aracs.ru

Почему башкиры. Башкиры — славный и мудрый народ

2) Происхождение башкирского народа.

3) Первые сведения о башкирах.

4) Саки, скифы, сарматы.

5) Древние тюрки.

6) Половцы.

7) Чингизхан.

8) Башкортостан в составе Золотой Орды.

10) Иван Грозный.

11) Присоединение башкир к Русскому государству.

12) Башкирские восстания.

13) Башкирские племена.

14) Верование древних башкир.

16) Принятие Ислама.

17) Письменность у башкир и первые школы.

17) Возникновение башкирских аулов.

18) Возникновение городов.

19) Охота и рыболовство.

20) Земледелие.

21) Бортничество.

22) Влияние Гражданской войны на экономическую и общественную жизнь Башкирии

1) Происхождение башкирского народа. Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории. Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.
Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развития на местах коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.
Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV - в первой половине XVI века.

2) Первые сведения о башкирах.

Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX - Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем в районе нынешнего города Уральска оно переправилось через реку Яик и сразу же вступило в “страну башкир из числа тюрок””.
В ней арабы переправились через такие реки, как Кинель, Ток, Сараи, а за рекой Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.
Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке - грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду. Проезжавшие через страну башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов. На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары. Но воинственные башкиры старались встретить врагов еще на границе и не подпускали их близко к своим селениям.

3) Саки, скифы, сарматы.

2800 - 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный могущественный народ - саки. Главным их богатством были кони. Знаменитая сакская конница стремительными бросками захватывала плодородные пастбища для своих многочисленных табунов. Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского, Аральского морей и юг Казахстана стали сакскими.
Среди саков были особенно богатые семьи, у которых в табунах было несколько тысяч лошадей. Богатые семьи подчинили себе бедных сородичей и выбрали царя. Так возникло сакское государство.

Все саки считались рабами царя, а все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти, он становятся Царем, но только в другом мире. Хоронили царей в больших глубоких могилах. В ямы опускали бревенчатые срубы - дома, вовнутрь клали оружие, посуду с едой, дорогие одежды и другие вещи. Все было изготовлено из золота и серебра, чтобы в подземном мире никто не сомневался в царском происхождении похороненного.
Целое тысячелетие господствовали саки и их потомки на широких степных просторах. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.

Скифы были кочевым народом степей, необъятных пастбищных угодий, протянувшихся через Азию от Маньчжурии до России. Скифы существовали разводя животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и отчасти занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, которые составляли единое целое со своими быстроногими малорослыми конями. Вооруженные луком и стрелами скифы сражались верхом. Согласно одному из описаний, они снимали с врагов скальпы и хранили их в качестве трофея.
Богатые скифы были покрыты сложной татуировкой. Татуировка была свидетельством принадлежности человека к знатному роду, а её отсутствие было признаком простолюдина. Человек с нанесёнными на тело узорами превращался в “ходячее” произведение искусства.
Когда умирал вождь, его жену и слуг убивали и хоронили вместе с ним. Вместе с вождём хоронили и его лошадей. Множество очень красивых изделий из золота, найденных в захоронениях, говорят о богатстве скифов.

Кочуя вдоль границ зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами. По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена - предки марийцев, удмуртов, коми-пермяков и, возможно, венгров-мадьяр. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов.
Во втором веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили её. Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с саками.
Известный историк Н. М. Карамзин писал о сарматах. “Рим не стыдился золотом покупать дружбу сарматов”.
Скифы, саки и сарматы говорили на иранском языке. В башкирском языке имеются древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкиров из иранского языка: кыяр (огурец), камыр (тесто), такта (доска), быяла (стекло), бакта (шерсть - линька), hике (нары), шишмэ (родник, ручей).

4) Древние тюрки.

В VI - VII веках из степей Центральной Азии постепенно передвигались на запад новые орды кочевников. Тюрки создали огромную империю от Тихого океана на востоке до северного Кавказа на западе, от лесостепных районов Сибири на севере до границ Китая и Средней Азии на юге. В 558 году Южный Урал уже находился в составе государства тюрков.

Верховным божеством у тюрков было Солнце (по другим версиям - небо) Его называли Тенгре. Тенгре были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества. Огонь, как считали древние тюрки, очищал человека от всех грехов и дурных мыслей. Вокруг ханской юрты и днем, и ночью горели костры. Никто не смел приблизиться к хану, пока не проходил через огненный коридор.
Тюрки оставили глубокий след в истории народов Южного Урала. Под их влиянием образовывались новые племенные союзы, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни.

5) Во второй половине IX века через степи Южного Приуралья и Заволжья проходит новая волна тюркоязычных кочевников - печенегов. Они были вытеснены из Средней Азии и Приаралья потерпев поражение в войнах за обладание оазисами Сырдарьи и Северного Приаралья. В конце IX века печенеги и родственные им племена становятся фактическими хозяевами степей Восточной Европы. В состав печенегов, обитавших в степях Заволжья и Южного Приуралья входили и башкирские племена. Являясь органической частью заволжских печенегов башкиры IX - XI веков ни своим образом жизни, ни культурой, по-видимому, не отличались от печенегов.

