aracs.ru

Как выглядит грифон. Грифоны в мифологии и жизни. В современной культуре


Мифы и Легенды * Грифон (Gryphon)

Грифон (Gryphon)

Грифоны (Gryphon) · чудовищные птицы с орлиной головой и телом льва. От их крика вянут цветы и жухнет трава, а все живые существа падают замертво. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной, крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.
Грифоны - "собаки Зевса" - стерегут золото в стране гипербореев, сокровища Рипейских гор, охраняя их от одноглазых аримаспов (Эсхил "Прометей прикованный", 803 след.). Также эти чудовищные быстрые птицы впряжены в колесницу Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи.
Среди сказочных обитателей севера - исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и грифонов (Herodot. IV 13).

Грифон - существо греческой мифологии, которое выглядело как полулев-полуорел со змеиным хвостом. Его образ олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орел).
Символика этого мифического животного связана с образом Солнца, поскольку и лев и орел в мифах всегда неразрывно связаны с ним. Кроме того лев и орел связаны с мифологическими мотивами скорости (образ орла) и отваги (лев).
Функциональное назначение грифа - охрана, часто мы видим его в виде стража. В этом он схож с образом дракона. Как правило, охраняет сокровищ или некое тайное знание.
По словам одного из исследователей, охрана драгоценных камней и металлов, символизирующих сакральное начало в древнем мире, соответствует охране путей к бессмертию.
Грифон, скорее всего, имеет древне-восточные корни. Скорее всего, наряду с другими сказочными животными, он охранял золото Индии.

Мы видим его у древних шумер в мифе о Лугальбанде в виде огромной птицы Анзуд. Эта птица имела голову льва. Изображали охотящейся на оленей или других животных. Птица выполняла функцию посредника между небесным и земным миром, богами и людьми. Уже тогда в образ грифона была заложена амбивалентность.
Флавий Филострат говорил о том, что грифонов запрягают в колесницу Солнца и они на самом деле живут в Индии.
Грифона можно увидеть и в египетской мифологии, соединяя в себе льва (царя) и сокола (символ бога Гора). Это существо прослеживается на всем протяжении существования египетской цивилизации: в Древнем и Среднем царстве он символ - победоносного царя, шагающего по трупам врагов.
Грифон в греческой мифологии олицетворял проницательное и бдительное могущество. Тесно связан с богом Аполлоном, фигурирует как животное, которое бог впрягает в свою колесницу.
Некоторые из мифов говорят о том, что этих существ впрягали в повозку Немезиды - богини возмездия. Кроме того, грифоны вращали колесо судьбы, а с Немезидой были связаны генетически.
Эти мифологические животный широко представлены в различных культурах античности: о них говорит Геродот, их изображения обнаружены на памятниках периода доисторического Крита и в Спарте.
Геродот говорит о них как о чудищах, имеющих тело льва, крылья и когти орла. местом их проживания он называет крайний север Азии, где они охраняют залежи золота от сказочных аримаспов. Греки считали, что грифоны охраняют золото скифов.
Один из греческих авторов - Эсхил - дает им следующее определение: “птицеклювые собаки Зевса, которые не имею голоса”.
В дальнейшем их образ дополняется различными чертами: о них говорят как о сильнейших из зверей, подчеркивают их тесную связь с высшими божествами; грифоны строят гнезда из золота.
Этот образ проник из греческой мифологии в традиции христианства. Образ грифона тесно связан с образом Христа. Исидор Севильский говорит о том, что Христос есть лев, поскольку он управляет и имеет власть, и орел, поскольку после смерти своей Христос вознесся на небо.
Данте впрягает грифона в церковную триумфальную колесницу. Одна часть грифона - орел - золотая, другая - лев - алая и белая. Так, возможно, передается соединение в образе
божественного и человеческого начала.
Некоторые из исследователей говорят о том, что грифон является символом Папы, претворяющего божественную волю Господа на земле.

Грифон часто встречается в произведениях средневековых авторов. Однако его символика
неоднозначна. Противоречивость проявляется в том, что этот персонаж может ассоциироваться как с демоническим началом, так и с божественным. Соответственно неоднозначным является и выполняемая им функция: в одном случае грифон является символом воинственности и бдительность (геральдический грифон), а в другом - как элемент, соединяющий небо и землю.

Дуальность образа четко прослеживается в произведениях Средних веков: в одних вариантах - это символ Спасителя (поскольку грифон объединяет в своем образе земное (лев) и небесное (орел)), а в других - эти же черты переосмысливаются, и орел со львом становятся олицетворением кровожадности.
Неоднозначность содержания этого символа проявляется, например, у Данте. Изначально грифон играл роль демонического похитителя душ, но затем этот образ приобрел противоположное значение и стал воплощением двойственной - божественно-человеческой -природы Иисуса.
Архаичная связь грифона с Солнцем, которая наблюдается еще в древнеегипетских изображениях, четко прослеживается и в Средние века. Эта связь усиливается и укрепляется христианскими мотивами. Грифон приобретает черты борца с демоническими силами: он считался победителем василиска и змея, основных средневековых символов Сатаны.

Геральдический Грифон (Gryphon)

Это животное греческой мифология стало одним из ключевых элементов геральдической науки, как элемент соединяющий символику льва и орла.
Бёклер говорит, что грифон потому изображаются с орлиной головой, львиным туловищем длинным туловищем и орлиными когтистыми лапами, что должен обозначать союз ума и силы.

Борис Валледжо - Грифон и египтянка Дженис
(Gryphon and Egyptian Janice)

Оригинал записи и комментарии на

Темные века, полные существ, порожденных мифами, давно позади. Но до сих пор будоражат воображение художников и поэтов великолепные создания человеческого воображения.

