aracs.ru

Предмет и основные задачи курса Отечественная история. Предмет и метод отечественной истории

Предметом изучения истории как науки является в первую очередь выявление и исследование законов, закономерностей, тенденций развития человечества на протяжении всего периода его существования. Предмет курса «отечественная история» значительно уже предмета исторической науки и отличается кругом проблем, хронологическими рамками.

В курсе изучению подлежат, прежде всего, социально-политические процессы, а также внутренняя и внешняя политика, история становления и смена политических режимов, история общественно-политических движений и партий; процессы модернизации, реформы и революции, деятельности выдающихся исторических личностей нашего Отечества.

История Отечества- часть всемирной истории, поэтому в учебном курсе история России рассматривается во взаимосвязи и взаимовлиянии с историей других стран и народов. Это особенно важно, так как наша народность, государственность, цивилизация формировалась под воздействием востока и Запада.

Метод

(способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют тепы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического прочеса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественно – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико –материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно – исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально – исторические методы исследования:

Хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

Синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

Дихронный – метод периодизации;

Историческое моделирование;

Статистический метод.

Если в школе на первый план выдвигается задача

познакомить учащихся с историческими фактами и событиями, то в вузовском – выявить сущность исторических явлений, дать им научное объяснение.

Усиление борьбы европейских держав за Турцию
Общая активизация колониальной политики капиталистических держав Запада, связанная с утверждением промышленного капитализма, затронула и Османскую империю, во многом определив ее развитие в XIX в. Здесь острее, чем в Китае и других странах Азии, проявлялось соперничество великих европейских держав. Кроме того, все более важным фактором...

Вступление
В 1996 году Клинтон отпраздновал свое 50-летие. Он был пока единственным президентом США, родившимся после второй мировой войны. Заняв Белый дом в 46 лет, Клинтон стал вторым по возрасту избранным главой государства после 43-летнего Джона Кеннеди, а после победы на вторых выборах он стал самым молодым в истории дважды президентом. Клинт...

Политика «Малого Октября»
«Малый Октябрь» - название политического курса властей Казахстана в 1926-1927 годах, направленное на подавление местных национальных элит и усиление административного и экономического контроля над жизнью республики. Ф.И. Голощекин. Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф. Голощекина, избранного осенью 1925г. рук...

Предметом Метод Общенаучные исторические Специальные

Понятие об общественно-экономических формациях, классах и государстве.

Общественно-экономических формаций, фиксируя основные ступени исторического процесса, раскрывает магистральную линию развития человечества, показывает то, что при всем великом многообразии путей исторического развития отдельных стран и народов в истории имеется известная повторяемость, правильность, закономерность. Итак, общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, цельная социальная система, функционирующая и развивающаяся по своим специфическим законам на основе данного способа производства. Экономическим скелетом общественно-экономической формации являются исторически определенные производственные отношения. Но она включает в себя и другие общественные явления и отношения, облекающие этот скелет плотью и кровью. Поэтому возникает необходимость разобраться в сложной структуре общественно-экономической формации. Также важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определенную ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность обществ. явлений, в основе к-рой лежит определяющий данную формацию способ производства материальных благ и к-рой свойственны собственные, присущие только ей типы политич., юридич. и др. организаций и учреждений, свои идеологич. отношения.

Цивилизованная теория развития человеческого общества: ее теоретики.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда людей на Земле не существовало - они когда-то появились на ней. И вместе с ними неизбежно появилось и человеческое общество. Люди всегда живут только в составе отдельных конкретных обществ - социально-исторических организмов, которые все вместе образуют человеческое общество в целом. Вне системы общественных отношений люди существовать не могут. Это было подмечено уже давно. Еще Аристотель, живший в IV в. до н.э., называл человека политическим животным, то есть живущим в государстве (политии), в обществе. Эта мысль получила развитие в труде шотландского мыслителя А.Фергюсона "Очерк истории гражданского общества" (1767). Он утверждал, что человек изначально, по своей природе, есть существо социальное. "Человечество, - писал он, - следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей". Мнения о том, что люди всегда жили обществами, отстаивал и его современник - Вольтер. В своей “Философии истории” (1765) он писал: “Основания для общества существовали всегда, стало быть и общество существовало всегда.”

Но если человек и общество возникли, то правомерен вопрос о том, куда они уходят своими корнями. Естественен ответ, что истоки человека и общества нужно искать в животном мире. Однако между обществом, в котором мы живем сейчас, и миром животных существует слишком уж большое различие. Огромные города, многоэтажные дома, фабрики и заводы, железные дороги, автомобили, самолеты, театры, музеи, книги, журналы, газеты - ничего похожего в животном мире нет. От животного мира отличается не только современное, но вообще любое “цивилизованное”, как принято говорить, общество.

В действительности, однако, родство животных и человека несомненно. К такому выводу некоторые ученые пришли еще в XVIII в. А в следующем - XIX в. - идея происхождения человека от животных получила широкое распространение. Она была, как известно, глубоко обоснована в труде великого английского естествоиспытателя Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871). В нем вполне убедительно было показано, что далекими предками человека были человекообразные обезьяны (антропоиды).

Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Периодизация истории первобытного общества.

Первобытно-общинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая дли-тельная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стации развития.

В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производи-тельных сип, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой – от каменного века к бронзовому, от бронзового – к железному. Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

Разложение первобытного строя и переход к классовому обществу.

Важнейшей предпосылкой и условием разложения первобытнообщинного строя было появление регулярного прибавочного продукта. Регулярность получения прибавочного продукта, пусть даже самого минимального, создала реальные возможности для общественного разделения труда, парцеллизации производства, эксплуатации человека человеком, словом, для тех явлений, которые в конечном счете привели к возникновению классового общества.

Скифы и их культура.

Ски́фы (греч. Σκύθαι) - греческое название всех народов, проживавших на территории Восточной Европы и (Средней) Азии в эпоху античности и времена Великого переселения народов. Но скифская культура оказала самое большое влияние на культуру славян. Ее следы мы находим повсюду - в мифах, в изобразительном искусстве, в языке. Скифы-праславяне жили в лесостепном Приднепровье, где задолго до нашей эры складывались первые славянские мифы. Они соседствовали с греками из греческих колоний, обогащали свою культуру общением с греческой культурой, торговали с греками. Такую картину дают археологические раскопки северного Причерноморья.

Образование Древнерусского государства. Основные черты феодального строя.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. Для феодального строя характерно: 1) сельское хозяйство; 2)земельное хозяйство; 3) крестьянство; 4)натуральное хозяйство.

11.Норманская теория образования Древнерусского государства и ее критики.

Направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян - Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.

Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей. Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

Литература и устное народное творчество в Киевской Руси.

Новгородская земля.

