aracs.ru

Ольвия – Древняя Греция в Украине. Ольвия: античный город на берегу Днепро-Бугского лимана

Амфитеатры, колоннады, античные храмы… Чтобы рассказать о Древней Греции WeLoveUA не придется покидать пределы Украины, а всего лишь отправиться на юг нашей страны, где когда-то находился древний город.

Ольвия Понтийская или просто Ольвия (в переводе с греческого – «счастливая») – это один из четырех крупнейших древних государств, существовавших на территории северного черноморского побережья. В VI столетии до н.э. его основали греки из малоазийского города Милета. Город-государство просуществовал около 1000 лет – до 370-х годов.

Поселение находилось в районе нынешнего села Парутино в Николаевской области. Место расположения Ольвии считалось идеальным – высокое плато, по форме напоминающее треугольник, окруженное оврагами и лиманами и плодовитыми землями. Первыми жителями города это место было выбрано не случайно, поскольку имело природные оборонные линии. Немаловажным было и то, что окружавшие реки Южный Буг и Днепр обеспечивали ольвийцев рыбой и благоприятно влияли на торговые отношения как с другими древними центрами, доходя до Египта и современной Италии, так и соседними кочевыми племенами.

В период наибольшего развития площадь города составляла примерно 50 гектаров. Со стороны лиманов город окружало полторы сотни сел – это была сельская окраина Ольвии. Населяли город-государство не менее 20 тысяч человек. На плато был построен верхний город, а на склонах – торговые и ремесленные районы нижнего города. Главным ремеслом считалось гончарство, что доказывают многочисленные кувшины и амфоры, сохранившиеся до сегодняшних дней.

Каждый дом в городе имел внутренний двор, по периметру которого располагались жилые и хозяйственные постройки, и был огражден высоким каменным забором. Таким образом, жилища ольвийцев представляли собой маленькие крепости. Все городские улицы приводили к главной городской площади – Агоре (в переводе – «центр»), размером около 1000 кв.м.

В Ольвии жили ученые, философы, поэты и музыканты. В городе работал театр, ипподром, а горожане активно занимались спортом, проводя соревнования, по метанию копья и диска, стрельбы из лука и бега. Было и свое священное место, центр которого – храм Аполлона.

Греческий город стал приходить в упадок в средине II века до н.э. В первой половине I века в Ольвии разместился римский легион гарнизон. С конца II века город находился в составе Римской империи. Под ударами кочевников сперва была уничтожена жизнь сельской окраины Ольвии, а в самом городе жизнь прекратилась во второй половине IV века.

При строительстве Очаковской крепости турки разобрали часть городских построек на стройматериалы. Но даже несмотря на это, не раскопанной остается большая часть Ольвии. Например, еще не найдены театр и несколько храмов.

Сегодня на месте древнего города – наибольший в Украине археологический заповедник, площадью почти 300 гектар. В наилучшем состоянии сохранились до наших дней ольвийские курганы. По городским руинам можно рассмотреть принципы строительства античных городов. Отдельный интерес представляет сохранившаяся система водоснабжения Ольвии. На территории заповедника действует музей, фонды которого насчитывают около 50 тысяч экспонатов.

Кстати, расстояние он Николаева до заповедника – 40 км, что меньше часа езды.

Ольвия – Древняя Греция в Украине обновлено: Май 25, 2016 автором: Миша Герасименко

Изучали Ольвию: Н. Аркас, Ф. Брун В., Г. Тизенгаузен, И. К. Суручан. ,В. В. Латышевым

История Ольвии делится на два больших периода, рубежом которых является гетский разгром в середине I в. до н. э. (Латышев В. В., 1887, с. 37; Фармаковский Б. В., 19156, с. 10, 17). В последние десятилетия появилась попытка установления новой периодизации истории Ольвии без членения на догетский и послегетский периоды (Славин Л. М., 1959а, с. 86 сл.; Wasowicz А., 1975, с. 35). Однако возрожденный в первые века город столь резко отличался от города предыдущих столетий, что деление на две эпохи - догетскую и послегетскую представляется обоснованным.

Догетский период. Единой точки зрения на дату основания Ольвии до сих пор нет. Некоторые приближают ее к рубежу VII-VI вв. (Копейкина Л. В., 1976, с. 131; Виноградов Ю. Г., 1971в, с. 237), другие полагают, что город был основан в начале или в течение первой четверти VI в. (Славин Л. М., 1967; с. 5; Шелов Д. Б., 1956в, с. 45; Гайдукевич В. Ф., 1955, с. 31), во второй четверти или во второй трети VI в. (Блаватский В. Д., 1959б, с. 13) и даже около середины VI в. (Скуднова В. М., 1:960а, с. 12, 13). Раскопки показали единичность фрагментов керамики последней четверти VII в. до н. э. и массовость материала, относящегося к VI в. до н. э. в основном к его второй половине.

К концу VI в. была освоена вся территория Верхнего города за исключением северной части, занятой некрополем (табл. IX, 2). Северная граница, по-видимому, проходила севернее Зевсова кургана, где открыты остатки жилищ VI - начала V в. до н. э. В южном направлении город доходил до Заячьей балки, о чем свидетельствует распространенность находок раннего времени на территории будущей римской цитадели. Рост города шел с южной стороны (Копейкина Л. В., 1976, с. 140). Разведочные работы 30-х годов позволяют говорить, что Нижний город к концу VI в. доходил до границ Северной балки. Никаких данных об оборонительных сооружениях Ольвии VI в. нет.

Во второй половине VI в. в Верхнем городе на линии Главной улицы, возникают теменос и агора. Первоначально они представляли не разграниченный участок с культовыми постройками (табл. IX; X). Здесь совершался культ Аполлона Дельфиния, Зевса и Афины, судя по фрагментам вотивных сосудов с посвятительными граффити богам (табл. XI, 1-6), найденным в ботросах (фависсах), служивших для сброса пришедшего в негодность храмового инвентаря. На территории культового участка открыто два параллельных ряда ботросов. Тогда же был воздвигнут алтарь для возлияний, от которого сохранился цоколь, включенный позднее в алтарь V в. (Карасев А. Н., 1964, с. 32-34). К югу от него находилось здание, состоявшее из одного помещения. Агора в VI в. была незамощенной площадью. В непосредственной близости от теменоса и агоры в это время находился еще один район общегородского значения. Здесь сохранились остатки двух архаических зданий типа мегарона. Одно из них, ориентированное на северо-запад, состояло первоначально из двух помещений с примыкающим к ним каменным подвалом. Стены были сырцовые на полигональном каменном цоколе. Во второй строительный период большое помещение было перегорожено и здание состояло уже из трех помещений с подвалом, также подвергавшемся перестройке. Фасад здания был оформлен в виде небольшого портика и отделен от окружающей территории апсидообразной кладкой (Копейкина Л. В., 1975а, с. 188 сл.).



Жилые дома VI в. до н. э. раскопаны в районе Зевсова кургана к западу от Главной улицы. Открыто более 30 слегка заглубленных в материк жилищ различной формы площадью от 6 м2 до 14 м2. Среди них преобладают прямоугольные с закругленными углами, встречаются также округлые и овальные. Во многих жилищах открыты очаги, реже двухкамерные печки; найдена также переносная жаровня. Среди находок большое количество аттических чернофигурных сосудов. В некоторых землянках имелись полукруглые ниши. Этот район в ранний период являлся окраинным. Здесь найдены остатки металлургических мастерских: горны (сопла, куски обожженных кирпичей), скопление шлаков, бракованных изделий (Фурманская А. И., 1953). В восточной части района открыты остатки дома конца VI - начала V в. до н. э., стены которого были возведены из сырцовых кирпичей на полигональном каменном цоколе (Фармаковский Б. В., 1929, с. 43, 44). Таким образом, наряду с полуземлянками, уже в конце VI в. до н. э. здесь имелись и более благоустроенные жилища.

Время V в. до н. э.- третья четверть IV в. до н. э,- период расцвета Ольвии. Судя по сообщению Геродота (IV, 78), в первой половине V в. были сооружены оборонительные стены, локализации их К. Э. Гриневичем около Заячьей Балки в районе агоры (Гриневич К. Э., 1963, с. 53, 54) противоречит ряд данных, указывающих на возведение этих стен не ранее IV в. до н. э. Обнаружены остатки стены второй половины V в., шедшей по той же линии, что и стены IV в. до н. э.



До середины V в. до н. э. в окраинной части города еще продолжали существовать землянки наряду с наземными жилыми домами. Почти во всех домах имелся подвальный этаж, отдельные помещения которого предназначались не только для хозяйственных целей, но служили и в качестве жилых комнат.

Длительная осада Ольвии Зопирионом в 30-х годах IV в. до н. э. оказалась безуспешной, но она ослабила Ольвию и вызвала обострение классовой борьбы. Однако с последней четверти IV в. до н. э. начинается второй этап экономического и политического расцвета города. Это нашло отражение в новом росте хоры, в развитии местного производства, оживлении торговых сношений, в интенсивном строительстве. Город эпохи эллинизма, наиболее полно сохранившийся, дает возможность воссоздать отдельные городские ансамбли, планировку жилых домов, городское хозяйство в целом.

В конце IV в. город расширяется (табл. IX, 3) и занимает территорию некрополя VI-V вв. около Северной балки (Фармаковский Б. В., 19266, с. 177), там появляются оборонительные сооружения и жилые кварталы.

Б. В. Фармаковский предложил реконструкцию главных городских ворот, от которых, как и от северных крепостных стен сохранились в основном лишь слоевые фундаменты. Ворота фланкировались башнями. Вторые городские ворота по реконструкции А. Н. Карасева находились в районе агоры.

