aracs.ru

Уроки логопеда логопедические упражнения. Правила занятий с малышом. Артикуляционное занятие «Орешки»

Грамотная и четкая, внятная и понятная речь дошкольника – мечта любого родителя, но нередко возникают ситуации, когда проблемы в произнесении звуков настолько явные, что без вмешательства профессионалов не обойтись. Важное значение приобретают логопедические занятия для детей в возрасте 5-6 лет, проводимые дома. Различные упражнения, выполняемые детьми под чутким руководством любящих родителей, нередко оказываются более результативными и полезными, чем регулярные встречи с логопедом-дефектологом.

Речевое развитие детей 5-6 лет

5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его . И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.

Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.

Также к числу речевых норм относится следующее.

  • Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
  • Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
  • Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
  • В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
  • К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы [р] и [л], если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.

Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.

Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его «результаты» лучше всего оценивать не в сравнении с другими детьми, а сопоставляя его собственные итоги различных периодов.

Возможные речевые дефекты

Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут. Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях.

Возможно несколько видов нарушения речи:

  • заикание;
  • дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы [р] и [л], [ш] и [ж].
  • гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
  • ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
  • неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.

При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.

В каких случаях следует посетить специалиста?

Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:

  • очень бедный словарный запас;
  • неспособность правильно произносить большое число звуков;
  • неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
  • постоянные пропуски части слогов в словах;
  • медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
  • неразборчивая речь, заикание;
  • постоянные запинки и паузы.

В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.

Роль родителей

Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.

Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.

  • Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
  • Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
  • Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
  • Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
  • Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
  • Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
  • Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.

Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.

Построение домашнего занятия

Выполнять логопедические упражнения и заниматься речевой гимнастикой следует дома, это поможет закрепить полученные у дефектолога умения и навыки, сделает речь более четкой и понятной. Проводить их лучше всего в игровой форме, чтобы не утомлять малыша, – это поможет ему не утратить интерес, не устать, получать удовольствие от полезного времяпрепровождения.

Первый этап любого занятия (если логопед не предложил иного) – артикуляционная гимнастика, которая подготовит речевой аппарат к дальнейшей работе, поможет размять язык и связки. Выполняя упражнения, малыши одновременно тренируют те мышцы, которые активно участвуют в процесс произнесения звуков.

Все упражнения делаются сидя, желательно перед зеркалом, чтобы малыш мог контролировать себя. Каждое повторяется по несколько раз, в зависимости от индивидуальной подготовки ребенка.

Родители могут выполнять большое число упражнений с детьми 5-6 лет, помогая им справиться с речевыми проблемами.

  • Произносить чистоговорки, в которых присутствует и проблемный звук, и похожие на него звуки. Например, при постановке звука [с] можно использовать такую: «Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу». В данной чистоговорке много слов именно с этим звуком.
  • Проговаривание стишков с проблемными звуками.

Для улучшения произнесения звука [р] подойдет такое стихотворение:

Ра-ра-ра – резвится детвора!

Ро-ро-ро – раздаем добро!

Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру!

Ры-ры-ры – пес вылез из норы!

В логопедических энциклопедиях можно познакомиться с большим количеством всевозможных стишков для постановки каждого звука и выбрать те, которые подходят конкретному ребенку. Такова общая структура занятия.

Артикуляционная гимнастика – лучшая разминка

Следует предложить малышу выполнить упражнения, направленные на тренировку различных групп мышц. Описание их представлено в таблице.

Мышцы Варианты заданий
Губы Улыбнуться так, чтобы зубы не были видны, удержать такое положение от 5 до 30 секунд.«Хоботок». Сложить губы трубочкой и зафиксировать положение.«Заборчик». Улыбнуться таким образом, чтобы верхние и нижние зубы были открыты, зафиксировать положение.
Язык «Лопатка». Язык, не высовывая, ребенок помещает на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5 секунд.«Качели». Перемещать язык вверх и вниз, держа рот открытым.«Почистим зубы». Кончиком языка «пройтись» по задней стороне верхних зубов, потом – по нижним.«Змейка». Максимально высунуть язык и постараться сложить его трубочкой. Повторить не менее 5 раз.
Подъязычная связка «Лошадка». Поцокать языком, имитируя цокот копыт. Потом упражнение усложнить – цокать быстро или медленно, громко или тихо.«Грибок». Плотно прижать язык к небу, удержать в таком положении несколько секунд, расслабить.
Щеки «Шарики». Надуть обе щеки, потом осторожно хлопнуть по ним, выпустив воздух, – «лопнуть» шарик.«Хомяк». Надуть обе щеки, словно хомяк. Затем надуть поочередно.«Голодный хомяк». Втянуть щеки, зафиксировать положение на несколько секунд, расслабиться.

Включать все упражнения в тренировку не стоит, необходимо выбрать 2-3 из них и как следует проработать, но при этом внимательно следить за тем, чтобы в течение недели были задействованы все группы мышц. Проще всего составить план занятий на семь дней, в котором расписать, в какой день какое именно упражнение будет выполняться.

Каждое упражнение из комплекса, предлагающее зафиксировать определенное положение, сначала выполняется по 5 секунд, постепенно длительность увеличивается до 30. Родитель вслух может считать, это поможет ребенку запомнить числа.

Многообразие форм и игр

Чтобы дошкольнику не было скучно по несколько раз повторять одно и тоже, следует продумать необычный игровой сценарий, давать ему разные задания:

  • не просто произносить слова, а делать в такт им ритмичные движения ногами или руками;
  • «учить» игрушку чистоговорке или стишку, показывать, как правильно произносить текст;
  • проговаривать текст, вообразив себя лисой или зайчиком, делать соответствующую мимику и жесты.

Еще более увлекательным логопедическое занятие можно сделать, если одеть малыша в костюм изображаемого животного.

Стишки, чистоговорки можно не только произносить, но и петь, придумывая для них подходящий мотив.

Стимулировать развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевым центром, можно при помощи выполнения пальчиковой гимнастики – надев на пальцы специальные куклы, создавать инсценировки, одновременно произнося стихи и фразы с отрабатываемым звуком. Например, при проработке фонемы [р] можно предложить дошкольнику пальчиковую куклу-свинью и попросить похрюкать.

Чтобы ребенок не уставал, каждые 5-10 минут занятия следует делать перерыв и заниматься дыхательными упражнениями. Например, «Одуванчик» — сделать глубокий вдох носом, будто вдохнуть аромат цветов, а после – выдохнуть ртом, словно подуть на пушистый одуванчик.

Познавательные занятия

Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться.

Возможно несколько вариантов таких игр.

  • Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию.
  • «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема [р], то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название.
  • Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название.

При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире.

Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе.

Когда малыш произносит первое слово, его родители испытывают радость и волнение. В этот период мало кто переживает, что ребенок неточно воспроизводит звуки или коверкает слова. Зато, когда малыш чуть повзрослеет, у его родных появляется множество поводов для беспокойства. Словарный запас ребенка может не соответствовать «нормальному» для его возраста, малыш может не выговаривать звуки, да еще всегда находятся «доброжелатели», указывающие на речевые дефекты. Вместо того чтобы предаваться тревоге, предлагаем вам заняться с ребенком логопедическими упражнениями, которые помогут малышу научиться говорить правильно.

Прежде всего, хотелось бы пояснить, почему в этой статье не будет таблиц «нормального» речевого развития ребенка. Каждый ребенок взрослеет по собственному графику. Особенности разговора ребенка определяются не только физическим строением его органов речи, но и, в значительной мере, его характером, темпераментом, образом жизни семьи. Есть малыши общительные и застенчивые , возбудимые и флегматичные. Психологи разделяют малышей на «говорунов» и «молчунов». «Говоруны» начинают говорить рано, они активно познают мир, задают множество вопросов. Для «молчунов» познание мира заключается в осмыслении увиденного, и говорить они начинают позже, но практически без дефектов.

Да, у детей бывают нарушения речевого развития , обусловленные физиологическими и психологическими причинами, но их нельзя диагностировать по усредненным таблицам. Такой диагноз может поставить только врач-невролог (для детей младшего возраста), или логопед (для ребят постарше). Иногда при нарушениях речевого развития врач-невролог назначает медикаментозное лечение, но, как правило, коррекция речевых нарушений сводится к индивидуальным занятиям с логопедом. Также специалист-логопед обязательно составляет список «домашних» упражнений, которые ребенок выполняет с родителями.

Если же нарушений не диагностировано, родители могут заниматься с ребенком логопедическими упражнениями , или речевой гимнастикой, самостоятельно. Логопедические упражнения помогают развитию речи у ребенка, выработке правильного произношения. Вряд ли у кого-то могут возникнуть сомнения в важности развития речи у ребенка. Малыша, который говорит четко, хорошо понимают, он открыт для общения, не боится задать вопрос, активно развивается и не замыкается в себе.

Как должны быть построены занятия логопедическими упражнениями с ребенком

Родители, которые приняли решения заниматься с ребенком логопедическими упражнениями, могут допустить одну из двух ошибок: проводить несистематические занятия, слишком редко для достижения результата, или, наоборот, загрузить ребенка непосильной работой, отбив интерес к занятиям.

Первое правило проведения логопедических упражнений для детей: занятия должны быть интересны и проходить в игровой форме. В зависимости от возраста ребенка, придумайте увлекательную историю занятий. Список упражнений может прийти с письмом от сказочного персонажа, с более взрослым ребенком можно поиграть в школу. Пусть вместе с малышом занимаются его любимые игрушки, за выполненные упражнения введите систему поощрений: к примеру, повесьте за стену большой плакат и за каждое упражнение рисуйте на нем яркую звездочку, а за каждые пять звездочек выдавайте ребенку «приз».

И второе правило: занятия должны быть систематическими. Если ребенку быстро надоедает занятие, и он теряет интерес, сократите время упражнений, придумайте новую игровую форму. Но обязательно занимайтесь регулярно. Как часто? Хорошо, если занятия проходят два раза в день, утром и вечером, если такой возможности нет, занимайтесь хотя бы один раз каждый день. Длительность занятия зависит от возраста ребенка и его готовности обучаться. Для самых маленьких непосед достаточно 5-минутной гимнастики, для детей постарше можно проводить 15-минутные и более длительные занятия. Еще .

Перед проведением логопедических упражнений установите перед ребенком зеркало, чтобы он мог видеть свое лицо и контролировать правильность выполнения задания. Показывайте малышу упражнение, и пусть он старается повторить.

  • «Птенчики». Широко открываем рот, удерживаем пять секунд, закрываем на пять секунд, повторяем упражнение - как «птенчики в гнезде».
  • «Трубочка» , или «хоботок» . Вытягиваем губы трубочкой, удерживаем в таком состоянием несколько секунд, «как хоботок у слона».
  • «Улыбка» . Улыбаемся как можно шире и удерживаем улыбку несколько секунд.
  • «Парные звуки» . Чередуем «трубочку» и «улыбку», при «улыбке» произносим звук «и-и-и-и», при «трубочке» - «у-у-у-у».
  • «Иголочка» . Открыть рот, высунуть язык далеко вперед, напрячь - он должен быть «острым, как иголочка». Держать в таком состоянии максимально долго.
  • «Лопатка» . Расслабленный широкий язык высунуть и положить на нижнюю губу, язык не должен дрожать.
  • Чередование «иголочки» и «лопатки» . Пять тактов удерживаем язык «иголочкой», затем еще пять тактов - «лопаткой». Повторяем упражнение.
  • «Оладушек» . Сблизить зубы, высовывать язык между ними. Удерживать несколько секунд. Повторить упражнения.
  • «Качели» . Рот открыт, язык движется вверх-вниз.
  • «Крокодил» - широко открываем и закрываем рот (в отличие от «птенчиков», делаем это быстро).
  • «Рыбка» . Округляем губы и делаем «захватывающие» движения ртом.
  • «Вкусное варенье» - улыбаемся, открываем рот, широким языком облизываем нижнюю губу.
  • «Маляр» - широко улыбаемся, рот приоткрыт. Узким кончиком языка пробуем «покрасить» верхнее небо.
  • «Сдуваем вату с ладошки». Улыбаемся, немного высовываем язык, кладем его на нижнюю губу. Язык широкий, расслабленный. Делаем вдох и выдыхаем, произнося долгий звук «ф-ф-ф-ф» и как бы сдувая вату с ладошки.
  • «Ветер». Раздуваем щеки, узкий напряженный язык высовываем между губами. Выдуваем воздух так, чтобы струя свободно ходила по бокам языка.
  • «Пароход». Рот приоткрыт, губы в улыбке. Закусываем кончик языка зубами и произносим долгий звук «ы-ы-ы-ы» (получается близко к звуку «л») - «Пароход гудит».

Можно изготовить карточки с рисунками «птенчики», «лопатка», «пароход» и т.д. и показывать их ребенку при выполнении упражнений. Когда ребенок уже освоит гимнастику, можно только показывать малышу рисунок, а он сам пусть покажет вам, как правильно выполнять упражнения. Обязательно повторяйте за ним - совместные занятия, как правило, увлекают ребенка гораздо больше, чем выполнение гимнастики в одиночестве.

