aracs.ru

Китай: внешняя политика. Основные принципы, международные отношения. Внешнеэкономические связи кнр

В данном эссе я хочу кратко рассмотреть ситуацию, складывающуюся в рамках отношений Китая с остальным миром. Я специально выбрал в качестве предмета ту тему, которой я не посвящал долгих исследований, но по которой у меня накопилось достаточное количество материала и сведений, кои я попытаюсь привести в единую систему. Источником для моих знаний о Китае, копившихся уже несколько лет, послужили многочисленные аналитические политологические статьи, новости от всякого рода медийных изданий, книги, в которых хоть и не по профилю, и не всеобъемлющи, но затрагивались проблемы Китая, а также некоторые официальные документы (к примеру, военная доктрина).

Исходя из специфики дисциплины, начать, следует, с последних мировых событий, которые определяют мировую конъюнктуру отношений. Таковым является мировой финансовый кризис, который без преувеличения, повлиял на развитие большинства стран планеты, и на их отношения между собой. Эту данность я возьму за начальный порядок проистечения мысли. Китай - это третья в мире экономика по уровню производства ВВП. (А если учитывать ВВП по уровню покупательной способности, то он находится на втором месте после США). Тем не менее, Китай относится к группе развивающихся стран, что позволяет ему пользоваться различными привилегиями в международной торговле. Экономика КНР очень сильно ориентирована на экспорт товаров широкого потребления, и мировой финансовый кризис довольно чувствительно сказался на ней, так как произошло падение покупательной способности на рынках сбыта в мировом масштабе. Соответственно произошло сокращение темпов роста ВВП, а безработица начала расти. Безработица же для громадного Китая является источником социальной напряженности, что неблагоприятно складывается на настроениях в обществе. Состояние социальной сферы в Китае таково, что достаточно малой искры для начала народных бунтов в некоторых регионах страны. Тем более это усугубляется межэтническими противоречиями, чему подтверждением являются народные стычки, произошедшие в июле этого года в городе Урумчи. Для того чтобы занять как можно большее число людей, тем более во время кризиса, партия приняла решение увеличить работу по инфраструктурным проектам, стоимость которых составит до 600 млрд. долларов. Это поможет не только занять огромное количество рабочей силы, но и притянуть к инфраструктурным проектам другие сферы экономики. Это, в свою очередь, вызовет увеличение спроса на потребляемую энергию и энергоносители, нужды в которых постоянно возрастают. Китай является вторым в мире потребителем нефти после США. Доля импортируемой нефти находится примерно в районе 40%. Еще больший спрос Китая на нефть при том, что разработка собственных месторождений не будет удовлетворять в ближайшее время и половины потребностей Китая, будет существенно влиять на мировые цены на нефть. Недавняя дешевая нефть очень положительно сказалась на экономике Китая, что подталкивало рост ВВП. США, сильно зависящие от импорта нефти, также обеспокоены вокруг ситуации с ценами на нефть, тем более что Китай начинает с ними конкуренцию за источники потребления нефти. Выражается это в том, что Китай начал активную борьбу за Африку, для того чтобы диверсифицировать источники импорта полезных ископаемых (главное нефти).

Политика энергобезопасности Китая, тем самым, выразилась в его широкомасштабной экспансии в Африку. Пока эта экспансия выражается в экономике, но скоро, возможно, Китай начнет подкреплять ее и политическими обязательствами и требованиями. Китай активно инвестирует в экономическо-хозяйственный комплекс стран Африки, которые являются для него поставщиком ценных ресурсов. Китай не только развивает промышленную добывающую инфраструктуру, но и помогает этим странам в развитии сельского хозяйства, социальной сферы. Это помогает китайским компаниям упрочивать свое положение в Африке. Также Китай снижает или отменяет пошлины для многих групп товаров из Африки, что сказывается на развитии некоторых отраслей в экономике африканских стран. Но при всем этом, Китай сдерживает их развитие, заваливая их рынок дешевым ширпотребом и промышленными товарами не способными конкурировать на мировом рынке. Китай старается получать из Африки только сырье, и ни как не способствует развитию перерабатывающей промышленности в этом регионе, зато развивает свою промышленность. И начав такую политику сравнительно недавно, Китай обогнал в этом США. Объем торговли США и Африки составляет более 80 млрд. долларов в год, объем торговли Китая с Африкой - более 100 млрд. долларов. Естественно, абсолютно большая часть этих объемов приходится на торговлю полезными ископаемыми. Таким образом, внутренние потребности Китая вынуждают его искать, как рынки сбыта, так и источники ресурсов в мире, что неизбежно приводит к столкновению его с другими странами (США, Евросоюзом, Индией, Японией, Россией). Как мне кажется, это и будет основным импульсом для главного содержания дальнейшей международной политики.

Отсюда следует, что мировой экономический кризис оказывает противоречивое влияние. С одной стороны увеличивается безработица из-за падения уровня потребления в мире, но с другой стороны растет ВВП Китая. Причем растет на 8% в год, в то время как во всех остальных странах он упал и кое-где только начинает восстанавливаться. Китай фактически стал монополистом роста ВВП. Это обеспечивается за счет мер по стимулированию внутреннего потребления, снижаются налоги для предприятий, а также продолжается улучшение инвестиционного климата. Рост инвестиций в экономику Китая увеличился на 7 млрд. долларов в ноябре 2009 года, по сравнению с тем же периодом 2008 года. Специфика китайской экономики такова, что она должна все время расти, причем не менее, чем на 7% в год, но и не более, чем на 10% в год. Такой коридор обусловлен тем, что при росте менее 7% будет возрастать безработица, а при росте более 10% наступает, так называемый, перегрев экономики, когда будет расти инфляция, перепроизводство товаров. Исходя из этого, неизбежно будет только возрастать китайская экспансия в мире - пока экономическая, и не только в рамках реального сектора (производства и торговли), но и в финансовом. Можно сказать, что Китай купил почти «контрольный пакет акций США». США выпустили долгосрочных государственных облигаций почти на 4 трлн. долларов и более половины их держателей - это иностранные инвесторы, среди которых абсолютное лидерство держит Китай. Таким образом, Китай является главным кредитором американской экономики. США же уже, в свою очередь, не могут поддерживать на прежнем уровне импорт китайского ширпотреба, что подвигло Китай на начало проведения масштабных мер по переориентации с внешнего рынка на внутренний, для чего Китай начал активное стимулирование внутреннего спроса. И не смотря на кризис, Китаю это удается благодаря крупному расширению потребительского кредитования населения. В итоге - у всех ВВП падает, а у Китая растет. Так что теперь Америка, возможно, больше зависит от Китая, чем он от нее, ведь Китай является для нее столь необходимым сейчас источником финансовой стабилизации.

На фоне этого в ноябре сего года в Китай с четырехдневным визитом прилетал президент Обама. О важности этой встречи говорит ее срок - 4 дня. В такие турне в одну страну американские президенты еще не ездили. Данная встреча показала, что Китай является ни чуть не менее полноправным игроком, нежели США, а то и отчасти одерживает лидерство. Прежняя риторика в отношениях Китая и США при президенте Буше младшем кардинально сменилась. Если Буш мог позволить делать заявления о возможности бойкотирования олимпиады в Китае, то Обама был подчеркнуто лоялен, делал уступки, и не позволял себе вмешиваться во внутренние дела Китая. Главной темой в переговорах был мировой экономический кризис. США предлагали Китаю ревальвировать юань, либерализовать его внутренний курс, прекратить демпинговать на мировом рынке. Китай же потребовал от США отказаться от протекционистских барьеров. В частности, недавно разразился скандал с китайскими шинами, на которые американцы установили высокие ввозные пошлины. Китай же вступил в ВТО как раз для того, чтобы избегать таких ситуаций, но американцы, несмотря на это, повышают пошлины. Американцы требуют от Китая укрепить юань, так как дешевый юань дает торговые преимущества Китаю и ставит его в более выгодное положение. У Китая такая система, что существуют как бы два юаня - внутренний и внешний. Они между собой мало связанны. Внутренний - направлен на стимулирование спроса в рамках страны, на поддержание социальных нужд. Внешний - рассчитан на ведение международной торговли. Он тоже дешевый, что дает Китаю преимущество: Китай сажает на потребление своих дешевых товаров американцев, что помогает ему накапливать гигантский долларовый резерв (приблизительно 2 трлн. долларов - первое место в мире). На эти деньги Китай возводит объекты инфраструктуры, скупает природные ресурсы (в особенности из Африки), скупает собственность по всему миру, государственные облигации США. Так что главной переговорной темой Обамы и Ху Цзиньтао была экономика, в рамках которой взаимозависимость Китая и США становится непропорциональной не в пользу США. Все это сказалось и во внешнеполитической сфере. Обама не позволил себе говорить о самоопределении Тайваня и признал целостность Китая, не стал касаться проблемы Тибета, а также не давил на Китай в области соблюдения прав человека. А за месяц до визита в Китай, Обама не стал встречаться с Далай-ламой, который прилетал в США. Обаме пришлось признать право страны на самоопределение в рамках национальных особенностей. Так, он объяснил, что всякая цензура, конечно, есть зло, но в то же время у каждой страны свои традиции, фактически признав право на существование китайской цензуры. Согласие было достигнуто только по ядерной проблеме КНДР. И Китай и США против того, чтобы КНДР обладала оружием массового поражения. А вот по иранской ядерной проблеме, Пекин дал понять Вашингтону, что не поддержит в ООН возможное введение санкций против Ирана. Можно сказать, что данная встреча вполне показала отсутствие у США рычагов давления на Китай, да и вообще, что Китай ни в чем не уступает США, а более того занимает несколько опережающую позицию.