В конце IV - начале III в. до н. э. полностью перепланируется гимнасий. Сохранился лишь его полуподвальный этаж, в центре которого был восемнадцатиколонный зал. К его восточной стороне примыкало пять банных помещений (табл. XIV, 4). Полы их слегка понижались к западу. В одном из помещений обнаружена чаша с отверстием по середине для стока воды, в другом - известняковое корыто, с отверстием в центре. В крайних южных помещениях находились пифосы, которые в помещениях IV-V соединялись водопроводной линией. В центре отдельных помещений открыты очаги. Подсобные помещения были расположены в южной части..

Вместе с ними найдены глиняные лепные кружочки, гладкие или с отверстием по середине, которыми пользовались при голосовании (табл. XI, 9). К периоду эллинизма система водопроводов, действовавшая в V-IV вв. до н. э. в северо-восточной части агоры, была засыпана. Сохранился только каменный водоем, превратившийся в водосборный бассейн.

В окраинной части, где жили преимущественно ремесленники, дома были значительно скромнее, чем в центральных районах, с небольшими помещениями, количество которых колебалось от трех до 11 (Славин Л. М., 1941; 1962; 1975) (табл. XV, 1). В зависимости от застройки квартала и размеров дома, помещения группировались с двух или трех сторон двора и лишь в одном из домов Нижнего города они окружали двор с четырех сторон. Благоустройство домов дополнялось наличием цистерн для воды, особенно необходимых в Верхнем городе из-за отсутствия в нем общественных колодцев. Цистерны, вырытые в материке, со стенками, покрытыми гидравлическим раствором, достигали глубины 7-8 м; горловина их обкладывалась камнем. Однако трудоемкость устройства цистерн позволяла сооружать их только состоятельным владельцам. В Нижнем же городе во всех домах имелись колодцы, питавшиеся водой источников (Карасев А. Н., 1941, с. 129- 131). В эллинистическое время в Нижнем городе, вдоль продольной улицы, наиболее близко расположенной к склону, был устроен ряд колодцев общественного назначения, находившихся на пересечении с улицами, ведущими в Верхний город (Лапин В. В., 1960, с. 98-100). К благоустройству домов относится и наличие во дворах водостоков, отводивших воды в городские магистрали.

О керамическом производстве пока свидетельствует только керамика местного производства (Книпович Т. Н., 19406, с. 129 сл.; Зайцева К. И., 1976); о развитии литейного производства - многочисленные находки литейных форм, особенно в слоях IV-III вв. до н. э. К концу III в. до н. э. Ольвия вступила в полосу затяжного кризиса. Строительство общественных зданий прекращается, производятся только ремонты и перестройки, в первую очередь оборонительных стен. Ремонты и перестройки в жилых домах, помимо уменьшения их размеров, носят следы сильного снижения качества работ. К концу II в. до н. э. теменос и агора прекращают свое существование. Прекращают действовать и все водопроводные системы агоры. В середине I в. до н. э. Ольвия была разгромлена гетами, о чем свидетельствуют следы многочисленных пожаров, фиксируемые раскопками в различных частях города.

Послегетская эпоха. Судя по сообщению Диона Хрисостома (XXXVI, II, 48), в городе поселилось большое количество негреческого населения, которое оказало значительное влияние на культуру Ольвии; облик города сильно изменился. Площадь его сократилась. Линию стен I в. указывает искусственно вырытый ров, на месте которого позднее образовалась Вторая поперечная балка (табл. IX, 4). Следы стены зафиксированы на верхнем плато раскопками 1908 г. (Фармаковский Б. В., 1912).

К сооружениям I в. н. э. следует отнести алтарь из дерева, возведенный на месте разрушенного мраморного. О нем свидетельствуют темные круглые пятна - следы от установки деревянных опор, окружавших алтарь из известняка. Деревянный алтарь повторял форму раннего, незначительно превышая его размеры (табл. XII, 6) (Карасев А. Н., 1964, с. 47-49). Но алтарь, паходившийся за городской стеной, очевидно, к концу I в. н. э. перестал функционировать. В конце I в. н. э. в городе был возведен храм Зевса. К середине I в. н. э. в районе теменоса были построены производственные сооружения: две гончарные печи, винодельни и большое зернохранилище. На рубеже I- II вв. н. э. были созданы винодельни в западной части агоры. Производственный район ограждал с севера искусственно вырытый ров - первая линия обороны послегетской Ольвии (табл. IX, 4). Создание производственного района говорит о восстановлении экономического положения Ольвии в I в. н. э.

О развитии гончарного ремесла свидетельствует наличие нескольких районов с гончарными мастерскими. Второй гончарный район в Верхнем городе вырос в значительном отдалении от его стен, на заброшенной окраине города эллинистической поры. Третий район с гончарными печами был создан в Нижнем городе, около линии его обороны. В гончарном районе около Северной балки открыты остатки пяти печей, для обжига сосудов. От одной из них наилучшей сохранности дошло топочное отделение с подпорным столбом в центре, и часть обжигательной камеры диаметром 1,20 м (Ветштейн Р. И., 1958, с. 62-67; Гайдукевич В. Ф., 1955, с. 59- 60). Из двух печей на территории теменоса одна- округлой формы и небольших размеров, служила для изготовления сосудов, другая - прямоугольная в плане (3X2 м) - для изготовления черепиц.

Сохранились следы столбов, почти квадратной формы, поддерживавших под обжигательной камеры (Леви Е. И., 1964, в, с. 18-20). Найдены болванка для формовки округлых калиптеров и куски бракованной черепицы. Гончарный район в Нижнем городе начал также функционировать в I в. н. э. и просуществовал до начала III в. н. э. Большое зернохранилище в I в. н. э. включало ямы глубиной от 2 до 3 м с каменными горловинами, закрывавшимися плитами. Зернохранилище Верхнего города прекращает функционировать на рубеже I-II вв. н. э. От винодельни на территории теменоса сохранились лишь днища трех резервуаров и гиря рычажного пресса

Ко II в. н. э. Ольвия достигла экономического подъема. Окраинный район в Нижнем городе благоустраивается. Вдоль его улиц сооружаются водосточные канавы. Ведется строительство общественных зданий: гимнасия, бани, портика (IPE, I2, 40, 474, 181). Увеличиваются размеры домов. В одном из них открыто помещение с мозаичным полом из разноцветной гальки (Славин Л. М., 1967, с. 59

Во II в. разросся гончарный район в Нижнем городе. Открыты печи округлой формы (диаметром до 2 м) для изготовления сосудов и мелких изделий и большие печи прямоугольной формы с двумя подпорными столбами, аналогичные печи для обжига черепицы, открытой за городской стеной (Ветштейн Р. И., 1958, с. 65). Во II в. продолжали функционировать винодельни в Верхнем городе. Вместо старого зернохранилища сооружается новое, включавшее более 100 ям (табл. IX, 4). В районе северной оборонительной стены города, на территории Нижнего плато, еще на рубеже I-II вв. н. э. устраивается пекарня.

Некрополь. Некрополь в Ольвии по своей площади равнялся примерно территории города. Большое количество курганов, сосредоточенных главным образом у внешних границ, дало основание для наименования ольвийского некрополя «Урочищем ста могил» (Фармаковский Б. В.., 19036, с. 5). Некрополь пересекал ряд проселочных дорог, которые шли от Северных и Западных городских ворот. Кроме того, имелись дороги местного значения, делившие территорию некрополя на ряд участков.

Основным обрядом погребения в Ольвии было трупоположение. Захоронения производились в могилах трех типов: грунтовых, подбойных и склепах (Фармаковский Б. В., 19036, с. 9 сл.). Грунтовые могилы представляли собой прямоугольный колодец длиной 1-3 м, шириной 0,35-1,55 м, впущенный в материк на глубину 0,70-2,70 м. В подбойных могилах захоронение производилось в прямоугольной нише, вырытой в одной из стенок колодца, которая затем закладывалась камнем, или сырцом; в эллинистическое время встречается заклад из амфор. Земляные склепы отличались большими размерами и тем, что к ним с дневной поверхности вели пологие или ступенчатые спуски-дромосы. Напротив входа вырезалась прямоугольная камера с округлым сводом, которая также по совершении захоронения закладывалась каменными плитами или сырцовой стенкой (глубина склепов от 2 до 7 м, длина камеры 2,50-3,80 м, ширина 1,50-2,50 м, длина дромоса в основном в 2,5 раза превышала глубину склепа). В некоторых склепах имелись лежанки, в стенах - небольшие ниши. Иногда склепы белились, покрывались цветной штукатуркой.

В эллинистическое время были распространены склепы каменные, которые некоторые исследователи именуют каменными ящиками (Парович-Пешикан М. Б., 1974, с. 38 сл.). Обычно над ними возводился курган. Особого упоминания заслуживают два каменных склепа II в. н. э., один из них иод Зевсовым курганом, второй - склеп Еврисивия и Ареты (Фармаковский Б. В., 1902 в; 1906а).

Встречаются также захоронения младенцев в амфорах (Книпович Т. Н., 1940в, с. 303). По типам захоронений и обряду некрополь Ольвии в основном сходен с некрополями греческих городов.

«Достойный похвалы Еврисивий, сын Сириска, воздвиг меня Зевсу
Освободителю, царю богов, укрепляяотеческую землю и по справедливости
почитая славное всевладычество Зевса Освободителя».

