aracs.ru

Примерный план выпускной квалификационной работы. Как составить план дипломной работы

С чего начать работу над дипломом? Конечно, с составления плана. Сумбур в голове не способствует продуктивной деятельности. Стратегический план – основа любого серьёзного мероприятия, иначе за нагромождением лоскутов информации вы просто не будете видеть целое.

Для успешной работы над дипломом вам потребуется составить два плана (или даже три):

1) Собственно сам план дипломной работы (момент обязательный, так как проверяется преподавателем). Как минимум один – простой. Лучше два – простой и тезисный. План нужен вам так же, как капитану – карта, иначе недолго и заблудиться. Приступая к составлению плана дипломного исследования, вы становитесь штурманом, пролагающим путь через бурные информационные моря-океаны к цели путешествия – защите .

2) Календарный план «поедания бифштексов», то есть план вашей работы над дипломом в установленные сроки (этот приём тайм-менеджмента повышает вашу эффективность). Поначалу кажется, что работа по написанию диплома предстоит просто огромная, неподъёмная. Но стоит воспользоваться знаменитым методом деления слона на бифштексы – и всё становится гораздо проще. Дипломная глыба разбивается на несколько больших камней, а те – на кучу булыжников. Вполне можно перетаскать их, с энтузиазмом принявшись за дело!

Как написать план дипломной работы?

План базируется на классической структуре дипломной работы (с корректировками согласно требованиям факультета и кафедры, указанным в методичке). Краткий план диплома представляет собой последовательный перечень структурных элементов исследования. Проще говоря, в плане диплома вы указываете названия глав и параграфов.

План дипломной работы: Образец

Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования употребления когнитивных метафор любви и ненависти
§1. Понятие когнитивной метафоры
§2. Принципы классификации когнитивных метафор
§3. Роль когнитивных метафор в вербализации эмоций
Глава 2. Эмпирическое исследование когнитивных метафор любви и ненависти в современном русском языке
§1. Любовь и ненависть как культурные универсалии
§2. Функционально-семантические особенности лексем, формирующих семантическое поле любви и ненависти
§3. Примеры метафор любви
§4. Примеры метафоры ненависти
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Как видите, этот пример плана дипломной работы задаёт общее направление работы. На начальном этапе написания диплома названия глав и параграфов – черновые, то есть точные формулировки могут меняться. Но в целом вы должны составить преставление о том, что именно будете писать в каждой главе и каждом параграфе.

Краткий план дипломной работы необходимо показать преподавателю, обсудить с ним, внести корректировки согласно рекомендациям. После этого переходим к следующему этапу – составлению тезисного плана диплома.

Что такое тезисный план дипломной работы?

После того, как краткий план диплома заверен преподавателем, часть студентов сразу приступает к написанию параграфов и глав. Но лучше не торопиться, а составить более развёрнутый план – тезисный. Это позволит снизить шанс ошибок, избежать лишних корректировок диплома. Если вас понесёт не в ту степь – лучше это узнать на начальном этапе работы, а не после написания целой главы, из которой преподаватель рекомендует две трети материала выкинуть, заменив его другим.

Как написать план дипломной работы в тезисах? Тезис – это положение, кратко излагающее мысль. Тезисный план кратко раскрывает содержание параграфов и глав.

Существует три вида тезисного плана:

  • назывной;
  • вопросный;
  • цитатный.

В своей работе вы можете использовать предпочтительный вариант или комбинировать эти виды.

Тезисы должны идти последовательно, логично. Вы составляете, по сути, план каждого параграфа. Студент с творческим воображением может представить, что набрасывает эскиз.

Вы можете углубить тезисный план, включив в тезисы собственные мысли, предполагаемые выводы и даже сомнения (вопросы). Нелишним будет обозначить основные источники, на которые вы будете опираться при написании того или иного параграфа. Можно также дополнить тезисы схемами и интеллект-картами.

Для того, чтобы составить план в тезисах, нужно уже иметь некоторый объём информации . Используйте информацию, полученную из энциклопедий и учебников, наработки из курсовых. Составление тезисного плана ведётся на этапе предварительного сбора информации и обработки уже имеющейся (если курсовые писались в рамках той же тематики).

Тезисный план помогает структурировать мысли и информацию, расположить в логичном порядке. На основании тезисного плана будет легче писать диплом. Кроме того, подробный тезисный план поможет адекватней распределить время, составляя календарный план работы над дипломом.

Если вы , обязательно покажите преподавателю хотя бы простой план. Но гораздо лучше будет, если студлансер составит тезисный план диплома, который вы сможете обсудить с преподавателем. Это снизит риск доработок и отклонений от темы, а в итоге – повысит качество дипломной работы.