Половцы - это тюрки-кочевники, которые появились в середине XI века в степях Урала и Волги. Сами половцы называли себя кыпчаками. Они подступили к границам Руси. Со временем их господства степь стала называтся Дешти-Кыпчак, Половецкая степь. Об временах господства половцев ваяния - каменные “бабы”, стоящие на степных курганах. Хотя эти статуи называются “бабами”, среди них преобладают изображения воинов-героев - родоначальников половецких племён.
Половцы выступили как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья. Половцы были как союзниками, так и врагами русских племён. Многие из половцев стали родственниками русских князей. Так, Андрей Боголюб-ский был сыном половчанки, дочери хана Аепы. Князь Игорь, герой “Слова о полку Игореве”, до своего похода 1185 года на половцев сам приглашал половцев принять участие в военных набегах на Русь.
В XIII - XIV веках территория Приуралья и Зауралья была заселена кыпчаками. Они вступали в родственные связи с другими племенами населявшими этот район.

6) Чингисхан был сыном вождя небольшого монгольского племени. В восемь лет он остался сиротой. Когда отец Чингисхана увидел на ладони младенца большое родимое пятно, он посчитал это признаком того, что сын станет великим воином.
Настоящее имя Чингисхана - Темучин. Его заслугой было то, что он объединил в один межплеменной союз мало связанные друг с другом кочевые племена. Всю свою жизнь он посвятил созданию империи. Война была орудием этого строительства. Пеших воинов в войске монголов не было: каждый имел двух коней, одного для себя, другого - для поклажи. Жили, кормясь за счёт покорённого населения.

Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада. Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя.
Войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и захватили вскоре весь Китай. В 1215 году был захвачен Пекин и весь Китай стал частью великой монгольской империи.
В 20-х годахXIII века Чингисхан со своей ордой подошёл к окраинным городам Руси. Хотя русские города были хорошо укреплены, они не могли сдержать натиска монголов. Победив объединённые силы русских и половецких князей в 1223 году в битве на Калке, монгольское войско опустошило территорию между Доном и Днепром к северу от Азовского моря.

В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана. Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота. Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая. Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX - XII веков.
Но широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде “Последний из Сартаево рода”, повествующей о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, весь свой род, но до конца остался непокоренным.

Башкиры – народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана). Численность б ашкир в России составляет 1 миллион 584 тысяч 554 человек. Из них в Башкирии проживает 1 172 287 человек. Живут Башкиры также в Челябинской, Оренбургской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях и пермском крае. Кроме того, 17263 башкира проживает в Казахстане, 3703 - в Узбекистане, 1111 - в Киргизии и 112 в Эстонии.

Говорят Башкиры на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи; диалекты: южный, восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространены русский, татарский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие Башкиры – мусульмане-сунниты.
Большинство башкир, у отличие от окружающего их населения, является потомками палеоевропейского населения Западной Европы: частота гаплогруппы R1b варьируется в значительных пределах и составляет, в среднем, 47,6 %. Предполагают, что носителями этой гаплогруппы были хазары, хотя другие данные говорят о том, что хазары носили гаплогруппу G.

Доля гаплогруппы R1a среди Башкир составляет 26,5% , а финно-угорской N1c - 17 %.

Монголоидность у башкир выражена больше, чем у татар , но меньше, чем у казахов .
В формировании Башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами; здесь их в 9 веке фиксируют письменные источники. С конца 9 – начала 10 века жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах.
Ещё в Сибири, Саяно-Алтайском нагорье и Центральной Азии древнебашкирские племена испытали некоторое влияние тунгусо-маньчжуров и монголов. Расселяясь на Южном Урале, Башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население. Здесь они, по-видимому, вступили в контакт с некоторыми древнемадьярскими племенами.
В 10 – начале 13 века Башкиры были под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии, соседствовали с кипчаками-половцами. В 1236 Башкир были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде.

В 14 веке Башкирская знать приняла ислам. В период монголо-татарского владычества в состав Башкир влились некоторые болгарские, кыпчакские и монгольские племена. После падения Казани в 1552 году Башкиры приняли русское подданство, сохранив за собой право иметь вооружённые формирования. Достоверно известно об участии башкирских конных полков в сражениях на стороне России со времён Ливонской войны Башкиры оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии.

В 17 и особенно 18 веке Башкиры многократно поднимали восстания. В 1773-1775 сопротивление Башкир было сломлено, однако были сохранены вотчинные права Башкир на земли; в 1789 в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России.

По указу от 10 апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие, приравненное к казакам, и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России. Башкирия была разделена на 12 кантонов, которые выставляли на военную службу определенное число воинов со всем снаряжением. К 1825 году в Башкиро-Мещерякском Войске состояла свыше 345 493 населения обоего пола и на действительной службе находилось из них около 12 тысяч Башкир . В 1865 году кантонная система была отменена, и башкир приравняли к сельским жителям и подчинили общим губернским и уездным учреждениям.
После Февральской революции 1917 Башкиры вступили в активную борьбу за создание своей государственности. В 1919 образовалась Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика.
В результате 1-й мировой и гражданской войн, засухи и голода 1921-22 численность Башкир сократилась почти вдвое; к концу 1926 она составила 714 тыс. человек. Отрицательно сказались на численности Башкир и большие потери в Великой Отечественной войне 1941-45, а также ассимиляция Башкир татарами. Дореволюционная численность Башкир была достигнута лишь к 1989. Происходит миграция Башкир за пределы республики. Доля Башкир, живущих вне Башкирии, в 1926 составляла 18%, в 1959 – 25,4%, в 1989 – 40,4%.
Существенные изменения произошли, особенно в послевоенные десятилетия, в социально-демографической структуре Башкир. Удельный вес горожан среди Башкир составил к 1989 42,3% (1,8% в 1926 и 5,8% в 1939). Урбанизация сопровождается ростом численности рабочих, инженерно-технических работников, творческой интеллигенции, усилением культурного взаимодействия с другими народами, увеличением доли межнациональных браков. В последние годы наблюдается активизация национального самосознания Башкир. В октябре 1990 Верховный совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской АССР. В феврале 1992 была провозглашена Республика Башкортостан.


