aracs.ru

Социальное развитие и управление примеры. Социальное развитие организации

Социально-экономическая среда организации

Организации в социальной среде

Социальная среда организации - совокупность факторов, определяющих качество трудовой жизни работников:

Социальная инфраструктура организации;

Условия работы и охрана труда;

Социальная защищенность работников;

Социально-психологический климат коллектива;

Материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;

Внерабочее время и использование досуга.

Подсистема социального развития - в системе управления персоналом - подсистема, осуществляющая:

Организацию общественного питания;

Управление жилищно-бытовым обслуживанием;

Развитие культуры и физическое воспитание,

Обеспечение охраны здоровья и отдыха;

Обеспечение детскими учреждениями;

Управление социальными конфликтами и стрессами;

Организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления;

Организацию социального страхования.

Служба социального развития организации - функциональное подразделение организации, ответственное за социальную организацию предприятия.

Изменения в материальных, общественных и духовно нравственных условиях, в которых работники организации трудятся и живут.

Управление социальным развитием организации - совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы. Управление социальным развитием организации ориентируется на создание для работников организации надлежащих условий труда и быта.

Социальная среда организации - среда, образуемая самим персоналом с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам; социальная инфраструктура организации и все то, что так или иначе определяет качество трудовой жизни работников, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через посредство труда в данной организации. С.с.о. органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе развития общества особенно, успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Социальное развитие организации - изменения к лучшему в ее социальной среде - в тех материальных, общественных и духовно нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности. Соответственно этому социальное развитие, в первую очередь, должно направляться на: совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, в т.ч. регулирование численности работников, повышение их общеобразовательного и культурно-технического уровня; улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечения безопасности работников; стимулирование средствами как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности; создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом; обеспечение социального страхования работников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских прав; рост жизненного уровня работников и членов их семей, удовлетворение потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, промышленных товарах и разнообразных услугах, полноценное использование досуга

В данном разделе речь пойдет о субъекте управления социальным развитием организации, его месте в организационной структуре управления предприятием, основных функциях управления и способах их реализации.

Построение системы управления социальным развитием организации опирается на ряд основных принципов. Эти принципы, по сути, не отличаются от универсальных принципов, которым необходимо следовать при построении любой системы или подсистемы управления организацией. Главным из них, определяющим является принцип системности . Все остальные принципы логически следуют из принципа системности.

Содержание принципа системности вытекает из сути системного подхода. В соответствии с его положениями организация представляет собой систему, т. е. целостную совокупность взаимосвязанных элементов. Каждый из этих элементов тоже система (подсистема), т. е. обладает определенной автономностью, собственной структурой, функциональными специфическими свойствами, определяющими его место в большой системе организации. Сочетание подсистем обусловливает неповторимость свойств и качество системы как целого. Из этого следует, что нельзя произвольно манипулировать подсистемами без ущерба для функционирования системы в целом.

Из принципа системности следует принцип подчиненности , согласно которому цели управления социальным развитием организации носят подчиненный характер по отношению к основным экономическим целям организации.

Следующий важный принцип, называемый принципом необходимого разнообразия , требует, чтобы система управления социальным развитием организации по составу выполняемых ею функций и возможностям реагирования на изменения социальной подсистемы соответствовала сложности последней.

Принцип сензитивности предполагает, что система управления социальным развитием должна быть чувствительна к негативным воздействиям на работников организации других подсистем, прежде всего производственно-технологической подсистемы.

Принцип полноты предписывает необходимость охвата управленческим воздействием всех социальных аспектов функционирования организации.

Следование принципу рациональности должно обеспечить простоту и экономичность организационных решений.

Структурные подразделения, реализующие функции социального управления в организации, создаются при наличии достаточного объема работ по данным функциям, который, в свою очередь, определяется исходя из численности сотрудников организации, их социальных потребностей и ресурсных возможностей организации.

Организационная структура управления социальными процессами на предприятии формируется в соответствии с принятой схемой разделения труда, связанного с разработкой, принятием и реализацией решений, касающихся социальной сферы . Прежде всего она зависит от размеров предприятия. Чем крупней предприятие, тем больше численность работников, сложнее их социальный состав и, следовательно, сложнее структура социального управления. Это связано с тем, что при достаточно большой численности персонала размеры отдельных категорий работников, отличающихся по функциональным, должностным, квалификационным, демографическим и другим важным признакам, также увеличиваются, становятся довольно многочисленными и нуждающимися в специальном внимании субъектов управления. Например, в контроле соблюдения трудового законодательства, касающегося тех категорий работников, для которых установлены определенные социальные льготы и гарантии (подростков, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет и др.).


В силу характера функций и задач социального управления подразделения управления социальными процессами в организации наиболее тесно взаимодействуют с подразделениями системы управления персоналом, будучи фактически одним из ее звеньев.

От системы управления персоналом они получают информацию о численности и персональном составе сотрудников организации, использовании фонда рабочего времени, трудовых нормативах, соблюдении правил трудового распорядка, отсутствии на работе по болезни, в связи с производственными травмами и другими причинами, о профессионально-квалификационных, социально-демографических и других характеристиках, необходимых для анализа, прогноза и разработки социальных нормативов. В состав этой информации входят также данные о доходах работников и членов их семей, обеспеченности жильем, транспортом, медицинскими услугами, различными видами социальной защиты и гарантий.

Функциональные подразделения, занимающиеся научно-техническим развитием и планированием производства, представляют данные, позволяющие определить перспективные тенденции изменения количества и состава рабочих мест, содержания трудовых функций.

Для отечественной практики управления социальным развитием характерно наличие двух принципиально разных подходов к построению организационной структуры управления социальными процессами.

Первый подход – традиционный – состоит в том, что служба социального развития рассматривается как самостоятельное по отношению к службе управления персоналом структурное подразделение аппарата управления организацией. Его можно считать определенной данью сложившейся в советский период практике управления кадрами, определявшейся, с одной стороны, подчиненностью экономики политике, с другой – профессиональной слабостью кадровой службы, отсутствием в ней дипломированных специалистов по управлению персоналом.

Второй подход – рациональный, опирающийся на мировую практику – исходит из того, что субъект управления персоналом (кадровая служба), т. е. тот, кто разрабатывает и реализует определенную социальную политику, должен обладать всеми необходимыми для этого управленческими ресурсами . В частности, он должен не только иметь формальное право принимать решения о найме новых работников, но и реально влиять на кадровую и, следовательно, социальную политику в целом: определять основные цели и условия найма, такие, как заработная плата, условия труда, спектр социальных благ и гарантий, реально влиять на другие существенные факторы, от которых зависит привлекательность труда и работы в данной организации.

В силу логики здравого смысла и своего содержания функция управления социальным развитием должна выполняться структурным подразделением системы управления организацией, осуществляющее функцию управления персоналом. Это вполне естественно, поскольку речь идет об использовании комплекса факторов, непосредственно воздействующих на трудовое поведение работников.

Именно так обстоит дело в российских компаниях, управление которыми организовано по западному образцу, а также в самих западных компаниях. В качестве примера приведем типичную схему организационной структуры системы управления персоналом одной из западных компаний (рис. 7).

Из рис. 7 можно видеть, что служба управления персоналом комплексно реализует весь спектр функций , имеющих прямое отношение к удовлетворению социальных потребностей работников. В этом состоит главное преимущество данной схемы. Вместе с тем выделены специальные подразделения, занимающиеся предоставлением социальных (в узком значении) и медицинских услуг: сектор социальных услуг и сектор медицинских услуг. Разработкой плана или программы социального развития и подготовкой на их основе проекта коллективного договора и его заключения занят сектор трудовых отношений . На это обстоятельство следует обратить особое внимание, поскольку оно говорит о решающем значении управления социальным развитием организации как фактора стабильных трудовых отношений, обеспечивающих нормальное функционирование и успешную деятельность организации в целом как экономического субъекта.

