aracs.ru

Распад версальско вашингтонской системы кратко. Версальско-вашингтонская система международных отношений

II раздел

Страны Европы и Америки в 1918-1945 гг.

Подведение итогов первой мировой войны.

Версальско-Вашингтонская система.

Парижская мирная конференция. 18 яннваря 1919 года в Париже начала работу конференция, в которой основное участие принимали страны – победительницы. Всего в работе Парижской конференции принимало участие 72 страны. Россия и страны, потерпевшие поражение, в работе конференции участия не принимали. Главным вопросом переговоров стало подведение итогов войны и заключение мира с Германией и ее союзниками. Решающую роль в работе конференции играли лидеры трех стран – премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж, премьер-министр Франции Ж. Клемансо и президент США В. Вильсон.

Каждый из лидеров имел свои интересы и цели на этой конференции. США со времени своего создания вели политику изоляционизма и невмешательства в европейские дела. Америка объявила войну Германии только после начала «неограниченной подводной войны», в которой было уничтожено большое число американских торговых и пассажирских судов.

Еще в конце войны, президент США В. Вильсон предложил программу, устанавливающую новые принципы международных отношений. Документ, представленный конгрессу США в январе 1918 года, получил название «14 пунктов Вильсона». В качестве основных принципов регулирующих международные отношения после войны предлагались отказ от тайной дипломатии, свобода торговли и мореплавания, сокращение вооружения, предоставление народам права на самоопределение, создание международной организации в целях сохранения мира и защиты безопасности. В «14 пунктах» также высказывалась мысль о том, чтобы этнический и национальный состав населения учитывался при определении границ государства, наряду с его историей. Идеи Вильсона обрели огромную популярность. Люди мечтали об установлении справедливого и демократического мира. Одна­ко, когда были опубликованы документы, содержащие сек­ретные соглашения России со странами Антанты, заключенные в период войны, члены Конгресса США пришли в негодование. Они отказались от поддержки предложенных Вильсоном мероприятий, обвинив его в том, что он не знал о соглашениях между странами Антанты о переделах сфер влияния.

Великобритания и Франция ставили целью захват колоний, ранее принадлежавших странам Тройственного Союза. Франция хотела ослабить Германию и заставить ее выплатить все военные расходы. Кроме того, французское правительство решило использовать любые возможности для раздела Германии. Англия выступала против раздела, так как в ходе войны достигла своей главной цели - разгрома германского флота. Именно Великобритания поддержала большую часть предложений В. Вильсона. Все великие державы согласились с требованием Франции о возвращении захваченных Германией в 1871 году Эльзаса и Лотарингии. Италия надеялась получить часть австрийских владений, а Япония тихоокеанские колонии Германии.

Версальский мирный договор. После долгих дискуссий в ходе конференции был составлен текст мирного договора с Германией. Представители Германии были приглашены для ознакомления с этим документом, при условии, что изменения и исправления в текст договора они не вносят. 28 июня 1919 года в Версальском дворце был подписан мирный договор между странами Антанты и Германией, получивший название Версальский мирный договор. Этот документ состоит из 400 статей, которые можно сгруппировать по трем основным проблемам:

1. Были определены государственные границы Германии. Отныне она лишалась всех своих колоний и владений. Территория Германии сократилась на 1/8 часть. Франция получила Эльзас и Лотарингию, Бельгия - Эйпен, Мальмеди, Морене; часть Силезии отошла к Чехословакии, Данцигский коридор (Гданьск) - Польше, Северный Шлезвиг - Дании. Германия отказалась от Мемеля (Клайпеда), который был передан Литве в 1923 году. Германия была обязана признать независимость земель, которые до 1 августа 1914 года принадлежали России. В связи с этим она отказывалась от условий Брестского мира, заключенного в 1918 году. Версальский мирный договор утвердил нейтралитет Бельгии, а также полный суверенитет и выход Люксембурга из таможенного союза с Германией. Было решено, что угольные копи Саара перейдут во владение Франции, сама эта земля в течение 15 лет будет находиться под опекой Лиги Наций, а ее дальнейшую судьбу определит местное население путем плебисцита. Германия была обязана отказаться от всех своих колоний.