Традиционный тип хозяйства Башкир – полукочевое скотоводство (главным образом лошади, а также овцы, крупный рогатый скот, в южном и восточном районах верблюды). Занимались также охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений. Существовало земледелие (просо, ячмень, полба, пшеница, конопля). Земледельческие орудия – деревянный плуг (сабан) на колёсах, позднее соха (хука), рамная борона (тырма).
С 17 века полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В северо-западных районах уже в 18 веке земледелие становится основным занятием населения, но на юге и Востоке кочевание сохранилось местами до начала 20 века. Однако и здесь к этому времени переход к комплексному земледельческому хозяйству был завершён. Переложная и подсечная системы постепенно уступают место залежно-паровой и трёхпольной, увеличиваются, особенно в северных районах, посевы озимой ржи, а из технических культур – льна. Появляется огородничество. В конце 19 – начале 20 века входят в обиход заводские плуги и первые сельскохозяйственные машины.
Были развиты домашняя обработка животного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения.
В 1-й половине 18 века началась промышленная эксплуатация рудных месторождений края; к концу 18 века Урал стал основным центром металлургии. Однако Башкиры были заняты в основном на подсобных и сезонных работах.
В советский период в Башкирии создана многоотраслевая промышленность. Сельское хозяйство комплексное, земледельческо-животноводческое: на юго-востоке и в Зауралье сохраняет значение коневодство. Развито пчеловодство.
После присоединения к Русскому государству социальная структура Башкир определялась переплетением товарно-денежных отношений с пережитками патриархально-родового быта. На основе родо-племенного деления (было около 40 племён и племенных групп: бурзян, усерган, тамьян, юрматы, табын, кыпчак, катай, минг, елан, еней, буляр, салйут и др., многие из которых представляли собой осколки древних племенных и этнополитических объединений степей Евразии) были образованы волости. Волости, крупные по размерам, обладали некоторыми атрибутами политической организации; делились на родовые подразделения, объединявшие группы родственных семей (аймак, тюба, ара), унаследовавшие от родовой общины обычаи экзогамии, взаимопомощи и др. Во главе волости стоял наследственный (после 1736 выборный) старшина (бий). В делах волостей и аймаков ведущую роль играли тарханы (сословие, освобождённое от податей), батыры, духовенство; отдельным семьям жаловалось дворянство. В 1798-1865 существовала полувоенная кантонная система управления, Башкиры были превращены в военно-служилое сословие, среди них выделились кантонные начальники и офицерские чины.
У древних Башкир существовала большесемейная община. В 16-19 веках параллельно существовали и большие и малые семьи, последние постепенно утверждались как преобладающие. В наследовании семейного имущества в основном придерживались миноратного принципа. Среди богатых Башкир бытовало многожёнство. В брачных отношениях сохранялись обычаи левирата, обручения малолетних детей. Браки совершались по сватовству, но имело место и умыкание невест (что освобождало от уплаты калыма), иногда по взаимной договорённости.

Традиционный тип поселения – аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимние, весенние, летние, осенние. Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников. Первоначально было распространено кучевое расположение жилищ; близкие родственники селились компактно, нередко за общей оградой. В 18-19 веках стала преобладать уличная планировка, каждая родственная группа образовывала отдельные "концы" или улицы и кварталы.
Традиционное жилище Башкир – войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне – срубные избы с сенями, дома со связью (изба – сени – изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. На строительную технику Башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья. Современные сельские жилища Башкиры строят из брёвен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.
Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин – чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий – шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда – распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения – различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.


Мужская одежда – рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы – тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье – и лапти.
Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы. Традиционные блюда – мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога, сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Популярна лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб (лепёшки) употребляли пресный, в 18-19 веках распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель, овощи. Напитки слабоалкогольные: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зёрен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из мёда и сахара); пили также разбавленное кислое молоко – айран.


В свадебной обрядности выделяются обычаи прятания невесты, в день свадебного пира (туй) в доме невесты устраивали состязания в борьбе, конные скачки. Существовал обычай избегания невесткой свёкра. Семейный быт Башкир строился на почитании старших. Ныне, особенно в городах, семейная обрядность упростилась. В последние годы наблюдается некоторое оживление мусульманской обрядности.
Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилёта грачей устраивали каргатуй ("грачиный праздник"). Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга (сабантуй, hабантуй), включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом. Праздник сопровождался молениями на местном кладбище. В середине лета проходил джиин (йыйын), праздник, общий для нескольких деревень, а в более далёкие времена – волости, племени. Летом же происходят девичьи игры на лоне природы, обряд "кукушкин чай", в котором участвуют одни женщины. В засушливое время проводился обряд вызывания дождя с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой.
Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос ("Урал-батыр", "Акбузат", "Идукай и Мурадым", "Кусяк-би", "Урдас-би с тысячью колчанов", "Алпамыша", "Кузый-курпяс и Маянхылу", "Заятуляк и Хыухылу"). Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими, бытовыми сказками, сказками о животных.
Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие ("Кукушка", "Вороной иноходец", "Баик", "Перовский") имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.
Традиционные музыкальные инструменты – курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный – в виде продолговатой пластины и металлический – в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз.
Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов. Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты. Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.