Не слушайте «доброжелателей», сочувствующих дефектам речи вашего малыша - лучше помогите его речевому развитию. Выполнение логопедических упражнений вместе с ребенком может быть забавным и увлекательным и обязательно принесет огромную пользу малышу.

Первые звуки, гугуканье малыша - это всегда мило и так трогательно, однако не следует забывать, что речь ребенка должна развиваться соответственно его возврату. Всегда наступает определенный момент, когда несмышленый лепет превращается в осмысленные звуки, а затем в слова. Задержка этого процесса в первые годы чревата пагубными последствиями в школьном и даже взрослом периодах жизни человека.

Для предотвращения подобной ситуации желательно заниматься с ребенком , которые специалисты разработали для практики в домашних условиях.

Развитие малыша с младенчества

Первые занятия с крохой можно начинать с 8 месяцев, с самых простых заданий. По мере роста ребенка, следует учитывать динамику его речевого развития, чтобы она соответствовала возрасту.
Человеческая речь - процесс не такой легкий, как кажется на первый взгляд. Наш речевой аппарат способен издавать тысячи различных звуков, поэтому очень важно научить малыша правильным вариантам.

Знаете ли вы? Во время разговора человек задействует около 100 мышц лица, груди, шеи, правильное использование которых помогает создавать нужные звуки.

Предложенные ниже методы логопедической гимнастики для развития речи ребенка отлично подойдут для деток, у которых нет отклонений в произношении. В противном случае, с крохой должен заниматься логопед.

Впервые на прием к этому специалисту родители приводят своих малышей в возрасте и старше. На этот момент мама или папа замечают, что у ребенка есть проблема с тем или иным звуком.

Однако, даже если на первый взгляд у малыша все в порядке с речью, лучше посетить врача, чтобы в этом убедиться.

Поскольку каждый организм индивидуален, и развивается своими темпами, то есть ряд так званных дефектов речи, которые логопеды относят к временным. Услышав их в речи крохи, не стоит волноваться: это пройдет с возрастом.

К ним относятся:

  • смягчение звуков («лоська», а не «ложка», «кусять» вместо «кушать»);
  • замена «р» в речи: «кровать» превращается у малыша в «клавать», «играть» - в «иглать»;
  • нелюбовь к шипящим звукам («ж», «ш», «ч») и замена их на другие («бесать» вместо «бежать» и т.д.);
  • избегание звонких звуков, а также «к», «г» («звонить» у малыша превращается в «свонить», а «капля» в «тапля»).
Многие родители в период 3-4 лет замечают, что их детки избегают сложных слов или сокращают их («вентилятор» становится «жужой», «температура» - «ампиратурой»). Иногда маленькие ораторы путают слоги в словах.

Важно! До 4-5 лет такие речевые «уловки» - норма, однако если со временем ребенок не избавляется от подобной привычки, стоит проконсультироваться с логопедом.

Структура грамотно построенного занятия

Логопедические упражнения для выработки четкой речи включают в себя несколько направлений:

  • игры на моторику (пальчиковые);
  • гимнастика для язычка, щечек, губ (артикуляционная);
  • работа с дыханием;
  • развитие ;
  • подражание звукам;
  • комбинирование звуков и жестов;
  • увеличение словарного запаса.
Главный секрет занятий с крохой от 1 до 5 лет - обучение должно быть в форме игры. Оно может происходить на прогулке, когда малыш скачет по дивану или собирает любимый конструктор.

Заинтересуйте ребенка такой «учебой», иначе результата добиться будет сложно.

На помощь придут следующие советы:

  • начните с 2-3-минутных тренировок, постепенно увеличивая их до 10-15;
  • если у малыша прямо сейчас нет желания заниматься, не заставляйте;
  • оптимальный темп работы - 4-5 упражнений за сеанс, однако в этом деле частота важнее длительности: сделайте лучше 3, но повторите их в течение нескольких сеансов - так у ребенка скорее выработается навык;
  • не ругайте за ошибки, но хвалите за успешные попытки: исходящий от родителей позитив всегда вдохновляет кроху;

Знаете ли вы? Самый распространенный звук в мире - «А», он есть во всех языках.

  • если у малыша что-то не получается, постарайтесь разобраться почему это происходит, помогите ему выполнить задание правильно;
  • проводить тренировку желательно перед зеркалом, чтоб ребенок наблюдал за своими движениями;
  • начните занятие с любимых упражнений маленького ученика (если такие уже есть), чтоб максимально заинтересовать его и настроить на работу.
Для достижения результата необходима систематичность, правильность выполнения заданий и задача родителей - следить за этим.

Пальчиковые игры

Среди упражнений для дикции и артикуляции больше всего нравятся пальчиковые игры. Учеными давно доказана связь между руками и мозгом человека, поэтому развитие мелкой моторики позитивно влияет на речевой аппарат.

Суть пальчиковых игр заключается в чтении взрослым стишков, которые сопровождаются определенными движениями рук.

Важно! Такие занятия способствуют речевому развитию, концентрации внимания, тренируют реакцию и расширяют эмоциональный диапазон у малыша. А еще они способствуют сближению крохи с родителями.

Чтоб достигнуть максимального эффекта:
  • занимайтесь не больше 5 минут за раз;
  • говорите речевки и стишки выразительно, четко, придерживайтесь дикции;
  • начинайте со стишков покороче (например, «Сорока», «Апельсин»), где используется меньше жестов, постепенно переходя к более сложным упражнениям.
Кроме развития моторики, такие задания со временем могут научить малыша считать, ориентироваться в пространстве (верх-низ, право-лево, низко-высоко).

Логопедический массаж

В состав логопедии входит не только гимнастика для языка, звуковые упражнения, но и специальный вид массажа - логопедический. Это особый метод воздействия на органы и мышцы речевого аппарата, при котором изменяется их состояние.

Его назначают деткам, когда обычной гимнастики для коррекции произношения недостаточно. В роли массажиста поначалу выступает логопед, однако со временем и родители могут проводить необходимые процедуры в домашних условиях.

Знаете ли вы? Самым громким среди растений считается кактус. От нехватки воды он начинает вибрировать, издавая звуки, которых человек не слышит. С помощью вибрации растение достает капельки воды их грунта.

Длительность первых сеансов - не больше 5-6 минут, но дальше она доходит до 15-20. Проводятся занятия каждый день или через день. В среднем один цикл требует 10-20 сеансов, в зависимости от состояния малыша. Через месяц-полтора курс повторяют по мере надобности.

