aracs.ru

Статика динамика в композиции. Формальная композиция. Законы и приемы. Создание композиционного центра

Чем больше в фотографических снимках динамичности - тем большее влияние они оказывают на зрителя: в них много движения, жизни, драматизма. Давайте вместе проследим, что же необходимо предпринять, чтобы ваши фотоработы, а речь пойдет о пейзажах, были полны динамики.

Всегда нас привлекают фотографии, в которых запечатлены какие-то особенные моменты из жизни, в которых автор завладевает нашим вниманием, заставляя нас задержать взгляд зрителя на своей работе. Здесь срабатывает эффект «что такое», когда мы впервые видим что-то новое, необычное, оригинальное.

Посещая различные известные фотосайты, разглядывая представленные там работы, можно найти множество похожих друг на друга фотографий с изображением картин природы. Хотя на них будут представлены виды различных местностей, они всё же по своему чаще всего будут скучны и однообразны по своему содержанию. В наиболее же удачных снимках всегда запечатлено нечто уникальное, мимо которого вы бы никогда не прошли, попадись оно вам в реальной жизни. Иными словами снимки, которыми восхищаются буквально, все полны как раз тем, что мы называем динамичностью.

Что такое динамика в фотографическом пейзаже?

Так какими же чертами обладают снимки ландшафта, которые мы называем динамичными?

К примеру, мы снимаем морской прилив или легкое волнение на море. Чтобы передать динамизм этого явления природы, можно, предварительно настроив камеру так, как это вам необходимо по условиям освещенности и всего прочего, установить ее на штатив и сделать не один, а сразу серию снимков. И тогда в итоге все волны, снятые в движении, спроецировавшись на одном кадре, как бы смешаются между собой, и на фотографии мы получим динамичное и живое их изображение. Если обратиться к Википедии, одному из самых популярных источников информации, то там мы можем найти интересующий нас материал по вопросу динамики в изображении пейзажа, однако это всего лишь личное мнение одного из специалистов в этой области.

Позволим себе высказать и наши собственные мысли по этому вопросу.

Отображение неуёмной и великой энергии природы, бесконечно меняющейся и преображающейся - вот что такое, на наш взгляд, динамика в изображении пейзажа. Глядя на динамичные снимки, мы словно наблюдаем эффект 3D, поскольку эти снимки необычайно глубоки и ёмки по своему содержанию. Они как бы выходят за рамки привычного плоского изображения, обретают объем. Впервые термин «Динамичное изображение пейзажей» можно встретить у Галена Ровелла (Galen Rowell), Этот замечательный фотограф-пейзажис именно так охарактеризовал свои работы, созданные в начале 70-х годов XX-го столетия.

Конечно, и другие мастера фотопейзажа делали в то время интересные с точки зрения динамики снимки, но именно благодаря Ровеллу термин «динамичный пейзаж» вышел в жизнь и стал часто употребим. Он стал своеобразной визитной карточкой этого мастера, его отличительной чертой. Динамический пейзаж даже отождествляться с его творчеством.

Динамическая композиция

Как и в других жанрах изобразительного искусства, основой любой хорошей фотоработы является композиция. Независимо от того, динамический сюжет изображен на ней, или какой то другой.Именно удачная композиция заставляет нас остановить на снимке свое внимание и удерживать его достаточно долго.

Легко поддаются созданию динамические пейзажи, сюжеты которых связанны с образом моря. В них великолепно сочетаются все элементы, присущие динамичному снимку, а именно:

  • Нисходящие и восходящие линии;
  • Удачно разработанная перспектива;
  • Зрительно привлекательные объекты первого плана.
  • Интересное и эффектное расположение линии горизонта, а также запоминающийся фон пейзажа.
  • Яркое цветовое и световое решение снимка;
  • Гармоничное сочетание цветов, определяющих основную цветовую гамму и виньетирование.
  • Визуализация движения.