2. Германии были предъявлены требования по сокращению и ограничению ее вооруженных сил. Она могла комплектовать
армию численностью до 100 тыс. человек путем добровольного найма; в стране отменялась всеобщая воинская повинность; запрещалось содержать военный флот, военно-морские и военно-воздушные силы; запрещалось размещать воинские части на Рейне.

3. Германия должна была оплатить все военные расходы. Размер репараций составил 132 миллиарда золотых франков. Франция получала 52 процента от этой суммы, Великобритания 22 процента, а Италии предоставлялось 10 процентов. Остальная часть распределялась между остальными государствами, воевавшими на стороне Антанты.

Версальский договор и соглашения в Сен-Жермене, Нейи, Трианоне и Севре составили единую систему Версальского мира. Официально закрепивший распад австро-венгерской империи, Сен-Жерменский договор был заключен между Антантой и Австрией. Численность вооруженных сил Австрии была ограничена. Триест отошел к Италии. Австрии было запрещено в будущем присоединяться к Германии. Нейиский мир предусматривал сокращение численности армии Болгарии, по этому же договору были определены размеры репараций, выплачиваемых Болгарией. Фракия отошла к Греции. По Трианонскому соглашению сокращалась венгерская армия. Словакия и земли южных славян вышли из состава Венгрии. Трансильвания отошла к Румынии. А по Севрскому договору Турция лишалась всех своих владений на Ближнем Востоке.

Лига Наций. Создание Лиги Наций стало важным итогом работы Парижской конференции. Устав Лиги Наций был разработан комиссией во главе с В. Вильсоном. Лига Наций была призвана содействовать сотрудничеству между народами, сохранению мира и обеспечению безопасности в мире. Создание Лиги Наций заложило основы формирования новых принципов в международных отношениях. Согласно Уставу все спорные вопросы между странами должны были решаться мирным путем, посредством переговоров. Лига Наций не имела своих воору­женных сил, поэтому в случае военных конфликтов применялись лишь дипломатические и экономические санкции. Верховными органами Лиги были Ассамблея и Совет. Членами Лиги Наций могли быть все государства.

Появление статьи о мандатной системе в Уставе Лиги связано с переделом колоний, принадлежавших Германии и Османской империи. Отныне, чтобы управлять вновь приобретенными колониями, страны Антанты должны были получить особый мандат на определенный срок. Согласно положению при достижении подмандатной страной определенного уровня в своем развитии, мандат теряет силу, а колония получает независимость.

После окончания первой мировой войны в Европе появились новые государства. Независимость получила Польша. Ей была возвращена часть земель, которой она лишилась в результате предыдущих трех разделов. Вследствие распада империи Габсбургов Чехия и Словакия стали суверенными государствами, они создали Республику Чехословакия. Южные славяне в 1918 году объединились в королевство сербов, славян и хорватов (с 1929 года оно стало называться Югославией). Отделившись от России в 1917-1920 гг., Финляндия, Эстония, Литва и Латвия стали независимыми государствами.

Вашингтонская конференция. На конференции в Париже не рассматривались вопросы, связанные с международными отношениями на Дальнем Востоке и Тихоокеанском регионе. По Версальскому миру полуостров Шаньдун, ранее принадлежавший Германии, был передан Японии. Это вызвало гнев китайского народа и явилось причиной событий, известных как «движение 4 Мая». Китай отказался подписывать Версальский мир. Поэтому в целях урегулирования китайской проблемы и определения соотношения военно-морских сил крупных держав 12 ноября 1921 г. в Ва­шингтоне начала работу конференция, посвященная этим проблемам. Участие в работе конференции приняли 9 государств.

Вашингтонская конференция работала до начала 1922 года, и по ее итогам был подписан ряд договоров. По договору пяти держав было определено соотношение общего тоннажа линкоров США, Великобритании, Японии, Франции и Италии в следующей пропорции 5:5:3: 1,75: 1,75. Это было первое в мировой истории соглашение, ограничивающее безудержную гонку вооружения. В результате количественно были уравнены флоты США и Великобритании. Великобритания перестала быть единовластной владычицей морей. Также аннулировался англо-японский союз, созданный в 1902 году. США, Велико­британия, Франция и Япония договорились о совместной защите своих тихоокеанских владений.