Древняя Греция, греческие колонии Северного Причерноморья... Кажется, что это где-то очень далеко во времени и пространстве, что всё это осталось в далёкой античной Греции... Но когда оказываешься в месте, где когда-то кипела жизнь большого древнегреческого полиса, вдруг понимаешь, что географически это совсем недалеко, по времени только, может, чуть дальше... Вот она, эта самая земля, вот здесь стоял храм Зевса, вот здесь храм Аполлона, здесь, наверное, театр, здесь торговали, здесь жили люди...

Ольвия - один из четырёх крупнейших древнегреческих городов-колоний Северного Причерноморья - просуществовала больше 1000 лет. На древнегреческом ΟλβІα - счастливая. Некоторые греческие авторы называют Ольвию Борисфеном, а жителей города - борисфенитами по наименованию реки Борисфен (так греки называли Днепр). Ольвия была основана греческими переселенцами из Малой Азии из города Милета в VI в. до н.э. В это время греки активно осваивали большие пространства вдоль берегов Средиземного, Чёрного и Азовского морей. «Греки расселись по берегам нашего моря, как лягушки вокруг болота», - в шутку писал Платон.

Греческим переселенцам понравилось место на высоком берегу Бугского лимана недалеко от его впадения в Днепровский лиман. Это не самый берег Чёрного моря, до моря отсюда около 40 километров. От Понта Эвксинского (Чёрного моря) сначала нужно подняться вверх по Борисфену (Днепру), а затем немного уйти влево вверх по Гипанису (Южному Бугу). Но сам Бугско-Днепровский лиман с его просторами и далёкой линией другого берега вполне смотрится как морской залив. А другой берег Днепровского лимана и в хороший день смотрится тонкой ниткой на горизонте, при не очень же хорошей видимости его и совсем не видно.

Сейчас это окрестности села Парутино Очаковского района Николаевской области Украины. До Очакова километров 30 (там как раз лиман впадает в Чёрное море), до Николаева около 40 и до Одессы порядка 100 километров.

Северное Причерноморье в те времена - владения скифов. Переселенцам с ними нужно было или воевать, или договариваться. Воевать со скифами было бесполезно. Предание говорит, что когда греки высадились на берег, то сразу же встретили скифов, которых напоили вином. Скифам вино очень понравилось и они позволили грекам здесь поселиться.
А позже, «когда милетяне обратились к оракулу с просьбой одобрить вывод нового поселения в этот район, его природные богатства были уже хорошо известны. Поэтому оракул без труда предрёк счастливую участь основателям полиса и их потомкам, назвав их колонию Счастливым городом Oλβνη πολις. <…>

С течением времени Счастливый город стали называть одним прилагательным, и он превратился в Ольвию. Однако наименование граждан - ольвиополиты - по-прежнему производилось от полного названия. Ольвия не была оригинальным наименованием колонии, так как в греческой ойкумене насчитывалось около десятка Ольвий.» Из-за неоднозначности названия «Ольвия» для географической определённости Ольвию на Гипанисе часто называли Борисфеном, а ольвиополитов - борисфенитами, и это делали даже сами ольвиополиты, хотя Ольвия и Борисфен - близкие, но всё таки разные поселения.
Геродот, посетивший Ольвию в V в д.н.э, писал в своей «Истории»: «Ближе всего от торговой гавани борисфенитов [Ольвии] (а она лежит приблизительно в середине всей припонтийской земли скифов) обитают каллипиды - эллинские скифы; за ними идёт другое племя под названием ализоны. Они наряду с каллипидами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако, сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом. Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, ещё выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идёт уже безлюдная пустыня. Это - племена по реке Гипанису к западу от Борисфена.

За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от неё живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу - на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги - особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.»
Страбон тоже упоминает Ольвию: «Далее следует река Борисфен, судоходная на 600 стадий; поблизости течёт другая река - Гипанис и лежит остров перед устьем Борисфена с гаванью. Если проплыть вверх по Борисфену 200 стадий, то будет одноимённый с рекой город; этот город называется также Ольбией, является большим портом и основан милетцами.»
Упоминает Ольвию и Плиний Старший в «Естественной истории»: «В 120000 шагах от Тираса протекает река Борисфен и дальше следует озеро, племя того же имени и город, удалённый от моря на 15000 шагов, с древними наименованиями Ольвиополь и Милетополь.».

Н.М.Карамзин: «Веков за пять или более до Рождества Христова греки завели селения на берегах Черноморских. Ольвия, в 40 верстах от устья днепровского, построена выходцами Милетскими ещё в славные времена Мидийской Империи, называлась счастливою от своего богатства и существовала до падения Рима; в благословенный век Траянов образованные граждане её любили читать Платона и, зная наизусть Илиаду, пели в битвах стихи Гомеровы.»

Подробнее упоминает об Ольвии С.М.Соловьёв: «Мы упоминали уже о греческих колониях на северном берегу Понта. Самою значительною из них была здесь Ольвия (Борисфен, Милетополис), основанная милезийцами за 655 лет до Р.Х. при устье Гипаниса, или Буга. Старый город был разрушен гетами в половине последнего века до Р.Х., потом при участии скифов Ольвия была восстановлена, но не достигла прежнего богатства и великолепия; старый город, по Геродоту, имел предместие, рынок, дворец скифского царя Скюлеса; по надписям видно, что в нём был гимназиум, хлебный складочный магазин, базар, рыбный рынок, корабельные верфи. Скифы производили здесь торговлю посредством семи толмачей; Ольвия имела обширные торговые связи с греческими городами до самой Сицилии. Главным храмом считался храм Юпитера Ольвиоса, где граждане собирались для совещаний, но из божеств особенным уважением пользовался Ахиллес, певцу которого, Гомеру, также воздавались божеские почести. В стране варварской жители Ольвии не могли сохранить в чистоте греческого языка, они переняли также и скифскую одежду, в которой преобладал чёрный цвет. Верную картину быта греческих колонистов можно видеть в рассказе Диона Хрисостома, который в Ольвии искал убежища от преследований Домициана. Когда жители Ольвии увидали заморского оратора, то с греческой жадностию бросились послушать его речей: старики, начальники уселись на ступенях Юпитерова храма, толпа стояла с напряженным вниманием; Дион восхищался античным видом своих слушателей, которые все, подобно грекам Гомера, были с длинными волосами и с длинными бородами, но все они были также вооружены: накануне толпа варваров показалась перед городом, и в то время, когда Дион произносил свою речь, городские ворота были заперты, и на укреплениях развевалось военное знамя; когда же нужно было выступать против варваров, то в рядах колонистов раздавались стихи Илиады, которую почти все ольвиополиты знали наизусть. Время падения новой Ольвии трудно определить.».

На протяжении всей своей истории Ольвия была тесно связана с митрополией и с другими греческими колониями. Она торговала с Грецией, входила в Афинский морской союз. Ольвию осаждали войска одного из полководцев Александра Македонского, позже она была провинцией Римской империи. Ольвия оказала большое культурное влияние на окружающий её мир скифов, сарматов и других народов Северного Причерноморья.
В период своего расцвета территория города составляла около 50-55 га (сейчас почти третья часть древнего города затоплена водами Бугского лимана), а его некрополя - около 500 га, в Ольвии было больше 20 000 жителей. По берегам Бугского, Днепровского и Березанского лиманов располагались сотни сельских поселений, составлявших сельскую округу города - хору (хорой называлась сельскохозяйственная округа древнегреческого полиса).
Место, выбранное для города, было очень удачным, так как оно имело естественные природные оборонительные линии. Высокое треугольное плато с двух сторон было окружено глубокими оврагами, здесь располагался Верхний город. Склоны плато окружал амфитеатром Нижний город, защищённый с третьей стороны лиманом.

В истории Ольвии выделяют три основных периода - 1) - эллинский (от основания города во второй четверти VI в. до н.э. - до середины I в. до н.э. - времени гетского нашествия); 2) - греко-римский (от момента восстановления Ольвии в конце I в. до н.э. - до второго готского нашествия в 269-270 гг.); 3 - позднеантичный (от времени возобновления жизни на месте Ольвии в последней четверти III в. - до её полного прекращения в третьей четверти 4 в.). Во время первого, наиболее продолжительного периода, государство достигло максимального за всю историю своего существования расцвета экономики и культуры. Второй период характеризуется уменьшением экономического потенциала государства, сокращением территории города, проникновением римских влияний, усилением контактов с варварскими племенами. Третий период является временем окончательного упадка Ольвии.
В первый период возникает наиболее древний в Ольвии культовый участок - теменос, где поклонялись Аполлону Врачу. Со временем появляется ещё один теменос - с культом Аполлона Дельфиния, и возникает агора - площадь, имевшая торгово-административные и общественные функции. На теменосе Аполлона Врача возводится небольшой храм, а на теменосе Аполлона Дельфиния появляется священная роща. На обоих участках строятся алтари. Появление этих двух теменосов, а главное - агоры, и начало выпуска собственной, сугубо местной бронзовой монеты в форме дельфинов позволяет говорить о возникновении государства в конце третьей четверти VI в. до н.э.
Вокруг Ольвии во второй половине VI в. до н.э. формируется её хора. Возникает множество небольших сельских поселений, население которых занималось земледелием, животноводством, охотой и рыболовством, в небольшой степени ремеслом.
Ольвийское государство было классическим греческим полисом. Культурно-политическим и торгово-ремесленным центром был город, сельскохозяйственные поселения входили в сферу его влияния. Это была демократическая рабовладельческая республика. Прав гражданства не имели женщины, иностранцы, полусвободные группы населения и рабы.