Логопедический массаж делится на несколько видов:

  • Классический. Проводится вручную с помощью поглаживаний, вибрации, растирания. Иногда задействованы специальные инструменты (зубные щетки, шпатели и т.д.).
  • Точечный. Его задача - оказать воздействие на конкретные точки для восстановления определенной функции.
  • Аппаратный массаж проводится с помощью вакуумных, вибрационных приборов.
  • Самомассаж - набор упражнений для губ, языка малыша, которые он делает самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика

Для губ и языка также предусмотрен ряд упражнений - артикуляционная гимнастика. Язык - главный орган в системе речи, поэтому его тренировкам следует уделить особое внимание.

Артикуляционная гимнастика состоит из статических (фиксация в нужном положении на определенный период времени) и динамических (активное повторение) упражнений. Выполнять их желательно перед зеркалом, чтоб малыш видел все нюансы.

Родитель или логопед должны следить за правильностью выполнения - это залог будущей четкости речи. Логопедические занятия для детей 2-3 лет следует начинать с самых простых упражнений:

  • «качели» - тянемся язычком то к носу, то к подбородку;
  • «хоботок» - вытягиваем губки трубочкой на 5-10 секунд;
  • «часики» - двигаемся кончиком языка поочередно то к правому, то к левому уголкам рта.

Важно! С возрастом задания должны усложняться, но вариации упражнений сегодня настолько разнообразны, что обучение легко превратить в увлекательную игру с ребенком, стоит лишь проявить фантазию.

Дыхательная гимнастика

Работа над правильным дыханием, которое непосредственно задействовано в речи, начинается при чтении сказок и игрушечных вертушек. При упоминании ветра в тексте дуйте несильно на малыша, попробуйте вместе заставить работать лопасти вертушки с помощью дыхания.

Еще можно поучиться дуть на свечу, но не одним резким выдохом гасить ее, а постепенно потоком воздуха на выдохе заставлять пламя наклоняться, не допуская его затухания. Такие игры подойдут для самых маленьких.

Деткам постарше можно предложить поиграть:

  • в «снежок»: распушить небольшой кусочек ватки и показать малышу, как правильно дуть на «снежинку», чтобы она парила в воздухе;
  • в «собачку»: когда ей жарко, она дышит шумно, быстро, высунув язык;
  • в «холодно-горячо»: учимся греть ручки своим дыханием, когда нам холодно, и остужать горячий чай, дуя на него.

Для детей 4-5 лет уже следует выбирать более сложные упражнения:

  • учимся разделять дыхание ртом и носом: сначала нюхаем цветочек, а затем находим одуванчик и раздуваем его пушинки;
  • изображаем море, плавно поднимая руки вверх на вдохе и опуская на выдохе;
  • можно сделать бумажный кораблик и попытаться «завести» его в гавань с помощью выдохов различной амплитуды.

Знаете ли вы? Звук способен влиять на другие чувства человека. Например, из-за шума самолета еда, которая подается на борту, кажется менее соленой или сладкой, однако более хрустящей.

Контроль над дыханием делает речь эмоционально насыщенной, позволяет управлять интонацией. Поэтому не забывайте уделять внимание дыхательной гимнастике своего малыша при тренировке речевого аппарата.

Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

Хороший слух немаловажен для формирования правильной речи. Чтоб воспроизводить звуки верно, малыш сначала должен услышать, как они звучат.

Тренировки на слух и восприятие включают в себя:

  • игры на дифференциацию звуков и внимание: изучаем звуки, которые издают животные, транспорт, различные виды стука, звона;
  • ориентирование в пространстве: малыш с завязанными глазам учится определять источник звука;
  • согласование слов и движений с помощью обучающих стишков.

Отдельное место в этих тренировках занимает подражание звукам. На примере кошачьего мяуканья, лая собак, мычания коров кроха привыкает к передаче звуков окружающего мира своими словами.

Кроме звуков животных, в таких практиках можно использовать повседневные, бытовые шумы: тиканье часов, шаги, стук молотка, хлопанье дверей и т.д.

Особое внимание в развитии ребенка 3-4 лет стоит уделить логоритмике.

Важно! Логопедическая ритмика сочетает движение, речь и музыку. Ее основная задача - развивать моторику, речевое дыхание и мышечный тонус.

Занятие по логоритмике проходит в виде веселой игры, когда взрослый под музыку читает стишок, сопровождая его жестами и движениями, которые малыш повторяет:

По узенькой дорожке (топчемся на месте )

Шагают наши ножки (теперь высоко поднимаем колени )

По камешкам, по камешкам (переминаемся неспешно с ноги на ногу )

И в ямку… бух! (быстро на пол )
Такие веселые, подвижные уроки не только тренируют память и слух крохи, но и поднимают настроение.

Проводить их желательно 2-3 раза в неделю, обязательно подобрав предварительно музыку для сопровождения.

Логоритмика отлично влияет на психику детей: легковозбудимых она успокаивает, а медлительных тихонь делает более активными.

Особенно важно заниматься, если малыш заикается, его речь слишком быстрая или чересчур медленная, при проблемах с развитием моторики.

Стихи для развития речи - скороговорки и пополнение словарного запаса

В возрасте 3-4 лет набор упражнений для дикции речи ребенка пора пополнить скороговорками и стихами.

Первые нужны для тренировки грамотности, выработки четкости речи и улучшения дикции. Для начальных уроков выбирайте скороговорки не слишком длинные, понятные малышу. Учитывая сложность упражнения, сначала следует выучить текст, затем уже тренировать скорость его произношения.

Попробуйте начать со следующих вариантов:

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • У пенька опять пять опят.
  • Как хорош пирожок, когда внутри - творожок.

Знаете ли вы? В Древней Греции скороговорки использовались в соревнованиях ораторов.

Если выучить наизусть короткую скороговорку малышу уже не составляет труда, переходите к изучению стихов. Их цель в детском - глубокая тренировка памяти, увеличение словарного запаса. Начинайте с веселых четверостиший, легких песенок, что по душе ребенку.

У детей словарный запас делится на две категории:

  • пассивный (слова, что малыш понимает);
  • активный (те, что употребляются им в повседневной речи).
Второй традиционно меньше первого, поэтому надо стараться как можно больше слов перевести из пассива в актив.

Именно для повышения количества произносимых крохой слов и пополнения пассивного запаса используются стишки.
Отличным помощником для родителей, которые заботятся о речевых навыках своего малыша, станут тематические пособия.

