aracs.ru

Cервис сравнения онлайн кредитов в Украине. Человеческое общество и природные сообщества Переход к энеолиту

ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА


У истоков рода человеческого


История человечества в целом характеризуется нара­стающей динамикой перемен, происходящих как в раз­личных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций ев­ропейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действитель­но выступает источником ресурсов для развития цивили­зации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам являет­ся ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5-3 млн. лет. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, орангу­танги) способны в определенных ситуациях использовать гото­вые предметы (палку, камень). Однако они не могут изготовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кре­мень). Для этого необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абст­рактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных зако­нов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в ста­да (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от бо­лее сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был ограничен возможностями прокормиться на оп­ределенной территории (у первобытных людей размер стада состав­лял 20-40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшествен­ников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмо­ции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформи­ровалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структу­ры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к ком­муникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, ос­тавить потомство.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстракт­ного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволю­ции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дру­гой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Способность к обучению демонстрируют многие животные. Одна­ко приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапли­вались знания, которые благодаря развитию речи передавались от по­коления к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаи­модействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выжива­ние по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копь­ями, действующие сообща, первобытные охотники могли справить­ся с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относи­тельную независимость от климата и капризов погоды.

Многие из нас неоднократно задавали себе вопрос - как же все-таки появилось человечество?

Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления древнейших обезьянолюдей свыше двух миллионов лет назад и заканчивая возникновением первых классовых обществ, ученые называют эпохой первобытного общества. Первобытнообщинный строй - самый длительный в истории человечества период - условно делится на две части.

Первая часть - время становления человека и общества.

Вторая часть начинается с момента возникновения людей современного вида. Большинство ученых склонны считать, что собственно история общества возникла именно на втором этапе, когда на смену первобытному стаду пришла родовая община.

Итак, первобытное общество в своем развитии прошло следующие стадии:

Каменный век:

Палеолит - до 10 тыс. лет до н.э. - люди занимались охотой и собирательством.

Мезолит - 10-5 тыс. лет до н.э. - стали использоваться лук и стрелы, люди приручили собак.

Неолит - 5-3 тыс. лет до н.э. - появление шлифованных и сверленных каменных, костяных и деревянных орудий труда, развивается земледелие, скотоводство, используется глиняная посуда, появляется ткачество и прядение.

Медный век - 3-2 тыс. лет до н.э. - появление медных орудий труда, городов, колесного транспорта, плуга.

Бронзовый век - 2-1 тыс. лет до н.э. - начало использования бронзы.

Железный век - 1 тыс. лет до н.э. - наступление металлургии железа.

Социальная организация рода и племени

Выжить в суровых климатических условиях первобытный человек мог только в общине. Основной формой социальной организации был род. Постепенно родовая община с развитием межродовых связей переросла в племя. Основной характеристикой рода был коллективизм. Люди совместно охотились, добывали себе пропитание, защищались от врагов, добыча также распределялась между всеми поровну. Разделение труда носило половозрастной характер: создавались группы мужчин, женщин, стариков и детей, каждая из которых имела свое поле деятельности.

На ранних стадиях развития рода главной социальной ячейкой был матриархат. В условиях полигамной семьи мать ребенка была известна всегда, а отец нет. Родословная велась по материнской линии. Это привело к тому, что женщина играла главную роль в жизни племени, пользовалась всеобщим уважением. Она решала жизненно важные вопросы в жизни племени и рода.

Постепенно складывалась моногамная семья, в которой постепенно возрастала роль мужчины. На смену матриархату пришел патриархат. Мужчины стали выполнять представительские функции, обеспечивая связь племени с внешней средой, а женщины поддерживали внутреннюю устойчивость, создавая и сохраняя внутренние кровнородственные связи.