На рис. 7 представлена организационная структура управления персоналом достаточно крупной компании с численностью сотрудников 1000 и более человек. Разумеется, что структуры управления организаций меньших размеров не будут иметь такой полноты и дифференциации социальных функций. Здесь выполнение функции управления социальным развитием может быть поручено отдельным сотрудникам или одному сотруднику службы управления персоналом (если она есть) без создания специального подразделения. Данная функция может выполняться и неосознанно или в крайне ограниченных пределах.

Тем не менее следует понимать, что даже небольшая организация, насчитывающая несколько человек, должна заботиться о социальной стороне своей деятельности как основе устойчивого существования в качестве субъекта рынка. На практике реализация функции социального управления в малых организациях выражается в предоставлении ее сотрудникам определенного набора социальных благ, так называемого социального пакета.

Рис. 7. Примерная схема организационной структуры системы управления персоналом западной компании

Основное содержание деятельности подразделения, на которое возложено выполнение функции управления социальным развитием, определяется составом и алгоритмом взаимодействия основных элементов механизма управления социальным развитием согласно общей схеме, представленной на рис. 4. Его деятельность в общем складывается из решения задач, рассмотренных в предыдущем разделе. Конкретно ее объем и содержание зависят от фактических особенностей организации: размеров, отраслевого профиля, возраста, общей стратегии, наличия управленческих ресурсов. В любом случае наибольшие усилия связаны со сбором, обработкой и анализом информации, служащей основой составления плана или программы социального развития. Разработка плана (программы) социального развития и создание условий для его выполнения, обеспечение необходимыми ресурсами и осуществление контроля – главные предпосылки успешного управления вообще и управления социальным развитием в частности.

Сказанное, разумеется, не означает умаления роли других составляющих процесса социального управления, таких, как постановка целей социального развития и разработка нормативно-методической базы принятия решений в этой области.

По сравнению с западными компаниями, организационная структура управления во многих отечественных компаниях, сформировавшаяся в советское время, выстроена иначе. Отличие состоит в административном разграничении трех групп функций :

– функций, традиционно выполнявшихся отделами кадров предприятий, – найма работников, обучения, должностного перемещения, учета персонального состава и ведения личных дел, аттестации и т. п.;

– функций организации, нормирования и оплаты труда;

– функций социального управления (в указанном смысле).

На деле это означает, что данные функции реализуются структурными подразделениями, находящимися в относительно автономных функциональных блоках, подчиненных разным менеджерам верхнего уровня управления. Например, трем заместителям директора: по кадрам (персоналу), по экономическим вопросам, по быту и социальным вопросам . Так, как это показано на рис. 8. При такой схеме организации управления неизбежно понижается статус руководителя службы управления персоналом. Он лишен самостоятельности в разработке и реализации стратегии управления персоналом, поскольку решение ключевых вопросов стимулирования и мотивации труда, обязательно включающее создание комплекса надлежащих социально-бытовых условий для работников, оказываются вне его компетенции. Можно было бы сделать вывод, что такой подход к организационному построению управления предприятием является данью традиции или свидетельством определенной инерции управленческого мышления. Однако это не совсем точно. Скорее, он (подход) обусловлен дефицитом менеджеров высшего звена, обладающих необходимой социальной компетентностью, чувством социальной ответственности и уровнем подготовки, позволяющим квалифицированно осуществлять управление комплексом перечисленных функций, обеспечивающих эффективное использование и развитие человеческого ресурса организации.

Рис. 8. Традиционная схема организационной структуры управления социальными процессами в отечественной организации

При системном подходе к решению вопросов социального развития организация не может обойтись без взаимодействия с местными (муниципальными, региональными) органами управления социальной сферой. Сотрудничество предприятий и местных органов власти в вопросах развития социальной сферы позволяет решать эти вопросы на комплексной основе с учетом интересов населения. Однако в годы реформ это взаимодействие чаще всего было связано с передачей в муниципальную собственность социальных объектов, находящихся на балансе предприятий.

Монетаристская экономическая теория считает, что развитие социальной сферы предприятий снижает их конкурентоспособность. Эта формалистическая точка зрения оказала в процессе приватизации решающее воздействие на поведение не обремененных социальной ответственностью хозяйствующих субъектов. За десятилетие реформ в несколько раз сократилось число предприятий, содержавших на балансе объекты социальной сферы. Если в 1990 г. содержали различные социальные объекты около 70 % предприятий, то в 2002 г. такие предприятия составили менее 10 % (О.В. Лазарева, ЦЭФИР). В ряде случаев содержание таких объектов становилось для приватизированных предприятий просто непосильным, оказывалось для них дополнительным источником непроизводственных затрат. Вместе с тем местные органы власти, взяв в свою собственность социальные объекты предприятий, нередко сами не могли обеспечить их нормальную работу. В результате большая часть населения остается без детских, спортивных и досуговых учреждений, без нормальной медицинской помощи и возможности отдохнуть, без нормальных жилищных условий, без тепла и электроэнергии. Это не может не сказаться негативно на работоспособности персонала, производительности труда и эффективности экономики региона в целом. О громадных социальных потерях, вызванных формальным "рыночным" отношением к социальной сфере, мы уже говорили выше. В то же время немалая часть руководителей проявила дальновидность и социальную ответственность. Они не стали спешить избавиться от объектов социальной сферы, понимая их мотивирующую роль в отношении работников к труду. Многое здесь зависит и от социальной ответственности местных руководителей. Например, благодаря позиции губернатора Кемеровской области А. Тулеева в Кузбассе удалось совместить "почти социалистическую систему социальные гарантий и привлечь в экономику региона серьезный частный капитал". Весьма интересен и поучителен опыт решения социальные вопросов в ОАО "Чебоксарский агрегатный завод".

В годы кризиса 90-х годов этому предприятию удалось избежать остановки производства и массовых сокращений и при этом сохранить большой социальный комплекс: 9 общежитий, поликлинику, торговый дом, санаторий, базу отдыха, детский лагерь, стадион, гостиницу, клуб, тепличное хозяйство. Услугами этого комплекса пользуются не только работники, члены их семей и ветераны предприятия, но и горожане. Этот пример, как показывают итоги ежегодного Всероссийского конкурса предприятий высокой социальной эффективности, не единичен.

После вступления в юридическую силу нового Трудового кодекса РФ (см. Приложение 3) нормативно-правовая база управления социальными процессами в организации с формальной стороны стала больше соответствовать новому социальному статусу работников как наемной рабочей силы. Это соответствие обеспечивается учреждением института социального партнерства , призванного сбалансировать интересы общества, государства, работодателей и наемные работников. Институт социального партнерства дает правовую возможность трудовому коллективу отстаивать свои социальные права с учетом качества работы и производительности труда. В перспективе роль этого института как инструмента управления социальным развитием хозяйственных организаций будет возрастать, поэтому целесообразно уделить этой теме дополнительное внимание.

    Механизмы управления СРО

    Система управления СРО

1.Внешние и внутренние факторы социального развития организации

Внутриорганизационные факторы СРО

Социальные факторы изменения в организациях:

    Изменения в численности и составе работников по социально-демографическим, профессиональным, квалификационным признакам, образованию, стажу работы;

    Изменения личностных свойств работника, обусловленные групповой принадлежностью к разным социальным классам, слоям, группам, участием в политических, общественных объединениях, движениях;

    Изменения в признаках организации – в ценностях, потребностях, интересах, изменения в отношениях между сотрудниками, в социально-психологическом климате;

    Изменения в социальной инфраструктуре организации материально-вещественного характера, влияющие на степень удовлетворенности потребностей, качество жизни работников.

Изменения складываются в социальные процессы. Социальный процесс в организациях обусловлен взаимодействием внешних и внутренних факторов. На макроуровне они отражают процессы в обществе. На микроуровне – они следствия деятельности сотрудников организации, ее руководства.