В них собраны упражнения для логопедических занятий дома, подобранные опытными специалистами.

«Уроки логопеда. Игры для развития речи»

Пособие включает три раздела:

  • Пальчиковая гимнастика (описывает статические и динамические упражнения, а также тренировки для кистей рук).
  • Артикуляционная гимнастика в книге задействует сказки, стихи, специальные игровые карточки и дает задания на отработку навыков.
  • Отдельно представлены игры на внимание, отработку сложных звуков и слогов.
К преимуществам данного сборника следует отнести:
  • авторы - опытные специалисты в сфере логопедии;
  • материалы поданы в легком, красочном виде с детальными инструкциями по применению;
  • все нужные упражнения собраны в одном месте;
  • заниматься можно в дороге, на отдыхе, в очереди к врачу, а не только дома.

Важно! Рекомендации в пособии составлены для тренировок деток, которые не имеют отклонений в функционировании речевого аппарата. В случае наличия проблем в развитии малыша, с ним должен заниматься непосредственно логопед.

«Большой альбом по развитию речи»

Еще один популярный среди родителей сборник упражнений по логопедии. В его состав вошли:

  • раздел для самых маленьких (о занятиях в первые месяцы жизни, упражнения по моторике, пальчиковым играм, дыхательной гимнастике);
  • раздел о тренировках с малышом 3-5 лет;
  • рекомендации по работе с дошкольником (5-6 лет).
«Большой альбом» предоставляет сразу целостную систему тренировок от первых занятий до уровня первого класса, поэтому родителям не придется искать дополнительные материалы по мере взросления крохи.
Уделяйте занятиям с малышом 15-30 минут в день, постепенно пробуя на практике все вышеизложенные советы. Такие совместные игры не только улучшат речевые навыки крохи, но и подарят массу незабываемых моментов совместного времяпровождения.

Младший дошкольный возраст – это определенный этап в развитии детских речевых навыков. Для малышей в этот период характерна грамотная и логически выстроенная речь. Она перестает быть набором 2-3 слов, связанных по смыслу. Теперь это уже достаточно сложные предложения, причем основные и второстепенные члены которых расставлены правильно, а глаголы и существительные употребляются в падежных склонениях.

В младшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более ясной и понятной, он использует сложные грамматические конструкции

Что касается произношения, то как раз к 4-5 годам у многих детей оно становится чистым и в значительной степени правильным, сокращается количество уменьшительных слов. Ближе к завершению пятого года жизни большинство малышей выговаривают практически все звуки родного языка (рекомендуем прочитать: ). Исключением могут быть шипящие и «р».

Иногда ребенок может испытывать трудности с произношением отдельных звуков. В такой ситуации родители часто задаются вопросами о том, каким образом помочь малышу, стоит ли вообще вмешиваться в процесс или все пройдет со временем само. Увы, но без специальных занятий особенности в произношении не исправить. Различные логопедические упражнения, рассчитанные на детей, направлены на развитие правильной речи, чтобы ребенок мог в дальнейшем свободно общаться с окружающими.

Артикуляция обеспечивается слаженной работой мышц языка, глотки, гортани, неба и дыхательной мускулатуры. Данный процесс также может затрудняться из-за самых минимальных отклонений слуха.

Речевые особенности

До четырехлетнего возраста у детей в редких случаях получается дать характеристику предмету или описать его свойства и качества. Обычно в этих целях они прибегают к помощи разведения рук или указывания пальцами, а если взрослые их не могут понять, начинают сердиться. Ребенок, которому уже исполнилось 4-5 лет, в большей степени способен дать свое объяснение чего-либо, однако на собственном языке, состоящем из исковерканных слов. Например, муйка - мультик или зезя - ежик.


Ребенок уже отлично понимает, что от него хотят, и старается описать предметы на понятном, но порой чуть исковерканном языке

В процессе речевого развития у ребенка 4 лет желательно отмечать подобные детские термины и исправлять их, уча малыша тому, как говорить правильно. Важно проявить при этом терпение и не ругать кроху, так как он просто не в состоянии моментально запомнить правильный вариант, тем более того, что дается ему с трудом. Однако всегда стоит обращать внимание ребенка на такие вот переделанные слова, объясняя, что они ненастоящие, проговаривать с ним верный вариант.

К пятигодичному рубежу малышам доставляет удовольствие учить стихотворения. Со временем, если читать с крохой и разучивать всевозможные скороговорки и веселые стишки, он и сам может начать поиск разных рифм.

Казалось бы, что соединение в небольшие сочетания, в пределах 2 строк, рифмующихся слов - это достаточно незамысловатое и простое занятие. Однако именно оно помогает развить у ребенка слух, гармоничность речи и умение соединять слова, которые похожи по звучанию.

Кроме того очень важен такой момент как развитие музыкального слуха. В пять лет это весомый нюанс в формировании способности правильно говорить, так как ребенку нужно слушать и воспринимать повседневную речь и окружающие звуки. Родителям следует способствовать тому, чтобы малыш разобрался в происхождении шумов и звуков, которые для взрослого человека уже стали привычными.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

Какой обязана быть речь ребенка в возрасте 4-5 лет? Ниже приведен общий список ее основных показателей:

  1. Достаточный словарный запас. Ребенку должно хватать слов в арсенале, чтобы составлять предложения из 5-7 слов.
  2. Понятность. В этом возрасте то, что говорит кроха, уже должно быть понятно не только родителям, но и посторонним людям.
  3. Способность ориентироваться в пространстве и отличать предметы между собой, зная и называя их качества.
  4. Знание единственного и множественного числа.
  5. Умение легко найти описанный предмет или наоборот самому описать требуемую вещь.
  6. Ведение диалога. Ребенок уже может задавать вопросы и отвечать на них.
  7. Пересказ прочитанной сказки. Также способен рассказать стишок или спеть недлинную песенку.
  8. Кроха с легкостью называет свое имя или имена близких родственников, свою фамилию, возраст, плюс клички домашних питомцев.

Трудности произношения

В младшем дошкольном возрасте дети учатся произносить следующие звуки:

  1. Шипящие. К ним относятся «ч», «ш», «щ» и «ж».
  2. Свистящие. Это «с», «з», «ц».
  3. Сонорные. Этими звуками являются «р» и «л».