Збигнев Бжезинский выдвинул концепцию «большой двойки», в рамках которой у США нет иного мощного потенциального союзника, чем Китай. И эти две страны должны разделить сферы влияния в мире и строить новый порядок сил на основе взаимодействия между собой. Бжезинский основывал свою концепцию исходя из концепции Китая «мирного возвышения», в которой говорится, что «Китай переходит к пропаганде гармоничного общества и устойчивого развития, создает образ сильной миролюбивой страны, готовой делиться своим процветанием с другими». Но насколько можно судить, эта концепция является пропагандой, которая направлена на успокоение мира. И Китаю неизбежно придется расширять свою экспансию, чтобы не то что развиваться, а поддерживать существующий уровень развития. И как мне кажется, Китай не согласился на концепцию Бжезинского, что продемонстрировала недавняя встреча Обамы и Ху Цзиньтао. Китай согласен на то, что он будет самостоятельной страной, не нуждающейся ни в чьем союзе.

В подтверждение этому Китай проводит жесткую внутреннюю политику (малейшие мятежи жестко подавляет), активно осуществляет свою экономическую экспансию в мире, решает проблему Тайваня, ведет соперничество с Индией, подчиняет своему влиянию Россию, Африку, на равных ведет диалог с США. Китай интенсивно, помимо экономической и политической, проводит политику в финансовой сфере, например, он добился расширения квот во Всемирном Банке и в МВФ для развивающихся стран, к коим он относит себя одним из первых. Что касается проблемы Тайваня, то Китай при помощи все тех же экономических рычагов пытается интегрировать Тайвань в свою экономику, что у него успешно получается - экономическая интеграция находится на высоком уровне. Очень активно развивается транспортное сообщение (морское и авиационное). Происходит интенсификация политических контактов. Все это многократно усиливается победой на президентских и парламентских выборах в Тайване социалистической партии, которая считает Тайвань китайской территорией. Что касается взаимоотношений с Индией, то они сглаживаются благодаря торговле, но остаются напряженными. Китай поссорился с Индией, когда она предоставила убежище Далай-ламе. Сейчас соперничество проявляется в борьбе за Индийский океан. Индия строит крупную военную базу на Мальдивах, Китай же строит крупные порты в Бирме, на Шри-Ланке и Пакистане, в которых смогут базироваться китайские военные суда. Китай подозревает, что сотрудничество Индии с США в ядерной сфере направлено против него. А в целом борьба за Индийский океан является необходимой в рамках борьбы за Африку. Индия также пытается вклиниться в процесс деления африканских источников поставки полезных ископаемых.

Отдельной темой является взаимоотношения Китая с Россией. Тема настолько объемная, что охватить даже в кратком виде в рамках данной работы не представляется возможным, потому я опишу только последние события. В сентябре сего года была одобрена программа сотрудничества на 2009-2018 года между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР. Главы стран подписали ее в Нью-Йорке, а в октябре председатель правительства России, находясь с визитом в Китае, обговаривал аспекты сотрудничества в рамках этой программы. На мой взгляд, данная программа является глубокой ошибкой российских властей. В соответствии с программой, предполагается совместная разработка месторождений широкого спектра полезных ископаемых на территории России и вывоз их в Китай. В Китае же будет происходить развитие глубокой обрабатывающей промышленности. Сотрудничество будет проходить по схеме «наше сырье - ваши технологии». Объясняется это тем, что в Сибири и на Дальнем Востоке нет условий для создания перерабатывающей промышленности и внедрения высоких технологий, так как отсутствуют трудовые ресурсы, а также необходимая инфраструктура. В разработке месторождений будут участвовать китайские рабочие, для которых будут построены целые городки. Будет налажено транспортное сообщение: Китай со своей территории построит автомагистрали к перерабатывающим предприятиям на территории России, будут организованы авиарейсы, например, Далянь - Хабаровск, Далянь - Иркутск и так далее. Как мне кажется, при наличии тенденции становления России сырьевым придатком Китая, становится опасным такое сотрудничество, ведь оно не может быть равноправным, когда в Китае во втором квартале 2009 года ВВП вырос на 8%, а в России упал на 10%. Сокращение численности российского населения в Сибири и на Дальнем Востоке на фоне увеличивающейся китайской миграции рабочих, может привести к значительным перекосам в этнической структуре населения не в пользу России. Если программа будет реализована в полной мере, то это, по моему мнению, приведет к тому, что экономика Дальнего Востока будет прочно интегрирована в экономику Китая, причем на реальной основе функционирования территориально-производственных комплексов. Фактически, Дальний Восток перейдет под контроль Китая, и разрывать связи в случае конфликтов, будет чревато для дальневосточной экономики, которая будет полностью завязана на Китай. Китайское население на Дальнем Востоке превысит коренное, транспортное сообщение будет лучше развито с Китаем, нежели с европейской частью России, а главное - хозяйственно-экономический комплекс будет полностью интегрирован в китайскую экономику. Таковы перспективы сотрудничества Китая с Россией, еще раз свидетельствующие о растущей мощи Китая, описанной выше.

Китай, несмотря на концепцию «мирного возвышения» и другие подобные документы продолжает неуклонно наращивать мощь своих вооруженных сил. Рост расходов на ВС приблизительно в три раза превышает рост ВВП. Китай проводит регулярные широкомасштабные учения всех родов войск. Китай разработал программу освоения космоса. Происходит наращивание ядерного потенциала. На этом фоне в мире между ядерными державами проходят переговоры по сокращению ядерных сил. И если (помимо и в независимости от основных стран США и России) Британия и Франция согласятся сократить свои мизерные запасы боеголовок, то тогда Китаю придется предпринимать аналогичные шаги, так как на фоне потенциалов этих стран, ядерные силы Китая - огромны. Если же Китай откажется от таких мер, то тогда это пойдет в разрез с программой «мирного возвышения», что будет непонятно мировому сообществу. В военной доктрине Китая есть концепция «стратегических границ и жизненного пространства». В соответствии с ней признается, что растущее население Китая, а также сокращение ресурсов с неизбежностью вызывает естественные потребности в расширении пространства, для того чтобы обеспечить нормальное функционирование жизни государства. Жизненное пространство - это собственно территория государства, а стратегические границы определяются комплексной мощью государства, его влиянием. И возможные боевые действия должны переноситься в зону стратегических границ. А поводом для военных действий могут стать «сложности на пути обеспечения законных прав и интересов Китая в АТР».

Таким образом, выкладки из военной доктрины подтверждают то, что я описывал в начале работы. Получается, что Китай придерживается программы действий, которая целостно определяет синхронное развитие всех сфер в государстве. Экономические, политические устремления нацелены на укрепление мощи государства во внешней сфере, для создания условий для процветания китайского народа, и все это подкреплено соответствующей доктриной вооруженных сил.

Резюмируя, надо сказать, что Китай имеет большой клубок внутренних проблем. К таковым относятся перекосы в экономике и социальной сфере - высокотехнологичные производства соседствуют с отсталым аграрным производством, развивающимся экстенсивным способом. Развитое и обеспеченное население городов соседствует с огромными массами сельской нищеты. На фоне этого идет положительный демографический прирост, который не возможно обеспечивать соответствующими ресурсами в силу ограниченных возможностей природной среды территории Китая. С ростом промышленного производства эта самая природная среда погружается в состояние масштабной экологической катастрофы. В силу размеров Китая, его населения, его экономики и степени взаимодействия с миром - проблемы Китая неизбежно становятся проблемами всего мира. Китай стал моделью, демонстрирующей возможности роста и его пределы. В этой связи становится актуальным мальтузианство, которое рассматривало такую модель для всей планеты. Китай же является показательным примером того, что ждет человечество в будущем. А пока, исходя из всего этого, можно заключить, что чтобы поддерживать существующий уровень развития, а тем более прогрессировать дальше, Китаю жизненно необходима экспансия. Он ее начал, но пока экономическую. Она будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать сложившаяся система международных экономических отношений. С ее возможным крахом или глубоким кризисом, Китай не сможет долго развиваться в изолированном состоянии, и тогда остро назреет необходимость в широкомасштабной территориальной экспансии.