Соотношение воздействия внешних и внутренних факторов на социальные процессы в организации зависит от особенностей, фактических значений и взаимосвязи ее технических, экономических, социальных параметров (признаков). Чем крупнее организация и стабильнее ее положение на рынке, тем устойчивей и более предсказуем ход социального развития, процессов.

Ухудшение рыночной конъюнктуры, состояния политической системы, законодательства, приводят к внутренней нестабильности даже крупных организаций (Например, снижение конкурентоспособности – уменьшение прибыли, снижение заработка, стимула работников, рост текучести кадров, политическая нестабильность влияет на экономические связи).

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ. Социальные процессы внутри организации складываются под воздействием социальных действий работников, под влиянием комплекса материальных (технических, экономических) и социальных параметров организации.

Фактические значения (величины) механических, экономических и социальных параметров организации образуют организационную среду личности работника, субъективно воспринимаемую им в качестве личного образа организации .

Личный образ организации влияет на удовлетворенность работником трудом, работой, отношение к труду. Из личных образов складывается коллективный образ – интегральная совокупность представлений об основных чертах организации, разделяемых большинство коллектива.

Коллективный образ служит отправной точкой в процессе определения целей ее развития в целом и целей социального развития. Цели социального развития организации – это желательные с точки зрения субъекта управления и возможные с точки зрения обеспеченности ресурсами изменения параметров ее социальной подсистемы.

Выделяют цели поставленные и достигнутые . Поставленные – результат управленческого решения. Достигнутые – результат коллективной деятельности руководителей, специалистов, рядовых работников организации как социальной общности. Достигнутая цель имеет большое воспитательное значение в качестве мотива для последующей трудовой деятельности.

Поставленные цели становятся внутренним фактором социального развития организации, воплощаясь в частные задачи структурных подразделений, задания исполнителей, стимулы, мотивы повседневной деятельности.

Достигнутые цели СРО – выступают в качестве количественных характеристик его нового, более совершенного по сравнению с предыдущим состоянием.

Более высокое состояние, достигнуто в результате социального управления действует как материальный, интегральный фактор прогрессивных последующих изменений, т.е. развития.

Ее местом в более широкой социальной системе,

Составом функций, выполняемых организацией в качестве структурного элемента этой системы.

Социальные цели организации делятся на общие и частные.

ОБЩИЕ социальные цели:

    Интеграции.

    Социализации.

    Социального контроля.

Они реализуются в силу самой природы трудовой организации как целевой группы функционирующей в рамках экономических институтов общества согласно определенным правовым нормам.

Цели интеграции. Предприятие, организация являются институтом и социальной общностью. Поэтому выполняют функцию социальной интеграции: вследствие труда в конкретной организации происходит включение работника в социальную структуру общества. Индивид участвует в системе общественного разделения труда. Связь проявляется в том, что человек удовлетворенный работой, как правило, удовлетворен и жизнью в целом (социсследования показывают высокую корреляцию между данными показателями).

Цели социализации. Индивид усваивает социальные нормы. Усвоение ценностей происходит главным образом благодаря участию индивида в социальных общностях в качестве исполнителя определенных социальных ролей. Ведущую роль выполняют организационные институциональные общности, т.е. общности, являющиеся составным элементом базовых социальных институтов. Включение в социальную общность организации, предприятия как экономического института играет определяющую роль в социализации индивида. Освоение и выполнение роли работника организации важный этап в социализации индивида. Роль требует овладения профессией, определенного уровня самостоятельности и ответственности, психологической готовности к конкуренции. Далее требуется обновление профессиональных навыков, социальных связей. Практические навыки повышают конкурентоспособность работника на рынке труда, где спрос превышает предложение.(студенты старших курсов работают для приобретения индивидуального профессионального капитала).

Цели социального контроля. Общество создает определенные механизмы поддержания порядка посредством норм и санкций. Неспособность социальной общности, в том числе организации формулировать и поддерживать социальный контроль через адекватные санкции – признак дезорганизации, ведущей к саморазрушению системы.

Устойчивый порядок отношений между индивидами на микроуровне организуется и в организации. Социальная общность каждого предприятия, исходя из своих целей и культуры, создает собственную систему контроля поведения сотрудников, поскольку участвует в поддержании общественного порядка на микроуровне. Выполнение функции социального контроля поддерживает общество в целом.

ЧАСТНЫЕ социальные цели организации обусловлены частными, локальными задачами, возможностями экономического субъекта, диктуются его условиями социальной среды. Это конкретные, опирающиеся на прогнозы и основанные в них расчеты, значения параметров социальной общности и социальной инфраструктуры предприятия, которые должны быть достигнуты в течение планируемого периода в результате управляющих воздействий.

На СРО влияют факторы технического, экономического порядка. Технические параметры организации характеризуют особенности ее производственной подсистемы, где главную роль играют технологии и выпускаемая продукция (производственный процесс, состав и система разделения трудовых функций). Модернизация производства или изменения характера продукции порождают социальные процессы, связанные со сменой рабочего места, квалификации, установлением новых структурных связей между работниками (влияют условия труда – санитарно-гигиенические, физические условия). Экономические параметры – прибыль, рентабельность производства, экономические нормы, производительность труда, качество и конкурентоспособность продукции, размер зар.платы, объем льгот и компенсаций.

Социальные параметры организации – это основные характеристики социальной подсистемы или показатели социальной общности и социальной инфраструктуры организации. Количественные значения социальных параметров организации выступают в качестве индикаторов состояния организации как объекта социального управления или объекта управлением СРО. Параметры социальной общности и социальной инфраструктуры организации при определенных условиях становятся факторами ее социального развития. Интенсивность и характер действия социальных факторов обуславливают уровень трудовой активности работников.

Их использование не связано с привлечением дополнительного персонала. Оно предполагает знание состава, содержания, особенностей каждого фактора, позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы.

Труд реализуется в физических и психических возможностях работника, которые составляют общую трудоспособность. А социальные возможности включают уровень профессиональной подготовки и желание выполнять работу. Им соответствуют три группы факторов.

    Факторы, влияющие на физические возможности работников организации (факторы трудоспосбности):

Наличие и объем тяжелых, вредных работ в совокупном фонде рабочего времени;

Наличие санитарно-бытовых помещений и уровень их оснащенности,

Санитарно-гигиенические и психофизиологические условия труда:

Эстетическое оформление рабочих мести производственных помещений;

Использование вспомогательных средств, способствующих поддержанию работоспособности в течение рабочего дня (кабинеты психологической разгрузки, музыка, производственная гимнастика);

Культура содержания рабочих мест;

Уровень охраны труда и обеспечения безопасных условий работы;

Наличие, объем и уровень медицинского обслуживания;

Возможности полноценного питания на работе;

Проведение лечено-оздоровительных мероприятий;

Наличие условий для занятия работников спортом.

Недостаточный учет данной группы факторов приводит к потере производительности труда от 4 до 6% (на примерах предприятия по производству средств связи). Интенсивное использование повышает показатель примерно на 2,5%. При этом срок окупаемости материальных затрат на реализацию мероприятий составляет примерно 1 год.

    Факторы, влияющие на умение работать (профессиональные умения, знания, навыки):

Работа по профориентации;

Уровень организации по найму, отбор по квалификации;

Обучение рациональным приемам труда;

Распространение передовых методов труда, управления;

Организация систематического обучения работников предприятия и повышение квалификации.

За счет повышения уровня образования и квалификации можно получить годовой рост производительности труда от 1 до 3 %.

    Факторы отношения работников к труду (желание работать качественно и производительно)

Фактор культуры организации (корпоративная культура).

Это важнейшая характеристика социальной организации, которая заключается в устойчивых представлениях ее сотрудников о назначении (миссии) организации как социального целого в широком социальном контексте, разделяемых и реализуемых в поведении большинства сотрудников, их ценностях, целях, средствах, традициях, нормах отношений между коллегами, руководителями и исполнителями, другими организациями, поставщиками и потребителями. Культура организации – задает вектор происходящих изменений и в итоге СРО.