Форма семьи сыграла большую роль и в установлении первых социальных норм. Первые нормы носили форму запретов - табу . Самый первый запрет относился к запрещению инцеста (кровосмешения). Обычаи постепенно запрещали браки внутри рода между ровными родственниками. На смену эндогамной семье пришла экзогамная семья. Этот принципиально новый характер половых отношений предписывает членам общины искать брачных партнеров не в своей, а в других родовых общинах.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители. Народное собрание выполняло судебные функции, вынося "приговоры" в делах об измене, трусости, кровосмешении. Решения народного собрания считались обязательными для всех членов рода. Позже властными полномочиями наделялись советы старейшин. При этом сами старейшины, как и вожди не обладали какими-либо привилегиями по отношению к другим членам племени и рода. Решающее значение при выборах вождя имели личные качества - физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, знание ритуальных обрядов, авторитет и др. Если вождь не справлялся со своими обязанностями, то члены племени делали вывод, что боги отвернулись от их вождя или на него наслали порчу. Если же вождь заболевал, то иногда мог быть уничтожен или изгнан из племени. В обязанности вождя входила связь с умершими предками племени, и в силу этой связи не имел права быть старым, немощным ни физически, ни духовно. Его сила - это сила всех предков, его магия - это магия предков. Вожди, по представлениям племени, не умирали. Они уходили в мир предков и приходили из него вновь, воспроизводя себя в одном из соплеменников. Со временем функции власти настолько усложнились, что одних только личных качеств для избрания лидером стало недостаточно. Вожди накапливали опыт управления и специальные познания, которые передавали по наследству. Так постепенно власть сосредотачивалась в руках одной семьи, отделялась от остальных членов племени. С появлением внутри племени социальных групп, различных по своему экономическому и правовому статусу, происходит разложение родового строя, начинают складываться примитивные формы государственности. Именно с появлением государства ученые связывают переход человечества от стадии варварства и дикости к цивилизованному состоянию.

У ИСТОКОВ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ « ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 19 ВЕКА. EVG 3097@MAIL. RU

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. ЭВОЛЮЦИЯ, АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПЕРВОБЫТНОЕ СТАДО, МЕЖВИДОВАЯ И ВНУТРИВИДОВАЯ БОРЬБА. РАННИЙ ПАЛЕОЛИТ, НЕАНДЕРТАЛЕЦ, КРОМАНЬОНЕЦ. РАСЫ ЛЮДЕЙ, МЕЗОЛИТ, НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ФЕТИШИЗМ.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАЗУМА В ЭТОЙ БОРЬБЕ ПОБЕЖДАЛИ, ТЕ, КТО БОЛЕЕ УСПЕШНО МОГ ОБЕСПЕЧИТЬ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. САМОЕ ДРЕВНЕЕ ОРУДИЕ ТРУДА ИЗ КАМНЯ - 2, 5 - 3 МИЛ. В ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ. ИЗГОТОВЛЯТЬ ОРУДИЯ ТРУДА МОГУТ ТОЛЬКО СУЩЕСТВА С ЗАЧАТКАМИ РАЗУМА. ЖИВОТНЫЕ МОГУТ ТОЛЬКО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ. РАЗУМ МЖНО ОБЬЯСНИТЬ: ДЕЙСТВИЕМ ПРИРОДНЫХ ЗАКОНОВ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ, МЕЖВИДОВОЙ БОРЬБОЙ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ.

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАЧАТКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ВЫДЕЛИЛА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПЕРЕДАВАЛ ОПЫТ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ В ОТЛИЧИИ ОТ ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫЕ НЕ МОГЛИ ЭТОГО. НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, И НАВЫКОВ, ОВЛАДЕНИЕ ОГНЕМ ПОЗВОЛЯЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ОБЬЕДИНЯЯСЬ В СТАДА ПЕРВОБЫТНЫЕ СООБЩЕСТВАМ УСПЕШНО СУЩЕСТВОВАТЬ В ЛЮДИ МОГЛИ ЗАЩИЩАТЬ СЕБЯ И ДЕТЕЙ. ВПРИРОДЕ. МЕЖВИДОВОЙ БОРЬБЕ ПОБЕЖДАЛИ ТЕ, У КОГО БЫЛИ СПОСОБНОСТИ К КОММУНИКАЦИИ И СОГЛАСОВАНИЮ ДЕЙСТВИЙ. СФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ - УСЛОЖНИЛО СТРУКТУРУ МОЗГА. ПОЯВИЛАСЬ СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАКНОМУ МЫШЛЕНИЮ. КАЖДАЯ СТУПЕНЬ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА СВЯЗАНА ВО ПЕРВЫХ С РАЗВИТИЕМ МОЗГА, А ВО ВТОРЫХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ОРУДИЙ ТРУДА.