Одним из таких прекрасных и таинственных образов является грифон - существо с головой орла, львиным телом и хвостом змеи. От звука его голоса вянут цветы, жухнет растительность, а все живые существа вокруг падают мертвыми. Грифоновы глаза пронзительные, ярко-желтые, а шкура золотистого цвета, с красноватым оттенком.

Происхождение этого вымышленного животного ни в одном из ныне известных мифов не раскрыто.

Впервые грифон упомянут Геродотом еще в 5 веке до н.э. Согласно версии греческого историка, грифоны живут на севере, в стране Гиперборее. Там они охраняют найденное ими золото от аримаспов - сказочных северных жителей. Грифоны вообще питают к золоту и другим сокровищам большую слабость: даже свои гнезда строят из золота, отделывая изнутри разными ценностями.

Греки наделили грифонов потрясающей воображение силой. Более сильными животными признаны лишь львы и слоны! Грифон легко может поднять над землей повозку, запряженную двумя волами или всадника вместе с лошадью. Лошадей, кстати, грифоны по какой-то неизвестной причине, всегда ненавидели: увидев лошадь, грифон считал своим долгом напасть на нее.

Крылатый герой мифов и легенд

С символической точки зрения грифон не менее интересен, чем с физиологической. Грифон - прежде всего символ победы над небесной и земной стихиями. Сильный и храбрый, жесткий, величественный и в то же время справедливый - грифон является воплощением пылающего Солнца. Отсюда вытекает, в основном, положительная трактовка образа. Так, например, грифон считается победителем драконов и василисков, которые олицетворяют зло. Грифон - это хранитель не только сокровищ, но и тайных сакральных знаний.

Существует миф о том, что грифон может присниться человеку во сне и задать ему три вопроса. В том случае, если испытуемый затруднится с ответом, на другой день грифон снова явится ему во сне и заберет себе его душу. Защититься от проделок грифонов можно было, положив под подушку какой-нибудь металлический предмет.

В древнегреческих мифах грифон часто изображался рядом с богом Солнца Аполлоном. Более того, Аполлон восседал на грифоне верхом.

В колесницу богини правосудия также были впряжены грифоны, символизировавшие скорую расплату за совершенные грехи. Вращение Колеса Судьбы также было уделом грифонов.

«Прижились» грифоны и в Египте. Здесь они олицетворяли путь воина-победителя, попирающего ногами тупы побежденных. Внешний облик грифона вызывал ассоциации с богами Гором и Ра.

Согласно одной из версий о происхождении грифонов, родиной их является Индия. Там они запряжены в колесницу Солнца и охраняют волшебные индийские сокровища.

Грифоны в искусстве

Некоторые исследователи и сейчас уверены, что грифоны до сих пор обитают в некоторых неисследованных областях Земли. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию возможным не представляется.

Но вот где точно грифоны жили и продолжают жить, так это в искусстве.

С глубокой древности грифонов изображали на монетах, оружии, саркофагах. Сюжеты, как правило, разнообразием не отличались. Чаще всего это грифон, сражающийся с каким-либо сильным противником. Знаменитым образ грифона стал, благодаря геральдике: на некоторых гербах орел с львиным телом красовался в течение многих столетий.

В кинофильмах грифонов можно увидеть крайне редко. Последний раз существо, напоминающее собой грифона, «снялось» в одном из фильмов о юном волшебнике «Гарри Поттере».

Более популярен грифон в живописи. Многие художники, работающие в этом жанре, делают грифонов героями своих картин.

По-настоящему «живыми» грифоны стали в компьютерных играх. Безо всяких ограничений игроки могут как сами становиться грифонами, так и использовать этих чудесных существ в качестве транспортного средства.

Сегодня мы прикоснёмся к истории грифона, известного создания, имевшего по слухам, голову орла и тело льва, охранявшего золото на торговых путях в Азию времён Греческой и Римской империй. В наши дни грифон видится, как мифический персонаж, подобно кентавру и русалкам, однако, по описанию древних, грифон упоминается скорее как реальное существо. Почему путешественники и торговцы рассказывали о грифонах вокруг? Имеет описание грифонов реальные основания или история придумана, чтобы отвадить охотников за золотом?

История о грифонах пришла от Скифов, кочевников населявших Центральную Азию. Скифы никогда не имели письменности, поэтому ранние упоминания животных в культуре Скифов имеют произведения искусства на зоологические темы. В 1940 году, советский археолог Сергей Руденко, исследовав несколько Скифских захоронений 5 века до н.э., обнаружил тела, мумифицированные вечной мерзлотой 2500 лет назад. Одна из мумий, воин, имела многочисленные татуировки, в том числе изображения грифона. Эта находка несомненное доказательство существования такого персонажа в Скифской культуре 25 веков назад, даже при отсутствии письменности.

Греческий путешественник и поэт Аристей оставил первые заметки о грифоне, датируемые 675 годом до н.э. Аристей передвигался по торговым путям в Центральной Азии, и познакомился с племенем Скифских кочевников, Исседонов, у подножия Горного Алтая, что означает золото на местном языке. Скифы рассказали Аристею о четвероногой птице, размерами льва, обитающей в горах и охраняющей золото. Вернувшись в Грецию, Аристей использовал образ грифона в поэме, получившей широкую популярность, зафиксировав период появления грифона в печатном слове. К сожалению, сама поэма сохранилась лишь в виде нескольких цитат у других древних авторов, но период всплеска интереса к этой теме совпадает во многих Греческих источниках.

Интересно отметить, что в Греческом искусстве повествование о грифонах отличается от стандартного мифологического изложения. Рассказы о грифонах напоминают, скорее, описание животных из далёких земель, чем придуманных сфинксов, например. К этому важному определению мы ещё вернёмся не раз, грифоны рассматривались как животные, а не как обладающие магической силой или важностью мифические создания. Отличный пример этого можно увидеть в Храме Зевса. На изображении грифон защищает своего птенца.

