считаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают допустимых пределов для населения;

    2-й класс - допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потомство. Оптимальные и допустимые условия труда безопасны;

    3-й класс - вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства. В зависимости от уровни превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:

    3.1. - вызывающие обратимые функциональные изменения организма;

    Приводящие к стойким функциональным изменениям и росту
    заболеваемости;

    Приводящие к развитию профессиональной патологии в лег
    кой форме и росту хронических заболеваний;

    3.4 - приводящие к возникновению выраженных форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

    Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

    В соответствии с Р.2.2.755-99 различают три класса условий труда по показателям тяжести и напряженности труда:

    оптимальный (легкий) - затраты энергии до 174 Вт;

    допустимый (средней тяжести) - затраты энергии от 175 до 290 Вт;

    вредный (тяжелый) - затраты энергии свыше 290 Вт.

    Физическая тяжесть труда- это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация физического труда по тяжести; производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

    Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве- При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы.

    Оценка массы перерабатываемого груза позволяет отнести условия труда к оптимальным (до 15 кг), допустимым (до 30 кг) или вредным условиям труда 1-й степени тяжести. Вторая и третья степени тяжести отсутствуют, так как ручная переработка грузов массой более 30 кг не допускается.

    связана с затратой человеком усилий без перемещения тела или отдельных его частей. Она характеризуется массой удерживаемого груза (или прилагаемого усилия) и временем удержания его в статическом состоянии. При оценке статической нагрузки учитывается также группа мышц, участвующих в работе. Так, при легкой физической нагрузке (оптимальный класс условий труда) величина статической нагрузки за смену при удержании груза двумя руками не должна превышать 36 000 кг с, при удержании груза с участием мышц корпуса и ног - 43 000 кг с, а при работе средней тяжести - соответственно, 70 000 кг — с и 100 000 кг с.

    Кроме статической, динамической нагрузки и массы поднимаемого и перемещаемого груза, оценка условий труда по тяжести трудового процесса производится по рабочей позе, количеству наклонов за смену, количеству стереотипных рабочих движений и перемещением в пространстве, обусловленным технологическим процессом.

    Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации.

    Наиболее легким считают умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решения. Такие условия труда считаются оптимальными. Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым. К напряженным вредным условиям 1-й степени относят труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких (более одной) инструкций. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени тяжести.

    Напряженность труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа одновременно наблюдаемых объектов (контрольно-измерительные приборы, продукт производства и т. п.). При длительности сосредоточенного наблюдения до 25 % от продолжительности рабочей смены условия труда характеризуются как оптимальные, 26-50-допустимые. 51 - 75-напряженный труд 1-й степени, более 75-2-й степени.

    При численности объектов до 5 включительно условия труда относятся к оптимальному классу, от 6 до 10 - допустимому классу, более 10-условия определяются как напряженные. К первой степени напряженного труда (класс 3.1) относятся производственные процессы с числом подконтрольных объектов от 11 до 25, а ко второму (класс 3.2) -26 и более.

    Работа с видеодисплейными терминалами до 2 ч за смену считается оптимальной, до 3 ч - допустимой. Работа за компьютером или наблюдение за процессом по видеотерминалу свыше 3 ч определяет класс условий труда как напряженный: от 3 до 4 ч – первой степени (класс 3.1), более 4 ч - второй степени (класс 3.2).

    Существенное влияние на степень напряженного состояния исполнителя оказывает ответственность за конечный или промежуточный результат труда. Если оператор несет ответственность за выполнение только отдельных элементов производственного задания, то такой труд оценивается как оптимальный.

    При отсутствии риска для собственной жизни в процессе выполнения своих обязанностей труд исполнителя считают оптимальным, если же он вероятен, то условия труда относят к классу 3.2— напряженный труд 2-й степени. Аналогично устанавливается класс условий труда при оценке степени риска за безопасность других лиц, участвующих в производственном процессе.

    Однообразие выполняемых операций приводит человека к состоянию, называемому монотомией. Признаком монотомии является либо перегрузка одинаковой информацией, либо недостаток новой. Степень монотонности определяется числом элементов (приемов труда при реализации простого задания или многократно повторяющихся операций) и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций. Если число элементов составляет 10 и более, то условия труда считают оптимальными: 6…9 - допустимыми, менее 6- напряженными.

    Важными факторами, характеризующими класс условий труда по напряженности трудового процесса, являются фактическая продолжительность рабочего дня и сменность работы При продолжительности рабочего дня до 7 ч условия труда относит к оптимальному классу, до 9 ч - к допустимому, более 9 ч - к напряженному. Односменная работа без ночной смены - оптимальные условия: двухсменная рабата без работы в ночную смену – допустимые условия труда и трехсменная работа с работой в ночную смену – напряженный труд 1-й степени.

    При использовании на производстве труда жен шин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.

    Основными особенностями подросткового возраста является резкий подъем всех жизненных функций, энергичный рост и физическое развитие тела. В этом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мыши, нередки отклонении в развитии органов дыхания, кровообращения и желудочно-кишечного тракта.

    3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. Обучение придает законченность и устойчивость всем формам двигательной активности, является важным средством предупреждения утомления.

    С психофизиологической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате обучения (тренировки) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы.

    Существенную роль в поддержании высокой работоспособности человека играет установление рационального режима труда и отдыха. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов.

    Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.

    Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда. При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10…12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15…20 мин с отдыхом такой же продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук (операторы ПЭВМ и др.), целесообразны более частые, но короткие 5…10-минутные перерывы.

    Кроме регламентированных перерывов, существуют микропаузы - перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9…10 % рабочего времени.

    Высокая работоспособность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12) и дневные (с 14 до 17) часы. У детей школьного возраста оптимум умственной работоспособности приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14, а в ночное время -с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, расписание занятий в учебных заведениях.

    Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

    Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.

    В основе производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха (И.М. Сеченов) - «утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп». Однако при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха более целесообразен пассивный отдых в хорошо проветриваемом помещении.

    В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомления, улучшению настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда. Однако функциональную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания, при умственной работе, при большой напряженности выполняемых работ, непостоянных рабочих местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях внешней среды.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеенко, Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2010.

  2. Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С.В. Белова. М., 2009.
    Сущность, классификация видов и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности Разработка основных направления повышения эффективности использования основных производственных фондов предприятия

    2014-05-15
Загрузка...