aracs.ru

Доисторическая музыка. Самый древний найденный музыкальный инструмент Древние муз инструменты

Знаете ли вы, что несколько лет назад археологами был найден самый древний музыкальный инструмент? Думаете, это какой-нибудь окаменевший примитивный протобарабан или доисторический контрабас из черепа мамонта? Как бы не так! Скорее - под кат!

Оказывается, самый древний музыкальный инструмент -

это флейта!

В 2009 году в одной из пещер на юго-западе Германии археологами были найдены остатки инструмента, напоминающего знакомую нам флейту:

Его возраст - более 35 тысяч лет. В длинну эта флейта - 21.8 см, а в толщину - всего 8 мм. В корпусе пробито пять круглых отверстий, которые закрывались пальцами, а на концах - два глубоких V-образных пропила.


Сделана эта флейта, как вы уже, наверное, догадались, не из дерева, а из кости - тут мнения учёных расходятся: одни говорят, что это кость из крыла лебедя, другие - белоголового сипа. Это самая древняя, хоть и далеко не первая находка подобного инструмента. Исследователи считают, что юго-запад Германии - место одного из первых поселений наших европейских предков, пришедших из африки. Теперь они делают предположения, что у наших доисторических прародителей была хорошо развита музыкальная культура. ()

Вообще флейты - не единственное, что находят археологи. Среди древнеших музыкальных инструментов в разное время находили: костяные дудки и флейты, звериные рога, трубы из ракушек, барабаны из шкур животных, трещётки из камня и древесины, музыкальные [охотничьи] луки. Самые старые музыкальные инструменты (флейты и пищалки) найдены на территории современной Венгрии и Молдавии, и датируются эпохой палеолита - приблизительно 2522 тыс. лет до н.э., а самая древняя нотная запись - XVIII век до н.э., найдена при раскопках шумерского города Ниппура (территория современого Ирака).

Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой.

Очевидно, исполняемые на таких музыкальных инструментах мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

Постепенно появились более совершенные музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр. (

Даже трагическая судьба доктора Роберта Балла, который умер, извлекая звуки из металлического рога эпохи бронзы, не отвратила археологов от попыток озвучить доисторические и древнейшие музыкальные инструменты. И поэтому из некоторых оригинальных инструментов после сотен, тысяч и даже десятков тысяч лет снова полились звуки. Пошли в дело и многочисленные реплики, копии этих инструментов. Но как удостовериться в том, что звуки, извлекаемые сегодня, хотя бы частично сходны с теми, которые слышали люди далекого прошлого? Признаться, нам кажется, что результаты экспериментальной археологии в этой области всегда будут проблематичными. Однако иного пути у нас пока нет. Самыми древними из дошедших до нас музыкальных инструментов являются костяные дудки и флейты. Они обнаружены на многих позднепалеолитических стоянках, разбросанных по всей обитаемой тогда территории. Извлекавшиеся из них звуки отражались от белых известковых массивов Павловских холмов в Южной Моравии, разносились в окрестностях нынешних Петршковиц. Один из таких инструментов, происходящий из пещеры Исталлоскё в Венгрии, изготовлен из бедренной кости пещерного медведя. У него два отверстия на передней и одно на задней стенке. Если на этом инструменте играть, как на поперечной флейте, то он издает тоны «ля», «си бемоль», «си» и «ми».

Самые древние музыкальные инструменты дошедшие до нас это — костяные дудки и флейты. Они обнаружены на многих позднепалеолитических стоянках, разбросанных по всей обитаемой тогда территории. Извлекавшиеся из них звуки отражались от белых известковых массивов Павловских холмов в Южной Моравии, разносились в окрестностях нынешних Петршковиц. Один из таких инструментов, происходящий из пещеры Исталлоскё в Венгрии, изготовлен из бедренной кости пещерного медведя. У него два отверстия на передней и одно на задней стенке. Если на этом инструменте играть, как на поперечной флейте, то он издает тоны «ля», «си бемоль», «си» и «ми».