Даже вовлечение грифона в мифы отводит ему роль сопровождающего персонажа, а не главного героя. В 460 г. до н.э., афинский драматург Эсхил написал трагедию «Прометей», ставшую шедевром. Многие знакомы с произведением, поэтому автор лишь напомнит некоторые моменты. Прометей похитил огонь у богов и дал его людям. Разозлённый Зевс приковал цепями Прометея к скале в Скифии, куда каждый день прилетал орёл и клевал его печень. Бессмертие Прометея обрекло его на вечные муки, съеденная орлом печень восстанавливалась, не давая погибнуть титану. Эсхила очаровали экзотические земли, и он дополнил картину грифонами, охранявшими скалу с прикованным Прометеем.

Геродот писал о грифонах в своей известной, а по некоторым мнениям, печально известной «Истории» около 430 года до н.э., где описывал опасности золотых копей в Исседонии. «Я не знаю каким способом добывается золото, но поговаривают, что одноглазые циклопы воруют его из-под носа грифонов.» Геродот позднее высказал сомнение в существовании расы одноглазых людей в Азии, но не усомнился в грифонах из этой же истории.

Другие писатели того времени, по-видимому, настроены аналогично. Можно встретить довольно реалистичные упоминания о грифонах, включая мнение об их неумении летать, несмотря на крылья. Греческий физик Ктесий описывал трудности добывания золота в Азии: «Высоко в горах там, где обитают грифоны, четвероногие птицы размером с волка и когтями льва.»

Даже Плиний Старший в своей книге «История природы» согласился со «многими авторитетными мнениями», что грифоны обитают в Скифии, где добывают золото. Плиний один из первых написал немало об «ушах» и «крыльях» грифонов, и о том, что они используют золото при обустройстве гнёзд.

«Я слыхал, что грифон четвероног, имеет мощные когти, подобно льву. Считается что на спине его оперение чёрное, на груди красное, а под крыльями белое. Согласно Ктесию, шея пёстрая с тёмно-синими перьями, голова и клюв орла, как изображают художники. Грифоны гнездятся в горах и, хотя невозможно поймать взрослую особь, иногда удаётся захватить птенцов. Жители Бактрии говорят, что грифоны охраняют золотые шахты, используя золото для своих гнёзд. Тем не менее, есть возражения, что золото охраняется преднамеренно. Грифоны не позволяют приближаться к своим гнёздам, оберегая молодняк.»

Было бы ошибкой считать грифоны мифическим гибридом на основе приведенных мнений. Ошибочное и непреднамеренное представление древними людьми, затем более поздняя интерпретация могли привести к кардинальному искажению описания. Если мы принимаем мнение древних о грифонах, как о реальном существе, а не мифологическом чудовище, что могло привести к таким рассуждениям? Для прояснения мы должны обратиться к, сравнительно, молодой науке Геомифологии, которая связывает геологическое прошлое нашей планеты с мифами, её населяющими.

Рой Чапман Эндрю (Roy Chapman Andrews), Американский палеонтолог 1920х годов, работал в Американском Музее Истории Природы, наиболее известен по двум причинам. Во-первых, он реальный прототип героя приключений Индиана Джонс. Во-вторых, он возглавлял экспедицию 1922 года в пустыню Гоби, которая революционно изменила наше понимание динозавров. В дополнение к открытию получившего известность Велоцираптора (Velociraptor), Эндрю и его команда обнаружили первые экземпляры сохранившихся яиц и много других экземпляров динозавров, включая представителей отряда Цератопсов. На раскопках под названием «Flaming Cliffs», всего в 48 километрах от Алтайских гор, Эндрю с командой собрали более тонны ископаемых, включая скелеты Протоцератопса и Пситтакозавра. Эндрю высказался даже: «Грунт под ногами выстлан костями.»

Во многих случаях найденные динозавры были легко восстановимы и почти полном комплекте, что само по себе большая редкость в палеонтологии. Последующие экспедиции были также успешны и обнаружили примерно там же останки Цератопсов. Так как местность крайне недружелюбна для обитания, она стала источником многих находок для палеонтологов. Засушливая, крайне мало растительности. Песчаные бури в конце Мелового периода около 66 млн. лет назад, засыпали животное полностью, часто не меняя его положения в пространстве. Это не давало возможность разрушить скелет хищникам или следующей буре. Даже любители могли заметить кости животных в этой местности то здесь, то там.

Протоцератопсы и Пситтакозавры это четвероногие, безрогие группы Цератопсов, в которую входит Трицератопс с ярко выраженным клювом. Цератопсы, в свою очередь, входят в группу Птицетазовых динозавров, похожих на птиц. Даже не эволюционировав в птиц, они получили своё название до того, как мы разобрались с эволюционными взаимоотношениями. Кочевые Азиаты, путешествующие с экспедицией Эндрю, будучи знакомы с большими хищниками могли заметить сходство структуры бедра в дополнение к большому клюву. Могут ли эти динозавры быть причиной возникновения истории грифона? Давайте посмотрим на факты.

Протоцератопс достигал высоты двух метров, а Пситтакозавр чуть меньше. Это делает их сопоставимыми с размерами льва или волка, о чём говорят описания грифона. Они имеют четыре ноги и выраженный клюв, что делает их похожими на млекопитающее с головой птицы. Их останки в невообразимых количествах находятся неподалеку от золотых шахт, в регионе, который молва населила грифонами. Кажется очевидным, что промышляющие золотом кочевники видели эти скелеты и дали им наилучшее описание. Не попавшие в зоологическую классификацию Линнея, то есть млекопитающие это млекопитающие, а птицы это птицы, почему было бы нелогично выделить группу созданий, имеющих те и другие признаки? Поскольку теория вымирания не была сформулирована во времена Скифов, а скелеты обнаруживались в крайне недоступных районах, почему было не предположить, что живое существо где-то за соседним холмом?

Таким образом легенда, поддерживаемая пейзажем и скелетами неузнанных животных, разошлась по миру вполне известным символом.