Участники конференции долго обсуждали китайскую проблему. Япония была вынуждена вернуть полуостров Шаньдун, согласившись с предложениями великих держав. По соглашению, которое подписали девять стран, Китай был признан независимым государством. В договоре также оговаривалось единство и неприкосновенность территории Китая. В документе подчер­кивалось, что все государства имеют равные права в торговых и экономических отношениях с Китаем. Вашингтонская конференция запретила создание специальных зон влияния на территории Китая.

Значение и итоги Версальско-Вашингтонской системы. Решения, принятые на конференциях в Париже и Вашингтоне, составили новую систему международных отношений. Эти соглашения обеспечили устойчивое и плодотворное развитие международных отношений в 20-е годы, они узаконили право народов на самоопределение; была создана Лига Наций - организация, призванная служить сохранению мира и международной безопасности; впервые были установлены ограничения вооружения. Однако Версальско-Вашингтонская система не могла долго просуществовать, поскольку отражала интересы лишь стран-победительниц. Основные последствия первой мировой войны, все расходы тяжелым бременем легли на побежденные государства. Великие державы не принимали во внимание тот факт, что правительства, развязавшие войну, ушли с политической арены, а Германия и Австрия стали демократическими рес­публиками. При этом Германия была обязана выплатить огромные репарации, которые усиливали чувство национального унижения немецкого народа.

Советская Россия не была приглашена на работу этих конференций, так как она подписала сепаратный Брестский мир со странами Тройственного Союза. Гражданская война, длившаяся два года, завершилась окончательной победой Советской власти. Однако международная изоляция России 1918-1920 гг., которая стала следствием сепаратного мира с Германией, вынуждала большевиков искать себе новых союзников. Именно эти причины привели к быстрому сближению Советской России и Германии в 1920-е гг.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914-1918 Версальским мирным договором 1919, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921-1922.

Европейская (Версальская ) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании,Франции, США, Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция Советской России и антигерманская направленность превращали её в несбалансированную и неуниверсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.

Вашингтонская система , распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развитияКитая, милитаристский внешнеполитический курс Японии, изоляционизм США и пр.

Версальская система — это система послевоенного устройства мира. Ее характерной чертой была антисоветская направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В это время в России шла гражданская война, победа в которой осталась за большевиками. Россия начала устанавливать дипломатические отношения с Афганистаном, Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также установить дипломатические отношения с Польшей.

Вашингтонские соглашения — конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем. 13 декабря 1921 — «Договор четырёх государств» (Великобритания, США, Франция и Япония) касался взаимных гарантий неприкосновенности островных владений её участников в бассейне Тихого океана (закрепление статус-кво); «Договор пяти государств» (Британия, США, Япония, Франция и Италия) запрещал строительство военных кораблей, тоннаж которых превышал 35 тыс. т.. «Договор девяти государств» (США, Британия, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия и Китай) провозглашал принцип уважения суверенитета, территориальной и административной неприкосновенности Китая. Он обязывал всех участников придерживаться принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле и развитии промышленности на всей территории Китая.


Договоры, заключённые на Вашингтонской конференции, дополняли систему договоров, подписанных в 1919-1920 между странами-победительницами и странами, которые проиграли мировую войну. В 1919-1922 — сложилась Версальско-Вашингтонская система международных договоров, призванная формально закрепить итоги Первой мировой войны.

Особенности

Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери.

Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра статус-кво системы.

Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.

Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона взяли курс на изоляцию от международной политики в Европе, в то же время в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе избрали экономический фактор. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые стали на 1918 год подавляющим кредитором, будучи до начала войны должником европейских стран.

Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.

Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.

урок 46 Кризис Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е гг.

Дата проведения урока : 12.01

Педагогические цели:

    образовательная : раскрыть причины нарастания международной напряжённости;

    выяснить причины и сущность политики умиротворения;

    анализируя причины бессилия Лиги Наций и демократических стран и США в противостоянии агрессивной политике фашистских государств

    воспитательная : формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;

    развивающий аспект : развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

Знать, уметь: называть основные причины краха Версальско-Вашингтонской системы, очаги напряжения, показывать на карте территориальные захваты Германии и Японии, знать содержание мюнхенского соглашения, секретных переговоров в Москве, советско-германского пакта о ненападении, владеть терминологией, хронологией темы , анализировать документы .

