aracs.ru

Открытый урок по изобразительному искусству. Тема: "Силуэт" (выразительные средства графики). Язык пятна и силуэта в графике


Так же как и вы, были удивлены первые зрители этой картины. Она была показана художником в начале прошлого века. Зрители недоумевали, спорили, смеялись, однако картину сохранили для потомков. - Как вы думаете, почему она теперь хранится в музее? - Что в ней особенного? Художник Казимир Малевич заставил современников задуматься о смысловой нагрузке цвета. Перед нами не просто черное квадратное пятно на белом фоне. Это тьма и свет. И между ними постоянная борьба. То нас как-будто затягивает черный колодец космоса, то кажется, еще несколько мгновений – и все зальется белым светом.


Черный и белый – необычные цвета. С их помощью можно передать самые разнообразные творческие замыслы. Сочетание этих цветов благородно, строго, красиво. Давайте рассмотрим выставку графических работ. Назовите жанр изобразительного искусства для каждой работы.




Что такое силуэт? Силуэт – это рисунок, изображение в виде сплошного пятна. В таком рисунке невозможно показать черты лица или другие детали, находящиеся внутри пятна, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительными, узнаваемыми.


Рассмотрите серию силуэтов знаменитых поэтов и писателей России веков. Борис Пастернак и Марина Цветаева.






Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности в VI в. до н. э. В Греции родилась легенда о том, как дочь горшечника Дибутара увидела на стене тень своего возлюбленного и обвела его профиль кинжалом. Благодаря этому рисунку её отец изобрёл стиль росписи, украшающий греческие вазы.


Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт. При дворе Людовика XV главным контролером финансов был Этьен Силуэт. Дело в том, что Силуэт провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля и на содержание двора. Естественно, главный контролер стал предметом всеобщих насмешек высшего общества, после чего он вынужден был уйти в отставку. Ему осталось одно утешение – вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. На него была даже нарисована карикатура в виде теневого профиля. Так родилось название силуэт. Оно дошло до наших дней.


В России конца XVIII – начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. Черно-белые картинки использовались, как украшение в домах русских дворян. Широко бытовали профильный портрет и жанровые сценки. Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из однотонной бумаги. В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Федор Петрович Толстой. В Эрмитаже хранятся 50 силуэтов его работы, в Государственном Русском музее 20 силуэтов, столько же в Историческом музее Москвы.






Живопись тингатинга появилась в Танзании (Африка) в 60-х годах ХХ века. Сейчас это направление активно развивается и пользуется популярностью в мире. Первые картины рисовались на картоне, а прежде того – на стенах домов. Надо сказать, что до сих пор искусство создания красочных рисунков на стенах процветает в Танзании. И это имеет не только декоративное, но и практическое назначение – именно так зачастую выглядит наружная реклама. Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тингатинга именуется «квадратная живопись». Для создания картин использовались краски, которыми красили автомобили и велосипеды – эмаль. В дальнейшем художники пробовали переходить на другие краски, но все равно до сих пор излюбленными являются эмалевые и акриловые, иногда с добавлением масла.


За время существования школы тингатинга внутри нее сформировалось несколько стилей: - ставшие классическими изображения животных и птиц, -сложные многофигурные композиции из повседневной жизни людей, часто изображаемые в виде своеобразного «рассказа-комикса», -сюжеты традиционной мифологии, -библейские мотивы. Можно выделить общие черты живописи Тингатинга: 1. Одноцветный фон с небольшим количеством оттенков. 2. Основной мотив наносится с помощью простых и четких линий (силуэтом) и, как правило, занимает почти весь фон. 3.Отсутствие перспективы. 4. Размашистость и повторяющийся рисунок линий придает изображению характер живого экспрессивного орнамента.







  • познакомитьобучающихся с выразительными средствами графики;
  • рассказать о происхождении слова “силуэт”;
  • развивать творческое воображение;
  • сформировать навыки передачи настроения в рисунке.

Оборудование:

  • альбомный лист, прямоугольник из черной бумаги 10х14 см.,
  • карандаш,
  • ножницы,
  • клей,
  • ластик,
  • кисточка,
  • ветошь.

Для учащихся:

  • линейно–пятновой портрет <Рисунок1>, <Рисунок2>,
  • силуэты работы Н. Ильиной “Пушкин и няня”<Рисунок3>,
  • обложка Е. Нарбут для книги басен И.А.Крылова <Рисунок8> /на каждой парте по 1 экземпляру/.
Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 8

Для учителя:

  • силуэт Крылова,
  • черная бабочка<Рисунок9>, белая бабочка <Рисунок10>, цветная бабочка <Рисунок11>, целая стайка бабочек /силуэтные/ <Рисунок12>,
  • силуэтные иллюстрации из басни Крылова /“Ворона и лиса”<Рисунок5>,“Свинья и дуб” <Рисунок6>, “Лиса и виноград” <Рисунок7> и другие/.
Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Основная часть урока

Дорогие ребята, Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.

