Главной целью социальной политики социального государства
социальный политика государство современный
Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в регулировании. Встает вопрос о социальной политике. Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) Обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) Выдача помощи на случай безработицы;
4) Обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
5) Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Социальная политика - это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы.
Цели социальной политики:
1) Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны
2) Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе
3) Повышение благосостояния и культуры
Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, - например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.
Существование в обществе потребностей в достижении социальных целей и их опосредованное удовлетворение в результате деятельности государства в экономической и политической областях еще не говорят о наличии целенаправленной социальной политики государства. Собственно социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у него социальных функций, т. е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным, происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов.
Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.
Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнута ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий.
Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен и т.д.
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
1) Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).
2) Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
3) Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4) Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.
Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.
С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство Российской Федерации будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты.
Лекция 5. Социальная политика государства: основные цели, направления и механизмы ее реализации
ПЛАН:
1. Социальная политика как общественная теория и практика. Основные функции социальной политики.
2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики. Экономика труда.
Вопрос 1. Социальная политика как общественная теория и практика
Прежде чем изучать конкретную дисциплину, анализировать научную проблему, необходимо разобраться с используемыми категориями, вникнуть в суть связанных с темой исследования явлений и процессов. В противном случае трудно ожидать позитивного результата. Например, вряд ли целесообразно вести дискуссию о путях развития рынка труда или системы социальной защиты, если участвующие в научном споре вкладывают разный смысл в ключевые понятия.
Итак, в теоретическом и практическом плане важно прежде всего разобраться в категориальном аппарате, определениях, дефинициях социальной политики, а также в исходных понятиях, помогающих раскрыть ее содержание.
Общество и его структура
Слова с русскими корнями общество, общественный и слова с латинскими корнями социум, социальный - синонимы. То же можно сказать и о прилагательных общественный и социальный применительно к явлениям, о которых будет говориться ниже.
Общество - целостная, исторически устойчивая форма (система) совместной жизнедеятельности людей. Целостность и историческая устойчивость (воспроизводимость, возобновляемость) общества обеспечиваются его внутренним строением, структурой.
Структура общества - это его строение, устройство, расчлененное и качественно воспроизводимое единство взаимодействующих частей. Она удерживает (возобновляет), во-первых, организованность общества как целостности (системы) и, во-вторых, порядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность.
Общество, его структуру можно воспринимать по-разному. Можно наблюдать (созерцать), улавливать явную связанность событий, явлений, фактов, отмечать сходства и различия, проблемы и интересы. А можно задаться целью понять причины событий, вероятность их возобновления, определить время актуальности (злободневности, значимости) той или иной проблемы, уяснить внутреннюю (закономерную) связанность интересов, проблем, действий, событий.
Дойти в познании общества до причин, закономерных связей, до предвидения вероятных действий, событий и следствий по силам только научному знанию, которое нацелено на обслуживание активных действий в обществе. Такие действия называются общественной практикой (преобразовательной деятельностью). Общественная наука есть познавательная сторона общественной практики.
Разные части населения озабочены разными проблемами. Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (длящиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные условия и проблемы жизнедеятельности, называется социальной группой.
Общество состоит из социальных групп (самые многочисленные из них - классы). У каждой группы своя правда, свои представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, а также о том, что и как надо было бы изменить. Иными словами, у социальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, даже непримиримые.
Совокупность социальных групп - это социальная структура. Главное здесь - совокупность жизненных проблем групп, сходства и различия их интересов, их представления о желательных и нежелательных переменах, направленность общественно значимых действий и т.п.
Люди и социальные группы живут и действуют в одном обществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотношений социальных групп и классов. Формы таких взаимоотношений разнообразны: гражданское согласие, партнерство, союзы, компромиссы, мирная инициатива, конфликты, вражда, давление, забастовка, борьба, пикет, гражданское неповиновение, насилие, угроза, гражданская война и т.д. И все это - политика.
Политика есть взаимоотношения социальных групп (классов). Это определение - наиболее точное и достаточно полное. Нет обществ без политики.
Государственность - выстраданная и порожденная человечеством цивилизованная форма политических взаимоотношений в обществе.
Социальная политика. Социальное положение
Если социальные группы сталкиваются (или сотрудничают) по поводу хозяйственных дел, то это экономическая политика, если по поводу природной среды, ее состояния и использования, то это экологическая политика. Есть социальная политика, демографическая, культурная, образовательная и другие политики (сферы взаимоотношений).
Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).
Главная тема социальной политики - социальное положение тех или иных частей народа, народа в целом.
Социальное положение - это основная, комплексная характеристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат действия системы существенных факторов (причин), которые образуют общественные условия существования и развития структурных частей общества.
Параметры социального положения - это конкретные измерители социального положения, его качественно-количественные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж).
Параметры социального положения применяются также при определении качественных соотносительных уровней благосостояния (нищета, достаток, бедность, богатство и др.).
В практическом смысле под социальной политикой обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, кто главный инициатор (субъект) этих мер, различают виды социальной политики - государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование, однако он не дает возможности для глубокого, сущностного понимания социального явления. При таком, узком, толковании социальной политики, например, отсутствие мер и мероприятий дает возможность для вывода об отсутствии социальной политики как таковой. Однако она всегда имеет место - и не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Другое дело, социальная политика может быть ошибочной, слабой, деформированной. В широком смысле и при взгляде с научных позиций это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная конечная цель которых - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
Объект и предмет социальной политики - понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу (СТС). СТС - это система взаимосвязанных компонентов и частей: отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.); рынок труда, занятость, безработица; социальное партнерство; социальная защита; оплата и охрана труда; социальное страхование; пенсионная система и др. Проводя социальную политику, важно держать в поле зрения все ее направления, не оставляя без внимания ни одного из них. Например, вряд ли можно признать сильной и правильной такую социальную политику, в рамках которой отдается предпочтение развитию образования, культуры и т.п. в ущерб решению проблем занятости, пенсионного обеспечения и т.д.
Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит преимущественно рамочный, нормативно-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления и т.д.). Реальная, конкретная социальная политика осуществляется, как говорится, лицом к лицу с конкретным человеком, как правило, на районном, муниципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу.
Сущность политики вообще и социальной в частности выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития.
Социальные группы, структурные части народа (общества) - несомненная реальность. Они могут действовать или бездействовать, осознавать и не осознавать свои интересы, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами).
Субъекты социальной политики - это реально самостоятельные и фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп, к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки - разные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации: Профсоюз летного состава гражданской авиации, Союз писателей, Академию наук, Профсоюз горняков. Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И все это действующие лица социальной политики, ее субъекты.
Основные функции социальной политики
В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Имеются в виду вопросы состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.
Основные функции (главные задачи, направления) социальной политики:
1. Обеспечение социальной устойчивости, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество приходит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления путем реформ и революций.
Все существующие ныне общества и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других (на эксплуатации). Отношения принудительного социального донорства в основе своей антагонистичны. Проблемы социальной устойчивости в том и состоят, чтобы избежать открытых проявлений антагонизма, включая войны между странами и гражданские войны.
Господствующие классы накопили исторический опыт силовой консервации антагонизмов, подавления восстаний и революций, запрета и дискредитации освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX в., накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путем компромисса интересов стран и классов, налаживания механизмов социальной направленности антагонистически противоречивых процессов. Примеры известны: социальное рыночное хозяйство, социальное государство, международная помощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в таких случаях всегда является крупномасштабное властное (государственное) перераспределение части эффекта в пользу социальных доноров, что и компенсирует их потенциальное массовое недовольство социальной несправедливостью эксплуататорской системы.
Видный теоретик и практик социального рыночного хозяйства, бывший канцлер ФРГ В.Брандт говорил: «...Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство... Мы рассматриваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и простой женщины...».
2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования.
3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки - эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.
5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп.
Социальная защищенность - одна из общественных ценностей, она предполагает объективную положительную социально-психологическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устойчивым, если социальная группа или население в целом осознают, что социальные риски целенаправленно понижаются обществом и государством до степени, когда они не могут существенно нарушить нормальное общественное положение.
Социальными называются риски социального происхождения, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нормального (для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.
Социально значимым нарушением можно считать существенное отклонение от социальной нормы какого-либо или нескольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.
Риски нарушения нормального социального положения имеют разную природу, т.е. возникают и могут воспроизводиться по разным причинам (стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, революции, государственные перевороты, демографические взрывы и провалы и т.п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и существуют не в чрезвычайных, а в обычных (нормальных) условиях развития общества, закономерно (а не случайно) сопровождают нормальное функционирование общества и, более того, имеют своими причинами именно базовые общественные отношения, нормальные (повседневные, регулярные) общественные порядки.