современном этапе ">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Фэн Мин. Внешнеэкономические связи КНР на современном этапе: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14: Москва, 2004 212 c. РГБ ОД, 61:04-8/4579

Введение

Глава 1 Роль внешнеэкономических связей в развитии КНР 13-35 стр.

1.1. Теоретико-методологические аспекты формирования международного разделения труда 13-19 стр.

1.2. Внешнеэкономические связи КНР 19-28 стр.

1.3. Китайская экономическая теория как фактор отражения внешнеэкономической деятельности. 28-35 стр.

Глава 2 Внешнеторговые связи Китая 36-73 стр.

2.1. Значение внешней торговли в экономике Китая. Место Китая в мировой экономике. 36-54 стр.

2.2.Товарная структура экспорта и импорта Китая 55-67 стр.

2.3. Географические направления экспорта импорта. 68-74 стр.

Глава 3. Движение капитала, Экономическое и научно- техническое сотрудничество . 75-137 стр.

3.1. Международные инвестиции и технологический трансферт 75-98 стр.

3.2. Кредиты и займы. Внешняя задолженность и обслуживание внешнего долга. 99-114 стр.

3.3. Вывоз капитала из КНР 115-122 стр.

3.4. Рынок ценных бумаг в Китае 123-137 стр.

Глава 4 Методы регулирования внешнеэкономических связей. Торговый и инвестиционный режимы 138-190 стр.

4.1. Правовое регулирование потока инвестиций китайским правительством. 138-150 стр.

4.2. Налоговая политика Китая. 150-161 стр.

4.3. Структурная политика как фактор формирования народнохозяйственных пропорций 161-178 стр.

4.4. Реформа управления системой внешней торговли КНР и стимулирование динамики ее развития 178-190 стр.

Выводы 191-200 стр.

Литература 201-212 стр.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Начиная экономические реформы, правительство КНР ставило перед собой задачу создания конкурентоспособной экономической системы. Для решения данной проблемы создавались внешнеэкономические связи с другими государствами, интересы которых позволяли Китаю развивать собственную экономику. Основными территориями, на которых концентрировались промышленные структуры, интегрировавшиеся в мировую экономику, были экономические зоны, на которых создавались выгодные для иностранных партнеров условия деятельности.

Данная политика дала положительный эффект. Данный опыт необходим для всех стран. Идею интеграции национальной экономики в мировую Китай взял из наследия западной экономической науки. Создание в Исландии первой экономической зоны «Шеннон» позволили привлечь инвестиционный капитал и за счет увеличения объемов экспорта, налогов, таможенных сборов, финансировать строительство предприятий во внутренней территории страны.

Развитие мирового хозяйства последних лет показывает, что внешнеэкономическая деятельность из дополнительного и стимулирующего фактора все более превращается в один из основных факторов экономического развития. Со времени второй мировой войны, когда начала строится мировая экономика как система открытых национальных хозяйственных структур, мировое сообщество прошло относительно долгий путь развития. Данный период характеризовался практическим созданием мировой экономики, путем договорного процесса, а так же теоретическим осмыслением полученного опыта.

Следует отметить, что мировая система формировалась на основе правительственных договоров, что особо выделяет роль государства в

формировании и в функционировании экономической системы.

Одновременно шел процесс развития национальной экономической
Л базы, что требовало научного анализа факторов влияющих на

функционирование национальной экономической системы, а самое главное определить место экономической системы страны в структуре мировых экономических отношений. Среди исследователей данной проблемы можно выделить: Авакова P.M., Булатова А.С., Давыдова О.Д., Долгова СИ., Киреева А., Кретова И.И., Нуховича Э.С., Овчинникова К.П., Рожкова К.Л., Рыбалкина В.Е., Семенова К.А., Симонию Н.А., Смитиенко Б.М., Сутырину С.Ф., Фаминского М., Фишер Г., Харламову В.Н., Щербинина Ю.А., Эскиндарова М.Л. и др.

Российские авторы рассматривают мировую экономическую теорию,
заимствуя многое из мирового наследия. Основные постулаты российской
экономической теории исходят из унаследованной политэкономии
социализма и заимствованной теории монетаризма, к синтезу которых
Россия вовсе не была готова. Современная российская экономическая
.* мысль мало уделяет внимания роли государства в развитии экономики.

Мало анализируется и привлекается опыт КНР.

Среди китайских ученых следует выделить Дэн Хонсюнь, Сюй Цзоше, Цай Женьцюнь, Сюй Цзыцэ, Лю Сюань, Лю Гогуан, Лю Цзуньсю, Пэн Нэйтянь, Сун Тао, Сунь Жу, У Дакунь, У Чжэнькуй, Чэнь Сяосин, Хо Чжэньцинь, Чэн Сюшэн и др. Китайские ученые внесли большой вклад в развитие экономической теории Китая и всего мира. Основные положения китайской экономической теории касаются развития национальной экономики и интеграции ее в мировую экономическую систему

Среди западных теоретиков экономической науки мы выделили:

* Бруннера К., Джонсона И., Кейнса Дж., Леонтьева В., Мельтцера А.,

Ниханса Ю., Осборна Д., Риттера Л., Робертса У., Фридмена М., Харриса

Л., Хикса Дж.Р., Шварца А. Причина такого состава западных ученых

выделенных нами заключается в усилении внимания европейских и

американских ученых роли денег в действующей экономической системе.

4 Деньги как инвестиции, кредиты позволяют использовать имеющиеся

4 факторы производства для создания конкурентного продукта. Инвестиции

здесь являются катализатором развития экономики.

Исследованием важной роли инвестиций занимались и китайские ученые, но данный вопрос их интересовал с точки зрения собственности и ее статуса в национальной экономике. Результатом данных исследований явилась государственная политика, регулирующая и направляющая поток иностранных инвестиций.

На фоне общей интеграции национальной экономической деятельности в мировом хозяйстве Китай, долгое время проводивший политику замкнутости в области внешних связей. В конце 70-х годов Китай вынужден был вступить на путь реформ. Важной и неотъемлемой частью курса на проведение глубоких экономических реформ является разработка стратегии на всестороннее развитие внешнеэкономических

* связей, постепенное включение национального хозяйства КНР в мировую
экономику. Суть этой политики заключается в максимальном
использовании возможностей экономических и научно-технических связей
с зарубежными странами для структурной перестройки экономики,
интенсификации производства, внедрения эффективных форм управления
и организации, совершенствования общественных отношений в Китае.

Степень разработанности темы. Анализ данной проблемы незавершен. Процесс развития внешнеэкономической деятельности в Китае продолжается. В ходе дальнейших преобразований в Китае предстоит скорректировать темпы экономического развития, особенно

сейчас во время нарастающего экономического спада уже охватившего
США и Японию. Анализ опыта проведения реформы в КНР показывает,
что переход к открытой экономике и создание внешнеэкономических

связей является мощным стимулом для решения актуальных народнохозяйственных задач, расширения участия страны в международном разделении труда, международной торговле. Китай совершает в настоящее время мощный экономический рывок. В течение уже нескольких лет по темпам роста он является лидером даже в таком динамично развивающемся регионе, как Азиатско-тихоокеанский регион (АТР), где в 1992-1996 гг. средний годовой прирост ВВП составил 12, 1%."

Внешнеэкономическая политика Китая реализуется в многообразных формах. Диверсификация форм дает возможность полнее учитывать конкретные местные условия и позволяет получить специализированный инструментарий для решения определенных приоритетных задач.

Вступление Китая в ВТО явилось дальнейшим развитием политики внешнеэкономических связей. КНР вступила в ВТО не для вывода своей экономики из кризиса, как это стремиться сделать Россия, а для развития национальной экономики и влияния на мировые экономические тенденции.

Изучение опыта внешнеэкономической деятельности накопленный Китаем имеет теоретический и практический аспекты.

В теоретическом плане рассмотрение китайского опыта связано с перспективной и еще далеко не полностью разработанной в экономической науке проблемой места и роли внешнеэкономических связей в преодолении слабо развитости и ускорении экономического роста китайской экономики.

В практическом плане актуальным представляется изучение Китая для решения ряда правовых, экономических и социальных проблем в интересах оптимальной перестройки внешнеэкономического механизма России и использования Китая как перспективного партнера по широкомасштабному инвестиционному сотрудничеству с Россией и

1 Из доклада Ген. сек. КПК Цзян Цзэминь на Всекитайском съезде КПК в 12.09.1997г.

выявления наиболее перспективных направлений и форм сотрудничества.

Опыт китайской внешнеэкономической деятельности особенно
"" актуален для России еще и потому, что перед Россией также стоят

подобные проблемы. Концепция внешнеэкономической деятельности в этой связи должна быть не абстрактной, а по возможности конкретной. В известной степени можно говорить о том, что для каждого направления внешнеэкономической деятельности необходима своя концепция, увязывающая стратегию развития страны с геополитической ситуацией в мире. Об этом убедительно свидетельствует китайский опыт внешнеэкономической деятельности, и конкретно действия выраженного в развитии внешнеэкономической деятельности проявленного в создании условий для такой деятельности в частности создания СЭЗ, освоение западной части Китая.

