aracs.ru

Асия Яновна Эсалнек Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. Эпическое и драматическое произведения

    Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

    Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления? 1

    Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

    Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М.Булгакова "Бег").

    Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

    Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

    Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.

    Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.

    Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

    Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

    Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

    действия персонажей (игру актеров);

    обстановку на сцене, костюмы и декорации;

    настроение и идею сцены или явления.

Смысл названия пьесы.

1. Художественный образ. Виды образности.

2. Роды и жанры литературы.

Худ.образ – есть конкретно – чувственная форма воспроизведения преображения действительности. Категория эстетики, характеризующая рез-т осмысления атвором (художником) какого-либо явл-я, процесса свойственными тому или иному виду иск-ва способами, объективированными в форме пр-ния как целого или его отд. фрагментов.

С точки зрения теории познания понятие - тоже образ. Однако есть разница м\ду худ. образом и понятием: Понятие выделяет в предмете общие, существенные черты, оно не индивидуально. Худ. образ же воспроизводит предмет в его целостности, образ индивидуален.

Существуют чувственно – образное и понятийно – логическое формы освоения мира. Различают образные представления как феномен сознания и собственные образы как чувственная воплощенность представлений (зрительная и слуховая).

Св-ва худ. образа.

1) Типичность . Несет в себе обобщение. Даже если образ эскизен, недоговорен – он несет в себе целостность. Собств. имена героев становятся нариц. из-за обобщающего смысла худ. образа. Творческая типизация – отбор определенных сторон жизненных явл-й и их подчеркивания, гиперболизации в худ. изображении. Гоголь «Нос», С-Щ. Два варианта описывания : а) писатель может описывать, создавая иллюзию правдоподобности б) вторичная условность – нарочитое разрушение правдоподобия, гротеск и фантастика.

2) Экспрессивность (выразительность): Изображение обычно превосходит рассуждение по силе эмоцион. оценки возд-я. Идейно-эмоцион. оценка автора -> деление героев на полжит, отрицат, противорег. (условно). Формы выражения авт. оценки: а) явные (Пушкин – Татьяна). б) неявные (Пушкин – Онегин). Оценку помогают выразить тропы, ст. фигуры. Созд-е собств. предметного мира.

3) Самодостаточность, образ жив сам по себе. Будучи воплощением общего, существенного в индивидуальном, худ. образ может порождать различные толк-я, интерпретации.

Многозначность худ. образа.

Образность иск-ва создает объективные предпосылки для споров о смысле пр-ния, для его различных интерпретаций, иногда полемичных авторских концепций. Авторы часто не желают определять идею своих произв-й -> споры. Тургенев «О и д».

Внутренние образы – медведь, окно .

Внутренняя форма слова – приращение смысла.

Для образа надо владеть ключом, литературным кодом.

Образ – облик, вид, способ (средство) с помощью которого литература осуществляет свою миссию (см. предыдущую лекцию).

В составе психологии и филологии образы – конкретные представления, т. е. отражение человеческим сознанием единичных предметов, фактов, событий, в их чувственно воспринимаемом обличии.

Они [образы] противопостоят абстрактным понятиям, которые фиксируют общие постоянные свойства реальности, игнорируют индивидуальные черты.

ИТОГ: существуют чувственно-образная и политийно-логическая форма освоения действительности.

Различают:

  1. образные представления, как феномен сознания;

    собственно «образы», как чувственная воплощенность представлений.

Различают образы:

    научно-иллюстративные ;

    фактографические ;

    информационно-журналистские , которые информируют о действительно имевших место фактах;

    художественные , создаются при активном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни, во имя ее оценочного осмысления.

Воображение художника не только психологический стимул его творчества, но и некая давность.

В воображении есть вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия в реальности.

В современной науке присутствует понятие знаковости.

Знак материальный предмет, выступающий, как представитель, заместитель другого предмета, свойства.

Определение художественного образа – их более 70!

Одна из точек зрения:

Художественный образ – конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности.