Дошкольный возраст - самое время для постановки звука Р

Нередко встречается ситуация, когда малыши не понимают разницы между звуками, они у них все перемешаны и вместо «р» часто можно услышать «л». Как результат, в разговоре русалка становится лусалкой, часы превращаются в цясы, а вместо слова щавель можно услышать сявель. Родителям стоит очень внимательно относиться к становлению шипящих и свистящих звуков у ребенка, так как попустительство в этом вопросе может привести к трудностям с речью в дальнейшем на достаточно долгий срок. Провести корректировку произношения у четырехлетки значительно легче, чем сделать это у первоклассника.

Однако бывает и обратная ситуация, когда ребенок, научившись правильно произносить звуки, которые прежде вызывали трудности, начинает употреблять их везде. Например, вместо луны говорит руна или лужу называет ружой. Важно всегда замечать и исправлять неверное произношение.

Начало логопедических занятий

С чего именно требуется начинать делать логопедические занятия, чтобы достичь результата? В первую очередь, необходимо выяснить, с какими конкретно звуками у малыша проблемы. Для этих целей можно использовать картотеку со словами, которые должен проговаривать ребенок. Определенный звук должен встречаться в разных частях слова, то есть в начале, середине и конце. Только после выявления дефектов можно приступать к работе над ними.


Выявить речевые нарушения можно с помощью увлекательных интересных карточек

Заниматься исправлением звуков необходимо с каждым по отдельности, причем начиная с легких и потом переходя к более сложным. Нужно дать доступное малышу объяснение того, как при произношении должны правильно располагаться язык и губы. Форма указаний в виде игры - наиболее комфортный способ для понимания крохи.

Как только у ребенка стал получаться проблемный звук, его следует вводить в употребление при повседневном общении. В это же время начинать исправлять следующий звук. Родителям следует быть готовым к тому, что процесс будет двигаться медленно и может затянуться на месяцы.

Упражнения для разминки губ и мышц языка

Перед любым занятием, направленным на исправление произношения, следует выполнять разминку языка и губ. Делать ее лучше в сидячем положении, так как сидя у малыша выпрямленная спина и тело не напряжено. Ему должно быть видно свое лицо и лицо взрослого, так он будет способен следить за правильностью выполнения упражнений. Так что зарядка должна проводиться перед зеркалом достаточных размеров.

В виде игры взрослому нужно описать задание, которое они будут делать. Сначала следует самому показать его крохе, после чего тот должен его повторить. При необходимости придется помогать ребенку, пользуясь ложкой, чистым пальцем или другим удобным предметом.


Перед началом занятий нужно обязательно проводить разминку языка и губ

Ряд самых распространенных упражнений для разминки языка и губ:

  • растягивание губ в улыбку, со спрятанными зубами;
  • вытягивание губ хоботком;
  • поднимание верхней губы со стиснутыми челюстями;
  • круговые движения губами, вытянутыми в трубочку;
  • массирование вытянутых губ пальцами;
  • надувание щек, вместе и по отдельности;
  • втягивание щек;
  • облизывание губ по кругу с открытым ртом;
  • вытягивание напряженного языка вверх и вниз;
  • прижимание языка к небу в открытом рту, при этом нижнюю челюсть надо тянуть вниз.

Постановка звука «р»

Наиболее распространенная проблема, с которой сталкиваются дети в юном возрасте - это произношение звука «р». Обычно проблемный звук просто пропускается детьми или они делают ему замену. Чтобы помочь крохе, существует ряд специальных дидактических приемов в логопедии.

Многие упражнения, направленные на исправление дефектов в произношении данного звука, можно делать с ребенком и в домашних условиях. Однако проконсультироваться с логопедом все же стоит, так как речевые проблемы зачастую связаны с физиологическими особенностями и отклонениями от нормы. Примером этого может служить недостаточно развитая уздечка. В результате ребенок не может достать языком до неба. Понять, что вызывает нарушение в речевой деятельности, может исключительно профессионал. Он также посоветует как корректировать имеющиеся дефекты.

Для проверки звука «р» следует попросить кроху прочитать и произнести вслух слова, в которых тот присутствует. Если проблемы возникают только с отдельным звуком, ставить нужно именно его. Если же ребенок не справляется с целыми словами, то тренировать надо слоги.

Ниже приведены упражнения для постановки звука «р»:

  1. Ребенок должен открыть рот и прижать язык к началу роста верхних зубов, при этом несколько раз быстро проговорить «д». После этого повторить то же самое, только теперь кроха еще должен дуть на кончик языка. Такое упражнение даст ему возможность понять, какие вибрации сопровождают произношение звука «р».
  2. Произношение «ж» с широко открытым ртом. В процессе необходимо постепенно поднимать язык к верхним зубам. В это время взрослому необходимо аккуратно подставить шпатель под язык и создать им вибрацию, двигая инструмент в разные стороны, а ребенку требуется подуть.
  3. Проговаривание слога «за», при этом малышу надо оттянуть язык назад. Если в процессе этого вставить шпатель и делать им ритмичные движения в стороны, можно получить «р».

Если звук дается ребенку плохо, начинать нужно с отработки слогов

Постановка шипящих

Упражнения для постановки шипящих начинаются с тренировки звука «ш». Он в будущем станет базой для произношения звука «ж». С самого начала кроха учится произносить слог «са», при этом он должен поднимать язык к основанию зубов. При появлении шипения занимающийся с ребенком родитель, используя зеркало, помогает сделать так, чтобы этот момент отложился у малыша в памяти. После чего он должен дуть и добавить на выдохе звук «а». Таким образом, в итоге и получается звук «ш».

В то время как ребенок будет проговаривать звук «са», взрослый может установить его язык в правильном положении при помощи шпателя. После нескольких удачных попыток следует проверить способность крохи ставить язык должным образом самостоятельно. Освоив произношение этого звука, можно переходить к изучению звука «ж».

В случае со звуком «щ» обычно прибегают к помощи «с». Ребенком произносится слог «си», задерживаясь на шипящем компоненте, а в это время взрослый, пользуясь шпателем, производит сдвиг языка назад, приподнимая его при этом.

Постановка «ч» происходит посредством звука «т». Допускается как прямой, так и обратный слог. Проговаривать его необходимо, делая ощутимый выдох на согласной. Кончик языка снова отодвигается назад шпателем.

