aracs.ru

Какие мифы объясняющие происхождение мира и человека. Миф о происхождении людей. Теории происхождения человека. Восстановление картины мира древних народов в современности

У Греков. Единственными людьми, кто смог пережить потоп были Девкалион и его жена Пирра. И великие боги предложили им создать новое человечество. Девкалион и Пирра по легенде стали бросать камни за спину, и камни начали превращаться в статуи. Статуи пели песни, Девкалион и Пирра должны были выбрать одну понравившуюся им песню о человечестве, и они выбрали изз всех песен историю о греческих героях: о Тезее, Геракле и других полубогах. И человечество таким образом возродилось на земле. Девкалион и Пирра умерли, а отвергнутые ими поющие статуи стали требовать от богов справедливого суда. Боги решили вынести вердикт, взвесив на весах решение Девкалиона и Пирры. И суд богов признал выбор супружеской пары верным! Человечество, воспевающее греческих героев, стало единственным на земле.

У Турков. Человечество родилось на черной горе. В пещере одной образовалась яма, которая по форме напоминала человеческое тело, струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина, согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через девять месяцев из пещеры вышел первый человек: АЙ АТАМ, которого зовут отцом Луны.

У Мексиканцев (XVII в.). Здесь все немного путаннее, так как на формирование легенды с одинаковой силой повлияли и древние культы и католицизм. Бог сделал человека из гончарной глины и поставил в печь. Но слишком надолго оставил его в печи. Человек поэтому вышел из печи сгоревшим и черным. Бог решил, что ошибся, бросил свое детяще на землю и попал в Африку. Но на этом Бог не остановился и создал друого человека, которого оставил в печи на гораздо меньшее время. Человек получился абсолютно белый. Бог снова решил, что ошибся. И снова бросил человека на землю и попал в Европу. На третий раз Бог более внимательно подошел к процессу и проследил за степенью готовности своего изделия. Он подождал, пока человек пропечется как следует, до золотистого цвета. На этот раз у Бога всё получилось. И не спеша, очень осторожно поместил удачного человека в Америку. Так появились мексиканцы.

У племен Сиу. По легенде сиу, человека создал кролик вселенная, нашедший на дороге сгусток крови. Кролик начал лапкой играть с ним, и сгусток превратился в кишки. Кролик продолжил забавляться, и на кишках появились сердце, затем глаза, и, наконец, получился настоящий маленький мальчик, первый мальчик в мире. Кролик назвал этого первого человека кроликом мальчиком. Это был предок сиу.

У Арабов. Существует вариант создания Ветхого Завета. В их космогонии для того, чтобы человек родился, необходима земля четырех разных цветов: синего, черного, белого и красного. Бог послал за ней ангела Гавриила, но, когда тот наклонился для того, чтобы набрать земли, земля заговорила и спросила, чего он хочет. «Земли, для того чтобы Бог смог создать человека», – объяснил Гавриил. Земля ответила: «Я не могу тебе этого позволить, потому что человек будет неуправляем и захочет разрушить меня». Ангел Гавриил передал ее мнение Богу. Тогда Бог послал ангела Михаила. Произошла та же история. Точно такая же неудача. Земля вновь воспротивилась рождению человека. Тогда Бог послал ангела Азраила, чьей особенностью было то, что он являлся ангелом смерти. Его не убедили аргументы земли. Таким образом, человек существует благодаря ангелу смерти, и поэтому человек смертен. Из принесенной земли Бог сотворил Адама. Но тот в течение сорока лет ничего не делал, просто лежал на земле. Ангел не мог понять, почему человек не двигается. Он посмотрел Адаму в рот, чтобы узнать, что находится у него внутри, и понял, почему Адам остается неподвижным. Внутри тело человека было пустым. Тогда ангел рассказал об этом Богу, и тот решил дать человеку душу. Адам ожил, и Бог, для того чтобы дать ему преимущество перед землей, природой, растениями и животными, разрешил ему назвать все, что его окружало. Человек один имеет право давать имена даже духам (джиннам) и горам. И каждый раз, когда он произносит имя, он покоряет себе того, кого называет. (Таба ри, арабский летописец IX века, халифат Абба сидов.)

У Монгол. Человек был создан Богом, который вырыл в земле яму в форме человеческой фигуры. Потом Бог вызвал бурю, и глина с потоками воды заполнила яму (очень похоже на Турецкий вариант). Дождь кончился, влага высохла, и человек, словно пирог из формы, вышел из ямы.

У индейцев Навахо. Вначале на земле жили полулюди полузвери. Они пересекли три неба, откуда были изгнаны из за своих глупых поступков. В конце концов они спустились на землю, где четверо местных богов: синий, белый, черный и желтый, пришли посмотреть на них. Боги попытались обучить их чему то при помощи жестов, но недочеловеки ничего не понимали. Тогда все боги, кроме одного, черного, оставили их. Черный бог сказал полулюдям о том, что они грязные и вонючие глупцы. «Остальные боги вернутся через четыре дня, – сказал он им. – Помойтесь, и мы предадимся церемонии создания людей». Боги принесли с собой различные предметы, шкуры ланей и два початка кукурузы, желтый и белый. Из белого початка вышел мужчина, а из желтого – женщина. Они предались любви под навесом и родили пять пар близнецов. Первые близнецы были гермафродитами, но остальные родили детей, и эти дети переженились с пришлым народом. Так появилось современное человечество.

Сотворение мира является первоначальным вопросом в любой религии. Как и когда зародилось всё то, что окружает человека – растения, птицы, животные, сам человек.

Наука пропагандирует свою теорию – во вселенной произошел большой взрыв, это и дало начало галактике и планетам вокруг. Если общенаучная теория создания мира едина, то легенды об этом у разных народов свои.

Мифы о сотворении мира

Что же такое миф? Это предание о зарождении жизни, роли Бога и человека в ней. Существует огромное количество таких легенд.

Согласно иудейской истории, первоначальны были Небеса и Земля. Материалом для их создания послужила одежда Бога и снег. По другой версии весь мир – это переплетение нитей огня, воды и снега.

По мифологии Египта, первоначально везде царили тьма и хаос. Победить его смог только молодой Бог Ра, который пролил свет и дал жизнь. В одном варианте он вылупился из яйца, а по другой версии – родился из цветка лотоса. Примечательно, что в египетской теории есть множество вариаций, и во многих присутствуют образы животных, птиц, насекомых.

В историях шумеров мир возник, когда плоская Земля и купол Неба соединились и родили сына – Бога воздуха. Потом появляются божества воды, растений. Здесь впервые говорится о появлении человека из органа другого.

Греческий миф о происхождении мира основан на понятии хаоса, который поглотил всё вокруг, солнце и луна были неразделимы, холод был соединен с теплом. Пришел некий Бог и разделил все противоположности друг от друга. Он же создал и мужчину с женщиной из единой материи.

Притча древних славян основана на том же хаосе, царившем везде и вокруг. Здесь есть божества времени, земли, тьмы, мудрости. Согласно этому преданию, все живое появилось из пыли – человек, растения, животные. Звезды появились отсюда же. Поэтому говорится о том, что звезды, как и человек, не вечны.

Сотворение мира по Библии

Священное Писание — это главная книга православных верующих. Здесь можно найти ответы на все вопросы. Это касается и происхождения мира, человека и животных, растений.

Библия имеет в своем составе пять книг, которые рассказывают всю историю. Эти книги были написаны Моисеем во время скитаний с еврейским народом. Все откровения Божьи изначально были занесены в один том, но потом произошло его разделение.

