aracs.ru

Государственный академический малый театр россии. От малого до великого: история Малого театра

Малый театр – один из старейших драматических театров России, ведущий историю с XVIII века. Прежде всего, здесь можно побывать на классических постановках лучших произведений русской литературы. Особое место среди них занимают пьесы А. Островского и А. Чехова. Постановки Малого театра интересны и близки зрителям всех возрастов, а высокое качество сценографии и режиссуры, выдающиеся актерские работы объясняют популярность театра как в прошлом, так и в наши дни. Указом Президента России Малый академический театр обрел статус национального достояния – такой же, как .

История Малого театра

Летопись Малого театра началась еще в 1756 г., когда при Московском университете появился Вольный русский театр. Играли в нем ученики университетской гимназии и студенты, что стало знаковым событием для культурной жизни страны: до этого все театральные труппы состояли из артистов-иностранцев. Со временем труппа университетского театра вышла за рамки одного учреждения, и так образовался Российский театр. Его судьба была весьма непростой: консервативная московская публика далеко не сразу восприняла сценическое искусство. Не сразу появилось и постоянное помещение. Только в 1824 году театр обрел собственное здание, которое сохранилось и по сей день. Оно было построено по проекту архитектора О. Бове, который перестроил старый купеческий особняк. Позднее, в 1830-х гг., здание было перестроено еще раз архитектором К. Тоном (автором проекта ). Со временем театр получил свое имя «Малый» ‒ по аналогии с Большим театром, который располагается от Малого всего в нескольких шагах.

Архитектурные тонкости

Здание театра стало частью Театральной площади, формируя ее пространство. Его строгие и в то же время торжественные фасады гармонируют с обликом соседних зданий, прежде всего с Большим театром. Интересно, что при планировке Малого академического театра была решена весьма сложная задача: поскольку под постройку был отведен узкий участок, главный вход архитектор расположил перпендикулярно оси зрительного зала. Это решение оказалось довольно оригинальным для своего времени: как правило, театры строились так, чтобы на одной оси находились главный вход, фойе и зал.

Интерьеры театрального здания очень эффектны. Зрительный зал обладает превосходными акустическими свойствами и оформлением, напоминающим по стилистике оформление зала Большого театра – красный бархат, золотая лепнина, торжественная роспись свода. Практически с любого зрительского места прекрасно видно сцену.

Классика и современность

В первую очередь, Малый театр знаменит своими постановками произведений русской классики – Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова, А.К. Толстого. Есть в репертуаре и пьесы зарубежных авторов – Ф. Шиллера, Э. Скриба, Э. Легуве, Э. де Филиппо.

В Малом театре всегда работали великолепные актеры, режиссеры, художники. Десятки из них отмечены государственными званиями и наградами в области искусства. Многие специально приходят в Малый академический театр, чтобы увидеть игру представителей старшего поколения – Юрия Соломина (который является и художественным руководителем театра), Элины Быстрицкой, Бориса Клюева. Есть у театра и свой оркестр, которым руководит заслуженный артист России В. Семкин.

Малый театр живет активной творческой жизнью: в его стенах каждый сезон создаются четыре-пять новых постановок, а что-то из прежних уходит в «запасники». Благодаря Малому театру, в нашей стране регулярно проходит Всероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского» — на нем имеют возможность представить и сравнить свои постановки классических произведений театры других городов. Малому театру принадлежит и идея современного театрального форума – Международного фестиваля национальных театров: на старейшую драматическую сцену Москвы свои постановки привозят театры разных стран планеты. Главное условие участия в фестивале – соблюдение традиций национального искусства.

2016-2019 moscovery.com

Всего оценок: 2 , средняя оценка: 3,00 (из 5)

Открыть карту в новом окне

Расположение

Чем отличается Малый театр от Большого? Наверное, немало людей задаются этим вопросом. Главное отличие заключается в жанрах. Большой - это театр оперы и балета. Малый - драматический.

История

Большой театр отличается от Малого театра датой основания. Принято считать, что он был открыт в 1776 году. Труппа Малого театра ведёт свой отчёт с 1756 г. Он был первым публичным увеселительным учреждением такого рода в России. Вскоре на базе Малого драматического театра появилась оперная труппа. В неё вошли в основном студенты Московского универститета, где давалось хорошее музыкальное образование.