Цель и задачи исследования Главная цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать внешнеэкономическую деятельность Китая как важнейшую составную часть преобразований национальной

* экономической системы, а также использования в качестве модели для
привлечения иностранных инвестиций и современных технологий.

В связи с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:

проанализировать внешнеэкономические факторы,

способствующие развитию национальной экономики на примере Китая;

Исследовать роль внешнеэкономических связей в развитии КНР;

Рассмотреть теоретико-методологические аспекты формирования
международного разделения труда, способствующие развитию
национальной экономики при избытке одного из факторов;

Исследовать внешнеэкономические связи КНР, их направленность и

влияние на экономику Китая;

определить степень разработанности теории и практики внешнеэкономической деятельности как части национальной

экономической теории, как модели практической деятельности;

Рассмотреть влияние внешнеторговых связей Китая на процесс
4 увеличения инвестиционного потенциала страны;

Проанализировать значение внешней торговли для развития
экономики Китая.

рассмотреть географическую направленность экспортно-импортных операций Китая.

исследовать процесс международных инвестиций и технологического трансферта

выделить направления и способы привлечения кредитов и займов;

определить возрастание вывоза капитала из КНР;

рассмотреть рынок ценных бумаг в Китае;

Проанализировать методы правового регулирования потока
инвестиций китайским правительством;

Исследовать элементы налоговой политики Китая.

выделить факторы структурной политики как средства
« формирования народнохозяйственных пропорций

Объектом исследования является организация китайским правительством внешнеэкономической деятельности для развития национальной экономики.

Предметом исследования данной работы являются конкретные аспекты внешнеэкономических связей, как инвестиции, торговля, регулирование инвестиционной и экономической деятельности, организуемые китайским правительством для развития национальной экономики.

Теоретической и методологической основой диссертационного

* исследования послужили труды китайских, русских и европейских ученых,

посвященные проблеме внешнеэкономических связей, а также научные

публикации, в которых рассматриваются проблемы экономического

развития страны за счет использования внешнеэкономических связей в условиях становления рыночных отношений и формирования мировой экономики, а основные положения материалов научных конференций и симпозиумов, публикации международных организаций и современной экономической теории. Решение поставленных задач потребовало использования разнообразных методов исследования: статистического, сравнительно-географического, факторного и типологического анализа.

Автор внимательно изучил труды таких ведущих российских ученых, как Авдокушин Е.Ф., Васильев Л.Н., Манежев С.А., Новоселов Л.В., Пивоваров Э.П. и Овчинников С.Г., а также работы таких китайских экономистов, как Лю Гогуан, Пэн Нэйтянь, Сюй Цзыцэ, У Дакунь и Хо Чэньцинь.

Научно-информационной базой диссертационной работы послужили теоретические труды, статьи по государственной политике регулирования экономических процессов: инвестиций, развития предпринимательства, взимания налогов, таможенного регулирования, экономические статистические сборники, периодические издания, материалы научно -практических конференций по проблемам управления экономическим развитием, материалы по экономической реформе правительственных органов Китая, статистические материалы китайских, российских и международных экономических организаций, материалы научных экономических конференций и дискуссий. В диссертации также широко использованы законодательные акты КНР, материалы съездов КПК и Пленумов ЦК КПК.

Научная новизна исследования состоит в обобщении подходов формирования эффективного организационно-экономического механизма управления внешнеэкономической деятельностью в процессе формирования национальной экономики, комплексном анализе внешнеэкономической деятельности на современном этапе реформ в

Китае, выявлении закономерностей и наиболее острых проблем, вовлечении в российский научный оборот позиций китайских ученых по этому вопросу.

Основные научные результаты, выносимые на защиту и определяющие новизну исследования, заключаются в следующем:

Проанализирована особая роль государства как гаранта
стабильности и успеха в инвестиционной сфере на современном этапе,
разработанной государством системы льгот и поощрений способствующих
увеличению притока инвестиций, влияние вступления Китая в ВТО на
трансформацию внешнеэкономических связей КНР, на возможность
интегрироваться в мировую экономику.

выявлено, что вовлечение во внешнеэкономическую деятельность приморских районов способствовало благополучному развитию близлежащих и внутренних районов страны, продукция которых с середины 90-х годов становятся вполне конкурентоспособной на международном рынке. Эта продукция экспортируются через СЭЗ, где созданы прочные торгово-экономические отношения со многими странами.

показано, что именно благодаря преимущественному развитию внешнеэкономической деятельности начался прогресс в развитии экономики страны, в результате чего в конце 90-х годов Китай занял прочную позицию в мировом хозяйстве.

доказано, что вступление Китая в ВТО позволило увеличить экспорт в развитые страны и, что до вступления в ВТО Китая использование протекционистских методов помогло ему сформировать высокоразвитую экономическую систему.

доказано, что вступление КНР в ВТО позволит ему полностью интегрироваться в международную систему разделения труда.

Практическая значимость работы определяется возможностью

использования полученных результатов и выводов при разработке концепции региональной политики занятости на современном этапе рыночных преобразований, подготовке государственной и провинциальной программ содействия занятости населения и создания рабочих мест, а также отдельных разделов программ социально -экономического развития Китая.

Комплексное исследование внешнеэкономической деятельности
Китая представляет собой не только теоретический, но и практический
интерес. Анализ накопленного опыта формирования

внешнеэкономической деятельности, комплексного использования экономических, юридических и налоговых мер для привлечения и эффективного использования иностранного капитала, учет ошибок, допущенных в ходе экономических преобразований, может принести пользу для разработки стратегии внешнеэкономической деятельности в России.

Содержащийся в диссертации многообразный фактический материал и сделанные на его основе обобщения и выводы могут быть использованы научными институтами соответствующего профиля при выработке планов, программ и рекомендаций, касающихся развития и углубления экономического сотрудничества между Китаем и Россией, а также внешнеторговыми организациями и предприятиями, заинтересованными в налаживании партнерских отношений с предприятиями КНР.

Теоретико-методологические аспекты формирования международного разделения труда

Мировая экономическая система проявляется в функционировании системы международной торговли, финансовых и кредитных операциях, предоставлении услуг. Вместе с развитием экономики развивалась экономическая теория, анализирующая и постулирующая этапы мирового экономического развития. Теоретически анализ складывающейся системы международного разделения труда начал А.Смит. В научной литературе его подход получил название принципа абсолютного преимущества.

Адам Смит поставил вопрос о рационализации международной торговли. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке.

Абсолютное преимущество достигается государством, в котором данный продукт имеется в изобилии или есть высокая квалификация ремесленников его производящих. С учетом абсолютного преимущества строились торговые отношения между государствами2.

Д.Рикардо, отметив специфику международных экономических отношений, в своей работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1819), создал модель, в которой показал, что развитие национальной экономики, в связи с выходом ее на мировой рынок, связано с наличием у нее возможности предоставления товара того же качества по более низкой цене чем у конкурентов. Д.Рикардо сформулировал закон сравнительного преимущества: страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров)3.

По мнению, Д.Рикардо торговля в данной системе повлияет на относительные цены товаров и вместо двух различных цен замкнутых рынков постепенно установится единая мировая цена. Так Д.Рикардо установил, что мировая торговля ведет к специализации в национальной экономике, развитию «сравнительного преимущества» в производстве товаров, увеличению выпуска продукции, а также к росту мирового потребления. Д.Рикардо вывел закон мирового разделения труда, основанного на сравнительном преимуществе и который включает в себя: приобретенные и естественные преимущества.

В конце XIX в. - начале XX в. шведские экономисты Эли Хекшер и Бертиль Олин попытались объяснить причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности. Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в 1919 г. В 20-е и 30-е гг. эти положения были обобщены и развиты его учеником Б.Олином.4

В соответствии с данной теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых в основном используется избыточный фактор. По принятой в экономической теории классификации существует три основных фактора: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера - Олина является двухфакторной, так как в ней сравниваются только два фактора из трех труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие - капиталоемкими. Различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно дешевым, а капитал - дорогим, и, наоборот, в стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал - дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор производства». Данная теория несколько упростила создание системы МРТ и более всего она свойственна мировой системе сегодня, когда сформировались два центра капитала и труда. Но данное положение вещей не стабильно в силу зависимости капитала от производства. Никому не нужен капитал если нечего покупать и продавать. Поэтому капитал будет перетекать в центр труда меняя место нахождения и увеличивая риск владельцев в период экономического кризиса или краха.

В 1954 г. была опубликована статья Василия Леонтьева, в которой была сделана попытка проверить теорию Хекшера - Олина на основе расчета полных затрат труда и капитала на экспорт и импорт США, которые в то время считались капиталоизбыточной страной. Предполагалось, что США экспортируют капиталоемкие товары, а импортируют - трудоемкие. В результате исследования оказалось, что относительный избыток капитала в США не отражается на американской внешней торговле. США экспортировали более трудоемкую и менее капиталоемкую продукцию, чем импортировали. Данный феномен получил название «парадокс Леонтьева». В.Леонтьев предположил, что в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда, т. е. большая производительность американского труда обусловлена более высокой квалификацией американских рабочих.