Этапы работы

Срок

Выбор темы

апрель предвыпускного курса

Утверждение тематики ВКР и закрепление за студентом научного руководителя

июнь предвыпускного курса

Составление плана работы

сентябрь выпускного курса

Подбор литературы, ее изучение (конспектирование, составление тезисов, аннотаций, оформления цитат и т.д.)

Систематизация теоретической информации и практических материалов

Подготовка и представление руководителю на проверку материалов ВКР

Оформление текста ВКР

Представление работы на кафедру для предзащиты

за один месяц до защиты

Предварительная защита

за 10-15 дней до защиты ВКР

Защита работы

Приложение № 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза

Наименование темы вкр

Выпускная квалификационная работа

Екатеринбург 2011

Приложение № 3

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

1.1. Название параграфа

1.2. Название параграфа

ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

2.1. Название параграфа

2.2.Название параграфа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Приложение №4

Образец оформления ссылок, списка литературы

Внутритекстова я библиографическая ссылка содержит сведения об объекте ссылки, не включенной в текст документа. Внутритекстовую библиографическую ссылку заключают в круглые скобки.

Пример:

(Арене В.Ж. Азбука исследователя. М.: Интермет Инжиниринг, 2006)

(Потемкин В.К., Казаков Д.Н. Социальное партнерство: формирование, оценка, регулирование. СПб., 2002. 202 с.)

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помешенный после текста документа или его составной части.

Затекстовая библиографическая ссылка может содержать следующие элементы: заголовок; основное заглавие документа; общее обозначение материала; сведения, относящиеся к заглавию; сведения об ответственности; сведения об издании; выходные данные; физическую характеристику документа; сведения о местоположении объекта ссылки в документе (если ссылка на часть документа); сведения о серии; обозначение и порядковый номер тома или выпуска (для ссылок на публикации в многочастных или сериальных документах); сведения о документе, в котором опубликован объект ссылки; примечания; международный стандартный номер.

Пример:

21. Герман М.Ю. Модернизм: искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 480 с. (Новая история искусства).

34. Никонов В.И., Яковлева В.Я. Алгоритмы успешного маркетинга. М., 2007. С. 256-300.

При нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа в целом.

Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в.затекстовой ссылке указывают в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

Пример:

в тексте:

Обилий список справочников по терминологии, охватывающий время не позднее середины XX века, дает работа библиографа И.М. Кауфмана .

59. Кауфман И. М. Терминологические словари: библиография. М., 1961.

Пример:

в тексте:

10. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.

Если в тексте встречаются отсылки к нескольким книгам одного автора, то в оформление ссылки в тексте может содержать указание на год издания:

Пример:

в тексте:

[Бахтин, 2003, с. 18] ;

Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социальную поэтику. М.: Лабиринт, 2003. 192 с.

В отсылке допускается сокращать длинные заглавия, обозначая опускаемые слова многоточием с пробелом до и после этого предписанного знака.

Пример:

в тексте:

[Философия культуры... , с. 176]

Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы: межвуч. сб. науч. тр. /Сарат. гос. ун-т; [под ред. С.Ф. Мартыновича]. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 199 с.

Подстрочная библиографическая ссылка может содержать следующие элементы: заголовок; основное заглавие документа; общее обозначение материала; сведения, относящиеся к заглавию; сведения об ответственности; сведения об издании; выходные данные; сведения об объеме документа (если ссылка на весь документ); сведения о местоположении объекта ссылки в документе (если ссылка на часть документа); сведения о серии; обозначение и порядковый номер тома или выпуска (для ссылок на публикации в многочастных или сериальных документах); сведения о документе, в котором опубликован объект ссылки; примечания; международный стандартный номер.

Пример:

1 Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки. М., 2006. С. 305.

3 Кутепов В.И., Виноградова А.Г. Искусство Средних веков. Ростов н/Д, 2006. С. 144-251.

17 История Российской книжной палаты, 1917-1935. М., 2006.

или более подробно:

1 Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки: учеб, для вузов. -2-е изд. - М.: Проспект, 2006. - С. 305-412.

3 Кутепов В.И., Виноградова А.Г. Искусство Средних веков / под общ. ред. В.И. Романова. - Ростов н/Д, 2006. -С. 144-251.

17 История Российской книжной палаты, 1917-1935 / Р.А. Айгистов [и др.]. -М.: Рос. кн. палата, 2006. - 447 с. - ISBN 5-901202-22-8.

