aracs.ru

Питер брейгель старший картины. Питер Брейгель Старший: картины (список)

Брейгель (Брёгел) Старший, или Мужицкий, Питер (между 1525 и 1530- 1569), голландский живописец

Родился в городе Бреда или в деревне Брёгель (Нидерланды). Творческую деятельность начал как график. В Антверпене учился у П. К. Ван Алста, затем создавал рисунки для издателя гравюр И. Кока.

В 1551-1553 гг. совершил путешествие в Италию. Уже в этот период определилась творческая индивидуальность Брейгеля. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни стала картина «Падение Икара» (1555-1558 гг.). Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к Солнцу, оказывается тут мелким эпизодом; Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, канувшего в море. В центре внимания - пронизанный солнечным светом, исполненный величия морской пейзаж. В этом произведении закладываются основы миропонимания художника: только в согласии с природой, постигая её могучий мировой ритм, человек может добиться успеха - иначе его усилия обречены, подобно усилиям тщеславного Икара.

Более 30 из 45 картин кисти Брейгеля посвящены изображению природы, деревни и её жителей. На картине «Битва Масленицы и Поста» (1559 г.) запёчатлён народный праздник на улицах фламандского городка. Ряженые, нищие, торговцы, музыканты, игроки, пьяные гуляки, монахи, зрители, изображённые на полотне, водят хороводы, танцуют, играют на волынках, мечут кости и т. д. В том же ключе написана и другая, не менее известная работа «Фламандские пословицы» (1559 г.).

На таких картинах, как «Несение креста», «Поклонение волхвов» (обе 1564 г.), «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя» (все 1566 г.), «Обращение Савла» (1567 г.), библейские персонажи присутствуют среди современников Брейгеля, ведущих свою повседневную жизнь.

В серии картин «Месяцы» (1565 г.) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Идея вечного круговорота природы, его связи с жизнью человека отражена и в традиционных средневековых календарных циклах («Сумрачный день», 1565 г.; «Жатва», 1565 г.; «Охотники на снегу», 1565 г.; «Декабрь», 1565 г.).

В других работах Брейгеля отражены драматические события, которые происходили во фламандских городах, находившихся под игом Испании («Жатва», 1565 г., и др.). Например, на картине «Перепись в Вифлееме» аллегорически изображено взимание испанцами налога с фламандского народа. Уникальность Брейгеля как художника заключается в том, что он совмещает приёмы панорамной живописи и миниатюры.

В поздних произведениях усугубляются настроения пессимистического раздумья. В прославленных «Слепых» (1568 г.) евангельская притча использована для воплощения идеи о человеке, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой. Поводырь слепцов и сам слепец, он падает и увлекает за собой остальных.

БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. 1525–1569), также Питер Брейгель Старший, последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Луки в Антверпене в1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками.

Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480–1550). Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.

Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.

Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450–1516). Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558). Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер ван ден Берг).

Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Триумфе смерти (ок. 1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.

Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в.

Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года , или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.

Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни.

Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.


П. Брейгель «Мизантроп» (1568). Музей Каподимонте, Неаполь

Главным в творчестве Питера Брейгеля (Старшего) является размышление о человеческих пороках, бренности, глупости или приземлённости человеческой жизни.

Пи́тер Бре́йгель (Старший) (около 1525-1569) – нидерландский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен. Его творчество относят к Северному Возрождению (этапы развития Возрождения в Италии и в странах Западной Европы не совпадают).

Питер Брейгель не писал заказных портретов, но люди постоянно присутствуют на многих его картинах, причём чаще всего это жители деревни. Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего. Только в конце его творчества стали появляться картины, в которых основное внимание приковано к личностям людей. Но и в них на первом плане – философское осмысление жизни, а также сатира на человеческие слабости. Брейгель был родоначальником демократического направления в нидерландском искусстве XVI в., в своих картинах он раскрывает заключенные в народе жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие, но не обходит вниманием и общие для всего человечества пороки.

Многие картины Брейгеля являются иносказательными. Его часто называют «мудрецом» в живописи. Иносказательности требовало время, в которое жил художник – тогда испанский герцог Альба пришёл на нидерландскую землю, чтобы уничтожить еретиков (не католиков) в Нидерландах. В течение своего присутствия на чужой земле он приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев, насадил террор. Последние годы жизни художника как раз прошли в это время.

П. Брейгель «Избиение младенцев» (1565)

П. Ьрейгель "Избиение младенцев" (1565)

Масло, 109,2 x 158,1 см. Художественно-исторический музей, Вена

В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации. И они не случайны. В Евангелии от Матфея говорится о том, что Ирод Великий, незаконно занимая иудейский престол, ужасался одной только мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол. А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню. Деревню оцепили, спастись негде. На картине солдаты Ирода одеты в испанскую форму, а Вифлеем ассоциируется с нидерландской деревней.

Имея евангельскую основу, картина всё-таки о современной Брейгелю жизни, о конкретных обстоятельствах и людях. Народ на картине изображён беззащитной и безликой массой, которая не способна оказать сопротивление чужеземным солдатам.

Ещё одна философская картина-ассоциация – «Притча о слепых».

П. Брейгель «Притча о слепых» (1568)

Холст, темпера, 86х154 см. Музей Каподимонте, Неаполь

Сюжет картины основан на библейской притче: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Притча, конечно, говорит о духовной слепоте. Художник же изобразил слепоту физическую: шесть слепых идут, держась друг за друга. Плотина, по которой они движутся, спускается вниз и делает крутой поворот. Поводырь не видит этого, оступается и падает в воду, за ним следующий. Третий ещё не упал, но участь его уже предрешена. А три остальных пока не догадываются о произошедшем и продолжают двигаться…

Тема потрясающая по своему трагизму. Посмотрите, как безмятежна природа на картине художника, и на фоне этой безмятежности происходит катастрофа, для гибнущих людей это именно так. Законы природы непреложны и существуют сами по себе, а люди, со своими законами – сами по себе.

