aracs.ru

Античная культура древнего рима. Культура древнего рима, ее особенности

Искусство эллинизма ярко отражало идеи, волновавшие людей той бурной эпохи, а художественная культура стала основой развития многих видов искусства в различных областях Средиземноморья. С угасанием эллинистических государств с конца 1 века до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике колоссальной Римской державы.

В античный антропоцентризм греков римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежит в основе их художественной культуры, далекой от возвышенной поэтики мифотворчества греков.

Культура Рима входит в наше сознание со школьных лет загадочной легендой о Ромуле, Реме и их приемной матери-волчице. Рим- это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим - это Юлий Цезарь, который на берегу Рубикона говорит «Жребий брошен» и начинает гражданскую войну, а потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!» Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них - Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставляет мраморным. Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня, Клавдий с его императрицей Мессалиной, имя которой стало синонимом неистового разврата, Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои, Веспасиан с его циничными словами «Деньги не пахнут», и благородный Тит, который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день» (Гаспа-ров М. Л. Предисловие //Гай Светоний Транквила. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988. С. 5).

Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский орден, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. Но основным было все-таки влияние греческого искусства. Говоря словами Горация, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила».

Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Прекрасное, «надлежащая мера во всем», было для грека и идеалом и принципом культуры. Греки как уже отмечалось, признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались - социальная установка была совсем другая. Отсюда и формула исследователей римской культуры: «великие деяния были совершены римлянами, но среди них не было великих людей» - великих художников, архитекторов, скульпторов. Уточним - не было равных по значимости гениям античной Греции. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохи мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Они переработали принципы греческой архитектуры и прежде всего ордерной системы.

Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основы греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений, и рядом - нищие лачуги бедняков, тесные кривые улочки и городские трущобы.

В области монументальной скульптуры римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторические рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.

Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он прослеживался с начала 1 века до н. э. Римляне явились авторами нового понимания этого жанра. Они, в отличие от греческих скульпторов, пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Идеалом эпохи был мудрый и волевой римлянин Катон - человек практического склада ума, хранитель строгих нравов. Примером подобного образа служит остро индивидуальный портрет римлянина с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и скептической улыбкой. Гражданские идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост - статуях Тогатуса («Облаченный в тогу»), обычно изображенного стоящим прямо, в позе оратора. Известная статуя «Оратор» (начало 1 века до н. э.), изображает римского или этрусского магистра в момент обращения с речью к согражданам.

В конце 1 века до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемы «римский мир» - время затишья классовой борьбы в период правления Августа (27 г. до н. э.-24 г. н. э.) стимулировал высокий расцвет искусства. Античные историки характеризуют этот период как «золотой век» Римского государства. С ним связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация.

Конец 1 и начало II вв. н. э. - время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха. Рядом с древним республиканским Форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы императоров. Строились многоэтажные дома - они определили облик Рима и других городов империи. Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы.

Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - Колизей, место грандиозных зрелищ и гладиаторских боев. Строители должны были удобно разместить в его огромной каменной чаше 50 тыс. зрителей. Мощные стены Колизея разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. Спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон, пленяющий свободной гармонией. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет классический образ центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. В дальнейшем крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения. Античное чувство меры осталось недосягаемым.

Художественные идеалы римского искусства 111-IV вв. н. э. отражали сложный характер эпохи: распад древнеантичного уклада жизни и миропонимания сопровождался новыми исканиями в искусстве. Грандиозные масштабы некоторых памятников в Риме и в его провинциях напоминает архитектуру Древнего Востока.

В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный Алтарь мира (13-9 гг. н. э.) по случаю победы Августа в Испании и Галии. Верхняя часть алтаря завершается рельефом, изображающим торжественное шествие к алтарю Августа, его семьи и римских патрициев, наделенных точными портретными характеристиками. Мастерство исполнения, свободный рисунок свидетельствуют о греческом влиянии.

Ведущее место в римской скульптуре по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название «августовский классицизм». В век Августа резко изменился характер образа - в нем отразился идеал строгой классической красоты, это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились парадные придворные портреты в рост, исполненные сдержанности и величия.

Позднее создаются произведения жизненные и убедительные, и портрет достигает одной из вершин своего развития. Стремление к индивидуализации образа порою доходило в своей выразительности до гротеска. В портрете Нерона, с низким лбом, тяжелым подозрительным взглядом из-под припухших век и зловещей улыбкой чувственного рта, раскрывается холодная жестокость деспота, человека низменных, необузданных страстей.