Для аналитических записей допускается, при наличии в тексте библиографи­ческих сведений о составной части, в подстрочной ссылке указывать только сведения об идентифицирующем документе:

Пример:

2 Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопр. философии. - 1992. - № 10. -С. 76-86.

Пример:

2 Официальные периодические издания: электрон, путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005-2007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007).

Оформление списка литературы осуществляется по правилам библиографического описания, представленным в ГОСТ Р 7.0.5.-2008 («Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»).

Прежде чем студент приступит к выполнению ВКР, необходимо составить план. При составлении плана следует определить круг вопросов и проблем, которые являются наиболее актуальными и насущными по данной теме и могут раскрыть ее содержание. План составляется студентом самостоятельно, а затем согласовывается с научным руководителем. После составления плана необходимо приступить к подбору и изучению необходимого нормативно-правового, научного и практического материала.

Выпускная квалификационная работа должна содержать следующие структурные элементы:

1) структурный элемент ВКР «Титульный лист» (см. Приложение А) является первым листом ВКР. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются.

На титульном листе указывается классификационный код ОГУ -

ОГУ 030501.65 .1015 .ХХХ ОО – специальность Юриспруденция;

ОГУ030900.62 .1015.ХХХ ОО; 40.03.01. 1015 .ХХХ ОО - направления подготовки. В данных кодах меняются только выделенные цифры и обозначения - год издания работы - 15 , и т.д., ХХХ - последние три цифры номера зачетной книжки студента , например – 024, 163 и т.д., код специальности или направления подготовки – 030501.65, 030900.62, 40.03.01 . Остальные обозначения остаются неизменными.

2) структурный элемент ВКР «Задание» на ВКР должно включать: наименование кафедры, фамилию и инициалы студента, шифр и наименование направления подготовки (специальности), дату выдачи и получения задания, тему работы, исходные данные к ВКР, перечень вопросов, подлежащих разработке, перечень графического материала (при наличии), срок представления к защите, Ф.И.О. и подпись руководителя, Ф.И.О. и подпись студента. Задание на ВКР составляет руководитель ВКР. Задание подписывается руководителем, студентом и утверждается заведующим выпускающей кафедрой. Задание оформляется в печатном варианте, является вторым по счету листом ВКР (см. Приложение З) . Номер страницы на бланке «Задание» не ставится. Неуказанные размеры шрифта в бланке «Задание» равны 12 пт. При необходимости (большой объем) бланк «Задание на выполнение ВКР» может быть выполнен на обеих страницах одного листа.

3) структурный элемент ВКР «Аннотация» – это описание документа в лаконичной форме с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы, новизны и других особенностей. Аннотация информирует об основных моментах и позволяет быстро оставить предварительное мнение о работе (см. Приложение Б) . Аннотация должна соответствовать научному стилю оформления и не иметь малопонятных терминов и сложных синтаксических конструкций. Аннотация на русском языке является третьим листом текстовой части ВКР, объемом 1/3-1/2 страницы (листа). Нумерация страниц начинается с третьего листа, на котором представлена «Аннотация». Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центральной нижней части листа без точки.



4) структурный элемент ВКР «Содержание» включает введение, порядковые номера и заголовки разделов, при необходимости подразделов, заключение, список использованных источников, приложения с указанием их обозначений и заголовков. После заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы, на которой начинается данный структурный элемент.

5) в структурном элементе ВКР «Введение» дается общая характеристика ВКР, ориентированная на выявление профессиональных знаний, умений и навыков автора. Раскрывается актуальность работы, формулируются цель, задачи и предмет исследования. Могут приводиться формулировки гипотез, методологические основы исследования, характеристика теоретических исследований, новизна и практическая значимость.

Элемент ВКР «Введение» размещают на отдельном листе после структурного элемента «Содержание».

Элемент ВКР «Введение» оформляется в виде текстового материала, без графических иллюстраций и формул.

В структуру элемента ВКР «Введение» входят следующие части:

Актуальность исследования;

Степень изученности темы;

Объект исследования;

Предмет исследования;

Цель исследования;

Задачи исследования;

Методология исследования;

Структура ВКР.

Для студентов бакалавров, имеющих научные труды, иные публикации по выбранной теме ВКР является возможным, но не обязательным включение в структуру элемента «Введение» части «Апробация и внедрение результатов исследования».

«Основная часть» - (разделы, подразделы) должны быть изложены ход и содержание теоретических исследований, сделаны соответствующие обобщения. Содержание основной части ВКР должно отвечать заданию и рекомендациям, изложенным в методических указаниях по выполнению ВКР.