Таким образом, относительное изобилие профессионального персонала и высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, для изготовления которых необходим квалифицированный труд. Соответственно участие в МРТ страны зависело от импорта. Изобилие неквалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров, для производства которых высокая квалификация не требуется.

Поскольку квалификация увеличивает производительность труда, то возрастая, она уравнивает избыточность капитала и вызывает рост фактора земли и ее недр в экономической деятельности. Такая ситуация приводит к росту инвестиций в добычу полезных ископаемых, сырья и в интенсификацию использования земли.

Во взаимосвязи с экономической деятельностью, в общем, и внешнеэкономической в частности следует учитывать возможное влияние избыточности одного из факторов: земли, труда и капитала, на развитие экономической деятельности. Данную проблему исследовал Рыбчинский.5 Результат его исследования был назван как теорема Рыбчинского. Рост предложения одного из факторов производства при постоянстве прочих переменных приведет к росту выпуска товара, производимого при интенсивном использовании этого фактора, и к сокращению выпуска других товаров.

Значение внешней торговли в экономике Китая. Место Китая в мировой экономике

Основным элементом внешнеэкономических связей КНР была и остается внешняя торговля - важнейший инструмент поддержания экономического макробаланса страны. Велика ее роль в привлечении передовой техники и технологии из-за рубежа для поддержки национальных производственных мощностей, удовлетворения внутренних потребностей, увеличения занятости населения, пополнения вапютно-финансовых доходов государства, По оценкам китайских специалистов, к началу 1990-х годов товарный экспорт давал до 85 % совокупных валютных поступлений государства (экспорт+инвестиции), а каждые 100 млн. ю. экспортной продукции промышленности приносили в госбюджет в виде налогов 35 млн. ю. После длительного периода экономического развития, характеризовавшегося ориентацией на внутренний рынок, когда экспортировалась малая часть национального продукта и ввозилось небольшое количество товаров для удовлетворения внутренних потребностей, 1980-90-е годы ознаменовались началом крупномасштабных экономических реформ, переориентацией страны на мировую экономику, что выразилось в быстром росте внешней торговли (в среднем около 14 % ежегодно) и экспортной квоты (доли экспорта в ВВП), закупках передовой техники и технологии и т.д. Объем внешней торговли вырос за эти годы в 14 раз, в том числе экспорт - в 15,5 раз, импорт - в 12,7 раза (см.табл.2).14

Анализ изменений условий торговли и валютной отдачи экспорта за годы реформ позволяет сделать вывод о том, что быстрый рост внешней торговли КНР во многом обеспечивался за счет закупок экспортных товаров на внутреннем рынке по завышенным ценам и их сбыта на внешних - по заниженным. Таким образом, ввиду широкой практики государственных дотаций к экспортным ценам при отсутствии рыночного ценообразования и превышении спроса над предложением на внутреннем рынке внешняя торговля на уровне фирм и объединений была убыточна. Однако на уровне национальной экономики ситуация была прямо противоположной. Это достигалось достаточно эффективным использованием закупаемой техники и технологии.

Рост торговли, несмотря на высокие средние показатели, шел неравномерно. На период осуществления реформенных мероприятий приходился значительный рост объемов экспорта и особенно импорта. Это было характерно для начального этапа (конец 1970-х - начало 1980-х годов), в ходе углубления экономических преобразований (середина 1980-х годов) и особенно во время последнего периода (первая половина 1990-х годов), ставшего качественно новым «прорывом» в развитии реформ. и открытости15.

Периоды бурного развития внешней торговли чередовались с периодами явного снижения темпов ее роста, а порой и абсолютного сокращения. Такая ситуация отражала проводимую руководством политику «притормаживания» реформы внешней торговли, проводившуюся в 1982-1983 гг., и политику общего «урегулирования» народного хозяйства в 1989-1990 гг. Так, в 1989 г. рост экспорта уменьшился наполовину, а импорт в 1990 г. даже сократился в абсолютном выражении. Соответственно уменьшился рост внешнеторгового оборота, темпы его прироста составили 8,7 проц. в 1989 г. и 3,4 проц. в 1990 г. (см.табл.2).

Данные изменения в конце 1980-х годов были вызваны как санкциями Запада в отношении Китая после тяньаньмыньских событий (они отразились, прежде всего, на китайском экспорте), так и политикой китайского руководства по урегулированию внешней торговли в сторону расширения экспорта и особенно рационализации импорта. При этом главным в политике регулирования внешнеторгового баланса, по мнению китайских экономистов, является не ограничение импорта, а поддержание незначительного положительного сальдо торгового баланса при высоких показателях, как экспорта, так и импорта 1б.

Однако, хотя экспорт за 1980-90-е годы в среднем рос быстрее импорта, на протяжении большей части рассматриваемого периода (конец 1970-х - середина 1980-х годов) наблюдалось отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Так, его «рекордный» уровень достиг в 1985 г. 15 млрд. долл. Такое стало возможным в результате обвального роста импорта по заказам предприятий, активизировавших свою деятельность по мере углубления реформы внешней торговли. Сказалась и неблагоприятная экономическая конъюнктура, в частности, снижение цен на нефть. Китайские специалисты не драматизировали такую ситуацию, считая, что сохранение отрицательного торгового сальдо достаточно характерно на первоначальном этапе для НИС, импортировавших в массовом масштабе технику, технологию и оборудование для нужд развития национальной экономики.

Внешнюю торговлю удалось сбалансировать лишь к началу 1990-х годов: в 1990 г. впервые за предыдущие семь лет торговый баланс был сведен положительно, и в целом за годы восьмой пятилетки (1991-1995 гг.) после пятнадцатилетнего перерыва было достигнуто положительное сальдо. Это стало возможным в результате восстановления роста экспорта, ослабления, а затем и фактической отмены западных санкций. Импорт, в свою очередь, благодаря снятию многих ограничений и благоприятной внутренней экономической конъюнктуре, хотя и превышал в первые годы рост экспорта, однако в абсолютном выражении уступал ему.

Международные инвестиции и технологический трансферт

Для Китая привлечение иностранного капитала стало в период реформ одной из основных форм осуществления открытой внешнеэкономической политики Китая.

Ли Вэй и Цао Лю указывают, что зарубежный капитал инвестируется в китайскую экономику в следующих формах: внешних займов, прямых вложений зарубежных инвесторов и другого рода зарубежных инвестиций.34 Внешние займы - это главным образом кредиты иностранных правительств и международных финансовых организаций, экспортные кредиты иностранных банков и кредиты зарубежных коммерческих банков, а также иностранные средства, аккумулируемые путем распространения облигаций и акций на международном рынке. Прямые капиталовложения производятся зарубежными инвесторами преимущественно для создания предприятий с целью использования предоставляемых правительством КНР условий экономической деятельности для получения максимальной прибыли или получения конкурентного преимущества. Другие виды иностранных инвестиций осуществляются путем международной аренды, компенсационной торговли, обработки и сборки, банковских кредитов, портфельных вложений.

В начале 1999 года был опубликован доклад Лозанского Международного Института Развития и Менеджмента, в котором китайские наука и техника по итогам 1998 года уверенно заняли 13 место в мире. Беспрецедентный скачок с 20 места в 1997 году еще раз доказал, что Китай уверенно идет вперед по пути реформ научно-технической и промышленных отраслей.

Широкое развитие международных инвестиций связано с тем, что они дают возможность получать более высокое качество - большую доходность и/или меньший риск (это обязательное условие инвестиций) по сравнению с чисто национальными инвестициями. Инвестор при возможности получить больший доход соизмеряет риск прямых инвестиций с инвестициями в ценные бумаги на рынке ценных бумаг. В следствии наличия выбора в направлении и видов инвестиций государство заинтересованное в привлечении капиталов должно создать более благоприятные условия для вложений финансовых ресурсов в экономику страны.

При анализе международных инвестиций и инвестиционной политики следует выделить направления инвестиций, разные поведенческие аспекты инвестиционной политики, государственную инвестиционную политику в т.ч. государственную гарантию инвестиций. Исследователи классифицируют инвестиции на две группы: портфельные и прямые. Для сдерживания оттока капитала при неблагоприятных условиях деятельности, при изменении доходности или повышения уровня риска, инвесторам создаются условия для диверсификации портфеля инвестиций.

Сегодня в КНР инвестор может: во-первых, сформировать портфель из ценных бумаг национальных корпораций, номинированных в национальной денежной единице или международной валюте. К ним относятся ценные бумаги государства, региональных и местных органов власти, национальных акционерных обществ, а также банковские депозиты в национальной и международной валюте. Преимущества такого подхода к формированию портфеля инвестиций дают: - возможность получить достаточно полную информацию об эмитентах и вести собственную статистику фондового и денежного рынков; - исключить риск колебаний обменного курса и избежать дополнительных издержек, связанных с инвестированием за границей; - обеспечить налоговые и иные преимущества для инвесторов резидентов по сравнению с инвесторами-нерезидентами.