Начальной в Священном Писании является Книга Бытия. Ее название с греческого означает «начало», что говорит о содержании. Именно здесь повествуется о том, как произошло зарождение жизни, первого человека, первого общества.

Как говорится в Писании, человек своим существованием несет высшую цель – любви, благодетели, совершенствования. Он хранит в себе дыхание самого Бога – душу.

Согласно библейской истории, мир создавался совсем не вечность. Сколько дней потребовалось Богу, чтобы возник мир, наполненный жизнью? Об этом сегодня знают даже дети.

Как Бог создал землю за 7 дней

Появление мира в столь небольшие сроки кратко описано в Священном Писании. В книге нет подробного описания, все символично. Понимание выходит за рамки возраста и времени – это то, что хранится в веках. История гласит, что только Богу подвластно сотворить мир из ничего.

Первый день творения мира

Бог создал «небо» и «землю». Не стоит воспринимать это буквально. Имеется в виду не материя, а некие силы, сущности, ангелы.

В этот же день Бог отделил тьму от света, таким образом, он создал день и ночь.

Второй день

В это время создается некая «твердь». Олицетворение отделения воды на земле и воздуха. Таким образом, говорится о создании воздушного пространства, некой атмосферы для жизни.

Третий день

Всевышний приказывает воде собраться в едином месте и освободить место для образования суши. Так появилась сама земля, а вода вокруг стала морями и океанами.

Четвертый день

Примечателен образованием небесных светил – ночных и дневных. Появляются звезды.

Теперь возникает возможность отсчета времени. Сменяющие друг друга солнце и луна считают дни, времена, года.

Пятый день

На земле появляется жизнь. Птицы, рыбы, животные. Именно здесь звучит великая фраза «плодитесь и размножайтесь». Бог дает начало, первых особей, которые сами будут взращивать свое потомство в этом райском месте.

Шестой день

Бог создает человека «по образу и подобию Своему», вдыхает в него жизнь. Человек слеплен из глины, а дыхание Бога оживляет мертвый материал, дарит ему душу.

Адам – первый человек, мужчина. Он живет в райском саду и понимает языки окружающего мира. Несмотря на многообразие жизни вокруг, он одинок. Бог создает ему помощника – женщину Еву из его ребра, пока Адам спит.

Седьмой день

Назван субботой. Он отведен для отдыха и служения Богу.

Так произошло зарождение мира. Какова же точная дата сотворения мира по Библии? Это до сих пор является главным и сложнейшим вопросом. Существуют утверждение, что описывается время задолго до появления современного летоисчисления.

Другое же мнение говорит об обратном, что события в Священной книге – это наше время. Цифра варьируется от 3483 до 6984 лет. Но общепризнанной точкой отчета принято считать 5508 год до н.э.

Сотворение мира по Библии для детей

Посвящение детей в учение о Боге учит правильным принципам поведения и указывает на неоспоримые ценности. Однако Библия в таком виде, как она есть – сложна для понимания взрослого человека, что уж говорить о детском восприятии.

Для того чтобы ребенок мог сам изучать основную книгу христиан, придумана детская библия. Красочное, иллюстрированное издание, написанное на понятном малышу языке.

История сотворения мира из Ветхого завета рассказывает о том, что изначально не было ничего. А Бог был всегда. Очень кратко повествуется о всех семи днях сотворения. Здесь же рассказывается история возникновения первых людей и то, как они предали Бога.

Описывается история Адама и Авеля. Эти истории поучительны для детей и учат правильному отношению к окружающим, старшим, природе. На помощь приходят мультипликационные и художественные фильмы, которые наглядно показывают события, описанные в Священном писании.

Для религии нет возраста и времени. Она находится за пределами всего насущного. Понять происхождение окружающего и роли человека в мире, найти гармонию и свой путь возможно только поняв ценности, которые несет вера.

МИФЫ О СОТВОРЕНИИ МИРА И ПЕРВЫХ ЛЮДЯХ

Егип етская мифология
Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животных.

Миф древних индийцев
Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока - солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания - ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались стороны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

Греческая мифология
Согласно греческой мифологии, людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Прометей создал людей смотрящими в небо, по подобию богов.
По некоторым мифам, люди и животные были созданы греческими богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях (дал им огонь и т. п.).

Миф народов Центральной Америки
Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и говорить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего - бездушные они вышли, безмозглые...
Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева!» - уговорились они. Сказано - сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было, и были они неразумны.
И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», - решили боги. Они нашли этот благородный материал - белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей.

Миф североамериканских индейцев
Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.
Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека - предка рода Черепахи.

Миф североамериканского племени Акома повествует о том, что первые две женщины узнали во сне, что люди живут под землей. Они вырыли яму и освободили людей.

Миф народа инки
В Тиауанако творец всего сущего сотворил тамошние племена. Он делал из глины по одному человеку каждого племени и рисовал платье, которое они должны были носить; тех, кто должен быть с длинными волосами, лепил с длинными волосами, а тех, кто должен быть стриженым, - с короткими; и каждому народу были даны свой язык, и свои песни, и злаки, и еда.
Когда творец закончил эту работу, он вдохнул жизнь и душу в каждого мужчину и в каждую женщину и приказал, чтобы они ушли под землю. А вышло каждое племя там, где ему было приказано.

Миф индейцев Мексики
Когда на Земле все было готово, Нохотсакьюм создал людей. Первыми были кальсия, то есть люди-обезьяны, затем коха-ко - люди-кабаны, затем капук - люди-ягуары и, наконец, чан-ка - люди-фазаны. Так он сотворил разные народы. Делал он их из глины - мужчин, женщин, детей, прилаживал им глаза, носы, руки, ноги и все остальное, затем клал фигурки в костер, на котором обычно пек тортильи (кукурузные лепешки). От огня глина твердела, и люди оживали.

Австралийские мифы
Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже... комки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на бесформенные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом отделила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы... Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурин-гой (хранительницей души).
Разные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса эму, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.

Жили некогда два брата, два близнеца - Бунджиль и Палиан. Бунджиль мог превращаться в сокола, а Палиан - в ворона. Один брат деревянным мечом сделал на земле горы и реки, а другой - соленую воду и рыб, обитающих в море. Однажды взял Бунджиль два куска коры, положил на них глины и стал ножом мять ее, вылепив ноги, туловище, руки и голову, - так он создал мужчину. Сделал он и второго. Был он доволен своей работой и от радости исполнил танец. С тех пор существуют люди, с тех пор от радости исполняют танцы. Одному мужчине он прикрепил древесные волокна как волосы, и другому тоже - у первого волосы были курчавые, у второго - прямые. С тех пор у мужчин одних родов волосы курчавые, а у других - прямые.

Скандинавская мифология
Сотворив мир, Один (верховное божество) и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи - женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла.

План:

1. Мифы древности о происхождении мира и людей.

1.1. Что такое миф? Происхождение мифа.

1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

1.3. Особенности мифологического сознания.

2. Древнейшая система мифологических представлений.

3. Древнегреческое представление о происхождение богов и людей.

3.1 Генеалогии богов.

3.2. Создание человека.

3.3. Жизнь человека.

4. Миросозерцание восточных славян.

5. Мифология древних народов.

6. Библия, как книга с повествованием о сотворении мира и человека.

7. Антропогенез.

7.1. Происхождение человека, как биологического вида.

7.2. Теории.

7.2.1. Эволюционная теория.

7.2.2. Теория творения (креационизм).

7.2.3. Теория внешнего вмешательства.

7.2.4. Теория пространственных аномалий.

1. Мифы древности о происхождении мира и людей.

1.1. Что такое миф? Происхождение мифа.