Новгородская земля была одним из центров образования Русского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей, и возникло государственное образование, так называемая Новгородская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.В составе Киевской Руси (882-1136) После 882 года центр русской земли постепенно смещается в Киев, однако Новгородская земля сохраняет свою автономию. В X веке Ладога подверглась нападению норвежского ярла Эрика. В 980 году новгородский князь Владимир Святославич (Креститель) во главе варяжской дружины свергает киевского князя Ярополка, в 1015-1019 годах новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый свергает киевского князя Святополка Окаянного.В 1020 и в 1067 году Новгородская земля подверглась нападению полоцких Изяславичей. В это время наместник - сын киевского князя - обладал ещё большими полномочиями. В 1088 году на княжение в Новгород Всеволод Ярославич прислал малолетнего внука Мстислава (сына Владимира Мономаха). В это время появляется институт посадников - соправителей князя, которых избирала новгородская община.Во втором десятилетии XII века Владимир Мономах предпринял ряд мер по усилению позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году без учёта мнения новгородской общины на новгородский престол был посажен князь Всеволод Мстиславич. Некоторые бояре выступили против подобного решения князя, в связи с чем они были вызваны в Киев и брошены в тюрьму.После смерти Мстислава Великого в 1132 году и углубления тенденций раздробленности новгородский князь лишился поддержки центральной власти. В 1134 году Всеволод был изгнан из города. Вернувшись в Новгород, он вынужден был заключить «ряд» с новгородцами, ограничивающий его полномочия. 28 мая 1136 года в связи с недовольством новгородцев действиями князя Всеволод был заключён под стражу, а вслед за тем изгнан из Новгорода. Новгородская земля граничила с Владимиро-Суздальской землёй на юго-востоке, со Смоленской - на юге и с Полоцкой - на юго-западе. Новгородские владения простирались далеко на восток и север, вплоть до Урала и Северного Ледовитого океана. Рад крепостей охранял подступы к Новгороду. На Волхове была расположена Ладога, защищавшая торговый путь к Балтийскому морю. Крупнейшим новгородским пригородом являлся Псков.

Образование монгольского государства. Общественный и политический строй древних монголов.

В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно-историческое значение. Затронув все страны Азии и многие страны Европы, монгольские завоевания оставили глубокий след в их последующей истории, так же как и в истории самого монгольского народа. Хурал провозгласил Темучина великим ханом Монголии, дав ему имя Чингис-хана (Значение этого имени или титула до сих пор не выяснено.). Великого хана с тех пор стали также именовать каан. До того времени монголы титуловали так китайского императора. Так завершился процесс образования Монгольского государства.

К концу XII - началу XIII в. монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенными союзами монголов, сыгравшими наиболее важную роль в последующих событиях, были татары, тайчжиуты, кераиты, найманы и меркиты. Некоторые из монгольских племён («лесные племена») жили в лесистых районах северной части страны, тогда как другая, большая, часть племён и их объединений («степные племена») жила в степях.

Образование великорусской народности.

В XIV - XV вв. происходило складывание на основе древнерусской народности трех братских народностей: великорусской (русской), украинской и белорусской. Территориальным ядром сложения великорусской народности явились Владимиро-Суздальская и Новгородская земли. Ее этнической основой были жившие издревле на этих землях племена кривичей, вятичей и новгородских славян. В состав великорусской народности вошли и неславянские племена мери и муромы, жившие в междуречье Оки и Волги и полностью растворившиеся среди славянских племен. С объединением вокруг Москвы Северо-Восточной Руси и Новгородско-Псковскои земли, а также части земель Смоленского и Черниговского княжеств происходило формирование на основе племенных языковых диалектов русского языка, развитие на основе местных культурных традиций и особенностей культуры великорусской народности. Важную роль в сплочении и росте национального самосознания великорусской народности сыграла освободительная борьба против татаро-монгольских и других захватчиков.

Предмет и метод отечественной истории.

История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, обузнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. История России – научная дисциплина, изучающая процессы развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов. Предметом истории является изучение человеческого общества в нашей стране. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний. Наиболее часто в исторической науке используются 3 группы методов: общенаучные,собственно исторические, специальные (заимствованные из других наук). Общенаучные методы – это методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (идеализация, формализация, моделирование, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, исторический, логический, классификации и типологизации и т.д.). Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы: 1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени хронологический, хронологически-проблемный, синхронистический, метод периодизации; 2) методы, основанные на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный. Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии.

Предмет и задачи курса отечественной истории.

История в переводе с греческого означает «повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном», - это всякий процесс развития природы и человеческого общества; это наука, изучающая прошлое человечество, его развитие во всем многообразии.

Исторические источники могут быть:

Вещественными (археологические раскопки); - письменные (летописи, книги);- изобразительные (картины, гравюры);- фонические (звуковые записи)

Задача нашего курса знать свою историю, уметь ориентироваться в сложных процессах общественно-политической, социально-экономический и культурной жизни России.

Курс о/и выполняет ряд функций: познавательная, политическая, мировоззренческая, воспитательная.

Основателем русской исторической школы можно считать монаха-летописца Киево-Печерской лавры Нестора, который жил в конце 11 – начале 12 веков («Повесть временных лет»). Среди других крупных историков России можно назвать Татищева, Карамзина, Соловьева, Ключевского, который считал, что в основе исторического развития лежит совершенствование человеческого духа. Первым русским материалистом, который в основу исторического развития положил смену форм хозяйства был Радищев. Крупными историками советского периода были Греков, Рыбаков, Зенин, Тихомиров и др.

История выполняет несколько социально значимых функции: первая - познавательная, интеллектуально развивающая, состоит в изучении исторического пути нашей страны, народа и в объективно-истинном, с пози­ций историзма, отражении всех явлений и процессов, состав­ляющих историю России.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития об­щества, помогает вырабатывать научно обоснованный политиче­ский курс, избегать субъективных решений.

Третья функция - мировоззренческая. История создает доку­ментально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. История, является фундаментом, на котором основана наука об об­ществе.

Периодизация Отечественной истории

Для изучения отечественной истории необходима периодизация, т.е. установление периодов времени, этапов, в течении которых происходят какие-либо существенные изменения в развитии государства.

Автором первой периодизации о/и стал Татищев, который в ее основу положил самодержавие и силу власти. Карамзин – состояние государственности и смену правящей династии. Соловьев – борьбу государства и родового начала. Ключевский – рост территории государства, практику жизни и состояние государства.

Современная о/и учитывает: господствующее формы социально-экономических отношений, тип организации власти и общества, специфику культуры.