В дополнение, на заре палеонтологии динозавры представляли неповоротливыми тугодумами. По мере развития нашего понимания, включая схожесть с птицами и рептилиями, мы их чаще изображаем как подвижные и грациозные создания. Таким образом, соответствие представления древних Скифов о грифонах сопоставимо с соответствием понимания наукой поведения динозавров, чьи скелеты были обнаружены при раскопках. Древние палеонтологи проделали замечательную работу. Всё принято к рассмотрению, учтено и составлено замечательное культурное представление о вымерших животных на основе одних только находок. Автор считает, что мы должны оценить по достоинству их вклад. Спасибо Скифам!

Иллюстрация любезно предоставлена Giovanni.org

Перевод Владимир Максименко 2013-2014

Небесные жители страны Фэнтези. Грифон.

Сообщение Верлиока

Грифон - фантастическое, мифическое существо, полуорел-полулев , с длинным змеиным хвостом. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединял символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие. Грифоны, в греческой мифологии чудовищные звери с изогнутым орлиным клювом на птичьей голове и телом льва.
Древнегреческие авторы полагали, что туловище грифона по размеру превосходило восемь львов, вместе взятых, и что он сильнее сотни орлов. Грифон способен был поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов в одной упряжи. В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы.

Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.
В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI века до нашей эры), а затем в Спарте (VIII-VII века до нашей эры).

Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают. (греч.) (слав.)

Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.
В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду, Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками.стерегу т грифоны, василиски. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода.

Уже около 400 лет учёные-гуманисты , историки, фольклористы, филологи, археологи, палеозоологи упражняются в попытках объяснения происхождения образа грифонов, он ещё остаётся в существенных чертах загадочным и неясным. За столетия было выдвинуто немало догадок и гипотез о формировании этого образа: его объявляли полностью выдуманным, выводили от птиц, от вымерших видов животных, от тапиров, искали его корни в ассирийской, скифской, египетской культурах, наконец, в 1993 г. исследователь Э.Мэйор заявила, что проблема решена: образ грифонов произошёл от наблюдения останков протоцераптоса в пустыне Гоби.
Этимология слова
Слово "грифон" происходит от греческого "Γρυψ", которое, наиболее вероятно, произошло от греческого Γρυπος — "изогнутый" или "искривлённый". Однако, учитывая восточное происхождение этого вымышленного существа, существуют теории о происхождении греческого слова от ассирийского "*k"rub" — "сказочное существо", от которого в свою очередь произошло и древнееврейское слово "keˇrûb" (херувим). Возможно, что происхождение слова связано и с древнеперсидским "giriften" — "хватать"

В современном искусствоведении значение лексемы "грифон" значительно шире, чем в литературе. Грифоном может называться не только существо с львиным туловищем и крыльями и головой орла, а и другие комбинации этих животных. Различают "львиных грифонов", т.е. существ с телом льва, крыльями, иногда передними лапами как у орла, но с головой льва, и "орлиных грифонов", т.е. классических грифонов, с телом льва, крыльями и головой орла. В наиболее широком смысле, слово "грифоны" может употрбляться практически ко всем соединениям четвероного животного с птицей не поддающимся однозначной идентификации. Именно это следует иметь ввиду читая, что первые изображения грифонов встречаются уже в III тысячелетии до нашей эры.Конечно, не всех существ, сочетающих черты птицы и четвероногого причисляют к "грифонам", существуют и вполне определённые образы чётко отделяемые от грифонов, вроде Имдугуда — "грифона наоборот".

Наиболее вероятная прародина грифонов, как признаёт большинство исследователей — Передняя Азия. Прототип их образа следует искать в религиозном искусстве Вавилонии и Ассирии. На образ грифонов повлияла иконография т.н. karubu (аккад. "заступник"), которые изображались в виде быков с человеческой головой или крылатых львов. Неизвестна мифология, связанная с этими существами, но, вероятно, они выполняли охранные функции. В пользу этого говорит и одна из вероятных гипотез о происхождении слова "грифон" от "*k"rub". Замена львиной или человеческой головы на орлиную произошла уже, видимо, в Ассирии. "Вавилон знал крылатого льва с длинными заострёнными ушами, орлиными лапами и хвостом; Ассирия иногда заменяла львиную голову головой орла с гребнем." (178: с.305). Для ассирийских орлиноголовых грифов характерна короткая грива (часто перьевая) и изображение птичьей головы на кончике хвоста. Иногда прототипами грифонов считаются существа, бронзовые статуэтки которых были найдены в комплексах так называемых луристанских бронз VIII-VI вв. до н.э. (иногда этот комплекс отождествляют со скифской или киммерийской культурой, иногда с касситами), хотя они обладают рядом отличительных свойств — часто изображаются с рогами. Они довольно близки к персидским изображениям грифонов, которые также изображались со спиралевидными рогами, львиным туловищем и, часто, с задними лапами как у птиц в противоположност ь ассирийским. Эти персидские грифоны, среди которых "львиные грифоны" были более распространены, широко представлены в сохранившихся памятниках древней Персии. Г.А.Пугаченкова выдвигала предположение, что подобные существа до насаждения маздеизма при Дарии и Ксерксе олицетворяли дэвов — злых духов, святилища которых уничтожались при учреждении культа Ахурамазды. Появление же этих существ, несущих охранительную функцию, например, в царском дворце в Сузах, означает, с одной стороны переосмысление этого образа, с другой — живучесть суеверий и представлений народа. Известны грифоны в древнеалтайском искусстве, этот образ был распространён у скифов.