В пору кризиса античного мировоззрения (II в. н. э.) в портрете фиксируется индивидуализм и одухотворенность, самоуглубление и вместе с тем утонченность и усталость, характеризующие период упадка. Тончайшая светотень и блестящая полировка поверхности лица заставляли светиться мрамор изнутри, уничтожали резкость линий контура; живописные массы беспокойно льющихся волос, оттеняли своей матовой фактурой прозрачность черт. Таков портрет «Сириянки», облагороженный тончайшими переживаниями. В изменившемся от освещения выражении лица сквозит еле заметная ироническая улыбка. При изменении точки зрения улыбка исчезает - выступает оттенок грусти и усталости.

К этой эпохе относится монументальная бронзовая конная статуя Марка Аврелия, вновь установленная в XVI в. по проекту Микеланджело на площади Капитолия в Риме. Образ императора - воплощение гражданственного идеала и гуманности. Широким умиротворяющим жестом обращается он к народу. Это образ философа, автора «Размышлений наедине с собой», безразличного к славе и богатству. Складки одежды сливают его с могучим корпусом великолепно отлитого медленно идущего коня. «Прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия, - писал немецкий историк Винкельман, - нельзя найти в природе».

Третий век - эпоха расцвета римского портрета, все более освобождающегося от традиционных идеалов, художественных приемов и типов и обнажившего самую сущность портретируемого. Этот расцвет совершился в сложных противоречивых условиях упадка, разложения Римского государства и его культуры, изживания форм высокого античного искусства, но вместе с тем и зарождения в недрах античного общества нового общественного феодального порядка, новых могучих творческих тенденций. Усиление роли провинций, приток варваров, часто стоявших во главе империи, вливали свежие силы в увядающее римское искусство, определяли новый облик позднеримской культуры. В нем намечались черты, получившие развитие в средневековье на Западе и Востоке, в искусстве эпохи Возрождения. В портрете появились образы людей, исполненные чрезвычайной энергии, самоутверждения, эгоцентризма, властолюбия, грубой силы, рожденные жестокой и трагической борьбой, захватившие в то время общество.

Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией. Таким образом в римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для средневекового искусства. Образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.

Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Разрушенный, разграбленный варварами в IV-VII вв. Рим опустел, среди его руин вырастали новые селения, но традиции римского искусства продолжали жить. Художественные образы Древнего Рима вдохновляли мастеров Возрождения.

Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме подготовлено множество докладов, в которых рассказывается об его достижениях.

Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

  • Царский (8-6 вв. до н.э.)
  • Республиканский (6-1 вв. до но.э.)
  • Имперский (1 в. до н.э. - 5 в.н.э.)

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников - Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Во времена Древнего Рима впервые появляется такое литературное понятие, как «роман». Среди поэтов, сочинявших комедии, наиболее знаменитым был Луцилий, являющийся автором стихотворений на бытовую тематику. Его любимой темой было высмеивание одержимости достижения различных богатств.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Римлянин Ливий Андроник, работавший актером трагедии, знал греческий язык. Ему удалось перевести «Одиссею» Гомера на латинский язык. Вероятно, под впечатлением от произведения, Вергилий вскоре напишет свою «Энеиду» о троянце Энее, ставшем дальним предком всех римлян.

Рис. 1. Похищение сабинянок.

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме античным ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме несло утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Иными словами, ученик превзошел учителя.

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы - яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

→ →

Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыс­лителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная про­за и поэзия, историческая наука, механика, естествознание.Ар­хитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государ­ства и амбициям римской аристократии. Римские скульпторы и художники следуют греческим образцам, но, в отличие от греков, развивают искусство реалистического портрета и пред­почитают ваять не обнаженные, а «закрытые» статуи.

Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища - олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления. Как известно, римский плебс требовал «хле­ба и зрелищ». Все античное искусство было подчинено прин­ципу зрелищности .

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права . Управление огром­ной Римской державой потребовало разработки системы го­сударственных органов и юридических законов. Древнерим­ские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые сис­темы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотно­шения, полномочия и обязанности бюрократических учреж­дений и чиновников не устраняют напряженности политичес­кой борьбы в обществе. Политические и идеологические цели существенно влияют на характер искусства и всей культур­ной жизни общества. Политизированность - характерная черта римской культуры.