Культура организации определяет цели и приоритеты социального управления, характер связей между работниками. От нее зависит социально-психологический климат, удовлетворенность, мотивация.

Наличие управления процессом адаптации вновь принятых сотрудников;

Организация помощи молодым и недостаточно квалифицированным сотрудникам со стороны наставников, кураторов;

Сплоченность первичного трудового коллектива,

Иерархия трудовых ценностей;

Морально-психологический климат;

Характер отношений между руководителем и подчиненным;

Характер отношений между коллегами;

Участие работников в принятии управленческих решений;

Участие работников в доходах организации (его справедливость).

Данный фактор проявляется в объективных показателях:

Выполнение норм выработки;

Соблюдение трудовой дисциплины;

Отношение к состоянию оборудования и рабочих помещений;

Стремление к экономии сырья, расходных материалов, энергоресурсов;

Стремление к совершенствованию трудовых навыков, рационализации;

Уровень текучести персонала.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ производства отражаются в технико-экономических показателях:

Объем и качество выпускаемой продукции,

Размер и динамика роста прибыли;

Частота выходи из строя оборудования; продолжительность и качество его ремонта;

Динамика затрат на производство;

Рост производительности труда;

Снижение себестоимости продукции.

Совокупность социальных параметров организации как факторов СРО служит средством описания социальной общности работников организации. Измеряя данные факторы, можно судить о качестве хозяйственной целевой группы.

Внешние факторы СРО

Внешние факторы социального развития организации - это совокупность условий деятельности организации, оказывающих су- щественное влияние на возможности ее социального развития, но изменить которые самостоятельно она практически не в состоя- нии. Организация лишь может (в большей или меньшей степе- ни) учесть, спрогнозировать их действие при формулирова- нии и достижении целей социального развития.

Рассматривая внешние факторы социального развития, це- лесообразно различать факторы непосредственного окружения, связанные с месторасположением организации, особенностя- ми территории, где она находится, и макрофакторы, относя- щиеся к особенностям страны, общества и государства.

Организация как социальная система является прежде всего органической частью региона, в котором она расположена, с его природным комплексом, населением, экономикой, культурой, соци- альной инфраструктурой. Отсюда следует, что решение соци- альных проблем организации едва ли возможно без учета всего комплекса местных условий ее деятельности: природно-климати- ческих, экономических и социально-культурных. От этих факторов зависят приоритеты, цели и задачи управления социальным развитием организации.

Особого рассмотрения заслуживают ситуации, когда сама организация (предприятие) выступает в качестве главного фактора развития территории, на которой она расположена. Как правило, это очень крупное предприятие, насчитывающее до десятков тысяч работающих. В этом случае трудно провести границу между социальным развитием организации и соответ- ствующего населенного пункта, между работниками предприя- тия и территориальной социальной общностью.

Природно-климатические факторы тесно связаны с геогра- фическими координатами. Они непосредственно определяют температурный режим, продолжительность светлого времени суток, стабильность и характер погодных условий, среднего- довое количество осадков, сейсмичность и вероятность сти- хийных бедствий. Все вместе это обусловливает образ жизни местного населения и соответственно работников предприятия и членов их семей, особенности их быта, заболеваемость, тру- доспособность и работоспособность, минимальный объем по- требительских благ, структуру семейного бюджета, особеннос- ти проведения досуга. В конечном счете от природио-климати- ческих факторов во многом зависят размеры и характер затрат на создание, эксплуатацию и развитие социальной инфраструкту- ры. Например, работникам предприятий, расположенных в север- ных районах страны, требуется более калорийное и насыщенное витаминами питание, они нуждаются в более продолжительном отдыхе и разнообразном досуге для восстановления работоспособ- ности. Чтобы создать такие условия, нужны соответствующие средства. Показателем важности фактора природно-климати- ческих условий является государственное регулирование зара- ботной платы путем утверждения системы зональных коэффи- циентов Соответствующие надбавки к зарплате колеблются от 10 до 100% размера заработка. При установлении общего раз- мера заработной платы работников учитывается также продол- жительность их работы в этих регионах.

К местным экономическим условиям социального развития организации относятся наличие спроса на ее продукцию (услу- ги) среди местного населения и необходимых ресурсов для ее производства (сырьевых, энергетических, информационных, рабочей силы), а также (или) наличие путей сообщения, по- зволяющих завозить необходимые ресурсы и обеспечивать сбыт продукции в другие регионы.

Социально-культурные факторы, или социальная среда орга- низации, - это совокупность социально-культурных характерис- тик местной социальной общности населения и объектов социаль- ной инфраструктуры.

К социально-культурным характеристикам относятся; численность населения, демографический и этнический со- став, социальная дифференциация, образованность, ценно- сти, нормы поведения, культурные и духовные запросы, при- верженность традициям, обычаи, образ жизни, основные фор- мы досуга.

Наличие объектов социальной инфраструктуры обусловли- вает возможности удовлетворения потребностей работников организации и членов их семей в житье, одежде, продуктах питания, транспорте, бытовых услугах, охране здоровья, духовном росте, повышении образовательного и культурного уровня, полноценном отдыхе и здоровом досуге.

Возможности социального развития организации в немалой степени зависят от действия макрофакторов, отражающих ис- торически сложившиеся особенности общества и государства. Действие макрофакторов носит длительный, устойчивый, практически постоянный характер. К ним относятся общий уровень социально-политического и экономического развития, наличие институтов гражданского общества, степень участия населения в реальном политическом процессе, в принятии важных для него решений, касающихся его безопасности, здо- ровья, уровня благосостояния, доступа к качественному обра- зованию и ценностям культуры.

Механизм регулирования экономической активности. Для социального развития хозяйственной организации решающее значение имеют особенности действующего механизма регулиро- вания экономической активности населения. Теоретически ры- ночные механизмы создают максимальные возможности для самостоятельной деятельности предприятия как экономическо- го субъекта. В реальности многое зависит от качества соответ- ствующих законов и правоприменительной практики, опреде- ляющей границу их применения. Не меньшую роль играют ин- вестиционная, налоговая и таможенная политика государства.

Социальная политика государства определяет условия вос- производства и формирования рабочей силы, задает минимальный уровень потребления. Отдельная организация, особенно круп- ная, может создавать для своих сотрудников более комфортные социальные условия труда и быта по сравнению с основной массой хозяйствующих субъектов. Но если в обществе в течение длительного периода времени сохраняется высокий уровень бедности населения, увеличивается дифференциация доходов, то это ведет к нарастанию нестабильности, ухудшению общего социально-психологического климата в стране, что не может не сказываться и на работе самого благополучного предприя- тия.

Социальная политика государства является главным факто- рам макроуровня, от которого зависит социальное развитие орга- низации. Она проявляется в первую очередь в размерах той части национального дохода и бюджета, которая направляется на со- держание и развитие социальной сферы. Объем средств, выделяемых на эти цели, определяет законодательно установленный минимум заработной платы (МРОТ), минимальный размер трудовой пенсии, размеры средств, выделяемых на социальное страхование, различных льгот, предоставляемых ветеранам тру- да. Многое зависит от общего механизма начисления пенсий, порядка и размеров налогообложения доходов. Последняя ини- циатива правительства по замене натуральных льгот на ком- пенсационные выплаты - это одно из наглядных проявлений реальной социальной политики сегодняшнего государства. Это решение вызвало в основном негативную реакцию населения, поскольку в условиях постоянного роста цен на товары и услу- ги, инфляции, по крайней мере неясно, как эти меры реально скажутся на фактическом уровне и качестве жизни.