Основные этапы:

1) первобытнообщинная эпоха, время господства патриархального равноправия, строя военной демократии, господства языческой культуры (до IX в.);

2) Киевская Русь, раннефеодальное государство и общество, эпоха начала христианизации страны, оформления христианско-языческого двоеверия (IX -начало XII вв.);

3) феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и иго, время расцвета феодализма, оформления и консолидация сословий, эпоха националь­ного возрождения (нач. XII - сер. XV вв.);

4) эпоха образования Российского централизованного государства, начало зарождения капиталистических отношений и первых ростков секуляризации культуры (сер, ХУ-ХУП вв.);

5) начальный этап модернизации России, оформле­ние строя абсолютной монархии, время разложения феодализма и рождения светской культуры (XVIII в.);

6) эпоха кризиса феодализма, разложения сослов­ной организации общества и замена ее классовой структурой, классический период развития светской культуры (первая половина XIX в.);

7) эпоха трансформации феодализма и замена его капиталистическими отношениями, углубления обще­ственно-политического кризиса, вылившегося в полосу революций, дестабилизации и войн (1861 - февраль 1917);

8) период революционного безвременья после паде­ния романовской монархии - тотальный кризис всех сфер отношений (февраль - октябрь 1917);

9) первое десятилетие Советской власти - время утверждения основ нового строя жизни и культуры, господство многоукладной экономики, конституционное оформление классовой структуры общества и республиканского строя, воссоздание прежних имперских государственных границ путем создания СССР
(1917-1927);

10) сталинский период развития страны, построение фундамента социалистической государственной экономики и проверка ее на прочность в годы Великой Отечественной войны, завершение культурной революции, превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную, завершение формирования новой социальной структуры, режим личной власти (1928-1953);

11) стадия реформ и деформаций сталинской модели социализма, начато поляризации общества по линии элита-масса, нарастание застойных явлений в экономике, сфере общественных и политических отношений (1953-1985);

12) перестройка и постперестройка - трансформация системы государственного социализма и замена его обществом прокапиталистического типа(1985-2000).

Восточные славяне в древности

Великого переселения народов» (4-6 в.в. н.э.). Это была массовая миграция народов Евразии под влиянием движения кочевников, гуннов из центра Азии. Двигаясь на запод гунны вовлекали в свое движение практически все народы этого континента и они уходили со своих обжитых мест. Славяне жили в Европе в районе Карпат, Прикарпатье – это бала европейская родина славян земля Вене . Славян называли венеды . Они разошлись в трех направлениях, образовав три ветви:

1) Западные славяне – поселились на реках Одори, Висла, Эльба (чехи, славаки, морабы, ляхи (поляки)

2) Южные славяне – ушли на Дунай и Балканы в центральную юж. Европу (сербы, хорваты, черногорцы, балгары)

3) Восточные славяне - ушли на восток Днепр, Ока, Волга и заселили великую Русскую равнину. Это наши предки, которые заложили основу древнерусской народности. Начало формирования в 6 веке и закончилось в 10 веке. Стерлись межплеменные различия, а племен было около сотни.

Происхождение слова словяне – посланцы земли Вене (слы-вене), так стали называть венетов византийцы (греки), а вслед за ними и другие народы.

Образ жизни восточных славян

Словяне жили кровно родственными общинами. Кровные (родственные) связи заставляли главную общину называть вервь (веревка) на севере, мир – на юге. Эти слова говорят о взаимовыручке, вервь – это не только веревка, но и кругов порука. Общины объединились в роды, а роды в племена. Поляне – жители полей на середине Днепра (Киев), Кривичи – верховье Днепра (Смоленск), Вятичи – жители лесов (мы) и тд., 100 племен.

община-------род------племя-------союз племен

Союз племен

С 16 века за нашим государством закрепилось греческое слово для обозначения Руси – Россия. Наши предки селились на высоких берегах рек, строили деревни (место, где много деревьев) потому что главными путями сообщения были реки и два торговых пути освоили восточные славяне:

Торговля являлась важной отраслью, так же как и война. Торговля – гостьба, торговец – гость, погосты – первые перевалочные торговые пункты. Первые города возникли из погостов – Киев, Новгород великий, Смоленск, Мурманск и др. (20 городов). Торговали мехами, продуктами промыслов, рабами. Войны вели для поимки рабов (пленников), которые не использовались в домашнем хозяйстве, но были объектом торговли на юге Византии и в Арабских странах. Занимались сельским хозяйством в полях на юге в степной зоне – земледелие, в лесной зоне – подсечноогневое земледелие (малоэффективное).

Управление политической системы – словяне жили строем родовой военной демократии (народовластие), высшим органом управления было народное собрание вече – происходит от слова вещать (говорить), право выступления перед народным собранием у каждого мужчины. Формируется военное ополчение (вои) воин. Строй военной демократии начинает в этот период выделять особое сословие профессиональных воинов – бояре, тот кто воюет, т.е. бойцы конники. Они собираются в дружины и из своей среды выдвигает предводителя конный воин предводителя боярской дружины – конязь и князья с дружинами получали право корма, право сбора дани с тех общин, которые они защищали. Не редко князья становились верховными управителями (верховная знать).

Культура киевской руси

Язычество- комплекс первобытных воззрений, верований.поклонялись духам лесов. Огромное значение преобретал род-земледельческое божество управлявшее дождями.свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклере- сказках, пословицах в 10-11 в. Складывается былинный эпос. в 10 в.- письменность- кириллица. важная роль- летописание.В периуд рассцета киевской руси 1 место принадлежало монументальной живописи- мозаике и фреске.

Возвышение москвы

первое упоминание о Москве 1147 год – летописное свидетельство о том, что Юрий Долгорукий устроил на Москве пир в честь Черниговского князя Олега (княжеский поселок). Московское княжество выделилось из состава Владимирского в 70 г.г. 13 века и первым князем московским стал младший сын Невского Даниил Александрович. Возвышение Москвы, т.е. превращение ее в центр Руси, собирание во круг нее русских земель началось с Ивана Калиты в 1327 году. Иван Калита с помощью татарских войск подавил антитатарское восстание в Твери и в знак благодарности от Хана Узбека получил право:

На Владимирский ярлык (стал старшим князем Руси, отвоевав это право у тверского князя)

Получил право сбора дани со всех подвластных орде русских земель. Ликвидация баскачества. В его руках сконцентрировалось все богатство, но не все это богатство он переправлял в орду, а что утаивал направлял на расширение московских владений

Привлекал переселенцев (крестьян, бояр, дворян из других княжеств и освобождал их от налогов, боярам предоставлял вотчины)

Расширял владения путем покупки земель к Москве

При Иване Калите в состав московского княжества вошло 97 сел и городов (в начале правления только 4). Можайск, Коломна, Тула, Великий Устюг, Галич:

100 – 200 км. Радиус владений. В знак независимости от хана он первый возвел дубовый кремль, при этом нарушил закон хана. Огромные деньги отчислял на возрождение русских городов и ремесленников. С 14 века русские ремесленники освоили литье чугуна, пушек и у Москвы появилась артиллерия. В 1328 году он переманил метрополита Петра из Владимира и Москва стала религиозной столицей. 1325 – 1340 г.г. – годы княжения Ивана Калиты в Москве. Внук его Дмитрий Иванович Донской (1362 – 1389 г.г. княжение в Москве). Куликовская битва первое генеральное сражение русских с монголотатарами. 8 сентября 1380 г. Она развеяла миф о непобедимости татарского войска. Русские княжества выступили в этой битве совместно. Руководителем был Дмитрий Донской. Это была гигантская по масштабам битва, около полумиллиона человек участвовали с обеих сторон, половина погибли. Русь на многие годы обескровлена и не могла противостоять новой битве татар и через два года возобновила уплату дани орде. Дмитрий Донской продолжал дело своего деда: расширял московское княжество. Присоединил Мурманское и Нижнегородское княжество. В 1367 году Дмитрий поставил белокаменный кремль. Эти стены позволили выдержать осаду литовских и тверских войск, которые выступали в союзе и боролись за лидерство Москвы, но в 1375 году Дмитрий Донской одержал окончательную победу в московско – тверской войне и Тверь окончательно признала за Москвой первенство. В 1389 году умирая, Дмитрий Донской впервые завещал свое княжество по духовной сыну своему Василию. Этим самым он прекратил традицию поездок за ярлыками. Таким образом к концу 14 века Золотая орда вступает в полосу упадка, в ней начинается междуусобная борьба ханов за власть. Этим ослаблением воспользовались московские князья, которые утвердились как старейшие (первые) на Руси, приняли титул Владимиро – Московских и победили своих соперников: тверичей и литовцев. Однако западно и южнорусские княжества в 14 веке охотно приняли поданство Литвы, поскольку та не платила дань Орде, таким образом к концу 14 века Русь оказалась разделенной на зону платившую дань, подвластную Владимиро – Московским князьям и на области Литовско – Польского владычества, а единый русский народ разделился на:

Русских (великороссы)

Белорусы (Литва)

Малоруссы (зона владения Польши)

Образование Московского гос-ва

Город Москва до нашествия татар был небольшим пограничным поселком Владимиро-Суздальского княжество. В 1147 году отмечается первое упоминание Москвы, когда один из сыновей Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий был князем северо-восточной Руси. Приставку Долгорукий он получил в результате присоединения к Москве Мурома, Рязани, части земель по берегам Волги, а так же основал ряд новых городов, построил церкви (в 1954 году в Москве был построен памятник Юрию Долгорукому, основателю Москвы).

Однако, подлинным основателем Москвы, которая стала центром новой Руси, был младший сын Александра Невского Даниил. При нем Москва стала самостоятельным княжеством (1276 год). За 3 года Даниил вдвое увеличил территорию Московского княжества, которое стало крупнейшим на северо-восточной Руси.

Сын Даниила Иван I Калита был довольно жестким дипломатом. Он получил ярлык на Великое княжение, перевел митрополита из Владимира в Москву, которая становится не только религиозным, но и идеологическим центром Руси. Калита поучил право на сбор дани со всех княжеств для монголов, часть из которой он утаивал.

Дмитрий Донской (внук Ивана Калиты) после Куликовской битвы (1380 год) становится национальным вождем. При нем уменьшается размер дани монголам, признается политическое главенство Москвы, которая становится столицей русских земель. При нем в Москве строится белокаменный Кремль, единственный Кремль на северо-востоке. Он сумел передать Великое княжение своему сыну Василию I без монгольского ярлыка.

Завершение объединения русских земель происходит в 14 веке. Иван III (правнук Дмитрия Донского) и его сын Василий III прекратили выплату дани монголам. К Московскому княжеству были присоединены Новгород, Тверь, Псков, Смоленск, Рязань. С 15 века Московское княжество – крупнейшее государство в Европе. Получило название Россия.

1497 год – Иваном III принимается судебник, сборник юридических законов того времени, где наряду с другими статьями вводится Юрьев день (26 ноября) – день возможного перехода крепостных от одного хозяина к другому.

Государственная власть представляла собой монархию. Иван III объявляет себя царем, государем с византийским великолепием (трон, скипетр, держава, оплечья с драгоценными камнями, шапка Мономаха). Была оформлена идеологическая доктрина: Москва – третий Рим, а четвертому не бывать, т.е. Московские митрополиты и цари принимают наследство от византийских и римских императоров. Москва становится центром православия всего мира. Начинает складываться государственный аппарат управления: боярская дума (совещательный орган), Дворец и казна. Во главе уездов ставятся наместники.

Внешняя политика 16 века

При Иване Грозном были расширены границы. Первые дипломатические контакты с Англией. Расширение границ:

Восточное направление – борьба с татарскими ханствами за Поволжье, Приуралье и Сибирь. Начало завоевания с 50-х г.г. с завоевания Казани и Астрахани, к началу 80-х г.г. в составе России находилась территория до Урала и началось проникновение в Сибирь. Первые отряды русских казаков снаряжали на купеческие деньги, а в 90-х г.г. царские власти начали завоевание в южном направлении

Южное направление(90-е г.г.). крымско – татарское ханство, с ним Россия не отважилась воевать, поскольку крымский хан принял подданство Турции, самого могущественного государя. Но здесь построили линию засеки – пограничную линию для защиты от набегов (она шла Орел – Белгород - Тула) и представляла собой лесоповал. Крымский хан сжигал не раз Москву.

Западное направление – задача завоевать выход к Балтике (незамерзающие порты). Преграждают выход Левонский рыцарский орден, основавшийся на землях Латышей и Истонцев. Левонцы платили арендную плату русскому царю за владение городом Юрьев (Истонский город Тарту). В 1558 году левонцы отказались от уплаты Юрьевской дани и Иван Грозный счел это удобным поводом для начала войны против Левонией, она продолжалась до 1582 года. Измотала все ресурсы страны и была не удачной, хотя русская армия уничтожила Левонию. Россия не воспользовалась плодами победы и Левонские земли поделили Польша и Швеция.

Эпоха Василия Шуйского

Новый Лжедмитрий (Тушинский вор) к 1609 г. войска Шуйского разбили войска Лжедмитрия II. 1607 г. Крестьянская войналидер Иван Болотников. Он собирал чернь и призывал громить бояр и помещиков. Сам Болотников называл себя воеводой Дмитрия. Начинается польская интервенция – король Польши Сигизмунд III осадил Смоленск. Шуйский пригласил шведов для помощи. Бояре решили пригласить на престол сына Сигизмунда Владислава (1610 – 1612 г.г. – семибоярщина). Спасло народно – патриотическое движение, идеологом выступала православная церковь. Русские города вступили в переписку и стали собираться в отряды, координацию возглавил Кузьма Минин, под руководством Пожарского, к марту 1612 года ополчение выступило по направлению к Москве из Нижнего Новгорода, и к лету 1612 года подошли к Москве. В составе ополченцев сформировалось правительство. Битва была долгая, последние польские отряды покинули Москву поздней осенью 1612 года. 27 февраля 1613 года Земской Собор избрал на трон Михаила Романова и он основал трехсотлетнюю династию. 27 февраля 1917 года – произошла революция и Николая свергнули с престола.

Политика России в 17 веке.