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные ";сказки"; о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших ";золотое руно";, Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово ";миф"; имеет древнегреческое происхождение и означает именно ";предание";, ";сказание";. Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний.

1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

    космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

    антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,

    мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

    эсхатологические мифы - мифы о ";конце света";, конце времен.

Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.

Космогонические мифы, как правило, делятся на две группы:

мифы развития

мифы творения

В мифах развития происхождениях мира и Вселенной объясняется эволюцией, превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология),небытие (древнеегипетская, скандинавская и др. мифология). ";...все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании: все бездвижное, тихое, и пространство неба было пусто..."; – из мифов Центральной Америки.

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных элементов (огня, воды, воздуха, земли) сверхъестественным существом - богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного - гагары, вороны, койота). Самый известный пример мифов творения – библейский рассказ о семи днях творения: ";И сказал Бог: да будет свет...и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью...";

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях 0 повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем – иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - ";мыслящий прежде";, ";предвидящий";) наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии ";конца света"; и наступлении ";конца времен";. Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском ";Апокалипсисе";: грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит ";конец времен";, и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

1.3. Особенности мифологического сознания.

Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

    В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое;

    В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено;

    Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие;

    Миф живет в своем, особенном времени - времени ";первоначало";, ";первотворения";, к которому неприложимы человеческие представления о течении времени;

    Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

    Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека,

    Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущим человечества,

    Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

2. Древнейшая система мифологических представлений.

Древнейшая система мифологических представлений предков современных индоевропейских народов, реконструируемая с помощью сравнительного исторического исследования отражений этой системы в исторически засвидетельствованных отдельных индоевропейских традициях. Под И.м. понимают также совокупность хеттской мифологии (и других анатолийских - лувийской, палайской и более поздних - лидийской, ликийской), арийской [включающей индийскую мифологию, иранскую мифологию, дардскую и нуристанскую (кафирскую), ближневосточную митаннийскую, арийскую мифологии], армянской мифологии, греческой мифологии, италийской мифологии, кельтской мифологии, германо-скандинавской мифологии, балтийской мифологии, славянской мифологии, тохарской мифологии, а также фрагменты мифологии, относящиеся к албанской, фракийской, иллирийской, фригийской, венетской и некоторым другим традициям, известным в неполной передаче.

По археологическим и лингвистическим источникам, ранняя область обитания носителей древней индоевропейской культуры в 4-3 тыс. до н. э. локализуется в южнорусских степях, на юго-востоке Европы и северо-востоке Передней Азии. В хозяйстве индоевропейцев скотоводство преобладало над земледелием: ведущей отраслью было коневодство (конь - главное культовое животное), что способствовало (наряду с изобретением колесниц) интенсивным передвижениям индоевропейских племен в 3-2 тыс. до н. э. по Европейскому материку, а через Кавказ и Центральную Азию - вплоть до Индостана. Археологические и языковые данные позволяют предположительно восстанавливать этапы расселения и этнической истории индоевропейцев вплоть до сложения исторически засвидетельствованных этносов и культур. Археологические свидетельства о ритуалах - погребальные памятники (курганы), остатки жертвоприношений, предметы культа - служат не только источником для реконструкции мифологии и культа, но и критерием для ее проверки (соотнесение археологических и лингвистических данных).

Основными источниками для реконструкции И. м. являются мифологические тексты. Кроме того, важны описания соответствующих мифологий, сделанные как изнутри данной традиции, так и сторонними наблюдателями, принадлежащими к другой культурно-языковой или конфессиональной традиции (известия греческих авторов, особенно Геродота; римских авторов - Тацита, Плиния Старшего, Цезаря и др.; немецких и польских христианских писателей). Для традиций, сохранивших преемственность вплоть до недавнего времени, источником сведений о И. м. могут быть фольклорные тексты, особенно включающие мифологические имена и соответствующие мотивы; для фрагментарно сохранившихся традиций существенно и упоминание отдельных мифологических слов, особенно имен, в составе немифологических (часто иноязычных) текстов.

В общеиндоевропейской мифологической системе главный объект обозначался основой *deiuo, ";дневное сияющее небо";, понимаемое как верховное божество (а затем и как обозначение бога вообще и класса богов): ср. хетт. siuna-, ";бог";, siuatt-, ";день";, лувийск. tiuaz, ";бог солнца";, др.-инд. deva, дева - ";бог";, dyaus, ";небо"; (Дьяус как божество), авест. daeva, ";дав";, ";демон";, греч. Zetg, род. падеж Ai6g, ";Зевс, бог ясного неба";, лат. deus, ";бог";, dies, ";день";, др.-исл. tivar, ";боги";, литов. dievas (Диевас - ";бог";) и т. д. В соответствии со структурой большой патриархальной семьи, возглавляемой отцом"; патриархом";, это верховное божество выступает как ";бог-отец";, *deiuos pater: др.-инд. Dyaus pitar, греч. Zeus, латю, лат. lupiter (Юпитер), Diespiter, умбр. lupater, иллир. Aeinccrueog; частичные продолжения этого обозначения в лувийск. tiuaz tatis, палайск. tiiaz papaz и т. д., или сохранение той же модели в латыш. Debess tevs, ";небо-отец";.

Находящемуся на небе отцу - сияющему небу соответствует оплодотворяемая небом обожествляемая земля (часто в противоположность светлому богу - ";темная";, ";черная";) как женское божество - мать. Ср. у Гомера Деметра - богиня плодородия (букв. ";земля-мать";), фриг. ";богиня-мать";, рус. ";землямать"; (совпадение по этимологии) и частичные соответствия: др.-инд. prthivi matar, ";земля-мать";, и хетт. Dagan-zipas, ";душа земли"; (см. также в ст. Земля). Специализированный мифологический образ земли обнаруживается в таких индоевропейских традициях, как иранская и славянская: авест. ArSdvI Sura Anahita (Ардвисура Анахита, богиня плодородия, плодоносящей влаги), рус. ";мать сыра земля"; (где Sura этимологически совпадает с ";сыра";). Плодотворящая функция земли отражена в общеиндоевропейском мифологическом мотиве человека, происходящего от земли: ср. лат. homo, ";человек";, готск. guina, литов. zmones, ";люди";, слова того же корня, что и ";земля"; - лат. humus, литов. Zeme и т. д. (ср. также типологически сходный мотив происхождения человека из глины в древних ближневосточных мифологиях).

Наличие таких сложных сочетаний, как др.-инд. dyava-prthivf, ";небоземля";, дает основание предполагать мифологический мотив единства неба и земли как некой древней супружеской пары - прародителей всего сущего.

Человек ведет свою родословную от земли как женского (материнского) начала; он смертей, обращается в прах, ср. греч. р(ют6б, ";человек";, т. е. ";смертный";, др.-инд. mr-ta-, слав. 8ъты1ь, ";смерть";, и от другого корня - хетт. danduki, ";смертный"; при тохар. В on-uwaiine, ";бес-смертный";, др.ирл. duine, ";человек смертный"; (сопоставимо с обозначением ";земля"; от корня dui-, ";два";, в частности, в арм. erkin, ";земля";). Смертность человека противопоставляет его бессмертным детям неба - богам, которые преодолевают смерть с помощью напитка бессмертия, греч. vexтае, ";нектар"; из nek, ";смерть"; ter, ";преодолевать";, греч. йцрцоою, ";амброзия";, ";напиток бессмертия";.