Социальная политика государства отражается в конечном счете на размерах доходов семей и структуре семейных бюдже- тов работников организаций. Для большинства работников и членов их семей заработная плата является единственной фор- мой получения дохода. В связи с этим размер минимальной ставки заработной платы, устанавливаемый ежегодно трехсто- ронней комиссией, состоящей из компетентных представите- лей правительства, предпринимателей и наемных работников (профсоюзов), выступает в качестве одного из главных инди- каторов социальной политики государства. Начиная с 2000 г. и по сегодняшний день здесь произошли заметные сдвиги в луч- шую сторону. За это время ставка минимальной заработной платы увеличилась более чем в 13 раз, с 83,5 руб. до 1000 руб. Однако разрыв между последней цифрой и средней величиной прожиточного минимума (2940 руб.) составляет более двух раз, а в Москве и других крупных городах - еще больше. На- мечаемое в 2007 г. увеличение ставки минимальной заработной платы до 1400 руб. едва ли существенно скажется на сокраще- нии данного разрыва, поскольку согласно прогнозу Минфина прожиточный минимум на этот год составит 4014 руб.

Трудовое законодательство. Еще одним важным фактором социального развития организации, действующий на макроуровне, является законодательство, регулирующее трудовые отношения между наемными работниками и работодателями, определяющее возможности и объем участия работников в принятии управлен- ческих решений, касающихся заработной платы, социальных гарантий, других условий труда. В характере этих отношений многое зависит от уровня развития профсоюзного движения в стране, от роли, которую играют профсоюзы в формировании социальной по- литики государства. Отечественные профсоюзы, унаследовав- шие навыки работы и представления о своих задачах, сложив- шиеся в советский период, когда они были одним из каналов партийного влияния на рядовых рабочих и служаших пока не играют серьезной роли в выработке социальной политики, от- вечающей интересам основной массы занятого населения. Главная причина этого кроется в слабости профсоюзного дви- жения как реальной социальной силы, опирающейся на мас- совые, активные целенаправленные действия и инициативу рядовых членов профсоюза.

Конспект лекций

Великий Новгород

1.1. Основные элементы и назначение социальной среды

1.2. Управление социальным развитием

1.3. Ориентир - гуманизация труда

ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

3.1 Влияние научно-технических достижений на социальную сферу общества

3.2 Приоритеты социального развития в современных условиях

ГЛАВА 4 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1 Состояние социальной сферы страны в начале нового тысячелетия

4.2 Важнейшие цели социальной политики государства

4.3 Особенности социального партнерства в России

ГЛАВА 5 ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

5.1. Условия, охрана и безопасность труда.

5.2. Материальное вознаграждение трудового вклада

5.3. Социальная защита работников

5.4. Социально-психологический климат коллектива

5.5. Социальная инфраструктура организации

5.6. Семейные доходы и расходы работников

ГЛАВА 6 СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ

6.1 Задачи и структура управления социальным развитием организации

6.2 Основные функции социальной службы

6.3 Планирование социального развития организации

6.4 Социальный паспорт организации

6.5 Социальная эффективность управления организацией

ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Основные элементы и назначение социальной среды



1.2 Управление социальным развитием

1.3 Ориентир - гуманизация труда

Управление социальным развитием

Развитие социальной среды - непременный объект управления организацией и вместе с тем составная часть системы управления ее персоналом.

Управление этой сферой фокусируется в социальной политике государства и институтов гражданского общества.

Социальное развитие отдельной организации означает изменение к лучшему в ее социальной среде, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и досуга работников. Соответственно, основными целями развития социальной среды являются:

Совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, регулирование численности работников, повышение их образовательного и культурно-технического уровня;

Улучшение эргономических, психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и иных условий работы, охраны труда и безопасности работников;

Обеспечение социального страхования работников/соблюдение их прав и социальных гарантий;

Стимулирование средствами как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой
и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;

Создание и поддержание в коллективе здоровой морально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуальных возможностей и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;

Рост жизненного уровня работников и их семей, удовлетво­рение потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, непродовольственных товарах и необходимых
услугах, полноценное использование досуга.

Развитие социальной среды организации, следовательно, выражается как в форме объективных процессов - в связях между людьми по поводу их жизненных условий, труда, быта и досуга, так и в субъективном, осознаваемом виде - в явлениях психологической атмосферы, межличностных отношениях и нравственных оценках.

Управление социальным развитием организации имеет свой объект: создание благоприятных условий труда, быта и отдыха работников, их материальное и моральное вознаграждение, социальная защита, формирование и поддержание здоровой нравственно-психологической атмосферы, обеспечение делового сотрудничества и социального партнерства. Ему присущи свои способы, приемы и процедуры, которые позволяют решать со­циальные проблемы, обеспечивать развитие социальной среды организации.

По своему назначению управление социальным развитием ориентируется на людей, создание для работников организации надлежащих условий труда, быта и досуга, постоянное улучшение этих условий. Содержание и формы управленческих решений, практические действия по их реализации предстают в следующем виде и порядке:

первое: базой благосостояния людей, повышения их жизненного уровня является эффективная экономика, что одинаково верно и в отношении народного хозяйства страны в целом, и применительно к результатам коммерческой деятельности отдельно взятой организации (предприятия);

второе: определяющим условием коммерческого успеха служат не столько ресурсный потенциал организации и форма собственности, сколько востребованность обществом, потребителем продукции (товаров и услуг), производимой частной фирмой, акционерным обществом, государственным или муниципальным предприятием; ее спрос на рынке, приносящий хорошую прибыль;

третье: эффективное функционирование и конкурентоспособность организации в решающей степени обеспечиваются ее персоналом, скоординированными усилиями людей, объединенных общими интересами и делом;

четвертое, высокая отдача совместного труда достигается умелым управлением всеми сторонами развития организации, включая и постоянное обучение персонала, поощрение его самостоятельности, ответственности, появления заслуженной гордости за свою фирму;

пятое: важны, конечно же, настрой работников, благожелательная морально-психологическая атмосфера, уверенность каждого в своей защищенности от социальных и профессио­нальных рисков, убеждение в том, что его вклад в достиже­ние целей предприятия, инициатива и усердная работа получат признание, справедливую оценку, достойное вознаграждение.

ГЛАВА 2 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРОБЛЕМ

2.1. Отечественный опыт управления социальным развитием

2.2. Зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем

Зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем

Опыт предприятий США

Методы социального управления в США основаны на том, что предприятие рассматривается как сложная социотехническая система, главным элементом которой являются люди, персонал. Непременно учитывается и то, что работники предприятия испытывают сильное влияние социально-экономической среды, и то, что их ценностные установки находятся в большой зависимости от их жизненной практики, личностных качеств, включая характер и темперамент, уровня образования и профессиональной подготовки, а также от религиозных представлений: преимущество отдается наставлениям протестантской церкви, к которой тяготеет большинство верующих американцев и которая культивирует старательность в работе, бережливую расчетливость, рациональность в повседневных делах.

С 30-х гг. в стране возникло увлечение так называемым управленческим гуманизмом в связи с распространением идей школы «человеческих отношений». США опережали другие страны в области внедрения новых средств механизации и автоматизации производства, совершенствования технологий. Производительность труда в стране устойчиво возрастала в среднем на 3% ежегодно. Но в начале 70-х гг. кривая роста производительности в промышленных отрас­лях экономики пошла вниз, обозначилось отставание.

Среди причинне последнее место занимали социальные факторы: ослабление прежних мотивов к труду, распространение алкоголизма и наркомании, нарастание забастовочного движения и иных форм социального протеста, неудовлетворенность людей содержанием и условиями труда. Так, в ходе социологических исследований на предприятиях известной корпорации «Дженерал моторе» о своей неудовлетворенности заявили 76% рабочих и 57% служащих.

«Японский вызов» подстегнул американские деловые круги, спровоцировал в стране Третью волну «управленческого гуманизма». Были приняты различные меры, в том числе и по восстановлению авторитета протестантской трудовой этики. Но наибольшее влияние имело распространение с середины 70-х гг. концепции качества трудовой жизни (КТЖ), суть которой - прямая связь между уровнем производительности труда и степенью удовлетворения важных личных потребностей человека посредством его работы на данном предприятии.