Археологи обнаружили на берегу Десны у Чернигова целый комплект костяных музыкальных инструментов, которые позволяли 20 тысяч лет назад составить весьма приличный оркестр. Шесть музыкантов могли выбирать себе по вкусу свирель или сиринкс (флейту Пана), ксилофон из двух нижних челюстей мамонта или барабан из куска черепа, литавры из лопаточной и тазовой костей с палочкой из клыка мамонта или погремушку из нескольких костяных пластиночек. Вместе с ними в концерте мог бы принять участие исполнитель на ударных из Мезина на Украине, которому набор украшенных резьбой костей позволял, ударяя палочкой, воспроизводить шести тоновую гамму. Наконец, чтобы наше представление о палеолитическом оркестре было полным, вспомним давно известную фреску во французской пещере Трех Братьев (Trois Freres): охотник, облаченный в звериную шкуру, играет на некоем подобии музыкального лука, напоминающего инструменты, которыми до сих пор пользуются некоторые африканские племена.

Флейты Пана (состоящие из нескольких трубок разной длины) существуют уже от позднего палеолита, но сохранились лишь в нескольких экземплярах. Свирели, датируемые V столетием до н. э., имеют от четырех до семи стволов. А насчитывающий три тысячелетия артефакт из Польши, найденный в захоронении пожилого мужчины, состоит из девяти трубок, которые издают звуки «до, ре, ми, соль, ля, до, ре, ми, соль». Это двух октавная пентатоническая гамма, и, если она в качестве музыкальной формации реализована сознательно, ее существование в доисторической Польше производит поразительное впечатление. В Мальхэльм-Тарн в графстве Йоркшир английские археологи обнаружили блокфлейту, датируемую последними столетиями перед сменой летосчисления. Им удалось извлечь из инструмента тоны «до, до диез и фа».

Самая старая окарина, относящаяся еще к классу дудок, родом из Австрии и сработана в конце третьего тысячелетия до н. э. У нее единственное отверстие для вдувания и характерная овальная камера-резонатор. Она воспроизводит «ля, си бемоль, си, до».

У этих и подобных инструментов потенциальный звуковой диапазон, к счастью, ограничен. Поэтому на основе экспериментов мы можем с известной степенью правдоподобия сказать, что именно в эти звуки либо в некоторые из них вслушивался человек в доисторические времена.

Следующую группу духовых инструментов составляют рожки и трубы различных видов. Исследователи в принципе единодушны в том, что прообразом для музыкальных рожков служили рога зверей, а прообразом музыкальных труб — трубчатые кости.

Вероятно, самыми известными из этих инструментов являются луры эпохи поздней бронзы. Они изготовлены из бронзы, длина их от одного до двух метров. Обычно они парные, причем одинакового размера, но изогнуты в противоположные стороны. Оба инструмента настроены в одной и той же тональности, и одновременная игра на двух лурах либо вела к гетерофонии («разнозвучие»), либо вызывала случайную гармонию (созвучие). Первые эксперименты с лурами проводил создатель трехвековой археологической периодизации Кристиан Юргенсен Томсен. Новейшие исследования, проведенные в Дании, показали, что из большинства луров можно извлекать от семи до девяти тонов, и, по всей вероятности, это соответствует возможностям музыкантов бронзового века. Профессиональные трубачи, используя всевозможные трюки, извлекали даже шестнадцать тонов. Мундштуки на лурах бывают самыми различными и мало удобными для музицирования. Равным образом и недостатки в обработке внутренних частей инструментов заставляют высказать мнение об относительном безразличии древних музыкантов к чистоте музыкального выражения — мы судим об этом, разумеется, с современной точки зрения.

Следующим музыкальным инструментом больших размеров является кельтский рог железного века, происходящий из Ардбрина в Ирландии. Его высота почти два с половиной метра. Он приблизительно до середины сужается как колокол, а затем принимает форму цилиндра, резко заканчивающегося без всякого мундштучного закругления. Инструмент озвучили, использовав простейший металлический мундштук, он издавал три тона: си бемоль, фа, си бемоль. Любопытно, что без мундштука экспериментатору удалось извлечь целых семь тонов. Звуки этого рога похожи как две капли воды на звуки, извлеченные из парного датского лура из Брудевельте.

Самое крупное «семейство» металлических рожков сохранилось в Ирландии. Они датируются приблизительно 900-600 годами до н. э. Нам известно почти сто инструментов, из которых двадцать пять могут быть озвучены. Рожки двух типов. В одни воздух вдувается на конце, в другие — сбоку. От инструментов с отверстием сбоку археологи не обнаружили пока ни одного мундштука. Поэтому нет уверенности в том, что мундштуки вообще использовались в данном варианте. Каждый из этих рожков может издавать один-единственный тон, но общий их диапазон простирается от соль до ре диез. Самым низким тоном (его воспроизводит восьмидесятисантиметровый рог) является соль. Затем следует группа рожков, издающих ля и ля диез. Наконец, полуметровые рожки давали до диез, ре, ре диез. Куда «музыкальнее» оказались рожки, в которых воздух вдувается с конца. Экспериментатор смог извлечь из некоторых по четыре тона.