новая форма государственного абсолютизма – неограниченная монархическая форма власти, при которой государю принадлежит неограниченная полнота всей страны, осуществляли эту власть, опираясь на армию центролизованный бюрократический аппарат и дворянство. В России утверждение абсолютизма заключалось:

1) Падение значения Земских Соборов, их прекратили созывать с середины 17 века

2) Демократизация боярской думы, увеличение в ней дворянской прослойки

4) Увеличение числа приказов, появление новых («Приказ тайных дел», «Счетная палата») и все управление лично подчинялось государю

При Михаиле Федоровиче завершилась польская и приходит окончание шведской интервенций. При первом Романове, не смотря на многочисленные войны Россия расширила свои связи с Западом. После его смерти на престол вступил Алексей Михайлович (Тишайший). Крупнейшим событием стало принятие Земским Собором в 1649 году «Соборное уложение» . Новый свод законов, который оформил правовой статус (положение) всех сословий России и подвел итог процесса закрепощения крестьян, отныне они стали полной собственностью феодалов, теряли все юридические права. Отменился Юрьев день, бессрочным становится розыск беглых крестьян (феодал мог продать крестьянина). Этим законом положение бояр и дворян уравнивалось. Дворяне получили право наследования поместья, при условии, что сын продолжает службу отца. Торговые люди (купцы) впервые получили право выезда за границу. Городской люд (горожане – ремесленники, торговцы, мелкие лавочники) приписывались к месту жительства и профессии, а в городах все население равномерно было обложено государственным налогом. В 17 веке начинается развитие капиталистических отношений, это выражалось:

Появление частных мануфактур

Росте промыслового хозяйства. Особенно солеварный промысел на русском севере (Вологодская, Архенгельская области)

Формирование общероссийского национального рынка, это проявляло себя в появлении новых форм торговли Всероссийские ярмарки , куда свозились товары со свей страны. Их было всего три: 1. на Урале, 2. под Нижним Новгородом, 3. под Брянском. Традиционными центрами торговли оставались: Москва, Астрахань, Архангельск, Новгород, Псков.

Романовы начали впервые проводить политику протекционизма (защита интересов отечественных купцов, т.е. предприятий). Наглядно эту политику демонстрировал Новоторговый Устав 1667 год. Он вводил безпошлинную торговлю для русских купцов и затруднял высокими таможенными пошлинами торговлю иностранцев. 17 век современники называли бунтарским, массовым восстанием. Городские восстания, которые возникали из-за дороговизны и обесценивания денег. Первый Медный бунт 1662 год в Москве . Крестьянская война под руководством Степана Разина (1660 – 1671). Это было антифеодальное движение с широким социальным составом участников. Повстанцы жгли помещичьи усадьбы и делили земли. Другой вид движения – Церковный раскол (движение раскольников). Началось как религиозное движение, а трансформировалось в антифеодальное. Движение возникло в результате проведения в середине столетия церковно – обрядной реформы под руководством патриарха Никона. Реформа преследовала – достижения единообразия проведения церковной службы и сопровождалось изменением традиционных церковных обрядов. Впервые замена двуперстного креста на трехперстный. Значительная часть русского общества (дворяне, бояре, ремесленники, крестьяне, духовенство, все сословия) не приняли этих новшеств. Были сторонниками старых обрядов (старообрядцы) . Их непослушание привело к расколу церкви, поэтому их еще называли раскольниками. Форма сопротивления раскольников – уход в отдаленные районы (Сибирь, Поволжье) и жизнь в изоляции. Другая форма – самосожжение. Стала массовым, после того, как царь объявил гонения. С оружием в руках отстаивали свою веру. Ожесточенные вооруженные борьбы шли целых 8 лет.

Внешняя политика 17 века

Главное достижение России это присоединение к ней всей Сибири и Дальнего Востока. Основные враги России: Польша, Швеция, Турция. Главные задачи этой борьбы – возврат утраченных в ходе смутного времени земель Смоленской, Новгородской, Псковской, Черниговской. Эти задачи были решены в ходе войн с Польшей и Швецией. Началась освободительная война украинского народа. В ходе национальной освободительной антипольской борьбы под руководством Богдана Хмельницкого Украина воссоеденина с Россией 1654 год. Россия несколько раз воевала с Турцией за крепость Азов.

Середина 13 века

вмести с разрушением Киевского государства, распавшегося на отдельные княжества формируются местные в стиле иконописи архитектуры. Наиболее яркими центрами культуры стали: Владимир на Клязьме, Новгород Великий, Смоленск, Галич. Это обогатило культуру. Наиболее ярким произведением является «Владимиросуздальская» и «Галецкая» летописи. Архитектурный памятник во Владимире сложился свой архитектурный стиль это однокупольная белая церковь, богато украшенная резьбой по камню. . Золотые ворота, кафедральный собор – главный собор на Руси (пятикупольный) – Дмитровская церковь во Владимире преобладание в камне. В Смоленске – церковь Архангела, Петр и Павел.. В русской литературе: патриотические имена, тема плача (причитания о погибшей русской земле), повесть о взятии Батыем Рязани Евпатий Коврит – это герой этой повести. «Слово о погибшей земле Русской» к житию Александра Невского.

Культура 17 век

с обращения к идеальной грекоримской культуре, которая ставила человека на место земного бога и величие человека виделось в его способностях формировать самого себя. Человек мерило себя. Эпоха началась в Италии и в России, всегда связана с интересам к личности человека, к его подвигу жизни, мысли и т.д. На Руси имела особенность тесно переплеталась с задачей освобождения от ига и ростом национального самосознания единства Руси и патриотизма. Идеологом Русского возрождения являлась церковь, а великим деятелем в эту эпоху Сергей Радонежский (идеолог русского возрождения) 1321 – 1391 г.г. основатель Троицко – Сергиева монастыря, заказчик иконы Рублеву. Троица Рублева стала символом единения Руси и единения людей как братьев (шедевр 14 века). В 14 веке возникла густая сеть Русских монастырей в центральной средней Руси. Основными были учения Сергея. Он богославил Дмитрия Донского на куликовскую битву. Феофан Грек он писал ветхозаветные образы, его святые были очень суровы, тогда как образы святых Христа Рублева были радостно одухотворены. Храмы этого века изменили свой облик. В Москве Спасский собор Андронникова монастыря (был ученик Сергея Родонежского). Было развито движение «молчаничество» - принятие обета молчания. Успенский собор на городке в Звенигороде и Рождественский собор Саввино Стороннивский монастырь. Куликовская битва стала предметом воспевания и была создана поэма (Задонщина).

15 век образование единого государства

С снижением авторитета церкви параллельно развивается Еретичество (отступление от христианства).. Строительство в Москве Кремля началось при Иване III. Он из Италии пригласил мастера, который строил. До 15 века мы не знаем ни одного имени (анонимно) кроме Рублева и Сергея. Преображается облик Кремля. Русские города возникали как крепость, оборонный пункт сплод товаров (денег, идеологий) центр культуры. Московский кремль – первый с дубовыми стенами построил Иван Калита, первый белокаменный его внук Дмитрий Донской(14 век). Знаменитые культурные ценности этого века:

Архангельский собор (собор – усыпальница)

Успенский Кафедральный собор

Благовещенский (домовая церковь)

Грановитая палата (первое светское здание получило свой название по убранству) – место приема иностранных гостей, дипломатов

Архитектура в 17 веке.