Следует сказать немного и о грифонах в Древнем Египте. Действительно, сочетание четвероногого кошачьего и птицы имеет место в египетском искусстве. В виде подобных существ могли изображаться фараоны, попирающие лапами своих врагов, однако в основном они изображались с человеческой головой. Грифоноподобные существа, иногда действительно очень напоминающие греческие изображения, появляются в Египте в эпоху Нового Царства, но их появление, вероятно, также объясняется переднеазиатским влиянием. Нельзя не вспомнить также и о существах, чья роль, возможно, перекликалась с переднеазиатским и karubu, а внешний вид иногда весьма напоминает грифонов — это сфинксы.

Изображения грифонов в греческом искусстве изображения были достаточно устойчивыми и обладали рядом характерных черт. Хотя иногда говорят об изображениях грифонов в крито-микенском искусстве, например о грифонах на фресках Кносского дворца, но они имеют очень мало общего с образом грифона в греческом искусстве, появившимся в VII в. до н.э. Обычно грифоны изображались в греческом искусстве с львиным телом, крыльями и орлиной головой, а также, довольно часто, с раскрытой пастью и характерным, загнутым вверх языком. Они также имели торчащие вверх уши (иногда этот тип обозначают как "ушастый грифон") и шишку, хохолок, или своеобразный рог между глазами и ушами. Определённые детали греческих грифонов, — торчащие уши и хохолок находят аналогии в древнеалтайском искусстве, хотя, прямые аналогии ввиду значительных отличий в изображении затруднительны. В свою очередь, такая деталь как хохолок встречается в переднеазиатских и персидских изображениях, но также обладает рядом отличий — например хохолок часто изображается как часть гривы, а у греческих грифонов выглядит скорее как костяной нарост. Наиболее ранние греческие изображения относятся примерно к середине VII в. до н.э. — это изображение грифона с детёнышем из Олимпии на Пелопоннесе, бронзовые головы грифонов с острова Самос. Для античности характерен набор сюжетов в которых появлялись грифоны. Наиболее часты одиночные изображения грифонов, но довольно распространён и сюжет борьбы грифонов с аримаспами, который наиболее характерен для греко-скифского искусства. Интересно, что последний сюжет появляется около VI в. до н.э. и неизвестен ранее. Кроме этого грифоны периодически изображаются запряжёнными в колесницы, управляемые различными божествами, наиболее часто Аполлоном. Имеется несколько уникальных изображений грифона в древнегреческом искусстве — в первую очередь это бронзовый рельеф, изображающий грифона с детёнышем из Олимпии (Пелопоннес), датируемый 630 г. до н.э. Иногда считается, что он находился в храме Зевса в Олимпии, но постройка этого храма относится к V в. до н.э., так что это изображение могло быть только перенесено туда. Хорошо известно изображение двух грифонов на т.н. ликийском саркофаге.
В целом надо заметить, что образ грифона в древнегреческом искусстве был вполне самостоятельным и обладал набором уникальных свойств, что делает довольно затруднительным определение его происхождения. Классический образ грифона — существа с телом льва, крыльями и головой орла — несомненно окончательно сложился в древнегреческой культуре. Именно к греческому языку (с оговорками) восходит имя "грифон", в греческой культуре сложился однозначно идентифицируемый визуальный образ грифона, и, наконец, именно в древнегреческой литературе появляются первые описания этого существа. Всё это позволяет однозначно идентифицировать этот образ и отличать его от своих предшественников или сходных образов. Однако нет никаких сомнений, что прототип грифона стоит искать на Востоке — в культурах Ассирии, Вавилона и Древнего Египта.

Широко распространённое мнение о том, что грифон обычно считался положительным образом и символизировал Христа, или по крайней мере позитивные для христианина ценности, не выдерживает никакой критики. Скорее всего этому стереотипу мы обязаны не столько символизму Средневековья, столько Данте, авторам XVII-XVIII вв. и геральдике. Для уяснения некоторых вопросов, связанных с символическим значением грифонов в христианской культуре, нам придётся обратится к самой главной для каждого христианина книге — Библии.

В Вульгате два раза упоминаются грифоны, однако в Средние века на это не очень обращали внимание — по крайней мере не часто упоминали об этом, рассказывая о грифонах (среди приведенных отрывков можно вспомнить только Бартоломея Английского), и, похоже, это известие не сильно повлияло ни на фактическое знание, ни на символическое толкование грифонов. Грифоны встречаются в Вульгате в книгах Левит и Второзакония в параллельных местах, где идёт речь о пищевых запретах для иудеев (Лев.11.13, Втор.14.12. — для удобства читателя все ссылки на Библию, если текст в данном случае не расходится с латинским вариантом, даются на русский синодальный перевод), причём упоминаются они среди нечистых птиц, т.е. запрещённых к употреблению в пищу. На самом деле, в еврейском тексте имелась ввиду, видимо, какая-то разновидность орла или кречета.

Как таковые грифоны в Библии отсутствуют, однако там встречаются некоторые явно родственные образы. Конечно же, это образ крылатого льва, хорошо известный в христианской символике, так как часто именно в таком обличье выступал один из евангелистов, по наиболее распространённой трактовке — Марк. Эпизод в Новом Завете, давший возможность подобной трактовке находится в Откровении Иоанна Богослова (Откр.4.6-8). Хотя здесь имеются ввиду херувимы, так как образ четырёх животных безусловно навеян видением Иезекиля, а именно образом меркабы, небесной колесницы несущей ковчег (Иез.1), образ крылатого льва, вполне мог повлиять на символику или моральную трактовку грифонов. Довольно интересен и тот факт, что книга Иезекиля была написана во время Вавилонского пленения и впитала в себя образность вавилонского религиозного искусства, в котором крылатые львы и другие подобные им существа не были редкостью. Интересен ещё один образ крылатого льва в Библии, на этот раз в книге Даниила (Дан.7.2-4):

Грифо́ны — вымышленные крылатые существа, наполовину львы, наполовину орлы. Имеют острые когти и белоснежные или золотые крылья.

