aracs.ru

Оноре де Бальзак. Повесть «Гобсек». Изображение губительной власти денег в повести О. де Бальзака «Гобсек. Губительная сила денег в повести Бальзака «Гобсек

Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма XIX века. Творческая манера писателя вобрала в себя все самое лучшее от таких мастеров художественного слова, как Рабле, Шекспир, Скотт и многие другие. В то же время, Бальзак внес в литературу много нового. Одним из самых значительных памятников этого выдающегося писателя стала повесть "Гобсек".

В повести в концентрированной форме отразилось понимание Бальзаком законов буржуазного мира, пришедшее к нему еще во времена его работы в нотариальной конторе. Писатель видел изнутри и потому мог так ослепительно изобразить весь "смазанный маслом механизм любого богатства". И в своей повести он раскрывает всю сущность буржуазного общества, где в законе грабеж, предательство, грязные махинации. Со всей силой драматизма демонстрирует автор бесчисленные трагедии, порожденные господством в обществе отношений купли-продажи, типичные конфликты на почве "всемогущества, всеведения, все благости денег". Борьба за

Состояние становится уже не дополнением или деталью, а основой сюжета, центральной идеей всего повествования.

Главный герой повести - миллионер-ростовщик - один из властителей новой Франции. Его образ очень сложен и противоречив. "В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное", - говорит о нем адвокат Дервиль. Прошлое героя довольно неопределенно: возможно он был корсаром и избороздил все моря и океаны, торговал людьми и государственными тайнами. Полна загадок также и его настоящая жизнь. Неизвестны истоки его несметного богатства. Но одно не вызывает сомнений - это личность исключительная, сильная, наделенная глубоким философским складом ума. Гобсек способен подмечать мелкие детали и с уникальной проницательностью судить о мире, жизни и человеке. Эти качества героя в некотором смысле даже симпатичны автору. Однако, к сожалению, свой ум и проницательность Гобсек направляет в неправильное русло. Исследуя законы мира, он приходит к выводу, что "в золоте сосредоточены все силы человечества... что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? Золото - вот духовная сущность всего общества". Именно вокруг финансов вращается вся общественная жизнь, только к золоту направлены все помыслы людей. И придя к такому пониманию законов жизни, Гобсек делает подобную идеологию руководством к собственным поступкам. Деньги полностью поработили его ум и мысли. "Этот старикашка, - говорит Дервиль, - вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением золота". Да, культ золота у Гобсека освящен философски осмысленным могуществом финансов и вызывает некоторую общественную активность героя. Однако золото уже стало для него самой поставленной задачей и содержанием всей жизни, постепенно вытеснив из его души все положительные начала, которые, возможно, могли бы проявиться при других обстоятельствах. Давая финансы в задолженность под невероятно большие проценты, ростовщик откровенно грабил людей, бессовестно пользуясь их бедственным положением, крайней нуждой и полной зависимостью от него. Черствый, бездушный, он стал уже даже не просто жестоким человеком, а "человеком-автоматом", "человеком-векселем".

Губительное начало, заключенное в накопительской страсти, страсти к деньгам вызывало непримиримое критическое отношение Бальзака к буржуазии, стремившейся утверждать с помощью золота свое господство в обществе. Образ Гобсека стал для его создателя живым воплощением той могущественной хищнической силы, которая неудержимо пробивалась к власти, не останавливаясь ни перед чем, используя любые, даже самые невысокие и подлые средства для достижении своей цели, и ни на секунду не сомневаясь в себе. Автор пытался разобраться в сущности этой силы, в ее истоках, для того, чтобы как можно более ослепительно и правдиво вскрыть все ее основы, разоблачить, показать миру во всей ее подлости и низости, пробудить в людях человеческое сознание, мораль, нравственность. Писатель решительно критикует материальные интересы, на которых строилась политика, государственная власть, законы. И делает это настолько убедительно и правдиво, что из его книг, по словам Ф. Энгельса, мы узнаем больше, "чем из книг всех специалистов - историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых".

Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма XIX века. Творческая манера писателя вобрала в себя все самое лучшее от таких мастеров художественного слова, как Рабле, Шекспир, Скотт и многие другие. В то же время, Бальзак внес в литературу много нового. Одним из самых значительных памятников этого выдающегося писателя стала повесть “Гобсек”.
В повести в концентрированной форме отразилось понимание Бальзаком законов буржуазного мира, пришедшее к нему еще во времена его работы в нотариальной конторе. Писатель видел изнутри и потому мог так ярко изобразить весь “смазанный маслом механизм любого богатства”. И в своей повести он раскрывает всю сущность буржуазного общества, где в законе грабеж, предательство, грязные махинации. Со всей силой драматизма демонстрирует автор бесчисленные трагедии, порожденные господством в обществе отношений купли-продажи, типичные конфликты на почве “всемогущества, всеведения, все благости денег”. Борьба за
Состояние становится уже не дополнением или деталью, а основой сюжета, центральной идеей всего повествования.
Главный герой повести – миллионер-ростовщик – один из властителей новой Франции. Его образ очень сложен и противоречив. “В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное”, – говорит о нем адвокат Дервиль. Прошлое героя довольно неопределенно: возможно он был корсаром и избороздил все моря и океаны, торговал людьми и государственными тайнами. Полна загадок также и его настоящая жизнь. Неизвестны истоки его несметного богатства. Но одно не вызывает сомнений – это личность исключительная, сильная, наделенная глубоким философским складом ума. Гобсек способен подмечать мелкие детали и с уникальной проницательностью судить о мире, жизни и человеке. Эти качества героя в некотором смысле даже симпатичны автору. Однако, к сожалению, свой ум и проницательность Гобсек направляет в неправильное русло. Исследуя законы мира, он приходит к выводу, что “в золоте сосредоточены все силы человечества… что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? Золото – вот духовная сущность всего общества”. Именно вокруг денег вращается вся общественная жизнь, только к золоту направлены все помыслы людей. И придя к такому пониманию законов жизни, Гобсек делает подобную идеологию руководством к собственным поступкам. Деньги полностью поработили его ум и мысли. “Этот старикашка, – говорит Дервиль, – вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением золота”. Да, культ золота у Гобсека освящен философски осмысленным могуществом денег и вызывает некоторую общественную активность героя. Однако золото уже стало для него самой целью и содержанием всей жизни, постепенно вытеснив из его души все положительные начала, которые, возможно, могли бы проявиться при других обстоятельствах. Давая деньги в долг под невероятно большие проценты, ростовщик откровенно грабил людей, бессовестно пользуясь их бедственным положением, крайней нуждой и полной зависимостью от него. Черствый, бездушный, он стал уже даже не просто жестоким человеком, а “человеком-автоматом”, “человеком-векселем”.
Губительное начало, заключенное в накопительской страсти, страсти к деньгам вызывало непримиримое критическое отношение Бальзака к буржуазии, стремившейся утверждать с помощью золота свое господство в обществе. Образ Гобсека стал для его создателя живым воплощением той могущественной хищнической силы, которая неудержимо пробивалась к власти, не останавливаясь ни перед чем, используя любые, даже самые низкие и подлые средства для достижении своей цели, и ни на секунду не сомневаясь в себе. Автор пытался разобраться в сущности этой силы, в ее истоках, для того, чтобы как можно более ярко и правдиво вскрыть все ее основы, разоблачить, показать миру во всей ее подлости и низости, пробудить в людях человеческое сознание, мораль, нравственность. Писатель решительно критикует материальные интересы, на которых строилась политика, государственная власть, законы. И делает это настолько убедительно и правдиво, что из его книг, по словам Ф. Энгельса, мы узнаем больше, “чем из книг всех специалистов – историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Сочинение Французский писатель Оноре де Бальзак по праву считается одним из величайших романистов XIX века. Главная особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, – он написал историю целого общества, которую назвал потом “Человеческая Read More ......
  2. Создавая “Человеческую комедию”, Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти Read More ......
  3. Повесть “Гобсек” есть очень важным звеном идейно-тематического стрежня всей “Человеческой комедии”. Повесть “Гобсек” извне комедийнее, чем другие произведения Бальзака: относительно охвата жизненного материала, зато и более симптоматичная, показательная, “наглядная”. Она содержит в себе сконцентрированную характеристику скупости, и не только реалистически-бытовую, Read More ......
  4. Гобсек – личность, судя по всему, отрицательная. Ростовщик, бывший корсар. Человек с каменным сердцем, играющий судьбами людей. Такими не рождаются – такими становятся. Человек рождается со всеми человеческими достоинствами и недостатками, и жизни теряет многие из них. В зависимости от Read More ......
  5. Опыт убеждает, что очень непростым есть осмысления образа главного героя повести, так как, понять “Романтические и реалистические черты неоднозначного образа “философа и скряги” Гобсека” очень сложно. Объединение черт романтизма и реализма в “художественной системе” Бальзака вообще и в повести “Гобсек” Read More ......
  6. 1. Тема власти денег в мире и в душе человека. 2. Накопление и расточительство. 3. Нравственная деградация личности. Смерть ожидает тебя – так истрать, не жалея, богатства; Но не окончена жизнь: побереги-ка добро. Мудр только тот человек, кто, постигнув и Read More ......
  7. В мировой литературе нам известно множество примеров, когда писатели всесторонне изображали современное им общество, со всеми его недостатками и положительными чертами. Писатели остро реагировало на событии, которые происходили с его народом, изображая их в своих романах, повестях, рассказах и поэмах. Read More ......
  8. “Человеческая комедия” Бальзака, в которую входит и повесть Гобсек”, до сих пор не утратила своей актуальности. Возможно, потому, что люди с тех пор мало изменились. Доброта, чуткость, преданность, чистота по-прежнему противостоят злу, зависти, жестокости, алчности. Если оставить в стороне экономические Read More ......
Изображение губительной власти денег в повести О. Бальзака “Гобсек”