Структурный элемент «Основная часть» состоит из разделов и подразделов. При оформлении основной части словосочетание «Основная часть» не пишут. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего текста, обозначенные арабскими цифрами без точки. Разделы могут делиться на подразделы и пункты. Пункты при необходимости могут делиться на подпункты. Каждый раздел следует начинать с нового листа. Разделы, подразделы, пункты и подпункты нумеруют арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста основной части ВКР.

Номер подраздела включает номера раздела и подраздела, разделенные точкой, а номер пункта – номера раздела, подраздела и пункта, разделенные точками. В конце номера подраздела точка не ставится.

Номер подпункта включает номера раздела, подраздела, пункта и подпункта, разделенные точками. Количество номеров в нумерации структурных элементов не должно превышать четырех. После номера раздела, подраздела, пункта точку не ставят, а отделяют от текста пробелом.

Наименование разделов и подразделов должны быть краткими, записываются с абзацного отступа, с первой прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Для разделов и подразделов ВКР применяют заголовки. Для пунктов, подпунктов, как правило, заголовки не приводят. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание соответствующих разделов, подразделов. Заголовок раздела (подраздела или пункта) печатают, отделяя от номера пробелом, начиная с прописной буквы, не приводя точку в конце и не подчеркивая. При этом номер раздела (подраздела или пункта) печатают после абзацного отступа (12,5 мм, или пять знаков размером 14 пт).

В заголовках следует избегать сокращений (за исключением общепризнанных аббревиатур, единиц величин и сокращений, входящих в условные обозначения). В заголовках не допускается перенос слова на последующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв. Текст заголовков раздела, подраздела, пункта, подпункта не должен содержать переносов.

Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Межстрочный интервал между строками заголовков разделов, подразделов, пунктов и подпунктов принимают таким же, как в тексте (одинарный).

При оформлении заголовков следует соблюдать следующие требования к их размещению:

– расстояние между заголовком и текстом должно быть равно удвоенному межстрочному расстоянию;

– расстояние между заголовками раздела и подраздела должно быть равно одному межстрочному расстоянию;

– расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком текста должно быть равно удвоенному межстрочному расстоянию. Названия разделов и подразделов, обозначенные в тексте работы должны соответствовать их названиям в структурном элементе «Содержание», расхождения не допускаются.

6) в структурном элементе ВКР «Заключение» должны содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решенияпоставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее научную, экономическую и социальную значимость; должны формулироваться выводы по результатам проделанной работы, предложения по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.

Элемент«Заключение» размещают на отдельном листе после основной части.

7) структурный элемент ВКР «Список использованных источников» представляет собой перечень источников, которые были использованы в процессе написания ВКР и на которые были сделаны ссылки в тексте.Список использованных источников рекомендуется сформировать до указания ссылок на источники в тексте ВКР, для того, чтобы избежать несоответствия номера ссылки в тексте с номером источника в списке. Ссылки по тексту указываются в соответствии с порядковым номером источника в списке.

Сведения об источниках в списке следует располагать по разделам: Нормативные и правовые акты; Научная и учебная литература; Судебная и следственная практика.В первом разделе приводятся нормативные и правовые акты в соответствии с их юридической силой (международные конвенции, договоры, Конституция РФ, кодексы, федеральные конституционные законы, федеральные законы в соответствии с датой их принятия, законы субъектов федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, Распоряжения министров; Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ);во втором разделе в алфавитном порядке указываются источники научной и учебной литературы;в третьем разделе указываются источники судебной и следственной практики.Во втором разделе списка при наличии в нем источников на разных языках образуются дополнительные алфавитные ряды, которые приводят в следующей последовательности: на русском языке, на языках с кириллическим алфавитом, на языках с латинским алфавитом, на языках с оригинальной графикой.

Сведения об источниках следует нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Нумерация источников в списке сохраняется сквозная.

Ссылки в тексте приводят в квадратных скобках. В конце предложения или абзаца, а также после конкретного слова или словосочетания ставится пробел, затем указывают квадратные скобки, в которых первым указывается номер источника, а следом конкретная страница или страницы.

Пример – ;

Структурный элемент ВКР «Список использованных источников » размещают после элемента «Заключение».

Сведения об источниках приводятся в соответствии с ГОСТ 7.1, ГОСТ 7.82, сокращения слов – по ГОСТ 7.11, ГОСТ Р 7.0.12.

8) приложения – это материал, дополняющий основную часть ВКР. Приложения оформляются как продолжение работы на последующих страницах. В приложения могут быть включены схемы, подготовленные проекты договоров, предлагаемые студентом тексты новых нормативно-правовых документов и т.д. Если приложений несколько, они нумеруются последовательно.