Этимология
Слово происходит от лат. grȳphus и через него от греч. γρύψ. По одной из гипотез, греческое название восходит к др.-евр. «керуб» (см. херувим). Согласно другой гипотезе, оно происходит от греческого γρυπός («крючконосый»).

Античные авторы:
Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса, а также Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).
Грифонов связывают также с некоторыми образами скифского «звериного стиля».

Средневековая символика
Считалось, что родом они из Индии, где они охраняли огромные сокровищницы с золотом.

Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия — Немезиды: её часто изображали в колеснице запряженной грифонами.

Первоначально в образе грифона изображали сатану, завлекающего людские души в ловушку, в дальнейшем это животное стало символом двойной (божественной и человеческой) природы Иисуса Христа. Таким образом грифон стал ещё и врагом змей и василисков.

Грифон в геральдике:

Геральдический грифон
Грифон на гербе республики АлтайГрифон — часто встречающаяся негеральдическая фигура на гербах. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.
Мужской вариант грифона (англ. male gryphon) изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями.
В геральдике существует образ морского грифона (англ. sea-griffin), обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо львиной части тела.
Грифон обитает на далёких островах Индийского океана. У него тело льва, а голова и крылья-орла. Грифон имеет особый дар: находить сокровища, и поэтому его гнездо обычно выстлано золотом. Рядом с ядом когти грифона меняют цвет, а при сжигании серы из его ушей вместе с омелой выделяется целительный дым.
Грифон изображён на гербе рода Романовых.

Грифон в современной культуре
В мультфильме "Волшебный меч: В поисках Камелота" Грифон, имеющий кошачьи глаза и уши, работает на главного антагониста.

Грифон — популярный персонаж произведений жанра фэнтези.

В серии романов о Гарри Поттере название факультета Гриффиндор в переводе с французского означает «золотой грифон». Кроме того, у кабинета профессора Дамблдора есть латунный молоток в виде грифона, чтобы стучать им в дверь.
Грифоны использовались для атаки на замок в фильме Хроники Нарнии: Принц Каспиан.
Грифон — популярный юнит в компьютерных стратегиях: Warcraft; HOMM, начиная с первой части; King"s Bounty; Disciples — юниты ближнего боя, ассоциирующиеся с расой эльфов.
Gryphon - английская рок-группа.
В Украине спецподразделени е судебной милиции называется "Грифон"

Грифон — мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа — грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.

В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание.

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.), «грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу — потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов».

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается «могущественным животным» и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита(XVII-XVIв. в. до н.э.), а затем в Спарте(VIII-VIIв .в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Фантастическая сцена битвы тигрицы и грифона изображена на предметах скифского искусства VII в. до н. э. На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен львиный грифон, сражающийся с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена сцена терзания: орлиный грифон и другое фантастическое существо нападают на хищника кошачьей породы — «пантеру».

В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой — тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитите ля душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа — божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва — бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».

Слово “грифон” (или “гриффин”, как еще иногда называют этого зверя) происходит от греческого grops (латинское gryphos). Вполне вероятно, что это слово происходило от другого греческого термина — grupos, что значит “изогнутый”, “кривой”. Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть “фантастическое крылатое существо”, или еврейского kerub, “крылатый ангел”.

Впервые объявившись в Древней Ассирии, грифон вскоре стал известен от Гималаев и Китая на Востоке до побережья Ирландии на Западе. Самое древнее из известных сегодня изображений грифона обнаружено возле города Шуша (на территории современного Ирана). Этот зверь был запечатлен на печати, сделанной около 3000 года до н.э.

Грифоны были издавна известны и в Египте. Во времена Пятой династии сам фараон изображался в виде грифона, повергающего наземь врага (это символизировало мощь правителя). Египетское влияние прослеживается в минойской культуре, которая наделяла грифона качествами великолепного воина.

Задолго до появления первых письменных упоминаниях о грифоне он изображался на изделиях из слоновой кости, камня, бронзы, шелка (например, на монетах из Абдеры, с острова Телос). Его можно было встретить везде: начиная от ваз во дворцах и заканчивая мозаикой в усыпальницах (наиболее характерный пример — рельеф во дворце царя Капара Гудзана, 870 год до н.э.)

На территории Греции грифоны встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (17-16 века до нашей эры), а затем в Спарте (8-7 века до нашей эры). Греки ассоциировали их, прежде всего, с богами: Дионисом, Немезидой и Аполлоном. Последний нередко изображался верхом на грифоне или же едущим в колеснице, запряженной грифонами.

В средние века грифона часто можно было увидеть на гербах, стенах соборов, на страницах манускриптов. В наши дни этот зверь оживает на страницах книг и пленках кино.

Сам облик грифона и его нрав в разных культурах представлялся неодинаково. Чаще всего задняя часть туловища у него львиная, хотя могли быть и другие варианты: пантера, собака. Хвост был похож на драконий или змеиный. Передняя часть туловища — птичья, но иногда на голове грифона можно было заметить уши (что, по-видимому, должно было свидетельствоват ь об отменном слухе животного). В ряде случаев клюв грифона украшали мелкие, но очень острые зубы. На голове грифона обычно красовались небольшие рога или хохолок. Шею украшал ряд шипов или пышная грива

Из-за существенных различий во внешности каждого грифона этих существ даже пытались классифицировать . Средневековый немецкий ученый Х.Принц разделил их на три вида: грифон-птица, грифон-змея и грифон-лев. Но другие авторы того времени оспаривали такое разделение, ведь последние два экземпляра обычно изображались с телом, покрытым чешуйками, а значит, являлись родственниками драконов. Считалось, что только грифона-птицу можно отнести собственно к грифонам.
Нрав грифонов тоже был различен (в зависимости от конкретной культуры и мифологии). В целом, грифон представлял собой гордого, храброго и свободолюбивого зверя, не признающего чьего-либо господства. Все эти качества сделали его едва ли не лучшим стражем, в качестве которого он и выступал во многих легендах и мифах (например, греки считали грифонов стражами золота гипербореев).