В конце IV - первой половине III вв. до н.э. Ольвия достигает наибольшего за всю свою историю расцвета. Она окружена мощными каменными стенами с большими Западными и Северными въездными воротами. Численность населения составляет не менее 20-25 тысяч человек.
Главными статьями импорта были вино, оливковое масло, парадная посуда, ткани, украшения, предметы искусства.
Высоко была развита духовная культура жителей Ольвии. Боги, которым особенно поклонялись, имели свои храмы и святилища - Аполлон, Зевс, Афина, Кибела, Гермес. Кроме того, здесь были распространены культы Деметры и Коры-Персефоны, Плутона, Диониса, Артемиды, Ахилла, Геракла, Диоскуров, Гекаты и др. Широко почитались сатиры, силены, кабиры, демоны, менады, музы и другие менее значимые божества.
В Ольвии были свои философы, учёные, поэты, музыканты. Некоторые из них называются в письменных источниках - философ Бион Борисфенит, философ - стоик Сфер, философ и историк Посидоний. В городе был театр. Ольвиополиты активно занимались спортом.
В середине I в. до н.э. Ольвия была разгромлена войсками гето-даков во главе с Буребистой. Оставшиеся в живых жители покидают город, и жизнь здесь прекращается на несколько десятилетий. Город никогда уже не достигает уровня прежнего расцвета.
Жизнь на месте Ольвии возрождается не ранее конца I в. до н.э., по прошествии нескольких десятилетий после готского разгрома.
Со второй четверти III в. расцвет Ольвии постепенно начинает угасать. Вследствие вторжения готов и союзных им племён в различное время были захвачены и сожжены Тира и Ольвия. Ольвия пострадала даже дважды - во время первых «скифских» или «готских» походов в 232 - 238 гг. и во время их последнего массового похода 269 - 270 гг.
Первая катастрофа была кратковременной. Вторая катастрофа оказалась более серьёзной. Ольвия была полностью разрушена и оставлена на какое-то время жителями.
Последнее восстановление Ольвии происходит не ранее конца 80-х гг. III в. Но это было не более, чем на 100 лет, когда жители навсегда покинули Ольвию.

Географическое местоположение покинутой людьми и затерявшейся во времени Ольвии было забыто миром на много столетий. Оно было установлено русскими учёными в конце XVIII века на окраине села Парутино недалеко от Николаева. Говорят, что название села «Парутино» происходит от слова «порушенный». Село на порушенном. Но люди селились рядом с древними развалинами, на месте Ольвии никто не селился, там был разрушенный город.
Сейчас Ольвия - это Национальный Государственный историко-археологический музей-заповедник Украины.
Подъезжая к Парутино, видишь уходящие к горизонту поля пшеницы, ячменя, подсолнухов. Наверное, что-то похожее было и в те времена, когда в сельскохозяйственной округе Ольвии - хоре - кипела жизнь. Основным продуктом экспорта из Северного Причерноморья в митрополию у греков всегда было зерно.
Город Ольвия был окружён стенами и представлял собой крепость в виде неправильного треугольника. Такую форму диктовал рельеф местности, на которой располагался город: с двух сторон овраги, с третьей - лиман. Ольвия делилась на Верхний город, Среднюю часть (склон холма к лиману) и Нижний город. Часть Нижнего города сейчас находится под водой поднявшегося с античных времён Бугско-Днепровского лимана.

Сейчас Ольвия - это большое плато с частично раскопанными улицами с основаниями домом и других строений. Раскопки продолжаются, здесь постоянно работает Ольвийская Экспедиция. По оценкам археологов в настоящее время раскопано не более 1/80 территории, т.е., практически вся Ольвия ещё лежит под землёй и под водой лимана и ждёт своего часа. Для посетителей доступна примерно половина территории раскопок, та, где сейчас раскопки законсервированы. Места ведущихся в настоящее время раскопок закрыты для посещения. Территория охраняется серьёзно вооружённой охраной. Это обусловлено проблемой «чёрных археологов».

«Чёрные археологи» - реальная проблема не только для Ольвии, но и для всех значимых археологических памятников. Под землёй лежит неисчислимое даже в денежном счёте (что говорить о культурном) богатство, которое, в общем-то, вполне доступно чуть ли не любому желающему.

«Чёрные археологи», естественно, имеют совсем не научные цели раскопок и чаще всего просто уничтожают археологические памятники, а находки оседают или в частных коллекциях, или уходят из страны.

Археолог Андрей Ганжа, не один десяток лет принимавший участие в раскопках Ольвии, пишет: «Несколько лет назад какой-то высокий чин, в погонах таможенника, с экрана телевизора сказал, что в год из Украины вывозится археологических предметов на два миллиона долларов. Наивный!

В 2000-2001 году, в той же Ольвии было грабительски вскрыто более 500 древнегреческих погребений. А что оно есть, такое погребение? Это одна-две расписные лакированные вазы, до десятка других сосудов, обязательно - монета во рту или ладони покойника (таков обряд), почти всегда - украшения, часто оружие, десятки амфор. В общем, целый мир, окружавший человека, ушедшего в Вечность. Но это лирика, а реальность - $46,5 миллиона. Это экспертная оценка разграбленного материала! За два года!

А когда я назвал цифру в 2 миллиона своим знакомым «чёрным археологам», они, совсем не глупые ребята, снисходительно ухмыльнулись, и порекомендовали добавить три ноля. Профессионалы порекомендовали сделать то же, только улыбка была совсем другая, оскальная. 2 000 000 000!!!»

И как крик с болью о судьбе Ольвии:

«На Ольвию и Березань «облизывались» многие. Как учёные, так и грабители, живущие «чёрной археологией». Но в течение десятилетий Ольвийский заповедник (с 2002 года - Национальный) привечал первых и отбивался от вторых. Но больше не сможет. Пережив века и нашествия, пережив германо-румынскую оккупацию и не менее лихое советское время, Ольвия и Березань, как памятники общечеловеческого исторического наследия, погибнут именно в наше время, время украинской государственной независимости. Похоже, «чёрные» победили.»

Приезжая в Ольвию, лучше быть хотя бы немного подготовленным, иначе можно увидеть здесь только заросшие травой холмики и законсервированные раскопки, остовы домов, служебных построек и храмов, которые мало что расскажут о себе. Конечно, на территории заповедника есть указатели рекомендуемых маршрутов осмотра, есть схемы города, есть художественные реконструкции-рисунки зданий, непосредственно на местах раскопок есть пояснения, что именно перед вами. Но без предварительной подготовки это может не дать целостной картины большого античного полиса. Хорошо походить по Ольвии с экскурсоводом, но это не всегда получается. Примечательно, что охранники музея-заповедника, постоянно обходящие и контролирующие его территорию, вполне могут очень интересно и обстоятельно ответить на любой вопрос. А предварительная небольшая подготовка позволит мысленно увидеть живую жизнь Счастливого города, поднимутся храмы, зашумит священная роща, закричит торговая площадь, по улицам неспешно пройдут граждане...

На территории два музея. В одном собраны каменные экспонаты - в том или ином виде сохранившиеся колонны, статуи, барельефы, надгробия... Подобные экспонаты лежат также и под открытым небом. Во втором музее собраны предметы искусства и быта, каменные надписи и др. Смотрители музея очень доброжелательны и с удовольствием проведут по музею небольшую интересную экскурсию.

Раскопанные подвалы и фундаменты домов под открытым небом сейчас специально укреплены, чтобы, выведенные из-под земли, они не разрушались под действием погодных условий.

В первое время переселенцы, для которых берега Гипаниса и Борисфена стали новым отечеством, жили в землянках, поскольку в ближайших окрестностях Ольвии нет залежей камня, который можно было бы использовать в строительстве (как, скажем, в Николаеве или в Одессе). Позже в городе стали строить дома, как в Греции. Но в Северном Причерноморье климат суровее, нежели в Греции и Малой Азии. Поэтому здесь дома имели подвалы, в которых зимой лучше сохранялось тепло. Несмотря на то, что это берега Чёрного моря, с ноября по апрель здесь совсем не жарко. Зимой обыкновенно температура чуть выше нуля, сыро, пасмурно, ветрено и дождливо. Но иногда зимы бывают очень холодными. Ярким тому примером была зима 2009 - 2010. В эту зиму снег временами доходил по полуметра, на лиманах стоял лёд, даже Одесский порт какое-то время был подо льдом, в крае было объявлено чрезвычайное положение. По рассказам одесситов зимою 2007 - 2008 море замерзало на 100 метров от берега. И в античное время подобное тоже нередко случалось. «...в античности регулярно замерзали не только реки Северного Причерноморья, но и Керченский пролив; по нему скифы перегоняли скот с Крымского на Таманский полуостров и обратно». Поэтому задача максимального сохранения тепла зимою была весьма актуальной.
Когда греки обжились на новом месте, они стали строить дома по классической греческой схеме: все помещения располагались по двум, трём или четырём сторонам внутреннего прямоугольного двора. В богатых домах внутренний двор окружал портик с каменными колоннами, в более скромных портик строился не со всех сторон, и колонны были деревянными, в бедных домах портиков не было вообще.
Окна и двери комнат выходили во внутренний дворик, на улицу смотрели только глухие стены и заборы. Дома, тесно примыкая друг к другу, образовывали кварталы из нескольких домов.
Улицы жилых кварталов Ольвии были очень узкими, буквально 2-3 метра, городские власти смотрели даже за тем, чтобы уличные двери открывались внутрь дома, а не наружу, чтобы они не загораживали проход и проезд по улице.
Во всех частях города была развитая система канализации, фрагменты которой можно увидеть.