В конце века возник новый архитектурный стиль – Москвоское барокко . Однокупольные церкви, многоярусные, сочетают церковь и колокольню, расписывался розовым, желтым и украшался резьбой. Церковь покрова Богородицы в Филях

Культура 18 в

Бурно развивается культура, особенно наука, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову (1811 – 1865). Физика, химия, горное дело, история, стихосложение, учредитель Московского Университета. В эту эпоху в России произошла смена изобразительных искусств: на смену барокко приходит классицизм – сначала в литературе, затем в архитектуре. В литературе Ломоносов создал репертуар русских театров Третьяковский, Сумароков, Кантимир. Архитектура в середине столетия. Итальянский архитектор Астрелли последнее и великое здание барокко – Зимний дворец, в эпоху дворцовых переворотов стиль развивался. Скульптура – «Медный всадник» конный портрет Петра – Фальконе, «Самсон, раздирающий пасть льву» - Козловский (алигория полтавской победы).

Реформы Александра 2

2. Городская реформа. (1870) Городовое положение:

создавались городские думы и гор управы во главе с гор головой. Кандидатура гор головы утверждалась губ-тором,выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.

Судебная реформа:

1864 - обнародованы новые суд уставы.ликвидировалась сословная система судов,было объявлено рав-во всех перед законом,была введена гласность судопр-ва,состязательность судопр-ва,презумпция невиновности,несменяемость судей,единая система судопроизводства,создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали уг и гр дела, ущерб по кот-м не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собр-х и утверждались сенатом.

2. Общий суд - состоял из 3 инстанций: 1 - окр суд (в уездах), 2 - губ суд палата, 3 - сенат. Рассм уг и гр дела ущерб по кот-м был >500 руб Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губ собр-х.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды

Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности

для поднятия компетентности высшего военного рук-ва воен мин-во было преобразовано в генштаб,вся страна была разделена на 6 воен округов,было проведено сокращение армии, были ликвидированы воен поселения,

была отменена рекрутская система набора в армию и введена всеобщая воинск пов-ть. С 21 года. Срок службы составлял 15 лет. Но в в действ армии солдаты служили 6 лет, 7 - для матросов. Были введены льготы по воинск службе: люди с нач обр-м служили 3 года, кто закончил гимназию - 1,5 года, с высшим - неск меяцев. От воинск обяз-ти освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содерж-ии были престарелые родители.,

были отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти просвещения:

Была продиктована экономич потребностями. Коснулась всех сфер

Реф-ма нач обр-я: В 1863 вышел устав нач народных училищ, он положил начало созданию системы гос нач обр-я для всех категорий нас-я, т.е. сюда допускались все сословия.

Среднее обр-е: В 1864 вышел устав для гимназий.

в гимназии был доступ для всех сословий. Г были разделены на 2 вида: 1. Классич гимназии (для поступления в универ),

программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности,

в этот перидод получает развитие среднее женск обр-е, начинают создаваться женские гимназии.

женщин начинают допускать в ВУЗы в кач-ве вольных слушателей

Университетское обр-е: Алекс2 предоставил универам болшую свободу. Это было обусловлено новым универс уставом 1863 года. Свободы:студ-ты могли создавать студ орг-ции,получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры,в универы допускались все вольножелающие,студ-там предоставлялось право на выбор ректора,было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та,создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ

Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс.

Культура 19-20

«Золотой классический век» – русской литературы. Главная тенденция – демократизация культуры. Демократичность культуры 3 фактора:

1) Творцами культуры стали разночинцы – выходцы из разных сословий (чинов), культура утрачивает дворянский характер.

2) Тема «народа» стала преобладать во всех произведениях.

3) Обострился интерес творческой интеллигенции к народному творчеству собирания, ни одна произведение не обошлось без обращения к фольклору.

Господствовали стили:

1-3 десятилетие – романтизм, с 40-х – реализм.

Романтизм – обращение к возвышенным героическим идеалам, национальному прошлому и фольклору. Пушкин (Онегин), Лермонтов (Печорин).

Реалисты: поздний Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов.

Основоположники русской классической музыки: Глинка, Чайковский.

Основоположники живописи: Репин, Шишкин, Айвазовский.

19 век – высший взлет науки: 1820 – открытие Антарктики. 1869 – менделеевская периодическая таблица.

Февральская революция

Отсутствие у общества возможности влиять на власть - ограниченность возможностей Государственной думы и неподконтрольность правительства (и в то же время ограниченность полномочий правительства).

Император уже не мог единолично решать все вопросы, но мог кардинально помешать вести последовательную политику при этом не неся никакой ответственности.

В этих условиях политика не могла выражать интересы не то что большинства, но и сколько-нибудь значительной части населения, что и вызывало стихийное недовольство, а ограничения на публичное выражение протеста привело к радикализации оппозиции.

1. стране не хватало промтоваров, т.к. 86% ее прод-ции было воен прод-цией

2. транспортный кризис

3. 15,5 млн чел мобилизированных были сосредоточены в городах - острая нехватка продуктов

4. финансовый кризис, инфляция вела к росту цен и снижению зарплаты.

5. с/х кризис

6. усугубился полит кризис. Основные полит лагеря были те же. Правительств лагерь испытывал острый кризис.

· 1916г Россия потерпела поражение в 1 МВ.

· правит кризис проявился в министерской чехорде (за 1916 год сменилось 13 министров)

· дискредитация фамилии Г. Распутина

Либеральный лагерь: заметно левеет.

· октябристы пытаются склонить Н2 отречься от престола в пользу сына Алексея при регентстве брата Н2 Михаила Алекс

· идея создания ответственного министерства

Либеральный лагерь не найдя отклика со стороны царя на свои предложения склоняется на сторону доведения революции до конца.

Соц-дем лагерь: Здесь происходит консолидация сил

25.02.1917 - забастовка переросла во всеобщ стачку

27.02.1917 - Петроград был в руках вооставших. Начинают создаваться революционные органы гос власти, а именно был сформирован вр комитет госдумы и петроградский совет рабочих солдатских депутатов. В ночь со 2 на 3 марта Н2 отрекается от престола в пользу своего брата Михаила, но М отказывается от престола до созыва Учредит собр-я

Итоги революции:

1 завершилась победой. В итоге этой рев-ции в стране установилось двоевластие(Члены Гос. думы образовали временное пр-во, в кот. вошли представ. бурж. партий, гл. образом октябристов и кадетов. Председ. пр-ва стал Г.Е.Львов.