Невысокие качество и стабильность тонов, извлекаемых из ирландских рожков, позволяют предположить, что главным как для слушателей, так и для исполнителей было прежде всего уже само существование этих огромных величественных инструментов, а не конкретные звуки, ими издаваемые.

Джон Коулз отмечает, что суммарный шум, который мог бы возникнуть, если бы одновременно зазвучали все двадцать четыре рожка и вдвое большее количество погремушек на стоянке Даурис в Центральной Ирландии, несомненно, разбудил бы живых и мертвых.

Следующую группу доисторических инструментов составляют глиняные и металлические погремушки.

Как легко их заставить звучать, и как мало привносят они в понимание древней музыки! Глиняные погремушки существуют с неолита. Неолит добавляет также керамические барабаны. Реплики двух из них, изготовленные экспериментаторами по образцу находок в Чехии (головки были обтянуты яловой кожей), издавали столь громкие, пронзительные звуки, что, несомненно, применялись только на открытом пространстве. При этом высота барабанов не превышала соответственно 20 и 26 см.

Иного рода ударные инструменты древние музыканты изготовляли из костей, черепашьих панцирей и раковин, по которым били рукой или палкой. Модель такого инструмента, сделанная по фрескам индейцев майя, воспроизводила три различных тона в зависимости от того, по каким частям раковины наносились удары.

Многие музыкальные инструменты древности берут свое начало из соседних культур (область Малой Азии, Ближнего Востока и Средиземноморья). В Греции, однако, были разработаны особенные инструменты, которые в результате развития приобрели классический вид и стали основой для создания новых современных видов инструментов.

Изучая музыкальные инструменты Древней Греции, их можно разделить на три основные категории: струнные, духовые и ударные.

Струнные

  • лира-гитара
  • треугольник-арфа
  • пандура - Маленькая лютня, сходная с мандолиной или гитарой

Все струнные инструменты были щипковыми, играли на них, пощипывая струны. Струнные со смычком не найдены вообще.

Лиры-гитары были самыми популярными инструментами наряду с другими. Происхождение их восходит к Месопотамии. Первые свидетельства о лире встречается во дворце Пилоса на Крите (1400 г. до н. э.). Лира была отождествлена с Аполлоном. Согласно мифологии ее изобрел Гермес. Когда Аполлон обнаружил, что Гермес украл у него быков, стал его преследовать. Гермес, убегавший от преследования, пытаясь спрятаться, случайно наступил на панцирь черепахи. Заметив, что панцирь усиливает звук, он сделал первую лиру и подарил ее Аполлону, умерив, таким образом, его гнев.

Принцип строения первой лиры. На резонаторе из панциря черепахи или дерева закреплялись две тонкие рейки (руки). Вертикально к рейкам на верхней части располагался поперечный брус. Струны равной длины были изготовлены из высушенных и скрученных кишок, сухожилий или льна. Закреплялись они в точке хорды на резонаторе, проходя через маленький гребень, на верхней стороне закручивались на брусе по системе ключа (колок), что облегчало их настройку. Струн изначально было три, позже их стало четыре, пять, семь, а в период «новой музыки» их количество достигло двенадцати. На лирах играли правой рукой или плектром, изготовленным из рога, дерева, кости или металла. Левая рука помогала, играя на отдельных струнах, придавливая их, уменьшая высоту звука. Струны имели конкретные названия, совпадающие с названиями нот.

Существует много типов лир с различными названиями:

«формингс» (древнейшая лира)

«хелис» («хелона» - черепаха)

«варвитос» (с длинными рейками).

Эти термины часто путают при пользовании.

Треугольник - это небольшая наколенная арфа с большим количеством струн. Она встречается на Ближнем Востоке уже с 3 в. до н. э. В Греции она присутствует в кикладской культуре.

На «пандуре», «пандурисе» или «трехструнке» с длинным рукавом, резонатором и тремя струнами в виде тамбура играли плектром. Использовался этот инструмент в Греции редко и известно еще с древних времен, что его происхождение не греческое, а ассирийское.

Духовые

Духовые инструменты делятся на две основные категории:

Трубы (с язычком)

Свирели (без язычка)

Реже использовались другие духовые инструменты, такие как трубы, ракушки и «гидравли».