Порт связывал Ольвию с внешним миром, прежде всего, с другими греческими городами и с митрополией. Известно, что сухопутные торговые связи Ольвии достигали Волги и Урала, а по Днепру ольвиополиты поднимались до широты Киева. Но главным путём был всё-таки морской путь. Корабли из митрополии и других греческих городов и колоний поднимались по Борисфену и Гипанису. Перед ними открывался впечатляющий вид окружённой стенами Ольвии, Счастливого города. Порт по античным правилам был разделён на две гавани - для торговых и военных кораблей. В торговой гавани находились склады для товаров, оптовый и рыбный рынки, от неё поднимались улицы Нижнего города, которые шли на Террасный (Средний) город. Но даже с лимана за высокой каменной стеной с башнями хорошо были видны храмы и главные здания города. Всё это своей красотой и мощью производило неизгладимое впечатление на путешественника. В древности понимали толк в соединении ландшафта и архитектуры (точнее, архитектуру целенаправленно вписывали в окружающий ландшафт), поэтому все древние памятники архитектуры так гармонично смотрятся на окружающем фоне. И странники, приплывающие в Ольвию, были уже очарованы ею прежде, чем они сходили на берег.

Не менее замечательный вид открывался со стен города на просторы лимана. И сейчас, глядя с ольвийского берега вдаль... на горизонт... поражаешься, как же умели древние выбирать места для поселений, как же они чувствовали красоту! Чувство красоты было у них в крови. Они не могли поселиться в другом месте, не таком красивом. Стоя на высоком берегу лимана так и хочется ощутить себя птицей и, взмахнув крыльями, полететь. Похожее чувство возникает в горах, когда стоишь на вершине, а под тобой уходит вдаль глубокая долина...

Навигация и активная жизнь порта длились в тёплое время около полугода. Зимой греки старались без особой нужды не выходить в море, поскольку их корабли плохо переносили штормы, которые зимой нередки на Чёрном море. К тому же временами зимой на лимане становился лёд и жизнь в порту замирала. Зато летом порт был оживлённым местом, поскольку жизнь греков всегда была очень тесня связана с лиманом и морем, а каждый приход корабля из заморских земель в этот край ойкумены был заметным событием. Кроме товаров, вновь прибывшие привозили с собой новости внешнего мира, рассказы о делах и событиях. Аристотель отмечал, что в Афинах "народные ораторы проводят целый день... в болтовне с приезжающими с Фасиса или Борисфена..." . Если уж в Афинах так интересовались прибывшими издалека, то, тем более, подобное событие было значимым для далёкой Ольвии. В какой-то степени морские порты были аналогом караван-сараев караванной Азии, где узнавались новости из всех стран.

Общественная и торговая жизнь Ольвии проходила на агоре. Слово «агора» в Греции сначала означало «народное собрание», со временем так стали называть то место города, где проводилось народное собрание. Обычно это была торговая площадь или рынок. Т.е. агора - это торгово-административный центр города. Агора возникла в Ольвии практически сразу после основания города. Самые широкие улицы города соединяли агору с воротами. Здесь находились торговые ряды, административные и другие здания.

Одну из сторон ольвийской агоры занимала стоя. Стоя в античной архитектуре - это крытая галерея с колоннадой, обычно с одним-двумя рядами колонн и длинной сплошной стеной. В Ольвии стоя на агоре имела два ряда колонн. Как правило, стоя была обязательным элементом каждого греческого города, а посещение стои было обязательным в греческом образе жизни. В стое проводились различные встречи и собрания, обсуждались новости. Поэты здесь читали стихи, ораторы выступи с речам, а философы учили своих учеников. От слова «стоя» произошло название стоической философии или стоицизма, поскольку его основатель Зенон встречался со своими учениками в Афинской стое. Кстати, стоики были довольно популярны в Северном Причерноморье, вообще, и в Ольвии, в частности, поскольку их философия была близка жизненной философии местных греков, старающихся жить, по возможности, в гармонии с природой и в добром соседстве с окружающими варварскими племенами. Поскольку, согласно стоической философии, ход мировых событий и, тем более, жизни каждого человека предустановлен заранее, то единственный способ жить правильно - это жить в согласии, в гармонии с природой. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит», - говорил стоик Сенека.

На найденном в Ольвии аттическом кувшине VI в. до н.э. изображён воин со щитом, на котором виден знак Знамени Мира. Об этом рассказывает Е.П.Маточкин: «Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником. В том же году Рерих создаёт серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины - плакаты "Зарево" и "Знамя Мира. Pax cultura". В триптихе "Fiat Rex!" знак нарисован дважды: на рукоятке меча и на щите воина. По-видимому, это крестоносец. (Вспомним рериховское замечание о знаках на щитах крестоносцев). Это явно не античный воин, хотя в то время также на щитах бывал знак Знамени Мира. Его мы видим на чёрно-фигурном аттическом кувшине из Ольвии VI в. до н.э.»

Ольвия (греч. Olbía)

античный рабовладельческое город-государство, находившийся на правом берегу Бугского лимана; другое название - Борисфен (от греческого наименования р. Днепр). Остатки О. расположены около современного села Парутино Очаковского района Николаевской области. О. была основана в начале 6 в. до н. э. выходцами из греческого г. Милета. Городу принадлежали земли на обоих берегах Бугского лимана со многими сельскими поселениями. Сама О. располагалась на двух речных террасах (Верхний и Нижний город) и в период расцвета (5-3 вв. до н. э.) занимала площадь около 50 га . Город был окружен каменной оборонительной стеной с башнями, в южной части находилось дополнительное укрепление - цитадель. О. была распланирована на прямоугольные кварталы прямыми улицами; в центре Верхнего города находилась агора - торговая площадь, служившая и общественным центром, и теменос - священный участок с храмами и алтарями; в Нижнем городе располагались ремесленные кварталы и порт. Были развиты металлообрабатывающие, керамическое, ювелирное и др. ремесла, обслуживавшие городской рынок и соседние скифские племена, находившиеся с О. в торговых отношениях. От них О. получала скот, хлеб, кожи и др. продукты, которые она вывозила в Грецию, а также рабов. Из греческого государств привозились вино, оливковое масло, керамические и металлические изделия, предметы искусства и роскоши. В О. выпускалась серебряная, медная, а иногда и золотая монета. Верховная власть принадлежела народному собранию и выборному совету, исполнительная власть осуществляли коллегии ежегодно сменяемых выборных чиновников - архонтов, стратегов и др. О. проводила самостоятельную внешнюю политику, имела со своей метрополией - Милетом специальный дружественный договор. В 331 до н. э. О. вместе с соседними скифами отразила нападение Зопириона - полководца Александра Македонского. Во 2-й половине 3-2 вв. до н. э. О. переживала глубокий кризис, связанный с общим кризисом полисной системы и с активизицией враждебности окружающих племён. Во 2 в. до н. э. попала в зависимость от царя крымских скифов Скилур а. После разгрома скифского царства войсками Митридата VI Евпатора (См. Митридат VI Евпатор), царя Понта, в конце 2 в. до н. э. вошла в состав державы Митридата. В середине 1 в. до н. э. город был разрушен племенами гетов (См. Геты), руководимыми Беребистой. Восстановленная О. первых веков н. э. была гораздо меньше и не играла прежней роли. Во 2 в. н. э. в О. был поставлен римский гарнизон, а в начале 3 в. город был включен в состав римской провинции Нижняя Мёзия. Жизнь в О. прекратилась, видимо, в 4 в. н. э. Археологические исследования О. и окружающего её могильника эпизодически проводились в 19 в., систематически ведутся с 1901 (наиболее значительными были раскопки Б. В. Фармаковского в 1901-15 и 1924-1926). Территория древнего города объявлена заповедником.

Лит.: Латышев В. В., Исследования об истории и государственном строе города Ольвии, СПБ, 1887; Фармаковский Б., Ольвия, М., 1915; Славин Л. М., Древний город Ольвия, К., 1951; его же, Здесь был город Ольвия, К., 1967; Ольвия, т. 1-2, К., 1940-58; Ольвия, Теменос и агора, М. - Л., 1964.

Д. Б. Шелов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Ольвия" в других словарях:

    Ольвия - ольвия … Русский орфографический словарь

    Ольвия - (Затока,Украина) Категория отеля: Адрес: Приморская улица 6а, Затока, 67773, Украина … Каталог отелей

    Ольвия - Ольвия. Раскопки в Верхнем городе. ОЛЬВИЯ (Борисфен), античный город (6 в. до нашей эры 4 в. нашей эры) на берегу Днепро Бугского лимана; остатки у села Парутино, к югу от города Николаев. Укрепление, городские кварталы, агора, храмы, мастерские … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Борисфен) античный город (6 в. до н. э. 4 в. н. э.) на берегу Днепровско Бугского лимана; остатки у с. Парутино, к югу от г. Николаев (Украина). Укрепления, городские кварталы, агора, священный участок, храмы, мастерские, надписи, погребения и… … Большой Энциклопедический словарь

    См. Первомайск Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

    Координаты: 46°41′ с. ш. 31°54′ в. д. / 46.683333° с. ш. 31.9° в. д. … Википедия

    Борисфен (греч. Olbia, Borystenns), древнегреч. город государство на Бугском лимане (остатки городища и могильника теперь близ с. Парутино Очаковского р на Николаевской обл.). Осн. переселенцами из Милета и др. ионийских городов в 1 й пол. 6 в.… … Советская историческая энциклопедия

    Ольвия - (греч. Olbia) античная колония в Сев. Причерноморье, недалеко от устьев Днепра (Борисфена) и Южн. Буга (Гипаниса), основана выходцами из Милета (другое название О. Борисфен). О. сформировалась как демократический полис; ее расцвет приходится… … Античный мир. Словарь-справочник.