Сочинение

Роль денег в современном обществеглавная тема в творчестве Бальзака.

Создавая \"Человеческую комедию\", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - \"Гобсек\" и \"Евгения Гранде\".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков.

Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.

Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям.

Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде - коренастый \"добряк\" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества.

Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

Я прочитала повесть Бальзака «Гобсек». В этой повести автор рассказывает об истории жизни Гобсека. Этот человек занимался в Париже ростовщичеством. Он не видел ничего зазорного в своей профессии, отдавался этому целиком. За свою жизнь Гобсек повстречал немало людей. Он видел достойных людей на грани нищеты, богатеев, которые заслуживали презрения. Гобсек искренне восхищается людьми честными. Он пытается заработать на всем и на всех. Даже своему другу Дервилю он соглашается дать деньги взаймы под проценты.

В течение жизни в характере Гобсека остается все меньше положительных качеств. Окружающие люди вызывают у него все меньше сочувствия. Он не хочет отдавать наследство молодому графу де Ресто. Но жаждой денег в этом произведении страдал не только Гобсек, но и графиня де Ресто. В пылу гнева на умершего мужа, из-за страха за будущее детей она сжигает бумаги мужа. Из-за этого все наследство переходит во власть Гобсека. Рассказчик пытается доиться от Гобсека возврата наследства де Ресто, но Гобсек отказывается это сделать.

В конце жизни Гобсек оказывается одиноким богатеем. Он безумно богат, но живет нищенский образ жизни. После его смерти рассказчик обнаружил несметные богатства. Это было золото, драгоценные камни, паштеты, колбасы, кофейные зерна, сахар, специи и многое другое. Самое страшное заключалось в том, что большая часть продуктов была испорчена. Гобсек из-за своей неуемной жадности не мог сойтись в цене с торговцами, чтобы продать им эти товары. В итоге они портились и пропали, не принеся пользы.

Именно в этом и заключалась губительная власть денег над Гобсеком и над графиней де Ресто.

I вариант

Просто удивительно, как деньги меняют и порабощают лю-дей! «Если бы сам король был мне должен, графиня, и не запла-тил в срок, я бы подал на него в суд...», — так говорит ростовщик Гобсек графине де Ресто, разоряющей ради негодяя Максима де Трая своих детей. Ростовщика развлекает возможность заглянуть в самые сокровенные глубины человеческого сердца, в чужую жизнь без прикрас. Слиток металла в руках человека-автомата равноце-нен человеческому сердцу: «Я вижу у себя только затравленных оленей, за которыми гонится целая свора заимодавцев». Тайная цена векселей, попадающих в руки ростовщика, — отчаяние, глу-пость, опрометчивость, любовь или сострадание. Своих клиентов Гобсек сравнивает с актерами, дающими театральное представле-ние для него, а себя — с Богом, читающим в их сердцах. Он любит пачкать грязными башмаками ковры в роскошных домах — не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости.