Сири́нга (Флейта)

Флейты (трубы) или свирели были самыми популярными инструментами в древней Греции. Появились они в 3 тысячелетии до н. э. (кикладская статуэтка). Происхождение их, вероятно, относится к Малой Азии и на территорию Греции они пришли через Фракию.

Одна из легенд гласит, что флейта была изобретена Афиной, которая, увидев свое искаженное отражение в воде во время игры на ней, выбросила ее далеко во Фригию. Там ее нашел Марсий, ставший очень хорошим исполнителем, и впоследствии он пригласил Аполлона на соревнование. Аполлон победил и, в наказание он повесил Марсия и содрал с него кожу. (Эта легенда может быть интерпретирована как борьба национального искусства против иноземного проникновения).

Широкое использование флейты началось после восьмого века, когда постепенно она начала занимать важное место в греческой музыке и, в особенности, в культе Диониса. Флейта представляет собой трубу из тростника, дерева, кости или металла с отверстиями, которые открываются и закрываются с помощью пальцев, и мундштуком с тростниковым язычком - одним или двойным (наподобие современной зурны). Флейтист играл почти всегда на двух флейтах одновременно и привязывал их для удобства кожаным ремешком к лицу, так называемый недоуздок.

Свирель

Этим термином древние греки называли многостворчатую дудку или свирель Пана. Это предмет из 13-18 створок, закрытых с одной стороны и связанных между собой воском и льном с вертикальными опорами. Играли на нем продувкой каждой створки под углом. Это был инструмент пастухов и поэтому он был связан с именем бога Пана. В своей книге «Республика» Платон призывал граждан играть только на лирах, гитарах и пастушьих свирелях, отказываясь от «многозвучных» флейт и многострунных инструментов, считая их вульгарными.

Гидравлы

Это первые клавишные инструменты в мире и «прародители» церковного органа. Они были созданы в 3 в. до н. э. греческим изобретателем Ктисивием в Александрии. Это одна или несколько труб с или без язычков, на которых исполнитель с помощью клапанного механизма мог, используя плектры подавать воздух выборочно каждой флейте. Источником постоянного давления воздуха была гидравлическая система.

Труба

Медная труба была известна в Месопотамии и среди этрусков. Посредством труб возвещали о войне, их использовали во время состязаний на колесницах и народных сборищ. Это инструмент поздней античности. Помимо медных труб, использовали и раковинки с небольшим отверстием в основании и роги.

Бог Пан создал пастушью дудку, Афина – греческая богиня мудрости придумала флейту, индийской Бог Нарада изобрел и подарил человеку арфообразный музыкальный инструмент – вину. Но это только мифы, ведь все мы понимает, что музыкальные инструменты придумал сам человек. И здесь нет нечего удивительного, ведь он и является первым музыкальным инструментом. А звук, который исходит от него, и есть его голос.

Первобытный человек голосом передавал информацию и сообщал соплеменникам о своих эмоциях: радости, страхе и любви. Что бы «песня» звучала намного интереснее, он хлопал в ладоши и топал ногами, стучал камень об камень и бил по натянутой шкуре мамонта. Именно вот так, предметы, которые окружали человека, потихоньку стали перевоплощаться в музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты делятся на три группы, то есть по способу из них извлечения звука — это духовые, ударные и струнные. Так давайте сейчас разберёмся, за что все-таки первобытный человек дергал, почему стучал, и во что бил? Мы не знает достоверно, какие в то время были музыкальные инструменты, но мы может предположить.

Первая группа – духовые инструменты. Мы не знаем, зачем древний человек подул в камышовую тростинку, в кусочек бамбука или в рог, но мы точно знаем, что инструментом это стало тогда, когда появилось отверстия.

Вторая группа – ударные инструменты, которые делали из всевозможных предметов, а именно из скорлуп крупных плодов, деревянных колод, и из высушенных шкур. По ним били палкой, пальцами или ладонями, а использовали для проведения ритуальных обрядов и военных действия.

И последняя, третья группа – струнные музыкальные инструменты. Принято считать, что первый струнный музыкальный инструмент – это охотничий лук. Древний охотник, натягивая тетиву, заметил, что тетива от щепки «поет». Но еще лучше «поет» натянутая жила животного. А ещё лучше «поет», когда об нее потрёшь волосом животного. Именно вот так и появился на свет смычок, то есть в то время, это была палка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым водили по струне, изготовленной из крученых жил животных. Спустя некоторое время смычок начали делать из шелковых нитей. Это и разделило струнные музыкальные инструменты на смычковые и крученные.