Общество порождает и развивает систему защиты от социальных рисков - социальную защиту. Это одна из функций социальной политики. Она должна быть выполнена обществом и государством так, чтобы социальная защищенность ощущалась и населением в целом, и каждой социальной группой.
Вопрос 2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики
Эффективность реализации социальной политики любого уровня (федерального, регионального, корпоративного), как известно, во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, об обеспечении социальной защиты населения, о своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д.
Неудовлетворительное развитие социальной сферы, рост нищеты, безработицы, в том числе в скрытых формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными услугами населения, живущего прежде всего на территориях российского Севера, другие острые социальные потрясения во многом объясняются экономическими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства.
При правильном подходе сама социальная политика и социально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны оказывать активное влияние на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Логика обоснования этого тезиса следующая.
Выход России и ее регионов из кризиса связан прежде всего с решением проблем развития производства. Именно в этот вопрос упирается и проблема формирования доходной части бюджетов, дефицита финансов и денежных ресурсов, в том числе для реализации социальной политики. Формула Фишера наглядно свидетельствует о том, что в обществе денег должно быть столько, сколько создано (в денежном выражении) товаров и услуг:
М V = Q Р, где:
М - объем денежной массы в стране;
V - скорость оборота денежной массы;
Q - объем товаров и услуг (ВВП);
Р - средняя цена товаров и услуг.
Вполне очевидно, что социальная политика и социально-трудовая сфера не пассивны. Они, требуя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Например, предельно ясно, что без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг (Q), других микро- и макроэкономических показателей. А это требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников.
Примеров обратного влияния социальной политики и социально-трудовой сферы на общество, экономику можно привести много. Вот один из них. Государство, работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы. Казалось бы, это чисто социальная мера, не имеющая выхода на экономическую составляющую. Ведь пенсионер уже не работает, он не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т.д. Но это поверхностный взгляд. На самом деле, если пенсионная система отработана с позиций социальной справедливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионном возрасте и об этом знает работник, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительного труда и развития производства.
Аналогичная взаимосвязь существует между экономической эффективностью, с одной стороны, и решением проблем занятости, охраны труда, социального страхования, развития отраслей культуры, здравоохранения, науки, образования - с другой. Таким образом, экономика и социальная политика органично взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного и взвешенного выбора приоритетов их согласованного развития как на федеральном, так и на региональном уровне.
Экономика труда
Глубоко и всесторонне анализировать социальную политику, особенно применительно к сфере производства и услуг, невозможно без уяснения сущности и содержания экономики труда. Это предмет научного исследования, образовательных дисциплин, практической деятельности специалистов и ученых государственных и общественных структур (министерств и комитетов труда, занятости, профсоюзов и т.д.). Однако, как свидетельствует анализ специальной литературы, среди ученых и практиков нет не только единых представлений о сущности и содержании термина «экономика труда», но и не определены общие подходы крещению этой теоретико-методологической проблемы. Даже многие учебники и методические пособия по курсу «Экономика труда» обходят вопрос сущности ключевой по данной учебной дисциплине категории. Учитывая базисное, основополагающее, исходное значение определения и уточнения сущности и содержания экономики труда для изучения дисциплины «социальная политика», остановимся на этом вопросе более подробно.
Словари-справочники (в том числе последних лет выпуска), отражают широкий разброс представлений о самой сути понятия. В одних словарях по рыночной экономике оно отсутствует, другие определяют экономику как «совокупность отраслей», «совокупность производственных отношений», «систему экономических наук, изучающих экономические отношения в обществе», «науку о хозяйстве, способах его ведения людьми, об отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, о закономерностях протекания хозяйственных процессов» и т.д. Иногда экономику (страны, республики, региона) понимают слишком узко, сводят к отдельным сферам или секторам хозяйствования, изолированным процессам и явлениям (например, к совокупности предприятий, финансов, налоговой политики, ценообразования и т.д.). Такой теоретический подход к экономике нельзя исключать. Однако и для его абсолютизации нет оснований: это может порождать проблемы в практической плоскости. Мероприятия по совершенствованию и развитию экономики будут направлены на самом деле не на экономику, а лишь на отдельные составляющие ее части. Кстати, отсюда исходят стратегия и тактика ограниченной деятельности экономических властных структур, прежде всего министерств экономики, на федеральном и региональных уровнях, субъективизм в выборе приоритетов в работе последних и т.д.