От неба как мужского начала происходят его дети-близнецы ";сыновья неба"; (греч. ";Диоскуры";, др.-инд. Divo napata, ";сыновья бога неба";, литов. Dievo suneliai, ";сыновья бога";, латыш. Dieva deli, ";дети бога";) и ";дочь неба"; (др.-инд. Divas duhitar, ";утренняя заря - дочь неба";). Идея близнечности пронизывает И. м. и космогонию (см. Близнечные мифы), начиная с исходной неразделенности неба и земли (ср. их обозначение с помощью одного корня dui-, ";двойня";, в древнеармянском гимне Вахагну - erkin, ";земля";, erkir, ";небо";). Типологические аналогии (и некоторые древние тексты, в частности греческие и анатолийские) позволяют предположить древний мифологический мотив разъединения неба и земли (античный миф об Уране и Гее). По свидетельству индийской, греческой и балтийской мифологий восстанавливается значительное число общих мотивов, связанных с близнецами-братьями, которые ухаживают за своей сестрой или спасают ее (в море). Символы близнецов - кони (у др.-инд. Ашвинов, ср. парные изображения коней - коньков крыши и т. п. в германской, балтийской и славянской традициях). Связь божественных близнецов с культом коня, представленным в полностью совпадающих ритуалах (принесение коня в жертву, ср. др.-инд. ашвамедху, и захоронение коня вместе с человеком) во всех древних индоевропейских традициях, позволяет дать хронологическое, а отчасти и пространственное приурочение индоевропейского близнечного мифа (подтверждаемое и археологическими материалами использование коня в упряжи боевых колесниц в 3-2-м тыс. до н. э.). Ср. обозначения Большой Медведицы как колесницы: древневерхненемецкое wagan, ";колесница";, среднеголл. woenswaghen, woonswaghen, ";повозка Вотана";, рус. Воз, ";Большая Медведица";, согд. ´nxr-wzn, ";круг Зодиака";, митаинийск. арийск. uasanпа, ";круг на ипподроме";, др.-инд. vahana, ";животное, на котором ездят боги";, др.-инд. ratha, ";колесница";, литов. Ratai, латыш. Rati, ";Большая Медведица";, др.рус. Кола, ";Большая Медведица-Колесница";, фриг. ";Большая Медведица";, тохар. A kukal, В kokale, ";колесница"; и др.; ср. также др.-инд. обозначения созвездий, образованные от asvayuja, ";конская упряжка"; и т. п.

Конская символика, специфичная для индоевропейского близнечного культа, отражается и в названии культового дерева, связанного с близнецами: др.инд. asvattha, ашваттха (букв. ";лошадиная стоянка";), космическая ось мира, и в сходных по функции ритуальных столбах, называвшихся ";конями"; (нижненемецкие Hengest, Horsa, Хенгест и Хорса); ср. распространенность ";конских"; имен в древних индоевропейских традициях (в т. ч. и имени особого конского божества - галльск. Эпона и др.).

На основании отдельных индоевропейских традиций реконструируется мотив разнополости близнецов и инцестуозных отношений между близнецами. Наиболее характерные свидетельства мифа об инцесте близнецов можно почерпнуть из ведийского мифа о Яме и его сестре Ями, которая пыталась его соблазнить (характерно, что Яма был первым смертным, а в дальнейшем стал божеством смерти и подземного царства; вместе с тем отражение индоиранского образа Ямы обнаруживается в среднеиранском Jamsid (Джамшид, ср. авест. Иима), из *Yima-xsaeta, ";Иима - царь"; и кафирск. Imra (из Yamarajan с тем же значением). К тому же общеиндоевропейскому названию ";близнеца"; *iemo восходит имя др.-исл. мифологического первого человека Ymir (Имир), др.ирл. е(а)main, ";близнец";; ср. Find-eamna, ";тройня Фин"; - три братаблизнеца, которых сестра уговорила вступить с ней в брачную связь; аналогичный мотив обнаруживается в среднеиранском предании о браке Yima (Иимы) и его сестры Yimak, который послужил прецедентом для подобных браков у зороастрийцев, ср. также древнехеттский миф о браке тридцати братьев - сыновей царицы Канеса и их тридцати сестер-близнецов, а также славянский миф об инцесте Ивана да Марьи, приуроченный к празднику Купалы. Возможно, что в индоевропейском корне *iemo- обозначалось не только близнечное божество плодородия [связь плодородия с инцестом и близнечным культом подтверждается типологически, ср. латыш. Jumis (Юмис), ";полевое божество, сдвоенный плод";], но и всякое сочетание двух разных начал, в т. ч. мужского и женского (андрогинное божество, ср. образ Гермафродита как сочетание двух мифологических существ и т. п.). Мотив двойственности, отмеченной выше в связи с небом и землей, обнаруживается и в обозначении образа мира, ср. лат. imago (с тем же корнем iem-, также хетт. himma со сходным значением).

Распространенность мотива инцеста и приурочение его к началу целой брачной традиции и к первому человеку или первому царю может найти историческую параллель в известном обычае инцеста в высшем слое иерархического общества древневосточного типа.

После разъединения неба и земли идея двоичности дублируется и в пределах собственно неба. Солнце [индоевропейское *s(a)ucl-n-, др.-инд. Surya, Суръя, др.-иран. x^runah, ";фарн, солнечное высшее благо";, лат. sol как женское начало; ср. также частый женский образ ";дочери солнца";: др.-инд. Duhita Suryasya, литов. Saules dukte, латыш. Saules meita, слав. ";солнцева дочь";] и месяц (индоевропейское *me-n-s, литов. menuo как мужское начало) вступают в брачные отношения (мифологический мотив небесной свадьбы наиболее полно сохранился в балтийской мифологии). Вместе с тем этот индоевропейский мифологический сюжет содержит другой прецедент - первую измену (ср. Денницу и мотив утренней звезды в балтийской и славянской мифологии и т. п.). Образ утренней звезды часто сливается с образом утренней зари, обозначаемый индоевропейским корнем со значением ";рассветать";; ср. др.-инд. Usas (Ушас), греч. ´Hug (Эос), лат. Aurora (Аврора), др.-англ. Eastre, литов. Ausra (Аушра), латыш. Usins (Усиньш).

В отдельных традициях в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец в разных ипостасях - либо обманутого мужа, либо судьи, наказывающего месяц за измену солнцу и рассекающего его пополам. Характерной особенностью этого мифа является наличие свадебной колесницы, которая принадлежит или солнцу (ср. распространенный во многих мифологиях мотив солнечной колесницы), или громовержцу как устроителю свадьбы. Колесница и кони громовержца, равно и наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, меч, стрелы, также позволяют ввести этот миф в определенный исторический (начало бронзового века) контекст.

Имя громовержца восстанавливается на основании совпадения ряда древних традиций. Ср. литов. Perkunas (см. Перкунас, латыш. Perkons, прус. Perkuns), слав. Регипъ, др.-рус. Перунъ, Перун (с многочисленными трансформациями на славянской почве), др.-исл. Fjqrgyn, Фьоргун (мать громовержца Тора), др.-инд. Рагjanya- (Парджанья, имя бога и одновременно грозовой тучи), хетт. Pirua-, Пирва.