Упражнения для общего развития речи

Что можно предпринять на данном этапе развития ребенка, чтобы помочь ему совершенствовать свою речь? Для этого следует:

  • Вести диалог. Как можно чаще нужно вовлекать ребенка в общую беседу. Пусть он отвечает на вопросы, сам задает их. Больше интересоваться его мнением. Неплохо периодически спрашивать его совета.
  • Тренировать монологическую речь. Этому стоит уделять отдельное внимание. Многие дети очень часто любят разговаривать сами с собой, описывать собственные действия и игры. Такой своеобразный монолог является важным помощником в развитии речи. Так что рекомендуется поощрять такую монологическую беседу. Сделать это можно, ставя перед малышом специальные задания. Например, в качестве игры попросить его дать описание предмета или животного, или того, что он видит за окном. Естественно, важно помнить, что все дети индивидуальны, и у некоторых освоение речи происходит быстрее.
  • Обогащать словарный запас. Для этого прекрасно подойдет совместное придумывание историй или сказок, которые богаты словами-синонимами. Одной из таких сказок может быть: «У одной любопытной, любознательной девочки было два глазика. Утром, когда она просыпалась, глазики открывались и начинали глядеть во все стороны, на все смотреть и рассматривать, исследовать, внимательно разглядывать, за всем наблюдать, все видеть и все замечать. Как только глазки уставали, то просили хозяйку дать им отдохнуть, ведь они так много глядели, наблюдали, смотрели, изучали. Они просили ее закрыть их и поспать. Девочка закрывала глазки и засыпала. На следующий день все начиналось сначала. Глазки снова рассматривали, исследовали и наблюдали».
  • Учить кроху использовать слова в различных контекстах. Это поможет активировать его словарный запас. Например, рассказывать ему следующее: «Это животные. Животные бывают дикими и домашними. Они встречаются в лесах и в горах, в прериях и в джунглях. Они могут жить по одному или стадами и стаями. Они могут питаться мясом или быть травоядными».

Совместное сочинение историй или сказок обогащает словарный запас малыша

Дополнительные действия, направленные на развитие речи

В этом возрасте детям свойственно путать слова, которые похожи по звучанию, но имеют разный смысл и написание, например, экскаватор и эскалатор, или слова, пишущиеся и произносящиеся одинаково, но имеющие разное значение, например дверная ручка и шариковая ручка. Крохе следует понятным ему языком объяснить разницу между словами. Например, что с помощью дверной ручки можно открывать дверь, а шариковой ручкой можно писать на бумаге. Понимание подобных речевых феноменов поспособствует обогащению детского словарного запаса.

Также стоит заниматься формированием образного и ассоциативного мышления. В этих целях хорошо в процессе игры использовать предметы и игрушки не по их прямому назначению, а представлять то, на что та или иная вещь похожа. Например, из шапки сделать сумку для похода по магазинам, а в качестве денег взять календарики, детали мозаики или конструктора.

Развивающие задания и вопросы для крохи во время игр

Существует ряд заданий, которые пригодятся родителям для игр на развитие речи. Например:

  • Что можно сделать из дерева? Стол, стул, кровать и так далее.
  • В чем ошибка? Машины обязаны ехать на красный свет.
  • Что из этого лишнее? Собака, кошка, БАБОЧКА, тигр.
  • Как сказать ласково? Папа - папочка, заяц – зайчик.
  • Назвать противоположное качество. Большой – маленький, длинный - короткий, пустой – полный.
  • Назвать чем отличаются предметы, а что их объединяет. Дятел и курица, тапки и кроссовки, лук и апельсин.
  • Что неправильно? Холодный вода, вкусное груша, деревянная стол.
  • Множественное число. Один карандаш – много карандашей, одна кукла – много кукол.
  • Описать нужными словами признак или действие предмета. Какой помидор? Красный, круглый. Что делает мяч? Прыгает, катается.

Логопедические занятия бывают не только дисциплинарными - задавать ребенку вопросы можно и на прогулке, по дороге в садик

Вспомогательная литература

Занятия с логопедом обязательно принесут пользу ребенку, однако определенные упражнения для корректировки дефектов всегда можно попробовать поделать вместе с ребенком и самостоятельно дома. В этом пригодятся различные видео из интернета, а также следующие книги.

Содержание:

Правильная и красивая речь - залог успеха в любых начинаниях. Прислушайтесь к разговору ребенка и задумайтесь, может ли ваша речь стать примером для подражания. Если заметили отклонения от нормы, необходимо обратиться к логопеду или попытаться скорректировать неправильные звуки самостоятельно. Для успешных занятий разработано множество эффективных методик и универсальных приемов, помогающих быстро добиться желаемого результата.

  1. 1. Начните занятия с простых звуков, переходите к сложным постепенно («к», «г», «х», «й», «л», «р»).
  2. 2. Перед началом работы сделайте логопедическую разминку для губ и языка.
  3. 3. Организуйте занятия так, чтобы они нравились ребенку.
  4. 4. Упражнения для постановки звуков возьмите из логопедического пособия.

Упорство и терпение плюс последовательное выполнение методических рекомендаций позволят достигнуть успеха в самые кратчайшие сроки.

Для развития речи

Артикуляционная гимнастика - логопедическая разминка – логозарядка - комплекс упражнений, улучшающих подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой, ребёнок не должен испытывать принуждение.

Повторяйте упражнения при каждом удобном случае, одновременно тренируйте дыхание. Дыхательную гимнастику организуйте в игровом стиле. Несколько популярных упражнений понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны.

  1. 1. «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльные пузыри между ладошками, или на улице. Для занятия подготовьте мыльный раствор из шампуня и воды.
  2. 2. «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа).
  3. 3. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги и пустите их в тазик с водой. Дуйте на кораблики, соревнуясь, чей дальше уплывет. Выполняйте упражнение не более 7 секунд, чтобы у ребенка не закружилась голова.
  4. 4. «Весёлая обезьянка». Надуть щёки и потянуть за ушки, показать и спрятать язычок, по гримасничать перед зеркалом. Сделать серьёзное лицо, а затем снова показать обезьянку.
  5. 5. «Надувание шаров». Надувайте вместе с ребенком разноцветные шары и складывайте их на стол, потом сдувайте со стола.
  6. 6. «Как шипит змейка». Предложите ребенку показать как шипит маленькая змейка (тихо). Как шипит большая змея (средней силы) и огромная (очень сильное шипение).

Работа над звуком «р»

После разминки приступайте к постановке звуков. Наиболее проблемным является звук «р», его тренируют специальными упражнениями.

  1. 1. «Чьи зубки лучше блестят»:
  • раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубам, наподобие чистки;
  • показать чистые зубы в улыбке.

Важно! На губах улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.

  1. 2. «Мы покрасим дом»:
  • растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;
  • делать языком движения назад-вперед, как кисточку маляра, который красит дом.

Важно! Губы неподвижные, язычок прикасается к внешней стороне зубов.

  1. 3. «Кто дальше бросит мяч»:
  • растянуть губы в улыбке;
  • высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить звук «ф» так долго, чтобы получилось передуть ватку на противоположный край стола.