1. РЕЛИГИЯ УТВЕРЖДАЕТ О БОЖЕСТВЕННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. 2. В 20 ВЕКЕ ВЗГЛЯД, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРОДУКТ 2, 5 – 3 мил. ВОСТОЧНАЯ АФРИКА – АВСТРАЛОПИТЕКИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУДИЙ ТРУДА, ПРЯМОХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННАЯ НАУКА НЕ РАСПОЛАГАЕТ ОТВЕТОМ, ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО. ОТСЮДА И РАЗЛИЧИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРЕДКА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. ПРИМЕРНО 1, 5 – 700 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД ЭВОЛЮЦИИ. РАННИЙ ПАЛЕОЛИТ. 3. В 21 В. ТЕОРИЯ О ВНЕЗЕМНОМ ИНСТРУМЕНТЫ – СКРЕБКИ, РУБИЛА ИЗ ПРОИСХОЖДЕНИИ КОСТИ И КАМНЯ. ПРЯМОХОЖДЕНИЕ, УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЬЕМА МОЗГА ОТ 300 – 600 КУБ. СМ ДО 1300 – 1700 КУБ. СМ У НЕАНДЕРТАЛЬЦЕВ. ПРИМЕРНО 200 – 300 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД - ОВЛАДЕНИЕ ОГНЕМ. ВРЕМЯ РАННЕГО ПАЛЕОЛИТА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НАСТУПЛЕНИЕМ ЛЕДНИКОВ ПРИМЕРНО 20 – 30 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ ПОЛНОСТЬЮ ИСЧЕЗАЮТ. УТВЕРЖДАЕТСЯ КРОМАНЬОНЕЦ.

НО ВСЕ ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ОДНОМУ ВИДУ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО. ОСНОВНЫЕ РАСЫ ЛЮДЕЙ. РАСОВЫЕ ПРИЗНАКИ МНОГООБРАЗНЫ: ПИГМЕНТАЦИЯ КОЖИ, РАЗРЕЗ ГЛАЗ, ВОЛОСЯНОЙ ПОКРОВ, РОСТ, ГРУППЫ КРОВИ Т Т. Д. НЕГРОИДНАЯ РАСА. (пигментация кожи, курчавые волосы, слабый рост бороды и усов) ЕВРОПЕОИДНАЯ РАСА. (мягкие волосы, выступающий нос) МОНГОЛОИДНАЯ РАСА. (разрез глаз, скулы, прямые волосы) ОКЕАНИЧЕСКАЯ РАСА. (сочетание негроидных и европеоидных черт) БОЛЬШИЕ РАСЫ НЕОДНОРОДНЫ. КРОМЕ ЭТОГО НА ГРАНИЦАХ РАС СЛОЖИЛИСЬ ПЕРЕХОДНЫЕ РАСЫ.

ЧЕЛОВЕК ОСВАИВАЕТ СВОЮ ПЛАНЕТУ. ЭПОХА МЕЗОЛИТА. (С 20 ПО 9 – 8 ТЫС. ДО Н. Э. ЛЕДНИКИ ОТСТУПАЮТ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЕРЫ В ПРИМЕТЫ, ФЕТИШИЗМ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОХОРОННЫХ РИТУАЛОВ И ВЕРЫ В ВЫСШИЕ СИЛЫ. ПОЯВЛЕНИЕ ШАМАНОВ, ЖРЕЦОВ. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - 10 МИЛ. ПРИСВАЮВАЩИЙ ТИП ХОЗЯЙСТВА – ОХОТА, СОБИРАТЕЛЬСТВО, РЫБНАЯ ЛОВЛЯ. ПРНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В АМЕРИКУ И АВСТРАЛИЮ. НАСТУПЛЕНИЕ НОВОГО ЭТАПА В ПОЗНАНИИ МИРА: НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ОБРЯДЫ МАГИИ АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ. НАИБОЛЬШАЯ ЗАГАДКА САМ ЧЕЛОВЕК С ЕГО РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