Гобсек считает, что нет на земле ничего порочного, есть только условности, незыблемо только чувство, вложенное природой, ->- инстинкт самосохранения. Из всех земных благ он выделяет только одно, достаточно надежное, чтобы стоило гнаться за ним, — золо-то. А единственная его утеха — тщеславие. Золото в зародыше со-держит человеческие пороки и прихоти, материальные возможно-сти. Золото Гобсека владеет миром, в этом его счастье и утеха, он развлекается, управляя судьбами людей и наблюдая их страсти. Ростовщик утверждает, что он достаточно богат, чтобы покупать совесть клиентов, управлять всесильными министрами. Гобсек — властитель судеб парижан, тихий, никому не ведомый. Для него вся жизнь — машина, которую приводят в движение деньги, золото — духовная сущность всего общества. Но ростовщик ненавидит своих наследников и не допускает мысли, что кто-то станет владельцем его состояния.

Никто из его соседей не знает, беден он или богат, есть ли у него родные, друзья. Из-за чрезмерной скрытности и осторожности Гоб-сек отказался от собственной золотой монеты, выпавшей из карма-на и любезно поднятой соседом. Его морщины хранят тайну страш-ных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, богатства и разорения, смертельных опасностей. Ростовщик пере-пробовал все возможности для обогащения, даже пытался найти золото, зарытое в Америке.

С годами разбогатевший Гобсек превратился в тайну за семью печатями, в золотого истукана, не знающего, что в мире есть лю-бовь женщины и счастье, чувства, есть Бог. Для Гобсека мир суще-ствовал только для того, чтобы исколесить его и обшарить, взве-сить, оценить и ограбить. Но все, конечно, относительно. И Гобсек умирает в полном одиночестве, а деньги и дворцы, как известно, в могилу с собой не заберешь.

II вариант

Вершина французского критического реализма — это творче-ство Оноре де Бальзака, крупнейшего мастера реалистического ро-мана.

Одним из лучших произведений Бальзака является повесть «Гоб-сек», герой которой является олицетворением власти золота над людьми. Гобсек, которому было уже 76 лет, снимал две бедно об-ставленные комнатки в одном из мрачных, сырых домов Парижа. Это был «человек-автомат», озабоченный тем, чтобы вовремя взыс-кивать высокие проценты с векселей своих жертв, одолживших у него деньги, или, поскольку «дела заканчивались именно так, при-сваивать себе их имущество и драгоценности».

Гобсек, проникнувшись доверием к Дервилю, делился с ним своими мыслями. У него была последовательная, но пугающая сво-ей откровенностью, своим цинизмом, система взглядов, в которой мы, читатели, без труда обнаружим житейскую философию скряги.

«Из всех земных благ, — говорил Гобсек, — есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это...

золото. Деньги — это товар, который можно со с покой ной совестью продавать дорого или дешево, в зависимости от обстоятельства.

Гобсек не верил в нравственность людей, в их порядочность. «Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и бога-тыми, везде она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем по-зволять, чтобы другие тебя давили». Гобсек — ростовщик того вре-мени, когда деньги становятся важнейшей силой общественной жизни. Люди, подобные Гобсеку, владея ими в неограниченном количестве, держат в своих руках коммерсантов и дельцов, мини-стров и аристократов Сен-Жерменского предместья, писателей и артистов. Распоряжаться судьбами, а Может быть, и жизнью этих" людей, считающих себя «солью земли»г диктовать им свои усло-вия, быть свидетелем их унижения — вот чем упоен Гобсек.

«Мой взор подобен взору господа, — говорит Гобсек. — Я читаю в сердцах; ничто не скроется от меня, нив чем нет отказа тому, кто затягивает и развязывает денежный мешок. Я достаточно богат для того, чтобы купить совесть тех, кто управляет министрами, начи-ная от канцелярских служителей и кончая их любовницами. Разве это не власть? Я могу, имея самых красивых женщин, пользоваться их самыми нежными ласками. Разве это не наслаждение?»

Гобсек воплощает в себе наиболее отрицательные черты стяжа-тельства. Он наделен недюжинным умом, способным к широким обобщениям. В основе его взглядов на жизнь лежит философия целой эпохи: «В золоте, — говорит Гобсек, — сосредоточены все человеческие силы».