Громовержец и связанный с ним основной миф стоит в центре древней И. м. Громовержец обычно находится наверху - на небе, на горе, на скале, на вершине дерева, прежде всего дуба, в дубовой горной роще (ср. такие родственные имени громовержца слова, как лат. quercus, ";дуб";, готск. faiguni, ";скала";, хетт. регипа-, ";скала";, др.-инд. parvata-, ";гора"; и т. д.). Ядро мифа составляет поединок громовержца с противником, для которого восстанавливается общеиндоевропейское исходное имя с корнем *uel-, ср. др.-рус. Велес, Волос, литов. Velnias, Vielona (см. Велняс), латыш. Veins, Vels (см. Вело), др.-инд. Vala (Вала), Vrtra (Вритра, ср. Varuna, Варуна) и др. Противник громовержца находится внизу - под горой, под деревом, у воды, в его владении скот как основное богатство и как символ потустороннего мира - пастбища: ср. общеиндоевропейское представление о загробном мире как о пастбище, где пасутся души умерших, ´г|^й

Эти фрагменты мифа реконструируются с такой надежностью, что соответствующие мотивы могут быть выражены в языковой форме не только применительно к отдельным традициям, но и на общеиндоевропейском уровне: *gwhenti ng^im perunt-, ";поражает змея в отношении скалы"; (на скале, под скалой, с помощью каменного орудия - скалы); *ogniin (g´e)g´on-e dwo ak´men-, ";порождает огонь с помощью двух камней"; (эта формула описывает и мифологический мотив высечения огня - молнии с помощью каменного неба и скалы, и соответствующий обряд, при котором священный огонь добывался с помощью ударов двух камней друг о друга); *perperti ng^im Per^n(t-s), ";поражает (ударяет/убивает) змея громовержец - бог скалы";. Формальная структура каждого из этих фрагментов индоевропейского мифа ориентирована на повторение, обыгрывание звуковых комплексов, обозначающих имена участников мифа и названия основных атрибутов. Разные части таких фрагментов могут рассматриваться как анаграммы указанных имен или обозначений предметов. Такая реконструкция вскрывает недифференцированность звуковых и семантических комплексов: не вполне различимы указания на место, субъект, орудия действия, на глагол и его объект. Такие семантические и звуковые связи не только образуют ядро мифологического текста, но и являются орудием построения и развития мифа, вплоть до создания новых мотивов.

И. м. знает ряд названий змееобразных чудовищ, относящихся к классу существ нижнего мира, связанных с водой и с хаотическим началом и враждебных человеку. Кроме противника громовержца с названием от корня *uel-, к этому виду существ принадлежат такие, как *Budh: др.-инд. Ahi budhnya (Ахи Будхнья), ";змей глубин";, где ahi, как и др.-Иран. AJi dahaka (Ажи-Дахака), ";Змей Огненный";, закономерно продолжает индоевропейское ´";ng^´hi, ";змей";, встречающееся и в приведенных фрагментах основного мифа; др.-греч. IItOtov, ";Пифон";, серб. Бадньак, Бадняк. Существа, связанные с иным, нижним, водным миром, также символизируют плодородие, богатство и жизненную силу, соотносясь с одной из ипостасей образа матери-земли или вообще плодотворящего начала, ср. индоевропейское *Ner-/*Nor-, представленное как в женских мифологических образах (иллирийск. Noreia,. италийск. сабинск. Neria, Neriena; др.-герм. Nerthus, Нертус, определяемая Тацитом как terra mater, ";земля-мать";, греч. NT)QT)i6es, Нереиды, дочери морского царя Нерея; ср. также хетт. ^nnara и, на уровне сказок, рус. Норка), так и в мужских именах (др.-исл. Njordr, Ньорд - морской бог, греч. NT)()ei;g, Нерей - морской царь, имя осетинских мифологических героев - нартов). Вокруг того же корня пег-, который, по-видимому, являлся одним из важнейших обозначений нижнего мира и его плодоносящих свойств, группируются названия и представления о подземном царстве и входе на небо (др.-инд. naraka, нарака, ";дыра";, ";подземное царство";, тохар. А йаге, ";преисподняя";, слав. ";нора"; и т. п.), о воде (др.-инд. naras, ";воды";, новогреч. veoo, ";вода";, литов. naras, ";гагара"; - водяная птица, связанная с преисподней и с актом творения мира, и т. д.), о зловещем начале, иногда символизируемом левой стороной (ср. умбрск. nertru ";sinistro";), о жизненной, плодородной силе (хетт. innara-, ";сила";, лувийск. апnarummi-, ";сильный";, Annurammenzi, ";сильные боги";, хетт. Innarauantes, литов. noreti, ";хотеть";, narsas, ";ярость";, ";мужество"; и т. п.).

Еще один круг мифологических персонажей, связанных с обозначением нижнего мира, объединяет ряд божеств, чьи имена восходят к индоевропейскому *Trit: древнеиндийскому Trita, Trita Aptya, ";Трита Водяной"; (ср. хетт. Нар-, ";бог ручья";, ";бог потоков";, ";бог-судья"; при ордалиях), авест. Orita, Qraetaona (Tpaэтаона) и т. д., ср. также др.-греч. TgiTtov (Тритон) как обозначение морского мифологического персонажа или потока, а также ирл. triath, ";море";. С этими персонажами связан миф о спуске героя в колодец (иногда вследствие предательства двух старших братьев); само имя Trita, вероятно, обозначает ";третий"; (брат или мир, который так обозначается в сравнении с двумя предыдущими мирами - небом и землей). Он попадает в нижний мир, добывает богатства или живую воду, которые позволяют преодолеть смерть и вернуться к жизни на земле (другие варианты спуска в преисподнюю и путешествий в загробном мире, например в мифе об Орфее и Эвридике; ср. также героя русских сказок о трех царствах, которого иногда называют Иван Водович или Иван Третий, Третьяк). Тема водного царства связана с еще одним индоевропейским мифом, главным героем которого является божество по имени *Nep(o)t (букв. ";племянник";, уравниваемый в правах с сыном), ср. др.-инд. Apam Napat (Апам Напат), авест. Аращ Napat (Апам-Напат), лат. Neptunus (Нептун), ирл. Nechtan. В мифе об этом божестве рассказывается о чудесном источнике - колодце, спрятанном от взоров или таящем в себе сокровища. После того как герой мифа подходит к источнику и обходит его три раза или трижды входит в него (ср. мотив Триты как указание на троичность водного царства), из источника выходят воды, образующие озеро или тройной поток, преследующий героя. В своем течении этот поток доходит до мифического моря.

древностью своего происхождения те, которые говорят нам...

В любой мифологии основу составляют мифы о сотворении мира и людей. Сложно во всем этом выделить какую-то определенную тенденцию. Творцами мира выступают где-то боги, где-то животные, а то и вовсе растения. Каким образом первозданное существо возникло из первобытного Хаоса и как творило мир - на это в каждом мифе есть своя история. В данной статье представлены несколько мифов о сотворении мира славян, греков, шумеров, египтян, индийцев, китайцев, скандинавов, зороастрийцев, индейцев Арикара, Гурон, Майя.

Славяне.

У славян существовало несколько легенд о том, откуда произошел мир и его обитатели. У многих народов (древних греков, иранцев, китайцев) существовали мифы о том, что мир возник из яйца. Подобные легенды и сказки можно найти и у славян. В сказке о трех царствах герой отправляется на поиски трех царевен в подземный мир. Сначала он попадает в медное царство, затем - в серебряное и золотое. Каждая царевна дает герою по яйцу, в которое он по очереди сворачивает, заключает каждое царство. Выбравшись на белый свет, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства.

Одна из старинных легенд гласит: «Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-сыра земля, а из верхней встал высокий свод небесный».

Другое сказание связывает появление мира с поединком героя со змеем, который сторожил золотое яйцо. Убил герой змея, расколол яйцо - вышло из него три царства: небесное, земное и подземное.