По характеру обобщенности художественные образы разделяют на:

    индивидуальные (самобытностью, неповторимостью. Встречаются у романтиков и писателей-фантастов);

    характерные (является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие тому времени);

    типические (высшая ступень образа характерного. Это наиболее вероятное, образцовое для определенной эпохи. Изображение типичных образов было одной из главных целей, достижений целей реалистической литературы. Порой в художественном образе могут быть запечатлены социально-исторические предметы эпохи, так и общие человеческие черты характера человека – вечные образы);

    образы-мотивы (выходят за рамки индивидуальных образов героев), (это устойчиво повторяющаяся в творчестве писателя тема, выраженная с помощью разных аспектов, с помощью варьирования);

    топасы (место, местность, общее место), (обозначают общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации, а не в творчестве отдельного писателя);

    архетипы (начало, образ) (начало 19 века, немецкие романтики. Юнга – понимал АРХЕТИП, как общий человеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Чаще всего мифологические образы. Общечеловеческие символы: огонь, небо, дом, дорога, сад и т. д.).

Структура образа:

    звучащая, ритмическая поверхность речи;

    художественная речь (последовательность слов и их отношений);

    сюжет – цель движения людей, вещей;

    фабула – система основных целей;

    взаимодействующие образы;

постижение жизненного смысла образа.

Художественный образ - это популярный термин, который используется в разных науках. Самое распространенное определение – это субъективное отражение объективного мира. Художественный образ имеет сверхзадачу – это всегда некая мысль, воплощенная в художественную форму. Это не просто описание. Пример: Буратино. Образ всегда конкретен, изобразителен. Но эта конкретность всегда выражает что-то общее, какую-то мысль. Образ пластичен, эмоционален, он выражает состояние героя, все в нем находится в единстве. Что в реальности может быть антитезой, в образе сходится. Пример: рисование сердца у влюбленных в ответ на абстрактное чувство. Потебня: «Если нам дан поэтический образ, то мы спрашиваем себя каков круг идей, наблюдений, мыслей, замечаний, восприятий, из которых возник этот образ? Он мог возникнуть из непосредственных наблюдений, он мог возникнуть из предания, то есть при помощи других образов». Абстрактные, философские идеи изображаются через предметные реалии, чаще всего из природы. Пример: стихотворение Веневитинова «Ветка». Наблюдение природы – источник художественных образов. У Тургенева есть множество прототипов: Рудин – Бакунин, Базаров – Добролюбов. Но образ, даже если он списан с натуры, не буквален, он всегда автономен, самодостаточен, он живет своей собственной жизнью.

Классификация образов.

Есть условные и жизнеподобные образы. Жизнеподобные – это реальность, зеркально подобная жизни. Условные – это нарушения, деформация, в них есть два плана – изображаемое и подразумеваемое. Жизнеподобные – характер и тип, условные – символ, аллегория, гротеск.

Предметная классификация.

1 ступень. Детали от однословных подробностей до развернутых описаний (интерьер, пейзаж, внешность и т д.). Они статичны и фрагментарны.

2 ступень. Фабульный строй: события, поступки, настроения, стремления человека. Это динамизм и эволюция.

3 ступень. Субъектный строй: характеры, персонажи, образ автора, рассказчика, хор.

4 ступень. Образ мира.

Природа – Человек – Общество

Пейзаж портрет семья

Интерьер система среда

Экстерьер персонажей народ

Обобщенно-смысловые: мотив, топос, архетип.

Мотив – это слово или комплекс слов, которые повторяются (в творчестве писателя, группы писателей или эпохе).

Топос – обозначение места, повторяется в пределах культуры или нации (Питер. Лес, степь).

Архетип (По К. Г. Юнгу) – древнейший мифологический символ, порожденный архаическим коллективным сознанием. Пример: образ блудного сына, Каин и Авель, Агасфер, Фауст.

Внутренняя структура образа:

1) внутренняя форма слова. Пример: чернила.

2) сравнение: А=Б

3) со и противопоставление: А не равно или равно Б.

Образно все – и слово, и люди, и действие.

- Малые формы образности.