В Российской Федерации сегодня живут люди самых разных национальностей. У каждой из них имеются свои традиции и обычаи. Один из наиболее многочисленных народов – башкиры. Народ обладает богатой многовековой историей и имеет свои традиции и обычаи. Чтобы поближе познакомиться с национальностью и начать лучше понимать ее представителей, нужно ознакомиться с актуальной информацией по теме.

Немного о Башкортостане

Памятник Салавату Юлаеву

Наиболее многочисленные из народов имеют свои субъекты, входящие в состав России. Так, в ПФО расположилась республика Башкортостан. Она относится к Уральскому экономическому району. На границе с субъектом находятся:

  • области: Свердловская, Челябинская и Оренбургская,
  • края: Пермский,
  • республики Удмуртия и Татарстан.

В качестве столицы Башкортостана был выбран город Уфа. Субъект была выделен в составе России по национальному признаку, получив такое право первой среди подобных автономий. Это произошло в 1917 году.

Основное население Башкортостана – башкиры. Для них данная республика – основное место проживания в РФ. Однако представителей национальность можно встретить и в других уголках России и даже за ее пределами.

Кто такие башкиры?

На сегодняшний день в России проживает больше 1,5 млн. этнических башкир. Народ имеет свой язык и письменность, которая до 20 в. базировалась на основе арабских символов. Однако во времена СССР письменность сначала была переведена в латиницу, а затем и в кириллицу.

Фактором, который позволяет представителям национальности сохранить общность, выступает религия. Преобладающее число башкир является мусульманами–суитами.

Окунемся в прошлое

Башкиры – очень древний народ. Современные ученые утверждают, что первых представителей национальности описывали еще Геродот и Птолемей. В исторических записях народ называют аргиппеями. Если верить рукописям, представители национальности одевались, как скифы, однако имели собственное наречие.

Летописцы Китая по-другому интерпретируют башкир. Ученые прошлого причисляли представителей национальности к племени гуннов. В «Книге Суй», которая была создана в 7 столетии, упоминаются 2 народа, которых современные специалисты интерпретируют, как башкир и волжских булгар.

Путешественники из арабских государств, перемещавшиеся по свету во времена Средневековья, позволили внести в историю народа больше ясности. Так, примерно в 840 году Саллам ат-Тарджуман приехал на родину представителей национальности и подробно описал их быт и обычаи. Согласно его характеристике, башкиры – это народ, который обитал по обоим склонам Уральских гор. Его представители проживали между 4 разными реками, среди которых присутствовала и Волга.

Представители национальности отличались свободолюбием и независимостью. Они занимались скотоводством, но при этом вели полукочевой образ жизни. Башкирам прошлого была присуща воинственность.

В древности представители национальности исповедовали анимизм. В их религии присутствовало 12 богов, главным из которых являлся Дух Неба. В древних верованиях имелись и элементы тотемизма и шаманизма.

Перемещение к Дунаю

Постепенно хороших пастбищ для скота стало не хватать, и представители разных народов стали покидать привычные места, отправляясь в путь в поисках лучших мест для жизни. Не минула такая участь и башкир. В 9 веке они покинули привычные места. Первоначально народ остановился между Днепром и Дунаем и даже образовал здесь страну, которая получила название Леведия.


Однако много времени башкиры на одном месте не провели. В начале 10 в. народ начал продвижение на запад. Кочевые племена возглавил Арпад. Не обошлось и без завоеваний. Преодолев Карпаты, кочевники сумели захватить Паннонию и основали Венгрию. Однако долго действовать совместно представители разных племен не могли. Они разделились и начали жить по разным берегам Дуная.

В результате исхода изменилась и вера башкир. Народ исламизировался еще в Приуралье. Его вера постепенно окончательно сменилась единобожием. В древних хрониках говорилось, что башкиры-мусульмане разместились на юге королевства Венгрия. Главным городом для представителей национальности в то время был Керат.
Однако в Европе всегда преобладало христианство. По этой причине ислам не мог так просуществовать долго. Со временем многие кочевники, прибывшие сюда и проживающие в области, изменили веру и стали христианстианами. В 14 в. в Венгрии представителей мусульманства не осталось.

Вера до исхода с Урала: Тенгрианство

Чтобы лучше понимать представителей национальности, стоит уделить внимание религии. Она носила название Тенги, которое получила в честь Отца всего сущего и верховного бога неба. Согласно представлению предков современных жителей Башкортостана, Вселенная делилась на 3 зоны:

  • земля,
  • все, что находится над землей,
  • все, что находится под землей.

Каждая из зон имела явную и невидимую части. На высшем небесном ярусе располагался Тенгри-хан. Кочевники в то время не знали об устройстве управления государством. Однако четкое представление о вертикали власти у них уже имелось. Остальным богам представители национальности причисляли власть над природой и ее стихиями. Все боги подчинялись верховному божеству.

Предки башкирского народа верили, что душа способна воскреснуть. Они не сомневались в том, что придет день, когда они вновь возродятся в теле и продолжат свой путь дальше в соответствии с привычными устоями.

Как произошло соединение с мусульманской верой?

В 10 в. на территории, на которых проживал народ, стали приходить миссионеры, проповедовавшие ислам. Кочевники вступили в новую веру без яростных протестов и отторжения у простого народа. Башкиры не противились учению из-за того, что их первоначальная вера совпадает с понятиями о едином Боге. Тенгри стал ассоциироваться у народа с Аллахом.