Чаще всего фотомастеру редко удаётся достигнуть сочетания всех этих элементов в одной работе. В реальной жизни качества, присущие динамизму, встречаются постоянно. В любой фотографии, на которой изображен природный ландшафт, хоть один компонент, но найдешь обязательно. А уж если несколько - так это можно считать удачей. Успехом автора работы.

Мы не ставим своей целью дать чёткие инструкции по созданию хороших фоторабот. Ведь фотография - один из видов искусства, а в искусстве, как известно всё держится на мелочах. Чтобы замечать эти мелочи и, благодаря им, создавать произведения фотоискусства необходим божий дар, творческий подход автора к созданию снимков, и конечно же - труд, труд и ещё раз труд, обеспечивающий постепенное накопление ценнейшего практического опыта. Поэтому данные нами рекомендации по созданию качественных динамичных снимков могут только помочь вам определить тот путь, по которому вы должны идти сами к вершинам оттачивания вашего неповторимого почерка, техники и мастерства.

Теперь хотелось бы подробней остановиться на каждом из элементов, способствующих созданию динамическогопейзажного снимка.

Восходящие и нисходящие линии в динамическом пейзаже

Первое, что способствует привлечению внимания зрителя к фотоснимку, это использование в фотоработе сходящихся, восходящих и нисходящих линий.

Сходящиеся линии издавна применялись художниками в живописи и графике для создания ощущения глубины пространства (это называется линейной перспективой) в двухмерном изображении.

Поэтому мастера фотографии часто используют сюжеты с изображением причалов, рек, дорог. Несмотря на некоторую шаблонность в изображении данных объектов, нужно уметь правильно пользоваться приемом помещения данных объектов в композицию снимка при изображении пейзажа. Так следует помнить, что восходящие линии помогают удержать внимание зрителя на фотографии, привлекая к ней особое внимание.

Например, фотография пристани включает в себя как нисходящие, так и восходящие линии. Обратите внимание на то, как устремляются в небо четкие и прямые линии пристани, а линии облаков в это же время устремлены вниз. Мы можем наблюдать, как все линии на таком снимке сходятся на линии горизонта, благодаря чему точка схода этих линий становится объектом нашего пристального внимания. Тут можно порекомендовать снимать рукотворные линии с целью научиться искать более тонкие линии в природе. Да, действительно пристань является композиционным центром всей картины, равно как и источником основных линий, однако можно пронаблюдать здесь и ряд других линий, образованных с помощью воды, холмов, облаков. Так в отражении воды мы видим тёмные линии, помогающие направить наш взгляд в центральную часть фотографии.

За что платят фотографу? За его свежий взгляд на действительность, за его способность открыть нам то, что мы не можем сами разглядеть в реальной жизни и, к тому же, не имеем на это достаточно времени. Именно поэтому фотограф должен показывать мир в необычайном свете. Стремясь к данной цели, постарайтесь найти необходимый ракурс для съёмки. Так фотоработы, сделанные в условиях, когда во время съёмки вы лежите на земле, в грязи или в снегу, получаются, как правило, более динамичными. Особенно ярко это проявляется при съёмке с использованием ультра-широкоугольного объектива, благодаря чему мы замечаем на фото даже самые мелкие направляющие линии. При съемке того же объекта с уровня глаз эти линии просматриваться уже не будут.

Интересные снимки получаются при съемке с верхней точки. Если влезть на дерево, или встать на плечи приятеля, вы получите возможность отыскать интересную перспективу. Особенно великолепны, как правило, фотографии сделанные таким образом с использованием телеобъектива.

Передний план

На переднем плане динамических снимков хорошо расположить значимые, сильные элементы композиции. Они будут выгодно дополнять восприятие всего снимка. Взять, к примеру, фотографию, на которой изображен закат или рассвет. Обычно в природе этот момент очень красив - розовые или даже красные облака, пронизывающие их прямые солнечные лучи. Всё это довольно красиво получается и на фотографиях. Но, согласитесь, зрителя не привлечет изображение, если так можно выразиться, «заката в чистом виде» - то есть только облаков на небе. Тут ещё что-то нужно ввести в композицию.