Первое письменное упоминание о грифоне принадлежит древнегреческому автору Аристею из Проконнеса, жившему в 7 веке до н.э. Он описал свое путешествие вглубь Центральной Азии, куда писатель отправился в поисках сказочного народа гиперборейцев и святилища Аполлона (почитавшегося ими как повелитель света и тьмы). В своих странствиях Аристей встретил племя иммедонийцев, которые сообщили ему, что к северу от их владений находится горная цепь, где текут золотоносные реки, а обитающие там одноглазые люди — аримаспы — то и дело похищают сокровища у быстрых и злобных монстров, стерегущих его. Неизвестно, как называли этих монстров сами иммедонийцы, но Аристей именует их грифонами, ведь к тому времени в Греции уже сложились некоторые легенды об этих животных.

Геродот (5 век до нашей эры) в своей “Истории” описывает чудовищ с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов месторождения золота.

Эсхил называет грифонов “птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают”. Более поздние исследователи полагались в дальнейшем именно на этих авторов, считая их очевидцами того, о чем они писали.

Правда, чем больше проходило времени, тем сведения о грифонах становились все более запутанными и противоречивыми. Сам Аристей несказанно бы удивился, узнай он, что люди средневековья верили в существование грифонов во многом благодаря его сочинениям. Ведь Аристей никогда не утверждал, будто видел грифона воочию. Но, как бы то ни было, этот зверь продолжал появляться в средневековых бестиариях вместе с другими, как реальными, так и вымышленными животными.

Бестиарии обычно разделяли зверей на “добрых” и “злых”. Грифона часто относили к последним, хотя многие авторы наделяли его и положительными качествами. Предполагалось, что грифон был символом знания, поскольку ему было известно, где отыскать золото.

Также в средневековье считалось, что грифон косвенным образом символизирует двойственную природу Христа — божественную (птица) и человеческую (лев).

Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло (1254-1324), совершивший в 13 веке свой грандиозный поход через Центральную Азию в Китай, предпринял попытку отыскать реальные подтверждения существованию грифонов. Он пытался найти их на Мадагаскаре, услышав о птицах, “по строению своего тела напоминающих орла колоссального размера”. Поло действительно отыскал их, но они не имели ничего общего с грифоном, ведь путешественник отлично представлял себе, как должен выглядеть “настоящий грифон”.

Из этой страны (Турции) совершают путешествия в Бактрию, где живет злобный и коварный народ, и в том краю есть деревья, дающие шерсть, как если бы они были овцами, и из нее делают ткани. Есть в этом краю “ипотаны”(гиппоп отамы), которые живут то на суше, то в воде. Они наполовину люди, наполовину лошади и питаются только человечиной, когда удается ее раздобыть.

Еще водится в том краю множество грифов, больше, чем в других местах; одни говорят, что у них перед туловища орлиный, а зад львиный, и это верно, они и впрямь так устроены; однако туловище грифа больше восьми львов, вместе взятых, и он сильнее сотни орлов. Гриф, разумеется, может поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов, когда их в одной упряжи выводят в поле, так как когти на его лапах огромные, с туловище вола, из когтей этих изготовляют чаши для питья, а из его ребер — луки.

“Путешествия”, предположительно Джон Мандевилль

Согласно средневековым представлениям о мире, существование различных сказочных существ считалось фактом, не подлежащим обсуждению. Различным частям их тел приписывались чудодейственные свойства. Грифон не стал исключением. По преданию, если из его когтя сделать кубок, то он тут же поменяет цвет, когда в нем будет находиться яд. Получить такой коготь было, конечно же, непросто — он доставался человеку в качестве награды, если тот излечивал грифона от тяжкой хвори. Правда, история умалчивает о том, что случилось с теми, кому все же не удавалось вылечить этого зверя. В средние века было известно несколько таких кубков, хотя на поверку все они оказались сделаны из рогов вполне обычных животных.

Утверждали, что слепые прозревают, если поводить пером грифона по их глазам. А в нескольких ранних германских книгах по медицине упоминается, что если грифон положит голову на грудь женщине, страдающей бесплодием, она излечится от своего недуга.


В 17 веке появилось несколько объемистых трудов, в которых авторы попытались разобраться, где же кончается правда и начинается вымысел в бесчисленных описаниях невероятных существ. И уже в 1646 году сэр Томас Браун заявил, что грифон представляет собой не что иное, как сугубо символичное существо. Это можно считать закатом эпохи грифонов — очень скоро они окончательно “покинули” реальный мир, перейдя в сферу искусства и поэзии.

Несмотря на то, что эра грифонов давно прошла, они по-прежнему востребованы в современном искусстве: кино, живописи и литературе.

На кинопленке своенравное животное появляется достаточно редко, и последняя известная картина с его участием — “Гарри Поттер и Узник Азкабана” (хотя, по большому счету, там был показан не грифон, а гиппогриф). Клювокрыл получился одним из самых обаятельных героев третьего “Гарри Поттера”, и если бы существовал “Звериный Оскар”, его бы, безусловно, присудили именно этому существу.

Художники, работающие в жанре фэнтези, нередко обращаются к образу грифона. Его можно увидеть в работах таких мастеров, как Тим Хильдебрант (Tim Hildebrandt) и Борис Валледжо (Boris Vallejo). Ну, а те, кто хочет не просто посмотреть на грифона, но и почувствовать себя в его шкуре (или сидящим верхом, точнее, в перьях), могут поиграть в компьютерные игры, где грифон встречается не менее часто, чем единорог. Достаточно вспомнить стратегию “World of Warcraft” и известнейшую серию “Героев” (“Heroes of Might and Magic”).
Гриффин из настольного варгейма “Mage Knight” позволяет кататься на себе симпатичным девушкам.
В фантастической литературе грифоны появляются достаточно редко. Например — в саге “DragonLance” М. Уэйс и Т. Хикмэна. Там эти животные представлены упрямыми и своенравными, но все же подчиняющимися своим хозяевам. Также они присутствуют в романах Андрэ Нортон, Пирса Энтони и Клиффорда Саймака. Встречаются грифоны и в произведениях для детей: “Алисе в стране чудес” Льюиса Кэрролла и “Грифоне и младшем канонике” Фрэнка Стоктона.