А вот как рассказывали о рождении мира карпатские славяне:
Когда было начало света,
Тогда не было ни неба, ни земли, только синее море,
А среди моря - дуб высокий,
Сели на дуб два дивных голубя,
Стали думать, как свет основать?
Спустимся мы на дно морское,
Вынесем мелкого песку,
Мелкого песку, золотого камня.
Мелкий песок посеем мы,
Золотой камень подунем мы.
С мелкого песку - черная землица,
Студена водица, зелена трава.
С золотого камня - синее небо, Синее небо, светлое солнце,
Ясен месяц и все звезды.

Вот еще один миф. В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего.
Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир.
Солнце вышло тогда, из лица Его.
Месяц светлый - из груди Его.
Звезды частые - из очей Его.
Зори ясные - из бровей Его.
Ночи темные - да из дум Его.
Ветры буйные - из дыхания}..
"Книга Коляды", 1 а
Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нови. Род отделил Правду от Кривды.
В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц - в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий - птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога - Небесного Отца.
Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод.
Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу.
Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов - ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.

Шумеры.

Шумеры объясняли происхождение вселенной следующим образом.
В шумерской мифологии небо и земля изначально мыслились как гора, основой которой была земля, персонифицировавшаяся в богине Ки, а вершиной - небо, бог Ан. От их союза родился бог воздуха и ветра Энлиль, сам именовавшийся «Великой горой», а храм его в городе Ниппуре звался «домом Горы»: он отделил небо от земли и устроил космос- Вселенную. Благодаря Энлилю появляются и светила. Энлиль влюбляется в богиню Нинлиль и силой овладевает ею, когда она плыла по реке в своей барке. За это старшие боги изгоняют его в подземный мир, но Нинлиль, уже зачавшая сына- бога луны Нанну, следует за ним, и Нанна рождается в преисподней. В преисподней Энлиль трижды принимает облик стражей загробного мира, рождает с Нинлиль трех подземных богов. Они возвращаются в небесный мир. Отныне Нанна в барке в сопровождении звезд и планет путешествует ночью по небу, а днем- по подземному царству. Он рождает сына- солнечного бога Уту, странствующего по небу днем, ночью же он путешествует по подземному миру, принося умершим свет, питье и еду. Затем Энлиль обустраивает землю: он взрастил из земли «семя полей», произвел на свет «все полезное», изобрел мотыгу.
Существует и другой вариант мифа о сотворении мира.
Начало этой истории достаточно красивое. Давным-давно, когда еще не было ни неба, ни земли, жила Тиамат- богиня сладких вод, Апсу - бог соленых вод, и их сын- туман, поднимающийся над водой.
Затем у Тиамат и Апсу родились две пары близнецов: Лахма и Лахама (демоны), а потом- Аншар и Кишар, которые были умнее и сильнее старших. У Аншара и Кишар был ребенок по имени Анну. Анну стал богом неба. У Анну родился Эа. Это бог подземных вод, магии.
Младшие боги - Лахма, Лахама, Аншар, Кишар, Анну и Эа- каждый вечер собирались на шумный пир. Они мешали Апсу и Тиамат высыпаться. Лишь Мумму, старший сын Апсу и Тиамат, не принимал участия в этих увеселениях. Апсу и Мумму обратились к младшим богам с просьбой прекратить празднества, но их не послушали. Старшие решили убить всех мешающих спать.
Эа решил убить Апсу, который затеял заговор против младших.
Тиамат решила отомстить за гибель мужа. Ее новый муж, бог Кингу, всячески поддерживал эту мысль.
Итак, Тиамат и Кингу разработали план мести. Узнав о плане Тиамат, Эа обратился за советом к дедушке Аншару. Аншар предложил поразить Тиамат с помощью волшебства, ведь с ее мужем расправились именно таким образом. Но магические силы Эа не действуют на Тиамат.
Ану, отец Эа, пытался образумить разгневанную богиню, но ничего не вышло. Поскольку магия и переговоры ни к чему привели, осталось обратиться к физической силе.
Кого же послать на битву? Все решили, что это под силу лишь Мардуку. Аншар, Ану и Эа посвятили юного Мардука тайны божественной магии. Мардук готов сразиться с Тиамат, в качестве награды за победу требует безраздельной власти верховного бога.
Юный Мардук собрал всех аннунаков (как называли себя боги), дабы они одобрили войну с верховной богиней и признали его своим царем. Аншар послал своего секретаря Каку позвать Лахму, Лахаму, Кишару и Дамкину. Узнав о предстоящей войне, боги пришли в ужас, но хороший обед с большим количеством вина успокоил их.
Вдобавок Мардук продемонстрировал свою магическую силу, и боги признали его царем.
Долго длилась беспощадная битва. Тиамат сражалась отчаянно. Но Мардук победил богиню.
Мардук снял с Кингу «таблицы судеб» (они определяли движение мира и ход всех событий) и надел себе на шею. Тело убитой Тиамат он рассек на две части: из одной сделал небо, из другой - землю. Люди же были созданы из крови убитого Кингу.

Египтяне.

В египетском городе Гелиополе- «горде Солнца», как называли его греки,- творцом и первосуществом считался Атум. Он возник из Нуна- первичного океана, которого Атум именовал своим отцом, когда не было еще ничего- ни неба, ни земли, ни почвы.
Атум поднялся как холм среди вод мирового океана.
Прообразами таких холмов были реальные холмы, выделявшиеся на водной поверхности разлившегося Нила. Соответствующим образом укрепленные, они стали платформой для первых храмов, возведение которых как бы увековечивало акт создания мира. С представлением о первичном холме, по-видимому, связана и форма пирамиды.
- Я существую! Я сотворю мир! Нет у меня отца и нет матери; я - первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов! С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-Бен. Атум опустился на холм и стал размышлять, что ему делать дальше.
Но творить одинокому творцу было не из чего, и он совокупился с собственной рукой и поглотил собственное семя, а затем изрыгнул изо рта бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, первую божественную пару. Океан Нун благословил творение, велев ему возрастать. Едва родившись, дети куда-то подевались. Атум никак не мог найти их и послал на поиски свою дочь, Божественное Око Атума. Богиня возвратила беглецов, и обрадованный отец прослезился. Слезы его превратились в первых людей.
От первой пары, рожденной Атумом, произошли бог Геб и Нут, богиня и воплощение Неба. Бог воздуха Шу и его супруга разделили землю и небо: Нут поднялась в виде небосвода над Гебом, опираясь о него руками и ногами, Шу стал своими руками поддерживать небосвод в таком положении.
Нужно было разделить небо и землю, ведь пока они пребывают слитно, в объятиях, на земле нет места для прочих существ.
Но Геб и Нут успели родить близнецов Осириса и Исиду, а также Сета и Нефтиду. Осирису суждено было стать первым убитым и воскресшим для вечной загробной жизни.
Земля и небо окружены со всех сторон водами. Каждую ночь Нут проглатывает солнце, а наутро опять
его рождает.

В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. Бог-творец Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, искусства, движение рук и ног, согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей".
Главные боги древнего Египта, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В египетской мифологии есть еще одна версия сотворения мира, возникшая в городе Шмуну, – "Город Восьми". Согласно ей прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. Они обитали в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо. Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. "Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито".
В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта становится город Фивы. Главное фиванское божество – бог солнца Амон. В "Большом гимне Амону" говорится:
Отец отцов и всех богов,
Поднявший небо и утвердивший землю,
Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст
Царь, да живет он, да здравствует,
Да будет благополучен, глава всех богов
В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале существовал бог Амон в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые в Иуну породили Ра и Атума, а в Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивы и там умерли.
О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не упоминается. По одной версии люди возникли из слез бога Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов "слезы" и "люди", по другой - людей слепил из глины бог Хнум.
Тем не менее египтяне верили, что люди - это "паства бога" и что бог создал мир для людей. "Он создал для них небо и землю. Он уничтожил беспросветную тьму воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он создал для них растения, скот, птиц и рыб, дабы их питать". Следует заметить, что практически во всех преданиях, легендах и мифах – это является общим…

Китайцы.