Динамической фотографии необходим интересный передний план. Задача это важная и порой достаточно сложная для фотографа. Элемент переднего плана делает композицию завершенной. Вот поэтому и нужно найти что-то такое, что заполнило бы передний план вашего снимка. Если этот объект будет правильно подобран и введен в плоскость кадра, то динамичность снимка намного возрастет, и вы сделаете ещё один шажок к успеху.

Взаимосвязь элементов переднего и заднего планов

В кино есть роли первого плана и второго плана. В фильме весь сюжет строится на взаимоотношении главных героев картины. Но если бы главных героев не оттеняли персонажи второго плана, то образы, созданные ими, не были бы так ярки и выразительны. Так же и элементы композиции в динамическом пейзаже. Элементы переднего и заднего планов взаимно влияют друг на друга, взаимодействуют между собой. Например, если на заднем плане пейзажа закат в горах, то на переднем плане хорошо будет смотреться или блики солнца, играющие на потоке горной речки, или развал красивых камней.

Цветовая гамма

Важную роль в создании красивого и композиционно гармоничного кадра несомненно играет и цветовая гамма. Любые природные цвета естественно смотрятся при естественном освещении. Если уж вы хотите сделать цвета очень яркими, то их нужно уметь правильно сбалансировать. А в случае, когда нужного баланса ярких цветов достичь не удается, то лучше такой цвет просто исключить из кадра. Некоторые начинающие фотографы часто намеренно вводят в снимок различные яркие световые или цветовые пятна. Но это создает излишнюю пестроту и не всегда хорошо смотрится. Вот поэтому в динамической композиции кадра должен быть правильный цветовой баланс. А большого числа оттенков лучше избегать.

Виньетирование

Виньетирование можно назвать блокировкой видения. На виньетированных снимках зритель первым делом обращает внимание на главный элемент в композиции кадра. Концентрации внимания в этом случае хорошо помогают темные края снимка. Если вы посмотрите такие фотографии, вы заметите этот эффект визуального акцента. Виньетирование можно делать разными способами. Например, при помощи специального фильтра или при обработке в графических редакторах. Это позволяют делать многие, даже простенькие программы. Например, в обрамлении темных краев виньетированного кадра хорошо смотрится одинокое белое облако на нежно голубом небе.

Передача движения

Движение - не всегда обязательный элемент динамического пейзажа. Но иногда весьма желательный. Движение можно передавать путем размытия какого либо объекта, элемента композиции. Размытие достигается путем применения длительных выдержек. Если в режиме приоритета диафрагмы снять поток воды, то вода получится как бы замороженной, остановившейся во времени. Например, если сфотографировать на длиной выдержке какой-нибудь огромный валун, который лежит в бурном потоке неглубокой горной реки, то этот статичный темный объект в центре снимка будет активно акцентировать внимание не движущуюся воду. И это придаст снимку дополнительную динамику. Тут хорошо сработает и широкая цветовая гамма - вода, камень, небо, растительность на берегах реки… Фактура поверхности камня сделает его доминантой в этой композиции. Тут также можно применить и небольшое виньетирование.

Черно-белый динамический пейзаж

Может ли динамический пейзаж быть монохромным, черно-белым? А почем нет? Конечно, может. Таких снимков у классиков фотоискусства множество. Черно-белая фотография прекрасно передает контраст, выгодно подчеркивает движение и динамику. Но отсутствие цвета в фотографии нужно научиться чем-то компенсировать. Для этого нам придется чуть серьезнее поработать над другими выразительными средствами динамического пейзажа. Об этих выразительных средствах мы сегодня уже говорили. А с помощью черного и белого цветов и их оттенков нужно научиться передавать фактуру и текстуру снимаемых объектов. В таких снимках огромное значение имеет главный элемент композиции.