С точки зрения многих исследователей образно только то, что создано с помощью слова. Возможности и особенности слова – тема дискуссий, так возникает футуризм. Слово в художественном произведении ведет себя не так, как в обычной речи – слово начинает реализовывать эстетическую функцию помимо номинативной (назывной) и коммуникативной. Цель обычной речи – общение, дискурс, передача информации. Эстетическая функция другая, она не просто передает информацию, а создает определенный настрой, передает духовную информацию, некий сверхсмысл, идею. Само слово проявляет себя по-другому. Важен контекст, сочетаемость, ритмическое начало (особенно в стихах). Бунин: «знаки препинания – нотные знаки». Ритм и смысл совмещены. Слово в художественном произведении не имеет определенного значения как в повседневной речи. Пример: хрустальная ваза и хрустальная пора у Тютчева. Слово выступает не в своем значении. Одинаковый поток ассоциаций с автором. Хрустальная пора – описание звуков осенью. Слово в художественном контексте рождает индивидуальные ассоциации. Если совпадает авторское и твое – все запоминается, нет – нет. Любой художественный троп – отклонение от правил. Ю. Тынянов «Смысл стихового слова». «Слово – хамелеон, в котором каждый раз возникают не только разные оттенки, но и разные краски». Эмоциональная окраска слова. Слово – абстракция, комплекс значений индивидуален.

Все приемы изменения основного значения слова – тропы. В слове есть не только прямое, но и переносное значение. Определение, обычно даваемое в учебниках, не совсем полное. Томашевский «Поэтика речи». Пример: название повести Шмелева «Человек из ресторана». Сначала человек значит официант, причем используется слово, как его обычно называет клиент. Затем действие развивается, герой размышляет, что элита общества порочна. У него есть свои искушения: деньги, которые он возвращает. Официант не может жить с грехом, главное слово становится «человек» как венец природы, духовное существо. Метафора у Пушкина «Горит восток зарею новой» - и начало нового дня и появление на востоке нового мощного государства.

В пособии рассмотрены родовые и жанровые особенности, а также стилеобразуюшие признаки литературных произведений. Даны периодизация литературного процесса, характеристика литературных направлений. Все материалы пособия связаны с анализом прозаических и поэтических произведений в соответствии со школьной программой. Издание включает образцы анализа произведений, проверочные вопросы, словарь литературоведческих понятий.

Для школьников старших классов, учителей-словесников, абитуриентов и студентов-филологов.

Асия Яновна Эсалнек
Основы литературоведения. Анализ художественного произведения

Введение

Литература является одним из видов искусств наряду с живописью, скульптурой, музыкой и т. п. При этом место литературы в ряду других видов искусств особенно значимо, в частности потому, что она существует не только в виде рассказов, повестей, романов, поэм, стихотворений, пьес, предназначенных для чтения, но и составляет основу театральных представлений, киносценариев, телевизионных фильмов.

Из литературных произведений можно узнать много нового и интересного о жизни людей в современную и предшествующие эпохи. Поэтому потребность в чтении у многих возникает очень рано и продолжается всю жизнь. Конечно, воспринимать художественные произведения можно по-разному. В одних случаях, знакомясь с чужими судьбами, воспроизведенными писателем, читатели активно переживают происходящее, но не стремятся понять и тем более объяснить себе, почему у них возникают те или иные эмоции, а кроме того, воспринимают героев как живых людей, а не как результат художественного вымысла. В других случаях ощущается потребность осознать, в чем источник эмоций и эстетического воздействия того или иного произведения. В школьном возрасте, когда формируются основные нравственные принципы и закладывается умение думать, размышлять, разбираться в изучаемом предмете – будь то литература, физика, биология – вдумчивое отношение к прочитанному особенно важно.

Понятие "литература" в школьной практике означает одновременно и сам предмет, и способ его изучения. В данной работе под термином литература понимается только сам предмет, то есть совокупность произведений словесного искусства, подлежащих чтению и изучению. Научная дисциплина, помогающая их понимание и предлагающая способы их постижения, называется литературоведением.

Художественная литература в целом – это очень широкое понятие, включающее произведения, написанные в разное время и на разных языках: русском, английском, французском, китайском и т. д. Многие древние языки известны благодаря сохранившимся памятникам словесного искусства, хотя и не всегда высокохудожественным. Постичь и знать всю мировую литературу не под силу ни одному ученому. Поэтому изучение литературы в школе начинается с изучения родной литературы, в нашем случае – русской, очень часто во взаимоотношении с другими национальными литературами.

Русская литература начала развиваться в X в. Значит, она существует более десяти столетий. За это время она пережила разные этапы, первый из которых, самый длительный по времени (X–XVII века), называют древнерусской литературой, затем выделяется литература XVIII в., после чего, естественно, следует XIX век, чья литература особенно богата, многообразна и доступна восприятию любого читателя. Поэтому серьезное ознакомление с русской литературой в старших классах начинается с чтения стихов В Л. Жуковского, пьесы А.С. Грибоедова, а затем различных произведений нашего гениального поэта А.С. Пушкина.