Таким образом, нынешние Малый и Большой театры составили единую труппу - оперно-драматическую. В состав её входили и крепостные артисты, и приглашённые звёзды из-за границы. В сезоне 1824-1825 гг. труппа была разделена на два самостоятельных коллектива - драматический и оперный. Каждая из них обрела своё отдельное здание.

Таким образом, в Москве появилось два храма искусств - Большой театр и Малый. Разница в названиях изначально означала размеры зданий, в которых они располагаются. Помещение Малого театра гораздо меньше, чем Большого. Но вскоре их названия превратились из определений, указывающих на площадь зданий, в имена собственные. Теперь слова "большой" и "малый" принято писать с большой буквы. И на иностранные языки они не переводятся. Во всех странах мира названия этих театров звучат только на русском языке - "Большой" и "Малый".

Репертуарные планы

Большой театр отличается от Малого театра репертуаром. В нём идут исключительно музыкальные спектакли - опера и балет. В Малом театре показывают только драматические постановки.

Репертуар Большого театра включает следующие постановки:

  • "Чародейка" (опера).
  • "Эсмеральда" (балет).
  • "Билли Бадд" (опера).
  • "Гамлет" (балет).
  • "Сомнамбула" (опера).
  • "Чиполлино" (балет).
  • "Дитя и волшебство" (опера).
  • "Дама с камелиями" (балет).
  • "Роделинда" (опера).
  • "Идиот" (опера).
  • "Квартира" (балет).
  • "Пиковая дама" (опера).
  • "Легенда о любви" (балет).
  • "История Кая и Герды" (опера).
  • "Герой нашего времени" (балет).
  • "Лебединое озеро" (балет) и так далее.

Репертуар Малого театра включает спектакли:

  • "Бесприданница".
  • "Царь Борис".
  • "Васса Железнова".
  • "Усилия любви".
  • "Власть тьмы".
  • "Театр императрицы".
  • "День на день не приходится".
  • "Снежная Королева."
  • "Дети солнца".
  • "Сердце не камень".
  • "Жизнь и любовь господина Мольера".
  • "Ревизор".
  • "Маскарад".
  • "Почти всё о любви".
  • "Наследники Рабурдена" и другие спектакли.

Труппы

Большой театр отличается от Малого театра тем, что в его труппе работают оперные певцы, артисты балета и музыканты. Это обусловлено его спецификой. В Малом театре служат драматические актёры. Ещё одно отличие в количестве артистов. В Большом театре огромная труппа. В Малом - актёров гораздо меньше.

Труппа ГАБТ:

  • Мария Гаврилова.
  • Елена Новак.
  • Вадим Тихонов.
  • Евгения Образщцова.
  • Константин Шушаков.
  • Вячеслав Почапский.
  • Анна Волкова.
  • Денис Родькин.
  • Виктория Богоявленская.
  • Ольга Дробышева.
  • Анастасия Горячева.
  • Дмитрий Гришин.
  • Ирина Васильева.
  • Андрей Денисов.
  • Вячеслав Лопатин.
  • Ольга Кульчинская.
  • Ирина Долженко.
  • Марат Гали.
  • Анна Леонова.
  • Игорь Головатенко.
  • Михаил Казаков.
  • Симоне Альбергини.
  • Денис Медведев.
  • Анна Гребцова.
  • Александр Казарез.
  • Юлия Степанова и многие другие.

Труппа Малого театра:

  • Людмила Суворкина.
  • Владимир Бочкарёв.
  • Аксиния Пустыльникова.
  • Борис Клюев.
  • Алексей Кудинович.
  • Аполлинария Муравьёва.
  • Лилия Юдина.
  • Филипп Марцевич.
  • Юрий Ильин.
  • Любовь Ещенко.
  • Инесса Рахвалова и другие.

Руководители

Большой театр отличается от Малого театра и руководством. Ими управляют совершенно разные люди.

Генеральным директором ГАБТ является Владимир Урин. В 1971 году он окончил режиссёрский факультет Ленинградского института культуры. В 1975 г. - театроведческий факультет ГИТИСа.

Карьеру В. Урин начал в городе Кирове. Там он возглавлял ТЮЗ. В 1981 г. Владимир переехал в Москву. В столице он возглавил Кабинет кукольных и детских театров. Он был организатором конгрессов, фестивалей, семинаров, творческих лабораторий и различных проектов.