В этой связи и с учетом отмеченного под экономикой страны или региона в широком воспроизводственном плане целесообразно понимать динамичную общественно организованную систему хозяйствования, обеспечивающую процесс производства, распределения, обмена и потребления общественно полезных материальных благ и услуг 1 .
Такой подход к определению сути экономики позволяет четко и обоснованно формировать экономические концепции, программы, прогнозы, а также профессионально планировать организацию работы экономических органов, определять их функции, задачи, приоритеты. В частности, программы и планы развития экономики страны (регионов, областей, районов и т.д.) должны содержать прежде всего разделы, связанные с производством товаров и услуг (о работниках, работодателях, предприятиях, отраслях, районах, соответствующих министерствах, администрации районов, проблемах приватизации, регулирования экономики и т.д.). Это ключевая часть экономических документов и первоочередная задача экономических органов.
Другие разделы охватывают процессы распределения и обмена (ценообразование и соответствующие органы и службы, сбытовые организации, оптовые базы и т.п.). Наконец это разделы, связанные с потреблением (о работниках, предприятиях, организациях, социальной сфере, госслужбе и т.д.).
Труд - процесс сознательной целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает в себя три основных момента: целесообразную деятельность человека, т.е. сам труд; предмет труда, на который направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Однако главным условием трудовой деятельности является наличие рабочей силы. В этой связи с определенной долей условности (в узком смысле) можно считать основой экономики труда экономику рабочей силы.
Экономика труда - это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы: ее производство, формирование (подготовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление (использование), а также обеспечиваются условия для взаимодействия работника, средств, предметов труда и сам процесс взаимодействия.
Процесс производства (формирования) рабочей силы (способности к труду), т.е. подготовки работника, начинается со школы, он продолжается в вузах, колледжах, на рабочих местах, в институтах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке труда при участии трех субъектов института социального партнерства - работодателей, наемных работников и государства, а также непосредственно на предприятии (это найм, ротация работников, увольнение и т.п.). Обмен рабочей силы также предполагает эквивалентный обмен на ее цену, т.е. заработную плату.
Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда. Оно сопровождается производством конкретной общественно полезной продукции, услуг, полуфабрикатов и т.д. Для того, чтобы работник приступил к трудовой деятельности, смог получить требуемые результаты, необходимы соответствующие условия: подготовка рабочего места, организация, охрана, стимулирование труда, социальная защита и т.д.
Экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда, его охраны и т.д., а социальная политика призвана способствовать росту эффективности экономики труда.
Вопрос 3. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики
В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)», о котором упоминалось выше. Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чистом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.
Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы:
Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);
Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);
Сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).
В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда:
Система социальной защиты населения;
Система социального партнерства;
Система социального страхования;
Система социального обеспечения (пенсионная система);
Охрана труда и т.д.
Социальная политика тесно связана с понятием «социальная рыночная экономика». Рассмотрим, как соотносятся понятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная экономика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной экономики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама рыночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социальной справедливости и экономической эффективности (свободы и порядка).
Рыночная экономика, главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром социальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некоторые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она основана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедливости. Социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются прежде всего посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Государство своей волей поворачивает рыночную экономику лицом к интересам народа и придает ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Японии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализацией, специальные подъемники на общественном транспорте для инвалидов и т.д.
Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается прежде всего в процессе реализации государственной социальной политики.
Государство с закреплёнными за ним социальными обязательствами, считается социальным. Цель социального государства самая благая - это забота о человеке, причём, забота, гарантированная самим социальным государством.
Эта цель обеспечивает политическую стабильность в обществе. Иногда в специальной литературе цель социального государства трактуется иначе и подменяется целями социальной политики государства. Это не верно, так как социальная политика априори присуща государству. Здесь надо исходить из того, что социальной деятельностью в государстве занимаются различные организации - федеральные, региональные, общественные, частные, но основным субъектом социальной деятельности является социальное государство. Задача такого субъекта - быть гарантом социальных потребностей индивидов, их всестороннего развития и мобильности в обществе, посредством чего можно обеспечить себе политическое сохранение и общественное охранение. В этом заключается феномен социального государства.