    - (Борисфен), античный город (VI в. до н. э. IV в. н. э.) на берегу Днепровско Бугского лимана; остатки у села Парутино, к югу от г. Николаев (Украина). Укрепления, городские кварталы, агора, священный участок, храмы, мастерские, надписи,… … Энциклопедический словарь

    - (Όλβίη или Όλβία счастливая) древнегреческий город на правом берегу реки Буг (древн. Гипанида), колония ионийского города Милета. У греков, живших в собственной Греции и Малой Азии, О. называлась Борисфеном, или городом и портом Борисфенитов.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Античные государства Северного Причерноморья , . Том посвящен античным государствам Северного Причерноморья, существовавшим в период между VII в. до н. э. и IV в. н. э. На основе археологических раскопок, историческихисточников…

Реферат по основам археологии на тему:

Греческие города Северного Причерноморья. Ольвия.

Студентки I курса 11 группы

Исторического Факультета

Колесниковой Ольги

Москва. 1998


Введение______________________________________________________ 2

История раскопок и изучение___________________________________ 3

Древний город_________________________________________________ 4

Догетский период_____________________________________________ 5

Теменос до гетского разгрома___________________________________ 7

Агора до гетского разгрома_____________________________________ 9

Послегетская эпоха___________________________________________ 10

Упадок III века_______________________________________________ 12

Ольвийский некрополь_________________________________________ 13

Население Ольвии в VI-I веках до н.э.____________________________ 14

Используемая литература_____________________________________ 16

Колонизация черноморского побережья греками началась в середине VII века до н.э. Первое поселение было основано ими на острове Березань.

Древняя Ольвия была заселена греками в середине VI века до н.э. В том же VI, а также V веке до н.э. греки основали в Северном Причерноморье Пантикапей (VII век до н.э., ныне Керчь), Фанагорию (Таманский полуостров), Феодосию, Херсонес (близ Севастополя), Тиру и много других городов.

Причинами колонизации служили противоречия в древнегреческом обществе между сторонниками землевладения и родоплеменной знати. Убеждённые в этом противостоянии должны были выселится на новые территории. Этот поток переселенцев пополнили вытесненные рабами земледельцы. Основную массу переселенцев в Ольвию составляли милетяне, а также жители других городов Греции.

Ольвия располагалась в устьи Буга и Днепра, вокруг города были плодородные и богатые земли. Греки чаще всего селились на месте уже существующих поселений. Поэтому некоторые археологи считают, что Ольвия была основана на месте более древнего поселения.

Древний город находился в окружении ряда скифских племён. К востоку жили скифы земледельцы. Непосредственно примыкали к Ольвии поллимеды, которых Геродот называл эллино-скифами. Севернее и северо-западнее были алазоны. Отношения в это время со скифскими племенами были очень хорошими, что объяснялось взаимной торговой и экономической выгодой.

Однако в III веке до н.э. картина меняется. Окружающие племена были настроены против Ольвии. Нередко скифы сарматы предпринимали военные набеги на город.

Местоположение Ольвии было установлено русскими учёными – академиком Палласом во время его научной экспедиции по югу России в 1794 году (труд об этой экспедиции был опубликован в 1801 году) и Павлом Сумароковым, выпустившим в свет книгу «Путешествие по всему Крыму, и Бессарабии в 1799 году». Описание местности в 1819 году сделал П.И. Кеппен. Первые раскопки произвёл Сухтелен в 1801 году, а более существенные работы были произведены в 1847 и 1853 годах по поручению Московского археологического общества А.С. Уваровым. Следующие исследования сделали Забелин и Тизегаузен в 1873 году. Они наметили границы города, могильника и добыли древнюю посуду, утварь, монеты.

Следует отметить выход в свет труда В.В. Латышева в 1885 году, содержащего надписи из Ольвии. Однако, несмотря на всё это, исследования на протяжении XIX века носили лишь эпизодический характер.

За первую половину XX века в Ольвии побывало 37 экспедиций. Их можно разделить на два периода: с 1901 по 1915 годы и советский. Первый период связан с именем Б.В. Фармаковского, который произвёл научно поставленные полевые работы с фиксацией результатов. Его задачей было также выяснение топографии города, его границ, системы обороны, характер застройки и т.д. В 1901-1903 годах Фармаковский раскопал центральную часть Верхнего города, где был найден большой богатый дом III-II веков до н.э. В 1903 году раскопки производились на юго-западе города, на северо-западе города, на Заячьей балке. В 1905-1906 годах была открыта северная граница цитадели. Также учёным было раскопано более 1500 погребений Ольвийского могильника.

В советский период раскопки возобновил после Второй Мировой войны профессор С.А. Семёнов-Зусер.

Рельеф местности, на которой находилась древняя Ольвия, обусловил форму крепости в виде неправильного треугольника. Ольвия занимала плато из трёх частей: Верхний город, Средняя часть (склона) и Нижний город. Часть Нижнего города в наше время находится под водой.

История Ольвии делится на два периода, рубежом которых является гетский разгром в середине I века до н.э.

Единой точки зрения на дату основания Ольвии до сих пор нет. Некоторые исследователи говорят о рубеже VII-VI веков до н.э., другие считают, что город был основан в начале или в течении VI века до н.э.

Раскопки показали единичность фрагментов керамики последней четверти VII века до н.э. и массовость материалов, относящихся к VI веку до н.э.

В VI веке до н.э. была освоена вся территория Верхнего города, за исключением северной части, занятой Некрополем. Северная границы города по-видимому проходила чуть севернее Зевсова кургана, где отрыты остатки жилищ VI–начала V веков до н.э. В своих южных границах город доходил до Заячьей балки.

Рост города шёл также с юга. К концу VI века до н.э. Нижний город проходил до границ Северной балки.

Во второй половине VI века до н.э. в Верхнем городе на линии главной улицы возникают Теменос и Агора.

На рубеже VI-V веков до н.э. возникает жилой район в пригороде площадью 1500 м 2 . Жилища представляли из себя землянки преимущественно прямоугольной формы. В полу некоторых из них сохранились углубления от угловых и центральных столбов. В землянках найдена привозная керамика конца VI-V веков до н.э. и терракотовые статуэтки. Кроме землянок в южной части пригорода открыты остатки сооружения слегка заглублённого в землю. В VI веке до н.э. оно состояло из одного помещения, а в начале V века до н.э. – из четырёх. В центральном помещении с севера примыкала комната с зольником, с востока – кладовая для хранения вина и оливкового масла. В западном помещении имелась глинобитная посуда. Ю.И. Козуб трактует этот комплекс за святилище, считая, что зольник – алтарь, а площадка имела культовое значение.

Время V века до н.э. и третья часть IV века до н.э. – период расцвета Ольвии. Геродот сообщал, что в первой половине V века до н.э. были сооружены оборонительные стены. Северная линия обороны города V века до н.э. совпадала с границей города VI века до н.э. В V веке до н.э. город принимает новый облик, в соответствии с разработанной планировкой, который местами соответствует гипподамовой системе, но в целом не имеет чётко выделенных квадратов.

Район общегородского значения, в непосредственном соседстве с Агорой и Теменосом продолжал интенсивно застраиваться. До середины V века до н.э. в окраиной части города ещё были землянки.

С последней четверти IV века до н.э. начинается второй этап экономического и политического расцвета. Это нашло отражение в новом росте хоры, развитии местного производства, оживлении торговых отношений, интенсивном строительстве. Город эпохи эллинизма,наиболее полно сохранившийся, даёт возможность воссоздать отдельные городские ансамбли, планировку домов, городские хозяйства в целом.

В IV веке до н.э. город расширяется и занимает территорию Некрополя VI-V веков до н.э. около Северной балки. Возводится северная линия обороны в соответствии с границами. По мнению А.Н. Карасеева ольвиополиты создали в VI веке до н.э. хранилища, которые тянулись от Северных ворот до Западных.

В окраиной части, где жили в основном ремесленники дома имели от трёх до одиннадцати помещений. Благоустройство домов дополнялось наличием цистерн для воды, особенно необходимых в Верхнем городе. Цистерны были вырыты в материке, а их стены были покрыты гидравлическим раствором. Их глубина достигала 7-8 метров. В Нижнем городе во всех домах имелись колодцы. К благоустройству относится и наличии во дворах водопроводов, отводивших воды в городские магистрали.

О керамическом производстве пока свидетельствуют только местная керамика. О развитии литейного производства – многочисленные находки литейных форм, особенно в слоях IV-III веках до н.э.

К концу IV века до н.э. Ольвия вступила в полосу затяжного кризиса. Прекращает своё существование большинство поселений на хоре Ольвии. Ухудшаются взаимоотношения с соседями, вследствие чего сооружаются стены вдоль береговой полосы. Строительство общественных зданий прекращается. К концу II века до н.э. завершает своё существование Теменос и Агора. В середине I века до н.э. Ольвия была разгромлена гетами, о чём свидетельствуют следы многочисленных пожаров, фиксируемых раскопками в различных частях города.