Римская цивилизация стала последней страницей в исто­рии античной культуры. Географически она возникла на тер­ритории Апеннинского полуострова, получив у греков назва­ние - Италия . Впоследствии Рим собрал в необъятную им­перию те страны, которые возникли в результате распада дер­жавы Александра Македонского. Древний Рим претендовал на то, чтобы править миром, быть государством Вселенским, совпадающим по масштабам со всем цивилизованным миром.

Население Древнего Рима жило родами в территориаль­ных общинах. Во главе архаического Рима стоял царь , при нем был сенат , а наиболее важные вопросы решало народное со­брание . В 510 г. до н.э. образуется Римская республика, про­существовавшая до 30-х гг. I века до н.э. Затем наступает пе­риод Империи, завершившийся падением «вечного города» в 476 г. до н. э.

Идеологию римлянина определял патриотизм - высшая ценность римлянина-гражданина. Римляне считали себя бо­гоизбранным народом и были ориентированы только на по­беду. В Риме почитались мужество, достоинство, строгость, хозяйственность, рвение подчиняться дисциплине, закону и юридическое мышление .

Ложь и обман считались пороками, характерными для ра­бов. Если греки преклонялись перед философией и искусст­вом, то для знатного римлянина достойными занятиями были война, политика, земледелие и право .

В Риме были разработаны законы (12-ти таблиц) и «римс­кий моральный кодекс» , который включал в себя следующие нравственные принципы: благочестие, верность, серьезность, доблесть.

Религиозные представления римлян небогаты. Из богов древнеримской мифологии почитались Юпитер (в древнегре­ческой мифологии - Зевс), Юнона (Гера), Диана (Артемида), Виктория (Ника). Особой любовью пользовался бог Геракл (Геркулес), чьи 12 подвигов были необычайно популярны в древности. В начале 1-го тысячелетия в Риме начинает распро­страняться христианство .

К 1-му веку до н.э. римская империя завоевала эллинис­тическую Грецию . Наступил расцвет римской культуры, ко­торую питали своими богатствами чужеземные культуры. Особенно заметным было влияние культуры поверженной Греции. Она пленила римлян. Они начинают изучать гречес­кий язык, философию, литературу, приглашают прославлен­ных греческих ораторов и философов и сами отправляются в греческие города-полисы, чтобы приобщиться к культуре, перед которой они тайно преклонялись.

В Риме мощно развивается риторика, так как без виртуоз­ного владения живым словом невозможна политическая карь­ера. Самым ярким римским оратором был Марк Тулий Цице­рон .

Неповторимый облик имеет и римское искусство : созда­ется реалистический скульптурный портрет, фресковая живо­пись и др. В архитектуре явно просматривается стремление к грандиозности, помпезности и пышности. Это находит свое выражение в строительстве триумфальных арок, площадей (форумов), храпов, театров, мостов, рынков, ипподромов и т.д. Римляне изобрели способ быстрого твердения бетона, стали использовать в строительстве арочную конструкцию, дали миру водопровод. Грандиозный амфитеатр Колизей , храм всех богов - Пантеон в Риме - свидетельство замечательных дос­тижений римской архитектуры.

Как уже говорилось, в I в. до н.э. в восточных провинциях римской империи начинается распространение христианс­ких идей . Появляется новый миф о возможности достижения Царства Божьего на земле и идея воздаяния страждущим и обездоленным счастья в Царстве Небесном. Эта идея стала особенно притягательна для низших слоев Рима. Постепенно христианство охватило своими идеями римскую аристокра­тию и интеллигенцию, а вначале IV-VI вв. стало официаль­ной религией Римской империи . С 410 по 476 гг. Рим подвергается разгрому со стороны варваров-готов, германских наемников и др. Восточная часть римской империи (Византия) просуществовала еще тысячу лет, а западная, погибнув, стала фундаментом для культуры формирующихся западноевропейских государств. Выдающиеся личности римской культуры:

Цицерон - оратор, политик, философ, общественный деятель.

Саллюстий, Тит Ливии, Полибий - политические дея­тели, пропагандисты великой цивилизационной миссии Рима и создания Вселенского государства.

Вергилий, Лукреций Кар, Овидий, Гораций - великие римские поэты. (Вергилий - «Энеида», Л.Кар - «О природе вещей», Овидий - «Метаморфозы», Гораций - «Послание к Пизонам»).