В то же время такой подход не позволяет диверсифицировать инвестиции с целью снижения риска при падении доходности национальных фондового и денежного рынков, а также получить более высокую доходность по сравнению с доходностью национальных рынков. Кроме того, в настоящее время практически каждый национальный рынок вследствие присутствия на нем иностранных инвесторов неизбежно становится частью мирового рынка инвестиций со всеми вытекающими положительными и отрицательными последствиями. Инвесторы, ориентирующиеся только на национальный рынок, должны учитывать его подверженность факторам, влияющим на состояние рынка международных инвестиций в целом, и не могут быть полностью гарантированы от временного падения курса национальных ценных бумаг, не связанного с внутренней экономической и политической ситуацией, а вызванного исключительно внешними факторами.

Во-вторых, в портфель инвестиций можно включить ценные бумаги иностранных эмитентов, номинированных в национальной валюте и обращаемые на национальном рынке.35

Преимуществом включения таких инструментов в портфель инвестора является возможность получения более высокого качества инвестиций в случае более высокой доходности или более низкого риска таких ценных бумаг.

В-третьих, в портфель инвестиций можно включить инструменты, обращающиеся на национальных фондовом и денежном рынках, но номинированные в иностранной валюте.

Преимуществами включения в портфель инвестиций таких активов являются: - возможность получения дополнительного дохода при росте курса иностранной валюты; - снижение общего риска инвестиционного портфеля при падении рынка ценных бумаг национальных эмитентов или падении курса национальной валюты.36

Данные инвестиции связаны, однако, с дополнительным риском вследствие возможного введения административных ограничений на операции с иностранной валютой или падения курса валюты инвестиций по отношению, как к национальной валюте, так и к другим иностранным валютам.

И еще один момент можно сформировать портфель международных инвестиций, включающий как ценные бумаги национального рынка, так и ценные бумаги, торгуемые на международном рынке, охватывающем другие национальные рынки и еврорынок.

Для привлечение капиталов Китай уделяет большое внимание зарубежной эмиссии ценных бумаг, включая акции китайских предприятий.

Размещение акций на международных фондовых рынках играет важную роль в привлечении иностранного капитала, сближении с мировыми стандартами, как хозяйственного механизма компаний-эмитентов, так и всего фондового рынка КНР. Китайские корпорации практикуют косвенное и прямое привлечение портфельных иностранных инвестиций.

Правовое регулирование потока инвестиций китайским правительством

Для определения концепции привлечения иностранных инвестиций следует определить причины привлекательности территории или страны для инвестирования. Что же привлекает иностранных инвесторов в СЭЗ Китая?

Во-первых, определенные гарантии инвесторам нормальных условий деятельности в пределах административно обособленных и самоуправляемых регионов, в том числе обеспечение общественного порядка, безопасности имущества и жизни иностранных граждан, создание нормальных условий труда и жизни работников предприятий с участием иностранного капитала.

Во-вторых, организация современной инфраструктуры, необходимой для успешного предпринимательства - средства связи, транспорт, отели и жилье, система общественного питания, места проведения досуга и т.д. -при активном (в т.ч. и финансовом) участии китайского правительства и местных властей.

В-третьих, налоговые льготы и налоговые каникулы, на специальных экономических территориях для всех предприятий налог с прибыли составляет 15% (вместо 30% по стране) и другие налоговые льготы.

В-четвертых, иностранные инвесторы получают доступ к более дешевым, чем в промышленно развитых странах воспроизводственным ресурсам. Китай богат разнообразными полезными ископаемыми, имеет развитую горнодобывающую промышленность, мощный энергетический потенциал.

Заработная плата китайских рабочих и уровень жизни населения в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Это позволяет нанимать работников на выгодных для зарубежного инвестора условиях, что существенно снижает издержки производства в экономических зонах по сравнению со среднемировыми. Проблемой остается низкая квалификация рабочих. Поэтому зарубежные инвесторы начинали с "отверточных" технологий, постепенно повышая долю узлов и деталей, производимых в КНР.

В-пятых, в Китае введен упрощенный визовый режим для иностранных граждан, что облегчает международные контакты. Импорт оборудования, комплектующих, сырья и материалов, транспортных средств для предприятий с иностранными инвестициями через СЭЗ Китая полностью освобождается от таможенных пошлин.

В-шестых, зарубежные инвесторы получают возможность приблизить свое производство к чрезвычайно емкому внутреннему рынку КНР при этом экономится время, уменьшаются издержки транспортировки и хранения продукции.

В Китае действует законодательство об иностранных инвестициях, которое с точки зрения потенциальных вкладчиков капитала не уступает, а в чем-то и превосходит законодательство других стран, в том числе развивающихся. Речь идет, прежде всего, о перечне и размерах экономических, финансовых и иных льгот.

Подобные преимущества китайского инвестиционного законодательства отмечались рядом специалистов, и, в частности, экспертами Всемирного банка. При этом важно отметить две особенности китайского законодательства - его гибкость и постоянное совершенствование.

Согласно законодательству Китая, возможно создание в стране предприятий с участием иностранного капитала в форме совместных, полностью иностранных, а также кооперационных, (в последнем случае заключение контракта с иностранным инвестором не предполагает единого юридического лица.

В отношении специальных экономических зон действует гибкий налоговый, таможенный и валютный режим. Система льгот для иностранных инвесторов включает:

Налоговые льготы, анализ которых мы проведем в следующем параграфе, посвященном проблеме налогообложения.

Льготы в землепользовании. Плата за землю в Китае устанавливается на более льготных условиях. Например, в Шэньчжэне она составляет 1,0-1,6 юаня за м в год. Для зарубежных китайцев введено освобождение от платы за землю в течение первых пяти лет работы предприятия и 50%-я скидка в течение последующих пяти лет. В Шаньтоу ставки платы за землю варьируются от 0,4 до 1,4 юаня за м2 с 50%-й скидкой для предприятий экспортной ориентации или предприятий, использующих передовую технологию. В Сямэне плата за 1 м земли устанавливается, дифференцировано в зависимости от характера предприятия: для промышленности, транспорта и ресторанов - 7-14 юаней; административных зданий - 2-6 юаней; зон отдыха - 0,2-1,0 юаня; туристских объектов - 6-14 юаней.

Арендная плата за готовые производственные помещения для предприятий с участием иностранного капитала в СЭЗ обычно составляет 15-20 американских долл. за м2 в год.

По закону КНР государство сохраняет за собой собственность на землю при организации предприятий, как правило, она передается совместным предприятиям в аренду на срок от 30 до 70 лет. Вместе с тем в последние годы довольно широкое распространение получила такая практика, как продажа прав землепользования иностранным предпринимателям. Пуская в продажу право на землепользование, руководство зон определяет предназначение использования земли, которое не может быть изменено иностранными арендаторами без согласования.

Сопоставляя правовые нормы регулирования привлечения и использования иностранных инвестиций с китайскими аналогичными нормами, можно и следует проанализировать и выделить некоторые особенности законодательства КНР в рассматриваемой области.

В области договорно-правовых гарантий в КНР опубликованы «Закон о смешанных предприятиях с использованием китайских и иностранных капиталовложении» от июля 1979 г., Закон «Об иностранных предприятиях» от 2 апреля 1984 г. Закон «О китайско-иностранных кооперативных, хозяйственных предприятиях» от 13 апреля 1988 г., «Закон о маркировке», «Закон о патентоведении» и другие и соответствующие инструкции об их применении. Таким образом, создана более совершенная законодательная база для иностранных инвестиций. Кроме того, КНР вступила в Мировую организацию патента и изобретения, а также присоединилась к Парижскому договору о защите промышленных прав. В ближайшее время КНР оформит свое членство в ВТО.

Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны, и приток иностранных капиталов с каждым годом растет: с 1980 по 2000 г. он вырос почти в 4,5 раза. К 2006 г. в Поднебесной числилось почти 400 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. Контрактный объем инвестиций - более 600 млрд долл.

Главными прямыми инвесторами в экономику Китая выступают Тайвань, Сянган, Аомэнь, Сингапур, Индонезия, т.е. страны, где проживает больше всего китайцев. Предприниматели Тайваня, Сянгана, Аомэня, Сингапура - главные инвесторы в экономику Китая. Их вклад составляет 60-80% суммы всех вкладов деловых кругов остальных стран мира. В последние годы Тайвань превратился во второго после Гонконга инвестора в экономику КНР, а после включения Гонконга в геополитическую систему Китая - в инвестора номер один.

Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25-30% ежегодно. Если в 1979 г. во внешней торговле формировалось менее 10% ВНП страны, в 1993 - почти 36%, то в 1998 г. (на июль) - более 45%, в июле 2003 г. - около 50%. В связи с экономическим и финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии в конце XX в. Китай активно осваивал рынки в Европе, Африке, Латинской Америке, в США. За это время экспорт КНР в страны Евросоюза вырос более чем на 25%, в Африку - на 45%, в Латинскую Америку - на 38%, в США - почти на 20%. Дефицит торгового баланса США с КНР в 2005 г. составил около 150 млрд долл. Защита торговых интересов страны - характерная черта пекинских лидеров. На конец 2006 г. по золотовалютным запасам Китай превзошел Японию и почти в 2 раза - Россию. Надо особо отметить, что КНР предпочитает покупать золото, а в последнее время - евро, не надеясь на прочность доллара.

Что касается внешнеэкономических связей Китая и России, то огромный китайский рынок осваивается в первую очередь представителями нашего военно-промышленного комплекса. В КНР мы

Демографическая политика

В основе промышленно-экономической стратегии Китая лежит концепция ресурсосбержения. Но для того чтобы выйти на уровень материального достатка среднеразвитых стран Европы, о чем объявило китайское руководство, КНР потребуются природные ресурсы еще одной планеты «по имени Земля». Отсюда и выдвижение тезиса «демографического империализма». Авторы этого тезиса У. Гогуан и Ван Чжаоцзюнь в книге «Китай после Дэн Сяопина: десять сущностных проблем» пишут, что любой стране мира будет угрожать крах, если хотя бы 10% китайцев устремятся за пределы своей страны. Этот тезис уже реализуется в Сибири и на нашем Дальнем Востоке.

Даже если Пекину удастся ужесточить демографическую политику «одна семья - один ребенок», то к 2015 г. численность населения КНР возрастет как минимум на 300 млн человек. Примерно на 125-140 млн человек увеличится армия наемных работников.

КНР преодолевает немало серьезных проблем. В частности, по неофициальным данным, почти 1/4 взрослого городского населения - безработные, а это почти 250 млн человек. Такое сложное социальное явление порождает, как правило, настроения эмиграции. Она есть и в Китае: официальная и нелегальная. Китайцы чрезвычайно трудолюбивы, быстро адаптируются в новой обстановке, легко приспосабливаются даже к экстремальным условиям, неприхотливы в еде, легко переносят жару и холод и т.п. Вот эта уверенность в своих силах, способность жить везде и является одной из немаловажных причин готовности безработного жителя Поднебесной к эмиграции.

По данным экспертов, на территории Российской Федерации, особенно на Дальнем Востоке и в Забайкалье, нелегально проживает около 2 млн китайцев. Они занимаются торговлей, земледелием, заводят семьи и получают вид на жительство. Если называть вещи своими именами, идет тихая, ползучая китаизация приграничных земель России, особенно Приморья. Всего же китайцы с помощью официальных и неофициальных каналов «осваивают» 72 страны мира.

К концу XX в. демографическая нагрузка на китайские части российско-китайских речных бассейнов превышала российскую в 17 раз. Немалая часть китайцев (по российским стандартам) вовлечена в различные формы проникновения на юг Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири, а также на территории Казахстана и Киргизии, куда также активно проникают китайские казахи и киргизы. Не сняли китайцы и своих претензий в отношении Горно-Бадахшанской области в Таджикистане.

Политика «демографического империализма», т.е. усиливающиеся миграционные процессы из Китая, могут повлиять и на умы среднеазиатских республик.

Если учесть, что население Средней Азии удваивается через каждые 23-25 лет, а его расселение жестко ограничено пустынями и высокогорными территориями, то не исключено, что внимание узбеков, казахов, киргизов, как и китайцев, может быть привлечено к жизненным пространствам Алтая, Сибири. Пока же в Средней Азии идет борьба за перераспределение сфер национального влияния и пересмотр нарезанных в начале 1920-х гг. границ. Так, Ферганская долина после ликвидации СССР превратилась в объект острых территориальных разногласий между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном.

Сейчас таких территориальных споров между тремя бывшими советскими республиками более десятка. Они принесли уже кровь и трагедии для тысяч людей. Эти военные конфликты «выдавливают» в основном русское население (но не только русское) в Россию. Но в этно-территориальные конфликты, происходящие в Средней Азии, Казахстане, Киргизии, могут вмешаться не только этнические казахи и киргизы Китая, но и уйгуры, монголы, тибетцы, проживающие на северо-западе КНР, во Внутренней Монголии. Что касается Внешней Монголии, то территория ей не нужна, жизненного пространства населению хватает, но подпирает с юга могучий сосед - Китай. Куда пойдет его экспансия? В Улан-Баторе этого не знают, как не знают и в Москве.

Сущность геополитики Китая

На протяжении столетий геополитика Китая носила двойственный характер. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, «Срединное царство» принадлежало к Rimland, «береговой зоне» Тихого океана, а с другой - Китай никогда не был талассократическим государством, так как всегда ориентировался на континентальные архетипы. Само историческое название Китая - «Срединное царство» - говорит о его теллурократических устремлениях.

С начала XIX в. Поднебесная постепенно превращается в полуколонию Запада (преимущественно Великобритании). Поэтому вплоть до 3 октября 1949 г. (победа народа под руководством коммунистов над Гоминьданом) геополитика Китая была в своей основе атлантистская. Китай выступал в качестве евразийской береговой базы Запада. После победы над Гоминьданом и провозглашения Китайской Народной Республики в течение десяти лет Китай шел в русле просоветской - евразийской по сути - политики. Затем КНР исповедовала идеологию автаркии - опоры на собственные силы.

После смерти Мао Цзедуна КНР с конца 1970-х гг. вновь стала входить в русло атлантистской геополитики. Это было обусловлено прагматической философией Дэн Сяопина (отца китайских реформ) и его сторонников. Больше дивидендов получал Китай от контактов с Западом, нежели с СССР, а теперь с Россией: во-первых, на Западе - деньги, кредиты, технологии, необходимые для индустриального развития КНР: во-вторых, пекинское руководство смотрело в XXI в. - население Китая к середине будущего тысячелетия перевалит за 1,5 млрд человек, значит, нужны новые территории, а они есть только на Севере и Дальнем Востоке. Следовательно, дружба с СССР, а сейчас с Россией связывает свободу геополитических действий Китая в Монголии, Забайкалье, в Казахстане и на Дальнем Востоке. Отсюда можно сделать вполне обоснованный вывод, что Китай опасен для России и как геополитическая база атлантизма, и как огромный инкубатор по производству людских ресурсов (общеизвестно, что Китай - страна самой высокой в мире демографической плотности).

Вашингтон очень хочет сделать Пекин своим союзником. В свое время была опубликована статья К. Либерталя «Стал ли Китай нашим союзником?», где, в частности, говорится, что американские отношения с Китаем значительно улучшились по сравнению с теми временами, когда администрация Буша вступила в Белый дом, объявивши Китай «стратегическим конкурентом». Ныне, по мнению автора, признаки серьезного сотрудничества налицо повсюду. Например, Китай сотрудничает с США в глобальных усилиях борьбы с терроризмом.

Однако не все так оптимистично, как утверждает американский журналист. Что мешает укреплению отношений Китая с США? А прежде всего авантюристическая политика Вашингтона в Персидском заливе (Пекин страшится повышения цен на нефть), а также отношения США и КНДР. Кроме того, китайские военные «весьма подозрительны к недавнему наращиванию военной мощи в соседствующих с КНР районах, усилению военных контактов США с Тайванем и продаже ему оружия» 1 .

Создается впечатление, что главная целевая установка Китая на настоящем этапе - избежать ввязывания в какое бы то ни было подобие «холодной войны» с США, выигрывать время как для всемирного укрепления собственной экономики, так и для формирования надежного геополитического тыла: преимущественно в Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

Показательно, что после демонстрации укрепления китайско-американских связей одним из основных направлений дипломатической активности Китая были страны АСЕАН. Тут при действенном участии КНР разворачиваются работы по внушительным проектам строительства Трансазиатского газопровода, Паназиатской железной дороги, по Программе освоения зоны р. Меконг. Китай подписал соглашения о сотрудничестве в финансовой сфере с Малайзией, о предоставлении кредитов Индонезии.

Объем торговли Китая со странами АСЕАН растет ежегодно. Предполагается завершить в 10-летний срок процесс формирования совместной зоны свободной торговли Китая и АСЕАН. В речах официальных лиц, уже муссируется идея о создании «азиатской валюты» наподобие евро, основой для чего послужил бы, разумеется, китайский юань.

Вопросы субрегионального экономического сотрудничества в бассейне р. Меконг активно обсуждались и осенью 2003 г. Не замаячила ли впереди перспектива формирования чего-то подобного «Восточно-Азиатскому СЭВу» - масштабному экономическому союзу, который помог бы обеспечить Востоку экономическую базу в противостоянии хищническому натиску Запада? «Антитеррористическая война», развернутая Соединенными Штатами, их авантюрная ближневосточная политика, агрессивный курс по отношению к мифической «оси зла» как нельзя лучше благоприятствуют вызреванию такой тенденции.