Самые древние музыкальные струнные инструменты – арфа и лира. У всех древних народов встречаются подобные инструменты. Урские арфы, являются самыми древнейшими струнными инструментами, которые были найдены археологами. Им насчитывается примерно четыре с половиной тысячи лет.

Истина состоит в том, что нельзя точно сказать, как именно выглядел первый музыкальный инструмент, но можно сказать с полной уверенностью, что музыка, хоть в примитивном виде, являлся частью жизни первобытного человека.

Немецкие ученые опубликовали статью об интересной находке - античной флейте. Как утверждают палеонтологи, найденный инструмент смастерили около 35000 лет тому назад во времена колонизации Европы современными людьми. На сегодняшний день эта флейта является самым старым музыкальным инструментом когда- либо найденным человеком.

Исследователи утверждают, что музыка была особенно распространена в доисторические времена. Ученые предполагают, что именно она стала способствующим фактором в развитии личности человека. Возможно, благодаря музыке, неандерталец перешел на другую более высокую ступень своего развития. Команда исследователей из Тюбингенского Университета опубликовала отчет о найденных флейтах в старых пещерах на юго-западе Германии. Эта пещера получила широкую известность, благодаря тому, что время от времени археологи обнаруживают в ней подтверждения того, что ранее здесь обитали люди. В мае прошлого года членами этой же археологической группы в этой же пещере была обнаружена статуя, которая на сегодня является одной из самых старых ранее найденных предметов, принадлежащих древним людям.

Лучше всего сохранилась флейта, сделанная из кости крыла грифа. Что представляет собой данный инструмент? Это довольно длинная трубка с двумя V-образными вырезами на конце инструмента. Как предполагают исследователи, это специальные отверстия для того, чтобы играющий на флейте мог дуть в отверстие и воспроизводить соответствующие музыкальные звуки. Фрагменты двух других флейт не сохранились так же хорошо, как первая.

Однако ученые точно определили, что они сделаны из слоновой кости, предположительно взятой из бивней мамонта. Общее число найденных флейт на сегодня восемь, из которых четыре сделано из бивней мамонтов, а вторая половина из костей птиц. Как заявил профессор тюбингского университета Никола Конард (Nicholas Conard), такого рода находки, действительно, доказывают, что музыка была распространена еще 40000 лет тому назад, когда люди стали селиться на территории современной Европы. Совершенно очевидно, что музыка была неотъемлемой частью существования человека. Музыка использовалась во многих сферах жизни: религии, работе. В прочем, основное предназначение музыки и по сей день остаётся примерно таким же, как и много лет назад - радовать людей и значительно упрощать некоторые моменты в жизни людей.

Исследователи также предполагают, что древние люди обладали особым творческим духом. Именно поэтому музыка была так важна для них. Она помогала им каждый день в достижении поставленных целей и ментальном развитии. Как заявил профессор Конард, современные люди уже довольно долгое время знакомы с изобразительным искусством и музыкальными традициями. По сегодняшний день ученые сталкиваются с интересными находками, такими как, например, символические артефакты, изображения мифологических существ, а также различные украшения, изготовленные многие тысячелетия назад.

Такие находки помогают пролить свет на общественную и бытовую жизнь наших далеких предков. Именно поэтому все эти предметы, найденные в разных местах и в разное время, представляют огромный интерес для науки. Исследователи утверждают, что именно раннее появление культуры и искусства в жизни человека и стало причиной того, что предки ранних современных людей и неандертальцы выжили в столь непростых и суровых условиях.

Музыка и другие виды искусства могли внести существенный вклад в поддержание многих сфер жизни древнего человека. Возможно, именно культура и искусство помогли современному человеку, когда речь зашла о территориальной и демографической экспансии Европы. Стоит отметить, что популяция неандертальцев была куда более консервативной и изолированной в плане ментального и территориального развития. Такова точка зрения известного британского исследователя профессора Криса Стрингера (Cris Stringer). Стоит отметить, что он не одинок в своем мнении и суждениях в этом вопросе.

Найденные флейты являются еще одним подтверждением того, насколько разным развитием обладали предки современных людей и неандертальцев, насколько существенным было различие в духовном развитии обоих видов. Возможно, что традиции, искусство и культура наших предков уходят своими корнями гораздо глубже. Вполне вероятно, что музыка и другие виды искусства существовали более 50000 лет назад. Но доказательства этому еще не найдены. Над этим активно работают ученые из многих стран мира.

Загрузка...