Тип и вид урока: урок усвоения новых знаний

Основное содержание темы . Международные отношения в 30-е гг. XX в. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении.

Основные понятия: очаги новой мировой войны, коллективная безопасность, военно-политические блоки, «ось» Берлин-Рим-Токио, Антикоминтерновский пакт, политика «умиротворения» агрессоров, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова-Риббентропа.

Образовательные ресурсы: Улунян А. А. История. Всеобщая история. 11 классс: учеб. для 11 кл. общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под ред. А.О.Чубарьяна.-М. : Просвещение, 2014

Наглядность, ТСО: настенные карты, презентация, компьютер, медиа проектор.

План

    Орг. момент.

    Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10-15 мин.).

Ход урока

    Орг. момент.

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).

Вспомните положение в СССР и мире к середине 30-х годов. (ответы обучающихся)

    Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).

В 2018 году исполнится ровно 79 лет с момента начала самой кровопролитной, самая разрушительной, самой жестокой из всех войн – второй мировой.Что произошло, когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему? Об этом и поговорим мы сегодня на нашем уроке.

    Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (30 мин.)

1) Противоречия в системе международных отношений.

Вспомните, что из себя представляла Версальско-Вашингтонская система? Работа по учебнику В чем проявились противоречия в системе международных отношений?

2) Провал попыток ограничить гонку вооружения.

Работа с учебником: п роанализировать п. 2 учебника и документ на с. 177, сделать вывод: какие шаги предпринимали СССР и мировая общественность для преодоления гонки вооружений в Европе.

3) Возникновение очагов Второй мировой войны.

Работа с презентацией и картой с опорой на ранее полученные знания. Перечислить очаги напряженности в мире.

Япония

(сл. 6)

Германия

(сл. 7)

Италия:

(сл. 8)

1931г.- пользуясь гражданской войной, японцы захватили Маньчжурию, чем нарушили договор 9 Вашингтонской конференции.
1937г.-вторжение в Центральный Китай.

1933-1935гг.-полный пересмотр Версальско-Вашингтонской системы, отмена военных ограничений. Восстановление «равенства» и ликвидация «несправедливости». Германия вызывала сочувствие, т.к. боролась с коммунистической угрозой.
1936г.- Германия поддержала фашистский мятеж в Испании
1938г.- германские войска вошли в Австрию

1935-1936гг. – агрессия Италии против Эфиопии
1936г.- оформлен союз «Берлин-Рим»
1936г.-Антикоминтеровский пакт Германии и Японии
1937г.- оформилась ось «Берлин-Рим-Токио»

4)Политика «коллективной безопасности» в Европе. 5) Крах Версальско-Вашингтонской системы.

Политика умиротворения агрессора.

Аншлюс Австрии – начало планов Гитлера по воссоединению с Германией территорий, где проживают этнические немцы.

В Судетской области Чехословакии большинство населения – немцы, Германия требует эту территорию.
(сл. 10) 29-30 сентября 1938г. – Мюнхенский сговор, участники – Чемберлен (Великобритания), Даладье (Франция),Гитлер (Германия), Муссолини (Италия).

Март 1939г. – Германия захватила оставшуюся часть Чехословакии.

(сл. 11)

В 1934 г. после выхода Германии и Японии из Лиги Наций в её состав приглашён Советский Союз.

Весной 1939 г. обстановка в Европе осложнилась. Оккупирована Чехословакия, фашистский режим Франко в Испании, Франция окружена тремя фашистскими государствами. Италия захватила Албанию.

У Сталина вызывали недоверие Англия и Франция, а это на руку Германии.

23 августа 1939 г был заключен советско-германский пакт о ненападении, который предусматривал нейтралитет СССР и Германии в случае военных конфликтов одной из сторон. Но это был вынужденный шаг для СССР, т.к. развязывала руки в отношении Балтии и Финляндии, и разделе Польши. (анализ документа с. 118)

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

    Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10 -15 мин.).

Можно ли было предотвратить Вторую мировую войну?

Почему Советский Союз пошёл на подписание договора?

    Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).

- Что показалось сложным?

Что показалось легким?

Какой вывод из урока можно сделать?