ПОПРОБУЙТЕ СДЕЛАТЬ СВОИ ВЫВОДЫ. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЯВИЛОСЬ РЕЗУЛЬТАТОМ МНОГОФАКТОРНОГО ВЛИЯНИЕ НА ЕГО РАЗВИТИЕ. КАЖДЫЙ НОВЫЙ ШАГ БЫЛ СВЯЗАН КАК С СОВЕРШЕНСТВОМ ОРУДИЙ ТРУДА, ТАК И С РАЗВИТИЕМ МОЗГА. ПЕРВЫМ ЭТАПОМ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ РАННИЙ ПАЛЕОЛИТ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОРУДИЙ ТРУДА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ ВЫДЕЛИЛО ЧЕЛОВЕКА ИЗ МИРА ЖИВОТНЫХ. ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РАС. В ЭПОХУ МЕЗОЛИТА ЧЕЛОВЕК ОСВАИВАЕТ ПЛАНЕТУ. . РАЗВИВАЕТСЯ МОЗГ И ВОЗНИКАЕТ АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ: РИТУАЛЫ, МАГИЯ, ФЕТИШИЗМ. ЕЩЕ С ПАЛЕОЛИТА ДОМИНИРУЕТ КРОМАНЬОНЕЦ- СОВРЕМЕННЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ПРОИЗВОДЯЩИЙ ТИП ХОЗЯЙСТВА, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, ОБМЕН, ДЕНЬГИ, ИМУЩЕСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО, МАТРИАРХАТ И ПАТРИАРХАТ, СОБСТВЕННОСТЬ, ПЛЕМЯ, РОД, СОЮЗ ПЛЕМЕН, ЭНЕОЛИТ, ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ПЕРВЫЙ КОНФЛИКТ. НЕОЛИТ – ПЕРЕХОД К ЗЕМЛЕДЕЛИЮ И СКОТОВОДСТВУ В 9 – 8 ТЫС. ДО Н. Э. РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА ТОЛЬКО В БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ: СКОТОВОДСТВО ИЗ ОХОТЫ А ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ИЗ СОБИРАТЕЛЬСТВА. ПРОИЗОШЕЛ ПЕРЕХОД ОТ ПРИСВАИВАЮЩЕГО К ПРОИЗВОДЯЩЕМУ ТИПУ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИЧИНАМИ ЭТОГО БЫЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРУДИЙ ОХОТЫ И КАК СЛЕДСТВИЕ КРИЗИС В ПИТАНИИ, КОТОРЫЙ УДАРИЛ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СООБЩЕСТВАМ. 1. ОДНИ ПЛЕМЕНА ОГРАНИЧИЛИ ПОТРЕБЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ТАБУ И ЗАМЕРЛИ В СВОЕМ РАЗВИТИИ. 2. ПРОРЫВ В НОВОЕ КАЧЕСТВОВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ.

Избыток продукции стал причиной не только торговли, но и зарождения имущественного неравенства. Постепенно вожди и АГРАРНО – СКОТОВОДЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ. колдуны стали накапливать имущество и ценности. ПЕРВЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. (7 – 4 ТЫС ДО Н. Э.) УГЛУБИЛОСЬ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА: ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ОТДЕЛИЛОСЬ ОТ СКОТОВОДСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ СТАЛО РЕМЕСЛО. РАСШИРЯЛАСЬ СФЕРА ОБМЕНА: РАЗНООБРАЗНЫЕ СВЯЗИ НАТУРАЛЬНОГО ОБМЕНА СТАЛИ ЗАМЕНЯТЬСЯ ДЕНЬГАМИ. ЭТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИНОГДА НАЗЫВАЮТ РЕЧНЫМИ (МЯГКИЙ КЛИМАТ, ПОЧВА И ВОДА) – ЕГИПЕТ, МЕЖДУРЕЧЬЕ, долина ИНДА, ХУАНХЕ. ПЕРВЫЕ РАСТЕНИЯ: ПШЕНИЦА, ЯЧМЕНЬ, КУКУРУЗА У ИНКОВ. В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПРОИЗОШЛИ ГРОМАДНЫЕ ПРЕМЕНЫ ЕСЛИ ДО ЭТОГО ВСЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА БЫЛА ПОСВЯЩЕНА ВЫЖИВАНИЮ И ЧЕЛОВЕК ИЗГНАННЫЙ ИЗ ПЛЕМЕНИ БЫЛ ОБРЕЧЕН, ТО С ПОЯВЛЕНИЕМ ПРОИЗВОДЯЩЕГО ТИПА ХОЗЯЙСТВА СТАЛО ВОЗМОЖНО ПРОИЗВОДИТЬ БОЛЬШЕ ПРОДКУЦИИ, ЧЕМ НУЖНО