В социальном государстве человеку, личности на основе её потребностей и способностей предоставлена свобода социального выбора (статусного). Это обеспечивает социальную мобильность и, наряду с высокоразвитой экономикой такого государства, служит важным гарантом его политической стабильности. Человек, будучи удовлетворённым уровнем жизни, имея возможность свободного развития и достойного существования, не будет стремиться к спонтанному реформированию общественного бытия. А изменение его собственного статуса будет зависеть от индивидуальной работоспособности, профессионализма, интеллектуальных и нравственных качеств. Такой подход обеспечивает стабильность социальной структуры общества, а также политическую стабильность государства, что и является главной целью социального государства.
Таким образом, целью социального государства является создание условий для поддержания стабильного социально-политического и экономического развития обгцества{\"^б16-"19}.
Эта цель является именно целью государства, а не какой-либо отдельной социальной структуры общества. Человек, социальная группа, социальный институт в соответствии с целью социального государства осуществляют профессиональную деятельность по всему спектру сфер общественной жизни - в экономике и экологии, управлении и педагогике, науке и искусстве, медицине и физической культуре, обороне и общественной безопасности. А вся система отношений, сложившаяся в результате этой деятельности, гарантирует стабильность, всесторонность и целостность развития, отвечающую потребностям человека, общества и государства.
Роль социального государства
Она заключается в его практическом предназначении и соответствует цели, а также задачам, отражающим реальные потребности общества в процессе его развития или конкретного исторического этапа.
ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Соблюдение прав и свобод личности;
Сглаживание социального неравенства путём перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, госбюджет, социальные программы;
Финансирование и поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований и программ социальной направленности;
Поиск баланса между рыночной экономикой и государственным воздействием на неё для обеспечения достойной жизни граждан;
Обеспечение максимальной трудовой занятости населения;
Поддержка социально незащищённых категорий населения;
Охрана труда и здоровья;
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
Установление гарантированного минимального размера заработной платы;
Поддержка благотворительной деятельности (предоставление налоговых льгот предпринимателям, именная госпропаганда в СМИ и т.п.).
Роль, которую играет социальное государство, соответствует выполняемым им задачам.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Они представлены по-разному в теоретических построениях ряда исследователей. Так, современный немецкий политолог Ханс-Юрген Урбан выделяет четыре функции.
Компенсаторная, или функция возмещения. Она обусловлена неравномерностью занятости населения в различных сферах деятельности при одновременной поляризации их оплаты; а также увеличением численности самодеятельного населения с неоднородным имущественным положением.
Инвестиционная функция. Она служит для создания социальных предпосылок модернизации, развития общественной инфраструктуры, образования и науки.
Эмансипаторская функция. Она заключается в защите личности от социальных рисков, возникающих в условиях рыночной экономики под влиянием зависимости работника от размера заработной платы. Кроме этого, она предоставляет каждому гражданину возможность для индивидуального развития.
Функция распределения и перераспределения. Эта функция присутствует практически у всех теоретиков социального государства[ 18,83-84].
Согласно теоретической позиции Македонской Ж.Х., существуют две группы функций социального государства:
Первая группа - защитная функция (обеспечение социальной безопасности человека, его жизни и здоровья), регулирующая (проведение структурных реформ, перераспределение доходов), стабилизирующая (обеспечение социального согласия и партнёрства, социальной справедливости) и контрольноохранительная (контроль существующего законодательства и действий собственников);
Вторая группа - функции социального обеспечения, доступного здравоохранения и образования, социальной защиты, сглаживания социального неравенства, обеспечения занятости, предоставления социальных услуг.
Функции социального государства - это функции, присущие государству с развитой экономикой и правовыми отношениями, стабильной политической системой и высокими духовными качествами общества.
Введение
Глава 1 Социальная политика государства
1.1 Основные задачи и цели социальной политики
1.2 Понятие социального блага
1.3 Основные направления реализации социальной политики
1.3.1 Социальное страхование
1.3.2 Социальная защита в сфере занятости населения
1.3.3 Социальная политика в области заработной платы
1.3.4 Социальная политика на рынке труда
1.3.5 Жилищная политика
1.3.6 Социальная политика в сфере образования
1.3.7 Социальная политика в сфере здравоохранения
Глава 2. Анализ реальной ситуации
Глава 3. Совершенствование социальной политики государства
Заключение
Список литературы
Введение
Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
В определение “социальная политика” нужно включать ту группу проблем, которая позволяет выяснить следующее: связь социальной политики и общей политики; ее специфику как направление политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире.