Одновр. социал-демокр. фракция думы, рабочая группа ЦВПК и др. орг. организовали выборы в советы. В советах оказались представлены партии эсеров, меньшевиков, большевиков (последних ~10%), которые выражали интересы рабочего класса и крестьянства.

Председателем исполкома Петроградского совета стал Н.С.Чхеидзе (который был председателем фракции меньшевиков в Думе). На стороне советов была армия, так как во всех частях были созданы солдатские советы.

Временное правительство имело опору в министерском руководстве Советов, которое считало, что после победы буржуазно-демократической революции власть должна находиться в руках буржуазии. Но без согласия с Петроградским советом Временное правительство не смогло принимать важных решений.

2 Россия стала самым свободным демократич г-вом в мире (политич партии, легализация всех печатных форм)

3 в России открывались альтернативные пути развития 1 альтернатива - развитие по демократич пути, 2 - социалистич путь.

Ссср в период оттепели

Период с 1953 г. до начала 60-х получил название «оттепели». Она коснулась всех сторон жизни советского обще­ства, включая идеологию и культуру. Стали издаваться ранее запрещенные произведения российских и зарубежных авторов, увеличилось число газет, журналов. Однако и в этот период КПСС сохраняла рычаги идеологического контроля.

1.Предмет и метод отечественной истории.

История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, обузнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. История России – научная дисциплина, изучающая процессы развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов. Предметом истории является изучение человеческого общества в нашей стране. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний. Наиболее часто в исторической науке используются 3 группы методов: общенаучные,собственно исторические, специальные (заимствованные из других наук). Общенаучные методы – это методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (идеализация, формализация, моделирование, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, исторический, логический, классификации и типологизации и т.д.). Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы: 1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени хронологический, хронологически-проблемный, синхронистический, метод периодизации; 2) методы, основанные на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный. Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии.

2.Понятие об общественно-экономических формациях, классах и государстве.

Общественно-экономических формаций, фиксируя основные ступени исторического процесса, раскрывает магистральную линию развития человечества, показывает то, что при всем великом многообразии путей исторического развития отдельных стран и народов в истории имеется известная повторяемость, правильность, закономерность. Итак, общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, цельная социальная система, функционирующая и развивающаяся по своим специфическим законам на основе данного способа производства. Экономическим скелетом общественно-экономической формации являются исторически определенные производственные отношения. Но она включает в себя и другие общественные явления и отношения, облекающие этот скелет плотью и кровью. Поэтому возникает необходимость разобраться в сложной структуре общественно-экономической формации. Также важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определенную ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность обществ. явлений, в основе к-рой лежит определяющий данную формацию способ производства материальных благ и к-рой свойственны собственные, присущие только ей типы политич., юридич. и др. организаций и учреждений, свои идеологич. отношения.

3.Цивилизованная теория развития человеческого общества: ее теоретики.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда людей на Земле не существовало - они когда-то появились на ней. И вместе с ними неизбежно появилось и человеческое общество. Люди всегда живут только в составе отдельных конкретных обществ - социально-исторических организмов, которые все вместе образуют человеческое общество в целом. Вне системы общественных отношений люди существовать не могут. Это было подмечено уже давно. Еще Аристотель, живший в IV в. до н.э., называл человека политическим животным, то есть живущим в государстве (политии), в обществе. Эта мысль получила развитие в труде шотландского мыслителя А.Фергюсона "Очерк истории гражданского общества" (1767). Он утверждал, что человек изначально, по своей природе, есть существо социальное. "Человечество, - писал он, - следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей". Мнения о том, что люди всегда жили обществами, отстаивал и его современник - Вольтер. В своей “Философии истории” (1765) он писал: “Основания для общества существовали всегда, стало быть и общество существовало всегда.”

Но если человек и общество возникли, то правомерен вопрос о том, куда они уходят своими корнями. Естественен ответ, что истоки человека и общества нужно искать в животном мире. Однако между обществом, в котором мы живем сейчас, и миром животных существует слишком уж большое различие. Огромные города, многоэтажные дома, фабрики и заводы, железные дороги, автомобили, самолеты, театры, музеи, книги, журналы, газеты - ничего похожего в животном мире нет. От животного мира отличается не только современное, но вообще любое “цивилизованное”, как принято говорить, общество.

В действительности, однако, родство животных и человека несомненно. К такому выводу некоторые ученые пришли еще в XVIII в. А в следующем - XIX в. - идея происхождения человека от животных получила широкое распространение. Она была, как известно, глубоко обоснована в труде великого английского естествоиспытателя Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871). В нем вполне убедительно было показано, что далекими предками человека были человекообразные обезьяны (антропоиды).

4.Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Периодизация истории первобытного общества.

Первобытно-общинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая дли-тельная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стации развития.

В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производи-тельных сип, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой – от каменного века к бронзовому, от бронзового – к железному. Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

5.Разложение первобытного строя и переход к классовому обществу.

Важнейшей предпосылкой и условием разложения первобытнообщинного строя было появление регулярного прибавочного продукта. Регулярность получения прибавочного продукта, пусть даже самого минимального, создала реальные возможности для общественного разделения труда, парцеллизации производства, эксплуатации человека человеком, словом, для тех явлений, которые в конечном счете привели к возникновению классового общества.

6.Основные черты рабовладельческого строя.

7.Античные города и Боспорское царство в Северном Причерноморье.

Борисфен (на острове Березань в устье Днепра) - первая греческая колония в Северном Причерноморье, позднее ее центр переместился севернее в Ольвию; основана ок. 647 г. до н. э.. Тира (сейчас Белгород-Днестровский, основана ок. 502 г. до н. э.); ЮНЕСКО внесена в список 10-ти старейших городов мира, самый старый город (из существующих) Украины и вообще всей Восточной Европы. Херсонес Таврический (сейчас на его месте Севастополь; основан гераклейцами около 528 г. до н. э.) - важнейший город юго-западной Таврии; ослабленный борьбой со степными кочевниками и Боспором, попал в зависимость от Рима, позднее стал владением Византии. Его преемником стало княжество Феодоро. Калос-Лимен (у пгт Черноморское) - основан в IV в до н. э. ионийцами. В конце IV в до.н. э. был захвачен херсонеситами; стал ареной противостояния между греками и степными народами - скифами и сарматами. Уничтожен сарматами в І в н. э. Феодосия - основана в середине VI века до н. э., с 355 г. до н.э. - захвачена Боспорским царством. После гуннского нашествия - аланское, затем хазарское поселение, постепенно опустевшее. Возрождение началось с 1267 г., когда это место было выкуплено у татар генуэзцами под торговую факторию и где возродился город под именем Кафа; Пантикапей (позднее центр Боспорского царства (ныне Керчь, основан в самом конце VΙΙ в. до н.э или первой четверти VΙ в. до н. э.) с прилегающими к нему полисами и поселениями. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО. Столица – Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах. Понтийский царь Митридат и Рим разорили царство, прекратили существование в IV в. н.э.