ПЕРЕХОД ОТ МАТРИАРХАТА К ПАТРИАРХАТУ. СОБСТВЕННОСТЬ, НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ПРИВЕЛИ К ИЗМЕНЕНИЮ КУЛАДА ЖИЗНИ. ЛЮДИ НЕОЛИТА ЖИЛИ БОЛЬШИМИ СЕМЬЯМИ. ДЕВУШКИ ОТДАВАЛИСЬ ЗАМУЖ В ДРУГИЕ РОДЫ И ПЛЕМЕНА. МУЖЧИНЫ ОСТАВАЛИСЬ В СЕМЬЕ. СТЕПЕНЬ РОДСТВА ПО МУЖСКОЙ ЛИНИИ И ОТСЮДА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ. НЕСКОЛЬКО РОДОВ ПЛЕМЯ. ПРОИЗОШЛО ПОЯВЛЕНИЕ СЕМЬИ. ВОПРОС О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЕМЬИ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ БЫЛ СПОРНЫМ. СОГЛАСНО МОРГАНУ (США) – СТАНОВЛЕНИЕ СЕМЬИ ПРОШЛО НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ. В УСЛОВИЯХ ОХОТЫ И СОБИРАТЕЛЬСТВА – ГЛАВНАЯ ФИГУРА – ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПЕРЕДАВАЛА ОПЫТ, ОРГАНИЗОВЫВАЛА ЭТОТ СТРОЙ- МАТРИАРХАТ С ПОЯВЛЕНИЕМ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА СМЕРТНОСТЬ СРЕДИ МУЖЧИН УМЕНЬШИЛАСЬ И ОНИ ВЫПОЛНЯЛИ САМУЮ ТЯЖЕЛУЮ И ВАЖНУЮ РАБОТУ. ВСЕ ЭТО ПРИВЕЛО К НОРМАМ ПАТРИАРХАТА – ОСОБОЙ РОЛИ МУЖЧИН В ОБЩЕСТВЕ.

ПЕРЕХОД К ЭНЕОЛИТУ. РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИВОДИЛ К ОСВОЕНИЮ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ЭТАП В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, СВЯЗАННЫЙ С ПОЯВЛЕНИЕМ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ. ПОЯВИЛИСЬ СОЮЗЫ ПЛЕМЕН, КОТОРЫЕ ПОСТЕПЕННО ТЕРЯЛИ СВЯЗЬ ДРУГ С ДРУГОМ. ПРОИЗОШЛО ПОЯВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ЯЗЫКОВ (5 – 4 ТЫС. ДО. Н. Э.) ВСЕГО 4 ТЫС. ЯЗЫКОВ. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ, ФИННО- УГОРСКАЯ, МОНГОЛЬСКАЯ, СЕМИТО – ХАМСКАЯ, БЕРБЕРО – ЛИВИЙСКАЯ, КУШИТСКАЯ, СИНО – ТИБЕТСКАЯ И ДРУГИЕ. В ЭТО ВРЕМЯ НАЧИНАЕТСЯ ПЕРЕХОД К ОСВОЕНИЮ МЕТАЛЛОВ: МЕДЬ, ОЛОВО, СВИНЕЦ И ДРУГИЕ. ВРЕМЯ ОСВОЕНИЯ: 7 ТЫС. , НО ШИРОКОЕ ОСВОЕНИЕ В 4 – 3 ТЫС. ДО Н. Э. В ЭПОХУ ЭНЕОЛИТА(МЕДНО – КАМЕННОГО ВЕКА)

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. ПРИМЕРНОВ 10 ТЫС. ДО Н. Х ПРОИЗОШЕЛ КРИЗИС РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ, СВЯЗАННЫЙ С ИСЧЕРПАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОХОТЫ И СОБИРАТЕЛЬСТВА. ВЫХОД ИЗ НЕГО ДВУМЯ ПУТЯМИ: 1. ОГРАНИЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ 2. РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА. ПРОИЗВОДЯЩИЙ ТИП ХОЗЯЙСТВА ПРИВЕЛ К ИЗМЕНЕНИЮ УКЛАДА ЖИЗНИ: РАЗДЕЛЕНИЮ ТРУДА, РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, ОБМЕНУ И ПОЯВЛЕНИЮ ДЕНЕГ. ПРОИСХОДИТ ПЕРЕХОД ОТ МАТРИАРХАТА К ПАТРИАРХАТУ И СТАНОВЛЕНИЮ СЕМЬИ. ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ. С РОСТОМ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОИСХОДИТ РАССЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА НОВЫЕ МЕСТА И КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЯЗЫКОВ. ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ В 7 ТЫС. ДО Н. Э. НАЧИНАЕТСЯ ОСВОЕНИЕ МЕТАЛЛОВ. ПЕРИОД С 4 ПО 3 ТЫС. ДО Н. Э. ПОЛУЧАЕТ НАЗВАНИЕ МЕДНО – КАМЕННЫЙ ВЕК (ЭНЕОЛИТ) НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ ЭТАП, СВЯЗАННЫЙ С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ГОСУДАРСТВ.