Раскопки Теменоса были начаты 1951 году. В 1955 году была открыта восточная ограда и вход со стороны «восточной» улицы Агора. Строительные остатки Теменоса VI века до н.э. дошли до нас очень фрагментарно. Это каменная дорожка, сохранившаяся на протяжении 20 метров, которая вела от Агоры к священной роще. Небольшая роща из посаженных деревьев занимала северную половину раскрытой в настоящее время территории Теменоса. К востоку от «священной» дорожки стоял самый ранний алтарь Теменоса, от которого до нас дошёл только цоколь. К югу от алтаря находилось квадратное в плане здание, размером 4,80х4,80 метров. Сохранился лишь нижний ряд поленной кладки. Трудно сказать, был ли это храм. Вход в здание был с запада. В V веке до н.э. здание перестраивается. В самой роще вероятно стояли небольшие культовые сооружения, к которым относится и овальное углубление, заполненное впоследствии очень плотной трамбовкой. Пока можно лишь говорить, что уже в последнюю четверть VI века до н.э. здесь совершались священослужения, связанные с культом Зевса, Афины, Аполлона Дельфиния. Большое количество материалов этого времени свидетельствуют, что уже тогда культовый участок являлся центром духовной жизни ольвиополитов. Примерная граница святилища определяется на юге ранними углублениями в материке, на севере и западе она, по-видимому, совпадала с более поздней границей.

В V веке до н.э. идёт интенсивная застройка Теменоса, которая придала ему совершенно другой облик. Вместо разбросанного и неоформленного святилища, где значительное место было отведено «священным» деревья и другим предметам,характерным для ранней греческой религии, появляется чётко ограниченный постройками комплекс. К V веку до н.э. относится сооружение главного алтаря из известняка рядом с ранее существовавшим алтарём, храм Аполлона Дельфиния и алтарь для сожжения жертвоприношений расположенный среди ещё сохранившейся рощи. К северу от алтаря для сжигания обнаружили остатки ещё одного алтаря, от которого сохранилось лишь основание. Роща в V веке до н.э. была сокращена за счёт храма.

Нет сомнения, что на месте храма Зевса в северо-западной части Теменоса, стоял более ранний храм. Там же в западной части находился большой каменный водоём для сбора дождевой воды.

В последней четверти IV века до н.э. Теменос снова перестраивается. Основной причиной было низкое положение по сравнению с городом культовых сооружений. Весь уровень Теменоса был поднят, после чего началось новое строительство. Первым стал возводиться храм Аполлона Дельфиния. Новый храм был много больше и занимал не только площадь старого, но и часть прилежащих к нему сооружений. До нас от этого храма дошли только остатки слоевого фундамента, ширина которого была 16 метров, а длина не менее 30-35 метров.

В III веке до н.э. был построен новый храм в северо-западной части святилища, ориентированный на юго-восток. Этот храм был посвящён Зевсу.

В период эллинизма очевидно было построено ещё одно квадратное в плане здание. Для снабжения Теменоса водой к северу от выхода была сооружена огромная цистерна глубиной около 9 метров, сильно расширявшаяся к низу. Цистерна наполнялась дождевой водой, собиравшейся вероятно с крыши нового храма Аполлона Дельфиния. Даже к северу на месте существовавшей ранее мастерской по изготовлению металлических изделий строилась более крупная мастерская по изготовлению терракотовых статуэток.

Перед входом в Теменос эллинистического периода устраивалась небольшая площадь 20х20 метров, в середине которой был водоём.

Теменос начал разрушаться ещё за долго до разгрома Ольвии гетами в середине I века до н.э. Главный алтарь святилища был полностью разрушен.

У нас нет прямых данных, которые могли бы указать, с какими событиями в истории древней Ольвии могло быть связанно разрушение фундаментальных сооружений Теменоса. Вероятнее всего разбор храмов произошёл во время подчинения Ольвии государству поздних скифов во второй половине II века до н.э.

Раскопки Агоры начались в 1946 году и велись систематически до 1953 года. Затем последовал перерыв, а в 1958 году возобновились работы в юго-восточной части. В 1959 году предпринято вскрытие северо-восточной части городской площади.

Одним из наиболее важных результатов раскопок гора за последние годы является открытие остатков Большой Стои. Это было весьма фундаментальное сооружение, длина которого достигала 45 метров, а ширина в первый строительный период 14,5 метров, во второй – 17,5 метров. Первоначально казалось, что Стоя отделявшая Теменос от Агора, была двунефной и, что южная половина её предназначалась для Агоры, а северная для Теменоса. И когда внутри Стои в 1958 году были открыты три отдельно стоявших слоевых фундамента, расположенных по одной оси, то стало очевидно, что внутри находилась колонада в девять колон. В результате открытия Большой Стои была выяснена граница Агоры эллинистического периода.

Раскопки северо-восточной части открыли здания с торговыми комплексами IV-II веков до н.э. Были также обнаружены остатки сложной гидросистемы, сооружённой в V веке до н.э. От неё сохранились: каменный водоём, полуподвальное каменное здание, круглая шахта, глубиной 3 метра, подземный ход, два колодца.

Исследован также комплекс IV-II веков до н.э., где открыто три подвальных помещения, каменные стены, выбранные в I веке н.э. В одном из подвалов было найдено 133 монеты. Скопления монет в какой-либо определённой части помещения не наблюдалось. Они равномерно распределялись по всей его площади. Все монеты ольвийской чеканки. Преобладают борисфены.

Немногочисленный керамический материал нового эллинистического комплекса был близок к керамике из засыпи. Мы встречаем ту же продукцию пергамских мастерских III-II веков до н.э. – обломки чёрно-лаковых сосудов, лутериев в резным орнаментом. Обломки буро-лаковых «мегарских» чашек. На одной из них частично сохранилась кирбья. Выделяется тонкостенная чёрно-лаковая керамика.

Благодаря раскопкам выяснено, что Большая Стоя являлась северной границей не всей Агоры, а лишь оформлением площади, свободной от построек.

Одним из наиболее интересных является фрагмент кратера теннийского производства, относящегося к IV веку до н.э. Раскопки Агоры дали и остатки надписей на мраморных плитах.

После гетского разгрома население вернулось в Ольвию по просьбе скифов заинтересованных в зарождении города как торгово-посреднического центра. Начинает возрождаться хора Ольвии. Судя по сообщению Диона Хрисостома в городе поселилось большое количество негреческого населения, которое оказало значительное влияние на культуру Ольвии. Облик города сильно меняется, а его площадь сокращается.

Линию стен I века н.э. указывает искусственно вырытый ров, на месте которого позднее образовалась вторая поперечная балка. Следы стены зафиксированы на Верхнем плато, раскопанном в 1908 году. Некоторое представление о стене дают её остатки открытые в Нижнем городе. Сохранилось несколько рядов фундамента с облицовкой камня. Ширина стены (всего лишь 1,7 метра) не соответствует масштабам V-IV веков до н.э.

В плотную к стене были пристроены жилища ольвиополитов. Это были однокомнатные полуподвальные постройки с очагами и смежными стенами из камня. Они были вытянуты в один ряд между оборонительной стеной и узкой улицей с южной стороны. К сооружениям I века н.э. относят и алтарь из дерева, возведённый на месте разрушенного мраморного. Об этом свидетельствуют тёмные круглые пятна – следы от установки деревянных опор, окружавших алтарь из известняка. Этот алтарь повторял форму раннего, немного превышая его размеры. Находясь за городской стеной к концу I века н.э. алтарь перестал функционировать. В конце I века н.э. в городе был возведён храм Зевса. К середине I века н.э. в районе Теменоса были построены производственные сооружения: две гончарные печи, винодельня и большое зернохранилище. На рубеже I-II веков н.э. были созданы винодельни в западной части Агора. Производственный район ограждал от севера вырытый ров – первая линия обороны послегетской Ольвии. Создание экономического района говорит о возрождении Ольвии в I веке н.э. О развитии гончарного ремесла свидетельствуют несколько районов с гончарными мастерскими. Один из таких районов вырос в Верхнем городе в отдалении от стен на заброшенной окраине эллинистической поры. Ещё один район с гончарными печами был создан в Нижнем городе, около линии его обороны. В гончарном районе около Северной балки открыты пять печей для обжига сосудов. От одной из них, в наилучшей сохранности, дошло топочное отделение со столбами в центре и часть обжигательной камеры, диаметром 1,2 метра. Из двух печей одна, округлой формы и небольших размеров, служила для изготовления сосудов, другая, прямоугольная 2х3 метра, для изготовления черепиц. Сохранились следы столбов почти квадратной формы. Найдены болванки для формовки округлых калиптеров и куски брака черепицы.

Гончарный район в Нижнем городе начал функционировать в I веке н.э. и просуществовал до конца III века н.э.

Большое зернохранилище 2х3 метра с каменными горловинами закрывались плитами. Зернохранилище Верхнего города прекращает функционировать на рубеже I-II веков н.э.

Однако оно находилось на территории Теменоса. Зернохранилище состояло из ям, врезанных своим основанием в материк. Значение ям выяснилось после выяснения закономерностей в их расположении. В засыпях их стали находить крышки. Одна из ям чудом дошла до нас в полной сохранности. Она была закрыта каменной крышкой, лежавшей на каменной обкладке округлой горловины. Её стенки оказались изветвлёнными ходами грызунов. Ясно, что она была наполнена зерном.

От виноделия на территории Теменоса сохранились лишь днища трёх резервуаров и гиря рычажного пресса. От винодельни на западной стороне Агоры мы имеем остатки двух площадок и три резервуара. Сохранились остатки винодельни в северо-западной части Верхнего города. Несмотря на экономический подъём в I веке н.э. внешнеполитическая обстановка создавала неустойчивое положение в городе. В конце I века н.э. Ольвия оказалась вновь, хотя и на короткий срок, в зависимости от царей Форзая.