В 1995 году стал гендиректором Музыкального театра имени К. С. Станиславского. С 1997 г. является завкафедрой менеджмента и продюсирования в Школе-студии МХАТ. ГАБТ возглавил в 2013 году.

Генеральный директор Малого театра - Тамара Михайлова. В 1981 году она окончила Московский авиационный институт. С 1980 г. работала инженером в разных НИИ. В 2008 году и по сей день Тамара Анатольевна является проректором по организационно-творческой работе в Щепкинском училище. Благодаря ей были отремонтированы фасады и внутрення отделка помещений учебного заведения, была приведена в порядок документация и успешно прошла аудиторская проверка.

В 2009 году Т. Михайлова была удостоена благодарности от Президента России за заслуги в сфере подготовки специалистов в области театрального искусства.

Пост генерального директора Малого театра Тамара Анатольевна заняла в 2010 году.

Здания

Большой и Малый театр отличия имеют также в архитектуре зданий. Внешне они совершенно непохожи друг на друга. Хотя к ним обоим приложил руку московский архитектор А. Бове. Здание Большого театра было построено в 1824 году. В пятидесятые годы 19-го века оно сгорело. Восстанавливал его архитектор Кавос. Он несколько изменил его внешний вид. Были изменены кровля и портик. Четырёхскатное покрытие архитектор заменил двускатным. Художественные достоинства фасада ГАБТ несколько снизились после переделок, внесённых Кавосом.

Здание Малого театра изначально было жилым домом. Принадлежало оно купцу В. Варгину. Проект здания был создан А. Элькинским. Фасад спроектировал А. Бове. В 1824 году В. Варгин сдал свой дом в наём императорскому театру (Малому). Через десять с небольшим лет здание было перестроено и внутри, и снаружи по проекту архитектора К. Тона. В 1914 году театр сгорел. Восстановлен он был в 40-е годы 20-го века архитектором А. Великановым.

Адреса

Ещё одно отличие Большого театра от Малого - это адреса. Хотя они и располагаются рядом.

Адрес ГАБТ: Театральная площадь, дом № 1. Ближайшая станция метро - "Охотный ряд". Адрес Малого театра: Театральный проезд, дом № 1, строение 1. Ближайшая станция метро - также "Охотный ряд".

МАЛЫЙ ТЕАТР

Во второй половине XIX века Малый театр обладал первоклассной труппой. Жизнь этого театра отражала общественно-политические противоречия времени. Стремление передовой части труппы сохранить авторитет «второго университета», соответствовать высокому общественному назначению наталкивалось на трудно преодолимое препятствие - репертуар. Значительные произведения появлялись на сцене чаще всего в актерские бенефисы, повседневную же афишу составляли пьесы В. Крылова, И. В. Шпажинского и других современных писателей, строивших сюжет главным образом на событиях «любовного треугольника», взаимоотношениях в семье, ими и ограничиваясь, не выходя через них к общественным проблемам. Пьесы Островского, новые возобновления «Ревизора» и «Горя от ума», появление в 1870- 1880-х годах героико-романтических произведений зарубежного репертуара помогали театру сохранять высоту общественного и художественного критерия, соответствовать передовым настроениям времени, достигать серьезного воздействия на современников. В 1890-х годах начался новый спад, героико-романтические пьесы почти исчезли из реперту-ара, и театр «ушел в условную картинность и в мелодраматическую красочность» (Немирович-Данченко). Творчески неподготовленным оказался он и к освоению новой драматической литературы: не прозвучали на его сцене в полную силу пьесы Л. Толстого, к Чехову театр вообще интереса не проявил и ставил лишь его водевили. В актерском искусстве Малого театра существовало два направления - бытовое и романтическое. Последнее развивалось неровно, рывками, вспыхивало в эпохи общественного подъема и затухало в годы реакции. Бытовое развивалось стабильно, тяготея в лучших своих образцах к критической тенденции. Труппа Малого театра состояла из ярчайших актерских индивидуальностей.