Однако башкиры еще долгое время продолжали чтить «нижних богов», которые отвечали за природные явления. Прошлое народа оставило след и на современности. Сегодня в пословицах и обычаях можно найти много связей с изначальным верованием.

Особенности принятия башкирским народом ислама

Первые захоронения мусульман, которые были обнаружены на территории современной Башкирии, датируются 8 в. Однако специалисты утверждают, что усопшие не были уроженцами местности. Об этом свидетельствуют предметы, которые был найдены вместе с останками.

Обращение башкир в мусульманство начало происходить в 10 в. В этот период большое влияние оказали миссионеры братств, носивших название Накшбандийа и Ясавийа. Они пришли в земли башкир из Средней Азии. Большинство выходцев было из Бухары. Благодаря действиям миссионеров было предопределено то, какую религию представители национальности исповедуют на сегодняшний день.

Большинство башкир приняло ислам в 14 в. Вероисповедание остается основным среди представителей национальности и на сегодняшний день.

Процесс соединения с РФ

Вхождение Башкирии в состав Московского царства произошло, когда Казанское Ханство было повержено. Точный момент датируется 1552 г.. Однако местные старейшины не подчинились окончательно. Они сумели договориться и получили возможность сохранить некую автономию. Ее наличие позволило башкирам продолжить жить по своим укладам. Так, представители национальности сохранили веру и свои земли. Но окончательную самостоятельность сохранить не получилось. Так, башкирская конница принимала участие в сражениях с Ливонским орденом в составе русской армии.

Когда Башкирия официально стала частью России, на территорию автономии начали проникать культы. Государство стремилось взять верующих под свой контроль. По этой причине в 1782 году в нынешней столице республики был утвержден муфриат.
Засилье, наступившее в духовной жизни представителей народа, привело к расколу верующих, который произошел в 19 веке. Мусульмане Башкирии разделились на:

  • традиционное крыло,
  • реформаторское крыло,
  • ишанизм.

Единство было утеряно.

Какую веру исповедуют современные башкиры?


Мечеть в Кантюковке

Башкиры – воинственный народ. Представители национальности никак не могли смириться с захватом. По этой причине с 17 в. в крае начинают проводиться восстания. Больше всего протестов приходится на 18 в. Попытки вернуть прежнюю свободу сурово подавляли.

Однако народ объединяла религия. Он сумел отстоять права и сохранить имевшиеся традиции. Представители национальности и дальше продолжили исповедовать выбранную веру.

Сегодня Башкортостан стал центром для всех людей, исповедующих мусульманскую веру проживающих в России. В субъекте функционируют больше 300 мечетей и присутствуют другие религиозные организации.

Что говорится в культурологи о вероисповедании?

Примечательно, что и верования, которые присутствовали до принятия ислама, до настоящего времени сохранились у башкир. Если ознакомиться с обрядами представителей национальности, можно явственно проследить проявление синкретизма. Тенгри, в которого когда-то верили древние предки, в сознании народа стал Аллахом.

Идолы же превратились в духов

Примером синкретизма в религии башкир могут служить обереги. Их изготавливаются из зубов и когтей животных, однако нередко дополняют изречениями из Корана, написанными на бересте.

Кроме того, народ отмечает граничный праздник Каргатуй. Он сохранил в себе явственные следы культуры предков. Немало традиций, свидетельствующих о том, что в прошлом башкиры исповедовали язычество, соблюдается и во время других событий, происходящих в жизни человека.

Какие еще религии присутствуют в Башкортостане?


Мечеть Ляля Тюльпан

Несмотря на то, что республика получила свое название благодаря преобладающему народу, проживающему на ее территории, этнические башкиры составляют только четверть от общего количества населения, живущего на ее территории. По этой причине в субъекте РФ присутствуют и другие верования, которые исповедуют иные народности. На территории республики проживают представители следующих религий:

  • православие, пришедшее в субъект с русскими переселенцами,
  • старообрядчество,
  • католичество,
  • иудаизм,
  • иные религии.

Такому разнообразию способствовало многонациональное население республики. Ее коренные жители очень толерантно относятся к иным вероисповеданиям, при этом продолжая чтить свои традиции. Терпимость позволяет представителям разных национальностей мирно сосуществовать друг с другом, создавая неповторимый колорит Башкирии.

Материал подготовил : обществовед, кандидат исторических наук Мостакович Олег Сергеевич

Башкиры - древний народ, проживающий на юге Урала уже не менее 12 веков. Их история чрезвычайно интересна, и удивительно то, что, несмотря на окружение сильными соседями, башкиры сохранили свою уникальность и традиции до сих пор, хотя, конечно, этническая ассимиляция делает свое дело. Численность населения Башкирии на 2016 год составляет около 4 миллионов человек. Не все жители региона являются носителями языка и древней культуры, но дух этноса здесь сохраняется.

Географическое положение

Башкортостан находится на границе Европы и Азии. Территория республики составляет чуть более 143 тысяч кв. км и охватывает часть Восточно-Европейской равнины, горной системы Южного Урала и возвышенности Зауралья. Столица региона - Уфа - является самым крупным населенным пунктом республики, остальные по численности населения и размерам территории сильно уступают ей.

Рельеф Башкортостана чрезвычайно разнообразный. Самая высокая точка региона - хребет Зигальга (1427 м). Равнины и возвышенности хорошо подходят для ведения сельского хозяйства, поэтому население Башкирии издавна занимается скотоводством и растениеводством. Республика богата водными ресурсами, здесь размещаются бассейны таких рек, как Волга, Урал и Обь. По территории Башкирии протекает 12 тысяч рек разного размера, здесь размещается 2700 озер, преимущественно родникового происхождения. Также здесь создано 440 искусственных водоемов.