Литература:

1. Улунян А. А. История. Всеобщая история. 11 классс: учеб. для 11 кл. общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под ред. А.О.Чубарьяна.-М. : Просвещение, 2014

2. Сильченко Татьяна Викторовна, «Урок по Новейшей истории в 9 классе

Была создана государствами-победителями после 1-ой мировой войны. Среди этих государств, прежде всего, были Великобритания, Франция, США и Япония. Ее целью было закрепление передела мира. По сути, она была направлена не только против стран, проигравших войну, но и против Советского Союза. Также система стремилась сохранить зависимость и подавить освободительное движение в колониях.

Основой системы в Европе стал Версальский мирный договор 1919 года, а также Сен-Жерменский (1920), Нёйиский (1919), Трианонский (1920), Севрский (1920) мирные договора и соглашения, которые были приняты в ходе Вашингтонской конференции 1921-22 гг. Однако несмотря на достижения, Версальско-Вашингтонская система оказалась довольно непрочной, что привело к ее падению и началу еще более кровопролитной войны.

Начало системы было заложено решениями Парижской и Вашингтонской конференций. Создание ее позволило существенно разрядить напряженность в мире, существовавшую после войны. Необходимо было обновлять принципы международных отношений, что и отразилось в главных положениях, принятых державами. Были признаны права на самоопределение всех народов, категорический отказ от войн как средства разрешения существующих в мире конфликтов.

Важным событием этого времени было создание Лиги Наций. Ряд европейских стран получили независимость, признанную на международном уровне.

Кризис Версальско-Вашингтонской системы был обусловлен тем, что по решению держав Антанты тяжесть послевоенного переустройства была переложена на побежденные народы без учета того, что уже не существовали политические режимы, несшие ответственность за развязывание войны. Победители установили репарации, не приняв в расчет реальные возможности стран, которые должны были их выплатить. Поэтому поднятая первой мировой волна национализма не только не спала, но начала подниматься еще более активно.

Советская Россия оказалась за пределами системы. Державы Антанты рассматривали ее как предательницу, которая заключила с их общим врагом К тому же, режим большевиков был встречен союзниками враждебно, в ходе интервенции 1918-19 они предприняли попытку его свержения. шедшая в России, формально позволяла не приглашать ее лидеров на конференции. После ее окончания Россия стала самым большим государством мира и в ответ на игнорирование ее Антантой, стала в оппозицию к системе.

Еще одним фактором, предопределившим крах Версальско-Вашингтонской системы, было то, что державы-победительницы не приняли во внимание возможные экономические последствия заключаемых ими договоров, сильно отягощавших мировое хозяйство такими платежами, которые были им не под силу. Репарационные платежи привели к подрыву складывавшихся веками экономических связей между странами.

Народы германских колоний и Османской империи даже после войны остались в прежнем положении, не получив долгожданной независимости. Для них создали которая, по сути, ничем не отличалась от колониальной.

Ошибкой, которую допустила Версальско-Вашингтонская система, было и то, что державы заставили подписать молодое германское государство мирный договор на позорящих ее условиях.

Стабилизация отношений в мире после создания системы наблюдалась только в самом начале ее существования, в 20-х годах. Признание СССР также содействовало этой стабилизации. В 1922 году Россию впервые пригласили в Геную на международную конференцию по решению экономических вопросов. В ее ходе СССР и Германия скрепили подписями согласившись снять взаимные претензии, тем самым установив дипломатические отношения.

Просуществовала Версальско-Вашингтонская система до середины 20 века - до начала Второй мировой войны.

Версальско-вашингтонская система - это мировой порядок, основы которого были заложены после первой мировой войны версальскими мирным договором, договорами с союзниками германии, и соглашениями вашингтонской конференции.

Всему этому предшествовала конференция в париже 18 января 1919. Ее задача: правовое офрмление новой системы международных отношений.

Главные вопросы которые нужно было решить(мирное урегулирование германской проблемы, репарации, заключение договоров с бывшими союзниками германии-австрией,венгрией,блгарией,ттурцией., определение статуса бывших германских колоний, создание международной организации по обеспечению мира, образование новых государств.

Участвовали страны: сша,англ,фр, италия,бельгия,япония,китай,польша,бразилия и др.

Весна 1919 образован совет четырех: сша,англия,франция,италия.