Итак, греко-римская античность (VI в до н.э. — V в н.э.) ос­тавила мировой культуре следующие достижения :

Богатую и разнообразную мифологию;

Разработанную систему римского права («Законы 12-ти таблиц»);

Законы добра, истины, красоты («Римский моральный кодекс»);

Непреходящие произведения искусства (скульптура, по­эзия, архитектура, эпос, театр);

Многообразие философских идей;

Мировую религию - христианство , которое стало ду­ховным стержнем последующей европейской культуры.

Читайте продолжение темы «Античная культура»:

Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима - это последняя ступень в развитии античной культуры. История Рима охватывает более чем 20 столетий. Самым первым народом, поселившимся в Риме на Апеннинском полуострове, являются лигуры. Однако их происхождение до сих пор не известно. В 3-2 тыс. до н.э. на полуострове начинают расселяться италийские племена, которые перекочевали сюда с севера. Сначала этот народ пустил в массы культуру бронзы, а вторая волна, которая пришлась наI тыс. до н.э. - культуру железа. Далее на Апеннинском полуострове начали властвовать этруски, которые, предположительно пришли на эти земли из Малой Азии. Ученые предполагают, что именно они причастны к созданию первой цивилизации на территории Италии. И в течение последующего времени именно им была отведена главенствующая роль.

По древним поверьям грациозный и величественный Рим был основан Ремом и Ромулом в далеком 753 г. еще до н.э. Кроме того, именно он считался второй во всем мире морской цивилизацией. Ее размеры и положение простирались на несколько тысяч километров, и уже 4 в. Рим начал преобладать над Италией.

В середине I в. Единым правителем Древнего Рима был провозглашен Юлий Цезарь. Но после его смерти трон принял его приемный сын Октавиан Август.

Основным этапом в развитии Древнего Рима стало поглощение греков, в то время как их проводниками стали римляне. Постепенно греки начали терять свою былую независимость, а Римляне переняли их философию и мифологию и одержали «культурную» победу. Именно греческая философия являлась основополагающей при воспитании римского общества. Известно, что практически все наставники били греками. При этом учителя преподавали все науки только на греческом языке. Когда-то гордый Рим, жестокий и непоколебимый, который усердно сражался за мировое господство, преклонил голову перед культурой Греции. Художественные традиции Римского государства были достаточно скудны, в то время как зарождающаяся мифология была сломлена на корню. Рим ассимилировал и перенял всех греческих божеств, и при этом дал им другие имена. Отныне Зевс стал Юпитером, а Афродита Венерой. Рим бросил все силы на создание собственной независимой и сильной литературы.

Культура Древнего Рима - это прототип мировой культуры. Государство можно назвать первой во всем мире цивилизацией, которая бросила все силы на создание единого культурного поля и захваченной территории. Культура Рима не обладала целостной культурой, которая смогла бы конкурировать с другими. Государство подчинялось культуре других народов, что придавало ей особенную специфику. 2 в. до н.э. стал для Рима в некотором смысле решающим - он принял мировую религию - христианство.

Римская литература известна многим своей изящной прозой, в которой просматривался утилитаризм. Культура Древнего Рима - это, в первую очередь, разумное мировоззрение и организация жизни в целом. Древний Рим - первое государство, в котором была организована особая система управления государством.

Римляне были убеждены, что жизнь человека и всего живого на земле подчиняется власти богов и находится под их покровительством. Иными словами, человек зависит от высшей силы.

Особое значение в жизни римлян играла загробная жизнь. Они считали, что на небесах душам умерших обязательно придется каяться за содеянные грехи. Кроме того, они свято верили, что загробный и земной мир полны демонами.

Римляне активно практиковали гадание на внутренних органах животных и умели предсказывать погоду по одному лишь полету птиц. Кстати, даже гадания предприимчивые римляне решили перенять у других народов.

Что касается религии, то она - больше анимистическая и верила в существование различных духов. Однако развитие народа не стояло на месте, и вскоре произошел переход к антропоморфизму. Римлянам боги представлялись в человеческом обличии, тем самым оказывая воздействие на появление римского пантеона.

Наряду с другими древними народами римляне преподносили богам жертвы и даже возводили в их честь храмы. Культовые «обязанности» были распределены между жрецами: кто-то организовывал погребение и «заведовал» обрядами, а другие организовывали календари.