В более широкой трактовке понятие “социальная политика” используется давно и охватывает все отношения общественной жизни. Вся политическая деятельность в этом случае рассматривается как социальная. В этом значении социальная политика тождественна политике в целом.
В узком смысле понятие “социальная политика” рассматривается как разновидность общей политики, имеющая свою специфику, а значит, свой объект воздействия.
Объектом социальной политики является социальная сфера жизни общества, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Все составляющие элементы общества, будь то социальная группа или индивид, по-своему включены в социальную сферу, занимают в обществе свое особое положение. Члены общества, социальные группы и общности постоянно в различных формах взаимодействуют друг с другом, т.е. находятся в отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий жизнедеятельности, образа и уклада жизни. Эти общественные отношения и составляют содержание социальной сферы. Следовательно, если объектом социальной политики является социальная сфера, то субъектом ее выступают, прежде всего, институты политической системы – государство, партии, профсоюзы и другие общественно-политические объединения.
Разумеется, политические институты оказывают неодинаковое воздействие на развитие социальной сферы. Пределы этого воздействия зависят от многих обстоятельств: от функций политических институтов в политической системе общества, масштабов их применения, от объективных потребностей развития социальной сферы и т.д.
С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”. В последние десятилетия тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются.
Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
Изучение основных аспектов и функций социальной политики;
Анализ современной социальной политики России;
Ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.
Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной структуры и отлаженной социальной политики государства.
Глава 1. Социальная политика государства
1.1 Основные задачи и цели социальной политики
Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в регулировании. Встает вопрос осоциальной политике. Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы.
Цели социальной политики:
· Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны
· Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе
· Повышение благосостояния и культуры
Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, – например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.
Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.
Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.
Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнута ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.
Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках той или иной социально-экономической формации, конкретной страны.
Для обеспечения такой защиты государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.
Рядом с государством, социальную защиту обеспечивают предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники - их профсоюзные организации.
В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве.
Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения является индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она применяется во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые профсоюзы добивались полной компенсации роста цен.
Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.
С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство Российской Федерации будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты.
Главной целью социальной политики государства России на современном этапе является создание каждому трудоспособному гражданину условий, позволяющих, ему своим трудом и предприимчивостью создать собственное благополучие, и организация адресной поддержки слабо защищенных групп населения.
Социальная политика направлена с одной стороны на ликвидацию уравнительной системы и распределении материальных и духовных благ, с другой на стимулирование мотивации экономической активности человека, создания условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни.
Долговременная стратегическая цель государства связана с формированием среднего класса, обеспечением высоких жизненных стандартов, высокого уровня качества жизни. К качеству жизни относятся: масштабы и характер занятости населения, условия труда, уровень образования и грамотности, обеспеченность жильем и его благоустройство, система социального обеспечения, экологические условия жизни.
К показателям качества примыкают параметры качества самого населения и состояние генофонда, которые включают не только физиологические, но социально нравственные характеристики населения.
С середины 80-х годов в ООН применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧИ). Этой индекс регулярно публикуется с 1990 года по 174 странам мира. Этот индекс состоит из:
- v продолжительности жизни;
- v уровня образования;
- v душевого валового внутреннего продукта.
Согласно этой методике по уровню качества жизни наша страна занимает: в 2009 году - 111 место, в 2010 году - 69 место Антонова Н.Б. Государственное управление/Н.Б. Антонова. - М.: Академия управления, 2002. - 775 с. .
Рис.1. Мировая карта Индекса развития человеческого потенциала стран-членов ООН
Основными задачами социальной политики являются:
- v Гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно политической системы.
- v Создание условий для повышения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни.
- v Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищенных групп населения.
- v Обеспечение рациональной занятости в обществе.
- v Снижение уровня криминализации в обществе.
- v Развитие отраслей социального комплекса, таких, как образование, здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.
- v Обеспечение экологической безопасности страны.