«Восточно-Азиатский СЭВ» (или нечто в этом духе) явился бы надежным геополитическим тылом Китая, послужил бы ему страховкой на случай опасных боев при вовлечении в мировую глобализацию, руководимую Соединенными Штатами.

Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток иностранных капиталов с каждым годом растет. С 1980 по 1998 гг. приток иностранных капиталов вырос почти в 4 раза. На середину 1998 г. в Поднебесной числилось более 314,5 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. Контрактный объем инвестиций - 545, 37 млрд. долл.6

Главными прямыми инвесторами в экономику Китая выступают Тайвань, Сянган, Аомэнь и Сингапур, т. е. страны, где больше всего проживает китайцев. Предприниматели Тайваня,

[Гонконга, Аомэня, Сингапура - главные инвесторы в экономику Китая. Их вклад составляет 60-80% суммы всех вкладов деловых кругов всех остальных стран мира.

В последние годы Тайвань превратился во второго после Гонконга инвестора в экономику КНР, а после включения Гонконга геополитическую систему Китая - в инвестора номер один.

Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25-30% ежегодно. Если в 1979 г. во внешней торговле формировалось менее 10% ВНП страны, в 1993 - почти 36%, то в 1998 г. (на июль) - .более 45%7. В первом полугодии 1998 г. общий объем внешнего товарооборота КНР достиг 151,4 млрд. долл.: экспорт составил 87, а импорт - 64,4 млрд. долл. В связи с кризисом в Юго-Восточной Азии Китай активно осваивал рынки в Европе,- Африке, Латинской Америке. Экспорт КНР в ЕС в 1998 г. возрос на 25,5:, в США - на 18,1%, в Африку - на 44,7%, Латинскую Америку - на 38,1% и т.д.3

Китай, как и Япония, имеет в торговле с США положительное сальдо (более 30 млрд. долл. в год) и по его размерам занимает второе место после Японии.

Любая геополитическая напряженность между Китаем и США будет способствовать усилению японо-китайских связей, усилению японского капитала АТР. Эта угроза способствует объединению стратегических интересов США и Китая. Кроме экономических интересов на сближение двух стран «работает» историческая память китайцев и американцев - память о преступлениях японцев накануне и в годы Второй мировой войны.

Связи Японии и Китая стали завязываться в 60-е годы, во время «холодной» и особенно «горячей войны» между СССР и Китаем (бои на острове Даманском), Китаем и Вьетнамом. Япония выступает преимущественно в качестве кредитора, и сейчас является главным торговым партнером Китая, который является чаще всего покупателем японской техники, технологии и товаров. Безусловно, Япония стремится сдержать наращивание китайского технико-технологического и экспортного потенциала, не пуская соседа на традиционные рынки сбыта своей продукции. Обострились японо-китайские экономические, торговые отношения во второй половине 90-х годов конца XX в.: островное государство испытывает депрессию, ежегодный прирост ВВП в Японии не превышает 2%, а китайская экономика, несмотря на жесточайший финансово-экономический кризис в странах АТР, давала и дает прирост ВВП по 10-8% в год9.

Поэтому хотя КНР и Япония заинтересованы в развитии двусторонних экономических и торговых связей, но в то же время выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы и т.д.

Увеличивают продажу своих товаров в Китае Англия, Германия, Франция и Италия. Но в последние годы они стали больше уделять внимания росту прямых капиталовложений в экономику этой страны.

Для отношений КНР со странами АСЕАН и «четырьмя малыми драконами» характерны процессы конкуренции, притяжения и отталкивания. Тем не менее в отношениях с «малыми драконами» главной линией является становление экономической и производственной кооперации. В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая. По оценкам западных специалистов, на Тайване разработана долгосрочная программа, предусматривающая превращение его в азиатско-тихоокеанский региональный экономический центр, способный занять центральное место в АТР и даже в мире. Тайвань намерены сделать операционной базой инвестиционной и предпринимательской деятельности местных и иностранных компаний. Кроме того он, по замыслу разработчиков программы, должен стать центром обрабатывающей промышленности, финансовой, телекоммуникационной и транспортной активности в АТР, т. е. превратиться в лидера в развитии региональной экономической интеграции10.

В Китае тоже имеется аналогичный план - «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом в 100 млн. человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР11. На этом вопросе мы останавливаемся потому, что в XXI в, вероятнее всего произойдет объединение двух Китаев в один и тогда он превратится в: самую мощную финансово-экономическую империю

Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток ино­странных капиталов с каждым годом растет. С 1980 по 1998 гг. приток иностранных капиталов вырос почти в 4 раза. На сере­дину 1998 г. в Поднебесной числилось более 314,5 тыс. предпри­ятий с участием иностранного капитала. Контрактный объем инвестиций - 545, 37 млрд. долл. 6

Главными прямыми инвесторами в экономику Китая высту­пают Тайвань, Сянган, Аомэнь и Сингапур, т. е. страны, где больше всего проживает китайцев. Предприниматели Тайваня,

[Гонконга, Аомэня, Сингапура - главные инвесторы в экономику Китая. Их вклад составляет 60-80% суммы всех вкладов деловых кругов всех остальных стран мира.

В последние годы Тайвань превратился во второго после Гонконга инвестора в экономику КНР, а после включения Гонконга геополитическую систему Китая - в инвестора номер один.

Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25-30% еже­годно. Если в 1979 г. во внешней торговле формировалось менее 10% ВНП страны, в 1993 - почти 36%, то в 1998 г. (на июль) - .более 45% 7 . В первом полугодии 1998 г. общий объем внешнего товарооборота КНР достиг 151,4 млрд. долл.: экспорт составил 87, а импорт - 64,4 млрд. долл. В связи с кризисом в Юго-Восточной Азии Китай активно осваивал рынки в Европе,- Аф­рике, Латинской Америке. Экспорт КНР в ЕС в 1998 г. возрос на 25,5:, в США - на 18,1%, в Африку - на 44,7%, Латинскую Америку - на 38,1% и т.д. 3

Китай, как и Япония, имеет в торговле с США положитель­ное сальдо (более 30 млрд. долл. в год) и по его размерам зани­мает второе место после Японии.

Любая геополитическая напряженность между Китаем и США будет способствовать усилению японо-китайских связей, усилению японского капитала АТР. Эта угроза способствует объединению стратегических интересов США и Китая. Кроме экономических интересов на сближение двух стран «работает» историческая память китайцев и американцев - память о пре­ступлениях японцев накануне и в годы Второй мировой войны.

Связи Японии и Китая стали завязываться в 60-е годы, во время «холодной» и особенно «горячей войны» между СССР и Китаем (бои на острове Даманском), Китаем и Вьетнамом. Япо­ния выступает преимущественно в качестве кредитора, и сейчас является главным торговым партнером Китая, который является чаще всего покупателем японской техники, технологии и товаров. Безусловно, Япония стремится сдержать наращивание ки­тайского технико-технологического и экспортного потенциала, не пуская соседа на традиционные рынки сбыта своей продук­ции. Обострились японо-китайские экономические, торговые отношения во второй половине 90-х годов конца XX в.: остров­ное государство испытывает депрессию, ежегодный прирост ВВП в Японии не превышает 2%, а китайская экономика, не­смотря на жесточайший финансово-экономический кризис в странах АТР, давала и дает прирост ВВП по 10-8% в год 9 .


Поэтому хотя КНР и Япония заинтересованы в развитии двусторонних экономических и торговых связей, но в то же вре­мя выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы и т.д.

Увеличивают продажу своих товаров в Китае Англия, Герма­ния, Франция и Италия. Но в последние годы они стали больше уделять внимания росту прямых капиталовложений в экономику этой страны.

Для отношений КНР со странами АСЕАН и «четырьмя ма­лыми драконами» характерны процессы конкуренции, притяже­ния и отталкивания. Тем не менее в отношениях с «малыми драконами» главной линией является становление экономиче­ской и производственной кооперации. В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая. По оценкам западных спе­циалистов, на Тайване разработана долгосрочная программа, предусматривающая превращение его в азиатско-тихоокеанский региональный экономический центр, способный занять цен­тральное место в АТР и даже в мире. Тайвань намерены сделать операционной базой инвестиционной и предпринимательской деятельности местных и иностранных компаний. Кроме того он, по замыслу разработчиков программы, должен стать центром обрабатывающей промышленности, финансовой, телекоммуни­кационной и транспортной активности в АТР, т. е. превратиться в лидера в развитии региональной экономической интеграции 10 .

В Китае тоже имеется аналогичный план - «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом в 100 млн. человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР 11 . На этом вопросе мы останавливаемся потому, что в XXI в, вероятнее всего про­изойдет объединение двух Китаев в один и тогда он превратится в: самую мощную финансово-экономическую империю.

Загрузка...