Поэтическое и литературное творчество просматривалось в таких культовых для государства произведениях, как Плавта и Теренция. На основе этих произведений были созданы культовые труды таких драматургов, как Мольте и Шекспир.

Театрализованные представления начали устраиваться с конца 3 века и в творчестве преобладало такое направление, как ателлан, основанный на комедии масок. Для того чтобы придать остроту ощущениям, артисты применяли приспособления для декораций, а также различные маски и парики. В то же время начало зарождаться гладиаторское направление, основанное на травле животных.

Культура Древнего Рима оставила отпечаток на мировой цивилизации.

Древний Рим ‒ античное государство, которое просуществовало 12 веков и оставило огромное культурное наследие. С Римом связан расцвет и завершение античного периода. Пройдя путь от небольшого города до огромной империи, Рим смог стать колыбелью современной европейской цивилизации.

1. Период царей (VIII ‒ VI век до н.э.)

По свидетельству Варрона Рим возник на берегу реки Тибр в 753 г. до н.э. Широко известен миф о братьях Реме и Ромуле, вскормленными волчицей и основавшими великий город.


Рим населяли латиняне, сабиняне, этруски и другие народности. Потомки основателей города именовали себя патрициями. Плебеями называли переселенцев из других мест.

В этот период Римом правили цари: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Царь избирался народом. Он руководил войском, считался главным жрецом и вершил суд. Царь делил власть с Сенатом, куда входило 100 старейшин родов патрициев.

В римском обществе основой был род. Позднее его заменила семья. Глава семьи имел непререкаемый авторитет и абсолютную власть над ее членами.

В царский период религия древних римлян была анимистической. Все вокруг было наполнено разными сущностями и божествами, которым следовало приносить жертвы и поклоняться.

Под влиянием этрусской и греческой религии у римлян стал формироваться свой пантеон богов, которым придавались человеческие черты. Вера римлян требовала точнейшего соблюдения многочисленных ритуалов. Отсюда последовало развитие института жречества. Жрецов в Древнем Риме избирал народ. Их было так много, что они образовывали свои коллегии.

Прикладное искусство в этот период все еще сохраняло этрусское и греческое влияние. Красная или черная керамика имела замысловатую сложную форму в виде людей, зверей или растений. Для украшения изделий мастера, как и греки, использовали геометрические узоры.

Живопись по большей части была декоративной. Стены домов и гробниц расписывались яркими фресками с бытовыми и культовыми сценами. Широко использовались изображения батальных сцен, флоры и фауны, мифических существ.


Скульптуры в основном изготавливались в малых формах из бронзы, дерева, камня, слоновой кости. Мастера только начинали изображать человеческие фигуры, поэтому они вырезаны упрощенно. Но художники пытались передать реалистичность изображаемых. Особенно это заметно в надгробных статуях. Рельефные скульптурные изображения использовались в предметах повседневного быта (кувшинах, сундуках, шкатулках, оружии и др.).

В этот период была построена, расширялась и укреплялась защитная стена вокруг Рима. Был возведен акведук, проводивший к городу воду. Постройки делали лаконичными, но прочными, декору уделялось мало внимания. В 509 г. до н.э. на Капитолийском холме был возведен храм Юпитера. Его архитектура соединила в себе элементы этрусской и греческой культур. Началась застройка Форума ‒ популярного места в Риме. Здесь находился рынок, проводились торжественные и религиозные церемонии, выборы должностных лиц, суд над преступниками.

До VI века до н.э. в основном использовалось устное творчество: песни, сказки, мифы. Затем римляне начали записывать сказания о божествах и героях, ритуальные песни и тексты. Многие истории перенимались у греков и переносились в римские реалии.

В этот период римская культура только начала формироваться. Она несла много заимствований от других народов, преимущественно этрусков и греков. Но в то же время уже проявлялась самобытность римлян и их собственное мироощущение.

2. Республика (VI ‒ I век до н.э.)

2.1 Период ранней республики (VI ‒ III век до н.э.)

Последний царь Тарквиний Гордый оказался тираном и был свергнут. В 510 г. до н.э. в Риме образовалась республика. Ей правили два консула, которых избирали каждый год. Чуть позже появилась должность диктатора, обладавшего чрезвычайными полномочиями. Он назначался на 6 месяцев консулами по решению Сената в моменты, когда Риму грозила опасность.

В этот период в Риме было много войн. Общество разрывалось внутренними противоречиями. В результате завоевательной политики, Риму удается установить господство на Апеннинах.