Гликерии Николаевна Федотова (1846-1925)-ученица Щепкина, она еще подростком выходила на подмостки вместе со своим учителем Щепкиным в «Матросе», с Живокини в водевиле «Аз и Ферт», усваивая уроки не только профессионального мастерства, но и высочайшей актерской этики. В возрасте десяти лет Федотова поступила в Театральную школу, где училась сначала в балетном, потом в драматическом классе. В пятнадцать лет она дебютировала в Малом театре в роли Верочки в пьесе П. Д. Боборыкина «Ребенок» и в фев-рале 1863 года была зачислена в труппу. Неокрепший талант развивался неровно. Мелодраматический репертуар мало способствовал его становлению. В первые годы ее работы актрису часто критиковали за сентиментальность, манерность исполнения, за «ноющую игру». Но с начала 1870-х годов началось подлинное цветение яркого и многогранного дарования актрисы. Федотова являла собой редкое сочетание ума и эмоциональности, виртуозного мастерства и искреннего чувства. Ее сценические решения отличались неожиданностью, исполнение яркостью, ей были подвластны все жанры и все краски. Обладая великолепными сценическими данными - красотой, темпераментом, обаянием, заразительностью,- она быстро заняла ведущее положение в труппе. За сорок два года она сыграла триста двадцать одну роль разного художественного достоинства, но если в драматургии слабой и поверхностной актриса часто спасала автора и роль, то в класси-ческих произведениях обнаруживала удивительную способность к проникновению в самую суть характера, в авторский стиль и особенности эпохи. Ее любимым автором был Шекспир. Александр Павлович Ленский (1847-1908) - актер, режиссер, педагог, теоретик, выдающийся деятель театра конца XIX - начала XX века. Незаконный сын князя Гагарина и итальянки Вервициотти, он воспитывался в семье актера К. Полтавцева. В восемнадцать лет стал профессиональным актером, взяв псевдоним - Ленский. В течение десяти лет работал в провинции, сначала играл в основном в водевилях, но постепенно перешел на роли «первых любовников» в классическом репертуаре. На это амплуа он и был приглашен в труппу Малого театра в 1876 году. Он дебютировал в роли Чацкого, покорив мягкостью и человечностью исполнения, тонким лиризмом. В нем не было бунтарских, обличительных мотивов, но была глубокая драма человека, пережившего в этом доме крах своих надежд. Необычность, нетрадиционность отличала и его Гамлета (1877). Одухотворенный юноша с благородными чертами лица и благородной душой, он был проникнут скорбью, а не гневом. Его сдержанность некоторыми современниками почиталась за холодность, простота тона за отсутствие темперамента и необходимой силы голоса - словом, мочаловской традиции он не соответствовал и многими в роли Гамлета был не принят. Первые годы в труппе были поиском своего пути. Обаятельные, чистые душой, но лишенные внутренней силы, подверженные сомнениям - таковы были в основном герои Ленского в современном репертуаре, за которые его окрестили «великим очарователем». А в это время уже взошла звезда Ермоловой, своды Малого театра огласились вдохновенным пафосом ее героинь. Рядом с ними голубоглазые юноши Ленского казались слишком аморфными, слишком общественно пас-сивными. Перелом в творчестве актера был связан именно с партнерством Ермоловой. В 1879 году они выступали вместе в трагедии Гуцкова «Уриэль Акоста». Ленский, играя Акосту, не мог полностью и сразу отрешиться от того, что стало для него привычным, его актерские средства не изменились - он был также поэтичен и одухотворен, но его общественный темперамент выражался не через формальные приемы, а через глубоко осмысление образа передового философа и борца. Актер выступал в других ролях героического репертуара, однако углубленный психологизм, стремление к многогранности в ролях, где литературный материал этого не требовал, приводили к тому, что он проигры-вал, казался маловыразительным рядом со своими эффектными партнерами. Между тем его отрицание внешних признаков романтического искусства было принципиальным. Он считал, что «наше время далеко вперед ушло от романтизма». Шиллеру и Гюго он предпочитал Шекспира, хотя его понимание шекспировских образов не находило отклика. После полупризнанного Гамлета последовал в 1888 году совсем не признанный московским зрителем и критикой Отелло, которого актер выбрал для своего бенефиса и прежде играл. Трактовка Ленского отличалась несомненной новизной - его Отелло был благороден, умен, добр, доверчив. Он глубоко страдал и тонко чувствовал, он был одинок в мире. После убийства Дездемоны он «кутался в плащ, грел руки у факела и дрожал». Актер искал человеческое в роли, простые и естественные движения, простые