Дервиль верил в человеческое благородство, от Гобсека он узнал правду о жестокой борьбе, тем более трагическими показались Дер- вилю сцены, связанные с разорением семьи Ресто, свидетелем ко-торых он стал.

Дервиль понял зловещую причину господства Гобсека над мно-гими людьми, а также истинную причину их трагедий, которые все-гда имели общую основу: один отнимал деньги у другого. «Да не-ужели все сводится кденьгам!» — восклицает он. Гобсек для Бальза-ка — живое воплощение той хищнической силы, которая настой-чиво пробивается к власти.

А что же делается сейчас, ушли ли мы на шаг вперед или оста-лись на месте? Все утверждают, что мы идем к прогрессу, но так ли это? Все отношения строятся на деньгах, ничего не происходит без них. Редко заключаются браки, основанные на настоящей любви. И хочется спросить, существуютли сейчас гобсеки?

Да! Наш мир, наше время просто наполненотакими скупыми людь- м и, работающи м и только ради денег. Как же может развиваться куль- тура, образование, если мы стоим на месте? Губительная властьденег взяла верх над человечеством. Спасти себя можем только мысами.

III вариант

Превыше всяких благ для них купон и рента...

«Нерв жизни» своего времени, «духовную сущность всего ны-нешнего общества», одновременно Зло и Божество буржуазного мира Бальзак видел в денежных отношениях, господствовавших над всем. Новое божество, фетиш, кумир—деньги, коверкали челове-ческие жизни, отнимали детей у родителей, жен у мужей... За от-дельными эпизодами новеллы «Гобсек» стоят все эти проблемы.

В центре повествования — фигура ростовщика Гобсека, в кото-ром воплощена сущность денежного общества. Гобсек — сухонький остроносый старикашка, прячущий желтые, как у хорька, глаза без ресниц под большим козырьком потрепанного картуза, с бледным бесстрастным лицом, «точно вылитый из серебра», — олицетворе-ние скупости. Он живет в бедной комнате с жидким ковриком у кровати и окошечком-глазком на входной двери, питается хлебом и кофе с молоком, ходит в поношенном платье, а в кладовой у него гниют горы снеди, сложены кучи золота и серебра, которые он не доверяет банку. Его скупость превратилась в маниакальную страсть, бессмысленное накопительство на пороге смерти приобрело харак-тер безумия. Нищий-богач сохнет и чахнет среди сокровищ. Долж-ники расплачиваются с Гобсеком и деньгами и натурой; они тащат ему столовое серебро и шкатулки с фамильными драгоценностями, корзины со свежей рыбой и паштеты. Он мог бы продать эти при-пасы какому-нибудь владельцу лавки, но опасается, что тот даст цену меньше рыночной. И припасы гниют. Смрад разложения, мертвые груды добра под замком — и среди них умирающий стари-кашка, трясущийся над своими сокровищами. Накопление пре-вратилось у Гобсека в самоцель. Алчная страсть сожрала его.

Итог жизни ростовщика достоин его — он умирает одиноким, всеми презираемый, в грязной комнате. Уходит из жизни один из кровососов — уходит, оставляя миллионы, нажитые на слезах и крови.

В новелле немало черт романтической эстетики. Романтичес-кое преувеличение таинственности и могущества Гобсека придает ему характер почти сверхъестественного существа. Бальзак был противником романтических эффектов, но здесь, видимо, хотел показать разрушительную власть денег. А ведь жизнь Гобсека могла сложиться иначе! С тех пор, как мать определила его юнгой на корабль, он прожил большую, полную превратностей и опаснос-тей жизнь: голодал, терпел насилие и жестокость, был пиратом, шпионом, золотоискателем, но всегда и везде им владела неуем-ная жажда богатства. Ко времени действия новеллы Гобсек — молчаливый, внешне незаметный старик, который на самом деле является одним из властителей Парижа. Гобсек тайно управлял банками, делами биржи, торговлей, кредитами. Это негласное объединение финансистов оказывается единственной реальной властью Франции.

Жизнь Гобсека, вернее се финал, не могла быть иной. Во всей трагической ситуации Гобсек видиттолько свое развлечение — ни-кому из людей он не сочувствует, никого не пытается спасти от самоубийства или казни. Жажда золота вытравила в его душе даже родственные чувства: его единственная наследница кончает с со-бой в невыносимой нужде.