Эти работы выполняют художники-графики . Они очень любят черный цвет, потому что он - главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. В них все изображено в виде черных теней. Такие изображения называют силуэтами .

Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов.

- Почему же мы говорим, что силуэт - это изображение в виде тени, котороя обязательно повторяет сам предмет ?

Значит, бывают и другие тени?

Действительно, силуэты могут быт не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне. (Cм. рис. 1, 2, 3)

Рассмотрим следующий сюжет композиции.

Великий поэт читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать.

- Каждый предмет, каждая фигура - это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.

- А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции?

За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне.

Значит зима, поздний вечер.

А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению.

Так это перед вами силуэт фигуры великого баснописца И.А.Крылова. Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку.

- Какое время года?

Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени.

Ребята скажите, пожалуйста, глядя на эти рисунки, сможете назвать басни Крылова? (См. рис. 5, 6, 7)

Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Е. Нарбут для книги басен Крылова.

Что изображено на ней черными силуэтами, а что - белыми?(См. рис. 8)

- Да, это тени, падающие от предметов и фигур.

Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью?

Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря?

Верно. Тени удлиняются и сужаются.

Она ничего общего не имеет с нашей фигурой.

Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.

Отметим еще одну особенность силуэта.

Прилетела черная бабочка на белое поле. (См. рис. 9)

Прилетела белая бабочка и села на черное поле. (См. рис. 10)

Прилетела третья бабочка – разноцветная. (См. рис. 11)

- Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?

- У цветной бабочки крылья внутри проработаны - тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается.

Поэтому он воспринимается как пятно.

Вот целая стайка бабочек . (См. рис. 12)

Издали они выглядят черными пятнышками.

Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму.

И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали “Силуэтом”, а не иначе?

- Откуда произошло это слово?

Историческая справка:

Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени.

У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многое. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения.

Такие изображения и стали называться “силуэтами” . Было это почти 200 лет назад.

- Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не фас?

Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.

И сегодня мы с вами попробуем представить и выполнить силуэт любимого сказочного героя.

Назовите, пожалуйста, ваших любимых сказочных героев.

Выполнение задания:

1. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисовать сказочного героя в профиль.

2. Вырезать нужно по контуру, начав сбоку.

3. Красиво расположить на листе оба элемента, полученные из черного прямоугольника.

4. Наклеить их. Тогда получится белый силуэт на черном фоне и черный силуэт на белом фоне. Напишите название урока.

Итог: Отмечаются наиболее выразительные силуэты. Выставка работ.

Задаются вопросы:

1. Какие силуэты бывают? /Черные, белые/.

2.Откуда произошло слово Силуэт? /От фамилии министра финансов Эжена де Силуэта/

Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство пленяет нас своей интимностью, загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше разубеждаешься в его «бедности» и «наивности». Овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется.

Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине. Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, — к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета порабощают внимание силуэтиста, ограничивают его в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности. Есть силуэты, в которых положительно чувствуется «скульптура», тончайшая «моделировка», даже «красочность». Математический лаконизм, благородная абстрактность силуэта приучают к изощрению наблюдательности и зоркости. Силуэт — как бы формула и — одновременно — намек на незримое , еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная. Но даже вне законченности своей эта фраза иной раз становится откровением, афоризмом, символом.
Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты. Самый же термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, «portraits a la Silhouette». По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др. У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках («Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные»). Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве, — появились фарфоровые табакерки с силуэтами, чашки, вышивки, инкрустации и т.п. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом «Collection de cent silhouettes». В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.
Постепенно забытое рисование силуэтов было возрождено в конце 19 века - начале 20 века. Художники стали рисовать в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и пр. Пожалуй, нет ни одного крупного графика, который не отдал бы дань этому интимному, грациозному искусству. И не зря - ведь так
много экспрессии можно вложить в «скупые» черные пятна.

По материалам статьи Эрих Голлербах

Октябрь 1922 г.

http://www.silverage.ru/stat/siluet.htm

Эрих Голлербах

Искусство силуэта

Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство пленяет нас своей интимностью, загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше разубеждаешься в его "бедности" и "наивности". Овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине. Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, -- к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета порабощают внимание силуэтиста, ограничивают его в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности. Есть силуэты, в которых положительно чувствуется "скульптура", тончайшая "моделировка", даже "красочность". Математический лаконизм, благородная абстрактность силуэта приучают к изощрению наблюдательности и зоркости. Силуэт -- как бы формула и -- одновременно -- намек на незримое , еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная. Но даже вне законченности своей эта фраза иной раз становится откровением, афоризмом, символом.