и естественные чувства. В роли Отелло он не был признан и навсегда расстался с ней. И последующие роли не принесли ему полного признания. Он играл Дульчина в «Последней жертве», Паратова в «Бесприданнице», Великатова в «Талантах и поклонниках», и во всех ролях критикам не хватало обличительной остроты. Она была, ее рассмотрел Станиславский, ее увидел Ю. М. Юрьев, но выражалась она не лобово, не впрямую, а тонко. Равнодушие, цинизм, ко-рысть надо было рассмотреть в этих людях под их внешним обаянием, привлекательностью. Рассмотрели не все. Более единодушно был признан его успех в роли Муромского в «Деле» Сухово-Кобылина. Ленский играл Муромского наивным, добрым, мягким человеком. Он пускался в неравный поединок с бюрократической машиной, веря в то, что правда и справедливость восторжествуют. Его трагедия была трагедией прозрения. Зато всеобщее признание завоевал Ленский в шекспировских комедиях и прежде всего в роли Бенедикта в «Много шума из ничего». Игра актера в этой роли была энергична, стремительна, исполнитель обнаруживал в своем герое ум, юмор и наивную вору во все, что происходило вокруг. Не верил он только в измену Геро, потому что был добр от природы и влюблен. Беатриче играла Федотова. Дуэт двух великолепных мастеров продолжился и в «Укрощении строптивой». Роль Пструччио была одним из дебютов Ленского в Малом театре и оставалась в его репертуаре многие годы. Бесстрашный Петруччио отважно заявлял, что женится на Катарине из-за денег и укротит непокорную, но, уви-дав свою невесту, влюблялся в нее так же бурно, как прежде жаждал только денег. Натура цельная, доверчивая и нежная открывалась под его бравадой и он «укрощал» Катарину - своей любовью. Он видел в ней ровню себе по уму, по стремлению к независимости, по непокорству, нежеланию подчиняться воле других. Это был дуэт двух прекрасных людей, которые обретали друг друга в житейской суете и были счастливы. Ленский прекрасно владел стихом Грибоедова, не превращал его в прозу и не декламировал. Наполнял внутренним смыслом каждую фразу, безупречную логику характера выражал в безупречности мелодики речи, ее интонационного строя, смены слова и молчания. Мастерство проникновения в суть образа, психологического оправдания поведения персонажа, тонкий вкус удерживали актера от карикатуры, от наигрыша, от внешней демонстрации и в роли Городничего в «Ревизоре», и в роли профессора Кругосветлова в «Плодах просвещения». Сатира возникала от сути, в результате раскрытия внутреннего строя образа - в одном случае убежденного и даже не предполагающего, что можно жить иначе, жулика, драматически переживающего свою ошибку в финале; в другом свято верящего в свою «науку», вдохновенно служащего ей фанатика. Искусство Ленского становилось поистине совершенным, его органичность, умение все оправдать изнутри, подвластность ему любого самого сложного материала сделали его закономерным лидером Малого театра. Каждая роль Ленского была результатом огромной работы, строжайшего отбора красок в соответствии с данным характером и автором. Внутреннее содержание образа отливалось в точную и одухотворенную, изнутри оправданную форму. Работая над ролью, актер рисовал эскизы грима и костюма, владел искусством внешнего преображения с помощью одного-двух выразительных штрихов, не любил обилия грима, великолепно владел мимикой. Ему принадлежит специальная статья по этому вопросу - «Заметки о мимике и гриме». Ленский был теоретиком, ему принадлежат статьи, в которых формулируются принципы актерского искусства, анализируются те или иные произведения, содержатся советы по проблемам актерского мастерства. Как актер, режиссер, педагог, теоретик, общественный деятель он боролся за поднятие общей культуры русского актерства, выступал против упований на «нутро», требовал постоянной работы и учебы. Как в своей практике, так и в своей эстетической программе он развивал традиции и заветы Щепкина. «Творить без вдохновения нельзя, но вдохновение весьма часто вызывается тою же работой. И печальна участь художника, не приучившего себя в своей работе к строжайшей дисциплине: вдохновение, редко призываемое, может его покинуть навсегда»,- писал он. Заняв в 1907 году пост главного режиссера Малого театра, он пытался осуществить реформу старой сцены, но в условиях императорского руководства и инертности труппы осуществить это намерение ему не удалось. октября 1908 года Ленский умер. Ермолова восприняла эту смерть как событие трагическое для искусства: «С Ленским умерло все. Умерла душа Малого театра... С Ленским умер не только великий актер, а погас огонь на священном алтаре, который он поддерживал с неутомимой энергией фанатика».