Так же был неофициально зарегестрирован совет трех (вильсон,клемансо, лойд джордж).

Россию не пригласили на конференцию, тк посчитали её предательницей, вышедшей из войны. Т.к она нарушила свои обязательства по антанте. Так же в европе не признали большевистский режим.

В основе версальско-вашингтонской системы являлись: версальский мирный договор 28июня 1919. Сен-жерменский договрор 1919 с австрией, ненский договор с болгарией 1919, трианонский договор с венгрией 1920, севрский договор с турцией 1920.

Версальский мирный договор с германией 28июня 1919. Германия обязана выплатить репарации 20 млрд марок. Франции-52%, англии 22%, италии10, бельгии8, японии 0,75.

От германии отошли эльзас и лотарингия – переданы франции, саар(залежи каменного угля)-франции, а саарская область передавалась лиги нации на 15 лет. Далее её судьбу должен определить плебесцит.

Эйпен и мольмеди передавались бельгии(в результате плебесцита).

Шлезвиг передавался дании, познань польше, гданьск(стал вольным городом, под управлением лиги наций)., верхняя силезия передавалась польше, мемельская область литве.

=)германия потеряла 1/8 территории.

Территория рейна (левый берег и 50 км правого берега подлежали демилитаризации. Западный берег делился на 3 зоны(кельн,кобленц,майнц).

Германия подлежала почти полной демилитаризации. Было наложено ограничение численности сухопутной армии германии, сокращался военно-морской флот, подводный флот держать германии не разрешался. Ей не разрешалось владение тяжелой артиллерией, танками, авиацией.

Мандатная система

Деление стран на 3 группы: грА. Сирия,палестина,трансильвания, ирак – независимые гос-ва. ГрВ.-бывшие колонии германии (таньганика и юго-зап африка). ГрС- ТОГО,КАМЕРУН, НОВАЯ ГВИНЕЯ, САМОА, КАРОЛИНСКИЕ ОСТРОВА, МАРИАНСКИЕ. МАРШАЛОВЫ.

Сирия,ливан – переданы франции. Палестина,трансиордания,ирак- британии.

Того,камерун- франции,англии.

Машлаловы,марианские,каролинские о-ва-

Самоа, гвинея-

Сен-жерменский договор 1919г 10 сентября . О создании австрийской республики, венгрии, чехословакии, сербско-хорватско-словенского государства. Запрещение аншлюсса. Италия получила южный тироль и истрию. Австрия отказалась от буковины.

Нейнский договор 27 ноября 1919. С болгарией. Сербо-хорвато-словенам передавалась часть македонии, западная фракия передана греции. Добруджа румынии.

Трианонский договор 1920 4 июня с венгрией. Трансильвания, восточный банат передался румынии, хорватия и зап банат – перешли югославии.

Севрский договор 1920 10 августа. С турцией. Означал расчлениение её территории. Измир передан греции, палестина,израиль,трансильвания – англии, сирия,ливан – франции. Установлен протекторат англии над египтом, протекторат франции над марокко, тунисом.

Участвовало 22 страны. Создана по инициативе сша, они хотели добиться благоприятного решения вопроса о морских вооружениях. Сша стремилась добиться усиления своего влияния.

Договор 4 стран 13 декабря 1921. Великобр,сша,франц, япония. О взаимных гарантиях неприкосновенности островных владений её участников в тихом океане.

Договор пяти стран 6 февраля 1922. Англия,сша,фр,ит,япония. О запрете строительства военных кораблей с тоннажом выше 35 тыс тонн.

Договор девяти стран 6 февраля 1922 англия,великобр,италия,фр,япония,бель,нидерланды,португалия,китай. О провозглашении принципов уважения, суверенитета, территориальной независимости китая.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ВЕРС-ВАШИНГТ СИСТЕМЫ.

Версальско-вашингтонская система явилась началом пересмотра положений парижской конференции (т.е сам пересмотр уже являлся противоречием(. Так же противоречием стала новая колониальная система, бессмысленность лиги наций. Так же то, что из неё выпали сша и ссср. Это сильные государства, только с их помощью могло быть установлено европейское равновесие. Версальская система полностью разрушила эконмические связи в европе. Разрушился прежний единый рынок, возник новый экономический раскол.

Загрузка...