1 Материал, дополняющий основную часть ВКР, оформляют в виде приложений. В приложениях целесообразно приводить материалы судебной практики (см. Приложение Д) , выдержки из нормативно-правовых актов, графический материал большого объема и/или формата, таблицы большого формата (см. Приложение Е) , и т.д. Приложения следует оформлять как продолжение ВКР на листах, следующих за списком использованных источников.

2 Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), которые приводят после слова «Приложение». В случае полного использования букв русского алфавита приложения обозначают арабскими цифрами. При наличии в ВКР одного приложения оно обозначается «Приложение А» .

4 Каждое приложение начинают с новой страницы с указанием наверху посередине страницы с прописной буквы слова «Приложение» и его обозначения. Под ним в скобках указывают статус приложения, например: «(обязательное)», «(рекомендуемое)», «(справочное)». Приложение должно иметь заголовок, который располагают симметрично относительно текста в виде отдельной строки, печатают строчными буквами с первой прописной и выделяют полужирным шрифтом, размер 14 пт.

5 Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится буквенное обозначение этого приложения, отделенное точкой.

6 Рисунки, таблицы, помещаемые в приложения, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: «…рисунок Г.8..».

7 Приложения должны иметь общую с остальной частью ВКР сквозную нумерацию страниц.

8 В тексте ВКР на все приложения должны быть даны ссылки. При ссылках на обязательные приложения используют слова: «…в соответствии с приложением _», а при ссылках на рекомендуемые и справочные − слова: «…приведен в приложении _».

9 Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте ВКР.

Разделы и структурные элементы – Аннотация, Содержание, Введение, Заключение, Список использованных источников и Приложение следует располагать в середине строки без точки, с прописной буквы, шрифт 16 пт, полужирный. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

При подготовке плана квалификационной работы необходимо ознакомиться с фундаментальными источниками информации по теме (учебники, учебные пособия, монографии, статистические сборники, справочники), периодическими изданиями (журналы, газеты, бюллетени нормативных актов, сборники научных трудов, материалы конференций). Выбрав наиболее подходящие источники информации, необходимо их изучить, чтобы теоретически владеть проблемой, поставленной в работе, а также грамотно и полно составить план исследования.

При составлении плана необходимо учитывать требования, предъявляемые к структуре и содержанию ВКР, а также проблемы, выявленные в процессе изучения литературы по выбранной теме. Названия разделов не должны повторять название темы, а названия подразделов (параграфов) не повторять названия разделов. Все названия должны отражать основные направления и ожидаемые результаты исследования. В процессе работы план может корректироваться, если это вызвано объективной необходимостью. Корректировка плана ВКР и контроль соблюдения графика ее подготовки осуществляется руководителем.

5 Структура вкр бакалавра и содержание ее разделов

5.1 Структурные элементы вкр

1) титульный лист;

3) введение;

4) основная часть, разбитая на разделы и подразделы с соответствующими названиями(не менее двух основных разделов, каждый из которых включает не менее двух подразделов);

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения.

Введение – очень ответственная часть научной работы. Во введении необходимо отразить:

1 актуальность темы ВКР;

2 обоснование предмета и объекта исследования;

3 формулировку проблемы, требующей решения, и состояние этой проблемы на данный момент времени со ссылкой на работы ведущих специалистов в этой области;

4 постановку цели и задач исследования;

5 указание методов исследования;

6 определение практической значимости;

7 степень разработанности выбранной проблемы с указанием ученых, внесших весомый вклад в исследования в изучаемой области;

8 структура работы с указанием количества использованных источников.

Актуальность – это обоснование выбора темы, ее правильное понимание и оценка с точки зрения своевременности и социальной значимости.

Элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. В качестве объекта обычно выступает социальные институты и организации, формальные и неформальные образования, общества и клубы, движения и объединения, персонал организации, на фактическом материале которой проводится исследование.Предмет – это те свойства, особенности или стороны объекта, которые подлежат изучению. В качестве предмета исследования могут выступать общественное мнение, интересы и потребности людей, особенности поведения масс, законы развития общества, социальная жизнь, основные аспекты и факторы, влияющие на состояние объекта исследования, методы, изучающие данную проблему и т.д.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Здесь же формулируются цель работы. Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследований в процессе подготовки ВКР (КР).Цель работы определяет, для чего проводится исследование, что планируется получить в результате. Цель формулируется исходя из названия работы.Достижение цели бакалаврской работы ориентирует студентов на решение выдвинутой проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном.