В принципе, Брейгель показывает всего один эпизод, повседневный и обычный в масштабах человечества: ну, несчастный случай, мало ли людей гибнет трагическим образом (а в наше время особенно!). Разве кто-то обратит на это внимание? Если только кто-то из родственников вздохнёт с сожалением. А возможно, и этого не будет. Событие совершенно не историческое. Но художник вкладывает в него философский смысл: никто не избежит судьбы слепых, потому что мы всегда надеемся, что ведём мы, а на самом деле ведут нас, и порой мы даже не знаем, кто именно нас ведёт и куда. Может быть, мы в шаге от пропасти?

П. Брейгель «Падение Икара» (1558)

Холст, масло, 73,5х112 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Эта картина Брейгеля – самая известная, но загадочная. Впрочем, как и почти все остальные картины этого автора. Каждый может растолковывать смысл в силу своих художественных пристрастий или в силу своей фантазии. Что изображено на картине? Обычная бытовая сцена: мирный пахарь занимается своим делом; у рыбака, видимо, начала клевать рыба, и этот момент для него очень важен; пастух и его стадо. И снова, как и на других картинах этого художника, потрясающая природа… Да, вот пастух заинтересованно смотрит в небо. Что он там увидел? Но в названии полотна присутствует слово «Икар». Где же он? Его трудно заметить сразу, надо вглядеться в картину – и вот торчащие из воды ноги… Это Икар. Художник изобразил его не в торжествующий момент полёта, а в унизительной позе, что как-то и не к лицу герою… Впрочем, и лица его не видно. А пастух, возможно, смотрит на улетающего Дедала…

Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать. Но почему у Брейгеля Икар изображён совсем не в романтическом ореоле, а неудачником, потерпевшим полное поражение? Об этом можно только догадываться. Возможно, художник показывает логический конец гордыни – непослушание отцу, полёт к самому солнцу… А может быть, наоборот, изображает героическую личность глазами обывателей, для которых важнее всего их сегодняшнее благополучие. Противопоставляются возвышенное и обыденное. Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость. Никому дела нет до смельчака, дерзнувшего взлететь к самому солнцу, каждый занят только своей насущной проблемой. Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека. Но ничего не меняется.

П. Брейгель «Сорока на виселице» (1568)

Картинная галерея, Городское собрание, Дармштадт

Это последняя картина художника. В ней образ виселицы ассоциируется с испанским правлением, а сорока – со сплетниками. Именно на доносах и слухах держался террор Альбы.

Но в то же время народ удивительно беспечен и безразличен: под самой виселицей устроил пляску, как будто виселица может быть для человека обычным объектом его бытия. Пейзаж картины великолепен, романтичная дымка покрывает окрестности, дворцы… А человек копошится в своём узком мирке и не понимает смысла жизни. «Жизнь, зачем ты мне дана»?

Судьба и время, грандиозность мироздания и место человека в нём – вот вопросы, которые задаёт нам своим творчеством Питер Брейгель Старший. Нидерландское искусство в его лице получило мощную основу, дав старт искусству Голландии и Фландрии в XVII в., хотя сам художник соединил в своём творчестве традиции И. Босха и Л. Лейденского.

Автопортрет Питера Брейгеля (1565)

У Брейгеля было два сына, и оба они стали художниками. Один известен как Питер Брейгель Младший (прозвище Адский), другой, Ян Брейгель, имел прозвище Бархатный. Они были талантливыми художниками. Но подняться до вершин отцовского творчества не смогли.

Вершиной нидерландского Ренессанса было несомненно творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким. Он в высшей степени обладал тем, что называют национальным своеобразием: все замечательные особенности его искусства выращены на почве самобытных нидерландских традиций. Как никто, Брейгель выразил дух своего времени и его народный колорит. Он народен во всем - мыслит в унисон с народной мудростью, философия жизни, заключенная в его иносказаниях, горька, иронична, но мужественна. О жизни Брейгеля известно мало. По-видимому, он происходил из крестьян. Учился и жил в Антверпене. В молодости посетил Италию, но самое большое впечатление на него произвели горы, он их много зарисовывал, и впоследствии в его картинах неизменно высятся на горизонте скалистые хребты. Излюбленный тип композиций художника - большое пространство, как бы увиденное с вершины, но все написано подробно и отчетливо. Брейгель часто писал картины-притчи, писал"Фламандские пословицы". Например, изображает человека, бросающего цветы под ноги свиньям - это аналог нашей пословицы "не мечи бисер перед свиньями". В своих картинах Брейгель беспощадно, хлестко высмеивает перед зрителем жадность, тупость, лень, но он далек от человеконенавистничества. У жизни терпкий и горький вкус, но она - жизнь, и он ее по-своему любит. Иногда Брейгель от души любуется грубоватым весельем крестьян. И восхищается своей страной - широко раскинувшимися пейзажами, ее песнями, ее трудолюбивым народом, пастухами и земледельцами, заснеженными зимами, щедрым летом... Брейгель - мастер фантастического гротеска, но его фантастика очень реальна, осязаема. А в своих композициях он раскрывает всю жизнь, повседневную, реальную, разную, философски размышляет над ее течением, над странными законами жизни. Творческая жизнь Питера Брейгеля длилась недолго, он умер сорока с небольшим лет, чуть-чуть не дожив до освобождения своей страны от Испании. Говорят, что он чувствовал приближение смерти и готовился к ней. Своей жене художник завещал картину "Сорока на виселице", повествующую о болтунах, которых неминуемо ждет виселица. А незадолго до смерти Брейгель написал картину "Торжество правды", которую друзья считали лучшей картиной художник У Брейгеля осталось трое детей: два сына и дочь. Оба сына - Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Бархатный - стали хорошими живописцами. Брейгель похоронен в Брюсселе, в церкви Богоматери. На мраморной могильной плите золотыми буквами выбито:

ПИТЕРУ БРЕЙГЕЛЮ, ХУДОЖНИКУ ВЕЛИЧАЙШЕГО ТРУДОЛЮБИЯ И ВЕЛИКОЛЕПНОГО МАСТЕРСТВА, КАКОВОЕ СЛАВИТ САМА ПРИРОДА - МАТЬ ВСЕГО СУЩЕГО, НА КАКОВОЕ СНИЗУ ВВЕРХ ВЗИРАЮТ ОПЫТНЕЙШИЕ ХУДОЖНИКИ, А СОПЕРНИКИ ТЩЕТНО ПОДРАЖАЮТ ЕМУ.

В этой картине художник показал переходный период от осени к зиме. Летом стадо паслось на холмах, и теперь группа людей по лощинам и долинам гонит его вниз, в деревню. Ее мы видим за деревьями. За деревней, подобно свидетельству давно минувших времен, высится полуразрушенная крепость. Вблизи деревья уже обнажены, их ветви выглядят прозрачной сеткой.

Стадо гонят погонщики. Самый главный из них - верхом на лошади - закутался в теплый плащ и низко надвинул на лоб шляпу, как будто вместе с наступлением зимнего оцепенения в природе замирает и человеческая жизнь. Но прочие персонажи охвачены спешкой. Поэтому иногда выдвигается предположение, что Брейгель показал не возвращение, а угон стад.

Движение стада на первый взгляд кажется хаотичным. Но на самом деле оно играет важную роль во всей композиции картины. Стадо находится вблизи, но возникает ощущение, что мы смотрим на него издали.

На пологом склоне холма - расставленные птицеловом силки для ловли птиц. На холме у реки люди заняты сбором винограда. А на холме рядом - виселица.

Спокойна, но уже неприветливо холодна сине-серая река. Горы на том берегу подступают к реке так близко, что осталась только узкая полоска земли. Но человек и здесь сумел построить себе жилье. Слева тоже горы, но совсем иного характера. Они напоминают Вогезы, которые Брейгель видел в молодости, во время путешествия в Италию.

Пейзаж отличается большой яркостью красок. На первом плане - темные тона, на склоне - различные оттенки выступают красные виноградники, желто-рыжий берег. Столь же богатые красочные сочетания художник использовал и тогда, когда писал небо. Сейчас вечер. Последние лучи солнца еще освещают ровным светом часть неба, но небо постепенно затягивается темными тучами, становится сине-сизым.

Одна из самых замечательных деталей картины - черные ветки обнаженного дерева на фоне сизого неба. Пожалуй, здесь лучше всего видно, что яркостью и контрастностью цветов Брейгель стремится показать не пульс жизни в природе, но, напротив, наступающее оцепенение. Оно застигает природу в период расцвета ее красоты.

Перед нами желтое пшеничное поле. Вдали - луга, деревья, покрытый желтой пшеницей пологий холм и море. Ено ровная поверхность напоминает оловянную тарелку. А над всем этим - серовато-желтое, иссушенное зноем небо.

Идет жатва. Одни жнецы трудятся, другие пока отдыхают. Один крестьянин жнет, другой собирает стоящие колосья в пучок. Третий выходит из межи с глиняным кувшином, в котором, вероятно, вода. По дальней меже в сторону деревни идут три крестьянки со снопами.

Художник изобразил полдень. На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой. Солнце печет, и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева. Они сидят на туго связанных снопах. Большинство ест из глиняных мисок простоквашу. Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски. Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина. Тут же рядом раскинулся спящий жнец, и в его позе отразилось все ощущение полдневной августовской жары. Мы чувствуем, что здесь жарко еще и потому, что стоящий в колосьях кувшин накрыли тарелкой, чтобы содержимое не слишком нагревалось.

Картина полна солнца, тепла, жизнелюбия. Она воспевает труд и плодородие родной земли.

Живописцам до Брейгеля природа представлялась вечно длящимся летом. Брейгель первым научился передавать смену времен года и связанные с ней перемены в жизни человека.

Перед нами сумрачный пейзаж ранней весной. На первом плане - поросший деревьями холм. Очевидно, здесь прошла буря - это она повалила дерево справа, и теперь оно словно охватило ветвями вершину холма.

Крестьяне срезают обнаженные ветки деревьев и собирают их в вязанки. Здесь же двое взрослых и мальчик в бумажной карнавальной шапке, с фонарем в руке. К его поясу подвешен колокольчик. Само присутствие крестьян, их деловитые, уверенные движения оживляют эту мрачноватую местность, снимают ощущение суровой бесприютности, наполняют пространство человеческим теплом.

Под холмом - деревня с постоялым двором и церковью. Домики, крытые соломой или черепицей, скучились, стоят близко друг к другу, словно охраняя тепло и уют каждого из них. Между домами стоят голые невысокие деревца. Деревенская дорога покрыта непросохшей грязью. За деревней на равнине раскинулся сад.

На вершинах и в расселинах далеких гор лежит снег. Сквозь темные рваные ночные облака проступает холодный утренний свет. Он создает тревожные, резкие контрасты освещенных и затененных частей.