САДОВСКИЙ Михаил Провович (12(24).XI.1847, Москва,-26.?11(8.VIII). 1910, там же). Сын Прова Михайловича Садовского Подготовленный к сцене отцом и А. Н. Островским, Миша Садовский в 1867-69 участвовал в спектаклях «Артистич. кружка» (1-я роль: Андрей Титыч - «В чужом пиру похмелье» Островского, 1867). В 1869 дебютировал в Малом театре в ролях Подхалюзина, Андрея Брускова, Васи Шустрого, Бородкина («Свои люди - сочтемся», «Тяжелые дни», «Горячее сердце», «Не в свои сани не садись» Островского). В 1870 был принят в труппу театра на амплуа «бытового простака» и «характерного комика». Замечательный сценический интерпретатор и страстный пропагандист драматургии Островского, Садовский сыграл в его пьесах свыше 60 ролей. Первый исполнитель ролей: Буланов («Лес», 1871), Грунцов («Трудовой хлеб», 1874), Мурзавецкий («Волки и овцы», 1875), Мухояров («Правда - хорошо, а счастье лучше», 1876), Андрей Белугин («Женитьба Белу-гина» Островского и Соловьева, 1877),Карандышев («Бесприданница», 1878), Константин Каркуяов («Сердце не камень», 1879), Мулин («Невольницы», 1880), Мелузов («Таланты и поклонники», 1881), Окаемов («Красавец-мужчина», 1882), Миловзоров («Без вины виноватые», 1884) и др. По желанию драматурга Садовскому передавались также роли в возобновленных спектаклях: Тихон («Гроза»), Голутвин («На всякого мудреца...»), Хорьков («Бедная невеста»), Счастливцев («Лес»), Афоня и Краснов («Грех да беда на кого не живет»), Ипполит («Не все коту масленица»), Хлынов («Горячее сердце») и др. Ученик, творческий последователь своего отца, актер-демократ, великолепный знаток быта старой Москвы, Садовский в совершенстве владел сценической речью. Его самобытное, национальное, подлинно народное искусство отличалось предельной жизненной правдивостью, благородной простотой, светлым юмором, задушевностью и в то же время драматизмом, сатирической остротой. Вслед за отцом Садовский возглавил обличительно-критической направление в национально-бытовом репертуаре Малого театра. Ведущая тема творчества Садовского - судьба его современника, незаметного, простого, обездоленного человека. Играя Счастливцева, Садовского создал исполненный оптимизма, юмора образ актера, страстно любящего театр. Тема защиты «маленького» человека, протест против его унижения с большой силой прозвучали у Садовского в роли Карандышева. Тонкой, умной иронией был проникнут образ Мурзавецкого. Сатирически обрисован Хлынов. Признание передового зрителя получил образ демократа-просветителя Мелузова, пронизанный страстной ненавистью к старой жизни. К числу значительных ролей Михаила Прововича принадлежали: Хлестаков; Петр, 1-й мужик («Власть тьмы», «Плоды просвещения»), Мисаил и Лепорелло («Борис Годунов» и «Каменный гость» Пушкина), Беспандин («Завтрак у предводителя» Тургенева), Калгуев («Новое дело» Немировича-Данченко), Стремглов («Закат» Сумбатова) и др. Садовский - автор очерков и рассказов из жизни московского мещанского и купеческого захолустья (изд. 1899, 2 тт.). Его переводы пьес ставились в Малом и других театрах: «Корсиканка» Гуальтьери (1881), «Федра» Расина (1890, обе пьесы переведены для бенефисов М. Н. Ермоловой), «Севильский цирюльник» Бомарше (1883, Малый театр, в роли Фигаро - автор перевода), пьесы Гольдони, Гоцци, Лабиша и др. Написал пьесу «Душа-потемки» (1885, Малый театр, бенефис О. О. Садовской, в роли Вари - Ермолова). За свои литературные труды Садовский был избран в члены Общества любителей российской словесности. Известен и как сочинитель острых эпиграмм, направленных против казенщины, бюрократического засилья и чиновничьего произвола в театре. Преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества и на драматических курсах Московского театрального училища.