Черно-белых динамических пейзажей создано много. Все они наполнены движением. Достаточно посмотреть различные фотосайты, и вы их увидите. Поищите, например прекрасные снимки Hengki Koentjoro или Mitch Dobrowner. Работы этих авторов просто завораживают. У них стоит поучиться.

Могут ли быть привлекательными нединамические пейзажи?

Конечно, могут! Отличнейшие снимки природы и вообще пейзажей могут у вас получиться, даже если вы не последуете ни одной из наших сегодняшних рекомендаций. Динамика в фотографическом пейзаже - это всего-навсего лишь один из множества способов передач состояния природы, окружающей среды. Статичные, спокойные фотографии тоже очень красивы и гармоничны. Так как фотография в принципе ограничена своей двухмерностью, эффект статичности тут добивается путем применения совершенно других правил. В этом случае работают совсем другие законы, нежели в передаче динамики. Но - статика в пейзаже - это уже тема для отдельного разговора, для отдельной статьи.

На основе материалов с сайта:

сетчатый.

Плоскость скользящего отражения есть совокупность плоскостей симметрии и параллельного переноса.

Примерами противоположной симметрии являются также: положительная рельефная форма (выпуклость) и равная ей отрицательная (углубление); фигура одного цвета и равная ей фигура другого цвета (тона); черно-белый орнамент по принципу "позитив - негатив".

Симметрия подобия будет наблюдаться в случае, если одновременно с переносом будут уменьшаться или увеличиваться размер фигуры, промежутки между фигурами.

Орнаментальный мотив можно выполнить с использованием симметрии подобия.

>>>в начало

2.5. СТАТИЧНЫЕ И ДИНАМИЧНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Все орнаментальные композиции делятся на два вида

- статичные и динамичные (по аналогии с объектами природы - неподвижные и движущиеся). Образный смысл динамичной композиции - движение, развитие, напряженность; статичной - покой, неподвижность, замкнутость формы. Сочетая элементы динамичного и статичного характера, можно создать много орнаментов, разнообразных по композиции.

Типичные свойства статичной и динамичной композиции

Мотив будет статичным, если его можно разделить плоскостью симметрии на равные части так, чтобы одна его половина была

зеркальным отражением другой. Аналогично - с двумя плоскостями симметрии (вертикальной и горизонтальной). Статичность мотива определяется не только его симметричностью, но и наклоном. Вертикали и горизонтали вызывают ощущение устойчивости, покоя (статики). Наклонные линии динамичны. Все асимметричные мотивы динамичны, они делятся на неравные части. Динамичность этих мотивов в композициях подчеркивается наклоном.

В орнаментальных композициях часто используется сочетание статических и динамических элементов. Циркульные дуги в вертикальном и горизонтальном расположении статичны. Окружности всегда статичны. Динамичны спирали, параболы и т.п.

Статичные раппортные композиции

Главная задача при создании статичных композиций - организовать целостную орнаментальную структуру, выражающую идею статики . Наибольшая зрительная устойчивость (статичность) орнаментальной композиции достигается при квадратной форме

При создании статичной композиции прежде всего нужно построить раппортную сетку. Затем расположить в ней заданные мотивы по горизонтальным рядам. Расположение мотивов

в сет ке имеет тр и варианта в зависимости от соотношения фона и рисунка:

1. Расстояние между мотивами меньше мотива (максимально уплотненное расположение рисунка).

2. Расстояние между мотивами соразмерно с самим мотивом (принцип одинаковости -

в шахматном порядке).

3. Расстояние между мотивами значительно больше мотива (разреженное расположение).

Чем больше элементы рисунка согласуются по принципам симметрии и одинаковости, тем сильнее они выражают идею статики всей орнаментальной композиции.

Например: в лоскутной композиции одинаковые квадратные раппорты - блоки и одинаковые интервалы между ними по горизонтали и вертикали - решетка.