Если на первом месте затишье после бури, то вдали все наполнено волнением. Резко изгибаясь, течет бурная полноводная река. Кажется, что вот-вот она выйдет из берегов. Река впадает в холодное, неприветливое море. Волны бьются о дамбу, и вдоль берега образуется белая пена.

С берега люди со страхом смотрят в море, но тут же, в море, выступает плотина - это след успешной борьбы человека со стихией. Равнина здесь покрыта широкими дорогами, узкими тропинками. Вдоль берега стоят добротные жилые дома.

В этой картине действие также происходит в городе. Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица. Но город вдруг резко обрывается, и улица выводит нас прямо к реке. К типично нидерландскому дому в центре картины пристроена легкая лоджия, напоминающая южную, итальянскую архитектуру. Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток. Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения. Но среди этих людей нет ни одного взрослого. Здесь множество детей, играющих в разнообразные игры: они пускают волчки, гоняют обруч, играют в чехарду, катаются на бочке, стоят на голове. И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник.

Зачем же понадобилось Брейгелю так точно, так тщательно изображать этот мир детских игр? И почему картина при этом совсем не кажется радостной и веселой?

Издавна люди заметили, что между жизнью человека и круговоротом природы есть большое сходство: подобно тому как природа оживает весной, расцветает летом, увядает осенью и засыпает зимой, так и человек проживает свою жизнь от детства до старости.

В картине Брейгель изобразил лето - одеты в зелень деревья, дети сидят тна берегу реки, купаются. А среди игр мы замечаем такие: в помещении слева девочки играют в дочки-матери, в центре - игра в свадьбу. Дети играют со взрослой серьезностью. "Мир и все, что ему принадлежит, - всего лишь детская игра ",- писал нидерландский поэт 17-го века Якоб Катс.

Посмотрите, сколько в картине злых игр, в которых обманывают друг друга, обижают слабого. Брейгель показывает в картине многие отрицательные свойства человека.

Тема картины называется "Перевернутый мир". Перед нами - площадь средневекового города с церковью, трактиром, домами с островерхими крышами. На первом плане разыгрывается шутовское представление: важно восседающий на бочке пузатый человек сражается с высокой тощей фигурой в монашеской одежде. Художник представил единоборство народного праздника Масленицы с Постом, который предшествует самому важному церковному празднику - Пасхе. И вся картина поделена на царство Масленицы и царство Поста.

На голове у Масленицы - закрытая сковорода, из которой торчат ноги жареной курицы. Бочка - его конь, вертел с поросенком - его оружие. Бочку толкают ряженые в пестрых карнавальных шапках. За ними несут блюдо с вафлями (в Нидерландах на масленицу готовят специальные медовые вафли). Рядом с бочкой идет человек с горшком меда, а за ним - другой, в смешной и страшной носатой маске. Торжественное шествие сопровождают музыканты.

У входа в трактир разыгрывается шуточная свадьба, и из окон выглядывают любопытные. В глубине картины люди водят хоровод и сжигают чучело зимы.

Тощая фигура Поста возвышается на трехногом стуле. Тележку Поста везут две монахини. У ног Поста - сухие лепешки и крендели. Это та скудная пища, которую дозволено есть в это время. У колодца старухи торгуют рыбой - мясо во время поста есть запрещено.

Точно так же разгорается празднество по мере приближения к трактиру, все мрачнее и серьезнее становится сцена по мере приближения к церкви. Здесь и безногие калеки и слепые. На земле лежит завернутый в тряпье ребенок, и монахиня собирает для него подаяние. Две старухи тащат телегу, из которой торчат тощие ноги. Надев темные одежды и закрыв голову, люди входят в храм.

На первыый взгляд кажется, что перед нами - события одного дня, и художник изобразил то, что он увидел, выйдя на площадь в праздничный день. Но в какой именно день происходит действие? В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Первое воскресенье поста было, по нидерландским обычаям, днем карнавала, когда на площадях представлялись точно такие шуточные "битвы". Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. В то же время выходящая из церкви процессия поклоняющихся кресту говорит о том, что Брейгель имел в виду страстную пятницу.

Брейгель с необычайной точностью передает ощущение весны. Показаны характерные для весны занятия: стоя на приставной лестнице, женщина моет окно. На подоконник того же дома присел трубочист - с наступлением тепла он должен прочистить в домах трубы. На ветках деревьев набухли почки.

Брейгель словно стремится создать энциклопедию городской жизни весной.

Но на самом деле здесь изображено гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд.

Художники той поры во все изображаемое ими вкладывали второй, скрытый смысл, зашифровывали то, о чем нельзя было говорить открыто. Брейгель умел это делать едва ли не лучше всех.

Брейгель не случайно так тщательно изобразил эпизоды посещения церкви, раздачу милостыни, скудную постную пищу. В 16-м веке католическое духовенство стало еще строже требовать соблюдения всех правил поста, регулярного посещения церкви.

На голове у Поста - улей. Храм - это улей, а прихожане - это пчелы, говорилось в католических проповедях.

Протестанты отказались от соблюдения правил поста, так что фигура Масленицы представляет протестантскую церковь. Не случаен на площади и трактир - католики пренебрежительно называли протестантские храмы трактирами. Католическая церковь запрещала своим священнослужителям жениться, и, словно наперекор ее запрету, в картине разыгрывается свадьба.

Таким образом, художник изобразил здесь религиозный спор. Но на чьей же стороне он сам? Справа мы видим играющих детей. Своей беспечностью они подчеркивают лицемерный характер католической благочестивости.

Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры. На спине у мужчины - что-то напоминающее мешок. Во времена Брейгеля мешок намекал на эгоизм: эгоист, порицая недостатки и слабости других, слеп к своим недостаткам и поэтому таскает их за собой, как мешок. Рядом с мужчиной - женщина с фонарем. Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. А эта лампа погасла...Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах. Его фигурка - выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами.

В большом сарае поставлен длинный стол, вокруг которого собрались приглашенные на свадьбу. Гостей так много, что они едва умещаются за столом. Крестьяне, крестьянки, дети сидят на скамьях, трехногих табуретках, кадках.

По случаю праздника женщины надели воскресные чепцы.

Одна из них, чтобы не запачкать платье, поднесла тарелку с кашей к груди. На столе расставлена простая деревенская посуда. Угощение тоже простое - каша, кисель, простокваша. Но его так много, что двое парней, чтобы разнести тарелки, сделали поднос, сняв дверь с петель. Молодой человек разливает вино. С мягким юмором Брейгель на первом плане изобразил малыша в слишком большой для него, сползшей на глаза шапке. В руках у него лепешка, и он облизывает сладкий палец.

Стеной для этого помещения служит сложенная солома. Но место невесты украшено особо: на веревках натянуто зеленое покрывало и висит бумажный фонарик. Невеста сидит в чинной позе, сложив руки. Рядом - ее пожилые родители. Но где же жених? Сидящий ли это прямо напротив нее парень в красной шапке? Или это молодой человек, разливающий вино? Скорее всего, Брейгель здесь, по своему обыкновению, зашифровал пословицу:"Беден тот, кто не присутствует на своей собственной свадьбе".

Внимание зрителя привлекают два человека за столом: монах и мужчина в темной бархатной одежде горожанина (считается, что это автопортрет Брейгеля). Монах о чем-то оживленно рассказывает соседу, но тот слушает невнимательно, он погружен в свои мысли.

Перед нами открывается просторный вид с холма. По холму можно спуститься в деревню. Дорога ведет к деревенской церкви, острый шпиль которой виднеется из-за деревьев. На берегу реки раскинулся город. Его высокие башни вторят очертаниям скал. Небо, светлое слева, становится тревожным, грозовым над горами. Какую страну показал художник? В южных Нидерландах, где жил Брейгель, есть холмы, но нет таких высоких гор.

Брейгель собрал здесь то, что кажется ему самым прекрасным на земле: маленькие домики родной нидерландской деревни, полноводную реку, каких немало встретил он на пути в Италию, величественные Альпы, впечатление от которых, полученное во время поездки в Италию, Брейгель сохранит на всю жизнь.

Картина восхищает ни с чем не сравнимым ощущением красоты земли, величия, богатства и разнообразия природы, красоты родной страны - части этого огромного мира.

И не случайно Брейгель изобразил на первом плане сеятеля, а внизу, у дороги, зеленые всходы полей. Брейгель напоминает здесь старую притчу о том, как взошедшие семена щедро вознаграждают сеятеля за его труд.

Эта мысль, что главным предназначением человека является труд, что только своим трудом человек может добиться единения с природой, пройдет через все творчество Брейгеля.

В картине всего несколько фигур, и даны они крупно, вплотную. Солдат, крестьянин и ученый, растолстевшие, разбухшие, похожие на колбасы, лежат, расположившись по радиусам круга, в центре которого находится дерево-стол с приготовленными яствами. Неподалеку выглядывает из отдельного домика похожий на бабу рыцарь, сложа руки и разинув рот. Все изображено в соответствии с народной сатирической песней о "Стране Шлараффии":

Летают по небу -ей-ей -

Там стаи жареных гусей.

И - верите ли - сразу

Они лентяям прямо в рот

Влетают по заказу.

Благодаря своему едкому, саркастическому уму, гневному сердцу, чуткому к страданиям родины, Брейгель пишет картину "Избиение младенцев". Художник передал в ней страдания своего народа под властью Испании. Для того, чтобы выразить свое сочувствие к погибшим, к обездоленным, он вспоминает библейскую легенду о царе Ироде, который приказал убить всех младенцев, родившихся в Вифлееме в одно время с Христом и тем самым избавиться от него. Брейгель перенес эту легенду в свое время.

Однако, это совсем не похоже на библейский Вифлеем в Палестине, это самая настоящая, вся в снегу, фламандская мирная деревушка, куда ворвались каратели - вооруженные копьями чужеземные солдаты. Они врываются в дома, натравливают на людей собак, отнимают детей, забирают людей. Один крестьянин упал на колени перед всадником прямо в снег, всадники в красных мундирах окружили кольцом деревенскую площадь. Крестьяне мечутся по площади, стремясь спасти детей и спастись самим. Вырваться из грозного кольца нельзя, запереться в доме невозможно. Нет выхода, нет пощады!

Конечно, художник изображает вовсе не вифлеемские события! Это карательный отряд, отправленный инквизицией или герцогом Альбой на усмирение фламандских гёзов (участников антииспанского движения).

В картине много тревожного, красного цвета - цвета крови, цвета красных мундиров.

На большом пространстве расположено около сотни людей, погруженных в странные и нелепые занятия. Кто-то пытается прошибить лбом стену, кто-то зарывает колодец, в котором плавает теленок, кто-то бросает рыб в реку, какя-то женщина душит чертенка, а рядом валяется редька...

Все это - наглядное изображение метафор, на которых построены народные поговорки о человеческой глупости. Многие теперь полузабыты. а некоторые и сейчас живут и даже имеют аналоги в нашем русском фольклоре. Например,"стену лбом не прошибешь"- это нам очень известно. Вообще, каждый делает свое с видом тупой одержимости, не обращая внимания на других, - как обитатели дома сумасшедших.