С Дервиля он берет грабительские проценты, а семью графа де Ресто оставляет без средств, воспользовавшись фиктивным заве-щанием и растерянностью графини. У Гобсека существует волчье правило никого не жалеть, никому не помогать, а самому пользо-ваться тем, что можно взять безвозмездно.

Гобсек презирает людей за их неумение пользоваться богат-ством, за неумение сберечь золото, ибо только оно, по его мне-нию, дает истинную силу и власть. Перед ним пресмыкаются аристократы, готовы ползать на коленях светские дамы, потому что у него в руках их гнусные секреты, а в кармане векселя. Рас-суждения его откровенны и циничны: «Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министра-ми через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами. Это ли не власть?.. А разве власть и на-слаждение не представляют собой сущности вашего нового бур-жуазного строя?».

Бальзак делает окончательный вывод о том, что старик все умел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он «не учел» только одного, что накопительство не может быть целью ра-зумной человеческой жизни.

IV вариант

Центральный образ небольшой бальзаковской повести «Гоб-сек» — образ большой обобщающей силы. В нем воплотилась одна из главнейших тем мировой литературы — тема скупости. Гарпагон Мольера, Плюшкин Гоголя, Скупой Пушкина — люди, почувствовавшие власть, которую дают деньги своему обладателю, и подчинившиеся этой власти. Гобсек — еще одна яркая фигура в этой галерее типов.

Профессия Гобсека — ростовщик. Эта профессия дает возмож-ность обогащения, ничего не делая, давая деньги под залог. Гобсек хорошо усвоил главный принцип отношений в обществе: «Таклуч- ше уж самому давить, чем позволить, чтобы тебя давили». Он про-шел суровую школу жизни: «В десятилетнем возрасте... отплыл в голландские владения Ост-Индии, где скитался двадцатьлет». Слу-жил юнгой, был золотоискателем, пиратом, шпионом. Годы скита-ний, отсутствие в жизни героя любви, тепла, участия породили философию паука, обладающего мертвой хваткой.

За бесцветной, незаметной внешностью героя скрывается вы-жидающий своего часа хищник. Богатство его тоже скрыто от чело-веческих глаз за нищенской обстановкой. Здесь едва тлеют головни в камине, письменный стол накрыт потертым сукном. Читатель невольно задает себе вопрос: для чего же этот "человек копит день-ги, если даже ему самому они не приносят никакой радости. Богат-ство само по себе, деньги ради денег — вот цель жизни Гобсека, не знающего ни сочувствия, ни сострадания, «человека-векселя».

Завладев богатством семейства Ресто, Гобсек не хочет расста-ваться с ним даже предчувствуя смерть. Уже тяжело больной, он участвует в крупной афере, не брезгует взятками, подношениями: «Каждое утро он получал дары и алчно разглядывал их, словно ми-нистр какой-нибудь или набоб, обдумывающий, стоит ли за такую цену подписать помилование. Умирающий Гобсек, уже теряя по-следние силы, поднимается с постели: ему чудится, будто по ком-нате катится золото.

Поучая молодого стряпчего Дервиля, Гобсек утверждает, что в мире нет ничего прочного, что понятие нравственности условно, а законы морали — словоблудие, а «из всех земных благ есть только одно достаточно надежное... Это... золото». Он утвержда-ет, что основа отношений между людьми — эгоизм. Он раскры-вает перед Дервилем тайные пружины устройства общества, госу-дарства, где «для охраны своего добра богачи избрали трибуналы, судей, гильотину».

Действительно, рядом с ростовщиком Гобсеком Бальзак пока-зы вает светское общество, в котором деньги властвуют над людьми. Рисуя образ графини де Ресто, автор срывает маску порядочности, утонченности, набожности с аристократии. Графиня роется в доку-ментах только что умершего мужа в страхе перед нищетой, в борьбе за наследство. Разоблаченная в связи с ничтожным человеком, она не мучится раскаяниями, ее совесть — деньги. Большое наслед-ство, полученное молодым де Ресто, примиряет семью Камиллы Гранлье со скандальной репутацией его матери. Деньги — закон жизни не только для буржуа, но и для аристократии.

В повести «Гобсек» Бальзак показывает, что деньги могут пол-ностью подчинить себе человека, лишить его всего человеческого. Эта повесть — грозное предупреждение читателю: пустое накопи-тельство ведет к духовной смерти.

Загрузка...