Из сказанного следует, что существование русской литературы представляет собой литературный процесс, развивающийся с X века по настоящее время. В этом процессе участвуют писатели, которые творят художественные произведения, и читатели, которые их "потребляют". Школьной программой предлагаются произведения, которые называют классическими в силу того, что они высокохудожественны и, как правило, доставляют читателям эстетическое удовольствие. Поскольку обязанность школьников состоит в том, чтобы учиться, постигать смысл того, что учишь, то изучение литературы, так же, как и физики, например, предполагает знание некоторых научных подходов и положений, используемых в постижении художественных произведений.

В данном пособии не ставится задача еще раз представить те или иные факты из истории русской литературы в их связи между собой (для этого существуют специальные учебники), здесь объясняются и демонстрируются принципы и подходы к изучению отдельных произведений, излагается система понятий, которые полезны и необходимы при анализе художественного произведения, что помогает в подготовке к сочинению и устному экзамену по литературе. Вводимые понятия разъясняются с привлечением конкретного литературного материала, причем примеры, иллюстрирующие тезисы и положения, берутся в подавляющем большинстве случаев из программных произведений, поэтому они разворачиваются в той степени, в какой это необходимо для уяснения того или иного положения.

Пути анализа художественного произведения

Какой путь наиболее продуктивен в рассмотрении художественного произведения и усвоении принципов его анализа? При выборе методики такого рассмотрения первое, что надо иметь в виду: в необъятном мире литературных произведений выделяют три типа – эпические, драматические и лирические. Эти типы литературных произведений называются родами литературы.

В литературоведении выдвинуто несколько версий происхождения родов литературы. Две из них представляются наиболее убедительными. Одна версия принадлежит русскому ученому А.Н. Веселовскому (1838–1906), считавшему, что эпос, лирика и драма имели один общий источник – фольклорную обрядовую хореическую песню . Ее примером могли бы служить русские ритуальные песни, которые использовались в календарных и свадебных обрядах, хороводах и т. д. и исполнялись хором.

Как считают современные исследователи, "хор являлся активным участником обрядов, он выступал как бы в роли режиссера… Хор обращался к кому-либо из участников обряда, и в результате такого обращения создавалась драматическая ситуация: велся живой диалог между хором и другими участниками обряда, производились необходимые обрядовые действия" . В обрядах соединялись песня или речитатив певца (запевалы, корифея) и хор в целом, который какими-то мимическими действиями или лирическим припевом вступал в диалог с певцом. По мере выделения из хора партии певца появлялась возможность повествовать о событиях или героях, что привело постепенно к формированию эпоса; из припевов хора столь же постепенно выросла лирика; а моменты диалога и действия превратились со временем в драматическое представление.

Согласно другой версии" допускается возможность происхождения эпоса и лирики независимым путем, без участия в этом процессе хореических песен . Доказательством тому могут служить прозаические сказки о животных или простейшие трудовые песни, обнаруженные учеными и не связанные с обрядовыми песнями.

Но как бы ни объяснялось происхождение эпоса, лирики и драмы, известны они с очень давних времен. Уже в Древней Греции, а затем во всех европейских странах мы встречаем произведения и эпического, и драматического, и лирического типов, которые уже тогда имели много разновидностей и дожили до нашего времени. Причина тяготения произведений к тому или иному роду литературы заключается в потребности выразить разный тип содержания, который предопределяет разный способ выражения. Начнем разговор с размышлений о первых двух типах произведений, то есть эпическом и драматическом.

I

Эпическое и драматическое произведения

Из этого параграфа читатель узнает, в чем специфика эпического и драматического произведений, познакомится с понятиями, используемыми при анализе таких произведений: действующее лицо, герой, персонаж, внесценический персонаж, повествователь, характер, тип, типизация.


АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

· кто они?

· каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные,внесценические )?

4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

· автора; персонажей.

6. Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря,миниконфликт ),лежащие в основе эпизода.

7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

· их отношение к событию;

· к вопросу (проблеме);

· друг к другу;

· кратко проанализировать речь участников диалога;

· сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

· выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

· определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

9. Охарактеризовать диалогическую композициюэпизода : по какому принципу освещения темы строится диалог?

10. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.

11. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

12. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

2. Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления? 1

3. Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

4. Специфика организации действия драмы:разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М.Булгакова "Бег").

5. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные ивнесценические персонажи.

6. Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

7. Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.

8. Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.

9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

12. Специфика авторских ремарок, поясняющих:

· действия персонажей (игру актеров);

· обстановку на сцене, костюмы и декорации;

· настроение и идею сцены или явления.

· Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.

1. Изучите заголовочный комплекс произведения (название, жанровый подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие). Какое читательское ожидание он формирует?

2. Как характеризует героев афиша (список действующих лиц)? Как зовут героев? Какова последовательность их представления?

3. Рассмотрите оформительские ремарки пьесы. Какие «подсказки» режиссеру, актерам, сценографу и т. д. они предлагают? Как особенности временной и пространственной организации действия проясняют конфликт пьесы?

4. Как раскрываются действующие лица в монологах, диалогах, репликах «в сторону»?

5. Проследите основные этапы развития драматического конфликта. Каковы его кульминация и развязка? Как они связаны они с творческой концепцией пьесы?

6. Сделайте вывод о смысле произведения. Оправдалось ли Ваше читательское ожидание, сформировавшееся на первых подступах к тексту произведения?

7. Какие интерпретации пьесы, отдельных ее сцен Вам известны? Попробуйте объяснить и оценить некоторые из них.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

А.А. Косицин Теория литературы основные понятия и термины

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.. самарский государственный аэрокосмический.. университет имени академика с п королева..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эстетические категории и их вспомогательные понятия
Осмысление многих проблем эстетики, рассматривающей различные аспекты восприятия художественного произведения, началось еще в античности. Уже тогда мыслители рассуждали о системе эстетических катег

Трагическое и комическое
Аристотель посвятил драме – и, в частности, трагедии – первую часть своей «Поэтики», комедия же должна была стать предметом рассмотрения второй части, которая, вероятно, была утеряна (считается, чт

Прекрасное и безобразное
Одним из наиболее общих эстетических понятий выступает также категория прекрасного, воплощающего представление о совершенстве. В категории прекрасного содержится положительная оценка предметов и яв

Возвышенное и низменное
Эстетическая категория возвышенного характеризует ценность предметов и явлений, которые обладают положительной значимостью в силу своей мощи. В искусстве возвышенное проявляется в таких формах, как

К размышлению
· Почему ребенок, еще не умеющий читать и рассказывать самостоятельную историю, может детально – почти пословно – воспроизвести прочитанную ему сказку, опираясь лишь на иллюстрации в книжке? Каковы

Эпичность, лиризм, драматизм
В связи с утверждением новой концепции литературных родов, настаивающей на несоотносимости формы и тематики высказывания, в современной науке переосмысляются родовые особенности литературы, выделяе

Эпос как род литературы
Одной их важнейших родовых характеристик эпического высказывания является эпическая дистанция, т. е. обозначенный временной интервал между временем события, о котором рассказывается в произведении,

Лирика как род литературы
Лирика, в отличие от эпоса, наоборот, характеризуется отсутствием всякой дистанции, вынося в план изображения единичные состояния человеческого сознания. Событие в лирическом тексте обозначено всег

Драма как род литературы
Драма, в отличие от эпоса и лирики, не дает нам образа повествователя или лирического субъекта. Авторское присутствие в драме минимально – в виде афиши и ремарок. Все персонажи драматического текст

К размышлению
· Почему, с точки зрения соотношения субъективного и объективного начал, синкретическим родом, соединяющим в себе эпос и лирику, является драма, а с точки зрения модальности – эпос? · Поя

Поэзия и проза
Обыденное представление о том, что поэзия – это ‘то, что написано стихами и зарифмовано’, а проза – ‘нерасчлененный на стихи текст’, далеко от истины. В действительнос

Метр и ритм
Для того чтобы раз и навсегда уяснить соотношение метра и ритма, сравним метрический и ритмический рисунки одного мандельштамовского стиха – начала известного стихотворения:

Размеры
Стихотворных размеров пять – два двухсложных (ямб, хорей) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест). Все они различаются местом ударного слога в стопе (соответственно, стопа может состоять и

К размышлению
· Определите размер нижеследующего стихотворного фрагмента. Дайте его характеристику: У жида была собака, он ее любил, Она съела кусок мяса – он ее убил.