В целом зрелище кажется даже веселым: сияет голубое небо, плещет речка, и фигурки яркими красными, белыми и голубыми пятнами заполняют пространство - подобие сельской улицы, как ковер цветов.

Но в сущности, веселого мало. Шар с крестом - символ земной сферы - красуется на видном месте, только крест опущен вниз: знак того, что перед нами - мир навыворот, страна дураков.

На деревенскую улицу из трактира вынесли стол. За столом сидят крестьяне. Один из них, повернувшись спиной к столу, играет на волынке, в то время как молодой крестьянин внимательно прислушивается к простой мелодии.

Здесь вспоминается нидерландская пословица: "Как поют старики, так свистят молодые". Двое крестьян о чем-то горячо спорят, они отставили свои кружки и размахивают в пылу спора руками и даже собираются подраться. Третий же пытается их удержать. За его спиной сидит крестьянка в белом чепце. Она внимательно следит за спорщиками и тоже готова в любой момент вмешаться.

А танец тем временем в самом разгаре. Кажется, что мы можем услышать тяжелый топот башмаков крестьянина в черном кафтане и черной шапке, в которую воткнута ложка. Его спутница надела воскресный белый чепец, и его концы развеваются в стремительном танце; гремят ключи, подвешенные к его кошельку, и высоко подоткнута серая юбка с желтой подкладкой.

Слева у стола, взявшись за руки, танцуют, подражая взрослым, дети.

этой картине художник иносказательно показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят войны и смерть. Центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно. Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенных в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего. Перед Марией - трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражение их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды.

Творение Брейгеля требует от зрителя напряженного внимания, тревожит своей неоднозначностью, будит воображение.

Три восточных мудреца - волхва прибыли в Вифлеем, чтобы поклониться и принести свои дары родившемуся Христу.

На первом плане Брейгель изобразил ветхое строение. Женщина держит на руках закутанного ребенка. А у входа выстроилась вереница людей, желающих увидеть чудесного младенца. А жизнь маленького городка идет своим чередом. Крупными хлопьями падает снег - это первое изображение снегопада в истории европейской живописи. Снег засыпает толпу зевак, охотника, человека, идущего с ведром к проруби, ослов и верблюдов, на которых прибыли волхвы.

В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена. Поле зрения художника заметно сузилось. Перед нами не огромный мир с высоты птичьего полета, не просторная улица, но маленький уголок. И изобразил Брейгель не столько чудесное событие, сколько привычный уклад каждодневной жизни. Важно отметить, что по сравнению с предыдущими картинами эта картина очень невелика по размеру. В "Поклонении волхвов в снегопаде" Брейгель предугадал путь, по которому будет развиваться пейзажная живопись Голландии следующего, XVII столетия.

Это лучшая картина из цикла "Времена года", написанная маслом на деревянной доске - лирическое произведение, тонкое, проникновенное.

Перед нами - просторный, ослепительно прекрасный пейзаж.

До самого далекого горизонта местность утопает в глубоких мягких сугробах, прорезанных зеркалом льда. По заснеженному холму шагают охотники со сворой собак, они возвращаются с охоты домой, в деревню. Охотники несут острые пики и ягдташи. За спиной у одного из них - убитая лиса. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже. Их крупные фигуры облачены в грубые темные зеленые и красно-коричневые одежды, которые на фоне белого снега обретают необычайно четкие контуры и становятся величественными. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы.

Слева - трактир "У пастуха". На вывеске изображен покровитель охотников святой Губерт. Здесь же группа людей занята важным делом: женщина ворошит костер и сгребает золу, крестьянин подбрасывает в огонь охапку соломы. Рядом стоит ребенок, смотрит на огонь и греется. Только что здесь коптили тушу кабана.

Над холмом и деревьями, над домами и равниной, над людьми и горами - ровное светлое зимнее небо. Воздух кажется неподвижным, как будто хрустальным.

В морозном воздухе застыли обнаженные деревья, их темные стволы стоят стройной чередой. На голых ветках сидят вороны. Черная птица кажется застывшей на лету. Словно черный крест, она отмечает то место в картине, где сходятся горы и небо.

Глядя с холма, видим: там - деревня, а вдали, у подножия гор, замок. Белый снежный покров не спрятал, не укрыл многообразие элементов в пейзаже. Равнина прорезана рекой так, что отчетливо видны ее резкие изгибы. В замерзшей реке, ручьях и прудах отражается небо. Между прудами лежит убегающая вдаль дорога. Слева, у горизонта, замерзшее море, на его берегу - город с высокой башней церкви и занесенными снегом крышами. У берега - вмерзшие в лед лодки и корабли.

На прудах, скованных зеленоватым льдом, играют дети. Пасмурное небо тоже кажется серовато-зеленым.

Картина вызывает у зрителя ощущение свежего зимнего морозного воздуха, ощущение бодрости, свежести и радости.

Сюжетом для этой картины художник избрал один из самых поэтичных античных мифов.

Художник и строитель Дедал по приказу царя острова Крит Миноса возвел сложное и запутанное сооружение - Лабиринт, куда царь заключил страшное чудовище - Минотавра. Каждый год подвластные Миносу Афины должны были приносить в жертву Минотавру прекрасных юношей и девушек. Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать. Поступок Дедала вызвал гнев Миноса. Тогда Дедал смастерил для себя и своего сына Икара крылья из птичьих перьев, слепленных воском, и бежал с Крита. Когда Икар, опьяненный полетом, ослушался Дедала и взлетел слишком близко к солнцу, солнечные лучи растопили воск. Икар упал в море и погиб.