Вот почему силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей. Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание силуэту. Прежде чем перейти к их произведениям, коснусь вкратце истории силуэта. Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты. Самый же термин "силуэт" происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, "portraits a la Silhouette". По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др. У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках ("Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные"). Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве, -- появились фарфоровые табакерки с силуэтами, чашки, вышивки, инкрустации и т.п. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом "Collection de cent silhouettes". В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству. Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и пр. Успех Коневки вызвал подражание. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем. Но большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезывающей их из бумаги. Художница обычно набрасывает контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действует ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников, артистов и музыкантов.


Замечательны среди работ Е.С. Кругликовой силуэты Александра Н. Бенуа, В.Э. Мейерхольда, Эмиля Купера за дирижерским пюпитром, Гречанинова за роялем, и ряд "домашних сцен" (концерт и пр.). В той же манере что и силуэты, т.е. из черной бумаги, исполняет художница портреты еn fасе (по образцу рисунков и гравюр Валлотона), а также пейзажи, архитектурные мотивы, иногда запечатлевая разнообразные моменты городской жизни, с ее уличной сутолокой. В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур. Это уменье метко фиксировать позы, манеры, движения сказалось в силуэтах Симонович, отличающихся классической простотой и технической выдержанностью. Кругликова и Симонович -- это, так сказать, профессиональные силуэтисты. Но и в работах наших графиков силуэт играет не последнюю роль. "Мир Искусства", положивший начало обновлению русской графики, возродил, между прочим, искусство силуэта. Несравненные "реставраторы" старины -- К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский -- воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем мы силуэты и в работах Г. Нарбута. Семейный силуэт художника, автосилуэт, силуэты В. Замирайло, Шарлемана, М. Зенкевича, Чемберса, Д. Митрохина и ряд мелких силуэтов в различных декоративных композициях свидетельствуют о большом пристрастии Нарбута к этого рода искусству. Изящество силуэтного портрета пленило и С. Чехонина, лучшего портретного миниатюриста наших дней. Им исполнено несколько чрезвычайно удачных силуэтов (в их числе профили В. Ленина и Г. Зиновьева), для издательства Коминтерна. Пожалуй, нет ни одного крупного графика, который не отдал бы дань этому интимному, грациозному искусству: силуэты есть у В.Н. Левитского, Д.И. Митрохина, В.Д. Замирайло. Мы не даем здесь подробной характеристики этих работ, потому что в творчестве перечисленных художников силуэт играет подчиненную, служебную роль, является одним из побочных элементов графической композиции, не имеющим превалирующего значения. Но воспроизведенные здесь силуэты убедительно говорят о том, как много экспрессии можно вложить в "скупые" черные пятна. Октябрь 1922 г. Оригинал здесь --

«ПРИЯТНЕЙШАЯ ТЕНЬ» В РОССИИ

Л.Л. РУДЕНКО

Истоки искусства силуэта уводят нас в глубокую древность…

Искусство изображения чернофигурных контурных сцен дошло до нас на античных сосудах, производимых в Аттике. Античные художники (VI веке до н. э.) виртуозно владели выразительным контуром и штрихом, создавая сложные многофигурные профильные композиции.

С изобретением бумаги в Древнем Китае (105 г. н.э.) появились «китайские тени». Из Китая по Великому шелковому пути они проникают в Западную Европу, где общественная культура начинает осваивать новое искусство. Но к середине XVIII века европейская жизнь искусства «китайской тени» замирает и переживает свой Ренессанс уже во Франции, где и получило название «силуэта».

России увлечение силуэтом приходится на вторую половину XVIII века. Честь знакомства русских с европейским силуэтом принадлежит императрице Екатерине Великой – немецкой принцессе по своему происхождению, и французскому мастеру Ф. Г. Сидо, которого по праву называли «художником ножниц». Он портретировал Екатерину Великую и преподнес ей в подарок её силуэт с подписью «Приятнейшая тень Екатерины II, самодержицы Всероссийской».

В Петербурге мастер работал всего два года с 1782 по 1784, и за столь короткое время создал около 200 портретов. Альбом силуэтов Ф. Г. Сидо «Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные» был издан в Петербурге в России 1899 году.

Ф. Сидо. Силуэтные портреты
слева – «Приятнейшая тень Екатерины II» (1729-1796)»,
справа – портрет князя Потёмкина-Таврического (1739-1791)

Ф. Сидо.
слева – Император Пруссии Фридрих Великий (1712-1786)
справа – Папа римский Пий VI (1717-1799).

Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик И.Ф. Антинг (1753-1803),
выпустивший в 1791 г. альбом «Collection de cent silhouettes».

И.Ф. Антинг. Русский учёный Разумовский С.Я. (1734-1812),

В первой половине XIX века силуэтное портретирование становится одним из излюбленных художественных развлечений русского дворянства. «Силуэтную» эстафету подхватывает русский мастер – Федор Толстой (1783-1873), скульптор, медальер, рисовальщик и живописец.

Ф. Толстой. Российский царь Александр Первый (1777-1825)

Ф. Толстой.
слева – Солдат (1812-1820 г.г.),
справа – Человек, читающий книгу (37х35)

Лучшие силуэты Ф.Толстого, посвящены Отечественной войне 1812г.. Особый интерес представляет силуэтная композиция Ф.Толстого «Парад Павловского полка у памятника Суворову» времен императора Николая I (1796-1855).

Ф. П. Толстой. Парад Павловского полка у памятника Суворову
1816 – 1820-е г.г. (Илл.: – 7х21см.)
.

Силуэты Ф. Толстого, изображающие будни русской жизни, привлекают широтой, многогранностью интересов художника. Русские крестьяне в его работах – это достойные, сильные, привлекательные люди, вызывающие глубокое уважение.

Ф. П. Толстой. Сцена в избе. 1816 – 1820-е г.г.
(Илл. прим. – 8х21см.)

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству в России почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Во второй половине XIX века преемницей Ф.Толстого стала «прекрасная Диана». Так современники нарекли Е. Бем (1843-1914). Она создала жанр детских сцен – целый мир детства. Лучшие ее работы навеяны образами детей.

Е. М. Бем. Автопортрет.

Е. Бём. Силуэты из жизни детей (1877).

Новый период возрождения силуэта начинается в конце XIX в. в творчестве русского художника К. Сомова (1869-1939) – «он мастер линий, он маг линий» по выражнию А.Бенуа.

К.Сомов. Заставки к журналу «Золотое руно», 1906 г.:
слева «Поцелуй»; справа «Дама с собачкой».

Но временем настоящего возрождения искусства силуэта стало начало XX – века. Возвращение к традициям прошлого, чтобы понять настоящее – это было совершенно в духе идей Серебряного века. XX век принес новые имена: Нина Симонович – Ефимова (1878-1958), Георгий Нарбут (1886-1920), Михаил Добужинский (1875 – 1957) и Елизавета Кругликова (1865 – 1941).

Н. Симонович-Ефимова. Катание на санках.

Г.Нарбут. Автопортрет с семьей.

Г. Нарбут. И Крылов(1769- 1844), русский баснописец.

С именем М. Добужинского, крупнейшего мастера книжной графики, в истории русского силуэта связан целый ряд «украшательских» виньеток и концовок к журналу «Аполлон», отличающихся декоративностью и причудливостью форм оригинального узора. Добужинский заботится не столько о выразительности черного пятна, сколько о сложной извилистости линий контура, стараясь как можно больше ими рассказать.

М. В. Добужинский. Концовка. 1909 г..

М. В. Добужинский. Мадригал. 1908.

Другим крупнейшим мастером силуэта была Е. Кругликова. Ее творчество отличалось поисками новых современных средств и форм выражения и развивалось в реалистическом направлении.

Е. Кругликова. Силуэтные портреты русских поэтов «Серебряного века»
Слева Б. Пастернак (1890-1960), справа К. Бальмонт (1867-1942)


Е.Кругликова. Силуэтный портрет русского поэта
М. Волошина (1877-1932).

Е. Кругликова. Силуэтные портреты русской поэтессы
А. Ахматовой (1889-1966)

Е. Кругликова. Групповой портрет русских художников Е.Лансере, И.Репина и К.Петрова-Водкина в залах художественной выставки.

Возродившись, искусство силуэта уже не умирало. Его широко использовали и как самостоятельный жанр, и как прикладной для иллюстраций.

Н. Ильин. Царское село. Русский поэт Пушкин А.С. (1799-1837)

В.Гельмерсен. Илл. к роману А.Пушкина «Евгений Онегин»
(Илл. прим. – 7х7см.)

Произведения современных русских художников различных поколений показывают, что искусство силуэтного портрета успешно развивается.

Арина Даур (г.р. 1982)

слева Автопортрет (12х17), справа портрет К.Х. Андерсена

Игорь Бабаянц (г.р. 1940).
Портрет матери.

Александр Гусев (г.р. 1953).

Загрузка...