ИСТОЧНИКИ ЗАГЛАДИН Н. В. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 19 ВЕКА: УЧЕБНИК ДЛЯ 10 КЛАССА. – 7 - ИЗД. – М. : ТИД «РУССКОЕ СЛОВО – РС» , 2007. ГЛАВА 2. «ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА»

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор? Какие мифы, объясняющие происхождение мира и человека, вы знаете?

Основные теории происхождения человека делятся на креационистские (человек был создан благодаря действиям высших сил) и эволюционные (человек произошёл от других форм жизни в результате эволюции).

В каждой религии существует свой креационистский миф. Например, в Библии написано, что мужчину Господь создал из глины и вдохнул в него дух, а женщину создал из ребра мужчины. Древнегреческий поэт Гесиод писал о 5 поколениях людей, которые боги последовательно создавали и уничтожали. Это поколения людей золотых, серебряных, медных и поколение героев. Согласно Гесиоду нынешнее поколение – железное.

Эволюционная теория возникла в XIX веке. Наибольший вклад в теорию эволюции видов живых существ внёс Ч. Дарвин, он же впервые обосновал происхождение и человека от других животных (от приматов).

2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?

Из мира природы первых предков человека стал выделять интеллект и использование специально изготовленных орудий труда. Но со временем главным фактором стало самосознание: человек мыслит себя отдельно от природы и свою личность отдельно от всего остального мира, это определяет всё его поведение, и именно это выделяет его среди всех остальных живых существ.

Существуют разные теории относительно того, что послужило толчком для начало бурной эволюции группы приматов, которая привела к появлению человека. По наиболее распространённой в результате климатических изменений среда обитания этой группы стала абсолютно другой в краткий промежуток времени: на месте лесов образовались саванны. Приматам пришлось приспосабливаться к новым условиям настолько быстро, что у эволюции не было времени сделать их сильнее, быстрее и т. д. Вместо этого они стали выживать за счёт своего ума и использования передних уже свободных от ходьбы конечностей. При этом в эволюции человека большую роль сыграли как межвидовая, так и внутривидовая борьба. В конкуренции с другими видами за еду и борьбе с хищниками вырабатывался интеллект и навыки изготовления орудий, потому больше человек ничего не мог противопоставить агрессивной внешней среде. Однако помогала этому и внутривидовая конкуренция. Видимо, партнёров для создания семей предки человека избирали не по силе или красоте, а по способности добыть больше еды для потомства, что снова требовало интеллекта и умения изготовлять орудия.

3. Назовите направления эволюции человеческого рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?

Эволюция большинства видов животных направлена на то, чтобы изменить тело животного в соответствии с условиями окружающей среды. Человек вместо этого эволюционировал так, чтобы создать средства приспособления к окружающей среде (орудия труда) собственными руками, а со временем и изменить окружающую среду в соответствии со своими потребностями. Например, эволюция изменяет зубы животных, чтобы они могли питаться новой пищей, человек вместо этого научился использовать огонь и смог обрабатывать пищу так, чтобы она стала подходить под его зубы. Таким образом, накопление знаний имело решающую роль в выживании человека как биологического вида, потому что только знания помогли изготовлять всё более сложные орудия труда, использовать огонь и другие приспособления и в итоге достичь современного уровня развития.

4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предшественников людей.

Первые орудия труда найдены в Восточной Африке, Северной и Южной Азии. Непосредственным предшественником человека современного типа сегодня считают так называемого человека умелого (Homo habilis).

5. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?

Расселение человека по планете начинается после отступления ледника. В Америке люди появились ок. 25 тыс. лет назад, а Австралии – ок. 20.

6. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

Наскальная живопись появилась уже у неандертальцев (жили в Европе уже 400-250 тыс. лет назад). Тогда же, видимо, возникли и религиозные представления (найдены захоронения, сделанные явно с использованием какого-то ритуала). Наскальная живопись, видимо, тоже была частью каких-то ритуалов. Например, некоторые из таких рисунков имеют связь с астрономическими явлениями. У человека современного типа наскальная живопись известна с эпохи мезолита (которая длилась с XX по IX-VIII т. до н.э.).

Загрузка...