Целое и целостность
Созвучно мысли о неделимости формы и содержания высказывался и А. Ф. Лосев, считавший, что художественная структура оказывается мироподобной, а целостность произведения возникает как «эстетическое

Фабула и сюжет
В теории литературы принято разделять фабулу (историю, последовательность событий, которые излагаются в произведении) и сюжет (способ изложения фабулы в тексте). Б. В.

Субъектно-объектная организация
Осмысление субъектно-объектных отношений в художественном произведении вырастает из природы самого художественного текста, его многоуровневости, и исследовательского подхода к нему с лингвистическо

К размышлению
· Поясните, как, согласно теории целостности М. М. Гиршмана, на каждом уровне художественного произведения сказывается идея его общего замысла и запечатлевается современная ему эпоха? Проиллюстриру

В поисках алгоритма
Небесспорным в литературоведении является вопрос о том, как подходить к художественному произведению: с чего начать? Можно услышать мысль о том, что начинать анализ следует с простого: пересказать

Анализ лирического стихотворения
1. Определите свое впечатление о стихотворении. Каким настроением оно проникнуто? Каково состояние лирического субъекта (героя, лирического «я»)? Чем оно вызвано? 2. Обрати

Анализ эпического произведения
1. Изучите заголовочный комплекс произведения (название, жанровый подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие). Какое читательское ожидание он формирует? 2. Какие смыслы порождают первы

Планы практических занятий
Трактаты, научные труды, вынесенные на практические занятия: Аристотель. Поэтика Буало Н. Поэтическое искусство Лессинг Г. Э.

Специфика словесного творчества
Обсуждение трактата Г. Э. Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» Вопросы для обсуждения: 1. Отличие трактовки мифа о Лаокооне скульпторами и

Роман как литературный жанр
Обсуждение статьи М. М. Бахтина «Эпос и роман» (О методологии исследования романа) Вопросы для обсуждения: 1. Отличие жанра роман

Творческие задания
1. Проанализируйте лирическое произведение (по выбору): Ахматова А. А. «Мне ни к чему одические рати…» Блок А. А. К музе Бродский

Вопросы для самоконтроля
В чем заключается специфика науки о литературе? Какова взаимосвязь литературоведения с другими науками? Какое место занимает художественная литература в ряду других искусств

Тезаурус
Автор (от лат. auctor – создатель), понятие многозначное; следует различать: 1) биографического автора, т. е. реально существующего человека со своей судьбой и да

"Анализ драматического произведения".

Анализ драмы предпочтительно начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.). Анализ эпизода драматического произведения проводится практически по той же схеме, что и анализ эпизода эпического произведения, с той только разницей, что следует дополнить рассуждения пунктом анализа динамической и диалогической композиций эпизода.

Итак,

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

кто они?

каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.

Охарактеризовать героев - участников эпизода:

их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

друг к другу;

кратко проанализировать речь участников диалога;

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

Теперь перейдем к комплексному анализу драматического произведения. Успех этой работы возможен, только если вы разбираетесь в теории драматического рода литературы (см. тему №15).

Итак,

Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления?1

Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М.Булгакова "Бег").

Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.

Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.

Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

действия персонажей (игру актеров);

обстановку на сцене, костюмы и декорации;

настроение и идею сцены или явления.

Смысл названия пьесы.

1. Этот пункт раскрывается, если такие черты ярко выражены в произведении (например, в классицистских комедиях Д.Фонвизина или в комедии А.Грибоедова "Горе от ума", совместившей черты сразу трех направлений: классицизма, романтизма и реализма).

При проведении анализа драматического произведения Вам пригодятся те навыки, которые Вы получили при выполнении заданий по анализу эпизода произведения.

Будьте внимательны, строго придерживайтесь плана анализа.

Темы 15 и 16 тесно связаны между собой, поэтому удачное выполнение работы возможно только при детальном изучении теоретических материалов по этим темам.

А.С.Грибоедов. Комедия "Горе от ума"

Н.Гоголь. Комедия "Ревизор"

А.Н.Островский. Комедия "Свои люди - сочтемся!"; драмы "Гроза", "Бесприданница"

А.П.Чехов. Пьеса "Вишневый сад"

М.Горький. Пьеса "На дне"


Загрузка...