Театр Гоголя и Островского. Театр, на сцене которого впервые увидели свет «Горе от ума» и «Гроза». Театр, где блистали Щепкин и Мочалов. Один из старейших театров России, Малый театр, об истории которого расскажет сегодня Diletant . media .

Комедий и трагедий театр

История московского Малого театра началась в 1756 году с указа Елизаветы Петровны: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр». Правда, это было время появления лишь труппы театра — ее основали при университете и отдали под чуткое руководство знаменитого поэта и драматурга Хераскова (того самого, который написал эпическую поэму «Россиада»). Университетский Вольный театр послужил основой для создания драматического Петровского театра. Кроме студентов, в труппу входили также актеры из крепостных театров, первым из которых был театр помещика Волкова в Ярославле).

Здание от Бове и Тона

Как это часто бывало, здание театр сгорело, и только в 1824 архитектор Бове, то самый, что построил Большой театр, создал проект перестройки особняка купца Варгина, который и стал зданием Малого театра. Позже оно было перестроено архитектором Тоном и приняло свой окончательный вид. Сегодня перед зданием театра стоит памятник Островскому. В это же время театр стал казенным, что было очень важно: теперь актеры, пришедшие из крепостных театров, получали свободу. Поначалу Большой и Малый театр были связаны единой структурой. Иногда постановки одного театра переносились со временем на сцену другого. И даже на сцене Малого время от времени появлялись оперы, например, «Евгений Онегин» Чайковского.

Театр Мочалова и Щепкина

Объявление о первом спектакле в Малом театре можем найти в «Московских ведомостях» за 1824. Интересно, что там название театра писалось с маленькой буквы, ведь это просто указывало на небольшие размеры театра. Но вскоре Малый стал так популярен, что его название стали уважительно писать с заглавной буквы. Далеко не последнюю роль в растущей славе театра сыграли его знаменитые актеры — Щепкин и Мочалов. Щепкин был бывшим крепостным актером, ему приходилось играть даже женские роли, например, Еремеевну в «Недоросле» и Бабу Ягу в опере Горчакова. Мочалов также родился в семье крепостных актеров, и он стал одним из величайших трагиков XIXвека. Его герои-одиночки быстро сделали его знаменитым: Гамлет, Ричард III, Чацкий.



Фотография Щепкина в газете к 50летию его смерти

Театр Гоголя и Островского

Малый театр был центром культурной жизни. В его обширном репертуаре находилось место произведениям Шекспира и Шиллера, Пушкина и Грибоедова. Именно на сцене Малого в 1831 впервые полностью была показана комедия «Горе от ума», где Щепкин сыграл Фамусова, а Мочалов — Чацкого. Здесь же в 1836 показали «Ревизора» Гоголя, поставили «Мертвые души», «Женитьбу» и «Игроков». Но самым любимым автором Малого был, конечно, Александр Николаевич Островский. За свою жизнь он написал 48 пьес, и все они были поставлены на сцене Малого. 1859 год был ознаменован в театральной жизни Москвы премьерой «Грозы». Пьеса вызывала ожесточенные споры критиков, о ней писали Добролюбов, Писарев и Григорьев.



Пьеса «Гроза» в постановке Малого театра, конец
XIX века

Ставились на сцене Малого и произведения других русских классиков. Например, весьма успешно шла трилогия Алексея Константиновича Толстого «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». А вот отношения с Чеховым при жизни писателя у театра не заладились, так что на сцене шли только его водевили. Но сегодня «Чайка», «Вишневый сад» и «Три сестры» прочно заняли свое место в репертуаре.

Сохранение традиций

Начало XX века была для театра сложным. Несмотря на новаторские течения, распространившиеся по театрам России, Малый остался верен традициям. В 1918 при театре открылась театральная школа, позже выросшая в Высшее театральное училище имени Щепкина. После революции Малый театр стоял на грани исчезновения: театральный комиссариат считал, что Имперский театр новому зрителю не нужен. Благо, Луначарский вовремя встал на его защиту, и Малый удалось сохранить. В 30-е и 40-е годы театр в основном возвращался к классике, предпочитая не ставить произведения современных авторов. Тогда на сцене снова появились Островский, Гоголь и Грибоедов.