Основными направлениями социальной политики государства являются:
- 1. Повышение уровня жизни населения
-
под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Денежная оценка благ и услуг, потребляемых в среднем домохозяйстве, представляет собой стоимость жизни. Можно выделить четыре уровня жизни:
- v достаток - уровень, обеспечивающий всестороннее развитие;
- v нормальный - обеспечивающий восстановление физических и интеллектуальных сил;
- v бедность - на уровне сохранения работоспособности;
- v нищета - поддержание жизнеспособности по биологическим критериям.
Уже бедность считается недопустимо низким уровнем жизни. Важнейшими составляющими уровня жизни являются доходы населения, и соцобеспечение. Организацией объединенных наций разработана система показателей уровня жизни, которая включает (следующие показатели): рождаемость, смертность, санитарно-гигиенические условия жизни, потребление продовольственных товаров, жилищные условия, занятость, образование, культура, отдых, транспортные средства, свобода человека (правовая защита).
2. Важным направлением социальной политики государства является формирование эффективной системы социальной защиты. Беднейшие слои населения, к которым относятся, как правило, те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности - больные, инвалиды, старики, многодетные семьи, нуждаются в первую очередь в социальной защите со стороны государства. В стране создаются фонды дешевого муниципального жилья, функционируют бесплатные государственные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляются бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необходимых медикаментов. Разработана программа социальной интеграции инвалидов, адаптации военнослужащих, обеспечения их занятостью и жильем и др. Проводится работа по созданию сети центров комплексного социального обслуживания, отделений социальной помощи на дому. Каждый гражданин независимо от уровня его доходов также обеспечивается со стороны государства определенным минимумом жизненно необходимых благ.
В стране действует единая система пособий для поддержки материнства, отцовства и детства. Пособия подразделяются на пять видов: по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; пособие на ребенка. Порядок назначения и выплаты названных пособий устанавливается Правительством РФ.
- 3. Социальная политика государства обязательно включает такое направление, как трудовые отношения и занятость населения. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда. Для этого существует общедоступная система получения среднего, специального и высшего образования, законодательно регламентируются социально допустимые условия труда, уровень минимальной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска, определяются права работников при найме или увольнении. Регулирование занятости населения - часть социальной политики, направленная на улучшение уровня и структуры занятости, создание благоприятных условий труда, совершенствование характеристик рабочей силы. Сюда входят: разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест, как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики; программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять инвалидам определенный процент от общего количества рабочих мест. Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ обычно занимаются биржи труда, в функции которых входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем. В соответствии с этим должны планироваться и производиться подготовка, переподготовка, переквалификация и перемещение рабочей силы. Кроме того, биржи труда выплачивают пособия безработным.
- 4. Регулирование миграционных процессов . В последние годы миграции являются важным фактором социального развития. Федеральная миграционная служба функционирует с 1992 году. Особенно остро стоит проблема вынужденных переселенцев и беженцев. Количество переселенцев и беженцев, имеющих официальный статус, достигло 1,2 млн. чел. Основным очагом мигрантов является Северный Кавказ (всего же в России насчитывается 68 зон межнациональных конфликтов). Большую проблему также составляет миграция рабочей силы.
- 5. Совершенствование пенсионной системы
. В настоящее время делаются попытки ее реформирования для предотвращения кризиса, повышения надежности. Основное в содержании реформы переход от всеобщей распределительной системы к смешанной, со значительной долей накопительных элементов. Всего предполагаются три вида пенсионного обеспечения:
- v государственное пенсионное страхование (по трудовому стажу) - финансирование осуществляется за счет взносов в бюджет Государственного пенсионного фонда;
- v пенсионное обеспечение для не имеющих необходимого трудового стажа и для военнослужащих - финансирование будет осуществляться за счет федерального бюджета;
- v дополнительное пенсионное страхование, как добровольное, так и обязательное для тех, кто идет на досрочную пенсию.
Она включает статистическое обследование контингента, уточнение применения индивидуальных коэффициентов, эксперименты по накопительному пенсионному страхованию, по внедрению профессиональных пенсионных систем. Разработаны проекты федеральных законов "Об основах пенсионной системы в РФ", "О государственных пенсиях", "О профессиональных пенсионных системах".
6. В области здравоохранения и социального страхования государством обеспечиваются всеобщая доступность базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, хорошее качество лечебных услуг на основе выбора пациентами врачей и лечебных учреждений Морозова Н.Г. Государственное регулирование экономики/ Н.Г. Морозова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с. .