Однако стремление создать абсолютно уравновешенную по

всем параметрам композицию может привести к сухости и схематизму композиции, лишить ее необходимого разнообразия и выразительности. Чтобы этого не произошло, следует внести элемент динамичности: прямоугольную форму раппорта, противопоставление в одном раппорте крупного и мелкого мотивов, тональный акцент на одном из мотивов или другой цветовой тон и др. От введения в статичную композицию динамических элементов статичность рисунка только увеличивается. Важно лишь, чтобы доминировали именно те выразительные средства композиции, которые придают ей статичность.

Графическая трактовка мотива

1. Линеарное решение мотивов (использование линии). В лоскутном шитье это могут быть линии стежки

или линии лоскутного рисунка.

2. Пятновое решение мотивов (использование пятна). По сравнению с линеарным оно более активно и тяжеловесно акцентирует внимание на ритмическом чередовании

3. Линеарно-пятновое решение мотивов (использование линии и пятна).

В лоскутном шитье это может быть сочетание стежки и узоров.

Динамичные раппортные композиции

Динамичные орнаментальные композиции строятся по принципу неодинаковости . Самым важным в динамичной композиции является согласование между собой разнообразных движений элементов, поиск главных из них и подчинение им второстепенных.

Ощущение движения (динамика) достигается:

при отсутствии оси симметрии у самого мотива;

при наличии у мотива хотя бы одной оси симметрии - за счет поворота мотива;

при абсолютной симметрии мотива - путем изменения его размеров.

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.

Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения

Так же для передачи движения используют смазанный, размытый фон и направление линий композиции в сторону движения объекта.

Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

Движение можно замедлить или ускорить:



Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Так устроен наш мозг. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо.


Замедлить движение можно наличием в композиции вертикальных линий.

Ритм в композиции

Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением. Мы живем в мире различных ритмов. Это смена времен года, дня и ночи, движение звезд, стук капель дождя по крыше, сердцебиение... В природе ритм, как правило, равномерен. В искусстве же можно выделять ритмические рисунки, делать акценты, менять размеры, тем самым придавая композиции особое настроение.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.




Статика и динамика.
Сначала несколько слов о статике. Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много. Поэтому на этом мы остановимся и перейдем к теме «Движение».
Движение или динамика.
Очень интересная и очень объемная тема. Что мы подразумеваем под словом «движение»?
Во-первых, самое просто и понятное - это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п.. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .
И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать.
Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.
Приемы и способы передачи «движения».
Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.
Вот, примерно так.

Почему таким образом? Некоторые отрицают эффект передачи движения именно в этом направлении. Движение можно передавать и в обратном направлении (в зависимости от замысла и многих других элементов, из которых и состоит композиция) и это правда. Мне думается, что именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести. Правда, возможно, это верно только для правшей(?). Попробуйте, провести диагональ в противоположном направлении. Вот так.

Если одну линию провести не составляет труда, то провести их много раз в таком направлении гораздо труднее, чем в противоположном (справа налево и сверху вниз).

Несколько примеров по организации движения в композиции.
Рис. 1.

Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа - как на рис. 1, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится. Зритель перейдет к следующей работе.

Рис. 2.

Таким образом, если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции).

Рис. 3.

Или, взгляд можно вернуть обратно каким-то другим элементом (фигурой, пятном)- таким же ярким по смыслу или просто изобразительно ярким цветом, тоном и т.п.. В любом случае, фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой 

Движение в пейзаже.
Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.
Движение в натюрморте.
Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.
Движение в сюжетной композиции.
Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.

Задание.

Опираясь на уже знакомые нам понятия: «цельность», «контраст» (нюанс) и «ритм» придумать композицию, где было бы какое-то «движение».
1). Абстрактная композиция из геометрических фигур. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.)
2). Пейзаж с дорогой, используя перспективу, диагональ или эс-образную линию.
3). Натюрморт из 3-4 х предметов.
4). Закомпоновать две - три фигуры взаимосвязанные между собой. На свободную тему (спорт, труд, отдых, работа, дети, семья и т.п.).