Примеры удачного формулирования цели:

Изучить особенности социальных проблем трудоустройства молодых специалистов и разработать рекомендации по их сглаживанию;

Проанализировать структуру безработных в Приморском крае и предложить пути по сокращению безработицы;

Выявить проблемы и тенденции формирования рынка труда в г. Владивостоке и определить перспективы его развития;

Изучить социально-психологический климат в коллективе, определить пути его улучшения для оптимальной работы предприятия;

Проанализировать систему адаптации новых работников на предприятии рыбной отрасли и разработать рекомендации по ее совершенствованию и др.

Цель работы определяет задачи (5-6 задач), которые должны быть решены при ее выполнении. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, разработать методику… и т. п.). Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.).

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения примерно составляет содержание глав дипломной работы. Это важно еще и потому, что заголовки глав обычно рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Частью введения является описание методов и подходов, применяемых при исследовании, а также указание на его структуру.Метод исследования – это совокупность приемов, способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах.

Представление использованных методов исследования позволяет оценить полноту охвата полученных студентом умений и навыков при выполнении бакалаврской работы.

Практическая значимость должна быть представлена выводами о полезности проведенного исследования и полученных в результате этого исследования данных, а также рекомендациями для их практического использования.

Характеристика структуры работы представляет собой краткое содержание глав и параграфов основной части.

Весь текст «Введения» не должен превышать 2-3 страниц.

В основной части работы решаются задачи, поставленные во введении. В нейдолжно быть полно и систематизированно изложено состояние вопроса, которому посвящено данное исследование. Предметом анализа выступают новые идеи, проблемы, возможные подходы к их решению, результаты предыдущих исследований, а также возможные пути достижения поставленных цели и задач. Завершить основную часть желательно обоснованием выбранного направления работы.

Основная часть работы может состоять из 2-3 разделов, которые можно, в свою очередь, разделить на подразделы. Названия разделов и подразделов не должны дублировать название темы.

Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и подразделов. Объем подразделов не должен превышать объема любого из разделов работы. Заголовки разделов и подразделов и должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

Первый раздел ВКР представляет собой теоретическую часть работы, в которой студент делает анализ современного состояния исследуемого вопроса, степень его проработанности. В этом разделе необходимо провести критический разбор различных мнений по исследуемому вопросу и дать собственную оценку по дискуссионным вопросам. Здесь же следует обобщить имеющуюся практику решения данного вопроса, включая ее законодательное обеспечение, а также сформулировать возможные пути эффективного разрешения поставленных задач. При наличии дискуссионности подходов в какой-либо предметной области необходимо показать отличающиеся точки зрения, отметив ту, которой будет придерживаться и которую в дальнейшем развивает автор. Здесь же характеризуется состояние подобных проблем за рубежом и накопленный опыт их решения. В теоретическом разделе также отражается логика построения проектных разработок, на основании которой и проводится анализ и проектирование объекта управления. Таким образом, теоретический раздел является концептуальной основой для выполнения следующих разделов.

Поскольку в бакалаврской работе изучается определенная тема, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного материала и имеет лишь косвенное отношение к его работе.

При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным при наличии разных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновать свое мнение по спорному вопросу и выдвинуть соответствующие аргументы.

Теоретическая часть является обоснованием будущих разработок, так как позволяет выбрать методологию и методику всестороннего анализа проблемы.

Второй раздел ВКР бакалавра обычно является расчетно-аналитическим , т.е. практической частью работы. Целью аналитического раздела является рассмотрение характеристики объекта и системы управления, а также обоснование предложений по устранению выявленных недостатков, внедрению новых подходов, новых технологий и т.д. Она должна содержать общее описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы, а также фактические данные, обработанные при помощи современных методик и представленные в виде аналитических выкладок.

Аспектами характеристики изучаемого объекта могут являться: в целом организации различного типа; структурные подразделения организации; виды ресурсов; функции управления; состояние персонала, проблемы, характерные для персонала; руководители различных уровней предприятия; этапы разработки изделия или оказания услуги; характеристика готовой продукции.

Проводится социологическое исследование, на базе которого, анализируется состояния исследуемого вопроса (проблемы) в конкретной организации на основе аналитических таблиц, графиков. В практической части также проводится обоснование последующих разработок. От полноты этой части зависит глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

Главное требование к аналитическому разделу состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа состояния объекта исследования и показателей деятельности предприятия (организации, органа власти, системы управления) вскрыть проблемы, которые решаются в проектном разделе.

Анализ не должен сводиться к простой констатации фактического положения дел. С помощью различных методов анализа необходимо выявить конкретные факторы, влияющие на изменение уровня каждого показателя, установить закономерности развития и зависимости, вскрыть причины, недостатки, ведущие к кризисной или проблемной ситуации, а также резервы улучшения параметров исследуемого объекта. Основные результаты этого раздела являются базой для разработки мероприятий, рекомендаций и проектных решений.