Регион располагает большими запасами полезных ископаемых. Так, здесь обнаружены месторождения нефти, золота, железной руды, меди, природного газа, цинка. Башкирия находится в зоне умеренного пояса, на ее территории немало смешанных лесов, лесостепей и степей. Здесь выделены три крупных заповедника и несколько природных заказников. Башкортостан граничит с такими субъектами Федерации, как Свердловская, Челябинская и Оренбургская области, с Удмуртией и Татарстаном.

История башкирского народа

Первые люди на территории современной Башкирии жили еще 50-40 тысяч лет назад. Археологи нашли следы древних стоянок в пещере Иманай. В эпоху палеолита, мезолита и неолита здесь проживали племена охотников и собирателей, они осваивали местные территории, приручали животных, оставляли рисунки на стенах пещер. Гены этих первых поселенцев стали базой для формирования башкирской народности.

Первые упоминания о башкирах можно прочесть трудах арабских географов. Они рассказывают, что в 9-11-м веках по обеим сторонам Уральских гор проживал народ по имени «башкорт». В 10-12-м веках башкиры входили в состав государства С начала 13-го века они яростно воевали с монголами, которые хотели захватить их земли. В итоге был заключен договор о партнерстве, и на протяжении 13-14 веков башкирский народ входит в состав Золотой Орды на особых условиях. Башкиры не были народом, обложенным данью. Они сохраняли собственное социальное устройство и находились у кагана на военной службе. После распада Золотой Орды башкиры входили в состав Казанской и Сибирской Орды.

В 16-м веке началось сильное давление на самостоятельность башкир со стороны Русского царства. В 1550-х годах Иван Грозный призвал народ добровольно войти в состав его государства. Долго велись переговоры, и в 1556 году был заключен договор о вхождении башкир в Российское царство на особых условиях. Народ сохранял свои права на религию, администрацию, войско, но платил русскому царю налог, за это получая помощь в отражении внешней агрессии.

До 17-го века условия договора соблюдались, но с приходом к власти Романовых начались поползновения на суверенные права башкир. Это привело к целой серии восстаний 17-18-го веков. Народ понес огромные потери в борьбе за свои права и самостоятельность, но смог отстоять свою автономию в составе Российской империи, хотя все-таки на определенные уступки пойти пришлось.

В 18-19-м веках Башкирия не раз подвергалась административному реформированию, но в целом сохраняла за собой право на проживание в исторических границах. Население Башкирии на протяжении всей своей истории было отличными воинами. Башкиры активно участвовали во всех сражениях, которые вела Россия: в войне 1812 года, Первой и Второй мировых войнах. Потери народа были велики, но и победы славны. Среди башкир немало настоящих героев-воинов.

Во времена переворота 1917 года Башкирия сначала была на стороне сопротивления Красной армии, была создана Башкирская армия, которая отстаивала идею независимости этого народа. Однако по ряду причин в 1919 году Башкирское правительство перешло под управление советской власти. В рамках Советского Союза Башкирия хотела образовать союзную республику. Но Сталин заявил, что Татарстан и Башкортостан не могут быть союзными республиками, так как являются российскими анклавами, поэтому была создана Башкирская автономная республика.

В советские времена региону пришлось пережить трудности и процессы, характерные для всего СССР. Здесь прошли коллективизация и индустриализация. В годы войны в Башкирию было эвакуировано немало промышленных и иных предприятий, которые составили основу послевоенной индустриализации и восстановления. В годы перестройки, в 1992 году, была провозглашена Республика Башкортостан со своей Конституцией. Сегодня Башкирия активно занимается возрождением национальной идентичности и исконных традиций.

Общая численность населения Башкирии. Динамика показателей

Первая Башкирии была проведена в 1926 году, тогда на территории республики проживало 2 миллиона 665 тысяч человек. Позже оценки численности жителей региона проводились с разной периодичностью, и только с конца 20-го века такие данные стали собираться ежегодно.

До начала 21-го века динамика численности была положительной. Самый большой прирост количества жителей пришелся на начало 50-х годов. В остальные периоды регион стабильно увеличивался в среднем на 100 тысяч человек. Небольшое замедление прироста было зафиксировано в начале 90-х годов.

И только с 2001 года обнаружилась отрицательная Ежегодно количество жителей сокращалось на несколько тысяч человек. К концу 2000-х годов ситуация немного исправилась, но в 2010 году вновь число жителей начало уменьшаться.

Сегодня население в Башкирии (2016 год) стабилизировалось, численность составляет 4 миллиона 41 тысячу человек. Пока демографические и экономические показатели не позволяют рассчитывать на улучшение ситуации. Но руководство Башкортостана ставит своей первоочередной задачей снижение смертности и повышение рождаемости в регионе, что должно положительно сказаться на численности его жителей.

Административное деление Башкортостана

Начиная с середины 16-го века Башкирия как часть Российской империи объединялась вокруг Уфы. Сначала это был Уфимский уезд, потом Уфимская провинция и Уфимская губерния. В советские времена регион пережил несколько территориально-административных реформ, связанных то с укрупнением, то с дроблением на районы. В 2009 году было принято сегодняшнее деление Башкортостана на территориальные единицы. Согласно республиканскому законодательству в регионе выделены 54 района, 21 город, из них 8 - республиканского подчинения, 4532 сельских населенных пункта. Сегодня население городов Башкирии постепенно растет преимущественно за счет внутренней миграции.