Итак, что важно запомнить, по этой теме, на мой взгляд? Это - использование диагоналей. Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность композиции.
*Использованные в тексте рисунки служат для иллюстрации к тексту и не являются примером для подражания:)

Мастер класс по монотипии с фото для детей от 7 лет

Основы изобразительной грамоты: статика и динамика в композиции

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: работу можно выполнить с детьми от 7 лет. Материал может быть полезен педагогам общеобразовательных учреждений, дополнительного и дошкольного образования.
Назначение: оформление творческих выставок и интерьера помещений.
Цель: создание декоративной композиции в нетрадиционной технике рисования монотипия.
Задачи:
-продолжать знакомство детей с основами изобразительной грамоты: изобразительные средства(точка, линия, пятно), правила построения композиции(композиционный центр, цветовое равновесие);
-познакомить с понятием статики и динамики в композиции;
-совершенствовать навыки работы в технике монотипия, гуашь;
-упражнять в работе разными кистями в соответствии с поставленной задачей, упражнять в умении работать всем ворсом кисти и её кончиком;
-воспитывать творческую инициативу, воображение.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы вновь возвращаемся к изучению основ композиции, что же это такое? Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей и предметов в единое целое в соответствии с какой-либо идеей, замыслом. Это продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю изображение.


В предыдущей работе мы выяснили, что композиция-это способ расположения предметов на листе бумаги. Что нужно располагать рисунок так, чтобы не оставалось много пустого места на листе. Для этого этого мы изучали расположение сторон листа. Учились располагать изображение посередине, чтобы всё задуманное уместилось на листочке целиком, чтобы сверху, снизу и по бокам осталось совсем немного пустого места. Познакомились с новой наукой-основы изобразительной грамоты, с правилом равновесия в композиции.
Равновесие в композиции.


Правил построения композиции существует очень много, сегодня мы познакомимся с новыми понятиями-статика и динамика. Сложные на первый взгляд названия означают состояние покоя(статика) и движения(динамика) в живописи.
В статичной композиции нет никого действия. Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные композиции спокойны, молчаливы. Помимо статичности(состояние покоя) самой фигуры, большое значение играет расположение этих фигур в композиции, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее тем статичнее.

Но любую статичную форму можно превратить в динамичную: квадрат можно расположить в углу, параллелепипед расположить вертикально, наклонить пирамиду и так далее. Кроме того, их можно расположить таким образом, что зрителю будет казаться, что всё это вот-вот упадёт. К динамичным относятся: треугольник и параллелограмм, стоящие на короткой стороне, эллипс, шар, пирамида, параллелепипед, стоящий на своей узкой грани и так далее. Следовательно композиция, которая стремится к изменению своих элементов, является динамичной, то есть находится в движении.


Итак, динамика(от греч. dynamis-«сила»)-это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно располагаются на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии. Можно наблюдать смещение контуров по отношению цветовых пятен. Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным.



Сегодня мы рассмотрим динамику и статику в композиции на примере цветового пятна. Создание любой композиции-это обязательно работа с формой. Конечная же ее цель-достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, созданию которого помогают различные выразительные средства-точка, линия и пятно.
Точка-несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать, например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше, создаст целостный сюжет. Но все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами.


Точка включается в ряд других изобразительных средств, составляя равнозначную часть обшей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.
Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику. Так, линии можно назвать: сильная, неуверенная, лёгкая, мятущаяся, стремительная.
Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее-светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы". Конечно, у пятна огромные выразительные возможности, и конечно, они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции. В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть рисунка, заполняет рисунок содержанием, придаёт эмоциональный фон(грусть, радость), различные состояния природы и многое другое.