Смысл КТЖ - совершенствование трудовой мотивации, обеспечение разнообразия и обогащение содержание труда, более полное использование интеллектуального, творческого и нравственного потенциала работников. Каждая новая производственная программа, оригинальный проект фирмы, наряду с мероприятиями технического, финансового и хозяйственного плана включает работу по кадровому обеспечению, созданию социальных условий для достижения роста производительности труда и экономической эффективности.

Внимание к «человеческому фактору» приносит свои экономические и социальные результаты. Известно, что США сохраняют за собой положение лидирующей мировой державы. Их доля в ВВП мира составляет около 20%. В 2000 г. ВВП страны в расчете на душу населения достиг 31,5 тыс. долл. США тратят на здравоохранение, образование, науку и социальное обеспечение в общей сложности примерно 1/5 своего ВВП. По уровню и качеству жизни в рейтингах ООН США неизменно выходят на первые места среди других развитых стран. Так, по рейтингу 2000 г. США оказались третьими, уступив только Канаде и Норвегии.

Личные потребительские расходы американцев являются основным элементом валового национального продукта (ВНП), стабильно составляют в нем 64-65%, т.е. почти 2 / 3 . По мере полно масштабного удовлетворения первичных потребностей населения в питании, одежде, обеспеченности жильем (в среднем около 50 кв. м полезной площади на человека), устройстве комфортного быта приоритетное значение получают услуги, точнее - потребление услуг.

Опыт корпораций Японии

Японский опыт весьма специфичен. Социальные проблемы в Японии решаются иначе, чем в США, Германии, России и других странах. Эта страна не использует чужие образцы, а применяет собственные методы в экономике, ведении хозяйства, устройстве жизни народа, тщательно оберегаемой культуре.

Особенности Японии в определенной мере обусловлены:

1. ее уникальным географическим положением. Это государство, население которого превышает 126 млн. человек, занимает в восточной части Азии вытянутую с севера на юг цепь островов общей площадью 372 тыс. кв. км, что в 1,5 раза меньше территории Франции, в 25 раз - США, в 46 раз - Российской Федерации.

2. страна не богата полезными ископаемыми. Ее хозяйство находится в большой зависимости от завоза энергоносителей, руды и других сырьевых ресурсов.

3. высокая степень национальной однородности. Свыше 98% населения страны - японцы. В религиозных верованиях преобладают буддизм и синтоизм, для которых характерны обращенность к внутреннему состоянию человека, обожествление предков и природы.

Жизненные ценности большинства японцев восходят также к этическим нормам конфуцианства - древнего учения, которому свойственно повышенное внимание как к врожденным, так и приобретенным нравственным качествам человека, развитию его способностей к знаниям и действию, проявлениям подлинной гуманности. По Конфуцию, в человечности выражаются мудрость, чистота помыслов и честность по отношению к другим людям; предпочтение трудности перед легким успехом, бережливость перед расточительством и справедливость перед жадностью; великодушие, правдивость и беспристрастность в суждениях, неприятие безделья и тщеславия. Стержнем японского характера издавна были верность общему делу и чувство долга перед коллективом. Культурное своеобразие страны обусловлено длительной изоляцией от остального мира.

После войны в Японии проводились социально-экономические и демократические преобразования. Их результатом стали демилитаризация, аграрная реформа с передачей крестьянам за выкуп большой части помещичьих земель, пересмотр позиций монополистического капитала в сторону ослабления его диктата в национальной экономике, активизация деятельности профсоюзов, а также сторонников мира и запрещения ядерного оружия.

Среди ведущих индустриально развитых стран мира Япония, по статистике ООН, продемонстрировала самый впечатляющий экономический рост: производство в среднем на душу населения выросло за минувшее столетие почти в 17 раз.

В 50-80-е гг. Япония стремительно наращивала свой хозяйственный потенциал, став в результате второй (после США) экономической сверхдержавой. В то время японцы не скупились на закупку зарубежных лицензий и патентов, наращивали инвестиции, расширяли экспорт своих товаров, проявляли бережливость в собственном потреблении. В таких условиях были уместны коллективное общение, пожизненный наем работников, неизменный круг надежных поставщиков и стабильных источников финансирования.

В послевоенном развитии японской экономики и социальных отношений в Японии большая роль принадлежала государству. С 50-х гг. оно практиковало прогнозное планирование. Правительство обеспечивало разработку экономической стратегии и определение перспектив социальной сферы, его политика направлялась на достижение долговременных целей.

Общегосударственное планирование в Японии не имеет силы закона, не является обязательным к исполнению, а носит индикативный характер, устанавливающий показатели-ориентиры; ему присущи разработка целевых программ социально-экономического развития, выбор основных направлений, отвечающих общенациональным интересам. Прогнозное планирование, как и все государственное регулирование, «вписывалось» в японскую модель, в которой главным субъектом экономической деятельности являются не частные собственники (отдельные лица) и не общество (государство), а корпорации. Государственная власть, не допуская излишнего вмешательства в оперативное управление экономикой, стремилась благоприятствовать естественной конкуренции между корпорациями и партнерству между объединениями деловых людей, заботиться о создании стимулов для экономического роста и процветания.

Следование глубинным национальным традициям - это принципиально важная отличительная черта японского менеджмента.

Придавалось большое значение не только размерам, но и порядку оплаты труда. Соблюдался относительно небольшой разрыв в оплате различных категорий работников предприятий. Заработная плата и система поощрений непременно учитывают как результаты труда, так и возраст работника, продолжительность его работы в данной фирме, профессиональную подготовку и семейное положение. Кроме основного оклада и стимулирующих надбавок производятся специальные выплаты на оплату жилья, медицинское обслуживание, транспортные расходы и т.п. Как правило, подобные выплаты составляют 1 / 5 часть всей суммы оплаты труда.

Первостепенное значение в работе с персоналом придается заботе о том, чтобы эффективнее использовать в интересах фирмы присущие японцам целеустремленность, трудолюбие, созидательный потенциал. От управляющих требуется проявлять уважение к труженику, умение гармонизировать отношения между работниками и придавать совместной работе творческий характер. В цехах японских предприятий нередко выставляются доски почета с портретами местных новаторов и описанием их достижений, организуются те или иные формы соревнования среди сотрудников за решение сложных производственно-технических задач.

В 90-е гг. минувшего столетия в Японии было отмечено резкое замедление и даже спад производства. По мере глобализации мировой экономики, в которой Япония принимает активное участие, а также массированного внедрения информационных технологий расшатываются устои японской самобытности, классовой верности ради общего дела. Обостряется конкуренция внутри корпораций, рвутся патриархальные узы, ослабляются дисциплина и следование государственному регулированию. Даже свойственный японцам консенсус - непременное общее согласие, служившее до недавнего времени прочным основанием социальной гармонии, поощрение усердия в работе и стабильности в деловых отношениях воспринимается не иначе как ограничитель личной инициативы и индивидуальной ответственности, тормоз реализации новых идей и проектов.

Значение некоторых особенностей решения социально-трудовых проблем на предприятиях США, ряда западноевропейских стран и Японии.

Во-первых, усвоение зарубежного опыта полезно как постижение практики, науки и искусства социального управления в условиях рыночной экономики. Оно, в частности, убеждает нас в том, что рынок - это не только равнозначные отношения по поводу купли-продажи товаров и услуг, а еще и культура взаимоотношений, которая должна быть ориентирована на признанные в данном обществе ценности, социальные нормы и нрав­ственные требования. К тому же рыночные отношения не помеха проявлениям национального характера, а, напротив, могут с ними органично сочетаться.