В середине V в. до н.э. принимаются Законы 12 таблиц. Они надолго становятся первым письменным источником римского права и регулируют имущественные, семейные, наследственные отношения.

В IV веке до н.э. денежные отношения пришли взамен натуральным ‒ в обращение вошли первые медные монеты.

К IV в. до н.э. влияние этрусков ослабевает, появляются самобытные римские изделия в керамике и бронзе. Однако в V веке до н.э. наступил некоторый упадок ремесел по сравнению с Царским периодом.

Что касается архитектуры, то здесь влияние этрусков еще сильно. Римляне возводили деревянные храмы с терракотовыми скульптурами и настенными росписями. Жилища строили без особых излишеств, копируя этрусские дома с атрием (внутренним двориком с неглубоким бассейном для сбора дождевой воды).


Народное творчество было представлено песнями (свадебные, магические, триумфальные, героические).

В письменности этрусские буквы заменяются греческими, происходит дальнейшее формирование латинского алфавита.

В 304 г. до н.э. эдилом Гнеем Флавием был опубликован календарь. Он считается первым римским литературным произведением.

В 280 г. до н.э. была записана публичная речь, произнесенная в Сенате Аппием Клавдием. Он же выпустил сборник нравственных изречений «Сентенций». Одно из них в ходу до сих пор: «Каждый кузнец своего счастья».

2.2 Период поздней республики(III ‒ I век до н.э.)

Многочисленные войны во II веке до н.э. (пунические, македонские) привели к расширению могущества Древнего Рима. Был разрушен соперничавший с Римом Карфаген, Греция и Македония превратились в римские провинции. Это повлекло за собой обогащение римской знати. Рабы и золото в ходе войн были основными трофеями. Появляются гладиаторские бои ‒ любимое развлечение древних римлян. Рим становится сильным государством, но внутри него назревают противоречия, ставшие причиной гражданских войн. Установление диктатуры Суллы и Цезаря во II ‒ I веках до н.э. привели впоследствии к принципату Октавиана Августа.


Гай Юлий Цезарь

Под греческим влиянием меняется архитектура города. Обеспеченные римляне строят дома с облицовкой мрамором, в украшении жилища используют мозаику, фрески. Внутри размещают статуи, картины и другие предметы искусства. В скульптуре характерным явлением становится реалистический портрет. К I веку до н.э. римская архитектура обретает свою самобытность. При Цезаре был построен новый Форум, в городе стали разбивать сады и парки.

С Востока и Греции в Рим пришли новые нравы. Римляне стали одеваться в разноцветные одежды, обильно украшая себя драгоценностями. Мужчины начали гладко бриться и коротко стричься.

Менялись и обычаи внутри семьи. Женщины получили больше свободы. Они могли распоряжаться своим имуществом и даже подать на развод. Впрочем, к концу периода республики число разводов сильно возросло. Это говорит об упадке семейного института.

В 240 г. до н.э. вольноотпущенный грек под именем Тит Ливий Андроник перевел греческие пьесы на латинский язык. С этого времени началась римская литература. Его последователем был Невий из Кампании. Он сочинял пьесы, беря за основу греческие, но использовал близкие ему события и узнаваемых людей. Известен был и комедиограф Тит Макций Плавт. В то же время у римлян были популярны народные фарсы и мимы.

Появились и описания современной истории. Так в конце III века до н.э. Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент написали «Анналы» ‒ подробное изложение истории Рима. Известны также труды Катона Старшего «О земледелии», «Начала», «Наставления сыну», где он выступает за патриархальные римские ценности, критикуя моду на все греческое.

Во времена поздней республики большое наследие в жизни Рима оставил Варрон. Основной его труд назывался «Древности дел божеских и человеческих». Кроме того, он написал множество исторических, биографических, философских произведений, создав энциклопедическую картину знаний о Древнем Риме.

В этот период приходит мода на политическую публицистику. Многие известные личности стремятся запечатлеть в письменных трудах свою деятельность. Среди них Сципион Старший, Сулла, Публий Рутилий Руф, Гай Юлий Цезарь и др.

Развивается ораторское искусство. Особую роль в его становлении сыграл Цицерон. Римляне брали уроки красноречия, для них очень важно было уметь публично выступать в Сенате, суде, на Форуме. Удачные речи записывались. В Риме преобладала греческая школа красноречия, но вскоре появилась и римская ‒ более лаконичная и доступная простым слоям населения.