Римский поэт Овидий так написал о Дедале и Икаре:

Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащею удою,

Или с дубиной пастух, иль пахарь, на плуг приналегший, -

Все столбенели в их, проносящихся вольно по небу.

За неземных принимали богов.

Картина Брейгеля изображает мирный пейзаж на берегу моря: пахарь идет за плугом, и лемех сохи, врезаясь в землю, делит ее на четкие полосы. Пастух пасет овец, рыболов сидит с удочкой. В море, покрытое белыми гребешками волн, выходят корабли, и ветер надувает их паруса. Высоко в небо поднимаются высокие горы. Садится солнце. Оно озарило своим золотым сиянием небо и отражается в зеленоватых водах моря.

Где же Икар, и при чем здесь его падение? Нужно внимательно всмотреться, чтобы увидеть в правом углу жалкие голые ноги, торчащие из воды. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. Обычная жизнь течет как всегда. Для крестьянина его пашня, для пастуха его стадо, для рыболова его удочка куда важнее, чем чьи-то полеты и падения. В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре. Ведь не случайно поговорка "Он слишком высоко взлетел" звучит осуждающе. Картина Брейгеля - осуждение гордыни и высокомения. Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. Труд его вечен, потому что неразрывно связан с природой.

Огромная башня занимает большую часть площади картины. Облака скрывают ее вершину. Нижние этажи заселены: в арках и окнах видны многочисленные человеческие фигурки, кое-где сушится белье. Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены. Над многими помещениями нет перекрытий, и башня здесь походит на соты, в которых трудятся пчелы-люди. Продолжается строительство. Возводятся леса, сооружаются разнообразные подъемные устройства, поднимаются временные легкие деревянные лестницы. Множество строителей - каменщиков, плотников - трудится на строительстве башни.

На первом плане Брейгель изобразил посещение строительства царем Немвродом.

Работа кипит и на берегу.

В аккуратные штабеля сложены кирпичи. К берегу шестами гонят плот из бревен. На якорях стоят корабли со спущенными парусами.

Плотным кольцом башню окружил город. Видна скученная, тесная застройка европейского города, темно-красная черепица высоких крыш. Город раскинулся на равнине, и выходящие из него дороги лежат между полей, лугов. Лишь у горизонта появляются невысокие холмы.

Перед решающей битвой с филистимлянами на Саула нападает страх смерти. Тогда он с помощью волшебницы вызывает тень умершего пророка Самуила, чтобы узнать исход предстоящего сражения. Самуил предупреждает, что"...предаст господь Израиль вместе с тобою в руки филистимлянам; завтра ты и сыны твои будете со мною."

Наутро израильское войско терпит жестокое поражение и Саул, оказавшись в окружении, закалывается, пав на свой меч. (Ветхозаветный миф)

На картине мы видим высокие горы, что закрывают от нас небо. Здесь есть поросшие деревьями крутые склоны, обветренные скалы, суровые ущелья. В одном ущелье идет битва. Но не различить ни военначальников, ни отделных воинов. Один людской поток нахлынул на другой, и лес копий кажется растущим из земли - как деревья на склонах.

Слева небольшое плато. Облаченный в металлические доспехи Саул уже мертв. Его оруженосец, приставив меч к горлу, готовится последовать примеру царя. К плато подкрадываются враги, они готовы схватить Саула. Но уже поздно...

Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом. Мы знаем, что этот шар обозначает мир. Под картиной подпись: "Потому что мир так обманчив, я ношу траур". Казалось бы, смысл картины ясен. Но не будем торопиться. Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек? И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца? Не следует ли нам вспомнить пословицу:" Где деньги, там и сердце"? Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность? В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу - "За один обман - полтора".

В глубине картины изображен пастух со стадом овец и ветряная мельница. Пастух, добросовестно пасущий стадо, противопоставлен мизантропу. А медленно вращающиеся лопасти мельницы напоминают о том, что ничто не изменится с уходом мизантропа, жизнь будет идти своим чередом.

Загадки Питера Брейгеля старшего

Нидерландский живописец Питер Брейгель старший – один из самых выдающихся мастеров конца эпохи Возрождения. Его полотна пронизаны особым духом, а рассмотреть все бесчисленные детали в работах художника смогут только те, кто обладает недюжинным терпением. Попробуйте только сосчитать фигуры, например, на «Играх детей» – гарантирую, вы собьетесь со счета уже после нескольких десятков. А всего их здесь около двух с половиной сотен – даже исследователи творчества называют разные цифры. На некоторых других картинах это вообще невыполнимая задача, настолько все переплетается и «шифруется». Но на эти изображения, без преувеличения, можно смотреть часами, пытаясь разгадать загадки этого великого мастера.

Биография

Сведений о Питере Брейгеле старшем не так уж и много. Кстати, приставка «старший» появилась, дабы дифференцировать художника от его сына с таким же именем (который, к тому же, пошел по стопам отца и тоже стал художником). Питер Брейгель младший еще в детстве начал копировать картины своего родителя, впоследствии так же увлекся Босхом и создавал устрашающие картины загробной жизни, за что его называли Питер Адский. И хотя творчество сына знаменитого художника во многом напоминает отцовские работы, это не помешало ему снискать популярность. Второй сын также пошел по отцовской стезе, но, в отличие от отца и брата, Ян предпочитал роскошь и в живописи, и в жизни. Сын Яна Брейгеля старшего (тоже Ян) и его внуки продолжили семейную традицию. Так Питер Брейгель старший, хотя умер рано и не смог лично передать сыновьям свой опыт, стал родоначальником целой династии живописцев.