Во-вторых, опыт многих стран является убедительным подтверждением того, что в современных условиях человек стремится к результативному труду не только в силу материальной необходимости, но и под влиянием целой гаммы социальных условий, которые обеспечивают стабильность общества и гражданский мир, свободу личности и права человека, соблюдение демократических принципов в экономической и социальной жизни. Поэтому всегда важна упорядоченность рынка, рыночных отношений, чтобы, в частности, коммерциализация не захлестывала социальную сферу - здравоохранение, образование, науку и культуру, не вела к чистогану в межличностном общении и социальных связях, чтобы все полезное и выгодное было вместе с тем высоконравственным. Не следует возлагать излишних надежд на рынок, который, мол, способен все уладить и исправить, только на материальный интерес, диктуемый спросом и предложением, куплей-продажей.

В-третьих, оплотом социальной направленности рыночной экономики является государство, призванное эффективно осуществлять регулирующую роль. Только оно, используя присущие ему средства (законоположения, налогообложение, социальную политику и т.п.), в состоянии противостоять рыночной стихии, быть гарантом достойной жизни граждан и их социальной защищенности.

В-четвертых, мировая практика предостерегает от слепого копирования зарубежного опыта, укрепляет понимание того, что искусственная «пересадка» любой чужой модели на российскую почву противопоказана, поскольку у нас иные условия, специфика, сложившиеся за века традиции и ценностные установки. Успешное продвижении России по пути общественного прогресса возможно лишь при органическом соединении универсальных принципов социально ориентированной рыночной экономики с реальной ситуацией в стране.

В-пятых, представление об особенностях решения социально-трудовых проблем в других странах позволяет критически оценивать отечественный опыт управления социальными процессами, в том числе и на микроуровне - непосредственно на предприятиях. А это дает возможность определить положительные и отрицательные аспекты социального развития российских организаций, оценить, что заслуживает поддержки, а что следует устранить.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные черты новой экономической политики (нэпа) на начальном этапе советского периода в истории России. Что отличало состояние социально-трудовых отношений в советском обществе в годы первых пятилеток?

2. Когда и с какой целью предпринимались попытки реформирования советской экономики?

3. Назовите разделы планов социального развития трудовых коллективов в бывшем СССР.

4. Укажите положительные и отрицательные моменты социальных реформ в Российской Федерации на этапе ее перехода от плановой к рыночной экономике.

5. Какие мероприятия составляют содержание конкуренции и конкретных программ повышения качества трудовой жизни, получивших распространение на предприятиях США и других зарубежных стран? Какова роль государства в условиях социальной рыночной экономики? Перечислите специфические моменты социального развития корпораций Японии.

6. Что дает отечественным менеджерам знание опыта решения социально-трудовых проблем на зарубежных предприятиях?

7. . Почему невозможно непосредственное применение интересных моделей социального развития предприятий и управления в российских условиях?

Планирование социального развития организации

Социальные процессы на предприятии должны управляться, этим целям служит социальное планирование или планирование социального развития трудовых коллективов. Однако необходимо отметить, что социально-экономическая нестабильность в обществе, характерная для России 90-х годов, борьба предприятий за выживание в новой рыночной среде отодвинули вопросы планирования социального развития на предприятиях на второй план. Тем не менее, это не означает, что необходимость такой работы потеряла свою актуальность. Усиление стабилизационных процессов в стране неизбежно поставит проблемы управления социальным развитием в ряд приоритетных. Об этом свидетельствует опыт экономически развитых стран мира. Поэтому целесообразно рассмотреть вопросы организации управления социальным развитием на предприятиях.

Социальное планирование - это система методов и средств планомерного управления развитием трудового коллектива как социальной общности, целенаправленное регулирование социальных процессов и развития социальных отношений на уровне коллективов.

Социальному планированию на предприятии должно предшествовать комплексное социологическое исследование трудового коллектива, целью которого может быть изучение социальной структуры работников, выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования. Изучению подлежат вопросы отношения людей к труду, факторы привлекательности и непривлекательности труда на предприятии в целом и в каждом его подразделении. Особое внимание необходимо уделять изучению степени содержательности труда, его условий и уровня его оплаты, текучести кадров, дисциплины труда, ценностных ориентаций в коллективе.

Социологическое исследование завершается разработкой научно обоснованных рекомендаций по изменению социальных параметров трудового коллектива, а также конкретных предложений по различным направлениям работы в коллективе предприятия. Подобные рекомендации и предложения становятся основой социального планирования на текущий период (год) и перспективу (3-5 лет и более).

План социального развития - совокупность научно обоснованных мероприятий, заданий, показателей по всему комплексу социальных проблем, реализация которых способствует наиболее эффективному функционированию коллектива. В центре их не производимая продукция, а человек как производитель и потребитель, как социально активная личность. В планировании социального развития трудовых коллективов особое теоретическое и практическое значение имеет определение целей и задач разрабатываемых планов. От того, насколько четко сформулированы цель и задачи достижения цели, зависят направленность теоретических разработок и эффективность социального планирования на практике. Для правильного их формирования важно учесть взаимосвязь социального и экономического развития коллектива.

Взаимосвязь социального и экономического развития проявляется в том, что достижение социальных целей основывается на экономическом росте: коллектив может ставить только те социальные задачи, для решения которых создана материальная база.

Экономическое развитие зависит от эффективного использования социальных факторов, переориентации производства на потребителя, успешности преодоления хронической невосприимчивости к НТП - от полного и всестороннего использования человеческих возможностей. Трудовые коллективы призваны производить материальные блага, но это не самоцель, а средство создания трудящимся благоприятных условий для работы, учебы, отдыха, развития и наилучшего применения своих способностей. Следовательно, цель планирования социального развития трудовых коллективов состоит в максимальном использовании возможностей и условий для всестороннего развития социальной активности личности человека. Достижению этой цели будет способствовать решение следующих двух групп задач:

· максимальное удовлетворение разумных потребностей членов коллектива,

· повышение содержательности труда,

· создание благоприятных условий труда, учебы и отдыха, что является результатом осуществления технологических, технических и организационных мероприятий;

· воспитание личности члена коллектива, формирование у него инициативного отношения к труду,

· совершенствование взаимоотношений в коллективе.

При разработке плана социального развития производственного коллектива важно не только определить четкие параметры: показатели и сроки каждого мероприятия, темпы и пропорции, но и предусмотреть ограничения нежелательных тенденций, стимулировать социально прогрессивные. С этой целью используется целая система рычагов и стимулов (престижность профессии и место работы, традиции предприятия и т.д.).

Важнейшими принципами социального развития являются комплексность (планирование многообразных социальных явлений и процессов в их единстве) и демократический централизм (сочетание централизованного управления с локальным решением проблем социального развития коллектива на широкой демократической основе).

Показатели социального развития трудовых коллективов определяются главным образом самими коллективами, исходя из наличия возможностей в интересах развития и повышения эффективности его деятельности. В настоящее время не потеряли своей актуальности такие принципы как: принцип научной обоснованности и объективности, принцип конкретности.

План социального развития трудового коллектива имеет директивный характер, и после утверждения становится обязательным для исполнения. На основе его организуется деятельность коллектива по решению запланированных социальных задач.

Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа.

На первом - подготовительном этапе принимается решение о разработке плана социального развития, формируются рабочие группы, заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к разработке плана, уточняется структура плана, составляются календарные графики выполнения работ, определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных производственных условий; разрабатываются формы рабочей документации, определяется содержание работ и распределяются функции между исполнителями (творческими бригадами), проводятся инструктаж и информирование коллектива.

На втором - аналитическом этапе определяется степень выполнения предыдущего плана социального развития, изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень заработной платы и др. собранные материалы сравниваются с нормативными данными, достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана. Собирается первичная социальная информация, проводятся конкретные социологические исследования. Результаты работы данного этапа (выявленные общие тенденции, закономерности) оформляются аналитической запиской.