Отечественная история

Конспект лекций

Содеражние

Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития.. 5

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография. 5

2. Общая периодизация всемирной истории. 10

3. Проблема места и роли России в мировой истории. 11

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья (IX-XIII вв.) 18

1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития. 18

2. Развитие русских земель в период середины XII ─ начала XV вв. Удельная Русь. 30

3. Борьба Руси с иноземными захватчиками. 35

Тема 3. Образование Российского государства. Становление самодержавия 37

1. Становление Московского централизованного государства. 37

1439 г. ─ Флорентийская уния, подчинившая Римскому Папе все православные приходы, кроме северо - восточных. 41

2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады». 41

3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.) 43

Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства.. 46

1. Возникновение капиталистического уклада. 46

2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени». 47

3. Московское государство в годы правления первых Романовых. 51

Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в. 64

1. «Петровская революция» и ее значение. 64

2. XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения. 71

3.Просвещенный абсолютизм в России. 75

Тема 6. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России.. 81

1.Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития 81

2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?. 86

3. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I 88

4. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития. 90

5. Общественная мысль и общественные движения в XIX веке. 95

6. Внешняя политика России в XIX веке. 101



Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века.. 105

1. Начало капиталистической индустриализации её особенности. 105

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина. 106

3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции. 108

4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма. 110

Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. 111

1. Причины революции. 111

2. Итоги Февральской революции. Крушение монархии. 112

3. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства. 113

Тема 9. Советская Россия: практика выживания.. 115

1. Первые преобразования Советской власти. 115

2. Гражданская война в России: причины, этапы, противоборствующие силы, последствия 116

3. Советское государство. Модели социалистического строительства. 118

Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века.. 125

1. Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века. 125

2. Российская империя и 1-я мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы 126

3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия. 129

4. Советская Россия в системе международных отношений в 1920 – 30-е гг. 132

5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса. 134

6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия. 135

Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития.. 138

1. Возникновение и эволюция холодной войны как сложного геополитического процесса 138

2. НТР ее социально-экономические последствия. 139

3. НТР: СССР и современная Россия. 140

4. Оттепель в СССР: (1953-1964 гг.) 141

5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985) 143

6. Перестройка (1985 –1991) 144

7. Распад СССР. 145

7. Распад СССР. 146

Тема 12. Современная Россия.. 147

1. Последствия распада СССР. 147

2.Причины смены общественной модели. 147

3. Складывание новой политической системы СССР. 150

4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации. 151

Заключение к курсу.. 152

Приложение.. 154

Планы семинарских занятий. 154


Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития

План

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография.

2. Общая периодизация всемирной истории

3. Проблема места и роли России в мировой истории.

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография

Любая наука имеет объект и предмет изучения. История – гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество. В настоящее время имеется около 30 определений исторической науки.


«История существует сама по себе, и ей безразлично, одобряем мы ее или не одобряем ».

Марк Фабий Квинтилианн

«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, поучение для настоящего и предостережение для будущего ».

Сервантес С.

«История дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужество, судиям – правосудия, младым – старых разум ».

М.В. Ломоносов

«…История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего ».

Карамзин Н.М.

«Замеченное предпочтение государя (Николая I - В.К.) иностранцам оскорбляет народную гордость, а оскорбленная народная гордость не прощается: она производить ненависть, может произвести и мятежи. Кого тогда обвинять? Государь Русский (правитель, президент - В.К.). Помни Куликовскую битву, помни Минина и Пожарского, помни 1812 год!».

(Из письма главного воспитателя цесаревича Александра Николаевича поэта В.А. Жуковского М.М. Сперанскому о роли воспитания историей).

«Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться ».

В.О. Ключевский.

«Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином ».

В.О.Ключевский. (Из публичной лекции, прочитанной накануне 1905 г.)

«…уничтожая прошлое, уничтожается не только история, но и будущее народа ».

Валентин Пикуль

Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы (см. таблицу).

Исторические источники
письменные источники: хроники (летописи); судебники, указы и постановления; воспоминания современников; газеты и журналы; сочинения историков изучаемого периода; произведения художественной литературы, труды по литературоведению, философии и т.п. вещественные источники : предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий. Такие источники являются основными для археологии , историки же рассматривают их как вспомогательные. аудио и кино-фото материалы Появившиеся лишь в конце XIX - начале XX века, они часто содержат ценную информацию о политических событиях, исторических личностях, но в целом для исторической науки также носят вспомогательный характер.

Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований (см. таблицу).

Методы исторических исследований
Историко-генетический метод означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития на основе тщательного изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран. Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования, конкретная цивилизация.

Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии , исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.

Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным . Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.

Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.

Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности. Социальная структура общества, его политическое устройство и общественное сознание соответствуют господствующим отношениям собственности.

В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования.

Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории .

Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества .

Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.

Теория постиндустриального общества представляет собой дальнейшее развитие теорий «индустриального общества» Р. Арона и «стадий экономического роста» У. Ростоу. Ее наиболее известные представители - Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное , в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий. Само постиндустриальное общество понимается разными авторами далеко не одинаково. По мнению Д. Белла, одного из создателей данной теории, оно будет характеризоваться переходом от производства товаров к экономике обслуживания, широким развитием теоретических знаний, информатики, моделирования, компьютеризации. Управление обществом будут осуществлять профессионалы–технократы и «большие ученые».

Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций , каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели . Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться, но мысль о повторяемости замкнутых циклов так или иначе присутствует во всех работах сторонников данной парадигмы. Цивилизационный подход так же, как и стадиальный, далеко не является единым.

Английский историк и социолог А. Тойнби , изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.

Существует и такой вариант цивилизационного подхода, когда выделяют только две цивилизации: восточную и западную . Этого взгляда придерживался В. Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер. В настоящее время этот вариант цивилизационного подхода используют в качестве методологии многие историки, в том числе, отечественные.

Представляется закономерной попытка объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.

Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Концепция основана на подтверждаемой историческим материалом закономерности чередование лидерства различных групп цивилизаций и свободна от европоцентризма. Но в ней отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.

Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. В периоды дестабилизации эта зона резко сокращается.

Типы мировых систем бывают разные . Примерно в 1500 году произошла смена мир-империи , основанной на политическом властвовании, мир-экономикой , и в настоящее время мы живем в мировой системе, определяемой И. Валлерстайном как капиталистическая мир-экономика . Смена мировых систем сопровождается глубоким кризисом и максимально возможной дестабилизацией. В конце XX – начале XXI века человечество переживает этап, находящийся непосредственно перед периодом хаоса, из которого должна возникнуть новая мировая система. Однако глобальная структура мира не изменится: центр (Север) и периферия (Юг) не поменяются местами. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран запада.

Синтезный подход выявляет некоторые типы цивилизационного развития (Запад и Восток или Север и Юг) и представляет историю человечества как смену определенных стадий, каждая из которых характеризуется своеобразной формой взаимодействия цивилизационных типов. Таким образом, все подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.

Загрузка...