Важно! Не надувать щеки, контролировать чтобы ребенок произносил звук «ф».

  1. 4. «Вкусное повидло».

Немного открыть рот и сделать движение языком по губам, будто слизываете повидло. Можно капнуть на губы ребенка капельку меда или повидла.

Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если она пытается помочь языку, язык не касается уголков рта.

  1. 5. «Птица»:
  • раскрыть рот, положить широкий язычок на верхнюю губу и двигать им по губе назад и вперед;
  • одновременно, не отрывая язык от губ, выполнить поглаживающие движения;
  • делать упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и произносить бл-бл-бл, как голубь.

Важно! Язык хорошо облизывает губу, не вываливается вперёд и не уходит в сторону.

  1. 6. «Музыканты»:
  • открыть рот в улыбке, побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D;
  • упражнение напоминает барабанную дробь, скорость с каждым разом увеличивать.

Важно! Удар языка четкий, как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения формируется сильная воздушная струя, рот не закрывается. При правильном выполнении поднесенный ко рту листок бумаги отклоняется.

Постановка звука «ц»

Наиболее эффективны 2 методики работы над произношением звука «ц».

  1. 1. Игровая форма:
  • поднесите палец к губам и скажите ребёнку – «Не говори так громко. Тише!» - т-ссс; На крыше спит котик т-ссс. Не буди его, а то он съест мышек т-ссс. Всё вокруг тихо т-ссс. Мышки не шумите т-ссс;
  • поезд останавливается т-ссс. Не шумите пассажиры т-ссс. Не торопитесь выйти т-ссс. Не разговаривайте так громко т-ссс.
  1. 2. От поставленных звуков.

Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук «ц». Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука. Объясните ребёнку, что струя воздуха должна быть одна. Повторяйте упражнение, пока ребенок не устанет.

Для звука «л»

  • «Гудок поезда». Показать язычок и одновременно сказать – у-у-у. Поезд едет у-у-у. Громко, четко у-у-у.
  • «Чистый язычок». Прижать язык между зубами, будто пытаетесь чистить. Выполнять движения вверх и вниз. Упражнение похоже на маляра, который красит дом.
  • «Поиграем с лошадкой» (звук от цокота копыт). Веселая лошадка бегает, а копытца поют цок-цок-цок. Побегать с ребёнком, изображая лошадку.
  • «Язычок поет». Немного прикусив язык, пропеть лёк-лёк-лёк. Помолчать и снова лёк-лёк-лёк. Сделать два-три подхода.

При заикании

При работе с заиканием важно формировать плавность речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме в комфортных для ребенка условиях.

  1. 1. «Весёлые карусели». Ходить по кругу и на каждый шаг произносить: «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
  2. 2. «Веселые цыплята». Прыжки на правой и левой ноге попеременно со словами: «Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
  3. 3. «Поиграем в дирижёра». Ритмично делайте взмахи руками, ребёнок должен произносить на распев любые слова, слоги или гласные.
  4. 4. Хлопаем в ладоши на каждый гласный звук. При успешном выполнении добавляем топанье ногой. Если у ребёнка не получается одновременно хлопать и топать, отработайте поочередно, затем соедините. Важно, чтобы ребёнку упражнение нравилось, он чувствовал себя комфортно, не боялся и не стеснялся.
  5. 5. Предложить ребёнку прочесть короткое детское стихотворение под любую спокойную музыку, следить за соблюдением ритма. При успешном прочтении маленького стихотворения, подберите более сложные и длинные. Предложите рассказать знакомое стихотворение в такт музыке, мелодия классическая или современная без слов.

Для взрослых

Перед началом занятий с ребенком обратите внимание на свою речь, если некоторые звуки произносите не достаточно четко, потренируйте их скороговорками. Последовательность занятий:

  • прочитайте скороговорку несколько раз;
  • попробуйте произнести, медленно выговаривая все звуки;
  • не ускоряйте темп, пока не получится ясно и чётко;
  • добившись положительных результатов, ускорьте темп. Главным является точное воспроизведение звуков, а не скорость;
  • маленькие скороговорки произносите на одном дыхании, соблюдайте темп и ритм.

На четкость произношения

Произнесите ясно и чётко: трава, дрова, кровать, река, рак, огонь, лук, стук, гроздь, гвоздь, орёл, козёл, пришёл, ушёл, зашёл, каратист, пианист, фашист, интурист, бровь, морковь, метель, карусель, вода, игра, дошла, подошва, полк, кружка, подружка, тарелка, белка, кровать, стоять, писать, летать, скакать, птица.

Эти слова позволяют выявить проблемные звуки.

Возьмите любое стихотворение или текст и читайте его с интонацией, четко проговаривая звуки. Следите за положением нижней челюсти и губ.

Принципиальных отличий при работе с детьми и взрослыми нет, техника и упражнения одинаковые. Правильность выполнения упражнений контролируйте у зеркала.

После инсульта

Логопедические упражнения помогут восстановить речь после инсульта при их систематическом выполнении. Каждое упражнение повторяйте 15-20 раз.

  1. 1. «Лошадь». Двигайте языком во рту так, чтобы имитировать лошадиное цоканье.
  2. 2. «Ядовитая змея». Высовывайте язык, как можно дальше, и шипите, как змея.
  3. 3. «Стена». Сделайте оскал, чтобы были видны передние зубы. Выполняется без звука.
  4. 4. «Добрый волшебник». Улыбайтесь, не показывая зубы.
  5. 5. «Дудочка». Покажите кончик языка, свернутого трубочкой, дуйте в него, как можно сильнее.
  6. 6. «Громкоговоритель». Сделайте губы трубочкой, приставьте к губам ладошку и громко трубите.
  7. 7. «Бублик». Округлите губы и пойте О-О-О-О-О-О-О.
  8. 8. «Маятник». Высуньте язык и двигайте его вверх-вниз, как маятник.
  9. 9. «Хорошая ладошка». Целовать ладошку, громко чмокая (как при воздушном поцелуе). При выполнении упражнения складывайте губы в трубочку с напряжением.
  10. 10. «Хобот слона». Высуньте язык и попробуйте достать сначала нос, затем подбородок, не помогайте губами.

Регулярное выполнение упражнений поможет больному после инсульта восстановить речь и вернуться к полноценному общению.

Логопедические занятия для детей и взрослых тренируют артикуляционный аппарат, повышают четкость произношения, формируют правильную речь. При постановке звуков важно выполнять дыхательные упражнения.

Загрузка...