Распределение населения

Россия - преимущественно аграрная страна, около 51 % числа россиян живут в сельских поселениях. Если оценивать население городов Башкирии (2016 год), то можно увидеть, что в них проживает около 48 % населения, т. е. 1,9 миллиона человек из общего числа в 4 миллиона. То есть регион укладывается в общероссийскую тенденцию. Список городов Башкирии по численности населения выглядит следующим образом: самый крупный населенный пункт - это Уфа (1 млн 112 тысяч человек), остальные поселения значительно меньше по размеру, в пятерку лидеров также входят Стерлитамак (279 тысяч человек), Салават (154 тысячи), Нефтекамск (137 тысяч) и Октябрьский (114 тысяч). Прочие города относятся к числу малых, их численность не превышает 70 тысяч человек.

Возрастно-половой состав населения Башкирии

Общероссийский показатель соотношения женщин и мужчин составляет примерно 1,1. Причем в раннем возрасте количество мальчиков превосходит число девочек, но с возрастом картина меняется на противоположную. Рассматривая население Башкирии, можно увидеть, что данная тенденция здесь сохраняется. В среднем на каждую тысячу мужчин приходится 1139 женщин.

Распределение населения по возрастам в Республике Башкирия выглядит следующим образом: моложе трудоспособного - 750 тысяч человек, старше трудоспособного - 830 тысяч человек, трудоспособного возраста - 2,4 миллиона человек. Таким образом, на 1000 человек трудоспособного возраста приходится около 600 человек молодого и пожилого возраста. В среднем это соответствует общероссийским тенденциям. Половозрастная модель Башкирии позволяет отнести регион к стареющему типу, что говорит о будущем усложнении демографической и экономической ситуации в регионе.

Национальный состав населения

С 1926 года ведется наблюдение за национальным составом жителей Башкирской республики. За это время выявлены следующие тенденции: количество русского населения постепенно уменьшается, с 39,95 % до 35,1 %. А количество башкир увеличивается, с 23,48 % до 29 %. И этническое башкирское население Башкирии на 2016 год составляет 1,2 миллиона человек. Остальные национальные группы представлены такими цифрами: татары - 24 %, чуваши - 2,6 %, марийцы - 2,5 %. Другие национальности представлены группами менее 1 % от общего числа населения.

В регионе есть большая проблема по сохранению малых народов. Так, популяция кряшенов за последние 100 лет выросла, мишари находятся на грани исчезновения, а тептяри совсем исчезли. Поэтому руководство региона старается создать специальные условия для сохранения оставшихся малых субэтносов.

Язык и вероисповедание

В национальных регионах всегда стоит проблема сохранения религии и языка, не исключение и Башкирия. Вероисповедание населения - важная часть национальной идентичности. Для башкир исконной верой является ислам суннитского толка. В советские времена религия была под негласным запретом, хотя внутрисемейный уклад часто все-таки строился по мусульманским традициям. В постперестроечные времена в Башкирии начинается возрождение религиозных обычаев. За 20 лет в регионе было открыто более 1000 мечетей (в советское время их было всего 15), около 200 православных храмов и несколько культовых заведений других конфессий. И все же доминирующей религией региона остается мусульманство, этой религии принадлежит около 70 % всех церквей республики.

Язык - важная часть национального самосознания. В Башкирии в советское время не было специальной языковой политики. Поэтому часть населения начала утрачивать родную речь. С 1989 года в республике ведется специальная работа по возрождению национального языка. Введено обучение в школе на родном языке (башкирском, татарском). Сегодня 95 % населения владеют русским языком, 27 % владеют башкирским, 35 % - татарским.

Экономика региона

Башкортостан - один из наиболее стабильных в экономическом плане регионов России. Недра Башкирии богаты полезными ископаемыми, так, республика занимает 9-е место в стране по добыче нефти и 1-е - по ее переработке. Экономика региона хорошо диверсифицирована и поэтому хорошо преодолевает сложности кризисных времен. Несколько отраслей промышленности обеспечивают стабильность развития республики, это:

Нефтехимическая отрасль, представленная крупными комбинатами: «Башнефть», Стерлитамакский нефтехимзавод, Башкирская содовая компания;

Машиностроение и металлургия, в том числе Троллейбусный завод, Нефтемаш, Кумертауское авиапредприятие, предприятие по производству вездеходов «Витязь», Нефтекамский автозавод;

Энергетическая промышленность;

Обрабатывающая отрасль.

Большое значение для экономики региона имеет сельское хозяйство, башкирские крестьяне успешно занимаются животноводством и выращиванием растений.

В регионе хорошо развиты торговля и сфера сервиса, на которых отрицательно сказывается снижение доходов населения (2016) в Башкирии, но все же ситуация в республике много лучше, чем в дотационных областях страны.

Занятость населения

В целом население Башкирии находится в более хороших экономических условиях, чем жители многих других регионов. Однако в 2016 году здесь зафиксирован рост безработицы, за полгода показатель вырос на 11 % по сравнению с прошлым годом. Также замечаются снижение торговли и потребления услуг, сокращение зарплат и реальных доходов населения. Все это приводит к очередному витку безработицы. В первую очередь под удар попадают молодые специалисты и выпускники вузов без опыта работы. Это приводит к тому, что начинается отток молодежи и квалифицированных сотрудников из региона.