Дается оценка достоинств и недостатков решения вопроса (проблемы), выявляются направления более эффективного решения, выявляются неиспользуемые резервы организации и формулируются рекомендации по повышению эффективности деятельности организации. В конце раздела формулируются выводы. Второй раздел ВКР бакалавра должен иметь объем примерно в 20-25 страниц.

В проектном разделе работы на основе социологического исследования, обобщения теоретического раздела, выводов и рекомендаций аналитического раздела, с учетом целей и задач выпускной квалификационной работы излагаются варианты возможных решений (выводы) рассматриваемой задачи. Третий раздел ВКР бакалавра дожен иметь объем примерно в 10-15 страниц.

Количество выводов может быть разным, однако должно составлять не менее 3–5. При большем их количестве желательно вводить в их перечень дополнительное структурирование (т. е. разбивать выводы на группы по некоторому логическому основанию).

Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным целям и задачам исследования.

В «Заключении» ВКР бакалавра приводятся основные выводы и достигнутые результаты всей работы. Заключение должно быть кратким, четким, но вместе с тем отражать основные итоги по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования исследуемой проблемы. При этом следует особо отметить степень достижения поставленных целей, личный вклад студента в полученные результаты или улучшение результирующих показателей, дать оценку их экономической эффективности. Объем «Заключения» около 2-3 страниц.

Список использованной литературы содержит наименование работ, источников (законов, различных документов, государственных стандартов, монографий, учебников и т. п.), которые были непосредственно использованы автором при написании работы. Количество использованных источников и литературы в работе, как правило, должно быть не менее 30-40.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении . В приложениях к ВКР бакалавра приводятся материалы, подтверждающие достоверность проведенных исследований (например, сводные таблицы, графики, расчеты, выполненные на основе известных методик), а также иные существенные для данной работы документы (например, разработанные анкеты, карточки наблюдателя, листы интервьюеров и т. п.).

Требования к оформлению приложений аналогичны требованиям к ВКР.

План работы диплома пишется для того, чтобы студент не только раскрыл тему, но и смог сформировать логическую последовательность. Тогда можно легко создать свою структуру, а также лаконично донести информацию до комиссии, которая будет присутствовать на защите диплома.

Введение

Это первое, с чего начинается план диплома. Во вступлении рассматриваются такие моменты:

  • Актуальность и целесообразность темы;
  • какие цели и задачи достигнуты при написании проекта;
  • какие рассматриваются предметы и объекты;
  • практическая значимость дипломной работы;
  • что, где и как исследовано;
  • какие основные источники были в разработке по время написания;
  • что входит в структуру дипломной работы.

Как правило, введение должно поместиться на двух листах А4. То есть, описывать дипломный проект нужно коротко и по сути. Однако, в некоторых случаях превышается объём, но в этом нет ничего страшного. Важно не превышать 5 листов А4. Это будет считаться перебором и вряд ли у комиссии хватит терпения слушать долго вступление.

Теоретическая часть

Здесь описывается предмет и объект исследования. В этой части показываются знания студента по теории. Автор дипломного проекта в первой главе показывает, что он обработал достаточно научной литературы, первичную информацию (документы, проводки, данные из архива и т. д.) Всё зависит от темы дипломной работы.

Также необходимо в теоретической части затронуть немного истории. То есть, здесь можно рассказать про труды предшественников. Чего они добились в этой области и какие ошибки, возможно, были допущены.

Как правило, автор должен донести до комиссии, что на основе учебников или энциклопедий невозможно досконально выучить теорию. Поэтому её необходимо подтверждать научными фактами. Если автор диплома внесёт в науку что-то новое и необычное, это будет большим плюсом для комиссии.

Есть некоторые нюансы, которые помогут быстро и легко написать первую главу дипломного проекта:

  • Сформировать список использованных источников. Это нужно для того, чтобы сразу при написании работы ссылаться на необходимую литературу.
  • Писать исключительно по данной тематике и отражать суть проблемы.
  • Написать мнения нескольких авторов, которые знают и занимались данной проблемой.
  • Излагаться в научном стиле.
  • Закончить первую главу теории логично и подвести итог вышесказанного.

Практическая часть

После написания теории, становится проще излагать мысли, так как получена необходимая научная информация. Теперь нужно собрать исходные данные о том предприятии, которое описывается в дипломной работе. Для этого и нужно проходить преддипломную практику.