Скандинавы.

Как считают скандинавы, вначале была пустота Гинунгагап. К северу от нее был замерзший мир мрака Нифльхейм, а на юге лежала огненная раскаленная страна Муспелльхейм. От такого соседства постепенно мировая пустота Гинунгагап заполнилась ядовитым инеем, который стал таять и превратился в злого инеистого великана Имира. Имир был предком всех великанов-морозов.
Затем Имир заснул. Пока он спал, пот, капающий у него из-под мышек, превратился в мужчину и женщину, а пот, капающий с ног, еще в одного мужчину. Когда же растаяло много льда, из образовавшейся воды возникла корова Аудумла. Имир стал пить ее молоко, а ей понравилось лизать соленый лед. Слизав лед, она обнаружила под ним мужчину, его звали Бури.
У Бури был сын Борё Бор женился на инеистой великанше Бестле и у них родились три сына: Один, Вили и Ве. Сыновья Бури ненавидели Имира и убили его. Из тела убитого Имира натекло так много крови, что она потопила всех великанов, кроме Бергельмира, внука Имира, и его жены. Им удалось спастись от наводнения в лодке, сделанной из ствола дерева.
Один и его братья принесли тело Имира в центр Гинунгагапы и создали из него мир. Из плоти Имира сделали землю, из крови- океан Из черепа получилось небо. А мозг разбросали в небо, получились облака.
Боги оставили без внимания только ту часть, в которой обитали великаны. Она называлась Етунхейм. Лучшую часть этого мира они отгородили ресницами Имира и поселили там людей, назвав ее Мидгардом.
Напоследок боги создали людей. Из двух древесных сучков получились мужчина и женщина, Аск и Эмбля. Все остальные люди произошли от них.
Последней построили неприступную крепость Асгард, которая поднялась высоко над Мидгардом. Эти две части соединялись радужным мостом Биврестом. Среди богов, покровителей людей, было 12 богов и 14 богинь (их называли асы), а также целая компания других божеств, помельче (ванов). Весь этот сонм богов пересек радужный мост и поселился в Асгарде.
Над этим многослойным миром вырос ясень Иггдрасиль. Его корни проросли в Асгард, Етунхейм и Нифльхейм. На ветвях Иггдрасиля сидели орел и ястреб, по стволу вверх и вниз носилась белка, у корней обитали олени, а ниже всех сидел змей Нидхегг, который хотел все съесть. Иггдрасиль- это то, что всегда было, есть и будет.

Греки.

В начале всего был бесформенный, безразмерный Хаос, затем появились Гея (Земля) с глубоко залегающим в ее недрах Тартаром (бездной) и вечная, существовавшая задолго до них сила влечения - Эрос. Этим же именем греки называли бога любви, сопутствовавшего богине любви Афродите, но Эрос, стоявший в начале мироздания, исключает любое чувство. Эрос можно сравнить с силой всемирного тяготения - он подобен закону. Эта сила и привела в движение Хаос и Землю. Хаос производит женское начало - Ночь и мужское начало - Эреб (Мрак). Ночь породила Танат (Смерть), Сон (Гипнос), огромное количество сновидений, богинь судеб – мойр, богиню возмездия Немесиду, Обман, Старость. Порождением Ночи также стала воплотившая в себе соперничество и раздоры Эрида, от которой произошли Изнурительный труд, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Лживые слова, Судебные тяжбы и Беззакония, но и непреклонно справедливого Орка, карающего любого, кто дает лживую клятву. А из соединения Ночи с Эребом родился прозрачный Эфир и сияющий День – Свет из Тьмы!
Согласно мифу о происхождении мира, после этого пробудилась Гея: сначала ею рожден был Уран (Небо), затем поднялись из ее глубин Горы, их лесистые склоны заполнили рожденные ею нимфы, разлилось по равнинам Понт (Море). Покрытие Небом Земли привело к появлению богов первого поколения - их было двенадцать: шесть братьев и шесть сестер, могучих и прекрасных. Не единственными они были детьми от союза Геи и Урана. Произвела Гея на свет также трех огромных уродливых циклопов с большим круглым глазом посреди лба, а вслед за ними еще трех надменных Сторуких великанов. Титаны же, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало племени богов самого древнего поколения. У старшего из них, Океана, было три тысячи дочерей, прекрасноволосых океанид, и столько же покрывших всю сушу речных потоков. Другая пара титанов произвела Гелиос (Солнце) Селену (Луну), Эос (Зарю) и многочисленные Звезды. Третья пара дала начало ветрам Борею, Ноту и Зефиру. Титан Иапет не мог похвастать столь же обильным потомством, как его старшие братья, но стал он славен немногими, зато великими сынами: Атлантом, взявшим на свои плечи тяжелую ношу небесного свода, и Прометеем, самым благородным из титанов.
Младшим сыном Геи и Урана был Крон, дерзкий и нетерпеливый. Не захотел он сносить, как высокомерного покровительства старших братьев, так и власти собственного отца. Возможно, он не решился бы поднять на него руку, посягнув на верховную власть, если бы не мать Гея. Поделилась она с возмужавшим сыном давней обидой на супруга: возненавидел Уран за уродство сыновей - Сторуких великанов и заточил их в ее темные глубины. Крон, под покровом Никты и при помощи матери Геи, захватил отцовскую власть. Взяв в жены сестру свою Рею, Крон положил начало новому племени, которому люди дали имя богов. Однако коварный Крон опасался своего потомства, ведь он сам поднял руку на отца, и, чтобы никто не лишил его власти, стал проглатывать собственных детей сразу же после их рождения. Горько жаловалась Рея на свою печальную участь Гее и получила от нее совет, как спасти очередного младенца. Когда ребенок появился на свет, Гея сама укрыла его в одной из недоступных пещер, а Рея передала супругу запеленатый камень.
Тем временем Зевс (так назвала мать спасенного младенца) рос в скрытой от глаз пещере на склонах лесистой Иды, самой высокой горы острова Крита. Его там охраняли юноши куреты и корибанты, заглушая детский плач ударами медных щитов и бряцанием оружия, а Амалфея, благороднейшая из коз, кормила его своим молоком. В благодарность за это, Зевс, заняв впоследствии место на Олимпе, постоянно заботился о ней, а после смерти вознес ее на небо, чтобы она вечно сияла она в созвездии Возничего. Интересно, что шкуру своей кормилицы Зевс оставил себе, изготовив из нее щит - знак высшей власти. Этот щит назвали «эгидой», что по-гречески и означало – «коза». По нему Зевс получил один из самых своих распространенных эпитетов - эгидодержавный. Рог же, который Амалфея случайно сломала еще во время своей земной жизни, владыка богов превратил в рог изобилия и отдал своей дочери Эйрене, покровительнице мира.
Повзрослев, Зевс стал сильнее отца и не коварством, как Крон, а в честном поединке поборол его и заставил извергнуть из чрева проглоченных братьев и сестер: Аида, Посейдона, Геру, Деметру и Гестию. Так, согласно мифу о происхождении мира, наступал конец эры титанов, которые заполнили к этому времени несколькими своими поколениями небесные и земные просторы, – начиналась эра богов Олимпа.

Зороастрийцы.