Ко II веку н.э. Ольвия достигает экономического подъёма. Окраинный район в Нижнем городе благоустраивается. Вдоль его улиц сооружаются водосточные канавы. Ведётся строительство общественных зданий: учебных заведений, бань, портика. Увеличиваются размеры домов. В одном из них обнаружено помещение с мозаичным полом из разноцветной гальки. Другой дом имел восемь помещений, одно из которых служило лавкой. В Верхнем городе открыт большой дом.

Особенное внимание во втором веке уделялось сооружению оборонительных стен и реконструкции старых. Когда притеснённые варварами ольвиополиты обратились за помощью к римлянам, в южной части города возводится укреплённая цитадель. Её северная стена была 3 метра. Она возводилась из плит длинной 1,5 метра. Башни, остатки которых мы имеем, находились у главного входа, к которому вела улица, сохранившая направление главной магистрали до гетского периода. Башни к востоку от ворот отличались от башен главного входа. Северную стену цитадели, остатки которой дошли до нас, на всём её протяжении сопровождал ров.

Внутри цитадели открыты остатки двух зданий, связанных с пребыванием римского гарнизона.

Около северной стены сохранился повал большого здания. В одном из его помещений находилась цистерна. Открыт подвальный этаж из семи больших помещений. На территории цитадели вокруг главного входа открыты развалины монументальных плит от храма Аполлона Простата. Определение их как принадлежащих храму сделал Фармаковский, на основании скопления здесь культовых надписей, посвящённых Аполлону.

Во втором веке разросся гончарный район в Нижнем городе. Открыты печи округлой формы диаметром 2 метра для изготовления сосудов и мелких изделий, и большие прямоугольные печи с двумя подпорочными столбами, аналогичные печи для обжига черепицы, открытой за городской стеной.

Во II веке н.э. продолжают функционировать винодельни в Верхнем городе. Вместо старого зернохранилища сооружается новое, включающее более ста ям.

В районе северной оборонительной стены города на территории Нижнего плато ещё на рубеже I-II века н.э. устраиваются пекарни. Её здание полуовального характера площадью 290 м 2 примыкало к Восточной улице и имело семь помещений. Выделяется центральное помещение с большой овальной печью. В северной половине здания найдены два пифоса. Один из них служил для хранения муки, второй – для воды. В западной части располагались жилые комнаты. Ряд хозяйственных построек был возведён за пределами города.

Все производственные сооружения прекращают своё существование в первой половине III века н.э. Замирает жизнь и на большинстве поселений ольвийской хоры. Прекращается чеканка монет Ольвии. В III веке н.э. не возводят новых построек. От построек IV века н.э. сохранились лишь остатки кузнечной мастерской.

Ольвиополиты не смогли противостоять всё нарастающему натиску кочевых плёмен. В IV веке н.э. жители покинули город.

Некрополь по своей площади примерно равнялся территории города. Большое количество курганов, сосредоточенное главным образом у внешних границ, дало основание для именования ольвийского некрополя «урочищем ста могил». Некрополь пересекал ряд просёлочных дорог, которые шли от северных и западных городских ворот. Другие дороги делили территорию некрополя на ряд участков. Историческая топография ещё до конца не выяснена, но можно говорить, что погребения VI-V веков до н.э. были сосредоточены к западу от северо-западного края городища, занимая в это время и северную окраину города эпохи эллинизма. В V веке до н.э. территория значительно расширяется к западу от Заячьей балки, а с конца IV века до н.э. - к северу от неё. Со II века до н.э. до первых веков н.э. хоронили в основном на западном склоне Заячьей балки, а также в заброшенной части города догетской эпохи.

Основным обряд погребения Ольвии было трупоположение. Захоронение производилось в могилах трёх типов: грунтовых, подбойных и склепах. Грунтовые могилы представляли собой прямоугольный колодец длиной 1-3 метра, шириной 0,35-1,55 метра, впущенный в материк на глубину 0,70-2,70 метра. В подбойных могилах захоронение производилось в прямоугольной нише, вырытой в первой из стенок колодца, которая затем закладывалась камнем, сырцом или амфорами. Глубина могил 1,15-3,20 метра, длина 1,20-3,10 метра, ширина 1 метр, высота подбоя 0,30-1 метр. Земельные склепы отличались большими размерами и тем, что к ним с поверхности вели пологие или ступенчатые проходы-дромосы. Напротив входа вырезалась прямоугольная камера с округлым сводом, которая также по совершении захоронении закрывалась каменными плитами. Глубина склепов 2-7 метров, длина 3,50-3,80 метра, ширина 1,50-2,50 метра. В некоторых склепах имелись лежанки.

В эллинистическое время были построены маленные склепы. Два наиболее сохранившихся находятся первый под Зевсовым курганом, а второй – склеп Еврисивия и Ареты (II век н.э.). Встречаются также захоронения младенцев в амфорах.

Ориентация могил различна. В основном запад – восток. Положение покойников - вытянутое на спине. Скорченные редки. Погребения совершались в деревянных гробах и их дно обычно покрывалось травой или смолой. Наряду с трупоположением в Ольвии, особенно в ранний период, существовало трупосожжение. Отдельные случаи кремаций зафиксированы и в черте города. Представляют интерес остатки двух кострищ в круге из амфор.

При раскопках некрополя найдено огромное количество разнообразных предметов: вазы, оружие, украшения, амулеты, монеты, амфоры и др. Встречаются кости от положенных в могилу кусков мяса. Найдено чрезвычайно мало надгробий, однако Фармаковский полагал, что они были расхищены ещё в древности. По типам захоронений и обрядам некрополь Ольвии в основном сходен с некрополями греческих городов.

Проблема состава населения Ольвии остаётся до сих пор не достаточно разработанной. Здесь должны быть использованы все виды источников письменных и археологических. Среди собственно письменных источников, т.е. текстов авторов, только один содержит прямое указание относительно населения Ольвии – Борисфенитская речь Диона Хрисостома. Значительно более обширный материал содержится в источниках эпиграфических. В отдельных случаях надписи содержат вполне конкретные данные о населении Ольвии. Существует несколько надписей, где имени соответствует место рождения. Это в основном надписи об иностранцах. Сколько-нибудь показательные сведенья есть только о правящей верхушке общества, но данные о простых ольвиополитах тоже встречаются, хоть и редки. Значительная часть горожан – греческая. В первые века нашей эры среди них встречаются римские. Есть и не вполне ясные еврейские или персидские имена.

Громадное преобладание греческих имён в ольвийских надписях IV-I веков до н.э. вызывает предположение, что в Ольвии данного период жили одни или почти одни греки. Но это не так. Несомненно, что имена встречающиеся в надписях не отражают состава населения. В последнее время была сделана попытка выяснить состав населения Ольвии по археологическим данным. Для Ольвии интересующего нас периода присутствие негреческих элементов в составе населения устанавливается двумя способами: путём исследования погребений городского некрополя и путём изучения производства. Особенно показательные результаты даёт ольвийский некрополь. Факт присутствия в нём могил с негреческими обрядами погребения не может вызывать сомнения. Это относится прежде всего к группе скорченных погребений. Кроме погребений хоккером могут быть указанны и другие, принадлежность которых к скифам также вероятна, а иногда и бесспорна. Среди них характерны погребения так называемых скифов-войнов с типичным для скифского периода инвентарём – мечём, стрелами, колчаном. С другими группами погребений, которые упоминаются как негреческие – сложнее. Ни наличие растительных подстилок, ни присутствие деревянных перекрытий, ни вещи в скифском стиле не могут сами по себе служить признаком, говорящий о негреческом происхождении погребённого. Не может считаться бесспорным признаком такого рода и тип погребения.

О присутствии негреческих элементов в составе населения Ольвии говорят некоторые особенности ольвийского производства. Наиболее характерным в этом плане является металлургическое производство. Изготовление бронзовых художественных изделий в формах, а не чеканки, является, бесспорно, местным приёмом, существовавшим в Северном Причерноморье и в скифское и ещё в доскифское время. Вероятно греческие мастера повлияли на облик изделей скифов. Негреческое производство сказывается и в другом: например в исполнении некоторых греческих орнаментов мастером не понятых.

Что касается скифских орнаментов изготовленных в Ольвии предметов, то это факт интересен как показатель связи между Ольвией и скифами, но он едва ли может рассматриваться как доказательство присутствия в Ольвии пользовавшегося такого рода вещами скифского населения. Подобного рода вещи изготовлялись, очевидно, для сбыта их в Скифии, что подтверждается случаями находок этих вещей на территории Скифии. Известное их количество могло употребляться и в Ольвии, но не обязательно живущими там скифами.

Подводя итоги, мы должны отметить, что население Ольвии уже в первые века существования города, безусловно не являлось чисто греческим: за это говорят присутствия в некрополе погребения с негреческими ритуалами и ремесленные производства. Что касается роли, которую играл неместный элемент в политическом управлении государства, то она вероятнее всего была незначительной, т.к. надписи никак не отражают принадлежности негреческого населения к правящей верхушки.

Наличие в первых веках нашей эры в надписях негреческих имён заставляет вспомнить сообщение Диона Хрисостома о «толпах варваров», нахлынувших в восстановленный после гетского нашествия город. Это в корне меняет соотношение между греческим и негреческим населением города. Не греки начинают занимать государственные посты вместе с потомками греков, и причём в не меньших количествах.

1. Книпович Т.Н., статья в «Материалы и исследования по археологии СССР» № 50, 1970

2. Леви Е.И., «Ольвия: город эпохи эллинизма»

3. «Археология СССР: древние государства Северного Причерноморья»

4. Славин Л.М., «Древний город Ольвия»

5. «Теменос и Агора»

Загрузка...