Малый театр сегодня

Во время войны театр не переставал работать. После войны в основном тоже ставили классику: «Васса Железнова» Горького, «Маскарад» Лермонтова, «Макбет» Шекспира, «Федра» Расина", «Госпожа Бовари» Флобера и «Ярмарка тщеславия» Теккерея. Сегодня в театре также придерживаются традиций, представляю зрителю Островского и Чехова. К тому же труппа театра постоянно гастролирует по всему миру. Малый также был инициатором создания Всероссийского фестиваля «Островский в доме Островского» — «певца Замоскворечья» помнят и чтят в Малом и по сей день.

Екатерина Астафьева

Постоянная московская театральная труппа была составлена в Москве в 1806 г. Драматические актеры работали вместе с оперными и балетными. Собственного здания у труппы не было, спектакли шли то в доме Пашкова на Моховой, то в доме Апраксина на Знаменке, то в театральном здании у Арбатских ворот.

В 1821 г. в Москве была сформирована Петровская площадь. Вокруг нее на льготных условиях с рассрочкой платежей на пять лет продавались участки, на которых в сжатые сроки предстояло выстроить здания в соответствии с планом архитектора . Три таких участка и приобрел в 1818 г. купец В.Варгин.

Дом Варгина был построен по проекту А.Ф.Элькинского с фасадом, выполненным Бове. Жилой дом имел ряд магазинов по первому этажу с открытой галереей.

В июле 1824 г. Варгин заключил с конторой императорских театров контракт о найме части своего здания на Петровской площади под Малый театр. В октябре на фасаде появилась первая афиша: «В следующий вторник 14-го сего октября месяца дано будет на новом Малом театре в доме Варгина, на Петровской площади для оного спектакля первый, а именно Новая увертюра, сочинение А.Н.Верстовского...». С тех пор 14 октября театр отмечает день своего основания.

Внутреннее убранство театра, по словам современников, было «очень хорошее, величественное», даже «слишком золотистое».

Большой и Малый имели единую труппу, ставили драму, оперу и балет. Часто спектакли одного из театров шли на сцене другого. Долгое время театры соединялись подземным ходом. «Надо в Большой – там сегодня играет Малый», - говорили в Москве.

В первое время «малый» было простым обозначением размера здания по сравнению со строящим рядом Петровским – «большим» театром. Но совсем скоро слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.

В 1838–40 гг. здание было перестроено внутри по проекту К.А. Тона. Он же создал «Новый флигель» по Неглинному проезду вместе со зрительным залом и сценой. В 1894 г. к столетию архитектора на доме была установлена памятная доска. Окончательное формирование облика театра принадлежит архитектору императорских театров А.С.Никитину.

С 1840 г. на сцене начала выступать труппа Малого театра. Здесь играли М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, В.Н. Пашенная, А.А. Остужев, Б.А. Бабочкин и многие другие.

Вторым университетом был этот театр для москвичей. На сцене шли спектакли по пьесам Шекспира, Шиллера, Гоголя, А.Толстого, но знаковым для театра стало имя Островского. Малый называют «Домом Островского». Именно его пьесы привлекли в театр московское купечество и сделали его особенным.

2 мая 1914 года на складе театра случился страшный пожар, о котором писали все московские газеты. Шесть часов над Москвой клубился черный дым. В огне погибли костюмы, декорации Большого театра, пострадала электростанция и квартиры служащих театров.

В 1929 году перед зданием театра был установлен памятник , работы скульптора Н.Андреева.

Малый театр, особо ценный культурный объект страны, стал национальным достоянием вместе с Большим театром, Третьяковской галереей и Эрмитажем.

Последняя масштабная реконструкция здания была проведена в 1939–1948 гг. под руководством инженера А.Н.Попова и архитектора-художника А.П.Великанова. Комплексная научная реставрация 2012–2016 гг. включила весь спектр реконструктивных и восстановительных работ. Были усилены и стабилизированы конструкции здания, освоены подвальные и чердачные пространства. Проведены реставрация и воссоздание утраченных элементов исторических фасадов и интерьеров зрительской части, директорской зоны, некоторых артистических помещений. Внедрена новая концепция работы инженерных систем. В 2018 году Малый театр стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "лучшая организация ремонтно-реставрационных работ".

Загрузка...