В далеком прошлом до творения мира ничего не было: ни тепла, ни света, никаких живых существ на земле и на небе. В необъятном пространстве существовал только один Зерван – бесконечная вечность. Пусто было и одиноко, и тогда у Него появился замысел о творении мира. Он восхотел, чтобы родился у него сын. Желание было чрезвычайно велико, что Зерван стал совершать жертвоприношения в течение тысячи лет. И зародились в его чреве двое сыновей – Ормузд и Ариман. Зерван решил, что отдаст Он своему перворожденному сыну Ормузду власть над всем миром. Ормузд прочел мысли Отца и рассказал о них Ахриману. Однако зло уже тогда являлось сутью Аримана, и он, чтобы родиться первым, спешно разодрав оболочку Отца, явился на свет. Злобный Ариман заявил отцу: "Я сын твой, Ормузд". Взглянул Зерван на безобразного, наполненного Тьмой Аримана и зарыдал: не этого Он ждал. Сразу же за Ариманом из чрева показался Ормузд, излучающий Свет. Ахриман, жаждущий власти над миром, был младшим братом, но хитростью первым появился на свет. Поэтому он дерзко напомнил Зервану, что именно ему надлежит править миром, как и было обещано. Зерван ответил Ариману: "Сгинь, Нечистый! Я сделаю тебя царем, но только на девять тысяч лет, но Ормузд будет иметь власть над тобой, а после окончания отведенного времени царство будет отдано Ормузду и Он все исправит согласно своей воле".
Так, после творения мира, он разделился на две части. Место пребывания Ормузда, постоянного и безграничного во времени, исполненного всеведения и добродетелей, пронзает бесконечный свет. Область же, подвластная Ариману, находящемуся во тьме, невежестве и страсти разрушения, который был, есть, но не будет существовать всегда, называется Бездной. Между Светом и Темной Бездной существовала пустота, в которой смешались бесконечный свет и бесконечная тьма. Ормузд начал творение совершенного мира, пролив частицу своего чистого света в бездну, отделявшую его от Ахримана. Но из Мрака поднялся Ариман, как и было предсказано. Коварный младший брат, не обладающий всеведением, не знал о существовании Ормузда, и настолько пришел в ярость от увиденного творения мира, что объявил войну всему Творению. Ормузд пытался убедить Аримана, что нет пользы от такой войны, и Он не держит никакого зла на своего брата. Однако не послушал Ариман, так как решил: "Если Всеведущий Ормузд пытается решить дело мирно, то Он бессилен". Не знал Ахриман, что не в состоянии он причинить вреда брату своему, но может только причинить вред сущему, – знал об этом только Всеведущий Ормузд.
Братьям отведено девять тысяч лет от начала творения мира: первые три тысячи лет события будут происходить по воле Ормузда, следующие три тысячи лет – воля Ормузда и Аримана смешаются, а в последние три тысячи лет злой Ариман будет обессилен и их противостояние из-за Творения прекратится. Показал Ормузд Ахриману свою победу в конце истории: бессилие Злого духа и уничтожение дивов, воскрешение мертвых, конечное воплощение и будущее успокоение творений навечно. И бежал в страхе Ариман назад во Тьму. И хотя он бежал, но продолжил безумную борьбу против Творения – создал дивов и демонов, которые поднялись для устрашения. Первое, что создал Ариман – Ложь, которая подтачивает мир. Ормузд же, создал себе вечных бессмертных спутников: Благую Мысль, Истину, Послушание, Преданность, Целостность и Бессмертие. Затем Он сотворил прекрасных ангелов, ставших вестниками Ормузда и защитниками добра. Продолжил Ормузд творение мира: Он создал Небо и Землю, а между ними сотворил свет, звезды, луну и солнце. Определил Всеведущий места для всех, чтобы они были всегда готовы к сражению со злом и спаслись.

Индейцы Арикара.

Великий Небесный Дух, Несару, которого иногда называют Великой Тайной, был владыкой всего творения. Под небом расстилалось безбрежное море, по которому вечно плавали две утки. Несару создал двух братьев, Человека-Волка и Счастливого Человека, которые повелели уткам нырнуть на дно великого моря и принести немного земли. Из этой земли Человек-Волк создал Великие Равнины, а Счастливый Человек - холмы и горы.
Два брата спустились под землю и нашли двух пауков. Они объяснили паукам, как размножаться. Два паука породили множество видов животных и растений, а также людей. Кроме того, они породили расу злых великанов.
Эти великаны были такими злобными, что Несару в конце концов пришлось уничтожить их, наслав великий потоп. Людей же Несару любил и спас их от гибели.

Индейцы Гурон.

Вначале ничего, кроме воды, не было. Только широкое-широкое море. Единственными обитателями его были животные. Они жили на воде, под водой или летали по воздуху.
Потом с неба упала женщина.
Две полярные гагары пролетали мимо и успели подхватить ее на свои крылья. Однако ноша была слишком тяжела. Гагары испугались, что уронят женщину и она утонет. Громко воззвали они о помощи. На их зов прилетели и приплыли все твари.
Великая Морская Черепаха сказала:
- Опустите небожительницу мне на спину. Никуда она с моей широкой спины не денется.
Гагары так и сделали.
Затем совет зверей стал думать, как быть дальше. Мудрая Морская Черепаха сказала, что женщине для жизни нужна земля.
Все звери по очереди стали нырять на дно морское, но никто так и не достиг дна. Наконец, нырнула Жаба. Прошло много времени, прежде чем она появилась снова и принесла горсточку земли. Эту землю она отдала женщине. Женщина разровняла ее на спине Черепахи. Так возникла суша.
Со временем выросли на ней деревья, потекли реки.
Стали жить дети самой первой женщины.
И по сей день земля покоится на спине Великой Морской Черепахи.

Индейцы Майя.

Давным-давно на земле не было ни людей, ни животных, ни камней, ни деревьев. Не было ничего. Это была бескрайняя и печальная равнина, покрытая водами. В сумеречной тишине обитали божества Тепев, Кукумац и Хуракан. Они разговорились и пришли к соглашению о том, что надлежало сделать.
Они разожгли свет, который впервые осветил землю. Море отступило, обнажая землю, которую можно было обрабатывать и на которой расцветали цветы и деревья. Прекрасное благоухание вознеслось к небу от только что сотворенных лесов.
Боги радовались своим творениям. Однако они подумали, что деревья не должны оставаться без слуг и хранителей. Тогда они разместили на ветвях и возле стволов животных всех видов. Животные оставались неподвижными до тех пор, пока боги не приказали каждому из них: - Ты пойдешь пить воду из рек. Ты отправишься спать в пещере. Ты будешь ходить на четырех ногах, и однажды твоя спина познает тяжесть переносимых грузов. А ты, птица, будешь жить в ветвях и летать по воздуху, не боясь упасть.
Животные повиновались приказам. Боги подумали, что все живые существа должны быть размещены в их естественной среде, но не должны жить в безмолвии, так как безмолвие - это синоним опустошения и смерти. Тогда они дали им голоса. Но животные умели только кричать, не умея сказать ни одного разумного слова.
Огорченные боги посоветовались и обратились к животным: - Поскольку вы не сумели понять, кто мы такие, вы будете вечно жить в страхе перед другими. Одни из вас будут без всякого отвращения пожирать других.
Услышав эти слова, животные попытались заговорить. Однако из их глоток и пастей вылетали одни только крики. Животные покорились и приняли приговор: вскоре их начали преследовать и приносить в жертву, а мясо варить и есть гораздо более разумные существа, которым предстояло родиться.

источник vision7.ru

Загрузка...