Основной источник информации о жизни и деятельности Питера Брейгеля старшего – биография, написанная Карелом ван Мандером. В ней автор упоминает прозвище художника – Питер-шутник. И знакомясь с работами мастера, начинаешь понимать, откуда взялось это прозвище. Но более известно другое его прозвище – Питер Мужицкий. Предположительно, так Брейгеля называли из-за отсутствия в творчестве возвышенных мотивов. Он не изображал жизнь аристократов, не писал портретов современников из высших слоев общества, чем зарабатывали в те времена на хлеб многие живописцы. Что руководило художником – сложно понять, так как он не оставил после себя ничего, кроме полотен. Нет ни дневников, ни писем, ни хотя бы каких либо записок, которые помогли бы проникнуть в ход мыслей этой очень нестандартной личности.

Даже точная дата рождения знаменитого нидерландского живописца неизвестна. Нет никаких достоверных сведений и о месте, где художник появился на свет. Предположительно, это произошло в 1525 или 1526 году, во всяком случае, не позже 1530 года. Наиболее вероятно, это была деревня Брёгел вблизи Бреды в Нидерландах, хотя во многих источниках как место рождения фигурирует именно Бреда. Настоящая фамилия художника пишется несколько иначе, чем автографы на его картинах. Питер родился с фамилией Brueghel , и такая же фамилия осталась у его нащадков. Но с 1559 года он подписывал свои полотна «Bruegel». Что привело к такому решению, также осталось тайной.

Примерно к середине 40-х годов XVI ст. Питер Брейгель перебрался в Антверпен – большой портовый город. Здесь он начал работать и учиться в мастерской бывшего придворного живописца Питера Кука ван Альста. Если судить исключительно по творчеству, то сложно понять, почему Брейгель выбрал именно эту мастерскую – слишком разное у ученика и его учителя восприятие мира и творчества. Но, тем не менее, Брейгель задержался здесь надолго. Скорее всего, с наставником молодого художника связывали и близкие человеческие отношения. Брейгель был вхож в дом учителя и даже нянчил его маленькую дочку Марию. В мастерской Кука он проработал до самой смерти учителя в 1550 году, а в следующем году был принят в члены Гильдии св. Луки (объединение художников). В то же время он начинает работать в мастерской Иеронима Кока, который занимался печатанием и продажей гравюр. По рисункам Брейгеля здесь были созданы многочисленные гравюры.

То ли итальянские романтические настроения в творчестве наставника, то ли дань тогдашней моде мотивировали Брейгеля на путешествие по Европе. Но в отличие от многих других живописцев, вдохновленных итальянскими пейзажами, Питер не особо был взволнован южными красотами. Оставили его равнодушным и работы величайших мастеров того времени, таких как Микеланджело, Тициан, Рафаэль. Хотя впечатления от этой поездки все же наложили отпечаток на живопись Брейгеля, но куда больше повлияло на него знакомство с работами гениального Иеронима Босха.

В 1563 году Питер Брейгель старший женился на давно знакомой ему Марии — дочери ван Альста. Новоиспеченная семья переехала в Брюссель. Кроме двоих сыновей, у пары родилась еще дочь. Счастье, которое художник переживал в личной жизни, отразилось и в полотнах. Картины того периода излучают умиротворенность и спокойствие. Но, увы, светлая полоса была недолгой. Брейгель умер от неизвестной болезни всего через шесть лет после женитьбы.

Творчество

Картины Питера Брейгеля специфические. Художник предпочитал изображать простую сельскую жизнь, обычных людей. Удивительно, но в повседневной жизни он также максимально стремился к простоте, хотя, судя по всему, недостатка в деньгах не испытывал. Даже в одежде мастер предпочитал грубые ткани и незамысловатые фасоны, чтобы не выделяться из толпы.

Творческое наследие включает как циклы картин («Двенадцать месяцев», «Перевернутый мир»), так и отдельные работы, абсолютно не вписывающиеся в общую манеру художника. Брейгель, например, никогда не писал портретов. Но среди его работ мы находим «Портрет старой женщины», который, в отличие от других приписываемых картин, по мнению большинства исследователей таки принадлежит кисти Брейгеля-старшего. Среди других творческих «табу» было рисование обнаженной натуры.

Среди наиболее знаменитых произведений Питера Брейгеля:

  • «Вавилонская башня»
  • «Охотники на снегу»

  • «Триумф смерти»

  • «Избиение младенцев»

  • «Фламандские пословицы»

  • «Битва масленицы и поста»

  • «Путь на Голгофу»

  • «Страна лентяев»

  • «Притча о слепых»

  • «Сорока на виселице»

  • «Падение Икара»

  • «Лень»

  • «Мизантроп»

  • «Падение мятежных ангелов»

Приблизительно две трети сохранившихся работ – это изображения деревенского колорита. Но если поначалу лица на картинах трудноразличимы, то впоследствии отмечается все больше растущий интерес художника к отдельным индивидуумам. В картинах Брейгеля-старшего много символизма, намеков, скрытых мыслей. Последние годы его жизни пришлись на тяжелые времена террора, и это тоже отразилось в творческих настроениях. В некоторых работах чувствуется и горечь, и разочарование. Последней работой мастера считают «Сороку на виселице», завещанную жене. Как замечает ван Мандер, этим сюжетом продемонстрировано отношение к сплетникам, которых Брейгель рад бы видеть на висилице. Но, по словам ван Мандера, была еще одна работа –«Торжество правды». Она и стала последней. Исследователь считает ее самой лучшей во всем наследии Брейгеля-старшего. Но, к сожалению, это полотно не дожило до наших дней.

Категория
Загрузка...