Когда студент получил результат на предприятии при помощи документации и экспериментов, тогда нужно провести анализ. Для этого необходимо:

  • Описать объект дипломного проекта;
  • обосновать методологию работы на основании практических данных;
  • проанализировать данные;
  • разработать предложение по внедрению в предприятие чего-то интересного, нового и необычного;
  • решить задачи, которые нужны для дипломного проекта;
  • подвести итог по практической части.

Заключение

Как видно из примера, диплом надо логически завершить. Для этого составлен раздел «Заключение». Здесь описываются результаты исследований, то есть, подводятся итоги, которые нужно логически структурировать. В заключении пишется:

  • вывод, который сделан автором в ходе исследования по практике и теории;
  • предложения о внедрении новых разработок на предприятии;
  • итог, что касается перспективы исследования по теме;
  • ответить на вопросы: «какие задачи были даны в работе?», «какие цели достигнуты?»;
  • написать про трудности и проблемы, выявленные на предприятии;

В заключительном разделе нужно писать коротко о главном. Должно быть максимум 3 листа А4. Нужно написать так, чтобы было идеальное сочетание практической части и теоретической.

И вот, наконец-то осталось написать источники, которыми пользовался студент, и работу можно считать завершённой. Литература должна быть современной. То есть, нужно брать учебники, которые написаны за последние 5 лет. Более поздние источники можно использовать, если нужны исторические факты или данные.

Литература берётся исключительно по теме проекта. Больше всего отдаётся предпочтение научным статьям, статистическим данным, монографии и т. д. Также нужно применять законы, если тема подходящая.

Использованная литература пишется в алфавитном порядке:

  1. Гальперин П. Я. – «Введение в психологию». – Ростов на Дону, 2014. – 352 с.
  2. Лютова С. Н. – «Основы психологии и коммуникативной компетентности» – М. МГИО – 2013 – 267 с.
  3. Рубинштейн С. Л. – «Основы общей психологии» – СПБ.: Питер, 2015. – 445 с.

Любые официальные документы или законы, использованные в дипломном проекте, пишутся в самом начале, перед литературой.

Особенности плана дипломной работы

Иногда студенты допускают некоторые ошибки, которые отражаются на защите. Чтобы этого не произошло, нужно внимательно знать, чего не следует допускать при написании диплома:

  1. Ошибки: пунктуационные и орфографические.
  2. Отсутствия структурности и последовательности. Все пункты должны быть логически связаны между собой.
  3. Несоответствие плана к содержанию.
  4. Отсутствие в конце проекта использованных источников. Ведь по ходу написания дипломного проекта необходимо оставлять ссылки на литературу.

Если допускать вышеперечисленные ошибки, можно быть уверенным, что выше трёх баллов дипломная работа не заслуживает. Комиссия оценивает не только содержание, но и всю структуру проекта, начиная от введения и заканчивая использованными источниками.

Пример оформления плана

На примере видно, что план составлен из трёх глав, где в каждой из них есть подпункты. Это нужно для полного раскрытия темы.

Образец плана дипломной работы по психологии

Психологические особенности детей из многодетных семей

Введение
1. Психологические особенности детей из многодетных семей
1.1 Понятие, типология и теоретический анализ многодетных семей
1.2 Психологические особенности детей из многодетных семей
2. Практическое изучение многодетной семьи
2.1 Основные этапы научного исследования
2.2 Проблемы многодетных семей
2.3 Анализ и объяснение результатов научного исследования
3. Рекомендации по работе с многодетными семьями
3.1 Итог полученных исследований
3.2 Работа с многодетными семьями: рекомендации и исключение проблем
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Образец плана дипломной работы по экономике

Учёт и анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии ООО «Алиса»

Введение
1. Теоретическое исследования предприятия: учёт и анализ затрат
1.1 Поведение затрат и их классификация
1.2 Роль анализа в исследовании процесса учёта затрат
2. Организация процесса учёта и анализ затрат предприятия ООО «Алиса»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Алиса»
2.2 Синтетический и аналитический учёт затрат на производство продукции на предприятии ООО «Алиса»
3. Анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии
3.1 Рекомендации по анализу затрат и реализации продукции на предприятии ООО «Алиса»
3.2 Результаты по управлению затратами и реализацией продукции на предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Итак, теперь вы знаете, как написать план работы диплома. Мы рассмотрели, какие нюансы нужно учитывать при составлении плана и на что необходимо обращать особое внимание. Если будете придерживаться вышеописанных советов и рекомендаций, тогда сможете легко и без препятствий написать план, а также защитить дипломную работу.Заключение

Как составить план дипломной работы (образец) обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Загрузка...