Грифоны в пророчествах


Мишель Нострадамус (1503-1566) — известный астролог, ученый и пророк — использовал символический образ грифонов в своей 86-й центурии:

Подобно грифону, придет король Европы,

Сопровождаемый аквилонянами.

Он поведет большое войско красных и белых,

И выступит против короля Вавилона (X, 86).

Исследователи предполагают, что здесь идет речь о русском царе Александре I (грифон — герб дома Романовых), который возглавит армию коалиции европейских государств (красные и белые — англичане и австрийцы) и победит Наполеона. “Аквилоном” Нострадамус называл “область северного ветра” — т.е., скорее всего, Россию.

Нострадамусу также приписываются “сиксены” (пророческие четверостишия), которые на самом деле были написаны неким Винсентом Севом в 17 веке. В 29 и 56 сиксене опять упоминается грифон, однако, учитывая то, что эти предсказания Нострадамуса поддельные, вряд ли стоит искать в них тайный смысл.

Несмотря на свой весьма преклонный возраст, в течение которого грифоны известны людям, эти существа продолжают жить. Синтетический образ, в котором воплотились черты самых гордых и благородных животных — орла и льва — оказался настолько удачен, что сохранился до наших дней без каких-либо существенных изменений. В отличие от других представителей несуществующего зверинца, грифон настолько ярок, самобытен и величественен, что даже в наше время — эпоху компьютеров, космоса и международного терроризма — невольно хочется верить в правдивость древних легенд про прекрасное свободолюбивое существо с телом льва и крыльями орла.

Грифон
Сказочное животное с головой и когтями орла, телом льва, но без крыльев. Используется в геральдике. Символизирует солнце, небо, золотящийся свет рассвета, а также объединение свойств орла и льва. Как хранитель сокровищ, он означает бдительность и возмездие. На Востоке грифон разделяет с драконом символику мудрости и просвещения. В Древней Греции как солярное животное он посвящался Аполлону; как олицетворение мудрости - Афине; как символ возмездия - Немезиде. В христианстве грифон означает зло, уносящего души дьявола, а также тех, кто преследовал христиан. Позднее, согласно Данте, он стал символизировать две природы Христа и роль Папы как духовного и светского владыки.

ГРИФОН. Персонаж древнегреческой мифологии.

Грифон изображался чудовищем с телом льва и головой орла. Его называли собакой Зевса, так как считалось, что Грифон был впряжен в его колесницу. В Древней Греции изображения чудовища встречаются очень часто, их можно увидеть высеченными на колоннах зданий и старинных амфорах.
Грифонам приписывали многие лечебные свойства, например их перья якобы обладали способностью излечивать от слепоты. Из когтей чудовищ делали чаши, которые меняли цвет, если в них наливали отравленное вино.
Впервые древние греки узнали об этих существах из рассказов бродяги путешественника Аристия, который будто бы видел их во время шестилетнего путешествия по Азии, югу России, Кавказским горам. Несколько лет Аристий жил у исседонийцев - племени людей, в обычаи которых входило поедание своих родителей, чьи черепа они хранили всю жизнь.
Исседонийцы рассказали путешественнику о волшебной стране Гиперборее, в которой жили дикие племена одноглазых аримаспов. Их главными занятиями была обработка скудной горной земли и поиски золота.
В более высокогорных местах жили грифоны, которые охраняли большой запас золота от обитателей Гипербореи.
Они были настолько огромными и сильными, что приносили в гнезда целых быков. Вернувшись на родину, Аристий много рассказывал сородичам о таинственной стране и ее жителях.

γρύψ . По одной из гипотез, греческое название восходит к др.-евр. «керуб» (см. херувим) . Согласно другой гипотезе, оно происходит от греческого γρυπός («крючконосый»). Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть «фантастическое крылатое существо», или еврейского kerub , «крылатый ангел».

Древний мир

Впервые изображения грифонов засвидетельствованы на дворцовых фресках Крита позднеминойского периода . Также изображения грифонов встречались в древнем Египте и древней Персии, но наибольшее распространение они получили в искусстве античного греческого мира.

    Levantine - Winged Griffin Nibbling on Sacred Tree - Walters 711171.jpg

    Нео-ассирийское искусство, финикийский стиль: грифон, грызущий листок священного дерева. Слоновая кость; 8-й век до н. э.. Художественный музей Уолтерса

Античные авторы

Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса , а также Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).

Средневековая символика

Считалось, что грифоны родом из Индии , где они охраняли огромные сокровищницы с золотом. Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Грифон в геральдике

Грифон - часто встречающаяся негеральдическая фигура в гербах . Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. Мужской вариант грифона (англ. male griffin ) изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями. В геральдике существует образ морского грифона (англ. sea-griffin ), обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо «львиной» части тела.

Грифон в архитектуре

Архитектурное украшение в виде фантастического существа с туловищем льва и головой орла или льва встречается в виде барельефов на стенах зданий, а также в виде скульптур, располагающихся на крышах и венчающих колонны и пьедесталы. Как символ стража сокровищ, крылатый лев присутствует в качестве декоративного мотива элементом архитектурного оформления казнохранилищ банков и т. п.

Грифоны с головами львов высятся на крыше здания таможни в Барселоне .

Грифон в современной культуре

Грифон - популярный персонаж произведений в жанре фэнтези , встречающийся в художественной литературе, кинематографе и компьютерных играх.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.
Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.

Загрузка...