На третьем - разработочном этапе проектируются мероприятия, предложения и рекомендации, определяются показатели социального развития коллектива, которые должны быть конкретными и реально выполнимыми. Составляется первоначальный вариант (проект) плана по разделам, определяется экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий. Эти мероприятия согласовываются с функциональными службами и передаются в рабочую группу, которая формирует сводный проект плана. Последний, согласовывается с главными специалистами предприятия и руководителем предприятия.

На четвертом - контрольном этапе разрабатывается система контроля за реализацией плана социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и отчетности. В плане социального развития целесообразно выделить следующие разделы и направления работ:

Совершенствование социальной структуры коллектива. В этом разделе обращается особое внимание на сокращение доли или полную ликвидацию тяжелых и вредных для здоровья работ, на сокращение доли малоквалифицированного труда, на повышение образовательного и квалификационного уровней работников, на изменение (если в этом есть необходимость) половозрастной структуры коллектива. Отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц пожилого возраста с указанием тех структурных изменений, которые целесообразно провести среди этих категорий трудящихся.

Социальные факторы развития производства и повышения его экономической эффективности. Здесь планируются мероприятия, связанные с техническим перевооружением производства, с внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно назвать проектирование прогрессивных форм организации и оплаты труда, снижение его монотонности. Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения работников и обеспечения занятости персонала предприятия. Целесообразно использовать различные формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства. Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства.

Улучшение условий труда и быта работников. В плане нужно особо выделить участки и подразделения с неблагоприятными условиями труда, для которых необходимо предусмотреть меры по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником повышения вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования. Предусматриваются также мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке рабочим через столы заказов продуктов и промышленных товаров и др. Особо выделяются вопросы обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.

Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Мероприятия этого раздела плана разрабатываются на основе анализа ценностных ориентаций работников и должны быть направлены на стимулирование высокой трудовой и производственной дисциплины, на развитие различных форм вовлечения трудящихся в дело совершенствования производства.

Параллельно с планом социального развития коллектива многими предприятиями разрабатывались так называемые социальные паспорта предприятий . Этот опыт целесообразно использовать и в настоящее время. Социальный паспорт предприятия представляет собой совокупность показателей, отражающих состояние и перспективу социального развития. В нем характеризуются социальная структура коллектива предприятия, его функции, условия труда, обеспеченность работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, подразделениями социальной инфраструктуры на самом предприятии. В паспорте отражаются внутриколлективные отношения, социальная активность работников и другие вопросы. Данные из социального паспорта используются при разработке плана социального развития. В дополнение к планам социального развития могут разрабатываться специализированные социальные программы, такие, например, как "Здоровье", "Женский труд", "Молодежь", "Жилье" и др. Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ

Конспект лекций

Великий Новгород

Успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их профессиональной подготовки, квалификации, от того, насколько условия труда и быта способствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Важным объектом управления организации как целостной системы в современных условиях выступает развитие социальной подсистемы. Эту подсистему образует сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально - квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что так или иначе определяет качество жизни работников, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей посредством труда в данной организации.

Социальное развитие организации предполагает качественные изменения к лучшему в ее социальной среде, в тех материальных, общественных и духовно -нравственных условиях, в которых работники организации трудятся и живут.

Основными направлениями социального развития организации выступают:

1. Совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально - квалификационного состава, в том числе регулирование численности работников, повышение их общеобразовательного и культурно-технического уровня.

2. Улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечения безопасности работников.

3. Стимулирование эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты деятельности.

4. Создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом.

5. Обеспечение социального страхования работников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских прав.

6. Рост жизненного уровня работников и членов их семей, удовлетворение потребностей в жилье и бытовом устройстве, разнообразных услугах, полноценное использование досуга.

Можно выделить две группы факторов, воздействующих на социальную среду организации.

Первая группа факторов является внешней по отношению к организации. К этим факторам можно отнести уровень развития экономики страны в целом, в ее региона х; основные направления и содержание социальной политики государства. Несомненно, значительное влияние на социальное развитие организаций способно оказывать также духовно-нравственное состояние общества, которое определяет особенности трудовой морали, трудовую этику, сложившиеся традиции и нравственные устои в отношении к труду.

Вторая группа факторов относится к внутренней среде организации, среди них можно отметить следующие:

Материально-технические и организационно-экономические возможности организации: ее размеры, территориальное расположение, профиль производства, объем выпускаемой продукции (оказываем ых услуг), состояние основных фондов и технический уровень производства, содержание и организационные формы трудового процесса, форма собственности, финансовое положение, деловая репутация;

Состояние социальной инфраструктуры, включающей комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально -бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей;

Уровень социальной защищенности работников, обеспечиваемой мероприятиями по социальному страхованию, соблюдению социальных гарантий, установленных действующим законодательством, коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами;

Состояние условий и охраны труда, включающие техническую вооруженность труда, соблюдение

санитарно-гигиенических норм, уровень тяжести труда, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, безопасность труда, наличие и удобство бытовых помещений;

Система мотивации и стимулирования труда материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты.

Данный фактор определяется формами и видами, а также размерами получаемых работниками вознаграждения за труд, а также размерами и структурой доходной и расходной частей семейных бюджетов работников организации;

Уровень развития межличностных отношений с представителями администрации, с коллегами по работе;

Состояние организационной культуры, включающей принятые в организации социальные нормы и ценности;

Внерабочее время, структура его использования и способы проведения досуга оказывают существенное влияние на образ жизни работников, их нравственные ценности, гражданскую позицию.

Перечисленные выше факторы определяют содержание необходимых изменений социальной среды организации, направленных на рациональное использование потенциальных возможностей организации, достижение ее главных целей.

Управление социальным развитием организации составляет совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхо да, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.

Составляющими процесса управления социальным развитием организации могут выступать: диагностирование социальной среды организации и составление на этой основе социального паспорта организации, разработка плана и программ социального развития, контроль их выполнения.

Диагностика социальной среды предприятия и уровня конкурентоспособности персонала позволяет определить факторы, влияющие на формирование и удовлетворение потребностей работников в области социального развития. Для создания информационной базы, подлежащей анализу в процессе диагностики, могут использоваться наряду со статистическими социологические методы (анкетирование, интервью работников, экспертный опрос руководителей).

Важным инструментом управления социальным развитием организации может служить организационный и кадровый аудиты, содержанием которых является оценка соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития. Обычно аудит проводится с целью подготовки к принятию стратегических решений о развитии бизнеса, разработки программы реформирования организации. На наш взгляд, результаты кадрового аудита могут использоваться и в целях совершенствования социальной подсистемы организации.

Основным методом управления социальными изменениями в организации является планирование социального развития организации.

Социальное планирование начало активно развиваться с середины 60 -х годов ХХ–го века в рамках крупнейших производственных объединений и предприятий. Спустя 20 лет, планы социального развития стали обязательными для всех отраслей народного хозяйства и входящих в них средних и крупных предприятий. В период реформирования экономики в 90 -е годы элементы планирования в деятельности предприятий были сведены к минимуму. В условиях выживания вопросы социального развития стали не актуальными. В последние годы во многих производственных организациях работа в области планирования различных сторон деятельности была возобновлена и приобрела качественно новое содержание.

В основу планирования социального развития организаций должен быть положен нормативный принцип, означающий, что плановое задание по развитию и совершенствованию какого -либо социального процесса определяется на основе сопоставления фактического состояния с некоторой нормативной величиной, представляющей собой конкретную количественную меру достижения определенной социальной цели. К сожалению, вопросы нормирования социального развития пока не получили должной научной разработки. Пока наиболее разработана в этом плане система государственных социальных стандартов, закрепленных соответствующими нормативными актами. Поэтому одной из первоочередных задач в области управления социальным развитием организации является разработка научно обоснованных нормативов, которые должны использоваться при диагностике состояния и разработке планов социального развития организаций.

Список литературы

1. Башмаков В.И. Управление социальным развитием персонала/ В.И. Башмаков, Е.В. Тихо нова. – М.: Издат. центр «Академия», 2014.

Загрузка...