В I веке до н.э. расцветает поэзия. Талантливыми поэтами были Лукреций и Катулл. Лукреций написал поэму «О природе вещей», а Катулл славился своими лирическими и сатирическими произведениями. Сатирические памфлеты пользовались популярностью и являлись методом политической борьбы.

В то же время происходила дальнейшая эллинизация римской религии. Пришел культ греческих богов Аполлона, Деметры, Диониса, Гермеса, Асклепия, Аида, Персефоны и др. Обряды становились все более пышными и сложными. С востока в Рим проник также культ богини Кибелы. К концу I века до н.э. в Риме появились египетские священные культы. Стали популярны астрология, гадания, магия.

3. Империя (I век до н.э. ‒ V век н.э.)

3.1 Период ранней Империи (принципат) (I век до н.э. ‒ II век н.э.)

В 30-е годы до н.э. племянник Цезаря Октавиан Август стал единовластным правителем Рима. Он называл себя «принцепсом» ‒ первым среди равных. А позднее получил титул императора, сосредоточив в своих руках всю власть. Так начался имперский период истории Рима ‒ «золотой век» римской культуры. Покровительство поэтам и художникам оказывал друг Октавиана Августа Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным.


В это время особых высот достигла поэзия. Самыми известными поэтами были Гораций, Овидий, Вергилий. Произведения Вергилия ‒ «Буколики», «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». В то же время, он с любовью описывает природу Италии, обращается к традициям и самосознанию римлян. «Оды» Горация до сих пор остаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви». В это время обретает большую популярность реалистический римский роман. Наиболее известны «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея.

Во времена Августа развивалась и научная мысль. Исторические труды Тита Ливия и Диониссия Галикарнасского рассказывали о величии Рима и его роли в античной истории.

Географ Страбон описал многие народы и страны, Агриппа составлял карты империи. Витрувий написал трактат об архитектуре. Плиний старший создал «Естественную историю». Птолемей изложил в своем труде «Альмагест» все современные астрономические знания. Врач Гален написал трактат по анатомии «О частях человеческого тела».

Для того, чтобы соединить части огромной империи строились дороги, акведуки, сохранившиеся до наших времен. В самом Риме возводились храмы ‒ Аполлона и Весты на Палатине, Марса Мстителя на новом Форуме Августа. В I ‒ II веке н.э. были построены такие известные архитектурные памятники, как Пантеон и Колизей.


Появились новые архитектурные формы ‒ триумфальная арка, двухэтажная колоннада. В провинциях также строились храмы, бани, театры и цирки для боев гладиаторов.

3.2 Период поздней Империи (III ‒ V век н.э.)

После смерти Августа к власти приходят императоры, обладающие неограниченной, деспотичной властью на манер восточных тираний. Тиберий, Калигула, Нерон, Веспасиан проводили жестокие кровавые репрессии и, в свою очередь, были убиты в результате заговоров своего окружения.

Однако были и императоры, оставившие после себя хорошую славу ‒ Траян, Адриан, Марк Аврелий. При них возросла роль провинций. Их уроженцам был предоставлен доступ в Сенат и римскую армию. В то же время невозможно было уже скрыть внутренние противоречия среди римского общества. Несмотря на попытки Рима установить сильную власть, колонии стремились к независимости.

Архитектура становится монументальной, воплощающей идею могущества верховной власти. Строились грандиозные здания: стадионы, форумы, мавзолеи, акведуки. Примером такой архитектуры может служить форум Траяна.


К III веку Римская империя переживала упадок. В 395 г. произошло разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную. В это время зарождается христианство. Сначала оно находится под запретом, его последователи жестоко преследуются. Император Константин разрешает христианам исповедовать их веру, а вскоре христианство становится официальной религией.

К сожалению, торжество христианской веры привело к уничтожению многих античных памятников. На основе римского начинает развиваться раннее христианское искусство: строятся храмы-базилики, в пещерах появляется живопись в виде росписей. Фигуры людей в них показаны довольно схематично, больше внимания уделяется внутреннему содержанию сцены.


Восточная римская империя под видом Византии просуществовала до 1453 г. В 410 г. Рим был разграблен варварами. В 476 г. Западная империя, а вместе с ней античный мир, окончила свое существование после отречения последнего императора.

Тем не менее наследие Древнего Рима сложно переоценить. Оно оказало огромное влияние на развитие культуры всего мира.

Загрузка...