Инфраструктура региона

Для любого региона важна которая позволяет жителям испытывать удовлетворение от проживания в том или ином месте. Население Башкирии на 2016 год достаточно высоко оценивает условия жизни в своем регионе. В Башкортостане много сил и средств вкладывается в ремонт и строительство дорог, мостов, учреждений здравоохранения. В республике развивается транспортная и туристическая инфраструктура. Однако, безусловно, есть и проблемы, в частности с обеспеченностью населения учреждениями образования и культуры. Регион имеет явные трудности с экологией, многочисленные производственные предприятия негативно влияют на чистоту воды и воздуха в районе крупных городов. Однако городская инфраструктура значительно лучше развита, чем сельская, что приводит к оттоку сельского населения в города.

Демографические характеристики населения

По демографическим показателям Башкортостан выгодно отличается от многих регионов страны. Так, рождаемость в республике немного, но растет последние 10 лет (исключением стал только 2011 год, когда произошло снижение на 0,3 %). Но, к сожалению, и смертность тоже растет в последние годы, хотя меньшими темпами, чем рождаемость. Поэтому численность населения Башкирии показывает небольшой естественный прирост, что нехарактерно для страны в целом.

Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости, гордость, упрямство в отстаивании своих интересов.

При этом, в Башкирии всегда тепло встречали переселенцев, фактически бесплатно предоставляли им землю, не навязывали своих обычаев и верований. Неудивительно, что современные башкиры – очень дружелюбный и гостеприимный народ. Им полностью чужда нетерпимость к представителям других наций.

Древние законы гостеприимства до сих пор чтут и уважают в Башкортостане. К приходу гостей, даже незваных, накрывают богатый стол, а уезжающих – одаривают подарками. Необычна традиция преподносить богатые дары грудному ребенку гостей – считается, что его необходимо задобрить, ведь малыш, в отличии от своих старших родственников, ничего не может съесть в доме хозяина, а значит, может его проклясть.

Традиции и обычаи

В современной Башкирии большое значение уделяется традиционному укладу, все национальные праздники празднуются в масштабе республики. А в древности обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны.

Традиционные свадебные обряды башкир - сложные и красивые. За невесту жених выплачивал большой калым. Правда, у экономных всегда был выход: умыкнуть свою ненаглядную. В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой (сыргатуй) проводилась в нежном возрасте 5-12 лет. Позже поиски невесты стали начинаться только при достижении мальчиком половозрелого возраста.

Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов. Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьба и, конечно, пир. Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром – это было знаком покорности и уважения. При этом этнографы отмечают очень бережное отношение к женщине в башкирской семье.

Если муж поднимал руку на жену или не обеспечивал ее, то дело могло закончиться разводом.

Развод был возможен и в случае измены женщины – в Башкирии строго относились к женскому целомудрию.

Особое отношение у башкир было к рождению ребенка. Так, беременная женщина на время становилась почти "царицей": по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства. Башкирская семья всегда строилась на традиционных ценностях: почитание старших, любовь к детям, духовное развитие и правильное воспитание детей.

В башкирской общине огромным уважением пользовались аксакалы, старейшины, хранители знаний. И сейчас настоящий башкир никогда не скажет грубого слова старику или пожилой женщине.

Культура и праздники

Культурное наследие башкирского народа невероятно богато. Героические эпосы ("Урал-батыр", "Акбузат", "Алпамыша" и другие) заставляют погрузиться в воинственное прошлое этого народа. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных.

Башкиры очень любили песню и музыку – в копилке народа есть обрядовые, эпические, сатирические, бытовые песни. Кажется, что ни одна минута жизни древнего башкира не проходила без песни! Любили башкиры и танцевать, при этом многие танцы носят сложный, повествовательный характер, превращаясь то ли в пантомиму, то ли в театральное действо.

Основные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй (грачиный праздник, день прилета грачей), майдан (майский праздник), сабантуй (день плуга, окончание посевных работ), который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом. Летом проходил джиин – праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. У женщин был свой праздничный день – обряд "кукушкин чай", к участию в котором мужчины не допускались. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой.


Скачки всегда были важным элементом празднеств. Ведь башкиры – умелые наездники, в деревнях мальчиков учили верховой езде с раннего возраста. Раньше говорили, что башкиры рождались и умирали в седле, и действительно – большая часть их жизни проходила верхом. Женщины не менее хорошо держались на лошади и при необходимости могли проскакать несколько дней. Они не закрывали лицо, в отличие от других исламских женщин, обладали правом голоса. Пожилые башкирки имели такое же влияние в общине, как и старейшины-аксакалы.

В обрядах и празднованиях наблюдается переплетение мусульманской культуры с древними языческими верованиями, прослеживается почитание сил природы.

Интересные факты о башкирах

Башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков.

Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев.

Любимое блюдо башкир – бешбармак (блюдо из мяса и теста), а любимый напиток – кумыс.

В Башкирии принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно.

Башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято "башкирское братство" – забота каждого о благоденствии своего рода.

Еще несколько десятилетий назад, задолго до официального запрета мата в публичном пространстве, в башкирском языке отсутствовала ненормативная лексика. Историки связывают это как с нормами, запрещающими сквернословить в присутствии женщин, детей и старейшин, так и с убеждением, что бранные слова наносят вред говорящему. К сожалению, со временем под влиянием других культур эту уникальную и похвальную особенность башкиры потеряли.

Если написать название Уфа на башкирском языке, то оно будет выглядеть, как ӨФӨ. В народе ее называют "три шурупа" или "три таблетки". Эту стилизованную надпись часто можно встретить на улицах города.

Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами.

Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.

У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.

Загрузка...