Материалы и инструменты:
-лист А3
-глянцевая бумага меньшего размера(подойдёт любая поверхность не впитывающая быстро влагу-пакет, термаклеёнка, ватман)
-кисти
-баночка и тряпочка
-ножницы(они нужны чтобы нарезать бумагу для создания отпечатков)

Ход мастер-класса:

Наша сегодняшняя работа основана на создании различных отпечатков цветовых пятен, иначе говоря-это нетрадиционная техника рисования монотипия. Слово «монотипия» состоит из двух греческих. «Monos»-один, «typos» -отпечаток. Мы попытаемся найти образ в случайном отпечатке, создать динамичную или статичную композицию.
Начинаем работу с нанесения цветовых пятен любого цвета на отрезок глянцевой бумаги. Краску необходимо наносить на бумагу густо, так чтоб получились хорошие отпечатки.


Теперь создадим отпечаток, приведём цветовое пятно в движение. Нужно перевернуть листик с краской и приложить и чистому листу, затем создать траекторию движения. Одной рукой держим большой лист, а другой скользим отрезком с краской по большому листу.


Краска на листочке куда её наносили первоначально сдвинулась, превратившись с единое плавно текущее пятно. Остановимся пока на этом изображение и пофантазируем. Пятно очень похоже на красивую тропическую рыбку, нам остаётся наполнить всю площадь бумаги содержанием.


Добавляем фон, и вот рыбка остановилась и с любопытством смотрит на подводный голубой риф, она находится в состояние покоя.
Затем добавим в рисунок пузырьки воздуха и у нас создаётся впечатление плавного подводного течения, композиция стала динамичной.


Теперь рассмотрим отпечаток который у нас получился на большом листе. Повернём лист в разные стороны и посмотрим на что похоже цветовое пятно.


Рассмотрим вертикальный вариант-похоже на оленёнка, выделим линиями контуры ушей, головы, туловища.


Композицию можно дополнить пейзажем на заднем плане.


Второй вариант проработки отпечатка-диковинная птица страус, она смотрит в небо, там в высоте летают птицы под самыми облаками.


Ещё раз перевернём отпечаток, он очень напоминает птицу лебедь, или кого то из отряда гусиных и уткообразных. Принимаемся за работу над фоном, будем использовать голубую гуашь. Сначала нарисуем водную гладь. Первым делом обводится силуэт фигуры птицы, а затем в горизонтальном направлении закрашивается фон.


По мокрому фону рисуем волнообразные линии синего и белого цвета в хаотичном порядке и горизонтальном направлении-волны.


Создаётся впечатления ряби на воде, значит дует ветерок.


Теперь небо, оно должно быть светлее цвета воды. Используем белую и голубую гуашь, сначала обводим контур птицы.


Затем наносим на бумагу плавные горизонтальные мазки, и вводим в фон коричневый цвет. Создаём плавные переходы от цвета в цвет.


Красной гуашью рисуем клюв, добавляем немного белых оттенков.


Затем вход вступают белые линии, декорируем(украшаем) птицу.


Представим что ветер задул сильнее, волны становятся больше и на них появляется пена-рисуем её белой гуашью.


С помощью примакивания кисти к листу рисуем белым цветом облака. Обратите внимание, что и волны и облака плывут в одном направлении.
Затем коричневым с небольшим добавлением зелёного рисуем полосу земли на линии горизонта(где вода встречается с небом). И так как у нас дует ветер, то и стволы деревьев слегка изогнём, рисуем их тоненькой кистью.


Желтым рисуем кроны деревьев-примакивание кистью.


Рисуем один глаз птицы, так как её голова повёрнута к нам боком. Затем добавим красные листья в кроны деревьев, и работа закончена.



Вот что получилось у моих деток-тропические птицы.


Стая морских черепах.


Морская рыба выпрыгивающая из воды.


Гордые птицы из отряда орлиные.


Кощей и кикимора.


Морской хищник.
Загрузка...